Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Приказа На Временный Перевод Ст.30 79-фз img-1

Образец Приказа На Временный Перевод Ст.30 79-фз

Рейтинг: 5.0/5.0 (1933 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Отдельные вопросы оформления служебных отношений с государственными служащими

Отдельные вопросы оформления служебных отношений с государственными служащими

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2009, N 12

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОФОРМЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ

Правила поступления на гражданскую службу и заключения служебного контракта с государственными служащими отличаются от правил заключения трудового договора и регламентированы Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2009, далее - Закон N 79-ФЗ). Рассмотрим подробнее установленный Законом порядок заключения служебного контракта, а также вопросы заключения трудового договора с гражданами, ранее занимавшими должности государственных служащих.

Поступление на государственную службу

Правом поступления на гражданскую службу обладают граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Законом N 79-ФЗ. Предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 65 лет (ст. 21 Закона N 79-ФЗ). Между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим заключается соглашение о прохождении гражданской службы и замещения должности гражданской службы, которое называется служебным контрактом (ч. 1 ст. 23 Закона N 79-ФЗ).

Заключению служебного контракта предшествует проведение конкурса, в ходе которого оцениваются профессиональный уровень претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствие установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Перечень случаев, когда конкурс не проводится, установлен ст. 22 Закона N 79-ФЗ. Обратим внимание, что указанный перечень является исчерпывающим и не может быть расширен законами субъектов РФ. Подтверждение - решение Псковского областного суда от 14.11.2006, которым был признан противоречащим федеральному законодательству п. 2 ч. 2 ст. 13 Закона Псковской области от 05.12.2005 N 491-ОЗ "О государственной гражданской службе Псковской области", устанавливавший, что конкурс на замещение должности гражданской службы не проводится при назначении на высшие и главные должности гражданской службы категории "руководители", замещаемые на неопределенный срок. Назначение на них и освобождение от них осуществляются администрацией области и областным собранием депутатов. Также противоречащим федеральному законодательству был признан п. 4 ч. 2 ст. 13 того же Закона в части, в которой допускается не проводить конкурс на иную должность гражданской службы в случае перевода государственного служащего на иную должность в том же или ином государственном органе в порядке ротации. Решение было оставлено без изменения Определением ВС РФ от 14.03.2007 N 91-Г07-2.

Порядок и условия проведения конкурса регламентированы Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112. Методика проведения конкурса, порядок формирования конкурсной комиссии и иные вопросы регламентированы ведомственными правовыми актами. Например, Приказом МВД России от 19.08.2008 N 729 утверждена Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, срока и порядка работы конкурсной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы. В настоящее время принято и действует более 50 подобных правовых актов, работникам кадровых служб необходимо отслеживать их изменения.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Также указано, что порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время эти порядок, перечень и форма не установлены. Минздравсоцразвития в Письме от 24.04.2009 N 3853-17 разъяснило, что до принятия нормативного правового акта, устанавливающего порядок диспансеризации и форму заключения медицинского учреждения при поступлении на гражданскую службу, представляется медицинская справка формы N 086/У, срок действия которой шесть месяцев. Указанная справка является формой первичной медицинской документации учреждения здравоохранения и утверждена Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030 (далее - Приказ N 1030). Данный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава СССР от 05.10.1988 N 750, однако отдельные формы, установленные в Приложении к Приказу N 1030, в том числе форма N 086/У, продолжают действовать и в настоящее время.

Для оформления служебных отношений при поступлении на гражданскую службу, переводе, увольнении применяются унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Применяя данные формы, необходимо придерживаться установленной в Законе N 79-ФЗ терминологии и учитывать особенности порядка прохождения гражданской службы. Об этом сказано в Письме Минздравсоцразвития России от 02.04.2008 N 835-17.

Согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденному Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20, в унифицированные формы первичной учетной документации организация может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации (приказом, распоряжением).

Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться. При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной документации допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк с учетом объема показателей, включения дополнительных строк (включая свободные) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Замещение временно отсутствующего работника

Статьей 30 Закона N 79-ФЗ установлено, что в случае служебной необходимости представитель нанимателя вправе перевести гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для:

- предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

- предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества;

- замещения временно отсутствующего гражданского служащего. Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года (ч. 2 ст. 30 Закона N 79-ФЗ).

Гражданский служащий в указанных случаях не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Частью 3 ст. 30 Закона N 79-ФЗ установлено, что по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.

Минздравсоцразвития в Письме от 01.10.2008 N 2956-17 <1> (далее - Письмо N 2956-17), рассмотрев поступившее в Департамент государственной службы письмо, разъяснило порядок применения ст. 30 Закона N 79-ФЗ, однако отдельные выводы, по нашему мнению, противоречат действующему законодательству. В частности, со ссылкой на ч. 3 ст. 30 Закона N 79-ФЗ сказано, что в случае замещения гражданским служащим должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, с ним заключается срочный служебный контракт, а замещаемая им должность гражданской службы становится вакантной. Далее указано, что по окончании определенного сторонами служебного контракта срока временного перевода на иную должность представитель нанимателя может предоставить гражданскому служащему прежнюю должность. Однако, если по окончании срока перевода прежняя должность гражданского служащего не вакантна, служебный контракт с ним прекращается и он освобождается от замещаемой должности гражданской службы. В дальнейшем назначение на должность гражданской службы осуществляется на общих основаниях, предусмотренных Федеральным законом. Вышеприведенная ч. 3 ст. 30 Закона N 79-ФЗ не содержит подобных норм. Части 1 и 2 ст. 30 Закона N 79-ФЗ регламентируют порядок временного перевода гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя в связи с производственной необходимостью, а ч. 3 той же статьи - порядок перевода для замещения временно отсутствующего работника по соглашению сторон. Рассмотрим оба варианта.

<1> "О применении некоторых положений статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Статьей 11 ТК РФ установлено, что на государственных и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. Поскольку в Законе N 79-ФЗ лишь ст. 30 регламентирует порядок временного перевода, необходимо руководствоваться ст. 72.2 ТК РФ о временном переводе. В ней говорится: если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным. Из этого следуют две возможные ситуации:

1. Работник остается работать на новом рабочем месте.

2. Работник требует предоставить прежнее рабочее место, и работодатель обязан это сделать.

Временный перевод на другую должность осуществляется на основании приказа о переводе и дополнительного соглашения к служебному контракту. Если на место замещающего работника был принят другой работник, то при возвращении замещающего работника на прежнее рабочее место освобождению от замещаемой должности подлежит гражданский служащий, принятый на место работы замещающего.

Вероятно, в Письме N 2956-17 рассмотрена ситуация, в которой гражданского служащего необходимо было перевести на другую должность для замещения временно отсутствующего гражданского служащего на срок более одного месяца. Однако считаем, что рекомендация заключить срочный служебный контракт с замещающим работником неверна, поскольку в этом случае необходимо расторгнуть прежний служебный контракт. При данных условиях основанием расторжения служебного контракта может служить или соглашение сторон, или инициатива работника. Мы считаем, что это окажется нарушением прав гражданского служащего, поскольку стаж для отпуска будет исчисляться заново. Есть два более правильных с точки зрения закона варианта:

1. Перевод гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 79-ФЗ. В этом случае при возвращении временно отсутствующего гражданского служащего замещающий его возвращается на прежнюю должность, а если на его должность был принят третий гражданский служащий, то освобождению от замещения гражданской должности подлежит именно последний.

2. Возложение обязанностей временно отсутствующего гражданского служащего на другого гражданского служащего (с его согласия) без освобождения от исполнения должностных обязанностей по замещаемой им должности гражданской службы.

Добавим, что в случае, если на должность временно отсутствующего работника не переводится гражданский служащий, работающий в той же организации, а принимается новый гражданский служащий, заключается срочный служебный контракт, а при возвращении временно отсутствующего гражданского служащего принятый на его место по срочному служебному контракту освобождается от замещаемой должности.

Выполнение иной оплачиваемой работы

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 79-ФЗ федеральный государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Роспотребнадзор в Письме от 02.10.2009 N 01/14603-9-32 разъяснил, что к иной оплачиваемой работе относится работа как в связи с трудовыми отношениями (на основании трудового договора), так и в связи с гражданско-правовыми отношениями (авторский договор, договор возмездного оказания услуг и т. п.). Трудовые отношения при работе по совместительству осуществляются с учетом соблюдения условия неполного рабочего времени и особенностей, предусмотренных гл. 44 ТК РФ. Для гражданских служащих работа по совместительству возможна, как правило, на научно-педагогических должностях. Вместе с тем к иной оплачиваемой работе не может быть отнесена работа по другой должности федеральной государственной гражданской службы.

При принятии гражданским служащим решения о выполнении иной оплачиваемой работы необходимо соблюдение требований, предусмотренных Законом N 79-ФЗ:

1. Гражданский служащий обязан уведомить о своем желании выполнять иную работу представителя нанимателя. Такое уведомление должно быть предварительным, то есть оно должно быть сделано до начала выполнения работы.

2. Выполнение иной работы не должно приводить к возможному конфликту интересов - к ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.

3. При выполнении иной работы гражданский служащий обязан соблюдать требования, предусмотренные ст. ст. 17, 18 Закона N 79-ФЗ.

Если представитель нанимателя, получив уведомление гражданского служащего, усмотрит в иной работе гражданского служащего конфликт интересов, может возникнуть служебный спор, который рассматривается в порядке, предусмотренном для рассмотрения споров о конфликте интересов, то есть с рассмотрением на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Также представитель нанимателя имеет право принимать все меры воздействия, предусмотренные Законом N 79-ФЗ и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе, если выполнение иной работы будет сказываться на качестве выполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.

Заключение трудового договора

с бывшими государственными служащими

Статьей 15 Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ <2> ТК РФ был дополнен ст. 64.1, установившей порядок заключения трудового договора с гражданами, ранее замещавшими должности государственной или муниципальной службы. В частности, определено, что граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Работодатель, в свою очередь, при заключении трудового договора с указанными гражданами обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. В настоящее время нормативных правовых актов, закрепляющих указанный выше перечень должностей, не принято. В связи с этим Минздравсоцразвития в Письме от 24.04.2009 N 3854-17 разъяснило, что до принятия нормативных правовых актов положения абз. 3 и 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 280-ФЗ и ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ не применяются.

<2> "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".

Подписано в печать

Другие статьи

Временные переводы: виды, особенности и порядок оформления

Временные переводы: виды, особенности и порядок оформления

Источник: Журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения"

Иногда сотрудника приходится перевести на другую работу на какое‑то время. Такая необходимость может быть вызвана рядом причин – медицинскими показаниями, производственной необходимостью и пр. Однако не все так просто с процедурой перевода. Например, некоторые перевод путают с перемещением и не оформляют его надлежащим образом или недоплачивают заработную плату при переводе на нижеоплачиваемую должность. О том, в каких случаях возможны временные переводы, как их отличить от перемещения, в каком размере производить оплату труда временно переведенного работника и как это все оформить документально, вы узнаете, прочитав статью.

Вместо предисловия

В соответствии со ст. 72.1 ТК РФ под переводом понимается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник, при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.

Отметим, что изменение структурного подразделения будет считаться переводом, только если его наименование было закреплено в трудовом договоре (например, в виде фразы «Работник принимается на должность бухгалтера в финансово-экономический отдел»).

Поскольку сегодня мы рассматриваем временные переводы, стоит отметить, что они могут осуществляться как с согласия работника, так и без.

Временный перевод с согласия работника

Для осуществления временного перевода необходимо заключение соглашения в письменной форме. Работодатель сначала предлагает работнику вакантную должность или должность, где нужно заменить отсутствующего сотрудника. Затем при согласии заключается дополнительное соглашение о временном переводе на другую работу, должность или в другое структурное подразделение.

И первым делом скажем о сроках такого перевода. Временный перевод на другую работу у того же работодателя возможен на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого сотрудника на работу.

Отметим, что в силу ч. 4 ст. 72.1 ТК РФ запрещается переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья. То есть если медицинских противопоказаний нет и работник согласен, то его можно временно перевести на работу даже с вредными или опасными условиями труда.

Заключая соглашение о переводе, зафиксируйте в нем основание перевода, его срок, новые обязанности работника, а также иные условия, которые отличаются от установленных трудовым договором.

Отдельно скажем о формулировке срока перевода. Если временный перевод осуществляется на вакантную должность, можно определить конкретную дату окончания перевода, а если для замещения временно отсутствующего работника – лучше указать условие, при наступлении которого сотрудник возвращается на свое рабочее место, ведь отсутствующий работник может выйти на работу позже (например, при продлении отпуска или листка нетрудоспособности). Для последнего случая формулировка может быть такой: «Настоящее дополнительное соглашение действует до даты выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком ведущего специалиста Гулькиной Е. Д.».

На основании подписанного сторонами соглашения издается приказ о переводе по унифицированной форме Т-5 [ 1] (Т-5а). Важно в строке «Вид перевода» указать, что перевод носит временный характер. С таким приказом работника необходимо ознакомить под роспись.

Следующим шагом по оформлению временного перевода будет внесение записи о нем в разд. III личной карточки «Прием на работу и переводы на другую работу» (ф. Т-2 или Т-2 ГС (МС)).

А вот в трудовую книжку запись о временном переводе не вносится. Данное правило установлено ч. 4 ст. 66 ТК РФ и п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек [2]. согласно которым в трудовую книжку вносятся записи лишь о постоянном переводе.

Если работник переводится на другую работу или должность, его необходимо ознакомить с должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами, имеющими значение для выполнения этой работы. Кроме этого, возможно, понадобится провести инструктаж по технике безопасности или заключить договор о материальной ответственности.

Отметим, что работодателю стоит контролировать окончание временного перевода, так как в силу ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ. если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли как‑то оформлять предоставление прежней работы? Трудовое законодательство не содержит требований к оформлению возврата сотрудника. Между тем мы рекомендуем это делать. Обычно для этого издается приказ (распоряжение) о прекращении исполнения обязанностей по временной должности и возвращении к исполнению обязанностей по основной должности. Выглядеть он может так.

Государственное автономное учреждение Архангельской области

«Центр спортивной подготовки»

20 августа 2014 № 84

В связи с окончанием срока временного перевода по соглашению сторон

1. Пшеницыной Ольге Викторовне, временно по соглашению сторон от 04.04.2014 № 2 занимавшей должность заместителя начальника отдела обеспечения спортивных сборных команд, приступить к работе, предусмотренной трудовым договором от 12.06.2010 № 10‑06, в должности главного специалиста отдела обеспечения спортивных сборных команд, с 21 августа 2014 г.

2. Бухгалтерии начислять Пшеницыной О. В. заработную плату в соответствии со штатным расписанием по должности главного специалиста отдела обеспечения спортивных сборных команд.

Директор Злаков И. И. Злаков

С приказом ознакомлена. Пшеницына, 20.08.2014

Может так получиться, что основной сотрудник увольняется или временно замещаемая должность вовсе вакантна, и руководство организации, да и сам временный работник не против временный перевод сделать постоянным. В таком случае необходимо заключить еще одно дополнительное соглашение, указав в нем, что временный перевод, осуществленный по соглашению от такого‑то числа, считается постоянным. На основании подписанного сторонами соглашения нужно издать приказ в произвольной форме, в котором также закрепить, что условие о сроке перевода утратило силу.

Отметим, что в такой ситуации есть нюанс. При трансформации временного перевода в постоянный необходимо внести запись в трудовую книжку. Причем датой перевода будет считаться первый день временного перевода.

Работник ГБУ по соглашению сторон с 3 февраля 2014 года переведен на должность мастера дорожно-эксплуатационного участка на шесть месяцев. По истечении данного срока стороны подписали соглашение о том, что перевод считается постоянным. Как внести запись в трудовую книжку?

*
Приказ о временном переводе.

**
Приказ о признании утратившим силу условия о временном характере перевода.

Обратим внимание, что если сотрудник не приступает к работе по трудовому договору, то есть желает продолжать работу в соответствии с приказом о временном переводе, работодатель вправе применить к нему меры дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, например, за прогул – пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ .

Временный перевод без согласия работника

Как мы уже поняли, по общему правилу временный перевод, как, впрочем, и перевод на постоянной основе, производится по соглашению сторон трудовых отношений. Однако Трудовым кодексом для некоторых случаев сделано исключение. Итак, работник может быть переведен без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения или устранения последствий:

  • катастрофы природного или техногенного характера;
  • производственной аварии или несчастного случая на производстве;
  • пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии;
  • любых исключительных случаев, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Срок перевода работника без его согласия не может превышать одного месяца.

Перевод работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях:

  • простоя (временной при­остановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера);
  • необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества;
  • замещения временно отсутствующего работника.

Однако стоит учесть, что для перевода в этих случаях как простой, так и необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника должны быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными выше.

Пленум ВС РФ вПостановлении №2 [3] отметил, что если при переводе на другую работу в случае простоя, необходимости
предотвращения уничтожения или порчи имущества либо заме­щения временно отсутствующего работника сотрудник должен будет выполнять работу более низкой квалификации, то такой перевод в силу ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ возможен лишь с письменного согласия сотрудника.

Трудовой кодекс не ограничивает количество таких переводов работника в течение календарного года, поскольку в указанных случаях выполняются непредвиденные и безотлагательные работы. Но если в связи с чрезвычайными обстоятельствами возникает необходимость перевода работника на срок более одного месяца, перевод все же возможен только с согласия работника.

Подчеркнем: если работодатель не сможет доказать наличие обстоятельств, с которыми закон связывает возможность перевода без согласия работника, такой перевод будет признан незаконным (п. 17 Постановления №2 ). Так, Т. с 1999 года работал сердечно-сосудистым хирургом в ГБУЗ «Псковская областная больница». Приказом главного врача он был временно переведен без его согласия в поликлинику областной больницы на должность сердечно-сосудистого хирурга со ссылкой на необходимость замещения вакантной должности и с целью предотвращения угрозы жизни и здоровью населения. Полагая решение работодателя незаконным, Т. отказался от исполнения обязанностей в поликлинике, за что был подвергнут дисциплинарному взысканию в виде выговора. Суд признал незаконным как приказ о применении дисциплинарного взыскания, так и приказ о временном переводе. ГБУЗ не привело доказательств наличия чрезвычайных обстоятельств, обусловивших необходимость временного перевода работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу. Перевод осуществлен под предлогом производственной необходимости при отсутствии исключительных случаев, свидетельствующих о реальной необходимости такого перевода, в связи с чем указанный перевод является незаконным (Апелляционное определение Псковского областного суда от 02.10.2012 по делу № 33‑1580 ).

Отказ от выполнения работы при переводе в случае чрезвычайных обстоятельств, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу – прогулом (п. 19 Постановления №2 ). При этом следует учитывать, что в силу абз. 5 ч. 1 ст. 219. ч. 7 ст. 220 ТК РФ работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Поскольку ТК РФ не содержит норм, запрещающих работнику воспользоваться названным правом и тогда, когда выполнение таких работ вызвано переводом по основаниям, указанным в ст. 72.2 ТК РФ. отказ работника от временного перевода на другую работу по указанным выше причинам является обоснованным.

Временный перевод без согласия работника также нужно оформить. Для этого издается приказ о переводе с указанием причин (катастрофа, несчастный случай на производстве и т. п.). Ну и конечно, лучше подкрепить такой приказ соответствующими документами, в противном случае работник может отказаться от перевода.

Перевод или перемещение?

Иногда работодатель путает временный перевод с перемещением и вместо оформления соглашения и приказа о переводе оформляет приказ о перемещении. Напомним, что в силу ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ перемещение у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора, не требует согласия работника.

