Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция 174н По Бюджетному Учету В 2015 Году С Изменениями img-1

Инструкция 174н По Бюджетному Учету В 2015 Году С Изменениями

Рейтинг: 4.5/5.0 (1844 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Анализ изменений в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений в 2015 году (Беспалов М

Законопроектом "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции" предлагается возложение ответственности за вред, причиненный коррупционным преступлением, помимо виновного лица, также на родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований считать, что материальные блага получены ими в результате коррупционного преступления, либо являются доходом от имущества, полученного в результате подобного преступления.

Предлагаемые изменения позволят расширить возможности реализации мероприятий государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также позволят решить проблему обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в малонаселенных местностях, где наблюдается неблагополучная экологическая обстановка, отсутствие рабочих мест и т.д.

Целью законопроекта является ограничение пассивного избирательного права лиц, имеющих заболевания, препятствующие поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению.

Дата размещения статьи: 25.08.2016

Анализ изменений в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений в 2015 году (Беспалов М.В.)

В статье рассмотрены изменения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений в 2015 г. в том числе: особенности учета земельных участков, находящихся на праве оперативного пользования, учет оплаты по банковской карте через платежный терминал, установленный в кассе организации - эквайринг, учет формирования и расходования резервов предстоящих расходов, порядок проведения взаимозачетов, учет по новым правила реализации нефинансовых активов и т.д.

