Руководства, Инструкции, Бланки

Туник Е.е Тест Е Торренса Диагностика Креативности Методическое Руководство img-1

Туник Е.е Тест Е Торренса Диагностика Креативности Методическое Руководство

Рейтинг: 4.9/5.0 (1936 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Туник Е

Название. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство
Автор. Туник Е.Е.
Дата выпуска. 1998
Издательство. Иматон
Страниц. 170
Язык. русский
Формат. DJVU
Размер. 5,91


Описание: В мировой психологической практике тест Е. Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.
Методическое руководство представляет собой первую русскоязычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методики. Исключительное значение этой работы обусловлено также отсутствием отечественных тестов на креативность.
В руководстве описана психодиагностическая процедура, подробно, на конкретных примерах, объясняется алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет и протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования.
Руководство рассчитано на широкий круг специалистов, работающих в области практической психологии.

Похожие новости Комментарии (0)

Другие статьи

Туник Е

Туник Е.Е. Книги онлайн

Туник Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Книги

Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство

В мировой психологической практике тест Е.Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.

Методическое руководство представляет собой русскоязычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методики. Исключительное значение этой работы обусловлено также отсутствием отечественных тестов на креативность.

В руководстве описана психодиагностическая процедура, подробно, на конкретных примерах, объясняется алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет и протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования.

Модифицированные креативные тесты Вильямса

В пособии представлен модифицированный вариант тестов Ф.Вильямса, предназначенный для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет.
Набор состоит из трех частей:
- теста дивергентного (творческого) мышления;
- теста личных творческих характеристик (опросника для детей);
- Шкалы Вильямса (опросника для родителей и педагогов).
Тесты стандартизированы, в работе приведены российские нормативные данные. Книга предназначена для широкого круга специалистов.

Психодиагностика супружеских отношений

Вопрос, насколько супруг нам подходит, волнует большинство людей.

В этой книге вы найдете тест, который поможет безошибочно понять, правильно ли вы выбрали своего супруга. Данная методика имеет две формы — женскую и мужскую. С помощью этого теста вы сможете определить степень удовлетворенности браком.

Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты

В данной брошюре приводится батарея креативных тестов (вербальная и образная области) для диагностики детей 5-15 лет. Во второй части дан адаптированный вариант опросника креативности Д.Джонсона, направленный на изучение уровня развития творческого мышления детей дошкольного и школьного возраста. Предлагаемая методика является экспресс-методикой и успешно дополняет известные, но трудоемкие тесты творческого мышления.

Работа предназначена для психологов, социальных работников и педагогов.

Туник Е

Туник Е.Е.- Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство


Методическое руководство представляет собой первую русскоязычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методики. Исключительное значение этой работы обусловлено также отсутствием отечественных тестов на креативность.
В руководстве описана психодиагностическая процедура, подробно, на конкретных примерах, объясняется алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет и протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования.
Руководство рассчитано на широкий круг специалистов, работающих в области практической психологии.
Название. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство
Автор. Туник Е.Е.
Издательство. ИМАТОН
Год издания. 1998
Страниц. 170
Формат. программа для djvu
Язык. русский
Размер. 6,03 Мб
ISBN. 5-7822-0021-9
Качество. отличное
Серия. Комплексное обеспечение психологической практики
Cкачать Туник Е.Е.- Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководствоСкачать с letitbit.net
Скачать с turbobit.net
Скачать с depositfiles.com

Поделитесь с друзьями и скачайте бесплатно

http://knigi.b111.org/ - является крупнейшим книжным сайтом. Здесь представлена информация о более 700 000 книг и журналов. Ежедневно сайт пополняется на 1000 новых публикаций. На нашем портале представлены исключительно ссылки на другие общедоступные ресурсы. Информация, нарушающая авторское право, будет незамедлительно удалена.

Cсылка на новость "Туник Е.Е.- Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство". http://knigi.b111.org/psihologija/?book=MjgzMzI0NQ__

Другие книги по теме:

Функциональная диагностика в пульмонологии (руководство)
Автор: Чучалин А.Г. (ред.)
Название: Функциональная диагностика в пульмонологии (руководство)
Издательство: М. Издательский холдинг «Атмосфера»
Год: 2009
Формат: djvu / rar +3%
Размер: 4.26 Mb
Первое в отечественной ли. Скачать

Диагностика развития ребенка: 3–4 года. Практическое руководство по тестированию pdf 60,07Мб
Название: Диагностика развития ребенка: 3–4 года. Практическое руководство по тестированию
Автор: Борисенко М.Г. Лукина Н.А.
Издательство: СПб. Паритет
Год: 2006
ISBN: 978-5-93437-267-6
Страниц: 80
Формат: pdf
Р. Скачать

Ильин Е.П. - Психология творчества, креативности, одаренности
Каковы особенности мотивации и пути управления творчеством? Существует ли связь между творчеством и продолжительностью жизни? Что такое способности и склонности? Каковы виды и методы оценки одаренности? В чем возрастные и гендерные особенности креативност. Скачать

Мотивационный тест Хекхаузена. Практическое руководство
Название: Мотивационный тест Хекхаузена. Практическое руководство
Автор: Собчик Л. Н.
Издательство: Речь
ISBN: 5-9268-0110-9
Год издания: 2002
Страниц: 16
Язык: Русский
Формат: doc
Качество: хорошее
. Скачать

Лучевая диагностика заболеваний молочной железы, лечение и реабилитация. Практическое руководство. Выпуск 1
Автор: Bolg
Название: Лучевая диагностика заболеваний молочной железы, лечение и реабилитация. Практическое руководство. Выпуск 1
Издательство: Российский научный центр рентгенорадиологии (РНЦРР)
Год: 2000
Страниц: 48 с. ил.
. Скачать

Психология креативности
Название: Психология креативности
Автор: Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни
Издательство: М. Когито-Центр
Год: 2009
Формат: fb2
Размер: 1,67 Мб
Качество: Хорошее
Язык: Русский
В учебном пособии. Скачать

Выкройки туник и летних сарафанов pdf 35,9Мб
Для девушек, которые умеют шить не составит особого труда сшить пляжное платье или сарафан используя готовую выкройку из Burda, нужно только распечатать на принтере понравившиеся выкройки туник и сарафанов на принтере 1:1. А для тех, кто умеет не только ш. Скачать

Диагностика зависания и неисправностей компьютер. Руководство пользователя pdf 1,6Мб
Автор:Ю. М. Платонов, Ю. Г. Уткин
Название: Диагностика зависания и неисправностей компьютер. Руководство пользователя
Издательство: Феникс
Год: 2001
Формат: pdf
Размер: 1,6 Мб
Для сайта: www.bankknig.net
Книга пр. Скачать

Полевая геоботаника. Методическое руководство. Том 1
Автор: Корчагин А.А.
Название: Полевая геоботаника. Методическое руководство. Том 1
Издательство: Академии Наук СССР
Год: 1959
Формат: djvu
Размер: 5.62 Mib
В книге дается характеристика основных закономерностей растите. Скачать

Патологоанатомическая диагностика опухолей человека: Руководство в 2 томах. Т. 1
Автор:Под ред. Н.А. Краевского, А.В. Смольянникова, д.С. Саркисова
Название: Патологоанатомическая диагностика опухолей человека: Руководство в 2 томах. Т. 1
Издательство: Медицина
Год: 1993
Страниц:560
Формат: djvu / rar + 3. Скачать

Методическое руководство по геологической съемке масштаба 1: 50 000. Том 2
Автор: Кумпан А.С. (ред.)
Год издания: 1974
Формат: pdf
Издат. Недра
Страниц: 256
Размер: 151 Мб
Язык: Русский
Второй том посвящен специальным исследованиям, проводимым при геол. Скачать

Техники креативности
Автор:Йири Шерер
Название:Техники креативности
Издательство:СмартБук
Год:2009
Формат:PDF
Размер:93 Мб
Для сайта: www.bankknig.org
Автор представляет 55 техник креативности с алгоритмами и примерами, которые позвол. Скачать

Эпидемиология, профилактика и лабораторная диагностика болезни, вызванной вирусом Эбола. Практическое руководство
Автор: Под редакцией докт. мед. наук, профессора А. Ю. Поповой
Название: Эпидемиология, профилактика и лабораторная диагностика болезни, вызванной вирусом Эбола. Практическое руководство
Издательство: Саратов: Буква
Год: 2015
Форм. Скачать

Техники креативности
В этой книге речь идет о техниках креативности. Само собой разумеется, принимать неожиданные, творческие, креативные решения в непростых ситуациях хотелось бы каждому. Однако далеко не у всех это получается. К счастью, есть специальные методики, техники. Скачать

Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия
Название: Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия
Автор: Мусийчук Марина
Издательство: Флинта
Год: 2013
Страниц: 190
Формат: rtf, fb2
Размер: 10,4 мб
Качество: хорошее
Язык: русский
В книге. Скачать

Борисенко М.Г. Лукина Н.А. - Диагностика развития ребенка: 3–4 года. Практическое руководство по тестированию
Все родители обычно волнуются и переживают за свое чадо. А правильно ли развивается мой малыш? А что он должен знать и уметь в этом возрасте? Эта книга поможет Вам получить ответы на эти вопросы.
Красочно оформленное издание содержит методики, кот. Скачать

Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство djvu в архиве 5,92Мб
Автор: Туник Е.Е.
Название: Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство.
Год издания: 1998
Страниц: 170
Формат: DJVU в архиве
Размер: 5,92 мб
Издательство: Иматон
В мировой психологической. Скачать

Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств
Название: Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств
Автор: Гиппиус С.В.
Издательство: Речь
Год: 2001
Страниц: 352
Язык: Русский
Формат: pdf
Размер: 5.5 Мб
Книга известного режиссера С.В.Гиппиуса содер. Скачать

Техники креативности pdf 93Мб
Автор:Йири Шерер
Название:Техники креативности
Издательство:СмартБук
Год:2009
Формат:PDF
Размер:93 Мб
Для сайта: www.bankknig.net
Автор представляет 55 техник креативности с алгоритмами и примерами, которые позвол. Скачать

Всемирная история, 10 класс, Методическое руководство, Досбулатова У. Ашимова Б. 2010
Всемирная история, 10 класс, Методическое руководство, Досбулатова У. Ашимова Б. 2010.
Данное методическое пособие написано к учебнику “Всемирная история” для общеобразовательных школ естественно-математического направления. Целью его являе. Скачать

Туник Е

Туник Е.Е.

Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса
Креативность и ее диагностика. Концепция креативности Э.П. Торренса и ее теоретические основы, специфика практического применения. Диагностика неверба.

Креативность – что это такое?
Феномен понятия креативности в трудах зарубежных и отечественных психологов. Уровни и варианты отношения креативности с флексибильностью. Анализ резул.

Диагностика и развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Феномен креативности в психологии. Основные условия успешного развития креативности у дошкольников. Особенности креативности дошкольников, воспитывающ.

Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя
Теоретические подходы к исследованию креативности в современной психологии. Методы диагностики креативности школьников. Учет креативности в педагогиче.

Развитие креативности школьников в процессе обучения
Научно-теоретические основы креативности как категории мышления в условиях обучения. Развитие детей младшего школьного возраста, креативность как кате.

Популярные

© 2015. Books-Pdf.netВсе материалы представлены исключительно в ознакомительных целях

Туник Е

Скачать «Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство»

Методическое управление представляет из себя первую русскоязычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методологии. Исключительное значение данной работы обусловлено и еще неимением российских исследований на креативность. В руководстве описана психодиагностическая упражнение, досконально, на точных случаях, разъясняется метод обработки последствий, приведены нормативные данные для возрастного спектра 5-17 лет и протоколы настоящих обследуемых с решениями по итогам испытания.

Скачали сегодня 1 раз, за месяц 1 раз, за все время 107 раз

С этой книгой также скачивают

Методическое руководство по новой методологии эмоциональной диагностики персоны с широкой областью внедрения. Конечно, предназначается для проф психологов-исследователей и практиков.

Форматы: PDF книгу скачали 8 раз

Пособие ЦРУ по проведению допросов — методические руководства, изданные ЦРУ для спецслужб Латинской Америки в 1960—1980 годах. В 1963 году ЦРУ издало пособие KUBARK Counterintelligence Interrogation для применения во время войны во Вьетнаме.

Форматы: PDF книгу скачали 21 раз

Пособие ЦРУ по проведению допросов — методические руководства, изданные ЦРУ для спецслужб Латинской Америки в 1960—1980 годах. В 1963 году ЦРУ издало пособие KUBARK Counterintelligence Interrogation для применения во время войны во Вьетнаме.

Форматы: PDF книгу скачали 44 раза

Монография американских ученых Маниатиса, Фрича и Сэмбрука представляет собой как бы продолжение книги Р. Девиса "Генетика бактерий". Методическое руководство посвящено описанию методов молекулярного клонирования ДНК. Детально изложена техника получения и культивирования штаммов бактерий и вирусов, выделения ДНК бактериофага лямбда и.

Форматы: DJVU книгу скачали 207 раз

Этой книжкой издательство начинает 2-ое издание южноамериканского курса физики для центральной школы. В любую часть курса в данном издании в добавок включён перевод подходящей части из "Методического руководства для учителей", содержащего разбор тяжелых мест курса. Впрочем, курс состоит из четырёх.

Форматы: DJVU книгу скачали 12 раз

Туник Е

Туник Е.Е. скачать

Туник Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

В мировой психологической практике тест Е.Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.

Методическое руководство представляет собой русскоязычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методики. Исключительное значение этой работы обусловлено также отсутствием отечественных тестов на креативность.

В руководстве описана психодиагностическая процедура, подробно, на конкретных примерах, объясняется алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет и протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования.

В пособии представлен модифицированный вариант тестов Ф.Вильямса, предназначенный для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет.
Набор состоит из трех частей:
- теста дивергентного (творческого) мышления;
- теста личных творческих характеристик (опросника для детей);
- Шкалы Вильямса (опросника для родителей и педагогов).
Тесты стандартизированы, в работе приведены российские нормативные данные. Книга предназначена для широкого круга специалистов.

Вопрос, насколько супруг нам подходит, волнует большинство людей.

В этой книге вы найдете тест, который поможет безошибочно понять, правильно ли вы выбрали своего супруга. Данная методика имеет две формы — женскую и мужскую. С помощью этого теста вы сможете определить степень удовлетворенности браком.

В данной брошюре приводится батарея креативных тестов (вербальная и образная области) для диагностики детей 5-15 лет. Во второй части дан адаптированный вариант опросника креативности Д.Джонсона, направленный на изучение уровня развития творческого мышления детей дошкольного и школьного возраста. Предлагаемая методика является экспресс-методикой и успешно дополняет известные, но трудоемкие тесты творческого мышления.

Работа предназначена для психологов, социальных работников и педагогов.

50 великих книг по психологии

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

Туник, Диагностика, креативности, Тест, Торренса, Методическое, руководство

Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство
  • Туник Е.Е.
  • Издательство: ИМАТОН
  • ISBN: 5-7822-0021-9
  • Год издания: 1998
  • Кол.страниц: 170
  • Язык: русский
  • Формат: DJVU
  • Размер: 6,03 Мб

В мировой психологической практике тест Е. Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.
Методическое руководство представляет собой первую русскоязычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методики. Исключительное значение этой работы обусловлено также отсутствием отечественных тестов на креативность.
В руководстве описана психодиагностическая процедура, подробно, на конкретных примерах, объясняется алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет и протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования.
Руководство рассчитано на широкий круг специалистов, работающих в области практической психологии.

Скачать бесплатно Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство

можно по следующим ссылкам:

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Возможно вы не авторизированны на сайте.
Рекомендуем Вам пройти быструю регистрирацию либо зайти на сайт под своим именем

Методы математической обработки в психологии Книга представляет собой практическое руководство для исследователей, поставивших целью статистически обосновать свои научные и практические выводы. Принцип отбора методов — ясность и простота. Методы рассматриваются на реальных примерах и сопровожда

СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования Практическое руководство содержит подробное описание стандартизированного метода исследования личности СМИЛ, являющегося адаптированным вариантом теста MMPI. Подробно излагается техника проведения тестирования и обработки данных, а также интерпретаци

Тест жизнестойкости Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков.

Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое р. В книге впервые в отечественной литературе в систематизированном виде изложены концепция, методология и методика Ш.Шварца для изучения ценностей личности. Представлено методическое руководство по процедуре проведения исследования ценностей с помощью

Туник Е


ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН
ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ
РЕНЗУЛЛИ

К ак известно, под термином креативность понимается способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению. По Торренсу, креативность проявляется: когда существует дефицит знаний; в процессе включения новой информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; при их проверке; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону, в поведении, доступном для наблюдения, креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия.
Креативность часто рассматривается как нечто противоположное конформности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы, отличающиеся от общепринятых. Спирмен называл креативность «силой человеческого ума, создающей новое содержание путем изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления». Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или общества).
В настоящее время для оценки уровня креативности в нашей стране наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торренса — адаптированный вариант, выполненный автором данной статьи [1], батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда [2], и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона [3], направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.
Тест дивергентного мышления Гилфорда предназначен, в основном, для взрослых людей, батарея креативных тестов [2] состоит из экспресс-тестов, а тесты творческого мышления Торренса являются весьма трудоемкими при проведении и обработке данных.
Также для диагностики креативности Е.Е. Туник был адаптирован тест Вильямса [4], предназначенный для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет, оценивающий как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики.
Тест состоит из трех частей:
· тест дивергентного (творческого) мышления;
· тест личных творческих характеристик (опросник для детей)
· шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).
Тест стандартизирован, в работе приведены российские нормативные данные.
Несколько лет автор данной статьи проводила исследования, адаптацию и сравнительный анализ различных креативных тестов. На основании проведенных исследований автор полагает, что на данный момент батарея креативных тестов Вильямса — лучший психодиагностический инструмент для диагностики креативности, так как тесты Вильямса являются надежными, валидными, удобными в проведении и предназначены для широкой возрастной группы, отражают различные креативные характеристики.
В данной статье приводится адаптированный вариант опросника креативности. Опросник составлен Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом [5] на основе обзора работ различных авторов в области изучения творческого мышления и творческих проявлений личности.
Опросник Рензулли является экспресс-методом, позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени, а также дополняет батареи тестов (упомянутые выше), требующие больших затрат времени и сил.

ОПИСАНИЕ
ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКИ РЕНЗУЛЛИ

В 70-х годах возникла новая волна интереса, связанная с концепцией одаренности детей и созданием новых, более широких и разнообразных подходов к идентификации одаренных, талантливых, креативных дошкольников и школьников.
По мнению Галахера (Gallagher. 1966), неструктурированная и нестандартизированная рейтинговая оценка школьников учителями содержит много слабых мест и не является достаточно эффективной.
В это время крупные американские ученые-психологи Дж. Рензулли, Р. Хартман и К. Калахан явились координаторами создания концепции и системы работы с одаренными детьми. Ими были собраны исследовательские работы ученых всего мира, посвященные проблемам детской и юношеской одаренности.
На основании этих работ Рензулли, Хартман и Калахан решили создать надежный и валидный инструмент объективной экспертной оценки учителями различных сторон детской одаренности. Были выбраны четыре вида одаренности: (1) способность к обучению, (2) мотивационно-личностные характеристики, (3) творческие способности (креативность) и (4) лидерские способности. Мы рассмотрим только третий вид одаренности — креативность .
Были созданы опросники, с помощью которых экспертная рейтинговая оценка, выставляемая педагогами, может использоваться в процессе идентификации одаренных детей.
Составители опросников подчеркивали, что они не предназначены для замены существующих тестов, а должны служить дополнительным средством и могут применяться вместе с существующими методами идентификации одаренных детей.
Как уже отмечалось, было проанализировано огромное количество литературных источников, выявлены наиболее значимые поведенческие характеристики четырех видов одаренности и созданы четыре опросника. В них были включены только наиболее значимые характеристики одаренности, те, которые были выделены известными учеными из разных стран. Причем о данной характеристике одаренности должны были сообщить не менее трех общепризнанных ученых, и между ними не должно было быть существенных противоречий и разногласий.
Так как использовалась экспертная учительская оценка, то характеристики одаренности являются поведенческими, то есть с помощью систематического и случайного наблюдения в разное время и в разных ситуациях педагоги оценивали степень проявленности различных качеств школьников.
Тестовые методики-опросники были стандартизированы (данные о надежности и валидности опросников см. далее в тексте). Также была изучена различительная (дискриминативная) способность опросников.
Нами была осуществлена апробация и адаптация четырех шкал теста на выборке детей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этой работе приводятся данные только по креативной методике.
Был внесен ряд изменений и дополнений, связанных с использованием методики.
Опросники были созданы для идентификации одаренных детей. Мы решили, во-первых, использовать их для более широкой выборки, то есть для нормальных и одаренных детей. Нашей целью является определение степени проявленности одаренности у широкой выборки детей. Опросники могут быть использованы для всех детей, и с их помощью мы сможем оценить уровневые характеристики разных видов способностей у детей.
Второе изменение связано с возрастом детей. Опросники Рензулли были созданы для школьников и студентов. Мы адаптировали методики на выборке детей от 6 до 18 лет, то есть в нашу выборку входили также воспитанники старших групп детского сада, школьники и студенты.
Третье отличие касается экспертов — тех, кто оценивает и заполняет опросник. Мы решили использовать экспертов различного типа. В нашем случае экспертами являются педагоги и психологи, родители, а также школьники (начиная приблизительно с 8-го класса). Причем школьники могут оценивать сами себя (самооценка) и друг друга. Усредненная оценка школьниками своих одноклассников называется взаимооценкой.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОПРОСНИКА

Опросник креативности — это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д. так и самооценку (учащимися 8–11-х классов).
Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 — постоянно,
3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).

Творческие характеристики

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если. »); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Лист ответов
(Шкала креативности)

В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

Творческие характеристики НАДЕЖНОСТЬ. ВАЛИДНОСТЬ

Составителями опросников (Рензулли, Хартман и Калахен) были проведены исследования по установлению уровня надежности и валидности тестов.
Были получены данные о стабильности тестов — ретестовая надежность (коэффициент корреляции = 0,79) — и рассчитаны коэффициенты согласованности показателей разных экспертов (двух учителей); коэффициент корреляции = 0,91. С интервалом в 3 месяца оценивались школьники 5–6-х классов.
Для подтверждения валидности тестов было проведено сравнение показателей опросника Рензулли и теста креативности Торренса. Корреляция между шкалой креативности и вербальными показателями теста Торренса составляет от 0,37 до 0,48.; с образными показателями теста Торренса — незначимая.
Для установления ретестовой надежности нами был проведен ряд исследований на различных выборках российских школьников (интервал между двумя этапами тестирования — 3, 4 и 6 месяцев). Коэффициенты корреляции составляют 0,75—0,83. Для сравнения мнений различных экспертов, педагогов и психологов по шкале креативности сопоставлялись мнения трех и более экспертов попарно. Корреляция между мнениями различных экспертов составляла 0,76— 0,94.
Для проверки внешней валидности сравнивались показатели опросника креативности Рензулли и опросника креативности Джонсона [3]; коэффициенты корреляции — от 0,69 до 0,76. Также сравнивались данные опросника Рензулли с различными показателями батареи креативных тестов Вильямса [4]; коэффициенты корреляции находились в пределах: от 0,45 до 0,53. Показатели креативной шкалы опросника Рензулли теснее связаны с общими и вербальными показателями теста Вильямса. Следует также отметить, что с образными показателями теста Вильямса существует более слабая связь.
Корреляция между показателями опросника Рензулли и вербальными показателями теста Торренса составляла от 0,43 до 0,51; с образными показателями теста Торренса — от 0,25 до 0,41.

НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ
РЕНЗУЛЛИ

Приводим нормативные данные, полученные Рензулли с соавторами на выборке школьников
5-х классов.

Средние и стандартные отклонения
по данным Рензулли

Одаренные N = 40 чел.

Нормальные N = 40 чел.

Уровень креативности ОПИСАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ВЫБОРКИ

В выборку входили учащиеся школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Были представлены все типы и виды школ, например учащиеся Нахимовского военно-морского училища (III курс — 16–17 лет), Кронштадтского морского корабельного корпуса (14–15 лет), школьники Вальдорфской школы, учащиеся гимназий и лицеев, но основной костяк составляли школьники обычных общеобразовательных школ. В выборку также вошли воспитанники детских садов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в возрасте 5–7 лет.
Общий объем выборки составил 996 человек. Из них 60% мальчиков и 40% девочек.

НОРМАТИВНЫЕ
РОССИЙСКИЕ ДАННЫЕ

Приводим нормативные данные, полученные на российской выборке (от 5 до 17 лет). Данные приводятся для четырех категорий оценивающих: эксперты (учителя, психологи), самооценка (ребенок оценивает сам себя), взаимооценка (школьники оценивают друг друга), родители.
Сравнительный анализ наших и американских данных показывает, что средние американские данные (обобщенные средние одаренных и нормальных детей) близки к нашим средним (данные экспертов и взаимооценка).

N
человек
оцениваемы

Сравнительный анализ данных различных категорий экспертов для российской выборки свидетельствует о том, что оценки учителей, психологов и социальных работников (эксперты) близки к взаимооценке (одноклассники оценивали друг друга) и более адекватно отражают объективную реальность. Также можно отметить, что показатели экспертов обладают большей различительной способностью ( ). Оценки родителей и самооценка являются завышенными и близки друг другу.

Елена ТУНИК,
кандидат психологических наук,
г. Санкт-Петербург
ЛИТЕРАТУРА

1. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб. Иматон, 1998.
2. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб. СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб. Дидактика Плюс, 2002.
3. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб. СПбУПМ, 1997.
4. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб. Речь, 2003.
5. J.S. Renzulli, R.K. Hartman. Scale for rating behavioural characteristic of superior students. Exceptional Children, 1971, p. 38, 243–248.