Руководства, Инструкции, Бланки

Изменения В Инструкцию 157н В 2016 Году img-1

Изменения В Инструкцию 157н В 2016 Году

Рейтинг: 4.9/5.0 (1847 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Очередные изменения в бухгалтерском учете госучреждений

15 Октября 2015 Очередные изменения в бухгалтерском учете госучреждений

Л. Ларцева / редактор журнала «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение»

Приказом Минфина РФ от 06.08.2015 №124н вносятся очередные изменения в Инструкцию №157н [1] (далее – Приказ №124н). Этот приказ следует применять при формировании объектов учета в 2015 году, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с 2016 и 2017 годов. В настоящее время приказ находится на регистрации в Минюсте. В данной статье рассмотрим, о каких изменениях идет речь.

Изменения, применяемые в 2015 году

К изменениям, которые согласно Приказу №124н необходимо применять уже в 2015 году, относятся следующие:

1) уточнены правила отнесения к самостоятельным инвентарным объектам таких объектов учета, как коммуникации внутри зданий . До сих пор было не понятно, как следует учитывать такие объекты: в составе зданий или как самостоятельные объекты.

С вступлением в действие Приказа №124н данный вопрос будет снят. Согласно дополнениям, вносимым в п. 45 Инструкции №157. прямо установлено, что коммуникации внутри здания, необходимые для их эксплуатации, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. В частности, к таким коммуникациям относятся:

– система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании);

– внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами;

– внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;

– внутренние телефонные и сигнализационные сети;

– вентиляционные устройства общесанитарного назначения;

– подъемники и лифты.

К самостоятельным инвентарным объектам следует относить оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы, устройства и т.д.), например:

– средства измерения, управления;

– средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации;

– средства вычислительной и оргтехники;

– средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование;

2) скорректированы название и порядок применения счета 201 26 . В настоящее время такой счет называется «Аккредитивы». Согласно изменениям, вносимым Приказом №124н, такой счет планируется назвать «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации».

С учетом нового названия данного счета будет уточнен и порядок его применения. Так, согласно новым редакциям п. 173 – 176 Инструкции №157нсчет 201 26 предназначен для учета движения денежных средств по специальным счетам учреждений, открываемым в кредитных организациях в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе по аккредитивным счетам, в валюте РФ и иностранной валюте, по договорам с поставщиками за поставки материальных ценностей и за оказанные услуги.

Учет операций по выставленным аккредитивам в иностранных валютах ведется в рублевом эквиваленте по курсу, определяемому согласно положениям п. 13 Инструкции №157н. на дату совершения операций в иностранной валюте. Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.

Аналитический учет по счету 201 26 ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе договоров по каждому специальному счету (выставленному аккредитиву).

Учет операций по движению денежных средств на специальных счетах ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.

Таким образом, с вступлением в силу Приказа №124н применение счета 201 26 будет расширено;

3) введено определение термина «принимаемые обязательства» . Напомним, что такой термин был введен в Инструкцию №157н примерно год назад. Помимо самого термина, был введен счет 502 07. на котором следует учитывать принимаемые обязательства.

Вместе с тем каких-либо пояснений о том, какие обязательства относятся к принимаемым, Инструкцией №157н не предусмотрено. Изменениями, вносимыми Приказом №124н, законодатели решили устранить существующий пробел. Согласно этим изменениям вводится расшифровка термина «принимаемые обязательства».

К принимаемым обязательствам относятся обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта;

4) скорректирован порядок применения отдельных действующих забалансовых счетов и введен новый забалансовый счет 31 «Акции по номинальной стоимости» . Изменения, вносимые Приказом №124н в правила ведения учета на забалансовых счетах, затронули следующие счета:

а) счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Согласно новой редакции п. 339 Инструкции №157счет 04 предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, актом главного администратора доходов бюджета, нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения. Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ, способом.

Сравнивая указанную редакцию п. 339 Инструкции №157н с действующей редакцией данного пункта, отметим, что законодатели убирают конкретный срок (пять лет), в течение которого в настоящий момент ведется учет задолженности неплатежеспособных дебиторов за балансом;

б) счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения». С учетом изменений, вносимых Приказом №124н в п. 365. 367 Инструкции №157н. счета 17 и 18 необходимо будет открывать не только к аналитическим счетам счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», но и к счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»;

в) счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Уточняется, что указанный счет предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля его сохранности, целевым использованием и движением (п. 385 Инструкции №157н с учетом изменений, вносимых Приказом №124н).

Приказом №124н также вводятся в Инструкцию №157н новый забалансовый счет 31 «Акции по номинальной стоимости» и пункты 389. 390. в которых отражается порядок применения данного счета.

Согласно указанным пунктам счет 31 предназначен для учета акции по номинальной стоимости органом, осуществляющим полномочия акционера (иным уполномоченным органом).

Принятие к забалансовому учету акций осуществляется на основании первичных учетных документов по номинальной стоимости. Выбытие акций отражается на основании первичных учетных документов в соответствии с решением уполномоченного органа.

Аналитический учет по счету 31 ведется в Реестре учета ценных бумаг по количеству, эмитенту и с указанием реестрового номера, присвоенного в реестре федерального имущества.

Изменения, применяемые в 2016 году

Согласно п. 2 Приказа №124н при формировании учетной политики начиная с 2016 года, а также при формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года необходимо применять следующие изменения, вносимые:

1) в пункт 13 Инструкции №157н. Данный пункт в настоящее время содержит общие положения о денежной валюте, в которой ведется бухгалтерский учет, и языке, на котором осуществляется оформление первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отражение фактов хозяйственной деятельности.

С 2016 года данный пункт будет значительно расширен. Добавится подробный порядок пересчета сумм, выраженных в иностранной валюте, а также особенности перевода документов на русский язык.

В новой редакции п. 13 Инструкции №157н. которая вступит в силу с 2016 года, будет отмечено, что бухгалтерский учет ведется в валюте РФ – в рублях. Стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ (далее – рублевый эквивалент).

Объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, принимаются к бухгалтерскому учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции (в случаях, предусмотренных Инструкцией №157н, – на отчетную дату) путем пересчета суммы в иностранной валюте:

– по официальному курсу ЦБ РФ соответствующих иностранных валют по отношению к рублю;

– при отсутствии официального курса – по курсу, рассчитанному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам, к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается ЦБ РФ.

Особенности пересчета для целей бухгалтерского учета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в рублевый эквивалент учреждениями, постоянно осуществляющими свою деятельность вне территории РФ, устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств учреждения по согласованию с Минфином.

Документирование операций с имуществом, обязательствами, а также иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Порядок перевода указанных документов на русский язык устанавливается учреждением в рамках формирования его учетной политики (п. 13 Инструкции №157 с учетом изменений, вносимых Приказом №124н);

2) в пункт 21 Инструкции №157н. С 2016 года данный пункт будет представлен также в новой редакции. Как и сейчас, в этом пункте будут содержаться общие правила применения Единого плана счетов, разработки на его основе Рабочих планов счетов, а также формирования номеров счетов бухгалтерского учета, включаемых в рабочий план счетов.

Рассмотрим эти правила согласно новой редакции п. 21 Инструкции №157н. применяемой с 2016 года.

Единый план счетов содержит пять разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, для финансового анализа исполнения бюджета, государственных заданий, бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений, а также подготовки их проектов.

На основе Единого плана счетов и положений Инструкции №157н для ведения бухгалтерского учета применяются:

– казенными учреждениями, наиболее значимыми бюджетными и автономными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджетов, иными организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, – план счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета;

– бюджетными учреждениями и автономными учреждениями – план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и соответствующие Инструкции по их применению.

На основе соответствующего плана счетов и Инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета.

Номер счета плана счетов (рабочего плана счетов) состоит из 26 разрядов. Приведем его структуру в виде таблицы.

Структура номера рабочего плана счетов

В этих разрядах учреждениями отражается с 4 по 20 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов

Указывается код вида финансового обеспечения (деятельности).

Для государственных (муниципальных) учреждений применяются следующие коды:

– 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

– 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

Отражается код синтетического счета плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета

Записывается код аналитического счета плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета

Указывается аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета. В этих разрядах отражаются:

– казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, коды классификации операций сектора государственного управ-

– 3 – средства во временном распоряжении;

– 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

– 5 – субсидии на иные цели;

– 6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

– 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию

– автономными учреждениями – аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности

Изменения, применяемые в 2017 году

Согласно Приказу №124н в 2017 году в Инструкцию №157н будет введен п. 21.1. согласно которому номер счета плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений в разрядах с 1 по 4 будет включать в себя код раздела и код подраздела расходов бюджета.

В заключение отметим, что переход в 2015 году на применение учетной политики с учетом изменений, вносимых Приказом № 124н, в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений необходимо осуществить по мере организационно-технической готовности учреждений, но не позднее 1 октября 2015 года.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н.

24 Августа 2016

Плательщикам единого сельскохозяйственного налога могут дать право добровольной уплаты НДС. С такой законодательной инициативой выступил минсельхоз. По мнению авторов законопроекта, от этого выиграет не только бюджет, но и сами фермеры.

Эксперты рассмотрели вопрос о том, сгорают ли ежегодные оплачиваемые отпуска и чем грозит компании непредоставление работнику отпуска в течение больше, чем двух лет подряд.

Организация арендовала объект торговли. Поскольку на арендованных площадях отсутствовали складские и подсобные помещения, организация, установив временные перегородки, обустроила их самостоятельно (в договоре аренды указанное оговорено). При расчете ЕНВД она использовала физический показатель «площадь торгового зала» исходя из фактически используемой площади. Однако налоговики посчитали это неправомерным и доначислили налог. АС УО в Постановлении от 20.05.2016 по делу № А71-9313/2015 принял сторону фискалов. Подробнее об этом деле – в данной статье.

ВС РФ встал на сторону налоговой инспекции в споре по поводу отмены возмещения НДС в отсутствие доказательств реальности экспортных поставок (Определение ВС РФ от 20 июля 2016 г. №305-КГ 16-4155).

22 Августа 2016

Для расчета пособия по временной нетрудоспособности, причитающегося работнику, следует определить его трудовой стаж, расчетный период, суммы, включаемые в расчет больничного, а также посчитать средний дневной заработок. Кроме того, нужно знать некоторые нюансы законодательства. Условия, размеры и порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности установлены Законом № 255-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ)). В статье мы рассмотрим, как правильно производятся оплата больничного и расчет больничного.

Семинары

Другие статьи

Изменения и дополнения, внесенные в Инструкцию № 157н - Издательство Аюдар

Изменения и дополнения, внесенные в Инструкцию № 157н

Какие поправки внесены в План счетов? Что поменялось в общих положениях по применению Инструкции № 157н? Что нового в учете основных средств? Какие изменения произошли в забалансовом учете?

Финансовое ведомство скорректировало основной документ по бухгалтерскому учету для государственных (муниципальных) учреждений – Инструкцию № 157н[1]. Приказ Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н (далее – Приказ № 124н), внесший изменения в указанную инструкцию, направлен на регистрацию в Минюст. В статье рассмотрим его основные положения, актуальные для образовательных учреждений.

План счетов

В соответствии с нововведениями в Едином плане счетов заменено наименование счета 201 06: с «Аккредитивы» на «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации». Это влечет за собой поправки в п. 172 – 176 Инструкции № 157н, в которых идет речь о применении указанного счета. В этих пунктах слова «аккредитивы», «аккредитивные расчеты» заменены на «специальные счета».

Кроме того, План счетов дополнен забалансовым счетом 31 «Акции по номинальной стоимости». Он вряд ли может быть использован образовательным учреждением. Согласно введенным п. 389, 390 Инструкции № 157н названный счет предназначен для учета акций по номинальной стоимости органом, осуществляющим полномочия акционера (иным уполномоченным органом). Принятие их к учету и выбытие осуществляется на основании первичных учетных документов по номинальной стоимости.

Аналитический учет по данному счету ведется в реестре учета ценных бумаг (ф. 0504056) по количеству, эмитенту и с указанием реестрового номера, присвоенного в реестре федерального имущества.

Данные положения необходимо будет применять по мере организационно-технической готовности учреждений, после внесения изменений в учетную политику, но позднее 1 октября 2015 года.

Общие положения по применению Инструкции № 157н

Учет объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте. За счет дополнений в п. 13 Инструкции № 157н разъяснено, в каком порядке ведется учет объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Они заключаются в следующем.

Данные объекты принимаются к учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ соответствующих валют по отношению к рублю. При отсутствии официального курса расчет производится по курсу, определенному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается ЦБ РФ.

Если учреждение постоянно осуществляет свою деятельность за пределами Российской Федерации, то особенности и правила пересчета стоимости объектов учета регламентируются главным распорядителем бюджетных средств субъекта учета по согласованию с Минфином.

Данный пункт дополнен также положением о том, что в рамках формирования учетной политики следует предусмотреть порядок перевода первичных документов, которые составлены не на русском языке.

Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов. В связи с внесением Приказом Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н (далее – Приказ № 90н) изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, скорректирован п. 21 Инструкции № 157н.

Обновленная редакция указанного пункта представлена следующими положениями:

1. Единый план счетов содержит пять разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, для финансового анализа исполнения бюджетов, государственных заданий, бюджетных смет, планов ФХД учреждений, а также подготовки их проектов.

2. На основе Единого плана счетов и положений Инструкции № 157н для ведения бухгалтерского учета применяются:

  • План счетов бюджетного учета и Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета – казенными учреждениями, органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, наиболее значимыми бюджетными и автономными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджетов, иными организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, финансовыми органами;
  • План счетов казначейского учета и инструкции по его применению – органами, осуществляющими кассовое обслуживание;
  • планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений и соответствующие инструкции по их применению.

На основе упомянутых планов счетов учреждениями разрабатываются и утверждаются рабочие планы счетов бухгалтерского (бюджетного) учета.

3. Номер счета Плана счетов (рабочего плана счетов) состоит из 26 разрядов. Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражают:

Разряды номера счета

Разряды 18 – 26-й номера счета образуют код счета бухгалтерского учета.

В разрядах с 1-го по 17-й рабочего плана счетов бюджетного учета отражается:

  • учреждениями – с 4-го по 17-й разряд – код классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, – с 1-го по 17-й разряд – код классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которым осуществляются операции по исполнению бюджета.

В 24 – 26-м разрядах номера счета рабочего плана счетов отражаются:

  • казенными, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, – коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
  • автономными учреждениями – аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной планом ФХД.

Применяемые коды видов финансового обеспечения (деятельности) не изменились.

4. Органам государственной власти, органам управления государственными внебюджетными фондами, органам управления территориальными государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов дополнительных разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности.

Указанные изменения в общих положениях Инструкции № 157н (п. 3.1 и 3.2 приложения к Приказу № 124н) будут применяться при формировании учетной политики начиная с 2016 года и формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года.

С 1 января 2017 года будет действовать еще и введенный в Инструкцию № 157н п. 21.1, в котором указано, что номер счета Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений в разрядах с 1-го по 4-й включает в себя код раздела, код подраздела расходов бюджета.

Учет основных средств

Нововведения в данном разделе четко определяют, какие инженерные системы следует включать в состав зданий и сооружений, а какие следует учитывать как самостоятельные объекты. В пункт 45 Инструкции № 157н, в котором идет речь об инвентарных объектах основных средств, внесены следующие дополнения: коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности, система отопления, включая котельную установку для отопления (если она находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются.

К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы, устройства и т. д.), например:

а) средства измерения, управления;

б) средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации;

в) средства вычислительной и оргтехники;

г) средства визуального и акустического отображения информации;

д) театрально-сценическое оборудование.

Санкционирование расходов

В пункт 308 Инструкции № 157н внесено дополнение: наконец-то дано определение принимаемых обязательств. Под ними понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных муниципальных учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.

Так как по счету 502 00 «Обязательства» аналитический код вида синтетического счета «Принимаемые обязательства» выделен отдельно и ему присвоен номер 7, из синтетических счетов «Принятые обязательства» с кодом 1 и «Принятые денежные обязательства» с кодом 2 исключено слово «принимаемые». Соответствующие изменения внесены в п. 319 Инструкции № 157н.

Забалансовый учет

Как мы уже указали выше, забалансовый учет дополнен счетом 31 «Акции по номинальной стоимости». Кроме этого, внесены некоторые поправки и уточнения в особенности использования действовавших ранее счетов. Так, в соответствии с новой редакцией п. 339 Инструкции № 157н забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета нереальной ко взысканию и списания с балансового учета учреждения. Учет названной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим закону способом.

Далее отмечено, что при возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений данных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Следующие изменения касаются забалансовых счетов 17 и 18, по которым отражаются поступление и выбытие денежных средств по счетам учреждения. В пунктах 365 и 367 Инструкции № 157н установлено, что данные счета открываются (кроме счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения») и к счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Они предназначены для аналитического учета поступлений (выплат) денежных средств ((возврата указанных поступлений) (восстановления выплат)) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему ОФК (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.

Даны также пояснения к аналитическому учету по забалансовому счету 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет». Согласно новой редакции п. 370 Инструкции № 157н его следует вести с указанием даты зачисления невыясненных поступлений и даты их уточнения в порядке, установленном субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики.

Дополнение в п. 385 Инструкции № 157н дает четкие указания о том, что форменное обмундирование и специальную одежду, выданные сотрудникам, следует учитывать на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Приказом № 124н внесены следующие изменения в Единый план счетов и Инструкцию по его применению:

1. Появился забалансовый счет 31, сменил наименование счет 201 06.

2. Даны разъяснения по учету объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

3. Порядок формирования номеров счетов бухгалтерского (бюджетного) учета приведен в соответствие Приказу № 90н.

4. Разъяснено, какие инженерные системы следует включать в состав зданий и сооружений, а какие следует учитывать как самостоятельные объекты.

5. Дано определение понятия «принимаемые обязательства».

6. Задолженность неплатежеспособных дебиторов следует учитывать на забалансовом счете 04 не в течение пяти лет, а в течение срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.

7. Забалансовые счета 17 и 18 открываются и к счету 210 03.

8. Форменное обмундирование и спецодежда учитываются на забалансовом счете 27.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Изменения Инструкции № 157н

Изменения Инструкции № 157н

Приказом Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н внесены очередные изменения в Инструкцию № 157н[1] (далее – Приказ № 124н). Некоторые из них следует учесть уже при формировании объектов учета в 2015 году. Часть поправок вступят в силу в 2016, а часть – в 2017 году. При этом необходимо отметить, что в настоящее время[2] данный документ находится на регистрации в Минюсте и до момента регистрации не применяется, так как текст может быть изменен. В статье предлагаем вам ознакомиться с основными поправками.

Изменения 2015 года

В пункте 3 Приказа № 124н указано, что переход на применение учетной политики с учетом положений данного документа в части рабочего плана счетов бухгалтерского учета осуществляется по мере организационно-технической готовности учреждений, но не позднее 1 октября 2015 года (если эта дата не изменится при регистрации приказа). Рассмотрим данные новшества.

Изменено наименование счета 201 06 с «Аккредитивы» на «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитных организациях». Тем самым расширена сфера применения счета 201 26 с одноименным наименованием. Соответствующие поправки внесены и в порядок применения данного счета (в п. 172 – 176 Инструкции № 157н). Напомним, в настоящее время он предназначен для учета движения денежных средств по аккредитивным расчетам в валюте РФ и иностранной валюте, по договорам с поставщиками за поставки материальных ценностей и оказанные услуги. После внесения изменений в указанные пункты счет будет применяться для учета движения денежных средств по специальным счетам, открытым в кредитной организации (включая аккредитивные расчеты). В случае если расчеты осуществляются в иностранной валюте, их учет необходимо вести в рублевом эквиваленте по курсу, определяемому согласно п. 13 Инструкции № 157н. Аналитический учет расчетов по счету ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе договоров по каждому специальному счету (выставленному аккредитиву). Учет операций по движению денежных средств на специальных счетах осуществляется в журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.

Отметим, что данный счет применяется не всеми учреждениями. Таким образом, если в учреждении такой счет не используется, вносить изменения в рабочий план счетов не требуется.

Введен новый забалансовый счет 31 «Акции по номинальной стоимости». Он предназначен для учета органами, осуществляющими полномочия акционеров, указанных в названии счета объектов. Порядок учета акций на этом счете установлен в новом п. 389 Инструкции № 157н. Необходимо отметить, что данный счет для государственных (муниципальных) учреждений, не являющихся указанными выше органами, неактуален.

Уточнен порядок учета коммуникаций внутри здания. Соответствующие дополнения внесены в п. 45 Инструкции № 157н, в котором определены особенности учета инвентарных объектов основных средств. Таким образом, теперь в указанном пункте разъяснено, что коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности, система отопления, включая котельную установку для отопления (если она находится в самом здании), внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами, внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем (аппараты, приборы, устройства и т. д.), например, средства измерения, управления, средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации, средства вычислительной и оргтехники, средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.

Скорректированы названия счетов по обязательствам. Инструкцией № 157н для отражения обязательств предусмотрена следующая группировка счета 502 00 «Обязательства»:

  • 502 01 «Принятые (принимаемые) обязательства»;
  • 502 02 «Принятые (принимаемые) денежные обязательства»;
  • 502 07 «Принимаемые обязательства»;
  • 502 09 «Отложенные обязательства».

Как видим, названия счетов 502 01, 502 02 некорректны, так как включают в себя слово «принимаемые», в то время как для данных обязательств предусмотрен отдельный счет 502 07. Данный недочет будет устранен путем корректировки названий счетов. Так, счет 502 01 будет называться «Принятые обязательства», счет 502 02 – «Принятые денежные обязательства».

Соответствующие изменения необходимо будет отразить в рабочем плане счетов по мере технической готовности учреждения с момента принятия Приказа № 124н.

Дано определение понятия «принимаемые обязательства». Согласно дополнениям, внесенным в п. 308 Инструкции № 157н, принимаемые обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных муниципальных учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта. Как было указано выше, принимаемые обязательства подлежат учету на счете 502 07.

Необходимо также отметить, что в соответствии с п. 318 Инструкции № 157н учет принятых (принимаемых) обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых (принимаемых) денежных обязательств, установленных финансовым органом. Таким образом, в учетной политике учреждения необходимо дополнить (либо обновить) перечень документов, являющихся основанием для отражения принимаемых обязательств на основании п. 308 Инструкции № 157н.

Уточнен порядок учета задолженности неплатежеспособных дебиторов на забалансовом счете 04. В настоящее время в силу п. 339 Инструкции № 157н данный счет предназначен для учета задолженности с момента признания ее в установленном порядке нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников. После внесения изменений в указанный пункт учет данной задолженности будет осуществляться на этом счете в течение срока возможного возобновления согласно законодательству процедуры взыскания либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом. При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих счетах балансового учета расчетов по поступлениям.

Расширен порядок применения забалансовых счетов 17 и 18. Согласно поправкам, внесенным в п. 365, 367 Инструкции № 157н, счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» предназначены для аналитического учета поступлений (выбытий) денежных средств (возврата указанных поступлений (выбытий) на банковские счета учреждения, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), а также в кассу), они будут открываться не только к счету 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», но и к счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

Соответствующие изменения необходимо будет отразить в учете по мере технической готовности учреждения при принятии Приказа № 124н. При этом возникает вопрос: с какого момента следует отражать в учете данные изменения? Возможно, Минфин приведет дополнительные разъяснения.

Уточнено назначение счета 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». В пункт 385 Инструкции № 157н внесено дополнение о том, что этот счет используется для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.

Считаем, что в учреждениях спорта на этом счете также можно учитывать спортивную экипировку, выданную спортсменам в пользование.

Изменения, вступающие в силу с 2016 года

Начиная с 2016 года и при формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года необходимо учитывать следующие изменения в общих положениях Инструкции № 157н.

Дополнен порядок учета объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Соответствующие корректировкибудут внесены в п. 13 Инструкции № 157н. Они заключаются в следующем.

Объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, принимаются к учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции (на отчетную дату – в случаях, предусмотренных Инструкцией № 157н) путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ соответствующих иностранных валют по отношению к рублю, при отсутствии официального курса – по курсу, рассчитанному по котировкам иностранных валют на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается ЦБ РФ.

Особенности пересчета для целей бухгалтерского учета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в рублевый эквивалент учреждениями, постоянно осуществляющими свою деятельность вне территории РФ, устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств субъекта учета по согласованию с Минфином.

Документальное оформление операций с имуществом, обязательствами, по иным фактам хозяйственной деятельности, а также ведение регистров бухгалтерского учета осуществляются на русском языке.

Как и прежде, данный пункт содержит указание, что первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. При этом он будет дополнен положением о том, что порядок перевода первичных документов на русский язык устанавливается в рамках формирования учетной политики.

Таким образом, если в учреждении есть в наличии такие документы, при внесении изменений в учетную политику на 2016 год учреждению необходимо руководствоваться указанным порядком.

Обновлены общие положенияпо применению Единого плана счетов и аналитических кодов в номере рабочего плана счетов. Они изложены в п. 21 Инструкции № 157н. Согласно новой редакции данного пункта в отношении государственных (муниципальных) учреждений ничего не изменится. Для финансовых органов будут введены план счетов казначейского учета и инструкция по его применению.

По-прежнему Единый план счетов будет состоять из пяти разделов, а номер счета рабочего плана счетов – из 26 разрядов.

Приведем в таблице структуру номера счета Единого плана счетов в соответствии с указанным пунктом.

В разрядах с 1-го по 17-й рабочего плана счетов бюджетного учета отражаются:

  • учреждениями – с 4-го по 17-й разряд – код классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, – с 1-го по 17-й разряд – код классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которым осуществляются операции по исполнению бюджета.

Разряды 18 – 26 номера счета образуют код счета бухгалтерского учета.

В 18-м разряде номера счета государственных (муниципальных) учреждений отражается вид финансового обеспечения (деятельности) по следующим кодам:

  • 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 – средства во временном распоряжении;
  • 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 – субсидии на иные цели;
  • 6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
  • 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

В 19 – 23-м разрядах номера счета показывается синтетический код. Данный код является основой счета, формируется в разрезе аналитических кодов объектов учета, групп, видов.

В 24 – 26-м разрядах номера счета в зависимости от экономического содержания хозяйственных операций для казенных и бюджетных учреждений отражаются коды КОСГУ, для автономных учреждений – аналитические коды поступлений, выбытий (аналогичны кодам КОСГУ).

Органам государственной власти, органам местного самоуправления с 2016 года разрешается вводить в код аналитического счета плана счетов дополнительные разряды для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям (п. 31 Инструкции № 157н в редакции Приказа № 124н).

Изменения, которые начнут действовать с 2017 года

С 1 января 2017 года для автономных и бюджетных учреждений изменится порядок применения рабочего плана счетов. Номер счета в разрядах с 1-го по 4-й будет включать код раздела, код подраздела расходов бюджета.

В заключение обобщим основные новшества, которые необходимо учесть при формировании объектов учета в 2015 году:

  • изменено наименование счета 201 26 с «Аккредитивы» на «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации»;
  • разъяснен порядок учета внутренних коммуникационных систем, входящих в состав здания;
  • дано определение принимаемым обязательствам, учитываемым на счете 502 07;
  • внесено изменение в порядок учета задолженности неплатежеспособных дебиторов на забалансовом счете 04;
  • забалансовые счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» открываются также к счету 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] На момент выхода журнала в печать.

Рекомендуйте статью коллегам: