Руководства, Инструкции, Бланки

Бюджетная Инструкция 174 img-1

Бюджетная Инструкция 174

Рейтинг: 4.0/5.0 (1851 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Новая бюджетная инструкция 174н 2016

Новая бюджетная инструкция 174н 2016

В конце 2015 г. были внесены существенные изменения в поправки Минфина № 174н от 16.12.2010г. касающиеся бюджетного учета, сделал это приказ № 227н от 31.12.2015г. Изменения связаны с Инструкцией 157н. в которую уже были сделаны поправки в 2015 г. с Единым планом счетов, бюджетной классификацией и бухотчетностью бюджетных организаций и во многом были ожидаемы.

Таким образом, изменения в Инструкцию № 174н непосредственно должны повлиять на формирование учетной политики бюджетников на 2016 год, а также на показатели учета с 01.01.2016г.

Скачать Инструкцию по бюджетному учету № 174н с изменениями на 2016 г. можно на этой странице.

Важными нововведениями, на которые стоит обратить внимание в Инструкции 174н 2016, следующие:

  • были убраны практически все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете операций, являющихся хозяйственными;
  • она больше не регулирует порядок, который отвечает за применение первичных документов в качестве основания для отражения фактов хозжизни;
  • введение правила формирования рабочего плана счетов в отношении структура счета;
  • уточнен порядок формирования входящих остатков по счетам активов, являющихся нефинансовыми (но есть исключения);
  • план счетов дополнен новыми аналитическими счетами (изменения связаны с утвержденным Единым планом счетов);
  • дополнены счета являющиеся забалансовыми;
  • поправки, касающиеся применения плана счетов и др.

Как видите, изменений достаточно много, поэтому всем бюджетным организациям обязательно необходимо на них обратить внимание, ведь они затрагивают важные аспекты их учетной политики, ведения бухучета, Единого плана счетов и т. п.

Инструкция № 174н по бюджетному учету 2016 - скачать на этой странице.

Начало применения Инструкции № 174н с 1 января 2016 г. кроме некоторых положений, которые начнут применяться уже с 2017 г.

Название файла Instruktsya_174n_2016_.zip Размер файла 229 Kilobytes Тип файла zip (application/zip) Дата добавления 05.05.2016 Добавил Alex Дата изменения 06.07.2016 Скачиваний 1455

Другие статьи

Установлены правила учета в бюджетных учреждениях нового типа

Установлены правила учета в бюджетных учреждениях нового типа

А.Л. Опальская. профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита
Института экономики и управления Минэкономразвития России (г. Москва)

Минюст России зарегистрировал 2 февраля 2011 года приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, которым утверждены План счетов бухучета для бюджетных учреждений, а также Инструкция по его применению. Его нормы распространяются и на образовательные учреждения. Об основных новациях – в статье.

Изменения общих норм

Прежде всего отмечу, что правовое регулирование образовательных учреждений теперь осуществляется в зависимости от их типа соответствующими нормативными документами. А именно:

– автономных учреждений – Законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

– казенных учреждений – Бюджетным кодексом РФ;

– бюджетных учреждений – Законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также статьями 30, 31, 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.

Для урегулирования правил ведения бухгалтерского учета Минфин России выпустил соответствующие приказы.

Приказы, регулирующие организацию и ведение учета

Обратите внимание: нормы приказа № 162н (об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению) распространяются как на казенные, так и на бюджетные учреждения старого типа (до принятия по последним решения о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ). Причем, как только органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления будет принято соответствующее решение, систему бухгалтерского учета необходимо организовать в соответствии с приказом № 174н.

Новшества в организации учета

Для начала рассмотрим новации, которые следует учесть при организации учета.

Поправлен перечень имущества учреждения

Итак, среди основных нововведений можно отдельно отметить не только деление имущества учреждения на недвижимое и движимое, но и выделение из состава движимого имущества особо ценного.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Среди всего прочего к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Однако перечень недвижимого имущества не является закрытым, так как чиновники Минфина России предусмотрели, что законом к недвижимым активам может быть отнесено и иное имущество. Активы, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Причем регистрация прав на движимые вещи не требуется.

Какое имущество является особо ценным движимым?

Виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений, согласно постановлению Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества», могут определяться:

а) федеральными органами исполнительной власти – в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

в) в порядке, установленном местной администрацией, – в отношении муниципальных бюджетных учреждений нового типа.

План счетов бюджетного учета

В План счетов бюджетного учета внесены изменения в части как нумерации счетов, так и их названия.

Основные изменения в счетах учета

Проанализировав новые правила бухгалтерского учета, можно выделить основные группы изменений, связанные с порядком применения счетов. ( Правила применения счетов образовательными учреждениями приведены здесь .)

В Инструкции № 174н:

– прописаны дополнительные счета для учета приносящей доход деятельности (затраты на изготовление готовой продукции, работ, услуг (счет 109));

– изменены счета санкционирования хозяйствующих субъектов.

При ведении бухгалтерского учета хозяйственные операции бюджетными учреждениями отражаются на счетах Плана счетов, содержащих в 24–26 - м разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду КОСГУ, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухучете бюджетного учреждения (п. 3 Инструкции № 174н).

Так, например, в Плане счетов бюджетного учреждения (приложение № 1 к приказу № 174н) для основных средств установлены коды в 24–26 - м разрядах номера счета:

– 310 – увеличения стоимости;

– 410 – уменьшения стоимости.

Изменен порядок учета затрат на производство продукции

Учет затрат на производство выделен на счетах:

– 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

– 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

– 109 80 000 «Общехозяйственные расходы»;

– 109 90 000 «Издержки обращения».

При этом для каждого счета ведения бухгалтерского учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции.

Скорректированы правила учета денежных средств

Для формирования информации в денежном выражении о наличии денежных средств учреждений и хозяйственных операций, изменяющих указанные объекты учета, в соответствии с пунктом 70 Инструкции № 174н применяются следующие группы счетов:

– 201 10 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;

– 201 20 000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;

– 201 30 000 «Денежные средства в кассе учреждения».

Отмечу и такую новацию: нормами новой Инструкции определены правила ведения бухучета по операциям с денежными средствами на счетах бюджетных учреждений, открытых в кредитных организациях. Для учета таких операций применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:

– 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути»;

– 201 26 000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации»;

– 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации».

Доходы учреждения нового типа

А именно установлены группы счетов для наличия расчетов по доходам. Таковыми, в частности, являются счета:

– 205 20 000 «Расчеты по налогам от собственности»;

– 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;

– 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

– 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»;

– 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами»;

– 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам».

Как мы видим, основной доход учреждения – предоставленные субсидии, начисление которых отражается по дебету счета 4 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 4 401 10 180 «Прочие доходы». Начисление доходов по предоставленной субсидии на иные цели, в сумме подтвержденной отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании Справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели по дебету счета 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 5 401 10 180 «Прочие доходы».

Расчеты с учредителями

Введен аналитический счет 210 06 000 «Расчеты с учредителями».

В пункте 116 Инструкции № 174н отражены операции бюджетного учреждения по расчетам с государственными органами власти при закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления.

Изменен состав обязательств бюджетного учреждения

Итак, для формирования информации в денежном выражении о состоянии прочих расчетов с кредиторами и операций, изменяющих указанные расчеты, уточнены счета аналитического учета, применяющиеся в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:

– 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»;

– 304 02 000 «Расчеты с депонентами»;

– 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»;

– 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;

– 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Обратите внимание: счет 304 06 000 используется при отражении взаимоотношений с органом, выделяющим субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (то есть финансовое обеспечение). Это может быть связано с увеличением (уменьшением) кредиторской задолженности, полученной бюджетным учреждением по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности), или восстановлением его источника.

Введены новые счета для учета финансового результата

Счет 401 00 000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» раздела 4 «Финансовый результат» Плана счетов бюджетного учреждения дополнен следующими группировочными счетами:

– 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;

– 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»;

– 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;

– 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;

Группировка счета аналитического учета в соответствии с экономическим содержанием хозяйственной операции и объектом учета приведена в пункте 149 Инструкции № 174н.

Операции по начислению доходов бюджетного учреждения оформляются бухгалтерскими записями в соответствии с пунктами 150–155 Инструкции № 174н.

Внесены изменения и в порядок санкционирования расходов. Теперь операции по санкционированию расходов будут отражаться только с применением следующих счетов:

– 502 00 000 «Принятые обязательства»;

– 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения»;

– 506 00 000 «Право на принятие обязательств»;

– 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения»;

– 508 00 000 «Получено финансового обеспечения».

Каждый из приведенных счетов санкционирования расходов группируется на счетах аналитического учета. Например, счет 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения» группируется в разрезе видов (кодов – при их наличии) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной сметой (планом финансово - хозяйственной деятельности) учреждения, утвержденной на соответствующий финансовый год.

Учреждение вправе устанавливать аналитику

Заметьте: с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов (приказ № 157н) при утверждении рабочего плана счетов учреждение вправе вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в учете дополнительной информации, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Нормы Единого плана счетов влияют на учет

Инструкцией по применению Единого плана счетов не только введены дополнительно счета, но и уточнены некоторые понятия и принципы учета.

Так, определено, что первоначальная (фактическая) стоимость объектов нефинансовых активов, являющихся предметом договора лизинга (сублизинга), устанавливается условиями договора и признается в сумме расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов.

Решение о принятии к учету имущества, которое является предметом лизинга (сублизинга), на баланс лизингодателя или баланс лизингополучателя принимается только по согласованию между сторонами договора лизинга (сублизинга).

Перечень первичных документов приведен в пункте 9 Инструкции № 174н. (Перечень можно увидеть здесь ).

Начисляем амортизацию по новым нормам

Установлены новые принципы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

В частности, на объекты недвижимого имущества:

– стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при принятии их к учету;

– стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Далее скажем об объектах движимого имущества:

– на активы библиотечного фонда стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при вводе объекта в эксплуатацию;

– на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;

– на объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;

– на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при выдаче в эксплуатацию.

Скорректирован порядок возмещения ущерба

В частности, отрегулированы правила отражения в учете расчетов по ущербу, нанесенному имуществу учреждения. Новыми нормами предусмотрено изменение не только названия счета 209 и его аналитических позиций, но и порядка отражения на счетах бюджетного учета бухгалтерских записей (п. 109, 110 Инструкции № 174н).

Разрешено устанавливать корреспонденцию счетов

В 2011 году бюджетному учреждению (старого типа) рекомендовано пользоваться корреспонденцией счетов бухучета, которая приведена в приложении № 1 к приказу № 162н. Нормы данного приказа применяются казенными учреждениями и бюджетными учреждениями, не перешедшими на финансирование в виде субсидий.

Кроме того, при отсутствии корреспонденций счетов по определенной хозоперации учреждения имеют право по согласованию с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, определять необходимую корреспонденцию счетов (в части, не противоречащей Инструкции № 174н).

Рекомендуйте статью коллегам:

Бюджетная инструкция 174н и инструкция 157н

Бюджетная инструкция 174н и инструкция 157н. Новые положения в свете последних изменений.

После вступления в силу Приказа Минфина РФ № 89н такие объекты будут учитываться на балансовом счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ) (новая редакция п. 71 Инструкции 157н).

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенных под объектами недвижимости), отражается в учете по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ) следующей записью:

Дебет счета 4 103 11 330 - Кредит счета 4 401 10 180

Финансовые активы учреждения.

При перечислении денежных средств на дебетовые банковские карты, а также при совершении расчетов с использованием банковских карт при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день используется счет 0 201 03 «Денежные средства учреждения в пути» (новая редакция п. 162 Инструкции 157н).

С учетом этого предполагается в бюджетную инструкцию 174н внести следующие изменения:

  • выбытие денежных средств из кассы учреждения при внесении наличных средств с использованием банковских карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт) отражать записью:

Дебет счета 0 201 23 000 - Кредит счета 0 201 34 000

  • выбытие денежных средств из кассы учреждения при передаче наличных денежных средств инкассаторам:

Дебет счета 0 201 23 000 - Кредит счета 0 201 34 000

  • проведение операций по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:

Дебет счета 2 201 23 000 - Кредит счета 2 205 31 000

  • проведение операций по приему возвратов дебиторской задолженности с использованием расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:

Дебет счета 0 201 23 000 - Кредит соответствующих аналитических счетов счета 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000

  • поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм, инкассированных наличных денег, а также сумм внесенных с использованием расчетных (дебетовых) карт учреждения через банкомат, сумм полученных оплат, возвратов дебиторской задолженности с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:

Дебет счета 0 201 11 510 - Кредит счета 0 201 23 610

Бюджетное учреждение в конце дня сдало сумму полученной за день выручки в размере 800 000 руб. инкассаторам.

В бухгалтерском учете операции по движению денежных средств будут отражаться следующим образом:

Налог на добавленную стоимость.

Новая редакция Инструкции 157н предполагает вместо счета 210 01 «Расчеты по НДС по приобретенным материальных ценностям, работам, услугам» использовать счет 210 10 «Расчеты по налоговым вычетам» для учета (п. 224 Инструкции 157н):

  • расчетов по суммам НДС, полученным предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ;
  • расчетов по суммам НДС, предъявленным поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, начисленного и уплаченного учреждением в качестве налогового агента в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

Уменьшение суммы НДС, подлежащей оплате в бюджет, на сумму налога, начисленного при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, отражается записью:

Дебет счета 0 303 04830 - Кредит счета 0 210 11660

В свою очередь, списание суммы НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ, отражается записью (новая редакция п. 113 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 100 00 000 - Кредит счета 0 210 12 660

Резервы предстоящих расходов.

В Инструкцию 157н будет введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов». По мнению Минфина, на данном счете следует отражать (п. 302.1 Инструкции 157н):

  • расходные обязательства, возникающие у учреждения вследствие принятия других обязательств (например: оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки и т. д.);
  • расходные обязательства, возникшие у учреждения в силу законодательства при принятии решения о реструктуризации деятельности, в том числе при принятии решения о реорганизации учреждений, изменении структуры учреждений (создании или ликвидации филиалов, обособленных структурных подразделений, изменении видов деятельности);
  • расходные обязательства, оспариваемые в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек), в том числе в случае, когда главный распорядитель средств бюджета публично-правового образования выступает в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по искам к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту; предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;
  • расходные обязательства по понесенным расходам, по которым своевременно не поступили расчетные документы (коммунальные услуги, услуги связи);
  • иные случаи, предусмотренные при формировании учетной политики учреждения.
  • Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

    Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально признан.

    Принятие обязательств.

    Новая редакция п. 318 Инструкции 157н предполагает разграничить понятия «принятые обязательства» (счет 0 502 01), «принятые денежные обязательства» (0 502 02), «принимаемые обязательства» (0 502 07) и «отложенные обязательства» (0 502 09).

    Забалансовый учет. Счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

    Новой редакцией п. 335 Инструкции 157н предусмотрено, что этот счет будет использоваться в том числе для учета имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации) до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения), в том числе в связи с физическим или моральным износом (нецелесообразностью его дальнейшего использования).

    Бюджетным учреждением принято решение о списании оборудования, непригодного для дальнейшей эксплуатации. Оборудование было приобретено за счет средств учредителя и учтенное в составе особо ценного движимого имущества. Данное оборудование подлежит демонтажу, работы по которому будут производиться специально нанятым для этого работником. Балансовая стоимость оборудования – 600 000 руб. сумма начисленной амортизации составила 560 000 руб. Цифры в примере приведены условные.

    В бухгалтерском учете операции по списанию оборудования будут отражены следующим образом:

    Счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

    Планируется ввести норму о том, что списание дебиторской задолженности с забалансового счета 04 осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству (п. 339 Инструкции 157н).

    Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных».

    Согласно изменениям, которые планируется внести в п. 349 Инструкции 157н, он будет содержать норму о том, что при выбытии транспортного средства материальные ценности, установленные на нем, списываются с забалансового счета.

    Счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

    На данных забалансовых счетах отражаются операции по движению денежных средств на счете 0 201 34 «Касса», предполагается отражать на этих забалансовых счетах (п. 365, 367 Инструкции 157н).

    Счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам».

    Учет имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением осуществляется на забалансовом счете 27 (п. 385 Инструкции 157н). Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа по балансовой стоимости. Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании первичного учетного документа по стоимости, по которой объекты ранее были приняты к забалансовому учету.

    Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц».

    Новая редакция Инструкции 157н предполагает на этом счете вести учет расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий, иных выплат физическим лицам через отделения Почты России, платежных агентов).

    Различия между планами счетов бюджетных, автономных и казенных учреждений

    Различия между планами счетов бюджетных, автономных и казенных учреждений

    В целом план счетов бюджетного учета, планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений очень схожи. Различия между инструкциями № 174н от 16.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению" и № 183н от 23.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению" можно назвать минимальными.

    В целом план счетов бюджетного учета. планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений очень схожи. Различия между инструкциями № 174н от 16.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению" и № 183н от 23.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению" можно назвать минимальными.

    Подробные рекомендации по формированию структуры номера счета в казенном, бюджетном и автономном учреждениях представлены в электронной системе "Госфинансы".

    По сравнению с действовавшей ранее Инструкцией № 148н (приказ Минфина России от 03.11.2011 № 148н "О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2011 № 117н") в инструкции № 162н (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению"), 174н, 183н были добавлены бухгалтерские записи по списанию просроченной задолженности. Ничего принципиально нового они не содержат, их отсутствие в Инструкции № 148н можно объяснить только недосмотром. Вместе с тем, и в Инструкции № 162н бухгалтерские записи по списанию задолженности приведены не для всех ее видов. Полная корреспонденция счетов содержится только в двух последних по времени выхода инструкциях № 174н и № 183н:

    Счет учета просроченной задолженности

    Основные различия между планами счетов и инструкциями по их применению обусловлены следующими особенностями деятельности государственных (муниципальных) учреждений:

    По сфере деятельности. В планах счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений отсутствуют счета учета, используемые финансовыми органами и органами казначейства, а также счета учета имущества казны; не предусмотрены счета учета доходов по кодам 110 КОСГУ, 151 КОСГУ, 160 КОСГУ (в рамках групп счетов 205 00, 401 10) и счета учета расходов по кодам 251 КОСГУ, 261 КОСГУ (в рамках групп счетов 206 00, 302 00, 401 20).

    По способам финансового обеспечения. Для бюджетных и автономных учреждений в планах счетов отсутствуют счета учета расчетов с финансовым органом по поступлениям в бюджет (210 02, 210 04) и по платежам из бюджета (304 05), а также счета учета бюджетных ассигнований (503 00) и лимитов бюджетных обязательств (501 00), предусмотренные для казенных учреждений.

    У казенных учреждений в Плане счетов бюджетного учета отсутствуют счета 507 00 "Утвержденный объем финансового обеспечения" и 508 00 "Получено финансового обеспечения", предусмотренные для бюджетных и автономных учреждений. Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено отражение на счете 504 00 "Сметные (плановые) назначения" сметных назначений не только по расходам (как для казенных), но и по доходам. Сметные назначения по доходам отражаются по кредиту счета 504 00 и дебету счета 507 00.

    Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено использование счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами", в т. ч. с целью отражения временного использования средств одного источника финансового обеспечения для оплаты обязательств, принятых за счет другого источника, и последующего восстановления использованных средств.

    По праву на распоряжение имуществом. Для бюджетных и автономных учреждений в планах счетов бухгалтерского учета предусмотрено выделение особо ценного движимого имущества (аналитическая группа 20 синтетического счета объекта учета Единого плана счетов), в т. ч. и в составе материальных запасов. Для казенных учреждений в Плане счетов бюджетного учета предусмотрено только иное движимое имущество (аналитическая группа 30 синтетического счета объекта учета Единого плана счетов).

    По взаимоотношениям с учредителями. В планах счетов бюджетных и автономных учреждений предусмотрен счет 210 06 "Расчеты с учредителем". В частности, в п. 116 Инструкции № 174н и п. 119 Инструкции № 183н приведены бухгалтерские записи при поступлении основных средств и нематериальных активов в оперативное управление учреждения и возврате учредителю при прекращении оперативного управления в корреспонденции со счетом 210 06.

    В соответствии с положениями п. 238 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждения единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению" (далее – Инструкции № 157н) и исходя из особенностей правового статуса казенных учреждений, у них не должно быть никаких расчетов с учредителем. Счет 210 06 не упомянут в Инструкции № 162н. Тем не менее, видимо, по недосмотру, счет 210 06 указан в Плане счетов бюджетного учета, а также в таблице соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, Плану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", доведенной письмом Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5396.

    По распоряжению денежными средствами. В плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в отличие от автономных не предусмотрено использование счетов 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах вкредитной организации", 0 201 22 000 "Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации".

    По ограниченному использованию автономными учреждениями КОСГУ. В Плане счетов бухгалтерского учета автономных учреждений использование кодов КОСГУ, отражающих увеличение и уменьшение активов и обязательств, не предусмотрено (коды 310–410, 510–610, 560–660, 730–830 и т. д.). Коды КОСГУ применяются только в счетах учета затрат и доходов, внутриведомственных расчетов, плановых показателей (109 00, 401 00, 304 04, 502 00, 504 00, 507 00, 508 00). Также в текст Инструкции № 183н внесено описание экономического содержания операций для выбора аналитического счета в рамках счетов 302 00, аналогичное положениям законодательства о применении КОСГУ.

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

    Минфин РФ: Приказ № 174н от

    Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению

    На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291) органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственными академиями наук и созданными ими учреждениями (далее - бюджетные учреждения), приказываю:

    1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

    2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 2 к к настоящему приказу.

    3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

    Заместитель Председателя
    Правительства Российской Федерации -
    Министр финансов
    Российской Федерации
    А.Л. Кудрин

    С 2015 года в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений внесены заметные изменения

    Основные изменения системы бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений в 2015 году

    Система бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений призвана отражать фактическое состояние и изменения их финансово-хозяйственной деятельности и по этой причине не может быть раз и навсегда сформированной. Учитывая это, данная система постоянно совершенствуется с целью более полного приведения положения регламентирующих ее нормативных документов в соответствие с фактическим содержанием отражаемых в учете финансово-хозяйственных операций, а также с требованиями действующего законодательства в области бухгалтерского учета в стране и мире.

    Очередные изменения и дополнения системы бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений были инициированы приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н (далее – Приказ № 89н ), которым внесен целый ряд изменений и уточнений в отдельные положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений. утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н )..Целью изменений, внесенных Приказом № 89н в положения Инструкции № 157н являются:

    • приведение положений Инструкции № 157н в соответствие с изменившимися требованиями действующего законодательства, а также структурой обязательств отдельных органов исполнительной власти;• исправление имеющихся в Инструкции № 157н опечаток и неточностей;

    • предоставление учреждениям возможности прогнозирования своей финансово-хозяйственной деятельности на сроки, превышающие установленные Планом финансово-хозяйственной деятельности на очередной и следующий за ним финансовый год;

    • дальнейшая детализация счетов (субсчетов) бухгалтерского учета с целью исключения имеющих место фактов отражения разнородных по своей экономической сущность операций на одном счете (субсчете) бухгалтерского учета;

    • уточнение отдельных процедур учета с целью более точного отражения в нем некоторых финансово-хозяйственных операций.

    Следует предупредить руководителей и бухгалтерские службы государственных (муниципальных) учреждений о внимательном отношении к срокам внедрения предлагаемых изменений системы их бухгалтерского учета.

    В соответствии с что п.2 Приказа № 89н «переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета». Однако, согласно Методическим рекомендациям по переходу на новые положения Инструкции № 157н. доведенным письмом Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918. решение о таком переходе руководители государственных (муниципальных) учреждений должны принять «не позднее 31 декабря 2014 года», внеся при этом соответствующие изменения в свою учетную политику за 2014 год. Таким образом, несмотря на состояние технической готовности государственных (муниципальных) учреждений к внедрению объявленных Приказом № 89н изменений в Инструкцию № 157н (таких, например, как отсутствие соответствующих корректировок в конфигурацию применяемых бухгалтерских программ, отсутствие соответствующих изменений в положения неразрывно связанных с Инструкцией № 157нприказы Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, от 16.12.2010 № 174н и от 23.12.2010 № 183н, незавершенность на конец 2014 года юридических процедур изменения соответствующих форм бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений и т.п.) Минфин РФ требует сформировать балансовые остатки на 01.01.2015 года уже с учетом изменений, внесенных Приказом № 89н[1] .

    [1] Согласно п.3 Методических рекомендаций Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 остатки по соответствующим счетам бухгалтерского учета переносятся на новые счета до отражения операций по завершению 2014 года без переноса оборотов по счетам на основании Справки (ф.0504833).

    По моему мнению, данная позиция Минфина РФ не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства. Ведь при внедрении соответствующих изменений в Инструкцию № 157н необходимо учитывать следующие обстоятельства:

    • В соответствии с п.7 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ ) в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года . если иное не обусловливается причиной такого изменения. Внедрение же в учетную политику предусмотренных Приказом № 89н изменений прямо нарушает этот принцип. Конечно, в своем письме от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 Минфин РФ ссылается на требования Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о досрочном изменении учетной политики при существенном изменении установленных правил ведения бухгалтерского учета. Однако, корректировка учетной политики даже в связи с этим в последний день срока ее действия (с учетом уровня трудоемкости данных операций (разработка новых положений учетной политики, корректировка на их основе данных бухгалтерского учета и т.п.) выглядит как бюрократическое пренебрежение чиновников Минфина РФ реальностями фактической организации и ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями всей страны в угоду сомнительной возможности доложить о своевременном выполнении запланированных сроков очередной реорганизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе.
    • Кроме того, данные бухгалтерского учета являются источником формирования показателей бухгалтерской отчетности. Учитывая же сквозной характер системы бухгалтерской отчетности соответствующих государственных (муниципальных) учреждений, следует ожидать внесения соответствующих изменений и в утвержденные формы их бухгалтерской отчетности. По состоянию же на конец 2014 года соответствующие изменения в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. утвержденной приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н ) еще не прошли процедуру юридической экспертизы. В результате, в случае, если в результате согласования изменений в Инструкцию № 33н в Минюсте РФ какие-либо предлагаемые Минфином РФ проекты положений не будут приняты, то чтобы удовлетворить требования письма Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 государственным (муниципальным) учреждениям придется (теперь уже задним числом) еще раз пересматривать свою учетную политику на 2014 год. Предлагаемый же Минфином РФ перенос же остатков по измененным счетам бухгалтерского учета без переноса оборотов по этим счетам (даже с учетом разрешения не переоформлять первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета) еще более затрудняет процесс формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений за 2014 год.

    Таким образом, несмотря на то, что внедрение изменений в Инструкцию № 157н с 01.01.2015 представляется более логичным и правильным, государственные (муниципальные) учреждения под давлением Минфина РФ вынуждены в период формирования годовой отчетности за 2014 год напрягать все свои силы на формирование изменений в свою учетную политику, корректировку в связи с этим данных своего бухгалтерского учета и только потом формировать свою бухгалтерскую отчетность по новым правилам (с учетом того, что процедуры изменения этих правил еще не завершены). Все это объективно может привести к срыву сроков представления государственными (муниципальными) учреждениями своей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год, что несомненно будет поставлено в вину именно им, а не чиновникам Минфина РФ несвоевременно разработавших изменения в Инструкции № 157н и № 33н .

    Как бы то ни было, а требования Минфина РФ придется выполнять.

    Анализу данных изменений и дополнений и будет посвящен данный материал.

    Основные изменения положений Инструкции № 157н. внесенные Приказом № 89н можно условно разделить на две группы:

    • изменения, касающиеся уточнения и дополнения отдельных терминов (названий счетов);
    • изменения и дополнения отдельных положений указанного нормативного документа.

    Так, Приказом № 89н были уточнены (дополнены) следующие термины (названия счетов), применяемые в Инструкции № 157н :

    1. В соответствии с изменениями внесенными Федеральным законом от 02.07.2013 № 188-ФЗ в п.6 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за указанной Корпорацией окончательно (анне на переходный период, как было ранее) закреплен статус главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета. В результате, система бухгалтерского учета ГК «Росатом» приведена в соответствие с требованиями Инструкции № 157н. что закреплено включением в нее Приказом № 89н дополнительного п.3.1. соответствующего содержания.

    2. Вместо ранее применявшегося в Инструкции № 157н термина «бухгалтерская отчетность» Приказом № 89н установлено применение общеиспользуемого в российской практике термина «бухгалтерская (финансовая) отчетность».Кроме того, изменения Приказом № 89н изменены названия следующих счетов (субсчетов) бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений»:

    0 201 20 000 - вместо "Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации" - "Денежные средства учреждения в кредитной организации";

    0 204 32 000 - вместо "Уставной фонд государственных муниципальных) предприятий" - "Участие в уставном фонде государственных муниципальных) предприятий";

    0 209 00 000 - вместо "Расчеты по ущербу имуществу" - "Расчеты по ущербу и иным доходам";

    0 209 80 000 - вместо "Расчеты по прочему ущербу" - "Расчеты по иным доходам";

    0 502 00 000 - вместо "Принятые обязательства" - "Обязательства";

    0 504 00 000 - вместо "Сметные (плановые) назначения" - "Сметные (плановые, прогнозные) назначения".

    3. Кроме изменения названий, изменилась и структура отдельных счетов (субсчетов) бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, в частности, в Единый план счетов бухгалтерского учета введены следующие новые счета (субсчета):

    0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям";

    0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат";

    0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия";

    0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам";

    0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС, в том числе: 0 210 11 000 "Расчеты по НДС по авансам полученным"; 0 210 12 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам". Счет же 0 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" из Единого плана счетов исключен.

    Остальные изменения названий счетов бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, связаны с приведением положений Инструкции № 157н в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). исправлением ранее допущенных при формировании положений Инструкции № 157н ошибок, а также в связи с уточнением отдельных терминов и фактического содержания отражаемых в учете соответствующих финансово-хозяйственных операций, в частности:

    1. Изложенные в п.3 Инструкции № 157н основные требования к организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях дополнены двумя новыми абзацами (пятым и шестым), уточняющими общие требования к оформлению первичных учетных документов; o необходимость соблюдения принципа существенности отражаемых в учете фактов хозяйственной жизни. Кроме того, Приказом № 89н были уточнены и отдельные положения других абзацев п.3 Инструкции № 157н. в том числе уточнено, что информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах (в т.ч. и забалансовых) рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование.

    2. Требования к содержанию учетной политики, регламентированные п.6 Инструкции № 157н скорректированы Приказом № 89н следующими положениями:

    o в результате исключения из абз.3 п.6 Инструкции № 157н слов «государственных (муниципальных) учреждений» исправлена ранее имевшая место неточность в формулировке субъектов бухгалтерского учета, обязанных разрабатывать Рабочий план счетов – теперь это обязаны делать не только государственные (муниципальные) учреждения, но и их учредители (государственные органы исполнительной власти), а также органы, осуществляющие кассовое исполнение бюджета;

    o в перечень обязательных элементов учетной политики государственных (муниципальных) учреждений добавлены положения о порядке отражения в учете событий после отчетной даты;

    o учетной политикой государственных (муниципальных) учреждений, кроме форм первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, теперь предложено регламентировать и формы регистров и иных документов бухгалтерского учета;

    o уточнено положение об обязательном применении требований Инструкции № 157н при формировании учетной политики государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений при выполнении ими полномочий получателей бюджетных средств (ранее текст данного положения распространялся на все организационно-правовые формы государственных (муниципальных) учреждений, что было методологически неверно.

    3. Уточнены требования п.7 Инструкции № 157н в части исправления ошибок в названиях терминов (электронной подписи), а также в содержании ссылок на соответствующие абзацы данного пункта.

    4. Пункт 9 Инструкции № 157н дополнен важным положением о том, что «лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной деятельности». Таким образом, работники бухгалтерской службы государственных (муниципальных) учреждений освобождены от ответственности за действия непосредственных исполнителей отражаемых в учете первичных учетных документов.

    5. Положения п.11 Инструкции № 157н о требованиях к применяемым государственными (муниципальными) учреждениями регистрах бухгалтерского учета, ранее не допускающих применения неунифицированных форм, приведены в соответствие с требованиями статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ путем включения в данный пункт перечня обязательных реквизитов неунифицированных форм регистров бухгалтерского учета, а именно: наименование регистра; наименование экономического субъекта, составившего регистр; дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;o подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

    Кроме того, в п.11 Инструкции № 157н внесены и другие важные коррективы:

    моменты отражения в учете первичных учетных документов позиционированы не только по датам совершения хозяйственных операций, но и по датам принятия к учету первичных документов, которые на практике зачастую отличаются друг от друга;

    уточнен факт неприменения принципа двойной записи в отношении забалансовых счетов бухгалтерского учета;

    уточнен порядок оформления обложек формируемых учреждениями папок и дел с исполненными первичными учетными документами на бумажных носителях.

    6. В связи с тем, что требования к процедурам исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета уже перечислены в п.18 Инструкции № 157н (которые Приказом № 89н дополнены порядком исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета, исполненных в электронной форме, с обязательным оформлением «бумажных» Справок о произведенных корректировках) соответствующее положение об этом исключено из п.14 Инструкции № 157н. Одновременно с этим устранено несоответствие между указанными выше пунктами Инструкции № 157н относительно должностного лица, имеющего право визирования исправительных записей в регистрах бухгалтерского учета: теперь таким лицом является исключительно главный бухгалтер государственного (муниципального) учреждения, что, несомненно, повысит уровень контроля с его стороны за действием подчиненных учетных работников.

    7. Положения п.17 Инструкции № 157н дополнены требованиями к документальному оформлению операций изъятия документов и/или регистров бухгалтерского учета и обязательности сохранения изготовленных копий этих документов (регистров).

    8. Из п.19 Инструкции № 157н исключен первый абзац об общих принципах автоматизации бухгалтерского учета, т.к. текст данного абзаца, обязывающий обеспечивать полную сохранность «первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета», вступал в противоречие с текстом других абзацев данного пункта Инструкции № 157н, допускающих отклонение форм машинограмм регистров бухгалтерского учета от унифицированных форм соответствующих регистров с сохранением установленных обязательных реквизитов.

    9. Положения о сроках и порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств учреждения, указанные в п.20 Инструкции № 157н. дополнены необходимостью учета требований учетной его политики.

    10. Из п.22 Инструкции № 157н исключено несоответствующее требованиям действующего законодательства положение об имуществе (активах), находящемся в «собственности бюджетных и автономных учреждений», поскольку такое имущество подлежит закреплению за данными учреждениями исключительно на праве оперативного управления. По тем же причинам понятие «право собственности» заменено на понятие «вещное право» в отношении определения непроизведенных активов (п.70 Инструкции № 157н ).

    11. Изложенные в п.23 Инструкции № 157н принципы оценки для целей бухгалтерского учета объектов нефинансовых активов дополнены порядком оценки драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. которые должны оцениваться по сформированной в соответствии с требованиями Гохрана РФ оценочной стоимости.Кроме того, уточнено, что рыночной стоимостью земельных участков, находящихся на праве безвозмездного (бессрочного) пользования у учреждения, признается их кадастровая стоимость.

    Изменение стоимости земельных участков, ранее отражаемых в бухгалтерском учете по стоимости приобретения, в связи с переходом на оценку по кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете проводкой Дт 0 103 11 330 / Кт 0 401 10 180 (п.2.2.Методических рекомендаций Минфина РФот 19.12.2014 № 02-07-07/66918 ), аналогично порядку их отражения в учете с одновременным увеличением на кадастровую стоимость земельных участков суммы взноса учредителя в создание учреждения (счет 0 210 06 000).

    12. В п.25 Инструкции № 157н оценка учетной стоимости безвозмездно полученного имущества теперь не ограничена только рамками договоров дарения, т.е. требования данного пункта относятся и к другим случаям безвозмездного получения имущества (по результатам инвентаризации, в виде имущественного погашения убытков или штрафных санкций по хозяйственным договорам с контрагентами). Да и сама сформированная в этих случаях цена объектов учета названа «оценочной» вместо «рыночной», что в большей степени соответствует экономическому смыслу этих показателей.

    13. Применяемое в п.27, 130 и других пунктах Инструкции № 157н понятие «реконструкция объектов основных средств» расширено «элементами реставрации и технического перевооружения», а понятие «надбавки» относительно стоимости (ценам) имущества в тексте Инструкции № 157н заменено более подходящим для этого словом «наценки».Кроме того данный пункт Инструкции № 157н дополнен требованиями о включении в Инвентарную карточку соответствующего объекта основных средств информации о проведенном ремонте данного объекта, не изменяющего его стоимость (включая замену объектов в сложном объекте) без отражения этой информации в бухгалтерском учете.

    14. Условия документального оформления процедур принятия к учету инвентарного имущества, изложенные в п.34 Инструкции № 157н. распространены на «материальные запасы, в отношении которых установлен срок эксплуатации». Поэтому после внедрения в учреждении норм Приказа № 89н такие материальные запасы, как, например, спецодежда, принимаются (выбывают) с бухгалтерского учета по решению постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов подобно основным средствам и иным инвентарным объектам.

    15. Пункт 38 Инструкции № 157н дополнен следующими положениями об организации учета консервации основных средств:o консервация (расконсервация) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев оформляется Актом консервации (расконсервации) данного объекта, содержащим сведения об объекте (наименование, инвентарный номер, балансовая стоимость, сумма начисленной амортизации), а также о причинах и сроках консервации;o находящийся на консервации объект продолжает числиться в бухгалтерском учете в качестве объекта основных средств;o сведения о консервации отражаются в Инвентарной карточке консервируемого объекта.

    16. Требования к оценке неотделимых улучшений объектов основных средств, изложенные в п.42 Инструкции № 157н. помимо арендаторов (лизингополучателей) распространены и на «иных пользователей объектов недвижимого (движимого) имущества».

    17. Пункт 43 Инструкции № 157н дополнен абзацами, допускающими обособленный инвентарный учет:o отдельных помещений зданий, имеющих разное функциональное назначение, а также являющихся самостоятельными объектами имущественных прав;o двигатели самолетов, если это предусмотрено учетной политикой учреждения.Одновременно, такие объекты, как дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, сети освещения, озеленения и малые архитектурные формы дорог, могут учитываться в составе дороги, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения.

    18. Определенный п.47 Инструкции № 157н перечень затрат учреждения, подлежащих включению в первоначальную стоимость инвентарного объекта основных средств, дополнен «процентами по займам на их приобретение (создание), а также затратами по договору лизинга».

    19. Абзац первый п.119 Инструкции № 157н уточнен ссылкой на необходимость применения отраслевых особенностей организации бухгалтерского учета материальных запасов.

    20. Расширен перечень операций, подлежащих отражению на бухгалтерском счете 0 201 03 000«Денежные средства учреждения в пути». Помимо ранее отражаемых на данном счете операций по перечислению учреждениям денежных средств, подлежащих зачислению на их счета в следующем месяце, а также по переводу средств с одного счета учреждения на другой счет при условии перечисления (зачисления) их не в один операционный день, Приказом № 89н регламентировано применение данного счета при использовании в перечисленных выше операциях дебетовых банковских карт (т.е. данный счет будет применяться также и в случае задержек сверх одного дня перечисления денежных средств через карточные банковские счета при применении, например, безналичных форм оплаты труда работникам).

    21. Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц на суммы полученных денежных средств теперь допускается при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, не только полученным ранее в подотчет, а по которым наступил срок представления Авансового отчета (скорректированный Приказом № 89н п.214 Инструкции № 157н ). Данное изменение внесено с целью ограничить сроки использования должностными лицами учреждения подотчетных сумм, а также не допустить фактов незаконного авансирования их путем выдачи им денежных средств под отчет.

    22. Пункт 215 Инструкции № 157н дополнен положениями о порядке переоценки расчетов с подотчетными лицами в иностранной валюте. Согласно внесенных Приказом № 89н корректив переоценка указанных расчетов производится:o по выданным авансам – на дату их возврата;o по оплаченным обязательствам – на дату совершения соответствующих операций и на дату формирования регистра бухгалтерского учета (т.е. на дату оформления Авансового отчета).Такие же изменения внесены Приказом № 89н и в отношении переоценки задолженности по ущербу учреждению, а также иных расчетов, выраженных в иностранной валюте (п.220 Инструкции № 157н ).

    23. Описанное в п.220 Инструкции № 157н назначение счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» дополнено следующими новыми причинами возникновения ущерба, подлежащего отражению на следующих субсчетах:

    0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» - при возникновении страховых случаев;

    0 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» - суммы принудительного изъятия (в т.ч. при возмещении ущерба третьим лицам); суммы уплаченных штрафов и пени государственным органам;

    0 209 80 000 «Расчеты по иным доходам» - суммы предварительных оплат, не возвращенные контрагентом в случае расторжения с ним договоров или иных соглашений (в т.ч. по решению суда); суммы невозвращенной (и не удержанной из заработной платы) задолженности подотчетных лиц; суммы задолженности за неотработанные работником при увольнении дни отпуска (если очередной отпуск ему был уже оплачен ранее); суммы излишне произведенных выплат.Изменен и порядок оценки ущерба учреждению в результате утраты материальных ценностей. Так, вместо применения для этих целей показателя «рыночной стоимости материальных ценностей на момент обнаружения ущерба» (под которой понималась сумма возможной выручки от продажи утраченных активов, определение которой было крайне затруднительно и субъективно) теперь будет применяться показатель «текущей восстановительной стоимости утраченных материальных ценностей на день обнаружения ущерба» (под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления утраченных активов, определение которой в условиях финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений более реально). В результате перечисленных выше изменений перечень операций. подлежащих отражению на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» существенно расширился, что, несомненно, должно привести к повышению уровня учета и погашения всех видов причиненного учреждению ущерба.

    Методическими указаниями Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 предусмотрен следующий порядок переноса остатков на указанные выше счета бухгалтерского учета:

    Дт 2 209 30 560 / Кт 2 205 30 660 – на сумму задолженности контрагентов перед учреждением по погашению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (госпошлины, оплата судебных издержек и т.п.). Если же при расторжении контрактов с контрагентами (в т.ч. по решению суда) последними не были возвращены учреждению суммы уже произведенных учреждением авансов и предоплат, то данные суммы подлежат отражению в бухгалтерском учете учреждения проводкой Дт 0 209 30 560 / Кт 0 206 00 000.

    Дт 2 209 30 560 / Кт 2 208 00 000на сумму невозвращенной в срок задолженности по выданным подотчетным суммам.

    Дт 0 209 30 560 / Кт 0 401 10 130 – на сумму ущерба в объеме задолженности бывших работников учреждения за неотработанные ими дни очередного отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск. Одновременно производятся исправительные бухгалтерские записи по счетам 0 302 00 000 «Расчеты по обязательствам» и 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджет».

    Дт 0 209 40 560 / Кт 0 205 40 660на сумму задолженности перед учреждением по возмещению ущерба в соответствии с законодательством РФ (в т.ч. при возникновении страховых случаев), а также по штрафам, пени и неустойкам за невыполнение (ненадлежащее выполнение) контрагентами хозяйственных договоров с учреждением.

    Дт 0 209 74 560 / Кт 0 205 74 660 – на сумму задолженности по реализации имущества в виду принятия решения о списании (ликвидации) объектов нефинансовых активов (на суммы полученных при списании (ликвидации) таких объектов ветоши, металлолома и иных отходов.

    Кроме того, в связи с введением в План счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений нового субсчета 0 205 82 000 «Дебиторская задолженность по невыясненным поступлениям» суммы такой задолженности подлежат переносу на указанный субсчет со счета 0 205 81 000 (Дебиторская задолженность по прочим доходам»

    24. Приказом № 89н детализированы случаи применения учреждениями счета 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами ( п.235 Инструкции № 157н ), на котором, в частности, подлежат отражению перечисленные учреждением суммы обеспечения заявок на участие в конкурсах или закрытых аукционах, обеспечения исполнения контрактов (договоров) иных залоговых платежей и задатков.

    Согласно Методическим указаниям Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 перенос остатков задолженности по перечисленным обеспечениям участия учреждения в конкурсных торгах производится проводкой Дт 0 210 05 560 / Кт 0 206 00 000.

    25. Уточнено содержание показателей, подлежащих отражению на счете 0 215 00 000 «Вложения в финансовые активы». В частности, условиями осуществления вложений в объекты нефинансовых активов, в сумме которых впоследствии будет формироваться стоимость акций и иных форм участия в капитале подлежащих включению в собственность Российской Федерации (субъектов РФ или муниципальных образований), является факт передачи учреждению полномочий государственного (муниципального) заказчика соответствующих инвестиций ( п.244 Инструкции № 157н ).

    26. Перечень выплат, отражаемых на счете 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами» (п.270 Инструкции № 157н ) дополнен невыплаченными в срок «пособиями, пенсиями и компенсациями.

    27. Детализированы случаи применения учреждениями бухгалтерского счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п.281 Инструкции № 157н ). Теперь данный счет предназначен для учета расчетов с кредиторами по операциям, связанным с принятием к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации учреждения путем слияния, разделения, выделения, при изменении организационно-правовой формы государственного (муниципального) учреждения и только потом – операций, не предусмотренных к отражению на других счетах Единого плана счетов бухгалтерского учета.

    28. Источники формирования финансового результата прошлых отчетных периодов (счет 0 401 30 000), перечисленные в п.300 Инструкции № 157н. дополнены счетом 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами», что вызвано необходимостью списания на финансовый результат отражаемых на данном счете отклонений между показателями стоимости имущества и обязательств, отраженных в бухгалтерском учете головного учреждения и его обособленных филиалов.

    29. Расширен перечень доходов будущих периодов, подлежащих отражению на счете 0 401 30 000 (п.301 Инструкции № 157н ). К ранее включенным в данный перечень: o доходов, начисленных за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;o доходов, полученных от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;o доходов по месячным, квартальным, годовым абонементам;o иных аналогичных доходовдобавлены: o доходы по реализации имущества казны в случаях, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект по завершении расчетов;o доходы по соглашениям о представлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) в том числе на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений и приобретение объектов нефинансовых активов;o доходы по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов.

    30. Также расширен перечень расходов будущих периодов, подлежащих отражению на счете 0 401 50 000 (п.302 Инструкции № 157н ). К ранее включенным в данный перечень расходам, связанным с: o подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;o освоением новых производств, установок и агрегатов;o рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;o добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения;o приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;o неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств;o иными аналогичными расходамидобавлены расходы, связанные: o со страхованием имущества, гражданской ответственности;o с выплатой отпускных.

    31. В связи с включением в Единый план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений нового счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» в Инструкцию № 157н Приказом № 89н добавлен новый пункт 302.1. в котором приведен следующий перечень основных создаваемых в бухгалтерском учете указанных учреждений резервов, создаваемых «в целях равномерного включения расходов в финансовый результат учреждения по обязательствам, неопределенным по величине и/или по времени исполнения»:

    o возникающим вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и/или движение денежных средств);

    o предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

    o предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, технического обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

    o иных аналогичных предстоящих оплат, возникающих в силу законодательства РФ при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в т.ч. создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и/или изменении видов его деятельности, а также при принятии решения о реорганизации или ликвидации учреждения; из претензионных требований и исков по результатам хозяйственной жизни, в т.ч. в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм предъявленных учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в т.ч. вытекающих их условий гражданско-правовых договоров (контрактов) и т.п. ;

    o по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых на отчетную дату существует неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных документов;o по другим обязательствам, неопределенным по величине и/или времени исполнения, в случаях, предусмотренных учетной политикой учреждения (например, по сомнительным долгам).

    Таким образом, кроме широко применяющихся в хозяйственной практике оснований для создания резервов (на оплату отпусков, гарантийного ремонта или обслуживания, по сомнительным долгам) государственные (муниципальные) учреждения могут создавать резервы по оплате крупных штрафных санкций, по предстоящим затратам, связанным с реструкторизацией учреждения и/или его хозяйственной деятельности, а также в случаях неотфактурованных поставок.Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан.

    Методическими указаниями Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 предусмотрен следующий порядок создания резервов:

    Дт 0 109 60 211 (0 401 20 211) / Кт 0 401 60 211 – по резервам на оплату отпусков;

    Дт 0 109 60 213 (0 401 20 213) / Кт 0 401 60 213 – то же в части начислений на суммы резервов на оплату отпусков;

    Дт 0 109 60 000 (0 401 20 000) / Кт 0 401 60 000 – по резервам по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы (по оценочным значениям), либо Дт 0 401 20 000 / Кт 0 401 60 000 в части резервов по обязательствам, оспариваемым в судебном порядке (погашение данных резервов оформляется обратной проводкой).

    32. В связи с расширением периодов планирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений соответствующие изменения внесены Приказом № 89н в п.308. 309 и 311 Инструкции № 157н.

    33. Кроме того, введение в Единый план бухгалтерского учета счетов новых счетов 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» (для учета обязательств, принимаемых на прогнозируемый период после окончания срока действия Плана ФХД) и 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» (для учета принятых обязательств, исполнение которых по каким-либо причинам отложено на будущие периоды) повлекло внесение Приказом № 89н соответствующих изменений в п.318, 319 Инструкции № 157н.

    34. Приказом № 89н заметно скорректированы положения п.333 Инструкции № 157н. регламентирующего порядок применения забалансового счета 01 «Имущество. полученное в пользование». Так, в связи с требованием отражения кадастровой стоимости земельных участков, закрепленных за учреждением в безвозмезбное (бессрочное) пользование, на балансовом счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» положения об учете их на указанном выше забалансовом счете исключены из п.333 Инструкции № 157н. Кроме того, исправлена ранее возникшая в требованиях Инструкции № 157н ошибка в порядке в бухгалтерском учете стоимости недвижимого имущества до момента обязательной государственной регистрации прав на него (с одной стороны, данная стоимость подлежит отражению в составе капитальных вложений на счете 0 106 31 000 «Вложения в основные средства», а с другой, в п.333 Инструкции № 157н осталась ссылка на необходимость отражения ее на забалансовом счете 01 «Имущество. полученное в пользование»). С исключением из п.333 Инструкции № 157н последнего требования данное несоответствие устранено.

    35. Приведенные в п.335 Инструкции № 157н основания для применения забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» Приказом № 89н расширены на стоимость имущества, «в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения).

    36. Пункт 337 Инструкции № 157н. регламентирующий порядок применения забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности», уточнен положением о необходимости утверждения соответствующего перечня бланков строгой отчетности учетной политикой учреждения.

    37. Пункт 339 Инструкции № 157н. регламентирующий порядок применения забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов», дополнен положением об основаниях такого списания, которыми могут быть:o решение комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случаях наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора;o завершение возможного возобновления процедуры взыскания задолженности, согласно действующему законодательству РФ.

    38. Приказом № 89н положения п.349 Инструкции № 157н об организации учета на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных», дополнены требованиями о списании стоимости этих запасных частей при выбытии транспортного средства, на котором они установлены. Аналогичным положением дополнен п.353 Инструкции № 157н. регламентирующий порядок использования и списания государственных и муниципальных гарантий».

    39. И наконец, в связи с введением в Единый План счетов бухгалтерского учета забалансовых счетов 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» и 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» Инструкция по его применению дополнена п.385 – 388. регламентирующих порядок применения указанных забалансовых счетов, в том числе:

    o Счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» предназначен для учета имущества, выданного в личное пользование работникам для выполнения ими своих должностных (служебных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за их использованием и движением. Ранее такой контроль уже осуществлялся в виде закрепления выданных в подразделения учреждения материальных ценностей с закреплением их на аналитических счетах-субконто соответствующих материально ответственных лиц. Однако, после передачи материально ответственными лицами подразделений учреждения полученных со склада материальных ценностей другим работникам контроль за сохранностью этих ценностей перемещался из области бухгалтерского учета в область оперативного учета соответствующих подразделений. Теперь выданные работникам по Ведомостям выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210) не просто списываются с соответствующих балансовых счетов бухгалтерского учета, а отражаются на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)», где числятся до момента их фактического использования.

    При переходе учреждения на анализируемые изменения в Инструкцию № 157н указанные выше материальные ценности (в виде, как правило, специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты) подлежат списанию со счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» в расход учреждения (счет 0 401 20 272) с одновременным их отражением на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

    o Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплате пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов).Отдельные внесенные Приказом № 89н изменения и дополнения носят новаторский характер относительно даже к требованиям Федерального закона № 402-ФЗ. Так, существенно изменен порядок отражения в бухгалтерском учета государственных (муниципальных) учреждений стоимости земельных участков (в т.ч. и под объектами недвижимого имущества), документально закрепленных за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования. Ранее стоимость данных активов подлежала отражению на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». После внесенных Приказом № 89н изменений в п.71, 77 и 333 Инструкции № 157н учет данных активов предусмотрен на ранее редко применявшемся учреждениями балансовом счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы», что сразу приведет к существенному увеличению валюты баланса государственных (муниципальных) учреждений. На забалансовом же счете 01 «Имущество, полученное в пользование» кадастровая стоимость земельных участков подлежит отражению лишь при предоставлении учреждению прав временного пользования ими, т.е. прав аренды или временного безвозмездного пользования (уточненный Приказом № 89н п.77 Инструкции № 157н). Описанный порядок не только ранее не применялся в практике российского бухгалтерского учета, но и не регламентирован Федеральным законом № 402-ФЗ и, следовательно не применяется другими (отличными от государственных (муниципальных) учреждений) субъектами бухгалтерского учета в Российской Федерации. То же можно сказать и в отношении внесенных Приказом № 89н изменений в п. 193 Инструкции № 157н. регламентирующих необходимость переоценки финансовых вложений государственных (муниципальных) учреждений на дату совершения операций с ними, а также на дату составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Несмотря на внешнее соответствие данного требования положениям МСФО, что такая переоценка технически возможна только в отношении финансовых вложений, котирующихся на открытых фондовых рынках. Для осуществления же периодической переоценки других видов финансовых вложений необходимы детальные рекомендации Минфина РФ.

    Учитывая, что скорректированная Приказом № 89н Инструкция № 157н регламентирует только общий порядок организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Особенности ведения бухгалтерского учета и применения типовых бухгалтерских записей в государственных (муниципальных) учреждениях отдельных организационно-правовых форм (казенные, бюджетные, автономные учреждения) регламентированы Инструкциями по применению планов счетов бухгалтерского учета. утвержденных соответственно приказами Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (для казенных учреждений), от 16.12.2010 № 174н (для бюджетных учреждений) и от 23.12.2010 № 183н (для автономных учреждений). Учитывая это, описанные выше изменения несомненно найдут отражение и в перечисленных выше при Инструкциях. Поэтому в ближайшее время следует ожидать издания приказов Минфина РФ по корректировке указанных выше Инструкций.

    И.Ю. Гарнов Генеральный директор ООО Аудиторская компания «Камертон-АК»