Руководства, Инструкции, Бланки

Синтаксический Разбор Предложения Образец 3 Класс img-1

Синтаксический Разбор Предложения Образец 3 Класс

Рейтинг: 4.9/5.0 (1923 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Примеры и комментарии

Примеры и комментарии

Посвятив день дому, ты заметишь, что дома тебе стало лучше.

Примеры 1 – 5:
посвятив день – глагольное, гл. + сущ. управление
посвятив дому – глагольное, гл.+ сущ. управление
стало лучше – глагольное, гл. + сравнит. степень наречия, примыкание
стало тебе – глагольное, гл. + местоимен. управление
стало дома – глагольное, гл. + нареч. примыкание

Политические изменения значительно разнообразят жизнь.

Примеры 6 – 8:
политические изменения – именное, сущ. + прил. согласование
разнообразят жизнь – глагольное, гл. + сущ. управление
значительно разнообразят – глагольное, гл. + нареч. примыкание

Младшие дети долго упрашивали меня рассказать им на ночь сказку.

Примеры 9 – 15:
младшие дети – именное, сущ. + прил. согласование
долго упрашивали – глагольное, гл. + нареч. примыкание
упрашивали меня – глагольное, гл. + местоимен. управление
упрашивали рассказать – глагольное, гл. + гл. примыкание
рассказать им – глагольное, гл. + местоимен. управление
рассказать на ночь – глагольное, гл. + сущ. с предл. управление
рассказать сказку – глагольное, гл. + сущ. управление

§2. Простое предложение Пример 1:

Белый цвет на Западе - символ чистоты. а на Востоке – траура.

1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) простое,
4) двусоставное,
5) распространённое,
6) неполное,
7) осложнено однородными обстоятельствами и однородными дополнениями.

Пример 2:

Действуя осознанно. целенаправленно и планомерно. ты бережёшь свои силы. нервы и время.

1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) простое,
4) двусоставное,
5) распространённое,
6) полное,
7) осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом с однородными членами и однородными дополнениями.

Пример 3:

1) Повествовательное,
2) восклицательное,
3) простое,
4) односоставное (назывное),
5) нераспространённое,
6) полное,
7) неосложнённое.

Пример 4:

1) Побудительное,
2) восклицательное,
3) простое,
4) односоставное (определённо-личное),
5) распространённое,
6) полное,
7) осложнено обращением.

Пример 5:

Вчера ночью на улице было очень холодно.

1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) простое,
4) односоставное (безличное),
5) распространённое,
6) полное,
7) неосложнённое.

§3. Сложное предложение Пример 1:

И холодно так 1. / и чисто 2. /
И светлый канал волнист 3. /
И с дерева с лёгким свистом
Слетает прохладный лист … 4
(Н.Рубцов)

1) Повестовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное, с сочинительной связью, состоит из 4-х частей.
1 часть: односоставное (безличное), распространённое, полное, неосложнённое.
2 часть: односоставное (безличное), нераспространённое, полное, неосложнённое.
3 часть: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
4 часть: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Схема: [и …], и […], и […], и […].

Пример 2:

Лениться можешь при условии 1. / если потом ты готов поавралить и наверстать упущенное 2.

1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное, с подчинительной связью, состоит из 2-х частей (сложноподчинённое с придаточным условия.

1 часть: главное, односоставное (определённо-личное), распространённое, полное, неосложнённое.
2 часть: придаточное условия, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Схема: […], (если…).

Пример 3:

Лето коротко 1. / летний день год кормит 2.

1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное с бессоюзной связью, состоит из 2-х частей.

Часть 1: двусоставное, нераспространённое, полное, неосложнённое.
Часть 2: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Схема: […]: […].

Пример 4:

Бессмысленно двигаться вперёд. не задумываясь о направлении 1. / в конце концов ты обязательно куда–нибудь придёшь 2. / но, скорее всего, не туда 3. / куда тебе нужно 4.

1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное с бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связью, состоит из 4-х частей.

Часть 1: двусоставное, распространённое, полное, осложнённое обособленным обстоятельством,
выраженным деепричастным оборотом.
Часть 2: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Часть 3: двусоставное, распространённое, неполное, осложнённое вводными словами.
Часть 4: односоставное (безличное), распространённое, полное, неосложнённое.
Связь 1 и 2 частей бессоюзная, 2 и 3 сочинительная, 3 и 3 подчинительная.
Схема: […]: […], но […], (куда…).

Смотрите также

Другие статьи

Методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс) по теме: План синтаксического разбора предложений в начальной школе

Методическая разработка по русскому языку (2,3,4 класс) по теме:
План синтаксического разбора предложений в начальной школе
Предварительный просмотр:

План разбора предложения.

  1. Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  2. Определи вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
  3. Подчеркни грамматическую основу предложения – подлежащее и сказуемое (простое предложение; предложение осложнено однородными членами; сложное предложение).
  4. Определи вид предложения по наличию в нём второстепенных членов (распространённое, нераспространённое) и подчеркни их.
  5. Укажи, какой частью речи выражен каждый член предложения.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.

Подлежащее - главный член предложения, обозначающий предмет речи, то есть то, о чём или о ком говорится в данном предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и подчёркивается одной чертой.

Сказуемое – главный член предложения, обозначающий то, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? И ДР. и подчёркивается двумя чертами.

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными.

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? Определение подчёркивается волнистой линией. Чаще всего оно выражено именем прилагательным.

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? и подчёркивается пунктирной линией.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель, способ действия предмета. Обстоятельство отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? И ДР. и подчёркивается пунктиром с точкой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения космической недели в начальной школе (примерный).

Предлагаю примерную тематику проведения недели начальной школы, посвященной Дню Космонавтике.

План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб.

Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педа.

План проведения читательской конференции в начальной школе

Вашему вниманию представлен план проведения читательской конференции на примере темы "Моя любимая книга".

презентация синтаксического разбора предложения в 4 классе

текс для разбора по членам предложения.

план проведения предметных недель в начальной школе

план проведения предметных недель в начальной школе.

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе на тему: «Внимание! Одаренный ребенок! »

Как правило. особое внимание педагогам, родителем и психологам приходится уделять слабым, отстающим в учебе детям. Но я хотела бы уделить большее время одаренным детям. Обратить внимание взрослых на.

Урок русского языка по теме - Синтаксический разбор предложения

Урок русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения". 4-й класс
  • Повторить знания о предложении, полученные в 3-м классе, воспроизвести алгоритм разбора предложения;
  • Развитие речи, орфографической зоркости учащихся, развитие умения работать в группе: распределять работу, представлять результаты, уважать мнения товарищей;
  • Воспитание любви к родной природе, умение видеть красоту русского языка.
  • учебник “Русский язык” 4 класса (С.В. Иванов, Кузнецова М.И.и др)
  • опорные таблицы для алгоритма, (виды предложений по цели высказывания и интонации).
  • Карточки, фантики или (конфеты) для работы в группе.
Ход урока 1. Организационный момент

Подготовка рабочего места.

Снятие психологического напряжения:

- Поздоровайтесь с нашими гостями. Успехов вам!

Запись числа в тетрадях.

2. Чистописание

Прочитайте высказывание Пифагора. Объясните её смысл.

Шутку, как соль, должно употреблять с уверенностью.

Запишите в тетради красиво, аккуратно, без ошибок, каллиграфически.

В группах. Каждой группе даётся домино. Вам нужно соотнести правило и орфограмму.

3. Мини-исследование.

- Как вы думаете, зачем я принесла фантики на урок?

- Какой у нас урок?

- Давайте проведём мини-исследование. Найти орфограммы в названиях конфет.

-Огни Москвы - Москва – город, столица России, сущ. собствен. словарное слово, пишем с большой буквы.

Огни – (словарное слово пишем – о)

-Морские чудеса –( проверочное - море, чу-щу пиши с «у»)

Каждой группе даю (конфету) либо фантик от неё для орфографической работы

Золотая Нива – (проверочные слова - золотце, позолота)

4. Разминка

- Если согласны с утверждением - хлопаем в ладоши. Если не согласны – топаем ногой.

- В русском языке 10 гласных звуков.

- Суффикс – это часть речи (часть слова)

- Глагол обозначает действие предмета.

- Доброта – это прилагательное (сущ.)

- В конце предложения всегда ставится точка.

- Сказуемое – главный член предложения.

- Существительное – часть слова (часть речи)

Фонетика и лексика – это синонимы ( науки о языке)

По ходу игры дети исправляют неверные утверждения.

5. Актуализация опорных знаний

а) повторение о членах предложения

На доске ромашка с названиями главных и второстепенных членов предложения на обратной стороне лепестка: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

- Выберите лепесток с названием и расскажите по плану:

  1. Что обозначает?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Как подчёркиваются?
  4. Какой частью речи выражено?

б) определение темы и задач урока

- Сегодня мы повторим всё, что знаем о предложении

Будем упражняться в разборе простого предложения.

- Как вы думаете, есть ли наука, изучающая предложение?

Синтаксис ( с греческого - построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении.

- Что изучает синтаксис?

- Как переводится это слово с греческого языка?

6. Повторение о предложении

а) что мы знаем о предложении

- Предложение выражает законченную мысль.

- Слова в предложении связаны по смыслу.

- В предложении есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое.

- Предложения бывают простые и сложные.

- Назовите виды предложений по цели высказывания. ( повествовательные, вопросительные, побудительные)

- Назовите виды предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные).

Физминутка

Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!

Дети выбирают представителя от каждой группы для чтения предложений и сами оценивают выполнение задания.

Задание: прочитайте пары предложений с нужной интонацией, определите виды предложений по цели высказывания и интонации.

Главная страница

| |

16 мая в нашем детском саду по руководством педагога по ИЗО Жирковой Н.Н. прошел мастер-класс для курсантов фундаментальных курсов ИРОиПК. Была представлена форма организации кружка «Волшебная ткань», методы и приемы развития художественно-творческих способностей дошкольников посредством рисования на ткани. Всем присутствующим была предоставлена возможность почувствовать себя художником, создающим свою работу в такой интересной, необычной технике изображения. Итогом мастер-класса стали масса положительных впечатлений и неповторимые рисунки!


Наши педагоги участвовали в конкурсе национальных танцев, проводимой по линии горкома профсоюзов. Заняли 1 место и стали лидерами из 50 ДОУ города. Молодцы.


В преддверии празднования 71- лития со дня победы в Великой отечественной войне, 6 мая 2016 в большом зале МБДОУ «ЦРР – детский сад №86 «Колокольчик» собрались настоящие любители хорового пения – воспитанники детского сада. По велению души пришли так же участвовать родители воспитанников на музыкальный конкурс «Битва хоров». В их исполнении звучали песни, созданные композиторами и поэтами в период войны и в послевоенное время. Как сказала ведущая конкурса «Битва хоров» - песни не должны уйти вместе с последними участниками былых, легендарных сражений и никогда не уйдут, потому что мы - потомки будем передавать их из поколения в поколение. Несмотря на то, что в составе хоров нет ни одного профессионального певца, и до конкурса они никогда не пели вместе – все хоры заслуживают большого уважения, т.к. невероятно трудно научиться петь хором и петь хорошо! Все группы старших и подготовительных групп подошли к этому конкурсу с большой ответственностью: сшили костюмы, инсценировали песни, подбирали репертуар, разучивали песни. Уважаемое жюри после долгих обсуждений выявило лучших из лучших. Все участники конкурса были отмечены грамотами.

Спасибо всему коллективу за организованное мероприятие «Битва хоров!»

19 апреля в рамках мероприятий Якутской городской Думы, посвященных Дням местного самоуправления в городском округе «город Якутск», в нашем детском саду состоялся благотворительный концерт «Детские сады - детям!». Концерт прошел на одном дыхании: со сцены звучали стихи и песни, зрители увидели прекрасные танцы в исполнении наших воспитанников в разных вариациях. Особое впечатление на публику произвели такие номера, как «Танец Ангелов» (хореограф Семенова Д.М.), ансамбль «Печки – Лавочки» (музыкальный руководитель Тархаева Е.Д.), танец сотрудников ДОО «Грация» «Хорезмский танец» (хореограф Семенова Д.М.) и.т.д. Все деньги, полученные от продажи билетов председатель Управляющего совета перечислила добровольное пожертвование в фонд онкологических больных детей «Праздник жизни», в помощь оказавшимся в беде детям, на долю которых выпала большое испытание. Замечательно, что в наше нелегкое время родители и дети, сотрудники восприняли чужую боль как свою, проявили милосердие и сострадание. От всей души благодарим Вас. Спасибо.

В фестивале художественного самодеятельного творчества трудовых коллективов г. Якутска "Труд во славу Якутска, во благо России!" 17 апреля с большим успехом выступили наши коллеги, педагоги с Хорезмским узбекским танцем и покорили зрителей. Мы поздравляем танцевальный коллектив детского сада "Грация" с их дебютом! Желаем коллегам не останавливаться на достигнутом и радовать нас с новыми танцевальными номерами.

На нашем сайте Вы сможете подробно узнать о жизни детского сада.

А поможет в этом ПУТЕВОДИТЕЛЬ .

Родители, бабушки и дедушки наших воспитанников будут рады увидеть своих детей в разделе «Наша жизнь» на страницах фотоальбомов, узнать, какие праздники и конкурсы проводятся в детском саду в рубрике «Новости и события».

Для Вас, уважаемые родители, создан и специальный раздел «Родительская»
Здесь в рубрике «Общие вопросы» вы можете познакомиться с особенностями пребывания вашего ребенка в детском саду. В рубрике «Консультации» вы получите ответ, как грамотно подготовить ребенка к режиму детского сада и новой обстановке, преодолеть трудности адаптации. Советы логопеда помогут Вам разобраться, насколько речь Вашего ребенка соответствует возрасту, как преодолеть речевые нарушения. Вы не успели оглянуться, как Ваш малыш вырос и вот он уже посещает старшую или подготовительную группу, Вы с волнением думаете о предстоящем обучении в школе – тогда для Вас консультации наших воспитателей. Здесь вы узнаете о компонентах готовности ребенка к школе, об условиях успешности его обучения, пополнить свою родительскую копилку занятий с ребенком новыми упражнениями и приемами по подготовке ребенка к школе.

В разделе «Здоровье» вы сможете получить квалифицированные советы по профилактике заболеваний, информацию о системе физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, спортивно-физкультурных досугов и праздников, проводимых для детей.

Мы с удовольствием приглашаем в раздел «Образование». Цели, задачи, содержание образования раскрыты в рубрике "Содержания".
Практический опыт музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, педагога-психолога, учителей-логопедов, хореографа, педагога по изобразительной деятельности в работе с детьми и родителями раскрыт в рубрике «Дополнительные услуги».
А в разделе «Кадры» Вы познакомитесь с нашим дружным и профессиональным коллективом.

Персональный сайт - Синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения

Схема синтаксического разбора предложения:

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое предложение:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное предложение:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Повест. невоскл. прост. двусост. г/о ученики и ученицы учатся. распростр. осложн.однород.подл.

Пример синтаксического разбора сложного предложения:

Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что. сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Повеств. невоскл. сложн. связь союзн. ср-во связи подч.союз потому что. СПП. 1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр., не осложн. 2-е ПП: двусост. г/о мы с классом поехали, распр. не осложн.

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения Просто о синтаксическом разборе предложения
  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся. распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что. сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что. СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема) Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:
  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Сказуемое
  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Разбор по членам предложения

Разбор по членам предложения

При проведении СИНТАКСИЧЕСКОГО анализа важно научить детей определять предложение по интонации, правильно устанавливать связь между словами в предложении, находить в предложении словосочетания.

Разбор по членам предложения имеет большое значение для развития речи младших школьников и формирования у них орфографического навыка :

1. Овладение способами сочетания слов в предложении, практическое знакомство с разнообразием синтаксических конструкции помогают ребенку полно, образно и логично выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

2. Целенаправленная работа над построением словосочетаний предупреждает речевые ошибки типа: беспокоиться за отца, пришел со школы.

3. Умение находить слово, от которого зависит данное, и правильно ставить вопросы лежит в основе разграничений частей речи, правописания безударных окончаний существительных и глаголов.

4. Безударные окончания прилагательных проверяются ударными окончаниями вопросов.

В науке о языке синтаксический анализ предложения можно проводить в трех направлениях:

— в формальном (выделение членов предложения по вопросам);
— в семантическом (выделение субъекта, объекта, предиката. );
— в коммуникативном (выделение «данного» — темы (о чем говорится?) и «нового» — ремы (что говорится?)

В начальных классах разбираются, как правило, те предложения, в которых формальная структура не вступает в противоречие с семантической и коммуникативной.

РЕБЕНОК (субъект — тема) РИСУЕТ (предикат — рема) КОРАБЛИК (объект) — прямой порядок слов.

Поэтому в рамках традиционного подхода к обучению не рекомендуется разбирать:
— сложные предложения (теоретически не изучаются);
— предложения с обратным порядком слов (что трудно выдержать, так как в нашем языке их очень много): У МЕНЯ (субъект — тема) БОЛИТ (предикат — рема) ГОЛОВА (объект)

— коммуникативно нечленимые: СВЕТАЕТ. РАННЕЕ УТРО.

— не содержащие сказуемого, выраженного глаголом: МОСКВА — СТОЛИЦА РОССИИ.

Особенности работы в каждом классе школы 1-3:
(традиционный подход в обучении)

1 кл. — дети под руководством учителя выясняют О КОМ? или О ЧЕМ? говорится в предложении, подчеркивая это слово одной линией, и ЧТО об этом говорится, подчеркивая двумя линиями (термины не сообщаются, так как грамматическая теория в 1 кл. не изучается; но опыт работы учителей показал, что введение терминологии затруднений у учащихся не вызывает).

2 кл. — в конце изучения грамматической темы «Предложение» вводится алгоритм разбора. содержащий описание приемов выделения каждого члена предложения и выписывание словосочетаний (полная форма). Так как подлежащее и сказуемое не являются словосочетание, их выписывать не следует. Второстепенные члены предложения не дифференцируются и никак не подчеркиваются. В практике работы школы чаще проводится частичный письменный синтаксический разбор предложения, осложненный указанием частей речи, что способствует формированию умения разграничивать части речи и члены предложения.

СКВОЗЬ (пред.) ВОЛНИСТЫЕ (прил.) ТУМАНЫ (сущ.) ПРОБИРАЕТСЯ (глаг.) ЛУНА (сущ.).

Такая форма разбора приемлема лишь с целью контроля за умениями учащихся, но не развивает речь и логику мышления. в отличие от полной устной формы.

3 кл. — систематически проводится полный синтаксический разбор предложения как в письменной, так и в устной форме в сочетании с частичным морфологическим разбором изучаемых частей речи. В связи с изучением темы «Однородные члены предложения » добавляется разбор предложений с однородным членами.

В традиционной методике обучения существуют различные точки зрения на оформление синтаксического разбора в тетрадях учащихся.

Учебники школы 1-3 (2 кл.) (авторы — Рождественский Н.С. и др.)

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

пробирается (сквозь что?) - сквозь туман, туманы (какие?) — волнистые

Учебники школы 1-4 (3 кл.) (автор — Рамазаева Т.Г.)

Сквозь волнистые < туманы < пробирается - луна.

Первая форма записи представляется нам более удобной и доступной младшим школьникам.

1. Выразительно прочитать предложение. Определить, какое оно по интонации (повествовательное, вопросительное или побудительное).
2. Найти подлежащее (о ком или о чем говорится в предложении).
3. Найти сказуемое (что говорится о подлежащем).
4. Найти второстепенные члены предложения, относящиеся к подлежащему, затем — к сказуемому, а затем — к второстепенным членам.
5. Выписать словосочетания (письменная форма).

Устный :
1. Предложение повествовательное, в конце ставится точка.
2. В предложении говорится о туристах. (Кто?) — туристы. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой.
3. Туристы (что делали?) шли. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
4. Задаем вопрос от подлежащего. Туристы (какие?) веселые, это второстепенный член предложения. Задаем вопрос от сказуемого. Шли (где? по чему?) по дороге, это второстепенный член предложения. Задаем вопросы от второстепенных членов предложения. По дороге (какой?) лесной. Это второстепенный член предложения.

Письменный :
Веселые туристы шли по лесной дороге.

туристы (какие?) — веселые, шли (по чему? где?) — по дороге, по дороге (какой?) — лесной

В рамках альтернативных подходов к преподаванию родного языка в начальных классах объем синтаксической теории значительно увеличен, что отражается и в синтаксическом разборе предложений.

Например, в учебниках Поляковой А.В. составленных с целью реализации идей развивающего обучения по системе Занкова Л.В. со 2 класса учащиеся знакомятся с типами второстепенных членов предложения и в связи с этим различаются распространенные и нераспространенные простые предложения, осложненные и не осложненные однородными членами.

Ведется целенаправленная работа по разграничению простых и сложных предложений через подсчет количества грамматических основ, по определению границ каждой части сложного предложения, по выделению союзов. В 3 классе дети учатся отличать сложноподчиненные предложения от сложносочиненных, составлять элементарные схемы этих предложений, знакомятся с предложениями, содержащими прямую речь. Учащиеся знакомятся с такими видами связи слов в словосочетании, как управление и согласование.

1. Простое или сложное.
2. Вид предложения по цели высказывания.

Простое предложение:
3. Распространенное или нераспространенное.
4. Главные и второстепенные члены предложения, какой частью речи выражены.
5. Однородные члены предложения (если они есть).

Сложное предложение :
3. Части сложного предложения, их главные члены.
4. Союзы (союзные слова) в сложном предложении (если они есть).
5. Сложносочиненное или сложноподчиненное.

ОБРАЗЕЦ ПИСЬМЕННОГО РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2 класс)

Румяной зарею покрылся </code><code> восток. (А.С.Пушкин)

Туча по небу идет, бочка по морю, плывет. (А.С.Пушкин).
------- =====, ------- =====

Бродят дождевые в небе облака, и о берег тихо плещется река. (С.Д.Дрожжин)
===== --------. и ====== ---------

Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф.И.Тютчев)
===== --------. а ------- =====

Цветет рябина поздней весной, когда оденутся в зеленую одежду леса.
Главное. когда придат.

Друг обещал, что даст прочитать мне интересную книгу.
Главное. что придат.

ОБРАЗЕЦ ПИСЬМЕННОГО РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (3 класс)

Остановимся подробнее на основных затруднениях, которые испытывают младшие школьники в процессе синтаксического разбора предложений (независимо от подходов к обучению и программ), и их причинах.

Прежде всего эти трудности связаны с нахождением и выписыванием СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, которые до середины 80-х годов в учебниках начальной школы назывались «парой слов». Этот термин является ненаучным, так как не любая пара слов образует словосочетание. В современных учебниках используется научная терминология, но лишь по программе четырехлетней начальной школы дается четкое грамматическое определение данного понятия с указанием его существенных признаков (учебник Рамзаевой Т.Г. 3 кл. с.42):

— в словосочетании слова связаны между собой по смыслу;
— одно слово зависит от другого, от главного слова к зависимому можно поставить вопрос;
— подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания, так как они по отношению друг к другу равноправны и взаимозависимы.

Важно помнить о том, что в словосочетании оба слова должны быть знаменательной частью речи, поэтому сочетания предлогов и существительных (сквозь туманы, около дерева, благодаря темноте ) словосочетанием не являются.

Существенный вред процессу формирования понятия «словосочетание» приносит непродуманность заданий (даже в современных учебниках) типа: «Выпишите в столбик главные члены предложения и словосочетания» (учебник Поляковой А.В. 2 кл. с.62, упр. 161). Такие задания могут привести к смешению в сознании учащихся изучаемых понятий, так как и то, и другое выписывается. Лишь в учебниках Рамзаевой Т.Г. с целью разграничения главные члены предложения только подчеркиваются, а словосочетания выписываются (3 кл. упр. 96, с.39):

На полях выросла кукуруза.
кукуруза (какая?) высокая
выросла (где?) на полях

Следующим проблемным вопросом синтаксического разбора является нахождение и подчеркивание второстепенных членов предложения, так как некоторые учащиеся механически, без учета смысловой связи, объединяют слова в пары и даже связывают их вопросами, что мешает осознанию сущности и взаимосвязи синтаксических понятий.

Согласно программам традиционного подхода к обучению младших школьников. второстепенные члены предложения не дифференцируются. До конца 80-х годов господствовала точка зрения, что все второстепенные члены следует подчеркивать волнистой линией, что являлось отступлением от принципа научности знаний и требовало переучивания в средней школе. В настоящее время считается, что второстепенные члены предложения лучше вообще никак не подчеркивать, чтобы в дальнейшем не переучивать.

Данное положение подтолкнуло учителей традиционной начальной школы к внедрению опережающего обучения. Многие из них в 3 классе школы 1-3, либо в 4 классе школы 1-4 знакомят учащихся с типами второстепенных членов предложения, используя различные опорные таблицы с терминами и вопросами.

Грамматическая теория о типах второстепенных членов предложения содержится только в учебниках Поляковой А.В. В других учебниках начальной школы она отсутствует, что породило значительное количество ошибок при разграничении второстепенных членов предложения. Приведет пример наиболее грубой ошибки.

В КУСТАХ ГРОМКО ЧИРИКАЮТ ВОРОБЬИ.

Учитель. «Определите, каким членом предложения является существительное В КУСТАХ, докажите это» .
I ученик. «Я поставлю к этому существительному вопрос В ЧЕМ? Это падежный вопрос, значит существительное является дополнением. Подчеркну его пунктиром.»
II ученик. «А я поставлю вопрос ГДЕ? Это существительное будет обстоятельством мест. Подчеркну его пунктиром с точкой.»
Учитель. «Подчеркните это существительное так, какой вопрос вы задали.»

Во избежании ошибок учителю важно помнить следующее:

— одно и то же слово в предложении не может быть разными членами предложения;
— любое грамматическое понятие определяется через единство его существенных признаков (смысловой и формальной сторон);
— наибольшую трудность вызывает разграничение второстепенных членов предложения, выраженных именем существительным.

Итак, нельзя ограничиваться только постановкой вопросов к словам без учета из семантики.

Определение — эта такой второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета или принадлежность и отвечает на вопросы: какой? какая? какие? чей? Подчеркивается волнистой линией.

Дополнение — это такой второстепенный член предложения, который обозначает объект действия и отвечает на вопросы косвенных падежей. Подчеркивается пунктирной линией.

Обстоятельство — это такой второстепенный член предложения, который обозначает время, место, причину, цель, образ протекания действия, либо качество признака (очень умный). Отвечает на вопросы? когда? где? куда? почему? зачем? как? в какой степени? и т.д. Подчеркивается пунктиром с точкой.

АЛГОРИТМ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВЫРАЖЕННЫХ ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ:

1. Если к существительным можно поставить лишь один вопрос косвенного падежа, — это ДОПОЛНЕНИЕ (шевелить листья, любоваться природой). Такие существительные всегда обозначают только объект действия (предмет).

2. Если к существительному можно поставить два вопроса (падежный и смысловой), — это либо обстоятельство, либо определение.

3. Если один из вопросов косвенного падежа, а другой: когда? где? куда? откуда? как? и т.д. — это ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (пели в кустах, вышли на заре).

4. Если один из вопросов косвенного падежа, а другой: чей? чьи. — это несогласованное ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ветви ели, гнездо сороки). Такие существительные легко заменяются прилагательными (еловые ветви, сорочье гнездо).

Следует оговориться, что даже программа развивающего обучения родному языку (учебники Поляковай А.В.) не предусматривает изучения несогласованных определений, как наиболее трудных для понимания младшими школьниками.

Алгоритм разграничения дополнений и обстоятельств в учебнике Поляковой А.В. (3 класс, с.96) базируется на положении «Обстоятельства не отвечают на вопросы косвенных падежей», с чем трудно согласиться. Если обстоятельство выражено именем существительным оно не может отвечать на вопросы косвенных падежей. Ведь падеж того или иного существительного определяется прежде всего по грамматическому вопросу.

Теги. разбор предложения по членам, разбор предложения с однородными членами, разбор по членам предложения урок, примеры разбора предложения по членам, схема разбора по членам предложения, разбор предложения второстепенные члены