С 01.01.2011 бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет по правилам, установленным следующими Приказами Минфина России:
- от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
До 2015 г. существенных поправок в правила ведения бюджетного учета регулятором не принималось, хотя по ряду направлений, например в рамках развития электронных платежей, необходимость внедрения корректив в правила ведения бухучета давно назрела. Поэтому ряд изменений в правилах бюджетного учета, вступивших в силу 2015 г. можно считать вполне ожидаемыми.
Основными документами, вносящими изменения в правила бюджетного учета, в 2015 г. являются:
- Приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- проект приказа Минфина России от 19.09.2014 "О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную Приказом Министерства финансов РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н".
Рассмотрим более подробно принятые изменения. Так, в новой редакции Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, отражен порядок перевода объекта нефинансовых активов в состав особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) из другой категории, и наоборот. Например, при переводе основного средства, относящегося к "иному движимому имуществу" в составе ОЦДИ, нужно отразить следующие проводки:
Д-т сч. 40110172 К-т сч. 10130000 - отражен перевод иного движимого имущества в другую категорию;
Д-т сч. 10430000 К-т сч. 40110172 - отражен перевод амортизации, начисленной на объект основных средств за время его нахождения в составе иного движимого имущества;
Д-т сч. 10120000 К-т сч. 40110172 - включен в состав ОЦДИ объект, который ранее учитывался как иное движимое имущество;
Д-т сч. 40110172 К-т сч. 10420000 - отражена начисленная амортизация по основному средству, переведенному в состав ОЦДИ.
Сведения о произведенных изменениях нужно отразить в инвентарной карточке соответствующего основного средства (абз. 17 п. 3.4, пп. "б" п. 3.14 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
По новым правилам, земельные участки, закрепленные за бюджетными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежат учету на счете 10300 "Непроизведенные активы" на основании свидетельства, подтверждающего право пользования, по их кадастровой стоимости (пп. "в" п. 3.15, п. 3.26, пп. "б" п. 3.27 Приложения к Приказу Минфина России от 29.08.2014 N 89н). До 2015 г. земельные участки, закрепленные за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитывались на забалансовом сч. 01 "Имущество, полученное в пользование".
Земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, отражаются в учете следующей записью: Д-т сч. 410311330 К-т сч. 440110180 - отражено получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости (п. 3.9 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Важно подчеркнуть, что недвижимое имущество вне зависимости от источника его приобретения, к которому относятся и земельные участки, необходимо поставить на расчеты с учредителем, т.е. учесть на сч. 21006: Д-т сч. 440110172 К-т сч. 421006660 - отражено увеличение расчетов с учредителем на стоимость земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования, по его кадастровой стоимости.
В учете материальных запасов добавлена новая корреспонденция: Д-т сч. 40120272 (10900272) К-т сч. 10500000 - переданы материальные запасы сотрудникам учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных обязанностей. Одновременно ценности, переданные сотрудникам, необходимо отразить на новом забалансовом сч. 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" (пп. "в" п. 3.19 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
С 01.01.2015 расширен перечень операций, при совершении которых необходимо применять сч. 20123 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути". Данный счет используется при поступлении оплаты дебиторской задолженности по банковской карте через платежный терминал, установленный в кассе организации (эквайринг): Д-т сч. 220123510 К-т сч. 220531660 - принята оплата за товары (работы, услуги) через платежный терминал - эквайринг.
Также сч. 20123 используется при работе с инкассаторами: Д-т сч. 20123510 "Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" К-т сч. 20134610 "Выбытия средств из кассы учреждения" - переданы деньги из кассы учреждения инкассаторам.
Аналогичная проводка оформляется при выбытии денежных средств из кассы учреждения при одновременном их внесении на банковскую карту через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт).
Кроме того, сч. 20123 применяется при совершении операций по приему возвратов дебиторской задолженности с использованием расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал (эквайринг), установленный в кассе учреждения, при этом оформляется проводка: Д-т сч. 20123510 "Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" К-т соответствующих аналитических счетов 20600000 "Расчеты по выданным авансам", 20800000 "Расчеты с подотчетными лицами", 20900000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 3.44 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В свою очередь поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм, инкассированных наличных денег, а также сумм, внесенных с использованием расчетных (дебетовых) карт учреждения через банкомат, сумм полученных оплат, возвратов дебиторской задолженности с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал (эквайринг), установленный в кассе учреждения, отражается следующей проводкой: Д-т сч. 20111510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" К-т сч. 20123610 "Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути".
В случае если средства на лицевой счет учреждения зачислили в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, то формируется проводка: Д-т сч. 21003560 "Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам" К-т сч. 20123610 "Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" (п. 3.45 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В новой редакции Инструкции N 174н расширена корреспонденция к сч. 204 "Финансовые вложения", так, при вкладе в уставный капитал хозяйственных обществ права использования результатов интеллектуальной деятельности (программ ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.д.), исключительные права на которые сохраняются за учреждением, формируется проводка: Д-т сч. 220400000 К-т сч. 240110180 - приняты к учету акции и иные формы участия в капитале.
