Руководства, Инструкции, Бланки

Заключение На Квалификационную Пробную Работу Образец Заполнения Фото img-1

Заключение На Квалификационную Пробную Работу Образец Заполнения Фото

Рейтинг: 4.2/5.0 (1833 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Заключение на квалификационную пробную работу (примерная форма) - образец РБ 2016

Заключение на квалификационную пробную работу (примерная форма) Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Заключение»:
  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договор
    Трудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займа
    Взятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора аренды
    Ни для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставки
    В процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.

Новое за 26 августа 2016

  • Внесены корректировки в

    Договоры по тегам

    Советы работнику офиса

    Плохие привычки, которые способны стать хорошими

  • Почему вы не любите свою работу?

  • Видео

    Другие статьи

    Заключение на квалификационную пробную работу образец заполнения фото

    ПРИКАЗ Госпрофобра СССР от 24-09-81 135 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ. Актуально в 2016 году

    III. Подбор и выполнение квалификационных (пробных) работ

    Квалификационные (пробные) работы проводятся с целью определения уровня освоения экзаменуемыми установленной технологии, передовых приемов и методов труда по соответствующей профессии, достижения требуемой производительности труда, выполнения норм времени (норм выработки), обеспечения выполнения технических условий производства работ и т.д.

    Мастера производственного обучения учебно-курсовых комбинатов (пунктов), работники предприятий, выполняющие функции по профессиональному обучению рабочих, совместно с руководителями цехов намечают перечень квалификационных (пробных) работ, а также рабочие места для их выполнения.

    Квалификационные (пробные) работы проводятся в течение последних двух недель обучения рабочих.

    В качестве квалификационных (пробных) работ выбираются характерные для данной профессии и для предприятия работы и изделия, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному квалификационной характеристикой, техническими требованиями, действующими на данном предприятии. При подборе квалификационных (пробных) работ следует исходить из того, что продолжительность их выполнения должна быть не менее одной смены, а нормы времени (нормы выработки) должны соответствовать нормам, принятым на данном предприятии.

    Перед выполнением квалификационных (пробных) работ мастер цеха, участка должен принять меры для обеспечения каждого экзаменуемого соответствующим рабочим местом, отвечающим требованиям безопасности труда, исправными приспособлениями, инструментами, а также технологической документацией и чертежами. В случаях, когда для выполнения квалификационной (пробной) работы экзаменуемым выдаются полуфабрикаты или детали, прошедшие предварительную обработку, они должны иметь клеймо отдела технического контроля.

    Если работа, выделенная в качестве пробной для присвоения (повышения) экзаменуемому квалификационного разряда, требует участия под его руководством других рабочих, то необходимая для этого бригада (звено) на время выполнения пробной работы организуется мастером цеха, участка.

    Квалификационная (пробная) работа выполняется по наряду, выписываемому мастером цеха, участка. В наряде указываются содержание работы и время, отводимое на ее выполнение.

    При вручении наряда мастер цеха, участка разъясняет экзаменуемому порядок и условия выполнения работы и только после этого записывает в наряде время начала ее выполнения.

    При определении фактически затраченного времени на выполнение квалификационной (пробной) работы время простоев, происшедших не по вине экзаменуемого, исключается.

    По окончании квалификационной (пробной) работы мастер цеха, участка записывает в наряд фактически затраченное на ее выполнение время, а работа предъявляется для проверки и оценки качества в отдел технического контроля.

    Экзаменуемым, не выполнившим квалификационной (пробной) работы по не зависящим от них причинам (неисправность оборудования, некачественные сырье, заготовки и т.п.), пробная работа назначается повторно.

    На выполненную квалификационную (пробную) работу оформляется заключение (Приложение 1). Заключение подписывается мастером цеха, участка и утверждается начальником цеха.

    Наряд с отметкой технического контроля, чертеж и заключение на выполненную экзаменуемым квалификационную (пробную) работу, а там, где это возможно, и сама пробная работа передаются квалификационной комиссии.

    По отдельным профессиям, связанным с обслуживанием агрегатов, производственных участков или других технологических процессов, по которым не может быть установлено конкретное содержание пробной работы, квалификация экзаменуемых определяется квалификационной комиссией на основе непосредственной проверки членами комиссии подготовленности обучающихся к самостоятельной работе и производственных показателей, достигнутых ими в результате обучения. Об уровне квалификации экзаменуемого в конце установленного срока обучения оформляется заключение (Приложение 1-а), которое подписывается мастером цеха, участка, членом квалификационной комиссии, который проводил проверку подготовленности обучающегося к самостоятельной работе, и утверждается начальником цеха.

    Профессиональное обучение и аттестация на производ - Обучение по вопросам охраны труда

    DDi 13 февр. 2010

    Для чего необходимо обучение работников? Любая организация нуждается в квалифицированных кадрах. Чем выше профессионализм работника, богаче практический опыт, глубже теоретические знания, тем эффективнее (качественнее и быстрее) он будет выполнять свою работу. Соответственно, тем большую ценность он будет представлять для предприятия. Поэтому вполне логично предположить, что подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников является не тяжким бременем, которое ложится непомерным финансовым грузом на плечи работодателя, а условием успешной реализации планов, которые стоят перед организацией. Потребности работодателя в персонале зафиксированы в штатном расписании, которое определяет численный состав предприятия. Оно также содержит перечень наименований должностей постоянных сотрудников и размеров должностных окладов. Поэтому решение о профессиональной подготовке и повышении квалификации работников должно предваряться анализом: - реальной потребности организации в тех или иных кадрах; - их квалификационного уровня; - характера производства и его оснащенности (см. Примеры 1, 2). Пример 1 Если в текущем штатном расписании в соответствии с технологическими требованиями предусмотрено три токаря 4 разряда и эти места заполнены, то проводить профессиональную подготовку или повышение квалификации еще одному токарю третьего разряда нет необходимости. Если все же она возникла (например, увеличились объемы производства, потребовалось выполнение более сложных видов токарных работ), то в штатное расписание предварительно через приказ должны быть внесены изменения. На предприятии в связи с частичной приостановкой деятельности производственного цеха по монтажу холодильного оборудования работодателем было принято решение о переподготовке кадров. Некоторые рабочие были направлены на обучение, в процессе которого освоили дополнительную профессию слесаря механосборочных работ, после чего были переведены с их согласия в сборочный цех. Тем самым руководство завода убило 3-х зайцев одним выстрелом: - не потеряло квалифицированный персонал (возможно, ситуация с цехом по монтажу оборудования носит временный характер и через некоторое время производство заработает в прежнем объеме); - решило проблему нехватки людей в сборочном цехе; - продемонстрировало заботу о сотрудниках, повысив в их глазах свой рейтинг. Иногда работодатель готов создать условия и выделить средства на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работника с учетом перспектив развития предприятия. Такой подход свидетельствует о том, что в организации большое внимание уделяется формированию кадрового резерва. Планируем обучение работников Представим себе, что на предприятии возникла потребность в профессиональной подготовке кадров. С чего необходимо начинать специалисту кадровой службы или сотруднику подразделения, которому вменена обязанность обучения персонала? 1. Изначально следует определить, обучение какого вида необходимо работникам. На сегодняшний день оно существует в виде: - подготовки новых работников (первоначального профессионального обучения лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии) (см. Пример 3), - переподготовки (переобучения) работников (освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства) (см. Пример 4), - повышения квалификации работников (обучения, направленного на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям) (см. Пример 5). Пример 3 В отдел кадров завода обратился сотрудник предприятия с просьбой взять на работу сына, которому недавно исполнилось 20 лет. Вернувшись из армии, парень стеснялся пойти учиться в ПТУ, а профессию ему получать все равно надо было. Лучшим решением ситуации показалась реализация предложенной отцом идеи освоить специальность прямо на заводе, тем более система производственного обучения на предприятии была основательной. После собеседования в отделе кадров и разговора с мастером сварочного цеха парень заинтересовался работой слесаря механосборочных работ — у него с детства была склонность что-то мастерить, возиться с железками. Молодому человеку назначили наставника, высококвалифицированного работника цеха. В течение полугода новый работник в статусе ученика проходил профессиональную подготовку на предприятии по профессии слесарь механосборочных работ. Производственное обучение осуществлялось на рабочем месте, где парень под руководством своего инструктора набирался практического опыта. Теорию же изучал самостоятельно, иногда обращаясь за разъяснениями к инженеру. После сдачи квалификационного экзамена ему присвоили 3 разряд по освоенной им профессии. Пример 4 В связи с частичным перепрофилированием производства на заводе по изготовлению металлических решеток возникла потребность в сокращении численности пяти рабочих сварочного цеха. Однако в то же время в гальванический цех понадобились дополнительно 3 стропальщика. Сварщикам, подпадающим под увольнение, в отделе кадров предложили пройти переподготовку по более востребованной на предприятии профессии на базе учебно-производственного комбината «Модуль». Поскольку руководство завода было заинтересовано в сохранении проверенных кадров, оно готово было оплатить обучение своих работников, даже с учетом того, что продолжительность переподготовки с отрывом от работы превышала 1 месяц. Двое сварщиков согласились на переобучение, после которого продолжили трудовую деятельность на предприятии в новом качестве. Пример 5 Новый заказ на изготовление оборудования для машин, используемых в геологоразведочных экспедициях, заставил технического директора завода «Политрон» провести ревизию квалификационного уровня рабочих. На профессиональное мастерство своих подчиненных он не мог жаловаться — кадры проверенные, имеющие большой стаж работы на данном производстве. Но заказ потребует применение иных видов сварочных работ, нежели те, на которые его сотрудники были аттестованы. Отделу кадров было срочно дано задание организации мероприятия по повышению квалификации сварщиков. Отобранные 4 человека (главным критерием, определяющим выбор, стал разряд — не ниже 5, образование — среднее техническое, уровень профессиональной подготовки), были направлены на прохождение дополнительного обучения и аттестации в учебном центре. После подготовки сварщики по своему уровню квалификации имели право быть допущенными до тех видов сварочных работ, которые были необходимы для изготовления заказанного оборудования. 2. После принятия решения о виде профессиональной подготовки, необходимо определиться с ее формой. Она может быть: - индивидуальной, - бригадной (групповой), - курсовой. При индивидуальной подготовке обучаемый осваивает теоретический курс самостоятельно. Также он может воспользоваться консультациями преподавателей, в роли которых выступают соответствующие специалисты организации. Производственное обучение он проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника — инструктора производственного обучения на рабочем месте. При бригадной (групповой) форме обучающиеся объединяются в специальные группы, которые включаются в состав бригады, для овладения профессиональными навыками под руководством инструктора производственного обучения. При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Ее численность должна варьироваться в пределах от 10 до 30 человек. Теоретическое обучение обычно проводится: - в учебных центрах, - учебно-курсовых комбинатах, - на постоянно действующих курсах, организуемых министерствами и ведомствами. Также возможно изучение теории в учреждениях начального профессионального образования по договору между предприятием и училищем за счет средств работодателя. Освоение практики при курсовой подготовке рабочих проводится, как правило, в следующей последовательности: - на первом этапе обучение проходит в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия, учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта); - затем формирование практических умений и навыков происходит уже непосредственно на рабочих местах, причем обучение может продолжаться в учебной группе или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего-инструктора производственного обучения. В том случае, если необходимая учебно-материальная база отсутствует, допускается, в порядке исключения, проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия. Обычно курсовая форма используется для подготовки по сложным профессиям с большим объемом теоретических знаний и выполнением различного вида работ, которыми невозможно овладеть самостоятельно на рабочем месте. Выбор формы может зависеть от: - условий обучения, - сложности осваиваемого материала, - количества обучаемых. Пример 6 Получение знаний и освоение профессиональных навыков крановщиков, обслуживающих стреловые краны, предпочтительнее организовывать в форме курсовой подготовки. Это объясняется тем, что данная профессия предполагает освоение большого объема теории, касающейся не только знания составных частей агрегата и технологии управления им, но и техники безопасности. А формирование практических навыков должно происходить только на специально созданной для этого учебной базе. Обычно отработка умений проходит в технически оборудованных классах, где есть имитационная модель крана. Сложность и опасность профессии крановщика не позволяет изучить ее на рабочем месте, поэтому подготовка обычно происходит в лицензированных Ростехнадзором учебных центрах. 