Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Правилам Дорожного Движения Для Сотрудников img-1

Инструкция По Правилам Дорожного Движения Для Сотрудников

Рейтинг: 4.1/5.0 (1860 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по организации безопасности дорожного движения и учету дорожно-транспортных происшествий на транспорте

ИНСТРУКЦИЯ по организации безопасности дорожного движения и учету дорожно-транспортных происшествий на транспорте Министерства связи и информатизации Республики Беларусь

1. Настоящая Инструкция устанавливает основные положения и является обязательной при организации работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на транспорте организаций системы Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

2. В основу настоящей Инструкции положены действующие нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты по предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий. При внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты или их отмены необходимо использовать в работе вновь принятые.

3. Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из основных обязанностей работников организаций, эксплуатирующих транспортные средства.

4. В целях предупреждения аварийности соответствующими службами и подразделениями организаций связи, имеющих на балансе транспортные средства, должна проводиться систематическая работа, направленная на ликвидацию причин, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий, и в первую очередь:

ведение, в соответствии с установленным порядком, учета всех дорожно-транспортных происшествий и нарушений транспортной дисциплины, анализ и выявление причин их возникновения. Разработка на основе материалов анализа и осуществление мероприятий по сокращению и предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

поддержание высокой трудовой и транспортной дисциплины среди водителей и других работников организаций связи;

обеспечение высокого уровня технического состояния подвижного состава;

постоянное повышение квалификации водительского состава, мастерства вождения автомобилей;

широкая пропаганда правовых знаний среди водителей и других работников организаций связи, привлечение к этой работе сотрудников Госавтоинспекции, используя все средства для пропаганды мероприятий по безопасности дорожного движения (лекции, доклады, беседы, наглядные пособия и т.п.);

повышение требовательности к работникам относительно организации и проведения индивидуальной воспитательной работы с водителями автомобилей.

5. Руководители организаций связи, имеющих на балансе транспортные средства, несут персональную ответственность за весь комплекс работ по обеспечению безопасности движения.

Организация работы по безопасности

6. Для обеспечения проведения работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, а также по профилактике дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), в организациях связи приказом назначается лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения (далее – ответственное лицо).

7. Соответствующие службы и подразделения организаций связи организуют и контролируют работу подчиненных структурных подразделений, имеющих транспортные средства, по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

При этом лица, ответственные за безопасность дорожного движения:

организуют проверку работы подчиненных структурных подразделений, использующих транспорт, по вопросам безопасности дорожного движения, требуют от них разработки и реализации мероприятий, направленных на предупреждение аварийности на транспорте;

регулярно заслушивают отчеты о состоянии аварийности и проводимой работе по безопасности дорожного движения;

организуют проведение семинарских занятий с инженерами по безопасности дорожного движения, начальниками колонн и другими инженерно-техническими работниками организаций по повышению профессионального уровня и обмену опытом работы;

проводят конкурсы по безопасности дорожного движения;

анализируют состояние аварийности на ведомственном транспорте, проводят мероприятия по устранению причин дорожно-транспортных происшествий и других недостатков в работе по безопасности дорожного движения, готовят письма с анализом положения дела на местах и предложениями по устранению имеющихся недостатков;

изучают и распространяют положительный опыт работы лучших водителей и структурных подразделений по предупреждению аварийности;

осуществляют контроль за подготовкой водителей в структурных подразделениях;

направляют своих представителей на места дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями для участия в проведении служебного расследования, осуществляют контроль за устранением причин возникновения происшествий;

обеспечивают ведение учета дорожно-транспортных происшествий, осуществляют сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях с данными Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – ГАИ);

подготавливают материалы для награждения лучших водителей, длительное время работающих без аварий, нагрудным знаком “За работу без аварий”.

8. В организациях связи работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий организуется в соответствии с:

требованиями нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления, вышестоящих организаций;

положением об отделе (службе, группе), должностной инструкцией лица, ответственного за безопасность дорожного движения;

утвержденными планами работ;

Правилами дорожного движения.

9. В организациях связи и их структурных подразделениях лицо, ответственное за безопасность дорожного движения:

разрабатывает планы работы по обеспечению безопасности дорожного движения и осуществляет контроль за их выполнением;

выезжает на места ДТП с участием водителей, проводит их служебное расследование и организует рассмотрение причин и обстоятельств происшествий;

ведет учет ДТП и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями;

разрабатывает профилактические мероприятия по предупреждению ДТП и нарушений Правил дорожного движения;

информирует водителей и других работников о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП и нарушений Правил дорожного движения;

проводит инструктажи водителей по безопасности дорожного движения;

доводит до сведения работников информацию о ДТП, совершенном водителем организации;

организует повышение профессионального мастерства водителей;

организует контроль за работой водителей на линии;

фиксирует в путевом листе выявленные нарушения, а в случае возникновения угрозы безопасности дорожного движения, приостанавливает работу автомобильных транспортных средств или отстраняет водителей от работы, о чем докладывает руководителю;

представляет водителей к награждению нагрудным знаком “За работу без аварий” и в срок до 1 сентября ежегодно оформляет необходимые документы;

изучает и внедряет передовой опыт безаварийной работы водителей;

организует работу кабинета (класса, уголка) по безопасности дорожного движения и оснащение его необходимыми учебно-наглядными пособиями и техническими средствами;

в установленном порядке передает оперативную информацию о ДТП с пострадавшими, а также готовит информацию о состоянии аварийности и транспортной дисциплины среди водителей для рассмотрения ее на производственных совещаниях, вносит руководителю предложения по совершенствованию работы в области безопасности дорожного движения;

осуществляет сверку данных о ДТП с участием транспортных средств с данными соответствующих территориальных подразделений ГАИ;

использует специальный легковой автомобиль “Безопасность движения” в соответствии с его функциональным назначением;

контролирует наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;

осуществляет контроль за проведением предрейсовых и иных медицинских обследований водителей;

организует направление на внеочередное медицинское переосвидетельствование водителей, перенесших заболевания, указанные в Перечне заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, утвержденном постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2008 г. N 78;

контролирует соблюдение установленного порядка допуска водителей к самостоятельной работе, а также соблюдение водителями установленных сроков медицинского переосвидетельствования;

контролирует соблюдение установленного порядка проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84 (с дополнениями и изменениями);

контролирует соблюдение установленного порядка проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 сентября 2010 г. № 123 (с дополнениями и изменениями);

контролирует соблюдение установленного порядка проведения приборного контроля состояния водителей на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

осуществляет контроль за стажировкой водителей и работой водителей-наставников;

информирует водителей о неблагоприятных погодных и дорожных условиях, о введении изменений в организации дорожного движения (объезды, введение дополнительных остановок, укорачивание маршрута);

контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителей;

проверяет знания Правил дорожного движения и навыков практического вождения у водителей, принимаемых на работу, а также нарушивших Правила дорожного движения;

разрабатывает или принимает участие в разработке проектов приказов, инструкций и других актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

обеспечивает изучение работниками нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

обеспечивает подготовку и участие водителей в соревнованиях по профессиональному мастерству водителей автомобилей и конкурсах по тематике, связанной с безопасностью дорожного движения;

осуществляет информационную и агитационно-пропагандистскую работу по обеспечению безопасности дорожного движения (проведение собраний, лекций, докладов, консультаций, демонстрация видеофильмов, компьютерных программ и т.д.).

10. Основными задачами служб и подразделений, ответственных за эксплуатацию автотракторной техники, и обеспечение безопасности дорожного движения являются:

организация перевозок, исключающая причины возникновения дорожно-транспортных происшествий;

создание условий для работы на линии подвижного состава и водителей;

регулярное проведение воспитательной работы с водителями.

11. Для решения этих задач:

проводится обследование дорожных и других условий работы водителей на линии и объектов обслуживания, принимаются действенные меры к устранению недостатков, способствующих возникновению аварийной обстановки;

проводится инструктаж водителей с учетом конкретных условий перевозок, состояния дорог и метеорологических особенностей, уделяя особое внимание водителям, имеющим стаж работы менее одного года;

обеспечивается соблюдение требований безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров на грузовых автомобилях, а также противопожарной безопасности подвижного состава, руководствуясь соответствующими правилами.

12. Основной задачей технических служб и подразделений в вопросе обеспечения безопасности дорожного движения является содержание подвижного состава в технически исправном состоянии, исключающем внезапную поломку автомобиля на линии и способствующем уверенной работе водителей.

13. Для решения этой задачи технические службы и подразделения:

выполняют работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств;

организуют контроль за техническим состоянием автомобильных транспортных средств при выпуске на линию и возвращении с линии;

осуществляют подготовку автомобильных транспортных средств для прохождения государственного технического осмотра;

проводят анализ причин и обстоятельств ДТП и нарушений Правил дорожного движения, возникших в результате технической неисправности автомобильных транспортных средств;

проводят анализ причин отказов деталей и узлов автомобильных транспортных средств и принимают меры по повышению ресурса работы автомобильных транспортных средств;

контролируют укомплектованность автомобильных транспортных средств, наличие и исправность дополнительного оборудования;

организуют техническую помощь на линии;

проводят занятия с инженерно-техническими работниками, водителями и работниками технической службы организации связи по повышению их квалификации;

проводят теоретические и практические занятия с водителями по изучению конструкции автомобильных транспортных средств, их правильной эксплуатации, особенностей новых моделей автомобильных транспортных средств;

контролируют исправность спидометров автомобильных транспортных средств и тахографов.

14. Контроль за работой водителей на линии организуется в первую очередь на маршрутах с интенсивным движением, в местах скопления транспорта и опасных условиях движения, а также в пунктах погрузки и выгрузки.

15. Для проведения работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в организациях связи оборудуется кабинет (класс, уголок) по безопасности дорожного движения, который должен располагать дорожными знаками, стендами, тренажерами и другими наглядными пособиями, специальной литературой по организации безопасности дорожного движения и мастерству вождения автомобиля, а также материалами, отражающими состояние аварийности, трудовой и транспортной дисциплины в организации.

16. Порядок проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (далее – приборный контроль опьянения) определяется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 9.07.2013 г. № 25/28. Приборный контроль опьянения осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии).

17. Водители автомобилей за работу без дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения, трудовой и исполнительской дисциплины награждаются нагрудным знаком “За работу без аварий”, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2006 г. № 504.

Кандидатуры водителей для награждения нагрудным знаком определяются руководителем организации после предварительного обсуждения в трудовом коллективе организации.

Порядок представления к награждению нагрудным знаком устанавливается постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 33.

18. Допуск водителей к самостоятельной работе осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23 октября 2012г. № 46.

Стажировка проводится с целью подготовки водителей к самостоятельной работе на основе совершенствования их профессиональных знаний и навыков, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Водители-стажеры допускаются к работе после прохождения стажировки.

19. Рабочее время и время отдыха водителей транспортных средств, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки, исходя из специфики организации их труда и отдыха, регулируется Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 82.

Классификация дорожно-транспортных происшествий

20. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства (в дальнейшем – транспортное средство), в результате чего погибли или ранены люди, либо повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

21. Категории дорожно-транспортных происшествий:

1 – ДТП с участием транспортного средства и пешехода.

ДТП, в которых участвует одно или несколько транспортных средств и один или несколько пешеходов, независимо от того, участвовал пешеход в первой или последней фазе ДТП, а также от того, на дороге или за ее пределами погиб или был ранен пешеход.

2 – ДТП с участием одного транспортного средства (не включенные в категорию 1);

ДТП, не связанные со столкновением транспортного средства с другими участниками движения, даже если они могли участвовать в этом происшествии (например, транспортное средство пытается избежать столкновения и съезжает с дороги) или ДТП, обусловленное столкновением с препятствиями или животными на дороге. Столкновения с транспортными средствами, находящимися на стоянке, сюда не включаются.

3 – ДТП – столкновения между транспортными средствами (не включенные в категории 1 и 2);

4 – ДТП – столкновения между транспортным средством и подвижным составом железной дороги.

Примечание. При определении разновидности вышеуказанных категорий ДТП, определяющим фактором является первое столкновение в пределах полотна дороги или первый механический удар по транспортному средству.

5 – прочие ДТП – происшествия, не относящиеся к перечисленным выше категориям. К этим происшествиям относятся сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо), падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

22. Виды дорожно-транспортных происшествий.

Дорожно-транспортные происшествия первой, четвертой и пятой категорий на виды не подразделяются.

Виды для ДТП второй категории:

1 – Опрокидывание – происшествие, при котором движущиеся транспортное средство опрокинулось. К этой разновидности не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды или категории происшествий.

2 – Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, строительные материалы, ограждение и т.д.).

3 – Наезд на животное – происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

Виды для ДТП третьей категории:

1 – Столкновение с ударом сзади – столкновение с другим транспортным средством, находящимся на той же полосе проезжей части или обочине и движущимся в том же направлении или временно остановившимся ввиду условий движения. Столкновения с ударом сзади с транспортными средствами, находящимися на стоянке, не входят в этот вид.

2 – Столкновения на пересечении дорог или поворотах в плане – столкновение с другим транспортным средством, движущимся в поперечном направлении, в связи с выездом с прилегающих участков или въездом на них. Столкновения с ударом сзади или лобовые столкновения с транспортными средствами, ожидающими поворота, входят соответственно либо в 1-й, либо в 3-й вид данной категории ДТП.

3 – Лобовое столкновение – лобовое столкновение с другим транспортным средством, находящимся на той же полосе проезжей части и движущимся в противоположном направлении, или временно остановившимся ввиду условий движения. Лобовые столкновения с транспортными средствами, находящимися на стоянке, входят в 5-й вид данной категории ДТП.

4 – Попутное столкновение – ДТП при движении в параллельном направлении (при обгоне или смене полос движения).

5 – Столкновение со стоящим транспортным средством – столкновение с неподвижным транспортным средством, которое останавливается или находится на стоянке преднамеренно (а не в результате условий дорожного движения), у края проезжей части, на обочинах, на специальных размеченных местах для стоянок или стояночных площадках.

6 – Наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам наткнулся на движущееся транспортное средство.

7 – Наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

Учет дорожно-транспортных происшествий

23. Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия с участием транспортных средств, находящихся на балансе организаций системы Минсвязи, независимо от места происшествия, его последствий и вины водителей.

24. Организуя учет, организации связи должны иметь в виду, что:

владелец транспортного средства – юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию транспортного средства, принадлежащего ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством или договором;

в число погибших при дорожно-транспортных происшествиях включаются люди, скончавшиеся от полученных ранений на месте ДТП или в течение тридцати суток с момента происшествия при наличии документально подтвержденной причинно-следственной связи между наступлением смерти и дорожно-транспортным происшествием;

в число раненых при дорожно-транспортных происшествиях включаются люди, которые получили телесные повреждения при происшествии, вызвавшие потерю трудоспособности или необходимость госпитализации, либо назначение амбулаторного лечения после оказания первой медицинской помощи на срок не менее одного дня. Назначение амбулаторного лечения в необходимых случаях подтверждается документами (справками) медицинских учреждений. Не считается раненым лицо, если оно после ДТП направлено на обследование, по результатам которого расстройство его здоровья не выявлено, что должно подтверждаться справкой медицинского учреждения.

25. Учет дорожно-транспортных происшествий в организациях связи осуществляется ответственными лицами в журнале установленной формы (приложение 1).

Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и подлежит хранению в течение трех лет с даты последней записи.

26. О каждом дорожно-транспортном происшествии, повлекшем ранение людей, организации связи не позднее 3 дней после происшествия направляют донесения в вышестоящую организацию по подчиненности. Вышестоящая организация, непосредственно подчиненная Министерству связи и информатизации Республики Беларусь, не позднее 2 дней после получения донесения представляет его в министерство (приложение 2).

27. О дорожно-транспортных происшествиях с тяжелыми последствиями, когда один человек и более погиб или два человека или более ранено, организации связи немедленно представляют донесения в вышестоящую организацию по подчиненности и в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.

В дополнение к донесению в указанном порядке в 10-дневный срок в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь представляется акт расследования дорожно-транспортного происшествия и сообщаются меры, принятые по результатам расследования (приложение 3).

28. В случаях, когда дорожно-транспортные происшествия совершены водителями в состоянии опьянения или переутомления, а также из-за технической неисправности автомобилей, к донесениям прилагаются подробные объяснения обстоятельств происшествий, в которых указывается, были ли ранее в организации подобные происшествия и какие меры принимались для их предотвращения.

29. О всех дорожно-транспортных происшествиях с участием их транспортных средств, а также о возвращении в гараж транспортных средств с внешними повреждениями, организации связи обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел.

30. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими организации связи ежегодно сверяют с территориальными органами внутренних дел.

Порядок проведения служебного

31. Целью служебного расследования является выявление нарушений установленных норм и правил по обеспечению безопасности дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или способствующих их возникновению, а также разработка мероприятий по предупреждению аварийности на транспорте.

Служебное расследование должно проводиться по всем ДТП с участием водителей организаций независимо от их вины при наличии пострадавших или материального ущерба в крупном размере (свыше 500 базовых величин).

32. Служебное расследование проводится комиссией, возглавляемой:

руководителем структурных подразделений организаций связи – всех дорожно-транспортных происшествий, происшедших с транспортными средствами, принадлежащими организации, за исключением ДТП, повлекших гибель одного и более человек или ранение двух и более человек;

должностными лицами, на которых возложены функции по безопасности дорожного движения, – дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель одного и более человек или ранение двух и более человек.

33. Срок служебного расследования для руководителей структурных подразделений организаций – трое суток, для должностных лиц, на которых возложены функции по безопасности дорожного движения, – не более пяти суток.

34. В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий по результатам расследования разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на устранение причин, приведших или способствующих возникновению происшествий.

35. По результатам служебного расследования проводится разбор дорожно-транспортного происшествия:

руководители подчиненных организаций в трехдневный срок проводят разбор каждого дорожно-транспортного происшествия на совещаниях начальников колонн и всех инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также на собраниях водителей;

должностными лицами, на которых возложены функции по безопасности дорожного движения, в пятидневный срок проводят разбор каждого дорожно-транспортного происшествия с тяжелыми последствиями на совещаниях с участием руководителей структурных подразделений организаций.

36. Если представители организации прибыли на место происшествия раньше работников ГАИ, то они должны организовать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим, а в случае, не терпящим отлагательства, организовать доставку их в ближайшее медицинское учреждение.

37. Представитель организации, производящий служебное расследование, должен с разрешения работников органов, производящих дознание или следствие, осмотреть место происшествия, автомобильные транспортные средства и установить следующие данные:

дату и точное время происшествия;

место происшествия (наименование улицы, района, категорию и километр дороги);

принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями;

тип, марку, модель и регистрационный (номерной) знак и принадлежность транспортного(ых) средства(в), участвовавшего(их) в ДТП;

сведения об участниках ДТП:

сведения о водителе организации (фамилия, имя, отчество, возраст, класс, дата присвоения квалификации, наименование предприятия, стаж работы: общий, в данной организации и на данной марке транспортного средства, количество часов, отработанных до ДТП, время межсменного отдыха, дата последнего выходного дня, физическое состояние (алкогольное опьянение, утомленность), работником какого подразделения является);

сведения о других участниках ДТП (фамилия, имя, отчество, место работы, адрес);

при гибели или получении травмы другими участниками ДТП: водителями, пешеходами, пассажирами (фамилия, имя, отчество, возраст, адрес, последствия ДТП: погиб, ранен (диагноз, в какое лечебное учреждение доставлен));

сведения об очевидцах ДТП (фамилия, имя, отчество, адрес, контактный телефон);

сотрудниками какого органа внутренних дел оформлено ДТП, их должность, ФИО;

техническое состояние автомобильного транспортного средства;

характер и степень повреждения автомобильного транспортного средства;

использование автомобильного транспортного средства по назначению;

вид ДТП (столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие и т.п.);

погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);

освещенность дороги в месте ДТП (темное, светлое время суток, сумерки);

дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и других средств организации и регулирования дорожного движения);

зафиксировать (использовать фото- и видеотехнику) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения автомобиля и принадлежность их именно к данному транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие обстоятельства и предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия;

ознакомиться с документами, в частности: с водительским удостоверением, свидетельством о государственной регистрации транспортного средства, путевым листом, страховым свидетельством (страховым полисом);

оценить действия водителя и их соответствие требованиям Правил дорожного движения;

выявить конкретные нарушения Правил дорожного движения, повлекшие ДТП;

ценить возможное влияние дорожных условий на возникновение происшествия.

После оформления ДТП получить справку у сотрудника ГАИ по факту ДТП установленного образца.

38. Лица, проводящие служебное расследование, должны установить:

какие нарушения требований правил, инструкций, приказов способствовали возникновению происшествия и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются), а также установить связь между причинами возникновения ДТП и недостатками в работе организации по профилактике аварийности. Для этого необходимо проверить:

соблюдение требований нормативных правовых и технических актов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения;

соблюдение режима труда и отдыха водителя данного автомобильного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;

наличие у водителя других случаев ДТП, нарушений трудовой и транспортной дисциплины и взысканий;

организацию обучения водителей организации по повышению их профессионального мастерства;

организацию обследования дорожных условий на маршрутах и меры по устранению выявленных недостатков;

порядок проверки технического состояния автомобильного транспортного средства перед выездом в рейс, время проведения его последнего технического обслуживания, наличие выявленных дефектов, заявок на их устранение;

работу квалификационной комиссии по присвоению класса водителям;

соблюдение порядка допуска водителя к самостоятельной работе.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДТП

39. По окончании служебного расследования по ДТП, при котором имеются пострадавшие или нанесен значительный материальный ущерб, составляется акт служебного расследования по форме, приведенной в приложении 3.

40. При необходимости к акту прилагаются:

описание результатов осмотра места ДТП;

объяснения водителей, а также работников организации, действия которых способствовали возникновению ДТП, другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства происшествия.

41. Акт служебного расследования ДТП с пострадавшими направляется в вышестоящие организации в установленном порядке.

мастерства водителей автомобилей

42. Учебный план повышения профессионального мастерства водителей (приложение 4) и тематический план повышения профессионального мастерства водителей (приложение 5) составлены с учетом общей подготовки водителей и предназначены для повышения их производственной квалификации. Обучение должно проводиться в полном соответствии с конкретными условиями трудовой деятельности водителя. Особое внимание при проведении занятий необходимо уделять обучению водителей мастерству вождения автомобиля, правильным действиям в аварийных ситуациях, выходу из них без ДТП и обеспечению безопасности дорожного движения. Учеба водителей организуется и проводится в каждой организации по группам ежегодно, в первом квартале года. Учебные группы комплектуются по колоннам или бригадам. Срок обучения каждой группы, список обучающихся в группах водителей и руководители групп определяются в приказе по организации или структурному подразделению.

43. Для проведения занятий по соответствующим темам разрешается привлекать квалифицированных инженерно-технических работников организаций, специалистов других организаций, а также при необходимости работников ГАИ.

44. Руководители групп должны вести учет проведенных занятий в специальном журнале (приложение 6).

45. После проведения занятий комиссия, назначенная приказом руководителя организации, должна провести проверку знаний и принять зачет у водителей.

Результаты зачета оформляются протоколом (приложение 7).

46. Для водителей, недостаточно усвоивших материал Программы, проводятся дополнительные занятия. В личной карточке водителя делается отметка о прохождении Программы повышения профессионального мастерства.

Рекомендации по оборудованию кабинетов

по безопасности движения

47. Кабинет (класс, уголок) по безопасности движения создается в организациях связи и их структурных подразделениях для проведения мероприятий по безопасности дорожного движения в виде тематических лекций, совещаний, семинаров, инструктажей, просмотров тематических компьютерных программ и видеоматериалов.

Учебно-наглядные пособия, находящиеся в кабинете (классе, уголке), должны соответствовать современным требованиям в области безопасности дорожного движения и обеспечивать возможность проведения учебно-методической работы в данной области.

48. Организация и проведение в кабинете (классе) соответствующих занятий и мероприятий осуществляется лицами, ответственными за безопасность дорожного движения.

49. Средняя численность группы определяется, исходя из обеспечения возможности прохождения занятий в кабинете (классе).

50. Рекомендуемое оборудование и учебно-наглядных пособий для кабинета (класса) по безопасности дорожного движения:

персональные компьютеры и программы по изучению правил и основ безопасности дорожного движения;

комплекты планшетов (плакатов) со схемами и описанием типичных аварийных ситуаций, по правилам дорожного движения, оказанию первой медицинской помощи при ДТП, безопасности дорожного движения, повышению мастерства водителей;

схемы (фотографии) наиболее опасных (аварийных) участков дорог (наличие при количестве водителей в организации от 50 и свыше);

стенды «Знаки дорожные», «Разметка дорожная» и «Сигналы светофора и регулировщика» (наличие при количестве водителей в организации от 50 и свыше);

доска классная, доска магнитная;

телевизор, видеомагнитофон, CD-проигрыватель (наличие при количестве водителей в организации от 50 и свыше);

фотоаппарат и видеокамера (наличие при количестве водителей в организации от 50 и свыше);

столы и стулья для слушателей;

мультимедийный проектор (наличие при количестве водителей в организации от 50 и свыше).

51. Лица, ответственные за безопасность дорожного движения, должны заранее подготовить соответствующие учебно-наглядные материалы и технические средства обучения и иметь планы на каждую тему занятий. В план следует включать учебные цели занятий, перечень работ и упражнений, выполняемых водителями по каждому вопросу темы, расчет учебного времени на их проведение, техническое обеспечение занятий.

52. Лица, ответственные за безопасность дорожного движения, организации связи составляется еженедельный распорядок работы кабинета (класса), который вывешивается на видном месте.

О намеченных мероприятиях, проводимых в кабинете (занятиях, лекциях, совещаниях и т.д.) лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, должно информировать водителей не менее чем за 7 дней до их проведения.

53. В кабинете (классе) по безопасности движения должны заполняться следующие журналы:

учета проводимых мероприятий;

инструктажей водителей и других лиц по безопасности движения;

проверки знаний правил дорожного движения.

54. В журнале учета проводимых мероприятий фиксируется дата проведения, наименование мероприятия, фамилия ответственного за проведение, а также фамилия лектора (докладчика) и количество присутствующих.

55. В журналах инструктажей осуществляется запись темы инструктажа, персональная регистрация каждого лица, прошедшего инструктаж, что подтверждается его личной подписью.

56. В журнале проверки знаний правил дорожного движения фиксируются дата и результат проверки; ведется регистрация каждого лица, прошедшего проверку, что подтверждается его личной подписью, подписями председателя и членов комиссии (не менее 3 человек), назначаемой приказом по организации. Сроки проведения проверки знаний правил дорожного движения определяются руководителем организации.

57. Ответственным за заполнение вышеуказанных журналов является лицо, ответственное за безопасность дорожного движения.

58. Постоянной формой работы с водителями в кабинете (классе) должны являться консультации, т.е. ответы на вопросы водителей по правилам и основам безопасности дорожного движения. С этой целью работа в кабинете (классе) должна планироваться таким образом, чтобы в нем находилось лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, в определенные часы для проведения таких консультаций.

59. Оборудование, технические средства и учебно-наглядные пособия кабинета (класса) должны обеспечивать проведение:

занятий с водителями по повышению их профессионального мастерства;

инструктажей водителей по безопасности дорожного движения;

проверки теоретических знаний у водителей, поступающих на работу, совершивших ДТП или имеющих нарушения Правил дорожного движения;

разбора ДТП и нарушений Правил дорожного движения, допущенных водителями;

просмотров тематических видеофильмов;

изучения режимов и условий работы на конкретных автомобильных маршрутах;

конкурсов профессионального мастерства водителей;

мероприятий по безопасности дорожного движения (тематических лекций, совещаний, семинаров, собраний, консультаций, обмена опыта).

При изложении отдельных тем по правилам и основам безопасности дорожного движения целесообразно использовать материалы о конкретных ДТП, совершенных водителями организации, а также материалы ситуационного анализа ДТП (ошибки, допущенные водителем, повлекшие совершение ДТП, и необходимые действия водителя, которые ему необходимо было выполнить, чтобы предотвратить ДТП).

60. В кабинете (классе) или возле него целесообразно разместить стенд для доведения до работников организации информации о совершенных водителями ДТП и нарушениях Правил дорожного движения, о прогнозе погодно-климатических и дорожных условий, об изменениях в организации дорожного движения на конкретных улицах и дорогах, о мероприятиях по профилактике аварийности и т.д. Ряд наиболее важных оперативных сведений целесообразно продублировать в диспетчерской организации и на стенде.

61. Демонстрацию тематических видеофильмов необходимо организовывать не реже одного раза в месяц, совмещая ее с проведением соответствующих занятий, тематических лекций, совещаний с учетом пожеланий водителей.

Перед показом тематического видеофильма рекомендуется кратко проинформировать водителей о его содержании, отметить моменты, на которые нужно обратить особое внимание.

После просмотра тематического видеофильма целесообразно организовать его обсуждение. В конце занятия водителям необходимо сообщить дату просмотра следующего тематического видеофильма, его название и тему.

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНСТРУКТАЖЕЙ

ВОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

62. Порядок проведения инструктажей водителей по безопасности дорожного движения устанавливает виды, периодичность и последовательность проведения инструктажей по безопасности дорожного движения, которые необходимо проводить с водителями. Существуют следующие виды инструктажей: вводный, предрейсовый, сезонный, специальный.

63. Время и место проведения инструктажей водителей по безопасности дорожного движения, а также список лиц, ответственных за их проведение, определяется приказом руководителя организации.

64. Запрещается допускать водителей к работе на маршрутах без прохождения ими соответствующих инструктажей.

65. Организация проведения инструктажей, контроль и учет за своевременностью и полнотой их выполнения возлагается на лицо, ответственное за безопасность дорожного движения.

66. Учет прохождения водителями вводного, предрейсового, сезонного и специального инструктажей по безопасности дорожного движения ведется в соответствующих журналах по формам согласно приложению 8.

67. Вводный инструктаж проводится лицом, ответственным за безопасность дорожного движения, со всеми водителями, принимаемыми на работу, перед допуском их к самостоятельной работе, независимо от их стажа работы и квалификации.

68. В процессе проведения вводного инструктажа до водителя должна быть доведена следующая информация:

особенности и специфика работы организации и его структурных подразделений. Внутренний распорядок работы организации или его структурных подразделений. Порядок допуска водителей к самостоятельной работе. Порядок получения и предъявления соответствующих документов, осмотра и проверки технического состояния автомобильных транспортных средств. Режим труда и отдыха водителей;

состояние дорожно-транспортной дисциплины организации и ответственность водителя при возникновении дорожно-транспортного происшествия. Особенности организации движения на маршрутах работы, оказание технической помощи, а также организация движения автомобильных транспортных средств на территории организации и его структурных подразделений;

порядок прохождения водителями предрейсового медицинского обследования;

права и обязанности водителей, установленные ПДД. Особое внимание обращается на недопустимость выхода на работу в нетрезвом состоянии или с остаточными явлениями алкоголя, под воздействием наркотических средств, психотропных или токсических веществ, на ответственность водителя за отклонение от маршрутов или использование автомобильного транспортного средства организации на перевозках, не указанных в путевом листе;

допустимые скорости движения для конкретных видов автомобильных транспортных средств в населенных пунктах и на загородных дорогах;

правила обгона и дистанция безопасности в зависимости от скорости и условий движения, состояния покрытия проезжей части и видимости;

правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Меры предосторожности при проезде пешеходных переходов, мест остановочных пунктов маршрутных автомобильных транспортных средств и других мест скопления пешеходов;

нормы загрузки автомобильных транспортных средств и требования по обеспечению безопасной перевозки пассажиров и грузов;

особенности эксплуатации автомобильных транспортных средств в осенне-зимний период. Меры предосторожности при движении в сложных метеорологических условиях (снегопад, гололед, туман и т.д.);

правила проезда железнодорожных переездов;

действия водителя при совершении ДТП и в случаях заболевания или переутомления;

уголовная, административная и гражданская ответственность водителя за совершение ДТП и нарушения ПДД;

порядок информирования работников о допущенных нарушениях ПДД, а также о других нарушениях, выявленных контролирующими лицами;

номера телефонов, по которым необходимо немедленно сообщить должностным лицам организации о ДТП или других чрезвычайных происшествиях.

69. Факт проведения вводного инструктажа по безопасности дорожного движения фиксируется в журнале вводного инструктажа и в личной карточке водителя.

70. Предрейсовый инструктаж проводится лицом, ответственным за эксплуатацию транспортных средств, перед выездом водителя на линию при междугородних перевозках пассажиров и грузов, туристско-экскурсионных перевозках, перевозке детей, групп учащихся, перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, международных перевозках пассажиров или грузов, а также при движении в организованной транспортной колонне.

71. В процессе предрейсового инструктажа до водителя должна быть доведена следующая информация:

протяженность и общая характеристика маршрута. Состояние проезжей части дороги. Условия движения. Наличие опасных мест на маршруте. Возможные изменения дорожно-климатических условий;

пункты и места отдыха и смены водителей. Порядок хранения автомобильных транспортных средств;

обязанности водителя по обеспечению безопасной перевозки пассажиров. Порядок проезда мест скопления людей (перекрестки, пешеходные переходы, железнодорожные переезды). Соблюдение правил остановки, стоянки, обгона, безопасной дистанции и скорости движения;

характеристика грузов и требования по их безопасной перевозке;

порядок проверки укладки и крепления груза. Перечень необходимого оборудования и приспособлений;

ответственность водителей за обеспечение технической исправности транспортных средств на линии;

ответственность водителей за самовольное отклонение от маршрута, невыполнение задания или использование транспортных средств организации в личных целях;

меры по обеспечению безопасности дорожного движения при неблагоприятных условиях;

способы и приемы экономичного управления транспортным средством.

В зависимости от вида перевозок в процессе инструктажа до водителя может быть доведена следующая информация:

при выполнении междугородних перевозок:

- нормы посадки пассажиров и погрузки багажа;

- порядок размещения, укладки и крепления груза;

при выполнении туристско-экскурсионных перевозок:

- нормы поведения водителей и культура обслуживания пассажиров;

- порядок подачи и отправления автобуса;

- техническое состояние и специальное оборудование автобуса;

- схема маршрута движения, места отдыха и питания. Порядок посадки и высадки пассажиров, места остановки или стоянки;

при перевозке групп детей:

- особенности перевозки групп детей;

- техническое состояние, оборудование и экипировка автобусов, предназначенных для перевозки групп детей;

- маршрут, режим и скорости движения;

- правила посадки и высадки групп детей;

при перевозке опасных грузов – отдельные требования Правил перевозки опасных грузов;

при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов:

- основные требования к техническому состоянию, оборудованию и дополнительному оснащению транспортных средств, используемых для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

- допустимая скорость движения крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств;

- порядок движения, обгона, остановки, стоянки и сопровождения крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств;

при выполнении международных перевозок:

- режим работы, отдыха и порядок смены водителей;

- пункты технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

- основные особенности и отличия правил дорожного движения тех стран, на территории которых осуществляется автомобильная перевозка.

72. Факт проведения предрейсового инструктажа фиксируется в журнале и в путевом листе с указанием времени, даты и подписи лица, проводившего инструктаж.

73. Сезонный инструктаж проводится при подготовке организации к работе в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

74. Сезонный инструктаж проводится лицом, ответственным за безопасность дорожного движения.

75. Проведение сезонного инструктажа целесообразно осуществлять:

в весенне-летний период эксплуатации, совмещая с плановыми занятиями по повышению профессионального мастерства водителей (февраль, март);

в осенне-зимний период – при подготовке водителей перевозчика к работе в осенне-зимний период года (октябрь, ноябрь).

Инструктаж проводится в кабинете (классе) безопасности движения, диспетчерской автопарка, в колонне и на местах стоянок подвижного состава.

76. В процессе сезонного инструктажа до водителя должна быть доведена следующая информация:

особенности эксплуатации автомобильных транспортных средств в весенне-летний или осенне-зимний периоды;

особенности эксплуатации автомобильных транспортных средств при увеличении пешеходных потоков и интенсивности движения транспорта;

обеспечение безопасности движения при осуществлении автомобильных перевозок в сложных дорожных или погодно-климатических условиях;

особенности движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости;

особенности подготовки автомобильных транспортных средств к эксплуатации в зимних условиях;

приемы управления автомобильным транспортным средством и особенности маневрирования при движении в гололедицу, при сильном снегопаде, метели или дожде;

особенности обеспечения безопасности движения в период летних и зимних каникул учащихся и студентов;

меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и крутых подъемов, при замерзании и запотевании стекол кабины;

характерные ДТП и нарушения ПДД, допущенные водителями в зимний период эксплуатации;

особенности проезда железнодорожных переездов и действия водителей при вынужденной остановке на переезде.

77. Факт проведения сезонного инструктажа фиксируется только в журнале сезонного и специального инструктажей.

78. Специальный инструктаж проводится с водителями, направляемыми в командировку, для работы в отрыве от постоянного места стоянки, с водителями автобусов, впервые направляемых самостоятельно на маршрут, с водителями, впервые назначаемыми для работы на новых моделях автомобильных транспортных средств, а также со всеми водителями организации при необходимости срочного доведения до них информации о причинах ДТП и рекомендаций по предупреждению их, внезапном и опасном изменении условий движения на маршрутах, появлении опасных мест и участков на дорогах, изменениях в организации движения.

79. Специальный инструктаж проводится лицом, ответственным за эксплуатацию транспортных средств, или лицом, ответственным за безопасность дорожного движения.

80. В процессе специального инструктажа до водителя должна быть доведена следующая информация:

особенности выполнения новых видов автомобильных перевозок в отрыве от постоянного места стоянки;

режим труда и отдыха водителя в командировке;

расположение мест стоянки и технического обслуживания автомобильных транспортных средств организации;

маршрут следования, особенности дорожных условий и скорость движения в колонне;

действия водителя в случае появления признаков заболевания;

анализ причин и последствий ДТП, совершенных водителями перевозчика.

предупреждение о недопустимости употребления водителями алкогольных напитков, отклонения от маршрута движения и использования автомобиля в личных целях.

81. Факт проведения специального инструктажа фиксируется в соответствующем журнале.

Проверка навыков управления автомобилем

82. Проверка навыков управления автомобилем проводится водителем-инструктором (наставником) при приеме водителей на работу, при переводе их для работы на другой марке автомобиля.

83. В процессе проверки навыков управления автомобилем совершается контрольная поездка водителя на закрепленном за ним транспортном средстве в присутствии водителя-инструктора (наставника). Продолжительность такой поездки устанавливается водителем-инструктором (наставником) в зависимости от степени подготовки водителя.

84. Во время контрольной поездки водитель-инструктор (наставник) наблюдает за правильностью выполнения приемов по управлению транспортным средством в конкретных дорожных условиях, а также действиями водителя по прогнозированию опасных дорожно-транспортных ситуаций. При этом водитель-инструктор (наставник) указывает на допущенные ошибки, дает советы и рекомендации по принятию правильных решений, необходимых мер предосторожности, а в случаях надобности разъясняет водителю, как нужно выполнять определенные действия и приемы управления транспортным средством в конкретной дорожной обстановке.

85. При проверке навыков управления до водителя должна быть доведена следующая информация:

приемы управления транспортным средством, позволяющие в процессе рабочей смены сохранить необходимую работоспособность;

правила подготовки двигателя к первому запуску;

приемы пользования тормозами при остановке транспортного средства на сухой и скользкой дороге;

приемы экономичного управления транспортным средством;

оценка и прогнозирование развития дорожной ситуации;

маневрирование и остановка транспортного средства в заданном месте. Движение задним ходом, порядок и правила подъезда к местам разгрузки (погрузки), посадки (высадки) пассажиров.

86. По завершении контрольной поездки водитель-инструктор (наставник) оценивает степень овладения водителем мастерства вождения автомобиля, докладывает об этом лицу, ответственному за безопасность дорожного движения, организации связи, дает заключение о пригодности использования данного водителя по штатному назначению и делает запись об этом в личной карточке водителя.

к Инструкции по организации безопасности дорожного движения и учету дорожно-транспортных происшествий на транспорте Министерства связи и информатизации Республики Беларусь

Журнал учета дорожно-транспортных происшествий

Другие статьи