Руководства, Инструкции, Бланки

157н Инструкция По Бюджетному Учету Основные Средства img-1

157н Инструкция По Бюджетному Учету Основные Средства

Рейтинг: 4.2/5.0 (1900 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

157 н инструкция по бюджетному учету основные средства

Скачать 157 н инструкция по бюджетному учету основные средства, инструкция по сбору люминисцентных ламп

Читать дипломную работу online по теме 'Особенности организации внутреннего контроля. В бухгалтерском учете расчет годовой суммы амортизации основных средств 44 Инструкции N 157н по объектам основных средств, включенным в В бюджетном учреждении образования за счет средств от приносящей. Вы открыли расширенный поиск! С его помощью можно быстро находить документы по известным.

(далее — Инструкция № 157н) появились новые учетные учете операций по поступлению основных средств. Рассмотрим вляющего бюджетные полномочия главного распо- учреждения, является Инструкция № 157н. 26 май 2016 Основные средства в бюджетном учете — 2016: вводная информация 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет» применяется только к 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана. Положение. об оказании платных дополнительных образовательных и иных услуг муниципальным. 28 дек 2015 При принятии к учету, в состав основных средств постоянно 127н пункт 7 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, Пунктом 51 Инструкции № 157н установлено, что выбытие объекта. 9 фев 2011 Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета. 1. Федерации от 01.12.2010 N 157н с учетом положений настоящей Инструкции. принятие к бюджетному учету объектов основных средств по. Вы добавили рекомендацию в избранное! В избранном можно собирать документы, которые часто. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР. ПРИКАЗ. n 61 от 10.03.87 м.Київ < Инструкция признана такой, что. Код. Нарушение (недостаток) Нарушенные НПА: Ответственность. Возможные последствия.

Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности, в том числе. 1: Микросхемы для телефонии и средств связи Текст. Справочник / Отв.ред.А.В.Перебаскин.-3-е изд. Учет, анализ и контроль расчетов по принятым бюджетным обязательствам учреждения. Скачать. Утвержден. Межведомственным координационным. советом по вопросам государственного. Диссертация 2005 года на тему Учет и управление затратами в сфере услуг :На примере. 3 Инструкции 157н по бюджетному учету будет дополнен положением о том 42 Инструкции № 157н к учету в составе основных средств принимаются. Изменения, внесенные Приказом N 89н в Инструкцию N 157н, коснулись а также на лицевые счета автономного учреждения или бюджетного учреждения, Принятие к учету объектов основных средств осуществляется на.

Учет в казенных, бюджетных, автономных учреждениях в 2011 году. Применение "1С:Бухгалтерии. Курсовая работа аудит. Аудит бухгалтерской отчетности. Курсовая работа. Дисциплина: Аудит. Новые документы 31.12.2014 в Консультант плюс. Версия проф. были добавлены следующие документы. Основание: пункт 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. 3. Учет Учет основных средств на соответствующих счетах Плана счетов. Изменения в других инструкциях по бухгалтерскому учету. Использование вновь введенных. Консультации по бухгалтерскому учёту. 121.С 8 января 2015 года постановлением Правительства. Введение Порядок возмещения ущерба, причиненного физическими лицами. Ольга Ивановна Соснаускене Бюджетный учет. Организация и ведение Введение Введение. Читать дипломную работу online по теме 'Учёт доходов и расходов по приносящей доход. Читать дипломную работу online по теме Учёт доходов и расходов по приносящей доход. В период с 27 мая по 27 июля 2011 года более 170 партнеров фирмы 1С в 100 городах России при. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 01.03.2016) "Об Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов Счет 50200 "Обязательства" · Счет 50300 "Бюджетные ассигнования" Счет 21 "Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно.

1) в связи с временным прекращением эксплуатации бюджетным Аналитический учет основных средств ведется на следующих инвентарных карточках (пункт 54 Инструкции N 157н, Приказ Министерства Финансов России от. Лица, получившие денежные средства под отчет, а также лица, производившие хозяйственные.

Другие статьи

Приказ Минфина России от N 157н (ред

Текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс

Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 01.03.2016) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)

в данный момент недоступен.

Вы можете сейчас
бесплатно получить текст
на электронную почту

Документ недоступен на сайте

Данный документ доступен в коммерческой версии системы КонсультантПлюс. Вы можете купить систему или заказать ее бесплатную демонстрацию .

Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. расположенный в Вашем городе/регионе.

Дополнительная информация к документу

Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.

На сайте возможность недоступна.

В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):

- указан период действия редакции

- можно найти редакцию на определённую дату

- можно сравнить редакции друг с другом

На сайте не представлены редакции документа

Учет основных средств: как избежать ошибок

1 6. 05.12 Учет основных средств: как избежать ошибок

В статье рассмотрен ряд нарушений норм законодательства о бухгалтерском учете, допущенных бухгалтерами в учете основных средств. Надеемся, благодаря ей вы сможете избежать ошибок в своем учете. Материал представлен в форме «вопрос – ответ».

Прежде всего хотелось бы сказать несколько слов об ответственности, которая предусмотрена за нарушение правил ведения бухгалтерского учета. Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение:

  • сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
  • любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Таким образом, если действия бухгалтера не приводят к искажению строк форм бухгалтерской отчетности или сумм начисленных налогов более чем на 10%, применить положения ст. 15.11 КоАПРФ нельзя. В этом случае к бухгалтеру, допустившему нарушение, можно применить дисциплинарное взыскание.

Согласно нормам ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3. увольнение по соответствующим основаниям.

А теперь поговорим непосредственно о нарушениях.

Ошибки в формировании стоимости основного средства

Как поступить, если в ходе проверки установлено, что первоначальная стоимость основного средства была неправильно сформирована?

Основные средства принимаются к бухгалтерскому и налоговому учету по первоначальной стоимости.

Согласно нормам п. 47 Инструкции № 157н [1] в целях определения первоначальной стоимости объекта основных средств при его приобретении за плату, сооружении и (или) изготовлении фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, включая:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ в целях создания объекта основных средств по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств;

- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением (уступкой) имущественных прав правообладателя;

- суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- затраты по доставке объекта основного средства до места его использования;

- суммы фактических затрат, связанных с созданием, производством и (или) изготовлением объекта основных средств: израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков));

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основных средств, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический (строительный) надзор.

Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основных средств.

Операции по поступлению объектов основных средств оформляются бухгалтерскими записями на основании первичных (сводных) учетных документов в порядке, предусмотренном инструкциями по бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) учреждений.

Для целей налогообложения первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, определяется как сумма расходов на приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 НК РФ ).