Кроме того, добавлены проводки для отражения курсовых разниц от переоценки финансовых вложений, стоимость которых выражена в иностранной валюте:
Д-т сч. 220400000 "Финансовые вложения" К-т сч. 240110171 "Доходы от переоценки активов" - отражена положительная курсовая разница;
Д-т сч. 240110171 К-т сч. 220400000 - отражена отрицательная курсовая разница (п. п. 3.52 - 3.53 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В новой редакции бюджетного плана счетов значительной корректировке подвергся сч. 205 "Расчеты по доходам", добавлен новый аналитический сч. 20582 "Расчеты по невыясненным поступлениям". При этом перечень прежней аналитики сократили, в том числе исключены следующие аналитические счета:
- 20541 "Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия";
- 20571 "Расчеты по доходам от операций с основными средствами";
- 20572 "Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами";
- 20573 "Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами";
- 20574 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами";
- 20575 "Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами" (п. п. 2.3, 2.4, 2.5 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В свою очередь расширена аналитика к сч. 209 "Расчеты по ущербу имуществу", добавлены следующие аналитические счета:
- 20930 "Расчеты по компенсации затрат";
- 20940 "Расчеты по суммам принудительного изъятия";
- 20983 "Расчеты по иным доходам" (п. п. 2.7, 2.9 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Так как сч. 20541 был исключен из Инструкции N 174н, то применять прежнюю корреспонденцию счетов при начислении доходов от предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями договоров, с нового года нельзя. Для отражения таких расчетов следует использовать новый сч. 20940: Д-т сч. 220940560 К-т сч. 240110140 - начислены доходы от предъявленных контрагенту санкций (штрафов, пеней) (абз. 8 пп. "и" п. 3.96 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Также в новой редакции Инструкции N 174н прописан порядок взаимозачета санкций в счет обязательств перед исполнителем договора: Д-т сч. 230200830 К-т сч. 220940660 - отражено уменьшение обязательств перед поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму предъявленных ему штрафных санкций.
Если договор был заключен за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (КФО 4), то при зачете требований нужно сделать следующие проводки:
Д-т сч. 230406830 "Уменьшение расчетов с прочими кредиторами" К-т сч. 220940660 "Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия";
Д-т сч. 430200830 "Расчеты по принятым обязательствам" К-т сч. 430406730 "Увеличение расчетов с прочими кредиторами" - отражено уменьшение обязательств перед исполнителем зачетом встречных требований (пп. "г" п. 3.66, пп. "в" п. 3.78 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Так как аналитические счета 20571, 20572, 20573, 20574 исключены, то для отражения доходов от реализации нефинансовых активов (НФА) по новым правилам предусмотрена следующая корреспонденция: Д-т сч. 220983560 "Расчеты по иным доходам" К-т сч. 240110172 "Доходы от операций с активами" - начислен доход от реализации НФА (за исключением готовой продукции и товаров) (абз. 7 пп. "а" п. 3.96 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Если нефинансовые активы реализованы с рассрочкой платежа, то в учете нужно сделать следующую запись: Д-т сч. 20983560 "Увеличение дебиторской задолженности по иным доходам" К-т сч. 40140172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" - начислена задолженность покупателей по договору реализации имущества в рассрочку с переходом вещного права на объект в следующем году (годах), после завершения расчетов (пп. "з" п. 3.55 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Для начисления доходов от грантов, субсидий, если по соглашению они предоставляются в очередном (следующем) финансовом году, формируют новую проводку: Д-т сч. 20581560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" К-т сч. 40140180 "Прочие доходы будущих периодов" - начислен доход по соглашению о предоставлении грантов, субсидий (в том числе на иные цели) в очередном (следующем) финансовом году (пп. "з" п. 3.55 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Важным изменением является возможность проведения в учете взаимозачетных операций. С нового года в Инструкции N 174н предусмотрела следующая проводка: Д-т сч. 230200000 "Расчеты по принятым обязательствам" К-т сч. 220500000 "Расчеты по доходам" - отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам путем прекращения встречного требования, т.е. проведение взаимозачета требований (пп. "е" п. 3.56 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Бюджетные учреждения в целях удобства проведения расчетных операций могут оформлять корпоративные дебетовые банковские карты. Данные карты необходимы в первую очередь для снижения наличных оборотов, при выдаче денежных средств материально ответственным лицам. Таким образом, материально ответственные лица могут осуществлять закупки материальных ценностей и расплачиваться за них не наличными деньгами, а дебетовой банковской картой учреждения. Также с дебетовой банковской карты организации подотчетные лица могут получать в банкоматах денежные средства, что особо актуально для командированных сотрудников. Для этих целей с 2015 г. в учете предусмотрена проводка: Д-т сч. 20800560 "Расчеты с подотчетными лицами" К-т сч. 21003660 "Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам" - получены подотчетным лицом наличные денежные средства с использованием карт, выданных Федеральным казначейством через банкомат, либо отражена оплата подотчетным лицом за приобретенные услуги, работы, товары с использованием карт через электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт - эквайринг (пп. "б" п. 3.61 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В связи с расширением аналитики к сч. 209 "Расчеты по ущербу имуществу" в Инструкцию N 174н добавили новую корреспонденцию счетов: Д-т сч. 020930560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат" К-т сч. 040110130 "Доходы от оказания платных услуг".
