Руководства, Инструкции, Бланки

Должностная Инструкция Заведующей Сектором Библиотеки img-1

Должностная Инструкция Заведующей Сектором Библиотеки

Рейтинг: 4.9/5.0 (1898 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Скачать образец должностной инструкции заведующего сектором

Должностная инструкция заведующего сектором

Должностная инструкция заведующего сектором

Настоящая должностная инструкция заведующего сектором разработана и утверждена на основании трудового договора с ____________________________ в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения
1.1. На должность заведующего сектором назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и опыт работы по соответствующей специальности не менее _2_ лет, научные труды (авторские свидетельства на изобретения) или ученую степень без предъявления требований к стажу работы.
1.2. Назначение на должность заведующего сектором и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения.
1.3. Заведующий сектором должен знать:
- научные проблемы по тематике проводимых исследований и разработок, руководящие материалы по соответствующим отраслям экономики, науки и техники, отечественную и зарубежную информацию по этим вопросам;
- современные методы и средства планирования и организации исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений, в том числе с использованием электронно-вычислительной техники;
- экономику соответствующей отрасли производства и организации труда;
- трудовое законодательство, данную должностную инструкцию заведующего сектором;
- правила и нормы охраны труда;
1.4. подчиняется непосредственно руководителю подразделения, генеральному директору

2. Должностные обязанностизаведующего сектором
Заведующий сектором:
2.1. Осуществляет научное руководство группой работников при исследовании самостоятельных тем, а также разработок, являющихся частью (разделом, этапом) темы, или проводит научные исследования и разработки как исполнитель наиболее сложных и ответственных работ.
2.2. Разрабатывает планы и методические программы проведения исследований и разработок.
2.3. Организует сбор и изучение научно-технической информации по теме, проводит анализ и теоретическое обобщение научных данных, результатов экспериментов и наблюдений.
2.4. Проверяет правильность результатов, полученных сотрудниками, работающими под его руководством.
2.5. Принимает участие в повышении квалификации кадров.
2.6. Внедряет результаты проведенных исследований и разработок.

3. Права
Заведующий сектором вправе:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства подразделения предложения по улучшению и совершенствованию методов работы сотрудников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него.

Дополнительные должностные обязанности сотрудника доступны в типовом бланке и образце должностной инструкции заведующего сектором вариант которой можно скачать из прикрепленного файла.

Другие статьи

Заведующий отделом (сектором) библиотеки должностная инструкция

Заведующий отделом (сектором) библиотеки должностная инструкция

Должностные обязанности. Руководит структурным подразделением библиотеки, выполняющим определенные функции в соответствии с творческо-производственной деятельностью библиотеки. Организует разработку перспективных и текущих планов работы подразделения и контролирует их выполнение. Ведет учет работы отдела (сектора). Проводит научные исследования в области библиотековедения, библиографии. истории книги или других областях, соответствующих задачам и планам деятельности библиотеки. Изучает передовой опыт организации работы отечественных и зарубежных библиотек, анализирует и готовит предложения по его использованию. Контролирует соблюдение работниками производственной дисциплины, правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Должен знать: постановления Правительства Российской Федерации, определяющие развитие культуры; основы законодательства о культуре; руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; теорию и практику библиотечного дела; основы экономики и управления библиотечным делом; отечественные и зарубежные достижения в соответствующей области знаний; основы трудового законодательства, организации труда; технологию библиотечных процессов, вопросы механизации и автоматизации библиотечных процессов; правила охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет:

14 разряд - в отделе областной универсальной научной библиотеке;

13 разряд - в секторе областной универсальной научной библиотеке, в отделе областных библиотек: детской, юношеской, для слепых; в библиотеках, отнесенных к I группе по оплате труда руководителей ;

12 разряд - в секторе в областных детских, юношеских, для слепых библиотеках; в библиотеках, отнесенных к I группе по оплате труда руководителей;

12 - 13 разряды - в отделе в библиотеках, отнесенных ко II группе по оплате труда руководителей;

11 - 12 разряды - в секторе в библиотеках, отнесенных ко II группе по оплате труда руководителей;

11 - 12 разряды - в отделе в библиотеках, отнесенных к III группе по оплате труда руководителей;

11 разряд - в секторе в библиотеках, отнесенных к III группе по оплате труда руководителей;

11 разряд - в отделе в библиотеках, отнесенных к IV группе по оплате труда руководителей;

10 - 11 разряды - в секторе в библиотеках, отнесенных к IV группе по оплате труда руководителей;

10 разряд - в отделе в библиотеках, не отнесенных к группам по оплате труда руководителей.

Используя информацию данной статьи и методику создания должностной инструкции. разработайте должностную инструкцию. Для оценки Вашей работы, создайте тему на форуме. Мы всегда поможем и оценим.

Еще

Инструкция заведующей библиотекой

Инструкция заведующей библиотекой

Должностная инструкция
заведующей библиотекой

1. Общие положения.

1.1. Заведующий библиотекой назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности заведующего библиотекой его обязанности могут быть возложены на библиотекаря, старшего вожатого или учителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Заведующий библиотекой должен иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет на соответствующих должностях.

1.3. Заведующий библиотекой подчиняется непосредственно директору школы.

1.4. Заведующему библиотекой непосредственно подчиняется библиотекарь.

1.5. В своей деятельности заведующий библиотекой руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Заведующий библиотекой соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности заведующего библиотекой являются:

2.1. Организация формирования библиотечного фонда.

2.2. Организация учета библиотечного фонда и установленной отчетности.

2.3. Осуществление руководства работой школьной библиотеки.

3. Должностные обязанности.

Заведующий библиотекой выполняет следующие должностные обязанности:

? проблемы формирования библиотечного фонда;

? результаты работы школьной библиотеки;

? перспективные возможности школы в области формирования библиотечного фонда;

? форму и содержание внеклассных мероприятий, проводимых библиотекой.

? тенденции изменения ситуации в обществе и образовании для формирования заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу;

? последствия запланированной работы библиотеки.

3.3. Планирует и организует:

? текущее и перспективное планирование работы школьной библиотеки;

? выдачу и сбор учебников;

? совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работе деятелей литературы, искусства, родителей;

? работу читательского актива;

? просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;

? контроль за сохранностью библиотечного фонда;

? изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;

? повышение квалификации и профессионального мастерства сотрудников библиотеки;

? совместную деятельность школьной и районных библиотек.

? работу сотрудников школьной библиотеки;

? взаимодействие представителей администрации школы, служб и подразделений окружного управления образования, обеспечивающих формирование библиотечного фонда;

? работу классных руководителей по обеспечению учащихся необходимой учебной литературой.

? библиотечно-библиографической работой в школе;

? работой читательского актива;

? осуществлением системы стимулирования участников библиотечно-библиографической деятельности в школе.

? работу сотрудников библиотеки;

? соблюдение в библиотеке и хранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности;

? соблюдение учениками и сотрудниками школы правил пользования библиотекой;

? сохранность учебников, научной и художественной литературы, сдаваемой в библиотеку.

? заявку на комплектование библиотечного фонда;

? планы работы библиотеки.

? правила пользования библиотечным фондом;

? каталоги, картотеки, рекомендательные списки литературы.

? учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;

? родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся.

3.10. Оценивает и экспертирует:

? стратегические документы школы (воспитательную программу, учебный план и т. п.) в части, касающейся библиотечно-библиографической работы в школе;

? предложения по организации библиотечно-библиографической работы и установлению связей с внешними партнерами.

? разрешенной необходимой справочной и художественной литературой учащихся во время проведения экзаменов;

? своевременное комплектование библиотечного фонда.

Заведующий библиотекой имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Присутствовать на любых мероприятиях, проводимых библиотекарем с учащимися школы (без права входить в помещение после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания библиотекарю в течение занятия).

4.2. Давать обязательные распоряжения библиотекарю.

4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.

4.4. Принимать участие:

? в разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;

? в разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;

? в ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;

? в работе педагогического совета;

? в подборе сотрудников библиотеки.

4.5. Вносить предложения:

? о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;

? о поощрении, моральном и материальном стимулировании работников библиотеки;

? по совершенствованию работы библиотеки;

? по совершенствованию воспитательной работы.

4.6. Устанавливать от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать совершенствованию воспитательной работы в школе и расширению библиотечного фонда.

4.7. Запрашивать для контроля и внесения коррективов рабочую документацию библиотекаря.

4.8. Контролировать и оценивать ход и результаты работы библиотеки.

4.9. Повышать свою квалификацию.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, приведшее к дезорганизации образовательного процесса, заведующий библиотекой несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации работы библиотеки заведующий библиотекой привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, заведующий библиотекой несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и(или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.

6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

6.6. Исполняет обязанности библиотекаря и учителей-предметников в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора школы.

6.7. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.
Утверждаю

Должностная инструкция библиотекаря

1. Общие положения

1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности библиотекаря его обязанности могут быть возложены на заведующего библиотекой, старшего вожатого или лаборанта. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование или стаж работы не менее 3 лет на соответствующих должностях.

1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой.

1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Формирование библиотечного фонда.

2.2. Учет библиотечного фонда и обеспечение установленной отчетности.

3. Должностные обязанности.

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

? читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы.

3.2. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и образовании для внесения предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу.

? текущее и перспективное планирование на своем участке работы;

? выдачу и сбор учебников;

? совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работе деятелей литературы, искусства, родителей;

? просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;

? контроль за сохранностью библиотечного фонда;

? изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;

? совместную деятельность школьной и районных библиотек.

3.4. Принимает участие в координации:

? взаимодействия представителей администрации школы, служб и подразделений окружного управления образования, обеспечивающих Формирование библиотечного фонда;

? работы классных руководителей по обеспечению учащихся необходимой учебной литературой.

? соблюдение в библиотеке и хранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности;

? соблюдение учениками и сотрудниками школы правил пользования библиотекой;

? сохранность учебников, научной и художественной литературы, сдаваемой в библиотеку.

3.6. Корректирует заявку на комплектование библиотечного фонда.

3.7. Принимает участие в разработке:

? правил пользования библиотечным фондом;

? каталогов, картотек, рекомендательных списков литературы.

? учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;

? родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся.

3.9. Принимает участие в оценке предложений по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами.

? разрешенной необходимой справочной и художественной литературой учащихся во время проведения экзаменов;

? своевременное комплектование библиотечного фонда.

Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Давать обязательные распоряжения читательскому активу.

4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.

4.3. Принимать участие:

? в разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов

? в разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;

? в ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;

? в работе педагогического совета.

4.4. Вносить предложения:

? о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;

? по совершенствованию воспитательной работы.

4.5. Повышать свою квалификацию.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, согласованному с заведующим библиотекой.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Представляет заведующему библиотекой письменный отчет о своей деятельности объемом не более трех машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.

6.4. Получает от директора школы и заведующего библиотекой информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками, старшими вожатыми, заведующим библиотекой и заместителями директора школы.

6.6. Исполняет обязанности заведующего библиотекой, старшего вожатого и учителей-предметников в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора школы.

6.7. Передает заведующему библиотекой информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

// Официальные документы в образовании. – 2004. -– № 17. – С. 16 –26.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 448н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2005, № 2, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11 (ч. 1), ст. 1036; № 15, ст. 1555; № 23, ст. 2713; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5618; 2009, № 2, ст. 244; № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 12, ст. 1427, 1434; № 33, ст. 4083, 4088; № 43, ст. 5064; № 45, ст. 5350; 2010, № 4, ст. 394; № 11, ст. 1225; № 25, ст. 3167; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; № 35, ст. 4574; № 52 (ч.1), ст. 7104; 2011, № 2, ст. 339; № 14, ст. 1935, 1944; № 16, ст.2294),

Внести изменение в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 года, № 18638), согласно приложению.
Министр Т. Голикова
Зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 года.

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 31 мая 2011 года № 448н

Изменение, вносимое в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Раздел III «Должности педагогических работников» дополнить после квалификационной характеристики должности «Тьютор» квалификационной характеристикой должности «Педагог-библиотекарь», изложив ее в следующей редакции:

Должностные обязанности. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Схожі:

По полной программе

По полной программе

Дмитрий Владимирович Растимешин –
адвокат, эксперт Московской городской думы по вопросам образовательного права

Ольга Викторовна Козлова –
председатель секции школьных библиотек РБА

В конце 1998–начале 1999 года в журнале «Директор школы» были опубликованы необходимые практикам проекты должностных инструкций работников общеобразовательных учреждений. Среди них – должностная инструкция библиотекаря (заведующего библиотекой). В проекте библиотекарю (заведующему библиотекой) вменялась полная материальная ответственность. Разработчик проекта инструкции не знал о письме Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры « О материальной ответственности библиотечных работников» от 17 июля 1987 года № 29-69.

В письме констатировалось: «работники библиотек несут материальную ответственность за причиненный ими библиотечному фонду ущерб только при наличии их вины, в частности, если ущерб вызван небрежностью в работе, нарушением правил выдачи, непринятием мер к своевременному возвращению в библиотеку читателями произведений печати и иных материалов и т.д. Материальная ответственность не должна возлагаться на работников библиотек, если ущерб библиотечному фонду причинен из-за отсутствия условий, необходимых для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества, и в других случаях отсутствия их вины» (4). Мы тогда отреагировали на публикацию статьей «Внимание, школьный библиотекарь!», которую журнал любезно напечатал, несмотря на излишнюю эмоциональность оппонирования.

Мы ссылались на указанное письмо и на «Положение о материальной ответственности рабочих и служащих», в соответствии с которыми за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, работники библиотек, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность «в размере прямого действительного ущерба, но не более среднего месячного заработка».

Тогда удалось, как нам показалось, приостановить развернувшуюся компанию по принуждению библиотекарей к подписанию договоров о полной материальной ответственности.

С появлением нового Трудового кодекса и других документов положение дел изменилось. Письмо Министерства культуры и ЦК профсоюза работников культуры от 17 июля 1987 года № 29-69 не объявлялось недействующим, но с выходом новых документов считать его в живых, к сожалению, уже очень трудно.

Трудовой Кодекс гласит

Напомним читателям, что полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возместить причиненный ущерб в полном размере, и возложена на работника она может быть только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Наиболее распространенным случаем полной материальной ответственности является заключение с отдельными категориями работников или группами работников письменных договоров о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Если любой сотрудник причинит работодателю ущерб, он несет материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка. Но на некоторых работников по закону может возлагаться обязанность возместить ущерб в полном размере. Это работники, имеющие дело с материальными ценностями.

Приводим выдержки из некоторых статей Трудового кодекса, касающиеся полной материальной ответственности.

«Статья 242. Полная материальная ответственность работника

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере. <…>

Статья 243. Случаи полной материальной ответственности

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей».

Полная материальная ответственность может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером.

Ответственность по данным основаниям может быть, в частности, возложена на работника за неправильные действия, приведшие к уплате за счет средств организации сумм штрафных (в том числе административных и т.п.) санкций, за необеспечение сохранности первичных документов и т.п.

«Статья 244. Письменные договоры о полной материальной ответственности работников

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, заключаются с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации» (4).

То есть, в соответствии со статьей 244 Трудового кодекса РФ, договор о полной материальной ответственности может быть заключен с работником только при наличии всех следующих обязательных условий:

1) если работник достиг 18 лет;

2) если занимаемая должность или выполняемая работа непосредственно связаны с обслуживанием или использованием денежных, товарных ценностей или иного имущества;

3) если такая должность или выполняемая работа предусмотрена в вышеназванных перечнях.

Работники в возрасте до восемнадцати лет, согласно положениям статьи 242 ТК РФ, несут полную материальную ответственность только за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.

Новый документ:
все меняется

Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 « Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» грозит осложнением жизни некоторым категориям наших граждан, в том числе и библиотечным работникам.

До того времени действовали перечни должностей и работ и типовые формы договоров о полной материальной ответственности, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 № 447/24 и от 14.09.81 № 259/16-59.

Постановлением № 85 эти перечни отменены, так же как и типовые формы договоров о полной материальной ответственности.

В приложениях №1 и 2 постановления Минтруда РФ № 85 содержатся обновленные и значительно расширенные перечни должностей и работ. позволяющие работодателю заключать с конкретными работниками письменные договоры и типовые формы договоров, а именно:

1) перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества;

2) типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности;

3) перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества;

4) типовая форма договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

В перечень работ, при выполнении которых с работниками может быть заключен договор о полной материальной ответственности, теперь входят работы:

– по приему на хранение, обработке, хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей в организациях и подразделениях; по выдаче (приему) материальных ценностей лицам, находящимся в детских организациях, образовательных организациях;

– по выдаче напрокат населению предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей.

Сразу же следует отметить, что перечни являются исчерпывающими. Типовые формы договоров, наоборот, таковыми не являются. Это значит, что типовые формы договоров представляют собой образцы, на основании которых предприятие может составить свои корпоративные формы договоров о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности.

В старых типовых формах договоров сторонами договора являлись работник и администрация, в новых – работник и работодатель. Напомним, что работодатель – это физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст.20 ТК РФ), а администрация – это должностные лица управления. То есть теперь договор с работником заключается не от имени руководящего персонала предприятия (администрации), а от имени работодателя, олицетворяющего предприятие в целом. Иначе говоря, договор должен подписать от имени школы исключительно директор.

Сравнивая перечень нового постановления Минтруда РФ № 85 с ранее применявшимся перечнем, следует заметить, что полная индивидуальная материальная ответственность отныне может иметь место также в отношении следующих категорий работников:

– заведующие, другие руководители подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители;

– другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей;

– заведующие секторами библиотек.

То есть заведующие школьными библиотеками могут быть отнесены и относятся юристами к категории «заведующие <…> организаций и подразделений <…>, осуществляющие получение, <…> хранение, учет, выдачу <…> материальных ценностей» [2]. Упомянутых в последнем абзаце заведующих секторами библиотек многие юристы рассматривают только в контексте высшего учебного заведения, наряду с лаборантами, методистами кафедр и деканатов.

Из всего сказанного следует, что в соответствии с постановлением № 85 директор школы имеет право заключить договор о полной материальной ответственности как с заведующей школьной библиотекой, так и с библиотекарем, если в штатном расписании школы предусмотрена только одна ставка работника библиотеки. Такой договор может быть заключен и с единственным работником библиотеки, работающим меньше чем на целую ставку.

Так что школьным библиотекарям можно связывать надежды только со словосочетанием в постановлении Минтруда РФ «работодатель может заключать письменные договоры». Не обязан в административном порядке, но в целях собственной безопасности имеет право. Этим правом работодатель может и не воспользоваться.

Расширен в новых документах (хотя и не в такой большой степени) «Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества».

В библиотечной практике, как правило, материальная ответственность всегда лежала на руководителе библиотеки. Все течет, все изменяется. Возможны и такие варианты ответственности. (Соответствующий текст договора мы приведем в одном из приложений в следующих выпусках вкладки).

Таким образом, теперь на абсолютно законных основаниях директора школ могут заключать такого рода договоры и со школьными библиотекарями, и с коллективами школьных библиотек.

Продолжение читайте,
пожалуйста, в следующем выпуске вкладки

Не до шуток рыбке,
коли крючком под жабры хватают.

Русская народная пословица