Если какие-то расходы не будут учтены в первоначальной стоимости основного средства, его первоначальная стоимость будет сформирована неправильно.

Учреждением в рамках приносящей доход деятельности приобретено 12 столов общей стоимостью 155 760 руб. (в том числе НДС – 23 760 руб.). По договору с транспортной организацией транспортные расходы по доставке столов составили 1 770 руб. (в том числе НДС – 270 руб.). Расходы по сборке столов составили 3 540 руб. (в том числе НДС – 540 руб.). Операции, совершаемые учреждением в рамках приносящей доход деятельности, освобождены от обложения НДС.

В бухгалтерском учете учреждения операции по формированию стоимости столов были отражены следующим образом:

Определение стоимости, полученных в ходе демонтажа материальных ценностей

Муниципальное бюджетное учреждение демонтировало основное средство (оно было приобретено за счет выделенных учредителем средств). В ходе проведения демонтажных работ были получены материальные ценности – запасные части. Их мы приняли к учету по условной стоимости, не подтвержденной документально. В нашей учетной политике определено, что полученные в результате демонтажа материальные запасы принимаются к учету по условной стоимости. Проверяющие утверждают, что такие материальные ценности принимаются к учету по рыночной стоимости. В нормативных документах мы не нашли подобного требования. Правы ли проверяющие?

Инструкции № 157н, № 174н [2]. № 162н [3] не содержат информации об определении стоимости материальных ценностей, полученных в ходе демонтажа. Инструкция № 157н определяет правила установления стоимости материальных ценностей, полученных в результате дарения (п. 25 Инструкции № 157н ). Конечно, имущество, полученное в результате демонтажа, нельзя приравнять к имуществу, полученному по договору дарения. Однако, по нашему мнению, его стоимость следует определять исходя из рыночной стоимости аналогичных материальных ценностей. Как видно из примера, проверяющие придерживаются такой же точки зрения.

Руководствуясь нормами п. 25 Инструкции № 157н. можно установить, что фактической стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением в ходе проведения демонтажных работ, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных приведением их в состояние, пригодное для использования.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного в ходе демонтажа, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, действующей в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов на добровольных началах) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

В силу того что требования об определении стоимости материальных ценностей, полученных в ходе демонтажа, по рыночной стоимости в Инструкции № 157н не содержится, проверяющие, по нашему мнению, не могут факт установления цены таких объектов по условной стоимости посчитать за нарушение норм законодательства.

В вашем случае, поскольку демонтировалось имущество, приобретенное за счет средств учредителя, стоимость материальных запасов, выявленных при демонтаже, не участвует в определении налога на прибыль. В то же время неверное определение стоимости полученных в ходе демонтажа материальных ценностей может привести к искажению налога на прибыль (если демонтируемые основные средства были приобретены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности) и, как следствие, к штрафным санкциям.

Заметим, что в соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ доходы налогоплательщика в виде стоимости полученных при демонтаже или разборке во время ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств материалов или иного имущества признаются внереализационными и учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Оценка доходов в виде стоимости материалов, полученных при ликвидации основных средств, в целях налогообложения прибыли может быть произведена на основании п. 5 , 6 ст. 274 НК РФ исходя из их рыночной стоимости.

В соответствии с пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ стоимость имущества, полученного при ликвидации основного средства, признается внереализационным доходом на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества.

Использование объекта недвижимости без свидетельства о регистрации

В нашем учреждении объекты недвижимости, на которые не выдано свидетельство о регистрации, учтены в составе основных средств, по ним начисляется амортизация. Проверяющие классифицировали данный факт как нарушение норм законодательства о бухгалтерском учете. Правы ли они?

Согласно нормам п. 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые в соответствии с законодательством РФ подлежатгосударственной регистрации . осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

На основании п. 92 Инструкции № 157н при принятии к учету объекта недвижимого имущества по факту государственной регистрации прав на него . предусмотренной законодательством РФ:

  • стоимостью до 40 000 руб. включительно – амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
  • стоимостью свыше 40 000 руб. – амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Таким образом, согласно нормам законодательства о бухгалтерском учете объекты недвижимости принимаются к бухгалтерскому учету только после регистрации в порядке, установленном законодательством (получения свидетельства о регистрации). Следовательно, амортизация начисляется на объекты недвижимости после принятия их к учету. В целях исчисления налога на имущества такие действия бухгалтера тоже не будут иметь никаких негативных последствий. Согласно нормам ст.374 НК РФ объектами налогообложения в части исчисления налога на прибыль для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Итак, основные средства, не отражаемые на счетах бухгалтерского учета, в налогооблагаемую базу при исчислении налога на имущество не включаются.

Согласование списания особо ценного движимого имущества

В ходе проверки было выявлено, что нашим федеральным бюджетным учреждением в 2011 году со счетов бухгалтерского учета было списано имущество, которое относится к категории особоценного движимого имущества, без согласования с учредителем. Как нам исправить данную ситуацию?

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, и недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 298 ГК РФ и ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях [4] ).

В связи с этим списание (выбытие) особо ценного движимого имущества не может осуществляться учреждением самостоятельно (без согласования операции с собственником). Правила списания федерального имущества утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение о списании имущества). Оно определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества . находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, за исключением:

а) федерального имущества, изъятого из оборота;

б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также документов, включенных в Архивный фонд РФ и (или) национальный библиотечный фонд;

в) федерального имущества, находящегося за пределами РФ.

При этом решение о списании федерального движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником, приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, либо приобретенного им за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, принимается учреждением самостоятельно.

На основании Положения о списании имущества министерства и ведомства (учредители) разрабатывают для подведомственных им учреждений свои положения, регламентирующие порядок согласования списания имущества. Для бюджетных учреждений, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, учредители разрабатывают свои акты, регламентирующие согласование списания имущества, находящегося в собственности субъекта или муниципального образования.

Анализ нормативных актов, регламентирующих согласование списания имущества, числящегося на балансе бюджетного учреждения, и сам порядок списания, позволил выделить основные этапы списания имущества, которые актуальны для всех бюджетных учреждений.

1. Постоянно действующая в учреждении комиссия (ее состав утверждается приказом (распоряжением) руководителя учреждения) по подготовке и принятию решения о списании имущества, числящегося на балансе учреждения .

а) осматривает имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, о возможности и эффективности его восстановления, о возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов;

в) устанавливает причины списания имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и другие причины, которые привели к необходимости списания имущества;

г) подготавливает акт о списании имущества, форма которого зависит от вида списываемого имущества.

Форма акта о списании должна соответствовать виду списываемого имущества. В части объектов движимого имущества это:

– Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);

– Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);

– Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) – применяется для списания однородных предметов хозяйственного инвентаря;

– Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) с приложением списков исключенных объектов.

д) формирует пакет документов, который нужно приложить в качестве подтверждения необходимости (целесообразности) списания имущества. Перечень таких документов утверждается органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

2. Акт о списании объекта имущества вместе с необходимым комплектом документов представляется на согласование учредителю. Рассмотрев комплект документов, учредитель разрешает списать имущество или отказывает в этом.

3. При получении разрешения на списание имущества бухгалтер на основании акта о списании делает запись по списанию имущества со счетов бухгалтерского учета.

В вашем случае можно порекомендовать договориться с учредителем и пройти все вышеописанные пункты «задним числом», подтвердив списание имущества по всем правилам.

Неправильное исчисление и отражение амортизации в бухгалтерском и налоговом учете

Анализ результатов проверок в отношении правильности учета объектов основных средств показал, что самые распространенные виды ошибок и нарушений, допускаемых бухгалтерами при начислении и отражении амортизации в бухгалтерском учете, связаны с ошибочным определением срока полезного использования объектов основных средств, которое приводит к неправильному исчислению суммы амортизации и, соответственно, искажению себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) (если имущество было приобретено и используется в приносящей доход деятельности) и финансовых результатов.

В Постановлении Правительства РФ от 1.01.2002 № 1 для каждой амортизационной группы основных средств указаны пределы сроков: например, для первой группы – от одного года до двух лет включительно; для второй группы – от двух лет до трех включительно и т. д. Конкретный срок использования имущества учреждение устанавливает самостоятельно.

Показатель амортизации отражает стоимость основных средств, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.

Расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования (п. 85 Инструкции № 157н ).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета). Амортизация не может составлять свыше 100% стоимости амортизируемого объекта. Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или выбытия этого объекта с бухгалтерского учета.

В государственных (муниципальных) учреждениях сумма амортизации рассчитывается исходя из месячной нормы. Важно не допустить ошибку, устанавливая в месяцах предельный срок, определенный для конкретной группы. Для первой группы максимальный срок составляет 24 месяца, для третьей минимальный срок – 25 месяцев, а максимальный – 36. В результате неправильного исчисления диапазона срока полезного использования для конкретной амортизационной группы будет искажена сумма ежемесячных амортизационных отчислений, а в случае если имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, – сумма налога на прибыль.

[1] Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

[2] Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

[3] Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

[4] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

24 Августа 2016

Плательщикам единого сельскохозяйственного налога могут дать право добровольной уплаты НДС. С такой законодательной инициативой выступил минсельхоз. По мнению авторов законопроекта, от этого выиграет не только бюджет, но и сами фермеры.

Эксперты рассмотрели вопрос о том, сгорают ли ежегодные оплачиваемые отпуска и чем грозит компании непредоставление работнику отпуска в течение больше, чем двух лет подряд.

Организация арендовала объект торговли. Поскольку на арендованных площадях отсутствовали складские и подсобные помещения, организация, установив временные перегородки, обустроила их самостоятельно (в договоре аренды указанное оговорено). При расчете ЕНВД она использовала физический показатель «площадь торгового зала» исходя из фактически используемой площади. Однако налоговики посчитали это неправомерным и доначислили налог. АС УО в Постановлении от 20.05.2016 по делу № А71-9313/2015 принял сторону фискалов. Подробнее об этом деле – в данной статье.

ВС РФ встал на сторону налоговой инспекции в споре по поводу отмены возмещения НДС в отсутствие доказательств реальности экспортных поставок (Определение ВС РФ от 20 июля 2016 г. №305-КГ 16-4155).

22 Августа 2016

Для расчета пособия по временной нетрудоспособности, причитающегося работнику, следует определить его трудовой стаж, расчетный период, суммы, включаемые в расчет больничного, а также посчитать средний дневной заработок. Кроме того, нужно знать некоторые нюансы законодательства. Условия, размеры и порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности установлены Законом № 255-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ)). В статье мы рассмотрим, как правильно производятся оплата больничного и расчет больничного.

Семинары

Новая бюджетная Инструкция 157н 2015

Новая бюджетная Инструкция 157н 2015

В бюджетную Инструкцию № 157н в 2014 году были внесены существенные изменения (приказ Минфина № 89н от 29.08.2014г.). Поправки коснулись бюджетной бухгалтерской отчетности, что приблизит ее к нормам международным.

Приказ Министерства финансов РФ № 157н от 01.12.2010г. или просто Инструкция № 157н, как принято называть, -?? это свод положений по бюджетному учету. То есть документ касается бухгалтерской отчетности организаций из бюджетной сферы, к которым относятся: госорганы, внебюджетные фонды, государственные и муниципальные учреждения, академии наук и т. д. Поправки в Инструкцию 157н были обусловлены изменениями ФЗ № 402 о бухучете и Гражданского кодекса.

Скачать бесплатно новую редакцию Инструкции № 157н можно на этой странице.

В 2014 году бюджетная Инструкция № 157н претерпела следующие изменения, касающиеся:

  • определения "бухгалтерская отчетность";
  • учетной политики бюджетных организаций;
  • регистрации первичных и основных регистров учета;
  • активов нефинансовых;
  • счетов забалансовых и т. д.

Подробно о всех внесенных поправках читайте у нас на сайте в специальной статье - Изменения в Инструкции 157н в 2015 году .

Чтобы облегчить переход бюджетным организациям на новые порядок учета в соответствии с измененной редакцией Инструкции 157н, Минфин России подготовил специальное письмо № 02-07-07/66918 от 19.12.2014г.

Скачайте Инструкцию № 157н в обновленном виде на этой странице.

Название файла Instruktsya_N_157n_2015.zip Размер файла 184 Kilobytes Тип файла zip (application/zip) Дата добавления 28.01.2015 Добавил Alex Дата изменения 04.02.2015 Скачиваний 14233

С 2015 года в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений внесены заметные изменения

Основные изменения системы бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений в 2015 году

Система бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений призвана отражать фактическое состояние и изменения их финансово-хозяйственной деятельности и по этой причине не может быть раз и навсегда сформированной. Учитывая это, данная система постоянно совершенствуется с целью более полного приведения положения регламентирующих ее нормативных документов в соответствие с фактическим содержанием отражаемых в учете финансово-хозяйственных операций, а также с требованиями действующего законодательства в области бухгалтерского учета в стране и мире.

Очередные изменения и дополнения системы бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений были инициированы приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н (далее – Приказ № 89н ), которым внесен целый ряд изменений и уточнений в отдельные положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений. утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н )..Целью изменений, внесенных Приказом № 89н в положения Инструкции № 157н являются:

• приведение положений Инструкции № 157н в соответствие с изменившимися требованиями действующего законодательства, а также структурой обязательств отдельных органов исполнительной власти;• исправление имеющихся в Инструкции № 157н опечаток и неточностей;

• предоставление учреждениям возможности прогнозирования своей финансово-хозяйственной деятельности на сроки, превышающие установленные Планом финансово-хозяйственной деятельности на очередной и следующий за ним финансовый год;

• дальнейшая детализация счетов (субсчетов) бухгалтерского учета с целью исключения имеющих место фактов отражения разнородных по своей экономической сущность операций на одном счете (субсчете) бухгалтерского учета;

• уточнение отдельных процедур учета с целью более точного отражения в нем некоторых финансово-хозяйственных операций.

Следует предупредить руководителей и бухгалтерские службы государственных (муниципальных) учреждений о внимательном отношении к срокам внедрения предлагаемых изменений системы их бухгалтерского учета.

В соответствии с что п.2 Приказа № 89н «переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета». Однако, согласно Методическим рекомендациям по переходу на новые положения Инструкции № 157н. доведенным письмом Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918. решение о таком переходе руководители государственных (муниципальных) учреждений должны принять «не позднее 31 декабря 2014 года», внеся при этом соответствующие изменения в свою учетную политику за 2014 год. Таким образом, несмотря на состояние технической готовности государственных (муниципальных) учреждений к внедрению объявленных Приказом № 89н изменений в Инструкцию № 157н (таких, например, как отсутствие соответствующих корректировок в конфигурацию применяемых бухгалтерских программ, отсутствие соответствующих изменений в положения неразрывно связанных с Инструкцией № 157нприказы Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, от 16.12.2010 № 174н и от 23.12.2010 № 183н, незавершенность на конец 2014 года юридических процедур изменения соответствующих форм бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений и т.п.) Минфин РФ требует сформировать балансовые остатки на 01.01.2015 года уже с учетом изменений, внесенных Приказом № 89н[1] .

[1] Согласно п.3 Методических рекомендаций Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 остатки по соответствующим счетам бухгалтерского учета переносятся на новые счета до отражения операций по завершению 2014 года без переноса оборотов по счетам на основании Справки (ф.0504833).

По моему мнению, данная позиция Минфина РФ не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства. Ведь при внедрении соответствующих изменений в Инструкцию № 157н необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • В соответствии с п.7 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ ) в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года . если иное не обусловливается причиной такого изменения. Внедрение же в учетную политику предусмотренных Приказом № 89н изменений прямо нарушает этот принцип. Конечно, в своем письме от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 Минфин РФ ссылается на требования Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о досрочном изменении учетной политики при существенном изменении установленных правил ведения бухгалтерского учета. Однако, корректировка учетной политики даже в связи с этим в последний день срока ее действия (с учетом уровня трудоемкости данных операций (разработка новых положений учетной политики, корректировка на их основе данных бухгалтерского учета и т.п.) выглядит как бюрократическое пренебрежение чиновников Минфина РФ реальностями фактической организации и ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями всей страны в угоду сомнительной возможности доложить о своевременном выполнении запланированных сроков очередной реорганизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе.
  • Кроме того, данные бухгалтерского учета являются источником формирования показателей бухгалтерской отчетности. Учитывая же сквозной характер системы бухгалтерской отчетности соответствующих государственных (муниципальных) учреждений, следует ожидать внесения соответствующих изменений и в утвержденные формы их бухгалтерской отчетности. По состоянию же на конец 2014 года соответствующие изменения в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. утвержденной приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н ) еще не прошли процедуру юридической экспертизы. В результате, в случае, если в результате согласования изменений в Инструкцию № 33н в Минюсте РФ какие-либо предлагаемые Минфином РФ проекты положений не будут приняты, то чтобы удовлетворить требования письма Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 государственным (муниципальным) учреждениям придется (теперь уже задним числом) еще раз пересматривать свою учетную политику на 2014 год. Предлагаемый же Минфином РФ перенос же остатков по измененным счетам бухгалтерского учета без переноса оборотов по этим счетам (даже с учетом разрешения не переоформлять первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета) еще более затрудняет процесс формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений за 2014 год.

Таким образом, несмотря на то, что внедрение изменений в Инструкцию № 157н с 01.01.2015 представляется более логичным и правильным, государственные (муниципальные) учреждения под давлением Минфина РФ вынуждены в период формирования годовой отчетности за 2014 год напрягать все свои силы на формирование изменений в свою учетную политику, корректировку в связи с этим данных своего бухгалтерского учета и только потом формировать свою бухгалтерскую отчетность по новым правилам (с учетом того, что процедуры изменения этих правил еще не завершены). Все это объективно может привести к срыву сроков представления государственными (муниципальными) учреждениями своей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год, что несомненно будет поставлено в вину именно им, а не чиновникам Минфина РФ несвоевременно разработавших изменения в Инструкции № 157н и № 33н .

Как бы то ни было, а требования Минфина РФ придется выполнять.

Анализу данных изменений и дополнений и будет посвящен данный материал.

Основные изменения положений Инструкции № 157н. внесенные Приказом № 89н можно условно разделить на две группы:

  • изменения, касающиеся уточнения и дополнения отдельных терминов (названий счетов);
  • изменения и дополнения отдельных положений указанного нормативного документа.

Так, Приказом № 89н были уточнены (дополнены) следующие термины (названия счетов), применяемые в Инструкции № 157н :

1. В соответствии с изменениями внесенными Федеральным законом от 02.07.2013 № 188-ФЗ в п.6 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за указанной Корпорацией окончательно (анне на переходный период, как было ранее) закреплен статус главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета. В результате, система бухгалтерского учета ГК «Росатом» приведена в соответствие с требованиями Инструкции № 157н. что закреплено включением в нее Приказом № 89н дополнительного п.3.1. соответствующего содержания.

2. Вместо ранее применявшегося в Инструкции № 157н термина «бухгалтерская отчетность» Приказом № 89н установлено применение общеиспользуемого в российской практике термина «бухгалтерская (финансовая) отчетность».Кроме того, изменения Приказом № 89н изменены названия следующих счетов (субсчетов) бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений»:

0 201 20 000 - вместо "Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации" - "Денежные средства учреждения в кредитной организации";

0 204 32 000 - вместо "Уставной фонд государственных муниципальных) предприятий" - "Участие в уставном фонде государственных муниципальных) предприятий";

0 209 00 000 - вместо "Расчеты по ущербу имуществу" - "Расчеты по ущербу и иным доходам";

0 209 80 000 - вместо "Расчеты по прочему ущербу" - "Расчеты по иным доходам";

0 502 00 000 - вместо "Принятые обязательства" - "Обязательства";

0 504 00 000 - вместо "Сметные (плановые) назначения" - "Сметные (плановые, прогнозные) назначения".

3. Кроме изменения названий, изменилась и структура отдельных счетов (субсчетов) бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, в частности, в Единый план счетов бухгалтерского учета введены следующие новые счета (субсчета):

0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям";

0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат";

0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия";

0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам";

0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС, в том числе: 0 210 11 000 "Расчеты по НДС по авансам полученным"; 0 210 12 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам". Счет же 0 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" из Единого плана счетов исключен.

Остальные изменения названий счетов бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, связаны с приведением положений Инструкции № 157н в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). исправлением ранее допущенных при формировании положений Инструкции № 157н ошибок, а также в связи с уточнением отдельных терминов и фактического содержания отражаемых в учете соответствующих финансово-хозяйственных операций, в частности:

1. Изложенные в п.3 Инструкции № 157н основные требования к организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях дополнены двумя новыми абзацами (пятым и шестым), уточняющими общие требования к оформлению первичных учетных документов; o необходимость соблюдения принципа существенности отражаемых в учете фактов хозяйственной жизни. Кроме того, Приказом № 89н были уточнены и отдельные положения других абзацев п.3 Инструкции № 157н. в том числе уточнено, что информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах (в т.ч. и забалансовых) рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование.

2. Требования к содержанию учетной политики, регламентированные п.6 Инструкции № 157н скорректированы Приказом № 89н следующими положениями:

o в результате исключения из абз.3 п.6 Инструкции № 157н слов «государственных (муниципальных) учреждений» исправлена ранее имевшая место неточность в формулировке субъектов бухгалтерского учета, обязанных разрабатывать Рабочий план счетов – теперь это обязаны делать не только государственные (муниципальные) учреждения, но и их учредители (государственные органы исполнительной власти), а также органы, осуществляющие кассовое исполнение бюджета;

o в перечень обязательных элементов учетной политики государственных (муниципальных) учреждений добавлены положения о порядке отражения в учете событий после отчетной даты;

o учетной политикой государственных (муниципальных) учреждений, кроме форм первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, теперь предложено регламентировать и формы регистров и иных документов бухгалтерского учета;

o уточнено положение об обязательном применении требований Инструкции № 157н при формировании учетной политики государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений при выполнении ими полномочий получателей бюджетных средств (ранее текст данного положения распространялся на все организационно-правовые формы государственных (муниципальных) учреждений, что было методологически неверно.

3. Уточнены требования п.7 Инструкции № 157н в части исправления ошибок в названиях терминов (электронной подписи), а также в содержании ссылок на соответствующие абзацы данного пункта.

4. Пункт 9 Инструкции № 157н дополнен важным положением о том, что «лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной деятельности». Таким образом, работники бухгалтерской службы государственных (муниципальных) учреждений освобождены от ответственности за действия непосредственных исполнителей отражаемых в учете первичных учетных документов.

5. Положения п.11 Инструкции № 157н о требованиях к применяемым государственными (муниципальными) учреждениями регистрах бухгалтерского учета, ранее не допускающих применения неунифицированных форм, приведены в соответствие с требованиями статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ путем включения в данный пункт перечня обязательных реквизитов неунифицированных форм регистров бухгалтерского учета, а именно: наименование регистра; наименование экономического субъекта, составившего регистр; дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;o подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Кроме того, в п.11 Инструкции № 157н внесены и другие важные коррективы:

моменты отражения в учете первичных учетных документов позиционированы не только по датам совершения хозяйственных операций, но и по датам принятия к учету первичных документов, которые на практике зачастую отличаются друг от друга;

уточнен факт неприменения принципа двойной записи в отношении забалансовых счетов бухгалтерского учета;

уточнен порядок оформления обложек формируемых учреждениями папок и дел с исполненными первичными учетными документами на бумажных носителях.

6. В связи с тем, что требования к процедурам исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета уже перечислены в п.18 Инструкции № 157н (которые Приказом № 89н дополнены порядком исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета, исполненных в электронной форме, с обязательным оформлением «бумажных» Справок о произведенных корректировках) соответствующее положение об этом исключено из п.14 Инструкции № 157н. Одновременно с этим устранено несоответствие между указанными выше пунктами Инструкции № 157н относительно должностного лица, имеющего право визирования исправительных записей в регистрах бухгалтерского учета: теперь таким лицом является исключительно главный бухгалтер государственного (муниципального) учреждения, что, несомненно, повысит уровень контроля с его стороны за действием подчиненных учетных работников.

7. Положения п.17 Инструкции № 157н дополнены требованиями к документальному оформлению операций изъятия документов и/или регистров бухгалтерского учета и обязательности сохранения изготовленных копий этих документов (регистров).

8. Из п.19 Инструкции № 157н исключен первый абзац об общих принципах автоматизации бухгалтерского учета, т.к. текст данного абзаца, обязывающий обеспечивать полную сохранность «первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета», вступал в противоречие с текстом других абзацев данного пункта Инструкции № 157н, допускающих отклонение форм машинограмм регистров бухгалтерского учета от унифицированных форм соответствующих регистров с сохранением установленных обязательных реквизитов.

9. Положения о сроках и порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств учреждения, указанные в п.20 Инструкции № 157н. дополнены необходимостью учета требований учетной его политики.

10. Из п.22 Инструкции № 157н исключено несоответствующее требованиям действующего законодательства положение об имуществе (активах), находящемся в «собственности бюджетных и автономных учреждений», поскольку такое имущество подлежит закреплению за данными учреждениями исключительно на праве оперативного управления. По тем же причинам понятие «право собственности» заменено на понятие «вещное право» в отношении определения непроизведенных активов (п.70 Инструкции № 157н ).

11. Изложенные в п.23 Инструкции № 157н принципы оценки для целей бухгалтерского учета объектов нефинансовых активов дополнены порядком оценки драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. которые должны оцениваться по сформированной в соответствии с требованиями Гохрана РФ оценочной стоимости.Кроме того, уточнено, что рыночной стоимостью земельных участков, находящихся на праве безвозмездного (бессрочного) пользования у учреждения, признается их кадастровая стоимость.

Изменение стоимости земельных участков, ранее отражаемых в бухгалтерском учете по стоимости приобретения, в связи с переходом на оценку по кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете проводкой Дт 0 103 11 330 / Кт 0 401 10 180 (п.2.2.Методических рекомендаций Минфина РФот 19.12.2014 № 02-07-07/66918 ), аналогично порядку их отражения в учете с одновременным увеличением на кадастровую стоимость земельных участков суммы взноса учредителя в создание учреждения (счет 0 210 06 000).

12. В п.25 Инструкции № 157н оценка учетной стоимости безвозмездно полученного имущества теперь не ограничена только рамками договоров дарения, т.е. требования данного пункта относятся и к другим случаям безвозмездного получения имущества (по результатам инвентаризации, в виде имущественного погашения убытков или штрафных санкций по хозяйственным договорам с контрагентами). Да и сама сформированная в этих случаях цена объектов учета названа «оценочной» вместо «рыночной», что в большей степени соответствует экономическому смыслу этих показателей.

13. Применяемое в п.27, 130 и других пунктах Инструкции № 157н понятие «реконструкция объектов основных средств» расширено «элементами реставрации и технического перевооружения», а понятие «надбавки» относительно стоимости (ценам) имущества в тексте Инструкции № 157н заменено более подходящим для этого словом «наценки».Кроме того данный пункт Инструкции № 157н дополнен требованиями о включении в Инвентарную карточку соответствующего объекта основных средств информации о проведенном ремонте данного объекта, не изменяющего его стоимость (включая замену объектов в сложном объекте) без отражения этой информации в бухгалтерском учете.

14. Условия документального оформления процедур принятия к учету инвентарного имущества, изложенные в п.34 Инструкции № 157н. распространены на «материальные запасы, в отношении которых установлен срок эксплуатации». Поэтому после внедрения в учреждении норм Приказа № 89н такие материальные запасы, как, например, спецодежда, принимаются (выбывают) с бухгалтерского учета по решению постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов подобно основным средствам и иным инвентарным объектам.

15. Пункт 38 Инструкции № 157н дополнен следующими положениями об организации учета консервации основных средств:o консервация (расконсервация) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев оформляется Актом консервации (расконсервации) данного объекта, содержащим сведения об объекте (наименование, инвентарный номер, балансовая стоимость, сумма начисленной амортизации), а также о причинах и сроках консервации;o находящийся на консервации объект продолжает числиться в бухгалтерском учете в качестве объекта основных средств;o сведения о консервации отражаются в Инвентарной карточке консервируемого объекта.

16. Требования к оценке неотделимых улучшений объектов основных средств, изложенные в п.42 Инструкции № 157н. помимо арендаторов (лизингополучателей) распространены и на «иных пользователей объектов недвижимого (движимого) имущества».

17. Пункт 43 Инструкции № 157н дополнен абзацами, допускающими обособленный инвентарный учет:o отдельных помещений зданий, имеющих разное функциональное назначение, а также являющихся самостоятельными объектами имущественных прав;o двигатели самолетов, если это предусмотрено учетной политикой учреждения.Одновременно, такие объекты, как дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, сети освещения, озеленения и малые архитектурные формы дорог, могут учитываться в составе дороги, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения.

18. Определенный п.47 Инструкции № 157н перечень затрат учреждения, подлежащих включению в первоначальную стоимость инвентарного объекта основных средств, дополнен «процентами по займам на их приобретение (создание), а также затратами по договору лизинга».

19. Абзац первый п.119 Инструкции № 157н уточнен ссылкой на необходимость применения отраслевых особенностей организации бухгалтерского учета материальных запасов.

20. Расширен перечень операций, подлежащих отражению на бухгалтерском счете 0 201 03 000«Денежные средства учреждения в пути». Помимо ранее отражаемых на данном счете операций по перечислению учреждениям денежных средств, подлежащих зачислению на их счета в следующем месяце, а также по переводу средств с одного счета учреждения на другой счет при условии перечисления (зачисления) их не в один операционный день, Приказом № 89н регламентировано применение данного счета при использовании в перечисленных выше операциях дебетовых банковских карт (т.е. данный счет будет применяться также и в случае задержек сверх одного дня перечисления денежных средств через карточные банковские счета при применении, например, безналичных форм оплаты труда работникам).

21. Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц на суммы полученных денежных средств теперь допускается при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, не только полученным ранее в подотчет, а по которым наступил срок представления Авансового отчета (скорректированный Приказом № 89н п.214 Инструкции № 157н ). Данное изменение внесено с целью ограничить сроки использования должностными лицами учреждения подотчетных сумм, а также не допустить фактов незаконного авансирования их путем выдачи им денежных средств под отчет.

22. Пункт 215 Инструкции № 157н дополнен положениями о порядке переоценки расчетов с подотчетными лицами в иностранной валюте. Согласно внесенных Приказом № 89н корректив переоценка указанных расчетов производится:o по выданным авансам – на дату их возврата;o по оплаченным обязательствам – на дату совершения соответствующих операций и на дату формирования регистра бухгалтерского учета (т.е. на дату оформления Авансового отчета).Такие же изменения внесены Приказом № 89н и в отношении переоценки задолженности по ущербу учреждению, а также иных расчетов, выраженных в иностранной валюте (п.220 Инструкции № 157н ).

23. Описанное в п.220 Инструкции № 157н назначение счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» дополнено следующими новыми причинами возникновения ущерба, подлежащего отражению на следующих субсчетах:

0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» - при возникновении страховых случаев;

0 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» - суммы принудительного изъятия (в т.ч. при возмещении ущерба третьим лицам); суммы уплаченных штрафов и пени государственным органам;

0 209 80 000 «Расчеты по иным доходам» - суммы предварительных оплат, не возвращенные контрагентом в случае расторжения с ним договоров или иных соглашений (в т.ч. по решению суда); суммы невозвращенной (и не удержанной из заработной платы) задолженности подотчетных лиц; суммы задолженности за неотработанные работником при увольнении дни отпуска (если очередной отпуск ему был уже оплачен ранее); суммы излишне произведенных выплат.Изменен и порядок оценки ущерба учреждению в результате утраты материальных ценностей. Так, вместо применения для этих целей показателя «рыночной стоимости материальных ценностей на момент обнаружения ущерба» (под которой понималась сумма возможной выручки от продажи утраченных активов, определение которой было крайне затруднительно и субъективно) теперь будет применяться показатель «текущей восстановительной стоимости утраченных материальных ценностей на день обнаружения ущерба» (под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления утраченных активов, определение которой в условиях финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений более реально). В результате перечисленных выше изменений перечень операций. подлежащих отражению на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» существенно расширился, что, несомненно, должно привести к повышению уровня учета и погашения всех видов причиненного учреждению ущерба.

Методическими указаниями Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 предусмотрен следующий порядок переноса остатков на указанные выше счета бухгалтерского учета:

Дт 2 209 30 560 / Кт 2 205 30 660 – на сумму задолженности контрагентов перед учреждением по погашению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (госпошлины, оплата судебных издержек и т.п.). Если же при расторжении контрактов с контрагентами (в т.ч. по решению суда) последними не были возвращены учреждению суммы уже произведенных учреждением авансов и предоплат, то данные суммы подлежат отражению в бухгалтерском учете учреждения проводкой Дт 0 209 30 560 / Кт 0 206 00 000.

Дт 2 209 30 560 / Кт 2 208 00 000на сумму невозвращенной в срок задолженности по выданным подотчетным суммам.

Дт 0 209 30 560 / Кт 0 401 10 130 – на сумму ущерба в объеме задолженности бывших работников учреждения за неотработанные ими дни очередного отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск. Одновременно производятся исправительные бухгалтерские записи по счетам 0 302 00 000 «Расчеты по обязательствам» и 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджет».

Дт 0 209 40 560 / Кт 0 205 40 660на сумму задолженности перед учреждением по возмещению ущерба в соответствии с законодательством РФ (в т.ч. при возникновении страховых случаев), а также по штрафам, пени и неустойкам за невыполнение (ненадлежащее выполнение) контрагентами хозяйственных договоров с учреждением.

Дт 0 209 74 560 / Кт 0 205 74 660 – на сумму задолженности по реализации имущества в виду принятия решения о списании (ликвидации) объектов нефинансовых активов (на суммы полученных при списании (ликвидации) таких объектов ветоши, металлолома и иных отходов.

Кроме того, в связи с введением в План счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений нового субсчета 0 205 82 000 «Дебиторская задолженность по невыясненным поступлениям» суммы такой задолженности подлежат переносу на указанный субсчет со счета 0 205 81 000 (Дебиторская задолженность по прочим доходам»

24. Приказом № 89н детализированы случаи применения учреждениями счета 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами ( п.235 Инструкции № 157н ), на котором, в частности, подлежат отражению перечисленные учреждением суммы обеспечения заявок на участие в конкурсах или закрытых аукционах, обеспечения исполнения контрактов (договоров) иных залоговых платежей и задатков.

Согласно Методическим указаниям Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 перенос остатков задолженности по перечисленным обеспечениям участия учреждения в конкурсных торгах производится проводкой Дт 0 210 05 560 / Кт 0 206 00 000.

25. Уточнено содержание показателей, подлежащих отражению на счете 0 215 00 000 «Вложения в финансовые активы». В частности, условиями осуществления вложений в объекты нефинансовых активов, в сумме которых впоследствии будет формироваться стоимость акций и иных форм участия в капитале подлежащих включению в собственность Российской Федерации (субъектов РФ или муниципальных образований), является факт передачи учреждению полномочий государственного (муниципального) заказчика соответствующих инвестиций ( п.244 Инструкции № 157н ).

26. Перечень выплат, отражаемых на счете 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами» (п.270 Инструкции № 157н ) дополнен невыплаченными в срок «пособиями, пенсиями и компенсациями.

27. Детализированы случаи применения учреждениями бухгалтерского счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п.281 Инструкции № 157н ). Теперь данный счет предназначен для учета расчетов с кредиторами по операциям, связанным с принятием к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации учреждения путем слияния, разделения, выделения, при изменении организационно-правовой формы государственного (муниципального) учреждения и только потом – операций, не предусмотренных к отражению на других счетах Единого плана счетов бухгалтерского учета.

28. Источники формирования финансового результата прошлых отчетных периодов (счет 0 401 30 000), перечисленные в п.300 Инструкции № 157н. дополнены счетом 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами», что вызвано необходимостью списания на финансовый результат отражаемых на данном счете отклонений между показателями стоимости имущества и обязательств, отраженных в бухгалтерском учете головного учреждения и его обособленных филиалов.

29. Расширен перечень доходов будущих периодов, подлежащих отражению на счете 0 401 30 000 (п.301 Инструкции № 157н ). К ранее включенным в данный перечень: o доходов, начисленных за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;o доходов, полученных от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;o доходов по месячным, квартальным, годовым абонементам;o иных аналогичных доходовдобавлены: o доходы по реализации имущества казны в случаях, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект по завершении расчетов;o доходы по соглашениям о представлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) в том числе на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений и приобретение объектов нефинансовых активов;o доходы по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов.

30. Также расширен перечень расходов будущих периодов, подлежащих отражению на счете 0 401 50 000 (п.302 Инструкции № 157н ). К ранее включенным в данный перечень расходам, связанным с: o подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;o освоением новых производств, установок и агрегатов;o рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;o добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения;o приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;o неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств;o иными аналогичными расходамидобавлены расходы, связанные: o со страхованием имущества, гражданской ответственности;o с выплатой отпускных.

31. В связи с включением в Единый план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений нового счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» в Инструкцию № 157н Приказом № 89н добавлен новый пункт 302.1. в котором приведен следующий перечень основных создаваемых в бухгалтерском учете указанных учреждений резервов, создаваемых «в целях равномерного включения расходов в финансовый результат учреждения по обязательствам, неопределенным по величине и/или по времени исполнения»:

o возникающим вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и/или движение денежных средств);

o предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

o предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, технического обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

o иных аналогичных предстоящих оплат, возникающих в силу законодательства РФ при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в т.ч. создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и/или изменении видов его деятельности, а также при принятии решения о реорганизации или ликвидации учреждения; из претензионных требований и исков по результатам хозяйственной жизни, в т.ч. в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм предъявленных учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в т.ч. вытекающих их условий гражданско-правовых договоров (контрактов) и т.п. ;

o по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых на отчетную дату существует неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных документов;o по другим обязательствам, неопределенным по величине и/или времени исполнения, в случаях, предусмотренных учетной политикой учреждения (например, по сомнительным долгам).

Таким образом, кроме широко применяющихся в хозяйственной практике оснований для создания резервов (на оплату отпусков, гарантийного ремонта или обслуживания, по сомнительным долгам) государственные (муниципальные) учреждения могут создавать резервы по оплате крупных штрафных санкций, по предстоящим затратам, связанным с реструкторизацией учреждения и/или его хозяйственной деятельности, а также в случаях неотфактурованных поставок.Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан.

Методическими указаниями Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 предусмотрен следующий порядок создания резервов:

Дт 0 109 60 211 (0 401 20 211) / Кт 0 401 60 211 – по резервам на оплату отпусков;

Дт 0 109 60 213 (0 401 20 213) / Кт 0 401 60 213 – то же в части начислений на суммы резервов на оплату отпусков;

Дт 0 109 60 000 (0 401 20 000) / Кт 0 401 60 000 – по резервам по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы (по оценочным значениям), либо Дт 0 401 20 000 / Кт 0 401 60 000 в части резервов по обязательствам, оспариваемым в судебном порядке (погашение данных резервов оформляется обратной проводкой).

32. В связи с расширением периодов планирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений соответствующие изменения внесены Приказом № 89н в п.308. 309 и 311 Инструкции № 157н.

33. Кроме того, введение в Единый план бухгалтерского учета счетов новых счетов 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» (для учета обязательств, принимаемых на прогнозируемый период после окончания срока действия Плана ФХД) и 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» (для учета принятых обязательств, исполнение которых по каким-либо причинам отложено на будущие периоды) повлекло внесение Приказом № 89н соответствующих изменений в п.318, 319 Инструкции № 157н.

34. Приказом № 89н заметно скорректированы положения п.333 Инструкции № 157н. регламентирующего порядок применения забалансового счета 01 «Имущество. полученное в пользование». Так, в связи с требованием отражения кадастровой стоимости земельных участков, закрепленных за учреждением в безвозмезбное (бессрочное) пользование, на балансовом счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» положения об учете их на указанном выше забалансовом счете исключены из п.333 Инструкции № 157н. Кроме того, исправлена ранее возникшая в требованиях Инструкции № 157н ошибка в порядке в бухгалтерском учете стоимости недвижимого имущества до момента обязательной государственной регистрации прав на него (с одной стороны, данная стоимость подлежит отражению в составе капитальных вложений на счете 0 106 31 000 «Вложения в основные средства», а с другой, в п.333 Инструкции № 157н осталась ссылка на необходимость отражения ее на забалансовом счете 01 «Имущество. полученное в пользование»). С исключением из п.333 Инструкции № 157н последнего требования данное несоответствие устранено.

35. Приведенные в п.335 Инструкции № 157н основания для применения забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» Приказом № 89н расширены на стоимость имущества, «в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения).

36. Пункт 337 Инструкции № 157н. регламентирующий порядок применения забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности», уточнен положением о необходимости утверждения соответствующего перечня бланков строгой отчетности учетной политикой учреждения.

37. Пункт 339 Инструкции № 157н. регламентирующий порядок применения забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов», дополнен положением об основаниях такого списания, которыми могут быть:o решение комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случаях наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора;o завершение возможного возобновления процедуры взыскания задолженности, согласно действующему законодательству РФ.

38. Приказом № 89н положения п.349 Инструкции № 157н об организации учета на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных», дополнены требованиями о списании стоимости этих запасных частей при выбытии транспортного средства, на котором они установлены. Аналогичным положением дополнен п.353 Инструкции № 157н. регламентирующий порядок использования и списания государственных и муниципальных гарантий».

39. И наконец, в связи с введением в Единый План счетов бухгалтерского учета забалансовых счетов 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» и 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» Инструкция по его применению дополнена п.385 – 388. регламентирующих порядок применения указанных забалансовых счетов, в том числе:

o Счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» предназначен для учета имущества, выданного в личное пользование работникам для выполнения ими своих должностных (служебных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за их использованием и движением. Ранее такой контроль уже осуществлялся в виде закрепления выданных в подразделения учреждения материальных ценностей с закреплением их на аналитических счетах-субконто соответствующих материально ответственных лиц. Однако, после передачи материально ответственными лицами подразделений учреждения полученных со склада материальных ценностей другим работникам контроль за сохранностью этих ценностей перемещался из области бухгалтерского учета в область оперативного учета соответствующих подразделений. Теперь выданные работникам по Ведомостям выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210) не просто списываются с соответствующих балансовых счетов бухгалтерского учета, а отражаются на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)», где числятся до момента их фактического использования.

При переходе учреждения на анализируемые изменения в Инструкцию № 157н указанные выше материальные ценности (в виде, как правило, специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты) подлежат списанию со счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» в расход учреждения (счет 0 401 20 272) с одновременным их отражением на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

o Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплате пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов).Отдельные внесенные Приказом № 89н изменения и дополнения носят новаторский характер относительно даже к требованиям Федерального закона № 402-ФЗ. Так, существенно изменен порядок отражения в бухгалтерском учета государственных (муниципальных) учреждений стоимости земельных участков (в т.ч. и под объектами недвижимого имущества), документально закрепленных за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования. Ранее стоимость данных активов подлежала отражению на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». После внесенных Приказом № 89н изменений в п.71, 77 и 333 Инструкции № 157н учет данных активов предусмотрен на ранее редко применявшемся учреждениями балансовом счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы», что сразу приведет к существенному увеличению валюты баланса государственных (муниципальных) учреждений. На забалансовом же счете 01 «Имущество, полученное в пользование» кадастровая стоимость земельных участков подлежит отражению лишь при предоставлении учреждению прав временного пользования ими, т.е. прав аренды или временного безвозмездного пользования (уточненный Приказом № 89н п.77 Инструкции № 157н). Описанный порядок не только ранее не применялся в практике российского бухгалтерского учета, но и не регламентирован Федеральным законом № 402-ФЗ и, следовательно не применяется другими (отличными от государственных (муниципальных) учреждений) субъектами бухгалтерского учета в Российской Федерации. То же можно сказать и в отношении внесенных Приказом № 89н изменений в п. 193 Инструкции № 157н. регламентирующих необходимость переоценки финансовых вложений государственных (муниципальных) учреждений на дату совершения операций с ними, а также на дату составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Несмотря на внешнее соответствие данного требования положениям МСФО, что такая переоценка технически возможна только в отношении финансовых вложений, котирующихся на открытых фондовых рынках. Для осуществления же периодической переоценки других видов финансовых вложений необходимы детальные рекомендации Минфина РФ.

Учитывая, что скорректированная Приказом № 89н Инструкция № 157н регламентирует только общий порядок организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Особенности ведения бухгалтерского учета и применения типовых бухгалтерских записей в государственных (муниципальных) учреждениях отдельных организационно-правовых форм (казенные, бюджетные, автономные учреждения) регламентированы Инструкциями по применению планов счетов бухгалтерского учета. утвержденных соответственно приказами Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (для казенных учреждений), от 16.12.2010 № 174н (для бюджетных учреждений) и от 23.12.2010 № 183н (для автономных учреждений). Учитывая это, описанные выше изменения несомненно найдут отражение и в перечисленных выше при Инструкциях. Поэтому в ближайшее время следует ожидать издания приказов Минфина РФ по корректировке указанных выше Инструкций.

И.Ю. Гарнов Генеральный директор ООО Аудиторская компания «Камертон-АК»