Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Семейной Генограммы img-1

Образец Семейной Генограммы

Рейтинг: 4.4/5.0 (1893 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ КАК ЦЕЛОГО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ КАК ЦЕЛОГО. ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ. Генограмма ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ Генограмма

Одним из самых простых, но содержательных и довольно распространенных инструментов сбора информации о семье является генограмма.

Генограмма [Черников А. В. 1998] представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым образом — с помощью специальных знаков — записывается информация о членах семьи по крайней мере в трех поколениях.

Генограмма, в отличие от других форм консультативно-терапевтических записей, которые ведет психолог, позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Это может делать как психолог, так и клиент. Она дает возможность терапевту и клиенту держать в голове большое количество информации о членах семьи, их взаимоотношениях и ключевые события семейной истории.

Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Но она является инструментом сбора информации о проблемной семье, т.е. выполняет ту же функцию, что и тесты. Генограмма была введена Муррэем Боуэном [Bowen, 1978] и служит для анализа семейной истории с позиции системной теории. Список используемых в генограмме стандартных символов представлен ниже (рис. 15, 16).

На генограмме рядом с теми лицами, к которым она относится, может коротко помечаться и другая важная информация: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания, место жительства на настоящий момент и т.д.

Для клиента нарисовать с первого раза генограмму своей семьи на листе бумаги— даже если перед ним лежат условные знаки — является практически нерешаемой задачей. Поэтому, как правило, генограмму составляет психолог или психолог с активным участием членов (члена) семьи.

В любом случае на материале генограммы проводится подробное интервью.

Рис. 15. Основные обозначения генограммы семьи

Приемная дочь, с обозначенной датой рождения (вверху) и датой приема в новую семью (внизу)

— Проживание в одной квартире (женщина, ее двое детей от первого брака, ее мать и второй муж)

— Генограмма трех поколений: супруги, их родители и дети. В примере показано, что супруги имеют двух детей: мальчика 8 лет и девочку 5 лет, родившихся в 1988 и 1991 гг. Жена—единственный ребенок в семье, муж имеет младшего брата. Дети обозначаются по старшинству слева направо

Рис. 16. Типы взаимоотношений

По мнению А. В.Черникова [Черников А. В. 1998], интервью по генограмме обычно включает в себя следующие вопросы:

1. Состав семьи. Кто живет вместе с вами? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?

2. Демографическая информация о семье. имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.

3. Настоящее состояние проблемы. Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?

4. История развития проблемы. Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты, кем и в этих ситуациях? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли госпитализации? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи проблему как изменяющуюся? В каком направлении: к лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?

5. Недавние события и переходы в жизненном цикле семьи. рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т.д.

6. Реакции семьи на важные события семейной истории. Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто пережил тяжелее всего смерть члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?

Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, обеспечивает важные гипотезы о семейных правилах, ожиданиях и паттернах организации.

7. Родительские семьи каждого из супругов. Живы ли родители клиента? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда они встретились? Когда поженились? Есть ли у клиента братья или сестры? Старшие или младшие и на сколько? Чем занимаются, находятся ли в браке и есть ли у них дети?

Терапевт может далее задавать такие же вопросы про родителей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о трех-четырех поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.

8. Другие значимые для семьи люди. друзья, коллеги, учителя, врачи и т.д.

9. Семейные взаимоотношения. Есть ли в семье какие-либо ее члены, прервавшие взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг к другу? Кому в семье этот человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в паре клиента? У родителей клиента? В браках братьев и сестер клиента? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?

Терапевт может задавать специальные циркулярные вопросы (см. п. 3.4). Например, он может спросить у мужа: «Как вы думаете, насколько близки были ваша мать и ваш старший брат?» — и затем поинтересоваться о впечатлениях на эту тему его жены.

Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди были бы охарактеризованы другими членами семьи: «Как ваш отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?» Целью таких циркулярных вопросов является обнаружение различий во взаимоотношениях с разными членами семьи. Обнаруживая при этом отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую информацию в систему, обогащая семью взглядами на саму себя.

10. Семейные ролы. Кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует успех? Кто терпит постоянно неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным от других? Кто больше всех болеет в семье? И т.д.

Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу («супермать», «железная леди», «домашний тиран» и т.д.). Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.

11. Трудные для семьи темы. Имеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи серьезные медицинские или психиатрические проблемы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо арестовывались? За что? Каков их статус сейчас? И т.д.

По мнению А.В.Черникова, в сочетании с генограммой в консультативно-терапевтической работе наиболее удобно использовать список важных событий семейной истории (см. ниже методику «Семейные стрессоры») или методику «Линия времени», в которой семейные события фиксируются на временной оси, символизирующей историю семьи (также см. ниже методику «Линия жизни семьи»).

