Руководства, Инструкции, Бланки

Бюджетная Инструкция На 2016 Год img-1

Бюджетная Инструкция На 2016 Год

Рейтинг: 4.1/5.0 (1904 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

С 1 января 2016 года вводится в действие приказ Минфина России от N 90н О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Р

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Бухгалтерский учет в бюджетной сфере С 1 января 2016 года вводится в действие приказ Минфина России от 08.06.2015 N 90н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н". В частности, согласно новой инструкции из двадцатиразрядной структуры кода классификации расходов бюджетов исключен код КОСГУ и добавлены три разряда в целевую статью расходов (ЦСР). Коды КОСГУ позволяют установить единые принципы формирования и исполнения бюджетной системы, КОСГУ группирует операции по активам (финансовым и нефинансовым) и пассивам (обязательствам и чистой стоимости активов). Все проводки в бухгалтерском учете связаны с применением КОСГУ. Каков порядок ведения учета без применения КОСГУ?

С 1 января 2016 года вводится в действие приказ Минфина России от 08.06.2015 N 90н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н".
В частности, согласно новой инструкции из двадцатиразрядной структуры кода классификации расходов бюджетов исключен код КОСГУ и добавлены три разряда в целевую статью расходов (ЦСР).
Коды КОСГУ позволяют установить единые принципы формирования и исполнения бюджетной системы, КОСГУ группирует операции по активам (финансовым и нефинансовым) и пассивам (обязательствам и чистой стоимости активов). Все проводки в бухгалтерском учете связаны с применением КОСГУ.
Каков порядок ведения учета без применения КОСГУ?

21 сентября 2015

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов) КОСГУ применяться не будет. Коды КОСГУ будут использоваться только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности, т.е. порядок формирования 24-26 разрядов номера счета не изменяется.

Обоснование вывода:
При составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов) применяются положения БК РФ в редакции Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ (далее - Закон N 311-ФЗ).
Данный закон предусматривает изменение структуры бюджетной классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Осуществление группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов будет реализовываться путем применения классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. Нормы по обязательному применению КОСГУ при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации БК РФ не содержит.
Статьей 219.1 БК РФ (в редакции Закона N 311-ФЗ) установлено, что в порядке составления и ведения бюджетных росписей может устанавливаться право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых лимитов бюджетных обязательств только по подгруппам (подгруппам и элементам) видов расходов.
При этом статьей 221 БК РФ установлено, что показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по:
- кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов;
- а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления.
Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств в целях организации исполнения бюджета (бюджетной росписи) по расходам при распределении бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (ПБС) может быть установлена на уровне бюджетных смет подведомственных ПБС дополнительная управленческая детализация по кодам КОСГУ - дополнительно (сверх) к двадцатизначному коду бюджетной классификации расходов (глава, раздел, подраздел, целевая статья расходов, вид расходов) (письмо Минфина России от 14 мая 2015 г. N 02-05-11/27759).
Таким образом, согласно указанным изменениям с 1 января 2016 г. код классификации расходов бюджетов будет состоять из кода главного распорядителя бюджетных средств, кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов, а классификация операций публично-правовых образований (КОСГУ) используется в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 1 ст. 18 БК РФ, ст. 19 БК РФ).
Приведенные выше обстоятельства обусловили новый порядок включения кодов бюджетной классификации в структуру номера счета бухгалтерского (бюджетного) учета.
В 1-17 разрядах номера счета бюджетного учета в 2016 году учреждения должны будут отражать показатели с 4 по 20 разряд нового кода классификации:
- доходов бюджета;
- расходов бюджета;
- источников финансирования дефицитов бюджетов.
Более того, на первый отчетный день 2016 года все объекты бюджетного учета должны быть отражены в учете согласно новым требованиям.
В то же время порядок формирования 24-26 разрядов номера счета не изменяется. Казенные и бюджетные учреждения, а также организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета и составлении отчетности по-прежнему будут использовать в этих разрядах КОСГУ, а автономные учреждения - аналитический код поступлений, выбытий, в структуре, утвержденной Планом ФХД.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Бюджетная классификация Российской Федерации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

1 сентября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Другие статьи

Порядок применения бюджетной классификации с 2016 года (Лунина О

Законопроектом "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции" предлагается возложение ответственности за вред, причиненный коррупционным преступлением, помимо виновного лица, также на родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований считать, что материальные блага получены ими в результате коррупционного преступления, либо являются доходом от имущества, полученного в результате подобного преступления.

Предлагаемые изменения позволят расширить возможности реализации мероприятий государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также позволят решить проблему обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в малонаселенных местностях, где наблюдается неблагополучная экологическая обстановка, отсутствие рабочих мест и т.д.

Целью законопроекта является ограничение пассивного избирательного права лиц, имеющих заболевания, препятствующие поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению.

Дата размещения статьи: 25.08.2016

Порядок применения бюджетной классификации с 2016 года (Лунина О.)

Касательно правоотношений, возникающих при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2016 г. действуют поправки, внесенные в ст. ст. 18, 20, 21, 23 БК РФ, предусмотренные Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), в части новой структуры кодов бюджетной классификации и нового порядка применения Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). О том, что же изменится в бюджетной классификации, расскажем в данной статье.

Напомним, что в соответствии со ст. 19 БК РФ и Указаниями <1> бюджетная классификация включает в себя:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований (далее - КОСГУ).

<1> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Изменения, внесенные в БК РФ, затрагивают всю бюджетную классификацию. Минфином России подготовлен Приказ от 08.06.2015 N 90н (далее - Приказ N 90н) (находится на регистрации в Минюсте) о внесении изменений в Указания. Для того чтобы разобраться в том, как будет формироваться бюджетная классификация (структура кодов бюджетной классификации), обратимся к Письму Минфина России от 14.05.2015 N 02-05-11/27759 "О методических рекомендациях по порядку применения бюджетной классификации при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов)" (далее - Методические рекомендации).

Код Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)

В соответствии со ст. 19 БК РФ КОСГУ является составной частью бюджетной классификации Российской Федерации, которая используется для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

БК РФ в редакции Федерального закона N 311-ФЗ не содержит нормы по обязательному применению КОСГУ при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. При этом группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов реализуется согласно БК РФ путем применения классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Статьей 219.1 БК РФ определено, что в порядке составления и ведения бюджетных росписей может устанавливаться право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых лимитов бюджетных обязательств только по подгруппам (подгруппам и элементам) видов расходов.

Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (ст. 221 БК РФ):

- по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов;

- дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ.

Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств в целях организации исполнения бюджета (бюджетной росписи) по расходам при распределении бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (ПБС) может быть установлена на уровне бюджетных смет подведомственных ПБС дополнительная управленческая детализация по кодам КОСГУ - дополнительно (сверх) к двадцатизначному коду бюджетной классификации расходов (глава, раздел, подраздел, целевая статья расходов, вид расходов).

Данная детализация по кодам КОСГУ основывается либо на перечне кодов КОСГУ, предусмотренном Минфином согласно Указаниям (базовый перечень КОСГУ), либо на расширенном перечне подстатей КОСГУ (дополнительно детализированном перечне операций сектора государственного управления), определенном финансовым органом соответствующего бюджета с учетом общих требований к порядку формирования указанного перечня, установленного согласно ст. 23.1 БК РФ Минфином (далее - детализированный перечень КОСГУ).

В настоящее время в целях обеспечения соответствия КОСГУ требованиям международных стандартов по статистике государственных финансов (СГФ) Минфином осуществляется уточнение перечня кодов КОСГУ и порядка их применения, а также общих требований к порядку формирования детализированного перечня КОСГУ.

Общими требованиями Указаний к порядку формирования детализированного перечня КОСГУ предусмотрено обязательное применение на уровне консолидированного бюджета субъекта РФ единых правил детализации подстатей КОСГУ, устанавливаемых с учетом положений Указаний финансовым органом соответствующего субъекта РФ.

Таким образом, в целях обеспечения сопоставимости показателей расходов в рамках консолидированного бюджета бюджетной системы РФ финансовый орган субъекта РФ будет иметь возможность определять с учетом общих требований Минфина обязательную к применению всеми бюджетами, входящими в консолидированный бюджет субъекта, необходимую дополнительную детализацию КОСГУ и (или) правила установления финансовыми органами муниципальных образований минимальной детализации подстатей КОСГУ.

В Методических рекомендациях разъяснен и порядок санкционирования операций в связи с планируемыми изменениями. Согласно ст. 267.1 БК РФ под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Вместе с тем в соответствии со ст. 269.1 БК РФ к полномочиям Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, отраженному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств.

В связи с изменениями порядка применения КОСГУ Минфином вносятся поправки в ряд нормативных правовых актов данного ведомства, в том числе обеспечивающих порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджетов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с которым органы Федерального казначейства при проведении санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов будут осуществлять контроль начиная с 2016 г. по коду вида расходов. Санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, также будет производиться по коду вида источников финансирования дефицита бюджета.

Код классификации доходов бюджетов

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы РФ. В соответствии с планируемыми изменениями предусматриваются следующие составные части двадцатизначного кода:

- код главного администратора доходов бюджета (1 - 3-й разряды);

- код вида доходов бюджетов (4 - 13-й разряды);

- код подвида доходов бюджетов (14 - 20-й разряды).

Как видим из приведенных таблиц, код подвида доходов теперь включает в себя семь последних разрядов счета.

В Методических указаниях по этому факту даны следующие разъяснения. Статьей 20 БК РФ (в ред. Федерального закона N 311-ФЗ) установлено, что код подвида доходов применяется для детализации поступлений по кодам классификации доходов.

Перечень кодов подвидов по видам доходов бюджетов утверждает соответствующий финансовый орган (Минфин, финансовый орган субъекта РФ, муниципального образования) с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемых Минфином.

В целях обеспечения сопоставимости показателей хода исполнения бюджетов на уровне консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также снижения административной нагрузки для плательщиков доходов в бюджеты в Указаниях к общим требованиям к подвидам доходов предусмотрено обязательное применение на уровне консолидированного бюджета субъекта РФ единых правил детализации подвидов доходов, устанавливаемых с учетом Приказа N 90н финансовым органом соответствующего субъекта РФ.

Приказ N 90н предусматривает обязательную детализацию доходов по их экономическому содержанию (далее - экономическая классификация доходов (ЭКД)) на 18 - 20-м разрядах кода доходов бюджетов (5 - 7-й разряды кода подвида доходов бюджетов). Например:

- 0000 110 - налоговые доходы;

- 0000 120 - доходы, полученные от собственности;

- 0000 130 - доходы, полученные от оказания платных услуг;

- 0000 140 - суммы принудительного изъятия;

При этом на 7-м разряде подвида доходов (3-м разряде ЭКД), свободном от обязательной детализации, финансовый орган субъекта РФ будет иметь возможность устанавливать с учетом Указаний обязательную к применению всеми бюджетами, входящими в консолидированный бюджет субъекта, необходимую дополнительную детализацию ЭКД (например, код 180 "Прочие доходы" может быть детализирован: 181 "Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных), негосударственных организаций"; 182 "Гранты и иные целевые безвозмездные поступления"; 183 "Иные безвозмездные поступления"; 189 "Иные прочие доходы" и т.д.).

В свою очередь, финансовый орган муниципального образования формирует перечень подвидов доходов, включая ЭКД, с учетом общих требований Минфина и требований к необходимой детализации ЭКД в рамках соответствующего субъекта РФ.

Таким образом, исходя из приведенных разъяснений имеющие место в настоящее время коды КОСГУ, относящиеся к доходам бюджетов, будут считаться экономической классификацией доходов (ЭКД).

Код классификации источника финансирования дефицитов бюджетов

Структура двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а согласно Приказу N 90н двадцатизначный код складывается из следующих составных частей:

1) кода главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (1 - 3-й разряды);

2) кодов группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования дефицитов бюджетов (4 - 20-й разряды).

Код классификации источников финансирования дефицита бюджета в редакции Указаний включает:

1) код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (1 - 3-й разряды);

2) коды группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования дефицитов бюджетов (4 - 17-й разряды);

3) код КОСГУ, относящийся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (18 - 20-й разряды).

Структура кода классификации источников финансирования дефицита бюджета

Код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета

Код подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов

Как видим, в новой структуре кода также нет КОСГУ по источникам финансирования дефицитов бюджетов. В Методических рекомендациях о формировании источников финансирования дефицитов бюджетов даны следующие разъяснения.

Перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждает соответствующий финансовый орган (Минфин, финансовый орган субъекта РФ, муниципального образования) с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов, утверждаемых финансовым ведомством (далее - общие требования к источникам финансирования) (ст. 23 БК РФ).

В целях обеспечения сопоставимости показателей хода исполнения бюджетов на уровне консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в Указаниях в разделе общих требований к источникам финансирования дефицитов бюджетов предусмотрено обязательное применение на уровне консолидированного бюджета субъекта РФ единых правил детализации видов источников финансирования дефицитов бюджетов, устанавливаемых с учетом Указаний финансовым органом соответствующего субъекта.

Общие требования к источникам финансирования в редакции Приказа N 90н предусматривают обязательную детализацию видов источников финансирования дефицитов бюджетов по их экономическому содержанию (далее - ЭКИ) на 18 - 20-м разрядах кода источников финансирования дефицитов бюджетов (5 - 7-й разряды кода вида источников финансирования дефицитов бюджетов). Например:

- 0000 171 - доходы, полученные от курсовых переоценок финансовых активов;

- 0000 510 - поступление на счета бюджетов;

- 0000 520 - увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

- 0000 530 - увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

При этом на 7-м разряде вида источников финансирования дефицитов бюджетов (3-м разряде ЭКИ), свободном от обязательной детализации, финансовый орган субъекта РФ будет иметь возможность устанавливать с учетом Указаний обязательную к применению всеми бюджетами, входящими в консолидированный бюджет субъекта, необходимую дополнительную детализацию ЭКИ (например, код 530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале" может быть детализирован: 531 "Увеличение стоимости акций"; 532 "Увеличение стоимости иных форм участия в капитале, кроме акций" и т.д.).

Финансовый орган муниципального образования формирует перечень видов источников финансирования дефицита бюджета, включающий ЭКИ, с учетом общих требований Минфина и требований к необходимой детализации ЭКИ в рамках соответствующего субъекта РФ.

Код классификации расходов

В соответствии с Приказом N 90н структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы РФ, а сам код включает следующие составные части:

- код главного распорядителя бюджетных средств (1 - 3-й разряды);

- код раздела (4 - 5-й разряды);

- код подраздела (6 - 7-й разряды);

- код целевой статьи (8 - 17-й разряды);

- код вида расходов (18 - 20-й разряды).

Сравним эти данные с нормами действующих Указаний. Приведенный в них двадцатизначный код классификации расходов бюджетов включает следующие составные части:

- код главного распорядителя бюджетных средств (1 - 3-й разряды);

- код раздела (4 - 5-й разряды);

- код подраздела (6 - 7-й разряды);

- код целевой статьи (8 - 14-й разряды);

- код вида расходов (15 - 17-й разряды);

- код КОСГУ, относящийся к расходам бюджетов (18 - 20-й разряды).

Структура кода классификации расходов бюджетов

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код целевой статьи

Код вида расходов

Код статьи (подстатьи) Классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов

Исходя из сравнения видно, что в новой структуре код целевой статьи расходов (далее - код ЦСР) бюджетов состоит из десяти разрядов (8 - 17-й разряды кода классификации расходов бюджетов).

Структура кода ЦСР соответствующего бюджета устанавливается с учетом положений Указаний, а код включает в себя:

- код программной (непрограммной) статьи (8 - 12-й разряды кода классификации расходов бюджетов);

- код направления расходов (13 - 17-й разряды кода классификации расходов бюджетов).

Коды целевых статей расходов соответствующего бюджета устанавливаются:

- для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ - Минфином;

- для бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда - финансовым органом соответствующего субъекта РФ;

- для местного бюджета - финансовым органом муниципального образования.

Финансовый орган субъекта РФ утверждает единую структуру программной части кода ЦСР (8 - 12-й разряды кода расходов бюджетов) для отражения направления бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ и непрограммных направлений деятельности государственных органов субъекта РФ, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета.

В случае принятия субъектом РФ (муниципальным образованием) решения о составлении проекта решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год (финансовый год и плановый период) в структуре муниципальных программ финансовый орган муниципального образования утверждает единую структуру программной части (8 - 12-й разряды кода целевой статьи) кода ЦСР для отражения направления бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности органов местного самоуправления (муниципальных органов), наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета.

Коды направлений расходов бюджета, содержащие в 13 - 17-м разрядах кода значения 30010 - 39990 и 50010 - 59990, используются для отражения расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено Указаниями.

В определенных случаях названные коды могут быть использованы в бюджете субъекта РФ, муниципальном бюджете при установлении детализации кода на последнем разряде.

В целях обеспечения принципа прозрачности (открытости) (ст. 36 БК РФ) в части обеспечения стабильности и преемственности бюджетной классификации РФ, а также обеспечения сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода) Минфином будут сохранены коды направлений расходов, бюджетные ассигнования по которым будут предусматриваться в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, с целью предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ (муниципальных образований) путем сохранения первых четырех знаков в направлении расходов, идентичных коду направления расходов, применяемому в текущем году. Пятый знак направления расходов - 0.

При формировании проектов бюджетов на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. следует учитывать изменения, которые вносятся Приказом N 90н в Указания. Эти изменения затронули все структуры кодов классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, которые могут быть детализированы не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Бухгалтеру госсектора

24 Декабря 2015 Бухгалтеру госсектора. Самые важные изменения законодательства 2016 года Бюджетная классификация

При составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год, КОСГУ применяться не будет (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ). Соответственно, бюджетные росписи, бюджетные сметы и Планы ФХД не будут детализироваться по КОСГУ. При составлении и исполнении бюджетов начнут использоваться три классификатора – доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, в состав которых КОСГУ больше входить не будет.

Санкционирование расходов в 2016 году будет осуществляться без применения КОСГУ. При этом целевой характер расходов будет определяться в том числе по коду вида расходов. Поэтому ревизоры больше не смогут использовать КОСГУ для квалификации расходов организаций госсектора в качестве нецелевого использования бюджетных средств.

В то же время КОСГУ по-прежнему будет входить в состав бюджетной классификации Российской Федерации и будет применяться для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, то есть для отражения уже совершившихся событий (п. 1 ст. 18, ст. 19 Бюджетного кодекса РФ). А ответственность, предусмотренную ст. 15.11 КоАП РФ, за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности никто не отменял. Более того, Правительство РФ инициировало ужесточение этой ответственности, соответствующий законопроект 1 к настоящему времени принят в первом чтении.

Коды классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, как и сегодня, будут состоять из 20 знаков (информация о порядке применения бюджетной классификации приводится в соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в редакции приказа Минфина России от 8 июня 2015 г. № 90н и приказа Минфина России от 1 декабря 2015 г. № 190н). Три знака, "высвобождающиеся" в связи с исключением КОСГУ, приобретают новое значение.

В разрядах 18-20 кода классификации доходов бюджетов будет отражаться аналитическая группа подвида доходов бюджетов. Набор цифр, составляющих группу подвида доходов, повторяет "доходные" коды КОСГУ. Таким образом, в 2016 году при перечислении средств в доход бюджета в платежных документах в большинстве случаев необходимо будет указывать прежний набор из 20 цифр, поэтому роста невыясненных поступлений не ожидается.

Принципиально изменится структура классификации расходов бюджетов. Код целевой статьи расходов бюджетов будет состоять из 10 разрядов (8-17 разряды). Для всех бюджетов бюджетной системы действует единое правило: целевая статья должна состоять из двух частей. Первая часть – код программной (непрограммной) статьи (8-12 разряды), вторая часть – код направления расходов (13-17 разряды). Конкретный порядок формирования каждой части целевой статьи определяется публично-правовым образованием самостоятельно с учетом общих требований, установленных Указаниями о порядке применения бюджетной классификации.

Будет скорректирован порядок применения кодов видов расходов. Эти коды будут применять как участники бюджетного процесса, так и бюджетные (автономные) учреждения.

Существенное нововведение: уплата страховых взносов по обязательному социальному страхованию, начисляемых на выплаты персоналу (сотрудникам), будет отражаться по отдельным кодам видов расходов (119, 129, 139 и 149). По этим же элементам видов расходов будет учитываться выплата пособий за счет ФСС РФ. Уплата страховых взносов, начисляемых на выплаты по гражданско-правовым договорам, как и в настоящее время, будет отражаться по тем элементам видов расходов группы 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", за счет которых осуществляется выплата физлицу.

Выплаты персоналу (сотрудникам), не включенные в фонд оплаты труда, будут отражаться обособленно по отдельным элементам видов расходов (112, 122 и 142). Речь идет, в частности, о командировочных расходах. В 2016 году денежные средства на командировки будут выдаваться общей суммой, без детализации по кодам КОСГУ. И только на основании Авансового отчета в учете будет отражено, на что конкретно израсходованы средства.

Бухгалтерский (бюджетный) учет

При формировании учетной политики на 2016 год и учетных показателей на первый отчетный день 2016 года должна применяться новая редакция п. 21 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее – Инструкция № 157н). Этот пункт устанавливает структуру номера счета бухгалтерского (бюджетного) учета. Поправки были внесены в него п. 2 приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н.

Несмотря на существенные изменения структуры КБК, разрядность счета в плане счетов бухгалтерского (бюджетного) учета останется прежней. Как и сейчас, он будет состоять из 26 знаков.

В 1-17 разрядах номера счета бюджетного учета в 2016 году необходимо будет отражать показатели с 4 по 20 разряд новых кодов КДБ, КРБ и КИФ.

Решен вопрос с применением КБК в целях учета нефинансовых активов казенными учреждениями. В течение года 1-17 разряды номера счета по учету этих активов пока предполагается формировать по прежним правилам. А вот при формировании остатков на начало года в коде счета могут быть оставлены только коды раздела и подраздела, а в 5-17 разрядах номера счета будут указываться нули (последний абзац п. 2 новой редакции Инструкции № 162н в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2015 г. № 184н). Согласно учетной политике для данных целей выбор раздела и подраздела может осуществляться исходя из того функционала, в рамках которого используются конкретные объекты нефинансовых активов. Планируется, что данное правило будет распространяться на все нефинансовые активы, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000.

Еще одно новшество: при формировании счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения" и корреспондирующего с ним счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" вместо кодов раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов необходимо будет указывать нули (абз. 6 п. 2 Инструкции № 162н в новой редакции).

Бюджетные и автономные учреждения с 1 января 2017 года будут обязаны в разрядах с 1 по 4 номера счета указывать код раздела, код подраздела расходов бюджета (п. 21.1 Инструкции № 157н). Своей учетной политикой эти учреждения могут перенести начало применения данного правила на 1 января 2016 года.

Бюджетные и автономные учреждения с 1 января 2016 года могут предусмотреть в своей учетной политике, что в разрядах с 1 по 4 номера счета должен указываться код раздела, код подраздела расходов бюджета. С 1 января 2017 года это правило станет для них обязательным (п. 21.1 Инструкции № 157н).

Учетная политика для целей как бухгалтерского, так и налогового учета применяется последовательно из года в год (п. 12 ст. 167 НК РФ, ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; далее – закон о бухучете). Законодательство допускает возможность изменения учетной политики в случаях, перечисленных в ч. 6 ст. 8 закона о бухучете и в ст. 313 НК РФ.

Так, изменение учетной политики для целей бухгалтерского учета может производиться в случае:

  • изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработки и выбора организацией нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности организации.

Изменения в учетную политику должны быть утверждены не позднее 31 декабря 2015 года (абз. 6 ст. 313 НК РФ, ч. 5 ст. 8 закона о бухучете).

При формировании учетной политики на 2016 год организации госсектора должны учитывать соответствующие новые положения п. 13 и п. 21 Инструкции № 157н (в редакции приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н) и Инструкции № 162н (в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2015 г. № 184н). В частности, необходимо скорректировать рабочий план счетов, изменить порядок принятия к учету объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, а также определить порядок перевода составленных на иностранных языках первичных документов.

Бухгалтерская (бюджетная) отчетность

Уже сейчас известны планы Минфина России по изменению порядка формирования бюджетной отчетности и бухотчетности бюджетных (автономных) учреждений 2. Планируется, что большая часть новшеств будет применяться в 2016 году при составлении промежуточной бухгалтерской (бюджетной) отчетности и отчетности за 2016 год.

При формировании отчетности за 2015 год следует обратить внимание на то, что в Балансах не должно остаться отрицательных остатков по счетам учета расчетов (в том числе по счетам учета расчетов по оплате труда). Баланс за 2015 год бюджетные и автономные учреждения будут сдавать по новому формату: в графах 5 и 9 должны быть собраны данные по всем собственным доходам (доходам от оказания платных услуг, средствам ОМС и средствам во временном распоряжении).

В течение 2015 года Отчеты (ф.ф. 0503128, 0503738) уже представлялись в новой редакции.

В годовой отчетности в составе Пояснительной записки должна быть представлена расшифровка к этим отчетам – Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф.ф. 0503175, 0503775). Бюджетным и автономным учреждениям придется сдавать новую форму – "Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания и по достижению целей, предусмотренных условиями предоставления субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений" (ф. 0503762).

Данные годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности должны быть подтверждены результатами инвентаризации (п. 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, п. 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений).

Особое внимание следует уделить анализу дебиторской задолженности. Вся дебиторка, отраженная в отчетности за 2015 год, должна быть обоснованна. Иными словами, ее возникновение должно быть обусловлено положениями определенных нормативных правовых актов. Например, суммы перечисленных контрагентам авансов не могут превышать предельные значения, установленные в публично-правовом образовании. А само решение о перечислении аванса должно отвечать требованиям Бюджетного кодекса РФ по эффективному использованию бюджетных средств. Дебиторка, не отвечающая понятию актива, должна быть списана с баланса. Основанием для списания, напомним, служит заключение юридической службы о том, что исчерпаны все возможности по истребованию задолженности, в том числе по истребованию в судебном порядке.

Другой важный участок инвентаризации – анализ показателей по счету 0 106 10 000 "Вложения в недвижимое имущество учреждения" с обязательным выездом комиссии на строительные площадки. В балансовом учете должны числиться вложения только в те объекты, которые впоследствии будут учтены в составе нефинансовых активов. Остальные вложения следует списать с баланса в порядке, установленном в публично-правовом образовании.

Ни в активе, ни в пассиве Балансов не должно остаться "отрицательных" остатков – сальдо по всем счетам расчетов по состоянию на конец отчетного периода должно быть "развернуто". Например, при наличии дебиторской задолженности по налогам ее необходимо будет отразить в активе баланса, а не в пассиве со знаком "минус".

Проверьте начисление (корректировку) показателей по резервам предстоящих расходов: по расходам на предстоящую оплату отпусков, на оплату обязательств по исковым требованиям, на покрытие обязательств, которые возникнут в связи с планируемой реорганизацией, а также по отсутствующим на отчетную дату документам.

На основании заключенного Соглашения о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на 2016 год отразите в 2015 году доходы будущих периодов (если это предусмотрено учетной политикой).

Планирование, санкционирование и оформление платежных документов

В случае одобрения предложенных Минфином России поправок показатели бюджетных смет получателей бюджетных средств будут формироваться в разрезе кодов КРБ с детализацией до кодов групп, подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов. Такое правило предусмотрено соответствующим проектом ведомственного приказа 3.

В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения согласно новому порядку формирования Плана ФХД по большинству позиций могут планировать свои расходы на 2016 год по видам расходов (п. 8.1, п. 13 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н). При этом плановые показатели по выплатам могут быть детализированы до уровня групп и подгрупп видов расходов. Эти правила подлежат обязательному применению при формировании планов на 2017 год. (п. 2 приказа Минфина России от 24 сентября 2015 г. № 140н).

С 28 марта 2016 года вступят в силу изменения в приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации". В частности, поправки затронули порядок отражения ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и УИН в платежных документах на перечисление налогов и других платежей в бюджет.

Административная ответственность

С 9 декабря 2015 года введена административная ответственность за нарушение учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом (ст. 7.35 КоАП РФ, наказание для должностных лиц – штраф в размере от 1% до 10% цены совершенной сделки или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет, для юридических лиц – штраф в размере от 10% до 20% цены совершенной сделки). Штрафовать будут также за непредставление или ненадлежащее представление обязательных сведений (информации) в Росимущество (ст. 19.7.12 КоАП РФ, размер штрафа для граждан – 3-5 тыс. руб. для должностных лиц – 10-20 тыс. руб. для юридических лиц – 70-100 тыс. руб.).

Существуют законопроекты, предусматривающие ужесточение ответственности за нарушение порядка представления статистической информации (ст. 13.19 КоАП РФ), за бухгалтерские нарушения (ст. 15.11 КоАП РФ), а также введение ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок (ст. 7.29.3 КоАП РФ) 4.

Госзакупки

С 1 января 2016 года вступают в силу положения Главы 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по планированию и нормированию закупок.

НДФЛ

Существенно скорректированы положения гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.

В частности, перечислять НДФЛ с пособий по временной нетрудоспособности и отпускных необходимо будет по итогам месяца. Можно будет сэкономить время – подготовить один платежный документ на общую сумму задолженности. При выплате других доходов будет применяться единое правило, которое легко запомнить: НДФЛ перечисляется не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода (подп. "г" п. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ).

А вот работы по составлению отчетности станет больше – придется представлять не только годовой расчет по НДФЛ, но и расчеты по форме 6-НДФЛ по истечении каждого квартала (подп. "а" п. 3 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ). Впервые по форме 6-НДФЛ придется отчитаться за I квартал 2016 года (письмо ФНС России от 24 ноября 2015 г. № БС-4-11/20483@).

Кстати, уже с 8 декабря 2015 года действует новая форма 2-НДФЛ, которую, как напомнила налоговая служба, необходимо будет использовать при формировании отчетности за текущий год (приказ ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485@).

Налог на прибыль

В будущем году вести налоговый учет станет немного проще. Все основные средства и нематериальные активы стоимостью 100 тыс. руб. и меньше при налогообложении прибыли можно будет списать на расходы сразу после ввода в эксплуатацию (п. 7-8 ст. 2, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 8 июня 2015 г. № 150-ФЗ). Прежний лимит в 40 тыс. руб. будет применяться к объектам, вводимым в эксплуатацию до 1 января 2016 года.

Страховые взносы

С 1 января 2016 года вырастут предельные величины базы для начисления соцвзносов. Предельная величина базы для начисления взносов в ФСС увеличена до 718 тыс. руб. а для взносов в ПФР – до 796 тыс. руб. (постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265).

Вероятно, в 2016 году перед ПФР необходимо будет отчитываться ежемесячно. Предполагается, что страхователи ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), будут отчитываться в ПФР о каждом работающем у них лице, включая тех, кто заключил договоры гражданско-правового характера, предусматривающие начисление страховых взносов. За непредставление страхователем этих сведений в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к нему будут применяться финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица 5.

Подготовиться к годовому отчету вам поможет соответствующая памятка, подготовленная экспертами компании "Гарант".

Владимир Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

1 С текстом законопроекта № 890123-6 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстами проекта приказа Минфина России "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н" (ID: 01/02/11-15/00042186) и проекта Минфина России "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н" (ID: 01/02/11-15/00041951) можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
3 С текстом проекта приказа Минфина России "О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/02/09-15/00040195).
4 С текстами законопроекта № 827806-6 "О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", законопроекта № 890123-6 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", законопроекта № 848302-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалами к ним можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
5 С текстом законопроекта № 911767-6 "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

24 Августа 2016

Плательщикам единого сельскохозяйственного налога могут дать право добровольной уплаты НДС. С такой законодательной инициативой выступил минсельхоз. По мнению авторов законопроекта, от этого выиграет не только бюджет, но и сами фермеры.

Эксперты рассмотрели вопрос о том, сгорают ли ежегодные оплачиваемые отпуска и чем грозит компании непредоставление работнику отпуска в течение больше, чем двух лет подряд.

Организация арендовала объект торговли. Поскольку на арендованных площадях отсутствовали складские и подсобные помещения, организация, установив временные перегородки, обустроила их самостоятельно (в договоре аренды указанное оговорено). При расчете ЕНВД она использовала физический показатель «площадь торгового зала» исходя из фактически используемой площади. Однако налоговики посчитали это неправомерным и доначислили налог. АС УО в Постановлении от 20.05.2016 по делу № А71-9313/2015 принял сторону фискалов. Подробнее об этом деле – в данной статье.

ВС РФ встал на сторону налоговой инспекции в споре по поводу отмены возмещения НДС в отсутствие доказательств реальности экспортных поставок (Определение ВС РФ от 20 июля 2016 г. №305-КГ 16-4155).

22 Августа 2016

Для расчета пособия по временной нетрудоспособности, причитающегося работнику, следует определить его трудовой стаж, расчетный период, суммы, включаемые в расчет больничного, а также посчитать средний дневной заработок. Кроме того, нужно знать некоторые нюансы законодательства. Условия, размеры и порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности установлены Законом № 255-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ)). В статье мы рассмотрим, как правильно производятся оплата больничного и расчет больничного.

Семинары