Руководства, Инструкции, Бланки

П 7 Инструкции 157н img-1

П 7 Инструкции 157н

Рейтинг: 4.2/5.0 (1935 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Очередные изменения, внесенные в Инструкцию N 157н (Солнцева А

Очередные изменения, внесенные в Инструкцию N 157н (Солнцева А.)

Дата размещения статьи: 07.11.2015

Очередные поправки в Инструкцию N 157н <1> внесены Приказом N 124н <2>. Их действие началось 12.09.2015. Внесенные изменения учреждения должны применять при формировании показателей объектов учета в 2015 г. за исключением п. п. 3.1, 3.2 этих изменений, применяемых при формировании учетной политики начиная с 2016 г. и при формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 г. и п. 3.3 обозначенных изменений, применяемого с 01.01.2017. При этом переход в 2015 г. на применение учетной политики с учетом положений Приказа N 124н в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности учреждений, но не позднее 01.10.2015. Рассмотрим вносимые поправки.
--------------------------------
<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Приказ Минфина России от 06.08.2015 N 124н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".

Изменения в Плане счетов

В Плане счетов произошли незначительные поправки:
- изменилось название счета 201 06 000. Ранее он имел название "Аккредитивы", а теперь называется "Денежные средства учреждений на специальных счетах в кредитной организации";
- введен новый забалансовый счет 31 "Акции по номинальной стоимости". Он предназначен для учета акций по номинальной стоимости органом, осуществляющим полномочия акционера (иным уполномоченным органом).
К забалансовому учету акции принимаются на основании первичных учетных документов по номинальной стоимости. Выбытие акций отражается на основании первичных учетных документов в соответствии с решением уполномоченного органа.
Аналитический учет по счету ведется в реестре учета ценных бумаг по количеству, эмитенту и с указанием реестрового номера, присвоенного в реестре федерального имущества.

Изменения в тексте Инструкции N 157н

Рассмотрим поправки, которые внесены в текст Инструкции N 157н, в зависимости от даты начала их применения.
Изменения, действие которых начинается с 12.09.2015. Такие поправки внесены в следующие пункты Инструкции N 157н:
1. Пункт 45. В нем определено, как нужно принимать к учету инвентарные объекты основных средств: согласно требованиям ОК 013-94 "Общероссийский классификатор основных фондов", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, к группировке объектов основных фондов по подразделам. Здесь же приведены некоторые особенности принятия отдельных инвентарных объектов основных средств.
Ранее перечисленные в Инструкции N 157н особенности дополнены новым абзацем, в соответствии с которым коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании), внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами, внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты, входят в состав здания и представляют собой единый инвентарный объект.
К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.
2. Пункт 308. В него внесен новый абзац, дополняющий перечень терминов и понятий, используемых в целях учета принятых учреждением обязательств (денежных обязательств), новым понятием - "принимаемые обязательства".
Принимаемые обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.
3. Пункт 339. В нем говорилось, как долго следует учитывать задолженность неплатежеспособных дебиторов на одноименном забалансовом счете 04. В ранее действовавшей редакции этого пункта было указано, что на названном счете учитывается задолженность неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, актом главного администратора доходов бюджета, нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством, актом главного администратора доходов бюджета) за возможностью ее взыскания, в случае изменения имущественного положения должников.
После внесения изменений учет указанной задолженности должен осуществляться в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ, способом.
При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений обозначенных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.
4. Пункты 365 и 367. Положениями этих пунктов предусмотрено использование забалансовых счетов 17, 18. Они используются для учета соответственно денежных средств, поступивших на счета учреждения, и денежных средств, выбывших со счетов учреждения.
До внесения поправок было указано, что названные счета открываются к счету 0 201 00 000. После внесения изменений забалансовые счета 17, 18 открываются также к счету 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам".
На указанных забалансовых счетах следует вести аналитический учет:
- поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета;
- денежных средств (восстановлений выплат) с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета.
5. Пункт 385. Его положениями определен порядок применения забалансового счета 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)".
Внесенными изменениями уточнено применение этого счета. Так, с учетом поправок забалансовый счет 27 предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.
Изменения, применяемые при формировании учетной политики начиная с 2016 г. и формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 г. В новой редакции изложены следующие пункты Инструкции N 157н:
1. Пункт 13. В нем разъясняется, как следует принимать к учету объекты, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
Объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, следует принимать к бухгалтерскому учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции (в случаях, предусмотренных Инструкцией N 157н, - на отчетную дату) путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу Банка России соответствующих иностранных валют по отношению к рублю, при отсутствии официального курса - по курсу, рассчитанному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам, к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается Банком России.
Особенности пересчета для целей бухгалтерского учета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в рублевый эквивалент учреждениями, постоянно осуществляющими свою деятельность вне территории РФ, устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств субъекта учета по согласованию с Минфином.
Документирование операций с имуществом, обязательствами, а также иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета должны осуществляться на русском языке.
Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Порядок перевода указанных документов на русский язык устанавливается субъектом учета в рамках формирования его учетной политики.
2. Пункт 21. В нем приведена новая редакция положений по составу и применению Плана счетов.
Указано, что Единый план счетов содержит пять разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, для финансового анализа исполнения бюджета, государственных заданий, бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений, а также подготовки их проектов.
Для ведения бухгалтерского учета автономные учреждения должны применять План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцию по его применению <3>.
--------------------------------
<3> Утверждены Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Наиболее значимые автономные учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджетов, которым переданы полномочия получателя бюджетных средств, должны применять План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению <4>.
--------------------------------
<4> Утверждены Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

На основании соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета, состоящий из 26 разрядов.
Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражают:
- в 1 - 17-м разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
- в 18-м разряде - код вида финансового обеспечения (деятельности);
- в 19 - 21-м разрядах - код синтетического счета плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- в 22 - 23-м разрядах - код аналитического счета плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- в 24 - 26-м разрядах - аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.
Разряды 18 - 26 номера счета плана счетов (рабочего плана счетов) образуют код счета бухгалтерского учета.
В разрядах 1 - 17 номера счета рабочего плана счетов бюджетного учета учреждениями отражается разряд (с 4-го по 20-й) кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов.
Автономными учреждениями в 24 - 26-м разрядах номера счета рабочего плана счетов отражается аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.
В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения рабочего плана счетов государственные (муниципальные) учреждения применяют следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):
- 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
- 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
- 3 - средства во временном распоряжении;
- 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
- 5 - субсидии на иные цели;
- 6 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
- 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.
Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета плана счетов дополнительных разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности.
Изменения, применяемые с 01.01.2017. Инструкция N 157н дополнена п. 21.1, согласно которому номер счета плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений в разрядах с 1-го по 4-й будет включать в себя код раздела, код подраздела расходов бюджета.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:


10 августа 2016 г.
Проект Федерального закона № 1146895-6 "О внесении изменений в Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ"

Целью законопроекта является уточнение жилых помещений, подлежащих приватизации. Предложенные им изменения позволят гражданам, проживающим в жилых помещениях, относившихся ранее к общественному жилищному фонду (профсоюзным и иным общественным организациям), реализовать право на их приватизацию.


4 августа 2016 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 366-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"

Законом предложено выделить один сайт в сети "Интернет", имеющий федеральное значение и специализирующийся на размещении информации о торгах, - сайт torgi.gov.ru, а все остальные сайты устанавливаются в качестве дополнительных источников информации о приватизации.


27 июня 2016 г.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части уточнения требований, предъявляемых к исполнительным документам"

Целью данного законопроекта является реализация Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов от 3 марта 2015 г.

Законопроект "О внесении изменений в статью 171 УК РФ в части вопроса исключения мер уголовной ответственности, связанной с арестом и лишением свободы как либерализации уголовной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность" направлен на дальнейшую гуманизацию уголовно-правовой ответственности в системной соотносимости с законодательными изменениями, в том числе и в части административных правонарушений в сфере экономической деятельности.


13 мая 2016 г.
Проект Федерального закона № 1070471-6 "О строительных сберегательных кассах (о накоплении средств на улучшение жилищных условий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов)"

Законопроект содержит нормы, регулирующие основные условия договора накопления сбережений для улучшения жилищных условий. Проект закона устанавливает нормы об обеспечении финансовой устойчивости строительной сберегательной кассы, в частности, в виде создания страхового фонда на возможные потери по доходам в случае снижения совокупной величины строительных сберегательных вкладов.

