Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Бюджетному Учету Для Бюджетных Учреждений В 2015 Году img-1

Инструкция По Бюджетному Учету Для Бюджетных Учреждений В 2015 Году

Рейтинг: 4.4/5.0 (1920 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Анализ изменений в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений в 2015 году (Беспалов М

Законопроектом "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции" предлагается возложение ответственности за вред, причиненный коррупционным преступлением, помимо виновного лица, также на родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований считать, что материальные блага получены ими в результате коррупционного преступления, либо являются доходом от имущества, полученного в результате подобного преступления.

Предлагаемые изменения позволят расширить возможности реализации мероприятий государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также позволят решить проблему обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в малонаселенных местностях, где наблюдается неблагополучная экологическая обстановка, отсутствие рабочих мест и т.д.

Целью законопроекта является ограничение пассивного избирательного права лиц, имеющих заболевания, препятствующие поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению.

Дата размещения статьи: 25.08.2016

Анализ изменений в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений в 2015 году (Беспалов М.В.)

В статье рассмотрены изменения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений в 2015 г. в том числе: особенности учета земельных участков, находящихся на праве оперативного пользования, учет оплаты по банковской карте через платежный терминал, установленный в кассе организации - эквайринг, учет формирования и расходования резервов предстоящих расходов, порядок проведения взаимозачетов, учет по новым правила реализации нефинансовых активов и т.д.

