Руководства, Инструкции, Бланки

Общее Руководство Росстандартом Осуществляет img-1

Общее Руководство Росстандартом Осуществляет

Рейтинг: 4.1/5.0 (1902 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Метрология (лекции) ДЛЯ СТУД РАЗД МЕТЕРИАЛ

/ Метрология,СиС / Лекции МСС (разд.материал) / Метрология (лекции) ДЛЯ СТУД РАЗД МЕТЕРИАЛ

V. Организационно-правовые основы метрологической деятельности

5.1. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений»

27 апреля 1993 года был принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». До того времени законодательных норм в об­ласти метрологии по существу не было.

Рассмотрим основные положения принятого Закона «Об обес­печении единства измерений».

Цели закона1) защита прав и интересов граждан, установленного правопорядка и экономики страны от отрицательных последствий не­достоверных результатов измерений;2) содействие научно-техническо­му и экономическому прогрессу на основе применения государствен­ных эталонов единиц величин и использования результатов измере­ний гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах;3) создание благоприятных условий развития международных межфирменных связей;4) регулирование от­ношений государственных органов управления страны с юридичес­кими и физическими лицами по вопросам изготовления, реализации, эксплуатации, ремонта и экспорта (импорта) средств измерений;5) адаптация российских средств измерений к мировой практике.

Закон «Об обеспечении единства измерений» служит базой для создания в России новой системы измерений, которая может взаи­модействовать с национальными системами измерений зарубежных стран. Это, прежде всего, необходимо для взаимного признания ре­зультатов испытаний и сертификации, а также использования миро­вого опыта и учета тенденций развития современной метрологии.

В тех сферах, которые не контролируются государственными органами, создается Российская система калибровки, также нап­равленная на обеспечение единства измерений.

Закон вводит добровольную Систему сертификации (подтверждения соответствия) средств из­мерений на соответствие метрологическим нормам и правилам, а так­же требованиям Российской системы калибровки средств измерений.

Система добровольной сертификации средств измерений заре­гистрирована в Государственном реестре. Все нор­мативные документы, используемые в системе, гармонизованы с международными правилами и нормами.

Закон «Об обеспечении единства измерений» укрепляет право­вую базу для международного сотрудничества в области метроло­гии, принципами которого являются :1) поддержка приоритетов международных договорных обязательств;2) содействие процессам присоединения России кГенеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) Всемирной торговой организации (ВТО) ;3) сохра­нение авторитета российской метрологической школы в междуна­родных организациях;4) создание условий для взаимного признания результатов испытаний, поверок и калибровок в целях устранения технических барьеров во внешнеэкономических отношениях.

5.2.Ответственность за нарушение законодательства по метрологии

Законом «Об обеспечении единства измерений» предусмотре­на юридическая ответственность за нарушение метрологических правил и норм. Статья 20 Закона устанавливает различные меры пресечения или предупреждения нарушений (запреты, обязатель­ные предписания и др.). Статья 25 предусматривает возможность привлечения нарушителей закона кадминистративной, граждан­ско-правовой или уголовной ответственности .

Наряду с этим действует статья 170 Кодек­са РСФСР об административных правонарушениях . устанавливаю­щая денежные штрафы (в размере от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), в зависимости от допущенного правонарушения) или предупреждения в отношении должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП).

Гражданско-правовая ответственность наступает в ситуациях, когда в результате нарушений метрологических правил и норм юридическим или физическим лицам причинен имущественный или личный ущерб. Причиненный ущерб подлежит возмещению по чеку потерпевшего на основании соответствующих актов гражданского законодательства.

К уголовной ответственности нарушители метрологических требований привлекаются в тех случаях, когда имеются признаки состава преступления, предусмотренные Уголовным кодексом. К ним могут быть отнесены: халатность, нарушение правил метро­логии, выпуск или продажа товаров (услуг), не отвечающих требо­ваниям безопасности. Уголовное дело может возбуждаться также по инициативе органов госнадзора Ростехрегулирования (вместо Госстандарта) при соответству­ющих результатах проведенных проверок.

Дисциплинарная ответственность за нарушения метрологичес­ких правил и норм определяется решением администрации пред­приятия (организации) на основании Трудового Кодекса.

5.3. Организационные основы Государственной метрологической службы РФ

Государственная метрологическая служба РФ (ГМС) пред­ставляет собой совокупность государственных метрологических органов и создается для управления деятельностью по обеспече­нию единства измерений.

Общее руководство ГМС осуществляет Росстандарт. на кото­рый Законом «Об обеспечении единства измерений»возложены следующие функции (см. практич. занятия - доклад):

В состав ГМС входят семь государственных научных метрологических центров .

В соответствии с законодательством к основным задачам мет­рологических служб относятся:

1) обеспечение единства требуемой точности измерений;

2) повышение уровня метрологического обес­печения производства;

3) осуществление метрологического контро­ля и надзора.

путем калибровки средств измере­ний;

надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измере­ний, с соблюдением метрологических правил и норм;

выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, пре­кращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверки своевременности представления средств измере­ний на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

5.4. Государственный метрологический контроль (ГМК) за средствами измерений

Закон «Об обеспечении единства измерений» устанавливает сле­дующие виды государственного метрологического контроля (ГМК) :

1) утверждение типа средств измерений;

2) поверка средств измерений, в том числе эталонов;

3) лицензирование деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.

1) Утверждение типа СИ – первый вид ГМК. Эта операция проводит­ся в целях обеспечения единства измерений, поставки на производ­ство и выпуск в обращение средств измерений, которые соответ­ствуют требованиям, установленным нормативным документам (более подробно см. практич. занятия – докдад).

