Категория: Бланки/Образцы
анализ научной и практической литературы для подбора инструментария;
разработки развивающих и коррекционных программ;
участие в научно-практических семинарах, конференциях;
посещение совещаний и методических объединений, оформление кабинета и т.д.
Протокол психодиагностического обследования.
Протокол – форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия педагога-психолога с ребенком или взрослым. Чаще всего протокол оформляется в форме таблицы либо свободного описания психологических процедур. Обязательна фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.
Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются по окончанию процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога.
Иногда целесообразно использовать диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность, что помогает сфокусировать внимание на других важных показателях (например, личностно-эмоциональные проявления, смена ролевых позиций и т.д.)
Ниже представлен один из вариантов оформления протокола психолого-педагогического обследования.
Протокол психолого-педагогического обследования дошкольника
Возраст (год рождения)_______________________________________________
Образовательное учреждение ____________________ Группа _______________
Легко ли вступает в контакт при обследовании____________________________
Представление ребенка о себе и ближайшем окружении____________________
Характеристика интеллектуальной деятельности
Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении)_________________________________________
Выделение в предмете существенных деталей, частей_____________________
Умение дорисовать предмет____________________________________________
а) соотносит ли цвет__________________________________________________
б) различает ли цвета __________________________________________________
в) различает и знает ли названия цветов__________________________________
а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры_________________
б) узнает формы в рисунке, в предмете___________________________________
а) различает правую и левую стороны на своем теле, на теле другого человека_________________________________________________________
б) может сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)__________________________________________________________
в) ориентируется в пространстве________________________________________
г) понимание предлогов (простых, сложных)______________________________
Восприятие времени (части суток, времени года)__________________________
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
Умение зрительно планировать – выполнение задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке»)__________________________________________________
Быстрота запоминания, точность воспроизведения_________________________
Заучивание короткого стихотворения____________________________________
Невербальная классификация геометрических фигур: понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма)________________________________________________
Способность к обобщению (по картинке)_________________________________
Подбор обобщающего слова ___________________________________________
Классификация обобщающих понятий (посуда, одежда)____________________
Исключение лишнего предмета (4-й лишний)_____________________________
Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом___________________
Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок__________________
Может ли объяснить смысл загадки _____________________________________
Устанавливает ли причинно-следственные связи___________________________
Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)____________
Объем пассивного и активного словаря (по предметным и сюжетным картинкам)________________________________________________________
Особенности фразовой речи___________________________________________
а) составит рассказ по малосюжетной картинке___________________________
б) составит рассказ по серии картинок___________________________________
в) пересказ короткого текста____________________________________________
Развитие элементарных математических представлений
Пересчет предметов ________________________________________________
Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев__________
Выделение предметов из множества (1-5) по слову, образцу, показу__________
Сравнение множеств (больше, меньше, равно)____________________________
Счетные операции (счет вслух, счет «про себя», без конкретного материала)________________________________________________________
Решение простых задач (6 лет) __________________________________________
Придумывание простых задач (6 лет)____________________________________
Умение строить по образцу__________________________________________
Умение строить самостоятельно_________________________________________
Умение строить по графическому рисунку________________________________
Умение зарисовывать, обыгрывать постройку_____________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы
Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования___________________
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса______________________
б) целенаправленность деятельности ____________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности_________________________________
(нуждается ли в помощи, какой)
Критичность в оценке своей деятельности_______________________________
Понимание эмоционального смысла картинок, текстов_____________________
Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения__________________
Контактность в общении со взрослыми, детьми____________________________
Заключение по результатам обследования ________________________________
Рекомендации по результатам исследования _____________________________
Психологическая характеристика и психологическое заключение.
Психологическая характеристика позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы детей в целом. Она свободна по форме. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, то есть особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр.
Примерная схема изучения и составления психологической характеристики.
Общие сведения о ребенке: возраст, класс (группа), ОУ, состояние здоровья,
Условия семейного воспитания: состав семьи; профессии, возраст, краткая характеристика родителей и других членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), взаимоотношения в семье, согласованность действий взрослых по воспитанию ребенка.
Учебная деятельность: готовность к школьному обучению (для дошкольников); мотивы учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); активность, любознательность, прилежание; наличие «школьной тревожности».
Игровая деятельность: преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми.
Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения); мотивы, отношение к труду; активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; роли и функции в совместной трудовой деятельности.
Общение: потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола.
Ребенок как член классного коллектива: краткая характеристика класса (количество детей к классе (группе), соотношение мальчиков и девочек, формальная и неформальная структуры группы, психологический климат, межличностные отношения, степень сформированности в классе коллектива).
Особенности познавательных процессов.
Внимание: виды, свойства, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрастным особенностям.
Восприятие: целостность, скорость и точность, осмысленность; восприятие времени и пространства, восприятие человека; наблюдательность.
Память: уровень развития различных видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности, склонность к зубрежке, влияние на успеваемость.
Мышление: уровень развития видов и операций; самостоятельность, гибкость, активность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость.
Речь: фонематические, лексические, грамматические, стилистические особенности; содержательность и понятность; логичность, богатство словарного запаса, наличие речевых «штампов»; выразительность, эмоциональность; половые особенности; уровень развития устной и письменной речи.
Воображение: воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, конвергентность, гибкость, беглость, самостоятельность, обобщенность, эмоциональность; уровень развития креативности личности.
Структура личности учащегося.
Направленность: доминирующие мотивы и цели деятельности, тип направленности (общественная, личная, деловая); интересы (преобладающие интересы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности; профессиональные и личностные интересы); мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности). Элементы формирующегося мировоззрения.
Характер: описание черт характера по типам отношений (к себе, другим людям, деятельности, вещам), качеств характера, тип акцентуации.
Самосознание и система управления: Я-концепция, самооценка (уровень, адекватность, устойчивость, ориентация, дифференцированность).
Уровень притязаний: высота, адекватность, устойчивость, ведущая тенденция.
Способности: общие, специальные, одаренность; как и в каких формах развиваются.
Темперамент: тип нервной системы, психологическая характеристика (сензитивность, реактивность и активность и их соотношения, экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, типы реакций), проявления в поведении и общении.
Чувства и эмоции: преобладающие; эмоциональная возбудимость и нестабильность; склонность к аффектам в ситуациях успеха и неуспеха; отношение к педагогическим воздействиям; доминирующие эмоции в межличностных контактах; склонность к психическим состояниям тревожности, агрессивности; фрустрационная толерантность.
Воля: уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек.
Общие выводы и рекомендации: общий уровень психического развития ребенка, соответствие возрастным особенностям.
Психологические заключения являются основной рабочей документацией педагога-психолога.
Заключения по видам работы могут быть:
психодиагностике – индивидуальной или групповой;
по развивающей или коррекционной работе (лист коррекционной работы) – индивидуальной или групповой;
В настоящее время у педагогов-психологов наблюдается дифференциация психологических заключений, как по форме, так и по содержанию. Это связано с различными психодиагностическими технологиями, находящимися в компетентности педагогов-психологов. Структура психологического заключения по психодиагностике должна включать следующие блоки:
общая характеристика возрастного развития на основе особенностей психофизического характера, адаптационного и двигательного комплексов, специфики поведения;
познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции;
личностно-эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер;
коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности;
детская (учебная) компетентность на основе содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности.
Далее идут блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:
Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования
Объект исследования (ФИО ребенка, возраст )_____________________________
Сроки проведения исследования_______________________________________
Внешний вид и поведение в ситуации обследования _______________________
Темп работы и работоспособность ______________________________________
Перечень методик, используемых в исследовании (название, автор, источник)
Результаты исследования (можно оформить в виде таблички):
Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам ___________________________________
Рекомендации по результатам исследования _____________________________
Лист коррекционных занятий педагога-психолога.
Лист коррекционных занятий представляет собой развернутую картину психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и способов ее реализации.
В коррекционном листе отражаются:
исходные данные (Ф.И.О. возраст ребенка или код ребенка);
исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка). Дифференцируется на основании психологического заключения;
тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции);
средства коррекционных воздействий (изобразительные, игровые и т.д.);
сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на этапы (количество занятий в цикле);
рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий. В листе коррекционных занятий фиксируется также динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе резюме к каждому занятию цикла. В заключении дается выпускающая характеристика с общими рекомендациями.
Форма оформления листа коррекционных занятий.
Фамилия, Имя ______________________________ Возраст ________________
Класс\группа _______________________ Дата начала занятий ______________
Специалист по коррекционной работе ___________________________________
План коррекционной работы ________________________________________
(по мере необходимости план уточняется)
Взят на индивидуальные / групповые занятия ____ - раз в неделю
Выводы по полученным результатам.
Рекомендации учащимся, педагогам, родителям, психологу по коррекции или развитию неблагоприятных вариантов, выявленных в ходе исследования.
Диагност, дата составления справки (заключения).
Психолого-педагогическая карта развития.
Психолого-педагогическая карта развития ребенка входит в перечень специальной документации педагога-пси холога.
В карту развития включаются основные анкетные дан ные, сведения о родителях и других членах семьи, а так же о социально-бытовых условиях проживания ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка – все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций.
Существует практика совместного оформления этого документа с медицинским специалистом ОУ. Это объясняется необходимостью анализа информации о пренатенальном и постнатальном развитии, то есть особенностях протекания беременности и родов, а также возможных осложнениях. Кроме того, используются анамнез (описание хода) хронических и острых заболеваний в период раннего детства (младенчества), сведения о травмах и операциях, перенесенных ребенком, резюме осмотров специалистов. Данная информация не является психологической, но способствует определению причин отклонений в развитии ребенка. Точнее, исключает причины органического и функционального свойств.
Фиксируются также особенности нервно-психического развития в раннем возрасте: когда ребенок начал держать головку, сидеть, ходить, говорить; как шло развитие пассивной и активно речи; какими были первые двигательные и эмоциональные реакции.
Кроме того, в карту развития входят особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка в ОУ и характеристики его взаимодействий со сверстниками.
Что касается оформления данного документа, то он может быть представлен либо в форме таблицы, либо свободного описания по вышеперечисленным параметрам физического, нервно-психического и социального развития на разных возрастных этапах ребенка.
Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе
Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности составлены по рабочим материалам Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», 6-7 июня 2002г. Москва; инструктивному письму Минобразования РФ № 3 от 01.03.1999г. и приложений к нему.
В основу всей документации заложены следующие принципы.
Документация педагога-психолога должна:
Виды документации, обеспечивающей и
регламентирующей деятельность педагога – психолога
Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальная документация; организационно-методическая документация.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы
Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:
Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
В организационно-методическую документацию входят:
- развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
- развивающая и коррекционная работа (групповая);
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность
педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:
Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная).
Форма № 1 (обязательная)
Перспективное (годовое) планирование.
План работы педагога-психолога на учебный год
Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).
- анализ и планирование деятельности;
- курсы повышения квалификации;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария,
разработки развивающих и коррекционных программ;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях;
- посещение совещаний и методических объединений;
- оформление кабинета и др.
Перспективный план работы
_______________педагога-психолога _________на ______________учебный год
Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели)
- выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
- подготовка к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработка, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также повышение квалификации оставшиеся время. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимоотношений:
Циклограмма работы педагога-психолога дошкольного учреждения
Психодиагностика (индивидуальная, групповая)
Консультирование педагогов, воспитателей. Психологическое просвещение
Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)
Подготовка к занятиям
Коррекционно-развивающие занятия (групповые)
Консультирование родителей (индивидуальное)
Коррекционно-развивающие занятия (групповые)
Консультирование родителей (индивидуальное)
Подготовка к занятиям
организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.)
Формы № 4 А-Ж (обязательные)
Журналы учета видов работы
Рекомендации по оформлению журналов учета видов работы
Если диагностика производится групповым способом, то во второй графе журнала указывается категория группы (например, 6-й «Б» класс) и прилагается список диагностируемых.
Формы № 5 А-Б (обязательные)
Рекомендации по оформлению аналитического отчета и статистической справки
педагога-психолога образовательного учреждения
Форма № 5 А (обязательная)
В целом проведено за _________________________________(период)
Форма № 5 Б (обязательная)
Аналитический отчет о работе
____________________________педагога-психолога ОУ №________ за _____________ уч. год
1. Информационная справка об учреждении образования: количество детей в ОУ; количество классов (групп); указать цель ОУ и задачи по ступеням образовательного процесса.
2. Информационная справка о психологической службе образовательного учреждения:
- когда организована служба (или с какого года работает педагог-психолог);
- стаж работы психолога общий и в данном ОУ;
- цель и задачи деятельности психолога или психологической службы (должны соотноситься с целями и задачами ОУ);
- параллели или группы, которые сопровождает педагог-психолог.
3. Анализ выполнения поставленных на год задач деятельности педагога-психолога (психологической службы) по направлениям деятельности с указанием результатов деятельности, возникших затруднений, проблем (с выходом на задачи следующего года).
Примечание: психодиагностическая деятельность анализируется по следующей схеме:
> Цель, объект, предмет исследования
> Выбор психодиагностических методик
> Представление результатов исследования
> Анализ полученных данных
> Выводы и рекомендации
4. Анализ работы педагога-психолога по запросам субъектов образовательного процесса с указанием причин запроса, результатами деятельности, возникшими проблемами, рекомендациями.
5. Сводные таблицы по направлениям деятельности или статистическая справка за уч. год
Обобщенный анализ результатов деятельности по направлениям
( числа - количественный анализ, тематика -содержательная часть, что проведено)
6. Выявленные проблемы из п. 3, 4, 5. Реальные и идеальные пути решения.
7. Задачи на следующий ученый год и примерный план на следующий учебный год.
Формы № 6 А-Г (обязательные)
по результатам проведенного психодиагностического исследования
Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть, отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики ребенка, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ.
по результатам проведенного психодиагностического исследования
Сроки проведения исследования_______________________________________________________
Объект исследования ( ФИО ребенка, класс, группа )_______________________________________
План исследования, рабочая гипотеза __________________________________________________
Внешний вид и поведение в ситуации обследования _____________________________________
Темп работы и работоспособность_____________________________________________________
Примененные методики (автор, название) _______________________________________________
Оценочные шкалы, значимые в данном исследовании___________________________________
Обобщенная интерпретация данных. аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации по результатам исследования______________________________________________________
Результаты тестирования класса, группы
Результаты тестирования ________________(класс)
Результаты выполнения диагностического задания
Ф.И. О. ребенка ________________________________________________________________________________
1. Физическое развитие_________________________________________________________
2. Внешний вид _______________________________________________________________
3. Крупная моторика___________________________________________________________
4. Мелкая моторика____________________________________________________________
5. Темп жизнедеятельности_____________________________________________________
6. *Организация деятельности___________________________________________________
8. Реакция на обследование_____________________________________________________
После проведения психологического обследования составляется обобщенное заключение. Подобное психологическое заключение может быть написано по предлагаемой ниже схеме.
1.Основные паспортные данные ребенка.
2.Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, которые сопровождали ребенка на консультацию.
3.Наиболее важные анамнестические данные.
4.Описание внешности и поведения ребенка в процессе обследования (аффективное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию).
5.Сформированность регуляторных функций.
6.Общая оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования.
7.Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, высших психических функций.
8.Характеристики эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений.
II. Специальная часть
2.Вероятностный прогноз развития.
3.Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Следует отметить, что общий раздел заключения ориентирован не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения) — всех тех, кто имеет непосредственный контакт с ребенком.
Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка.
Форма № 7 ( обязательная )
Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
ДИАГНОЗ:___________________________________________________________________ КЛАСС (ГРУППА):___________________________________________________________
ОУ ПОСЕЩАЕТ С____________________________________________________________
I. Особенности познавательной сферы
II. Работоспособность на занятиях
Включение в работу_______________________________________________ __________________ _
Темп выполнения заданий___________________________________________ __________________
_________________________________________________________________ ___________________ _
Качество работы_________________________________________________ __________________ _
__________________________________________________________________ ___________________
Продуктивность________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________ _
Утомление наступает___________________________ __________ _____ _________ _____________
__________________________________________________________ ___________________ ________
III. Особенности эмоционально-волевой сферы
Общий эмоциональный фон_________________________________________ _____________ ______
__________________________________________________________________ _____________ ______
Какие эмоции превалируют_________________________________________ _____________ ______
__________________________________________________________________ _____________ ______
Заинтересованность ребенка в выполнении заданий__________________ _____________ ______ _
____________________________________________________________ _____________ ____________
Реакция на успех или неудачу_____________________________________ _____________ ______ __
_____________________________________________________________ _____________ ______ _____
Адекватность реакций_________________________________________ _____________ ______ ____
Возбудимость_________________________________________________ _____________ ______ ____
________________________________________________________________ _____________ ______ __
Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма________________
___________________________________________________ ________________ ________ __________
Возможность адекватной оценки своих результатов__________________ _____________ _____
____________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ _____________ ____
Способность к волевому усилию___________________________________ _____________ ______ __
________________________________________________________________ _____________ ________
_________________________________________________________________ _____________ _______
IV. Личностно-характерологические особенности
Самооценка_________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ _____________ ____
Поведение среди сверстников_______________________________________ _____________ ______
__________________________________________________________________ _____________ ______
Отношение с воспитателями или педагогами_________________________ _____________ _____
__________________________________________________________________ _____________ ______
Активность_________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ _____________ ___
Тревожность________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ _____________ ___
Агрессивность_______________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ _____________ ___ Критичность________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ____ _____________ ___ _____________ ____________
Рекомендации педагогам_______________________ ___________ ________ ____________________
_______________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ ____ _____________ ____ _________
Рекомендации родителям_____________________________________ ___________ _____________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ __________
VI. Занятия с психологом
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ _______ _____________ ________ _____________ ___
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ _____________ _ _____________ _________
Форма № 8 (обязательная)
Программа работы педагога-психолога с группой
работы педагога-психолога с группой _____________________________________________________________________________
Программа составлена на основе____________________________________ _______
Цель программы _________________________________________________ ______ __
Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)
Сроки реализации программы __________________________________ ______ ____
___________________________________________________________ ____________ _
Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)_____________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ___
Практическая часть ( занимаемое ею место в курсе)____________________ __________________________________________________________ ______ ________
Список литературы _______________________________________________ ______
Тематический план занятий
Форма № 9 (обязательная)
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
В коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей — смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с _______ ______ ______
___________________________________________________________________ ______ __________
ФИО, возраст, класс
Название программы «_________________________________________ ______ ___________
__________________________________________________________________ ______ __________»
Программа составлена на основе __________________________________________
Цель программы _________________________________________________________
________________________________________________________________________ Сроки реализации программы ____________________________________________
Планируемые результаты психологической работы_ ______ __________________
Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них) _____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Практическая часть ( занимаемое ею место в курсе)___________________________
________________________________________________________________________ Список литературы ______ ________________________________________________
_____________________________________________________________ ______ _____
Тематический план занятий
Дата составления «______»_____________________200 г.
Педагог-психолог ____________________ ____________________
Требования к авторским программам
Критерии оценки авторских программ
Перечень представляемых документов.
Направления защиты программы.
Ф.И.О. ребенка:_______________________________________ ____________ __________________
Возраст:_______________________________________________________ _____ ________________
Психолог: _______________________ __________________
Представление педагога-психолога для школьного консилиума
Целью представления является оценка актуального состояния ребенка на момент итогового обследования по возможности в сравнении с его психологическим статусом (особенностями развития, поведения и т.п.) на момент включения ребенка в деятельность психолога в составе службы сопровождения.
В рамках представления должны быть отмечены выявленные в процессе как первичного, так и последующих обследований проблемы (проблемные зоны) и трудности ребенка. В соответствии с этим в заключении кратко описываются начальные рекомендации, направления необходимой коррекционно-развивающей работы.
Здесь также должны быть перечислены все направления психокоррекционной работы, которая проводилась с ребенком, ее продолжительность и результат.
Представление педагога-психолога для школьного консилиума
Ф. И. О. ученика ___________________________________________________________________ Возраст___________________________________________________________________________
Школа № __________________________класс / группа __________________________________
Жалобы родителей Жалобы педагогов
_____________________________________________ _________________________________ _____________________________________________ _________________________________ ______________________________________________ _________________________________
Особенности поведения, общения, привычки и интересы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность социально-бытовой ориентировки _____________________________________________________________________________________
Моторная ловкость ___________________________________________________________________
Ведущая: рука ____________ нога ______________ ухо ________________ глаз______________
Особенности внимания ____________________________________________________________________________________
Особенности памяти __________________________________________________________________
Качественная характеристика речи ____________________________________________________________________________________
Характеристика интеллектуального развития ____________________________________________________________________________________
Сформированность представления о пространственных и временных отношениях __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности рисунка ____________________________________________________________________________________
при письме __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
при чтении___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение школьного психолога ( уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе ) ________________________________
ФИО психолога ____________ _______________________________
Выписка из медицинской карты
Число, месяц, год, рождения____________________________________________________________
1. Беременность (по счёту)_____________________________________________________________
Течение беременности (токсикоз, инфекция, интоксикация, угроза прерывания,
2. Роды (по счёту)______________________ Срок__________________________________________
Особенности протекания родов__________________________________________________________
Вес _________________________Длина __________________________________________________
Оценка по шкале АПГАР ______________________________________________________________
Диагноз при выписке__________________________________________________________________
3. Раннее развитие (сроки появления показателей)
Голову держит ___________ ______Сидит ________________________________________________
Стоит __________________________Ходит _______________________________________________
4. Раннее речевое развитие (сроки появления показателей)
Первые слова_______________________ Простая фраза ____________________________________
Развёрнутая фраза ____________________________________________________________________
5. Перенесённые заболевания (травмы, ушибы, операции и др.)
6. Клинические особенности развития ребёнка
Заключение о соматическом состоянии_________________________________________ _______ _
Неврологический статус______________________________________________________ _______ _
Состояние опорно-двигательного аппарата; дефект осанки, сколиоз (степень).
Поражение верхних и нижних конечностей, способ передвижения ___________________________
Заключение отоларинголога о состоянии органов слуха (восприятие шепота и разговорной речи)________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________ _______ ___________
Заключение офтальмолога _____________________________________________________ _______
Заключение психиатра________________________________________________________ _______ _
Форма регистрации применяемых диагностических методик
Методики диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, применяется несколько методов. Рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик.
на Ф.И.О._____________________________________ ДОУ№____________
Диагноз: (если есть заключение ОПМПК)
Сведения о семье. Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии родителей. Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность, гармонические отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение)
и эмоционально-волевые особенности
Активный, подвижный – инертный, медлительный.
Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный
Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом)
Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству, признается другими за лидера, официальный или неформальный лидер)
Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других, или пассивен.
Отношение к товарищам (конфликтное, дружелюбное, доброжелательное)
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка)
Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня
Имеются ли трудности поведения и как они проявляются.
Проявляются ли элементы негативизма, агрессивности.
Характер волевой сферы (развита достаточно, слабая)
Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях
Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются.
Отношение ребенка к ведущей деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность)
Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма).
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Запоминает быстро или медленно, с трудом
Запоминает надолго, быстро забывает
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная)
Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, синтаксических конструкций, текстового материала
Ориентирование в быту, развитие навыков самообслуживания
Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе
Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье
Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета
Состояние наглядно-действенного (на практике) и наглядно-образного (творчество) мышления
Элементы развития логического мышления
Недостаточность процесса обобщения, снижения уровня обобщения; Лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа)
Инертность (чрезмерная обстоятельственность, детализированность, вязкость, выраженная тугоподвижность)
Разноплановость (рассуждения о предмете в разных плоскостях)
Резонерство («глубокое рассуждение о мелком предмете»; ограниченность словаря, эгоцентризм, шаблонность)
Нарушение саморегуляции (невозможность целенаправленно организовывать мыслительные действия; нарушение последовательности действий)
Уровень сформированности речи
Состояние артикуляционного аппарата (дизартрия), занимается ли с логопедом
Активный словарный запас (малый, достаточный)
Общий уровень развития речи (наличие фразовой речи: использует распространенные фразы, употребляя различные синтаксические конструкции и обороты; фразы односложные, предложения не распространенные)
Сформированность грамматического строя речи (нарушение грамматического строя речи, согласованности частей речи, нарушение слоговой структуры)
3. Работоспособность на занятиях
Включается в работу (быстро, медленно, с трудом)
Во время занятий работает сосредоточенно или отвлекается
Характер отвлечения (на внешние раздражители, в отсутствие раздражителей)
Спад работоспособности отмечается (через 5-10 минут после начала занятия, к середине занятия, к концу занятия)
Утомление наступает (в начале, в середине, в конце занятий)
Субъективные и объективные признаки утомления (спад работоспособности, повышенная отвлекаемость, понижение качества работы, увеличение количества ошибок, полный отказ от работы, жалобы на усталость, появление головокружения, головных болей и т.д.)
Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость…. Поведенческие нарушения…. Трудности социализации…. и т.д.).
О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
(согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6
«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»)
1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
— выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
— выявление резервных возможностей развития;
— определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение, и разрабатываются рекомендации.
12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
21. При направлении ребенка в ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
О формах учета деятельности специалистов ПМПк
Журнал записи детей на ПМПк
Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника
— выписка из медицинской карты;
при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.
2. Документация специалистов ПМПк (согласно учрежденным формам):
— заключения специалистов ПМПк;
— коллегиальное заключение ПМПк;
— дневник динамического наблюдения с фиксацией:
времени и условий возникновения проблемы,
мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности,
сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.
о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства
и ПМПк образовательного учреждения ________________________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях:
2. Информировать ПМПК соответствующего уровня:
1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.
2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК.
3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.
4. Информировать родителей обо всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.