Данную проводку необходимо применять для отражения суммы ущерба:
- по авансам, перечисленным контрагентами и не возвращенным при расторжении с ними контрактов (договоров), в том числе по решению суда;
- по своевременно не возвращенной (не удержанной из зарплаты) задолженности подотчетных лиц, в том числе при оспаривании удержаний;
- по задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
- в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата госпошлины, судебных издержек).
Кроме того, в Инструкции N 174н теперь предусмотрена корреспонденция счетов: Д-т сч. 020941560 "Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по суммам принудительного изъятия" К-т сч. 040110140 "Доходы от сумм принудительного изъятия" - отражена сумма ущерба в виде начисленных процентов за пользование деньгами учреждения вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате (пп. "д" п. 3.65 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Изменения коснулись и порядка отражения расчетов по НДС. С нового года произошла замена сч. 021001000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" на сч. 021010000 "Расчеты по налоговым вычетам НДС". При этом к новому счету теперь открыты два аналитических счета:
- 021011000 "Расчеты по НДС по авансам полученным";
- 021012000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" (п. п. 2.10, 2.11 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Для учета расчетов по НДС по новым правилам установлены следующие проводки:
Д-т сч. 021011560 К-т сч. 030304730 - начислен НДС с аванса, полученного в счет предстоящих поставок;
Д-т сч. 021012560 К-т сч. 030200730 (020800660) - отражена сумма налога, предъявленная по приобретенным товарам (работам, услугам) - "входящий" НДС;
Д-т сч. 030304830 К-т сч. 021012660 - принят к вычету НДС, предъявленный поставщиками (исполнителями).
Также добавлена новая корреспонденция: Д-т сч. 030304830 К-т сч. 021011660 - уменьшен НДС к уплате на сумму налога, начисленного с аванса, полученного в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг (п. п. 3.70, 3.81 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В новой редакции Инструкции N 174н подробно прописан порядок отражения на сч. 021006000 "Расчеты с учредителем" закрепления особо ценного имущества (ОЦИ) учреждения за учредителем. Ранее этот порядок был отражен только в Письмах Минфина России от 17.01.2013 N 02-06-07/111, от 18.09.2012 N 02-06-07/3798.
При закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления на объекты основных средств, нематериальных активов в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, формируется следующая проводка: Д-т сч. 040110172 "Доходы от операций с активами" К-т сч. 021006660 "Уменьшение расчетов с учредителем".
В свою очередь при выбытии недвижимого и особо ценного движимого имущества, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения (при передаче объектов основных средств, нематериальных активов органу власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения) имущества, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления), в сумме балансовой стоимости выбывающего имущества, по методу "красное сторно" отражается бухгалтерская запись: Д-т сч. 040110172 "Доходы от операций с активами" К-т сч. 021006660 "Уменьшение расчетов с учредителем" (п. 3.72 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
Кроме того, уточнен порядок учета расчетов по удержаниям из выплат по оплате труда. Инструкция N 174н дополнена следующей корреспонденцией счетов: Д-т сч. 030403830 "Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда" К-т сч. 030406730 "Увеличение расчетов с прочими кредиторами" - уменьшение задолженности подотчетного лица по возврату не использованных им денежных средств на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов по иному виду финансового обеспечения (КФО).
Аналогичная проводка формируется при уменьшении задолженности виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов по иному виду финансового обеспечения (КФО): Д-т сч. 030403830 "Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда" К-т сч. 040110173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" - списана с балансового учета задолженность по удержаниям, не востребованным в течение срока исковой давности кредиторами.
Одновременно отражается увеличение суммы задолженности на забалансовом сч. 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами". В случае наличия документов, подтверждающих смерть кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников), по задолженности, списываемой с баланса, отражение на забалансовом счете не производится (пп. "в" п. 3.86 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
С 2015 г. бюджетные учреждения вправе формировать резервы предстоящих расходов, для этих целей применяется новый сч. 40160.
Операции по начислению сумм резервов отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 010960211 "Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг" К-т сч. 040160211 "Резервы предстоящих расходов по оплате отпусков" - начислены суммы резерва на оплату отпусков;
Д-т сч. 010960213 "Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг" К-т сч. 040160213 "Резервы предстоящих расходов" - начислены суммы резерва на оплату отпусков в части страховых взносов;
Д-т сч. 010600000 "Вложения в нефинансовые активы" К-т сч. 040160000 "Резервы предстоящих расходов" - начислены суммы резерва на восстановление последствий эксплуатации основных средств, включаемой в стоимость основных средств (оценочные значения);
Д-т сч. 010900000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", 040120200 "Расходы экономического субъекта" К-т сч. 040160000 "Резервы предстоящих расходов" - начислены суммы резерва по понесенным расходам, по которым не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений);