С 01.01.2011 бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет по правилам, установленным следующими Приказами Минфина России:
- от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
До 2015 г. существенных поправок в правила ведения бюджетного учета регулятором не принималось, хотя по ряду направлений, например в рамках развития электронных платежей, необходимость внедрения корректив в правила ведения бухучета давно назрела. Поэтому ряд изменений в правилах бюджетного учета, вступивших в силу 2015 г. можно считать вполне ожидаемыми.
Основными документами, вносящими изменения в правила бюджетного учета, в 2015 г. являются:
- Приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- проект приказа Минфина России от 19.09.2014 "О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную Приказом Министерства финансов РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н".
Рассмотрим более подробно принятые изменения. Так, в новой редакции Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, отражен порядок перевода объекта нефинансовых активов в состав особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) из другой категории, и наоборот. Например, при переводе основного средства, относящегося к "иному движимому имуществу" в составе ОЦДИ, нужно отразить следующие проводки:
Д-т сч. 40110172 К-т сч. 10130000 - отражен перевод иного движимого имущества в другую категорию;
Д-т сч. 10430000 К-т сч. 40110172 - отражен перевод амортизации, начисленной на объект основных средств за время его нахождения в составе иного движимого имущества;
Д-т сч. 10120000 К-т сч. 40110172 - включен в состав ОЦДИ объект, который ранее учитывался как иное движимое имущество;
Д-т сч. 40110172 К-т сч. 10420000 - отражена начисленная амортизация по основному средству, переведенному в состав ОЦДИ.
Сведения о произведенных изменениях нужно отразить в инвентарной карточке соответствующего основного средства (абз. 17 п. 3.4, пп. "б" п. 3.14 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
По новым правилам, земельные участки, закрепленные за бюджетными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежат учету на счете 10300 "Непроизведенные активы" на основании свидетельства, подтверждающего право пользования, по их кадастровой стоимости (пп. "в" п. 3.15, п. 3.26, пп. "б" п. 3.27 Приложения к Приказу Минфина России от 29.08.2014 N 89н). До 2015 г. земельные участки, закрепленные за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитывались на забалансовом сч. 01 "Имущество, полученное в пользование".
Земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, отражаются в учете следующей записью: Д-т сч. 410311330 К-т сч. 440110180 - отражено получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости (п. 3.9 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Важно подчеркнуть, что недвижимое имущество вне зависимости от источника его приобретения, к которому относятся и земельные участки, необходимо поставить на расчеты с учредителем, т.е. учесть на сч. 21006: Д-т сч. 440110172 К-т сч. 421006660 - отражено увеличение расчетов с учредителем на стоимость земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования, по его кадастровой стоимости.
В учете материальных запасов добавлена новая корреспонденция: Д-т сч. 40120272 (10900272) К-т сч. 10500000 - переданы материальные запасы сотрудникам учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных обязанностей. Одновременно ценности, переданные сотрудникам, необходимо отразить на новом забалансовом сч. 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" (пп. "в" п. 3.19 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
С 01.01.2015 расширен перечень операций, при совершении которых необходимо применять сч. 20123 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути". Данный счет используется при поступлении оплаты дебиторской задолженности по банковской карте через платежный терминал, установленный в кассе организации (эквайринг): Д-т сч. 220123510 К-т сч. 220531660 - принята оплата за товары (работы, услуги) через платежный терминал - эквайринг.
Также сч. 20123 используется при работе с инкассаторами: Д-т сч. 20123510 "Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" К-т сч. 20134610 "Выбытия средств из кассы учреждения" - переданы деньги из кассы учреждения инкассаторам.
Аналогичная проводка оформляется при выбытии денежных средств из кассы учреждения при одновременном их внесении на банковскую карту через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт).
Кроме того, сч. 20123 применяется при совершении операций по приему возвратов дебиторской задолженности с использованием расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал (эквайринг), установленный в кассе учреждения, при этом оформляется проводка: Д-т сч. 20123510 "Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" К-т соответствующих аналитических счетов 20600000 "Расчеты по выданным авансам", 20800000 "Расчеты с подотчетными лицами", 20900000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 3.44 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В свою очередь поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм, инкассированных наличных денег, а также сумм, внесенных с использованием расчетных (дебетовых) карт учреждения через банкомат, сумм полученных оплат, возвратов дебиторской задолженности с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал (эквайринг), установленный в кассе учреждения, отражается следующей проводкой: Д-т сч. 20111510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" К-т сч. 20123610 "Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути".
В случае если средства на лицевой счет учреждения зачислили в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, то формируется проводка: Д-т сч. 21003560 "Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам" К-т сч. 20123610 "Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" (п. 3.45 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В новой редакции Инструкции N 174н расширена корреспонденция к сч. 204 "Финансовые вложения", так, при вкладе в уставный капитал хозяйственных обществ права использования результатов интеллектуальной деятельности (программ ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.д.), исключительные права на которые сохраняются за учреждением, формируется проводка: Д-т сч. 220400000 К-т сч. 240110180 - приняты к учету акции и иные формы участия в капитале.
