Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Приказ Об Установлении Минимального Размера Оплаты Труда img-1

Образец Приказ Об Установлении Минимального Размера Оплаты Труда

Рейтинг: 4.8/5.0 (1856 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ об изменении оклада

Приказ об изменении оклада

Об увеличении оклада сотруднику просит его непосредственный руководитель. Он составляет служебную записку.Что касается уменьшения должностного оклада, то тут желание линейного начальника не берется в расчет. Сократить сумму оклада можно только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). Это могут быть изменения в технике и технологии производства, совершенствование рабочих мест на основе их аттестации, структурная реорганизация производства. Главное, чтобы не ухудшалось положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. В противном случае, если работник обратится в суд, изменение оклада будет признано незаконным.

На основании служебной записки готовится приказ о внесении изменения в штатное расписание. в котором отмечается, как меняется оклад: увеличивается или становится меньше.

Говоря об увеличении и уменьшении должностного оклада работника, нельзя забывать, что условия оплаты труда (и должностной оклад в том числе) являются обязательными условиями трудового договора (ст. 57 ТК РФ). Если нужно изменить обязательное условие договора, работник и работодатель должны письменно заключить дополнительное соглашение.

Процесс уменьшения оклада следует разобрать подробнее. О предстоящем изменении в одностороннем порядке обязательного условия трудового договора следует письменно предупредить работника не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ). Это по общему правилу. Из него есть два исключения. Работодателю физическому лицу порог устанавливается в 14 календарных дней (ст. 306 ТК РФ). Религиозной организации дается на это 7 календарных дней (ст. 344 ТК РФ).

Работнику вручается уведомление, которое он получает под роспись. Если сотрудник не согласен трудиться в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую работу. Это может быть как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации сотрудника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья (ст. 74 ТК РФ). Для этого сотруднику под роспись вручается список подходящих для него вакансий (с указанием сумм должностных окладов).

Итак, дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении должностного оклада подписано. Далее необходимо готовить приказ. Сложность в том, что унифицированной формы для такого случая нет. Поэтому приказ составляется в свободной форме. Данным приказом и завершается процесс изменения должностного оклада работника. Дальше кадровик знакомит сотрудника с приказом, отдает его копию в бухгалтерию для расчета заработной платы, подшивает необходимые документы в личное дело и т. д.

Другие статьи

Статья 133 ТК РФ 2016

Статья 133 ТК РФ. Установление минимального размера оплаты труда (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)
  • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)
  • другими работодателями - за счет собственных средств.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Список статей Трудового кодекса РФ, использующих положения статьи 133:

Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом.

Приказ о доплате до МРОТ

Голосование: Приказ о доплате до МРОТ

Всем доброго дня.
Всегда делала приказ о доплате до МРОТ с 01.01.хх по 31.08.хх (мы - учебное заведение) и еще один приказ с 01.09.хх до 31.12.хх. Делала такой приказ посписочно (предположим. в связи с увеличением МРОТ доплачивать Иванову, Петрову, Сидорову до ххххх суммы).
Сейчас моя бухгалтерия взбунтовалась. Не хотят больше вообще таких приказов. Говорят, что можно вообще обойтись без него, так как и так понятно, что если оклад меньше, то такому работнику однозначно делается доплата.
Я с этим мнением не согласна.
Для меня нашли приказ

http://vse-temu.org/new-doplata-do-mrot-vnutrennim-sovmestitelyam.html
Руководство предприятия обязано издать приказ о доплате до МРОТ при наступлении первого соответствующего случая, когда по факту начисленная человеку заработная плата окажется меньше минимально допустимой. Данный документ можно сформировать один раз на все предприятие, а не делать каждый раз под конкретного человека.

Следующим этапом является подписание приказа директором. На его основании бухгалтерская служба производит расчет доплаты до МРОТ. Такова общепринятая норма.

Причем не обязательно издавать специальный документ под обоснование доначисления до уровня минимального размера оплаты труда. Для этих целей можно использовать общий приказ о минимальной заработной плате на предприятии. Но обязательным условием является наличие в нем пункта, который обязывал бы бухгалтерию начислять соответствующую сумму работникам, имеющим доход меньше установленной нормы.


Не совсем уверена, что такой приказ применим в нашем учреждении, но рассмотреть такой вариант согласна.
А как у вас делаются такие приказы?

Приказ об изменении оклада образец составления и бланк

Приказ об изменении оклада

Изменение размера оклада работника в сторону увеличения может быть осуществлено по ходатайству непосредственного начальника или руководителя соответствующим приказом. Для этих целей должностное лицо составляет представление (служебную записку и ее пример тут ) с детальным обоснованием причин. При изменении размера оплаты труда в сторону уменьшения пожелание линейного руководителя в расчет не принимается.

Процедура изменения и образец приказа

Такая процедура проводится только на основании веских причин: это может быть связано с изменениями организационного или технологического характера, оговоренными в статье 74 Трудового кодекса. В частности, поводом для сокращения фонда заработной платы могут быть:

  • изменения в методиках, способах и технологиях производственных процессов;
  • усовершенствование рабочих мест, связанное с переаттестацией, изменением уровня квалификаций;
  • внутренняя реструктуризация подразделений, производства.

При этом положение сотрудника, оговоренное в условиях коллективного договора, не должно ухудшаться. В ином случае работник может реализовать свое право и обратиться в судебную инстанцию, которая, вероятнее всего, признает такое изменение суммы заработка незаконным.

Образец приказа об изменении оклада

Подготовка приказа об изменении размера заработка и внесении корректировок в штатное расписание проводится на основании поданного представления или обоснования. В документе отмечается, как именно будет изменен оклад – в сторону увеличения или уменьшения.

Следует учитывать, что условия выплат денежного вознаграждения за труд работника в обязательном порядке оговариваются в коллективном соглашении, что определено статьей 57 Трудового Кодекса. Все изменения к договору должны быть оформлены в письменной форме, в виде дополнительного соглашения к основному документу.

Уведомление сотрудников

Существует определенный порядок в отношении процедуры уменьшения должностных окладов. Работник, чей заработок будет изменен, должен быть предупрежден администрацией предприятия за два месяца до предполагаемой даты события, что соответствует требованиям статьи 74 Трудового Кодекса.

Исключения составляют: работодатель – физическое лицо, который обязан известить работника за 14 дней (согласно статьи 306 ТК), и для организаций религиозной направленности – за 7 дней (согласно статьи 344 ТК).

Уведомление должно быть вручено сотруднику под роспись. В случае если работник отказывается принимать новые условия труда и продолжать работу, то работодатель обязан в письменном виде предложить ему другой вариант. Это может быть:

  • вакансия или работа, соответствующая уровню квалификации сотрудника;
  • вакансия, должность нижестоящего ранга;
  • нижеоплачиваемая работа, которую работник сможет реализовать с учетом состояния здоровья.

Перечень альтернативных вакансий и работ, с указанием распорядка и размера оплаты, также предоставляется сотруднику в письменном виде под роспись. По достижении взаимного согласия составляется дополнительное соглашение к коллективному договору на предмет изменения размера заработка, после подписания документа готовится приказ.

Форма бланка

Унифицированной формы это распоряжение не имеет, и составляется в соответствии с общими нормами и правилами делопроизводства. Текст приказа содержит информацию о внедряемых изменениях, с обоснованием и ссылкой на базовый документ. Служба кадров обязана ознакомить работника с изданным приказом под роспись, и далее передать бумагу в соответствующие отделы и службы предприятия для ее реализации.

О минимальном размере оплаты труда (с изменениями на 2 июня 2016 года), Федеральный закон от 19 июня 2000 года №82-ФЗ

О минимальном размере оплаты труда (с изменениями на 2 июня 2016 года) О минимальном размере оплаты труда


О минимальном размере оплаты труда

(с изменениями на 2 июня 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 29 апреля 2002 года N 42-ФЗ (Российская газета, N 80, 07.05.2002) (вступил в силу с 1 мая 2002 года);
Федеральным законом от 26 ноября 2002 года N 152-ФЗ (Российская газета, N 227, 29.11.2002);
Федеральным законом от 1 октября 2003 года N 127-ФЗ (Российская газета, N 198, 03.10.2003) (вступил в силу с 1 октября 2003 года);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ );
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 198-ФЗ (Российская газета, N 290, 30.12.2004) (вступил в силу с 1 января 2005 года);
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ (Российская газета, N 86, 24.04.2007) (вступил в силу с 1 сентября 2007 года);
Федеральным законом от 24 июня 2008 года N 91-ФЗ (Российская газета, N 138, 28.06.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ (Российская газета, N 138, 29.07.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 41 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ );
Федеральным законом от 1 июня 2011 года N 106-ФЗ (Российская газета, N 119, 03.06.2011) (вступил в силу с 1 июня 2011 года);
Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 232-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2012) (вступил в силу с 1 января 2013 года);
Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 336-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.12.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года);
Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 408-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.12.2014, N 0001201412020012) (вступил в силу с 1 января 2015 года);
Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 376-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.12.2015, N 0001201512150021) (вступил в силу с 1 января 2016 года);
Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 164-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.06.2016, N 0001201606020022) (вступил в силу с 1 июля 2016 года).

____________________________________________________________________
В настоящем Законе учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П .
____________________________________________________________________

Принят
Государственной Думой
2 июня 2000 года

Одобрен
Советом Федерации
7 июня 2000 года

Статья 1

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года в сумме 7500 рублей в месяц.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 164-ФЗ.

Статья 2

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (абзац дополнен с 1 сентября 2007 года Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ ;

другими организациями - за счет собственных средств.

Статья 3

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается (статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2007 года Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ ; дополнена с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ.

Статья 4

Статья 4. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
____________________________________________________________________
Положение части второй статьи 5 настоящего Закона в той части, в какой оно - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 597 и пунктом 2 статьи 602 Гражданского кодекса Российской Федерации. предусматривающими определение минимального размера платежей в зависимости от минимального размера оплаты труда, установленного законом, - предписывает исчисление платежей по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производить с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации. ее статьям 8. 19 (части 1 и 2). 34 (часть 1). 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П .
____________________________________________________________________

Статья 6

абзац второй исключить;

абзац третий изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7 Статья 8

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 9

Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
19 июня 2000 года
N 82-ФЗ


Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О минимальном размере оплаты труда (с изменениями на 2 июня 2016 года)

От зарплаты - к МРОТ

От зарплаты - к МРОТ

"Зарплата", 2009, N 5

От зарплаты - к МРОТ

В условиях кризиса многие работодатели не могут платить сотрудникам заработную плату в полной мере. Однако выплаты не ниже МРОТ гарантированы работникам Трудовым кодексом. Это работодатель должен учитывать, несмотря ни на какие обстоятельства.

Одной из государственных гарантий по оплате труда является МРОТ. Согласно ст. 130 Трудового кодекса любому работнику гарантирована выплата заработной платы не ниже этого размера. В соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда установлен на всей территории России и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако на практике эта норма не применяется, так как федеральный МРОТ не зависит от прожиточного минимума, а определяется федеральным законом.

Согласно ст. 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Но на сегодняшний день такого документа нет.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2009 г. МРОТ составляет 4330 руб. Однако в регионах величина МРОТ может отличаться от федеральной.

Так что же такое минимальная заработная плата, установленная в субъекте РФ?

Как устанавливают региональный МРОТ

Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 133.1 Трудового кодекса соответствующим региональным соглашением может быть установлен размер минимальной заработной платы в субъектах РФ.

Региональный МРОТ определяется исходя из социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (ч. 3 ст. 133.1 ТК РФ).

Обратите внимание: региональный МРОТ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном в ст. 47 Трудового кодекса (ч. 6 ст. 133.1 ТК РФ).

После того как региональное соглашение о МРОТ будет заключено, руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории данного субъекта РФ и не участвовавшим в подписании соглашения, присоединиться к нему. При этом указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 7 ст. 133.1 ТК РФ).

На кого распространяется региональный МРОТ

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться для сотрудников, работающих на территории соответствующего субъекта (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Согласно ч. 5 ст. 133.1 ТК РФ региональный МРОТ обеспечивается:

- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- другими работодателями - за счет собственных средств.

Компании, финансируемые из федерального бюджета, не могут воспользоваться региональным МРОТ (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Для них установлен только федеральный.

А как быть организациям, у которых филиалы расположены в различных регионах, где установлены свои МРОТ? Ответ на этот вопрос можно найти в ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ. Месячная заработная плата сотрудника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ, установленного в том регионе, в котором работник трудится. Поэтому в различных филиалах одной организации могут быть расхождения в размере региональной минимальной оплаты труда.

Что же делать работодателю, если минимальная заработная плата в субъекте РФ выше, чем федеральный МРОТ, но он не желает выплачивать лишние деньги? Оказывается, он может этого избежать законным путем.

Работодатель, осуществляющий деятельность в регионе, где власти решили установить свой МРОТ, имеет право не согласиться с этим. В течение 30 дней со дня опубликования предложения он должен представить в уполномоченный орган исполнительной власти данного субъекта РФ мотивированный письменный отказ (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ). В тексте документа должны содержаться основания, по которым работодатель отказывается присоединиться к соглашению о региональном МРОТ. Среди веских причин могут быть:

- небольшой стаж хозяйственной деятельности компании;

- тяжелое финансовое положение в связи с резким снижением оборотов и прибыли;

- чрезвычайные ситуации (пожар на предприятии и т.п.).

К отказу необходимо также приложить протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

Непредставление отказа в течение указанного срока будет означать автоматическое присоединение к соглашению о минимальной заработной плате в регионе.

Выплата работникам зарплаты ниже регионального МРОТ расценивается как нарушение законодательства о труде и повлечет наложение штрафа на административных лиц от 1000 до 5000 руб. а на организацию - от 30 000 до 50 000 руб. Также возможна приостановка деятельности юридического лица сроком до 90 суток (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Однако возникает вопрос: так ли легко позволят работодателю отказаться от регионального МРОТ?

После того как работодатель представит документы об отказе присоединиться к соглашению о минимальном размере оплаты труда в субъекте РФ, он получит приглашение на консультацию, в которой примут участие представители трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При этом работодатель не может отказаться от участия в данных переговорах. Он рискует быть привлеченным к административной ответственности по ст. 5.28 КоАП РФ. Штраф может составить от 1000 до 3000 руб.

Помимо этого копия мотивированного отказа направляется в инспекцию труда, что, в свою очередь, может повлечь за собой проверку соблюдения работодателем норм трудового права.

Надбавки и районные коэффициенты

Бухгалтеры компаний, которые расположены в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, часто спрашивают, нужно ли корректировать МРОТ на величину районных коэффициентов. Это относится к федеральному и региональному размерам минимальной зарплаты.

До вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ, которым внесены изменения в Трудовой кодекс, ответ можно было найти в ст. 129 этого документа. В ней говорилось, что в МРОТ не включаются выплаты за работу в особых климатических условиях. Указанный Закон исключил данное пояснение. Это привело к тому, что остался только термин "заработная плата (оплата труда работника)". Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ (в ред. Закона N 90-ФЗ) под ним понимают вознаграждение за труд, в которое входят:

- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

- компенсационные выплаты, такие как доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера;

- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 315 Трудового кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Месячная зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). Означает ли это, что на МРОТ необходимо начислять северные надбавки?

Поскольку заработная плата уже содержит вышеперечисленные надбавки, МРОТ не увеличивается на надбавки и районные коэффициенты.

Иначе обстоит дело с расчетом пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. В некоторых случаях пособие выплачивают в размере, не превышающем МРОТ. Надо ли его увеличивать на северные надбавки?

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ, в соответствии с гл. 24 НК РФ.

На основании ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленный федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов.

Таким образом, если величина пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам равна МРОТ, его корректируют на районный коэффициент. О надбавках речи в документе не идет.

Переходим от зарплаты к МРОТ

Переход от выплаты работникам заработной платы к выплате МРОТ - вынужденная мера в период кризиса. Как же его осуществить?

Зарплата работника может состоять из нескольких частей (оклада, различных доплат, премий) или только из оклада (тарифной ставки). Месячная зарплата не должна быть меньше МРОТ. Если работнику начисляют только оклад, значит, его размер не может быть меньше МРОТ - федерального или регионального.

Работодатели часто забывают о том, что согласно ст. 132 Трудового кодекса заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. При переходе от выплаты зарплаты к выплате МРОТ нужно учитывать нормы этой статьи. Иными словами, нельзя перевести всех сотрудников на одинаковую минимальную оплату труда. Необходима хотя бы условная дифференциация вознаграждения. Например, если заработная плата уборщицы равна МРОТ, зарплата инженера должна быть хотя бы немного, но больше.

Как оформить документы

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. Любые изменения в оплате труда должны быть зафиксированы документально.

Однако работодатель не может по своему желанию вносить изменения в трудовые договоры, он обязан доказать невозможность сохранения прежних условий (ст. 74 ТК РФ).

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" сказано, что работодатель обязан представить доказательства, подтверждающие, что изменение обязательных условий трудового договора явилось следствием перемен в организации труда, производства или других весомых причин, например резкого снижения прибыли в связи с мировым финансовым кризисом.

При отсутствии таких фактов изменение по инициативе работодателя условий трудового договора, определенных сторонами, нельзя признать законным. Доказательством того, что кризис серьезно повлиял на деятельность компании, может служить финансовая отчетность.

Прежде всего работодатель должен издать общий приказ об изменении условий оплаты труда. Например, об отмене всех видов доплат, премий, установлении только тарифа или оклада или единой расценки сдельщикам в размере, приближенном или равном МРОТ за месяц. Желательно указать, на протяжении какого времени будут действовать изменения. Это может быть конкретная дата или условие, при котором размер оплаты труда станет прежним, например при повышении нормы рентабельности до 10%.

Приказ вносит изменения в тот документ, в котором прописаны условия оплаты труда: трудовой договор, дополнительное соглашение к трудовому договору (образец см. на с. 30) положение об оплате труда <1>. Приказ составляется в произвольной форме и может выглядеть, как показано ниже. С ним работников нужно ознакомить под роспись.

<1> Если положение об оплате труда является частью коллективного договора, порядок внесения изменений будет иным. Об оформлении коллективного договора читайте в статье "Составляем и заключаем коллективный договор" // Зарплата, 2008, N 4. - Примеч. ред.

Образец приказа о внесении изменений

в положение об оплате труда

¦ Общество с ограниченной ответственностью "Спелеолог" ¦

¦г. Геленджик 24 февраля 2009 г.¦

¦ М.П. Печать ООО "Спелеолог" ¦

У кого зарплата может быть ниже МРОТ

В условиях кризиса многие работодатели вынуждены переводить работников на неполное рабочее время, а также приглашать совместителей. Как в этом случае выплачивать заработную плату, если она равна минимальному размеру оплаты труда?

Неполное рабочее время

Согласно ч. 2 ст. 93 Трудового кодекса при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда сотрудника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ <2>. Как мы уже отмечали выше, месячная зарплата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ. Исходя из этой нормы, можно сделать вывод: если сотрудник полностью не отработал период или не выполнил норму, его заработок будет меньше МРОТ.

<2> Об установлении неполного рабочего времени в организации читайте в статье "Неполное рабочее время" // Зарплата, 2009, N 3. - Примеч. ред.

Пример. Заработная плата курьера И.Р. Ромашкина за месяц составляет 4330 руб. то есть равна МРОТ. Согласно производственному календарю на 2009 г. в мае 151 рабочий час при 40-часовой рабочей неделе. Курьер отработал в мае только 130 часов. Какую заработную плату получит И.Р. Ромашкин за май?

Решение. Так как работник не полностью отработал расчетный месяц, его заработная плата будет рассчитана пропорционально отработанному времени. Она составит 3727,81 руб. (4330 руб. 151 ч x 130 ч).

Таким же образом решается вопрос и с совместителями. Согласно ч. 1 ст. 285 Трудового кодекса оплата труда сотрудников, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени. Поэтому заработная плата у совместителя может быть ниже МРОТ.

Примечание. Это интересно

Налоговая инспекция не может доначислить НДФЛ и ЕСН и оштрафовать организацию за неполную уплату налогов, если сотрудники проверяемой компании получают зарплату ниже МРОТ. По мнению специалистов ФНС России, выплата заработной платы ниже МРОТ является нарушением трудового, а не налогового законодательства. Соответственно, оштрафовать руководителя организации могут только трудовые инспекторы по ст. 5.27 КоАП РФ. Налоговые контролеры имеют право лишь сообщить о нарушении в территориальную инспекцию труда (Письмо ФНС России от 19.03.2009 N 3-6-04/66).

Старший научный редактор

Подписано в печать

Нужно ли в трудовом договоре и приказе указывать доплату до МРОТ?

Нужно ли в трудовом договоре и приказе указывать доплату до МРОТ? Вопрос

У работника по штатному расписанию оклад 4700 руб. Нужно ли в трудовом договоре и приказе о приеме на работу указывать доплату до МРОТ? У сторожей при сменном графике работы и работе в праздничный день доплата до МРОТ соответственно может меняться. Как правильно прописать зарплату в приказе о приеме на работу?

Ответ

Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не ниже МРОТ . При этом, никаких исключений для каких-либо систем оплаты труда в Трудовом кодексе РФ не сделано. Поэтому зарплата сотрудников, переведенных на любую систему оплаты труда, при соблюдении указанных выше условий не может быть меньше МРОТ .

Эксперт делится важной информацией о минимальной оплате труда в материале по ссылке.

При этом в состав зарплаты (оплаты труда) входят следующие элементы:

Об этом сказано в части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что заработная плата работников не может быть меньше МРОТ.

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ оплата труда является существенным условием трудового договора. Условия оплаты труда. Это конкретный размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. В некоторых ситуациях допустимы ссылки на порядок расчета заработка, приведенный в локальных нормативных актах компании или в коллективном договоре. Но в этом случае работник должен быть под роспись ознакомлен с содержанием документов.

Следовательно, полагаем, что в трудовом договоре и приказе о приеме на работу нужно показывать доплату до МРОТ: «работнику установлен оклад в размере 4700 рублей. Работнику устанавливается надбавка за стаж работы в размере 1000 рубля. В соответствии с Положением о премировании Работодателя работнику может быть выплачена премия. Если начисленная за работная плата за месяц работы работника окажется менее МРОТ, работнику выплачивается доплата до МРОТ, установленного в _______________________. Если месяц отработан не полностью доплата выплачивается в размере пропорциональном отработанному времени»

Унифицированная форма № Т-1
утверждена постановлением Госкомстата России
от 5 января 2004 г. № 1

Подробности в материалах Системы Кадры:

Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ ). На это указывают и суды, см. например, обзор практики Конституционного суда РФ за II и III кварталы 2012 года. апелляционные определения Иркутского областного суда от 29 апреля 2013 г. № 33-3305/2013. Забайкальского краевого суда от 16 апреля 2013 г. № 33-1265-2013. В свою очередь МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ ). Порядок и сроки повышения МРОТ должны быть определены специальным законом (ст. 421 ТК РФ ). Однако пока такой закон находится в стадии разработки, и согласно проекту доведение минимальной зарплаты до прожиточного минимума возможно не ранее 2018 года.

В связи с этим в настоящее время сложилась следующая ситуация. Величина федерального МРОТ установлена в размере 5554 руб. в месяц (ст. 133 ТК РФ. ст. 1 Закона от 3 декабря 2012 г. № 232-ФЗ ). Это составляет лишь 67 процентов от величины прожиточного минимума на I квартал 2014 года – 8283 руб. (постановление Правительства РФ от 26 июня 2014 г. № 586 ).

Вместе с тем, органы исполнительной власти субъектов РФ региональными соглашениями о минимальной зарплате вправе устанавливать в своих регионах другую величину, которая может быть больше федерального МРОТ, а также прожиточного минимума (ст. 133.1 ТК РФ ). Такие соглашения действуют, например:

Информация о действующих размерах МРОТ в других субъектах РФ приведена в таблице .

Кроме того, требование о том, что зарплата сотрудников уже сейчас не должна быть меньше прожиточного минимума, может быть предусмотрено в локальном акте организации, например, в Положении об оплате труда, коллективном договоре или в отраслевом соглашении. О необходимости работодателей соблюдать требования отраслевых соглашений подробнее см. Как применять отраслевые соглашения .

Ситуация. Нужно ли учитывать доплаты и надбавки к окладу сотрудника при проверке, соответствует ли его зарплата МРОТ

Да, нужно, за исключением надбавок за климатические условия.

Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ ). Величина федерального МРОТ установлена в размере 5554 руб. в месяц (ст. 133 ТК РФ. ст. 1 Закона от 3 декабря 2012 г. № 232-ФЗ ).

При этом в состав зарплаты (оплаты труда) входят следующие элементы:

  • основная зарплата сотрудника по тарифной ставке (окладу) – вознаграждение за труд;
  • компенсационные выплаты (например, доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных и т. п.);
  • стимулирующие выплаты (премии и другие поощрительные выплаты).
    1. Ответ. Как установить размер зарплаты
    • в Москве, где минимальный размер оплаты труда составляет 14 000 руб. (Соглашение о минимальной заработной плате в Москве на 2014 год от 11 декабря 2013 г. );
    • в Мурманской области, где МРОТ составляет 10 730 руб. (Соглашение правительства Мурманской области, облсовпрофа, Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области от 23 октября 2013 г. ).
  • основная зарплата сотрудника по тарифной ставке (окладу) – вознаграждение за труд;
  • компенсационные выплаты (например, доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных и т. п.);
  • стимулирующие выплаты (премии и другие поощрительные выплаты).

Об этом сказано в части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ.

Исходя из такого определения зарплаты (оплаты труда) можно сделать вывод, что при проверке на соответствие зарплаты (оплаты труда) сотрудника МРОТ нужно учесть доплаты и надбавки к окладу. То есть берется общая сумма оплаты труда (включая вознаграждение за труд, доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты), и эта сумма сравнивается с МРОТ. Подтверждает такую позицию Минфин России в письме от 24 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/768. а также Верховный суд РФ в определениях от 23 июля 2010 г. № 75-В10-2. от 21 мая 2010 г. № 8-В10-2 и от 10 сентября 2008 г. № 83-Г08-11 .

При этом особый подход действует в отношении районных коэффициентов и надбавок, которые выплачивают сотрудникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Законодательство обязывает работодателей компенсировать неблагоприятные факторы, связанные с работой в таких местностях (ст. 315. 316 и 317 ТК РФ). При этом оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна осуществляться в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Поэтому зарплата сотрудников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее федерального МРОТ без включения районных коэффициентов и процентных надбавок за «северность», установленных законом. После чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы.

Таким образом, при сравнении зарплаты северянина с федеральным МРОТ климатические надбавки не учитывайте.

Если же в районе действует региональный МРОТ. то подход будет несколько другим. Дело в том, что при установлении регионального минимума в него закладываются климатические особенности региона, и потому необходимость начислять надбавки сверх регионального МРОТа уже отсутствует. Правомерность данного подхода также нашла отражение в суде, см. например, апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 26 апреля 2013 г. № 33-2255/2013. В этом случае сравнивать зарплату сотрудника (с учетом климатических выплат) необходимо с МРОТ субъекта РФ, куда уже включены районные коэффициенты и надбавки. При этом заработок без учета коэффициентов должен быть не ниже уровня федерального МРОТ.

Ответственность за выплату зарплаты ниже МРОТ

За выплату зарплаты ниже МРОТ предусмотрена административная и уголовная ответственность.

За выплату зарплаты в размерах ниже МРОТ на руководителя организации могут наложить штраф в размере от 1000 до 5000 руб. а на организацию – от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ). За повторное нарушение руководителя могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ ).

Кроме того, подобное нарушение можно квалифицировать как нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору. В этом случае руководителю организации могут вынести предупреждение или оштрафовать его на сумму от 3000 до 5000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены статьей 5.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вопрос об административном наказании нарушителей рассматривает трудовая инспекция или суд (ч. 1. 2 ст. 23.1, 23.12 КоАП РФ).

Сотрудник, зарплата которого была меньше МРОТ, может потребовать:

  • доплату за весь период работы;
  • компенсацию за задержку выплаты.

Такой вывод можно сделать на основании статьи 236 Трудового кодекса РФ.

Если организация не выполнит этого требования, то сотрудник может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. О нарушении закона трудовые инспекторы также могут узнать в ходе проверки.

По статье 122 Налогового кодекса РФ (за неуплату налогов) за выплату зарплаты в размере ниже МРОТ организацию не оштрафуют. Однако, выявив такое нарушение, налоговые инспекторы могут сообщить о нем в Роструд. Об этом сказано в письме ФНС России от 19 марта 2009 г. № 3-6-04/66 .

Кроме того, за выплату зарплаты в размере ниже МРОТ в течение более чем двух месяцев для руководителя организации предусмотрена уголовная ответственность .

Нина Ковязина ,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт Системы Кадры