Руководства, Инструкции, Бланки

Обжалование Постановления Административной Комиссии Образец img-1

Обжалование Постановления Административной Комиссии Образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1908 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Пример обжалования адм

Пример обжалования адм. постановлений

г. Барнаул, Алтайский край,

На постановление административной комиссии № __ от 00.00.___ г.

г. Барнаул «_» _____ 20__ г.

18 июня 2009 года административная комиссия ________ администрации вынесла постановление № __ от 00.00.00 о привлечении Ивановой И.М. к административной ответственности по ст. __ Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» от 10.07.2002 № 46-ЗС.

«__» ____ 2010 года я получила от СПИ Центрального района постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении в отношении меня и квитанцию об уплате штрафа в размере 500 рублей.

Полагаю, что вынесенное постановление административной комиссии _________ администрации № __ от 00.00.00 о привлечении меня к административной ответственности по ст. __ Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» от 10.07.2002 № 46-ЗС нарушает мои права и законные интересы и подлежит отмене по следующим основаниям.

1) Административные комиссии осуществляют подготовку и рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 3 Закона Алтайского края от 10 марта 2009 г. N 12-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях").

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

В материалах административного дела в № _______, нет, каких уведомлений, соответственно я, не была уведомлена о рассмотрении административного дела (это подтверждается фотокопиями дела снятые 11.02.2010 и описью документов). Так как листы дела не пронумерованы и не прошиты, то не представляется возможным указать лист дела.

Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.) (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В определении о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 14.06.2009 года указано, что была телефонограмма № 21 в 10 ч. 26 минут. Но, так как нет самого текста телефонограммы, то не представляется возможным определить, с какого номера телефона и, на какой номер была отправлена телефонограмма и с каким текстом, и главное кто её получил, и была ли вообще такая телефонограмма.

В самом постановлении административной комиссии ______ администрации № __ от 00.00.00 так же нет информации об уведомлении Ивановой И.М.

Более того, я не знала о рассмотрении моего дела и ни кто мне не звонил. Объяснений не писала. И участкового не видела. Ни чего не подписывала.

2) В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению (ч. 1 ст. 25.6 КоАП РФ).

Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (ч. 5 ст. 25.6. КоАП РФ).

В определении о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 14.06.2009 года указан свидетель, но адрес свидетеля не указан, чтобы проверить эту информацию. Ни каких его объяснений, в качестве свидетеля, в материалах дела так же нет.

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений свидетеля которому не были предварительно разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений по статье 17.9 КоАП РФ (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Предупреждения об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний этого свидетеля в материалах дела нет. И судя по одной и той же фамилии этот свидетель заинтересован.

3) По делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1 КоАП РФ).

Анализируя материалы административного дела, можно сделать вывод, что всё обвинение построено на заявлении потерпевшего (заявителя), так как участковый, который готовил материал, не опросил соседей и не попытался исследовать иные обстоятельства.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

На основании вышеизложенного и во исполнение КоАП РФ

1) Восстановить срок подачи настоящей жалобы, так как я узнала и получила копию обжалуемого постановления лишь 00.00.00г.

2) Отменить постановление административной комиссии № -- от 00.00.00. о привлечении меня к административной ответственности по ст. __ Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» от 10.07.2002 № 46-ЗС.

Другие статьи

Обжалование постановления

Обжалование постановления Обжалование постановления по административному делу

Если все же было вынесено постановление о наложении на предпринимателя либо организацию в виде наложения административного штрафа или об административном приостановлении деятельности. Как поступать в случае несогласия с вынесенным постановлением? Обратимся к ст. 30.1 КоАП РФ. Данная статья Кодекса об административных правонарушениях гласит, о том, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Таким образом, не согласный с должностным лицом, наложившим на предпринимателя ответственность или с размером самого штрафа предприниматель имеет полное право подать соответствующую жалобу в прокуратуру, в суд или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

При этом немедленно обжаловать постановление

1) вынесенное судьёй - необходимо в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа, или по месту регистрации вашей организации;
3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

Для предпринимателя важно знать, а главное уметь применять на практики норму ч. 4 ст. 30.11 КоАП РФ. Указанная норма поясняет о том, что на вступившие в законную силу постановления, решения по делам об административных правонарушениях могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ, но уже в соответствии с арбитражным законодательством. Если следовать смыслу ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ пересмотру в таком порядке подлежат постановления по делу об административном правонарушении, совершенные юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также решения, принятые на постановления.

Заочно вынесенное постановление будет признано недействительным. Допустим, в протоколе по делу об административном правонарушении, проверяющий вам указал явится на рассмотрение дела в административную комиссию через 10 дней. Вы заявили ходатайство о временном отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении вас. Производство по делу в отношении вас временно приостанавливается. Затем должностное лицо административной комиссии высылает по почте вам повестку с требованием явится на рассмотрение дела в комиссию, или же вызывает вас непосредственно сам суд, но возможно вы своевременно не получили повестку, а значит и небыли надлежащим образом уведомлены о своевременном месте и времени рассмотрении дела. В случае, когда вы своевременно не были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, а постановление вынесено, тогда оно подлежит немедленному обжалованию, поскольку вынесено с нарушением ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.

При выборе инстанций по обжалованию постановления, также как и по обжалованию неправомерных действий и решений должностных лиц органов власти, эффективней всего обратится одновременно в вышестоящий орган, «если решение вынесено судьей, тогда в вышестоящий суд», в прокуратуру, или в суд.

Государственным органам и должностным лицам, решение которых обжалуется, будет сложнее скрыть допущенное нарушение. Практика показывает, что вышестоящие инстанции, в целях профилактики по оценке законности работы собственной системы, берут подобные случаи (на учет). Для предпринимателя также несомненным плюсом будет получение информации о рассматриваемом деле из нескольких источников и внимание компетентных государственных органов к должностным нарушителям.

При этом КоАП РФ, формально разрешает возможную коллизию, связанную с поступлением одновременно жалобы в суд и вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган). Так, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает суд. На практике бывали случаи, когда лицо привлекаемое к административной ответственности, направляло жалобы сразу в несколько органов, в том числе и суд. При этом по результатам обращения были получены разные ответы.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражном суде в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Для правильного составления жалобы предприниматель должен хорошо владеть нормами права, указать в жалобе причины необоснованности или незаконности постановления по делу. Как правило, составление жалобы не под силу рядовому предпринимателю и фирме с небольшим штатом, поэтому с этим вопросом лучше обратиться к юристу, специализирующимся на подобных делах, но именно к специалисту в области административного права.

Важно знать, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления и государственной пошлиной не облагается. Оплатить госпошлину придется в дальнейшем, в случае обжалования постановления, в кассационном порядке (вышестоящем суде).

Лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении и принявшее по нему постановление, должно направить копию такого постановления правонарушителю в течение трёх дней. Часто бывает, что плохая работа канцелярии органов, рассматривающих такие дела, и почтовая служба, не то что в субъектах, но и в г. Москва, делает невозможным получение постановления в установленный законом срок. В отдельных, совсем уж печальных случаях, предприниматель получал жалобу утром того дня, когда должен подать жалобу, и у него на её подготовку оставалось не более нескольких часов.

