Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкции Об Организации И Тактике Розыскной Работы Органов Внутренних Дел img-1

Инструкции Об Организации И Тактике Розыскной Работы Органов Внутренних Дел

Рейтинг: 4.5/5.0 (1841 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Приказ МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от N 38

Приказ МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц"
  • Приказ МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц"
  • Приложение. Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц
    • I. Общие положения (п.п. 1 - 2)
    • II. Порядок рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении лиц (п.п. 3 - 20)
    • III. Организация ведомственного контроля (п.п. 21 - 24)
    • IV. Организация прокурорского надзора (п.п. 25 - 26)

Приказ МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5
"Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц"

В целях обеспечения законности при рассмотрении заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, усиления ведомственного контроля и прокурорского надзора за этой деятельностью - приказываем:

1. Утвердить и ввести в действие Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц.

2. Информационным центрам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации по итогам первого полугодия и года представлять в соответствующий орган прокуратуры статистические сведения о безвестном исчезновении лиц, разыскиваемых оперативными подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации.

3. Приказ направить руководителям подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам военных и других специализированных прокуратур, прокурорам городов, районов и других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, руководителям подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированных (в том числе военных), следственных подразделений Следственного комитета Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных сотрудников (работников).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр внутренних дел
Российской Федерации

Другие статьи

Основы ОРД

/ РАЗНОЕ / основы ОРД

Стадия контроля - (заключительная) стадия оперативно-розыскного процесса, содержанием которой выступает негласный контроль за изучаемым лицом в связи с его прошлой преступной деятельностью.

50. Розыск в оперативно-розыскном процессе.

ермин "розыск" получил свое законодательное закрепление в ст. 254 Устава уголовного судопроизводства 1864 года как один из видов полицейского дознания, основанного на тайных методах расследования, включающих в себя словесные расспросы, негласное наблюдение, а также другие допустимые меры по установлению преступников, т. е. по своему содержанию он был весьма близок современному понятию ОРД.

Такой подход к определению сущности розыска в отечественной криминалистике сохранялся до середины XX в. пока не была предпринята попытка сузить понятие розыска путем ограничения его объекта известными преступниками и похищенными ценностями. Это послужило толчком к тому, что понятие розыска стало рассматриваться в двойном смысле: в узком и широком значении. Если в первом случае под розыском понималась деятельность по обнаружению известных объектов (скрывшегося обвиняемого, пропавшего без вести и т.д.), то во втором - поиск неизвестных объектов (не установленного преступника, следов преступления и т. д.), имеющих значение для раскрытия и расследования преступления. В современных работах по криминалистике розыск в широком значении по-прежнему отождествляется с деятельностью по раскрытию преступлений и с ОРД в целом, поскольку в его содержание включается обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, а также установление виновных лиц.

С зарождением теории ОРД понятие и сущность розыска становится предметом исследований в этой области научных знаний. Первую кандидатскую диссертацию по проблемам розыскной работы в 1963 г. защитил В. А. Лукашов, который, выступая против расширительного толкования понятия розыска, ограничивал его содержание поиском уже известных правоохранительным органам объектов: скрывшихся преступников; лиц, пропавших без вести, и иных категорий разыскиваемых. Такой подход к понятию розыскной работы прочно закрепился в оперативно-розыскной теории.

В настоящее время розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и включает в себя не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

Розыскная работа детально регламентируется нормативными актами как законодательного, так и подзаконного уровня.

К числу законодательных актов, составляющих правовую основу розыскной работы, следует в первую очередь отнести Закон об ОРД. В нем розыск включен в круг основных задач всей оперативно-розыскной деятельности, определен перечень допустимых к применению в процессе розыска оперативно-розыскные мероприятия, регламентированы другие важные аспекты розыскной работы.

Важным элементом правовой основы розыскной работы является уголовно-процессуальное законодательство, в котором закреплены основания для розыска скрывшихся от следствия и суда обвиняемых.

К нормативным актам подзаконного уровня относятся ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие вопросы организации и тактики розыскной работы. Основными из них являются Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения, утвержденные приказом МВД России. № 213 от 5 мая 1993 г.; Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденная приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221 и согласованная с Генеральной прокуратурой Российской Федерации; межведомственная Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302; а также Временная инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденная решением Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ от 12 сентября 1997г.

Основным субъектом розыскной работы выступают подразделения службы криминальной милиции, милиции общественной безопасности и Федеральной миграционной службы. С учетом специфики и объема розыскной деятельности в указанных службах создаются розыскные подразделения или выделяются специальные сотрудники.

Подразделения криминальной милиции осуществляют розыск и установление личности следующих категорий разыскиваемых лиц:

скрывшихся от дознания, следствия и суда;

совершивших побег из-под стражи;

уклонившихся от исправительных работ;

пропавших без вести;

несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, бежавших из приемников-распределителей и специальных образовательных учреждений;

психически больных, ушедших из дома или медицинского учреждения;

утративших связь с близкими родственниками;

лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведений;

погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам.

Подразделения милиции общественной безопасности осуществляют:

розыск лиц, уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы - до решения вопроса о привлечении этих лиц к уголовной ответственности;

установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность.

Подразделения Федеральной миграционной службы осуществляют розыск:

должников (ответчиков) по делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда;

по делам о взыскании средств с граждан в пользу юридических и физических лиц;

иностранных граждан и лиц без гражданства, уклонившихся от регистрации в органах внутренних дел.

Эффективность розыскной работы обусловлена уровнем ее организации, которая включает в себя создание надежной системы обмена информацией, формирование и использование розыскных учетов, ориентирование участников розыска, информирование населения, использование средств массовой информации и т.д.

В процессе розыскной работы широко применяются и такие административно-правовые меры, как проверка документов, удостоверяющих личность, административное задержание, досмотр, посещение и осмотр жилых и иных помещений при преследовании разыскиваемых лиц, оцепление (блокирование) территории, остановка и осмотр транспортных средств и др.

Розыскную работу трудно себе представить без использования криминалистических методов идентификации личности, а также криминалистических учетов. Кроме этого, в процессе розыскной работы могут использоваться и иные специальные мероприятия (поисково-спасательные, применение служебно-розыскных собак, прочесывание местности и т.д.), которые вполне правомерно можно называть розыскными.

Для розыскной работы характерно ведение особого делопроизводства в форме розыскных дел и дел по установлению личности неизвестных лиц. Заведение этих дел является обязательным требованием к организации розыска и сопровождается составлением целого ряда учетных документов. Основания и порядок заведения розыскных дел и дел по установлению личности неизвестных регламентируются ведомственными нормативными актами МВД России.

Розыскная работа нацелена на решение трех основных задач: 1) обнаружение местонахождения известных правоохранительным органам лиц (скрывшихся преступников, пропавших без вести, иных категорий разыскиваемых); 2) установление личности трупов и лиц, не могущих сообщить сведений о себе в силу состояния здоровья или возраста, 3) предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей, безвестного исчезновения.

Розыскную работу следует отличать от комплексной деятельности по раскрытию преступлений. Если основной задачей розыска является обнаружение уже известных, установленных лиц, для привлечения, к уголовной ответственности которых имеются необходимые правовые основания, то основной задачей раскрытия преступлений является установление неизвестных лиц, совершивших преступление и сбор доказательств их виновности. Объявление розыска производится только после вынесения следователем

(или лицом, производящим дознание) постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а начало деятельности по раскрытию преступления не связано с принятием какого-либо процессуального решения. Если при розыске обвиняемых (подсудимых) правоохранительные органы располагают достаточно многообразной информацией о личности разыскиваемого лица (установочные данные, приметы, дактилоскопические карты, фотографии, сведения о родственных и близких связях и т.д.), то на первоначальном этапе раскрытия большинства преступлений установление преступника протекает в условиях острого дефицита информации о его личности, особых приметах, связях и местах возможного нахождения.

В зависимости от территориальных границ осуществления розыскных мероприятий розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный, межгосударственный и международный.

Местный розыск - это вид розыска, проводимого в основном в пределах территории одного субъекта Федерации по месту его объявления, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов используется локально. При этом не исключается возможность проведения отдельных розыскных мероприятий за пределами территориальной юрисдикции инициатора розыска им самим либо по его письменному заданию оперативными подразделениями других правоохранительных органов.

Федеральный розыск - это вид розыска, проводимого на территории всей Российской Федерации, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно. Федеральный розыск начинается в случаях, когда возможности местного розыска исчерпаны либо разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность.

Межгосударственный розыск - это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), но на территории государств-участников СНГ, при котором используются сигнальные системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД стран Содружества.

Международный розыск - это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами Российской Федерации, в котором принимают участие правоохранительные органы зарубежных стран, через посредничество Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России.

§ 2. Розыск скрывшихся преступников

Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, СИЗО, из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ - после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.

Розыск скрывшихся преступников начинается с проведения первоначальных проверочных и поисковых мероприятий, направленных на обнаружение и физическое задержание разыскиваемых. В зависимости от категории разыскиваемых и обстоятельств их сокрытия от правоохранительных органов первоначальные мероприятия по розыску могут осуществляться в безотлагательном либо обычном порядке.

Организационное обеспечение неотложных действий при побеге задержанного или арестованного из ИВС или от конвоя милиции возложено на дежурные части и оперативные подразделения органов внутренних дел. Они организуют преследование бежавших по горячим следам; поиск на местности; выставление постов, заслонов на маршрутах наиболее вероятного движения и засад в местах возможного появления разыскиваемых; ориентирование на розыск по приметам личного состава; использование в розыске средств массовой информации.

В случае побега особо опасных преступников (обвиняемых в бандитизме, умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, вооруженных разбойных нападениях, хищениях в особо крупных размерах, вооруженных огнестрельным оружием особо опасных рецидивистов) по решению руководителя органа внутренних дел может вводиться в действие специальный план по розыску под условным наименованием " Сирена". Этот план включает в себя предварительный расчет сил и средств, необходимых для проведения широкомасштабной операции по задержанию преступников, а также порядок оповещения, сбора и расстановки личного состава. В нем с учетом особенностей местности устанавливаются конкретные места для выставления постов, заслонов и засад, позволяющие надежно блокировать территорию административного района; определяется состав поисковых групп и групп захвата; разрабатываются функциональные обязанности участников операции и предусматриваются меры по организации устойчивой связи между ними. Планы розыскных операций "Сирена" имеются в каждом территориальном органе внутренних дел, они органически взаимосвязаны с аналогичными планами в масштабе республики, края, области и скоординированы с соответствующими планами соседних органов внутренних дел, в том числе и на транспорте. В необходимых случаях они могут вводиться на территории нескольких административных образований либо на территории субъекта Федерации в целом.

В обычном порядке осуществляются первоначальные мероприятия по розыску обвиняемых, скрывшихся от следствия, в отношении которых была избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Этот порядок предполагает активное участие в розыске следователей и дознавателей, в производстве которых находится уголовное дело. При этом следует иметь в виду, что неявка обвиняемого по вызову или отсутствие его по месту постоянного проживания еще не являются основанием для вывода о сознательном уклонении от следствия или суда. В таких случаях необходимо удостовериться, что отсутствие обвиняемого вызвано умышленным уклонением от привлечения к уголовной ответственности.

При подтверждении факта уклонения от следствия и неизвестности местонахождения обвиняемого следователь (дознаватель) проводит необходимые следственные действия, направленные на его обнаружение (допросы близких родственников и сослуживцев, обыски и осмотры его жилища, контроль и запись телефонных переговоров); накладывает арест на его почтово-телеграфную корреспонденцию; обобщает и анализирует имеющиеся в уголовном деле сведения о личности скрывшегося преступника, собирает дополнительные данные о его возможном местонахождении. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством при наличии оснований принимается процессуальное решение об объявлении розыска обвиняемого. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней передается через канцелярию в розыскное подразделение органа внутренних дел. Поручение розыска розыскному подразделению не освобождает следователя (дознавателя) от процессуального участия в розыске обвиняемого.

При получении материалов объявления обвиняемого в розыск сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав ОВД о личности и приметах разыскиваемого. По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску. В органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки. Кроме того, следует провести проверку по учетам лиц, содержащихся в ИВС, СИЗО, спецприемниках для административно арестованных, а также по учетам неопознанных трупов и лиц, по состоянию здоровья не могущих сообщить о себе сведений.

После проведения первоначальных проверочных мероприятий не позднее 10 суток с момента поступления в розыскное подразделение постановления о розыске обвиняемого кроме случаев, не терпящих отлагательства, принимается решение о заведении розыскного дела.

Розыскное дело является одним из видов дел оперативного учета, заведение которых предусмотрено ст. 10 Закона об ОРД. Оно служит для накопления информации о ходе и результатах розыска, ее анализа, систематизации, планирования работы, а также контроля за ее законностью и эффективностью. В нем сосредоточиваются уголовно-процессуальные документы, являющиеся юридическим основанием для объявления розыска и осуществления оперативно-розыскных мероприятий; общие планы работы по розыскному делу и частные планы решения отдельных тактических задач; справки об их выполнении; материалы служебной переписки и другие оперативно-служебные документы.

О заведении розыскного дела выносится постановление, которое утверждается руководителем правоохранительного органа. Одновременно заполняются предусмотренные ведомственными нормативными актами учетно-регистрационные документы на разыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок. Все учетно-регистрационные документы направляются в информационный центр МВД, УВД субъекта Федерации, а сторожевые листки помещаются в картотеке адресного бюро паспортно-визовой службы.

При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. План розыскных мероприятий утверждается руководителем правоохранительного органа. В плане работы по розыскному делу должны быть сформулированы розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указаны необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии.

Общепоисковые мероприятия, планируемые по любому розыскному делу, должны включать в себя:

опрос родственников, знакомых, соседей и сослуживцев разыскиваемого лица с целью установления мест возможного нахождения, маршрутов движения, связей, примет, характеристики личности;

информирование о розыске бюро ЗАГС по месту рождения и последнего жительства скрывшегося обвиняемого, куда он может обратиться с просьбой об изменении фамилии, о получении копии свидетельства о рождении, браке, разводе и т.д.;

сообщение в отдел кадров по месту последнего места работы для внесения отметки о розыске в его личное дело;

извещение военкомата о розыске обвиняемого с целью воспрепятствования снятия его с воинского учета без уведомления об этом оперативных подразделений;

получение фотографий, образцов почерка, установление группы крови разыскиваемого;

направление розыскных ориентировок в органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемых;

направление заданий в спецприемники для административно арестованных и приемники-распределители с целью выявления разыскиваемых среди задержанных лиц;

ориентирование работников специальных оперативно-поисковых групп о приметах разыскиваемых;

истребование дактилоскопических карт с отпечатками пальцев рук или иной идентификационной информацией, имеющейся в информационных центрах правоохранительных органов;

использование конфиденциального содействия граждан, располагающих необходимой для розыска информацией;

проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Законом об ОРД;

в необходимых случаях внесение предложений о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую в адрес разыскиваемого, его родственников или иных связей.

При выполнении плана розыскных мероприятий, получении дополнительных данных или выдвижении новых версий разрабатывается план дополнительных мероприятий.

Важным организационно-правовым средством осуществления местного розыска является подготовка розыскных заданий с указанием мероприятий, которые необходимо провести по розыску. Розыскные задания направляются в те органы внутренних дел, на территории обслуживания которых, по имеющимся данным, разыскиваемый имеет конкретные связи и где наиболее вероятно его появление. Розыскные задания составляются по определенной форме, предусмотренной ведомственными нормативными актами. Исполнение розыскных заданий организуется немедленно по их получении и ответ инициатору розыска направляется не позднее 10 суток с момента получения задания. При невозможности выполнения розыскного задания в указанные сроки инициатору розыска направляется предварительный ответ, в котором сообщается о принятых мерах, их результатах и сроках завершения исполнения задания.

Сроки объявления федерального розыска скрывшихся преступников зависят от тяжести совершенных ими преступлений. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов, вооруженные огнестрельным оружием либо взрывчатыми веществами, разыскиваемые за причастность к террористическим актам, члены террористических организаций, организованных преступных групп и сообществ объявляются в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения о производстве розыска.

Обвиняемые, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев со дня объявления местного розыска. В то же время этих лиц разрешается объявлять в федеральный розыск ранее установленного срока, если у руководителя правоохранительного органа имеются достаточные основания полагать, что меры местного розыска полностью исчерпаны.

Межгосударственный розыск объявляется, когда меры розыска внутри одного из государств - участников СНГ исчерпаны и имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны. На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления, поэтому нередко эти два вида розыска отождествляются.

Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных ОРМ получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации, либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации, либо получена информация о намерении разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью.

По общему правилу, лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска. Однако при наличии достоверных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации международный розыск может объявляться незамедлительно с одновременным объявлением федерального розыска.

§ 3. Розыск лиц, пропавших без вести

Без вести пропавшими признаются лица, исчезнувшие внезапно без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых неизвестна. К без вести пропавшим следует отнести: несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома, бежавших из школ-интернатов, детских домов, детских приемников-распределителей и других учреждений, где они содержались; лиц, покинувших без ведома администрации дома инвалидов и престарелых; душевнобольных, ушедших из дома или медицинских учреждений.

Причины безвестного исчезновения людей разнообразны. Среди них можно выделить случаи исчезновения граждан при криминальных обстоятельствах. Сюда относится безвестное исчезновение граждан, ставших жертвой убийства, гибели в результате доведения до самоубийства или оставления в опасности и т.п. Все остальные факты безвестного исчезновения людей (вне связи с криминальными причинами) составляют другую группу. К ним относятся случаи скоропостижной смерти, смерти от старости или длительной хронической болезни, смерти в результате несчастного случая и т. п. Исчезновение человека зачастую фиксируется в результате потери ориентировки на местности (заблудился в лесу, степи, горах); нахождения в бессознательном состоянии и без документов, удостоверяющих личность; болезненного состояния психики, когда человек неспособен контролировать свое поведение и сообщать о себе необходимые сведения; стихийных бедствий и т. п.

Актуальность проблемы розыска без вести пропавших лиц и установления личности трупов неизвестных граждан определяется тем, что их число из года в год увеличивается. В настоящее время неизвестна судьба многих тысяч без вести пропавших граждан. В то же время результативность оперативно-поисковых мероприятий продолжает оставаться низкой. Следует заметить, что среди без вести пропавших подавляющее большинство здоровых и трудоспособных граждан.

Организация и практическое осуществление розыска без вести пропавших граждан возлагается на территориальные и транспортные органы внутренних дел по месту исчезновения этих лиц. Если исчезновение человека произошло в пути следования железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом, а также в городах и иных населенных пунктах, где пропавший делал кратковременную остановку, первичные мероприятия по розыску пропавшего производятся соответствующими транспортными или территориальными органами внутренних дел. Собранные по данному факту материалы могут быть направлены в горрайорганы внутренних дел по месту постоянного жительства или пребывания пропавшего гражданина для осуществления дальнейшего розыска.

Организация и осуществление розыска пропавших без вести граждан возлагается на аппараты уголовного розыска, которые привлекают к этой работе силы и средства других служб и подразделений органов внутренних дел.

Эффективный и наступательный розыск без вести пропавших граждан обеспечивается соблюдением следующих организационно тактических условий:

незамедлительные реагированием дежурных частей, подразделений уголовного розыска и участковых уполномоченных милиции на сообщения о фактах безвестного исчезновения граждан, незамедлительным и оперативно грамотным осуществлением первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;

Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкции об организации и тактике установления личности

Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения (для служебного пользования)

Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения (для служебного пользования)

Приказ МВД России

Документ опубликован не был

Дата начала действия:

23 сентября 1994

Текст настоящего нормативного правового акта не приводится.

Настоящий нормативный правовой акт не подлежит обязательному официальному опубликованию как содержащий сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, и вступает в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самим актом не установлен более поздний срок вступления его в силу (Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 ).

Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения (для служебного пользования)

Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения (для служебного пользования)

К вопросу об организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в преступных сообществах - тема научной статьи по государству и прав

К вопросу об организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в преступных сообществах To a question on the organization operatively-search activity of law-enforcement bodies in criminal societies Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки »
  • ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ , 
  • ПРЕСТУПНЫЕ СООБЩЕСТВА (ОРГАНИЗАЦИИ) , 
  • ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ , 
  • CRIMINAL ORGANIZATION (COMMUNITY) , 
  • ORGANIZED CRIME , 
  • OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY , 
  • LAW-ENFORCEMENT BODIES
Аннотация
научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Кувалдин Валерий Павлович

В статье рассматриваются вопросы и характер проблем организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в преступных сообществах.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 12.00.00, author — Kuvaldin Valeriy Pavlovich

In present clause the essence, the purposes and character of problems of operatively-search activity of law-enforcement bodies in criminal societies is considered.

Научная статья по специальности " Государство и право. Юридические науки " из научного журнала "Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал", Кувалдин Валерий Павлович

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Кувалдин Валерий Павлович К вопросу об организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в преступных сообществах // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-organizatsii-operativno-rozysknoy-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-v-prestupnyh-soobschestvah (дата обращения: 26.08.2016).

Кувалдин Валерий Павлович "К вопросу об организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в преступных сообществах" Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-organizatsii-operativno-rozysknoy-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-v-prestupnyh-soobschestvah (дата обращения: 26.08.2016).

Кувалдин Валерий Павлович (2012). К вопросу об организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в преступных сообществах. Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-organizatsii-operativno-rozysknoy-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-v-prestupnyh-soobschestvah (дата обращения: 26.08.2016).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Кувалдин Валерий Павлович К вопросу об организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в преступных сообществах // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №2 С.168-169.

Кувалдин Валерий Павлович "К вопросу об организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в преступных сообществах" Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал (2012).

Кувалдин Валерий Павлович (2012). К вопросу об организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в преступных сообществах. Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал

ПРИКАЗ МВД РФ от n 334 (ред

ПРИКАЗ МВД РФ от 20.06.1996 n 334 (ред. от 18.01.1999) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 июня 1996 г. N 334
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
И СЛУЖБ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РАССЛЕДОВАНИИ
И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
(в ред. Приказов МВД РФ от 13.02.1997 N 90,
от 18.01.1999 N 30)
Органами внутренних дел осуществлен ряд организационных и практических мер по улучшению работы по расследованию и раскрытию преступлений. Получают развитие новые формы взаимодействия, внедряется специализация сотрудников, совершенствуется опыт создания следственно - оперативных групп по отдельным направлениям деятельности. Оправдала себя практика организации специализированных подразделений в оперативных службах и следствии.
В то же время за последние годы утрачивается приоритетность основной функции органов внутренних дел - раскрытие тяжких преступлений. В работе по раскрытию преступлений реально участвует лишь каждый десятый сотрудник, не в полной мере используются криминалистические средства и методы, низкой остается организаторская роль руководителей горрайлинорганов.
Начальникам главных управлений (управлений) МВД России, министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД), подчиненных 8 Главному управлению, недостаточно эффективно осуществляются функции контроля и оказания практической помощи.
В целях дальнейшего улучшения оперативно - служебной деятельности и совершенствования взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений.
2. Начальникам главных управлений (управлений) МВД России, министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской федерации, УВД(ОВД), подчиненных 8 Главному управлению МВД России, УВДТ, УЛИТУ, образовательных и научно - исследовательских учреждений МВД России:
2.1. Организовать изучение Инструкции руководителями и сотрудниками следственных аппаратов, экспертно - криминалистических подразделений, дежурных частей, криминальной милиции, в том числе подразделений по организованной преступности, милиции общественной безопасности, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, образовательных и научно - исследовательских учреждений МВД России. От сотрудников, непосредственно участвующих в расследовании и раскрытии преступлений, принять зачеты.
2.2. Обеспечить организацию взаимодействия указанных служб при реагировании на сообщения о преступлениях, реализации оперативных материалов, расследовании и раскрытии преступлений в полном соответствии с действующим законодательством и настоящей Инструкцией.
3. Контроль за исполнением Приказа возложить на главные управления (управления), службы МВД России по направлениям деятельности.
4. Установить, что Приказ МВД СССР от 26 июня 1989 г. N 116 в органах внутренних дел Российской Федерации не применяется.
Министр,
генерал армии
А.КУЛИКОВ

Приложение
к Приказу МВД России
от 20 июня 1996 г. N 334
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1. Общие положения
1.1. Основные задачи взаимодействия:
- обеспечение неотложных следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий при совершении преступлений;
- всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;
- осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.
1.2. Нормативно - правовая основа взаимодействия:
- Конституция Российской Федерации;
- уголовное и уголовно - процессуальное законодательство Российской Федерации;
- законодательство в сфере оперативно - розыскной деятельности;
- международные договоры Российской Федерации по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
- настоящая Инструкция, ведомственные и межведомственные нормативные акты.
1.3. Основные принципы взаимодействия:
- соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан;
- комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;
- персональная ответственность следователя, руководителей оперативных подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение и результаты следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий;
- самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно - процессуальным законодательством;
- самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно - розыскной деятельности в рамках действующего законодательства;
- согласованность планирования следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий;
- непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.
1.4. Основной организационной формой взаимодействия является следственно - оперативная группа (СОГ). Следственно - оперативные группы подразделяются на следующие виды:
1.4.1. Дежурная (при дежурной части) - обеспечивает немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий по "горячим следам" и формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно - криминалистических подразделений, кинолога.
Возглавляет следственно - оперативную группу следователь.
Количество СОГ, график их работы и отдыха определяет начальник органа внутренних дел исходя из штатной численности и оперативной обстановки, с учетом требований действующих нормативных актов. При этом одна группа в течение суток должна выезжать не более чем на 2 - 3 преступления.
Начальник органа внутренних дел устанавливает порядок дежурства дознавателей, участковых инспекторов, сотрудников ГИБДД, ГПС, других подразделений для выезда на место происшествия, как правило, по преступлениям своей подследственности или территориальности.
По предложению руководства подразделений по организованной преступности в состав СОГ могут быть включены сотрудники этих подразделений.
Ответственный от руководства органа внутренних дел в течение дежурных суток выезжает на места происшествий по тяжким и особо тяжким преступлениям либо иным преступлениям - по указанию начальника.
(в ред. Приказа МВД РФ от 13.02.1997 N 90)
1.4.2. Целевая (временная) - для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу.
1.4.3. Специализированная (постоянно действующая) - для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены.
На уровне МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ она создается также и для оказания методической и практической помощи подчиненным органам. В целях эффективного функционирования СОГ могут разрабатываться положения о их деятельности.
1.4.4. Совместная следственно - оперативная группа (бригада) - для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции.
(в ред. Приказа МВД РФ от 13.02.1997 N 90)
1.4.5. Ответственность за организацию взаимодействия возлагается на руководителя соответствующего органа внутренних дел, его заместителей (начальника службы криминальной милиции, следственного подразделения, милиции общественной безопасности), руководителей экспертно - криминалистических подразделений и подразделений по борьбе с организованной преступностью .
--------------------------------
Взаимодействие служб регламентируется:
- по розыску скрывшихся преступников - Инструкцией об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, объявленной Приказом МВД России от 5 мая 1993 г. N 213дсп;
- по предупреждению преступлений - Наставлением о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденным Приказом МВД России от 6 августа 1993 г. N 390.
2. Взаимодействие в расследовании и раскрытии
преступлений
При поступлении сообщения о преступлении
2.1. Дежурный по органу внутренних дел:
2.1.1. Принимает меры с привлечением групп немедленного реагирования, нарядов патрульно - постовой и дорожно - патрульной службы к пресечению преступления, обеспечению охраны места происшествия, перекрытию возможных путей отхода лиц, совершивших преступление, блокированию мест их укрытия и задержанию, установлению очевидцев.
2.1.2. Незамедлительно организует выезд на место происшествия следственно - оперативной группы, в том числе участкового инспектора, обеспечив их средствами связи, криминалистической техникой и транспортом для доставки к месту происшествия и обратно.
2.1.3. В случае необходимости обеспечивает участие в осмотре места происшествия специалистов соответствующего профиля в области судебной медицины, баллистики, взрыво- и пожаротехники и других, а также привлечение дополнительных сил и средств для раскрытия преступлений по "горячим следам".
2.1.4. Поддерживает связь с СОГ для получения постоянной информации об оперативной обстановке с целью принятия дополнительных мер. Организует инициативно и по запросам руководителей следственно - оперативной группы получение необходимых сведений из имеющихся банков данных и обеспечивает их своевременное предоставление группе.
2.1.5. Ориентирует другие органы внутренних дел о совершенном преступлении, приметах преступников, похищенных предметах и других обстоятельствах. Принимает меры к установлению личности погибших при криминальных обстоятельствах, а также пострадавших, доставленных в медицинские учреждения.
2.1.6. О совершении преступления и выезде СОГ незамедлительно докладывает начальнику горрайлиноргана или ответственному от руководства и в дежурную часть вышестоящего органа. В последующем информирует их о результатах работы следственно - оперативной группы.
По прибытии на место происшествия:
2.2. Следователь:
2.2.1. Осуществляет руководство следственно - оперативной группой, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы.
Не уполномоченные на то законом должностные лица не вправе вмешиваться в действия следователя на месте происшествия.
Допуск к месту происшествия лиц, официально не участвующих в его осмотре, производится только с разрешения руководителя СОГ.
2.2.2. Через дежурного по органу внутренних дел привлекает к участию в осмотре специалистов различного профиля - сотрудников экспертно - криминалистических подразделений органов внутренних дел и других ведомств, а также лиц для оказания помощи при осмотре больших по площади территорий. В случае необходимости истребует дополнительные технические средства.
2.2.3. Совместно с членами следственно - оперативной группы изучает первоначальные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства. На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления.
2.2.4. Дает поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий.
2.2.5. Несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра, применения криминалистических средств и методов, сбор, упаковку и сохранность изъятых следов и иных вещественных доказательств.
2.2.6. По результатам осмотра места происшествия принимает решение в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством.
2.2.7. При отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, через начальника органа внутренних дел направляет материал в орган дознания для дополнительной проверки.
Не допускается передача составленного следователем протокола осмотра места происшествия и других собранных материалов при наличии признаков подследственного ему преступления в подразделения, выполняющие функции органов дознания.
2.3. Оперуполномоченный:
2.3.1. Осуществляет необходимые оперативно - розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом "Об оперативно - розыскной деятельности", по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступление, установлению очевидцев, мест хранения и сбыта похищенного, для проведения которых взаимодействует с сотрудниками других служб органов и подразделений внутренних дел и иных ведомств.
2.3.2. По поручению следователя производит следственные действия и оперативно - розыскные мероприятия.
2.3.3. Сообщает в дежурную часть сведения о характере преступления, приметах подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников.
2.3.4. О результатах проделанной работы информирует следователя (в письменной форме) и своего непосредственного начальника.
2.4. Специалист - криминалист:
2.4.1. Оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных и контрольных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний.
2.4.2. Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических средств и методов.
2.4.3. По согласованию с руководством СОГ определяет наиболее целесообразные приемы применения криминалистической техники и использует их в работе на месте происшествия.
2.4.4. По указанию следователя осуществляет предварительное исследование следов и иных вещественных доказательств на месте происшествия для получения розыскной информации о лицах, совершивших преступление и других фактах, подлежащих установлению.
2.4.5. С учетом результатов осмотра участвует в разработке рабочих версий совершенного преступления.
2.5. Дознаватель:
Деятельность дознавателя по уголовным делам о преступлениях, подследственных органам дознания, осуществляется в соответствии с требованиями уголовно - процессуального законодательства, Приказа МВД России от 16 октября 1992 г. N 368 и организуется применительно к требованиям данной Инструкции.
2.6. Участковый инспектор:
2.6.1. Информирует следователя и оперативных сотрудников о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес.
2.6.2. Исполняет поручения руководителей СОГ по установлению, вызову к следователю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках, используя для этого возможности кратковременных оперативных контактов с гражданами.
2.6.3. Производит следственные действия по поручению следователя.
2.7. Инспектор - кинолог:
2.7.1. Принимает решение о возможности применения служебно - розыскной собаки и по указанию следователя применяет ее для обнаружения лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела.
2.7.2. Совместно с оперативным работником, участковым инспектором участвует в преследовании и задержании преступника.
2.7.3. Составляет акт о применении служебно - розыскной собаки.
2.8. Сотрудник Государственной инспекции безопасности дорожного движения:
2.8.1. Организует эвакуацию людей и оказание доврачебной помощи пострадавшим.
2.8.2. Принимает меры для сохранения обстановки и следов происшествия.
2.8.3. Организует движение автотранспорта на время осмотра места происшествия, обеспечивает безопасность работы членов СОГ.
2.8.4. Оказывает помощь следователю в осмотре места происшествия и транспортного средства, установлении очевидцев. Обеспечивает медицинское освидетельствование водителей. Организует буксировку транспортного средства в случае его повреждения.
2.8.5. Принимает меры по установлению владельцев и розыску транспортных средств, скрывшихся с места происшествия, розыску похищенного автотранспорта.
2.9. Сотрудник Государственной противопожарной службы:
2.9.1. Выявляет очаговые признаки пожара, пути его распространения. Устанавливает наличие, размещение и хранение веществ и материалов, находившихся в зоне пожара. Выявляет на машинах, агрегатах, установках, приборах и в электросетях характерные признаки, которые могут указать на причину возникновения пожара.
2.9.2. Устанавливает наличие средств извещения и тушения пожара, соблюдение правил пожарной безопасности и выполнения предписаний должностных лиц органов управления и подразделений ГПС. Изучает обстановку на объекте, предшествующую возникновению пожара. Проверяет состояние средств автоматического обнаружения и тушения пожара, наличие и место расположения сработавших датчиков и пожарной сигнализации и других противопожарных установок.
2.9.3. Обеспечивает вызов сотрудника органа управления или подразделения ГПС, закрепленного за данным объектом по линии выполнения функций государственного пожарного надзора, и получение документации, характеризующей техническое и противопожарное состояние объекта.
2.9.4. Оказывает содействие следователю в обнаружении изъятия следов, предметов и иных вещественных доказательств, фиксации очаговых признаков; в составлении схем (планов), протокола осмотра места происшествия в части правильности использования специальной терминологии.
2.9.5. Принимает участие в организации и проведении необходимых следственных действий, выдвижении и проверке версий о причине пожара.
2.9.6. Устанавливает сведения о лицах, склонных к совершению поджогов, заполняет на них информационно - поисковые карты, которые направляет для постановки на учет в ИЦ МВД, ГУВД, УВД.
2.9.7. Представляет акт о пожаре.
При возвращении с места происшествия:
2.10. Члены следственно - оперативной группы незамедлительно докладывают руководству органа внутренних дел и сообщают в дежурную часть о принятых мерах по раскрытию преступления. Изучают собранные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства и на основании полученной информации разрабатывают версии и составляют согласованный план расследования.
2.11. Следователь незамедлительно производит осмотр изъятых следов и иных вещественных доказательств, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, назначает криминалистические и другие экспертизы, обеспечивая при этом своевременное направление на исследование изъятых следов и других объектов и их последующее хранение.
Дает поручение о принятии мер к установлению личности погибших и доставленных в медицинские учреждения, а также об уведомлении о случившемся родственников пострадавших.
2.12. Оперуполномоченный проверяет по оперативно - справочным и криминалистическим учетам данные, полученные в ходе первоначальных следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий; осуществляет постановку на учет похищенных номерных вещей; в установленный срок заводит оперативно - поисковое дело по соответствующей категории преступлений, разрабатывает по нему план оперативно - розыскных мероприятий.
2.13. Специалист - криминалист в течение дежурных суток результаты предварительного исследования оформляет справкой и доводит до сведения следователя, оперативного работника и фиксирует в журнале учета выездов на место происшествия; в срок до 5 суток представляет следователю фототаблицы к протоколу осмотра места происшествия и по его требованию видеоматериалы. В дальнейшем осуществляет технико - криминалистическое обеспечение расследования и раскрытия преступлений.
3. Контроль за расследованием и раскрытием
преступлений
3.1. Начальник штаба:
3.1.1. Осуществляет ежедневный контроль за работой дежурной части по организации раскрытия совершенных за сутки преступлений.
3.1.2. Обеспечивает своевременность выезда и полноту состава СОГ по тяжким преступлениям.
3.1.3. Анализирует эффективность использования полученной от следственно - оперативной группы информации и вырабатывает меры по улучшению организации работы дежурной части по раскрытию преступлений.
3.2. Начальник следственного отдела (отделения), начальник органа дознания в пределах своей компетенции:
3.2.1. Совместно с руководителями оперативных и экспертно - криминалистических подразделений ежемесячно заслушивает следователей, оперативных работников, экспертов - криминалистов и при необходимости сотрудников других служб о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, оказывает практическую помощь в проведении следственных действий и реализации оперативно - розыскных мероприятий.
3.2.2. Контролирует своевременное направление на экспертное исследование изъятых с места происшествия следов и иных вещественных доказательств, а также организацию их хранения, полное и эффективное использование в раскрытии преступлений.
3.2.3. Осуществляет процессуальный контроль за своевременностью действий следователя (дознавателя) по раскрытию и расследованию преступлений. Начальник следственного подразделения использует при этом предоставленные ему процессуальные полномочия.
3.2.4. Ежемесячно проверяет обоснованность приостановления производством уголовных дел вследствие неустановления места нахождения обвиняемого или из-за его болезни. Дает оценку фактам несвоевременного объявления в розыск и необоснованного приостановления уголовных дел.
3.2.5. Совместно с руководителем экспертно - криминалистического подразделения анализирует практику использования изъятых с мест происшествия следов и иных вещественных доказательств, разрабатывает меры, направленные на повышение эффективности этой работы, о результатах докладывает начальнику органа внутренних дел.
3.3. Начальник криминальной милиции, начальник милиции общественной безопасности в пределах своей компетенции:
3.3.1. Организует работу по раскрытию преступлений путем:
- осуществления оперативной разработки обоснованно подозреваемых в совершении преступлений лиц, в том числе содержащихся в ИВС, и своевременного направления заданий на них в следственные изоляторы и исправительно - трудовые учреждения;
- регулярного направления в экспертно - криминалистические подразделения (ЭКП) дактокарт для проверки конкретных лиц;
- немедленного проведения (при наличии оснований) обысков, активного использования в раскрытии преступлений оперативно - справочных, экспертно - криминалистических и других учетов, а также источников оперативной информации.
3.3.2. Обеспечивает качественное проведение ежедневных инструктажей личного состава о совершенных преступлениях и лицах, находящихся в розыске.
3.3.3. Контролирует своевременность и качество выполнения сотрудниками отдельных поручений следователя.
3.4. Начальник горрайлиноргана:
3.4.1. Контролирует незамедлительное реагирование дежурной части на сообщения о совершенных преступлениях, своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления по "горячим следам".
3.4.2. Осуществляет постоянный контроль за ходом комплектования дежурных следственно - оперативных групп с включением в них руководителей служб для выезда на тяжкие преступления.
3.4.3. Лично (или его заместители) выезжает на место происшествия по тяжким или иным преступлениям в зависимости от характера и обстоятельств их совершения. При возвращении СОГ изучает собранные материалы, дает указания (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя) по организации раскрытия преступления, утверждает согласованный план следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий. При необходимости обеспечивает выделение дополнительных сил и средств.
3.4.4. С целью контроля за состоянием и ходом работы по нераскрытым преступлениям заслушивает (по текущим делам - регулярно, по приостановленным - ежеквартально) отчеты руководителей и сотрудников служб, привлеченных к раскрытию преступлений (по линии следствия и дознания - по вопросам, не связанным с процессуальной деятельностью). Дает оценку выявленным недостаткам, намечает меры по их устранению.
3.4.5. Ежеквартально подводит итоги и оценивает результаты взаимодействия сотрудников и служб в раскрытии преступлений.
3.5. Начальник исправительно - трудового учреждения, следственного изолятора:
организацию работы по расследованию и раскрытию преступлений и взаимодействие со следственными подразделениями осуществляет в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством, нормативными актами МВД России и настоящей Инструкцией.
4. Взаимодействие следователей с оперативными
аппаратами при реализации оперативных материалов
и рассмотрении материалов доследственной проверки
4.1. На стадии возбуждения и расследования уголовного дела:
4.1.1. Оперативный сотрудник, полагая, что в собранных оперативным путем материалах достаточно данных, указывающих на наличие признаков состава преступления, по которому предварительное следствие обязательно, докладывает об этом непосредственному начальнику.
4.1.2. Получив согласие на реализацию оперативных материалов, он заблаговременно предъявляет их (с соблюдением конспирации и в порядке, установленном Федеральным законом "Об оперативно - розыскной деятельности") для ознакомления начальнику следственного подразделения и следователю, которые в 10-дневный срок, а в неотложных случаях - незамедлительно оценивают их с точки зрения достаточности имеющихся данных для возбуждения уголовного дела.
4.1.3. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе: время, место и способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.
4.1.4. Если содержащиеся в оперативных материалах данные не позволяют принять решение о возбуждении уголовного дела, начальник следственного подразделения (следователь) возвращает их через начальника горрайлиноргана с письменным изложением обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий, подлежащих выполнению для устранения имеющихся пробелов.
4.1.5. Выполнив указания о доработке материалов, оперативный работник при наличии признаков состава преступления, подследственного следователю, направляет их в порядке, предусмотренном п. п. 4.1.1, 4.1.2, через начальника следственного подразделения, как правило, тому же следователю для принятия решения в соответствии с требованиями УПК за исключением случаев, указанных в п. 4.1.7 настоящей Инструкции.
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу, возвращенному для доработки, орган дознания принимает самостоятельно.
В тех случаях, когда в ходе дополнительной проверки выясняется, что не требуется обязательного производства предварительного следствия, орган дознания возбуждает уголовное дело и проводит дознание в порядке, предусмотренном уголовно - процессуальным законом.
4.1.6. При несогласии с выводами начальника следственного подразделения (следователя) руководитель органа внутренних дел направляет все материалы со своими письменными возражениями вышестоящему руководителю следственного подразделения, который в 10-дневный срок, а при необходимости - незамедлительно, принимает решение по существу.
4.1.7. Уголовные дела о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия, оперативные работники возбуждают и проводят по ним неотложные следственные действия, предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством, когда необходимо пресечь преступление либо следователь не может немедленно приступить к расследованию, а промедление в реагировании на сообщение о подготавливаемом или совершенном преступлении может привести к утрате возможности задержания виновных с поличным, получения важных доказательств и обеспечения полного возмещения материального ущерба. В этих случаях орган дознания несет ответственность за обоснованность принятых им решений и объективность собранных доказательств.
О начатом расследовании незамедлительно извещается руководитель следственного подразделения (следователь).
4.1.8. Следователь вправе в любой момент принять к производству подследственное ему уголовное дело, возбужденное органом дознания.
4.1.9. По делам о преступлениях в сфере экономической деятельности ревизии и документальные проверки должны проводиться, как правило, до возбуждения уголовного дела.
(в ред. Приказа МВД РФ от 13.02.1997 N 90)
4.1.10. Для производства отдельных следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий следователь направляет руководителю органа дознания поручение, обязательное для исполнения. В нем четко формулируются вопросы, подлежащие выяснению, и излагается информация, необходимая для его выполнения. Срок исполнения поручения не должен превышать 10 суток. При невозможности его выполнения за этот период следователь и руководитель соответствующего подразделения определяют срок с учетом обстоятельств дела.
Выбор средств и методов, необходимых для исполнения поручения, является исключительной компетенцией органа дознания, руководитель которого контролирует исполнение отдельных поручений.
4.1.11. Без письменного разрешения следователя категорически запрещается выдача кому бы то ни было содержащихся в ИВС и СИЗО подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам, находящимся в его производстве, за исключением случаев, предусмотренных уголовно - процессуальным законом.
Начальники ИВС, СИЗО несут ответственность за нарушение данного требования.
4.1.12. Не допускается, без разрешения следователя, передача в средства массовой информации каких-либо сведений о задержании подозреваемых, обстоятельствах совершения преступления и данных предварительного следствия по уголовным делам, находящимся в его производстве.
4.2. Планирование работы.
4.2.1. На стадии реализации оперативных материалов следователь и сотрудник оперативного подразделения составляют план следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий, который согласовывается с их непосредственными начальниками и утверждается руководителем горрайлиноргана.
4.2.2. План включает в себя: розыскные и следственные версии; данные, подлежащие установлению для их проверки; перечень следственных действий; обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем; сроки и исполнителей.
4.2.3. Согласованное планирование следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления. Ответственность за его непрерывность возлагается на руководителя оперативного подразделения.
4.2.4. План может изменяться и дополняться. Инициатива по его корректировке принадлежит как следователю, так и оперативному работнику.
4.2.5. При необходимости задействования значительного числа сотрудников на начальной стадии расследования составляется план организационных мероприятий, который включает в себя расчет сил и средств, необходимых для реализации оперативных материалов, перечень первоочередных следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий. После их завершения силы и средства, привлекаемые к работе по делу, рассчитываются вновь.
4.2.6. Контроль за реализацией намеченных следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий по уголовным делам и практическую помощь в их осуществлении сотрудникам оказывают начальники следственного и оперативного подразделений. О выполнении плановых мероприятий и результатах работы следователь и оперативный работник отчитываются у руководителей соответствующих подразделений. При необходимости отчеты заслушиваются одновременно.
4.3. Организация работы следственно - оперативных групп.
4.3.1. Решение о создании СОГ принимается руководителями аппаратов следствия и оперативных подразделений и оформляются приказом начальника соответствующего органа внутренних дел. Руководителем группы назначается следователь, принявший дело к производству. При расследовании дела несколькими следователями выносится соответствующее постановление. Если в группу включаются несколько оперативных работников, один из них назначается старшим. Изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании, по согласованию с руководителем следственно - оперативной группы.
4.3.2. Руководитель группы, помимо личного участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и его планирование, распределяет работу между участниками группы и координирует их действия, осуществляет организационное обеспечение и контроль исполнения, знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и лично отвечает за надлежащее их использование и легализацию процессуальным путем.
4.3.3. Орган дознания, получивший оперативно - розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, своевременно знакомит с нею следователя, принимая меры, исключающие разглашение источников и способы ее получения.
4.3.4. Для обеспечения результативности работы по реализации оперативных материалов следователь вправе знакомить с материалами уголовного дела оперативного работника, который несет ответственность за их разглашение.
4.3.5. Решение о расформировании следственно - оперативной группы по предложению ее руководителя принимает начальник, ее создавший, или вышестоящий руководитель.
5. Контроль и оценка результатов взаимодействия
5.1. Руководители следственных аппаратов и оперативных подразделений ежеквартально анализируют результаты расследования, причины прекращения уголовных дел, возбужденных по оперативным материалам. Совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы и оперативно - розыскной деятельности.
5.2. В управлениях, отделах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ ведется учет и оценка работы подчиненных подразделений по раскрытию преступлений.
5.3. Ежемесячно (по графику или с учетом складывающейся обстановки) проверяется работа не менее 2 - 3 горрайлинорганов по организации раскрытия преступлений, в том числе по "горячим следам".
5.4. Ежеквартально изучается состояние организаторской работы 1 - 2 руководителей горрайлинорганов по раскрытию преступлений. Обобщается и поощряется положительный опыт работы, дается оценка имеющимся недостаткам, намечаются мероприятия по их устранению.
5.5. Оценка результатов работы по расследованию и раскрытию преступлений определяется по итогам полугодия и года.