Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство По Защите Информации От Технических Разведок И От Ее Утечки По Техническим Каналам img-1

Руководство По Защите Информации От Технических Разведок И От Ее Утечки По Техническим Каналам

Рейтинг: 4.9/5.0 (1832 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство по защите секретной информации, обрабатываемой на объекте вычислительной техники

Руководство по защите секретной информации, обрабатываемой на объекте вычислительной техники

2. Термины, понятия и определения. 4

3. Описание овт. 5

4. Возможные угрозы потери информации. 7

5. Организация защиты от утечки информации по техническим каналам. 10

6. Организация защиты информации от разрушения. 12

7. Организация защиты от сбоев в работе ОТСС. 13

8. Состав рабочей документации по защите информации. 14

9. Порядок контроля защиты информации на ОВТ. 15

Лист согласований. 16

1. Общие положения

1.1. Настоящее «Руководство по защите секретной информации, обрабатываемой на объекте вычислительной техники в комнате … ФГУП «» (далее – Руководство) устанавливает порядок защиты информации при экслуатации данного ОВТ.

1.2. Руководство разработано на основании требований следующих нормативных документов:

- «Положение о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам», утвержденное Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 15.09.1993 г. №912-51;

- «Специальные требования и рекомендации по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам», утвержденные решением Гостехкомиссии России от 23.05.1997 г. №55;

- «Типовые требования к содержанию и порядку разработки руководства по защите информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам на объекте», утвержденные решением Гостехкомиссии от 3.10.1995 г.;

- «Инструкция по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях СССР» (Инструкция №0126-87);

- «Развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию по агентство;

а также в соответствии с требованиями и рекомендациями для Предприятия, приведенными в документах:

- «Аналитическое обоснование необходимости создания системы защиты секретной информации …;

- ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ», утвержденное руководством Предприятия от 13.05.2002 №_____;

- «Акт категорирования объекта вычислительной техники

- «Акт классификации автоматизированной системы

1.3. Цель данного Руководства - на основании действующих законодательных актов и руководящих документов по защите информации создать на ОВТ ФГУП «» (далее – Предприятие) необходимые организационные и правовые предпосылки для эффективной защиты информации в общей системе охраны государственной тайны.

1.4. Руководство предназначено для практического использования сотрудниками Предприятия при работе в ОВТ и определяет следующие основные вопросы защиты информации:

- определение перечня защищаемых ресурсов и способов их обработки;

- определение каналов утечки информации и других угроз;

- требования по защите информации;

- порядок эксплуатации основных технических средств и систем (ОТСС) в ОВТ;

- доступ сотрудников в помещение ОВТ и к ресурсам ОВТ;

- порядок технического обслуживания и ремонта ОТСС и вспомогательных технических средств и систем (ВТСС);

- состав и основное содержание организационно-распорядительной, проектной, эксплуатационной и иной документации по защите информации в ОВТ;

- порядок организации контроля средств и мер по защите информации в ОВТ.

1.5. Требования настоящего Руководства являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами Предприятия, а также представителями других организаций и предприятий, выполняющих работы по заданию или совместно с ФГУП «».

1.6. Руководство вступает в силу после получения Предприятием аттестата соответствия ОВТ требованиям по защите информации.

1.7 Руководство может уточняться и корректироваться по мере необходимости. Предложения по внесению изменений в настоящее Руководство могут предлагаться начальниками структурных подразделений, их обработка и подготовка возлагается на начальника отдела гражданской обороны и мобилизационной готовности (ГОМГ).

1.8. Право толкования и разъяснения требований и рекомендаций настоящего Руководства предоставляется начальнику отдела ГОМГ.

Другие статьи

Положение «О государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим канала

«О государственной системе защиты информации

в российской федерации от иностранных технических

разведок и от ее утечки по техническим каналам»

(утв. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 15 сентября 1993 г. № 912-51)

I. общие положения

1. Настоящее Положение является документом, обязательным для выполнения при проведении работ по защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну. в органах (аппаратах, администрациях) представительной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и в органах местного самоуправления (далее именуются – органы государственной власти ), на предприятиях и в их объединениях. учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее именуются – предприятия ).

2. Положение определяет структуру государственной системы защиты информации в Российской Федерации, ее задачи и функции, основы организации защиты сведений, отнесенных в установленном порядке к государственной или служебной тайне, от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам (далее именуется – защита информации ).

3. Работы по защите информации в органах государственной власти и на предприятиях проводятся на основе актов законодательства Российской Федерации.

4. Защита информации осуществляется путемвыполнения комплекса мероприятий попредотвращению утечки информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, предупреждению преднамеренных программно-технических воздействий с целью разрушения (уничтожения) или искажения информации в процессе обработки, передачи и хранения, по противодействию иностранным техническим разведкам, а также путем проведения специальных работ, порядок организации и выполнения которых определяется Советом Министров – Правительством Российской Федерации.

5. Мероприятия по защите информации являются составной частью управленческой, научной и производственной деятельности и осуществляются во взаимосвязи с другими мерами по обеспечению установленного режима секретности проводимых работ.

6. Главными направлениями работ по защите информации являются:

- обеспечение эффективного управления системой защиты информации;

- определение сведений, охраняемых от технических средств разведки, и демаскирующих признаков, раскрывающих эти сведения;

- анализ и оценка реальной опасности перехвата информации техническими средствами разведки, несанкционированного доступа, разрушения (уничтожения) или искажения информации путем преднамеренных программно-технических воздействий в процессе ее обработки, передачи и хранения в технических средствах, выявление возможных технических каналов утечки сведений, подлежащих защите;

- разработка организационно-технических мероприятий по защите информации и их реализация;

- организация и проведение контроля состояния защиты информации.

7. Основными организационно-техническими мероприятиями по защите информации являются:

- лицензирование деятельности предприятий в области защиты информации;

- аттестование объектов по выполнению требований обеспечения защиты информации при проведении работ со сведениями соответствующей степени секретности;

- сертификация средств защиты информации и контроля за ее эффективностью, систем и средств информатизации и связи в части защищенности информации от утечки по техническим каналам;

- категорирование вооружения и военной техники, предприятий (объектов) по степени важности защиты информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности;

- обеспечение условий защиты информации при подготовке и реализации международных договоров и соглашений;

- оповещение о пролетах космических и воздушных летательных аппаратов, кораблях и судах, ведущих разведку объектов (перехват информации, подлежащей защите), расположенных на территории Российской Федерации;

- введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных ограничений в режимах использования технических средств, подлежащих защите;

- создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении;

- разработка и внедрение технических решений и элементов защиты информации при создании и эксплуатации вооружения и военной техники, при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, систем и средств информатизации и связи;

- разработка средств защиты информации и контроля за ее эффективностью (специального и общего применения) и их использование;

- применение специальных методов, технических мер и средств защиты, исключающих перехват информации, передаваемой по каналам связи.

8. Конкретные методы, приемы и меры защиты информации разрабатываются в зависимости от степени возможного ущерба в случае ее утечки, разрушения (уничтожения).

9. Проведение любых мероприятий и работ с использованием сведений, отнесенных к государственной или служебной тайне, без принятия необходимых мер по защите информации не допускается.

II. государственная система защиты информации

10. Основные задачи государственной системы защиты информации:

- проведение единой технической политики, организация и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности;

- исключение или существенное затруднение добывания информации техническими средствами разведки, а также предотвращение ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, предупреждение преднамеренных программно-технических воздействий с целью разрушения (уничтожения) или искажения информации в процессе ее обработки, передачи и хранения;

- принятие в пределах компетенции правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации;

- анализ состояния и прогнозирование возможностей технических средств разведки и способов их применения, формирование системы информационного обмена сведениями по осведомленности иностранных разведок;

- организация сил, создание средств защиты информации и контроля за ее эффективностью;

- контроль состояния защиты информации в органах государственной власти и на предприятиях.

18. Организация работ по защите информации на предприятиях осуществляется их руководителями.

В зависимости от объема работ по защите информации руководителем предприятия создается структурное подразделение по защите информации либо назначаются штатные специалисты по этим вопросам ( например Администратор информационной безопасности ).

Подразделения по защите информации (штатные специалисты) на предприятиях:

- осуществляют мероприятия по защите информации в ходе выполнения работ с использованием сведений, отнесенных к государственной или служебной тайне;

- определяют совместно с заказчиком работ основные направления комплексной защиты информации;

- участвуют в согласовании технических (тактико-технических) заданий на проведение таких работ;

- дают заключение о возможности проведения работ с информацией, содержащей сведения, отнесенные к государственной или служебной тайне.

Указанные подразделения (штатные специалисты) подчиняются непосредственно руководителю предприятия или его заместителю. Работники этих подразделений (штатные специалисты) приравниваются по оплате труда к соответствующим категориям работников основных структурных подразделений.

Для проведения работ по защите информации могут привлекаться на договорной основе специализированные предприятия. имеющие лицензии на право проведения работ в области защиты информации.

19. Предприятия, имеющие намерения заниматься деятельностью в области защиты информации, должны получить соответствующую лицензию на определенной вид этой деятельности. Лицензии выдаются Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации и другими лицензирующими органами в соответствии со своей компетенцией по представлению органа государственной власти.

20. Высшие учебные заведения и институты повышения квалификации по подготовке и переподготовке кадров в области защиты информации (например: Институт криптографии, связи и информатики ФСБ – http :// www. fssr. ru / ; РГГУ – http :// www. fzi. rsuh. ru / ; Санкт-Петербургский специальный центр защиты информации – http :// www. ssl. stu. neva. ru / ; НИП Информзащита – http :// www. infosec. ru / ) осуществляют:

1) первичную подготовку специалистов по комплексной защите информации;

2) переподготовку (повышение квалификации) специалистов по защите информации органов государственной власти и предприятий;

3) усовершенствование знаний руководителей органов государственной власти и предприятий в области защиты информации.

Подготовка кадров для государственной системы защиты информации осуществляется при методическом руководстве Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации.

III. организация защиты информации в системах и средствах информатизации и связи

21. Защита информации в системах и средствах информатизации и связи является составной частью работ по их созданию, эксплуатации и осуществляется во всех органах государственной власти и на предприятиях, располагающих информацией, содержащей сведения, отнесенные к государственной или служебной тайне.

22. Требования по защите информации в системах и средствах информатизации и связи определяются заказчиками совместно с разработчиками на стадии подготовки и согласования решений, приказов и директив, планов и программ работ, технических и тактико-технических заданий на проведение исследований, разработку (модернизацию), испытания, производство и эксплуатацию (применение) на основе стандартов, нормативно-технических и методических документов, утверждаемых Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с их компетенцией. Указанные требования согласовываются с подразделениями по защите информации.

23. Организация защиты информации в системах и средствах информатизации и связи возлагается на руководителей органов государственной власти и предприятий, заказчиков и разработчиков систем и средств информатизации и связи, руководителей подразделений, эксплуатирующих эти системы и средства, а ответственность за обеспечение защиты информации – непосредственно на пользователя (потребителя) информации.

24. В интересах обеспечения защиты информации в системах и средствах информатизации и связи защите подлежат:

1) информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной или служебной тайне, представленные в виде носителей на магнитной и оптической основе, информативных физических полей, информативных массивов и баз данных;

2) средства и системы информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, технические средства приема, передачи и обработки информации (звукозаписи, звукоусиления, звуковоспроизведения, переговорные и телевизионные устройства, средства изготовления, тиражирования документов и другие технические средства обработки графической, смысловой и буквенно-цифровой информации), используемые для обработки информации, содержащей сведения, отнесенные к государственной или служебной тайне;

3) технические средства и системы, не обрабатывающие информацию, но размещенные в помещениях, где обрабатывается (циркулирует) информация, содержащая сведения, отнесенные к государственной или служебной тайне, а также сами помещения, предназначенные для ведения секретных переговоров;

25. Целями защиты информации являются:

1) предотвращение утечки информации по техническим каналам;

2) предотвращение несанкционированного уничтожения, искажения, копирования, блокирования информации в системах информатизации;

3) соблюдение правового режима использования массивов и программ обработки информации, а также обеспечение полноты, целостности и достоверности информации в системах обработки;

4) сохранение возможности управления процессом обработки и пользования информацией.

26. Защита информации осуществляется путем:

1) предотвращение перехвата техническими средствами информации, передаваемой по каналам связи;

2) предотвращение утечки обрабатываемой информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, создаваемых функционирующими техническими средствами, а также электроакустических преобразований;

3) исключения несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации;

4) предотвращения специальных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации;

5) выявления возможно внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации (закладных устройств);

6) предотвращения перехвата техническими средствами речевой информации из помещений и объектов.

Предотвращение перехвата техническими средствами информации, передаваемой по каналам связи, достигается применением криптографических и иных методов и средств защиты, а также проведением организационно-технических и режимных мероприятий.

Предотвращение утечки обрабатываемой информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, а также электроакустических преобразований достигается применением защищенных технических средств, аппаратных средств защиты, средств активного противодействия, экранированием зданий или отдельных помещений, установлением контролируемой зоны вокруг средств информатизации и другими организационными и техническими мерами.

Исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации достигается применением специальных программно-технических средств защиты, использованием криптографических способов защиты, а также организационными и режимными мероприятиями.

Предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации, достигается применением специальных программных и аппаратных средств защиты (антивирусных процессоров, антивирусных программ), организацией системы контроля безопасности программного обеспечения.

Выявление возможно внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации (закладных устройств) достигается проведением специальных проверок по выявлению этих устройств.

Предотвращение перехвата техническими средствами речевой информации из помещений и объектов достигается применением специальных средств защиты, проектными решениями, обеспечивающими звукоизоляцию помещений, выявлением специальных устройств подслушивания и другими организационными и режимными мероприятиями.

27. Информация, содержащая сведения, отнесенные к государственной или служебной тайне, должна обрабатываться с использованием защищенных систем и средств информатизации и связи или с использованием технических и программных средств защиты, сертифицированных в установленном порядке.

Соответствие технического средства и его программного обеспечения требованиям защищенности подтверждается:

1) сертификатом, выдаваемым предприятием, имеющим лицензию на этот вид деятельности;

2) по результатам сертификационных испытаний;

3) предписанием на эксплуатацию, оформляемым по результатам специальных исследований и специальных проверок технических средств и программного обеспечения.

Для оценки готовности систем и средств информатизации и связи к обработке (передаче) информации, содержащей сведения, отнесенные к государственной или служебной тайне, проводится аттестование указанных систем и сре дств в р еальных условиях эксплуатации на предмет соответствия принимаемых методов, мер и средств защиты требуемому уровню безопасности информации.

VI. контроль состояния защиты информации

47. Контроль состояния защиты информации (далее именуется – контроль) осуществляется с целью своевременного выявления и предотвращения утечки информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, преднамеренных программно-технических воздействий на информацию и оценки защиты ее от иностранных технических разведок.

Контроль заключается в проверке выполнения актов законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, решений Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, а также в оценке обоснованности и эффективности принятых мер защиты для обеспечения выполнения утвержденных требований и норм по защите информации.

48. Контроль организуется Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации и Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, структурными и межотраслевыми подразделениями органов государственной власти, входящими в государственную систему защиты информации, и предприятиями в соответствии с их компетенцией.

Акты проверок предприятий рассылаются их руководителями в орган, проводивший поверку, и в орган государственной власти по подчиненности предприятия.

49. Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации организует контроль силами центрального аппарата и подчиненных ей в специальном отношении Специальных центров. Она может привлекать для этих целей подразделения по защите информации органов государственной власти.

Центральный аппарат Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции контроль в органах государственной власти и на предприятиях, обеспечивает методическое руководство работами по контролю (за исключением объектов и технических средств, защита которых входит в компетенцию Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Главного управления охраны Российской Федерации).

Специальные центры, подчиненные в специальном отношении Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, в пределах своей компетенции осуществляют контроль в органах государственной власти и на предприятиях, расположенных в зонах ответственности этих центров.

Контроль в органах государственной власти силами центрального аппарата Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и специальных центров, подчиненных в специальном отношении Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, осуществляется по согласованию с соответствующими органами государственной власти.

50. Органы государственной власти организуют и осуществляют контроль на подчиненных им предприятиях через свои подразделения по защите информации. Повседневный контроль за состоянием защиты информации на предприятиях проводится силами их подразделений по защите информации.

51. Контроль на предприятиях негосударственного сектора при выполнении работ с использованием сведений, отнесенных к государственной или служебной тайне, осуществляется органами государственной власти, Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и заказчиком работ в соответствии с их компетенцией.

52. Защита информации считается эффективной, если принимаемые меры соответствуют установленным требованиям или нормам.

Несоответствие мер установленным требованиям или нормам по защите информации является нарушением.

Нарушения по степени важности делятся на три категории:

первая – невыполнение требований или норм по защите информации, в результате чего имелась или имеется реальная возможность ее утечки по техническим каналам;

вторая – невыполнение требований по защите информации, в результате чего создаются предпосылки к ее утечки по техническим каналам;

третья – невыполнение других требований по защите информации.

53. При обнаружении нарушений первой категории руководители органов государственной власти и предприятий обязаны.

1) немедленно прекратить работы на участке (рабочем месте), где обнаружены нарушения и принять меры по их устранению;

2) организовать в установленном порядке расследование причин и условий появления нарушений с целью недопущения их в дальнейшем и привлечения к ответственности виновных лиц;

3) сообщить в Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации, руководству органа государственной власти, федеральному органу государственной безопасности и заказчику о вскрытых нарушениях и принятых мерах.

Возобновление работ разрешается после устранения нарушений и проверки достаточности и эффективности принятых мер, проводимой Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации или по ее поручению подразделениями по защите информации органов государственной власти.

При обнаружении нарушений второй и третьей категорий руководители проверяемых органов государственной власти и предприятий обязаны принять необходимые меры по их устранению в сроки, согласованные с органом, проводившим проверку, или заказчиком (представителем заказчика). Контроль за устранением этих нарушений осуществляется подразделениями по защите информации этих органов государственной власти и предприятий.

Допуск представителей центрального аппарата Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, специальных центров, подчиненных ей в специальном отношении, на объекты для проведения контроля состояния защиты информации, доступ к работам и документам, необходимым для проведения контроля, осуществляется в установленном порядке по предъявлении специального удостоверения представителя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и предписания на право проведения проверки данного объекта. Допуск на военные объекты осуществляется по разрешению начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

Предписания на право проверки состояния защиты информации выдаются:

- для объектов органов государственной власти – председателем Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (заместителем председателя);

- для предприятий на всей территории Российской Федерации – начальником инспекции Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации;

- для предприятий в пределах установленных зон ответственности – начальниками специальных центров, подчиненных в специальном отношении Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации;

- для подведомственных предприятий – руководителями органов государственной власти.

VII. финансирование мероприятий по защите информации

55. Финансирование мероприятий по защите информации, содержащей сведения, отнесенные к государственной или служебной тайне, а также подразделений по защите информации в органах государственной власти и на бюджетных предприятиях предусматривается в сметах расходов на их содержание.

56. Создание технических средств защиты информации, не требующее капитальных вложений, осуществляется в пределах средств, выделяемых заказчиком на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с разработкой продукции.

Расходы по разработке технических средств защиты информации включаются в стоимость разработки образца продукции.

Создание технических средств защиты информации, требующее капитальных вложений осуществляется в пределах средств, выделяемых заказчиком на строительство (реконструкцию) сооружений или объектов.

SecurityWiki: Типовые - Требования - К - Руководству - По - ЗИ - От - ТСР

Типовые требования к содержанию и порядку разработки Руководства по защите информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам на объекте (одобрено решением от 03.10.95 г. № 42 Гостехкомиссии России) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящий документ устанавливает единые типовые требования к содержанию и порядку разработки Руководства по защите информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам (далее – Руководство) на строящемся (реконструируемом), действующем (находящимся в эксплуатации) объекте. Под объектом защиты (далее – объект) понимается имущественный комплекс: здания, сооружения, помещения и территория, на которой они размещены, а также расположенные в них технические средства и иное имущество, требующее защиты и принадлежащее государственным органам, государственным и коммерческим организациям (в том числе НИИ, КБ, опытный или серийный завод, испытательный центр, полигон, воинская часть и т.п.) на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения.
1.2. В соответствии с требованиями Положения о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам, утвержденного постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1993 года № 912–51. Руководство разрабатывается на каждом объекте, на котором предусматривается защита информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам (далее – защита информации) в ходе его строительства (реконструкции) и эксплуатации.
1.3. Руководство определяет содержание и порядок осуществления мероприятий по защите информации, содержащей сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной или служебной тайне. Мероприятия по защите информации должны быть увязаны с мероприятиями по легендированию объектов и режиму секретности.
1.4. При разработке Руководства используются:

• концепция защиты информации от иностранной технической разведки (ИТР);
• модель иностранной технической разведки применительно к объекту защиты;
• нормы противодействия средствам иностранной технической разведки;
• нормы эффективности защиты информации, обрабатываемой техническими средствами;
• инструкция по защите информации об образцах вооружения и военной техники, создаваемых или используемых на объекте;
• требования по защите информации о создаваемых образцах вооружения и военной техники и выполняемых работах, подлежащих защите от ИТР;
• инструкция по проектированию технических мероприятий защиты промышленных объектов от ИТР;
• проектная документация на строительство (реконструкцию) объекта в части мер защиты информации в ходе его эксплуатации, общий маскировочный замысел защиты информации для объектов первой категории;
• результаты анализа разведдоступности и аттестования объекта (первая, вторая, третья категории) или его составных частей на соответствие требованиям по защите информации;
• методические и другие руководящие документы в области защиты информации.
• При разработке Руководства данные об осведомленности разведок в отношении конкретного объекта получают в соответствующем министерстве (ведомстве).

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РУКОВОДСТВА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

2.1. Руководство должно состоять из следующих разделов:

• общие положения;
• охраняемые сведения об объекте;
• демаскирующие признаки объекта и технические каналы утечки информации;
• оценка возможностей технических разведок и других источников угроз безопасности информации (возможно спецтехника, используемая преступными группировками);
• организационные и технические мероприятия по защите информации;
• оповещение о ведении разведки (раздел включается в состав Руководства при необходимости);
• обязанности и права должностных лиц;
• планирование работ по защите информации и контролю;
• контроль состояния защиты информации;
• аттестование рабочих мест;
• взаимодействие с другими предприятиями (учреждениями, организациями).
• В зависимости от особенностей объекта допускается вводить и другие разделы.

2.2. В разделе «Общие положения» указывается назначение Руководства, приводятся общие требования по защите информации на объекте, указывается категория объекта по требованиям обеспечения защиты информации, указываются должностные лица, ответственные за выполнение требований Руководства, определяется порядок финансирования работ по защите информации на объекте, приводятся сведения о полученной лицензии на допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну и об имеющихся сертифицированных средствах защиты информации.
2.3. В разделе «Охраняемые сведения об объекте» указывается конкретная цель, которая должна быть достигнута в результате проведения мероприятий по защите информации (охраняемых сведений) об объекте, замысел достижения этой цели и приводится перечень охраняемых сведений об объекте и его деятельности (без указания конкретных числовых параметров).
2.4. В разделе «Демаскирующие признаки объекта» и технические каналы утечки информации» указываются демаскирующие признаки, которые раскрывают охраняемые сведения об объекте, в том числе демаскирующие признаки, возникающие в связи с использованием средств обеспечения его деятельности. Приводятся возможные технические каналы утечки охраняемых сведений об объекте, включая каналы утечки информации в технических средствах ее обработки.
2.5. В разделе «Оценка возможностей иностранных технических разведок и других источников угроз безопасности информации» приводится перечень видов и средств технической разведки, источников угроз несанкционированного доступа к информации, которые опасны для данного объекта, в том числе со стороны преступных группировок и результаты оценки их возможностей:

• по обнаружению (определению) демаскирующих признаков объекта, раскрывающих охраняемые сведения;
• по перехвату информации, циркулирующей в технических средствах ее обработки;
• по перехвату речевой информации из помещений;
• по получению, разрушению (уничтожению), искажению или блокированию информации в результате несанкционированного доступа к ней.
• При оценке используется Модель иностранной технической разведки, Методики оценки возможностей иностранной технической разведки и другие документы по этому вопросу.

2.6. В разделе «Организационные и технические мероприятия по защите информации» приводятся организационные и технические мероприятия, обеспечивающие устранение или ослабление (искажение) демаскирующих признаков и закрытие возможных технических каналов утечки охраняемых сведений об объекте, мероприятия по защите информации о создаваемых (применяемых) образцах вооружения и военной техники в соответствии с Инструкциями по защите информации на эти образцы, мероприятия по защите информации об иной создаваемой (применяемой) продукции и технологиях, мероприятия по защите информации при постоянном контролируемом и неконтролируемом нахождении иностранных граждан, как на территории объекта, так и в непосредственной близости от него, а также мероприятия по защите информации в системах и средствах информатизации и связи. При нахождении на территории объекта организации, арендующей территорию данного объекта, требования по защите информации на данный объект должны быть включены в договор аренды.
2.7. В разделе «Оповещение о ведении разведки» указывается порядок получения, регистрации и передачи данных о пролетах разведывательных ИСЗ, самолетов иностранных авиакомпаний, на хождении иностранных судов в открытых портах, местах, маршрутах и времени проведения иностранных инспекций в соответствии с международными договорами, посещении объекта иностранными представителями, появлении в районе дислокации объекта иностранных граждан, подозреваемых в ведении разведки. А также приводятся внутри объектовая схема оповещения и действия должностных лиц при оповещении.
2.8. В разделе «Обязанности и права должностных лиц» определяются должностные лица подразделений объекта, ответственные за разработку, обеспечение и выполнение мероприятий по защите информации, их функциональные обязанности и права, приводится структурная схема взаимодействия подразделений по защите информации на объекте с соответствующими подразделениями данного объекта.
2.9. В разделе «Планирование работ по защите информации и контролю» указываются основные руководящие документы для планирования работ по защите информации, требования к содержанию планов, приводится порядок разработки, согласования, утверждение и оформления планов, устанавливается порядок отчетности и контроля за выполнением планов.
2.10. В разделе «Контроль состояния защиты информации» указываются задачи контроля, перечень органов и подразделений, имеющих право проверки состояния защиты информации на объекте, привлекаемые силы и средства контроля, порядок привлечения (при необходимости) к этой работе специалистов основных подразделений объекта, устанавливаются периодичность и виды контроля, порядок оформления результатов контроля, определяются действия должностных лиц по устранению нарушений норм и требований по защите информации и порядок разработки мероприятий по устранению указанных нарушений.
2.11. В разделе «Аттестование рабочих мест» указываются подразделения или должностные лица, ответственные за аттестование рабочих мест, стендов, вычислительных комплексов, выделенных помещений и т.д. приводится форма документирования результатов аттестования и порядок выдачи разрешения на проведение работ с секретной информацией, а также порядок и периодичность их переаттестования.
2.12. В разделе «Взаимодействие с другими предприятиями (учреждениями, организациями)" указываются порядок взаимодействия в области защиты информации с предприятиями (учреждениями, организациями) при выполнении совместных работ, применяемые совместные организационные и технические мероприятия по защите информации, ответственность, права и обязанности взаимодействующих сторон, а также приводится структурная схема взаимодействия.
2.13. В приложения к Руководству могут включаться:

• таблицы, схемы, графики, расчеты, исходные данные и другие справочные материалы для оценки обстановки, определения мероприятий по защите информации;
• перечень создаваемых (применяемых) образцов вооружения и военной техники, выполняемых НИОКР и другой продукции, подлежащих защите;
• перечень сведений, подлежащих защите;
• план объекта с указанием схем размещения рабочих мест,
• стендов и т.д. и схем организации связи и сигнализации объекта;
• структура системы защиты информации на объекте;
• перечень руководящих, нормативных и методических документов по защите информации и др.

Корректировка приложений должна проводиться в случаях изменения характера и направленности работ, разведобстановки, влияющих на состояние защиты охраняемых сведений, введения в действие новых нормативных документов по защите информации или уточнений к ним, а также при уточнении (изменении) легенд прикрытия.

3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РУКОВОДСТВА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

3.1. Руководство по защите информации разрабатывается подразделением по защите информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам совместно с основными подразделениями объекта. При отсутствии подразделения или отдельных специалистов по защите информации разработку Руководства организует руководитель объекта по договору с предприятиями, организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Руководство подписывается должностным лицом, ответственным за защиту информации на объекте и утверждается руководителем объекта по согласованию с представителем заказчика, головным подразделением отрасли по защите информации (для предприятий, входящих в состав ведомств) и соответствующим территориальным органом государственной безопасности. Согласованное Руководство утверждается руководителем органа государственной власти или предприятия (учреждения, организации).
3.2. Изменения в Руководство вносятся, согласовываются и утверждаются в том же порядке и на том же уровне, что и основной документ.
3.3. К ознакомлению с Руководством в полном объеме допускается строго ограниченный круг лиц по решению руководителя объекта. Исполнители мероприятий по защите информации на объекте должны быть ознакомлены с Руководством в части, их касающейся.

Sliders REAR WHEEL