В центре внимания:

Дата размещения статьи: 20.08.2016

Видео

Другие статьи

Новая редакция Инструкции № 157н - Бухучёт и налоги - статьи

Новая редакция Инструкции № 157н

Автор статьи: И. Гарнов, эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский усеет и налогообложение»

Действующая система бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях постоянно совершенствуется с целью приведения регламентирующих ее нормативных документов в соответствие с фактическим содержанием отражаемых в учете финансовохозяйственных операций, а также с требованиями действующего законодательства в области бухгалтерского учета в стране и мире. Так, Минфин Приказом от 12.10.2012 № 134н (далее – Приказ № 134н) внес целый ряд изменений и уточнений в отдельные положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Анализу данных изменений и дополнений и будет посвящен наш материал.

Основные изменения положений Инструкции № 157н можно условно разделить на две группы:

  • изменения, касающиеся уточнения и дополнения отдельных терминов (названий счетов);
  • изменения и дополнения отдельных положений указанного нормативного документа.

Так, Приказом № 134н были уточнены (дополнены) следующие термины (названия счетов), применяемые в Инструкции № 157н:

1. Структура счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» дополнена субсчетом 0 206 70 000 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений» (с детализацией по видам указанных финансовых активов). Соответствующие коррективы внесены в текст п. 204 Инструкции № 157н. Данное изменение структуры счета 0 206 00 000 вызвано необходимостью более точного отражения в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений операций по приобретению ценных бумаг и иных финансовых вложений, в частности уточнения момента перехода к учреждениям прав на них. Ведь перечисление учреждением денежных средств в качестве предварительной оплаты данных финансовых активов еще не означает, что права на них учреждением получены. Субсчет, предназначенный для отражения в бухгалтерском учете таких авансов, до внесения в Инструкцию № 157н анализируемых изменений и дополнений в Плане счетов государственных (муниципальных) учреждений отсутствовал, а для отражения данных платежей на уже имеющемся в Плане счетов субсчете 0 302 70 000 «Расчеты по приобретению ценных бумаг и иных финансовых вложений» оснований не имеется .

2. Другие изменения названий счетов бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, связаны с корректировкой общей терминологии системы бухгалтерского учета в РФ, в том числе и в связи с приведением ее в соответствие с терминологией, применяемой во вступившем в силу 01.01.2013 Федеральном законе от 06.12.2011 № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402 ФЗ) и Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), а также в связи с уточнением фактического содержания отражаемых в учете соответствующих финансовохозяйственных операций, в частности:

  • в связи с необходимостью приведения используемых в Инструкции № 157н названий счетов и терминов в соответствие с международной терминологией, применяемой в экономической сфере, а также терминологией изданных в последнее время российских нормативных актов название счета 0 401 00 000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» изменено на «Финансовый результат экономического субъекта», а встречающиеся в тексте Инструкции № 157н слова «хозяйственная операция» заменены словами «факт хозяйственной жизни» в соответствующем числе и падеже;
  • из названий забалансовых счетов 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» и 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами» исключено слово «списанная», так как порядок отражения операций по данным счетам уже предполагает списание соответствующих сумм дебиторской и кредиторской задолженности с соответствующих «балансовых» счетов бухгалтерского учета;
  • из названия забалансового счета 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» исключено слово «переходящие». По нашему мнению, это вызвано тем, что на данном забалансовом счете, помимо переходящих наград (в условной оценке 1 руб. за один экземпляр), должны отражаться ценные подарки и сувениры, подлежащие единовременному вручению (награждению) как работникам учреждения, так и сторонним организациям и лицам (по стоимости их приобретения) ;
  • в пункте 21 Инструкции № 157н изменено название 6 го кода источника финансового обеспечения учреждений: вместо ранее применявшегося названия «бюджетные инвестиции» данный код стал называться «субсидии на цели осуществления капитальных вложений» (таким образом, подтвержден «субсидийный» характер бюджетных инвестиций, а сами они стали подпадать под действие налоговой льготы по налогу на прибыль, установленной пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ ).

Из внесенных Приказом № 134н изменений и дополнений содержания отдельных требований Инструкции № 157н необходимо обратить внимание на следующие.

Изменения в Инструкции № 157н

Изменения в Инструкции № 157н

эксперт по бюджетному учету, к.э.н.