Кроме того, добавлены проводки для отражения курсовых разниц от переоценки финансовых вложений, стоимость которых выражена в иностранной валюте:
Д-т сч. 220400000 "Финансовые вложения" К-т сч. 240110171 "Доходы от переоценки активов" - отражена положительная курсовая разница;
Д-т сч. 240110171 К-т сч. 220400000 - отражена отрицательная курсовая разница (п. п. 3.52 - 3.53 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В новой редакции бюджетного плана счетов значительной корректировке подвергся сч. 205 "Расчеты по доходам", добавлен новый аналитический сч. 20582 "Расчеты по невыясненным поступлениям". При этом перечень прежней аналитики сократили, в том числе исключены следующие аналитические счета:
- 20541 "Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия";
- 20571 "Расчеты по доходам от операций с основными средствами";
- 20572 "Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами";
- 20573 "Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами";
- 20574 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами";
- 20575 "Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами" (п. п. 2.3, 2.4, 2.5 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В свою очередь расширена аналитика к сч. 209 "Расчеты по ущербу имуществу", добавлены следующие аналитические счета:
- 20930 "Расчеты по компенсации затрат";
- 20940 "Расчеты по суммам принудительного изъятия";
- 20983 "Расчеты по иным доходам" (п. п. 2.7, 2.9 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Так как сч. 20541 был исключен из Инструкции N 174н, то применять прежнюю корреспонденцию счетов при начислении доходов от предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями договоров, с нового года нельзя. Для отражения таких расчетов следует использовать новый сч. 20940: Д-т сч. 220940560 К-т сч. 240110140 - начислены доходы от предъявленных контрагенту санкций (штрафов, пеней) (абз. 8 пп. "и" п. 3.96 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Также в новой редакции Инструкции N 174н прописан порядок взаимозачета санкций в счет обязательств перед исполнителем договора: Д-т сч. 230200830 К-т сч. 220940660 - отражено уменьшение обязательств перед поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму предъявленных ему штрафных санкций.
Если договор был заключен за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (КФО 4), то при зачете требований нужно сделать следующие проводки:
Д-т сч. 230406830 "Уменьшение расчетов с прочими кредиторами" К-т сч. 220940660 "Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия";
Д-т сч. 430200830 "Расчеты по принятым обязательствам" К-т сч. 430406730 "Увеличение расчетов с прочими кредиторами" - отражено уменьшение обязательств перед исполнителем зачетом встречных требований (пп. "г" п. 3.66, пп. "в" п. 3.78 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Так как аналитические счета 20571, 20572, 20573, 20574 исключены, то для отражения доходов от реализации нефинансовых активов (НФА) по новым правилам предусмотрена следующая корреспонденция: Д-т сч. 220983560 "Расчеты по иным доходам" К-т сч. 240110172 "Доходы от операций с активами" - начислен доход от реализации НФА (за исключением готовой продукции и товаров) (абз. 7 пп. "а" п. 3.96 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Если нефинансовые активы реализованы с рассрочкой платежа, то в учете нужно сделать следующую запись: Д-т сч. 20983560 "Увеличение дебиторской задолженности по иным доходам" К-т сч. 40140172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" - начислена задолженность покупателей по договору реализации имущества в рассрочку с переходом вещного права на объект в следующем году (годах), после завершения расчетов (пп. "з" п. 3.55 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Для начисления доходов от грантов, субсидий, если по соглашению они предоставляются в очередном (следующем) финансовом году, формируют новую проводку: Д-т сч. 20581560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" К-т сч. 40140180 "Прочие доходы будущих периодов" - начислен доход по соглашению о предоставлении грантов, субсидий (в том числе на иные цели) в очередном (следующем) финансовом году (пп. "з" п. 3.55 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Важным изменением является возможность проведения в учете взаимозачетных операций. С нового года в Инструкции N 174н предусмотрела следующая проводка: Д-т сч. 230200000 "Расчеты по принятым обязательствам" К-т сч. 220500000 "Расчеты по доходам" - отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам путем прекращения встречного требования, т.е. проведение взаимозачета требований (пп. "е" п. 3.56 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Бюджетные учреждения в целях удобства проведения расчетных операций могут оформлять корпоративные дебетовые банковские карты. Данные карты необходимы в первую очередь для снижения наличных оборотов, при выдаче денежных средств материально ответственным лицам. Таким образом, материально ответственные лица могут осуществлять закупки материальных ценностей и расплачиваться за них не наличными деньгами, а дебетовой банковской картой учреждения. Также с дебетовой банковской карты организации подотчетные лица могут получать в банкоматах денежные средства, что особо актуально для командированных сотрудников. Для этих целей с 2015 г. в учете предусмотрена проводка: Д-т сч. 20800560 "Расчеты с подотчетными лицами" К-т сч. 21003660 "Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам" - получены подотчетным лицом наличные денежные средства с использованием карт, выданных Федеральным казначейством через банкомат, либо отражена оплата подотчетным лицом за приобретенные услуги, работы, товары с использованием карт через электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт - эквайринг (пп. "б" п. 3.61 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В связи с расширением аналитики к сч. 209 "Расчеты по ущербу имуществу" в Инструкцию N 174н добавили новую корреспонденцию счетов: Д-т сч. 020930560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат" К-т сч. 040110130 "Доходы от оказания платных услуг".
Данную проводку необходимо применять для отражения суммы ущерба:
- по авансам, перечисленным контрагентами и не возвращенным при расторжении с ними контрактов (договоров), в том числе по решению суда;
- по своевременно не возвращенной (не удержанной из зарплаты) задолженности подотчетных лиц, в том числе при оспаривании удержаний;
- по задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
- в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата госпошлины, судебных издержек).
Кроме того, в Инструкции N 174н теперь предусмотрена корреспонденция счетов: Д-т сч. 020941560 "Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по суммам принудительного изъятия" К-т сч. 040110140 "Доходы от сумм принудительного изъятия" - отражена сумма ущерба в виде начисленных процентов за пользование деньгами учреждения вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате (пп. "д" п. 3.65 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Изменения коснулись и порядка отражения расчетов по НДС. С нового года произошла замена сч. 021001000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" на сч. 021010000 "Расчеты по налоговым вычетам НДС". При этом к новому счету теперь открыты два аналитических счета:
- 021011000 "Расчеты по НДС по авансам полученным";
- 021012000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" (п. п. 2.10, 2.11 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Для учета расчетов по НДС по новым правилам установлены следующие проводки:
Д-т сч. 021011560 К-т сч. 030304730 - начислен НДС с аванса, полученного в счет предстоящих поставок;
Д-т сч. 021012560 К-т сч. 030200730 (020800660) - отражена сумма налога, предъявленная по приобретенным товарам (работам, услугам) - "входящий" НДС;
Д-т сч. 030304830 К-т сч. 021012660 - принят к вычету НДС, предъявленный поставщиками (исполнителями).
Также добавлена новая корреспонденция: Д-т сч. 030304830 К-т сч. 021011660 - уменьшен НДС к уплате на сумму налога, начисленного с аванса, полученного в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг (п. п. 3.70, 3.81 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В новой редакции Инструкции N 174н подробно прописан порядок отражения на сч. 021006000 "Расчеты с учредителем" закрепления особо ценного имущества (ОЦИ) учреждения за учредителем. Ранее этот порядок был отражен только в Письмах Минфина России от 17.01.2013 N 02-06-07/111, от 18.09.2012 N 02-06-07/3798.
При закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления на объекты основных средств, нематериальных активов в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, формируется следующая проводка: Д-т сч. 040110172 "Доходы от операций с активами" К-т сч. 021006660 "Уменьшение расчетов с учредителем".
В свою очередь при выбытии недвижимого и особо ценного движимого имущества, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения (при передаче объектов основных средств, нематериальных активов органу власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения) имущества, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления), в сумме балансовой стоимости выбывающего имущества, по методу "красное сторно" отражается бухгалтерская запись: Д-т сч. 040110172 "Доходы от операций с активами" К-т сч. 021006660 "Уменьшение расчетов с учредителем" (п. 3.72 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Кроме того, уточнен порядок учета расчетов по удержаниям из выплат по оплате труда. Инструкция N 174н дополнена следующей корреспонденцией счетов: Д-т сч. 030403830 "Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда" К-т сч. 030406730 "Увеличение расчетов с прочими кредиторами" - уменьшение задолженности подотчетного лица по возврату не использованных им денежных средств на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов по иному виду финансового обеспечения (КФО).
Аналогичная проводка формируется при уменьшении задолженности виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов по иному виду финансового обеспечения (КФО): Д-т сч. 030403830 "Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда" К-т сч. 040110173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" - списана с балансового учета задолженность по удержаниям, не востребованным в течение срока исковой давности кредиторами.
Одновременно отражается увеличение суммы задолженности на забалансовом сч. 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами". В случае наличия документов, подтверждающих смерть кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников), по задолженности, списываемой с баланса, отражение на забалансовом счете не производится (пп. "в" п. 3.86 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
С 2015 г. бюджетные учреждения вправе формировать резервы предстоящих расходов, для этих целей применяется новый сч. 40160.
Операции по начислению сумм резервов отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 010960211 "Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг" К-т сч. 040160211 "Резервы предстоящих расходов по оплате отпусков" - начислены суммы резерва на оплату отпусков;
Д-т сч. 010960213 "Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг" К-т сч. 040160213 "Резервы предстоящих расходов" - начислены суммы резерва на оплату отпусков в части страховых взносов;
Д-т сч. 010600000 "Вложения в нефинансовые активы" К-т сч. 040160000 "Резервы предстоящих расходов" - начислены суммы резерва на восстановление последствий эксплуатации основных средств, включаемой в стоимость основных средств (оценочные значения);
Д-т сч. 010900000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", 040120200 "Расходы экономического субъекта" К-т сч. 040160000 "Резервы предстоящих расходов" - начислены суммы резерва по понесенным расходам, по которым не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений);
Д-т сч. 040120200 "Расходы экономического субъекта" К-т сч. 040160000 "Резервы предстоящих расходов" - начислены суммы резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам);
Д-т сч. 240110100 "Доходы экономического субъекта" К-т сч. 240160000 "Резервы предстоящих расходов" - начислены суммы резерва по отложенному обязательству по уплате налога на прибыль.
При этом операции по начислению расходов за счет сумм резервов отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 040160211 "Резервы предстоящих расходов" К-т сч. 030211730 "Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда" - начислены отпускные (компенсации за неиспользованный отпуск) за счет сформированных резервов;
Д-т сч. 040160000 "Резервы предстоящих расходов" К-т сч. 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" (030225730, 030226730) - начислены расходы по утилизации основных средств, для восстановления последствий эксплуатации которых начислялся резерв;
Д-т сч. 040160000 "Резервы предстоящих расходов" К-т сч. 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" - начислены расходы по оплате обязательств при поступлении расчетных документов;
Д-т сч. 040160000 "Резервы предстоящих расходов" К-т сч. 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам", 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты" - начислены расходы по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам (п. 3.106 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В целом новый сч. 40160 "Резервы предстоящих расходов" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине или времени исполнения, в том числе:
- резервы предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудников учреждения;
- резервы предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
- резервы, возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров, а также ожидаемых судебных расходов (издержек);
- резервы по иным обязательствам, неопределенным по величине или времени исполнения, в случаях, предусмотренных учетной политикой учреждения.
Сам порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. При этом резерв должен быть использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва. Аналитический учет по сч. 40160 ведется по видам создаваемых резервов (п. п. 2.11, 3.67 Приложения к Приказу Минфина России от 29.08.2014 N 89н).
Еще одним новшеством является уточнение порядка списания себестоимости работ (услуг), выполненных бюджетным учреждением, на его финансовый результат. Так, отнесение себестоимости выполненных бюджетным учреждением работ, оказанных услуг в рамках выполнения государственного задания (КФО 4), на уменьшение финансового результата учреждения отражается записью:
Д-т сч. 440110180 "Прочие доходы" К-т сч. 410960200 "Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг".
В свою очередь отнесение стоимости реализованной готовой продукции на финансовый результат текущего финансового года отражается проводкой: Д-т сч. 040110130 "Доходы от оказания платных услуг" К-т сч. 010527440 "Уменьшение стоимости готовой продукции - особо ценного движимого имущества учреждения", 010537440 "Уменьшение стоимости готовой продукции - иного движимого имущества учреждения" (пп. "г" п. 3.98, пп. "г" п. 3.99 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
При этом порядок списания общехозяйственных расходов - сч. 10980 - остался прежним: Д-т сч. 440120200 "Расходы экономического субъекта" К-т сч. 410980000 "Общехозяйственные расходы", 420800000 "Расчеты с подотчетными лицами", 430200000 "Расчеты по принятым обязательствам", 430300000 "Расчеты по платежам в бюджеты" - начислены расходы бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение государственного задания, не формирующие себестоимости работ, услуг (готовой продукции), в том числе расходы по содержанию имущества.
Изменения затронули и пятисотые счета - санкционирование расходов. Например, появились два новых счета:
- принимаемые обязательства (сч. 050207000);
- отложенные обязательства (сч. 050209000).
На сч. 050207000 отражаются обязательства по товарам (работам, услугам), закупка которых проводится конкурентными способами. К таким способам относятся:
- открытые конкурсы;
- конкурсы с ограниченным участием;
- открытые аукционы в электронной форме;
- закрытые аукционы;
- запрос котировок;
- запрос предложений и т.д. (в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Обязательства на сч. 50207 принимаются в момент размещения извещения о закупке. При этом в учете формируется запись: Д-т сч. 050600000 "Право на принятие обязательств" К-т сч. 050207000 "Принимаемые обязательства" - на сумму обязательств, принимаемых бюджетным учреждением в размере начальной (максимальной) цены контракта при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов их определения.
При этом сумма уменьшения принимаемых обязательств относительно начальной (максимальной) цены контракта отражается обратной корреспонденцией счетов.
На основании заключенного контракта в учете оформляется проводка: Д-т сч. 050207000 "Принимаемые обязательства" К-т сч. 050201000 "Принятые обязательства" - приняты обязательства по контракту, заключенному по итогам проведения конкурентных способов закупок (пп. "а" п. 3.114, пп. "б" п. 3.119 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
На сч. 50209 "Отложенные обязательства" отражаются обязательства по расходам, в отношении которых создаются резервы предстоящих расходов. В учете данные операции оформляются следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 050690000 "Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)" К-т сч. 050299000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)" - отражены суммы принимаемых учреждением обязательств в размере сформированных резервов предстоящих расходов.
При этом сумма уменьшения обязательств по сформированному резерву предстоящих расходов, а также принятие обязательства за счет указанного резерва отражается способом "красное сторно" (абз. 3 пп. "б" п. 3.119 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).

1. Беспалов М.В. Общие принципы бухгалтерского учета оплаты труда в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 6. С. 10 - 13.
2. Беспалов М.В. Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 17. С. 2 - 9.
3. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 14. С. 2 - 9.
4. Беспалов М.В. Учет налога на добавленную стоимость в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 10. С. 24 - 28.
5. О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н: проект приказа Минфина России от 19.09.2014.
6. О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению": Приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
10. Письмо Минфина России от 17.01.2013 N 02-06-07/111.
11. Письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798.

Другие статьи

Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)

Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)

Вид поступлений, выбытий объекта учета

1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение № 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.

18-й разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

Проводки в бюджетном учете в 2015 году и 2016 году

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н.

С 2016 года вступили в силу изменения в бюджетный план счетов согласно приказу от 30.11.2015 № 184н. Основными из них являются перечисленные ниже:

  1. Были добавлены некоторые новые корреспонденции счетов.
  2. Исключены счета в связи с выделением отдельного казначейского плана счетов.
  3. Изменен подход к учету готовой продукции (по плановой себестоимости вместо фактической).
  4. Внесены изменения в номера счетов раздела «Санкционирование расходов», теперь они не включают КОСГУ, которые больше не используются при планировании расходов бюджета.

Кроме того, с 2016 года в структуру КБК, которые используются при формировании разрядов 1–17 счета, больше не входит классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ), о чём говорилось выше.

Эти новшества необходимо учитывать при составлении проводок в 2016 году. Однако они не повлияли на наиболее часто используемые корреспонденции, актуальные в 2015–2016 годах. Такие типовые проводки мы рассмотрели в примере.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

Новая бюджетная Инструкция 157н 2015

Новая бюджетная Инструкция 157н 2015

В бюджетную Инструкцию № 157н в 2014 году были внесены существенные изменения (приказ Минфина № 89н от 29.08.2014г.). Поправки коснулись бюджетной бухгалтерской отчетности, что приблизит ее к нормам международным.

Приказ Министерства финансов РФ № 157н от 01.12.2010г. или просто Инструкция № 157н, как принято называть, -?? это свод положений по бюджетному учету. То есть документ касается бухгалтерской отчетности организаций из бюджетной сферы, к которым относятся: госорганы, внебюджетные фонды, государственные и муниципальные учреждения, академии наук и т. д. Поправки в Инструкцию 157н были обусловлены изменениями ФЗ № 402 о бухучете и Гражданского кодекса.

Скачать бесплатно новую редакцию Инструкции № 157н можно на этой странице.

В 2014 году бюджетная Инструкция № 157н претерпела следующие изменения, касающиеся:

  • определения "бухгалтерская отчетность";
  • учетной политики бюджетных организаций;
  • регистрации первичных и основных регистров учета;
  • активов нефинансовых;
  • счетов забалансовых и т. д.

Подробно о всех внесенных поправках читайте у нас на сайте в специальной статье - Изменения в Инструкции 157н в 2015 году .

Чтобы облегчить переход бюджетным организациям на новые порядок учета в соответствии с измененной редакцией Инструкции 157н, Минфин России подготовил специальное письмо № 02-07-07/66918 от 19.12.2014г.

Скачайте Инструкцию № 157н в обновленном виде на этой странице.

Название файла Instruktsya_N_157n_2015.zip Размер файла 184 Kilobytes Тип файла zip (application/zip) Дата добавления 28.01.2015 Добавил Alex Дата изменения 04.02.2015 Скачиваний 14235

План счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях России 2016: инструкция по его применению

Единый план счетов бухгалтерского учета для чайников 2016

Для правильного отображения состояния финансовых, нефинансовых активов и обязательств различных бюджетных организаций и субъектов в Российской Федерации, необходимо использование Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных учреждений (далее – План счетов). Однако бухгалтера нередко сталкиваются с проблемами в применении Плана счетов, с поиском его актуальной редакции, с расшифровкой самих счетов. В данной статье вы найдете краткую инструкцию по применению Плана счетов, обзор последних изменений в этот план и сможете скачать План счетов бухгалтерского учета в России 2016 года.

Краткая инструкция по применению Плана счетов

Прежде чем начать непосредственное рассмотрение Инструкции по применению Плана счетов (далее — Инструкции), давайте разберемся, что же это такое и для чего он нужен.

Единый план счетов используется для осуществления упорядоченного сбора, проведения регистрации и представления информации в обобщенном виде, а также осуществления учета основных средств в бюджетных учреждениях в 2016 году.

Под информацией следует понимать состояние финансовых, нефинансовых активов и обязательств, отображенных в денежном выражении, относящихся к субъектам, подпадающих под сферу применения данного Плана счетов, а также все операции, которые имеют влияние на отображение вышеуказанных активов и обязательств и результаты, которые были получены после осуществления операций (далее – объект учета).

План счетов состоит из номеров и наименований синтетических счетов:

  • Счетов первого порядка – синтетических кодов счетов;
  • Аналитических кодов синтетических счетов.

Государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации, учреждения и юридические лица, чья деятельность связана с бюджетными средствами (далее — субъекты) имеют право, при необходимости и с учетом положений Инструкции, вводить дополнительные аналитические коды синтетических счетов или (и) забалансовые счета.

Бухгалтерский учет должен вестись теми субъектами, которые осуществляют кассовое обслуживание в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Инструкции и другими регулятивными актами касающимися бухгалтерского учета.

При ведении бухгалтерского учета, необходимо учитывать:

  • Начисление результатов операций происходит по факту их совершения, вне зависимости от получения или начисления денежных средств при расчетах;
  • Ведение бухгалтерского учета производится непрерывно. Предполагается, что деятельность субъекта учета будет осуществляться на протяжении неопределенного времени;
  • Бухгалтерский учет основывается на первичных учетных документах, прием которых предполагает их корректное заполнение ответственным лицом;
  • При формировании отчетности бухгалтерского учета, необходимо учитывать существенность фактов хозяйственной жизни субъекта учета, которые оказывают или могут оказать влияние на изменение объекта учета в определенный отчетный период;
  • Информация относительно объекта учета, которая отражается на различных счетах, в том числе забалансовых, должна быть максимально полной, учитывая существенность ее влияния на финансовые решения субъекта учета и затрат на ее формирование;
  • Информация об объекте учета, сформированная субъектом учета на соответствующих счетах и предназначенная для внешних пользователей (публикация в СМИ), должна сопровождаться аналитическим учетом, в объеме показателей, предусмотренных законодательством РФ;
  • Данные и отчетность, формируемые муниципальным учреждением, должны быть сопоставимы между собой, не зависимо от типа учреждения или финансового периода го деятельности;
  • Рабочий план счетов и требования, предъявляемые к структуре аналитического учета, которые были утверждены субъектом учета для формирования учетной политики, имеют непрерывный цикл применения и могут изменяться в случае необходимости в сопоставлении данных бухгалтерского учета и отчетности за конкретный период;
  • При формировании бухгалтерского учета, предполагается, что отражаемая информация является правдивой, то есть такой, которая не имеет существенных ошибок и искажений. В данном случае, термин «существенная ошибка или искажение» должен использоваться в следующей трактовке: информация, пропуск которой может повлиять на экономические решения учредителей или других пользователей информации, которые принимают данные решения, основываясь на полученном отчете;
  • Имущество, являющееся собственностью муниципального учреждения, учитывается обособлено от иного имущества, которое находится у муниципального учреждения по праву пользования или распоряжения (в управлении, на хранении);
  • В отдельности от иных объектов учета, учитываются обязательства, которые покрываются имуществом учреждения, находящимся у него на праве оперативного управления.

В содержание бюджетного Плана счетов бухгалтерского учета 2016 входит 5 разделов. Группировка данных разделов происходит по принципу их экономического содержания. Это сделано для отражения наиболее достоверной финансовой информации в отчетах, а также показателей, необходимых для формирования бюджетной сметы и государственного задания.

Обзор последних изменений в План счетов

Последние изменения в План счетов для организаций бюджетной сферы были внесены Приказом Минфина РФ от 29.08.2015 года №89н.

Наиболее важные изменения коснулись:

  • П. 220 – 221 Инструкции. После вступления изменений в силу, изменился порядок учета расчетов по ущербу имуществу и доходам.
  • П. 385 – 386 Инструкции. Были введены новые забалансовые счета – 27 и 30.
  • П. 387 – 388 Инструкции. Установлен порядок применения забалансовых счетов 27 и 30.
  • П. 224 Инструкции. Поменялся порядок учета НДС. Был введен новый счет 21010, включающий в себя аналитические группы 21011 и 21012. Ранее существовавший счет 21001 был исключен.
  • П 302.1 Инструкции. Был введен новый объект учета – резервы предстоящих расходов и порядок его применения. Данный объект учета отражается в счете 40160.
  • Добавлен абз. 2 в п. 71 Инструкции. Был изменен порядок учета земельных участков, находящихся в постоянном бессрочном пользовании у государственных учреждений, в том числе под объектами недвижимости. Теперь такие участки учитываются на счете 10300.

Были изменены некоторые наименования счетов бухгалтерского учета. К примеру, счет 20120 ранее имел наименование «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации», теперь он называется «Денежные средства учреждения в кредитной организации».

Share this: