Руководства, Инструкции, Бланки

Заключение По Профориентации Образец img-1

Заключение По Профориентации Образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1826 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Рабочая программа по теме: Программа по профориентации школьников - quot; Мой выбор - quot

Рабочая программа по теме:
Программа по профориентации школьников "Мой выбор"

Целевая Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся МОУ «СОШ с Корнеевка » на 2012-2016 годы» (далее Программа) разработана в соответствии с

Концепция Модернизации российского образования, ФГОС.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

II. Обоснование программы

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Проведенные социологические исследования в школах города выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и препринимательство.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в регионе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Мой выбор».

III. Цель и задачи Программы

Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
  5. Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
  6. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.

IV Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Концепцией Модернизации российского образования;

- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования;

- Региональной программой введения профильного обучения учащихся в

общеобразовательных учреждениях, реализующей программы среднего (полного)

- Программой введения профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся

V Основные направления системы программных мероприятий

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
  4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

Проведение тематических классных часов:

  1. Мастерим мы – мастерят родители (1 классы).
  2. Профессии моего села (2 класс).
  3. Трудовая родословная моей семьи (3 класс).
  4. Известные люди нашего села и района (4 класс).
  5. Мир профессий (5 класс).
  6. Как изучить свои способности (6 класс).
  7. Я и моя будущая профессия (7 класс)
  8. Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 класс).
  9. Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 класс).
  10. Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 класс).
  11. Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 класс).

Классные руководители, библиотекарь,

Зам. Директора по В.Р.

Проведение спецкурсов профессиональной направленности (название курса, класс, количество учащихся).

? Спецкурс «Избранные вопросы

? Спецкурс «Азбука потребителя»

Другие статьи

Подскажите в профориентации

Подскажите в профориентации. Чем отличаются между собой, психологическое заключение и вывод.

*Графиня* Ученик (133) 5 лет назад

Психологическое заключение — краткая психологическая характеристика состояния развития ребенка на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.

Психологическое заключение преследует две цели:
выполняет свои диагностические функции о состоянии, уровне и особенностях психического развития ребенка на период обследования;
является самостоятельным диагностическим заключением практического психолога.

Первичное психологическое заключение формируется специалистом — практическим психологом самостоятельно, до полного клинико-педагогического обследования ребенка, по результатам беседы, характеристики, данных экспериментальных методик, наблюдения за поведением ребенка во время обследования.
[править]
Итоговое

Итоговое психологическое заключение — итог полного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка, — является составной частью общего заключения-диагноза. Диагноз выставляется врачом детским психиатром (психоневролог) при совместном обсуждении результатов исследования ребенка с практическим психологом. Такая практика выставления И. п. з. принята при работе в психолого-медико-педагогических комиссиях/консультациях.

В отдельных случаях (на индивидуальном приеме, в школьной психологической службе, при судебно-психологической экспертизе). когда в диагностическом процессе участвует только практических психолог, как первичное, так и И. п. з. формулируются психологом самостоятельно.

Умозаключение (лат. conclusio) — процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям — заключениям.

Правила преобразования исходной системы предпосылок в систему заключений называются правилами вывода или правилами проведения умозаключений. Если вид посылок и заключений указан явно, то вывод называется прямым. Если в посылках и заключении указаны лишь виды выводов, от одного из которых разрешается переходить к другому, то вывод называют косвенным.

Понятие вывода используется во многих формальных системах: в логике, математике, информатике, логическом программировании и др. В математической логике правила логического вывода задаются в исчислении высказываний либо исчислении предикатов.

В информатике вывод умозаключений проводится с использованием правил, принципов и законов логического вывода на основе заданных фактов и правил с использованием методов и средств логического программирования.

В информатике для описания фактов и правил логического вывода, а также баз знаний и моделей экспертных систем широко используется язык логического программировании Пролог.

Умозаключения (отдельные шаги вывода) разделяют:

По направлению логического следования
дедуктивные (от общего к частному)
индуктивные (от частного к общему)
трансдуктивные (от одной степени общности к такой же степени общности)

По достоверности вывода
достоверные
правдоподобные

По числу посылок
непосредственные
опосредственные

Профориентационные методики - Сборник психологических тестов, книг, методик и тренинговых упражнений

Методика Опросник профессиональных предпочтений (модификация теста Голланда)
Категория: Методики / Профориентационные методики

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей.

Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентирования.
Категория: Методики / Профориентационные методики

Вводные замечания. Интересы являются важной составной частью направленности личности, ее мотиваци-онной сферы и представляют собой форму проявления потребностей. В.Н. Мясищев, рассматривая интересы в тесной связи с потребностями личности, в то же время отмечал своеобразие интересов, заключающееся в том, что они выражают познавательное отношение к предмету, тогда как потребности выражают тенденцию к реаль-ному овладению им.
В литературе имеются попытки классификации интересов по разным основаниям. В соответствии с одним из таких оснований – формой деятельности – выделяют игровые, познавательные и профессиональные интересы. Однако, в строгом смысле слова, все интересы являются познавательными.
Под профессиональным интересом понимают.

Добавил статью посетитель сайта Anna Arbuzova.

Вводные замечания. Направленность выступает как системообразующее качество личности, определяю-щее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует лич-ность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности.
Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотно-шения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, отстает, что сказы-вается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотивационной сферы.
Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на.

Добавил статью посетитель сайта Anna Arbuzova.

Профориентационное тестирование

Компьютерное тестирование и профконсультирование

Для учащихся 8-11 классов

Выбор профессии — одно из важнейших решений, принимаемых нами в жизни. Все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась.

Психологическое тестирование по методике «Профориентатор» и профконсультирование помогут учащимся 7-11-х классов:
- выявить профессиональные склонности,
- выбрать средне-специальное или высшее учебное заведение, специализацию обучения в вузе,
- определить подходящий профиль обучения в старшей школе.

Продолжительность услуги: 1 час 30 минут (1 час - тестирование и 30 минут - профконсультация).

КАК ПРОХОДИТ ТЕСТИРОВАНИЕ

При тестировании используется компьютерный диагностический комплекс «ПРОФОРИЕНТАТОР», разработанный тестологами МГУ им. М.В.Ломоносова под научным руководством доктора психологических наук, профессора МГУ А.Г.Шмелева (о научной обоснованности тестового комплекса читайте в статье ).

Комплекс позволяет оценить интересы, личностные качества, способности подростка и включает три блока:
- первый блок диагностирует сферу интересов,
- второй представляет собой задания на оценку уровней развития различных способностей,
- третий блок ориентирован на выявление личностных особенностей.

Тест включает: решение задач, выбор наиболее привлекательных альтернатив, оценку объектов по заданным параметрам, выбор вариантов поведения в тех или иных ситуациях.

Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, а на выполнение второго блока отводится 40 минут. На выполнение всех заданий уходит, в среднем, около часа.

После прохождения тестирования по комплексу «ПРОФОРИЕНТАТОР» учащийся получает распечатку результатов, куда входит:
- индивидуальный графический профиль с результатами по каждому измеряемому тестом качеству;
- диаграмма, показывающая наиболее подходящие для учащегося направления профильного обучения в старшей школе;
- списки профессий, максимально соответствующих личностным особенностям, интересам и способностям учащегося;
- перечни вступительных экзаменов в форме ЕГЭ для рекомендуемых специальностей;
- развернутые текстовые интерпретации результатов по всем показателям теста;
- информация по рекомендуемым развивающим тренинговым программам.

Полученный профиль является, по сути, индивидуальным психологическим портретом испытуемого. Диагностический профиль учащегося сравнивается с "идеальными" профилями эффективных специалистов из различных профессиональных сфер.

Результаты сравнения представляются в виде списка наиболее подходящих профессий с соответствующими коэффициентами сходства (полное совпадение - 1) - сначала по каждому блоку, затем программа формирует интегральный список профессий, комплексно оценивая результаты по всем трем тестовым блокам.

На рисунке 1 представлен образец профиля реального испытуемого. Баллы отображаются в стандартной шкале от 1 до 10, где средним значением является 5,5, а средней зоной - от 3,5 до 7,5.

Данная форма представления результатов позволяет учащемуся сравнивать себя со своими сверстниками, так как нормы значений рассчитываются для каждой возрастной группы отдельно, опираясь на данные реальных испытуемых, прошедших тестирование по методике "ПРОФОРИЕНТАТОР".

Заключение по профориентации образец

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

КАРТА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ И ПРОФТЕХУЧИЛИЩА

А.С. ЕГОРОВ, Б.И. ШАХ

Эффективность профконсультационной работы в общеобразовательных и профессиональных школах в значительной мере определяется тем, насколько полно программа изучения личности молодого человека охватывает ее существенные (в плане оценки профориентации) стороны и структурные компоненты и насколько рационально сочетаются в обследовании учащихся методы лонгитюдного наблюдения, анамнеза с методами функциональной диагностики.

В связи с этим возникает вопрос о способе и форме регистрации, накопления и хранения информации, необходимой для профконсультационного заключения. Потребность в этом продиктована практикой [1]. Однако. прежде чем составление психологической карты учащегося для оценки его профориентации станет обязанностью учителей, мастеров ПТУ, необходима определенная научная работа по отбору содержания названного документа и эксперимент по его использованию с целью коррекции как самой карты, так и методик по сбору соответствующей информации и вынесению на ее основе профдиагностических заключений. По своему юридическому статусу карта должна быть приравнена к аттестату зрелости и другим свидетельствам об образовании.

В основу разработки упомянутой карты и методики ее заполнения должны быть положены существующие аналоги и опыт работы с такого рода документами. Рассмотрим содержание и структуру некоторых известных нам профориентационных карт.

Карта, предлагаемая А. В. Путинцевым [3]. представляет собой довольно краткую форму учета интересов и способностей учащихся начиная с IV класса. Эта карта не предусматривает оценки психофизиологических особенностей индивида и медицинских данных о нем. Она рассчитана на заполнен ие ее у чителями-предметниками, руководителями кружков и факультативов и не содержит, хотя бы краткого, методического обоснования ее составления с описанием критериев оценки выделенных признаков.

«Лист профессиональной консультации», разработанный Л. А. Иовайшей [2]. базируется на изучении школьника по состоянию здоровья и физического развития, мотивам, интересам, ценностям, склонностям, идеалам, намерениям; успеваемости, способностям; труду, общественной деятельности, спорту; дисциплинированности и воли; внутренней и внешней культуре; темпераменту и типологическим свойствам нервной системы. Заполнение этой карты основывается на данных, полученных от учителей-предметников (психологические сведения о школьниках классный руководитель обобщает и готовит материал для консультации с учащимися). Вывод о профессиональной направленности учащегося делает классный руководитель. Скорее всего, здесь речь идет не о направленности ученика на конкретную профессию, а о выявлении склонности его к какому-то типу деятельности или большой группе профессий, относящихся к этому типу. Кроме того, данный автор не излагает ни признаков проявления оцениваемых свойств, ни системы критериев их оценки. Предлагаемые характеристики личности имеют общий, результирующий характер, и поэтому не

ясно, как собирать и обобщать информацию.

« Профконсультационная карта» группы авторов во главе с Б. А. Федоришиным [4] в большей мере отвечает современным требованиям профконсультационного обследования, чем названные выше. Она предусматривает возможность подробного исследования интересов и склонностей, а также ряда основных личностных качеств учащихся. Заполнение такой карты требует уже не только знаний, которыми располагает учитель-предметник, но и обязательного участия психолога-профконсультанта, на основе выводов которого будут даны рекомендации о профессиональной деятельности учащегося. Однако и здесь алгоритм составления заключения относительно профориентации не раскрыт. Кроме того, в данной профконсультационной карте при оценке профориентации не учитываются сведения о физическом развитии подростка, а также о его способности адаптироваться в условиях высоты, укачивания, монотонии. вибрации, шума, действия высоких и низких температур. Информация же о переносимости каждого из вышеназванных факторов, равно как и данные, характеризующие физическое развитие, могут внести существенные изменения в профрекомендацию. То же самое можно сказать и в отношении индивидуальной карты личности учащегося, разработанной болгарскими коллегами [6].

Итак, при разработке проекта карты личности школьника и учащегося профтехучилища надо учитывать: необходимость объяснительной записки с изложением целей и задач ее ведения, а также возможностей использования при определении профориентации в целях профконсультации или профотбора; описание методов сбора и накапливания необходимой информации на различных уроках, а также в различных видах деятельности учащегося (спортивной, учебной, общественно-политической, трудовой). Сама карта 1 должна включать, как минимум, общие сведения об учащемся; данн ые о е го здоровье; данные, характеризующие физическое развитие и работоспособность; сведения относительно основных психофизиологических функций и качеств личности; устойчивости организма к действию некоторых факторов производственной сферы; предпочтениях и склонностях к занятию каким-либо видом деятельности, а также круге интересов; характеристику умений и навыков умственного и физического труда, приобретенных в связи с изучением программы и сверх этого; профдиагностическое заключение-рекомендацию о видах профессиональной деятельности, режиме и условиях труда; сведения о профадаптации.

В раздел I предлагаемой нами карты входят общие сведения об учащемся: ф. и. о. пол, возраст, а также некоторые данн ые о е го родителях (профессия, специальность, занимаемая должность, образование). В отдельных случаях эти данные играют большую роль при профессиональном ориентировании ребенка (традиции семьи, наличие обоих родителей или отсутствие одного из них).

Раздел II содержит медицинские сведения об учащемся. Его заполняет врач школы или ПТУ. Для этого отведена колонка слева. Здесь фиксируются: перенесенные в прошлом тяжелые заболевания и имевшие место осложнения; стадия заболевания (компенсация, ремиссия или декомпенсация); наличие хронических заболеваний (врожденных и приобретенных); отклонения в развитии органов движения (плоскостопие, косолапость, ограничение подвижности, хромота), позвоночника (сколиозы) ; состояние внутренних органов (пороки, недоразвитие), сердечно-сосудистой и нервной систем, зрения (миопия, дальнозоркость, косоглазие, дальтонизм, сужение поля зрения, ведущий глаз), слуха (пониженный слух на одно или оба уха). Регистрируются также отклонения в развитии или заболевания органов обоняния и вкуса, что особенно важно при выборе профессий, связанных с пищевой. химической или фармакологической

областями профессионализации. В графе «Речь» следует отметить дефекты речи ( логоневрозы. шепелявость). Характеризуя устойчивость к воздействию факторов внешней среды и обитания, необходимо специально выделить переносимость действия различных раздражителей (цветочная пыльца, шерсть, химические реагенты), а также возможности адаптироваться в условиях высоты, укачивания, монотонии. вибрации, шума, высоких и низких температур.

В графе «Вредные привычки» отмечается употребление алкоголя или никотина.

Раздел III раскрывает данные физического развития учащегося. Его заполняет преподаватель физкультуры на основании результатов выполнения учащимся нормативов ГТО, а также специальных тестов на оценку быстроты, гибкости, выносливости, ловкости. В заполнении этого раздела принимает также участие медперсонал школы или училища (там, где речь идет о физиометрических показателях развития и оценки работоспособности на основе функциональной пробы PWC - 170). В графе «Нормативы ГТО» (левая колонка) отмечаются скоростные характеристики (бег на 60—100 м), выносливость (бег на 500—800 м, лыжи — 3000—5000 м), сила (регистрируются результаты подтягивания на перекладине и количество отжимов из положения лежа в упоре на руках), сила кистей (правой и левой рук). Средняя колонка в этом разделе отводится для показателей физического развития. В правой (третьей) колонке записывается заключение о профориентации по каждому из фиксируемых показателей физического развития учащегося.

Раздел IV карты — психологический — состоит из двух частей: часть А включает данные наблюдений, часть Б — результаты психологического обследования учащегося. Часть А заполняется учителями, преподавателями и мастерами производственного обучения. Характеризуемые здесь психофизиологические функции и качества личности перечисляются в понятных терминах. Например, память на факты, мысли, образы и т.п. внимание; быстрота включения в работу и переключаемость, сосредоточенность, отвлекаемость.

Часть А имеет три рубрики по вертикали и три колонки по горизонтали. Рубрики располагаются в левой колонке.

1. Функции и психические качества личности: память (на факты, мысли, образы, движения, последовательность событий и временные интервалы, карты-схемы пути); мышление (понимание материала, установление закономерностей, наблюдательность; решение алгоритмических, эвристических, репродуктивных и конструктивных задач); внимание (быстрота включения в работу и переключаемость, сосредоточенность и отвлекаемость) ; волевые черты характера (дисциплинированность, терпеливость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, целенаправленность и усидчивость, решительность и смелость (склонность к риску), чувство долга и ответственность, внушаемость, самостоятельность и независимость суждений и действий; речь (устная и письменная), ее языковый фонд и речевые формулировки; коммуникативность.

2. Сведения об умениях и навыках в области умственного и физического труда, приобретенных в рамках программы обучения и сверх нее.

3. Сведения о предпочтениях и склонностях к занятию каким-либо видом деятельности, а также о круге интересов. В конце части А записывается профдиагностическое заключение. В средней колонке отводится место для оценки вышеперечисленных функций и психических качеств личности учащегося преподавателями (гуманитарного и физико-математического циклов, рисования и черчения, физкультуры, труда и спецдисциплин ), руководителями кружков и секций, классным руководителем или мастером производственного обучения. Третья (правая) колонка отведена для заключения о профориентации по каждому из характеризуемых функций и психических качеств учащегося.

Часть Б раздела IV также имеет вид таблицы, но содержит свою рубрикацию.

1. Перечисляются психофизиологические и психические функции и качества, подлежащие экспресс-обследованию. мышление (понимание материала, установление закономерностей, наблюдательность, решение алгоритмических и эвристических задач); память (запоминание числового ряда, слов, временных интервалов, амплитуды движений и заданного усилия, карты-схемы пути, оперативная память); перцепция (глазомер); внимание (концентрация и устойчивость, распределенность и переключаемость, помехоустойчивость); психомоторика (точность и быстрота сенсомоторных и моторных реакций, координированность. тремор рук, реакция экстраполяции); личность (акцентуации и факторы личности, ценностные ориентации, волевые черты характера, эмоциональная устойчивость).

2. Названы методики для определения уровня основных профессионально важных психофизиологических и психических качеств. В некоторых случаях рекомендуется использование нескольких методик. Применение какой-либо из названных методик зависит как от ее наличия у психодиагноста. так и от его профессиональной подготовки, поэтому в данной статье мы не перечисляем методики, а приводим лишь примеры возможного их использования. Для исследования мышления: сюжетные картинки ( субтест Векслера), методика составления фраз, понимание переносного смысла пословиц и метафор, тест Ранена, методика установления закономерностей, методика «Компасы».

3. Запись результатов психологического обследования. Она заполняется специалистом (психологом или профконсультантом, прошедшим соответствующую подготовку) на основании психодиагностического обследования.

4. Заключение о профпригодности по каждой из обследуемых психофизиологических и психических функций и каждому качеству личности. Это предполагает: а) указание на рекомендуемые и нерекомендуемые виды профессиональной деятельности и б) указание на возможные способы развития и компенсации профессионально важных функций и качеств.

Раздел V «Данные об адаптации на производстве» состоит из трех частей: критерии адаптации, признаки адаптации и конкретные данные об адаптации. В числе критериев адаптации мы рассматриваем профессиональный критерий (признаки адаптации — выполнение нормы выработки, качество работы и трудовая дисциплина); социально-экономический (признаки адаптации — зарплата, взаимоотношения с коллегами и руководителями, повышение профессионального уровня, перемена специальности, профессии или места работы); медико-психологический (признаки адаптации — профзаболевания, травмы, неврозы, самочувствие, удовлетворенность работой).

Раздел V заполняют работники профкабинета предприятия. Внесенные ими сведения являются необходимым материалом для получения обратной связи относительно эффективности профориентационной работы. На их основе после обобщения могут быть внесены коррективы в тот или иной элемент проводимой работы по профессиональной ориентации и профотбору.

Алгоритм вынесения заключения о профориентации представляет собой цепь последовательных сопоставлений соответствующего раздела карты с теми требованиями, которые профессии предъявляют к состоянию органов, систем и функций организма, к уровню развития качеств личности и черт ее характера. Для этой цели должны быть построены классификации профессий, аналогичные по своей структуре и языку описания карте профпригодности. По этой же схеме должна даваться характеристика соответствующих разделов профессий в части, касающейся медицинских противопоказаний и психофизиологических характеристик содержания, условий и режима труда [5]. Заключение о профориентации подростка, в отличие от такового для взрослого человека, не имеет в ряде случаев

столь категоричного характера. Здесь нужно иметь в виду, что за время обучения профессии в системе профтехобразования или в учебно-производственных комбинатах ряд нарушений функций организма подростка, недостатков его физического развития, склонность к простудным заболеваниям могут быть преодолены как в силу естественных причин (рост, созревание), так и специальных мероприятий (лечение, закаливание, общеразвивающая физкультура, диета). Другими словами, оценка профориентации подростка выражает динамический подход к состоянию его профессионально важных функций и качеств и предполагает наряду с констатацией степени соответствия — несоответствия требованиям определенных групп профессий также выдачу рекомендаций относительно путей и способов коррекции имеющихся отклонений в психофизическом развитии организма.

Очевидно, что работа с картой профориентации выпускника даст возможность уточнить ряд данных, характеризующих психическое развитие учащихся в различных регионах страны; позволит скорректировать психологические методики изучения личности школьников, а также подойти к созданию возрастных и половых нормативов развития психических функций и качеств личности.

Работа с названной картой несомненно потребует повышение уровня психологических знаний у всех лиц, связанных с ее заполнением, обработкой и интерпретацией полученных данных, явится стимулом для совершенствования психологических знаний учителей и лиц, ответственных за проведение профориентационной работы.

1. Барькарь А. Профориентация и трудоустройство молодежи в республике // Социалистический труд. 1983. № 7. C. 74—79.

2. Методические разработки по планированию профориентационной работы в школе и оформлению кабинета профориентации. Таллин. 1976.— 48 с.

3. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М. 1983.— 115 с.

4. Профконсультационная работа со старшеклассниками / П од ред. Б. А. Федоришина. Киев, 1960.— 158 с.

5. Шапкин В.В. Алишев Н.В. Егоров А.С. Программа научных исследований по совершенствованию системы профессиональной ориентации // Сов. Педагогика. 1984. № 5. C. 80—85.

6. Носоки за усъвършенствуване на профеионалото ориентиране на учениците. София, 1980, с. 30—41.

Поступила в редакцию 25.VI1985 г.

Заключение по профориентации образец

Профориентация
Проблема выбора

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора – у тебя нет проблем. Что бы ни говорили родители, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии или посещаешь кружок «Юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

Если это так, то ты – счастливчик. Потому что многие твои сверстники совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит – это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» профессия нотариуса), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий подростков. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься – потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог – и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других видах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив – он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-подросток – во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» – например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен – тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию необходимо, прежде всего, познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы «застенчив». Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) – достаточно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное – интерес. Запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес – вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика – ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности – как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы – это ее название…

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии – а вуза или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе), давать адекватное финансовое вознаграждение (благосостояние твоей семье) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).


  • В данном материале использованы выдержки из статьи Е. Рыхлевской «Как выбрать профессию, советы для начинающих».
Как действует наша методика

Мы занимаемся профориентационным консультированием более 10 лет. Разработанная нами методика основана на диагностике и сопоставлении трех основных факторов успешного профессионального обучения и самореализации:

  1. Профессиональная мотивация – глубинные профессиональные интересы и ценности;
  2. Структура интеллекта – уровень развития интеллекта (IQ) и специфика структуры способностей;
  3. Психологические свойства личности – психологические склонности, предрасположенность к определенным видам профессиональной деятельности.


Именно в области пересечения этих факторов находится сфера вероятной успешной профессиональной самореализации индивида. И наша задача как раз и состоит в том, чтобы помочь максимально точно данную сферу определить и актуализировать.

В качестве инструмента диагностики используются профессиональные тестовые методики, отвечающие высоким стандартам качества и прогностической эффективности:


  • стимульный материал (вопросы и задания) всех тестов доступен как на русском, так и на украинском языках;
  • результаты тестирования обрабатываются с учетом гендерной и возрастной характеристик оптантов (тестируемых);
  • отчет о результатах тестирования содержит подробную и доступную интерпретацию количественных показателей, не требующую дополнительной расшифровки практического психолога;
  • надежность и валидность психологических тестов, доступных в программе, проверялись после 2000 года;
  • концепция научно-практической работы по разработке и адаптации современных технологий психодиагностики с использованием компьютерных тестовых методик прошла экспертизу в Институте психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины (Экспертное заключение № 612-01-09 от 8.11.2001 г. ).

Методика исследования профессиональных интересов и ценностей

Время прохождения – ориентировочно 40 минут
Возраст – от 14 лет

Первый тест дает очень важную информацию о профессиональных интересах и ценностях. После его прохождения программа сформирует первый перечень рекомендуемых профессий. Однако на этом этапе диагностики мы получаем около 40% необходимой информации.

Методика исследования IQ и интеллектуальных профессионально-значимых качеств

Время прохождения – ориентировочно 80 минут
Возраст – от 14 лет

Второй тест не менее важен. Способности – значимая составляющая стартового потенциала для обучения и профессиональной самореализации. После прохождения теста программа сформирует второй перечень рекомендуемых профессий. Это еще около 40% необходимой информации.

Методика исследования социально-психологических профессионально-значимых факторов

Время прохождения – ориентировочно 40 минут
Возраст – от 14 лет

Третий тест дополняет информацию, полученную после прохождения первых двух тестов. Психологические склонности также важны для профессиональной самореализации и, кроме того, указывают, насколько будущая профессия «комфортна» для человека. Это еще около 20% необходимой информации.

Пример комплексного отчета
по результатам профориентации

Выбор учебного заведения

Перед выпускником, определившимся с выбором будущей профессии, встает следующий важный вопрос: «А где этой профессии можно научиться?». Консультационная сеть «МОЯ ПРОФЕССИЯ» дает ответ и на этот вопрос:
Информация предоставляется в привязке к рекомендуемым профессиям из постоянно обновляемой базы данных специальностей и учебных заведений Украины. Подробнее.