Другие статьи по теме:

Другие статьи

Фокусированные генограммы в практике психотерапевта

Фокусированные генограммы в практике психотерапевта

Год издания и номер журнала: 2010, №2
Автор: Панов М.К.

Даная статья знакомит психотерапевтов с одним из дальнейших направлений развития такого инструмента системной семейной психотерапии, как генограммы. Фокусированная генограмма - это готовый к использованию, конкретный, понятный и удобный инструмент в виде последовательности уже известных вопросов, позволяющих терапевту получить точную и полную информацию о локальном аспекте жизни клиента через рассмотрение многопоколенческих паттернов. Фокусированные геногрмаммы могут использовать психотерапевты любой школы, не обязательно системные семейные. Они помогают, как структурировать сессию, так и служат готовой формой домашнего задания. Их использование позволяет клиенту осознать, что его убеждение находится под давлением некой семейной традиции, и сделать дальнейший выбор. В случае парной работы, пользу приносит сравнение супругами позиций на один и тот же вопрос, которые также уходят корнями в традиции родительских семей.

Генограмма является «визитной карточкой» Теории семейных систем М. Боуэна. Это удобный графический способ схематического отображения семейного дерева, включающего в себя обозначение членов семьи, их отношений друг с другом, дат важных событий, географического расположения.

Сила традиционных генограмм заключается в создании визуального представления о семейных историях, мифах, легендах, правилах, спектре отношений, и их взаимосвязи на протяжении нескольких поколений. Она позволяет наглядно анализировать расположение различных групп в семейной системе, эмоциональные процессы ядерных семей, динамику «эмоциональных волн» в системах.

Даты, отношения и местоположения – лишь общая схема для исследования эмоциональных границ, слияний, разрывов, ключевых конфликтов, объема искренности и числа актуальных и потенциальных отношений в семье. Исследование поколенческого контекста позволяет делать прогнозы.

Заполнение генограммы не является ни простой задачей, ни самоцелью. Чтобы наполнить схему содержанием, надо знать, что искать. Со времени создания генограммы Боуэном развитие этого инструмента семейной психотерапии ушло вперед. Традиционная генограмма Боуэна дала старт нескольким новым инструментам. Одним из таких инструментов является Фокусированная генограмма .

Фокусированная генограмма представляет собой результат ряда структурированных вопросов, основанных на Теории систем, задаваемых в определенной последовательности, и позволяющих терапевту получить точную и полную информацию об одном локальном аспекте жизни клиентов через рассмотрение многопоколенческих паттернов.

Фокусированные генограммы предназначены для изучения природы каких-то конкретных убеждений, взглядов, эмоциональных и поведенческих моделей в пределах заданной темы.

  • отношение к образованию, профессии,
  • деньгам,
  • браку,
  • социальным ролям,
  • гендерным ожиданиям в семье,
  • предпочтения в области интимности, сексуальных отношений,
  • этнические особенности,
  • особенности эмоциональной сферы.

Фокусированная генограмма - недавнее изобретение. Этот термин и метод предложили и разработали несколько авторов: Джеральд Викс (Gerald R. Weeks), Рита Демария (Rita DeMaria) и Ларри Хоф (Larry Hof). В 1999 г. они опубликовали книгу "FOCUSED GENOGRAMS: intergenerational assessment of individuals, couples, and families" («Фокусированные генораммы: межпоколенческая оценка индивидуальностей, супружеских пар и семей»). Стоит отметить, что пока на русском языке литературы на эту тему практически нет.

Когда стоит применять фокусированную генограмму?

Тогда, когда клиент нуждается в осознавании, что его убеждение находится под давлением некой семейной традиции. Если это пара, или семья, то тогда, когда пользу принесет сравнение клиентами взглядов на один и тот же вопрос, которые также уходят корнями в традиции своих родительских семей.

Пример. Супруги ссорятся. Мотив – борьба за власть. Предметом ссор чаще всего выступает отсутствие постоянного дохода у мужа. В ходе бесед, терапевту становится понятно, что супруги как-то по-разному относятся к тому, как именно надо зарабатывать деньги. В этом случае применение генограммы, фокусированной на отношении к деньгам (денежная генограмма). поможет обоим увидеть природу этой разницы, что в итоге может привести к снижению тревоги и компромиссу.

Еще пример. Клиент переживает постоянную депрессию и чувство беспомощности в своем браке. В процессе работы становится понятным, что этим чувствам способствует чувство нереализованности, что ему не удается смириться со своим личностным ростом и занимаемой должностью. В работе с таким клиентом будет полезным применить генограмму, фокусированную на профессиональном росте (профессиональная генограмма). с тем, чтобы изучить происхождение некоторых моделей и сценариев, которые влияют не только на его отношение к работе, успеху, но и то, каким образом это также может затрагивать и его отношения с женой.

В данной статье будет приведен пример двух генограмм, фокусированных на чувствах.

Генограмма, фокусированная на чувствах (Генограмма Чувств).

Чтобы как-то продвинуть терапевтическое изменение, важно иметь более глубокое понимание эмоциональных связей в парах и семьях, и то, каким образом они образуются, и каким образом эти связи могут разрушаться.

Любая Генограмма, фокусированная на чувствах. должна проследить эмоциональную историю клиента и его семейной системы таким образом, чтобы помочь клиенту стать более осведомленным в образцах выражения своих эмоций, как с точки зрения удовольствия, так и с точки зрения болезненности, чтобы в итоге, в настоящем, могли иметь место эффективные и удовлетворяющие эмоциональные события.

Первая школа эмоционального научения происходит в родительской семье. Это эмоциональное научение представлено тем, какие образцы для подражания родители преподносят своим детям не только в том, с какими чувствами они общаются с ними, своими детьми, но также и в том, какие чувства они разделяют между собой как муж и жена.

В этом смысле родители могут быть как одаренными эмоциональными учителями, так и преподносить примеры другого рода. Поэтому выраженность эмоций и чувств, как вербальных, так и невербальных, значительно отличается в пределах разных семей.

Решения о том, какие из своих чувств выражать, и как именно выражать в отношениях свои чувства, обычно принимаются в детстве и юности.

Генограмма, фокусированная на чувствах. может помочь раскрыть причины этих решений и верований. Она может использоваться для сбора значительной информации в целом о чувствах в семье, и для ее завершения может потребоваться несколько сессий. Такая генограмма может включать ответы на следующие вопросы:

  • Какие чувства были преобладающими у каждого из членов Вашей семьи?
  • Какое чувство, настроение было преобладающим в вашей семье в целом? Кто создавал это настроение, кто был ответственным за него?
  • Какие чувства были наиболее частыми, а какие наиболее сильными?
  • Выражение каких чувств в семье было под запретом? Если табуированное чувство все же проявлялось, какое следовало наказание?
  • Что происходило при невысказанности чувств в семье?
  • Кто в семье знал, а кто не знал о том, что чувствовали другие?
  • Что случалось с Вами, когда Вы выражали запретное чувство или чувства?
  • Как Вы приспособились к жизни, испытывая такие, так сказать, нежелательные эмоции?
  • Пытались ли другие навязывать вам свое мнение в том, как и что Вы должны чувствовать?
  • Видели ли Вы когда-либо, как кто-нибудь терял контроль над его или её чувствами? Что тогда происходило? Страдал ли кто-нибудь конкретно от этого? Как именно?
  • Если в Вашей семье использовалось физическое наказание, какие чувства выражали при этом родители? А какие чувства были позволены детям?
  • Испытываете ли Вы чувства, которые не можете объяснить, но которые близки к тем чувствам, которые Вы испытывали в прошлом?

Вопросы о том, какие чувства были представлены в семье, какие чувства были приемлемыми или не приемлемыми, и как различные чувства выражались, объясняют историческую основу отношений. Например, партнер тогда может начать видеть, как определенные чувства всегда блокировались. И что отношения, которые, возможно, когда-то были функциональны и полезны, могут быть уже не функциональны сегодня.

Это в равной степени касается и такого социально неодобряемого чувства, как гнев. И в этом случае родительская семья – такой же сильный фактор в развитии этой системы взглядов, как и других. Дети многому научаются о гневе и конфликте по мере того, что они видят, или не в состоянии видеть, в поведении своих родителей. И силу этого влияния трудно преувеличить.

Пример из практики

Мужчина обратился с переживанием повторяющейся многолетней подавленности, ощущением себя несчастным в браке, мыслями о желанности развода, и своей неспособности пойти на это, страхом превратиться в алкоголика. На вопрос: «В какие моменты общения с женой он наиболее остро переживает свою несчастность?», он ответил, что в моменты, когда они ссорятся. На вопрос терапевта: «Что именно в поведении жены в моменты ссор заставляет его остро переживать это чувство несчастности?», клиент ответил, что когда они ссорятся, жена его «буквально раздавливает…». На вопрос терапевта: «Какая эмоция жены, на его взгляд, однозначно приводит его к ощущению «раздавленности?», клиент ответил, что к этой эмоцией наверно является её гнев. На вопрос терапевта: «В праве ли супруги испытывать по отношению друг к другу подобные чувства?», клиент ответил, что на его взгляд, «не то что любящие, а просто даже немного уважающие друг друга люди так поступать не могут».

Когда партнер полагает, что определенные чувства нельзя переживать или выражать, применение соответствующей фокусированной генограммы может помочь раскрыть причину этого.

Генограмма, фокусированная на чувстве гнева (Генограмма Гнева) как раз и иллюстрирует эти влияния (DeMaria, Weeks, & Hof, 1999).

Она дает ответы на следующие вопросы:

  • Что такое, по-вашему, есть гнев?
  • Когда Вы рассержены, что это означает?
  • Когда Вы рассержены на своего супруга (партнера), что это означает?
  • Когда супруг рассержен, что это означает?
  • Когда супруг рассержен на Вас, что это означает?
  • Как Вы реагируете на гнев вашего супруга?
  • Как Вы реагируете на собственный гнев?
  • Как Вы даете знать своему супругу, что Вы в гневе?
  • Насколько долго обычно длится ваша рассерженность?
  • Какие еще другие чувства ассоциируются у Вас с гневом?
  • Как Ваши родители обращались с гневом, с конфликтом?
  • Видели ли Вы когда-нибудь своих родителей в гневе, или конфликте по отношению друг к другу?
  • Когда кто-то из членов вашей семьи (называется каждый) становились разозленными, как на это реагировали другие?
  • Как вы приспособились к гневу каждого из ваших родителей?
  • Когда кто-нибудь из родителей был рассержен на Вас, что Вы чувствовали, и что делали?
  • Когда Вы становились рассерженным, кто выслушивал Вас, или был в состоянии выслушивать? Кто нет?
  • Как члены вашей семьи реагировали, когда Вы становились сердитыми?
  • Кому позволялось, а кому не позволялось сердиться в вашей семье?
  • Какое у Вас есть лучшее/худшее воспоминание о гневе в вашей семье?
  • Пострадал ли кто-нибудь серьезно в вашей семье в ситуации, когда кто-то другой был в гневе?

Вопросы генограммы часто показывают разницу неких образцов родительских семей обоих партнеров, и связанное с этим ощущение комфорта от интенсивности выражения эмоций.

Например, для тех, кто растет в семье, в которой конфликты проявляются через дистанцию и изоляцию, эмоциональная интенсивность может быть очень неудобной. Аналогично, те, кто растет в семьях с изменчивыми эмоциями, более вероятно, что будут также эмоционально непосредственны и изменчивы.

Пример

Мужчина выступал "псевдосупругом" своей матери. Он осознавал, что его мать отчаянно нуждалась в его любви и восхищении. В конечном счете, он обнаружил, что, всегда, будучи веселым и любящим, он мог получить одобрение с ее стороны.

В собственном браке он демонстрировал эмоциональную благожелательность, однако в то же время периодически «вскипал», обращался к жене с большим раздражением, гневом, и негодованием. Он всегда находил причину быть надменным и сердитым по отношению к своей жене.

Его жена, наоборот, чувствовала вину и депрессию много лет. В своей собственной родительской семье она была миротворцем, и все же, в итоге, потерпела неудачу в этой роли. И она была подсознательно вынуждена продолжать пробовать себя в этой роли до тех пор, пока все не почувствовали бы себя счастливыми снова.

Когда эмоции партнеров не совместимы с ситуацией, полезно думать об эмоциональном смещении в сторону семьи происхождения.

Исследование фокусированной генограммы показало, что муж имел невыраженный гнев к своим родителям. В этом случае, эмоции, направленные к его матери, фактически проецировались на его жену.

Другой пример

Возьмем семью, где один член семьи, обычно отец, является единственным человеком, откровенно выражающим свой гнев. Во многих таких случаях этот образец поведения связан с алкоголем. Отец использовал гнев, чтобы проявлять свою власть и выражать агрессию. Мать и другие члены семьи отвечали на это его поведение страхом, не зная, потеряет ли отец контроль.

Выросшие в такой семье дети могут использовать этот же самый образец поведения. Или же, они могут очень пугаться как проявления своего собственного гнева, так и гнева, идущего от других, и в своем поведении они могут пойти еще куда-то еще дальше, чтобы избежать гнева и его выражения.

Третий пример семьи, которая пытается отрицать гнев и конфликты. Дети из таких семей не имеют и не понимают собственного опыта гнева или кого-то из своих партнеров. Таким образом, гнев становится неизвестным и страшным чувством, зачастую плохо понимаемым.

Тот тип научения, которое каждый проходит в родительской семье, может играть существенную роль в выборе партнера. Партнер, который рос в доме, в котором часто имело место проявление гнева, может выбрать себе партнера-спасателя, который, кажется, не только будет лишен гнева, но и вообще всех чувств. В другом случае партнер мог бы выбрать себе второго, воспринимаемого как слабого и зависимого, таким образом она или он может благополучно переместить на него старые, нерешенные чувства гнева.

В ходе работы с фокусированной генограммой партнеры-спасатели приходят к пониманию, что именно ранние события их жизни могут утверждать, и чему научать. Возможно, что им еще детьми сказали, что они никогда не должны быть сердитыми, и это значительно ограничило их индивидуальный чувственный опыт, и принудило их сомневаться относительно своего восприятия мира.

Они могут подсознательно повторять старые образцы поведения или выполнять миссию, предназначенную для родителя, и терапевт может видеть в паре ту же самую динамику, которая присутствовала в паре их родителей.

Открыто выражаемый и проживаемый гнев может служить как тому, чтобы дать человеку смысл власти, энергии, и контроля, так и тому, чтобы использоваться как щит от переживания чувств, которые являются более трудными или болезненными. И терапевт может исследовать, каковы бы эти другие чувства могли бы быть.

Некоторые из чувств, лежащих в основе гнева, являются: раздражением, виной, печалью, депрессией, беспомощностью, зависимостью, и недоверием. Терапевт должен помнить эти возможности, исследуя те, которые кажутся вероятными.

Партнер может не находиться в контакте с этими чувствами или считать недопустимым чувствование или выражение основного чувства.

Например, человек вырос в семье, где практиковались эмоциональная холодность и отвержение, и вступил в свой брак с сильными нерешенными потребностями зависимости. Раньше не мог признаться в том, что нуждался в каком-либо проявлении чувств. Он не мог попросить того, что хотел из страха перед неполучением этого и риском быть отверженным, и таким образом, он ожидал, что его жена автоматически будет знать и давать ему, что он отчаянно хочет. Он постоянно сердился на нее за то, что она была не в состоянии удовлетворить его невысказанные потребности.

Методика применения фокусированных генограмм

Фокусированная генограмма может использоваться как непосредственно на сессии, и тогда она может выступать в качестве некой структуры, либо в форме домашнего задания. В каждом из этих способов есть свои плюсы. В том случае, если клиенты дают ответы на вопросы генограммы на сессии, терапевт имеет возможность непосредственно работать с чувствами и реакциями клиентов. Но это увеличивает общее время работы с генограммами, т.к. в течение одной сессии удается обсудить пару вопросов и разницу позиций клиентов. Таким образом, на завершение обсуждения генограммы уходит два, а то и три, четыре месяца. При этом процесс обсуждения вопросов и ответов генограммы выступает определенной структурой работы в течение многих. Терапевт может планировать работу вперед, и это особенно удобно для начинающих терапевтов, которые нуждаются в поддержке некой структуры.

В случае, если фокусированная генограмма дается в качестве домашнего задания, имеются другие плюсы. Во-первых, это сокращает общее время работы с генограммой. Во-вторых, клиент приходит к терапевту уже с неким анализом своих ответов, т.е. занимает уже более отстраненную экспертную позицию, что создает исследовательскую сотрудническую среду между клиентом и терапевтом. Терапевт и клиент оказываются на одной стороне, а ответы и ситуация клиента на другой. И в итоге это увеличивает доверительность терапевтических отношений и эффективность работы. При этом возможно также обсуждать те первые эмоции, которые испытывал клиент, когда знакомился с каждым новым вопросом, и то, что побудило его остановиться на конечном мнении. Если работа ведется с семейной парой, то вопросы даются каждому супругу, и первоначально каждый отвечает на них самостоятельно. Далее предлагается совместное обсуждение супругами ответов для сравнения позиций супругов по каждому вопросу. Это последнее действие может происходить как дома, так и на сессии.

Важным вопросом также является выбор удачного момента для применения фокусированной генограммы. Для начала автор предлагает пробовать использовать их в конце сессии в качестве домашнего задания. Клиенты смогут дома ознакомиться с вопросами в целом, а далее на следующей встрече начать совместное обсуждение первых ответов, которое может сопровождаться интерпретациями терапевта, либо проясняющими, либо содержащими «различие, порождающее различие…».

Выводы

На первый взгляд, такой инструмент, как фокусированные генограммы. имеет несомненные плюсы. При их использовании клиент получает возможность:

  • сформулировать собственную точку зрения,
  • отразить ее на бумаге, и занять по отношению к ней внешнюю экспертную позицию,
  • разобраться в ней, выразить свое отношение, сформулировать приоритеты,
  • при необходимости выработать альтернативу.

Фокусированная генограмма помогает клиенту конкретизировать восприятие имеющихся возможностей, определить, что влияет на их выбор, стимулирует интерес и успешность.

В то же время в супружеской терапии посредством фокусированных генограмм удается прояснить разницу в природе предпочтений партнеров. Знакомясь с наследуемыми приоритетами в позициях друг друга, супруги получают возможность:

  • увидеть, что причина конфликтов не в личных качествах, а в разнице и несогласованности позиций, семейно наследуемых,
  • прояснить собственные ожидания и убеждения,
  • сравнить с ожиданиями партнера, согласовать их,
  • оценить как возможность их реализации, так и собственные или совместные ресурсы.
  • сделать выбор в том, чтобы принять или отвергнуть определенные взгляды, применить эти решения к здоровому функционированию в своих отношениях.

Наконец, метод Боуэна достаточно сложен в использовании, и ему необходимо долго учиться, а фокусированные генограммы могут применять психотерапевтылюбой школы. не только системные семейные терапевты.Для этого не обязательно продумывать системную гипотезу.

Психотерапевт в форме фокусированной генограммы получает для практики готовый к использованию, очень конкретный, понятный и удобный инструмент в виде последовательности уже известных вопросов. Это особенно удобно для начинающих терапевтов, т.к. помогает структурировать сессию. Кроме того, фокусированная генограмма – удачная форма домашнего задания.

Использование фокусированных генограмм меняет взаимодействие в паре «психолог-клиент». Экстернализация точки зрения клиента помещает и его, и терапевта на одно исследовательское поле, создает между ними творческую коалицию. Что увеличивает безопасность и доверительность терапевтического процесса, и в итоге, повышает эффективность.

Литература
  1. Варга А.Я. Введение в системную семейнуюпсихотерапию. М. Когито-Центр, 2009.
  2. Weeks G.R. Treat S.R. Couples in treatment: techniques andapproaches for effective practice. Taylor and Francis, Philadelphia PA, 2001.
  3. Weeks G.R. DeMaria R. Hof L. Focused Genograms: Intergenerational Assessment of Individuals, Couples, and Families, Taylor and Francis, Philadelphia PA, 1999.
  4. Kakiuchi K.S. Weeks G.R. The Occupational Transmission Genogram: Exploring Family Scripts Affecting Roles of Work andCareer in Couple and Family Dynamics, Journal of Family Psychotherapy, Volume 20, Number 1, 2009.

Генограмма семьи пример - Cемья и брак

Генограмма семьи пример

Руководство по генограмме

Генограмма позволяет Вам и членам увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. Это отличное средство фазирования пространства системы всей вашей семьи и, используя Модель Разума в качестве своего гида, вы сможете распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение. Это помогает следующему поколению преодолеть семейные болезни и всем членам семьи справиться с семейными проблемами, улучшить отношения и поддерживать прочность семейных уз. Составляя свою генограмму, старайтесь быть подробными и обстоятельными, насколько это возможно.

Включайте и негативные и позитивные эмоциональные паттерны, все важные подробности медицинских историй и т.д. Помните также, что взбираться на семейное древо может быть приятно, но чаще это бывает утомительно, а иногда и страшно. Вдохновите всех членов своей семьи внести посильный вклад в построение генограммы. Обычно чем больше вам помогают, тем лучше получается ваша генограмма.

СЕМЬ ИЗМЕРЕНИЙ ВАШЕЙ ГЕНОГРАММЫ

Ваша генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное древо:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей, как это показано на схеме 2. Это будет "ядром вашей семьи” и центром или "стволом” вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

Затем пронумеруйте свои круги и квадраты и впишите в каждый имя и возраст, как показано на схеме 2. Таким образом, вы сможете ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внести даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как дивбет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: "Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: "90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: "Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти "унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: "Какие отношения были у мамы с папой?” "Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было брак по завещанию содержание серий, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или "проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, акция счастливая семья или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интравертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела).

13. Каковы ваши генограмма семьи пример ценности? Каковы ваши семейные ценности?

16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Образец семейной генограммы

Автор: admin | 21 Апр 2015

Каждый из нас, хочет он того или нет, является потомком своего Рода, членом семьи своих предков, элементом собственной семейной системы. Принадлежность к семейной системе – один из очень важных и значимых ресурсов человека, повышающий успешность и эффективность его жизни. Ощущение любви и поддержки от своих предков, ощущение принадлежности к своему Роду, ощущение силы своего Рода, дает человеку огромный жизненный ресурс, называемый «любовью рода». Человек, по каким-то причинам оторванный от своего рода, напоминает дерево без корней. Он часто чувствует себя одиноким, не может быть достаточно успешным, уверенным в себе и эффективным.

Согласно подходу Берта Хеллингера . каждый человек является частью определенной семейно-родовой системы. Будучи частью системы, человек включен в некоторое системное семейно-родовое взаимодействие, оказывающее значительное влияние на всю его жизнь и судьбу. Это взаимодействие может быть структурно описано категориями и порядками общей теории систем. Внутри каждой семейно-родовой системы действуют определенные законы, по которым она живет и развивается.

Один из семейных терапевтов первого поколения М. Боуэн в 1978г. разработал метод построения генограммы, с помощью которой человек может отобразить людей, составляющих историческое прошлое и настоящее своей семьи. Цель заключается в том, чтобы помочь людям воспринять их настоящую и будущую систему межличностых взаимоотношений как нечто, что они могут продолжать осознанно и продуманно строить, объединяя семью своего происхождения со своей созданной ими семьей.

Методика “Генограмма” используется для анализа хода семейной истории, стадий развития семьи, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих кризису семьи и обращению за психологической помощью.

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи как минимум в трех поколениях. В терапевтическую практику генограмма впервые была введена Мюррэем Боуэ-ном в 1978 году (Шерман Р. Фредман Н. 1997).

Для того чтобы составить генограмму, необходимо провести опрос всех членов семьи. Затем вы можете использовать специальные символы генограммы, чтобы создать диаграмму, которая будет документировать историю вашей семьи.

Генограмма показывает, как в данной семье люди связаны друг с другом, и может содержать такую информацию, как: имена, фамилии, даты рождения, бракосочетаний, разводов и смерти (если в раннем возрасте, то причину смерти), образование, род занятий, профессии, тяжелые заболевания, страна проживания, религия.

ГЕНОГРАММА – это графическое изображение всех членов семьи человека, которая описывает происходящие важные события. Анализ генограммы позволяет выявить повторяющиеся в системе события, даты (“синдром годовщины”), распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны (модели) и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение.

Методика позволяет посредством построения диаграммы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения во внутрисемейных диадах и треугольниках. Генограмма дает возможность специалисту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе.

Дети обозначаются по старшинству слева направо.

Полноценная генограмма должна включать в себя от 3 до 7 поколений.

Кто из членов семьи должен быть включен в генограмму?

  • родные и сводные братья и сестры
  • мать, отец, первые партнеры родителей
  • родные дяди и тети
  • предыдущие и нынешние партнеры, мужья (жены)
  • дети (родные, приемные, усыновленные, абортированные)
  • бабушки, дедушки (иногда их братья или сестры, если у них выдалась особенно тяжелая судьба)
  • прабабушки и прадедушки (иногда до 5-7 колена), если случились особенно тяжелые события внутри семьи)
  • интегрированные в систему лица (няни, кормилицы, человек, оказавший большое влияние на жизнь семьи, например, оставивший наследство)

Исследуйте свою семейную историю. Сначала запишите все, что знаете лично вы. Когда вы исчерпаете свои собственные знания, начните говорить с членами семьи. Задайте вопросы о семейных отношениях и существенных событиях. Делайте записи, примите все сказанное к сведению.

  • Будьте внимательны, ведь эти обсуждения, возможно, могут оказаться трудными для некоторых членов семьи.
  • Будьте готовы выслушать уйму историй. Истории являются наилучшим средством для запоминания и хранения информации – поощряйте это, слушайте внимательно, открыто задавайте вопросы, которые мотивируют особу раскрыть больше информации.
  • Возможно, вы также сможете найти информацию через сетевые поиски или семейные книги. Однако вы должны быть уверены, что эта информация является точной. Если вы решили использовать данные способы, то вам придется перепроверять полученную информацию от разных источников и способом общения с живыми людьми.

Составляя генограмму, необходимо ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в семье?
2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).
3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?
4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?
5. Как лучше всего можно было бы описать личные качества каждого члена семьи?
6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?
7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?
8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?
9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?
10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в семье? Каковы их правила и ограничения?
11. Каковы семейные мифы? Каковы их тайны?
12. Как члены семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела).
13. Каковы первостепенные ценности? Каковы семейные ценности?
14. Как в семье проявляется мужественность и женственность?
15. Каковы семейные “можно” и “нельзя”, “должен” и “не должен”?
16. Что происходит с чувствами в семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?
17. Как принимаются решения в семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?
18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Символы, которыми пользуются при составлении генограммы

Генограмма может быть использована для показания разнообразия семейных отношений, а также видов заболеваний.

  • Генограмма включает в себя символы, которые указывают на семейные взаимоотношения, например на конфликт, близость, отчужденность, и т.п. Эмоциональные отношения имеют специфические символы, что помогает сохранять смысловой поток генограммы.

Таким образом, цель составления и применения генограммы заключается в том, чтобы помочь людям мыслить в ракурсе своего личного исторического прошлого и понять, что их отношения с членами семьи происхождения требуют завершения. Чтобы люди смогли найти выход из тупиков и сделать отношения в своих семьях более удовлетворяющими, чтобы они смогли избавиться от таких взаимоотношений в семье, которые, оставаясь неизменными, причиняют боль.

Семь измерений генограммы
(по рук. М.В.Смоленской)

Генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. По возможности необходимо заполнить каждую часть.

Начинать надо со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используется квадрат, а для каждой женщины – круг. Изобразить надо свое собственное положение, затем – супруга(и) и детей. Это является “ядром семьи” и центром или “стволом” семейного древа.

Теперь можно расширять схему, чтобы включить различные ветви семейного древа: на нем будут изображены родители, все их дети, дедушки и бабушки, а также их дети. Если сразу не удается вспомнить все подробности, то необходимо просто рисовать круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких можно насчитать.

Затем необходимо пронумеровать круги и квадраты и вписать в каждый имя и возраст. Таким образом, можно будет ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внести даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если знать, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически .
Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Обычно человек может определить эти паттерны (модели), задавая вопросы такого рода: “Какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравнить то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: “90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: “Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти “унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь надо посмотреть, как члены семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можно спросить: “Какие отношения были у мамы с папой?” “Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Открыты ли семейные отношения или замкнуты, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Затем можно определить категории любых отношений между членами семьи или отношения между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделить заглавными буквами (А, Б, С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

Будет полезно взглянуть и на то, как разные части семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или “проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, захотеться использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы можно описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены семьи передают нам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Поэтому необходимо обратить особое внимание на эти верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать мышление, блокировать развитие и удерживать от раскрытия потенциала. Исследование таких верований – начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе необходимо сделать шаг назад и посмотреть, какой видит себя семья, являясь частью общества. Как семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя? И как обычно общество отвечает семье?

Как только вы составили генограмму, тщательно проследите, какие сходства и последовательность можно идентифицировать. Возможно, есть образцы наследственного поведения или специфические психологические тенденции, которые очень примечательны, когда все группируется вместе таким образом.

  • Будьте осторожны в своих предположениях. Не следует делать выводы о наследственных специфических болезнях вашей семьи, основываясь только на данных из генограммы. Обратитесь к медицинскому специалисту по поводу ваших подозрений, пусть он проконсультирует вас в вопросах данного наследственного заболевания.
  • Не используйте генограмму в качестве предположения о каких-либо действиях и побуждениях членов семьи, а так же не пытайтесь противостоять им. Если вы обнаружили тенденции того, что дядя Федя увольняется с каждой своей работы, а двоюродная сестра Мария всегда уводит чужих парней, не спешите махать у них перед носом составленной генограммой в качестве доказательства того, что им нужна помощь психоаналитика. Постарайтесь избежать поверхностного отношения членов семьи после создания данной генограммы, сначала попросите сделать о ней заключение у вашего семейного или личного адвоката.
  • Если вы подробно описываете семейную историю, то факты и сходства, обнаруженные благодаря генограмме, могут объяснить, почему члены семьи сменили географическую область, какие виды отношений прослеживаются, и, возможно, даже найти членов семьи, которые не были официально признаны.
  • Храните свою генограмму в безопасном месте. Факты и события, входящие в диаграмму, могут быть неприятными или нежелательными для некоторых членов семьи.
  • Это может быть превосходным школьным заданием, ученики выберут знаменитую особу и исследуют историю её семьи и семейные отношения. Это можно облегчить, используя интернет, но поиск может выдавать неточные факты и узкую информацию, так что ее можно рассматривать в качестве личного исследования, но не обязательно исчерпывающего.
  • Всегда сохраняйте конфиденциальность членов семьи, когда делитесь вашей генограммой с другими людьми, не входящими в семью.
  • Никогда не используйте генограмму, чтобы противостоять члену семьи без помощи адвоката или профессионала из области здравоохранения.

СОСТАВЬТЕ СВОЮ ГЕНОГРАММУ ИНДИВИДУАЛЬНО или КОЛЛЕКТИВНО (в группе) С МОЕЙ ПОМОЩЬЮ!

Напишите ваш запрос в комментариях ниже или ВКонтакте http://vk.com/event74918891

Отзывы