Руководства, Инструкции, Бланки

Иом Дошкольника Образец Заполнения По Фгос img-1

Иом Дошкольника Образец Заполнения По Фгос

Рейтинг: 5.0/5.0 (1915 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Материал на тему: Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Материал на тему:
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Проблема: Плохо произносит некоторые звуки. Глотает окончания слов. Редко использует в речи прилагательные. Возникают проблемы с составлением описательного рассказа и пересказа.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.). Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Учить рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине. Упражнять в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Подготовить консультации по данным проблемам. Подобать комплексы артикуляционных, артикуляционно – пальчиковых, дыхательных гимнастик. Предложить проводить дидак. игры и упражнения.

Артикуляционные, артикуляционно – пальчиковые, дыхательные гимнастики, дидактические игры и упражнения, опорные карточки по темам. Обогащение словаря путем наговаривания слов. Регулярное чтение худ. литературы и обучение пересказыванию с опорой на иллюстрации.

Консультация и занятия с логопедом.

Проблема: Не любит участвовать в коллективных играх. Не умеет одеваться и раздеваться в правильной последовательности. Не знает имена и фамилии членов семьи.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Развивать навыки самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Формировать первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитывать осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формировать представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Подготовить консультации по данным проблемам. Посоветовать предоставлять больше самостоятельности при одевании и раздевании, а так же развешивать одежду в шкафчике правильно и следить, чтобы и дома они одевались в правильной последовательности. Выучить имена и фамилии членов семьи и повторять их регулярно.

Беседы, обыгрывание ситуаций, дидактические игры и упражнения, наблюдения за играми других детей.

Консультация и занятия с психологом.

Проблема: Плохо получается лепить. При раскрашивании слабо нажимает на карандаш и выходит за контур рисунка. Не умеет располагать изображения по всему листу. Плохо получается резать ножницами (т.к. левша). Не умеет подыгрывать на детских музыкальных инструментах.

Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти. Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Подготовить консультации по данным проблемам. Посоветовать почаще давать детям рисовать, работать с пластилином, ножницами.

Показ и отработка методов лепки, рисования и работы с ножницами. Дидактические игры и упражнения. Обучение игре на детских музыкальных инструментах.

Консультация и занятия с музыкальным руководителем

Проблема: Знает не все обобщающие слова. Слабые знания по темам: ягоды. грибы, деревья и их листья, перелетные и зимующие птицы, комнатные растения, полевые и садовые цветы, мое село. Путает очередность времен года. Не всегда правильно называет части суток и их последовательность. Путает круг и шар, куб и квадрат. Плохо сравнивает предметы по величине.

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин - из металла, шины - из резины и т. п.). Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко). Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро - день - вечер - ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Подготовить консультации по данным проблемам. Сделать подборку дидактических игр и упражнений. Порекомендовать больше наблюдать за объектами окружающего мира.

Дидактические игры, упражнения, наблюдения, беседы, эксперименты, опыты.

Другие статьи

Методическая разработка (подготовительная группа) по теме: Примеры индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников

Методическая разработка (подготовительная группа) по теме:
Примеры индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников

Результаты действия маршрута. Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.

При применении компьютера в реализации индивидуального маршрута ребёнок сталкивается с «феноменом удивления», движением, звуком, мультипликацией, которые надолго привлекают внимание ребёнка. Это позволяет эффективно развивать этот психический процесс. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится.

Момент соревновательности с компьютером повышает заинтересованность ребёнка в выполнении задания, активизирует деятельность мыслительных процессов: мышление, внимание, память.

Педагог вместе с ребёнком подробно анализировал результат деятельности, выяснял, что не получилось, на каком этапе работы было сложно, что необходимо было исправить.

Задания для ребёнка подбирались с постепенным усложнением, что способствовало усвоению определённых знаний.

Ребёнок неоднократно выполнял упражнения различного уровня сложности, закрепляя и совершенствуя способы действия.

Объяснял другим детям, имеющим подобные затруднения как выполнять задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассматривается определение индивидуального образовательного маршрута, этапы построения и структурные компаненты.

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Один из вариантов инд. обр. маршрута дошкольника.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

План работы районной проблемной группы педагогов ДОУ.

"Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника"

Обычно педагоги и специалисты, работающие с ребенком, ведут индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) только для детей с особыми образовательными потребностями. Вместе с тем, ФГОС дошкольног.

Материал по составлению индивидуального образовательного маршрута рекомендован для воспитателей и специалистов ДОО.

Консультация для воспитателей "Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника "

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется н.

Индивидуальный образовательный маршрут - Дошкольное образование - Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет

Индивидуальный маршрут дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС позволяет выявить конкретные трудности в образовании ребенка. Задача воспитателя построить образовательную траекторию так, чтобы ребенку было легче воспринимать информацию. При этом ребенок сам принимает участие в выборе содержания образования.

Для начала необходимо изучить особенности развития ребенка. После этого можно приступать к созданию индивидуального маршрута, который включает в себя следующие компоненты:

  • Определение задач индивидуальной работы с дошкольником. Для этого педагогу сначала необходимо выявить уровень развития ребенка.
  • Подбор материала на основе реализуемой в ДОУ программы. Здесь же необходимо поставить цели. Как краткосрочные, так и долгосрочные.
  • Определение методов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Также нужно определить время, которое ребенок может затратить на освоение программы.
  • Составить предполагаемые результаты и примерные сроки их достижения.

Во время работы воспитатель должен опираться на успехи и проявленную инициативу ребенка, а не на его ошибки. Таким образом ребенок будет чувствовать себя более уверенным, успешным. Если во время индивидуализации будут выявляться какие-то затруднения, то образовательный процесс необходимо будет скорректировать.

В детском саду должны быть созданы все условия, которые способствовали бы социализации ребенка, его личностному развитию. С помощью индивидуального образовательного маршрута дошкольник развивается физически, эстетически, эмоционально и интеллектуально. Во время образовательного процесса ребенок должен усвоить культурно-гигиенические навыки, а также коммуникативно-социальные. Он должен научиться производить различные манипуляции с предметами. В том числе во время игры.

В дошкольном учреждении ребенок осваивает такие виды деятельности, как лепка, аппликация, рисование. В том числе нетрадиционные методы рисования (с помощью зубной щетки, фигурки вырезанной из половинки картошки, коктейльной трубочки и т.д.).

Необходимо приложить все усилия, чтобы развить у ребенка речь, представление об окружающем мире, пространстве, времени и количестве.

В ходе работы у ребенка должны развиться игровые виды деятельности. Необходимо научить дошкольника распределять роли, использовать различные атрибуты для игры.

Также воспитатель развивает представление о моральных нормах поведения, представления о себе, своих личных данных, адресе проживания, а также с названиями главных улиц родного города. Идет работа и над формированием самооценки ребенка.

Необходимо включить в деятельность специальные игры на развитие выражения эмоций, игры драматизации, театрализованные и сюжетно-ролевые игры, а также просмотр различных спектаклей и чтение художественной литературы.

Для развития социальных навыков у ребенка нужно проводить разбор ситуаций. Интересоваться у него, как бы он поступил в данной ситуации. Для этих же целей проводятся игры на общение, игры-тренинги.

Также необходимо формировать у дошкольника бережное отношение к окружающему миру. Этому способствует чтение художественной литературы, дидактические игры, спектакли на экологические темы, посильный уход за природой: подкормка птиц, уход за растениями и домашними животными.

Подготовка к составлению образовательного маршрута ребенка
  • Подготовка характеристики воспитанника ДОУ. Ходил ли он раньше в дошкольное учреждение. Если ходил, то насколько долгим был перерыв. Также нужно оценить степень его адаптации в группе.
  • Дальше необходимо составить характеристику семьи ребенка. Полная семья или нет, сколько братьев и сестер, благополучная ли семья. Неблагополучной семьей можно назвать ту семью, в которой ведут аморальный образ жизни, где родители слишком раздражены и жестоки. Семья, в которой подавляют чувства собственного достоинства ребенка. Возможно, родители проявляют чрезмерную опеку, оберегая ребенка от трудностей и каких-либо усилий с его стороны.
  • Также нужно отметить внешний вид ребенка (походка, мимика, осанка и т.д.)
  • Указать группу здоровья. Есть ли у него хронические заболевания. Характеристика аппетита и дневного сна.
  • Необходимо также записать развитие общей и ручной моторики. Какая рука у ребенка ведущая.
  • В следующем разделе нужно составить характеристику внимания, памяти и мышления ребенка.
  • Описать знания ребенка по различным разделам дошкольной программы. Отношение к образовательному процессу.
  • Составить характеристику речи дошкольника. Словарный запас, звукопроизношение, грамматическая сформированность, связность и эмоциональность речи.
  • Также воспитатель должен постараться выявить склонность к определенному виду деятельности.

Проектировать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника должен воспитатель, подключая к этому процессу всех специалистов ДОУ. Выявление способностей ребенка происходят во время беседы, игры, чтения и т. д.

К составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника необходимо подключать и родителей. В семье должны придерживаться тому же критерию образования ребенка, что и в детском саду. Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату.

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуются по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию)

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию)

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию).


Данный материал рекомендован воспитателям детского сада, логопедам, психологам, педагогам начальных классов.
Описание материала: Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:
• Интеллектуального;
• Эмоционально-волевого;
• Деятельностного;
• Нравственно-духовного.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Примерная программа составления психолого-педагогического представления на дошкольника.

1. В разделе «Общие сведения о ребенке» следует указать, откуда поступил (из семьи, из другого ДОУ), были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам. Оценка адаптации ребенка в группе: хорошая; удовлетворительная; недостаточная; плохая; иное.
2. В разделе «Характеристика семьи» необходимо предоставить сведения о родителях. Заполнить подразделы:
• Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.
• Тип семьи:
а) благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания);
б) неблагополучная (педагогически некомпетентная: отсутствует единство требований родителей, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении в детском саду);
в) нравственно неблагополучная семья (родители ведут аморальный образ жизни, пьянство, тунеядство, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
г) конфликтная семья (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты, родители раздражительны, жестоки, нетерпимы).
• Кто занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, другие.
• Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
а) семейный диктат (систематическое подавление инициативы и собственного достоинства ребенка);
б) чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
в) попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка)
г) сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).
3. В разделе «Особенности внешнего вида ребенка». кратко отметить: осанку, походку, жесты, мимику, наличие слюнотечения и т.д.
4. В разделе «Соматическое здоровье» указать группу здоровья; как часто болеет, и какими заболеваниями; аппетит, характеристика дневного сна; страдает ли ребенок энурезом и (или) энкопрезом и т.д.
5. В разделе «Особенности моторной сферы» описывать по данным «Представления».
Общая моторика: норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Ручная моторика: норма (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (норма, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная).
Ведущая рука: левша, амбидекстер, правша.
6. В разделе «Характеристика познавательной сферы ребенка» дать характеристику психическим процессам:
Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий; какое внимание преобладает - произвольное, непроизвольное, другое.
Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, быстро запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная, слуховая.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; (не) осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; (не) подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала (к 6 годам - посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, игрушки, транспорт, цветы, деревья, грибы, птицы, домашние и дикие животные, овощи, фрукты, ягоды, насекомые, инструменты; (не) умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима) (не) понимает содержание сюжетных рядов и картин, (не) выделяет главное в воспринимаемой информации (не) выполняет счетные операции; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам) (не) понимает смысл предлагаемых заданий.
7. В разделе «Состояние знаний ребенка по разделам программы» описать знания ребенка об окружающем, математические навыки, навыки рисования, какие затруднения испытывает в обучении.
Запас общих сведений об окружающем: называет (не) называет свое имя, возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года обозначает словом (затрудняется); признаки времен года называет (затрудняется) не знает; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям, недостаточны.
Сформированность навыков рисования: (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.)
Сформированность элементарных математических представлений:
Количество и счет: ((не) дифференцирует понятия «один-много», (не) владеет количественным (порядковым) счетом в пределах…, (не)знает цифры от 1 до…, (не)соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, (не)сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счета (наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно (через счет), (не) знает элементы знаковой символики (<, >, +, - ,=), (не)владеет составом числа …, (не) решает примеры в пределах…, (не) решает задачи на наглядном материале.
Восприятие цвета: представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.
Восприятие формы: не имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.
Временные представления: временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года.
Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.
8. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
9. Характеристика речи ребенка:
Звуковая сторона речи: охарактеризовать особенности звукопроизношения: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения); особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен.
Словарь: указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен; в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, слоговая структура нарушена, (не)нарушает структуру многосложных слов.
Грамматический строй речи: сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован; особенности словоизменения, словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы. Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.
Связная речь: соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные), умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации, действий по картинке,умение составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможность диалога.
10. Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков
11. Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; не умеет поддерживать игру; предпочитает быть в одиночестве; плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; конфликтен; иное.
12. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость и т.д. умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.
13. Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность), тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно - расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное), успокаивается сам (а), по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность.
14. В разделе «Дополнительные особенности развития ребенка» можно отметить, к какому виду деятельности замечены склонности, проявление творческих способностей. Причины отставания в развитии. Положительные и отрицательные качества ребенка.

Диагностика индивидуальных особенностей детей:

1. Беседа и анкетирование родителей
Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
2. Диагностика развития ребенка:
Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.
Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.
3. Наблюдение за поведением в группе:
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты - наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.

Состав медико-психолого-педагогической комиссии:

• Воспитатели группы;
• Психолог;
• Логопед;
• Музыкальный руководитель;
• Физкультурный руководитель;
• Старший воспитатель;
• Старшая медицинская сестра;
• Руководитель структурного подразделения.

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)

Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка

1 этап. Выбор:
Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;
2 этап. Наблюдение:
• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика:
• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)
• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
• Подбор методик, определение методов и приемов работы
4 этап. Работа:
• Подбор индивидуальных заданий
• Связь с родителями и педагогами
• Домашние задания
• Корректировка задач, методов работы с ребенком
5 этап. Контроль:
• Итоговая диагностика
• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ

При разработке индивидуального маршрута дошкольника,
мы опираемся на следующие принципы:

Принцип опоры на обучаемость ребенка.
Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
Принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).
Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В.И. Слободчиков).
Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Организация эмоционального благополучия ребенка

I. «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
• «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.
• «Сочинение детьми творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.
• «Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.
• «Предметно-развивающая среда в группе» (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, емкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.
II. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям проводим:
• Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», подбери картинку).
• Чтение сказок разных народов, населяющих Россию.
• Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.
• Коллективные работы по изобразительной деятельности.
• Коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала).
• Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»).
• Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.
• Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.
• Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы. (оформленные в виде настенного панно, где есть места для фото каждого ребенка группы.
III. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
• Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
• Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.
• Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
• Игры драматизации.
• Театрализованные игры.
• Просмотр спектаклей,
• Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.
IV. Для развития социальных навыков у ребенка мы проводим:
• Дидактические игры («Правда или нет»).
• Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
• Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет»
• Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии.
V. Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют:
• НОД по экологии и по ОБЖ;
• чтение художественной литературы;
• дидактические игры природоведческого содержания;
• разбор ситуаций;
• просмотр спектаклей на экологические темы;
• акции (Посади дерево, покорми птиц);
• уход за растениями в уголке природы и на участке;
• трудовая деятельность (различные виды труда).

Необходимые критерии оценок результативности ребенка по социально - личностному развитию:

• Выработаны привычки нравственного поведения;
• Имеют способность к самооценке, оценке;
• Имеют представления о моральных качествах;
• Умеют непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми;
• Умеют по собственному побуждению оказывать посильную помощь: сверстникам, малышам, взрослым;
• Умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми;
• Умеет достойно выходить из конфликтных ситуаций;
• Сформированы основы безопасного поведения в различных ситуациях на дорогах, улице.

• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

1. Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, и др. видов творческих игр):
• побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов («Коммуникация», «Чтение»);
• учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью («Коммуникация»);
• устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации («Коммуникация»);
• в театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности - жесты, мимику, интонацию («Коммуникация», «Чтение»).
2. Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т.ч. моральным):
• развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости («Коммуникация», «Чтение», «Художественное творчество», «Музыка»);
• развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.);
• развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») («Труд»);
• формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» - «щедрость» и др.)
3. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире:
• продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах) («Познание», «Безопасность»);
• развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;
• развивать интерес к личному прошлому и будущему, побуждать задавать вопросы о себе, о родителях, о детском саде, школе, о профессиях взрослых и др. («Коммуникация», «Познание»);
• формирование представлений о собственной национальности, национальности родителей («Познание»);
• формирование представлений о собственном адресе (страна, город (село) и улица, на которой живет) («Познание», «Безопасность»);
• воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями главных улиц города, с его красивыми местами, достопримечательностями.

Для развития компетентности педагогов по данному вопросу провести консультации на темы:

«Формирование нравственного здоровья», «Игры на формирование доброжелательных отношений между дошкольниками», «Работа по ознакомлению детей с именем»,
Темы педсоветов: «Обеспечение психофизического здоровья дошкольников», «Учимся понимать друг друга»,
Подготовить методические рекомендации для педагогов: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие.


Используемая литература:
1. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду», Издательство-Мозаика-Синтез, Библиотека программы «От рождения до школы»;
2. Петрова В.И. Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду», Издательство: Мозаика-Синтез;
3. Волосовец Т.В. Казьмин А.М. Кутепова Е.Н. «Инклюзивная практика в дошкольном образовании», Издательство: Мозаика-Синтез;
4. Диагностический инструментарий для изучения результатов освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ, Издательство: Аркти, Серия: Управление ДОУ
5. Комарова Т.С. Соломенникова О.О. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу», Ярославль, 2006 г
6. Князькова О.Л. Я-ты-мы. Программа социально - эмоционального развития// М. Мозаика – Синтез 2005

Желаю всем творческих успехов!

Ирина Николаевна # 1 ноября 2015 в 13:53 +4

Работа, конечно, хорошая. Но многие ли из тех,кто пишет отзывы,работают непосредственно с детьми? Воспитателям,которые целый день работают с группой детей (а у нас их свыше 30 в группе),для того, чтобы заниматься всей этой "писаниной", надо бросить детей и работать только с бумажками.Поверьте мне, педагогу со стажем более 30 лет, что засилье документации в детском саду только мешает работать с детьми.Вот и приходится на работе уделять время детям, а бумажками заниматься дома, порой до часу и до 2 ночи, отрывая время у семьи и собственных детей.Как же мы раньше воспитывали замечательных детей,имея только перспективно-календарный план работы? А сейчас за бумагами детей не видно.Нам "сверху" спускаются распоряжения по ведению кучи ненужных нам для работы с детьми документов, чиновниками,которые, видимо, таким образом зарабатывают себе на жизнь.Лучше бы пришли на наше место и попробовали бы поработать с детьми в таком режиме.Вот тогда,наверное, не спускали бы таких требований.Очень люблю работать и с детьми, и с их родителями, пользуюсь авторитетом среди коллег, но от этой никому не нужной писанины хочется сбежать.

Елена # 18 ноября 2015 в 09:33 +3

Полстью согласна с Ириной Николаевной! Гадо бросить не только детей нруппы, но и забыть про свою семью, про своих детей. Возникает вопрос: "Как мы выросли и выучились, получили бесплатное высшее образование без этих маршрутов?" Да работа проделана колоссальная. но у нас в ДОУ есть много специалистов, которые ничем не занимаются, кроме хождения по кабинетам вышестоящих, рассказывая чем занят педагог во время работы с детьми, весь в "мыле", загнанный как лошадь, рычащий дома на домашних, лишь бы еиу не иешали работать, ведь у нас 6 часовой раюочий день, на работе, а то что дома сидим ночами выполняя спущенные ненужные директивы- это никому не надо!