Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Делопроизводству Партии Единая Россия img-1

Инструкция По Делопроизводству Партии Единая Россия

Рейтинг: 4.3/5.0 (1936 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Что нужно знать об инструкции по делопроизводству - Статьи об архивном деле, документообороте, делопроизводстве - Портал о документах

Что нужно знать об инструкции по делопроизводству

Делопроизводство – процесс не из самых простых. Он требует внимательности, аккуратности и знания многих важных аспектов. Большую помощь в данном процессе оказывает инструкция по делопроизводству. Что это такое и можно ли вести делопроизводство без данной инструкции, мы попробуем разобраться вместе.

Итак, начнем с самого начала, с определения.

Инструкция по делопроизводству (документационному обеспечению управления) – это основной локальный нормативный акт, регламентирующий технологию работы с документами в организации. Она устанавливает правила, приемы, процессы создания документов, порядок работы с ними, закрепляет систему делопроизводства, установленную в конкретной организации. Наличие тех или иных разделов и сам текст инструкции строго не регламентированы, они составляются с учетом специфики каждой конкретной организации.

Кроме того, иметь инструкцию законодательно обязаны только государственные организации. Коммерческие структуры могут работать без подобного документа, но, как показывает практика, такой подход значительно усложняет и замедляет процесс делопроизводства.

Разработка инструкции по делопроизводству

Основой для составления инструкции по делопроизводству выступают Примерные и Типовые инструкции. Кроме того, инструкция по делопроизводству должна базироваться на действующем законодательстве в сфере документации и информации и отражать специфические особенности работы с документами, характерные для конкретной организации.

Правовым основанием для разработки инструкции по делопроизводству являются:

  • законодательные и иные нормативные правовые акты РФ в сфере информации, документации и архивного дела;
  • правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти;
  • методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

Составлением инструкции обычно занимается служба документационного обеспечения при участии архива и юридической службы. Если же в организации нет службы ДОУ, то разработкой этого документа занимается сотрудник, отвечающий за организацию работы с документами, или же для ее составления приглашаются сторонние специалисты.

После того, как инструкция составлена и одобрена руководителем организации, ее необходимо утвердить. Утверждается инструкция нормативным правовым актом (приказом, распоряжением и др.), издаваемым руководителем организации или лицом, исполняющим его обязанности. По правилам гриф утверждения располагается в правом верхнем углу титульного листа инструкции и состоит из слова «УТВЕРЖДЕНА». наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера.

Утвержденная инструкция должна быть доведена до сведения всех работников организации. В дальнейшем работники службы ДОУ вправе требовать от сотрудников организации работать с документами строго в соответствии с разделами инструкции.

Структура типовой инструкции по делопроизводству

Любой документ, который призван регламентировать те или иные процессы работы, имеет определенные разделы. Как мы уже отмечали, каждая организация создает свою инструкцию, чтобы она полностью отражала именно их специфику и учитывала все аспекты работы с документами. При этом, есть Примерные и Типовые инструкции, которые позволяют не пропустить важные составляющие, и создать действительно работающий документ.

Обычно инструкция включает общие положения, тематические разделы и приложения.

Раздел «Общие положения» устанавливает:

  • сферу распространения инструкции (например, инструкция распространяется на все документы организации или только на определенную группу и т.п.);
  • ответственность сотрудников за несоблюдение правил, установленных в инструкции;
  • подразделение или должностное лицо, отвечающее за единый порядок и организацию работы с документами в организации;
  • нормативно-методическую базу.

Тематические разделы являются важнейшими: в них прописаны все особенности работы с документами.

Раздел «Правила составления и оформления документов» . который определяет:

  • виды и разновидности документов, используемых в работе организации;
  • общие правила и стандарты подготовки и оформления документов;
  • правила подготовки отдельных видов документов, включая порядок визирования, согласования, утверждения и подписания;
  • порядок изготовления и размножения документов;
  • правила оформления и заверения копий и приложений;
  • порядок использования и хранения бланков, печатей, штампов;
  • порядок работы исполнителей с документами.

При необходимости раздел может быть расширен дополнительными пунктами, которые помогут полностью охватить все аспекты работы с документами в конкретной организации.

Раздел «Организация документооборота и исполнения документов» включает в себя несколько подразделов:

  • регламентирует порядок приема, обработки, распределения входящей документации, а также порядок подготовки и отправки исходящих документов;
  • описывает правила транспортировки и передачи документов;
  • разъясняет правила и порядок учета объема документов.

«Регистрация документов» включает:

  • порядок регистрации входящих, исходящих, внутренних документов;
  • формы и методы регистрации;
  • правила индексации документов.

«Организация справочной работы» закрепляет:

  • принципы построения информационно-справочной работы в организации;
  • справочный массив (справочные карточки, электронные базы данных и др.);
  • технологию информационно- поисковой работы.

«Контроль исполнения документов» устанавливает:

  • категории документов, подлежащих обязательному контролю;
  • порядок поставки документов на контроль;
  • технологию контроля (формы контрольных карточек, применение отметок на документах и др.);
  • обязанности исполнителей;
  • типовые сроки исполнения документов;
  • порядок обобщения данных по контролю за исполнением документов;
  • порядок доклада руководителю об исполнительской дисциплине.

«Оперативное хранение документов» предписывает:

  • правила хранения документов в службе ДОУ и в структурных подразделениях организации;
  • правила оформление дел;
  • порядок разработки и использования номенклатуры дел;
  • порядок систематизации и индексации дел;
  • ответственность определенных должностных лиц за сохранность документов.

«Подготовка документов к сдаче в архив» включает:

  • порядок проведения экспертизы (отбор документов для хранения и уничтожения);
  • правила подготовки дел к хранению;
  • требования к описанию и оформлению дел;
  • порядок передачи дел в архив.

Последний блок инструкции – это приложения . которые содержат справочный материал. Например, образцы бланков организации, примеры заполнения документов, перечень важных сроков, связанных с теми или иными документами. То есть, в конце инструкции дается подробная «шпаргалка», помогающая сотрудникам оперативно найти актуальную информацию для работы со всеми видами документов.

Безусловно, иметь или не иметь инструкцию по делопроизводству в своей организации, решает каждый конкретный руководитель самостоятельно. Наверное, для небольшой компании, документооборот которой ничтожно мал, отсутствие инструкции не будет серьезной проблемой. Но для крупных организаций инструкция по делопроизводству станет серьезным подспорьем в работе, сократит сроки обработки и поиска документов, приведет в подарок архив. Главное, чтобы это была действительно работающая инструкция, а не созданная «для галочки». Правильно составленная и доведенная до каждого сотрудника инструкция по делопроизводству позволит свести к минимуму ошибки в работе, а также унифицирует процессы, чем повысит их результативность.

Другие статьи

Инструкция по делопроизводству

2.3 ИНСТРУКЦИЯ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ

Основным нормативно-методическим документом, определяющим и устанавливающим единый порядок составления, оформления докумен­тов и работы с ними в организации является инструкция по делопроиз­водству. Она должна быть в каждом учреждении, организации, пред­приятии, фирме. Разрабатывается инструкция на основе общегосударственных нормативных документов: государственных стан­дартов на унифицированные системы документации, Типовой инструк­ции по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации, Основных правил работы ведомственных архивов, методи­ческих материалов архивной службы, ведомственных правил и т.д.

Но в то же время, опираясь на общегосударственные нормативы, инструкция по делопроизводству должна отражать все особенности по­становки делопроизводства определённой организации: структуру службы делопроизводства, состав должностей служащих, осуществляющих делопроизводственное обслуживание, состав документов, создаваемых в учреждении, степень компьютеризации делопроизводственных опера­ций (ведение отдельных операций с помощью компьютера или исполь­зование комплексной системы автоматизации делопроизводства и орга­низации движения документов), наличие архивов в традиционной и электронной форме и т.д.

Таким образом, инструкция по делопроизводству конкретной органи­зации всегда индивидуальна и учитывает все особенности как состава документов, так и технологии их обработки.

Составляя такую инструкцию, можно воспользовавшись Типовой ин­струкцией по делопроизводству в министерствах и ведомствах Россий­ской Федерации, взять из неё структуру и отдельные общие моменты, обязательные для любой организации. Например, подготовка дел к ар­хивному хранению и т.д.

Начинается инструкция по делопроизводству, как и рассмотренные уже другие виды организационных документов - положение и должнос­тная инструкция, с раздела "Общие положения". В нём должно быть ука­зано, что инструкция устанавливает единую систему делопроизводства и обязательна для всех работников учреждения, фирмы. Специальный пункт посвящается перечислению нормативных документов, на основе которых она составлена. В этом разделе указывается также, на кого возложено руководство делопроизводством в организации в целом и в структурных подразделениях.

Например, общее положение можно написать так:

1.1 Инструкция по делопроизводству устанавливает единую систему документирования и организации работы с документами в органи­зации.

1.2 Инструкция определяет основные правила подготовки, оформле­ния, контроля исполнения и организации работы с документами во всех структурных подразделениях организации.

1.3 Инструкция разработана в соответствии с законодательными акта­ми Российской Федерации, актами Президента Российской Феде­рации и Правительства Российской Федерации, нормативно-мето­дическими документами Государственной архивной службы России, организационными документами организации.

1.4 Правила и порядок работы с документами, установленные насто­ящей инструкцией, обязательны для всех работников аппарата орга­низации. Все работники организации ответственны за выполнение требований инструкции, сохранность служебных документов и не­разглашение содержащейся в них информации.

1.5 Организация и совершенствование постановки делопроизводства на основе единой технической политики и применения современ­ных программно-технических средств, организационно-методическое руководство делопроизводством в структурных подразделе­ниях организации осуществляется канцелярией.

1.6 Внедрение и сопровождение информационных технологий произ­водится во взаимодействии с Отделом программно-технических средств.

1.7 Административную ответственность за организацию и состояние делопроизводства в структурных подразделениях и соблюдение установленных инструкцией правил и порядка работы с докумен­тами несут руководители структурных подразделений.

1.8 Руководитель структурного подразделения определяет ответствен­ного за ведение делопроизводства в подразделении и согласо­вывает его кандидатуру с заведующим канцелярией.

1.9 Ответственный за делопроизводство обеспечивает его организа­цию в соответствии с инструкцией и знакомит всех работников под­разделения с нормативными и методическими документами по де­лопроизводству.

1.10 При уходе сотрудника в отпуск, отъезде в командировку, пере­мещении по должности или увольнении все имеющиеся у него документы и дела передаются по указанию руководителя струк­турного подразделения другому работнику (под расписку) с уве­домлением зав. канцелярией о передаче дел.

1.11 Задачи и функции канцелярии, обязанности, права и ответствен­ность зав. канцелярией регламентируются Положением о канце­лярии.

1.12 Обязанности, права и ответственность делопроизводственных ра­ботников определяются их должностными инструкциями. Следующие разделы инструкции обычно посвящаются порядку со­ставления и оформления документов. В их построении можно следо­вать Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ве­домствах Российской Федерации: сначала дать раздел - "Подготовка и оформление документов", а затем раздел - "Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов".

При написании раздела - "Подготовка и оформление документов" за основу берётся ГОСТ Р 6.30-97 Требования к оформлению документов. Порядок оформления реквизитов, изложенный в ГОСТе, переносится в Инструкцию, разъясняется и сопровождается примерами из документов организации. В раздел "Особенности подготовки и оформления отдель­ных видов документов" выносят наиболее часто составляемые виды документов: приказы, договора, распоряжения, протоколы, акты, пись­ма, телеграммы и др. В этом разделе очень важно подробно расписать порядок визирования и согласования каждого вида и даже разновидно­сти документов в организации. Например, какие визы должен иметь при­каз по личному составу, приказ о премировании, различные виды дого­воров, кто подписывает эти виды документов. В этом разделе указывается структура текста протокола, акта, порядок оформления телеграмм, раз­новидностей писем. Всё это сопровождается примерами из документов организации. Отдельно можно выделить раздел: порядок печатания и размножения документов. Наличие таких разделов в инструкции значи­тельно упростит порядок подготовки документов, характерных для дан­ной организации и исключит их многократные пересоставления и пере­оформления.

После разделов, посвящённых составлению и оформлению доку­ментов, следуют разделы, описывающие порядок работы с ними: приём и первичную обработку документов, регистрацию, направление докумен­тов к исполнителям, контроль исполнения документов, информационно-справочную работу, составление номенклатур, формирование дел, те­кущее хранение документов в делопроизводстве, экспертизу ценности документов, подготовку дел для сдачи в архив, передачу дел в архив.

Разделы по обработке документов пишутся с учётом технологии, при­нятой в конкретной организации: традиционная или компьютеризирован­ная. Все этапы работы с документами присутствуют как при традицион­ной технологии, так и автоматизированной, но они различаются по характеру выполняемых операций.

Например: раздел "Информационно-справочная работа" в автомати­зированной системе может выглядеть так:

1.1 В процессе регистрации создается база данных для информаци­онно-справочной работы по документам организации.

1.2 Поиск документа может осуществляться по любому признаку (полю), заполненному в регистрационной карточке.

1.3 Справка может выдаваться:

По конкретному документу:

- где (у кого) находится;

- стадия исполнения (подготовки);

- место хранения (для исполненных документов).

По теме (содержанию):

Инструкция по делопроизводству, её содержание

Инструкция по делопроизводству

Инструкция по делопроизводству (документационному обеспечению управления) — основной локальный нормативный акт, регламентирующий технологию работы с документами в пределах организации (учреждения, предприятия, фирмы).

Инструкция по делопроизводству устанавливает правила, приемы, процессы создания документов, порядок работы с ними. Практически инструкция закрепляет систему делопроизводства. установленную в конкретной организации.

Инструкции составляются с учетом специфики работы организации. Основой для их составления являются Примерные и Типовые инструкции, а также действующие нормативно-методические документы межотраслевого действия по делопроизводству.

Разработка инструкции по делопроизводству

В соответствии с нормативными правовыми актами РФ инструкция по делопроизводству является обязательным документом, регламентирующим делопроизводство. В федеральных органах исполнительной власти в соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Правилами делопроизводства разрабатываются инструкции по делопроизводству, которые согласовываются федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 установил, что любая организация должна определить и документально зафиксировать принципы политики в области управления документами. Целью этой политики должны быть создание и поддержание системы управления документами аутентичными, достоверными и пригодными для использования документами, способной поддерживать деловую деятельность в течение необходимого периода времени. Реализовать эту задачу любая организация может с помощью инструкции по делопроизводству.

Содержание инструкции по делопроизводству

Структура текста инструкции по делопроизводству не регламентирована нормативно-методическими документами межотраслевого действия. Обычно инструкция включает общие положения, тематические разделы и приложения.

В разделе «Общие положения » устанавливают:

  • сферу распространения инструкции (например, «инструкция распространяется на все документы организации», «инструкция распространяется на все документы, кроме конфиденциальных» и др.);
  • ответственность за ее несоблюдение;
  • подразделение, которое отвечает за единый порядок документирования и организацию работы с документами в организации (фирме) и в структурных подразделениях;
  • нормативно-методическую базу.

Тематические разделы, как правило, начинаются с раздела «Правила составления и оформления документов », где определяются:

  • виды и разновидности документов, используемые для документирования распорядительной, организационной, информационной деятельности;
  • общие правила подготовки и оформления документов;
  • правила подготовки отдельных видов распорядительных документов, включая порядок визирования, согласования, утверждения и подписания;
  • порядок изготовления и размножения документов;
  • правила оформления и заверения копий и приложений;
  • порядок использования и хранения бланков, печатей, штампов;
  • порядок работы исполнителей с документами.

Содержание этого раздела может быть значительно расширено за счет включения правил подготовки документов коллегиального органа, а также документов заместителей руководителя.

  • порядок приема, обработки, распределения входящих документов;
  • правила их транспортировки и передачи из одного структурного подразделения в другое;
  • основные инстанции движения документов;
  • порядок подготовки и отправки исходящих документов;
  • порядок учета объема документооборота.
  • порядок регистрации входящих, исходящих и внутренних документов;
  • сроки, формы и методы регистрации;
  • правила индексации документов.

Раздел «Организация справочной работы » (ИПС) закрепляет:

  • принципы построения информационно-справочной работы в организации (фирме);
  • включает описание справочных массивов (справочных картотек, электронной базы данных и др.);
  • порядок систематизации и классификации справочной информации;
  • технологию информационно-поисковой работы.

В разделе инструкции по делопроизводству «Контроль за исполнением документов » устанавливаются:

  • категории документов, подлежащих обязательному контролю;
  • порядок их постановки на контроль;
  • технология контроля (формы контрольных карточек, применение отметок на документах и др.);
  • обязанности исполнителей;
  • типовые сроки исполнения;
  • порядок обобщения данных по контролю за исполнением документов;
  • порядок информирования руководителей об исполнительской дисциплине.
  • правила хранения документов в службе делопроизводства и в структурных подразделениях организации (фирмы);
  • устанавливает ответственность определенных должностных лиц за сохранность документов;
  • правила формирования в дела отдельных категорий документов;
  • порядок разработки и использования номенклатуры дел;
  • порядок систематизации и индексации дел.

В раздел «Подготовка документов к сдаче в архив » включают:

  • порядок проведения экспертизы (отбора документов для хранения и уничтожения);
  • правила подготовки дел к хранению;
  • требования к описанию и оформлению дел;
  • порядок передачи дел в архив.

Состав тематических разделов может изменяться и дополняться в зависимости от условий работы и принятой технологии. В инструкции по делопроизводству могут быть разделы по работе с обращениями граждан, с документами с ограниченной сферой распространения (ДСП), по техническому обеспечению подготовки документов (печатание, звукозапись, стенография, факсимильная связь и т.д.).

К инструкции по делопроизводству обычно составляют приложения, которые должны содержать максимум справочно-иллюстративного материала, систематизированного в порядке расположения разделов. В приложения помещают схемы документопотоков, оттиски печатей и штампов, образцы бланков, образцы заполнения форм документов, примеры оформления отдельных видов документов, перечни контролируемых документов, формы их учета, формы номенклатуры дел и др.

Инструкция по делопроизводству должна отражать весь процесс работы с документами, все технологические операции в их логической последовательности. Инструкция является регламентирующим документом не только для службы делопроизводства, но и для всех специалистов аппарата управления.

Подготовку инструкции осуществляет служба делопроизводства при участии архива, юридической службы. Инструкция утверждается руководителем организации и вводится в действие его приказом. В структурных подразделениях она используется как нормативный документ, на основе которого специалисты управленческого аппарата должны составлять и оформлять документы.

  • Правоведение
  • Единая инструкция по делопроизводству

    Единая инструкция по делопроизводству

    Генеральный директор ИНСТРУКЦИЯ Подпись В.И. Драгин по делопроизводству 00.00.2013. 1. Общие положения. 1.1. Настоящая Инструкция устанавливает в ЗАО "Малый кадр" единую систему подготовки и качественного оформления документов

    спрашивают: могут ли увеличить круг обязанностей, ранее зафиксированный в должностной инструкции? Каковы последствия, если работник против? Как внести изменения? Можно л. Для этого представляется полезным ознакомиться с квалификационными справочниками и типовыми должностными инструкциями.Также следует определить, не является ли изменени. двух должностях, а документально оформляет только одну из них (для упрощения кадрового делопроизводства). Итак, если факт работы на предприятии по совместительству документальн.
    . многочисленные пожелания еще раз рассказать о системе показателей оценки деятельности службы делопроизводства, а также привести примеры показателей (их конкретные формулировки. и инициирует их нормативное закрепление в положениях о подразделениях и должностных инструкциях. Это – плановые мероприятия. Соответствие прав доступа задаче обеспечени. типов и видов разработанных бланков;количество типов и видов разработанных бланков с типовыми и трафаретными текстами.KPI эффективности службы делопроизводства: отношени.
    . сфере – постоянно осуществляет профессиональное консультирование по вопросам делопроизводства. Мы публикуем обзор ответов, относящихся к периоду конца 2009 &ndash. которые мы представляем вниманию читателей, задают очень часто, их даже можно считать типовыми, несмотря на то, что формулируются они по-разному. Вопросы отражают весь спект. расположение и оформление.В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утвержден.
    . отделении и журнал учета мероприятий по внутреннему контролю? Вообще, как правильно вести делопроизводство в ГБУ?

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ Основным нормативно-методическим документом, определяющим и устанавливающим единый порядок составления

    Сначала – общий совет. В федеральных органах исполнительно. 15.06.2009 № 477 (с изменениями) и с учетом Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденны. возможно, для подведомственных предприятий и учреждений уже разработаны примерная или типовая инструкция по делопроизводству, правила издания распорядительных документо.
    Вы узнаете, какие органы полномочны проверять правильность ведения кадрового делопроизводства. Какие документы должны быть оформлены в обязательном порядке, а какие. приказы по личному составу;личная карточка;табель учета рабочего времени;правила и инструкции по охране труда. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охран. время порядок и сроки хранения кадровых документов регламентируются: в «Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указание.
    . «Преступление и наказание»Основное нарушение, которое чаще всего допускается в кадровом делопроизводстве, – это отсутствие или неправильное ведение обязательной кадрово. приказы по личному составу;личная карточка;табель учета рабочего времени;правила и инструкции по охране труда. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охран. хранения кадровых документов регламентируются архивным законодательством в «Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указание.
    . хранения (штатное расписание, номенклатура дел, положение об организации, должностные инструкции, сметы, годовые балансы, документы по проведению конкурсов, котировок, документ. дел к длительному хранениюПосле окончания календарного года документы, завершенные в делопроизводстве, необходимо изъять из шкафов и подготовить в соответствии с Основным. учредительные договоры, коллективные договоры.Должностные инструкции работников Типовые инструкции должностных лиц хранятся:по месту разработки или утверждения &ndash.

    Инструкция по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации (приложение к приказу МВД России от 20 июня 2012 г. N 615). 3), и содержит единые нормы по подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в17 декабря 2015

    только бухгалтеров, но и кадровых работников. Три эксперта в области трудового права, делопроизводства и бухгалтерии рассказали о причинах реформы и последствиях глобальны. хозяйственной практике ситуаций, которые не могут быть задокументированы в стандартных рамках типовых форм первичных документов.Широкое развитие компьютерных технологий определил. льгот, и смены фамилий и так далее. Но наряду с трудовым законодательством действовала Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, Методические рекомендации «О порядк.
    . список регламентных документов, подлежащих отмене, который будет основанием для издания следующего приказа, передается в службу делопроизводства. Специалисты этой службы готовят проект приказа с примерным заголовком «О признании утратившими силу регламентных. руководствовались в практической деятельности подразделения) – к уничтожению.СноскиСвернутьПоказатьСогласно ст. 19 в) Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления.
    . – такие организации имеют свою экспертную комиссию, в которую, как правило, входят компетентные сотрудники: работники службы делопроизводства, отдела кадров, финансового отдела и других жизненно важных для организации подразделений и, конечно, куратор. комиссия, или экспертная комиссия. Вернуться назадЗдесь и далее Перечнем 2010 года для краткости будем именовать Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления.
    . проведенный с позиций управления документами и с точки зрения гармонизации с Правилами делопроизводства в ФОИВ 2009 года. Анализируется их соответствие и другим нормативны. Внесение изменений в Правила делопроизводства, разработка федеральными органами новых инструкций по делопроизводству или их модернизация отражают, таким образом, организационно-функциональны. «подгружая» в соответствующие представления, «папки» и базы данных типовые формы/электронные шаблоны,принимают решения о предоставлении прав доступа.
    Статья о современной нормативной базе документационного обеспечения управления ( делопроизводства; ДОУ) подготовлена по просьбе нашего читателя. Вы узнаете, какими документами. четырех категорий по объему документооборота (для каждой из категорий устанавливались типовые решения). Системность и комплексность регламентации делопроизводства обеспечивалис. Росархива от 23.12.2009 № 76 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти»,прика.

    В 1973 г. была разработана Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД). В 1993 г. утверждена Типовая инструкция по делопроизводству для министерств и ведомств, устанавливающая общие требования к документированию

    Меню

    СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ОРГАНИЗАЦИИ - VI Студенческий научный форум (15 февраля - 31 марта 2014 года)

    Инструкция по делопроизводству (документационному обеспечению управления) является основным нормативным актом, регламентирующим технологию работы с документами в учреждении: правила, приемы, этапы создания документов, порядок работы с ними, основополагающие организационные моменты.

    Делопроизводство представляет собой одну из типовых управленческих функций, свойственных каждой управленческой структуре. Перед любой организацией независимо от ее организационно-правовой формы и масштабов деятельности стоит задача управления ресурсами, финансовыми потоками, персоналом и др. Сегодня делопроизводство рассматривается в основном как деятельность по управлению документами.

    Требования к системе управления документами в Российской Федерации установлены национальным стандартом ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования»[1]. с введением которого в нашей стране система управления документами рассматривается как элемент системы управления качеством. В соответствии с данным стандартом любая организация должна сформулировать и документально зафиксировать принципы политики в области управления документами. Инструкция по делопроизводству может способствовать созданию рациональной системы управления документами.[13]

    Инструкция по делопроизводству должна базироваться на действующем законодательстве в сфере документации и информации и отражать специфические особенности работы с документами, характерные для конкретной организации.

    Правовым основанием для разработки инструкции по делопроизводству являются:

    законодательные и иные нормативные правовые акты РФ в сфере информации, документации и архивного дела;

    правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти;

    методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

    Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» установил, что документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы, а порядок документирования устанавливается органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства и стандартизацию документов и их массивов. [3]

    В соответствии с ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» требование разрабатывать инструкции по делопроизводству должно соблюдаться исполнительными органами в субъектах Российской Федерации и органами местного самоуправления. [3]. Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с учетом специфики разрабатывают инструкции по делопроизводству согласно Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. [5]

    Остальные организации руководствуются этим как лучшей практикой, т.к. требование издавать инструкции по делопроизводству для них необязательно.

    Однако на сегодняшний день не отменена, принятая в 1988 году Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ), которая регламентирует вопросы делопроизводства. ГСДОУ устанавливает единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях (объединениях), в учреждениях и общественных организациях.

    Согласно п.1.9 ГСДОУ единые требования ко всем системам документации внедряются путем издания государственных, республиканских и отраслевых стандартов и инструкций по вопросам документационного обеспечения управленческой деятельности, учитывающих специфику отрасли. [7]

    Уполномоченные органы вправе осуществлять контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включая организацию делопроизводства. Общий порядок осуществления контроля регламентируется ФЗ от 26.12.2008 № 294 и нормативно-правовыми актами соответствующих уполномоченных органов. Проверку организации делопроизводства вправе осуществлять Федеральное архивное агентство (его территориальный орган). Одной из задач проверки является осуществление контроля за соблюдением работодателем законодательства об архивном деле, нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к организации делопроизводства. [12]

    Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что, несмотря на то, что законодательством не регламентировано обязательное требование к составлению инструкции по делопроизводству в организациях и учреждениях различной организационно-правовой формы, осознание в необходимости данного нормативно-методического документа должно быть у каждого руководителя. Практически инструкция закрепляет систему делопроизводства, сложившуюся в той или иной конкретной организации. Каждый руководитель должен понимать, что эффективная работа с информацией и документацией возможна только тогда, когда деятельность по документационному обеспечению управления будет организована на современном уровне, что выражается в нормативной регламентации технологических процессов работы с документами.

    Кто должен разрабатывать инструкцию?

    Подготовку Инструкции осуществляет служба документационного обеспечения при участии архива, юридической службы. В организациях, не имеющих службы ДОУ, разработкой этого документа занимается сотрудник, отвечающий за организацию работы с документами. Инструкцию подписывает руководитель того подразделения, которое ее разработало. Инструкция может вводиться в действие после утверждения руководителем организации или после издания специального распорядительного документа. Пример оформления приказа о введении инструкции по делопроизводству приведен в Приложении 2.

    И в том и в другом случае на первой странице инструкции оформляется гриф утверждения с указанием должности и даты утверждения или ссылки на распорядительный документ, его дату и номер. После утверждения она рассылается во все структурные подразделения для использования в работе.

    Инструкции по делопроизводству должна быть доведена до каждого работника организации. Служба ДОУ должна провести обучение работников, ответственных за делопроизводство в подразделениях, новым правилам работы с документами. На этих занятиях разработчики инструкции разъясняют содержание инструкции, обращая внимание на наиболее важные, принципиальные положения. В дальнейшем задача службы ДОУ – контролировать соблюдение положений инструкции в текущей работе.

    Требования к составлению инструкции по делопроизводству

    При составлении инструкции по делопроизводству конкретной организации за образец может быть взята Примерная инструкция по ДОУ, приведенная в Методических рекомендациях ВНИИДАД: «Разработка нормативных документов по документационному обеспечению организации» и разделы ГОСТ Р ИСО 15489-1 – 2007 «Управление документами. Общие требования». Также могут быть использованы «Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти». Хотя они является обязательными только для государственных органов и органов местного самоуправления, тем не менее, структура и отдельные общие положения могут быть использованы при подготовке инструкции по делопроизводству в организациях любой формы собственности.

    Структура инструкции по делопроизводству

    Структура текста инструкции по делопроизводству не регламентирована нормативно-методическими документами межотраслевого действия. Обычно инструкция включает общие положения, тематические разделы и приложения.

    В разделе «Общие положения » устанавливают:

    сферу распространения инструкции (например, «инструкция распространяется на все документы организации», «инструкция распространяется на все документы, кроме конфиденциальных» и др.);

    ответственность за ее несоблюдение;

    подразделение, которое отвечает за единый порядок документирования и организацию работы с документами в организации (фирме) и в структурных подразделениях;

    Тематические разделы, как правило, начинаются с раздела «Правила составления и оформления документов », где определяются:

    виды и разновидности документов, используемые для документирования распорядительной, организационной, информационной деятельности;

    общие правила подготовки и оформления документов;

    правила подготовки отдельных видов распорядительных документов, включая порядок визирования, согласования, утверждения и подписания;

    Раздел «Организация документооборота и исполнения документов» включает несколько подразделов.

    В разделе «Регистрация документов » устанавливается:

    порядок регистрации входящих, исходящих и внутренних документов;

    сроки, формы и методы регистрации;

    правила индексации документов.

    В разделе инструкции по делопроизводству «Контроль за исполнением документов » устанавливаются:

    категории документов, подлежащих обязательному контролю;

    порядок их постановки на контроль;

    технология контроля (формы контрольных карточек, применение отметок на документах и др.);

    типовые сроки исполнения;

    порядок обобщения данных по контролю за исполнением документов;

    порядок информирования руководителей об исполнительской дисциплине.

    Раздел «Оперативное хранение документов » содержит:

    правила хранения документов в службе делопроизводства и в структурных подразделениях организации (фирмы);

    устанавливает ответственность определенных должностных лиц за сохранность документов;

    правила формирования в дела отдельных категорий документов;

    порядок разработки и использования номенклатуры дел;

    порядок систематизации и индексации дел.

    В раздел «Подготовка документов к сдаче в архив » включают:

    порядок проведения экспертизы (отбора документов для хранения и уничтожения);

    правила подготовки дел к хранению;

    требования к описанию и оформлению дел;

    порядок передачи дел в архив.

    Состав тематических разделов может изменяться и дополняться в зависимости от условий работы и принятой технологии. В инструкции по делопроизводству могут быть разделы по работе с обращениями граждан, с документами с ограниченной сферой распространения (ДСП), по техническому обеспечению подготовки документов (печатание, звукозапись, стенография, факсимильная связь и т.д.).

    К инструкции по делопроизводству обычно составляют приложения, которые должны содержать максимум справочно-иллюстративного материала, систематизированного в порядке расположения разделов. В приложения помещают схемы документопотоков, оттиски печатей и штампов, образцы бланков, образцы заполнения форм документов, примеры оформления отдельных видов документов, перечни контролируемых документов, формы их учета, формы номенклатуры дел и др. [13]

    Формуляр-образец инструкции по делопроизводству

    Анализ научно-методической литературы в области делопроизводства показал, что на сегодняшний день отсутствует формуляр-образец инструкции по делопроизводству с отображением полного набора реквизитов. В связи с этим нами была разработана модель формуляра-образца Инструкции по делопроизводству с необходимым набором реквизитов (см. Приложение 1 ). В разработанный нами формуляр-образец включен полный набор необходимых реквизитов, чем то представлено в научных источниках.

    Правильность оформления инструкции по делопроизводству является одним из условий, обеспечивающих грамотную работу с документами любого предприятия. Многие организации для оформления локальных нормативных актов вырабатывают свой индивидуальный корпоративный стиль оформления.

    Проанализируем инструкцию по делопроизводству открытого акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее ОАО «ММК») с точки зрения ее соответствия основным требованиям и выявим, какие достоинства и недостатки имеются в ее оформлении. ОАО «ММК» не относится к органам власти и поэтому разрабатывает свою нормативно-методическую базу самостоятельно, в том числе инструкцию по делопроизводству. Для комплексного анализа была взята инструкция по делопроизводству ОАО «ММК» И АО 3-01-2011, Редакция №12. Анализ будем производить на основе формуляра-образца, разработанного нами на материале нормативно-методического обеспечения федеральных органов исполнительной власти и практики предприятий данной организационно-правовой формы.

    По видам деятельности (назначению) и месту в системе управленческой документациианализируемая инструкция относится к управленческой документации, в частности, к организационно-правовой документации, т.к. инструкция устанавливает единую систему делопроизводства и обязательна для всех работников учреждения, фирмы.

    Организационно-правовые документы содержат положения строго обязательные для исполнения, они реализуют нормы административного права и являются правовой основой деятельности учреждения. Инструкция по делопроизводству проходит в обязательном порядке процедуру утверждения руководителем данной организации или ее коллегиальным органом (например, собранием акционеров или Советом директоров).

    Организационные документы могут утверждаться непосредственно актом руководителя с проставлением грифа утверждения на организационно-правовом документе или распорядительным документом (постановлением, решением, приказом или распоряжением).

    Инструкция по делопроизводству не имеет кода формы документа в ОКУД, следовательно, не входит в унифицированные системы документации. Анализируемый документ не имеет строгой унификации.

    ГОСТ Р 6.30-2003 не включает такой реквизит, как виза ознакомления. Данный реквизит необходимо включить в формуляр Инструкции по делопроизводству, так как с документом должны быть ознакомлены все сотрудники, работающие с документами. [2]

    Анализируемая инструкция по делопроизводству оформлена на чистом листе бумаги с оформлением титульного листа. Инструкция по делопроизводству относится к документам сложной структуры, оформление которых отличается от других организационно-распорядительных документов, поэтому наличие титульного листа оправдано. Инструкция имеет все необходимые реквизиты для идентификации документа, однако не достает реквизитов идентифицирующих автора документа. Документ оформлен с продольным расположением реквизитов.

    Формат и цвет бумаги, размер шрифта реквизитов, межстрочные интервалы, интервалы между реквизитами, размер полей в целом соответствуют техническим требованиям. Инструкция по делопроизводству оформлена на бланке документов стандартного формата А4 (210 х 297 (мм)), что является верным. Поля анализируемого документа также оформлены в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003: 20 мм - левое;10 мм - правое;20 мм - верхнее;20 мм - нижнее.

    Композиционно в оформлении данной инструкции по делопроизводству присутствуют все части:

    Основной текст (в составе текста выделяются разделы «Общие требования» и разделы, раскрывающие основное содержание текста, с №5 по №10);

    На титульном листе должны присутствовать реквизиты общего бланка документа, наименование ЛНА, гриф утверждения, год издания. В анализируемой инструкции на титульном листе отсутствуют реквизиты эмблема организации, наименование организации, гриф утверждения, место составления или издания документа. [14]

    Отредактированный титульный лист к инструкции представлен в Приложении 3.

    С количественной точки зрения документ имеет большинство необходимых реквизитов. Отсутствие места составления, визы ознакомления ослабевает юридическую и управленческую функции документа. Наличие реквизитов отметки об исполнении документа и направлении его в дело, идентификатора электронной копии документа не обязательно, т.к. инструкция действует до замены новой.

    Соответствие или несоответствие оформление реквизитов требованиям формуляра-образца

    Реквизит 10 - Наименование вида документа – верно оформлен полужирным шрифтом, прописными буквами, без интервала между буквами, что соответствует требованиям ГОСТ Р 6.30-2003, рисунок Б. Наименование ЛНА включает название вида документа (Инструкция), заголовок, раскрывающий содержание документа, составляющий одно целое с наименованием документа. Наименованием выполняет поисковую функцию документа.

    Реквизит 11 – Дата документа – в анализируемой инструкции оформлена после заголовка в аббревиатуре цифровым способом: число месяца – одной цифрой вместо двух, как прописано в ГОСТе, месяц – двумя цифрами, год- четырьмя арабскими цифрами. Реквизит оформлен не в соответствии с требованиями ГОСТа к его расположению на бланке. Датой инструкции по делопроизводству является дата утверждения документа. Оформление даты в анализируемом документе затрудняет понимание даты вступления документа в юридическую силу. Прописанная дата является датой разработки или это дата утверждения. Исходя из того, что дата прописана вместе с аббревиатурой И АО, которая скорее всего обозначает «инструкция административного отдела», то дата должна соответствовать дню вступления инструкции в административную силу. В целом оформление даты на титульном листе допустимо в соответствии с принятым оформлением в организации.

    Реквизит 18 – заголовок к тексту – грамматически верно сочетается с наименованием вида документа Инструкция. Начинается с предлога «по», т.к. в практике делопроизводства закреплено данное сочетание, кратко отражает содержание текста. Заголовок оформлен верно с прописной буквы, полужирным шрифтом без кавычек и точки в конце. Выполняет поисковую функцию и отражается в документах при регистрации и идентифицирует документ.

    Реквизит 20 – текст документа – оформлен на государственном языке РФ. Текст анализируемой инструкции оформлен в виде связного текста, разделен на пункты, подпункты. Текст полностью отвечает требованиям нейтрального тона изложения.

    В состав реквизита 22«Подпись» входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа); расшифровка подписи (инициалы, фамилия). Отсутствует личная подпись, что свидетельствует о том, что перед нами проект документа.

    Реквизит 23 - гриф согласования документа состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласован документ расшифровки подписи (инициалов, фамилии). Отсутствие собственноручной подписи и даты согласования свидетельствует, что документа является проектом.

    Реквизит 12 – регистрационный номер – включает обязательный элемент - порядковый номер – 12, который должен соответствовать записи в журнале регистрации организационно-правовых издаваемых документов. Реквизит оформлен в правом поле чуть ниже середины листа. Данный реквизит содержит слово «Редакция», которое имеет дополнительное расширительное значение. Отступление от требований к месторасположению регистрационного номера не влияет существенно на выполняемые анализируемым реквизитом функции, обеспечивает документу поисковую и юридическую силу.

    В практике делопроизводства выработалось такое правило: если документ утверждается приказом, то его датой и номером являются дата и номер приказ (в соответствии с Положением от12.02.2010 № 123 ).

    Если же ЛНА утверждается непосредственно руководителем, т. е. проставлением собственноручной подписи в грифе утверждения, то такие ЛНА регистрируются отдельно и им было принято указывать только дату их регистрации (в соответствии с Положением 12.02.2010 )

    Понятно, что такой подход неудобен для систематизации ЛНА, их учета, формирования единого информационного ресурса ЛНА. Именно поэтому организации, оперирующие большим объемом ЛНА, при формировании их в единый информационный массив приходят к необходимости вводить единую систему учета этих документов, при которой любому ЛНА, независимо от того, каким образом он был утвержден, присваивается индивидуальный регистрационный номер.

    В состав регистрационного номера, как правило, входит порядковый учетный номер документа, к которому могут добавляться дополнительные буквенные или цифровые обозначения в зависимости от принятой в организации классификации ЛНА. [14]

    В анализируемой инструкции отсутствует отметка об исполнителе, которую заменяет реквизит Разработчик. Реквизит РАЗРАБОТЧИК не предусмотрен требованиями стандарта, однако информация о разработчике локального нормативного акта помогает быстро установить ответственного за разработку инструкции..По мнению Янковой В.Ф. заведующей отдела документационного обеспечения управления ВНИИДАД, кроме сведений о лицах, участвующих в процедуре согласования документа, в лист согласования включается информация о разработчике (ответственном исполнителе) ЛНА. [14] Поэтому наличие в анализируемой инструкции данного реквизита оправдано

    Согласование для данной инструкции следует оформить на отдельном листе. В анализируемом документе спутаны гриф согласования и виза согласования, которые оформлены ниже подписи. Такое оформление ослабляет управленческую функцию документа.

    Отсутствует реквизит 30 - Идентификатор электронной документа. Это может затруднить поиск документа в электронном каталоге документов организации.

    В анализируемую инструкцию мы включили реквизит виза ознакомления. В организации может быть заведен журнал ознакомления с Инструкцией, либо оформляется лист ознакомления.

    По стилю изложения текст инструкции носит распорядительный характер («устанавливается», «не допускается», «запрещается» и др.) Тексту инструкции обеспечен нейтральный тон изложения. Текст излагается от третьего лица единственного или множественного числа, либо в безличной форме. Например: «Исполнитель обязан сдать законченные в делопроизводстве документы делопроизводителю структурного подразделения». Или «Делопроизводители структурных подразделений обязаны ежемесячно предоставлять в канцелярию данные об объеме документооборота».

    Требования точности, лаконичности, ясности, информативности, управленческой целесообразности соблюдены.

    Анализируемая инструкция по делопроизводству является проектом документа, так как отсутствуют собственноручные подписи разработчика, и.о.начальника административного отдела и согласующих.

    Анализ конкретной инструкции по делопроизводству демонстрирует важную роль формуляра-образца при составлении и оформлении инструкции по делопроизводству на предприятии. Разработанный нами формуляр-образец может быть использован для разработки инструкции по делопроизводству любой организационно-правовой формы, что актуально для предприятий, которые не входят в органы исполнительной власти.

    В целях упорядочения работы с документами в «наименование организации, создания эффективной системы их учета и хранения

    1. Утвердить «Инструкцию делопроизводству в «наименование организации».

    2. Ввести в действие «Инструкцию делопроизводству в «наименование организации»с число/месяц/год.

    3. Обязать всех сотрудников, начиная с число/месяц/год при составлении документов руководствоваться правилами, изложенными в «Инструкции по делопроизводству в «наименование организации».

    4. Начальнику отдела_______________________________________________

    (структурное подразделение, фамилия, инициалы)

    довести «Инструкцию по делопроизводству в «наименование организации» до сведения всех сотрудников путем персонального ознакомления с текстом документа под расписку.

    5. _____________________________________________ подготовить необходимое

    (должность, фамилия, инициалы)

    количество копий «Инструкции по делопроизводству в «наименование организации» и вручить по одному экземпляру руководителям структурных подразделений организации.

    6. Возложить контроль за исполнением настоящего приказа на _____________________________________________

    (должность, фамилия, инициалы)

    Приложение: «Инструкция по делопроизводству в «наименование организации» на ___ л.

    Руководитель организации И.О. Фамилия

    Список источников и литературы

    ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.Управление документами. Общие требования».

    ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М. 2003.

    Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п.2 ст. 11.

    Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

    Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477.

    Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утверждены приказомРосархиваот 23 декабря 2009 г. № 76.

    Государственная система документации по документационному обеспечения управления. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. – М. ВНИИДАД,1991.

    Разработка нормативных документов по документационному обеспечению управления. Рекомендации. М. ВНИИДАД, 2007.- 264с.

    Основные правила работы архивов организаций. – М. Росархив, ВНИИДАД, 2002.

    Кузнецов С.Л. Современные технологии документационного обеспечения управления: учебное пособие для вузов/ под ред. проф. Т.В. Кузнецова. – М. Издательский дом МЭИ, 2010.- 232 с.

    Кузнецова Т.В Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления) / Учебник для вузов. Кузнецова Т.В. Санкина Л.В. Быкова Т.А. и др. // ООО “Издательство ЮНИТИ-ДАНА”- 2000.

    Рогожин М.Ю. Справочник по делопроизводству.2-е изд. обновленное. – СПб. Питер, 2011. – 176с.:ил. – (Серия «Современный офис-менеджмент»)

    Л.В.Санкина Инструкция по делопроизводству в небольшой организации

    / Л.В.Санкина// "Секретарь-референт". – 2008. –№8

    В.Ф. Янковая. Инструкция по документационному обеспечению управления (делопроизводству)/ В.Ф. Янковая// "Секретарь-референт". – 2007. – № 9.

    Перейти к обсуждению работы