Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция Ответственного За Исправное Состояние Подъемных Сооружений img-1

Инструкция Ответственного За Исправное Состояние Подъемных Сооружений

Рейтинг: 4.6/5.0 (1841 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция инженерно-технического работника, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требования промышле

Вы здесь

Главная » Должностная инструкция инженерно-технического работника, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требования промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов

Должностная инструкция инженерно-технического работника, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требования промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов

Добавлен на сайт:

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция
инженерно-технического работника, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требования промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется первому или техническому руководителю этой организации.

1.2. Инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя [наименование организации].

1.3. На должность инженерно-технического работника, ответственного за осуществление производственного контроля, принимается лицо, имеющее высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта, стаж работы не менее [значение] лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли и удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

1.4. В случае отсутствия инженерно-технического работника, ответственного за осуществление производственного контроля, исполнение его обязанностей возлагается на [должность, Ф. И. О.], имеющего соответствующую квалификацию и прошедшего проверку знаний "Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте".

1.5. Инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен работать по плану, утвержденному должностным лицом, которому он подчинен. О выполнении плана работы инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен ежемесячно предоставлять отчет должностному лицу, которому он подчинен.

1.6. Инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен знать:

- Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

- требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность;

- требования инструкций по эксплуатации грузоподъемных машин предприятий-изготовителей;

- должностные инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, и производственные инструкции для персонала по обслуживанию грузоподъемных машин;

- инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;

- методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;

- информационные письма по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных механизмов;

- настоящую должностную инструкцию;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

1.7. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника, ответственного за осуществление производственного контроля, проводится не реже [вписать нужное].

2. Должностные обязанности

На инженерно-технического работника, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление надзора за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей.

2.2. Осуществление контроля за соблюдением графиков ремонта, технических обслуживаний и периодических осмотров грузоподъемных машин, крановых путей и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары.

2.3. Осуществление контроля за проведением в установленные сроки обследований грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, специализированными организациями.

2.4. Осуществление контроля за соблюдением установленного правилами безопасности порядка ввода грузоподъемных машин в эксплуатацию.

2.5. Осуществление проверки на участке работ наличия технической документации по эксплуатации грузоподъемных машин и ее соответствия правилам безопасности.

2.6. Осуществление контроля за соблюдением работниками требований промышленной безопасности.

2.7. Осуществление проверки за соблюдением порядка допуска персонала к обслуживанию грузоподъемных механизмов.

2.8. Осуществление контроля за наличием и выполнением инструкций обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами.

2.9. Проведение комплексных и целевых проверок состояния промышленной безопасности, выявление опасных факторов на рабочих местах.

2.10. Осуществление проверки за выполнением требований правил безопасности, проектов производства работ и технологических карт при производстве работ грузоподъемными машинами, обращая особое внимание на:

- правильность установки грузоподъемных кранов и подъемников при их работе;

- соблюдение нарядов-допусков при выполнении работ вблизи линий электропередачи и на крановых путях мостовых и консольных передвижных кранов;

- правильность применяемых способов строповки грузов и выбора съемных грузозахватных приспособлений и тары;

- соблюдение габаритов складирования грузов;

- применение работающими правильных приемов работы и соблюдение ими мер личной безопасности.

2.11. Разработка плана работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации.

2.12. Разработка ежегодного плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест.

2.13. Организация разработки планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

2.14. Участие в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев.

2.15. Проведение анализа причин возникновения аварий и инцидентов и осуществление хранения документации по их учету.

2.16. Участие в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, а также по проверке знаний инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами.

2.17. Участие во внедрении новых технологий и нового оборудования.

2.18. Доведение до сведения работников информации об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечение работников указанными документами.

2.19. Осуществление контроля за выполнением предписаний соответствующих федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности.

2.20. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Посещать в любое время в соответствии с установленным в организации порядком участки, где работают грузоподъемные машины, проверять их техническое состояние, условия эксплуатации.

3.3. Знакомиться с документами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации.

3.4. Требовать от технических служб организации, инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами, предъявления для проверки документов по вопросам, связанным с эксплуатацией грузоподъемных машин.

3.5. Участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах.

3.6. Вносить руководителю организации предложения о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности, а также ставить вопрос о наказании работников, ответственных за нарушения правил безопасности и инструкций.

3.7. Давать обязательные для администрации цехов, участков предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушений.

3.8. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.9. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.10. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.11. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.12. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность

Инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[число, месяц, год]

Другие статьи

РД 10-289-99 «Типовая инструкция для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов пара и горячей воды»

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов пара и горячей воды

Москва ПИО ОБТ 2000

Настоящая инструкция разработана на основании Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.07.97 № 116-ФЗ, Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных Госгортехнадзором России 18.07.94, с изменениями и дополнениями, утвержденными Госгортехнадзором России 13.01.97, и Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263.

Настоящая инструкция является типовой, на ее основании лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в организации, эксплуатирующей трубопроводы пара и горячей воды, обязано разработать и утвердить инструкцию для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов. Она должна содержать требования типовой инструкции, дополненные с учетом местных условий эксплуатации трубопроводов.

Цель настоящей инструкции - обеспечение содержания трубопроводов пара и горячей воды в исправном состоянии и безопасных условий их эксплуатации.

1.1. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов назначается руководством предприятия (организации) - владельца трубопроводов. Номер и дата приказа о назначении ответственного лица должны записываться в паспорт трубопровода до его регистрации в территориальных органах Госгортехнадзора России, а также каждый раз после назначения нового ответственного лица.

1.2. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов назначается из числа специалистов, прошедших проверку знаний в соответствии с Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 11.01.99 № 2, зарегистрированным Минюстом России от 12.02.99 № 1706.

1.3. Ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов должна быть возложена на руководящего работника, которому непосредственно подчинен персонал, обслуживающий трубопроводы.

1.4. На время отсутствия ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов (отпуск, командировка, болезнь) исполнение его обязанностей должно быть возложено приказом по организации на другого специалиста, прошедшего проверку знаний Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды. При этом запись в паспорте трубопровода не делается.

1.5. Владелец трубопроводов обязан обеспечить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов всем комплексом нормативно-технической документации (правила, циркуляры, информационные письма, инструкции и др.).

1.6. Владелец трубопроводов обязан обеспечить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов необходимыми материальными средствами для выполнения им своих обязанностей (спецодежды, приборы и инструменты, канцелярские принадлежности и др.).

Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов обязан:

2.1. Допускать к обслуживанию трубопроводов только обученный и аттестованный персонал.

2.2. Своевременно извещать комиссию по периодической и внеочередной проверке знаний о предстоящих проверках и обеспечивать явку персонала для проверки знаний.

2.3. Снабжать обслуживающий персонал производственными инструкциями, разработанными на основе инструкций заводов-изготовителей по монтажу и эксплуатации с учетом компоновки оборудования. Инструкции выдаются обслуживающему персоналу под расписку и постоянно находятся на рабочих местах.

2.4. Организовать прохождение обслуживающим персоналом периодических медицинских освидетельствований.

2.5. Обеспечивать ведение и хранение технической документации по эксплуатации и ремонту трубопроводов (паспорт, сменный и ремонтный журналы, журнал контрольных поверок манометров и др.).

2.6. Ежедневно в рабочие дни проверять записи в сменном журнале и расписываться в нем.

2.7. Выдавать письменное распоряжение на пуск трубопроводов в работу после проверки готовности к эксплуатации и организации их обслуживания.

2.8. Обеспечивать каждый трубопровод, введенный в эксплуатацию, табличкой, предусмотренной п. 5.3.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды.

2.9. Допускать к применению трубопроводы, соответствующие требованиям промышленной безопасности и имеющие разрешение на применение, выданное Госгортехнадзором России.

2.10. Организовывать своевременную подготовку к техническому освидетельствованию трубопроводов, зарегистрированных в органах Госгортехнадзора России, и участвовать в этих освидетельствованиях.

2.11. Проводить техническое освидетельствование трубопроводов:

а) наружный осмотр (в процессе работы) трубопроводов всех категорий - не реже одного раза в год;

б) наружный осмотр и гидравлическое испытание трубопроводов, не подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, - перед пуском в эксплуатацию после монтажа, ремонта, связанного со сваркой, а также при пуске трубопроводов после нахождения их в состоянии консервации свыше двух лет.

2.12. Обеспечивать вывод трубопроводов из работы для ремонта в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта.

2.13. Участвовать в обследованиях, проводимых территориальными органами Госгортехнадзора России, и выполнять предписания, выдаваемые по результатам обследований.

2.14. Проводить инструктаж и противоаварийные тренировки с персоналом, обслуживающим трубопроводы.

2.15. Устанавливать порядок приемки и сдачи смены обслуживающим трубопроводы персоналом.

2.16. Обеспечивать устранение выявленных во время технического освидетельствования или диагностирования неисправностей или дефектов до пуска трубопровода в эксплуатацию.

Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов имеет право:

3.1. Свободно посещать в любое время суток все помещения, связанные с эксплуатацией трубопроводов.

3.2. Участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев, происшедших при эксплуатации трубопроводов.

3.3. Участвовать в работе комиссии по проверке знаний у специалистов и обслуживающего трубопроводы персонала.

3.4. Отстранять от обслуживания трубопроводов персонал, допустивший нарушения инструкций или показавший неудовлетворительные знания во время периодической или внеочередной проверки знаний и противоаварийных тренировок.

3.5. Представлять руководству организации предложения по привлечению к ответственности специалистов и обслуживающий персонал, допустивших нарушения правил и инструкций по эксплуатации трубопроводов.

3.6. Представлять руководству организации предложения по устранению причин, вызывающих нарушения требований правил и инструкций.

Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов несет личную ответственность за выполнение требований настоящей инструкции. В зависимости от характера и последствий нарушений он может быть привлечен к материальной, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

РД 10-30-93 Типовая инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии

Нормативные документы в сфере деятельности
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору

Серия 10
Документы по безопасности,
надзорной и разрешительной деятельности
в области надзора за подъемными сооружениями

ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ

3-е издание, исправленное и дополненное

Ответственные составители:
B.C. Котельников, Ю.И. Гудков, Н.А. Шишков

В Сборник включены Типовая инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, с изменением № 1, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 28.12.00 № 70, Учебная программа (билеты) для подготовки инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, согласованная с Госгортехнадзором России 20.11.00 г. Требования к регистраторам параметров грузоподъемных кранов. утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 09.02.01 № 7, Методические указания по обследованию предприятий (владельцев), эксплуатирующих подъемные сооружения. утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 25.04.95 № 21, с изменением № 1, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 17.11.97 № 41, и изменением № 2, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 05.04.00 № 19, «Оборудование грузоподъемное. Общие технические требования », согласованные с Госгортехнадзором России 13.07.00 г. разработанные ВКТИмонтажстроймеханизацией, Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений. утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 17.01.01 № 2.

Типовая инструкция (РД 10-30-93),

Госгортехнадзора России от 26.07.93 № 27,

с изменением № 1 [РДИ 10-395(30)-00],

Госгортехнадзора России от 28.12.00 № 70

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА СОДЕРЖАНИЕ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН* В ИСПРАВНОМ
СОСТОЯНИИ (РД 10-30-93), С ИЗМЕНЕНИЕМ № 1
[РДИ 10-395(30)-00]**

Настоящая Типовая инструкция разработана в соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540. Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263. Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00 )***, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98, и устанавливает должностные обязанности инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

* Далее - грузоподъемные краны (в связи с введением в действие с 10.01.01 г. Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов).

** Для удобства чтения по просьбе владельцев кранов текст изменения № 1 внесен в Типовую инструкцию и выделен курсивом.

На основании Типовой инструкции владельцы грузоподъемных кранов должны разработать и утвердить должностную инструкцию для инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

Должностная инструкция должна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных кранов; указания по содержанию грузоподъемных кранов в исправном состоянии, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов.

С выходом настоящей Типовой инструкции отменяется Типовая инструкция для лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов, утвержденная Госгортехнадзором РСФСР 9 апреля 1965 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с Правилами руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы грузоподъемных кранов назначают инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

1.2. Ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии назначается инженерно-технический работник соответствующей квалификации, в подчинении у которого будет находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий грузоподъемный кран.

Функции инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должны быть изложены в Положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.

1.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, назначается после прохождения им проверки знаний Правил, его должностной инструкции, производственных инструкций обслуживающего персонала (кроме стропальщиков). другой нормативной документации, касающейся его компетенции, комиссией с участием инспектора госгортехнадзора 1 и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии проводится не реже одного раза в 3 года комиссией с участием инспектора госгортехнадзора.

1.4. Номер и дата приказа о назначении инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорт крана до его регистрации в органах госгортехнадзора 2. а также каждый раз после назначения другого ответственного лица.

1 В настоящее время (здесь и далее) с участием инспектора Ростехнадзора. (Примеч. изд .)

2 В настоящее время (здесь и далее) в органах (с органами) Ростехнадзора. (Примеч. изд .)

1.5. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органом госгортехнадзора ответственность за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии может быть возложена на работника специализированной организации.

1.6. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, исполнение его обязанностей должно быть возложено на другого работника в порядке, установленном Правилами.

1.7. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен знать:

1) Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

3) настоящую Типовую инструкцию для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и должностную инструкцию:

4) требования руководств (инструкций) по эксплуатации грузоподъемных кранов, в частности периодичность технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов, возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения, периодичность и способы проверки приборов безопасности, способы регулировки тормозов, перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ, критерии предельного состояния кранов для отправки в капитальный ремонт;

5) типовые и производственные инструкции для обслуживающего персонала (крановщиков, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности);

7) Методические указания по обследованию грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы;

8) информационные письма и другие указания органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных кранов;

9) устройство грузоподъемных кранов, приборов безопасности, крановых путей и съемных грузозахватных приспособлений;

10) порядок регистрации и снятия с учета грузоподъемных кранов, установки и пуска их в эксплуатацию;

11) порядок направления кранов для работы в другие области (округа) и передачи кранов в аренду другим организациям;

12) систему планово-предупредительного ремонта грузоподъемных кранов, порядок вывода их в ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта;

13) организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования кранов, а также обследования грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы;

14) порядок оформления и выдачи нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами;

15) порядок применения марочной системы при работе мостовых кранов;

16) порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты;

17) Положение о производственном контроле. организацию надзора и обслуживания грузоподъемных кранов на предприятии;

18) нормы браковки стальных канатов.

2. ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан обеспечить:

1) содержание грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей (если содержание последних не возложено на другие службы) в исправном состоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра грузоподъемных кранов, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

2) обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;

3) контроль за выполнением крановщиками и ремонтным персоналом требований производственных инструкций по обслуживанию грузоподъемных кранов;

4) своевременную подготовку грузоподъемных кранов к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию кранов, отработавших нормативный срок службы, результаты обследования (диагностирования) заносить в паспорт крана ;

5) вывод в ремонт грузоподъемных кранов согласно графику. Сведения о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного полного технического освидетельствования крана, записать в его паспорт ;

6) соблюдение марочной системы при эксплуатации мостовых кранов;

7) выполнение установленного порядка допуска обслуживающего персонала и других рабочих на крановые пути мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных и других работ;

8) хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала;

9) выполнение предписаний органов госгортехнадзора, работника, ответственного за осуществление производственного контроля. и инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.

2.2. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, допускает в эксплуатацию вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после проведенного его технического освидетельствования, наличия разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт крана, а также при наличии обученного обслуживающего и ремонтного персонала.

2.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в их конструкции или изготовлении, а также несоответствие крана требованиям Правил, обязан совместно со службой надзора подготовить предприятию-изготовителю рекламацию, копия которой направляется также органу госгортехнадзора, выдавшему разрешение на изготовление крана.

2.4. При монтаже, ремонте и реконструкции грузоподъемных кранов инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан строго соблюдать требования Правил и при этом не допускать выполнение указанных работ предприятиями, не имеющими разрешения (лицензии) органов госгортехнадзора на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий.

2.5. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен присутствовать при технических освидетельствованиях кранов, обследовании кранов, отработавших нормативный срок службы, а также при проверках кранов инспектором госгортехнадзора, работником, ответственным за осуществление производственного контроля. и инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.

2.6. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен подготовить кран к техническому освидетельствованию. При этом проверяются в работе его механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза, ходовые колеса, аппараты управления, освещение, сигнализация. Если ответственному за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии поручалось проведение осмотра отдельных узлов и механизмов грузоподъемного крана до его полного технического освидетельствования, то при полном техническом освидетельствовании крана он должен проверить:

1) состояние металлоконструкций, сварных, болтовых, клепаных соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок деталей вследствие коррозии, ослабления болтовых и клепаных соединений и других дефектов), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений;

2) состояние крюка, ходовых колес, блоков, барабанов, элементов тормозов. На металлургических предприятиях у грузоподъемных кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых и штампованных крюков должна производиться лабораторией этого предприятия по специальной инструкции с применением неразрушающего контроля. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана. При неразрушающем контроле должно быть проверено отсутствие трещин в нарезанной части кованого (штампованного) крюка, отсутствие трещин в нарезанной части вилки пластинчатого крюка и оси его соединения с вилкой или траверсой. Такая проверка должна проводиться не реже одного раза в 12 мес. Необходимость и периодичность проверки других деталей подвески устанавливаются владельцем крана;

3) состояние изоляции проводов и заземления электрического крана;

4) состояние канатов и их крепления;

5) соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в его паспорте;

6) результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии. Работы, предусмотренные подпунктами 1 - 5, могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования крана. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии .

2.7. При замене изношенных грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых канатов инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен:

1) произвести выбор каната в соответствии с паспортными данными;

2) произвести расчет каната;

3) проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната;

4) произвести обтяжку каната рабочим грузом;

5) занести сведения о выполненных работах в паспорт крана.

2.8. При осмотре приборов безопасности инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан проверить:

1) установку концевого выключателя механизма подъема. При этом зазор между грузозахватным органом после его остановки и упором должен составлять для грузоподъемных кранов не менее 200 мм, для электроталей - не менее 50 мм;

2) установку концевого выключателя механизма передвижения. При этом отключение его двигателя должно происходить на расстоянии до упора, составляющем не менее половины пути торможения механизмов, а у башенных, портальных и козловых кранов и мостовых перегружателей - не менее полного пути торможения. При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых и консольных передвижных кранов, работающих на одном пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь торможения механизма указывается в паспорте крана;

3) действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом. При этом он должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность стрелового крана более чем на 10 % (для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т·м и портальных кранов - более чем на 15 %, для кранов мостового типа - более чем на 25 %). Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в журнале периодических осмотров грузоподъемных кранов;

4) правильность установки шкалы указателя грузоподъемности и вылета. При замене шкалы и ее градуировке замер вылета следует производить на горизонтальной площадке с грузом на крюке, соответствующим данному вылету, а нанесение отметки на шкале необходимо производить после снятия груза.

2.9. Если на инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, возложены обязанности по содержанию кранового пути в исправном состоянии, то он обязан:

1) проверить соответствие кранового пути проекту и готовность пути к эксплуатации согласно акту;

2) произвести осмотр пути и обеспечить измерение сопротивления его заземления в соответствии с нормативной документацией;

3) обеспечить своевременное проведение инструментальной проверки (нивелировки) кранового пути согласно графику; допуски на размер колеи, прямолинейность и горизонтальность пути не должны превышать требований нормативных документов;

4) произвести своевременный ремонт кранового пути в соответствии с графиком и устранение неисправностей, выявляемых при осмотрах и нивелировке.

2.10. Если на инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, возложены обязанности по содержанию в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и тары, то он обязан проводить их периодические осмотры в сроки, установленные Правилами, а также их ремонт согласно нормативной документации.

2.11. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан обеспечить их обслуживание постоянно закрепленным персоналом и не допускать переход крановщиков для работы с одного крана на другой без его ведома.

При необходимости перевода крановщиков с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом он обязан ознакомить крановщика с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку, а также проверить его практические навыки.

Перевод крановщиков с кранов одного типа на другой, например с башенного на мостовой, может быть допущен только после обучения и аттестации их в порядке, установленном Правилами.

2.12. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен установить такой порядок, чтобы лица, на которых возложены обязанности по обслуживанию грузоподъемных кранов (крановщики, их помощники, слесари, электромонтеры, наладчики приборов безопасности), вели наблюдение за порученным им оборудованием путем осмотра и проверки его работоспособности и поддерживали его в исправном состоянии. Крановщики должны производить осмотр грузоподъемных кранов перед началом работы, для чего им должно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки грузоподъемного крана должны записываться в вахтенный журнал.

Проверка ведения вахтенного журнала и нженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должна производиться не реже одного раза в месяц.

2.13. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен систематически проводить инструктажи крановщиков, их помощников, операторов (машинистов), слесарей, электромонтеров по безопасному обслуживанию и ремонту кранов, разбирая допущенные ими нарушения, случаи травматизма и аварий.

2.14. При инструктаже крановщиков до начала работ должно быть обращено особое внимание их на:

1) наличие и исправность ограждений легкодоступных движущихся частей грузоподъемного крана, которые могут быть причиной несчастного случая (барабаны, валы, зубчатые передачи и т.п.), и неизолированных токоведущих частей электрооборудования (выключателей, контакторов, панелей, ящиков сопротивления, троллейных проводов и т.п.);

2) исправность действия устройств и приборов безопасности грузоподъемного крана (концевых выключателей, блокировок, ограничителя грузоподъемности и др.);

3) состояние тормозов, блоков, барабанов, канатов, крановых металлоконструкций;

4) соблюдение установленного порядка приема и сдачи смены;

5) строгое выполнение требований нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами;

6) выполнение установленного порядка по применению марочной системы при работе мостовых кранов;

7) опасность хождения по крановым путям мостовых кранов, посадки на кран не через посадочную площадку;

8) недопустимость использования грейфера для подъема людей и производства работ, на которые грейфер не рассчитан;

9) недопустимость погрузки и разгрузки платформ, полувагонов, автомашин при нахождении на них людей;

10) недопустимость перегрузки грузоподъемных кранов;

11) необходимость запирания дверей кабины по окончании работы или уходе с крана;

12) недопустимость самовольной установки в кабинах электронагревательных приборов;

13) недопустимость заклинивания контакторов защитных панелей грузоподъемных кранов;

14) необходимость закрепления всеми противоугонными захватами кранов, передвигающихся по рельсовым путям по окончании их работы или в перерыве;

15) недопустимость установки стреловых кранов для работы под линией электропередачи, а также ближе 30 м от нее без наряда-допуска;

16) порядок установки стреловых кранов на дополнительные опоры на уклонах, откосах, на краю траншей и котлованов, вблизи строений, штабелей грузов и т.п.;

17) опасность нахождения людей под перемещаемым грузом и вблизи работающего крана;

18) необходимость строгого соблюдения стропальщиками способов строповки грузов и применения соответствующих характеру и массе грузов съемных грузозахватных приспособлений;

19) соблюдение указаний, содержащихся в инструкции предприятия-изготовителя, о возможности совмещения операций при работе крана и условиях опускания стрелы с грузом.

2.15. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен:

1) обеспечить проведение ремонта мостовых и консольных передвижных кранов, выполнение работ с моста крана, при выходе персонала на крановые пути мостовых кранов, производство работ стреловыми кранами вблизи линий электропередачи только по нарядам-допускам;

2) установить порядок, при котором крановщик может приступить к работе на мостовом кране только после получения ключа-марки, и следить за тем, чтобы при осмотре кранов слесарями, электромонтерами и другими лицами они забирали у крановщика ключ-марку на период пребывания их на кране;

3) обеспечить крановщиков вахтенными журналами;

4) обеспечить наличие на кране таблички с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, а также предупредительных надписей и плакатов;

5) направлять стреловые краны на участок производства работ только по заявке, в которой должны быть указаны фамилии ответственного за безопасное производство работ кранами и стропальщиков, номера их удостоверений, вид работы, сведения о наличии линий электропередачи. Указанные данные должны быть внесены в путевой лист;

6) произвести осмотр автомобильных кранов перед выпуском их из гаража и обеспечить устранение обнаруженных неисправностей. В путевом листе должно быть указано, что кран находится в исправном состоянии;

7) после получения от заказчика сообщения об окончании работ кранами обеспечить их безопасное состояние в нерабочем положении. При этом электрические краны должны быть отсоединены от источника питания и приняты меры против угона кранов ветром;

8) обеспечить возможность считывания (получения) хранящейся в регистраторе параметров информации и обработки ее с использованием специальных технических средств в целях получения необходимых данных о параметрах работы крана, в том числе наработки в моточасах.

2.16. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, не должен допускать их работу при:

1) наличии в крановых металлоконструкциях опасных дефектов (трещин, деформаций, утонения стенок и др.);

2) ослаблении креплений в соединениях металлоконструкций или деталей механизмов;

3) неисправности приборов и устройств безопасности;

4) неисправности механизмов и тормозов и недопустимом износе их деталей;

5) обнаружении недопустимых дефектов стальных канатов и их креплений и неисправности крюка и его подвески;

6) выявлении неисправностей кранового пути;

7) истечении срока технического освидетельствования или нормативного срока службы крана;

8) запрещении работы кранов инспектором госгортехнадзора или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. Когда кран остановлен принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только с разрешения этих работников, а ответственность за сохранность ее с момента постановки до снятия возлагается на инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

3. ПРАВА

3.1. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, имеет право:

1) посещать в любое время участки, где работают краны, и проверять их техническое состояние и соблюдение персоналом производственных инструкций;

2) выводить краны из работы для проведения их технических обслуживаний, ремонтов, освидетельствований, специальных обследований и диагностирования;

3) отстранять от обслуживания кранов персонал, нарушающий производственные инструкции;

4) ставить вопрос перед руководством предприятия (владельцем) о наказании персонала за нарушение правил, инструкций при эксплуатации грузоподъемных кранов.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:

1) допущенные им нарушения Правил и должностной инструкции независимо от того, привело это к аварии или несчастному случаю или нет;

2) выдачу им подчиненному персоналу указаний или распоряжений, принуждающих его нарушать производственные инструкции;

3) самовольное возобновление работ кранами, остановленными органами госгортехнадзора или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов;

4) непринятие им мер по устранению нарушений правил и инструкций при эксплуатации грузоподъемных кранов.