Д-т сч. 040120200 "Расходы экономического субъекта" К-т сч. 040160000 "Резервы предстоящих расходов" - начислены суммы резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам);
Д-т сч. 240110100 "Доходы экономического субъекта" К-т сч. 240160000 "Резервы предстоящих расходов" - начислены суммы резерва по отложенному обязательству по уплате налога на прибыль.
При этом операции по начислению расходов за счет сумм резервов отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 040160211 "Резервы предстоящих расходов" К-т сч. 030211730 "Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда" - начислены отпускные (компенсации за неиспользованный отпуск) за счет сформированных резервов;
Д-т сч. 040160000 "Резервы предстоящих расходов" К-т сч. 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" (030225730, 030226730) - начислены расходы по утилизации основных средств, для восстановления последствий эксплуатации которых начислялся резерв;
Д-т сч. 040160000 "Резервы предстоящих расходов" К-т сч. 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" - начислены расходы по оплате обязательств при поступлении расчетных документов;
Д-т сч. 040160000 "Резервы предстоящих расходов" К-т сч. 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам", 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты" - начислены расходы по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам (п. 3.106 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
В целом новый сч. 40160 "Резервы предстоящих расходов" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине или времени исполнения, в том числе:
- резервы предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудников учреждения;
- резервы предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
- резервы, возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров, а также ожидаемых судебных расходов (издержек);
- резервы по иным обязательствам, неопределенным по величине или времени исполнения, в случаях, предусмотренных учетной политикой учреждения.
Сам порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. При этом резерв должен быть использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва. Аналитический учет по сч. 40160 ведется по видам создаваемых резервов (п. п. 2.11, 3.67 Приложения к Приказу Минфина России от 29.08.2014 N 89н).
Еще одним новшеством является уточнение порядка списания себестоимости работ (услуг), выполненных бюджетным учреждением, на его финансовый результат. Так, отнесение себестоимости выполненных бюджетным учреждением работ, оказанных услуг в рамках выполнения государственного задания (КФО 4), на уменьшение финансового результата учреждения отражается записью:
Д-т сч. 440110180 "Прочие доходы" К-т сч. 410960200 "Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг".
В свою очередь отнесение стоимости реализованной готовой продукции на финансовый результат текущего финансового года отражается проводкой: Д-т сч. 040110130 "Доходы от оказания платных услуг" К-т сч. 010527440 "Уменьшение стоимости готовой продукции - особо ценного движимого имущества учреждения", 010537440 "Уменьшение стоимости готовой продукции - иного движимого имущества учреждения" (пп. "г" п. 3.98, пп. "г" п. 3.99 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
При этом порядок списания общехозяйственных расходов - сч. 10980 - остался прежним: Д-т сч. 440120200 "Расходы экономического субъекта" К-т сч. 410980000 "Общехозяйственные расходы", 420800000 "Расчеты с подотчетными лицами", 430200000 "Расчеты по принятым обязательствам", 430300000 "Расчеты по платежам в бюджеты" - начислены расходы бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение государственного задания, не формирующие себестоимости работ, услуг (готовой продукции), в том числе расходы по содержанию имущества.
Изменения затронули и пятисотые счета - санкционирование расходов. Например, появились два новых счета:
- принимаемые обязательства (сч. 050207000);
- отложенные обязательства (сч. 050209000).
На сч. 050207000 отражаются обязательства по товарам (работам, услугам), закупка которых проводится конкурентными способами. К таким способам относятся:
- открытые конкурсы;
- конкурсы с ограниченным участием;
- открытые аукционы в электронной форме;
- закрытые аукционы;
- запрос котировок;
- запрос предложений и т.д. (в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Обязательства на сч. 50207 принимаются в момент размещения извещения о закупке. При этом в учете формируется запись: Д-т сч. 050600000 "Право на принятие обязательств" К-т сч. 050207000 "Принимаемые обязательства" - на сумму обязательств, принимаемых бюджетным учреждением в размере начальной (максимальной) цены контракта при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов их определения.
При этом сумма уменьшения принимаемых обязательств относительно начальной (максимальной) цены контракта отражается обратной корреспонденцией счетов.
На основании заключенного контракта в учете оформляется проводка: Д-т сч. 050207000 "Принимаемые обязательства" К-т сч. 050201000 "Принятые обязательства" - приняты обязательства по контракту, заключенному по итогам проведения конкурентных способов закупок (пп. "а" п. 3.114, пп. "б" п. 3.119 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).
На сч. 50209 "Отложенные обязательства" отражаются обязательства по расходам, в отношении которых создаются резервы предстоящих расходов. В учете данные операции оформляются следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 050690000 "Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)" К-т сч. 050299000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)" - отражены суммы принимаемых учреждением обязательств в размере сформированных резервов предстоящих расходов.
При этом сумма уменьшения обязательств по сформированному резерву предстоящих расходов, а также принятие обязательства за счет указанного резерва отражается способом "красное сторно" (абз. 3 пп. "б" п. 3.119 проекта приказа Минфина России от 19.09.2014).

1. Беспалов М.В. Общие принципы бухгалтерского учета оплаты труда в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 6. С. 10 - 13.
2. Беспалов М.В. Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 17. С. 2 - 9.
3. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 14. С. 2 - 9.
4. Беспалов М.В. Учет налога на добавленную стоимость в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 10. С. 24 - 28.
5. О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н: проект приказа Минфина России от 19.09.2014.
6. О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению": Приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
10. Письмо Минфина России от 17.01.2013 N 02-06-07/111.
11. Письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798.

Видео

Другие статьи

Новая бюджетная инструкция 174н 2016

Новая бюджетная инструкция 174н 2016

В конце 2015 г. были внесены существенные изменения в поправки Минфина № 174н от 16.12.2010г. касающиеся бюджетного учета, сделал это приказ № 227н от 31.12.2015г. Изменения связаны с Инструкцией 157н. в которую уже были сделаны поправки в 2015 г. с Единым планом счетов, бюджетной классификацией и бухотчетностью бюджетных организаций и во многом были ожидаемы.

Таким образом, изменения в Инструкцию № 174н непосредственно должны повлиять на формирование учетной политики бюджетников на 2016 год, а также на показатели учета с 01.01.2016г.

Скачать Инструкцию по бюджетному учету № 174н с изменениями на 2016 г. можно на этой странице.

Важными нововведениями, на которые стоит обратить внимание в Инструкции 174н 2016, следующие:

  • были убраны практически все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете операций, являющихся хозяйственными;
  • она больше не регулирует порядок, который отвечает за применение первичных документов в качестве основания для отражения фактов хозжизни;
  • введение правила формирования рабочего плана счетов в отношении структура счета;
  • уточнен порядок формирования входящих остатков по счетам активов, являющихся нефинансовыми (но есть исключения);
  • план счетов дополнен новыми аналитическими счетами (изменения связаны с утвержденным Единым планом счетов);
  • дополнены счета являющиеся забалансовыми;
  • поправки, касающиеся применения плана счетов и др.

Как видите, изменений достаточно много, поэтому всем бюджетным организациям обязательно необходимо на них обратить внимание, ведь они затрагивают важные аспекты их учетной политики, ведения бухучета, Единого плана счетов и т. п.

Инструкция № 174н по бюджетному учету 2016 - скачать на этой странице.

Начало применения Инструкции № 174н с 1 января 2016 г. кроме некоторых положений, которые начнут применяться уже с 2017 г.

Название файла Instruktsya_174n_2016_.zip Размер файла 229 Kilobytes Тип файла zip (application/zip) Дата добавления 05.05.2016 Добавил Alex Дата изменения 06.07.2016 Скачиваний 1455

Новые правила бухучета в бюджетных учреждениях

Новые правила бухучета в бюджетных учреждениях. Изменения в Инструкцию № 174н

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. № 227н (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведение Плана счетов и Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из Инструкции № 174н удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Вносимые в Инструкцию № 174н дополнения и корректировки в большинстве своем подобны изменениям, внесенным ранее в Инструкцию № 162н приказами Минфина России от 17 августа 2015 г. № 127н и от 30 ноября 2015 г. № 184н. На очереди изменения в План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцию по его применению (далее – Инструкция № 183н) – с Приказом Минфина от 31 декабря 2015 г. № 228н можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России. Предстоящие изменения в Инструкцию № 183н в большинстве подобны изменениям в Инструкцию № 174н .

Первичные документы

Инструкция № 174н и больше не регулирует порядок применения первичных документов в качестве основания для отражения фактов хозяйственной жизни. Положения Инструкций в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н. У ревизоров теперь не будет поводов для квалификации нарушений по формальному признаку – отсутствию упоминания о том или ином документе применительно к отражению определенного факта хозяйственной жизни.

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала «Энциклопедии решений. Бюджетная сфера» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня! Получить доступ

Новый порядок формирования номера счета

Одним из ключевых нововведений, внесенных в Инструкцию № 174н. является правило формирования рабочего плана счетов в отношении структуры счета (п. 3.2 Приказа № 227н ). Уже в текущем году установлено требование об обязательном включении бюджетными учреждениями в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов кодов:

  • вида расходов;
  • аналитической группы подвида доходов;
  • аналитической группы вида источников финансирования дефицитов.

А с 1 января 2017 года в 1-4 разрядах номера счета обязательно должны отражаться аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий кодам раздела и подраздела расходов бюджета (см. также п. 21.1 Инструкции № 157н ).

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения»;
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами».

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (п.п. 2.1-2.24 Приказа № 227н ). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения Инструкции № 174н .

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям» (п. 2.7 Приказа № 227н );
  • 0 206 11 000 «Расчеты по оплате труда» (п. 2.8 Приказа № 227н ) – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат», 0 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия», 0 209 83 000 «Расчеты по иным доходам» (п. п. 2.9-2.12 Приказа № 227н );
  • 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС» (п. п. 2.13-2.14 Приказа № 227н );
  • 0 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами» (п. 2.18 Приказа № 227н );
  • увязка счетов 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» и 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций (п. п. 2.19. 2.25 Приказа № 227н ).

В новой редакции изложен раздел 5 «Санкционирование расходов» (п. 2.20 Приказа № 227н ). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 «Обязательства», 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения», 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств», 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения», 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения» организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

  • 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»;
  • 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц»;
  • 31 «Акции по номинальной стоимости».

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н «О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н» (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 «Активы в управляющих компаниях», предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях».

Изменения в Инструкции по применению плана счетов
  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции ;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности «4».

Инструкция № 174н дополнена проводками для отражения в учете перемещения нефинансовых активов между группами и (или) видами имущества, а также движения нефинасовых активов (основных средств, материальных запасов) при разукомплектации и частичной ликвидации объектов учета. В этих случаях соответствующие счета учета нефинансовых активов корреспондируют со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (см. например, пп. «л» п. 3.3. пп. «ж» п. 3.5. пп. «б» п. 3.15. п. 3.20. пп. «в» п. 3.21 Приказа № 227н ). А вот основные средства, полученные по результатам НИОКР, и материальные запасы, остающиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, отражаются с применением счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» (пп. «к» п. 3.3. пп. «ж» п. 3.19 Приказа № 227н ).

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения» и кредиту счета 4 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 3.10 Приказа №227н. п. 20 Инструкции № 174н ).

В п. 12 Инструкции № 174н теперь предусмотрена возможность списания инвентарного объекта с балансового учета по иным основаниям, в том числе по причине физического, морального износа объекта учета. Установлено, что при принятии решения о списании объектов учета, пришедших в негодность, или по иным основаниям, выбывшее из эксплуатации имущество отражается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации (пп. «б» п. 3.5 Приказа № 227н ).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения (п. 3.29 Приказа № 227н ).

Новой редакцией п. 146 Инструкции № 174н урегулировано, что при приобретении (создании) нефинансовых активов за счет средств, полученных более чем по одному виду деятельности (финансового обеспечения), суммы вложений, сформированные на счете 0 106 00 000, переводятся с кодов вида деятельности «2», «5» и «6» на код вида деятельности «4». Отражение операций по переводу нефинансовых активов с одного кода вида деятельности на другой осуществляется с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 3.83 Приказа № 227н ).

Кроме того, Инструкция № 174н дополнена проводками по выбытию (перемещению) и оприходованию материальных запасов в различных ситуациях, в том числе при (п. 3.21 Приказа № 227н ):

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий (п. п. 3.22 Приказа № 227н ).

Также теперь положениями п. 67 Инструкции № 174н предусматривается, что накопленные на счете 4 109 60 000 суммы фактической себестоимости оказанных учреждением услуг (выполненных работ) в рамках исполнения государственного (муниципального) задания списываются на финансовый результат по доходам (в дебет счета 0 401 10 100). Новации п. 66 Инструкции № 174н предусматривают отнесение нераспределяемых общехозяйственных расходов, издержек обращения в уменьшение соответствующего дохода (п. п. 3.35 ,3.36 Приказа № 227н ).