Прежде чем осуществить перемещение, проверьте внимательно условия трудового договора – указано ли в нем рабочее место, структурное подразделение и не изменится ли трудовая функция сотрудника. Иначе не избежать трудовых споров. Так, Г.,работающая в ГУП в должности старшего бухгалтера,была перемещена на должность бухгалтера. ГУП полагало, что у этих должностей схожие трудовые функции. Рассматривая спор о признании незаконным приказа о перемещении,суд отметил:из приказа работодателя следует, что фактически имело место не перемещение, а перевод Г. на иную должность, который повлек за собой изменение трудовой функции работника. Указанные действия были осуществлены без согласия Г. следовательно,приказ о перемещении является незаконным (Апелляционное определение Ярославского областного суда от 25.04.2013 по делу № 33‑2536/2013 ).

Оплата труда при временном переводе

При переводах, осуществляемых без согласия работника (в случаях, названных в ч. 2. 3 ст. 72.2 ТК РФ ), оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. То есть если оплата труда работника по выполняемой работе будет ниже, чем его прежний средний заработок, то ему выплачивается прежний средний заработок, определяемый в установленном порядке.

Ну а если оплата труда по новой работе превышает средний заработок сотрудника, то ему производится доплата до зарплаты по новой работе. Так, требования о взыскании недополученной зарплаты были удовлетворены судом: в период временного перевода на другую должность истец исполнял обязанности работника вышестоящей должности, следовательно, в его пользу подлежит взысканию разница в зарплате (Определение Пермского краевого суда от 25.09.2013 по делу № 33‑8092 ).

Когда осуществляется временный перевод по соглашению сторон, оплата труда также определяется по соглашению сторон, однако обычно при переводе работнику устанавливают зарплату новой должности. Если же он переводится на менее квалифицированную работу, стороны могут договориться о сохранении прежнего оклада или о назначении доплаты до прежнего оклада.

Временный перевод по медицинским показаниям

Как мы выяснили, временный перевод осуществляется с согласия работника или без такового. Однако согласно ст. 73 ТК РФ работодатель обязан перевести сотрудника на другую работу (должность), если он нуждается в этом в соответствии с медицинским заключением. Причем другая работа не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья.

Медицинское заключение выдается в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 № 441 ««Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений». Листок временной нетрудоспособности не считается медицинским заключением.

При получении от сотрудника медицинского заключения прежде всего нужно обратить внимание на срок перевода, указанный в справке, поскольку от этого зависят дальнейшие действия работодателя.

Если сотруднику показан временный перевод на другую работу на срок до четырех месяцев, работодатель должен предложить ему другую работу, подходящую по состоянию здоровья. При отсутствии таковой или отказе сотрудника работодатель обязан отстранить его от работы с сохранением места работы (должности) на весь указанный в медицинском заключении срок. Для этого работодатель издает приказ в произвольной форме. В приказе следует указать период, на который работник отстраняется, если период все же не указан, при допущении к работе следует издать приказ о допуске работника.

Если же в соответствии с медицинским заключением сотрудник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы. При увольнении по данному основанию сотруднику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК РФ ).

Согласно ст. 254 ТК РФ беременные женщины в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления другой работы беременная подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. Аналогичная гарантия предусмотрена для женщин с детьми в возрасте до полутора лет.

Временный перевод спортсмена

Это особый вид временного перевода – он может быть осуществлен к другому работодателю. Так, на основании ст. 348.4 ТК РФ в случаях, когда работодатель не имеет возможности обеспечить участие спортсмена в спортивных соревнованиях, допускается по согласованию между работодателями временный перевод спортсмена с его письменного согласия к другому работодателю на срок, не превышающий одного года. При этом работодатель по месту временной работы заключает со спортсменом срочный трудовой договор в соответствии с требованиями ст. 348.2 ТК РФ .

На период временного перевода спортсмена к другому работодателю действие первоначально заключенного трудового договора приостанавливается, но срок действия не прерывается.

Если спортсмен в период временного перевода к другому работодателю захочет трудиться по совместительству, разрешение на такую работу необходимо получить как у работодателя по месту временной работы, так и у работодателя, с которым первоначально заключен трудовой договор (ч. 2ст. 348.7 ТК РФ ).

При досрочном прекращении трудового договора, заключенного на период временного перевода спортсмена к другому работодателю, по любому из оснований, предусмотренных ТК РФ, первоначально заключенный трудовой договор действует в полном объеме со следующего рабочего дня после календарной даты, с которой связывается прекращение трудового договора, заключенного на период временного перевода.

Если по истечении срока временного перевода к другому работодателю спортсмен продолжает работать у работодателя по месту временной работы и ни спортсмен, ни работодатель по месту временной работы, ни работодатель, с которым первоначально заключен трудовой договор, не требуют прекращения трудового договора, заключенного на период временного перевода, и возобновления первоначально заключенного трудового договора, то последний прекращается и действие трудового договора, заключенного на период временного перевода, продлевается на срок, определяемый соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – на неопределенный срок.

Как видим, разновидностей временного перевода предостаточно и у каждой есть свои особенности. Обозначим еще раз основные моменты. Во-первых, временный перевод осуществляется только внутри организации (за исключением спортсменов). Во-вторых, такой перевод осуществляется с согласия работника. Но ТК РФ установлены исключения: работодатель может осуществить временный перевод на срок до одного месяца в случае предотвращения чрезвычайных ситуаций и катастроф или устранения их последствий. Ну и в‑третьих, оплата труда работников, временно переведенных без их согласия, не может быть ниже среднего заработка по прежней работе.

[1] Утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплате».

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках».

[3] Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Особенности перевода гражданского служащего - Все о кадрах

Особенности перевода гражданского служащего

Назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы может быть связано с различными причинами: с повышением или понижением по службе, сокращением штата, состоянием здоровья и т.д. В любом случае такое назначение оформляется как перевод работника на другую должность. При этом приходится руководствоваться не только законодательством о госслужбе, но и ТК РФ и другими законами и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В статье рассмотрим, какие виды переводов установлены для госслужащих, как оформляется перевод и каковы особенности перевода по тому или иному основанию.

Перевод, его виды и основания

Согласно Трудовому кодексу под переводом на другую работу понимается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (ст. 72.1).

Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее — Закон N 79-ФЗ) понятие перевода не определяется, однако из его ст. 28 следует, что под переводом гражданского служащего понимается перевод:

— на иную должность гражданской службы в том же государственном органе;

— на иную должность гражданской службы в другом государственном органе:

— в другую местность вместе с государственным органом.

Во всех указанных случаях перевод осуществляется с письменного согласия служащего.

Перевод в том же государственном органе осуществляется в следующих случаях:

— при неудовлетворительном результате испытания (п. 1 ч. 7 ст. 27 Закона N 79-ФЗ);

— по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 ст. 28 Закона N 79-ФЗ);

— в случае служебной необходимости при наступлении чрезвычайных обстоятельств (ч. 1 ст. 30 Закона N 79-ФЗ);

— по результатам аттестации (п. 3 ч. 16 ст. 48 Закона N 79-ФЗ);

— при восстановлении на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы (ч. 1 ст. 39 Закона N 79-ФЗ).

Перевод служащего в том же государственном органе или в другой государственный орган возможен в связи с сокращением должностей, реорганизацией и ликвидацией (ст. 31 Закона N 79-ФЗ) и в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29 Закона N 79-ФЗ).

Также п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ предусмотрен перевод служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.

Обратите внимание. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия перемещение служащего на иную должность без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Перевод может быть временным и постоянным. Возможность временного перевода на иную должность гражданской службы установлена ст. 30 Закона N 79-ФЗ. Такой перевод осуществляется по инициативе представителя нанимателя в случае служебной необходимости. Согласие служащего на перевод в данном случае запрашивать не нужно. Постоянный же перевод в пределах одного государственного органа возможен:

— по инициативе гражданского служащего — например, когда такой перевод необходим ему по медицинским показаниям или служащий желает перевестись на вышестоящую вакантную должность (если ему позволяет уровень квалификации);

— по инициативе представителя нанимателя — по результатам аттестации, при неудовлетворительном результате испытания и др. При таком переводе, как уже было сказано, необходимо согласие гражданского служащего.

Отметим, что если служащий переводится на вакантную должность, то в силу ч. 1 ст. 22 Закона N 79-ФЗ замещение такой должности осуществляется по результатам конкурса. Исключение составляет перевод:

— по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

— в связи с сокращением должностей, реорганизацией или ликвидацией государственного органа;

— в другую местность вместе с государственным органом.

Если должность, на которую переводится гражданский служащий, более высокая и для нее предусмотрен более высокий классный чин, чем имеющийся, служащий должен еще сдать квалификационный экзамен.

Рассмотрим случаи перевода более подробно.

Неудовлетворительный результат испытания

Статьей 27 Закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность установления испытательного срока при поступлении на гражданскую службу — продолжительностью от трех месяцев до одного года. При этом испытание на срок от трех до шести месяцев может устанавливаться гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа (за исключением случаев, названных в ч. 3 ст. 27 Закона N 79-ФЗ).

Если служащий не прошел испытание, представитель нанимателя имеет право или предоставить ему ранее замещаемую должность гражданской службы, или расторгнуть с ним служебный контракт, предупредив об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание (ч. 7 ст. 27 Закона N 79-ФЗ). Сделать это нужно до окончания испытательного срока. Если же срок испытания истек, а служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание. Исходя из формулировки ч. 7, можно посчитать, что представитель нанимателя сам решает, что предложить служащему, не прошедшему испытание: перевод на прежнюю должность или увольнение. Однако принимая во внимание основание для увольнения, установленное п. 15 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ, — отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания, — можно сделать вывод, что служащий может быть уволен только в том случае, если он отказался от ранее замещаемой должности.

Перевод по медицинским показаниям

Прежде чем говорить о переводе по медицинским показаниям, отметим, что существуют ограничения по замещению должностей гражданской службы по медицинским показаниям. Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н (далее — Перечень, Приказ N 984н). Согласно данному приказу все гражданские служащие должны проходить ежегодную диспансеризацию, под которой понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития и выявления заболеваний, препятствующих прохождению службы. К таким заболеваниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с болезненными проявлениями или с употреблением психоактивных веществ и с такой болезнью нервной системы, как эпилепсия.

К сведению. Правила прохождения диспансеризации, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению или прохождению государственной гражданской службы, установлены Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ, утвержденным Приказом N 984н.

Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего выдает ему медицинское заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу, по установленной форме, которое приобщается к личному делу служащего. Если выявлено заболевание, препятствующее прохождению службы, медучреждение направляет копию медицинского заключения в государственный орган по месту прохождения службы. В случае признания гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется по инициативе работодателя по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 Закона N 79-ФЗ).

Таким образом, в случае выявления заболевания, указанного в Перечне, гражданский служащий будет уволен. Перевод же ему может потребоваться при наличии других заболеваний согласно медицинскому заключению. Таким заключением может быть:

— справка, подтверждающая установление группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности ;

— справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности ;

— программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания ;

— заключение лечебно-профилактического учреждения, проводившего обязательный медосмотр, выданное на основании положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников;

— заключение врача женской консультации.

На основании принесенного служащим медицинского заключения представитель нанимателя предлагает служащему соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья иную должность гражданской службы. В силу ч. 3 ст. 28 Закона N 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

В отличие от положений Трудового кодекса, в ст. 28 Закона N 79-ФЗ не установлено, какой характер, временный или постоянный, может иметь описанный выше перевод.

Согласно Трудовому кодексу в зависимости от медицинских показаний перевод может быть временным или постоянным, и от того, какой перевод рекомендован работнику, зависят дальнейшие действия работодателя. Так, если работник отказывается от временного перевода сроком до четырех месяцев или у работодателя отсутствуют вакантные должности, работодатель должен отстранить его от работы с сохранением за ним занимаемой должности. Если же работник нуждается во временном переводе на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (ст. 73 ТК РФ).

Поскольку временный перевод служащего по медицинским показаниям в ст. 28 Закона N 79-ФЗ не урегулирован, если в медицинском заключении служащему будет рекомендован такой перевод, следует применять положения Трудового кодекса. Если служащий переводится на нижеоплачиваемую должность, нужно руководствоваться положениями ст. 182 ТК РФ — в течение месяца со дня перевода за служащим сохраняется средний заработок по прежней должности, а если служащий получил увечье или профессиональное заболевание, средний заработок сохраняется за ним до тех пор, пока служащий не выздоровеет или ему не будет установлена инвалидность.

Служебная необходимость как основание перевода

Согласно ст. 30 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе. Срок такого перевода не может составлять больше месяца. При этом оплата труда по временно замещаемой должности гражданской службы не может быть ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для:

— предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

— предотвращения несчастных случаев;

— временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества;

— замещения временно отсутствующего гражданского служащего.

При этом такая должность не должна быть противопоказана служащему по состоянию здоровья.

Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.

Обратите внимание. Гражданский служащий не вправе отказаться от такого перевода. Отказ от исполнения служебных обязанностей при временном переводе может признаваться нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу — прогулом. Однако работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда.

Представитель нанимателя вправе назначить служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности, выплатой установленных по временно замещаемой должности надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий. В этом случае необходимо согласие служащего (ч. 3 ст. 30 Закона N 79-ФЗ).

Аттестация

Согласно ст. 48 Закона N 79-ФЗ аттестация служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ утверждено Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110.

Аттестация гражданского служащего проводится аттестационной комиссией один раз в три года. По результатам комиссия принимает одно из следующих решений. Служащий:

— соответствует замещаемой должности гражданской службы;

— соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

— соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

— не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По итогам аттестации в течение месяца госорган издает правовой акт о том, что гражданский служащий:

— подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

— направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

— понижается в должности гражданской службы.

Примечание. Аттестации не подлежат служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", если с ними заключен срочный служебный контракт.

Перевод на нижестоящую должность гражданской службы (при ее наличии) возможен только с согласия служащего. При этом его назначение на нижестоящую должность возможно по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы.

Напомним, что конкурс не проводится:

— при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

— при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

— при заключении срочного служебного контракта;

— при назначении служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и ч. 1, 2 и 3 ст. 31 Закона N 79-ФЗ;

— при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе (ч. 2 ст. 22 Закона N 79-ФЗ).

Также конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа, а по решению представителя нанимателя — при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (ч. 3, 4 ст. 22 Закона N 79-ФЗ).

При отказе служащего от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

Перевод в связи с восстановлением служащего, ранее замещавшего должность

В связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность, по решению суда служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и включается в кадровый резерв.

Служебный контракт прекращается с письменного согласия гражданского служащего, если невозможно в течение шести месяцев предоставить ему для замещения иную должность гражданской службы (ст. 39 Закона N 79-ФЗ).

Сокращение должностей, реорганизация, ликвидация

В соответствии со ст. 31 Закона N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность, могут продолжаться, если ему будет предоставлена иная должность гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, соответствующая уровню его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. В течение этого срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация, по результатам которой определяются служащие, имеющие преимущественное право на замещение иных должностей гражданской службы.

При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с лицами, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения указанных должностей.

Примечание. С письменного согласия служащего служебный контракт может быть расторгнут без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

При ликвидации государственного органа отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае предоставления ему иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе. В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

Обратите внимание. Не допускается увольнение с государственной гражданской службы по данному основанию одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет.

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие не выплачивается.

Изменение существенных условий служебного контракта. Ротация служащих

В силу ст. 29 Закона N 79-ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

Примечание. Существенные условия служебного контракта установлены ст. 24 Закона N 79-ФЗ. Среди них наименования замещаемой должности, подразделения государственного органа, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент и др.

Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до изменения.

Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение ее в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы.

А в случае письменного отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта он прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

Отметим, что с 1 января 2013 года вступят в силу изменения ст. 24 Закона N 79-ФЗ, касающиеся ротации на государственной гражданской службе. Федеральным законом от 06.12.2011 N 395-ФЗ в Закон N 79-ФЗ будет введена ст. 60.1 "Ротация гражданских служащих", согласно которой в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции проводится ротация гражданских служащих — их назначение на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Ротация по своей сути — тот же перевод. Он коснется не всех гражданских служащих. В статье 60.1 Закона N 79-ФЗ предусмотрена ротация только лиц, замещающих должности гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Иные должности должны быть утверждены специальными перечнями. Согласно разъяснениям, представленным в Письме Минтруда РФ от 16.08.2012 N 18-0/10/1-1105 "Об организации и проведении с 1 января 2013 г. ротации федеральных государственных гражданских служащих", условие о нахождении должности гражданской службы в таком перечне Законом N 395-ФЗ отнесено к существенным условиям служебного контракта. В связи с этим в силу ч. 2 ст. 29 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя должен уведомить гражданских служащих, замещающих должности, предусмотренные перечнем, вне зависимости от того, какой с ними заключен служебный контракт (контракт на неопределенный срок или срочный), об изменении существенных условий служебного контракта — в письменной форме, не позднее чем за два месяца до их введения. Так как изменения вступают в силу с 1 января 2013 года, представителю нанимателя следовало уведомить гражданских служащих об изменении существенных условий служебного контракта не позднее 1 ноября 2012 года.

Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение ее с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя предлагает для замещения иную должность гражданской службы. В случае письменного отказа служащего от данной должности представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

В случае согласия гражданского служащего на замещение должности гражданской службы и прохождение ее с изменением существенных условий служебного контракта, предусматривающих ротацию, со служащим заключается дополнительное соглашение к служебному контракту. Данное соглашение содержит условие о том, что ранее замещаемая должность гражданской службы входит в перечень, и новый срок ее замещения (от трех до пяти лет, в зависимости от срока, установленного в плане).

Минтруд разработал Методические рекомендации "Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти" (Письмо от 18.09.2012).

К сведению. Более подробно о ротации поговорим в следующем номере нашего журнала.

Перевод служащего по его просьбе

По просьбе гражданского служащего или с его согласия он может быть переведен в другой государственный орган или на государственную службу иного вида. В этом случае служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с нее оформляются правовым актом государственного органа (ч. 2 ст. 33 Закона N 79-ФЗ).

Оформление перевода

Итак, если инициатором перевода является гражданский служащий, он подает соответствующее заявление, если же инициатор — представитель нанимателя, он должен направить служащему письменное уведомление о переводе. Уведомление направляется не позднее чем за два месяца. В полученном уведомлении служащий проставляет отметку о своем согласии или несогласии на перевод. Если служащий не согласен, он увольняется по соответствующему основанию, установленному Законом N 79-ФЗ.

Обратите внимание. При переводе на другую должность гражданский служащий должен быть ознакомлен с соответствующим должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста (ст. 14 Закона N 79-ФЗ).

Перевод служащего оформляется приказом (распоряжением) о переводе работника на другую постоянную работу в той же организации, о переводе на постоянную работу в другую местность вместе с работодателем, о временном переводе. Унифицированная форма приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу (форма Т-5) утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Изменения служебного контракта в случае временного перевода или перевода в другую местность вместе с работодателем оформляются в форме дополнительного соглашения к контракту. Если же перевод постоянный, то, как правило, служебный контракт перезаключается, то есть прекращается прежний и заключается новый служебный контракт.

Запись о постоянном переводе не позднее чем через неделю со дня перевода вносится в трудовую книжку служащего по правилам, предусмотренным Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках".

Кроме этого, сведения о переводе вносятся в личную карточку (унифицированная форма Т-2ГС), с чем необходимо ознакомить работника под роспись.