Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Карта Психологического Обследования Ребенка img-1

Образец Карта Психологического Обследования Ребенка

Рейтинг: 5.0/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Сборник для начинающего психолога

/ Сборник для начинающего психолога.doc

анализ научной и практической литературы для подбора инструментария;

разработки развивающих и коррекционных программ;

участие в научно-практических семинарах, конференциях;

посещение совещаний и методических объединений, оформление кабинета и т.д.

Протокол психодиагностического обследования.

Протокол – форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия педагога-психолога с ребенком или взрослым. Чаще всего протокол оформляется в форме таблицы либо свободного описания психологических процедур. Обязательна фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.

Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются по окончанию процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога.

Иногда целесообразно использовать диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность, что помогает сфокусировать внимание на других важных показателях (например, личностно-эмоциональные проявления, смена ролевых позиций и т.д.)

Ниже представлен один из вариантов оформления протокола психолого-педагогического обследования.

Протокол психолого-педагогического обследования дошкольника

Возраст (год рождения)_______________________________________________

Образовательное учреждение ____________________ Группа _______________

Легко ли вступает в контакт при обследовании____________________________

Представление ребенка о себе и ближайшем окружении____________________

Характеристика интеллектуальной деятельности

Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении)_________________________________________

Выделение в предмете существенных деталей, частей_____________________

Умение дорисовать предмет____________________________________________

а) соотносит ли цвет__________________________________________________

б) различает ли цвета __________________________________________________

в) различает и знает ли названия цветов__________________________________

а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры_________________

б) узнает формы в рисунке, в предмете___________________________________

а) различает правую и левую стороны на своем теле, на теле другого человека_________________________________________________________

б) может сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)__________________________________________________________

в) ориентируется в пространстве________________________________________

г) понимание предлогов (простых, сложных)______________________________

Восприятие времени (части суток, времени года)__________________________

Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики

Умение зрительно планировать – выполнение задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке»)__________________________________________________

Быстрота запоминания, точность воспроизведения_________________________

Заучивание короткого стихотворения____________________________________

Невербальная классификация геометрических фигур: понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма)________________________________________________

Способность к обобщению (по картинке)_________________________________

Подбор обобщающего слова ___________________________________________

Классификация обобщающих понятий (посуда, одежда)____________________

Исключение лишнего предмета (4-й лишний)_____________________________

Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом___________________

Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок__________________

Может ли объяснить смысл загадки _____________________________________

Устанавливает ли причинно-следственные связи___________________________

Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)____________

Объем пассивного и активного словаря (по предметным и сюжетным картинкам)________________________________________________________

Особенности фразовой речи___________________________________________

а) составит рассказ по малосюжетной картинке___________________________

б) составит рассказ по серии картинок___________________________________

в) пересказ короткого текста____________________________________________

Развитие элементарных математических представлений

Пересчет предметов ________________________________________________

Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев__________

Выделение предметов из множества (1-5) по слову, образцу, показу__________

Сравнение множеств (больше, меньше, равно)____________________________

Счетные операции (счет вслух, счет «про себя», без конкретного материала)________________________________________________________

Решение простых задач (6 лет) __________________________________________

Придумывание простых задач (6 лет)____________________________________

Умение строить по образцу__________________________________________

Умение строить самостоятельно_________________________________________

Умение строить по графическому рисунку________________________________

Умение зарисовывать, обыгрывать постройку_____________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы

Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования___________________

а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса______________________

б) целенаправленность деятельности ____________________________________

в) наличие самоконтроля в деятельности_________________________________

(нуждается ли в помощи, какой)

Критичность в оценке своей деятельности_______________________________

Понимание эмоционального смысла картинок, текстов_____________________

Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения__________________

Контактность в общении со взрослыми, детьми____________________________

Заключение по результатам обследования ________________________________

Рекомендации по результатам исследования _____________________________

Психологическая характеристика и психологическое заключение.

Психологическая характеристика позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы детей в целом. Она свободна по форме. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, то есть особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр.

Примерная схема изучения и составления психологической характеристики.

Общие сведения о ребенке: возраст, класс (группа), ОУ, состояние здоровья,

Условия семейного воспитания: состав семьи; профессии, возраст, краткая характеристика родителей и других членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), взаимоотношения в семье, согласованность действий взрослых по воспитанию ребенка.

Учебная деятельность: готовность к школьному обучению (для дошкольников); мотивы учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); активность, любознательность, прилежание; наличие «школьной тревожности».

Игровая деятельность: преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми.

Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения); мотивы, отношение к труду; активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; роли и функции в совместной трудовой деятельности.

Общение: потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола.

Ребенок как член классного коллектива: краткая характеристика класса (количество детей к классе (группе), соотношение мальчиков и девочек, формальная и неформальная структуры группы, психологический климат, межличностные отношения, степень сформированности в классе коллектива).

Особенности познавательных процессов.

Внимание: виды, свойства, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрастным особенностям.

Восприятие: целостность, скорость и точность, осмысленность; восприятие времени и пространства, восприятие человека; наблюдательность.

Память: уровень развития различных видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности, склонность к зубрежке, влияние на успеваемость.

Мышление: уровень развития видов и операций; самостоятельность, гибкость, активность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость.

Речь: фонематические, лексические, грамматические, стилистические особенности; содержательность и понятность; логичность, богатство словарного запаса, наличие речевых «штампов»; выразительность, эмоциональность; половые особенности; уровень развития устной и письменной речи.

Воображение: воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, конвергентность, гибкость, беглость, самостоятельность, обобщенность, эмоциональность; уровень развития креативности личности.

Структура личности учащегося.

Направленность: доминирующие мотивы и цели деятельности, тип направленности (общественная, личная, деловая); интересы (преобладающие интересы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности; профессиональные и личностные интересы); мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности). Элементы формирующегося мировоззрения.

Характер: описание черт характера по типам отношений (к себе, другим людям, деятельности, вещам), качеств характера, тип акцентуации.

Самосознание и система управления: Я-концепция, самооценка (уровень, адекватность, устойчивость, ориентация, дифференцированность).

Уровень притязаний: высота, адекватность, устойчивость, ведущая тенденция.

Способности: общие, специальные, одаренность; как и в каких формах развиваются.

Темперамент: тип нервной системы, психологическая характеристика (сензитивность, реактивность и активность и их соотношения, экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, типы реакций), проявления в поведении и общении.

Чувства и эмоции: преобладающие; эмоциональная возбудимость и нестабильность; склонность к аффектам в ситуациях успеха и неуспеха; отношение к педагогическим воздействиям; доминирующие эмоции в межличностных контактах; склонность к психическим состояниям тревожности, агрессивности; фрустрационная толерантность.

Воля: уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек.

Общие выводы и рекомендации: общий уровень психического развития ребенка, соответствие возрастным особенностям.

Психологические заключения являются основной рабочей документацией педагога-психолога.

Заключения по видам работы могут быть:

психодиагностике – индивидуальной или групповой;

по развивающей или коррекционной работе (лист коррекционной работы) – индивидуальной или групповой;

В настоящее время у педагогов-психологов наблюдается дифференциация психологических заключений, как по форме, так и по содержанию. Это связано с различными психодиагностическими технологиями, находящимися в компетентности педагогов-психологов. Структура психологического заключения по психодиагностике должна включать следующие блоки:

общая характеристика возрастного развития на основе особенностей психофизического характера, адаптационного и двигательного комплексов, специфики поведения;

познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции;

личностно-эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер;

коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности;

детская (учебная) компетентность на основе содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности.

Далее идут блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:

Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования

Объект исследования (ФИО ребенка, возраст )_____________________________

Сроки проведения исследования_______________________________________

Внешний вид и поведение в ситуации обследования _______________________

Темп работы и работоспособность ______________________________________

Перечень методик, используемых в исследовании (название, автор, источник)

Результаты исследования (можно оформить в виде таблички):

Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам ___________________________________

Рекомендации по результатам исследования _____________________________

Лист коррекционных занятий педагога-психолога.

Лист коррекционных занятий представляет собой развернутую картину психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и способов ее реализации.

В коррекционном листе отражаются:

исходные данные (Ф.И.О. возраст ребенка или код ребенка);

исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка). Дифференцируется на основании психологического заключения;

тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции);

средства коррекционных воздействий (изобразительные, игровые и т.д.);

сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на этапы (количество занятий в цикле);

рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий. В листе коррекционных занятий фиксируется также динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе резюме к каждому занятию цикла. В заключении дается выпускающая характеристика с общими рекомендациями.

Форма оформления листа коррекционных занятий.

Фамилия, Имя ______________________________ Возраст ________________

Класс\группа _______________________ Дата начала занятий ______________

Специалист по коррекционной работе ___________________________________

План коррекционной работы ________________________________________

(по мере необходимости план уточняется)

Взят на индивидуальные / групповые занятия ____ - раз в неделю

Выводы по полученным результатам.

Рекомендации учащимся, педагогам, родителям, психологу по коррекции или развитию неблагоприятных вариантов, выявленных в ходе исследования.

Диагност, дата составления справки (заключения).

Психолого-педагогическая карта развития.

Психолого-педагогическая карта развития ребенка входит в перечень специальной документации педагога-пси холога.

В карту развития включаются основные анкетные дан ные, сведения о родителях и других членах семьи, а так же о социально-бытовых условиях проживания ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка – все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций.

Существует практика совместного оформления этого документа с медицинским специалистом ОУ. Это объясняется необходимостью анализа информации о пренатенальном и постнатальном развитии, то есть особенностях протекания беременности и родов, а также возможных осложнениях. Кроме того, используются анамнез (описание хода) хронических и острых заболеваний в период раннего детства (младенчества), сведения о травмах и операциях, перенесенных ребенком, резюме осмотров специалистов. Данная информация не является психологической, но способствует определению причин отклонений в развитии ребенка. Точнее, исключает причины органического и функционального свойств.

Фиксируются также особенности нервно-психического развития в раннем возрасте: когда ребенок начал держать головку, сидеть, ходить, говорить; как шло развитие пассивной и активно речи; какими были первые двигательные и эмоциональные реакции.

Кроме того, в карту развития входят особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка в ОУ и характеристики его взаимодействий со сверстниками.

Что касается оформления данного документа, то он может быть представлен либо в форме таблицы, либо свободного описания по вышеперечисленным параметрам физического, нервно-психического и социального развития на разных возрастных этапах ребенка.

Другие статьи

Материал по теме: Образцы документации педагога-психолога

Материал по теме:
Образцы документации педагога-психолога
Предварительный просмотр:

Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе

Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности составлены по рабочим материалам Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», 6-7 июня 2002г. Москва; инструктивному письму Минобразования РФ № 3 от 01.03.1999г. и приложений к нему.

В основу всей документации заложены следующие принципы.

Документация педагога-психолога должна:

  1. основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ;
  2. охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;
  3. отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения;
  4. быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности;
  5. отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;
  6. ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье;
  7. обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с «условно-нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии;
  8. быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.

Виды документации, обеспечивающей и

регламентирующей деятельность педагога – психолога

Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальная документация; организационно-методическая документация.

Законодательно-правовые акты и нормативные документы

Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.

В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.
  1. Конституция РФ;
  2. Закон РФ «Об образовании»;
  3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
  4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
  5. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  6. Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
  7. Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»;
  8. Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;
  9. Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
  10. Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
  11. Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
  12. Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
  13. Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».
  14. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
  15. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
  16. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;
  17. Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;
  18. Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»;
  19. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г. г. Москва);
  20. Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
  1. Закон «О защите прав ребенка в Новосибирской области»;
  2. Положение о службе практической психологи образования Новосибирской области;
  3. Положение о Центре службы практической психологии образования Новосибирской области;
  4. Статус практического психолога образования Новосибирской области;
  5. Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;
  6. Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.

Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:

  1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
  2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
  3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
  4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.
  5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.
  6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

В организационно-методическую документацию входят:

  1. Хронометраж рабочего времени практического психолога.
  2. График работы.
  3. Годовой план работы
  4. Дифференцированный план работы на месяц.
  5. Бланки психологических запросов.
  6. Журналы учета видов работы:

- развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);

- развивающая и коррекционная работа (групповая);

  1. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
  2. Альбом диагностических методик.
  3. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.
  4. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
  5. Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.

Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность

педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:

  1. План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная).
  1. План работы на месяц (Форма № 2, обязательная), рабочую неделю (Форма № 2 А)
  2. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)
  3. Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные):
  1. Диагностика (А);
  2. Консультирование (Б);
  3. Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В);
  4. Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г);
  5. Просветительская работа (Д);
  6. Организационно-методическая работа (Е);
  7. Экспертная работа (Ж).
  1. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная).

Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная).

  1. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная).
  2. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО).
  3. Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная).
  4. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная).
  5. Требования к авторским программам (Форма № 10).
  6. Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.
  7. Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований.
  8. Сводные таблицы по скринингу.
  9. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.
  10. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.
  11. Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12).
  12. Запрос в районную детскую поликлинику.
  13. Выписка из медицинской карты (Форма № 13).
  14. Форма регистрации применяемых диагностических методик (Форма № 14).
  15. Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15).
  16. Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Формы № 16 - 21).
  17. Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми (Форма № 22).

Форма № 1 (обязательная)

Перспективное (годовое) планирование.

План работы педагога-психолога на учебный год

Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).

  1. Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования.
  2. При составлении плана необходимо учитывать приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Министерства образования России.
  3. При планировании мероприятий необходимо учитывать количество общего рабочего времени педагога-психолога в год и неделю, нормы расхода времени на каждый вид деятельности, согласно инструктивному письму от 24.12.2001г. № 29/1886-6 и приказу МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений».
  4. Годовой план работы педагога-психолога согласовывается с районным методистом-психологом и утверждается руководителем образовательного учреждения.
  5. Схема оформления годового плана представляется с распределением основных мероприятий по видам деятельности.
  6. Просветительская работа включает в себя проведение лекций, семинаров, выступления на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.
  7. К экспертной работе относится участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.
  8. Проектная деятельность включает в себя проектирование образовательной программы совместно педагогом - психологом и учителями на основе возрастно-нормативной модели развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития.
  9. К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:

- анализ и планирование деятельности;

- курсы повышения квалификации;

- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария,

разработки развивающих и коррекционных программ;

- участие в научно-практических семинарах, конференциях;

- посещение совещаний и методических объединений;

- оформление кабинета и др.

Перспективный план работы

_______________педагога-психолога _________на ______________учебный год

Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели)

  1. Циклограмма работы представляет собой недельный режим работы психолога с указанием видов деятельности на 36 часов
  2. Согласно приказу Министерства образования РФ «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю. из них:

- выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

- подготовка к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработка, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также повышение квалификации оставшиеся время. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимоотношений:

  1. Групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник.
  2. Все диагностические процедуры целесообразно организовывать с утра.
  3. Индивидуальное и групповое консультирование родителей желательно сдвинуть на более позднее время.

Циклограмма работы педагога-психолога дошкольного учреждения

Психодиагностика (индивидуальная, групповая)

Консультирование педагогов, воспитателей. Психологическое просвещение

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)

Подготовка к занятиям

Коррекционно-развивающие занятия (групповые)

Консультирование родителей (индивидуальное)

Коррекционно-развивающие занятия (групповые)

Консультирование родителей (индивидуальное)

Подготовка к занятиям

организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.)

Формы № 4 А-Ж (обязательные)

Журналы учета видов работы

Рекомендации по оформлению журналов учета видов работы

  1. Журналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые психологом в течение года
  2. Наличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные
  3. Журналы являются документом, на основе которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога
  4. Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа.
  5. Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности
  6. Запись работы рекомендуется оформлять в соответствии с предлагаемыми ниже формами

Если диагностика производится групповым способом, то во второй графе журнала указывается категория группы (например, 6-й «Б» класс) и прилагается список диагностируемых.

Формы № 5 А-Б (обязательные)

Рекомендации по оформлению аналитического отчета и статистической справки

педагога-психолога образовательного учреждения

  1. В аналитическом годовом отчете отражаются все виды деятельности педагога-психолога в соответствии с годовым планом работы и журналом учета .
  2. Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности.
  3. Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года.
  4. Учитывая новые инструментально-методические средства, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период, прописываются перспективы дальнейшей работы.
  5. При написании отчета педагог-психолог обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфидициальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик (возрастной контекст анализа и др.)
  6. В качестве промежуточной и итоговой отчетности необходимо составлять статистическую справку

Форма № 5 А (обязательная)

В целом проведено за _________________________________(период)

Форма № 5 Б (обязательная)

Аналитический отчет о работе

____________________________педагога-психолога ОУ №________ за _____________ уч. год

1. Информационная справка об учреждении образования: количество детей в ОУ; количество классов (групп); указать цель ОУ и задачи по ступеням образовательного процесса.

2. Информационная справка о психологической службе образовательного учреждения:

- когда организована служба (или с какого года работает педагог-психолог);

- стаж работы психолога общий и в данном ОУ;

- цель и задачи деятельности психолога или психологической службы (должны соотноситься с целями и задачами ОУ);

- параллели или группы, которые сопровождает педагог-психолог.

3. Анализ выполнения поставленных на год задач деятельности педагога-психолога (психологической службы) по направлениям деятельности с указанием результатов деятельности, возникших затруднений, проблем (с выходом на задачи следующего года).

Примечание: психодиагностическая деятельность анализируется по следующей схеме:

> Цель, объект, предмет исследования

> Выбор психодиагностических методик

> Представление результатов исследования

> Анализ полученных данных

> Выводы и рекомендации

4. Анализ работы педагога-психолога по запросам субъектов образовательного процесса с указанием причин запроса, результатами деятельности, возникшими проблемами, рекомендациями.

5. Сводные таблицы по направлениям деятельности или статистическая справка за уч. год

Обобщенный анализ результатов деятельности по направлениям

( числа - количественный анализ, тематика -содержательная часть, что проведено)

6. Выявленные проблемы из п. 3, 4, 5. Реальные и идеальные пути решения.

7. Задачи на следующий ученый год и примерный план на следующий учебный год.

Формы № 6 А-Г (обязательные)

по результатам проведенного психодиагностического исследования

Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть, отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики ребенка, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ.

по результатам проведенного психодиагностического исследования

Сроки проведения исследования_______________________________________________________

Объект исследования ( ФИО ребенка, класс, группа )_______________________________________

План исследования, рабочая гипотеза __________________________________________________

Внешний вид и поведение в ситуации обследования _____________________________________

Темп работы и работоспособность_____________________________________________________

Примененные методики (автор, название) _______________________________________________

Оценочные шкалы, значимые в данном исследовании___________________________________

Обобщенная интерпретация данных. аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации по результатам исследования______________________________________________________

Результаты тестирования класса, группы

Результаты тестирования ________________(класс)

Результаты выполнения диагностического задания

Ф.И. О. ребенка ________________________________________________________________________________

  1. Общая характеристика возрастного развития

1. Физическое развитие_________________________________________________________

2. Внешний вид _______________________________________________________________

3. Крупная моторика___________________________________________________________

4. Мелкая моторика____________________________________________________________

5. Темп жизнедеятельности_____________________________________________________

6. *Организация деятельности___________________________________________________

8. Реакция на обследование_____________________________________________________

После проведения психологического обследования составляется обобщенное заключение. Подобное психологическое заключение может быть написано по предлагаемой ниже схеме.

1.Основные паспортные данные ребенка.

2.Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, которые сопровождали ребенка на консультацию.

3.Наиболее важные анамнестические данные.

4.Описание внешности и поведения ребенка в процессе обследования (аффективное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию).

5.Сформированность регуляторных функций.

6.Общая оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования.

7.Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, высших психических функций.

8.Характеристики эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений.

II. Специальная часть

2.Вероятностный прогноз развития.

3.Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Следует отметить, что общий раздел заключения ориентирован не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения) — всех тех, кто имеет непосредственный контакт с ребенком.

Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка.

Форма № 7 ( обязательная )

Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка

ДИАГНОЗ:___________________________________________________________________ КЛАСС (ГРУППА):___________________________________________________________

ОУ ПОСЕЩАЕТ С____________________________________________________________

I. Особенности познавательной сферы

II. Работоспособность на занятиях

Включение в работу_______________________________________________ __________________ _

Темп выполнения заданий___________________________________________ __________________

_________________________________________________________________ ___________________ _

Качество работы_________________________________________________ __________________ _
__________________________________________________________________ ___________________

Продуктивность________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________ _

Утомление наступает___________________________ __________ _____ _________ _____________
__________________________________________________________ ___________________ ________

III. Особенности эмоционально-волевой сферы

Общий эмоциональный фон_________________________________________ _____________ ______

__________________________________________________________________ _____________ ______

Какие эмоции превалируют_________________________________________ _____________ ______

__________________________________________________________________ _____________ ______

Заинтересованность ребенка в выполнении заданий__________________ _____________ ______ _

____________________________________________________________ _____________ ____________

Реакция на успех или неудачу_____________________________________ _____________ ______ __

_____________________________________________________________ _____________ ______ _____

Адекватность реакций_________________________________________ _____________ ______ ____

Возбудимость_________________________________________________ _____________ ______ ____

________________________________________________________________ _____________ ______ __

Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма________________

___________________________________________________ ________________ ________ __________

Возможность адекватной оценки своих результатов__________________ _____________ _____

____________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ _____________ ____

Способность к волевому усилию___________________________________ _____________ ______ __

________________________________________________________________ _____________ ________

_________________________________________________________________ _____________ _______

IV. Личностно-характерологические особенности

Самооценка_________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ _____________ ____

Поведение среди сверстников_______________________________________ _____________ ______

__________________________________________________________________ _____________ ______

Отношение с воспитателями или педагогами_________________________ _____________ _____

__________________________________________________________________ _____________ ______

Активность_________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ _____________ ___

Тревожность________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ _____________ ___

Агрессивность_______________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ _____________ ___ Критичность________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ____ _____________ ___ _____________ ____________

Рекомендации педагогам_______________________ ___________ ________ ____________________

_______________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ ____ _____________ ____ _________

Рекомендации родителям_____________________________________ ___________ _____________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ __________

VI. Занятия с психологом

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ _______ _____________ ________ _____________ ___

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ _____________ _ _____________ _________

Форма № 8 (обязательная)

Программа работы педагога-психолога с группой

работы педагога-психолога с группой _____________________________________________________________________________

Программа составлена на основе____________________________________ _______

Цель программы _________________________________________________ ______ __

Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)

Сроки реализации программы __________________________________ ______ ____

___________________________________________________________ ____________ _

Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)_____________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ___

Практическая часть ( занимаемое ею место в курсе)____________________ __________________________________________________________ ______ ________

Список литературы _______________________________________________ ______

Тематический план занятий

Форма № 9 (обязательная)

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

В коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей — смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с _______ ______ ______

___________________________________________________________________ ______ __________

ФИО, возраст, класс

Название программы «_________________________________________ ______ ___________

__________________________________________________________________ ______ __________»

Программа составлена на основе __________________________________________

Цель программы _________________________________________________________

________________________________________________________________________ Сроки реализации программы ____________________________________________

Планируемые результаты психологической работы_ ______ __________________

Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них) _____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Практическая часть ( занимаемое ею место в курсе)___________________________

________________________________________________________________________ Список литературы ______ ________________________________________________

_____________________________________________________________ ______ _____

Тематический план занятий

Дата составления «______»_____________________200 г.

Педагог-психолог ____________________ ____________________

Требования к авторским программам

Критерии оценки авторских программ

  1. Научно-практическая новизна.
  2. Научная обоснованность.
  3. Актуальность и перспективность.
  4. Практическая направленность.
  5. Наличие межпредметных м внутрипредметных связей.
  6. Представленность результатов апробации.

Перечень представляемых документов.

  1. Программа.
  1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей, задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории, ожидаемые результаты.
  2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.
  3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.
  4. Список литературы, которую можно использовать и которую использовал автор при составлении (разработки программы).
  1. Примерный тематический план.

Направления защиты программы.

  1. Обоснование выбора курса.
  2. Цели и содержание курса.
  3. Ожидаемые результаты.
  4. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими предметами).

Ф.И.О. ребенка:_______________________________________ ____________ __________________

Возраст:_______________________________________________________ _____ ________________

Психолог: _______________________ __________________

Представление педагога-психолога для школьного консилиума

Целью представления является оценка актуального состояния ребенка на момент итогового обследования по возможности в сравнении с его психологическим статусом (особенностями развития, поведения и т.п.) на момент включения ребенка в деятельность психолога в составе службы сопровождения.

В рамках представления должны быть отмечены выявленные в процессе как первичного, так и последующих обследований проблемы (проблемные зоны) и трудности ребенка. В соответствии с этим в заключении кратко описываются начальные рекомендации, направления необходимой коррекционно-развивающей работы.

Здесь также должны быть перечислены все направления психокоррекционной работы, которая проводилась с ребенком, ее продолжительность и результат.

Представление педагога-психолога для школьного консилиума

Ф. И. О. ученика ___________________________________________________________________ Возраст___________________________________________________________________________

Школа № __________________________класс / группа __________________________________

Жалобы родителей Жалобы педагогов

_____________________________________________ _________________________________ _____________________________________________ _________________________________ ______________________________________________ _________________________________

Особенности поведения, общения, привычки и интересы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность социально-бытовой ориентировки _____________________________________________________________________________________

Моторная ловкость ___________________________________________________________________

Ведущая: рука ____________ нога ______________ ухо ________________ глаз______________

Особенности внимания ____________________________________________________________________________________

Особенности памяти __________________________________________________________________

Качественная характеристика речи ____________________________________________________________________________________

Характеристика интеллектуального развития ____________________________________________________________________________________

Сформированность представления о пространственных и временных отношениях __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности рисунка ____________________________________________________________________________________

при письме __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

при чтении___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение школьного психолога ( уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе ) ________________________________

ФИО психолога ____________ _______________________________

Выписка из медицинской карты

Число, месяц, год, рождения____________________________________________________________

1. Беременность (по счёту)_____________________________________________________________

Течение беременности (токсикоз, инфекция, интоксикация, угроза прерывания,

2. Роды (по счёту)______________________ Срок__________________________________________

Особенности протекания родов__________________________________________________________

Вес _________________________Длина __________________________________________________

Оценка по шкале АПГАР ______________________________________________________________

Диагноз при выписке__________________________________________________________________

3. Раннее развитие (сроки появления показателей)

Голову держит ___________ ______Сидит ________________________________________________

Стоит __________________________Ходит _______________________________________________

4. Раннее речевое развитие (сроки появления показателей)

Первые слова_______________________ Простая фраза ____________________________________

Развёрнутая фраза ____________________________________________________________________

5. Перенесённые заболевания (травмы, ушибы, операции и др.)

6. Клинические особенности развития ребёнка

Заключение о соматическом состоянии_________________________________________ _______ _

Неврологический статус______________________________________________________ _______ _

Состояние опорно-двигательного аппарата; дефект осанки, сколиоз (степень).

Поражение верхних и нижних конечностей, способ передвижения ___________________________

Заключение отоларинголога о состоянии органов слуха (восприятие шепота и разговорной речи)________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________ _______ ___________

Заключение офтальмолога _____________________________________________________ _______

Заключение психиатра________________________________________________________ _______ _

Форма регистрации применяемых диагностических методик

Методики диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, применяется несколько методов. Рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик.

на Ф.И.О._____________________________________ ДОУ№____________

Диагноз: (если есть заключение ОПМПК)

Сведения о семье. Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии родителей. Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность, гармонические отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение)

и эмоционально-волевые особенности

Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом)

Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству, признается другими за лидера, официальный или неформальный лидер)

Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других, или пассивен.

Отношение к товарищам (конфликтное, дружелюбное, доброжелательное)

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка)

Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня

Имеются ли трудности поведения и как они проявляются.

Проявляются ли элементы негативизма, агрессивности.

Характер волевой сферы (развита достаточно, слабая)

Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях

Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются.

Отношение ребенка к ведущей деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность)

Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма).

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Запоминает быстро или медленно, с трудом

Запоминает надолго, быстро забывает

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная)

Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, синтаксических конструкций, текстового материала

Ориентирование в быту, развитие навыков самообслуживания

Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе

Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье

Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета

Состояние наглядно-действенного (на практике) и наглядно-образного (творчество) мышления

Элементы развития логического мышления

Недостаточность процесса обобщения, снижения уровня обобщения; Лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа)

Инертность (чрезмерная обстоятельственность, детализированность, вязкость, выраженная тугоподвижность)

Разноплановость (рассуждения о предмете в разных плоскостях)

Резонерство («глубокое рассуждение о мелком предмете»; ограниченность словаря, эгоцентризм, шаблонность)

Нарушение саморегуляции (невозможность целенаправленно организовывать мыслительные действия; нарушение последовательности действий)

Уровень сформированности речи

Состояние артикуляционного аппарата (дизартрия), занимается ли с логопедом

Активный словарный запас (малый, достаточный)

Общий уровень развития речи (наличие фразовой речи: использует распространенные фразы, употребляя различные синтаксические конструкции и обороты; фразы односложные, предложения не распространенные)

Сформированность грамматического строя речи (нарушение грамматического строя речи, согласованности частей речи, нарушение слоговой структуры)

3. Работоспособность на занятиях

Включается в работу (быстро, медленно, с трудом)

Во время занятий работает сосредоточенно или отвлекается

Характер отвлечения (на внешние раздражители, в отсутствие раздражителей)

Спад работоспособности отмечается (через 5-10 минут после начала занятия, к середине занятия, к концу занятия)

Утомление наступает (в начале, в середине, в конце занятий)

Субъективные и объективные признаки утомления (спад работоспособности, повышенная отвлекаемость, понижение качества работы, увеличение количества ошибок, полный отказ от работы, жалобы на усталость, появление головокружения, головных болей и т.д.)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость…. Поведенческие нарушения…. Трудности социализации…. и т.д.).

О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

(согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6

«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»)

1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

— выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

— выявление резервных возможностей развития;

— определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.

9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение, и разрабатываются рекомендации.

12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.

16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

21. При направлении ребенка в ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

О формах учета деятельности специалистов ПМПк

Журнал записи детей на ПМПк

Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника

— выписка из медицинской карты;

при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.

2. Документация специалистов ПМПк (согласно учрежденным формам):
— заключения специалистов ПМПк;
— коллегиальное заключение ПМПк;
— дневник динамического наблюдения с фиксацией:

времени и условий возникновения проблемы,
мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности,
сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.

о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства

и ПМПк образовательного учреждения ________________________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях:

  1. при возникновении трудностей диагностики;
  2. в спорных и конфликтных случаях;
  3. при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.

2. Информировать ПМПК соответствующего уровня:

  1. о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;
  2. о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения;
  3. об эффективности реализации рекомендаций ПМПК.

1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.

2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК.

3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.

4. Информировать родителей обо всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.