Минфин России разработал приказ от 29 августа 2014 г. № 89н о внесении изменений в Инструкцию № 157н. Новые нормы нужно было применять уже при формировании отчетности за 2014 год. Также следовало учесть нововведения при составлении учетной политики учреждения на 2015 год.

Поправки в Инструкцию № 157н

С 2016 года в Инструкцию 157н внесены новые поправки. Подробности в статье "Инструкция 157н. Изменнения 2016 года"

Минюст России 20 октября 2014 года зарегистрировал приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н ». В Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцию по его применению (Инструкцию № 157н) вносятся существенные поправки.

Пунктом 2 приказа устанавливается, что новые нормы применяются при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. Переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бюджетного учреждения осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета. То есть, новации нужно учесть при формировании учетной политики 2015 года. Наиболее важные изменения в Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета анализирует эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Все об отчетности по новым правилам – в статьях и сервисах журнала «Учет в бюджетных учреждениях». Не забудьте оформить подписку !

Изменения в других инструкциях по бухгалтерскому учету

Использование вновь введенных счетов бухгалтерского учета будет связано с перегруппировкой бухгалтерской информации, отраженной в учете с начала года. Эта перегруппировка, по нашему мнению, будет сопровождаться изменениями инструкций по бухгалтерскому учету – Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета № 162н. Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений № 174н и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений № 183н. Также изменятся нормативные акты, регулирующие правила составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, – Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений № 33н и Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации № 191н. Кроме того, вероятно, потребуется дополнительная увязка отчетных данных на начало и конец отчетного периода (для годовой отчетности).

Новые принципы организации бухгалтерского учета учреждений

Во многом новации носят технический характер и обусловлены необходимостью уточнения некоторых терминов и определений, а также изменениями законодательной базы (в частности, в связи с реорганизацией Российской академии наук).

Действие Инструкции № 157н (и, как следствие, прочих инструкций по бухгалтерскому учету и отчетности в учреждениях) будет частично распространено на госкорпорацию «Росатом».

Помимо изменений технического и редакционного характера, предлагаются и нововведения в части организации бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Ответственность за первичные документы

Новым абзацем пункта 3 Инструкции № 157н вводится предположение, что лица, оформляющие первичные учетные документы. обеспечивают соответствие этих документов совершенным фактам хозяйственной жизни. На практике эта норма будет означать освобождение бухгалтеров от обязанности проверять первичные документы, оформленные в других структурных подразделениях и службах.

О том же говорят и дополнения, внесенные в пункты 8 и 9 Инструкции № 157н. Лица, ведущие бухгалтерский учет, больше не будут отвечать за соответствие составленных другими сотрудниками и контрагентами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Однако, по нашему мнению, бухгалтерам все равно придется проверять оформление всех реквизитов, необходимых для принятия документа к учету, а также контролировать соответствие первичных документов фактам хозяйственной жизни.

Существенность фактов хозяйственной жизни

Согласно новой редакции пункта 3 Инструкции № 157н, бухгалтерский учет и отчетность учреждений будут формироваться с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения. Это дополнение может несколько упростить некоторые учетные процедуры. Однако для этого принцип существенности необходимо будет уточнить и развить в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета (прежде всего, в инструкциях №№ 174н, 162н, 183н, 33н и 191н).

Если за основу будет принят аналогичный принцип, используемый в бухгалтерском учете коммерческих организаций, то критерием существенности станет показатель в пять процентов к итоговому результату по группе однородных активов или обязательств. Во избежание разногласий с контролирующими органами потребуется нормативное закрепление порядка применения этого принципа на практике. В частности, нужно будет уточнить, какие данные об активах и обязательствах и при каких условиях могут быть объединены.

Изменениями в пунктах 3 и 6 Инструкции № 157н учреждениям вменяется в обязанность отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной жизни, которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (события после отчетной даты). Порядок отражения таких фактов в учете нужно закрепить в учетной политике учреждения. Однако этот порядок пока не детализирован. До утверждения соответствующих разъяснений, по видимому, придется адаптировать к нуждам бухгалтерского учета требования ПБУ 7/98. которое, по общему правилу, распространяется только на коммерческие организации.

Регистры бухгалтерского учета и электронные документы

Учреждения получат право применять неунифицированные формы учетных регистров. В дополненном пункте 11 Инструкции № 157н приводится перечень обязательных реквизитов для таких регистров. Аналогичное право использовать неунифицированные формы первичных документов закреплено в пункте 7 Инструкции № 157н.

Кроме того, изменениями, вносимыми в пункт 11 Инструкции № 157н, уточняется порядок оформления записей на забалансовых счетах, а также состав информации, которая указывается на обложках дел бухгалтерской службы.

Пункт 17 Инструкции № 157н дополнен описанием правил изъятия регистров бухгалтерского учета (в том числе в виде электронного документа). В состав документов бухгалтерского учета будут включаться заверенные копии изъятых регистров.

В пункт 18 Инструкции № 157н вводятся нормы, регулирующие порядок внесения исправлений в электронные документы.

Читайте по теме в электронном журнале Учет нефинансовых активов

В новой редакции пункта 22 Инструкции № 157н, регулирующего общие правила учета нефинансовых активов, исключено упоминание бюджетных и автономных учреждений. Правила этого раздела Инструкции № 157н продолжают распространяться на эти организационно-правовые формы, просто пункт 22 Инструкции № 157н приводится в соответствие с Гражданским кодексом РФ. До вступления поправок в силу Инструкция № 157н говорит о нефинансовых активах, находящихся в собственности учреждений, а гражданским законодательством такая форма владения имущества за учреждениями не закреплена (только оперативное управление).

Учетная политика учреждения 2015

Рассмотрим наиболее существенные изменения для организации и ведения бухгалтерского учета в учреждениях, которые нужно принять во внимание при формировании учетной политики учреждения на 2015 год.

Оценка активов

В пункт 23 Инструкции № 157н вносятся изменения, касающиеся оценки драгоценных металлов и драгоценных камней. Эти активы теперь будут отражаться по оценочной стоимости, определяемой Гохраном в порядке, установленном Минфином России. Поскольку в бюджетных и автономных учреждениях драгоценные металлы и драгоценные камни обособленно не учитываются, эта поправка существенна только для казенных учреждений и публично-правовых образований. Новая редакция пункта 28 Инструкции № 157н исключает обязанность переоценки драгоценных металлов и драгоценных камней на дату проведения операции (переоценка будет проводиться только на дату составления бухгалтерской отчетности).

Кроме того, пункт 23 Инструкции № 157н в новом изложении меняет порядок оценки земельных участков. впервые вовлекаемых в хозяйственный оборот. Они будут приниматься к учету по рыночной (кадастровой) стоимости.

Изменениями, вносимыми в пункт 192 Инструкции № 157н, фактически вводится обязанность переоценки учреждениями финансовых вложений – на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стоимость основных средств

Обновленный пункт 27 Инструкции № 157н уточняет случаи изменения первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов. Помимо ранее описанных ситуаций восстановления объектов основных средств, такое изменение стоимости имущества возможно в результате реставрации элементов нефинансовых активов и их технического перевооружения. Также определен порядок отражения в инвентарных карточках (но не в системном бухгалтерском учете) результатов ремонта основных средств, не изменяющего первоначальной стоимости объекта.

В соответствии с новой редакцией пункта 47 Инструкции № 157н в первоначальную стоимость объектов основных средств будут включаться проценты по займам на приобретение таких объектов, а также затраты по договору лизинга. Отметим, что порядок принятия к учету объектов основных средств, приобретаемых по договору лизинга, остается недостаточно четко прописанным.

Кроме того, в пункте 37 Инструкции № 157н устанавливаются правила документального оформления перевода объектов основных средств на консервацию. Указано также, что такие объекты продолжают числиться в составе основных средств в течение всего периода консервации. Напомним, что по объектам, переведенным на консервацию, амортизация не начисляется.

Учет капитальных вложений и земельных участков

В соответствии с новой нормой пункта 42 Инструкции № 157н к бухгалтерскому учету в составе объектов основных средств будут приниматься законченные капитальные вложения в отделимые или неотделимые улучшения объектов имущества не только по договору аренды или лизинга, но и по договору безвозмездного пользования.

Земельные участки, находящиеся в пользовании учреждений, теперь будут учитываться в системном учете на балансе учреждений. В соответствии с земельным законодательством участки не могут передаваться в оперативное управление, поэтому по Инструкции № 157н они ранее могли учитываться только за балансом. В системном учете земельные участки отражались только у собственника. После утверждения соответствующих изменений учреждениям необходимо будет уточнить стоимость земельных участков в пользовании, а затем включить ее в состав непроизведенных активов (счет 010300) с одновременным списанием с забалансового учета. В общем случае участки будут учитываться по кадастровой стоимости.

Учет невыясненных поступлений

Предполагается возможность открытия к счету 020500 дополнительного аналитического счета 020582 для учета расчетов по невыясненным поступлениям. Особенности его применения в характеристике счета 020500 пока не раскрыты (в приказе нет соответствующих изменений или дополнений). Скорее всего, порядок учета поступления и выбытия таких сумм будет регулироваться на уровне других инструкций по бухгалтерскому учету (№№ 162н, 174н и 183н).

По нашему мнению, подобные поступления правомерно учитывать в составе средств, находящихся во временном распоряжении учреждения (КФО 3). При отсутствии оснований для возврата полученных сумм после выяснения предназначения поступлений они будут переводиться на прочие коды финансового обеспечения. Порядок учета таких сумм в бюджетных учреждениях установлен нормами пункта 72 Инструкции № 174н.

Кроме того, согласно новой редакции пункта 197 Инструкции № 157н на счете 020500 будут учитываться не только доходы и поступления, начисленные учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, но и доходы по договорам, соглашениям, а также поступления в результате выполнения субъектом учета возложенных на него функций.

С высокой степенью вероятности можно предположить, что перечень дополнительных доходов, подлежащих отражению на счете 020500, будет расшифрован изменениями в инструкциях №№ 174н и 162н.

Расчеты по ущербу и иным доходам

В настоящее время характеристика счета 020900 не позволяет обеспечить необходимую детализацию и группировку данных бухгалтерского учета в различных ситуациях. Вероятно, поэтому к указанному синтетическому счету предполагается открытие дополнительных счетов: 020930 «Расчеты по компенсации затрат», 020940 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» и 020983 «Расчеты по иным доходам». В составе расчетов по ущербу и иным доходам (новое наименование счета 020900) дополнительно к ранее определенным суммам будут, в частности, отражаться:

  • предварительная оплата, не возвращенная контрагентом в случае расторжения договоров и иных соглашений, в том числе по решению суда;
  • своевременно не возвращенная (не удержанная из заработной платы) задолженность подотчетных лиц;
  • задолженность за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • излишне произведенные выплаты;
  • суммы принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба, в частности, по страховым случаям или вследствие действия (бездействия) должностных лиц учреждения.

Таким образом, будет разрешена значительная часть вопросов при отражении в учете сумм, подлежащих взысканию с виновных лиц или организаций. Концепция применения счета, скорее всего, не изменится – суммы, обращенные во взыскание с виновных лиц и организаций, будут по-прежнему отражаться независимо и обособленно от отражения в учете сумм нанесенного ущерба.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что некоторые из перечисленных сумм (например, остатки подотчетных средств или суммы за неотработанные дни отпуска) по трудовому законодательству могут удерживаться непосредственно из начисленной оплаты труда, без дополнительных мероприятий. Следовательно, указанные суммы будут относиться на счет 020900, только если их нельзя будет удержать в ближайший срок расчетов с работником.

Еще одна проблема может возникнуть с отражением в учете сумм принудительного изъятия. Действующие инструкции по бухгалтерскому учету предполагают корреспонденцию счета 020900 со счетами 040110172 и 040110173, а доходы по суммам принудительного изъятия отражаются по коду КОСГУ 140. Таким образом, скорее всего, понадобится изменение инструкций по бухгалтерскому учету или использование сложных дополнительных схем.

Учет НДС

Уточнен (и, по нашему мнению, упрощен) порядок учета НДС к вычету. Предлагается введение двух аналитических счетов, на которых будут обособленно отражаться суммы НДС по приобретенным активам, работам, услугам и по авансам полученным. Введение счета для учета НДС по полученным авансам предполагает определенное уточнение схемы бухгалтерских проводок – при отгрузке продукции, фактическом выполнении работ или оказании услуг внутренняя проводка будет оформляться между двумя аналитическими счетами, а не в регистрах аналитического учета.

