Руководства, Инструкции, Бланки

Основной Целью Проведения Анализа Со Стороны Руководства Является img-1

Основной Целью Проведения Анализа Со Стороны Руководства Является

Рейтинг: 4.0/5.0 (1930 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Давайте проводить анализ систем управления «по – настоящему»!

Давайте проводить анализ систем управления «по – настоящему»!

Пустыня бизнеса покрыта костями тех, кто решил,
что все знает, и перестал учиться.
(Филипп Кросби)

Давайте проводить анализ систем управления «по – настоящему»!

В своей работе мы, консультанты, часто сталкиваемся с ситуацией, когда организации не имеют представления о необходимости и полезности анализа действующей системы управления и о том, как нужно проводить данный анализ.

Итак, система менеджмента качества построена и внедрена. На стене висит заветный сертификат соответствия, в канцелярском шкафу красуются новые папки с утверждёнными регламентами и инструкциями, на столе - свежие отчёты с результатами внутреннего аудита. И результаты эти вполне оптимистичны: несоответствий нет. А что дальше?

К сожалению, в большинстве случаев дойдя до этой стадии, развитие СМК на предприятии останавливается, и все усилия сотрудников службы качества сосредоточены на удержании завоёванных позиций. Однако, нам представляется, что потенциал СМК в этом случае реализован далеко не в полной мере. Да, определённый результат достигнут: процент брака упал, удовлетворённость потребителя выросла. Но вот ответа на вопрос о том, насколько эффективна наша СМК, то есть какой ценой достигнут тот самый результат, которым мы так гордимся, пока нет. Остаётся только удивляться, каким образом огромному количеству предприятий с сертифицированной СМК удается на протяжении нескольких лет уходить от этого вопроса, ограничивая анализ СМК со стороны руководства данными об её результативности, зачастую даже не переведёнными на язык финансовых показателей.

С другой стороны встречаются организации, которые проводят анализ, но только по финансовым показателям и по планам работ - как правило, это акционерные общества или организации где собственники не являются непосредственными руководителями в структуре. Не принимая во внимание при этом, что организация – это целый механизм, включающий в себя внутренних и внешних участников – потребителей, поставщиков, персонал, материальную базу (инфраструктура, товарно-материальные ценности, каналы связи и т.д.), и отдельные элементы системы - ее цели, процес­сы, виды деятельности, ресурсы, которые должны работать вместе, чтобы удовлетворять требованиям, а также улучшать бизнес-результаты.

К сожалению, не каждый орган по сертификации уделяет внимание серьезности вопроса проведения анализа системы. Это приводит к тому, что руководители начинают относиться к проверкам, как к обычным надзорным аудитам, где цель – пройти аудит без несоответствий и без санкций в виде потери сертификата. При этом руководители забывают о своей роли лидера в развитии системы менеджмента. Все это приводит в итоге к снижению мотивации высшего руководства в части лидерства и далее к стагнации всей системы управления.

Ведь нельзя управлять тем, что не поддается измерению. Только на основе оценки деятельности можно говорить о реальном управлении СМК. Для определения того, во сколько предприятию обходится его качество, необходимо знать и понимать затраты на качество данного предприятия.

Вот почему мы, консультанты, рекомендуем выбирать органы по сертификации, чьи аудиторы способны проводить качественный, приносящий ценность, серьезный аудит у самого руководителя (с него все начинается).

Простой совет: Стандарт ISO 9004 содержит хороший материал для самооценки организации. Метод оценки и руководство по проведению самооценки могут быть полезными для организаций, которые хотят улучшить систему менеджмента таким образом, чтобы достичь устойчивого успеха на рынке.

Рассмотрим пример с требованиями, относящими­ся к проведению анализа со стороны руководства. Стандарты на системы менеджмента не яв­ляются строго директивными в этом вопросе. Требуя проведения анализа как способа концентрации вни­мания на выявлении изменений, необходимых для улучшения системы, в стандартах признается, что для этого годятся разные подходы.

В стандартах ISO 9001 и ISO 9004 организациям разрешается выбирать процесс проведения анализа со стороны руководства, который работает наилучшим образом с учетом их конкретных особенностей и об­стоятельств. Ана­лиз со стороны руководства должен производиться с учетом других элементов системы, поскольку необходимые для проведения анализа входные данные могут яв­ляться выходными данными таких видов деятельно­сти, как измерения, проведение аудитов, реализация корректирующих мероприятий и др.

И, наконец, эффективный анализ со стороны ру­ководства должен быть организован таким образом, чтобы высшее руководство в полной мере участвовало в этом действии и получало необходимую для развития информацию.

Иными словами, анализ со стороны руководства напрямую связан с целым рядом других элементов системы менеджмента (таких, например, как измере­ния, управление ресурсами, персоналом и т.д.). В связи с этим в зависимости от вида бизнеса и структуры остальных частей системы менеджмента, анализ со стороны руководства может быть практически ежедневной деятельностью, либо редким событием, либо чем-то средним.

Итак, основной целью проведения анализа со стороны руководства является оценка РАБОТОСПОСОБНОСТИ системы за установленный период (полгода/год).

Обычно на предприятиях считается, что оформление протокола – формальность. Рассмотрим в этой статье требования стандарта ISO 9001.

Требования к процессу анализа со стороны высшего руководства определены п. 5.6. Пункт 5.6.1 требует ведения записей анализа со стороны руководства. Пройдёмся по пунктам стандарта. В комментариях будем писать «формально» и «дополнительно». «Формально» - это то, чем можно ограничиться для того, чтобы «отстреляться»; «дополнительно» - это то, что можно сделать для повышения эффективности системы:

5.6.2 Входные данные для анализа

Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать данные, которые ответственный за систему менеджмента качества готовит ПЕРЕД заседанием с директором по вопросам ПОВЫШЕНИЯ эффективности системы.

a) результаты аудитов:

формально: кол-во несоответствий, количество аудитов;

дополнительно: фамилии людей, которые саботируют внедрение системы (для выяснения причин саботажа и индивидуальной разъяснительной работы с директором или надстройки системы управления и мотивации), фамилии людей, которые активно поддерживают систему (для премирования и личного признания от директора предприятия). Результаты аудитов внутренних и внешних.

b) обратная связь с потребителем:

формально: количество письменных жалоб/благодарностей от клиентов;

дополнительно: информацию о вашем продукте от: отдела продаж, маркетинговой службы (опросы, исследования и т.д.), сервисного отдела (отказы, возвраты, причины).

c) эффективность процессов и соответствие продукта:

формально: соответствие результатов поставленным целям (процессов, организации);

дополнительно: результаты приёмо-сдаточных испытаний, оценка ключевых показателей результативности и эффективности процессов и т.д.

d) статус предупреждающих и корректирующих действий:

формально: статус корректирующих и предупреждающих действий (всего, выполнено, не выполнено);

дополнительно: распределение корректирующих действий по процессам, источники предупреждающих действий, по возможности, эффект от внедрения.

e) действия, последовавшие за предыдущими анализами со стороны руководства:

формально: информация о выполнении задач, поставленных в прошлом протоколе анализа СМК со стороны высшего руководства;

дополнительно: по возможности, эффект от внедрения принятых решений, анализ изменений системы (количественный и качественный).

f) изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества:

формально: приказы о возможных реорганизациях, переименованиях должностей;

дополнительно: анализ проведённых реорганизаций, их влияние на результативность системы (возможно отражение в пунктах 5.6.2 b,c ).

g) рекомендации по совершенствованию:

Формально и дополнительно: предложение по улучшению системы качества, как от сотрудников, так и от службы качества, рекомендации внутренних и внешних аудиторов, пожелания клиентов к существующему положению вещей.

5.6.3 Выходные данные анализа

Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать решения и действия, связанные с:

а) совершенствованием эффективности системы менеджмента качества и ее процессов, концентрацией усилий на повышении эффективности некоторых процессов, применением статистических методов и прочий обширный инструментарий для повышения эффективности системы.

b) совершенствованием продукта согласно требованиям потребителя, ужесточением требований к продукту, изменениями в способах, времени, сервисе предоставляемого продукта/услуги.

c) потребностью в ресурсах, распределением бюджетов подразделений, вложением средств в оборудование, приобретением (разработкой) программного обеспечения, набором персонала, изменением системы оплаты труда.

P.S. Часто путают понятия «Анализ со стороны руководства» и «День качества»

Это абсолютно разные вещи. Под "Анализом со стороны руководства" стандартом подразумевается обработка и осмысление данных по процессам СМК и других влияющих факторов (см. п. 5.6.2 ISO 9001). Такой анализ нужен для постоянного контроля функционирования СМК и вынесения своевременных и адекватных управленческих решений по корректированию и улучшению деятельности.
Стандарт, однако, не указывает периодичность и глубину такого анализа - это прерогатива самой организации. Некоторые консультанты советуют проводить так называемые "Дни качества" - совещания руководителей процессов и высшего руководства, на которых обычно рассматриваются вопросы, связанные с функционированием СМК и качеством продукции. Так что можно считать, что эти совещания могут служить одной из возможностей "просвещения" руководства о текущих "качественных" делах. Тем не менее, этим анализ со стороны руководства далеко не исчерпывается.

Автор: Центр «Практик»

Дата: 13 Февраля 2014 года

Категория: Системы управления

Другие статьи

Анализ со стороны руководства - Студопедия

Анализ со стороны руководства

Целью данной процедуры является оценка пригодности и результативности системы менеджмента лаборатории и возможности ее улучшения.

Реализация процедуры предусматривает ежегодное рассмотрение, оценку всех аспектов деятельности лаборатории и возможности ее улучшения, регистрацию сведений о проведенном анализе и последующих действиях.

21.2 Анализ системы менеджмента проводит руководитель лаборатории в первом квартале каждого календарного года и предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

- пригодность политики и процедур;

- результаты внутренних и внешних проверок;

- результаты корректирующих и предупреждающих действий;

- результаты участия лаборатории в межлабораторных сравнительных испытаниях;

- результаты внутреннего контроля качества результатов испытаний;

- результаты проведенных методических работ ( внедрение новых методик);

- результаты оценки удовлетворенности персонала;

- отчет о выполнении плана обучения и повышения квалификации персонала;

- результаты подтверждения компетентности сотрудников;

- сведения о состоянии оборудования;

- информацию о поставщиках;

- факторы, связанные с рынком аналитических работ;

- изменения в законодательстве, нормах и стандартах;

- изменения объема и вида работ;

- предложения по улучшению системы качества.

21.3 Результаты анализа обсуждаются на совещании или др. и оформляются в виде протокола, который содержит:

- перечень рассматриваемых вопросов;

- заключения по каждому вопросу,

- оценку реализации политики лаборатории в области качества и ее соответствие политике и стратегии организации;

- оценку результативности системы менеджмента лаборатории и предложения по ее улучшению.

21.4 Результаты анализа со стороны руководителя лаборатории доводятся до сведения персонала, ответственного за конкретные участки работы, для своевременного принятия мер по устранению выявленных недостатков и проведения улучшений.

21.5 Результаты анализа являются основой для планирования целей и задач лаборатории на следующий год, корректировки Руководства по качеству.

Процедура анализа претензий заказчиков и других сторон к деятельности лаборатории предназначена для удовлетворения потребностей заказчиков и улучшения системы менеджмента лаборатории.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

5 4 Проведение анализа со стороны руководства

textarchive. ru 5.4. Проведение анализа со стороны руководства

Международный стандарт ISO 9001 содержит следующее требование по проведению анализа СМК руководством предприятия: «Высшееруководство должно анализировать систему менеджмента качества через планируемые интервалы времени для обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. Анализ должен оценивать потребность в изменениях системы менеджмента качества организации, включая политику и цели в области качества».

Очевидно, что любая СМК может со временем ухудшаться из-за недостаточности и/или несвоевременности получения высшим руководством информации о ее функционировании.

Средством поддержания СМК в работоспособном и актуальном состоянии является регулярный ее анализ руководством организации.

Цель анализа СМК руководством организации состоит в получении объективного подтверждения достижения целей предприятия в области качества, результативного функционирования процессов СМК и оценке возможностей улучшения.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

• систематический контроль достижения целей в области качества и результативности процессов;

• получение доказательств результативности СМК и удовлетворенности заинтересованных сторон;

• определение направлений и разработка конкретных предложений по дальнейшему совершенствованию СМК.

Порядок проведения анализа СМК руководством желательно представить в виде отдельной документированной процедуры.

Цели и задачи анализа СМК руководством

Анализ СМК руководством рекомендуется производить не реже одного раза в полгода.

Текущие вопросы по функционированию СМК постоянно по мере возникновения выносятся на оперативное совещание или на рассмотрение Совета по качеству для осуществления оперативного анализа с обязательным протоколированием принятых решений.

Вопросы для рассмотрения могут исходить как от сотрудников организации, так и от других заинтересованных сторон, например, потребителей или поставщиков.

Схема проведения анализа СМК руководством. Процесс анализа СМК руководством представлен на рисунке.

Совет по качеству

Подготовка отчета по анализу СМК

Собранные данные об СМК систематизируются по установленным в таблице направлениям, анализируются, оцениваются службой качества. Результаты оценки и анализа фиксируются в отчете по анализу СМК руководством.

Одновременно с отчетом разрабатываются корректирующие и предупреждающие действия по результатам

Содержаниеотчетапо анализу СМКруководством

анализа. Корректирующие и предупреждающие действия предусматривают мероприятия и решения, направленные на повышение результативности СМК и используемых в ней процессов, улучшение качества продукции с указанием ответственных лиц, сроков выполнения и необходимых ресурсов.

Ответственность за подготовку и оформление отчета, а также корректирующих и предупреждающих действий несет служба качества.

Отчет должен предусматривать ответы на следующие вопросы:

• обеспечивается ли соблюдение основных положений Политики в области качества, принятой в организации;

• какова степень удовлетворенности потребителей качеством продукции;

• растетли доверие потребителей и других заинтересованных сторон к выпускаемой продукции;

• достигаются ли цели организации в области качества;

• достаточно ли ресурсное обеспечение процессов СМК;

• эффективны ли разрабатываемые корректирующие и предупреждающие действия;

• какова динамика изменений показателей результативности и эффективности процессов СМК, а также правильность определения этих показателей и необходимость определения новых;

• какие меры стратегического, текущего и оперативного характера предпринимаются по совершенствованию СМК;

• выполнены ли решения по результатам предшествующих анализов СМК;

• сохранена ли целостность СМК при проведенных за отчетный период изменениях организационной структуры;

• на каких участках работ в процессе выпуска продукции возникают наибольшие проблемы с качеством;

• эффективно ли принятое распределение ответственности и полномочий руководителей организации;

• обеспечивается ли результативность внутренних аудитов и своевременность устранения несоответствий, выявленных при внешнем аудите;

• предложения и рекомендации по улучшению деятельности;

• оценка качества сырья и материалов, мероприятия по работе с поставщиками;

• качество выпускаемой продукции в сравнении с предыдущим отчетным периодом, дефекты и причины их возникновения (в динамике)

• оценка эффективности мероприятий по подготовке персонала, реализации мер по совершенствованию деятельности организации в области подготовки персонала.

Структураотчетапо анализу СМКруководством

Оформлениерешений по результатам рассмотрения отчета

Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим и по мере необходимости может быть дополнен другими вопросами, решение которых требует непосредственного участия руководителя организации.

Возможная структура отчета по результатам анализа СМК приведена ниже.

Предложения по улучшению СМК

Проект отчета по анализу СМК руководством, а также предлагаемые корректирующие и предупреждающие действия, подлежат рассмотрению на заседании Совета по качеству.

Имеет смысл разослать подготовленный проект отчета всем участникам Совета по качеству заблаговременно, чтобы у них была возможность изучить материалы и подготовить предложения к заседанию.

При необходимости по представлению службы качества на заседание могут быть приглашены руководители любых структурных подразделений организации.

В случае согласия с выводами отчета руководитель организации их утверждает. При необходимости внесения изменений отчет возвращается службе качества на доработку.

В ходе рассмотрения результатов анализа СМК на Совете по качеству (отчета и предложенных корректирующих и предупреждающих действий) принимаются соответствующие решения и определяются ответственные за их исполнение, которые фиксируются в протоколе Совета по качеству, после чего протокол рассылается всем участникам Совета по качеству и другим заинтересованным сторонам.

• краткое изложение выступлений и предложений, рассмотренных на заседании Совета по качеству;

• результаты обсуждения и предлагаемые мероприятия (корректирующие и предупреждающие действия) по повышению результативности процессов СМК, улучшению продукции согласно требованиям потребителей, ответственные за реализацию корректирующих и предупреждающих действий;

• оценку адекватности Политики и целей в области качества;

• оценку эффективности функционирования СМК, принятые решения по удовлетворению потребности в ресурсах.

Руководитель организации по представлению Представителя руководства по СМК принимает решения о составе информации, предназначенной для доведения до всего персонала предприятия по средствам внутреннего информирования.

Копии отчета и приказа рассылаются всем членам Совета по качеству и ответственным подразделениям-исполнителям.

Выполнение мероприятий, занесенных в протокол, отслеживается службой качества в течение сроков, принятых на Совете по качеству. Результаты предпринятых действий обсуждаются на следующем заседании Совета по качеству.

ГОСТ Р 55268-2012: Системы менеджмента организаций

ГОСТ Р 55268-2012
Системы менеджмента организаций. Рекомендации по проведению анализа со стороны руководства

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки
  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Содержит рекомендации по проведению анализа системы менеджмента со стороны руководства, применимые к любой организации независимо от ее размеров, типа и вида деятельности

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по

техническому регулированию и метрологии от №

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Страница 6

Важнейшим элементом любой системы менеджмента является ее периодический анализ, проводимый высшим руководством организации. Требования к такому анализу установлены во всех стандартах на системы менеджмента (ИСО 9001, ИСО 14001, ИСО 27001, ИСО 50001, OHSAS 18000 и др.). Целью анализа является оценка информации о функционировании системы менеджмента и подготовка решений по ее улучшению и повышению результативности.

Обобщение и анализ опыта российских организаций по проведению анализа со стороны руководства в рамках различных систем менеджмента по таким аспектам деятельности организаций, как качество, экология, охрана труда и защита информации позволили подготовить настоящие рекомендации, которые могут быть использованы как при анализе системы менеджмента организации в целом, так и отдельных ее аспектов.

Страница 8

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы менеджмента организаций Рекомендации по проведению анализа со стороны рук о во детва

_Ail or ggnizati mi management systems. Guidelines on management review_

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит рекомендации по проведению анализа системы менеджмента со стороны руководства, применимые к любой организации независимо от ее размеров, типа и вида деятельности.

Настоящий стандарт не предназначен для сертификации, регулятивных или договорных целей

2 Нормативные ссылки

Указанный ниже ссылочный документ необходим для использования настоящего стандарта. Для датированных ссылок применяют только указанную версию. Для недатированных ссылок необходимо использовать последнее издание документа (включая любые поправки).

ГОСТ ISO 9000 - 2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

3 Термины и определения

В настоящем стандарте используются термины и определения по ГОСТ ISO 9000 .

Страница 9

4 Общие положения

4.1 Целью анализа системы менеджмента со стороны руководства является обеспечение ее постоянной пригодности, достаточности, результативности и эффективности.

4.2 Анализ включает в себя подготовку входных данных, их обобщение, предварительный анализ данных каждым из входящих в состав высшего руководства организации руководителей, коллегиальное обсуждение входных данных, принятие и оформление решений.

4.3 Коллегиальное обсуждение входных данных, как правило, осуществляется на совещаниях, подготавливаемых и проводимых в соответствии с рекомендациями, приведенными в разделе 5.

При этом в рамках одного совещания могут быть рассмотрены не все элементы системы менеджмента и аспекты деятельности организации, а также соответствующие входные данные.

4.4 Состав руководителей, участвующих в проведении анализа, устанавливается высшим должностным лицом организации. При этом состав участников проведения анализа по различным аспектам деятельности организации может быть разным. Руководитель, проводящий совещание по анализу системы менеджмента, может расширять круг участников с учетом рассматриваемых вопросов.

4.5 Для обеспечения подготовки и проведения анализа со стороны руководства и оформления его результатов высшее должностное лицо организации уста-

Страница 10

навливает ответствен но е(ые) подразделен не (я) или должностное(ые) лицо(а) (далее - ответственное подразделение).

5 Порядок подготовки и пр оведения анализа со стор оны руководства

5.1 При проведении анализа со стороны руководства входными данными могут быть следующие:

- степень достижения целей и выполнения задач;

- обратная связь с потребителями и другими заинтересованными сторонами,

- функционирование процессов и соответствие продукции;

- результаты внутренних и внешних аудитов, в т. ч. на соответствие внедренным в организации стандартам на системы менеджмента;

- статус предупреждающих и корректирующих действий,

- последующие действия, вытекающие из предыдущих анализов со стороны руководства,

- изменения, которые могут влиять на систему менеджмента;

- рекомендации по улучшению.

Примеры каждого из вышеуказанных видов входных данных приведены в приложении А.

Должна быть установлена (определена) ответственность за представление каждого вида входных данных внутри организации.

5.2 Периодичность, с которой при проведении анализа рассматривается деятельность организации по каждому аспекту деятельности (качество, экология,

охрана труда, защита информации и др.), определяет руководство с учетом таких

Страница 11

факторов, как изменчивость среды организации, этап, на котором находится система менеджмента (устойчивое функционирование или внедрение изменений). При этом каждый вид входных данных по каждому аспекту деятельности организации следует анализировать не реже одного раза в год.

5.3 Для проведения анализа со стороны руководства руководители процессов и подразделений в установленные сроки или по запросу подготавливают входные данные в произвольной или установленной в организации форме и направляют их в ответственное подразделение.

При подготовке входных данных, их анализе и обосновании рекомендаций по улучшению целесообразно использовать апробированные методы анализа данных, такие, например, как графики, гистограммы, диаграммы разброса, диаграммы Парето, причинно-следственные диаграммы, диаграммы сродства, графы свя-

По показателям результативности и эффективности процессов и по ключевым показателям деятельности организации целесообразно оценивать тенденции их изменения за анализируемый период времени, проводить сравнения с их целевыми значениями и показателями других организаций, в т. ч. лучших в классе.

Правильно подготовленные входные данные, включая рекомендации по улучшению, должны способствовать обоснованному определению руководством организации приоритетных направлений и мер по улучшению системы менеджмента.

Анализ СМК со стороны руководства

Анализ СМК со стороны руководства

1 Анализ СМК со стороны руководства Документированная процедура Должность Фамилия/Подпись Дата Разработал Представитель руководства по качеству Поварич И.П. Проверил Начальник отдела менеджмента качества Поддубиков В.В. Согласовал Ректор Свиридова И.А. Экземпляр Стр.1 из 19

2 СОДЕРЖАНИЕ раздела Наименование раздела Страница 1 2 3 1 Назначение 3 2 Область применения 3 3 Нормативные ссылки 3 4 Термины, обозначения, сокращения 4 5 Описание процедуры: 5.1 Общие положения 7 5.2 Описание процесса 8 6 Ответственность и полномочия 12 7 Приложения: 7.А-1. Графическое описание процедуры анализа СМК со 13 стороны руководства 8 Перечень форм и записей 15 9 Лист регистрации ревизий 16 10 Лист регистрации изменений 17 11 Лист согласования 18 12 Лист рассылки 19 Экземпляр Стр. 2 из 19

3 1 НАЗНАЧЕНИЕ 1.1 Настоящая документированная процедура устанавливает единый порядок проведения анализа системы менеджмента качества КемГУ и качества образовательных услуг, предоставляемых потребителям, и принятия решений руководством по их непрерывному улучшению. 1.2 Документ направлен на обеспечение выполнения требований п. 5.6 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и развивает положения КемГУ-СМК-РК-08 «Руководство по качеству КемГУ». 1.3 Настоящая процедура входит в состав документов, обеспечивающих функционирование процесса усовершенствования СМК вуза. 1.4 Владельцем (автором) настоящей документированной процедуры является ректор. 2 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 2.1 Требования данной Процедуры распространяются на всех руководителей структурных подразделений и персонал, участвующий в проведении анализа СМК и результатов деятельности вуза и его подразделений. 3 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 3.1 Настоящая процедура разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»; ГОС Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»; ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в сфере образования»; КемГУ-СМК-РК-08 «Руководство по качеству КемГУ»; КемГУ-СМК-ДП-4.4.2-1.2.1-01 «Управление документацией СМК»; КемГУ-СМК-ДП-4.4.3-1.2.2-02 «Порядок управления записями»; КемГУ-СМК-ДП-8.1.3-4.2-02 «Мониторинг, измерение и анализ процессов»; Экземпляр Стр. 3 из 19

4 КемГУ-СМК-ДП-5.3-1.1.1-01 «Стратегическое планирование и управление вузом»; КемГУ-СМК-ДП-5.4.2-1.2.4-04 «Планирование развития СМК вуза»; КемГУ-СМК-ДП-8.3.1-4.5-05 «Улучшение процессов»; КемГУ-СМК-ДП-8.1.2-4.1-01 «Внутренний аудит в СМК вуза»; Политика Кемеровского государственного университета в области качества; Миссия КемГУ; Стратегия КемГУ; Цели КемГУ в области качества на 2008-2009 гг.; Устав КемГУ; Реестр документов СМК КемГУ. 4 ТЕРМИНЫ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001: Документ информация и соответствующий носитель; Запись документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществления деятельности; Информация значимые данные; Процедура установленный способ осуществления деятельности или процесса; Процесс совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы; Руководство по качеству документ, определяющий систему менеджмента качества; Система менеджмента качества система менеджмента для руководства и управления организацией, применительно к качеству. Определения, принятые в КемГУ: Анализ деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности и эффективности рассматриваемого объекта (результата, процесса, системы) для достижения установленных целей. Анализ системы качества вуза со стороны руководства деятельность высшего руководства вуза, предпринимаемая для установления результативности и эффективности системы качества вуза и ее соответствия политике и целям вуза в области качества образования. Экземпляр Стр. 4 из 19

5 Владелец процесса должностное лицо, несущее ответственность за организацию, надлежащее функционирование и результаты процесса и наделенное необходимыми ресурсами и полномочиями; Входы процесса конкретные материальные (или нематериальные) объекты, выступающие в процессе извне и подлежащие преобразованию в нем; Документированная процедура нормативный документ СМК, устанавливающий содержание и порядок выполнения процессов, работ или отдельных их этапов; Критерии (показатели) эффективности процесса характеризуют связь между достигнутыми результатами и использованными процессами. Показатели эффективности отражают, насколько минимизированы ресурсы и устранены потери при достижении необходимого результата. Эти показатели характеризуют экономическую деятельность организации. Критерии (показатели) результативности характеризуют степень достижения цели и запланированных результатов. Показатели результативности, определяющие качество процесса, важны, прежде всего, для процессов потребителей. Результативность степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Требование потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Эффективность соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Форма документ, который устанавливает требования к объему и содержанию данных, подлежащих регистрации. 4.2 Обозначения ГОСТ государственный стандарт; ДП документированная процедура; ИСО международная организация по стандартизации; КемГУ ; МС международный стандарт; ОМК отдел менеджмента качества; Экземпляр Стр. 5 из 19

6 ПРК представитель руководства вуза по качеству; РК руководство по качеству; СМК система менеджмента качества вуза; СП структурное подразделение вуза; Комплексный план комплексный план организации учебно-научно-воспитательного процесса в КемГУ на. учебный год; УК уполномоченный по качеству от структурного подразделения вуза. 4.3 Сокращения нач. начальник; отв. ответственный; отд. отдел. Экземпляр Стр. 6 из 19

7 5 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ 5.1 Общие положения 5.1.1 Анализ СМК вуза со стороны руководства базируется на сборе, анализе и использовании необходимой информации, для осуществления результативного и эффективного управления рабочими процессами СМК КемГУ, программами обучения и СМК в целом, т.е. проводится с целью: - обеспечения постоянной пригодности, адекватности и результативности процессов и СМК в целом; - оценки возможностей улучшения, потребности в изменениях процессов и СМК, включая Политику и Цели в области качества; - вовлечения руководителей всех уровней в процесс оценки результативности и эффективности процессов, выполнения планов, их анализа, выработки соответствующих действий для улучшения. 5.1.2 Владельцем процесса «Анализ СМК со стороны руководства», принимающим необходимые решения по улучшению СМК, является ректор КемГУ. Руководство сбором информации для анализа, обработкой информации, выработкой рекомендаций по улучшению деятельности университета осуществляет представитель руководства КемГУ по качеству. Основным исполнителем работ по проведению анализа СМК со стороны руководства является начальник ОМК. Он несет ответственность за обобщение исходных данных анализа и формирование отчетной документации по анализу, передаваемой руководству университета. Проректоры по направлениям деятельности, руководители (владельцы) процессов и руководители СП КемГУ осуществляют общее руководство процессом анализа СМК в рамках своих процессов и СП. Они несут ответственность за своевременное предоставление нач. ОМК результатов анализа СМК своих подразделений (процессов), предложения и отчеты по их улучшению, а также иную достоверную информацию о состоянии СМК в рамках своих СП (процессов), требуемую для проведения анализа СМК университета в целом, по запросу начальника ОМК. Экземпляр Стр. 7 из 19

8 5.1.3 Анализ функционирования СМК проводится через запланированные интервалы времени, которые указаны в КемГУ-СМК-ДП-5.4.2-1.2.4-04 «Планирование развития СМК вуза». 5.1.4 Политика, Стратегия развития и Цели КемГУ в области качества реализуются по всем направлениям деятельности университета и регулярно, анализируется и корректируется с учетом сегодняшних и будущих потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон. Результаты сравниваются с поставленными целями и достижениями аналогичных вузов. На основе анализа результатов реализации Политики, Стратегии развития и Целей в области качества, в случае необходимости, предпринимаются корректирующие или предупреждающие действия в порядке, установленном в КемГУ-СМК-ДП-8.3.2-4.3-03 «Корректирующие и предупреждающие действия». 5.2 Описание процесса 5.2.1 Алгоритм процедуры анализа СМК со стороны руководства описан на блок-схеме (см. Приложение 7.А-1). 5.2.2 Процесс анализа включает следующие этапы (нумерация этапов соответствует нумерации, принятой в Приложении 7.А-1): 1. Планирование работ по анализу СМК вуза. В последнем квартале по окончании срока, установленного планами по развитию СМК вуза, согласно КемГУ-СМК-ДП-5.4.2-1.2.4-04 «Планирование развития СМК вуза», нач. ОМК совместно с ПРК готовят приказ о начале работ по анализу СМК и План работы по анализу СМК вуза за прошедший период времени, который соответствует периоду действия принятых Целей в области качества, Стратегии развития вуза. При составлении плана анализа СМК нач. ОМК и ПРК используют комплексный план КемГУ вуза, предусматривающий проведение анализа СМК со стороны руководства, КемГУ-СМК-ДП-5.4.2-1.2.4-04 «Планирование развития СМК вуза», а так же Кем- ГУ-СМК-ДП-5.3-1.1.1-01 «Стратегическое планирование и управление вузом». В приказе приводится план работ, мероприятия, которые предстоят в связи с этим, ответственные лица, а так же перечень требуемой информации для анализа. Приказ подписывает ректор. 2. Формирование данных для анализа. В течение одной рабочей недели после выхода приказа о проведении анализа СМК руководители (владельцы) процессов, руководители СП, Экземпляр Стр. 8 из 19

9 задействованных в СМК КемГУ и нач. ОМК должны сформировать пакет необходимых исходных данных для анализа СМК университета ОМК предоставляет: 1) отчеты по внутренним и внешним аудитам СМК КемГУ; 2) отчеты по ежегодной рейтинговой оценке деятельности ППС за прошедший период; 3) ежегодные отчеты ПРК по состоянию СМК университета; 4) Цели в области качества; 5) Реестр процессов и видов деятельности; 6) Единый реестр документации СМК КемГУ; 7) информацию о лучших практиках в области управления качеством в российских вузах; 8) План улучшений СМК за истекший период. ОМК рассылает руководителям (владельцам) процессов и руководителям СП, задействованных в СМК, форму служебной записки о состоянии СМК по отдельным процессам (СП), которую руководители (владельцы) процессов и руководители СП заполняют, после чего предоставляют в ОМК в сроки, определенные приказом о проведении анализа СМК со стороны руководства. В служебных записках должна содержаться следующая информация: 1) анализ текущего состояния процессов (СМК СП); 2) предложения по улучшению процессов (СМК СП), с указанием конкретных предлагаемых мероприятий, их целей, сроков проведения и ответственных ли; 3) результаты комплексной проверки и самооценки вуза. Входные данные для анализа СМК со стороны руководства, согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001, должны отражать: - статус и результаты достижения Целей в области качества и деятельности по улучшению СМК; - статус пунктов, по которым требовались действия на основе анализа со стороны руководства за истекший период; - результаты аудитов (проверок) и самооценки КемГУ; - обратную связь об удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон; - факторы, связанные с рынком (технологии, исследования и разработки, деятельность конкурентов и т.п.); - результаты сравнения с лучшими достижениями; - сведения о работе поставщиков; - новые возможности улучшения; - управление несоответствиями процессов и продукции; - оценку рынка и стратегию; Экземпляр Стр. 9 из 19

10 - статус деятельности по стратегическому партнерству; - финансовые результаты деятельности, связанной с качеством; - др. факторы, которые могут воздействовать на организацию, такие, как финансовые, социальные или экологические условия и соответствующие изменения законов и регламентов; - данные о статусе корректирующих и предупреждающих действий; - последующие действия, вытекающие из предыдущих анализов со стороны руководства; - изменения, которые могли бы повлиять на СМК. 3. Анализ СМК со стороны высшего руководства. ОМК предоставляет всю собранную информацию ПРК в виде сводного отчета. Отчет должен содержать информацию: - об анализе выполнения поставленных целей и задач в области качества (в рамках сформулированной политики и планов работ); - о внутренних проверках и аудитах; - данные о результатах образовательной деятельности; - данные о результативности и эффективности процессов СМК КемГУ; - данные о выполнении аккредитационных показателей на основе рейтинговой оценки деятельности ППС КемГУ; - о проделанной работе по выявленным внутренним несоответствиям, а также корректирующим и предупреждающим действиям; - об эффективности действий по ранее принятым решениям; - формулирование направлений и областей улучшения деятельности; - предложения по внесению изменений в СМК. В течение месяца ПРК совместно с проректорами по направлениям деятельности и ректором рассматривают все предоставленные ОМК материалы. На их основе вырабатывается решение об оценке результативности и эффективности СМК, которое оформляется письменно, в виде приказа ректора о результатах анализа СМК, предусматривающего уточнение, пересмотр, актуализацию Политики и Целей университета в области качества, а также проведение улучшающих мероприятий или принятие необходимых корректирующих и/или предупреждающих действий. Ответственным за разработку Плана таких мероприятий назначается Экземпляр Стр. 10 из 19

11 ПРК. Решения, принимаемые в области улучшения СМК КемГУ должны соответствовать пункту 5.6 ГОСТ Р ИСО 9001 2001, ГОСТ Р ИСО 9004 2001 и Руководства по качеству, т.е. включать решения и действия по: - повышению результативности СМК и ее процессов; - улучшению научной и творческой продукции и процессов согласно требованиям потребителей и др. заинтересованных сторон; - удовлетворению потребности в ресурсах; - оценке пригодности организационной структуры и ресурсов; - стратегии и инициативе по маркетингу, продукции и удовлетворенности потребителей и др. заинтересованных сторон. 4. Выступление с данными анализа на Совете по качеству. По окончанию работы над анализом СМК университета ПРК выступает на очередном заседании Совета по качеству и знакомит членов Совета с итогами проведенной работы. Принятые решения должны быть оформлены протоколом. Секретарь Совета доводит протокол до всех членов Совета. 5. Планирование, организация и осуществление мероприятий по улучшению СМК университета. Проектирование и принятие действий по улучшению СМК КемГУ осуществляется в порядке, установленном в КемГУ-СМК-ДП-8.3.1-4.5-05 «Улучшение процессов». Экземпляр Стр. 11 из 19

12 6 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ Операция (действие) Ответственное лицо Область ответственности 1 2 3 1. Планирование работ по анализу СМК вуза ОМК, ПРК Подготовку приказа о начале работ по анализу СМК и план работы по анализу СМК вуз Ректор Подписание приказа Подготовку и рассылку служебной 2. Формирование данных для анализа 3. Анализ СМК со стороны высшего руководства 4. Выступление с данными анализа на совете по качеству 5. Планирование, организация и осуществление мероприятий по улучшению СМК университета ОМК Руководители (владельцы) процессов, руководители СП, нач. ОМК ректор ПРК проректора ОМК ПРК Секретарь совета записки Предоставление пакета необходимых исходных данных для анализа СМК вуза Выработку решения об оценке результативности и эффективности СМК, подписание приказа Выработку решения об оценке результативности и эффективности СМК, разработку плана мероприятий Выработку решения об оценке результативности и эффективности СМК Предоставление ПРК всей необходимой информации для анализа Выступление на заседании Совета по качеству Доведение информации до членов совета согласно КемГУ-СМК-ДП-8.3.1-4.5-05 «Улучшение процессов» Экземпляр Стр. 12 из 19

13 ПРИЛОЖЕНИЕ 7.А-1 Графическое описание процедуры анализа СМК со стороны руководства Экземпляр Стр. 13 из 19

14 «Анализ СМК со стороны руководства» 24.09.2008 1 из 1 Изменено Страница Входные данные Операции процесса Выходные данные Примечания и ссылки Начало Комплексный план; КемГУ- СМК-ДП-5.4.2-1.2.4-04 «Планирование развития СМК вуза»; КемГУ-СМК-ДП- 5.3-1.1.1-01 «Стратегическое планирование и управление вузов» 1. Планирование работ по анализу СМК вуза ОМК, ПРК, ректор t=1 неделя Приказ о начале работ по анализу СМК Отчеты по внутренним и внешним аудитам, по состоянию СМК вуза; цели в области качества; реестр процессов и видов деятельности, единый реестр; примеры лучших практик; план улучшений за прошлый период; рекомендации по улучшению; результаты комплексной проверки и самооценки вуза; форма служебной записки; отчет о рейтинговой оценки деятельности ППС за прошедший период 2.Формирование данных для анализа Нач. ОМК, руководители (владельцы) процессов, руководители СП t=1 неделя Пакет данных Пакет данных 3. Анализ СМК со стороны высшего руководства ПРК, ОМК, проректора, ректор t=1 месяц Отчет о работе СМК в вузе Отчет о работе СМК в вузе 4. Выступление с данными анализа на совете по качеству ПРК, секретарь совета по качеству t=по окончанию анализа Протокол совета по качеству 5. Планирование, организация и осуществление мероприятий по улучшению СМК университета КемГУ-СМК-ДП-8.3.1-4.5-05 «Улучшение процессов» Конец Экземпляр Стр. 14 из 19

15 8 ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ И ЗАПИСЕЙ Наименование документа Код документа Хранение Архивирование место срок место срок 1 2 3 4 5 6 7 1 Отчет руководства об анализе СМК вуза КемГУ-СМК-Ф- 5.6.2-1.2.3-06 ОМК 10 лет ПРК Экземпляр Стр. 15 из 19

16 9 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ РЕВИЗИЙ п/п Код документа Наименование документа РЕВИЗИЯ Дата Результат Подпись лица, проводимого ревизию Ф.И.О 1 2 3 4 5 6 7 Экземпляр Стр. 16 из 19

17 10 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ изменения Дата внесения изменения, дополнения и проведения ревизии Номера листов Шифр документа Краткое содержание изменения, отметка о ревизии Ф. И. О. должность, подпись лица осуществившего изменение документа 1 2 3 4 5 6 Экземпляр Стр. 17 из 19

18 Экземпляр Стр. 18 из 19

19 12 ЛИСТ РАССЫЛКИ п/п Наименование подразделения Должность Количество экземпляров 1 2 3 4 1. Ректорат Ректор 1 2. Ректорат Первый проректор 1 3. Ректорат Проректор по научной и инновационной работе 4. Ректорат Проректор по информационным технологиям и открытому образованию 5. Ректорат Проректор по довузовскому, послевузовскому образованию и работе с филиалами 6. Ректорат Проректор по социальным вопросам 1 7. Ректорат Проректор по экономике 1 8. Ректорат Проректор по административнохозяйственной 1 работе 9. Представитель руководства вуза по Советник-консультант ректора 1 качеству 10. Управление охраны труда и безопасности Начальник управления 1 жизнедеятельности 11. Управление служб безопасности Начальник управления 1 12. Канцелярия Зав. канцелярией 1 13. Научная библиотека Директор 1 14. Отдел менеджмента качества Начальник отдела 1 1 1 1 Экземпляр Стр. 19 из 19