3. Следующая стадия в организации профессиональной подготовки работника — решить, где обучение будет происходить. Подготовка может быть организована: - непосредственно на предприятии своими силами, - в учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации и переподготовки кадров, - в системе начального и среднего специального образования. При выборе места подготовки кадров необходимо принимать во внимание: - сложность получаемой профессии, - продолжительность обучения, - наличие в организации учебно-материальной базы (лабораторий, полигонов, мастерских, цехов, специально оборудованных рабочих мест, наглядных пособий), - содержание учебных планов и программ, которые разрабатывают и утверждают соответствующие министерства и ведомства. В отдельных случаях с разрешения вышестоящих организаций допустимо создание планов и программ на самих предприятиях. 4. Планируя профессиональное обучение работника, специалист по подготовке кадров должен принимать во внимание требование законодательства в отношении регулирования труда женщин и несовершеннолетних. Согласно статье 253 и статье 265 ТК РФ обучение для этих категорий проводится только по тем профессиям и на тех производствах, на которых разрешается применение их труда. Например, существует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года, который запрещает применение труда лиц, моложе 18 лет, на ряде работ (в т.ч. на подземных работах, выполняемых рабочими всех профессий при производстве горных работ, строительстве метрополитенов, тоннелей и т.д.), либо содержит ограничения на применение труда несовершеннолетних (по видам работ, профессий, производств, отраслей экономики и др.). В примечании в данному документу сказано, что если в него включены профессии рабочих под общим наименованием, например, сталевар, то запрещение применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста, распространяется на подручных, помощников, старших рабочих по этой профессии. Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в перечень, допускается для граждан, не моложе 17, лет при условии достижения к моменту окончания восемнадцатилетия. Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее 3 лет по профессиям, включенным в перечень, и не достигшие 18 лет, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения в этих производствах действующих санитарных норм и правил по охране труда. 5. После этого необходимо определиться со сроком обучения. Понятно, что работодатель (учитывая проблему дефицита кадров) заинтересован в том, чтобы продолжительность обучения была минимальной, но при этом его качество оставалось на высоком уровне. В целом, сроки профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников устанавливаются определенными нормативными документами. Так, в Типовом положении о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС 15 июня 1988 года № 369/92–14–147/20/18–22, который не утратил юридической силы, указаны сроки подготовки и повышения квалификации работников. При подготовке нового работника сроки обучения не превышают: - по общему правилу — 6-ти месяцев; - по отдельным сложным профессиям — 12-ти месяцев и указываются в Перечне профессий, утверждаемом Гособразованием СССР. Сроки обучения при повышении квалификации обусловлены ее задачами. Так, если целью является улучшение производственных умений и технических знаний для получения более высоких тарифных разрядов в соответствии с требованиями производства, то ее реализация происходит на производственно-технических курсах, где продолжительность обучения устанавливается от 3 (если подготовка проходит с отрывом от работы) до 6 месяцев. На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов. Если на предприятии возникла необходимость в изучении новой техники, оборудования, технологии, то на курсах целевого назначения на это должно быть отведено не менее 20 часов. Освоение необходимых знаний и производственное обучение должны проводиться, в соответствии со статьей 203 ТК РФ, в пределах рабочего времени, установленного для работников соответствующего возраста, профессии. Поэтому продолжительность профессиональной подготовки, например, работника в возрасте 17 лет, согласно статье 92 ТК РФ, не может превышать 36 часов в неделю, так же как и работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда (сварщиков, маляров и т.п.). Квалификационные экзамены Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Причем они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение. Цель квалификационных экзаменов — определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им: - квалификационные разряды; - классы; - категории по соответствующим профессиям. Для того, чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения. Принимает квалификационный экзамен в организации или образовательном заведении квалификационная комиссия. Основанием для ее создания и функционирования на предприятии является приказ, подписанный руководителем, а в учебном учреждении — приказ того органа, в непосредственном подчинении которого оно находится. Нормы, которые регламентируют работу квалификационной комиссии, могут составлять отдельный локальный акт («Положение о квалификационной комиссии») или быть самостоятельной частью правового документа («Положение об аттестации»). При этом содержательная сторона Положения должна включать в себя такие пункты, как: - количественный и персональный состав комиссии; - ее полномочия; - порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов; - решения, принимаемые по результатам аттестации и т.п. Если профессиональная подготовка работника проходит на базе предприятия, то на специалиста, отвечающего за нее, часто возлагают ответственность за обеспечение необходимых условийдля проведения экзаменов: - разработку проекта положения о квалификационной комиссии; - сбор заявлений от работников об обучении; - ведение протокола и т.п. Работа квалификационной комиссии Попытаемся последовательно проследить работу квалификационной комиссии предприятия на примере рассмотрения вопроса о присвоении более высоких разрядов рабочим. Основанием к началу ее функционирования является подача: - заявления работником (образец заявления см. в Примере 10) и - представления (характеристики, ходатайства) на сотрудника руководителем соответствующего подразделения, цеха, отдела. Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии. За 2 недели до начала экзамена претенденту выдается мастером, начальником цеха наряд-документ, который устанавливает задание на исполнение работ и содержит их перечень, нормы расходования времени на их выполнение и т.д. В качестве пробных работ выбирают те, которые: - соответствуют определенным параметрам: - уровню заявленной квалификации, - нормам выработки, принятым в организации; - характерны для данного предприятия; - по своей продолжительности не превышают 1 смены и т.д. Прежде чем работник приступит к квалификационной работе, мастер должен разъяснить порядок и условия ее выполнения. После этого в наряде записывается время ее начала. После ее выполнения фиксируется окончание. Задания рабочему должны даваться в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) в разделе «Примеры работ». При этом, если в нем предусмотрено несколько видов работ по одной и той же профессии, проба производится по той, которую выбрал работник. Решение по кандидатуре принимается по нескольким основаниям: - по результатам устных ответовна вопросы из раздела ЕТКС «Должен знать» в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой; Пример 8 При проведении квалификационного экзамена по присвоению разряда токарю комиссия может поинтересоваться: - какой режим резания использовался при выполнении пробной работы; - из какого металла сделаны сверла; - по какому классу обрабатывались поверхности, какие инструменты и приборы применялись в процессе. Обычно главным показателем того, что претендент профессионально подготовлен, является его умение читать чертежи. Экзаменуемый должен объяснить комиссии, какая деталь изображена на чертеже, из чего она сделана и т.п. Учитываются также знания рабочим: - технологии, - маркировки применяемых материалов, - норм расхода горючего, - правил перемещения и складирования грузов, - правил техники безопасности, - правил внутреннего трудового распорядка, а также - иного необходимого теоретического материала. - по качеству выполнения квалификационной (пробной) работы; - с учетом характеристики мастера, который дает оценку по следующим параметрам: - выполнялась ли норма выработки, - как овладел экзаменуемый умениями и навыками, - насколько быстро и точно выполняет рабочие приемы по обслуживанию машин, агрегатов и т.д. Квалификационный экзамен считается несданным: - если работник не продемонстрировал навыки и знания, требуемые квалификационной характеристикой; - если не были выполнены нормы выработки во время пробной работы; - если был допущен брак по вине экзаменуемого; - если были нарушены требования безопасности труда или отсутствовали знания о них. Работнику, получившему неудовлетворительную итоговую оценку, могут быть установлены дополнительные сроки производственного обучения, по истечении которых решается вопрос о повторном допуске к сдаче квалификационного экзамена. Результаты экзамена и решение комиссии заносятся в заключение (см. Пример 16) и протокол (см. Пример 11). Отделом кадров подготавливается проект приказа о присвоении разряда (см. Пример 12), и после его подписания руководителем организации вносится запись в трудовую книжку (см. Пример 13). Аттестуем стропальщиков Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по некоторым профессиям возможна, по общему правилу, только в специальных учебных комбинатах, образовательных учреждениях. Речь идет о выполнении работ, относящихся к категории особо опасных (их выполняют сварщики, стропальщики, крановщики и т.д.). Допустимо профессиональное обучение по таким профессиям и на предприятии, но только в том случае, если оно получило лицензию Ростехнадзора. Для работодателя такая форма подготовки и переподготовки является предпочтительной, поскольку она менее затратна в финансовом и временном планах. Так, на некоторых заводах обучение стропальщиков проводится своими силами при наличии всех необходимых для этого условий, а именно: - лицензии Ростехнадзора; - аттестованных Ростехнадзором преподавателей; - учебно-производственной базы для проведения занятий (классов, действующей модели крана, наглядных пособий и др.); - утвержденных учебных планов и программ и т.п. Занятия проводятся в группе, которая формируется исходя из потребностей предприятия в данной категории работников с одной стороны, и желания самих рабочих получить дополнительную специальность с другой. Обычно численность группы не превышает 10 — 15 человек. Перед началом обучения на предприятии издается приказ, где указываются сроки теоретической и практической подготовки стропальщиков (обычно освоение профессии происходит в течение одного месяца с отрывом от работы, причем, на теорию отводится где-то порядка 2 недель) и назначается мастер по практическому обучению и стажировке — лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами. На каждого работника в период практики заполняется стажировочный лист, в котором указываются время стажировки по программе, ее содержание (тема каждого занятия), оценка. По окончании стажировки лист подписывается инструктором, который проводил обучение, и главным инженером. Профессиональная подготовка стропальщиков заканчивается сдачей экзамена, на котором в обязательном порядке должен присутствовать представитель Ростехнадзора. По результатам экзамена комиссия оформляет протокол (см. Пример 14). Стропальщику, успешно прошедшему обучение, выдается удостоверение установленного образца. Переводим или присваиваем разряд? Присвоение разряда с юридической точки зрения может быть как переводом, так им и не являться. Согласно статье 72 ТК РФ переводом считается: - изменение трудовой функции или - изменение существенных условий трудового договора. Если после присвоения работнику нового разряда ему поручают выполнять работу в соответствии с ним, то фактически у него меняется трудовая функция, а значит — это, с юридической точки зрения, является переводом. Для того, чтобы подтвердить данную мысль, проведем сравнительный анализ характеристик работ продавца непродовольственных товаров четвертого и пятого разрядов, данных в ЕТКС (см. Таблицу 1), а также токаря третьего и четвертого разрядов (см. Таблицу 2). Таким образом, сравнивая содержание работ по одной и той же профессии, но с разным уровнем квалификации, мы видим, что оно не идентично. Однако ситуация может быть и иной: работнику присвоили более высокий разряд, но на новое место работы его не перевели. Пример 9 Руководство завода по изготовлению мельничного оборудования запланировало в течение 10 месяцев разработать и запустить в массовое производство улучшенные модели мини-мельниц. Поскольку реализация данного проекта предполагала освоение более сложных и точных видов работ, то перед специалистами отдела персонала была поставлена задача по организации дополнительного обучения кадров, непосредственно принимающих участие в изготовлении нового оборудования. В установленные сроки рабочие прошли необходимую профессиональную подготовку, однако в течение еще полугода они продолжали выполнять тот объем и характер работ, который у них был до обучения. С точки зрения логики и здравого смысла, конечно же, в первом случаев трудовой книжке должна быть запись о переводе, а во втором лишь о повышении разряда. Лица, отстаивающие данную позицию, рассуждают следующим образом. Различие формулировок записи в трудовой книжке при установлении разряда, класса и т.п. обусловлено тем, что присвоение квалификации рассматривается как обыкновенное подтверждение нового уровня знаний и навыков, не имеющее отношения к изменению трудовых функций. Иначе говоря, человек мог повысить разряд (на курсах, в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования), но при этом не работать в соответствии с ним, т.е. работник продолжает выполнять тот же объем и содержание работы, что и до обучения. В данной ситуации если запись о повышении разряда и делается, то она приравнивается к записи об обучении. Но если сотрудник после профессионального обучения приступил к выполнению работы в соответствии с полученным квалификационным уровнем, то, по мнению некоторых специалистов кадровых служб, это как раз тот случай, когда речь идет о переводе с соответствующим документальным оформлением. Однако если мы обратимся к Инструкции по заполнению трудовых книжек, то узнаем, что «если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись». Установленная форма, однако, не прилагается, и иллюстративная запись отсутствует. А ниже приводится пример записи об установлении работнику другой профессии и квалификации — «Установлена вторая профессия «Электросварщик» с присвоением 3 разряда». Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение разряда (класса, категории) в трудовой книжке должно отражаться формулировкой «Присвоен». В некоторых случаях специалисты кадровых служб, опровергая данное утверждение, апеллируют к унифицированным формам, где не предусмотрен бланк приказа о присвоении разряда (категории), но есть приказ о переводе. А поскольку Правила ведения и хранения трудовых книжек, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225, требуют соблюдения формулировки приказа при внесении записи в трудовую книжку, то изменение квалификационного разряда зачастую оформляется как перевод. Однако уместно напомнить, что предложенные Госкомстатом унифицированные бланки учитывают далеко не все ситуации, касающиеся учета кадров на предприятиях. Поэтому в некоторых случаях допустимо применение произвольной формы приказа, как, в частности, приказа о присвоении разряда. Поэтому, на наш взгляд, правильной будет запись в трудовой книжке о присвоении разряда, категории, класса (независимо от статуса работника — рабочий или служащий) со следующей формулировкой: «Присвоен 5 разряд слесаря механосборочных работ» или «присвоена 1 категория инженера-конструктора». У некоторых специалистов кадровых служб возникает вопрос, надо ли в случае присвоения разряда оформлять дополнительное соглашение к трудовому договору. Изменение существенных условий трудового договора возможно только по соглашению сторон и только в письменной форме. Соответственно, если работник после присвоения ему разряда начал выполнять иную функцию, нежели та, которая была у него прописана в договоре, то делать дополнительное соглашение, в котором будут указаны новые условия (квалификация, содержание работы, оклад), необходимо. Образец дополнительного соглашения к трудовому договору. Однако повышение квалификации, не повлекшее за собой никаких изменений в его профессиональной деятельности, на наш взгляд, можно рассматривать лишь как показатель того, что работник приобрел новые знания и навыки. В этом случае дополнительного соглашения к трудовому договору делать не надо: существенные условия трудового договора остались неизменны.

    DDi 13 февр. 2010

    Данная статья относится к России, но она актуальна и у нас.

    Kontrol 24 окт. 2011

    Какими руководствоваться нормтивными документами (Минтруда?) надо руководствоваться при создании на предприятии комиссии по аттестации работников при повышении разряда? Кто должен входить в комиссию?

    Гюрза 24 окт. 2011


    В этом Положении общие вопросы отражены, нет деталировки.
    Вот в нэте попался хороший документ, но незнаю действующий он или нет.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
    ПО ВОПРОСАМ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

    СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
    ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

    ПРИКАЗ
    от 24 сентября 1981 г. N 135

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ
    ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ
    ЭКЗАМЕНОВ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
    РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

    В целях дальнейшего совершенствования методической
    документации по профессиональному обучению рабочих приказываю:
    1. Утвердить прилагаемую Типовую инструкцию об организации
    проведения квалификационных экзаменов при профессиональном
    обучении рабочих на производстве.
    2. Считать утратившей силу Инструкцию о проведении
    квалификационных экзаменов при подготовке и повышению квалификации
    рабочих на производстве, утвержденную Госпрофобром СССР 22 февраля
    1969 г.
    3. Настоящий Приказ подлежит включению в Перечень действующих
    нормативных актов Госпрофобра СССР (ПДНА ГК ПТО СССР).


    Приложение
    к Приказу Госпрофобра СССР
    от 24 сентября 1981 г. N 135

    ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
    ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ
    ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

    I. Общие положения

    Типовая инструкция об организации проведения квалификационных
    экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве
    разработана в соответствии с Типовым положением о профессиональном
    обучении рабочих на производстве, утвержденным Постановлением
    Госкомтруда СССР, Госпрофобра СССР и Секретариата ВЦСПС от 4 марта
    1980 г. N 50/4/4-85, и Положением о порядке аттестации и
    присвоения квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих в
    различных формах обучения, утвержденным Постановлением Госпрофобра
    СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 22 ноября 1979 г. N 24/483/П-11.
    Курсовая, групповая и индивидуальная формы подготовки новых
    рабочих, переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям,
    повышение квалификации рабочих на производственно - технических
    курсах заканчиваются квалификационными экзаменами.
    Квалификационные экзамены проводятся с целью определения
    соответствия полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков
    программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и
    на этой основе установить им квалификационные разряды, классы,
    категории по соответствующим профессиям. К квалификационным
    экзаменам допускаются лица, успешно прошедшие полный курс
    теоретического и производственного обучения в процессе курсового,
    группового или индивидуального обучения на производстве.
    Квалификационные экзамены проводятся в конце установленного
    срока обучения рабочих на производстве, но не позднее 10 дней
    после окончания обучения.
    Для проведения квалификационных экзаменов в учебно - курсовых
    комбинатах (пунктах) и в объединениях, на предприятиях, в
    организациях <*> создаются соответствующие квалификационные
    комиссии.
    --------------------------------
    <*> Далее именуются "предприятия".

    Лицам, получившим профессиональную подготовку в учебно -
    курсовых комбинатах (пунктах), а также в процессе курсового,
    группового или индивидуального обучения на производстве,
    присваивается, как правило, начальный квалификационный разряд,
    класс, категория по профессиям.
    Рабочим, окончившим производственно - технические курсы
    повышения квалификации, в зависимости от цели обучения
    квалификационными комиссиями присваиваются очередные более высокие
    квалификационные разряды, классы, категории по профессиям (при
    наличии на данном предприятии работ соответствующего уровня
    квалификации). В случае отсутствия на предприятии работ
    соответствующего уровня квалификации рабочие, успешно закончившие
    обучение на производственно - технических курсах, сдают зачеты и в
    дальнейшем пользуются преимуществом при повышении квалификационных
    разрядов, классов, категорий и продвижении по работе.
    Если экзаменуемые владеют несколькими профессиями, то
    квалификационные разряды, классы, категории повышаются им только
    по тем профессиям, по которым они проходили обучение.
    Квалификационные экзамены, независимо от форм
    профессионального обучения рабочих на производстве, заключаются в
    выполнении экзаменуемыми квалификационных (пробных) работ и в
    проверке их знаний в пределах требований квалификационных
    характеристик и учебных программ.
    На основе настоящей Типовой инструкции министерства и
    ведомства разрабатывают и утверждают с учетом специфики
    профессионального обучения рабочих на подведомственных
    предприятиях соответствующие отраслевые инструкции.

    II. Подготовка к квалификационным экзаменам

    Для проведения квалификационных экзаменов создаются
    соответствующие квалификационные комиссии: в учебно - курсовых
    комбинатах (пунктах) - приказом органа, в непосредственном
    подчинении которого они находятся; на крупных предприятиях
    квалификационные комиссии предприятий и цехов, на остальных
    предприятиях только квалификационные комиссии предприятий -
    приказом руководителя предприятия.
    Председателем квалификационной комиссии учебно - курсового
    комбината (пункта) назначается представитель органа, в
    непосредственном подчинении которого он находится. Председатель
    квалификационной комиссии должен быть специалистом соответствующей
    отрасли производства.
    В состав комиссии входят руководители и преподаватели
    специальных дисциплин учебно - курсового комбината (пункта),
    представителям администраций и профсоюзных организаций
    предприятий, рабочие которых сдают экзамены, представители
    местного органа профтехобразования и др.
    Председателем квалификационной комиссии предприятия
    назначается главный инженер предприятия или его заместитель,
    членами комиссии - начальник отдела (бюро) или работников,
    выполняющий функции по профессиональному обучению рабочих на
    производстве, начальник отдела труда (организации труда) и
    заработной платы, инженер по технике безопасности, представитель
    профсоюзной организации и отдела кадров, руководитель
    соответствующего подразделения предприятия, представитель местного
    органа профтехобразования.
    Председателем цеховой квалификационной комиссии назначается
    начальник цеха или его заместитель, членами комиссии -
    председатель цеховой профсоюзной организации, работник,
    выполняющий функции по профессиональному обучению рабочих на
    производстве, инженер по технике безопасности, мастер цеха
    (участка).
    В случае необходимости к работе комиссии привлекаются
    квалификационные рабочие соответствующей профессии или специалисты
    других служб предприятия.
    При проведении квалификационных экзаменов по профессиям для
    работ на объектах, поднадзорных специальным организациям и
    ведомствам, в состав квалификационных комиссий включаются
    представители этих организаций и ведомств.

    III. Подбор и выполнение квалификационных (пробных) работ

    Квалификационные (пробные) работы проводятся с целью
    определения уровня освоения экзаменуемыми установленной
    технологии, передовых приемов и методов труда по соответствующей
    профессии, достижения требуемой производительности труда,
    выполнения норм времени (норм выработки), обеспечения выполнения
    технических условий производства работ и т.д.
    Мастера производственного обучения учебно - курсовых
    комбинатов (пунктов), работники предприятий, выполняющие функции
    по профессиональному обучению рабочих, совместно с руководителями
    цехов намечают перечень квалификационных (пробных) работ, а также
    рабочие места для их выполнения.
    Квалификационные (пробные) работы проводятся в течение
    последних двух недель обучения рабочих.
    В качестве квалификационных (пробных) работ выбираются
    характерные для данной профессии и для предприятия работы и
    изделия, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному
    квалификационной характеристикой, техническими требованиями,
    действующими на данном предприятии. При подборе квалификационных
    (пробных) работ следует исходить из того, что продолжительность их
    выполнения должна быть не менее одной смены, и нормы времени
    (нормы выработки) должны соответствовать нормам, принятым на
    данном предприятии.
    Перед выполнением квалификационных (пробных) работ мастер
    цеха, участка должен принять меры для обеспечения каждого
    экзаменуемого соответствующим рабочим местом, отвечающим
    требованиям безопасности труда, исправными приспособлениями,
    инструментами, а также технологической документацией и чертежами.
    В случаях, когда для выполнения квалификационной (пробной) работы
    экзаменуемым выдаются полуфабрикаты или детали, прошедшие
    предварительную обработку, они должны иметь клеймо отдела
    технического контроля.
    Если работа, выделенная в качестве пробной для присвоения
    (повышения) экзаменуемому квалификационного раздела, требует
    участия под его руководством других рабочих, то необходимая для
    этого бригада (звено) на время выполнения пробной работы
    организуется мастером цеха, участка.
    Квалификационная (пробная) работа выполняется по наряду,
    выписываемому мастером цеха, участка. В наряде указываются
    содержание работы и время, отводимое на ее выполнение.
    При вручении наряда мастер цеха, участка разъясняет
    экзаменуемому порядок и условия выполнения работ и только после
    этого записывает в наряде время начала ее выполнения.
    При определении фактически затраченного времени на выполнение
    квалификационной (пробной) работы время простоев, происшедших не
    по вине экзаменуемого, исключается.
    По окончании квалификационной (пробной) работы мастер цеха,
    участка записывает в наряд фактически затраченное на ее выполнение
    время, а работа предъявляется для проверки и оценки качества в
    отдел технического контроля.
    Экзаменуемым, не выполнившим квалификационной (пробной) работы
    по не зависящим от них причинам (неисправность оборудования,
    некачественные сырье, заготовки и т.п.), пробная работа
    назначается повторно.
    На выполненную квалификационную (пробную) работу оформляется
    заключение (приложение 1) <*>. Заключение подписывается мастером
    цеха, участка и утверждается начальником цеха.
    --------------------------------
    <*> Приложения не приводятся.

    Наряд с отметкой технического контроля, чертеж и заключение на
    выполненную экзаменуемым квалификационную (пробную) работу, а
    там, где это возможно, и сама пробная работа передаются
    квалификационной комиссии.
    По отдельным профессиям, связанным с обслуживанием агрегатов,
    производственных участков или других технологических процессов, по
    которым не может быть установлено конкретное содержание пробной
    работы, квалификация экзаменуемых определяется квалификационной
    комиссией на основе непосредственной проверки членами комиссии
    подготовленности обучающих к самостоятельной работе и
    производственных показателей, достигнутых ими в результате
    обучения. Об уровне квалификации экзаменуемого в конце
    установленного срока обучения оформляется заключение (приложение
    1-а), которое подписывается мастером цеха, участка, членом
    квалификационной комиссии, который проводил проверку
    подготовленности обучающегося к самостоятельной работе, и
    утверждается начальником цеха.

    IV. Содержание работы квалификационных комиссий

    В обязанности членов квалификационной комиссии входят проверка
    полученных экзаменуемыми в процессе обучения знаний, умений и
    навыков в объеме учебной программы и требований квалификационной
    характеристики и присвоение им квалификационных разрядов, классов,
    категорий по профессиям.
    Работа комиссии проводится по календарному плану.
    Квалификационная комиссия рассматривает и утверждает перечень
    квалификационных (пробных) работ и за 2 - 3 дня до выполнения
    распределяет их между экзаменуемыми, а между членами комиссии
    распределяет также обязанности по осуществлению контроля за
    выполнением квалификационных (пробных) работ и подготовленности
    обучающих к самостоятельной работе.
    Члены квалификационной комиссии наблюдают за выполнением
    квалификационных (пробных) работ экзаменуемыми, в перерывах
    опрашивают их о неполадках и встречающихся трудностях при
    выполнении работ, проверяют знания технологического процесса,
    передовых приемов и методов труда, правила охраны труда.
    После выполнения экзаменуемыми пробных работ квалификационная
    комиссия:
    рассматривает результаты выполнения квалификационных (пробных)
    работ;
    заслушивает мастера цеха, участка о выполнении экзаменуемыми
    норм выработки за последние две недели, об овладении умениями и
    навыками в работе, об освоении передовых приемов и методов труда,
    о быстроте, правильности и точности выполнения рабочих приемов при
    обслуживании агрегата, машины, производственного участка, качества
    выпускаемой продукции, экономии сырья и энергии, организации
    рабочего места, планировании работы и т.п.;
    знакомится по дневникам производственного обучения с
    характером производственных работ, выполненных экзаменуемыми в
    процессе обучения, и с оценками их качества;
    проводит устный опрос экзаменуемых в пределах учебной
    программы, требований квалификационной характеристики.
    Экзамен считается сданным при условии выполнения
    квалификационной (пробной) работы в полном соответствии с
    техническими условиями и при наличии у экзаменуемого теоретических
    знаний, предусмотренных тарифно - квалификационным справочником,
    для данного уровня квалификации и профессии.
    Присвоение квалификационного разряда рабочему, выполняющему
    функции по руководству бригадой, должно проводиться на общих
    основаниях. Назначение рабочего бригадиром не может служить
    основанием для повышения его разряда.
    Квалификационный экзамен считается несданным:
    если во время выполнения квалификационной (пробной) работы, а
    также во время проверки знаний квалификационной комиссией
    установлено отсутствие у экзаменуемого знаний, требуемых
    квалификационной характеристикой;
    при невыполнении по вине рабочего норм выработки (времени),
    установленных на выполнение квалификационной (пробной) работы;
    в случае брака при выполнении квалификационной (пробной)
    работы по вине экзаменуемого;
    при незнании или нарушении экзаменуемым требований
    безопасности труда.
    Лицам, не закончившим полного курса обучения в установленный
    срок или получившим неудовлетворительные итоговые оценки
    успеваемости по теоретическому или производственному обучению,
    могут быть установлены дополнительные сроки производственного
    обучения, организованы для них индивидуальные консультации по
    теоретическому обучению, а по истечении этих сроков решается
    вопрос о повторном допуске их к сдаче квалификационного экзамена.
    Результаты квалификационных экзаменов и решение комиссии о
    присвоении (повышении) экзаменуемым квалификационных разрядов,
    классов, категорий по профессии заносятся в протокол (форма
    указана в приложении 2), который подписывается председателем и
    всеми членами комиссии.
    Квалификационные комиссии по итогам своей работы составляют
    письменные заключения с целью их использования для дальнейшего
    улучшения качества профессионального обучения рабочих.
    На основании протокола квалификационной комиссии рабочему
    выдается свидетельство единой формы (приложение 3) <*>.
    --------------------------------
    <*> Лицам, прошедшим курс обучения по профессиям для работ на
    объектах, поднадзорных специальным организациям и ведомствам,
    кроме свидетельства выдаются указанными организациями и
    ведомствами или по согласованию с ними специальные удостоверения
    установленного образца.

    Присвоенный комиссией разряд, класс, категория по профессии в
    установленном порядке заносится в трудовую книжку рабочего.
    В протоколе квалификационной комиссии, свидетельстве, трудовой
    книжке и других документов наименование профессии записывается в
    строгом соответствии с наименованием, указанным в тарифно -
    квалификационном справочнике.
    Протоколы квалификационных экзаменов подлежат хранению в
    соответствии с Перечнем типовых документальных материалов,
    образующихся в деятельности министерств, ведомств и других
    учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения
    материалов, утвержденных ГАУ при СМ СССР, в течение 25 лет.

    Гюрза 24 окт. 2011
    DDi 25 окт. 2011

    Вот нашла не менее интересный документ.
    http://bs-staff.com. 1076_747_1.html
    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е12.08.1985 N 270/17-2
    Об утверждении Типового положения об организации подбора и аттестации бригадиров в производственных объединениях и на предприятиях

    Мое мнение, даже если и не действует, но очень надо для предприятия, можно разработать свой документ действующий в рамках предприятия.

    Гюрза 26 окт. 2011

    У нас действует "Положення про порядок кваліфікаційної атестації та присвоєння кваліфікації особам, які здобувають професійно-технічну освіту"
    Наказ МІНІСТЕРСТВА ПРАЦІ ТА СОЦІАЛЬНОЇ ПОЛІТИКИ УКРАЇНИ та МІНІСТЕРСТВА ОСВІТИ УКРАЇНИ N 201/469 від 31.12.98
    Зареєстровано в Міністерстві юстиції України 1 березня 1999 р. за N 124/3417

    Согласен с этим Положенням про порядок кваліфікаційної атестації та присвоєння кваліфікації особам, які здобувають професійно-технічну освіту

    Dima 26 окт. 2011

    На предприятии есть свой учебно-курсовой комбинат (УКК), который согласно полученному разрешению на право обучения и присвоения квалификации работникам рабочих профессий, обеспечивает подготовленными рабочими кадрами свое предприятие.
    Вопрос. УКК может только повышать разряды работникам предприятия той категории, на которую у нее (УКК) есть Лицензия или еще и другой категории работников работающих на предприятии (на которые УКК не имеет разрешение на обучение)?
    Ваши мнения.

    В соответствии с постановлением КМУ № 1019 от 08.08.2007: Послуги з первинної професійної підготовки,
    перепідготовки, професійно-технічного навчання, підвищення
    кваліфікації робітників підлягають ліцензуванню за умови, що
    відповідні професії включено до Класифікатора професій
    НК 003:2005 ( vb375609-05, vc375609-05 ), затвердженого наказом
    Держспоживстандарту від 26 грудня 2005 р. N 375 ( v0375609-05 ).
    Ліцензування діяльності підприємств, установ та
    організацій з професійно-технічного навчання на виробництві
    проводиться у разі, коли передбачається видача документа про
    освіту державного зразка.
    Таким образом можно обучать при условиях предусмотренных вышеуказанным постановлением.