Вместе с тем в п. 153 Инструкции № 174н по-прежнему предусмотрена возможность списания фактической себестоимости выполненных работ (оказанных услуг), общехозяйственных расходов и издержек обращения на счет 0 401 20 200. Поэтому отнесение затрат в уменьшение соответствующих доходов желательно урегулировать в учетной политике.

Доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финобеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания с 2016 года отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» (Раздел V Указаний № 65н ). Поэтому внесены правки в п. 72 Инструкции № 174н. которыми предусмотрен учет поступления субсидий на выполнения государственного (муниципального) задания на счете 4 205 31 660. Также и поступления денежных средств учреждениям, осуществляющим медицинскую деятельность по программе ОМС, отражаются в корреспонденции со счетом 7 205 31 660 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (подпункты «а». «б» п. 3.39 Приказа № 227н ). Иные субсидии по-прежнему учитываются по статье 180 «Прочие доходы» и отражаются на соответствующих аналитических счетах счета 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам». Соответствующие изменения претерпели и положения Инструкций в отношении операций по начислению доходов (п. 3.53 Приказа № 227н ).

Приказом № 227н дополнены корреспонденции по отражению доходов, в том числе доходов будущих периодов при начислении (пп. «и» п. 3.53 ):

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

В Инструкции № 174н расширен перечень операций, при осуществлении которых применяются счета 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» и 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», а также добавлены корреспонденции по операциям, связанным с применением банковских карт, в частности (п.п. 3.45. 3.46. 3.69 Приказа № 227н ) (таблица 1):

Таблица 1. Новые корреспонденции по применению счета 0 201 23 000 и 0 210 03 000

Корреспонденции по счетам

Отражение суммы ущерба:

  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм

  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (пп. «в» п. 3.54. пп. «г» п. 3.64 Приказа № 227н ).

В новой редакции изложены и дополнены положения п.п. 112. 113 Инструкции № 174н по отражению операций на аналитических счетах счета 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС» (п.п. 3.67. 3.68 Приказа № 227н ).

Также приведены в соответствие с применяемой методологией учета положения по учету расчетов бюджетных учреждений с органом власти, осуществляющим в их отношении функции и полномочия учредителя, отражаемых на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» (п. 116 Инструкции № 174н. п. 3.70 Приказа № 227н ).

Подробнее с отражением операций на счетах учета финансовых активов можно в материалах Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Наиболее значимые изменения коснулись счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами». Инструкция № 174н дополнена корреспонденциями по счету 0 304 06 000 для отражения в учете операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности (финансового обеспечения). Раньше этот порядок регулировался на уровне писем Минфина России и Федерального казначейства. В частности, с применением счета 3 304 06 000 может отражаться удержание суммы удовлетворения требования учреждений при нарушении условий договора (контракта) из поступивших сумм задатков и залогов, в том числе в обеспечение заявок на участие в конкурсе. Предусмотрено использование счета 0 304 06 000 для учета уменьшение задолженности (п.п. 3.83. 3.84 Приказа № 227н ):

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года (пп. «в» п. 3.90 Приказа № 227н ).

Приказом № 227н скорректированы, расширены и дополнены корреспонденции по аналитическим счетам счета 0 401 00 000 «Финансовый результат».

Для счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» теперь предусмотрена корреспонденция со счетом 0 109 00 200 (пп. «б» п. 3.93 Приказа № 227н ).

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (п. 3.95 Приказа № 227н ), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 «Отложенные обязательства».

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1 иПриложении 2 к письму Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998. бухгалтерские записи по отражению в учете операций с отложенными обязательствами – в письме Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 02-07-07/19450 и Приложении 3 к данному письму. Вместе с тем порядок начисления резервов следует установить в учетной политике (см. также п. 5 Методических рекомендаций. доведенных письмом Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918 ).

Подробнее о резервах предстоящих расходов изложено в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Резервы предстоящих расходов в госучреждении. Счет 401 60
  • Резерв на оплату отпусков в госучреждении
  • Резерв под обязательства, по которым в госучреждении отсутствуют первичные документы

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства», 0 502 09 000 «Отложенные обязательства», 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» и 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения».

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Ольга Монако, эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор