Руководства, Инструкции, Бланки

Объяснение Лица По Делу Об Административном Правонарушении Образец img-1

Объяснение Лица По Делу Об Административном Правонарушении Образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1872 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Status Quo - клуб правовой поддержки водителей

В силу того, что многие теряются при написании Ходатайств, т.е. проще говоря, не знают что сие такое и с чем это едят, и просят хотя бы примерно объяснить, как оно составляется, прилагаю шаблоны самых распространённых Ходатайств по делам об административных правонарушениях.

Приведённые ниже образцы Ходатайств подаются как при рассмотрении дела по первой инстанции (в большинстве случаев, таковой инстанцией является мировой судья), так и при обжаловании постановления суда первой инстанции в порядке апелляции в вышестоящий суд.

Для начала, чтобы знать:

Статья 24.4 КоАП РФ Ходатайства

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Внимание!
Ходатайство может подаваться как непосредственно в канцелярию (экспедицию) суда или же в судебном заседании, так и посредством почтового направления, а также в виде телеграммы.

А теперь, как говорят судьи, перейдём к существу рассматриваемого вопроса:

1. О вызове инспектора ГИБДД в качестве свидетеля

Мировому судье (Районный суд, Городской суд –
в зависимости, где и кем рассматривается дело),
судебного участка № ……
такого то района такого то города
от ……………………………………………….
зарегистрированного по адресу:
……………………………………………………

ХОДАТАЙСТВО
в порядке ст. 24.4 КоАП РФ

В производстве суда находится административное дело, возбуждённое в отношении меня на основании протокола об административном правонарушении 00 ТА № 0000000 от 00.00.200..г. инспектором ГИБДД г. ………. звание милиции Ф.И.О.
Мне вменяется в вину нарушение п. требований Правил Дорожного Движения РФ, за что предусмотрена ответственность в соответствии с ч. ст. КоАП РФ.
С вменяемым мне правонарушением не согласен.
Считаю показания инспектора Ф.И.О. не соответствующими действительным обстоятельствам дела.
Для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств данного административного дела и принятия по нему правильного, объективного и мотивированного решения, руководствуясь ст. 24.1 КоАП РФ и на основании ст. 24.4 КоАП РФ

Пригласить на судебное слушание инспектора ГИБДД г. ……. звание милиции Ф.И.О. и опросить его в зале суда в качестве свидетеля по факту произошедших 00.00.200..г. событий.

00 месяц 200. год ________________ Ф.И.О.
(подпись)

2. О вызове понятых

Мировому судье (Районный суд, Городской суд –
в зависимости, где и кем рассматривается дело),
судебного участка № ……
такого то района такого то города
от ……………………………………………….
зарегистрированного по адресу:
……………………………………………………

ХОДАТАЙСТВО
в порядке ст. 24.4 КоАП РФ

В производстве суда находится административное дело, возбуждённое в отношении меня на основании протокола об административном правонарушении 00 ТА № 0000000 от 00.00.200..г.
Мне вменяется в вину нарушение п. требований Правил Дорожного Движения РФ, за что предусмотрена ответственность в соответствии с ч. ст. КоАП РФ.
С вменяемым мне правонарушением не согласен.
В момент вменяемого мне события правонарушения, сотрудником ГИБДД, оформлявшего административный материал, были приглашены понятые Ф.И.О. понятых.
Для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств данного административного дела и принятия по нему правильного, объективного и мотивированного решения, руководствуясь ст. 24.1 КоАП РФ и на основании ст. 24.4 КоАП РФ

Пригласить на судебное заседание, присутствовавших при составлении административного материала понятых:
1.Ф.И.О. адрес проживания
2.Ф.И.О. адрес проживания
и опросить их в качестве свидетелей по факту произошедших 00.00.200..г. событий.

00 месяц 200. год ________________ Ф.И.О.
(подпись)

3. О вызове свидетелей

Мировому судье (Районный суд, Городской суд –
в зависимости, где и кем рассматривается дело),
судебного участка № ……
такого то района такого то города
от ……………………………………………….
зарегистрированного по адресу:
……………………………………………………

ХОДАТАЙСТВО
в порядке ст. 24.4 КоАП РФ

В производстве суда находится административное дело, возбуждённое в отношении меня на основании протокола об административном правонарушении 00 ТА № 0000000 от 00.00.200..г.
Мне вменяется в вину нарушение п. требований Правил Дорожного Движения РФ, за что предусмотрена ответственность в соответствии с ч. ст. КоАП РФ.
С вменяемым мне правонарушением не согласен.
В момент вменяемого мне события правонарушения со мной в машине находились (по улице проходили, ехали рядом в машине и т.д…..) свидетели произошедших 00.00.200..г. событий, и показания которых могут объяснить произошедшие.
Для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств данного административного дела и принятия по нему правильного, объективного и мотивированного решения, руководствуясь ст. 24.1 КоАП РФ и на основании ст. 24.4 КоАП РФ

Пригласить на судебное заседание, присутствовавших в момент вменяемого мне правонарушения, свидетелей:
1.Ф.И.О. адрес проживания
2.Ф.И.О. адрес проживания
3. ……………………………….
и опросить их по факту произошедших 00.00.200..г. событий.

00 месяц 200. год ________________ Ф.И.О.
(подпись)

4. Об истребовании доказательств

Мировому судье (Районный суд, Городской суд –
в зависимости, где и кем рассматривается дело),
судебного участка № ……
такого то района такого то города
от ……………………………………………….
зарегистрированного по адресу:
……………………………………………………

ХОДАТАЙСТВО
в порядке ст. 24.4 КоАП РФ

В производстве суда находится административное дело, возбуждённое в отношении меня на основании протокола об административном правонарушении 00 ТА № 0000000 от 00.00.200..г.
Мне вменяется в вину нарушение п. требований Правил Дорожного Движения РФ, за что предусмотрена ответственность в соответствии с ч. ст. КоАП РФ.
В момент вменяемого мне правонарушения, сотрудником ГИБДД производилась фотофиксация, и на основании данных которой было возбуждено административное дело, о чём в протоколе АПН № …. от 00.00.200..г. имеется ссылка.
Поскольку виновным я себя не признаю и оспариваю вменяемое мне правонарушение, то для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств данного административного дела и принятия по нему правильного, объективного и мотивированного решения, руководствуясь ст. 26.7 КоАП РФ и на основании ст. 24.4 КоАП РФ

Истребовать из ГИБДД такого то района данные фотофиксации, произведенной сотрудником ДПС звание милиции Ф.И.О. 00.00.200..г. и указанные им в протоколе об административном правонарушении № …. от 00.00.200..г.

00 месяц 200. год ________________ Ф.И.О.
(подпись)

5. О восстановлении пропущенного процессуального срока

Внимание!
Подаётся судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
В большинстве случаев, если срок пропуска не сильно большой (не больше полутора месяцев), судьи удовлетворяют данные Ходатайства.

Мировому судье (Районный суд, Городской суд –
в зависимости, где и кем рассматривается дело),
судебного участка № ……
такого то района такого то города
от ……………………………………………….
зарегистрированного по адресу:
……………………………………………………

ХОДАТАЙСТВО
в порядке ст. 24.4 КоАП РФ

Постановлением мирового судьи судебного участка № 000 "такого то района и такой то области" от 00.00.200..г. я признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. (если имеется) ст. КоАП РФ и мне назначено наказание в виде.
Я с данным постановлением не согласен и собираюсь его обжаловать в апелляционном порядке, но ввиду того, что (указываете причину - был сильно занят на работе и работодатель "капризный" стал из-за кризиса, болел и т.д.), я пропустил процессуальный срок для обжалования Постановления.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ

Восстановить процессуальный срок для обжалования в порядке апелляции Постановления мирового судьи судебного участка № 000 "такого то района такой то области" от 00.00.200. г.

00 месяц 200. год ________________ Ф.И.О.
(подпись)

Ну и стоит конечно особо отметить, что все дела, рассматриваемые в судах, проще выиграть (не скрою, что бывают и исключения), по первой инстанции, чем после обжаловать постановление и т.д.
Одним из важных, но это сугубо на мой взгляд, процессуальным действием, является представление объяснений по делу об административном правонарушении в письменной форме, образец которого и прилагаю на обозрение:

1. Письменные объяснения по делу

Мировому судье (Районный суд, Городской суд –
в зависимости, где и кем рассматривается дело),
судебного участка № ……
такого то района такого то города
от ……………………………………………….
зарегистрированного по адресу:
……………………………………………………

ПИСЬМЕННЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ
по делу об административном правонарушении в порядке ст. 25.1 КоАП РФ

00.00.200..г. я, Ф.И.О. управляя автомобилем марка, гос. рег. № а 000 аа 00, двигался по ул. (трассе и т.д.), …………. в сторону ул. ………. Вместе со мной в машине находились (ф.и.о. присутствующих).
В районе дома № (км. и т.д.) я был остановлен сотрудником ДПС (ф.и.о. сотрудника), который вменил мне в вину нарушение п. … ПДД РФ, т.е. (краткое описание правонарушения), за нарушение которого предусмотрена ответственность в соответствии с ч. (если имеется) ст. КоАП РФ и составил протокол об административном правонарушении № …….
С вменяемым мне правонарушением не согласен. Считаю его не соответствующим действительным обстоятельствам дела и противоречащим нормам ПДД РФ и КоАП РФ,
Излагается фактические данные произошедшего события и какие, по вашему мнению, нарушены нормы права при возбуждении административного дела.
На основании изложенного прошу дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении меня инспектором ДПС (ф.и.о сотрудника) прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия события административного правонарушения.

00 месяц 200. год ________________ Ф.И.О.
(подпись)

НАДЗОРНАЯ ЖАЛОБА (образец)

В Президиум Верховного Суда Республики Татарстан.

ФИО, проживающего по адресу: г. Нижнекамск, пр. Строителей, д.__, кв.___

на постановление мирового судьи судебного участка № 8 г. Нижнекамска от 25 апреля 20__ года и решение Нижнекамского городского суда от 14 июня 20__ года

ЖАЛОБА
в порядке надзора.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 г. Нижнекамска от 25 апреля 20__ года я был лишен прав управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
Решением Нижнекамского городского суда от 14 июня 20__ года данное постановление оставлено без изменения, моя апелляционная жалоба – без удовлетворения.
С вышеуказанными судебными решениями я не согласен, считаю, что при рассмотрении моих жалоб была дана неправильная оценка ситуации и не выяснены многие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.

Далее указываются доводы. Например:

Так, в своих жалобах я указывал, что подписи в протоколах об административном правонарушении, об отстранении от управления транспортным средством, справке-«бегунке» и других документах выполнены не моей рукой. Для подтверждения или опровержения моих доводов суд обязан был по своей инициативе назначить судебную почерковедческую экспертизу, однако этого не сделал, тем более, что и в решении указано, что подпись, имеющаяся в подписке об извещении места и времени рассмотрения дела лишь визуально похожа на мою подпись, произведенную в суде.
Кроме того, перед выдачей автомашины со штрафной стоянки, правонарушитель в обязательном порядке подвергается дактилоскопированию и фотографированию в экспертном отделе УВД г. Нижнекамска. На мое ходатайство о предоставлении справки о том, проходил ли я вышеуказанные процедуры в день выдачи автомашины судья ответил отказом.
Таким образом, при рассмотрении моего дела были существенно нарушены нормы материального права, в том числе и неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании изложенного
прошу:
1.Истребовать из Нижнекамского городского суда административное дело о привлечении меня к административной ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования
2.Возбудить надзорное производство и передать надзорную жалобу на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с административным делом.
3.Решение мирового судьи судебного участка № 8 г. Нижнекамска от 25 апреля 20__ года о лишении меня прав управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев, а также решение Нижнекамского городского суда от 14 июня 20__ года отменить, дело производством прекратить.

Приложение: копия жалобы, оригинал постановления мирового судьи, оригинал решения городского суда.

Другие статьи

Объяснение лица по делу об административном правонарушении образец

§ 3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей


Объяснения лица, в отношении которого ведется производ ство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения,
имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объясне ния. Такие объяснения являются источником доказательств по делу. С учетом положений ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя, дача объясне ний — право, а не обязанность лица, в отношении которого ве дется производство по делу, оно не несет ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Отказ от дачи объяснений так же, как и несообщение этим лицом в сво их объяснениях убедительных данных, свидетельствующих о его невиновности, не служит доказательством его виновности.
Дачу объяснений потерпевшим также следует понимать как право, а не его обязанность давать объяснения. Показания по-терпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по просьбе судьи, органа, должностного лица, рассматриваю щих дело об административном правонарушении, являются ис точником доказательств по делу. Показания потерпевшего не имеет большей доказательственной силы, чем объяснения ли ца, в отношении которого ведется производство по делу. При оценке доказательств необходимо исходить из равенства их до казательственного значения, поэтому при оценке показаний потерпевшего они обязательно должны сопоставляться с други ми доказательствами, собранными по делу, в частности с объ яснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Показания свидетеля должны содержать ответы на заданные ему вопросы, которые позволяют оценить правдивость его по казаний, его возможность объективно воспринять и оценить обстоятельства дела.

При наличии нескольких показаний одно го и того же свидетеля они должны быть сопоставлены.
При изменениях в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниях потерпевшего и сви-детелей, судья, орган, должностное лицо, в производстве кото рых находится дело, должны выяснить и проверить причины таких изменений. Для обоснования вывода по делу после про верки могут использоваться первоначальные объяснения и по казания этих лиц, если они согласуются со всеми материалами дела и установлена необоснованность изменения ранее данных объяснений и показаний.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производ ство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об адми-нистративном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном пра вонарушении, протоколе рассмотрения дела об административ ном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

§ 3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
  1. § 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в преду смотренном федеральным законом порядке и установлена всту пившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конститу ции РФ). Несмотря на то что в данной конституционной норме говорится лишь о лицах, обвиняемых в совершении преступ ления, ее положения в соответствии с общим принципом
  2. 10.2. Участники производства по делам об административных правонарушениях10.2.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ). Несмотря на то, что в данной конституционной норме говорится лишь о лицах, обвиняемых в совершении преступления, ее положения в соответствии с общим принципом
  3. 2. Показания потерпевшего и свидетеля
    Показания потерпевшего — это сведения, сообщенные им на допросе, проведен­ном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде (ст. 78). Предмет показаний потерпевшего во многом сходен с предметом показаний сви­детеля, в связи с чем процедура их допроса почти совпадает (ст. 187—191, 277). Вместе с тем показания потерпевшего являются не только средством установле­ния истины по делу,
  4. Статья 308. Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний
    Комментарий к статье 308 1. Объект - нормальная деятельность органов суда, следствия или дознания по получению достоверных доказательств. В процессуальном праве закреплена обязанность свидетеля и потерпевшего давать показания, сообщать все известное им по делу и ответить на поставленные вопросы. Уклонение от исполнения этой обязанности существенно затрудняет деятельность органов суда,
  5. Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний.
    Одним из основных источников установления доказательств являются показания свидетелей и потерпевших (ст. 79 УПК РФ). Отказ дать такие показания существенно препятствует осуществле­нию правосудия, затрудняет работу следствия, дознания, суда по раскрытию преступлений и разрешению уголовных и граж­данских дел. Подобный отказ является одной из форм противо­действия правосудию. Поэтому основным
  6. Виды мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении
    Как говорилось выше (см. момент возбуждения дела об административном правонарушении), согласно п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении дело об административном правонарушении считается возбужденным. Перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении
  7. § 8. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
    К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не до пускаются лица в случае, если они являются сотрудниками го-сударственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному
  8. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
    Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном
  9. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
    Меры обеспечения производства по делу об административном
  10. 2. Показания свидетелей
    Свидетель - лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к делу (ч. 1 ст. 69 ГПК), а показания свидетелей - это сведения, сообщенные лицами, которым могут быть известны какие-то обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела. Не являются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ч.
  11. § 2. Показания свидетелей
    Свидетель — юридически незаинтересованный участник граждан­ского судопроизводства, знающий факты рассматриваемого дела, о ко­торых обязан дать показания в судебном заседании. В современном гражданском процессе свидетелями могут быть лю­бые граждане, способные правильно воспринимать обстоятельства действительности, имеющие отношение к разбираемому гражданско­му делу, т.е. обладающие гражданской
  12. 4. Допрос свидетелей и потерпевших
    Свидетели должны допрашиваться в отсутствие недопрошенных свидетелей с тем, чтобы обеспечить объективность их показаний. В начале допроса председательствующий устанавливает личность свидетеля, вы­ясняет, был ли он ранее знаком с подсудимым и потерпевшим, и если да, то каков харак­тер их отношений; разъясняет ему права, обязанности и ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо
  13. 4.2. Показания свидетелей
    К числу широко используемых средств доказывания относятся показания свидетелей. Под свидетельскими показаниями понимаются сообщения об известных свидетелю обстоятельствах, имеющих значение для дела (ст.63 ГПК). Как отмечал профессор И.Я.Фойницкий, свидетель ценен своими личными наблюдениями события, которые и должны стать содержанием его показаний; в этом смысле он представляется незаменимым
  14. Подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях установлен гл. 30 КоАП РФ и распространяется на пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в том числе и судьями судов общей юрисдикции, мировыми судьями. Как разъяснено в п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших

Административный сайт

"___" ___________ 20___ г. _____ час. ____ мин. __________________________________
(дата составления) (время составления) (место составления


_____________________________________________________________________________
объяснения об административном правонарушении)


Фамилия, Имя, Отчество:
Дата и место рождения:
Документ, удостоверяющий личность: паспорт гражданина РФ
выдан «_____»____ ________ года _________________, код подразделения __________
Место жительства и регистрации: ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Место работы: ________________________________________, должность: ____________.
Статью 51 Конституции Российской Федерации мне ____________________________.
Права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ мне ______________________.


С вменяемым мне правонарушением я не согласен.
Правила дорожного движения я не нарушал.
Ходатайствую:
1)Предоставить мне возможность воспользоваться юридической помощью защитника и адво-

ката, а также иными процессуальными правами предоставленные мне КоАП РФ.
2)Незамедлительно предоставить мне материалы административного дела в отношении меня

для ознакомления и снятия фотокопий с документов находящихся в деле.
3)Согласно ст. 26.11 КоАП РФ прошу провести оценку имеющихся в деле доказательств и в

соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ прошу исключить из числа доказательств по делу об адми-

нистративном правонарушении в отношении меня, доказательств полученных с нарушением

закона.
4)В случае отказа в удовлетворении вышеуказанных ходатайств, прошу в соответствии с

требованиями части 2 ст.24.4 КоАП РФ и с учетом требований ст. 29.12 КоАП РФ вынести

решение в виде мотивированного определения и приобщить его к материалам дела об админи-

стративном правонарушении в отношении меня.
Сведения, имеющие отношение к делу об административном правонарушении:


«___» ____________ 20___ г. в _____ час. _____ мин. на ______________________________
___________________________________________________________________сотрудником

(далее по тексту – инспектор), в отношении меня был составлен протокол серии __________

№ ___________________ об административном правонарушении, ответственность за которое

предусмотрена_________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________


лист 1 из «___» листов
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
лист 2 из «___» листов


______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Свидетели:
1.___________________________________, зарегистрированный (ая) по адресу:________
___________________________________________________________________________;
2.___________________________________, зарегистрированный (ая) по адресу:________
___________________________________________________________________________;
После ознакомления и фотографирования материалов (документов) дела об административном правонарушении в отношении меня после подписания протокола об административном правонарушении ________ №_____________ от «___» ________201__ г. в материалах административного дела находились следующие документы:
1._________________________________; 4._____________________________________;
2._________________________________; 5._____________________________________;
3._________________________________; 6._____________________________________;
Всего на ____ (____________________________________) листах.
При составлении протокола об административном правонарушении ________ №_____________ от «___» ________201__ г. инспектор ____________________________ грубо нарушил требования п.4 ст.28.2; п.6 ст.29.1;ст.29.7 КоАП РФ.


Настоящее объяснение на ________ листах, является приложением к вышеуказанному протоколу.


«___» ______________20___ года ______________________________ _____________________________
(подпись ) (расшифровка подписи)

Глава 26 Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях - Страница 3

Страница 3 из 7

§ 3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения. Такие объяснения являются источником доказательств по делу. С учетом положений ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя, дача объяснений — право, а не обязанность лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно не несет ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Отказ от дачи объяснений так же, как и несообщение этим лицом в своих объяснениях убедительных данных, свидетельствующих о его невиновности, не служит доказательством его виновности.

Дачу объяснений потерпевшим также следует понимать как право, а не его обязанность давать объяснения. Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по просьбе судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, являются источником доказательств по делу. Показания потерпевшего не имеет большей доказательственной силы, чем объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу. При оценке доказательств необходимо исходить из равенства их доказательственного значения, поэтому при оценке показаний потерпевшего они обязательно должны сопоставляться с другими доказательствами, собранными по делу, в частности с объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Показания свидетеля должны содержать ответы на заданные ему вопросы, которые позволяют оценить правдивость его показаний, его возможность объективно воспринять и оценить обстоятельства дела. При наличии нескольких показаний одного и того же свидетеля они должны быть сопоставлены.

При изменениях в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниях потерпевшего и свидетелей, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны выяснить и проверить причины таких изменений. Для обоснования вывода по делу после проверки могут использоваться первоначальные объяснения и показания этих лиц, если они согласуются со всеми материалами дела и установлена необоснованность изменения ранее данных объяснений и показаний.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Предмет доказывания

Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств

Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ст. 26.1 указывает, что при производстве по делу об административных правонарушениях необходимо выяснить (т.е. установить):

1) наличие события административного правонарушения. Иначе говоря, судья, орган, должностное лицо должны установить, имели ли место те или иные действия, бездействие, их последствия и другие обстоятельства, которые охватываются объективной стороной данного административного правонарушения (например, имели ли место уничтожение, повреждение либо утрата, изменение средств таможенной идентификации для того, чтобы убедиться в том, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.11. налицо);

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность. Иначе говоря, необходимо определить конкретный субъект административного правонарушения, убедиться в том, что он отвечает признакам ст. 2.3. 2.8 (о возрасте и вменяемости), доказать, что именно он совершил административное правонарушение (см. коммент. к ст. 2.3. 2.8 );

3) виновность лица в содеянном. Выяснив, что именно данное лицо совершило административное правонарушение, следует также определить степень и форму его вины (т.е. умысел или неосторожность), цели, мотивы и иные побуждения лица, толкнувшие его к совершению административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность (они изложены в ст. 4.2 неисчерпывающим образом, см. коммент. к ней), и обстоятельства, отягчающие ее (они изложены в ст. 4.3 исчерпывающим образом, см. коммент. к ней);

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением. При этом следует учитывать, что фактический ущерб (например, уничтожение, повреждение имущества) характерен только для материальных составов административного правонарушения (см. например, ч. 2 ст. 13.5 "Нарушение правил охраны линий или сооружений связи, если это нарушение вызвало прекращение связи"), в то время как большинство административных правонарушений сконструировано по признакам формального состав", когда административная ответственность наступает за сам факт правонарушения (см. например, коммент. к ст. 14.15 "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров");

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях (необходимо, в частности, выяснить, не действовало ли лицо в условиях крайней необходимости, в состоянии невменяемости и т.п. см. коммент. к ст. 2.7. 2.8 );

7) иные обстоятельства, значимые для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (например, одно или несколько административных правонарушений совершило лицо, см. коммент. к ст. 4.5), не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности (см. коммент. к ст. 4.5), нужно ли направлять представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (см. коммент. к ст. 29.13), и т.д.

2. Для правильного применения норм ст. 26.1 нужно учесть положения:

1) ст. 26.2 о том, какими доказательствами устанавливаются обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административных правонарушениях (о требованиях к таким доказательствам);

2) ст. 26.3-26.8 о видах доказательств по делу об административных правонарушениях;

3) ст. 26.11 об оценке судьей, органом, должностным лицом предъявленных доказательств;

4) ст. 26.9. 26.10 об активной роли самих судей, органов, должностных лиц в собирании (истребовании) и исследовании доказательств по делу об административных правонарушениях. См. коммент. к ст. 26.2-26.11.

1. Анализ правил ч. 1 ст. 26.2 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП ) определение доказательств по делу об административных правонарушениях;

2) признаками доказательства являются:

а) любые фактические данные (т.е. действия, события, иные факты, которые имели место и причинно связаны с совершением административного правонарушения);

б) обстоятельства, на основании которых судья, орган, должностное лицо (осуществляющие производство по делу об административных правонарушениях) устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность (либо, наоборот, невиновность) привлекаемого к административной ответственности лица;

в) иные обстоятельства, характеризующие субъект административного правонарушения (например то, что он неоднократно нарушал КоАП ), объективную сторону административного правонарушения (например, ущерб имуществу, вред, причиненный состоянию здоровья людей), время, место, способ совершения административного правонарушения (см. об этом также коммент. к ст. 26.2);

3) доказательства могут представлять как лицо, в отношении которого ведется производство по делу, так и потерпевший, а также прокурор либо они могут быть истребованы самими судьями, органами, должностными лицами, в т.ч. в порядке поручений и запросов (см. коммент. к ст. 26.9. 26.10 ).

2. Применяя правила ч. 2. 3 ст. 26.2. нужно иметь в виду, что:

1) в них обобщенным образом перечислены виды доказательств по делу об административных правонарушениях (отдельным видам доказательств посвящены самостоятельные статьи КоАП, например, вещественным доказательствам посвящена ст. 26.6. такому виду доказательств, как документы, - ст. 26.7 ). В практике возникает вопрос: являются ли доказательствами протоколы (например, протокол об административном правонарушении, протокол о совершении отдельных принципиальных действий)? Безусловно, являются: дело в том, что они прямо названы в ч. 2 ст. 26.2 как один из видов доказательств. Кроме того, анализ ст. 28.1. 28.3. 28.5 показывает, что в протоколах содержится информация, которая позволяет правильно разрешить дело об административных правонарушениях;

2) в них предусмотрен т.н. принцип допустимости доказательств: при осуществлении производства по делу об административных правонарушениях нельзя использовать доказательства, которые были получены с нарушением закона (например, если имели место угрозы, насилие со стороны судей, органов, должностных лиц, если несовершеннолетний свидетель был опрошен в отсутствие педагога или психолога, если в качестве эксперта по делу привлечено лицо, которое состоит в родственных отношениях с потерпевшим, см. коммент. к ст. 25.6. 25.12 ).

Об оценке доказательств см. коммент. к ст. 26.11. О таком виде доказательств, как протокол о взятии проб и образцов, см. коммент. к ст. 26.5. ВС разъяснил, что доказательствами по делу об АП в силу ст. 26.2 и 26.11 являются также Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Они должны исследоваться и оцениваться в совокупности с другими собранными по делу доказательствами и не могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства (п. 7 Пост. N 18; п. 6 Обзора от 07.03.07).

Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

1. Анализ правил ч. 1 ст. 26.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) они посвящены таким видам доказательств, как объяснения (показания), данные на любой стадии производства по делу об административных правонарушениях:

а) лица, в отношении которого ведется производство по делу (см. о праве этих лиц давать объяснения коммент. к ст. 25.1). Отказ от дачи объяснений не свидетельствует о том, что они виновны: принцип презумпции невиновности действует и в данном случае (см. об этом коммент. к ст. 1.5);

б) потерпевшего. О том, что потерпевший вправе давать любые объяснения по делу, см. коммент. к ст. 25.2;

в) свидетелей. Они обязаны (в отличие от упомянутых выше лиц) давать объективные и полные показания обо всех известных им по делу обстоятельствах (за исключением случаев, прямо указанных в ч. 3 ст. 25.6. см. коммент. к ней). За дачу заведомо ложных показаний свидетель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 17.9 (см. коммент. к ней);

2) объяснения упомянутых выше участников производства по делу могут быть даны как в устной форме (в таком случае они заносятся в протокол), так и в письменной (в этом случае они приобщаются к материалам дела).

2. Применяя правила ч. 2 ст. 26.3. нужно учесть следующее:

1) они имеют императивный характер: судья, орган, должностное лицо не вправе по своему усмотрению устанавливать иное, в противном случае постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено (см. коммент. к ст. 30.7);

2) они предусматривают, что объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетеля отражаются судьей, органом, должностным лицом в протоколе:

а) об административном правонарушении (см. о нем коммент. к ст. 28.1-28.3. 28.5 );

б) о применении мер обеспечения по делу (например, об административном задержании, см. коммент. к ст. 27.4);

в) о рассмотрении дела об административном правонарушении (см. о нем коммент. к ст. 29.8);

3) объяснения (показания) упомянутых в ч. 2 ст. 26.3 участников производства по делу записываются и приобщаются к материалам дела (лишь в случае, если это необходимо для правильного разрешения дела).

1. Анализ правил ч. 1 ст. 26.4 позволяет сделать ряд выводов:

1) экспертиза назначается на любой стадии производства по делу об административных правонарушениях, когда возникла необходимость использовать специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле (см. об этом, а также о том, кого можно привлечь в качестве эксперта, коммент. к ст. 25.9. 25.12 );

2) экспертиза назначается только определением судьи, органа, должностного лица. Это не означает, что участники производства по делу об административных правонарушениях не вправе ходатайствовать о назначении экспертизы: такое право у них есть (см. коммент. к ст. 24.4), однако окончательное решение по данному вопросу принимает судья, орган, должностное лицо;

3) определение о назначении экспертизы передается учреждениям, которым поручено проведение экспертизы. При этом экспертиза осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 73 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", другими нормативными актами, регулирующими порядок проведения экспертной деятельности (например, Положением об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утв. приказом Минюста России от 23.01.2002 N 20); Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ, утв. приказом Минюста РФ N 347 от 20.12.02; Инструкцией об организации производства судебно - психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений, утв. приказом Минздравсоцразвития N 370 от 30.05.05. См. также письмо Минэкономразвития от 04.03.09 N Д05-1101.

2. Характеризуя правила ч. 2. 3 ст. 26.4. нужно иметь в виду, что:

1) в них исчерпывающим образом перечислены сведения, которые должны быть указаны в определении о назначении экспертизы. Однако это не значит, что иные сведения (выходящие за рамки обязательных) указывать нельзя;

2) вопросы, поставленные перед экспертом, не могут выходить за пределы его специальных познаний (например, нельзя эксперту - кандидату медицинских наук ставить вопросы, требующие познаний в истории). Нельзя также формулировать вопросы таким образом, чтобы переложить на эксперта бремя выяснения вопросов виновности лица. Разрешение юридических вопросов - исключительная прерогатива судьи, органа, должностного лица (см. также коммент. к ст. 26.1. 29.7 );

3) эксперт предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (см. коммент. к ст. 17.9), о разъяснении ему его прав и обязанностей отбирается подписка (что также отражается в протоколе);

4) эксперт вправе заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения. В случае, если это ходатайство (оно должно отвечать требованиям ст. 24.4. см. коммент. к ней) удовлетворено, судья, орган, должностное лицо выносят об этом определение;

5) заключение эксперта не может выходить за пределы специальных познаний эксперта. Тем не менее, эксперт вправе указать в заключении и иные значимые для дела обстоятельства, которые им были установлены в ходе проведения экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы (вывод основан на систематическом толковании ч. 5 ст. 25.9 и ч. 2 ст. 26.4 ).

3. Применяя правила ч. 4 ст. 26.4. нужно обратить внимание на следующее:

1) действия, упомянутые в ч. 4 ст. 26.4. судья, орган, должностное лицо обязаны совершить до того, как направлено определение о назначении экспертизы (лицу или в учреждение): нарушение этой последовательности может повлечь отмену постановления по делу;

2) судья, орган, должностное лицо обязаны ознакомить с определением и потерпевшего, и лицо, в отношении которого ведется производство по делу. В практике возникает вопрос: могут ли судья, орган, должностное лицо ознакомить с определением других участников производства (например, специалиста, прокурора)? Да, могут: правила ч. 4 ст. 26.4 этому не препятствуют (а иногда это и целесообразно);

3) судья, орган, должностное лицо разъясняют потерпевшему и лицу, в отношении которого ведется производство по делу, что они вправе:

а) заявлять отвод эксперту (в порядке и по основаниям, предусмотренным в ст. 25.12. 25.13. см. коммент. к ним);

б) просить судью, орган, должностное лицо назначить экспертом лицо (лиц), которое они указали;

в) ставить вопросы для дачи на них ответов экспертом (в заключении последнего) и др.

4. Правила ч. 5 и 6 ст. 26.4 посвящены заключению эксперта. В соответствии с ними:

1) заключение обязательно дается в письменной форме от имени эксперта, с соблюдением правил ст. 24.2 о языке (см. коммент. к ней);

2) в ч. 5 ст. 25.6 указан перечень сведений, которые должны быть отражены в заключении эксперта. Это вовсе не означает, что эксперт не вправе включить в него иные сведения: такое право у него есть (см. о примерах выше). Выводы заключения должны быть четкими, однозначными, обоснованными и полными (т.е. ни один из поставленных в определении вопросов эксперт не вправе игнорировать: если эксперт не смог ответить на поставленный вопрос, он обязан прямо указать причины этого);

3) заключение эксперта - рядовое доказательство. Оно не имеет для судьи, органа, должностного лица заранее предопределенной силы и не является для них обязательным. Тем не менее, если судья, орган, должностное лицо не согласны с заключением эксперта, то они должны это мотивировать (письменно и подробно).

5. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 12 пост. N 5) следующее:

1) определение судьи о назначении экспертизы может быть вынесено как по инициативе судьи, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, прокурора, защитника;

2) в определении эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности; он также должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

3) судье необходимо выяснить у потерпевшего и лица, в отношении которого ведется производство по делу их мнение о кандидатуре эксперта и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом;

4) все необходимые для экспертизы данные должны быть установлены и собраны судьей и предоставлены эксперту.

Статья 26.5. Взятие проб и образцов

1. Анализ правил ст. 26.5 позволяет сделать ряд выводов:

1) закон предоставляет должностному лицу (осуществляющему производство по делу об административном правонарушении) право брать:

а) образцы почерка (например, путем написания диктанта, свободного изложения лицом своих мыслей на бумаге);

б) пробы товаров (например, коньяка, шампанского, меда, моющих веществ и т.п.);

в) образцы товаров и иных предметов (например, товаров для детей, канцелярских, обуви и т.п.);

2) упомянутые образцы и пробы отбираются:

а) на любой стадии производства по делу (в т.ч. и в ходе рассмотрения дела);

б) поскольку это необходимо для проведения экспертизы (см. коммент. к ст. 26.4);

в) по просьбе эксперта, потерпевшего, лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также по инициативе самого должностного лица.

2. Применяя правила ч. 2. 3 ст. 26.5. нужно учесть, что:

1) способы фиксации вещественных доказательств указаны в п. 2 статьи неисчерпывающим образом: они гораздо более многообразны (с учетом развития науки и техники);

2) о взятии проб и образцов необходимо составить протокол (самостоятельный либо протокол об изъятии вещей и документов, см. коммент. к ст. 27.10).

Об оценке доказательств, полученных с помощью взятых проб и образцов, см. коммент. к ст. 26.4. 26.11 .

1. В ч. 1 ст. 26.6 дается легальное определение вещественных доказательств (для целей КоАП). К ним относятся:

1) орудия совершения административного правонарушения (например, орудия незаконного лова рыбы, орудия незаконной охоты);

2) предметы административного правонарушения (например, похищенное виновным при совершении мелкого хищения).

По существу, самостоятельным видом вещественных доказательств являются и образцы товаров, иных предметов, взятых для проведения экспертизы (см. коммент. к ст. 26.5), а в ряде случаев - документы (см. коммент. к ст. 26.7).

2. Анализ правил ч. 2. 3 ст. 26.6 позволяет сделать ряд выводов:

1) вещественные доказательства могут фиксироваться (если это необходимо). Способы их фиксации указаны в ч. 2 ст. 26.6 неисчерпывающим образом: в дальнейшем могут возникнуть и другие способы. Главное, чтобы они обеспечивали сохранность (в неизменном виде) вещественного доказательства;

2) вещественные доказательства всегда приобщаются к делу об административном правонарушении. Об их наличии необходимо указать в протоколе об административном правонарушении (ином протоколе, например, об изъятии вещей и документов, о рассмотрении дела об административном правонарушении, см. коммент. к ст. 27.10. 29.8 );

3) судья, орган, должностное лицо обязаны принять:

а) исчерпывающие меры, обеспечивающие сохранность вещественных доказательств до разрешения (т.е. принятия постановления) дела по существу (в т.ч. и на стадиях пересмотра дела, если постановление было обжаловано, опротестовано);

б) решение об их судьбе (например, вернуть владельцу, уничтожить) по окончании рассмотрения дела (о чем указывается в постановлении). При этом необходимо учитывать правила Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче (утв. пост. Правительства РФ N 694 от 19.11.03), а также Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно (утв. пост. Правительства РФ N 620 от 20.08.02).

О судебной практике по ст. 26.6 см. п. 10 Пост. от 21.11.05.

1. Анализ правил ч. 1 ст. 26.7 позволяет сделать ряд выводов:

1) документы - самостоятельный вид доказательств (это указано также в ст. 26.2. см. коммент. к ней);

2) как виду доказательств документам присущи следующие признаки:

а) они содержат сведения, которые имеют значение для дела об административном правонарушении (например, если эти сведения изложены в документе);

б) иногда они удостоверяют наличие тех или иных сведений, фактов, обстоятельств, которые имеют значение для дела (например, удостоверяют наличие специальных прав, нецелевое использование бюджетных средств, недобросовестность эмиссии ценных бумаг и т.п. см. коммент. к ст. 15.14. 15.17 );

в) документы обычно исходят от граждан и организаций, а также должностных лиц и госорганов;

3) документы могут содержать сведения, зафиксированные:

а) прежде всего в письменной форме (либо в форме ксерокопий, слайдов, графической и т.п.);

б) с помощью фото-, кино-, видеосъемки и записи, аудиозаписи в памяти ЭВМ;

в) как на бумажных, так и на магнитных, электронных и т.п. видах носителей информации. Перечень их оставлен открытым (с расчетом на развитие науки и техники).

2. Применяя правила ч. 3. 4 ст. 26.7. необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств:

1) судья, орган, должностное лицо обязаны принять:

а) все исчерпывающие меры, которые обеспечат сохранность документов (физически, т.е. они должны существовать в таком виде, в каком были получены судьей, органом, должностным лицом) до разрешения дела по существу;

б) решение об их дальнейшей судьбе (например, вернуть владельцам, передать в архив, уничтожить и т.п.) по окончании рассмотрения дела (о чем указывается в постановлении по делу, см. коммент. к ст. 29.10);

2) если документам присущи признаки вещественных доказательств (например, если виновный нарушает сроки представления налоговой декларации, см. коммент. к ст. 15.4), эти документы рассматриваются именно в качестве вещественных доказательств и к ним применяются правила ст. 26.6 (см. коммент. к ней).

Разновидностью документов (являющихся доказательствами по делу об административных правонарушениях) являются документы, полученные судьей, органом, должностным лицом:

а) в порядке исполнения их поручений и запросов (см. коммент. к ст. 26.8);

б) в порядке истребования сведений (см. коммент. к ст. 26.10).

Об оценке документов (как доказательств) см. коммент. к ст. 26.11.

О том, что документы могут быть переданы на экспертизу, см. коммент. к ст. 26.4.

Статья 26.8. Показания специальных технических средств

1. В ч. 1 ст. 26.8 дается легальное определение специальных технических средств. К ним относятся:

1) измерительные приборы (т.е. средства измерения длины, ширины, глубины, веса, плотности, объема, скорости и иных характеристик объекта);

2) лишь такие измерительные приборы, которые прошли метрологическую проверку в порядке, предусмотренном Законом о стандартизации;

3) измерительные средства, утвержденные в качестве приборов в установленном порядке и имеющие соответствующие сертификаты (они выдаются в соответствии с Законом о ТР). Измерительные приборы иностранного производства также должны пройти процедуру утверждения и быть снабжены российскими сертификатами. В противном случае доказательства, полученные с помощью таких измерительных приборов, не отвечают принципу допустимости (см. коммент. к ст. 26.2).

2. Анализ правил ч. 2 ст. 26.8 показывает, что:

1) показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 28.2) или (с 01.07.08) в постановлении по делу об административном правонарушении, принятом в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 ;

2) о применении специальных технических средств необходимо принять определение.

Напомним, что часть 3 введена в ст. 28.6 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 01.07.08 (см. коммент. к ней).

Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 ст. 26.9 позволяет сделать ряд выводов:

1) они посвящены случаям, когда поручения и запросы направляют именно должностные лица. Если поручения и запросы направляет судья, то необходимо руководствоваться нормами процессуального законодательства о судебных поручениях (ст. 62. 63 ГПК, ст. 73. 74 АПК, см. об этом подробнее в книгах: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. Изд. 2-е. М. Изд-во "Экзамен", 2006.; Гуев А.Н. Комментарий к АПК РФ. М. Изд-во "Экзамен", 2006);

2) для получения доказательств по делу об административных правонарушениях должностные лица уполномочены направлять в соответствующие территориальные органы (например, руководитель государственной инспекции по маломерным судам, рассматривая дело об административном правонарушении, предусмотренном в ст. 11.8. направляет запрос начальнику бассейновой государственной инспекции по маломерным судам):

а) запросы. В них содержатся требования сообщить данному должностному лицу все сведения, которые имеют значение для дела, в сроки, предусмотренные в запросе;

б) поручения. В них указываются те действия, которые территориальные органы должны совершить для того, чтобы собрать доказательства по делу об административных правонарушениях и предоставить их должностному лицу.

Поручения (запросы) должностного лица подлежат исполнению в пределах 5 календарных дней (т.е. и нерабочие дни нельзя исключить из подсчета) со дня получения поручения (запроса). Отсчет начинается со следующего дня после даты, когда было получено поручение (запрос). Ответ на него должен быть письменным с приложением всего исполненного по поручению, запросу (что отражается в протоколе). О запросе (поручении) выносится определение.

2. Применяя правила ч. 3 ст. 26.9. необходимо учесть, что:

1) взаимодействие органов (в т.ч. и судебных), осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств (в т.ч. стран, ранее входивших в состав СССР), а также международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном:

а) законодательством Российской Федерации;

б) международными договорами, действующими для Российской Федерации;

2) порядок взаимодействия органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, можно проиллюстрировать на примере того, как исполняются судебные поручения. При этом нужно учесть, что поручения, исходящие от судов стран дальнего зарубежья, ранее регулировались Инструкцией о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям (утв. Минюстом СССР 28.02.72). В настоящее время она не применяется и вопрос о взаимодействии органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, разрешается Конвенцией. отменяющей требования реализации иностранных официальных документов (Гаага, 05.10.61), а также Гаагской конвенцией по вопросам гражданского процесса от 01.03.54. Что касается взаимодействий судебных органов стран СНГ, то они регулируются Минской конвенцией. В ней предусмотрено, что Договаривающиеся стороны (т.е. страны СНГ) устанавливают:

а) содержание и форму поручения об оказании правовой помощи (ст. 7 );

б) порядок исполнения поручения в соответствии со ст. 8 ;

в) порядок вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей, экспертов в соответствии со ст. 9 ;

3. Анализ практики сношения судов и иных органов Российской Федерации с органами и должностными лицами других государств позволяет указать следующие ее общие черты:

1) в поручениях российских судов (иных органов и должностных лиц) учреждениям юстиции иностранных государств (либо иным их органам) указывается наименование суда (дающего поручение) и учреждения, к которому обращено поручение (т.е. иностранного суда); содержание поручения (вручение документа, допрос свидетеля, производство судебного осмотра и т.п.) и необходимые сведения по существу поручения. В поручении о вручении документов обязательно указываются адрес лица, которому документ должен быть вручен, и точное наименование вручаемого документа. Если международные договоры, соглашения и конвенции (действующие для России) устанавливают иные правила о порядке составления поручений иностранным судам, то нужно руководствоваться ими.

К поручению прилагаются надлежащим образом оформленные документы: извещение о судебном разбирательстве, копия такого заявления и т.п.;

2) поручения иностранным судам (иным органам, должностным лицам) высылаются в органы юстиции субъектов Российской Федерации; последние (после соответствующей проверки) направляют их в Минюст России;

3) поручения судам стран (иным органам, должностным лицам), с которыми Россия имеет договоры о правовой помощи, высылаются не позднее чем за 4 месяца до дня рассмотрения дела, а судам других государств - как правило, не позднее чем за 6 месяцев. Аналогично вопрос решается и по другим госорганам;

4) заявления граждан России, обратившихся в соответствии с условиями договоров о правовой помощи в суд по месту своего жительства с устной просьбой об освобождении их от судебных расходов по делам, находящимся в производстве соответствующих иностранных судов, заносятся в протокол, который вместе с представленным заявлением, справкой о семейном положении, о заработке, иными документами пересылается иностранному суду в порядке, предусмотренном для направления судебных поручений. Также решается вопрос в случаях, когда граждане подают заявления в другие органы, должностным лицам, которые рассматривают дело об административном правонарушении.

О практике таможенных органов по направлению и исполнению поручений и запросов, см. приказ ФТС от 24.04.07 N 523.

1. Анализ правил ст. 26.10 позволяет сделать ряд выводов:

1) судья, орган, должностное лицо вправе истребовать необходимые для правильного рассмотрения и разрешения дел сведения;

2) упомянутые сведения судья, орган, должностное лицо истребуют от организаций, а также от госорганов и органов местного самоуправления. В практике возникает вопрос: вправе ли судья, орган, должностное лицо истребовать такие сведения от граждан? К сожалению, в ст. 26.10 налицо пробел: в ней речь идет о том, что лишь организация обязана представить истребуемые сведения (либо информацию о невозможности их предоставить). Впредь до восполнения этого пробела необходимо исходить из буквального текста ст. 26.10;

3) об истребовании сведений судья, орган, должностное лицо выносит определение. Оно должно соответствовать нормам ст. 29.4. 29.9. 29.12 и направляться в организацию, из которой истребуются сведения.

2. Закон устанавливает ряд других императивных норм:

1) истребуемые сведения должны быть направлены судье, органу, должностному лицу не позднее 3-х календарных дней (отсчитываемых со следующего дня после даты, когда было получено определение от судьи, органа, должностного лица);

2) если осуществляется производство по делу об административном правонарушении, за которое предусмотрена возможность назначения административного ареста, сведения должны быть направлены незамедлительно;

3) поскольку предоставление истребуемых сведений судье, органу, должностному лицу невозможно, организация обязана в упомянутый выше 3-дневный срок уведомить об этом (письменно, с указанием причин невозможности исполнения определения) судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

О практике таможенных органов по истребованию сведений см. приказ ФТС от 24.04.07 N 523.

1. Характеризуя правила ст. 26.11. нужно учесть, что судья, член коллегиального органа, должностное лицо, которые осуществляют производство по делу об административных правонарушениях, оценивают доказательства:

1) по своему внутреннему убеждению. Это означает, что не допускается никакое давление (вышестоящих должностных лиц, коллег, СМИ и т.п.) на судью, орган, должностное лицо;

2) руководствуясь при этом не абстрактными рассуждениями, а исходя из всестороннего, полного, исчерпывающего, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности (т.е. нужно изучить связи между этими обстоятельствами, разрешить имеющиеся между ними противоречия, определить, как они характеризуют совершенное административное правонарушение и лицо, привлекаемое к административной ответственности).

2. Применяя правила ст. 26.11. необходимо также иметь в виду следующее:

1) никакие доказательства для судьи, органа, должностного лица не имеют заранее установленной силы (это касается и заключений экспертов, и пояснений специалистов): все они должны быть исследованы и подвергнуты критическому анализу;

2) в постановлении необходимо мотивировать, почему то или иное доказательство отвергнуто (см. коммент. к ст. 29.10);

3) все доказательства должны безусловно соответствовать принципу допустимости (см. коммент. к ст. 26.2).О судебной практике см. п. 18 Пост. N 5. ВС в частности обратил внимание на то, что все доказательства должны оцениваться в соответствии с ст. 26.11. а также с позиций соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 ).