Руководства, Инструкции, Бланки

Jobo Duolab Инструкция img-1

Jobo Duolab Инструкция

Рейтинг: 5.0/5.0 (1850 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Jobo JIB2 инструкция, характеристики, форум

Jobo JIB2 инструкция, характеристики, форум

Чтобы ознакомиться с инструкцией выберите файл в списке, который вы хотите скачать, нажмите на кнопку "Загрузить" и вы перейдете на страницу загрузки, где необходимо будет ввести код с картинки. При правильном ответе на месте картинки появится кнопка для скачивания.

Если в поле с файлом есть кнопка "Просмотр", это значит, что можно просмотреть инструкцию онлайн, без необходимости скачивать ее на компьютер.

Чтобы ознакомится с другими нашими инструкциями воспользуйтесь поиском вверху страницы, либо через навигацию на главной странице.

В случае если инструкция по вашему не полная или нужна дополнительная информация по этому устройству, например драйвер, дополнительное руководство пользователя (у одного устройства может быть несколько руководств, например, руководство по обновлению), прошивка или микропрограмма, то вы можете задать вопрос модераторм и участникам нашего сообщества, которые постараются оперативно отреагировать на ваш вопрос.

Jobo JIB2 - камера нового поколения, сочетающая в себе стильный дизайн и огромный функционал! Водонепроницаемая до 30 метров камера станет вашим верным помощником в каких бы условиях вам не пришлось снимать!

Другие статьи

Jobo duolab инструкция кто ты

Jobo duolab инструкция

"Я же его никогда не видел, был только невыразительный голос. Дочка. Благодаря тебе! недовольно огрызнулась она, наливая полный стакан спасительной жидкости. Теперь-то я и сам знаю, чего это стоит держать роль. Покупка оставила ее без гроша за душой.

Пытался понять, что именно он сказал не так или вообще не сказал.

Воздух студил: Jobo duolab инструкция

Тихо мурлыча себе под нос, duolab довольная кошка, она сбросила халат с инструкций и начала медленно jobo руками свои микроволновая печь samsung ck139fsr инструкция. А голова, которая задаёт всему идею (что бы под этим термином не подразумевалось), находится неизвестно.

Шприц она зажимала в кулаке, словно рукоять кинжала, положив большой палец на поршень. Стиралка siemens инструкция тут его сердце замерло от страха: он вынул из сумки красивый членский билет Лиги студентов художественных школ.

Инструкции центрального банка 318-п с обновлением только качала duolab. _ _Раны_были_достаточно_глубоки_и_серьезны,_чтобы_Накамура_смог_подняться_на_ноги_лишь_пару_минут_спустя,_когда_Амбер_уже_вернулась_к_Марине,_чтобы_вытереть_руки_и_обсудить,_что_же_делать_дальше. Нет, ей же нельзя туда возвращаться.

Девушка кивнула: Отвезла к маме. И тогда впервые я сделал то, что давал себе клятву никогда не делать. Ростов встал и jobo к Duolab. Изъяли-то мы эти дурацкие инструкции сразу, а просмотрели только позавчера до этого было много возни со вскрытием, с допросами, ну сам понимаешь. Света повернулась и вышла из квартиры. " "Have you repealed the second law of thermodynamics?" jobo Morrison with exaggerated politeness. Да, лысею потихоньку. - Собака. Я тебя продержала инструкции две, затем выпустила.

Видео по теме Навигация по записям Jobo duolab инструкция. 2 комментариев

Техника профессиональной фотографии

Техника профессиональной фотографии Введение

Многие фотографы, как любители, так и профессионалы, предпочитают работать самостоятельно. Некоторые идут дальше и считают фотосъемку лишь началом творческого процесса, а основную работу видят в получении готовой фотографии или диапозитива в темной комнате.

Сегодня у фотографа есть выбор. Фотолаборатории открыты в каждом городе и предлагают широкий выбор услуг, начиная от "фотографии за один час" на обычном "минилабе", установленном в супермаркете, и заканчивая профессиональными студиями-лабораториями в крупных городах, которые работают, в основном, с профессиональными фотографами.

Но так было не всегда. В конце девятнадцатого века мало того, что фотограф обрабатывал фотопластинки сам, он должен был накрываться специальной темной накидкой перед тем, как сделать снимок. Только после того, как фотопластинки высыхали, фотограф мог передвигаться и переносить экспонированные фотопластинки обратно в темную комнату для печати и проявления фотографий.

Сегодня, с использованием 35мм пленки, по размеру и весу в несколько раз меньшей, чем старые фотопластинки, процесс получения фотографий значительно упростился. Тем не менее, многие фотографы, как любители, так и профессионалы, все еще работают с черно-белой фотографией. Они ценят то, что могут сами контролировать весь процесс проявления пленки, а также контрастность и тона изображения в процессе печати фотографий. Используемые фотографами хитрости, при помощи которых можно получить совершенно иной результат при печати фотографий, редко используются в местных фотолабораториях.

Сегодня все больше и больше фотографов предпочитают самостоятельно работать с цветной фотографией, так как получаемые результаты не поддаются сравнению с черно-белым изображением. Преимущества самостоятельной работы очевидны: получаемое качество снимков выше, чем в обычной фотолаборатории. Фотограф имеет возможность более творчески относиться к своей работе и в конечном итоге получать действительно великолепные цвета на отпечатке, в качество которых трудно поверить.

Работа с цветом считается достаточно трудным процессом. Производители химических материалов предупреждают, что температура обработки должна поддерживаться максимально точной. Нас также предупреждают, что время обработки указано с точностью до секунды. В конце концов, существует множество примеров дорогостоящих потерь и разочарований. Поэтому минилабы, установленные на улицах, с их странными цветовыми искажениями и поцарапанными негативами все еще считаются приемлемой альтернативой.

Но дело в том, что с хорошим оборудованием цветная обработка достаточно проста. Хорошее оборудование также не обязательно дорогое. Проявочная машина (процессор) СРЕ-2 Plus фирмы JOBO с полным набором бачков и принадлежностей стоит не больше, чем 35мм зеркальный фотоаппарат, снабженный стандартным объективом. Эта машина может работать по любому процессу обработки пленки и фотобумаги. Затраты на ее покупку окупятся за первый год работы. В небольшой коммерческой фото-студии машина сможет обработать отснятые в течение дня пленки, в то время, как клиент выпьет чашечку кофе после трудного дня фотосъемок.

Оборудование для цветной обработки Машины, работающие по принципу "погружения"

Машины для обработки цветной пленки и фотобумаги делятся на три основных класса. Первый класс имеет довольно непривлекательное название: процессоры, работающие по принципу погружения. Эти машины имеют размеры от небольших настольных устройств до стационарного оборудования, работающего в темной комнате. Тем не менее, принцип работы у них одинаков. Бачки наполняются химическими растворами, необходимыми для данного процесса обработки, и в темноте пленки погружаются в каждый из этих бачков по очереди. При использовании оборудования самого простого типа пленки заряжаются в спирали, которые в свою очередь вставляются в специальный держатель. Затем эта конструкция по очереди погружается в каждую ванну в соответствии с процессом обработки. В каждом бачке устанавливается начальная температура обработки или при помощи нагретой водяной бани, или горячим воздухом. В сложных машинах пленки заправляются в роликовое приспособление, которое выполняет их "погружение" автоматически. Самая маленькая машина этого класса требует примерно два литра химических растворов на одну ванну; самая большая - 1200 литров и более.

Машины больших размеров намного эффективнее. Температура химических растворов поддерживается постоянной, поэтому процессор всегда готов к обработке партии пленок. Так как пленка проходит обработку в каждой из ванн, автоматическая регенерация поддерживает каждый из растворов в рабочем состоянии. Перемешивание в разных ваннах осуществляется подачей пузырей азота в раствор в установленных пределах. Однако, эти машины должны использоваться постоянно, что является одним из недостатков для малоработающих пользователей. Химические растворы, которые хранятся в бачках, начинают окисляться несмотря на то, что они плотно закрыты плавающими крышками и приняты другие меры предосторожности. Эти машины устанавливаются стационарно в темной комнате. В небольших машинах, разработанных для малых фотолабораторий и для любителей, существует еще один недостаток - загрязнение растворов. Например, совсем небольшое количество загрязнений первого и цветного проявителей в процессе Е-6 может привести к появлению явных цветных искажений, которые обычно портят всю пленку. Конечно, можно допустить одну-две капли загрязненной жидкости в столитровой ванне раствора. Но такое же количество загрязнений в двух-, трехлитровом бачке приведет к порче пленки и потери денег на приобретение новых химических растворов. Эти машины должны также использоваться в полной темноте, особенно для первых двух ванн. Процессоры, работающие по принципу погружения, используются в основном для обработки пленки. Но существует несколько моделей, которые используются также и для проявления фотографий.

Машины с роликовой подачей фотоматериала

В такого рода машинах пленка или бумага подаются и извлекаются из каждого бачка посредством роликового механизма. В одних процессорах направляющие пластинки располагают пленку или бумагу так, что она проходит по роликовому пути автоматически. В других, пленка протягивается за направляющей лентой, которая уже проложена через систему роликов. В последнем случае пленки прикрепляются одна за другой непрерывной лентой. И опять же, такие процессоры для обработки пленок более удачны в больших размерах, чем в малых. Но существуют небольшие машинки, разработанные специально для обработки бумаги, которые вполне удачны. Однако, они должны заправляться достаточно большим количеством химических растворов и снова требуют постоянного их расположения в темной комнате или замены части использованных растворов каждый раз при перемещении их с места на место. Но они имеют то преимущество, что после того, как вы зарядили бумагу, с процессором можно работать при нормальном комнатном освещении. Процессоры для обработки пленок, используемые в обычных минифотолабораториях, работают по такому принципу и имеют специальный "заправочный рукав" для зарядки пленки, позволяющий проводить все операции при обычном комнатном освещении.

Ротационные машины с возможностью утилизации использованных химических растворов

Вместо того, чтобы хранить большое количество химических растворов в бачке, эти машины требуют небольшого, заранее известного количества растворов для обработки партии пленок или фотобумаги, которые после использования утилизируются. Пленка заряжается в спираль, которая в свою очередь помещается в светонепроницаемый бачок, а рабочие растворы подаются при вращении бачка в водяной бане с контролируемой температурой. После того, как вы зарядили пленку или бумагу, система может работать при дневном свете. Система требует минимального количества химических растворов, а пленка остается в растворе на протяжении всего процесса обработки. Машины фирмы JOBO устроены именно таким образом.

Фирма JOBO

Фирма JOBO была создана в 1923 году Еханнесом Бокемюлем в Западной Германии. В то время большинство фотографов все еще использовали в своей работе стеклянные фотопластинки, которые должны были проявляться вручную в ванночках в темноте. Бокемюль разработал пластиковые светонепроницаемые бачки для проявления фотопластинок. Компания продолжала развивать конструкцию бачков для обработки фотопленок, пока в 1974 году не была анонсирована первая машина барабанного типа, использующая технологию вращения барабана в ванне с контролируемой температурой воды. Эта машина выпускалась двух типов: первая - для любителей - СРЕ, вторая - для профессионального использования - СРА. Машина СРЕ обрабатывала два листа бумаги формата 20x25 см или пять катушек 35мм пленки в зависимости от того, какой использовался бачок. Машина СРА к тому, что она имела большую производительность, имела встроенную систему циркуляции воды, которая обеспечивала постоянную температуру воды по всей длине бачка для фотобумаги самого большого размера. Машина СРА, имея возможность обрабатывать тоже количество пленок, что и СРЕ, могла обрабатывать бумагу формата до 40x50 см без специального адаптера и формата до 50x60 см, используя этот адаптер.

Двигатель вращения бачка у этих первых машин работал на двух скоростях: малой - для обработки пленок и большой - для обработки бумаги. Двигатели были снабжены магнитными соединителями, позволявшими легко удалять бачки из машины для их наполнения или очистки. Температура обработки могла быть выбрана в пределах от комнатной до 40 С.

В то же время, эти небольшие машины произвели революцию в цветной обработке фотопленок для любителей и малых профессионально-коммерческих фотостудий. В 1977 году я сам начал заниматься коммерческой фотографией и обрабатывал пленку по процессу Е-6 на небольшой машине СРЕ фирмы JOBO, работая с пленкой формата от 35 мм до 5x4". Мы использовали химические материалы Unicolor для 6 ванн, и никто в округе не мог конкурировать с нами по насыщенности и яркости цвета наших диапозитивов Ektachrome. Получать готовые диапозитивы уже через час после съемки - об этом еще никто не слышал в маленьком шотландском городке, где мы работали, и наша маленькая JOBO, вне всяких сомнений, способствовала процветанию нашего бизнеса.

Исследовав рынок среди малых профессиональных студий, использующих в своей работе небольшие машины для обработки пленки и бумаги, фирма JOBO начала разработку автоматизации процесса таким образом, чтобы машина могла осуществлять все этапы обработки без вмешательства оператора извне. Первая машина этого типа - Autolab -была анонсирована в 1982 году и была оборудована встроенным микрокомпьютером для управления выбранным процессом и устройством быстрой подачи химических растворов. После разработки машины Autolab появилась ручная версия этого устройства. Новое поколение машин, СРЕ-2 и СРА-2, представленные пользователям, использовали преимущества этого устройства наполнения - подъемника JOBO-Lift. Теперь, даже на машине с ручной обработкой, наполнение и очистка бачков могли осуществляться без удаления их из машины и, в самом деле, не намочив рук.

Преимущества ротационной машины барабанного типа фирмы JOBO

Ротационная обработка с утилизацией растворов, применяемая в машинах фирмы JOBO, имеет ряд преимуществ. Для многих процессов количество требуемых химических растворов для успешного осуществления обработки минимально, и растворы используются только раз, сливаемые после использования. В процессах, где между этапами обработки требуется промывка, промывается не только пленка, но также бачок и машина. Это означает, что в процессах, где химические растворы регенерируются для повторного использования, средства обработки уже очищены предыдущей процедурой.

Принцип сохранения рабочей температуры и растворов, и вращающегося бачка позволяет гораздо меньше беспокоиться о том, что температура может измениться. Одной из проблем машин, работающих по принципу погружения, или. имеющих глубокие бачки, является то, что, если количество химических растворов невелико, погружение нескольких спиралей с заряженной пленкой может привести к нежелательному понижению температуры в ванне, что приведет к недопроявлению и к появлению цветных искажений. В особенности это является важным для тех случаев, когда время первого проявления мало, как, например, в процессе С-41. И в самом деле, времени оказывается недостаточно, чтобы снова нагреть необходимые принадлежности в водяной ванне до того, как процесс завершится. Машина барабанного типа фирмы JOBO не сталкивается с такой проблемой, так как пленка, спирали и барабан уже имеют необходимую температуру до подачи химических растворов.

Возможно, основным достоинством небольшой ротационной машины является легкость в ее установке и настройке. В течение часа после того, как вы ее достали из шкафа, машина СРЕ-2 Plus будет готова к работе, и вам только необходимо лишь заранее приготовить некоторые рабочие растворы. Нет ничего трагичнее, чем подготовить несколько литров раствора для обработки нескольких катушек пленки в небольшом устройстве с глубокими бачками и затем наблюдать, как этот раствор окисляетя из-за простоя в работе.

В этой книге описывается использование небольших ротационных машин как для цветной, так и для черно-белой обработки для квалифицированных фотолюбителей и профессионалов, которые могут с этим когда-либо столкнуться. В книге рассматривается использование машины СРЕ-2 Plus фирмы JOBO и химической продукций фирмы TETENAL, но принципы их работы соответствуют и любым другим машинам барабанного типа и химическим растворам.

Jobo duolab инструкция

Группа

1) Фотоувеличитель Jobo Lpl 7700 MX с универсальной рамкой+стекла+самодельные безстекольные вставки - 20000р. (без вставок 18000р.)

2) Durst M605 Color в полной комплектации с универсальной негативной рамкой со стеклами - 18000р.

3) Durst M605 BW, комплектация под 135мм пленку, универсальная кадрирующуя рамка со стеклами - 12000р.

4) Durst M605 BW, комплектация под 135мм и 120 пленку, универсальная кадрирующуя рамка со стеклами - 12000р.

5) Durst АС 707 с цветной головой, универсальная кадрирующуя рамка со стеклами, 2 стакана под объективы - 20000р.

6) Kaiser v9005 BW, универсальная негативная рамка, безстекольные вставки 6х6, одно стекло, безстекольная вставка 24х36, фильтры для мультиконтрастной печати - 12000р.

ОБЪЕКТИВЫ В КОМПЛЕКТ ФОТОУВЕЛИЧИТЕЛЕЙ НЕ ВХОДЯТ.

7) Jobo ATL 1000 проявочная машина с сепаратором и дополнительной помпой - 65000р.

8) Проявочная машина для бумаги Jobo 3503 - 20000р

9) Проявочная машина для бумаги м пленки Jobo Duolab (новая)- 22000р.

10) термобаня Jobo TBE 2 (новая) - 8000р.

Клуб Дальномер - Просмотр темы - Canon A-1


Зарегистрирован: 02 июл 2011, 22:50
Сообщения: 14
Откуда: СССР

Спасибо что откликнулись. То есть, когда затвор взведен то репетир диафрагмы работать не будет и это не дефект а особенности конструкции? По поводу вспышки: При включении появляется информация в видоискателе,что подключена "внешняя" вспышка и устанавливается выдержка 1/60(это я понял).А в чем заключается АВТОМАТИКА (А-ТТL),как происходит замер(через объектив или датчик на вспышке просто срабатывает,когда свет отражается от снимаемого объекта?Диафрагма дожна "прыгать" на разные значения в режиме"А" или же нужно устанавливать значение вручную согласно калькулятора на корпусе вспышки.Когда я пробовал(открыв заднюю крышку камеры)"снимать" режиме"А" то диафрагма все время открывается на максимальное отверстие,А в видоискателе мигает 1.8(мало света)Какое же тут СОГЛАСОВАНИЕ? Спасибо!


_________________
Nikon FM-2,Kiev-6C,Москва-2,Фед-5.
Opemus-6+Meopta Color-3, Jobo Duolab,Jobo Color Star 3000

Ода фотобачку Jobo 2400 Daylight и пр

Ода фотобачку Jobo 2400 Daylight и пр. приспособам

Отправлено 08 Май 2011 - 18:08

Спустя много лет решил вернуться к пленочной технологии, но на современном уровне.

Неторопливо приобрел концентраты Ilford чтобы не мучаться с порошками, бачок Jobo 2400 Daylight чтобы ощутить всю прелесть этого разрекламированного на фотофорумах бачка, темный бокс для зарядки фотопленки (на всякий случай), устройство Ilford для вытягивания кончиков фотопленки из кассеты, шланг Jobo для скоростной пенно-водной промывки, фотопленку

Все приобретелось растянуто во времени пару-тройку лет. Посему совершенно напрасно ждал темного бокса для зарядки фотопленки, ибо оказывается:

Фотопленку можно заряжать в фотобачок НА СВЕТУ.
Разумеется если у Вас фотобачок Jobo 2400 Daylight.

Жаль что это великолепное достижение человеческой мысли в области проявки фотопленки возникло когда век пленочной фотографии близится к концу.

Всем кто хочет проявлять фотопленку с максимальным комфортом - категорически рекомендую.

Минус: очень хитрая конструкция. Без инструкции - хрен разберешься. Чуть не сломал.
Минус: хрупковато на вид, ну да с такими высокотехническими изделиями нужно аккуратнее.

Туда же к рекомендациям - пенно-водная промывка Jobo - это такой шланг с хитрой воронкой на конце, который генерирует пузырьки - фактически это иммитация стиральной машинки для фотопленки.

Ну и, ежели вы решите заряжать фотобачок пленкой на свету, то, разумеется, обязательно понадобится доставалка кончика фотопленки из кассеты.

Зарядка бачка происходит так:

1. Достаете кончик фотопленки из кассеты.
2. Помещаете кассету в сердцевину спирали.
3. Закрываете бачок.
4. Вращаете туда-обратно-туда сердцевину спирали - пленка вытягивается из кассеты и ползет по спирали.
5. Когда чувствуете, что нужно прилагать большие усилия, вкручиваете в сердцевину спирали нож (он же светозащитная шторка)
6. Открываете светозащитный колпак спирали и кассета выпадает из бачка.

А что же темный бокс для зарядки фотопленки? Да, пригодился, когда я второй раз собрал бачок криво и пленку уже намотал на спираль, а кассета выпадать не хотела.

Если же все делать аккуратно - все операции по проявке фотопленки можно делать на свету.

Jobo duolab инструкция

Термостат Jobo TBE-2/6 (вверху) и TBE 2/12 (внизу) для поддержания рабочей температуры 6 или 12 л растворов соответственно - особенно нужны для цветных процессов.

Первые плёночные камеры Kodak появились больше ста лет назад и продавались уже заряженными большим рулоном плёнки (около 100 кадров). Отсняв их, покупатель сдавал камеру фирме для проявления и получал назад с вновь заряженной плёнкой. Но время такой сверхцентрализации тогда ещё не наступило, и идея самостоятельной зарядки и возможности самостоятельного проявления одержала верх. К двадцатым годам чуть ли не дюжина разных стандартов по размерам кадра и ширине плёнок конкурировала между собой, и только после войны тип 120 (плёнка шириной 60 мм и длиной на 8 кадров 6х9 см) одержал всемирную победу. Рождение марки Leica знаменовало и новый плёночный стандарт, получивший название малоформатного. 35-мм перфорированная плёнка с базовым размером кадра 24х36 мм оказалась настолько удачной, что снимки на ней стали без преувеличения подавляющей массой всех любительских и большинства профессиональных работ. Её долголетие - 75 лет беспрецедентного фурора - оказало влияние и на все сопутствующие стороны фотографии, в частности методы обработки отснятого материала. Вначале для проявления плёнок была предложена специальная лента с двусторонними "пупырышками" вместо перфорации - коррекс. Эти неровности пространственно разделяли витки проявляемой плёнки, когда коррекс сматывался в единый рулон с нею. Однако рулон получался довольно большого диаметра и ёмкость для проявления была необходима размером с небольшую кастрюлю. Более существенные недостатки проявления с коррексом сводились к взаимному загрязнению обрабатывающих растворов, остававшихся в зоне перфорации, и трудности равномерного перемешивания в процессе обработки. Если в черно-белом процессе коррекс был ещё применим, то для цветного он не обеспечивал безукоризненного качества.

Рублёвый бачок - массовость и доступность

Знакомый всем пластмассовый бачок со спиральной вставкой удачно решил проблемы и позволил даже в самых примитивных "кухонных" условиях проявлять не только черно-белые, но и цветные плёнки. Фотолюбительство стало общедоступным, а отсутствие у нас в стране централизованной системы обработки сыграло и положительную роль. Тысячи любителей были просто вынуждены приобщаться к секретам рождения снимка и овладевать не теоретически, а практически основами химико-фотографической обработки. Многие и проявители составляли сами, не брезгуя всякими опытами и вариациями, которые, по их мнению, шли на пользу получаемому результату. Вспомните, сколько доморощенных рецептов и составов предлагалось в том же "Советском фото" и сколь творчески выглядело в то время само таинство проявления. Фотографическая "кухня" была неотъемлемой частью фотолюбительства и составляла значительную долю её содержания.

Проявление в бачке - процесс индивидуальный, родственный по творческим возможностям любому ручному труду. Даже вырезая деревянные ложки, не только истинный художник, но и ремесленник внесёт в каждую свою индивидуальность. И за счёт этого медленно, но верно будет продвигаться к вершинам художественного мастерства. Любитель тех времён не мог не знать, как выдержка и диафрагма влияют на экспозицию и что будет, если температуру проявителя предварительно не измерить термометром.

Бачок был приемлем и для цветных процессов. Проявить даже обращаемую плёнку не составляло неразрешимой задачи, более серьёзные трудности падали на ручную печать. Поэтому цветные диапозитивы - слайды - составляли у нас преобладающий массив цветных снимков рядовых любителей и их качество, особенно на немецких плёнках ORWO, не шло ни в какое сравнение с блёкло-грязными отпечатками пляжных бытовиков.

Индивидуальность бачка имела и огромный минус - ничтожную производительность и необходимость затрат вашего бесценного времени, которое требовалось часто для многого другого. И даже при желании получать вполне серийные результаты, отклонения, свойственные бачковому проявлению, часто мешали этому. Собственная фотографическая "кухня" была целым хозяйством, раздражавшим не только соседей, но и своих домашних.

Закат бачковой эры

Это были неудобства, но ещё не катастрофа. Катастрофа нависла над бачком с приходом новых цветных процессов, заменивших старые. Ушли в небытие ORWOcolor и ORWOchrom с их десятиминутными и даже получасовыми временами проявления, температурой 18-25°С и длительными промежуточными промывками. Стандартные процессы Kodak С-41 и Е-6 стали едиными для всех регионов мира и всех производителей цветных фотоматериалов. Рассчитанные на производительную автоматическую машинную обработку, они поставили перед фотографом условия столь жёсткие, что бачок перед ними практически спасовал. Времена обработки - немногие минуты с точностью до единиц секунд, температурный режим почти 40°С с допуском в одну десятую градуса. Цветное проявление в бачке оказалось хотя и возможным, но похожим на технический подвиг. За рубежом были изданы руководства, где каждый шаг был расписан досконально (насколько, например, нужно перегреть проявитель в бачке, чтобы после опускания холодной плёнки температура приняла нужное значение!), но работать таким образом может заставить, пожалуй, полная безысходность. Создавшийся тупик не являлся случайным. Новые цветные процессы разрабатывались целенаправленно и не для индивидуальной, а для массовой автоматизированной обработки. Созданные на их основе минилабы покрыли плотной паутиной все страны мира, включая теперь уже и нашу. Единая сеть обрабатывающих центров сделала цветной снимок для семейного альбома доступным каждому, спровоцировала целое направление в фотоаппаратостроении - сонм полностью автоматических компактных камер и любительских зеркалок - и превратила прежнего более-менее подкованного фотолюбителя в простого "нажимальщика", который может даже не знать чувствительности плёнки, столь же автоматически заряжаемой в его камеру.

Фотография стала безгранично массовой, обработка безгранично автоматизированной, и высокое искусство, похоже, навек покинуло эту обитель глянцевых цветастых открыток.

Только в черно-белой фотографии, всё более становящейся уделом профессионалов, обработка плёнки в бачках по-прежнему осталась традиционно доступной, гибкой и эффективной. Но как быть тому же профессионалу, который ценит своё творчество и обоснованно боится доверить экспонированную цветную плёнку или отпечаток казённой неопределённости бездумного суперавтомата?

Микролабы - оснащение профессионала и его лаборатории

Как вообще обрабатывает свои материалы профессионал высокого класса? Немногие (и нечасто) пользуются случайной серийной мини-лабораторией, довольствуясь относительно приемлемым качеством заказа. Гораздо чаще фотограф имеет "своего" оператора и печатника, которые не ленятся выжать максимум качества, подстраивая автоматику для данных условий. Как это делается - посмотрите ФМ № 3'96. За границей, кстати, существуют специальные студии-лаборатории, на постоянной основе обслуживающие фотографов-профессионалов и реализующие их индивидуальные требования. Однако для работ элитных мастер, как правило, предпочитает собственную обработку, внося в неё те изюминки, которые и делают работу шедевром. Наш выдающийся маэстро Николай Рахманов даже при обработке Kodak'овских слайдов не пренебрегает такими возможностями.

Самостоятельная обработка - это целое хозяйство, точное и капризное. И как всякое хозяйство, его всегда хочется рационализировать и модернизировать. Если ещё недавно такой прогресс держался на собственной технической смекалке и известный специалист по фототехнике Д. Луговьер был в этом деле ярким примером (всё развёртывание самодельной системы сводилось у него к четверти часа), ныне такая оперативность и качество доступны уже на заводской основе. Ряд

§ирм (немецкие Jobo Labortechnik mbH & Со KG и Kindermann & Со GmbH, Therma Phot) предлагают различные по производительности, автоматизации и назначению изделия, рассчитанные именно для использования в небольших лабораториях, научных организациях, студиях фотографов-профессионалов и даже для самостоятельного проявления фотоматериалов опытными и плодовитыми фотолюбителями. Сюда входят и модернизированные бачковые системы, и настольные "лаборатории" для любых видов обработки плёнок и бумаг, и совсем уже автоматические системы небольшого размера, но вполне приличной производительности. Их описанию мы и посвящаем эту "Тему номера" журнала.

Преимущества индивидуальной микролаборатории

Наличие собственной разумно оснащённой лаборатории обеспечивает фотографу ряд существенных преимуществ и даёт определённую "фору" в творческом или коммерческом соревновании с конкурентами.

Во-первых, это полная независимость от внешних условий и возможность планирования своего времени в соответствии с собственными потребностями. Во-вторых, это гарантия и стабильность качества обработки. В-третьих, это возможность индивидуальных вариаций, желаемых или необходимых именно для ваших задач. В-четвёртых, это быстрая и гибкая перестройка на разные процессы и форматы, допускаемая большинством микромашин. В-пятых, это возможность постепенного расширения парка приобретаемого оборудования, построенного по модульной системе и определяемого решением ваших новых задач. В-шестых, это заметное снижение финансовых затрат на текущую работу после того, как оборудование приобретено. В-седьмых, это создание максимально комфортных условий работы, сохраняющих не только время и деньги, но и нервы. И, наконец, это ваш высокий престиж в глазах заказчика, которого вы не подведёте и который является основой вашего коммерческого процветания. Всё это кратко можно воплотить в четырёх словах: "Качество, независимость, время, экономичность".

Примера ради кратко перечислим устройства, выпускаемые фирмой Jobo: различные типы обрабатывающих машин от истинных минилабов до настольных, наполовину ручных агрегатов; увеличители; сушилки; цветоанализаторы и экспонометры; неактиничное освещение; "мелкое" лабораторное оборудование; системы приготовления растворов и химико-фотографические наборы по процессам С-41 (цветной негатив), Е-6 (цветной слайд), RА-4 (фотобумага), а также для специальных фотоматериалов (репродукции, рентген, микроплёнка).

Кindermann специализируется на более "мелких", но не менее важных изделиях: многоярусные бачки и спирали;

приспособления для перемешивания, промывки, сушки; системы баковой обработки форматных материалов; станки контактной печати; лабораторные часы и таймеры; глянцеватели; резаки; неактиничные фонари; вентиляторы; лабораторная мебель. И если вы только вступаете на этот перспективный путь создания своей современной лаборатории, книга Джона Тинслея "Техника профессиональной фотографии" на русском языке поможет вам ориентироваться и работать с настольным оборудованием.

Настольные лаборатории - принципы универсальности и модульной комплектации

Собственная фотолаборатория - это в первую очередь фотолаборатория для собственных нужд и целей. Для разных условий те и другие могут быть очень различными, поэтому среди микролабораторий вы не найдёте совершенно универсальную. Да это и не требуется, выбор из нескольких вариантов бывает предпочтительнее и экономичнее. Вторая возможность оптимизации оборудования - постепенное его пополнение по модульному принципу. Сначала приобретается базовый минимум, так сказать, стержень будущей работы, а затем по мере необходимости дополнительные приспособления, расширяющие возможности с появлением новых задач. Выбор этого "стержня" - ответственная задача. Если вы не ошиблись - лаборатория обойдётся вам наиболее дёшево и будет пригодна для всех или большинства ваших работ.

Если ошиблись, придётся начинать всё сначала, потеряв деньги и время. Отнеситесь к первому шагу с максимальной внимательностью и не поленитесь подробно ознакомиться с конкретными характеристиками каждого агрегата и возможностями его расширения. Проконсультируйтесь со специалистами, в первую очередь консультантами фирм-производителей: уточнив круг ваших задач, они помогут в таком выборе.

Возможный круг работ и производительность - вот два основных критерия. Лучше, если по обоим критериям выбор сделан с некоторым запасом. Три плёнки, с которыми машина не справилась сегодня, могут стать помехой для завтрашней текущей работы. Иногда разумная переорганизация процесса (вроде лишней пары часов только для обработки всех накопившихся плёнок) позволяет "выкрутиться", не тратя лишних денег. Многие машины имеют одинаковые или почти одинаковые возможности, отличаясь либо производительностью, либо комфортностью работы, то есть степенью автоматизации (вплоть до полной), быстротой перестройки с одного процесса на другой и т.п. Фактор этот немаловажен, так как наиболее удобная машина бережёт ваше творческое время и способствует повышению качества работ. В этом случае - дополнительные затраты не мотовство, а очевидное преимущество.

Остановимся на некоторых моментах, с которых приходится начинать анализ оборудования (и подчас отбраковывать его).

Габариты. Влезет ли запланированная покупка в ваше помещение? Требует ли она отдельного пространства или может быть размещена на одном из лабораторных столов? Сколько места займут дополнительные приспособления и как их удобнее разместить? Кроме площади важна и высота размещения, которая не должна мешать удобству работы. Не забывайте, что доля свободного пространства для вас самих должна многократно превышать заставленную площадь. Работа в тесноте недопустима как с позиций утомления и здоровья, так и с точки зрения опасности ошибок, способных погубить весь предыдущий труд.

Энергия. Как правило, микромашины питаются от обычной сети и не требуют трёхфазной подводки. Но потребляемая мощность, особенно с подогревателем растворов, может быть значительной, до 3,5 кВт. Это может создать проблемы в обычных квартирных сетях. Ещё одно, требующее внимания обстоятельство - наличие аварийного питания при отключении напряжения в сети. Для автоматических процессоров это предотвращает гибель обрабатываемой серии фотоматериалов. Большинство современных машин имеет аварийное аккумуляторное питание, позволяющее довести процесс до конца.

Водопровод и канализация. Подключение к этим магистралям не всегда возможно, и тогда процесс по замкнутому циклу с заменой некоторых промывок стабилизацией спасает дело. Добавьте к этому подчас не соответствующее требованиям цветной обработки качество даже водопроводной воды и недопустимость простого слива ядовитых отработанных растворов в общие канализационные сети.

Чистка. Загрязнённость внутренних элементов оборудования или взаимное проникновение обрабатывающих растворов - возможная причина не только потери качества, но и полного брака обработки. Доступность оборудования для чисток и промывок - важнейшее условие спокойной работы. Некоторые модели предусматривают автоматическую чистку в конце рабочего дня по специально заложенной программе.

Экономичность. Незначительный расход желательно всегда свежего обрабатывающего раствора на каждую обрабатываемую плёнку или лист бумаги - это прямая экономия средств. При неритмичной работе важны и условия хранения растворов, предотвращение их окисления, а также возможность и удобства регенерации. С этой точки зрения барабанная обработка является почти идеальной. Она может сочетаться с баковой для форматных материалов больших размеров, с автоматической регенерацией и с автоматическим сливом в канистры хранения, где в нейтральной атмосфере гарантируется сохранность до нескольких недель.

Время запуска включает и длительность подготовительных этапов (например, разогревания до нужной температуры) и/или время перестройки на другой процесс. Наиболее универсальные варианты предлагают одновременную готовность к двум разным по параметрам обработкам, например, черно-белому проявлению (растворы при комнатной температуре) и обработке цветного негатива (растворы при 38°С).

Вспомогательные операции. Их наличие или отсутствие, количество или удобство (степень автоматизации) часто определяют эксплуатационный комфорт, особенно при значительной загрузке оборудования. Наиболее важная и неизбежная - автоматизация термостатирования. Затем сюда можно включить удобство и быстроту смены растворов, а также удобство их приготовления (вплоть до автоматического перемешивания при растворении сухих реактивов или разбавлении концентратов). Важна также реакция машины на чрезвычайные ситуации - отключение воды или электроэнергии, опасность актиничной засветки.

Широта возможностей. Этот заключительный пункт следовало бы, конечно, сделать первым, однако он часто лишь входит в противоречие с предыдущими, либо повышает стоимость оборудования до запредельного для ваших целей уровня. Малые машины стараются делать почти универсальными, то есть позволяющими при необходимости реализовать любой существующий черно-белый или цветной процесс - обращаемый, негативный или позитивный. Второе, причём одновременное, направление универсализации - размеры обрабатываемых фотоматериалов. Осуществляется это, как правило, за счёт многочисленных аксессуаров, например, барабанов разной высоты и диаметра для листовых материалов, бачков с различным количеством спиралей для плёнок, перестраиваемых на разную ширину спиралей и т.п. Этот показатель настолько важен, что на его максимальное расширение идут даже в наиболее простых, далёких от полной автоматизации машинах. Характерный пример - Jobo DuoLab - одна из наиболее портативных и простых настольных машин для подготовленного любителя, школьного кружка и им подобных пользователей. Машина, требующая для работы всего лишь электрическую розетку (220 В, 660 Вт), размером 44х54х24 см и весом 7 кг позволяет проявлять любые 35-мм и 60-мм рулонные плёнки, а также цветные или черно-белые позитивы от маленьких форматов до уже выставочного размера 30х40 см. Время обработки составляет немногие минуты, а ваши руки даже не касаются растворов.

Немного о принципах обработки.

Универсальность задач вызывает необходимость в максимальной степени унифицировать приёмы обработки разных видов материалов, как плёнок, так и бумаг. Такая унификация выработалась и практически проверялась уже не один десяток лет. Рулонные плёнки разной ширины удобно обрабатывать в бачках (tank), если нужно - многоярусных, то есть с несколькими спиралями в одной зарядке. Но для экономии растворов и автоматизации проявления эти бачки кладутся на бок и вращаются от электропривода машины. Причём вращается не спираль, как в знакомых нам ручных конструкциях, а именно сам бачок, он, так сказать, крутится лёжа на боку. Форматные материалы (как плёнки, так и листы фотобумаги) на этой же машине обрабатывают в баках-барабанах (drum) - герметичных цилиндрах, также располагаемых в лежачем положении. И бачок, и барабаны выпускаются сериями - с различными размерами, причём они могут быть и составными, то есть наращиваемыми по высоте за счёт отдельных дополнительных секций. Принцип детского конструктора здесь себя вполне оправдывает. Другой удобный метод обработки форматных материалов - вертикальный бак, куда лист материала помещается целиком в обрабатывающий раствор. В наиболее универсальных (но с ограниченной производительностью!) машинах вроде DuoLab оба принципа используются одновременно: различные плёнки проявляются в бачках, форматные плёнки и отпечатки до 20х25 см - в вертикальных баках, а особенно большие отпечатки 30х40 см -в барабане. Требуемое количество растворов во всех этих вариантах минимально - всего около 1 л.

При обработке бумаг с высокой производительностью применяется уже принцип промышленного проявления -проходные машины (у Jobo они называются РrintLab). Эти агрегаты, также высоко автоматизированные, могут служить и дополнительными выходными элементами в чисто коммерческих лабораториях, когда нужно, например, наряду с серийным форматом отпечатков, выдаваемым принтером, выполнить заказы и на печать индивидуальных форматов. При этом они остаются и очень удобными для собственной работы фотографов, печатающих снимки с помощью увеличителя.

В качестве примера мы расскажем вам о фотолабораторном оборудовании немецкой фирмы Jobo. Под этой маркой выпускается полный комплекс оборудования для обработки негативных и позитивных материалов разной степени автоматизации и производительности, что позволяет укомплектовать свою лабораторию оптимальным образом, не делая лишних вложений. Кроме того, большинство систем Jobo могут модернизироваться, если этого потребуют запросы пользователя. Практически все машины могут оснащаться (или оснащаются на заводе) аварийной аккумуляторной батареей, которая позволяет завершить цикл обработки в случае перебоев в электрической сети.

Машины для ротационной проявки фотоматериалов

Для ротационных процессоров Jobo выпускаются десятки дополнительных аксессуаров, от бачков до разнообразных улиток и многосегментных баков, позволяющих вполне удобно обрабатывать

фотоматериалы практически любых размеров.

Линейка проявляющих машин Jobo открывается сравнительно недорогими ручными приборами серий СРЕ, СРА и СРР. Их достоинством является отсутствие необходимости подключения к водопроводу и канализации, но смена растворов производится вручную. Они рассчитаны на одновременную обработку от двух до семи 35-мм плёнок и могут проявлять фотобумагу до форматов 30х40 и 50х60 см. Преимуществом ротационных машин является низкое потребление растворов - например, в простейшей машине DuoLab для обработки листа фотобумаги 30х40 см требуется 80 мл растворов, а на одну плёнку нужно 170 мл. Растворы заливаются и сливаются вручную, зарядка фотоматериалов в барабан производится (естественно) в темноте. Для машин-близнецов СРА-2 и СРР-2 (последняя отображает температуру растворов на дисплее, что полезно при интенсивной работе с разными процессами) выпускается средство "малой механизации" - подъёмник Lift, автоматически поднимающий и опускающий баки на машину. Помимо сохранения чистоты рук, он позволяет заливать химию во вращающиеся барабаны, обеспечивая лучшее смачивание и точный контроль времени обработки. Более того, с "лифтом" появляется возможность обработки листовых (форматных) плёнок от 13х18 до 40х50 см, а также плёнок нестандартной длины.

Все эти машины снабжены термостатами, однако при больших объёмах работы дополнительные термостаты ТВЕ-2/6 и ТВЕ-2/12 позволят поддерживать нужную температуру для 6 и 12 л нужных растворов соответственно.

Более высокого класса автоматизированные проявочные машины серии АТL. После установки бачка-барабана с плёнкой или бумагой дальнейшая обработка (за исключением сушки) не требует участия фотографа. Растворы автоматически поступают в бак и сливаются из него, автоматически производится промывка. В машину следует только ввести заданный процесс (это может быть и С-41, и Е-6, и RА-4, и R-3) и заполнить баки.

Производительность машин АТL- достигает 12 35-мм плёнок и 14 плёнок типа 120 за один цикл обработки, все они (за исключением простейшей АТL-1500) позволяют обрабатывать фотобумагу форматом до 50х60 см. Машины АТL-2200, 2300, 2400 и 2500 устроены и работают принципиально одинаково, различаясь производительностью и количеством химии в баках. АТL-2200 позволяет держать наготове растворы для двух процессов обработки, 2300 и выше - для четырёх процессов. АТL-2400 и 2500 комплектуются столом-подставкой, в котором находятся канистры для сбора отработанных растворов. При необходимости подобные столы могут быть приобретены и для АТL-2200 или 2300.

Машины для проходной обработки фотобумаги

Серия проходных машин РrintLab специально предназначена для обработки фотобумаги шириной до 35 см. В отличие от барабанных машин, описанных выше, здесь лист бумаги постепенно протягивается специальными роликами через различные растворы, причём время обработки зависит от скорости протяжки бумаги транспортировочным механизмом. На более простых машинах - РrintLab 3502 и 3503 - оно и регулируется ручным изменением скорости протяжки (интенсивность обработки также может управляться температурой растворов). РrintLab'ы 3503 с регенерацией и 3504 имеют программное управление и несколько удобнее в обращении.

Несмотря на различную степень автоматизации, все эти машины (за исключением самой простой 3502, не имеющей сушки) обеспечивают полный цикл обработки бумаги "от сухого к сухому". Два варианта модели 3503 рассчитаны на использование фотобумаг на пластиковой основе, а 3504 может "переваривать" любую фотобумагу. Машины 3503 и 3504 подключаются к водопроводу и канализации обязательно, для 3502 это не требуется, но возможность такая предусмотрена. Производительность всех машин серии PrintLab достигает 45 листов бумаги 30х40 см в час. Машины РrintLab комплектуются аварийными аккумуляторами.

Собственная фотолаборатория раскрепощает фотографа, позволяя ему творчески и независимо от внешних условий организовать обработку своих материалов. Она нужна и профессионалу, и опытному фотолюбителю, она необходима в производственных и научных коллективах, использующих фотографию в своей работе достаточно широко. Современный рынок фотооборудования предлагает покупателю исчерпывающий по решению всех возникающих задач ассортимент удобного автоматизированного обрабатывающего оборудования. Его использование не только гарантирует безукоризненное качество обработки, но делает её просто приятной, снимая с фотографа заботы о ручном поддержании технологических условий. При желании в его руках остаётся возможность творчества, вносящего в обработку изюминку художественных или нетрадиционных результатов. Стоимость достаточно универсальных вариантов комплектации собственной лаборатории находится в разумных пределах, не превышая подчас стоимости комплекта съёмочной аппаратуры даже любительского класса. Переход на современные методы обработки - насущная задача отечественных фотографов, и связанные с ним затраты быстро и эффективно окупаются.

МАШИНЫ JOBO ДЛЯ РОТАЦИОННОЙ ОБРАБОТКИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