Организационно в данную систему входят: Научно-тех­ническая комиссия по метрологии и измерительной технике (НТК) Росстандарта ; Управление Госстандарта, на которое возложено руководство работами в системе; Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической служ­бы; государственные центры испытаний средств измерений; органы Государственной метрологической службы (ГМС).

Испытания средств измерений для целей утверждения типа проводят по соответствующей программе, которая устанавлива­ет не только объем и методику испытаний, но и их продолжи­тельность, номенклатуру и количество документов, представля­емых на испытания, а также перечень документов, необходимых для государственной регистрации средств измерений утвер­жденных типов.

2) Поверка средств измерений – вторая составляющая ГМК – представляет собой совокупность операций, выполняемых органа­ми ГМС или другими уполномоченными на то органами с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

В соответствии с Законом «Об обеспечении единства измере­ний» средства измерений, подлежащие ГМК, подвергаются повер­ке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импор­ту и эксплуатации. Допускается продажа и выдача на прокат толь­ко поверенных средств измерений.

В России применяются следующие виды поверок средств из­мерений :первичная,периодическая,внеочередная,инспекционная,экспертная.

Первичной поверке подвергаются средства измерений утвер­жденных типов, которые произведены или отремонтированы, вве­зены по импорту, за исключением ситуаций действия соответству­ющего соглашения о взаимном признании результатов поверки между Росстандартом и Национальной организацией по метроло­гии другой страны.

Периодической поверке подлежат находящиеся в эксплуатации (или хранящиеся) средства измерений. Поверочные интервалы ус­танавливаются на основе действующих законодательных положе­ний.

Внеочередную поверку проводят при эксплуатации средств из­мерений в следующих случаях:

• при повреждении знака поверительного клейма, а также ут­раты Свидетельства о поверке;

• вводе в эксплуатацию средств измерений после длительного хранения (более интервала);

• проведении повторной настройки после предполагаемого ударного воздействия или неудовлетворительной работы прибора;

• продаже потребителю средства измерений, не реализованного по истечении срока, равного половине межповерочного интервала;

• применении средств измерений в качестве комплектующих по истечении срока, равного половине межповерочного интервала.

Инспекционную поверку проводят для выявления пригодности к применению средств измерений при осуществлении государ­ственного метрологического надзора.

Экспертную поверку проводят при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.

3) Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений — третья составляющая ГМК.

Под лицензированием понимается выполняемая в обязатель­ном порядке процедура выдачи лицензии юридическому или фи­зическому лицу на осуществление им деятельности, не запрещен­ной действующим законодательством и подлежащей обязательно­му лицензированию.Лицензия — это разрешение, выдаваемое органом ГМС на закрепленной за ним территории юридическому или физическому лицу на осуществление деятельности по изго­товлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений. Лицен­зия действительна на всей территории Российской Федерации. Ос­нованием для выдачи лицензии служат заявление юридического или физического лица и положительные результаты проверки ус­ловий осуществления лицензируемого вида деятельности на их соответствие предъявленным требованиям.

5.5. Государственный метрологический надзор (ГМН) за средствами измерений

Закон «Об обеспечении единства измерений» предусматривает государственный метрологический надзор (ГМН) .ГМН осуществляется :

• за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

• за количеством товаров, отчуждаемых при совершении тор­говых операций;

• за количеством фасованных товаров в упаковках любого ви­да при их расфасовке и продаже.

От эффективности ГМН зависит достижение основной цели Закона.

Функции ГМН возложены на органы ГМС. Для их выполнения необходимо наличие соответственной нормативной базы, матери­ально-технического обеспечения и квалифицированных и ответ­ственных кадров. В настоящее время в России действуют три нор­мативных документа, регламентирующие проведение ГМН раз­ного вида и позволяющие органам ГМС проводить работы по осуществлению ГМН на местах.Основной документ – правила ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления ГМН за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм». Это наиболее традиционный вид ГМН, не требующий существенной перестройки в работе как государственных инспекторов, проводящих проверки, так и пред­приятий – объектов надзора.

ГМН за состоянием и применением средств изме­рений распространяется только на средства измерений, относя­щиеся к сфере распространения государственного метрологи­ческого контроля и надзора. Поэтому первоочередная задача каждого предприятия – составить перечень средств измерений, относящихся к этой классификационной группе, то есть подле­жащих поверке.

К объектам ГМН относятся :

аттестованные методики выполне­ния измерений, имеющие утвержденный аттестат;

свидетельство об аттестации;

отчет об аттестации или другой документ, утвер­жденный в установленном за предприятием порядке. Последний должен содержать информацию о том, что методика прошла мет­рологическую аттестацию и метрологическую экспертизу.

Второй документ по ГМН – правила ПР 50.2.003-94 «ГСИ. По­рядок осуществления ГМН за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций». Имеются в виду операции, при которых материальные ценности переходят из собственностиIодного юридического (физического) лица в собственность другого, количество этих ценностей определяется тем или иным способом измерений, а цена и стоимость фиксируются. Сфера примене­ния данного вида ГМН довольно широка и относится к любым организациям, занимающимся реализацией продукции.

Третьим документом по ГМН являются правила ПР50.2.004-94 «ГСИ. Порядок осуществления ГМН за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже». Этот вид ГМН абсолютно новый для России, в то время как в зару­бежных странах он используется довольно широко.Методологи­ческие требования к упаковке делятся на две группы :

1) требования к индивидуальной упаковке;

2) требования к партии товаров в упаковках.

5.6. Калибровка средств измерений

Калибровка средств измерений это совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действитель­ных значений метрологических характеристик и(или) пригоднос­ти к применению средств измерений, не подлежащих ГМК и ГМН. Подпригодностью средства измерения подразумевается соответ­ствие его метрологических характеристик ранее установленным техническим требованиям, которые могут содержаться в норма­тивном документе или определяться заказчиком. Вывод о пригод­ности делает калибровочная лаборатория.

Калибровка может проводиться любой метрологической службой (или физическим лицом) при наличии надлежащих условий для квалифицированного выполнения этой работы.

Калибровка – добровольная операция, ее может выполнять метрологическая служба самого предприятия. Это еще одно отли­чие от поверки, которая, как уже сказано выше, обязательна и под­вергается контролю со стороны органов ГМС. Однако добровольный характер калибровки не освобождает метрологическую службу предприятия от необходимости соблю­дать определенные требования. Главное из них — прослеживаемость, то есть обязательная «привязка» рабочего средства измере­ний к национальному (государственному) эталону. Таким обра­зом,функцию калибровки следует рассматривать как составную часть национальной системы обеспечения единства измерений .

В практике проведения калибровочных работ можно выделить четыре метода калибровки средств измерений :

• непосредственное сличение с эталоном;

• сличение с помощью компаратора;

• прямые измерения величины;

• косвенные измерения величины.

1) Метод непосредственного сличения с эталоном. В основе данного метода ле­жит проведение одновременных измерений одной и той же физической величины поверяемым (калибруемым) и эталонным приборами. Достоинство этого метода состоит в его простоте, наг­лядности, возможности применения автоматической калибровки (поверки), отсутствии потребности в сложном оборудовании.

2) Для второго метода калибровки (поверки) необходимкомпа­ратор прибор сравнения, с помощью которого сличаются калиб­руемое и эталонное средства измерения. Потребность в компараторе возникает при невозможности сравнения показаний приборов, из­меряющих одну и ту же величину. (Например, двух вольтметров, один из которых пригоден для постоянного тока, а другой — переменного. В этом случае потребуется потенциометр, который и будет компаратором.)

3) Метод прямых измерений величин применяется тогда, когда имеется возможность сличить испытуемый прибор с эталонным в определенных пределах измерений. В целом данный метод анало­гичен методу непосредственного сличения. Однако методом пря­мых измерений производится сличение на всех числовых отметках каждого диапазона (и поддиапазона, если они имеются в приборе). Данный метод применяется, например, для калибровки или повер­ки вольтметров постоянного электрического тока.

4) Метод косвенных измерений используется тогда, когда дей­ствительные значения измеряемых величин невозможно опреде­лить прямыми измерениями либо когда косвенные измерения ока­зываются более точными, чем прямые. Этим методом вначале на­ходят не искомую характеристику, а другие, связанные с ней определенной зависимостью. Искомая характеристика определя­ется расчетным путем. Например, при калибровке вольтметра постоянного тока эталонным амперметром устанавливают силу тока, одновременно измеряя сопротивление. Расчетное значение напря­жения сравнивают с показателями калибруемого вольтметра.

5.7. Сертификация (подтверждение соответствия) средств измерений

В России создана Система сертификации средств измерений в соответствии с законом «О сертификации продукции и услуг». На сегодняшний день этот закон, а также закон «О стандартизации» заменил Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002«О техническом регулировании» (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ).

Система сертификации средств измерений носит добровольный характер и удостоверяет соответ­ствие измерительных средств заявителей метрологическим правилам и нормам. При организации Системы принимались во внима­ние нормативные документы международных организаций ИСО, МЭК (Международная электротехническая комиссия), международной конференции по аккредитации испытатель­ных лабораторий (ИЛАК). Системы сертификации ГОСТ Р и Сис­темы сертификации МОЗМ.

Организационно в данную систему входят Управление метро­логии Госстандарта (центральный орган системы), Координацион­ный совет, Апелляционный комитет, научно-методический центр (ВНИИМС), органы по сертификации, испытательные лаборато­рии (центры) средств измерений.

Основные функций центрального органа Системы следующие:

• организация, координация и методическое руководство ра­ботами по сертификации средств измерений;

• установление основных принципов и правил сертификации в Системе;

• определение номенклатуры средств измерений, подлежа­щих сертификации;

• аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

• выполнение функций органа по сертификации (при отсут­ствии такового);

• организация инспекционного контроля за деятельностью ак­кредитованных органов по сертификации и испытательных лабо­раторий (центров);

• взаимодействие с международными и зарубежными органи­зациями по вопросам сертификации средств измерений;

• признание документов об аккредитации органов по серти­фикации, испытательных лабораторий других стран, зарубежных сертификатов и знаков соответствия, а также результатов испыта­ний средств измерений.

Основные функции научно-методического центра (ВНИИМС), который организационно входит в Систему сертификации СИ:

• разработка принципов, правил и структуры Системы серти­фикации средств измерений;

• организация работ по аккредитации органов по сертифика­ции и испытательных лабораторий (центров);

• регистрация сертифицированных средств измерений, орга­нов по сертификации, испытательных лабораторий и норматив­ных документов;

• ведение Реестра Системы;

• формирование банка данных и информационное обеспече­ние системы.

Апелляционный комитет рассматривает случаи несогласия с результатами сертификации средств измерений, аккредитации ор­ганов и испытательных лабораторий (центров), испытаний или ин­спекционного контроля.

В состав Координационного совета на добровольной основе входят представители промышленных предприятий, научно-технических обществ, обществ потребителей, органов по сертифика­ции, испытательных лабораторий (центров), метрологических НПО и НИИ, территориальных органов Госстандарта и других за­интересованных организаций.

Функции, права, обязанности и ответственность органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) устанав­ливаются соответствующим положением, утвержденным цен­тральным органом Системы.

Система сертификации средств измерений предусматривает :

1) добровольную сертификацию средств измерений на соот­ветствие метрологическим нормам и правилам по любым видам измерений;

2) разработку, ведение и актуализацию нормативных докумен­тов, устанавливающих метрологические правила и нормы на сред­ства измерений;

3) разработку, ведение и актуализацию типовых программ ис­пытаний для целей сертификации средств измерений;

4) апробирование и утверждение в процессе сертификации ме­тодик калибровки средств измерений, а также подготовку предло­жений по межкалибровочным интервалам;

5) аттестацию методик выполнения измерений с помощью сер­тифицированных средств измерений;

6) создание разветвленной сети аккредитованных по видам изме­рений органов по сертификации средств измерений и испытательных лабораторий (центров) конкретных групп средств измерений;

7) сотрудничество с национальными метрологическими служ­бами стран по взаимному признанию аккредитации органов, лабо­раторий, сертификатов соответствия, знаков соответствия, а также результатов сертификации средств измерений.

Основные цели Системы :

• обеспечение единства измерений;

• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности средств измерений.

Основные задачи Системы :

• проверка и подтверждение соответствия средств измерений метрологическим нормам и требованиям, установленным в рас­пространяющихся на них нормативных документах;

• проверка обеспеченности сертифицируемых средств изме­рений методами и средствами калибровки для передачи размеров от утвержденных Госстандартом эталонов;

• проверка соответствия средств измерений дополнительным требованиям, указанным заявителем.

Сертификат соответствия выдает заявителю центральный ор­ган Системы или орган по сертификации на основе лицензионного соглашения с центральным органом. Они же устанавливают и срок действия сертификата.

Порядок проведения сертификации средств измерений в об­щем случае включает:

1) представление заявителем в центральный орган заявки на проведение сертификации;

2) рассмотрение заявки и принятие по ней решения;

3) направление заявителю решения по заявке;

4) проведение испытаний;

5) проведение сертификации производства или системы качес­тва, если это предусмотрено принятой схемой сертификации;

6) анализ полученных результатов и принятие решения о воз­можности выдачи сертификата соответствия;

7) регистрацию материалов испытаний и выдачу сертификата соответствия;

8) распространение информации о результатах сертификации.

5.8. Метрология в зарубежных странах и международные метрологические организации

Метрология в странах Западной Европы

В западноевропейских странах метрологическая деятельность, в частности вопросы обеспечения единицы измерений, регулиру­ется конституцией и (или) законодательными актами.

Обеспечению единства измерений в странах Западной Европы, а также решению других метрологических проблем способствует деятельность ЕВРОМЕТа — общеевропейской метрологической организации, образованной в 1988 году. Наиболее весомый вклад в эту работу сделан Германским федеральным физико-техническим институтом.

Государственный метрологический контроль и надзор в сфере законодательной метрологии проводится в превентивной и реп­рессивной формах.

Превентивный контроль — это испытания и поверка самих средств измерений.

Репрессивный контроль — проверка результатов измерений или надзор за аккредитованными государственными лабораториями.

Средства измерений, подлежащие поверке, утверждаются дву­мя способами: проведением испытаний и утверждением типа (та­ких средств измерений около 90%) или общим утверждением (для простых и несложных конструкций средств измерений).

Испытательные лаборатории проходят аккредитацию госу­дарственным органом. При этом они должны выполнить целый ряд условий и требований.

Поверочное управление осуществляет надзор за признанными государством лабораториями по двум направлениям: правовому и квалификационному.

Международные организации по метрологии

Метрология будет обеспечивать интересы международной торговли, если соблюдается единство измерений. Эта задача является важнейшей в деятельности международных организаций по метрологии.

Наиболее крупные международные метрологические организа­ции — Международная организация мер и весов (МОМВ) и Между­народная организация законодательной метрологии (МОЗМ) .

В 1875 году 17 странами (в том числе и Россией) была подписана метрическая конвенция, цель которой — унификация националь­ных систем единиц измерений и установление единых фактических эталонов длины и массы. На основе этой Конвенции была создана 1) межправительственная Международная организация мер и весов (МОМВ).

Метрическая конвенция действует по настоящее время. В нее входят около 50 государств мира. В соответствии с Конвенцией бы­ло создано Международное бюро мер и весов (МБМВ) — первая междуна­родная научно-исследовательская лаборатория, которая хранит и поддерживает международные эталоны: прототипы метра и кило­грамма, единицы ионизирующих излучений, электрического сопро­тивления и др. МБМВ расположено во Франции (г. Севр), его дея­тельностью руководитМеждународный комитет мер и весов (МКМВ). Главная практическая задача МБМВ — сличение нацио­нальных эталонов с международными эталонами различных единиц измерений. Научное направление этой организации — совершен­ствование метрической системы измерений, разработка новых эта­лонов, новых методов и средств наиболее точных измерений, коор­динация метрологических исследований в странах-членах.

Программы научной и практической деятельности МБМВ утвер­ждает Генеральная конференция мер и весов — высший международ­ный орган. Генеральная конференция собирается не реже одного раза в четыре года (первая состоялась в 1898 году). В промежутках между конференциями работой МОМВ руководит избираемый на конфе­ренции МКМВ.

Другие статьи

Об утверждении Положения о Сибирском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Приказ Росстандарта от 05.08.2010 N 2923 "Об утверждении Положения о Сибирском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии"

Документ по состоянию на август 2014 г.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", пунктом 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 3 июня 2009 г. N 476 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Сибирском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

2. Признать утратившим силу Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 мая 2007 г. N 1452 "Об утверждении Положения о Сибирском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии".

Руководитель
Федерального агентства
Г.И.ЭЛЬКИН

Утверждено
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 5 августа 2010 г. N 2923

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет основные задачи и полномочия Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта).

Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) является территориальным органом Росстандарта в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа.

Территориальный орган образуется приказом Росстандарта на определенной территории в соответствии со схемой размещения, численности и фонда оплаты труда территориальных органов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - схема размещения), утверждаемой приказом Минпромторга России.

Росстандарт осуществляет контроль за деятельностью СМТУ Росстандарта.

2. СМТУ Росстандарта осуществляет:

2.1. Государственный метрологический надзор.

2.2. Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

2.3. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий по изготовлению и ремонту средств измерений (до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации).

3. СМТУ Росстандарта в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, индивидуальными правовыми актами Росстандарта и настоящим Положением.

4. СМТУ Росстандарта является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, счета, открываемые в органах федерального казначейства, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и полным наименованием территориального органа, а также соответствующие бланки, печати и штампы.

Полное наименование: Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Краткое наименование: СМТУ Росстандарта.

Место расположения территориального органа:

630004, г. Новосибирск, ул. Революции, 36, а/я 172.

5. СМТУ Росстандарта осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Общее руководство деятельностью СМТУ Росстандарта осуществляет Управление территориальных органов и региональных программ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Организация деятельности СМТУ Росстандарта обеспечивается Служебным распорядком СМТУ Росстандарта, согласованным с руководством Росстандарта.

Для федеральных государственных гражданских служащих СМТУ Росстандарта устанавливается 5-дневная служебная неделя продолжительностью 40 часов. Еженедельный непрерывный отдых предоставляется в субботу и воскресенье.

Время начала и окончания службы в понедельник, вторник, среду и четверг устанавливается с 9 часов до 18 часов, в пятницу - с 9 часов до 16 часов 45 минут с ежедневным перерывом для отдыха и питания продолжительностью 45 минут.

6. СМТУ Росстандарта осуществляет свои полномочия и организацию деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, в пределах установленной численности и фонда оплаты труда и может иметь территориальные отделы (инспекции), расположенные вне места расположения территориального органа.

7. СМТУ Росстандарта имеет территориальные отделы (инспекции):

1) Отдел (инспекция) государственного надзора по Новосибирской области.

Адрес места расположения: 630004, г. Новосибирск, ул. Революции, 36;

2) Отдел (инспекция) государственного надзора по Республике Хакасия и Республике Тыва.

Адрес места расположения: 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленинского комсомола, 9а;

3) Отдел (инспекция) государственного надзора по Республике Бурятия.

Адрес места расположения: 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 72б;

4) Отдел (инспекция) государственного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.

Адрес места расположения: 656010, Алтайский край, г. Барнаул, ул. П. Сухова, 4а;

5) Отдел (инспекция) государственного надзора по Иркутской области.

Адрес места расположения: 664011, г. Иркутск, ул. Чехова, 8;

6) Отдел (инспекция) государственного надзора по Кемеровской области.

Адрес места расположения: 650021, г. Кемерово, ул. Дворцовая, 2;

7) Отдел (инспекция) государственного надзора по Красноярскому краю.

Адрес места расположения: 660093, г. Красноярск, ул. Вавилова, 1а;

8) Отдел (инспекция) государственного надзора по Омской области.

Адрес места расположения: 644116, г. Омск, ул. 24-я Северная, 117а;

9) Отдел (инспекция) государственного надзора по Томской области.

Адрес места расположения: 634012, г. Томск, ул. Косарева, 17а;

10) Отдел (инспекция) государственного надзора по Забайкальскому краю.

Адрес места расположения: 672027, г. Чита, ул. Кайдаловская, 8.

8. Положение о СМТУ Росстандарта, изменения и дополнения, вносимые в него в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утверждаются приказом Росстандарта.

II. Основные задачи и функции

9. Основными задачами СМТУ Росстандарта являются:

9.1. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

9.2. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов в области технического регулирования, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Росстандарта.

9.3. До вступления в силу соответствующих технических регламентов государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

9.4. Сбор и обработка информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов.

10. В соответствии с основными задачами СМТУ Росстандарта выполняет следующие функции:

10.1. Осуществляет государственный метрологический надзор за соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации.

10.2. Осуществляет государственный метрологический надзор за наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений.

10.3. Осуществляет государственный метрологический надзор за соблюдением обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения.

10.4. Осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов.

10.5. До вступления в силу соответствующих технических регламентов осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

10.6. Осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.

10.7. Применяет меры воздействия к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам за нарушение установленных требований.

10.8. Осуществляет совместно с подведомственными Росстандарту организациями сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов.

10.9. Обеспечивает рассмотрение жалоб и обращений юридических лиц и граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов.

10.10. Информирует заинтересованных лиц по вопросам, связанным с осуществлением государственного контроля и надзора в области обеспечения единства измерений, технического регулирования.

10.11. Представляет в Росстандарт предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения по направлениям своей деятельности.

10.12. Внедряет единые информационные технологии и единую автоматизированную систему обработки информации, обеспечивающие мониторинг и передачу информации по направлениям своей деятельности.

10.13. Анализирует и обобщает результаты государственного контроля и надзора, направляет сводную информацию в Росстандарт.

10.14. Подготавливает и представляет по запросу полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе информацию и иные материалы о деятельности СМТУ Росстандарта.

10.15. Обеспечивает в пределах своих полномочий защиту сведений, составляющих государственную и служебную тайну, а также сведений конфиденциального характера.

10.16. Обеспечивает мобилизационную подготовку СМТУ Росстандарта.

10.17. Осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в СМТУ Росстандарта.

10.18. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности СМТУ Росстандарта.

10.19. Осуществляет функции получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание СМТУ Росстандарта и реализацию возложенных на него функций.

10.20. Осуществляет по поручению Росстандарта иные функции, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

III. Полномочия территориального органа

11. СМТУ Росстандарта на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, осуществляет следующие полномочия:

11.1. Создает комиссии (группы) для проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе проверок соискателей лицензий и лицензиатов, по соблюдению ими лицензионных требований и условий.

11.2. Осуществляет мероприятия по государственному метрологическому надзору, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов.

Выдает обязательные к исполнению предписания и устанавливает сроки устранения нарушений установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований.

11.2.1. Мероприятия по государственному контролю и надзору за соблюдением требований технических регламентов СМТУ Росстандарта осуществляет на основании положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в том числе:

направляет информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации;

выдает предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информирует об этом Росстандарт;

выдает предписания о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда и осуществляет контроль за ее выполнением;

выдает предписания о приостановке реализации продукции, не соответствующей требованиям.

11.2.2. Мероприятия по государственному метрологическому надзору СМТУ Росстандарта осуществляет на основании положений Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", в том числе:

выдает предписания о запрете выпуска из производства, ввоза на территорию Российской Федерации и продажи предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям;

выдает предписания о запрете применения стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям, а также неповеренных средств измерений при выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

наносит на средства измерений знак непригодности в случаях, когда средство измерений не соответствует обязательным требованиям;

направляет материалы о нарушениях требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений в судебные и следственные органы, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий аккредитацию в области обеспечения единства измерений.

11.3. Дает обязательные для исполнения предписания и принимает мотивированные решения, предусмотренные административным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.

11.4. Осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, в том числе возбуждает дела об административных правонарушениях и проводит административные расследования, применяет меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях, налагает штрафы за административные правонарушения.

11.5. Запрашивает и получает от юридических лиц (их руководителей), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (их должностных лиц), индивидуальных предпринимателей Сибирского федерального округа документы и информацию, необходимые для осуществления своих полномочий.

11.6. Заказывает проведение необходимых исследований, испытаний, освидетельствований, экспертиз, измерений, заключений, анализов и оценок за счет средств федерального бюджета.

11.7. Привлекает для проработки вопросов научные и иные организации, ученых и специалистов в пределах выделенных из федерального бюджета средств.

11.8. Дает разъяснения государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам по вопросам, связанным с осуществлением государственного контроля и надзора в области обеспечения единства измерений, технического регулирования.

11.9. Организовывает профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников территориального органа за счет средств федерального бюджета.

Повышение квалификации работников осуществляются не реже одного раза в три года.

11.10. Направляет в судебные инстанции, органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях.

11.11. Пользуется базами данных, входящими в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений Росстандарта.

11.12. Обращается в судебные инстанции, органы прокуратуры Российской Федерации и иные государственные органы, а также принимает участие в рассмотрении дел в суде.

11.13. Направляет материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, обеспечения единства измерений в органы, выдавшие лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса об ее приостановлении или аннулировании.

11.14. Представляет на территории Сибирского федерального округа Росстандарт в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в органах местного самоуправления.

11.15. В случае если при проведении мероприятия по контролю установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, доводит до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принимает меры к недопущению причинения вреда.

11.16. При проведении лицензионного контроля имеет право получать сведения из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, соответствующую информацию от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

12. Руководитель Росстандарта вправе приостановить действия и отменить решения СМТУ Росстандарта.

13. Должностные лица (государственные инспекторы) СМТУ Росстандарта вправе посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях осуществления государственного метрологического надзора, а также при осуществлении мероприятий по государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" во время исполнения служебных обязанностей.

IV. Управление территориальным органом

14. СМТУ Росстандарта возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Министром промышленности и торговли Российской Федерации по представлению Руководителя Росстандарта.

Руководитель СМТУ Росстандарта имеет заместителей, количество которых устанавливается Руководителем Росстандарта по предложению руководителя СМТУ Росстандарта с учетом численности, фонда оплаты труда и служебной необходимости.

Руководитель СМТУ Росстандарта обязан выполнять в установленные сроки задания Управления территориальных органов и региональных программ Росстандарта, доведенные до него начальником (заместителем начальника) Управления, в соответствии с указанными в них требованиями, включая в случае необходимости требование выполнения задания в течение одного служебного дня.

Исполнение поручений Руководителя Росстандарта осуществляется СМТУ Росстандарта в порядке, аналогичном порядку исполнения поручений Росстандарта.

Информация об исполнении поручения направляется в Росстандарт руководителем СМТУ Росстандарта.

Материалы проверки деятельности СМТУ Росстандарта компетентными органами после их поступления в СМТУ Росстандарта незамедлительно направляются в Росстандарт.

Контроль за исполнением поручений осуществляется Росстандартом.

Поступившие в Росстандарт обращения по вопросам, относящимся к компетенции СМТУ Росстандарта, Управление территориальных органов и региональных программ Росстандарта направляет в СМТУ Росстандарта для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в Росстандарте.

Ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) СМТУ Росстандарта в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Росстандарте.

При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем СМТУ Росстандарта, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Управление территориальных органов и региональных программ Росстандарта может запрашивать для информации копии ответов СМТУ Росстандарта заявителям.

В СМТУ Росстандарта рассматриваются и в соответствии с полномочиями принимаются решения по поступившим непосредственно в территориальный орган обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, а также граждан.

В случае если у СМТУ Росстандарта недостаточно полномочий или информации для ответа на поставленные в обращении вопросы, руководитель СМТУ Росстандарта направляет его на рассмотрение в Росстандарт с указанием срока регистрации обращения в территориальном органе.

Ответ заявителю направляется Руководителем (заместителем Руководителя) Росстандарта или начальниками управлений Росстандарта в течение 30 дней с даты регистрации обращения в территориальном органе.

При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен заместителем Руководителя Росстандарта, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

15. Руководитель СМТУ Росстандарта несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган основных задач и функций, исполнение поручений Росстандарта, соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, индивидуальных правовых актов Росстандарта, а также соблюдение им и федеральными государственными гражданскими служащими СМТУ Росстандарта настоящего Положения и Служебного распорядка СМТУ Росстандарта.

16. Руководитель СМТУ Росстандарта осуществляет следующие полномочия:

16.1. Общее руководство деятельностью территориального органа на принципе единоначалия в соответствии с действующим законодательством, Положением о СМТУ Росстандарта, Типовым положением и заключенным с ним служебным контрактом.

16.2. Организует работу и осуществляет непосредственное руководство СМТУ Росстандарта.

16.3. Утверждает положения о структурных подразделениях СМТУ Росстандарта.

16.4. Выдает обязательные для исполнения субъектами хозяйственной деятельности и индивидуальными предпринимателями предписания, составляет протоколы и налагает административные взыскания.

16.5. Отменяет решения, принятые по результатам государственного контроля и надзора должностными лицами СМТУ Росстандарта на территории Сибирского федерального округа, установленной схемой размещения.

16.6. Действует от имени СМТУ Росстандарта без доверенности, представляет его во всех органах государственной власти, организациях и общественных объединениях.

16.7. Разрабатывает структуру и штатное расписание СМТУ Росстандарта, Служебный распорядок СМТУ Росстандарта и утверждает их по согласованию с руководством Росстандарта.

16.8. Назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей по согласованию с Росстандартом в соответствии с действующим законодательством.

Согласование с Росстандартом кандидатуры на замещение должности заместителя руководителя СМТУ Росстандарта проводится:

при заключении срочного служебного контракта (без проведения конкурса);

на первом этапе проведения конкурса до принятия решения о проведении второго этапа конкурса;

при назначении на указанную должность гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Для проведения согласования СМТУ Росстандарта направляет в Росстандарт копию трудовой книжки, копии документов о профессиональном образовании, о дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, о присвоении ученой степени, ученого звания претендентов, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы).

Руководитель СМТУ Росстандарта при освобождении своих заместителей от должности по собственному желанию направляет в Росстандарт уведомление.

16.9. Заключает служебные контракты с работниками СМТУ Росстандарта и утверждает их должностные регламенты.

Утверждает состав Конкурсной комиссии, разрабатывает и утверждает Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в СМТУ Росстандарта.

Конкурсы проводятся Конкурсной комиссией, действующей на постоянной основе и утверждаемой руководителем СМТУ Росстандарта.

16.10. Осуществляет прием на работу и увольнение работников СМТУ Росстандарта, организует проведение аттестации и квалификационного экзамена работников в установленном порядке, принимает решения о поощрении работников, применении дисциплинарных взысканий в соответствии с действующим законодательством.

16.11. Распределяет обязанности между своими заместителями.

16.12. Представляет Руководителю Росстандарта:

16.12.1. Предложения для назначения на должность и освобождения от должности заместителей руководителя в соответствии с п. 16.8 настоящего Положения.

16.12.2. Предложения по структуре и штатному расписанию, фонду оплаты труда работников СМТУ Росстандарта.

16.12.3. Предложения о создании структурных подразделений центрального аппарата или обособленных отделов (инспекций) СМТУ Росстандарта.

16.12.4. Представления о присвоении почетных званий, награждении государственными и ведомственными наградами работников СМТУ Росстандарта.

16.12.5. Ежегодный план и основные показатели деятельности СМТУ Росстандарта, а также отчет об их исполнении.

16.13. Издает приказы и иные документы в пределах своей компетенции, дает указания, обязательные для работников СМТУ Росстандарта, организует проверку их исполнения.

16.14. В установленный Росстандартом срок представляет в Росстандарт предложения с обоснованиями по кодам операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации, касающиеся деятельности СМТУ Росстандарта, для формирования бюджетной росписи Росстандарта.

16.15. Расходует бюджетные ассигнования, выделяемые СМТУ Росстандарта в соответствии с бюджетной росписью.

16.16. Вносит в установленном порядке на утверждение руководству Росстандарта бюджетную смету СМТУ Росстандарта и предложения по использованию финансовых и материально-технических ресурсов, осуществляет контроль за их исполнением, несет ответственность за эффективное целевое использование бюджетных средств.

16.17. Заключает договоры и соглашения, подписывает государственные контракты по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, открывает в учреждениях федерального казначейства лицевые счета СМТУ Росстандарта.

16.18. Утверждает планы развития СМТУ Росстандарта.

16.19. Представляет в Росстандарт бюджетную отчетность в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами.

16.20. Организует работу и проводит мероприятия по обеспечению защиты государственной тайны и служебной тайны.

16.21. Проводит мероприятия по обеспечению охраны труда и техники безопасности работников СМТУ Росстандарта.

16.22. Организует работу по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, а также защите СМТУ Росстандарта и его работников в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

16.23. Организует работу по совершенствованию деятельности, направленной на противодействие коррупции, и осуществляет контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами по противодействию коррупции.

16.24. Осуществляет другие полномочия, делегируемые ему Росстандартом в соответствии с действующим законодательством.

17. Направление руководителя СМТУ Росстандарта в служебные командировки осуществляется по решению Руководителя Росстандарта на основании приказа о командировании. Решение Руководителя Росстандарта принимается в соответствии со служебной необходимостью или письменной просьбой руководителя СМТУ Росстандарта с указанием цели и срока командирования, а также информации о должностном лице, замещающем его на время командирования.

Срок служебной командировки руководителя СМТУ Росстандарта определяется Руководителем Росстандарта или курирующим заместителем Руководителя Росстандарта в соответствии с распределением обязанностей с учетом объема, сложности и других особенностей служебного задания.

Командирование руководителя СМТУ Росстандарта в Росстандарт осуществляется по письменному вызову Руководителя Росстандарта или по согласованию с ним, при этом срок служебной командировки не должен превышать пять дней, не считая времени нахождения в пути. Продление срока служебной командировки допускается в исключительных случаях, но не более чем на пять дней Руководителем Росстандарта или курирующим заместителем Руководителя Росстандарта в соответствии с распределением обязанностей.

18. Руководитель СМТУ Росстандарта освобождается от замещаемой должности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, в том числе с истечением срока действия срочного служебного контракта.

19. Руководитель СМТУ Росстандарта за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей несет ответственность.

Руководитель СМТУ Росстандарта несет ответственность за непринятие мер по устранению причин коррупции.

20. Должностные лица СМТУ Росстандарта в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность.

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц СМТУ Росстандарта, руководитель СМТУ Росстандарта в течение десяти дней со дня принятия такого решения обязан сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

20.1. Государственные служащие СМТУ Росстандарта обязаны уведомить руководителя СМТУ Росстандарта, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Невыполнение государственным служащим данной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы.

Должностные лица и государственные служащие СМТУ Росстандарта за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность, а также по решению суда могут быть лишены права занимать определенные должности государственной службы.

20.2. Должностные лица и государственные служащие СМТУ Росстандарта, замещающие должности государственной службы, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять руководителю СМТУ Росстандарта сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

20.3. Информационное обеспечение деятельности СМТУ Росстандарта.

20.3.1. СМТУ Росстандарта обеспечивает доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности, за исключением информации ограниченного доступа.

20.3.2. СМТУ Росстандарта создает официальные сайты в сети Интернет, размещает информацию о своей деятельности в иных информационно-телекоммуникационных сетях. Размещение информации о своей деятельности в сети Интернет осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами.

20.3.3. Руководитель СМТУ Росстандарта определяет уполномоченное структурное подразделение, на которое возлагаются обязанности по обеспечению взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам представления и распространения информации о деятельности СМТУ Росстандарта.

20.3.4. Руководители структурных подразделений СМТУ Росстандарта несут ответственность за своевременное предоставление в уполномоченное структурное подразделение СМТУ Росстандарта информации по вопросам своего ведения и ее достоверность.

20.3.5. В СМТУ Росстандарта подлежат обязательному рассмотрению запросы информации о его деятельности, поступающие в письменной форме, форме электронных сообщений или устной форме во время приема, а также по телефонам справочных служб. Запрос подлежит рассмотрению в 30-дневный срок со дня его регистрации.

20.3.6. СМТУ Росстандарта не рассматривает анонимные запросы, в которых не указаны фамилия, имя и отчество физического лица, направившего запрос, либо наименование организации (юридического лица) или общественного объединения.

20.3.7. СМТУ Росстандарта не предоставляет информацию о своей деятельности, если:

- содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию;

- в запросе не указаны почтовый адрес, адрес электронной почты или факса для направления ответа на запрос;

- запрашиваемая информация не относится к деятельности территориального органа;

- запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

- запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

- в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, проведении анализа деятельности СМТУ Росстандарта или иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав пользователя информацией.

СМТУ Росстандарта не предоставляет информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена в сети Интернет. В этом случае в ответе на запрос указывает наименование, дату выхода и номер средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронный адрес официального сайта СМТУ Росстандарта либо электронный адрес иного сайта, на котором размещена запрашиваемая информация, или последовательность действий, которые должен совершить пользователь информацией на указанных сайтах для получения запрашиваемой информации с указанием даты ее размещения.

21. На деятельность руководителя СМТУ Росстандарта и других работников территориального органа, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, распространяются ограничения, устанавливаемые законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации.

22. Работники СМТУ Росстандарта проходят аттестацию на соответствие замещаемой должности в соответствии с действующим законодательством и в установленном Росстандартом порядке.

23. СМТУ Росстандарта осуществляет ведение бюджетного учета, составляет и представляет бюджетную и иную отчетность в Росстандарт в установленные им сроки, а также отчетность в другие организации в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами.

24. Работники СМТУ Росстандарта имеют удостоверение установленного Росстандартом образца.

V. Финансирование и отчетность

25. Финансовое обеспечение содержания СМТУ Росстандарта и реализации возложенных на него функций осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств и бюджетной сметой, утверждаемой Росстандартом.

26. СМТУ Росстандарта осуществляет анализ своей финансово-хозяйственной деятельности.

27. Контроль финансово-хозяйственной деятельности СМТУ Росстандарта осуществляет Росстандарт.

VI. Реорганизация, ликвидация территориального органа

28. Реорганизация и ликвидация СМТУ Росстандарта осуществляется Росстандартом в соответствии со схемой размещения после внесения в нее изменений.

29. Распоряжение имуществом ликвидируемого СМТУ Росстандарта после расчетов с соответствующими бюджетами и выплаты других обязательных платежей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

30. При ликвидации СМТУ Росстандарта все дела общего и секретного делопроизводства, независимо от сроков хранения, вместе с учетными документами и иными материалами передаются в Росстандарт.

Календарь