Если на ваш адрес пришло постановление по почте, то ни в коем случае не выбрасывайте конверт со штемпелем, в котором стоит дата получения, или, если уже получили постановление, лично требуйте, чтобы на нем обязательно указали дату вручения. Это даст вам повод для восстановления пропущенного 10 – дневного срока на обжалование. Кроме того, в настоящее время, в судах образуются большие очереди на прием к секретарю суда или судье, для подачи жалоб и заявлений, что во многом физически затрудняет подать ее напрямую. Поэтому целесообразно направлять жалобу по почте. При этом, десятидневный срок на обжалование постановления прерывается с момента подачи жалобы по почте. Суд учитывает 10 – дневной, процессуальный срок обжалования по следующим фактам. От даты, с момента получения на руки копии вынесенного постановления, о привлечении лица к административной ответственности. Как правило на основании указанной даты и подписи лица в постановлении, привлеченного лица к ответственности. Затем, день отправление жалобы на постановление по почте в адрес суда. Доказательством, о своевременной отправки в рамках 10 –дневного срока будет являться дата указанная на конверте со штемпелем, в котором отправлена жалоба.

Согласно ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ восстановление десятидневного срока обжалования возможно по заявлению жалобщика. Однако, до сих пор в юридической практике не существует единого мнения по поводу оснований для восстановления пропущенного процессуального срока. Этот спорный вопрос еще не решен. Пока это отнесено на усмотрение должностного лица, которое ведет производство по административному делу.

Предпринимателям всегда стоит помнить и то, что постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Обратимся к ч. 1 и ч. 3 статьи 30.11 КоАП РФ, которая устанавливает, что вступившее в законную силу решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов на постановления по делу об административном правонарушении могут быть опротестованы прокурором субъекта РФ или его заместителем. Такие протесты приносятся на имя председателя суда соответствующего субъекта. Для этого необходимо подать соответствующему прокурору жалобу. Подача такой жалобы осуществляется непосредственно в прокуратуру субъекта РФ, или в вышестоящую Генеральную Прокуратуру РФ.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении учитываются основания принесения протестов на решения по жалобам или протестам на постановления по делу об административном правонарушении. Такими основаниями является несоответствие решений процессуальным требованиям, закрепленным в статьях 30.6 и 30.7 КоАП РФ. В числе приведенных оснований, также является неправильное применение норм материального права, т. е. назначение не соразмерного наказания или квалификация вовсе иного правонарушения.

Основаниями для принесения протеста прокурора является:

1) рассмотрение жалобы (протеста) в отсутствие вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц, в случае когда их явка имеет существенное значение для принятия решения;
2) участие в рассмотрении жалобы (протеста) лиц, не имеющих на то полномочий;
3) непринятие мер к отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, в случае когда постановление вынесено неправомочным должностным лицом;
4) нарушение требования о единоличном рассмотрении жалобы или протеста;
5) проверка дела не в полном объеме;
6) оставление постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения, в то время как необходимо было принять иное основанное на законе решение;
7) принятие решения об отмене постановления и о прекращении производства по делу в отсутствие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также в случае неправильного вывода о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое (опротестованное) постановление;
8) вынесение решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение при отсутствии фактических доказательств существенного нарушения предусмотренных КоАП РФ процессуальных требований, которые не позволяли бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также, когда не может быть применен закон об административном правонарушении, влекущий назначение более строгого административного наказания;
9) отсутствие в решении сведений предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ;
10) рассмотрение жалобы (протеста) по существу, в то время как необходимо было вынести определение о передаче их на рассмотрение по подведомственности.

Жалоба предпринимателя или протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении должны быть рассмотрены судом или должностным лицом, вынесшим такое постановление, в течение десяти дней со дня их поступления. При этом соответствующий орган, рассматривающий жалобу или протест прокурора, должны проверить законность и обоснованность соответствующего постановления по делу об административном правонарушении. Это означает, что проверяются компетенция органа, вынесшего постановление, наличие доказательств по делу, правильность их оформления документирования, обоснованность размера применяемых санкций (штрафа) и т.д. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Орган, рассматривавший жалобу или протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, может вынести одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, наличие является основанием для прекращения дела ( ст.ст. 2.92, 24.5 КоАП РФ), а также при недоказанности обстоятельств обвинения, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Если при рассмотрении жалобы или протеста будет установлено, что лицо или орган, принявший постановление по делу об административном правонарушении, не был уполномочен рассматривать такое дело, соответствующее незаконное постановление отменяется, а дело направляется на новое рассмотрение в соответствующий компетентный орган. В любом случае о результатах рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении должно быть в трёхдневный срок сообщено и предпринимателю и прокурору. Конечно же, лучше всего предпринимателю присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении, также как и при проведении проверки с диктофоном или портативной камерой. Поверьте, там иногда можно услышать больше глупостей чем от лиц проводивших проверку. Если у предпринимателя по тем или иным причинам нет такой возможности присутствовать, то ему всё равно в течение трёх дней должны выслать копию постановления по делу.

Действия по обжалованию постановления должны быть следующими:

1). При вынесении постановления органом административной юрисдикции района, обжаловать в вышестоящем органе административной юрисдикции субъекта РФ, опротестовать в районной Прокуратуре, или обжаловать, в Арбитражном суде субъекта РФ.
2). При вынесения постановления органом административной юрисдикции субъекта РФ, обжаловать в Министерстве Российской Федерации, в Федеральном Агентстве, опротестовать в Прокуратуре субъекта РФ, или в Арбитражном суде субъекта РФ.
3). Решение по жалобе арбитражного суда субъекта РФ, обжаловать в вышестоящем Арбитражном суде, по Федеральному округу, вплоть до ВАС РФ.
4). По факту грубого нарушения прав физических или юридических лиц, в случае если это имеет массовый характер, или бездействует орган власти уполномоченный рассматривать жалобы, а также, если ранее ваша жалоба была оставлена без удовлетворения: в законодательное собрание субъекта РФ, или профильный комитет Государственной Думы ФС РФ.

Образцы документов для работы Административной комиссии

Управление по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики

1) Акт об отказе от получения постановления о назначения наказания по делу об административном правонарушении. Скачать>>>

2) Заявление о возбуждении исполнительного производства. Скачать>>>

3) Определение о возвращении протокола об административном

правонарушении и других материалов по делу. Скачать>>>

4) Определение о вызове лиц (а) по делу об административном правонарушении. Скачать>>>

5) Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Скачать>>>

6) Определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности. Скачать>>>

7) Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Скачать>>>

8) Определение о приводе физического лица (законного представителя юридического лица), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Скачать>>>

9) Определение о приостановлении исполнения постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении . Скачать>>>

10) Определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении. Скачать>>>

11) Определение о рассрочке исполнения постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении. Скачать>>>

12) Определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок. Скачать>>>

13) Определение об истребовании дополнительных необходимых материалов по делу об административном правонарушении. Скачать>>>

14) Определение об отказе в удовлетворении ходатайства. Скачать>>>

15) Определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении. Скачать>>>

16) Определение об отсрочке исполнения постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении. Скачать>>>

17) Постановление о назначении административного наказания. Скачать>>>

18) Постановление о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания. Скачать>>>

19) Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Скачать>>>

20) Протокол о рассмотрении административной комиссией дела об административном правонарушении. Скачать>>>

21) Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица. Скачать>>>

22) Расписка об ознакомлении с правами и обязанностями. Скачать>>>

Порядок обжалования постановления об административном правонарушении

Порядок обжалования постановления об административном правонарушении

Обжалование постановления об административном правонарушенииреализуется с учетом норм главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. При оспаривании определения об отказе в возбуждении дела о нарушении норм административного права необходимо руководствоваться теми же правилами (п. 4 ст. 30.1 закона № 195-ФЗ).

Документы для скачивания

Образец жалобы на постановл об административном правонарушении.doc

Как оспорить постановление по делу об административном правонарушении: наделенные правом лица, обжалование в суде

Лица, имеющие право осуществлять обжалование постановления об административном правонарушении. перечислены в главе 25 закона № 195-ФЗ (п. 1 ст. 30.1). К таковым относятся в том числе:

  • лицо, в отношении которого проводится разбирательство по делу;
  • лицо, получившее имущественный, моральный или физический вред от правонарушения;
  • определенные законом представители гражданина или организации, участвующих в процессе в роли нарушителя или потерпевшего;
  • защитник;
  • представитель;
  • правомочный представитель при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

По результатам рассмотрения жалобы судьей или компетентным органом принимается решение или определение (п. 2, 4 ст. 30.2 закона № 195-ФЗ).

Направленная вынесшему решение судье, компетентному лицу или органу жалоба должна быть передана ими на рассмотрение в соответствующий судебный орган или вышестоящему лицу/органу в течение 3 суток (п. 1 ст. 30.2 закона № 195-ФЗ).

Наиболее распространенными причинами для отмены или изменения постановлений с учетом имеющейся судебной практики являются:

  • неверное определение значимых для разрешения дела обстоятельств (решение АС Волгоградской области от 21.09.2015 по делу № А12-26190/2015);
  • несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела (постановление 3-го арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 по делу № А33-20118/2012);
  • нарушение судом норм материального или процессуального права (решение АС Чукотского АО от 22.06.2012 по делу № А80-101/2012).
Куда обжаловать постановление об административном правонарушении

Порядок обжалования постановления об административном правонарушении предусматривает, что оспорено может быть решение, оформленное:

  • судьей — в вышестоящий судебный орган;
  • коллегиальным органом — в суд районного уровня по месту нахождения этого коллегиального органа;
  • должностным лицом — компетентному лицу или в соответствующий орган, имеющий более высокое административное положение, или в районный суд. Например, обжалование постановления об административном правонарушении ГИБДД. оформленного сотрудником этого органа, направляется начальнику ГИБДД или заместителю руководителя;
  • другим органом, образованным с учетом положений законов субъектов РФ, — в районный суд (п. 1 ст. 30.1 закона № 195-ФЗ).

Жалобы на постановления в отношении юрлиц и ИП, вынесенные уполномоченным органом или арбитражным судом, рассматриваются арбитражными судами, кроме случаев привлечения указанных лиц к ответственности по КоАП не в связи с осуществлением ими предпринимательской или другой деятельности экономического характера. В последнем случае необходимо обращаться в суды общей юрисдикции (п. 33 постановления пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5). Таким образом, судья при определении подведомственности должен исходить не только из субъектного состава участников, но и из сущности административного правонарушения.

Если организация или ИП по не связанному с экономическими правоотношениями правонарушению обращается с целью обжалования постановления в арбитражный суд, указанным органом может быть вынесено решение о прекращении производства в связи с неподведомственностью (определение АС Иркутской области от 25.09.2015 по делу № А19-10860/2015). Прекращение судом производства в таком случае принимается в качестве причины для восстановления срока обжалования (постановление ВС РФ от 21.04.2014 № 18-АД14-7).

Подача жалобы на постановление об административном правонарушении: срок оспаривания, форма, пример и образец жалобы на постановление

Срок, отводимый на обжалование постановления об административном правонарушении, регламентирован ст. 30.3 закона № 195-ФЗ. По общему правилу, он составляет 10 суток. Исчисление срока начинается с момента вручения или получения копии постановления.

Если время, отведенное на обжалование административного правонарушения. было пропущено, его возможно восстановить путем подачи соответствующего ходатайства судье или иному лицу, уполномоченному для рассмотрения жалобы (п. 2 ст. 30.3 закона № 195-ФЗ). Если такое прошение отклоняется, то выносится соответствующее определение.

Жалоба на постановление об административном правонарушении должна содержать следующую информацию:

  1. наименование и адрес суда;
  2. реквизиты заявителя (имя, адрес проживания);
  3. реквизиты постановления, которое подлежит обжалованию (наименование, номер, дата);
  4. информация об иных лицах, участвующих в процессе;
  5. основная часть: изложение сути принятого судьей, должностным лицом или компетентным органом решения со ссылками на нормативно-правовые акты; здесь же излагается собственный взгляд заявителя на ситуацию, содержащий обоснования несостоятельности выводов суда;
  6. мотивированная просьба:
    • о прекращении производства по делу и отмене имеющегося решения;
    • об аннулировании постановления и пересмотре материалов дела в связи с нарушением процессуальных требований;
    • об аннулировании постановления и переходе дела на новое рассмотрение в соответствии с принципами подведомственности.

Образец формы для обжалования постановления об административном правонарушении можно найти по ссылке .

Апелляционная жалоба на судебные решения по административным правонарушениям

Понятия «апелляционная жалоба» административным законодательством не предусмотрено. Этот термин, употребляемый для обозначения жалобы на постановление об административном нарушении, в том числе используется и в судебной практике.

Апелляционная жалоба подписывается заявителем или его защитником. Во втором случае к документу должна быть приложена доверенность, уполномочивающая защитника представлять интересы лица, в частности, обжаловать постановление об административном правонарушении (образец ).

Жалоба на судебное решение может быть передана в суд, вынесший постановление, или непосредственно в вышестоящий судебный орган (п. 3 ст. 30.2 закона № 195-ФЗ).

Как обжаловать постановление об административном правонарушении ГИБДД

Жалоба на постановление об административном правонарушении ГИБДД может быть подана в установленные п. 1 ст. 30.3 закона № 195-ФЗ сроки. Закон не содержит конкретных требований к содержанию этого вида жалобы, однако все положения, предусмотренные ст. 30.1–30.8 КоАП, распространяют свое действия и на указанный вид документа.

Перед тем как обжаловать постановление об административном правонарушении. заявителю необходимо подготовить структурированное обоснование своего мнения по рассматриваемому делу со ссылками на нормы КоАП РФ и указать конкретные пункты постановления суда, которые он считает несостоятельными. Выводы должны быть подкреплены доказательствами.

Обжалование постановления об административном правонарушении. вынесенного ГИБДД, может происходить в том числе в досудебном порядке (п. 244 приказа МВД РФ от 02.03.2009 № 185).

Жалоба на постановление, вынесенное ГИБДД, может быть направлена:

  • по почте заказным письмом;
  • посредством личного обращения гражданина;
  • в виде цифрового образа через информационные системы общего использования (в т. ч. через официальный сайт ГИБДД).

Образец заявления для обжалования постановления об административном правонарушении ГИБДД можно скачать по данной ссылке.

Итоги

Таким образом, обжалование постановления об административном правонарушении, по общему правилу, может быть осуществлено в течение 10 дней с момента принятия (передачи) копии такого постановления. Содержание и структура жалобы напрямую не определены законодательством, однако с учетом судебной практики можно выделить основные пункты, которые должны быть включены в каждую жалобу.

Административное законодательство официально не использует понятия «апелляционная жалоба», однако этот термин в практике (в т. ч. судебной) в тривиальном смысле употребляется достаточно часто.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 4 ст. 30.1 позволяет сделать ряд выводов:

1) обжалованы могут быть как постановления по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.10), так и определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Обжалование иного рода определений нормами КоАП не предусмотрено. В связи с этим возник вопрос: нет ли противоречий между правилами ч. 4 ст. 30.1 (предусматривающими возможность обжалования лишь определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) и ст. 46 Конституции РФ (о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд)? Безусловно, такое противоречие налицо: в связи с этим необходимо руководствоваться нормами ст. 46 Конституции РФ (ибо она имеет прямое действие, ст. 15 Конституции РФ);

2) постановления по делу об административных правонарушениях вправе обжаловать:

а) лицо, по поводу которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 25.1);

б) потерпевшие (см. коммент. к ст. 25.2);

в) законные представители физического лица (см. коммент. к ст. 25.3);

г) законные представители юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4);

д) защитники и представители (см. коммент. к ст. 25.5).

2. Обжаловано может быть постановление, вынесенное:

1) судьей (например, мировым судьей) - в вышестоящий суд (в нашем случае - в районный суд);

2) коллегиальным органом (например, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав) - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа. С 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 30.1 Законом N 225 от 02.10.07) установлено, что в районный суд по месту нахождения судебного пристава можно обжаловать и постановление вынесенное судебным приставом-исполнителем;

3) должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (например, если постановление было принято сотрудником ГИБДД, имеющим специальное звание (по делу об административном правонарушении, предусмотренном в ст. 12.1 ), оно обжалуется начальнику ГИБДД или его заместителю (см. коммент. к ст. 23.3) либо в районный суд по месту рассмотрения дела (оно определяется по правилам ст. 29.5. см. коммент. к ней). В практике возникает вопрос: кто решает, в какой орган (в суд или вышестоящий орган) подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении? Лицо, подающее жалобу, самостоятельно в принятии решения по данному вопросу;

4) иным органом (т.е. не указанным в ст. 23.1-23.63 ), созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

3. Применяя правила ч. 2 и 3 ст. 30.1. нужно учесть следующее:

1) в случае, если жалоба по делу об административном правонарушении одновременно поступила и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (а право подать жалобу во все эти инстанции у лиц, упомянутых в ст. 25.1-25.5. есть), жалобу должен рассмотреть суд. О сроках ее рассмотрения см. коммент. к ст. 30.5;

2) по результатам рассмотрения жалобы:

а) судом выносится решение (оно должно отвечать не только требованиям КоАП. но и требованиям, предусмотренным в действующих ГПК и АПК );

б) вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом также принимается решение (но оно не является судебным актом);

3) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, обжалуется не в суды общей юрисдикции, а в арбитражные суды в порядке, предусмотренном действующим АПК (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Комментарий к АПК РФ. М. Изд-во "Экзамен, 2006).

4. В письме от 20.08.03 N 1536-7/общ ВС разъяснил, что:

1) если дело рассматривалось несудебным органом (ДЛ), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а решение судьи - в вышестоящий суд. Подача и рассмотрение жалобы осуществляются в порядке установленном в ст. 30.2-30.9. Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке - в КоАП не предусмотрено, следовательно, оно вступает в силу немедленно после вынесения;

2) если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.2-30.8 только в вышестоящий суд.

О судебной практике применения ст. 30.1 (а также ст. 30.2. 30.10) см. также пункты 30-35 Пост. N 5) и п. 11. 12 Пост. N 2. См. также письмо Верховного Суда РФ от 20.08.03 N 1536-7/общ "Разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях в случаях их обжалования".

Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1. 3 ст. 30.2 позволяет сделать ряд выводов:

1) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении (а в случаях, предусмотренных в ч. 4 ст. 30.1. и определение, см. коммент. к ч. 4 ст. 30.1) подается (лицами, указанными в ст. 25.1-25.6. см. коммент. к ним):

а) либо судье, органу, должностному лицу, которые рассмотрели дело и вынесли обжалуемое постановление. В этом случае последние обязаны в течение 3-х суток (включая нерабочие дни) со дня поступления жалобы (отсчет 3-х суток начинается со следующего дня после даты поступления жалобы) направить:

жалобу соответствующим судье, вышестоящему органу, должностному лицу;

одновременно с жалобой - все материалы дела (протокол об административном правонарушении, протокол о доставлении, задержании, иные протоколы, документы, вещественные доказательства, определения, вынесенные в ходе производства по делу, заявление ходатайства и т.п.);

б) либо непосредственно судье, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать жалобу (т.е. минуя суд, орган, должностное лицо, вынесших постановление по делу). В этом случае вышестоящие суд, орган, должностное лицо истребуют все материалы дела у суда, органа, должностного лица, вынесших обжалуемое постановление;

2) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении:

а) подается в сроки, предусмотренные в ст. 30.3 (см. коммент. к ней);

б) рассматривается в сроки, предусмотренные в ст. 30.5 (см. коммент. к ней).

2. Применяя правила ч. 2-6 ст. 30.2. нужно учесть, что:

1) если жалоба подана судье, назначившему административный арест, (а также (с 28.11.04) административное выдворение или (с 18.08.05) административное приостановление деятельности), то она (вместе с постановлением судьи о назначении этого административного наказания) направляется в вышестоящий суд в тот самый день, когда была получена жалоба;

2) в случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи (при этом не следует упускать из виду правила ч. 1-3 ст. 30.1. см. коммент. к ней) либо должностного лица, которым была адресована жалоба, она направляется на рассмотрение по подведомственности (например, судом общей юрисдикции - в арбитражный суд) в течение 3-х календарных суток, отсчитываемых со дня поступления жалобы к судье, должностному лицу.

3. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (даже если они подаются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) с 1 июля 2002 г. суммой государственной пошлины не облагаются.

О сроках обжалования и о сроках рассмотрения жалобы см. коммент. к ст. 30.3. 30.5. О судебной практике см. п. 33 Пост. N 5 и комментарий к ст. 30.1.

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1. 2 ст. 30.3 показывает, что:

1) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана (т.е. это право, а не обязанность лиц, указанных в ст. 25.1-25.5. см. коммент. к ним) в течение 10 календарных суток, отсчитываемых:

а) либо со следующего дня после дня вручения копии постановления по делу об административном правонарушении. Она вручается (под расписку) физическому лицу, законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (по его просьбе) в течение 3-х дней со дня вынесения постановления;

б) либо со следующего дня после даты, когда копия постановления по делу была получена упомянутыми лицами.

Напомним, что в соответствии со ст. 29.11 копия постановления по делу должна быть выслана (например, по почте) указанным лицам в течение 3-х дней со дня вынесения постановления (см. коммент. к ст. 29.11);

2) если срок подачи жалобы (указанный выше) был пропущен (например, по болезни, по иным уважительным причинам), он может быть восстановлен:

а) по ходатайству (в соответствии с правилами ст. 24.4. см. коммент. к ней) лица, подающего жалобу;

б) судей, должностным лицом, которые правомочны рассмотреть жалобу. О восстановлении срока выносится определение.

2. Применяя правила ч. 3 ст. 30.3 (они введены Законом N 94 и вступили в силу с 18.07.03, а в редакции Закона N 93 - с 05.08.05), нужно учесть, что:

1) в них исчерпывающим образом перечислены случаи, когда жалоба должна быть подана в 5-ти дневный срок;

2) в них имеются в виду 5 календарных дней, отсчитываемых со следующего дня, после дня вручения (получения) копии постановления.

3. Анализ ч. 4 ст. 30.3 показывает, что:

1) ходатайство о восстановлении пропущенного срока может быть и отклонено;

2) вопрос об удовлетворении (отклонении) жалобы решает лишь судья, должностное лицо самостоятельно с учетом всех обстоятельств;

3) об отклонении ходатайства выносится определение. Возможность его обжалования в нормах КоАП не предусмотрена.

Статья 30.4. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ст. 30.4 позволяет сделать ряд выводов:

1) они посвящены подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

2) их следует применять и в случаях, когда идет подготовка к рассмотрению жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (вывод основан на систематическом толковании правил ст. 30.1. 30.4 );

3) они императивны: судья и должностное лицо обязаны совершить действия, упомянутые в ч. 1-3 ст. 30.4 (а не вправе их совершать);

4) подготовка к рассмотрению жалобы должна быть осуществлена в течение сроков, установленных для рассмотрения жалобы на постановление (см. о них коммент. к ст. 30.5).

2. В ходе подготовки к рассмотрению жалобы судья, должностное лицо:

1) выясняют (например, путем анализа всех материалов дела), имеются ли обстоятельства, исключающие:

а) возможность рассмотрения жалобы данным судьей, должностным лицом (см. об этих обстоятельствах коммент. к ст. 29.2);

б) производство по делу об административном правонарушении (см. об этих обстоятельствах коммент. к ст. 24.5);

2) разрешают ходатайства (поданные в соответствии со ст. 24.4 ), при необходимости назначают экспертизу (в соответствии со ст. 25.9. 26.4 ), истребуют дополнительные материалы (в т.ч. путем направления запросов, поручений, ст. 26.9. 26.10 ), вызывают лиц, участие которых признано необходимым. См. также коммент. к ст. 24.4. 25.9. 26.9. 26.10. 29.4 ;

3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если выясняется, что ее рассмотрение не относится к компетенции данного судьи, должностного лица. По всем вопросам, которые разрешаются в ходе подготовки к рассмотрению жалобы на постановление об административном правонарушении (а также о самой такой подготовке), выносятся определения. Их содержание должно отвечать требованиям ст. 29.12. О практике таможенных органов по применению ст. 30.4-30.6 см. письмо ГТК от 27.03.03 N 27-14/13306.

Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1. 2 ст. 30.5 показывает, что:

1) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена судьей, органом, должностным лицом в течение 10 календарных суток, отсчитываемых со следующего дня после даты поступления в суд, орган, должностному лицу (которые правомочны рассматривать жалобу).

Кроме жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (о том, как она подается, см. коммент. к ст. 30.2. 30.3 ), указанные органы рассматривают и материалы дела (например, протокол об административном правонарушении, иные протоколы, обжалуемое постановление, вещественные доказательства). Нельзя подавать жалобу отдельно от материалов дела: они подаются только одновременно (за исключением случая, когда жалоба была подана непосредственно в суд, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, ч. 3 ст. 30.2 ); в этом случае сроки отсчитываются с момента подачи самой жалобы на постановление по делу, а материалы дела истребуются судьей, органом, должностным лицом самостоятельно;

2) жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, исчерпывающим образом перечисленных в ч. 2 ст. 30.5 (она введена Законом N 94 и вступила в силу с 04.07.03, а в новой редакции - с 21.07.05, т.е. со дня вступления в силу Закона N 93) подлежат рассмотрению не позднее 5 календарных дней со дня их поступления (со всеми необходимыми материалами, если не все материалы представлены, то этот срок не отсчитывается);

2) упомянутые в ч. 1. 2 ст. 30.5 сроки следует применять и при рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела (см. коммент. к ст. 30.1).

2. Специфика правил ч. 3 ст. 30.5 состоит в том, что:

1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку:

а) подана жалоба на постановление о назначении судьей административного ареста (а с 28.11.04 - также административного выдворения);

б) лицо (привлеченное к административной ответственности) уже отбывает административный арест (либо подлежит выдворению);

2) они обязывают рассмотреть такую жалобу в течение суток с момента подачи жалобы (а не со следующего дня после даты подачи жалобы).

3. Ч. 4 введена в ст. 30.5 Законом N 45 и вступила в силу с 18.08.05. Она:

1) подлежит применению если судья назначил такой вид наказания как административное приостановление деятельности;

2) устанавливает, что жалоба на постановление о назначении такого наказания подлежит рассмотрению не позднее 5 календарных дней со дня поступления в вышестоящий суд жалобу со всеми материалами дела.

О порядке и результатах рассмотрения жалобы см. коммент. к ст. 30.6. 30.7 .

Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 3 ст. 30.6 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается единолично судьей либо должностным лицом;

2) судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы:

а) не связаны ее доводами. Тем не менее, все доводы, которые в жалобе приводятся, должны быть исследованы;

б) обязаны проверить дело об административном правонарушении в полном объеме (т.е. все имеющиеся материалы по делу, а равно дополнительно истребованные материалы);

3) порядок рассмотрения, предусмотренный в ст. 30.6. применяется также при рассмотрении определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ч. 4 ст. 30.1).

2. В ходе рассмотрения жалобы последовательно совершаются следующие процессуальные действия:

1) объявляется (устно, что отражается в протоколе), кто рассматривает жалобу (фамилия, имя, отчество должностного лица, его специальное звание, занимаемая должность и т.п.), какая жалоба подлежит рассмотрению (т.е. необходимо точно огласить название жалобы и дату ее подачи), кем подана жалоба (т.е. необходимо назвать фамилию, имя, отчество гражданина, подавшего жалобу, его адрес либо наименование (фирменное наименование) юридического лица, его местонахождение, фамилия, имя, отчество его законного представителя и т.п.);

2) устанавливается явка физического лица, его законного представителя (если это несовершеннолетний), законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено обжалованное постановление. Проверяются также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

3) наряду с проверкой полномочий законных представителей проверяются полномочия защитника и представителя (например, путем истребования ордера адвоката, выданного юридической консультацией, см. коммент. к ст. 25.3-25.5);

4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение (т.е. выносится определение) о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц, а если это невозможно - об отложении рассмотрения жалобы. Эти определения немедленно оглашаются;

5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы (о чем делается запись в протоколе);

6) разрешаются заявленные отводы:

а) участникам (например, защитникам, представителям) производства по делу (см. коммент. к ст. 25.12. 25.13 );

б) судьям, членам коллегиального органа, должностным лицам (см. коммент. к ст. 29.2. 29.3 ).

Кроме того, разрешаются заявленные ходатайства (см. коммент. к ст. 24.4);

7) оглашается содержание жалобы;

8) всесторонне и полно (на основе исследования ранее представленных доказательств, совершения всех необходимых процессуальных действий) изучается законность и обоснованность постановления по делу;

9) если прокурор участвовал в рассмотрении дела, заслушивается его заключение. В практике возникает вопрос: заслушивается ли заключение прокурора на стадии рассмотрения жалобы, если ранее (например, при рассмотрении дела об административном правонарушении) прокурор не принимал участия в процессе? Правила п. 8 ч. 2 ст. 30.6 не препятствуют этому; прокурор может выступить со своим заключением и в такой ситуации. Заключение прокурора приобщается к материалам дела.

3. ВС разъяснил, что:

1) судья, вышестоящее ДЛ не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Вышестоящая судебная инстанция вправе отменить незаконное постановление и направить дело на новое рассмотрение. Однако следует учитывать, что "принцип невозможности ухудшения положения лица по его же жалобе" не может быть нарушен (п. 15 Обзора от 25.03.09);

2) присутствие лица, которому назначено наказание в виде административного ареста или выдворения вышестоящем суде - не обязательно, если это лицо извещено о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и от него поступило ходатайство об отложение рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (п. 7 Обзора от 17.09.08)

Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 ст. 30.7 показывает, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо, рассмотрев жалобу, своим решением:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Такое решение выносится, если будет установлено, что обжалованное постановление в полной мере соответствует закону, правильно по существу и обоснованно;

2) изменяет постановление по делу при условии, что:

а) административное наказание не усиливается, а, наоборот, смягчается;

б) положение лица (в отношении которого было вынесено обжалованное постановление) не ухудшается иным образом (например, ему не назначается дополнительное административное наказание, см. коммент. к ст. 3.3).

В практике возникает вопрос: если жалоба на постановление была подана, например, потерпевшим, действует ли данное правило? Да, оно действует и в этом случае;

3) отменяет постановление и прекращает производство, если:

а) имеет место хотя бы одно обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 24.5);

б) совершенное правонарушение является малозначительным (см. коммент. к ст. 2.9);

в) будет установлена недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) отменяет постановление и возвращает дело на новое рассмотрение судье, органу, должностному лицу (другим, а не тем, кто раньше рассматривал дело), если:

а) были существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП. К сожалению, в ст. 30.7 нет норм, аналогичных, например, положениям ст. 364 ГПК, ст. 270 АПК, в которых бы четко и однозначно раскрывалось понятие "нарушение норм процессуального права". Указаны лишь общие признаки: если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Примерами таких существенных нарушений могут служить: неполнота протокола об административном правонарушении, иных протоколов, неисследованность доказательств, нарушение требований о допустимости доказательств (см. коммент. к ст. 26.2. 26.11. 27.2. 27.4. 28.2 );

б) выяснится, что необходимо было применить закон об административном правонарушении, который предусматривает более строгое административное наказание (например, вместо предупреждения нужно было применить закон, предусматривающий административный штраф). Однако это допускается лишь при условии, что жалоба на постановление по делу:

подана исключительно потерпевшим;

основывалась именно на том, что административное наказание, предусмотренное постановлением, слишком мягкое;

5) отменяет постановление и направляет дело на рассмотрение по подведомственности (т.е. тому судье, органу, должностному лицу, которые по закону были правомочны рассмотреть дело), если в ходе рассмотрения жалобы будет установлено, что оно было рассмотрено судьей, органом, должностным лицом, которые не имели на это права.

2. Применяя правила ч. 2 и 3 ст. 30.7. нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

1) решение, принятое судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения жалобы, должно содержать (т.е. эти сведения обязательно следует указывать) сведения, предусмотренные в п. 1-6 ч. 1 ст. 29.10. а также сведения о сроке и порядке обжалования решения (см. коммент. к ст. 30.9);

2) если выяснится, что рассмотрение жалобы не относится к компетенции данных судьи, органа, должностного лица, последние обязаны вынести определение о передаче жалобы по подведомственности. По другим вопросам, разрешаемым при рассмотрении жалобы (например, перечисленным в п. 1-9 ч. 2 ст. 30.6 ), также выносятся определения.

3. О судебной практике по ст. 30.7 см. п. 13 Пост. от 21.11.05. См. также комментарий к ст. 30.6 и письмо Роспотребнадзора от 11.04.08 N 01/3543-8-32.

Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 3 ст. 30.8 показывает, что:

1) решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении подлежит:

а) устному оглашению. Оно осуществляется немедленно после вынесения решения. Не допускается также вручение (без оглашения) текста решения заинтересованным лицам;

б) приобщению к материалам дела (с учетом того, что оно может быть обжаловано или опротестовано, см. коммент. к ст. 30.9-30.11);

2) решение (упомянутое выше) должно быть доведено в день его вынесения до:

а) органа, должностного лица, исполняющего постановление по делу (см. например, об органах, исполняющих лишение специального права, коммент. к ст. 32.5);

б) лица, в отношении которого было вынесено решение (см. коммент. к ст. 25.1);

в) потерпевшего (см. коммент. к ст. 25.2).

Новая редакция ч. 3 ст. 30.8 вступила в силу с 28.11.04.

2. Характеризуя правила ч. 2 ст. 30.8. нужно учесть следующее:

1) копия (в т.ч. ксерокопия) решения по жалобе (такая копия изготавливается и заверяется судьей, органом, должностным лицом, которые приняли решение) на постановление по делу подлежит вручению (или высылке, например, по почте, через посыльного, курьером и т.п.):

а) физическому лицу или законному представителю юридического лица (см. о них коммент. к ст. 25.1. 25.4 ), в отношении которых было вынесено объективное постановление по делу об административном правонарушении;

б) потерпевшему (см. коммент. к ст. 25.2), если жалобу на постановление по делу об административном правонарушении подал потерпевший;

в) прокурору (по просьбе последнего, изложенной в письменной форме);

2) упомянутая копия вручается (высылается) в срок не позднее 3-х календарных суток, отсчитываемых со следующего дня после даты принятия решения. Факт его оглашения не освобождает судью, орган, должностное лицо вручить (выслать) копию решения упомянутым выше лицам.

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 ст. 30.9 позволяет сделать ряд выводов:

1) они (так же как и правила ст. 30.10 ) посвящены самостоятельной стадии производства по делу об административном правонарушении - пересмотру решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу;

2) и решение по жалобе на постановление, и само это постановление могут быть обжалованы:

а) в суд по месту рассмотрения жалобы. При этом обжалуются и не вступившее в законную силу постановление по делу, и (или) решение по жалобе на это постановление. Например, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником районного отдела внутренних дел, может быть обжаловано в районный суд;

б) в вышестоящий суд. Это следующая инстанция: в вышестоящий суд обжалуется постановление по делу об административном правонарушении и (или) решение нижестоящего суда (по жалобе на это постановление), т.е. как сказано в ч. 1 ст. 30.9. "в суд по месту рассмотрения жалобы". Например, решение районного суда может быть обжаловано в областной (или приравненный к нему) суд.

2. Специфика права ч. 2 ст. 30.9 состоит в том, что:

1) в них имеется в виду постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальными органами (например, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав), созданными в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

2) в них также идет речь о решениях судьи, которые были вынесены по жалобе на постановление упомянутого коллегиального органа;

3) они устанавливают, что указанные постановления и решения могут быть обжалованы исключительно в вышестоящий суд.

3. Применяя правила ч. 3. 4 ст. 30.9. нужно учесть, что:

1) подача жалобы и на постановление по делу, и на решение (принятое по жалобе) осуществляется в срок в пределах 10 суток со дня вручения (или получения) копии постановления (решения), см. коммент. к ст. 30.3. 30.8 ;

2) рассмотрение жалобы на постановление по делу и решения, принятого по этой жалобе, осуществляется в 10-дневный срок со дня поступления жалобы со всеми материалами дела в суд (см. коммент. к ст. 30.5).

Порядок рассмотрения жалоб, упомянутых в ч. 3 ст. 30.9. такой же, какой предусмотрен в ст. 30.8 (см. коммент. к ней);

3) по результатам рассмотрения жалоб (упомянутых в ст. 30.9 ) выносится решение. Оно оглашается немедленно после вынесения. Копии этого решения (в 3-дневный срок после вынесения) направляются (например, по почте, через посыльного, курьера) физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему (если он подал жалобу) и прокурору (по его просьбе). См. об этом коммент. к ст. 30.8.

4. Ч. 5 введена Законом N 160 от 17.07.09 и вступила в силу с 22.08.09. Она наделила правом обжалования решение суда и ДЛ, вынесшим постановление (по которому суд принял свое решение).

О принесении протеста на не вступившее в законную силу постановление (решение) по делу см. коммент. к ст. 30.10. О судебной практике см. письмо Верховного Суда РФ от 20.08.03.N 1536-7/общ.

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

1. Анализ правил ч. 1 ст. 30.10 позволяет сделать ряд выводов:

1) они (так же как и правила ст. 30.9 ) относятся к постановлениям по делу об административном правонарушении и (или) последующим решениям вышестоящих инстанций (см. о них коммент. к ст. 30.9), которые еще не вступили в законную силу;

2) они предоставляют право прокурору принять протест на такие постановления (решения);

3) они исходят из того, что:

а) сроки опротестования постановлений (решений) - 10 суток со дня вручения (или получения) прокурором копии постановления (решения, см. коммент. к ст. 30.2);

б) порядок опротестования такой же, какой установлен в ст. 30.1. 30.2 (см. коммент. к ним).

2. Применяя правила ч. 2 ст. 30.10. нужно иметь в виду следующее:

1) протест прокурора по постановлениям (решениям), упомянутым в ст. 30.10. рассматривается:

а) в 10-дневный срок со дня поступления протеста в суд (либо к должностному лицу), рассматривающий протест;

б) после подготовки к рассмотрению протеста в соответствии со ст. 30.4 (см. коммент. к ней);

в) в порядке, предусмотренном в ст. 30.6 (см. коммент. к ней).

Решение по протесту должно содержать сведения, указанные в ст. 30.7. и быть оглашено немедленно после вынесения (см. коммент. к ст. 30.7. 30.8 ).

3. Характеризуя правила ч. 3 ст. 30.10. нужно учесть, что:

1) копия решения по протесту прокурора обязательно направляется:

а) прокурору, который принес протест;

б) лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему, законным представителям физического лица, законному представителю юридического лица, защитникам и представителям (см. о них коммент. к ст. 25.1-25.5);

2) упомянутая копия направляется перечисленным лицам и прокурору в срок, равный 3 календарным дням, отсчет которых начинается со следующего дня после даты вынесения решения.

Статья 30.11. Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1 Ст. 30.11 признана утратившей силу с 20.12.08 Законом от 03.12.08 N 240-ФЗ. Применять ее следует по правоотношениям возникшим до этой даты и при пересмотре вступивших в законную силу решений. Анализ правил ч. 1. 2 ст. 30.11 позволяет сделать ряд выводов:

1) они были посвящены пересмотру уже вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении (либо решений, принятых по результатам рассмотрения жалоб (протестов) на эти постановления). Этим правило ст. 30.11 отличается от правил ст. 30.9. 30.10 (в которых речь идет о постановлениях (решениях), еще не вступивших в законную силу;

2) они предоставляли право прокурору приносить протест и на вступившие в законную силу постановления (решения). Однако не любые прокуроры наделены таким правом, а лишь прокуроры субъектов Российской Федерации (их заместители) и Генеральный прокурор РФ (его заместители). В практике возникает вопрос: вправе ли военные прокуроры (приравненные в соответствии с Законом о прокуратуре к прокурорам субъектов Российской Федерации) приносить протесты, упомянутые в ч. 2 ст. 30.11. К сожалению, в ч. 2 ст. 30.11 налицо пробел. Впредь до его восполнения необходимо исходить из буквального текста ч. 2 ст. 30.11.

2. Характеризуя правила ч. 3 и 4 ст. 30.11. нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (либо решение, вынесенное по жалобе (протесту) на такое постановление) правомочны пересматривать только председатели (либо их заместители) верховных судов республик в составе Российской Федерации, областных, краевых судов, судов двух городов федерального значения (являющихся самостоятельными субъектами Российской Федерации) - Москвы и Санкт-Петербурга, суда Еврейской автономной области, судов автономных округов, а также Председатель Верховного Суда РФ (его заместители). Председатели судебных коллегий Верховного Суда РФ (а равно судов субъектов Российской Федерации) не вправе осуществлять такой пересмотр;

2) вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (а равно решения, принятые по жалобам на такие постановления), вынесенные арбитражными судами, могут быть пересмотрены в порядке надзора только ВАС РФ в соответствии со ст. 292-308 АПК (см. в книге: Гуев А.Н. Комментарий к АПК РФ. М. Изд-во "Экзамен, 2006).

О вступлении в силу постановлений по делу об административном правонарушении см. коммент. к ст. 31.1. См. также комментарий к ст. 30.12-30.19.

Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Данная статья введена Законом N 240 от 03.12.08 и вступила в силу с 20.12.08. Установлено, что вступившие в законную силу постановления, решения, протесты:

1) могут быть обжалованы в порядке надзора, самим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АП, потерпевшим, иными лицами указанными в ст. 25.1-25.5 (см. комментарий к ним);

2) могут быть опротестованы прокурором. перечень прокуроров, наделенных правом принесения протеста в порядке надзора - указан в ч. 2 ст. 30.12 исчерпывающим образом.

2. О рассмотрении протестов до 20.12.08 - см. комментарий к ст. 30.11. О судах, рассматривающих надзорные жалобы и протесты - см. комментарий к ст. 30.13. О порядке подачи жалобы, протеста см. комментарий к ст. 30.14.

Статья 30.13. Суды, рассматривающие в порядке надзора жалобы, протесты на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Комментируемая статья введена Законом N 240 от 03.12.08 и вступила в силу с 20.12.08. Она устанавливает:

1) перечень судов, в которые можно подавать жалобы (протесты) в порядке надзора. военные суды - среди них также названы (в ч. 5 ); однако они должны руководствоваться при этом Законом о военных судах;

2) конкретных ДЛ указанных судов, которые вправе рассмотреть надзорные жалобы и протесты;

3) случаи когда надзорные жалобы и протесты рассматривает непосредственно ВС РФ;

4) что ВАС пересматривает вступившие в законную силу судебные акты по результатам рассмотрения надзорной жалобы (протеста) в соответствии с нормами гл. 36 АПК (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к АПК РФ. М. СПС ГАРАНТ 2009).

2. О порядке подачи надзорной жалобы (протеста) и об их содержании см. комментарий к ст. 30.14. О порядке принятия судом к рассмотрению надзорной жалобы (протеста) см. комментарий к ст. 30.15. О сроках рассмотрения жалоб (протестов) см. комментарий к ст. 30.16.

Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста в порядке надзора

1. Данная статья введена Законом N 240 от 03.12.08 и вступила в силу с 20.12.08. Она императивно устанавливает, что надзорная жалоба (протест):

1) приносятся непосредственно в суд надзорной инстанции (а, например, не через суд, решение которого обжалуется). См. об этих судах комментарий к ст. 30.13.

2) должны содержать все сведения прямо перечисленные в ч. 2 ст. 30.14. В противном случае они подлежат возврату (см. комментарий к ст. 30.15). Тем не менее ст. 30.14 не препятствует включению в жалобу (протест) иных дополнительных сведений;

3) перечень приложений к жалобе (протесту). При отсутствии хотя бы одного из этих документов - жалоба (протест) подлежит возврату. Дополнительные документы - можно прилагать.

2. О порядке принятия жалобы (протеста) к рассмотрению см. комментарий к ст. 30.15. О пределах и сроках их рассмотрения см. комментарий к ст. 30.16

Статья 30.15. Принятие к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста

1. Данная статья введена Законом N 240 от 03.12.08 и вступила в силу с 20.12.08. Установлено, что судья:

1) о принятии к рассмотрению надзорной жалобы (протеста) выносит определение.;

2) обязан известить лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 30.15. Последние вправе представить свои возражения на жалобу (протест).

3) должен вынести определение о возврате жалобы (протеста), если они не соответствуют требованиям ст. 30.14 либо поданы повторно в нарушение положений ч. 4 ст. 30.16 (см. комментарий к этим ст.).

2. О судьях которые наделены полномочиями принять такое определение - см. комментарий к ст. 30.13. О срока рассмотрения жалобы (протеста) - см. комментарий к ст. 30.16.

Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

1. Анализируемая статья введена Законом N 240 от 03.12.08 и вступила в силу с 20.12.08. Установлено, что по надзорной жалобе (протесту) судья

1) обязан проверить доводы, изложенные в жалобе (протесте) и в отзыве на них;

2) вправе проверить дело об АП в полном объеме.

3) должен вынести решение по жалобе (протесту) не позднее сроков, указанных в ч. 3. Эти сроки отсчитываются со следующего дня после даты поступления жалобы или протеста в суд и исчисляются в календарных днях.

2. В ч. 4 ст. 30.16 императивно установлено, что не допускаются повторные надзорные жалоба (протест) в суд, ранее рассматривавший их в порядке надзора (см. о таких судах комментарий к ст. 30.13). О том, что в этих случаях выносится определение о возврате жалобы (протеста) см. комментарий к ст. 30.15.

Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

1. Данная статья введена Законом N 240 от 03.12.08 и вступила в силу с 20.12.08. Она императивно устанавливает:

1) что по результатам рассмотрения надзорной жалобы (протеста) суды указанные в ст. 30.13 принимают постановления;

2) виды указанных постановлений. Иные виды постановлений - суд не вправе принять.

2. О содержании таких постановлений - см. комментарий к ст. 30.18. О вступлении их в силу - см. комментарий к ст. 30.19.

Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

1. Анализируемая статья введена Законом N 240 от 03.12.08. Она исходит из того, что постановление, принимаемое по результатам рассмотрения надзорной жалобы (протеста):

1) должно содержать все сведения, перечисленные в п. 1-10 ч. 1. Отсутствие хотя бы одного из них - означает, что данный судебный акт - не соответствует закону.

2) может содержать и иные сведения: ст. 30.18 этому не препятствует.

3) подписывается принявшим его судьей. Его копия вручается лицам, указанным в ст. 30.12 (см. комментарий к ней): иной вывод противоречил бы ч. 4 ст. 30.16. См. комментарий к ней.

2. О судьях, наделенных правом принятия указанных в ст. 30.16 постановлений см. комментарий к ст. 30.13. О видах таких постановлений см. комментарий к ст. 30.17. О порядке их вступления в силу см. комментарий к ст. 30.17.

Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

1. Ст. 30.19 введена Законом N 240 от 03.12.08 и вступила в силу с 20.12.08. Она устанавливает, что постановление принятое по результатам рассмотрения надзорной жалобы (протеста) вступает в силу со дня его принятия (а не со следующего дня!)

2. О порядке принятия такого постановления см. комментарий к ст. 30.17. О содержании постановления - см. комментарий к ст. 30.18.