Право на налоговый вычет возникает как при авансовой оплате услуг учреждения, так и при приобретении учреждением нефинансовых активов, работ и услуг. В первом случае налоговый вычет засчитывается в счет уменьшения налоговых обязательств при отгрузке товаров, начислении задолженности по выполненным работам или услугам. Во втором случае право на налоговый вычет не зависит от конкретной операции – вычет относится на уменьшение ранее начисленных налоговых обязательств или может быть предъявлен позже, при возникновении таких обязательств. Таким образом, для учета двух групп налоговых вычетов применяются разные схемы.

Заметим, что в Плане финансово-хозяйственной деятельности коммерческих операций открытие отдельного субсчета для учета налоговых вычетов по авансам полученным не предусмотрено. Субсчета дифференцируются только по видам активов – основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы и т.д. Правда, перечень субсчетов, открываемых коммерческими организациями к счету 19, не закрытый, и организации могут самостоятельно вводить необходимые субсчета.

Расчеты с контрагентами и физлицами

Вступление в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ вызвало вопросы о том, как учитывать суммы обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечения исполнения контракта (договора). В соответствии с новой редакцией пункта 235 Инструкции № 157н подобные расчеты теперь будут отражаться на счете 021005 в составе расчетов с прочими дебиторами. Также уточнено, что на этом счете будут учитываться суммы иных залоговых платежей, задатков. Администраторы доходов будут отражать на счете 021005 суммы доходов от ожидаемых к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых по действующему законодательству считается исполненной, согласно представленным декларациям (расчетам, иным документам).

В пункт 270 Инструкции № 157н (счет 030402) вносятся изменения, в соответствии с которыми депонироваться могут не только не полученные в срок суммы оплаты труда и стипендий, но также суммы пособий, пенсий и компенсаций.

Предлагаются минимальные, но весьма существенные поправки пункта 273 Инструкции № 157н (счет 030403). На уровне нормативного акта подтверждается возможность производить удержания не только из сумм заработной платы, денежного довольствия или стипендий, но и из иных периодических платежей физлицам.

Измененный пункт 281 Инструкции № 157н фактически расширяет сферу использования счета учета расчетов с прочими кредиторами. Теперь на счете 030406 будут учитываться операции по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов, а также расчеты при реорганизации учреждений и при изменении их типа. По нашему мнению, эти дополнения также нуждаются в дополнительной детализации и регулировании на уровне инструкций по бухгалтерскому учету.

Расходы будущих периодов

Новая редакция пункта 302 Инструкции № 157н расширяет состав расходов будущих периодов. В их число включаются затраты, связанные со страхованием имущества, гражданской ответственности. Таким образом, можно, в частности, считать урегулированным вопрос учета расходов на ОСАГО.

Предлагается введение нового синтетического счета счет 040160 для учета резервов предстоящих расходов. В частности, он будет использоваться для учета затрат на оплату отпусков или компенсаций за неиспользованный отпуск, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, а также расходных обязательств, возникающих при реструктуризации деятельности учреждения, и расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке.

Правила применения этого счета на уровне Инструкции № 157н также не детализированы. По-видимому, они будут включены в другие инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях. По нашему мнению, подобные схемы целесообразно использовать в рамках приносящей доход деятельности – например, для минимизации сезонных колебаний себестоимости оказываемых учреждением услуг, а также в целях сближения норм бухгалтерского и налогового учета.

Обязательства за пределами планового периода

Изменениями, вносимыми в пункт 309 Инструкции, регулируется введение новой группы синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам, – 90 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)». В связи с этим пункт 318 Инструкции № 157н дополняется новой нормой, позволяющей принимать обязательства за пределами планового периода.

Уточнено также, что к принимаемым относятся обязательства, планируемые в соответствии с планом-графиком закупок. Для их отражения в учете предлагается включение в пятый раздел Плана счетов дополнительного счета 050107. Записи в бухгалтерский учет будут вноситься на основании документов, подтверждающих планирование обязательств учреждения или планирование изменений ранее принятых обязательств.

Забалансовый учет

Детализирован порядок учета отдельных видов активов и обязательств на забалансовых счетах. В частности, уточнен перечень бланков строгой отчетности. Также оговорен порядок списания задолженности неплатежеспособных дебиторов и запасных частей к транспортным средствам. Кроме того, вводится новый забалансовый счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц», на котором будут учитываться расчеты при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов.

Подборка статей о налоговом учете