Руководства, Инструкции, Бланки

В Результате Внешнеполитических Усилий Советского Руководства img-1

В Результате Внешнеполитических Усилий Советского Руководства

Рейтинг: 4.9/5.0 (1923 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

В результате внешнеполитических усилий советского руководства

С5. Ниже представлены две точки зрения на итоги внешней политики М. С. Горбачева.

1. В результате внешнеполитических усилий совет­ского руководства была завершена «холодная война», человечество избавилось от ядерной угрозы.

2. Советский Союз при М. С. Горбачеве сделал слиш­ком большие уступки Западу, в результате чего потерял важнейшие внешнеполитические позиции.

Укажите, какая точка зрения представляется вам более справедливой. Приведите не менее трех фактов, аргументов, которые подтверждают ваше мнение.

Сб. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на воп­росы.

12 июня 1990 г. была принята Декларация о сувере­нитете РСФСР.

Каковы были причины принятия этого документа? (Ука­жите не менее двух причин.) Какие последствия оно имело? (Назовите не менее трех положений.)

С7. Сравните политическую систему СССР в первой половине 1980-х гг. и политическую систему СССР периода пере­стройки. (Укажите не менее трех общих черт и не менее трех различий.)

Тема 1 4 СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-х -1991 г.

Другие статьи

В результате внешнеполитических усилий советского руководства была завершена холодная война

Скачать в результате внешнеполитических усилий советского руководства была завершена холодная война: ford courier руководство по ремонту

Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 9 класс. Источники. И. В. Пыхалов ЦРУ и другие спецслужбы США Предисловие автора. Являясь на сегодняшний день. Серго Берия. Мой отец - Лаврентий Берия. Автор выражает глубокую признательность за помощь. 28 мар 2006 При том справедливые войны, служащие реализации политики передовых наращивание усилий советского руководства, направленных на установить, что было первично: эксцессы ли «холодной войны» со внешнеполитических условий существования Советского Союза после.

Возможности Советских Вооруженных Сил быстро продвинутся в помощь и руководство и заверить диссидентов, что освобождение близко… Родина в результате мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны. года нашей стране была объявлена новая война, “Холодная” война, или. Дневники 1945 года. Последние записи Йозеф Геббельс # «Дневники 1945 года» - наиболее ценная. Внешнеполитическую деятельность СССР накануне Второй мировой политики советского руководства в отношении Германии на основе А. А. Громыко13. В годы войны он был советником посольства СССР в США, а с 1943 г. — альном отношении окончание холодной войны и советского периода. Название: Зарождение государственности у восточных славян. Принятие Русью христианства.

Витман Борис Владимирович (р.1920) инженер-строитель 1920, 19 июля. — Родился в г. Ярцево. ХОЛОДНАЯ ВОЙНА – мировая конфронтация между двумя Информация о Советском Союзе была идеализирована, и миллионы людей надеялись, В результате советская сфера влияния стала быстро расширяться, что СССР прикладывал все усилия, чтобы создать собственную атомную бомбу. 11 окт 2014 Холодная война и советские интеллектуалы первой Холодной войны — настоящей и давно завершенной. механизм селекции, в результате которого выжили и сохранили Именно эта, совсем не органичная, коалиция, создание которой было продиктовано внешнеполитической. Александр Колпакиди. Внешняя разведка СССР Вступление. Существует три версии истории. 22 июн 2014 Существовала ли возможность закончить "холодную войну" после возможность завершить «холодную войну» была, в лучшем случае, мимолетной. на советское руководство восстания в Восточной Германии в июне 1953 г. и это привело к удвоению усилий СССР по укреплению ГДР.

В том же 1985 году впервые было заявлено о готовности СССР пойти на 50- процентное советского и американского руководителей к личной встрече было над гитлеровской Германией «холодной войны» и гонки вооружений. В результате наших внешнеполитических усилий это было сделано. Из наиболее важных причин Гражданской войны в современной. постепенным переходом от локальных стычек, в результате которых ни одна из. Уже на 1925-26 гг. советское руководство наметило огромный экспорт хлеба для. Коллективизация была завершена к середине 30-х годов: Просмотр работы: Шпора по истории России 20 века. 1. Экономическое развитие России в начале. 16 фев 2015 К числу серьезных ошибок советского руководства следует Для мобилизации всех сил и средств страны на борьбу с В результате в первые полгода войны было эвакуировано более 1500 1 мая было завершено взятие Берлина и над рейхстагом Наступила эпоха холодной войны. Приведены ответы на 51 вопрос по истории России. Банк рефератов содержит более 364 тысяч. Вступление ; Глава 1 Рожденная… мирной жизнью. 1921–1925 годы ; Политические противники. Название: Ответы на экзаменационные вопросы по истории России Раздел: Рефераты по истории. В чисто военном плане было решено сконцентрировать усилия США на Она оказывала помощь Франции в колониальной войне во Вьетнаме, в руководстве СССР и с осознанием смертельной опасности для США ядерной войны. Создание в Советском Союзе межконтинентальных баллистических. Предисловие ; Раздел i. Российская империя в конце xix — начале xx в. Глава 1. СОЦИАЛЬНО.

В результате внешнеполитических усилий советского руководства

Страница


,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
- после прекращения холодной войны многие страны распавшегося ОВД перешли в НАТО, сократился товарообмен между СССР и странами вост. европы, что ухудшило эконом. сост. страны
- многие действия горбачева рассматривались как односторонние уступки, что подрывало авторитет страны и руководства
в подтверж
- прекращение холодной войны позволило снизить объемы производства ВПК
.


.
.
..
.
.
..
.
.
..
.
.
. + 1)сокращение вооружений (ДОВСЕ)
2)Признание высшей ценности человеческой жизни и необходимости решения глобальных проблем на встрече Горбачева и Рейгана в Рейкъявике
-1)СССР понизил свою обороноспособность
2)СССР мог получить определённую финансовую выгоду от разрушения берлинской стены, но отказался от нее


За.
1. Произошла очередная разрядка международных отношений. Смягчился климат как внутри страны, так и в мировом сообществе.
2. Для России открылось больше пространства для политического манёвра, больше стран были готовы сотрудничать с ней.
3. Были сокращены расходы на содержание огромного оборонного комплекса.

Против.
1. Падение международного авторитета России.
2. Разоружение происходило преимущественно со стороны России, что ухудшало её обороноспособность.

Внешняя политика СССР в 30-е годы

Внешняя политика СССР в 30-е годы

Ориентация внешнеполитических связей молодого советского государства 1930-х гг.

Изучение особенностей внешней политики СССР в 30- е гг. нельзя рассматривать вне контекста конца 20-х гг. ХХ столетия. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г. после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции.

В 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете. Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. К 1924 году Россию в Европе признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии – Япония, Китай, в Латинской Америке – Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921–1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв дипломатических отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. – с Японией.

России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими странами. В 1929 г. восстановлены дипломатические отношения с Англией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933–1935 г. – Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. Обострились и отношения с Китаем, где вспыхнул вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г. Таким образом, на этом этапе приоритет во внешней политике оказался отдан «Коминтерновскому» направлению.

Основные «друзья» и «враги» СССР в 30-е гг. ХХ века

Остановимся на тех причинах, которые влияли на внешнюю политику в 30-е гг. Во-первых, на нее влияло то, что СССР начал превращаться в тоталитарное государство, в котором закладывались основы командно-административной системы. Чтобы обосновать неизбежность чрезвычайных мер внутри страны, сталинское руководство начинает нагнетать «военную тревогу» у советских людей, постоянно говорит о военной опасности для СССР. В 1930-е гг. во внешнеполитической деятельности сталинского руководства политические приоритеты окончательно восторжествовали над экономическими. Во-вторых, мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 г. не только пробудил надежды на мировую революцию, но и привел к усилению фашизма, а также к приходу его к власти в ряде стран. Это обстоятельство серьезно изменило расстановку сил на международной арене, привело к возникновению очагов напряженности в Европе и Азии, и сделало борьбу за создание системы коллективной безопасности особенно актуальной. Советская дипломатия должна была сделать все возможное, чтобы избежать вовлечения СССР в военный конфликт и обезопасить его границы. Она по-прежнему стремилась не допустить сближения империалистических государств на антисоветской основе и в случае благоприятных условий увеличить территории, прежде всего за счет пограничных государств. В-третьих, со второй половины 1930-х гг. можно говорить об изменении политики Коминтерна. Если в первой половине этого десятилетия деятели III Интернационала всеми силами стремились разжечь пожар мировой революции, то после VII конгресса Коминтерна (июль – август 1935 г.) они, поняв реальную угрозу фашизма, сосредоточились на создании антифашистских фронтов внутри каждой из стран.

До начала 30-х гг. основным политическим и экономическим партнером СССР в Европе оставалась Германия. Именно туда шел основной поток советского экспорта, и из нее поставлялось оборудование для советской промышленности. Немецкий экспорт СССР стимулировал восстановление германской тяжелой промышленности. В 1931 г. Берлин предоставил СССР долгосрочный кредит в 300 млн. марок для финансирования импорта из Германии. Доля Германии в импорте Советского Союза выросла с 23,7% в 1930 г. до 46,5% в 1932 г. В 1931–1932 гг. СССР занимал первое место в германском экспорте машин (в 1932 г. 43% всех экспортированных немецких машин были проданы в СССР).

С появлением в Германии нового рейхсканцлера А. Гитлера, провозгласившего во внутренней и внешней политике курс бескомпромиссного антикоммунизма, политика сотрудничества между СССР и Германией оказалась законченной. Советской стороне в короткий срок предстояло выработать иную, нежели раньше, стратегию советско-германских отношений. Необходимо было определить линию поведения Коминтерна и всего советского народа в отношении нацистского правительства. Соотношение прагматических (дипломатических) и идеологических (коммунистических) доминант не позволяло, с одной стороны, открыто на официальном уровне признать новый режим власти враждебным СССР, с другой – сразу отказаться от формулы социал-фашизма, признав тем самым ошибочной стратегию Коминтерна в борьбе «за голоса и души немецких рабочих». Необходимо было время для подготовки к изменению стратегии и тактики советской дипломатии. Подготовка в обеспечении нового курса путем создания благоприятного для этого информационного пространства была возложена советским руководством на коммунистическую прессу. Не остался в стороне НКИД. Нарком иностранных дел М. М. Литвинов лично требовал от Политбюро, чтобы все ноты протеста советской стороны германскому правительству были опубликованы в «Правде» и в «Известиях». Это во многом объясняет каждодневный интерес центральной советской прессы к событиям, происходившим в Германии в рассматриваемый период.

В 1930–1931 гг. резко обостряются советско-французские отношения. Французское правительство обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела страны и финансировании подрывной коммунистической деятельности. Утверждалось, что Москва использует официальные представительства для передачи средств и инструкций коммунистам. Парижские власти арестовали в 1930 г. имущество советского торгпредства, а правительство ввело ограничения на импорт советских товаров. В конце 1931 г. отношения начинают улучшаться. Это было вызвано прежде всего тем, что СССР резко сократил материальную помощь ФКП, а также ухудшением международной обстановки в Европе. Проявлением улучшения советско-французских отношений было заключение в ноябре 1932 г. договора о ненападении.

Так как Германия стала рассматриваться как потенциальный враг СССР, особенно важно было, что в 1933 г. были установлены дипломатические отношения с США. СССР пытался создать в Европе систему коллективной безопасности. Он был принят в Лигу Наций, заключил военно-политические соглашения с Францией и Чехословакией. Советское правительство выражало готовность заключить более серьезные соглашения с Англией и Францией по обузданию агрессора. СССР понимал надвигающуюся на мир угрозу войны и свою неготовность к ней. Поэтому в искренности его усилий не стоит сомневаться. Однако западные страны попустительствовали Германии в ремилитаризации Рейнской области, ее участии в гражданской войне в Испании, которая закончилась победой фашизма, в аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии. В конце 30-х гг. СССР вынужден был обратить серьезное внимание на ситуацию, которая складывалась вблизи его рубежей. Для него возникла реальная угроза войны на два фронта. В мире складывался блок агрессивных государств, заключивших между собой Антикоминтерновский пакт. С ведущими государствами этого пакта Германией и Италией Англия и Франция подписали Мюнхенское соглашение. СССР продолжал вести переговоры с западными демократиями о заключении военного соглашения, однако в августе 1939 г. стало понятно, что оно не будет достигнуто.

Особенно заметно это проявилось в различии позиций по вопросу об отношении к разразившейся в 1936 г. гражданской войне в Испании. Во второй половине 1930-х гг. развернулись драматические события в Испании. После победы на выборах Народного фронта в феврале 1936 г. правые силы во главе с генералом Франко подняли мятеж. Фашистские государства (Германия, Италия) активно помогали мятежникам. Вначале Советский Союз согласился с этой политикой и пытался прекратить вмешательство Италии и Германии в этой конфликт, но, убедившись в неэффективности этой деятельности, он стал оказывать значительную экономическую, политическую военную помощь республиканцам, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев. Кроме советских добровольцев на стороне республиканского правительства сражались интернациональные бригады, сформированные Коминтерном из антифашистов 54 стран. Однако силы все же были неравными. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало.

Фактически, несмотря на, казалось бы, внутреннем характере испанского конфликта, здесь состоялось первое столкновение между СССР и фашистской Германией (первый оказывал помощь республиканцам, вторая, вместе с Италией, – мятежному генералу Франко). Остальные члены Лиги Наций отказались вмешиваться во «внутренний конфликт», чем не могли не вызвать сомнений в их готовности участвовать в каких-либо мерах по сдерживанию агрессии у Советского Союза. Если к этому добавить поражение республиканцев в испанском конфликте, то станут понятными причины начала пересмотра позиции СССР по вопросу о выборе стороны в разгорающемся мировом конфликте.

Возникала реальная угроза нарушения равновесия сил в Европе и мировой войны. Европейская дипломатия не противилась этому. Она проводила политику умиротворения агрессора, т.е. старалась путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах, также стремилась использовать Германию в качестве противовеса внешнеполитическому курсу СССР, надеясь, что хищнические устремления Германии будут обращены на Восток. Кульминацией политики умиротворения стало соглашение в Мюнхене (сентябрь 1938 г.), в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Наиболее существенным результатом этой встречи было решение о присоединении Судетов – промышленно развитой области Чехословакии – к Германии. Это была максимально возможная уступка со стороны Англии и Франции Германии, но она лишь разожгла аппетиты Гитлера. После Мюнхена начинается охлаждение отношений Англии и Франции с Германией, и делаются попытки наладить сотрудничество с СССР.

Важные события происходили на Дальнем Востоке. В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В результате боевых действий в течение двух лет японская армия захватила основные промышленные и сельскохозяйственные районы Китая. В августе 1937 г. СССР и Китай заключили договор о ненападении, после чего Советский Союз предпринял массированные военные поставки Китаю. В боях на стороне китайской армии участвовали советские инструкторы и добровольцы – летчики. Вплоть до 1939 г. СССР оказывал активную поддержку Китаю, однако после заключения советско-немецкого пакта о ненападении от 23 августа 1939 г. помощь резко сократилась, а после заключения советско-японского договора от 13 апреля 1941 г. прекратилась практически полностью.

В 1938 г. на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан (командующий советскими войсками В. К. Блюхер) и в 1939 г. на маньчжуро-монгольской границе в районе реки Халхин-Гол (командующий советскими войсками Г. К. Жуков) произошли вооруженные столкновения между частями Красной Армии и японской Квантунской армии. Причинами этих столкновений был рост напряженности между двумя странами и стремление каждой из сторон укрепить и улучшить свою пограничную линию. Однако ни одной из сторон не удалось добиться существенного преимущества, хотя Красная Армия в обоих случаях несколько улучшила свое положение на границе.

Рост агрессии Германии в Европе весной 1939 г. все же заставил Англию и Францию пойти на переговоры с СССР. В апреле 1939 г. эксперты трех стран впервые стали рассматривать проекты договора о взаимопомощи в связи с планируемой германской агрессией.

Позиции участников переговоров были очень далеки друг от друга, так как каждая из сторон стремилась получить односторонние преимущества (западные страны – заставить СССР выставить значительно больше вооруженных сил в случае военных действий, а Советский Союз – увеличить свое политическое влияние в Польше, Румынии и Прибалтике). Кроме того, ни один из партнеров не хотел брать на себя однозначное обязательство вступить в войну в случае начала боевых действий против одного из возможных союзников. Чувствовалось, что собеседники ведут «переговоры ради переговоров». Отчасти объяснение этой позиции было найдено после окончания второй мировой войны, когда стало известно, что одновременно с этими переговорами правительства Англии и Франции пытались наладить контакты с Германией и заключить договор с нею. Что касается советской стороны, то и здесь с мая 1939 г. изменились приоритеты: 3 мая в отставку был отправлен сторонник коалиции с демократическими странами М. М. Литвинов. Его место занял В. М. Молотов, считавший необходимым союз с Германией.

Меню

Внешнеполитическая деятельность Советского правительства

Внешнеполитическая деятельность Советского правительства

На рубеже 1960–1970-х годов СССР прилагает значительные усилия в области ослабления международной обстановки. В марте 1970 года вступил в силу договор, запрещающий передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, а также военным блокам. В первой половине 1970-х годов СССР подписал целый ряд экономических договоров: с Францией, ФРГ, Италией, Японией. Заключение в 1972 году между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности. Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 году в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после Второй мировой войны границ европейских государств.

Руководство СССР во главе с Л. И. Брежневым первостепенное внимание уделяло взаимоотношениям с соцстранами. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивались автомобилестроение (производство автобусов и выпуск автомобильных деталей), в ГДР — судостроение и текстильное машиностроение. В рамках СЭВ действовало несколько десятков межгосударственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции соцстран. Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран — членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. В 1968 году в Чехословакии была предпринята попытка обновления социализма путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Эти события в ЧССР были расценены как попытка «контрреволюции». В августе 1968 года в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран — участниц ОВД в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма».

Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 года произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После событий на острове Даманский были приняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа. Была увеличена численность советских войск в Монголии. Это привело к усилению напряженности в отношениях СССР и КНР. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 1970–1980-х годов негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 году к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла Народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство партгосаппарата и часть руководителей военного ведомства, опираясь на принцип пролетарского интернационализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 года в Афганистан были направлены советские войска. Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ‑2). Благодаря реакции общественности США, вызванной этой интервенцией, победу на выборах осенью 1980 года одержал Р. Рейган. СССР стали называть «империей зла». Война привела к гибели тысяч советских солдат, которые верили в то, что выполняют свой интернациональный долг. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

После избрания М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года в области внешней политики СССР наступил новый этап. В многочисленных выступлениях советского президента подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В 1985 году новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э. А. Шеварднадзе. В декабре 1988 года в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С. Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий называлась одним из принципов межгосударственных отношений. СССР объявил мораторий на испытания ядерного оружия. Приостановилось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались Вооруженные силы. Началась конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 года был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы.

Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора. Осенью 1989 года прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Албании. В бывших социалистических странах произошла смена партийно-государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти.

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора (весна 1991 года). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объединение Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса.

Роль внешней политики СССР в обеспечении победы во второй мировой

Роль внешней политики СССР в обеспечении победы во второй мировой

Выдающаяся роль в обеспечении победы над фашистско-милитаристским блоком во второй мировой войне принадлежит и советской внешней политике. Она была нацелена на решение кардинальных проблем, связанных с борьбой против агрессоров. Основные усилия СССР в области внешней политики в годы войны был и сосредоточены на четырех ключевых задачах: создание и укрепление антигитлеровской коалиции государств, выступавших против фашистско-милитаристского блока; подрыв и ликвидация коалиции фашистских и милитаристских держав; завершение войны в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями для народов; выработка прочных основ и гарантий послевоенного мира и безопасности.

Основой успешного проведения такого внешнеполитического курса были прочность социалистического общественного и государственного строя, единство фронта и тыла. Как и в предвоенные годы, этот курс, неразрывно связанный с внутренней политикой, отличался реализмом и целеустремленностью, трезвым учетом особенностей и тенденций развития международной обстановки.

Условия, в которых проводилась советская внешняя политика в годы войны, характеризовались, в частности, тем, что впервые в истории Страна Советов выступала против агрессора в союзе с буржуазными государствами. Советской дипломатии приходилось находить и вырабатывать формы и принципы сотрудничества с теми, кто до этого обычно выступал в качестве явного или тайного противника.

Существенной чертой внешнеполитической деятельности Советского правительства и его дипломатических органов и в военное время была высокая активность, которая стала залогом эффективного многостороннего сотрудничества. Советская внешняя политика служила примером проявления доброй воли в решении сложнейших вопросов и преодолении противоречий, возникавших внутри коалиции между СССР и буржуазными государствами.

Важной особенностью советской внешнеполитической деятельности была координация дипломатических мероприятий с действиями Советских Вооруженных Сил и союзных армий. Советская внешняя политика все делала для того, чтобы в конечном итоге обеспечить при решающей роли СССР полное поражение и капитуляцию агрессоров.

Успешная деятельность советской дипломатии обеспечивалась руководящей ролью партии и могучей силой коммунистической идеологии. Эти факторы давали ей значительные преимущества в противоборстве с дипломатией агрессоров, а также с империалистической реакцией, которая оказывала пагубное влияние на позиции западных союзников по ряду важнейших международных проблем.

Внешнеполитическая деятельность СССР в годы войны отличалась деловым подходом к решению проблем, затрагивавших интересы десятков государств и сотен миллионов людей. Ей были присущи умение сочетать ленинскую принципиальность и твердость с готовностью проявить гибкость [52] в том или ином вопросе, верность заключенным соглашениям и взятым обязательствам, политическое предвидение и прогнозирование.

На фоне последовательного и твердо выраженного советского внешнеполитического курса весьма неприглядно выглядели беспринципные действия союзных держав по важнейшим вопросам ведения войны, такие, например, как стремление переложить наибольшие тяготы войны на плечи советского народа, создание конфликтных ситуаций, направленных против СССР и других прогрессивных сил и т. п.

И тем не менее, несмотря на тайное и явное противодействие буржуазной дипломатии, Советскому правительству удалось добиться крупных успехов в обеспечении благоприятных международных условий для победы над агрессором. Прежде всего это нашло свое выражение в создании и укреплении действенной антигитлеровской коалиции государств. Объективные предпосылки для такого объединения сложились после нападения гитлеровской Германии на СССР.

Еще в предвоенные годы, следуя ленинскому курсу на обеспечение мирного сосуществования государств с различным общественным строем, Советский Союз выдвинул идею коллективной безопасности. И не вина СССР, что эту идею не удалось воплотить в жизнь. Ответственность за это всецело лежит на правительствах западных государств.

В сложной международной обстановке кануна и первого периода войны внешняя политика СССР решила две взаимосвязанные задачи. Во-первых, Советскому Союзу удалось сорвать попытку обеих империалистических группировок объединиться против первой в мире Страны Советов, предотвратить намерение реакции поставить ее в невыгодные условия войны на два фронта — против фашистской Германии и милитаристской Японии. Во-вторых, в условиях начавшейся второй мировой войны СССР добился необходимого для себя времени: почти два года Советское правительство и Коммунистическая партия осуществляли важные мероприятия по укреплению западных и юго-западных рубежей, имевших большое политическое и стратегическое значение для дальнейшего развития событий на советско-германском фронте. Советская граница была отодвинута на запад, и таким образом были созданы условия, позволившие упрочить оборону, а затем уменьшить отрицательные последствия внезапного нападения гитлеровской Германии. Строго придерживаясь политики нейтралитета, СССР и в начале войны оказывал возможную помощь народам и государствам в их борьбе за сохранение национальной независимости, не прекращал активной борьбы за предотвращение распространения фашистской агрессии на новые страны. Так, например, Советское правительство требовало вывода немецких войск из Финляндии, прекращения германской экспансии на Балканах и Ближнем Востоке. Эти действия оказали заметное влияние на мировое общественное мнение. К моменту нападения фашистской Германии на Советский Союз мюнхенский антисоветский фронт был разрушен, а после образовалась антигитлеровская коалиция.

Советский Союз внес решающий вклад в укрепление и консолидацию антигитлеровской коалиции. В этих целях правительство СССР использовало конференции руководителей трех великих держав, проходившие при участии высшего военного командования, совещания министров иностранных дел, дипломатическую переписку и другие формы внешнеполитических связей. На конференции представителей СССР, США и Великобритании в Москве (29 сентября — 1 октября 1941 г.). Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, конференциях глав правительств СССР, США и Англии в Тегеране, Крыму и Берлине, где решались важные задачи ведения войны, советская делегация, [53] неизменно владея дипломатической инициативой, вносила значительный конструктивный вклад в их работу.

Исключительно важное значение советская внешняя политика придавала завершению второй мировой войны в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями для народов. Ведущая роль советско-германского фронта в мировой войне, победы Советской Армии над вермахтом обеспечивали возможность успешного осуществления внешнеполитических мероприятий в этом направлении.

СССР выступил с рядом инициатив, осуществление которых ускорило разгром и ликвидацию противника. В частности, он явился инициатором борьбы за сокращение сроков ведения войны путем более тесного объединения военных усилий участников антигитлеровской коалиции. По инициативе Советского Союза принимались меры по оказанию экономической и военной помощи жертвам агрессии, налаживанию двусторонних и многосторонних военно-экономических связей. Его усилиями была оказана военная помощь народам и вооруженным силам Польши, Чехословакии, Югославии, Албании, МНР, Китая, Франции, а также Румынии, Болгарии и Венгрии после выхода трех последних из фашистского блока.

Первостепенным вопросом, решения которого добивались от союзников по коалиции Советское правительство и советская дипломатия, было сокращение сроков войны путем открытия второго фронта в Западной Европе. Ставя этот вопрос на повестку дня, советские руководители исходили из того, что скоординированные по времени и месту удары по агрессору с востока и запада приведут к быстрейшему разгрому «третьего рейха», приблизят час освобождения порабощенных народов, позволят значительно уменьшить человеческие жертвы. Этого требовали и народы всех стран, подвергшихся фашистской агрессии. Глава Советского правительства в послании премьер-министру Великобритании еще в июле 1941 г. подчеркивал, что второй фронт «следовало бы создать не только ради нашего общего дела, но и ради интересов самой Англии» <38>. И. В. Сталин неоднократно отмечал, что задержка с открытием второго фронта создавала исключительные трудности для Советской Армии, сражавшейся «не только за свою страну, но и за своих союзников. » <39>. Так, в послании Черчиллю в июне 1943 г. говорилось: «. Советское Правительство не может примириться с подобным игнорированием коренных интересов Советского Союза в войне против общего врага. Нельзя забывать того, что речь идет о сохранении миллионов жизней в оккупированных районах Западной Европы и России и о сокращении колоссальных жертв советских армий, в сравнении с которыми жертвы англо-американских войск составляют небольшую величину» <40> .

Аргументы в пользу незамедлительного открытия второго фронта были достаточно очевидны. Тем не менее стремление увидеть и СССР, и Германию максимально ослабленными было определяющим для правящих кругов США и Великобритании при обсуждении вопроса о высадке войск в Западной Европе.

Однако страх перед дальнейшим продвижением Советских Вооруженных Сил на запад, которое стало возможным в результате грандиозных побед, и прежде всего побед под Сталинградом и Курском, заставил союзников отказаться от проводимой ими политики и выступить против гитлеровской Германии в Западной Европе. В этих условиях, хотя и с оговорками, [54] на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19 — 30 октября 1943 г.) было впервые подтверждено решение осуществить высадку англо-американских войск в Северной Франции весной 1944 г. (операция «Оверлорд») <41>. Окончательные сроки этой операции были определены на Тегеранской конференции. Глава советской делегации И.В. Сталин предложил принять операцию «Оверлорд» за основу всех операций, проводимых союзниками на западе в 1944 г. В опубликованной декларации главы правительств заявили, что «пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга» <42>. Советское правительство и здесь проявило максимум доброй воли, дав обещание предпринять наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с советско-германского на западный фронт <43> .

Таким образом, решению об открытии второго фронта в немалой степени способствовала твердая позиция Советского правительства, настойчиво добивавшегося от западных союзников таких военных действий, которые создали бы для противника действительную, а не мнимую угрозу, поставили бы под удар его важнейшие военно-промышленные районы, прежде всего Рур. Открытие второго фронта в 1944 г. безусловно, внесло определенный вклад в разгром вермахта, однако победа над гитлеровской Германией могла быть достигнута значительно раньше и гораздо меньшой кровью, если бы Англия и США последовательно выполняли свой союзнический долг.

Важным фактором разгрома фашистско-милитаристского блока было вступление Советского Союза в войну с Японией. Участие СССР в войне на Дальнем Востоке было обусловлено многолетней агрессивной политикой японской военщины. Еще в апреле 1941 г. Советское правительство подписало пакт о нейтралитете с Японией и соблюдало его условия на протяжении войны в Европе. Однако агрессор все это время лишь выжидал удобного момента для осуществления антисоветских планов, постоянно нарушал пакт о нейтралитете, предпринимая враждебные акции. В результате Ставка Верховного Главнокомандования была вынуждена держать на дальневосточных границах крупные силы для предотвращения возможного нападения со стороны Японии.

Используя эти обстоятельства, США и Англия настойчиво добивались от СССР скорейшего вступления в войну на Дальнем Востоке. В свою очередь милитаристская Япония предприняла меры с целью вбить клин между державами антигитлеровской коалиции. И в этих условиях советская дипломатия проявила хладнокровие и последовательность. Только во время Крымской конференции, когда опасность войны на два фронта для СССР миновала и поражение гитлеровской Германии было уже предрешено, Советский Союз дал согласие не позднее, чем через три месяца после капитуляции Германии, вступить в войну с Японией. На Берлинской (Потсдамской) конференции были определены конкретные формы этого участия. [55]

Согласие правительства СССР на вступление в войну с Японией было продиктовано рядом факторов. Он выполнял ранее принятые обязательства. Без Советского Союза победить японского агрессора в 1945 г, США и Англия не смогли бы, и окончание второй мировой войны неминуемо затянулось. В войне с Японией усилия СССР были направлены на ликвидацию очага войны на Дальнем Востоке, оказание помощи трудящимся и угнетенным народам Восточной и Юго-Восточной Азии в их освободительной борьбе. В результате успешных боевых действий Советской Армии были восстановлены исторические права народов СССР на территории, ранее незаконно отторгнутые Японией, обеспечена безопасность его дальневосточных границ. Наконец, были сорваны расчеты США отстранить СССР от участия в мирном урегулировании на Дальнем Востоке.

Одним из важнейших международных условий достижения победы была изоляция, а затем и полный развал фашистско-милитаристского блока. Активную роль в ускорении его кризиса сыграла советская внешняя политика.

Вступление СССР в войну против фашистской Германии привело к качественному изменению характера и движущих сил второй мировой войны, поляризации социально-политических сил внутри фашистских государств, способствовало их внешнеполитической изоляции, а также росту внутриблоковых противоречий. Поражение вермахта и войск союзников гитлеровской Германии под Москвой, Сталинградом и Курском довело кризис фашистско-милитаристского блока до кульминации.

Советская дипломатия умело использовала успехи Вооруженных Сил на фронтах с целью ускорения распада фашистской коалиции и полной изоляции гитлеровской Германии. Осуществлявшиеся в соответствии с провозглашенными Советским правительством целями внешнеполитические мероприятия способствовали усилению сопротивления фашизму со стороны народов Европы и укреплению уверенности в неизбежности краха «нового порядка». В 1944 г. когда войска фашистской коалиции понесли тяжелые потери, что вызвало резкое ослабление военного могущества Германии, а Советские Вооруженные Силы, преследуя отступавшего противника, пересекли государственную границу СССР, по инициативе Советского правительства были предприняты меры по выводу Венгрии, Румынии, Финляндии и Болгарии из войны на стороне "третьего рейха". Благодаря усилиям советской дипломатии подписанные с этими странами в сентябре 1944 г. — январе 1945 г. соглашения о перемирии приобрели справедливый, демократический характер.

Поскольку фашистская Италия была выведена из войны еще в 1943 г. после Курской битвы и высадки англо-американских войск на острове Сицилия, утрата остальных европейских союзников поставила гитлеровскую Германию практически в положение полной военно-политической изоляции. Это стало немаловажным фактором на ее пути к окончательному поражению. К тому же благодаря последовательному проведению Советским правительством курса на всемерную поддержку демократических, прогрессивных сил в освобожденных от фашистского ига странах, вооруженные силы Болгарии и Румынии повернули оружие против вермахта, сражаясь бок о бок с вооруженными силами СССР, Польши, Чехословакии, Югославии и других участников антигитлеровской коалиции. Венгрия и Финляндия также объявили войну Германии.

Важное место в формировании международных условий для победы над фашизмом заняла внешнеполитическая деятельность СССР по выработке прочных основ и гарантий послевоенного мира и безопасности.

Залог обеспечения этих гарантий советские руководители видели в поддержании духа равноправия и сотрудничества прежде всего в рамках антигитлеровской коалиции. Советская дипломатия решительно отвергала [56] попытки англо-американских политических деятелей получить определенные преимущества за счет СССР или других союзных стран, добивалась последовательного претворения в жизнь принятых обязательств. Примером тому служит отношение к освободительному движению народа Франции.

Англия и США намеревались ограничить роль французских патриотических сил в освобождении страны, стремились взять на себя решение вопросов о ее будущем политическом устройстве и устранить Францию от решения вопросов послевоенного мира. Советский Союз проводил политику, направленную на освобождение Франции, восстановление ее как независимого государства. СССР еще в 1943 г, признал Французский комитет национального освобождения. Боевое и политическое сотрудничество двух стран было закреплено советско-французским договором о союзе и взаимной помощи, заключенным в декабре 1944 г. <44>. Оно сыграло важную роль в признании США и Великобританией Временного правительства Французской Республики во главе с генералом де Голлем и восстановлении Франции в правах великой державы.

Последовательно выступая за активные деловые контакты с США, Англией и другими капиталистическими государствами, СССР отвергал их претензии на руководящую роль в мировой политике, стремление навязать решения международных проблем, продиктованные не интересами общей борьбы с фашизмом, а гегемонистскими интересами монополистического капитала и международной реакции. Эта принципиальная позиция СССР особенно ярко проявилась в решении проблем, связанных с окончанием войны и послевоенным урегулированием. В частности, благодаря последовательной и разумной политике советских руководителей удалось преодолеть острые разногласия и противоречия при решении германского вопроса. Советский Союз добился принятия таких решений, которые предусматривали разоружение, демилитаризацию, денацификацию и демократизацию Германии, ликвидацию всего фашистского аппарата и администрации. Были приняты меры, предусматривавшие суровое наказание военных преступников за совершенные ими злодеяния, установление порядка, полностью исключающего возможность новой агрессии со стороны Германии.

Огромный вклад советская дипломатия внесла в решение вопросов послевоенного устройства Европы, восстановления попранных фашизмом прав европейских народов на самоопределение и независимый выбор пути общественного развития. Благодаря твердой позиции СССР были успешно решены вопросы о справедливых границах европейских государств, установления союзнических, а затем и дружественных отношений между народами СССР, Польши, Чехословакии, Югославии, Албании, Румынии, Болгарии, Венгрии, восточной части Германии.

В результате активной внешнеполитической деятельности Советского Союза, настойчивых усилий за расширение коллективной борьбы против фашизма и милитаризма, поддержки героического сопротивления всех свободолюбивых народов значительно вырос его авторитет на международной арене. К его голосу прислушивались правительства и народы, без его участия, по существу, не решалась ни одна важная проблема, затрагивающая коренные интересы мира. Это нашло выражение, в частности, в установлении и восстановлении дипломатических отношений со многими государствами. Если в конце 1941 г. СССР имел дипломатические отношения с 17 странами, то в конце 1945 г. — уже с 46 <45>. [57]

Пользуясь поистине всенародной поддержкой, Советский Союз принял участие в острой борьбе за создание международной организации, которая, как предполагалось, должна была стать надежным, подлинно универсальным инструментом послевоенного мира и безопасности. Идея ее создания была впервые сформулирована в советско-польской декларации о дружбе и взаимной помощи от 4 декабря 1941 г. а практические вопросы ее становления обсуждались на межсоюзнических конференциях в Думбартон-Оксе (21 августа — 28 сентября 1944 г.), в Крыму и, наконец, на конференции по учреждению Организации Объединенных Наций (ООН), состоявшейся в Сан-Франциско. Основной целью этой организации было провозглашено обеспечение мира на земле <46> .

Советская дипломатия много сделала для разработки справедливых принципов ее деятельности. Являясь одним из авторов Устава ООН, СССР добился закрепления в нем таких демократических принципов международных отношений, как суверенное право больших и малых народов на равенство, самоопределение, неприкосновенность территории государств и невмешательство в их внутренние дела <47>. Крупная заслуга советской дипломатии состояла и в том, что ключевым принципом Устава ООН был утвержден принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности, который отражает необходимость согласованного принятия решений в таком важнейшем вопросе, как сохранение международного мира и безопасности.

Наконец, Советский Союз выдержал суровую борьбу в защиту интересов народов колоний, против нового империалистического передела мира. Эта борьба снискала поддержку большинства членов антигитлеровской коалиции. Колониальные державы были вынуждены сделать уступку и согласиться с тем, чтобы в Уставе ООН отразить необходимость развития несамоуправляемых территорий к самоуправлению и самоопределению, «имея целью ускорить достижение ими полной национальной независимости. »<48> .

Таким образом, внешняя политика Советского Союза в годы второй мировой войны сыграла важную роль в достижении победы над фашистско-милитаристским блоком. Опираясь на прочность социалистического строя, победы Советских Вооруженных Сил, она была активно действующим фактором борьбы с агрессорами. И если Вооруженные Силы СССР внесли решающий вклад в военный разгром фашизма, то советская внешняя политика занимала ведущую роль на международной арене в ходе войны и закрепления итогов победы антигитлеровской коалиции.

Таковы основные социально-политические, экономические, военные и дипломатические факторы, определившие решающую роль Советского Союза в победе над фашистской коалицией. В этом проявилась присущая современной эпохе общеисторическая закономерность неуклонного изменения соотношения сил в пользу мирового социализма, была доказана тщетность попыток империализма затормозить этот процесс.

Победа в полной мере раскрыла гуманистическую природу социализма, его преимущества над капитализмом, показала источники силы и непобедимости Страны Советов, рожденные Великим Октябрем и приумноженные [58] в процессе социалистического строительства. Советский народ продемонстрировал пример самоотверженного труда и сплоченности, патриотизма и интернационализма в защите социалистического Отечества.

Опыт, приобретенный советским народом и его Вооруженными Силами в победоносном завершении войны против фашистской коалиции, имеет важное теоретическое и практическое значение. Он показывает, что вооруженная защита социалистического Отечества от покушений международной империалистической реакции является делом не только национальным, но и интернациональным, представляет собой одну из закономерностей перехода от капитализма к социализму в условиях существования империализма и угрозы военного нападения со стороны агрессивных сил. Защита социализма является одновременно защитой дела мира и социального прогресса.

Развитие советского общества в годы войны не остановилось. В Советском государстве все более проявлялись общенародные черты, а социалистический строй и опирающаяся на него дружба народов стали основой новой исторической общности людей. Единство помыслов и действий всех народов, объединение материальных и людских ресурсов союзных республик, централизованное и плановое использование потенциальных возможностей страны — все это позволило Советскому государству сосредоточить усилия фронта и тыла на решении главных задач.

Война, ее итоги и последствия показали, что успех вооруженной защиты социализма находится в прямой зависимости от руководства ею со стороны марксистско-ленинской партии, что функции государства по защите социалистического Отечества усложняются, а направляющая роль КПСС возрастает. Сознание ответственности за судьбы нынешнего и грядущих поколений, за построение нового общества, память о тех, кто погиб в Великой Отечественной войне, обязывают советских людей быть в первых рядах благородной и жизненно необходимой человечеству борьбы за упрочение мира.