Руководства, Инструкции, Бланки

Заявления Руководства Экономического Субъекта img-1

Заявления Руководства Экономического Субъекта

Рейтинг: 4.8/5.0 (1897 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Получение разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта

ПОЛУЧЕНИЕ РАЗЪЯСНЕНИЙ ОТ РУКОВОДСТВА ПРОВЕРЯЕМОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

Хахонова И.И. (СКАГС, г. Ростов–на-Дону, РФ)

Reformation of the Russian audit assumes the implementation to the practice of the federal standard being worked out on the basis of analogous international standards.

Общий порядок взаимодействия аудитора и проверяемого экономического субъекта по получению каких-либо разъяснений определяется Федеральными стандартами аудиторской деятельности № 23 « Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица» и № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита».

Аудитор может запрашивать у руководства экономического субъекта необходимые разъяснения:

на этапе предварительного планирования аудита – для подтверждения допущения непрерывности деятельности, а также для первичной оценки надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

на этапе подготовки общего плана и программы – для лучшего понимания особенностей деятельности экономического субъекта и для оценки аудиторских рисков;

на этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур – для подтверждения или опровержения выводов аудитора по отдельным вопросам и получения аудиторских доказательств;

на этапе составления аудиторского заключения – для уточнения фактов существенных искажений отчетности и существования неопределенных обязательств.

Перед обращением к руководству экономического субъекта аудитор должен иметь письменное доказательство (в виде соответствующего пункта договора, письма-обязательства и т. п.) того, что оно знает о своей ответственности за предоставление всей необходимой для аудитора информации. В этих же документах может быть определен порядок такого обращения (устного или письменного).

Основной формой получения необходимых разъяснений является запрос, формируемый аудиторами по возникшим в ходе проверки вопросам.

Разъяснения могут быть получены в устной или письменной (в отношении существенных аспектов) форме. Письменные разъяснения могут оформляться в виде:

- официальных писем руководства аудитору;

- писем, подготовленных самим аудитором, на которых руководство письменно выражает свое согласие или несогласие с пониманием аудитором отдельных вопросов;

- официально заверенных копий документов экономического субъекта.

В соответствии с федеральным стандартом № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» аудитор должен получить письменные заявления от руководства аудируемого лица, в которых оно:

подтверждает свои обязанности по внедрению и обеспечению эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которая создана для предотвращения и обнаружения недобросовестных действий и ошибок;

выражает свое мнение о том, что неисправленные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, установленные аудитором при проведении аудита, являются несущественными по отдельности и в совокупности для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом. Краткое изложение таких искажений должно быть включено в заявление руководства или прилагаться к нему;

проинформировало аудитора о всех важных фактах, относящихся к любому недобросовестному действию;

дает оценку риска того, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать существенные искажения, возникшие в результате недобросовестных действий и ошибок;

признает свою ответственность за надлежащее составление финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В связи с тем, что руководство аудируемого лица несет ответственность за исправление финансовой (бухгалтерской) отчетности и выявленных искажений, важно, чтобы аудитор получил от руководства письменные заявления о том, что оно не признает существенными какие-либо неисправленные в финансовой (бухгалтерской) отчетности искажения, как по отдельности, так и в совокупности, возникшие в результате недобросовестных действий и ошибок. Данные заявления не могут служить для аудитора заменой достаточных надлежащих аудиторских доказательств. В некоторых случаях руководство проверяемого лица может быть несогласно с тем, что какие-либо неисправленные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, указанные аудитором, являются искажениями. В этом случае руководство аудируемого лица должно дополнить письменное заявление следующим: «Мы считаем, что статьи _____ и _____ не содержат искажения, поскольку (далее приводится обоснование)».

Федеральный стандарт № 23 определяет, что аудитор должен получить доказательства признания руководством клиента ответственности за достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и подписания данной финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица. Аудитор может получить данные доказательства, проанализировав решения соответствующего органа, осуществляющего общее руководство деятельностью предприятия, официальные заявления, представленные руководством клиента в письменной форме, или заверенную соответствующими подписями финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения (письмо-представление) от руководства аудируемого лица по вопросам, являющимся существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, если предполагается, что получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства другим путем не представляется возможным. Вероятность возникновения неправильного понимания аудитором позиции руководства аудируемого лица уменьшается, если устные заявления подтверждаются письменно.

Письменные заявления и разъяснения, запрашиваемые у руководства аудируемого лица, рекомендуется ограничить вопросами, которые по отдельности или в совокупности могут быть существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности. В отношении отдельных вопросов для аудитора может оказаться необходимым проинформировать руководство аудируемого лица о причинах, по которым он считает данные вопросы существенными.

Заявления и разъяснения руководства клиента, как правило, не могут заменить другие аудиторские доказательства, доступные аудитору.

Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица в письменной форме являются более надежным аудиторским доказательством, чем заявления и разъяснения в устной форме. Они могут быть оформлены в виде:

а) письма-представления руководства организации;

б) подготовленного аудитором письма, в котором излагается понимание аудитором позиции руководства аудируемого лица по определенному кругу вопросов, которое затем официально подтверждается этим руководством;

в) документов, утверждающих итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия, экземпляра финансовой (бухгалтерской) отчетности, подписанного руководством клиента.

Запрашивая у руководства предприятия письмо-представление, аудитор должен потребовать, чтобы оно было адресовано аудитору, а также подписано, датировано и содержало необходимую информацию.

Письмо-представление, как правило, датируется руководством предприятия той же датой, что и аудиторское заключение. Однако при определенных обстоятельствах специальное письмо с заявлениями и разъяснениями руководства аудируемого лица относительно конкретных операций или событий может быть получено как в ходе аудита, так и после даты аудиторского заключения (например, на дату открытого размещения ценных бумаг).

Письмо-представление, как правило, должно быть подписано теми руководителями предприятия, которые несут основную ответственность за деятельность этого лица, в частности, за финансовую деятельность (например, генеральным директором, главным бухгалтером или финансовым директором). В определенных обстоятельствах аудитору могут потребоваться письма-представления от других членов руководства аудируемого лица.

Вся письменная и устная информация о разъяснениях и подтверждениях должна быть включена в рабочую документацию аудитора.

Если руководство предприятия отказывается представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, это считается ограничением объема аудита. В связи с таким отказом аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения. В подобных случаях аудитор должен также критически оценить надежность и достоверность других заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в ходе аудита, а также проанализировать, может ли отказ в представлении заявлений и разъяснений оказать какое-либо дополнительное влияние на аудиторское заключение.

Конкретный порядок взаимодействия руководства и персонала проверяемого экономического субъекта с аудиторами в ходе аудиторской проверки должен определяться внутрифирменным стандартом каждой аудиторской фирмы. Руководство проверяемого предприятия должно быть ознакомлено с требованиями данного стандарта на этапе подписания договора об аудиторской проверке, посредством письма о проведении аудита.

Во внутрифирменном стандарте целесообразно указать:

­ ситуации, в которых аудитор должен получить от руководства экономического субъекта официальные разъяснения;

­ процедуры обращения к руководству экономического субъекта в подобных случаях;

­ порядок документирования полученных сведений;

­ действия аудитора при отказе руководства экономического субъекта от дачи разъяснений;

­ процедуры использования полученных сведений в качестве аудиторских доказательств.

Положения данного стандарта оптимизируют взаимоотношения между сотрудниками проверяемой организации и аудиторами.

Сайт управляется системой uCoz

Другие статьи

Заявления руководства - Международные стандарты Аудита - Б

5.10. Заявления руководства

Основным руководством по использованию в ходе аудиторской проверки информации о финансовой отчетности, представленной руководством хозяйствующего субъекта, для аудитора является МСА 580 «Заявления руководства», которым предусмотрена обязанность аудитора получать соответствующие заявления от руководства субъекта. В этом стандарте определены случаи, когда такая информация особенно важна и когда ее следует получать в письменной форме.

В разделе «Признание руководством своей ответственности за финансовую отчетность», в частности, отмечено, что аудитор должен получить доказательство того, что руководство признает свою

ответственность за достоверное представление финансовой отчетности в соответствии с установленными основными принципами составления финансовой отчетности, а также того, что данная финансовая отчетность была утверждена руководством.

В разделе «Заявления руководства в качестве аудиторских доказательств» говорится о необходимости получения аудитором письменных заявлений от руководства по вопросам, существенным для финансовой отчетности, если предполагается, что получить достаточные и уместные аудиторские доказательства другим путем невозможно. Под заявлениями руководства понимаются сведения, предоставляемые руководством аудитору в ходе проверки по собственной инициативе или в ответ на конкретные запросы.

Указывается, что в ходе аудиторской проверки руководство по своей инициативе или в ответ на конкретный запрос представляет аудитору множество заявлений. В тех случаях, когда они касаются вопросов, существенных для финансовой отчетности, аудитору следует:

• получить аудиторские доказательства, подтверждающие заявления руководства, из источников внутри или вне предприятия;

• оценить, являются ли заявления, сделанные руководством, объективными и соответствуют ли они прочей информации, полученной в ходе аудита, включая другие заявления, сделанные руководством;

• определить степень информированности лиц, представивших заявления по конкретным вопросам.

Аудитор может попросить руководство заявить, в частности:

• о признании своей ответственности за составление и представление финансовой отчетности;

• об отсутствии нарушений в учете и искажений в отчетности;

• о полноте представленных аудитору документации и информации;

• о существовании связанных сторон;

• об убытках по различным операциям;

• о планах и намерениях относительно активов;

• о праве собственности на активы;

• о порядке определения оценочных значений;

• об оценке уместности допущения непрерывности деятельности;

• о раскрытии условных обязательств и гарантий;

• о последующих событиях.

Отмечено, что заявления, сделанные руководством, не могут заменить другие аудиторские доказательства, которые предположительно будут доступны аудитору. Если аудитор не может получить доста

точные и уместные аудиторские доказательства относительно факта, существенного для финансовой отчетности, в то время как они предположительно должны существовать и быть доступны, то это рассматривается как ограничение объема аудита, даже если руководство сделало соответствующие заявления по данному вопросу. Если заявления руководства противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитору рекомендуется изучить обстоятельства и в случае необходимости заново проанализировать вопрос о достоверности других заявлений руководства.

Если аудитор считает, что другие доказательства существуют и доступны, но он не может их получить, то это расценивается как ограничение объема аудита, несмотря на информацию, имеющуюся в заявлениях руководства. Однако в некоторых случаях доказательства могут быть получены исключительно-из заявлений руководства (например, информация о намерениях исполнительного органа относительно сохранения на балансе каких-либо активов).

Согласно разделу «Документальное оформление заявлений, сделанных руководством» доказательства, подтверждающие факт получения аудитором заявлений от руководства, должны найти отражение в рабочей документации в форме краткого изложения бесед с руководством или заявлений, предоставленных руководству в письменном виде.

В связи с тем что письменные заявления являются сравнительно лучшим аудиторским доказательством, нежели устные, нужен серьезный подход к их оформлению и включению в состав рабочей документации в качестве аудиторских доказательств. Такие заявления могут быть документально оформлены в виде: письма-заявления от руководства; письма аудитора, в котором излагается его понимание заявлений руководства и которое затем подтверждается руководством; соответствующих протоколов заседаний совета директоров или аналогичного органа либо подписанного руководством экземпляра финансовой отчетности.

Письмо-заявление обычно датируется тем же числом, что и аудиторское заключение. Однако при определенных обстоятельствах отдельное письмо-заявление относительно конкретных операций или событий может быть получено в ходе аудиторской проверки либо после даты аудиторского заключения, например на дату публичного размещения. Письмо-заявление обычно подписывают должностные лица, несущие ответственность за деятельность субъекта и ее финансовые аспекты (генеральный и финансовый директора).

Международный стандарт аудита завершается разделом «Действия в случае отказа руководства предоставить заявления», в котором

отмечено, что если руководство отказывается предоставить заявления, которые аудитор считает необходимыми, это рассматривается как ограничение объема аудиторской проверки. В таком случае аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения в отношении финансовой отчетности. Аудитору рекомендуется также оценить, насколько важны другие заявления, сделанные руководством в ходе аудиторской проверки, и проанализировать, может ли такой отказ оказать какое-либо дополнительное влияние на аудиторское заключение.

В приложении к данному МСА приведен образец письма-заявления руководства (с оговоркой, что этот образец не является стандартным).

Российским аналогом МСА 580 является ПСАД «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта».

Российским стандартом, как и международным, предусмотрено, что перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения официального разъяснения аудитор должен иметь письменное доказательство понимания руководством экономического субъекта того факта, что оно несет ответственность за представление бухгалтерской отчетности, подготовленной с учетом требований нормативных документов, а также подтверждение осведомленности субъекта о своей ответственности за предоставление аудитору всей необходимой для аудита точной, полной, относящейся к делу информации.

ПСАД включает в себя следующие разделы, содержание которых идентично содержанию соответствующих разделов МСА 580: «Общие положения»; «Порядок обращения аудитора за получением официальных разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта»; «Использование разъяснений проверяемого экономического субъекта для получения аудиторских доказательств»; «Документирование разъяснений руководства проверяемого экономического субъекта». Отечественный стандарт содержит три приложения: «Рекомендуемая форма письма аудитору от руководства экономического субъекта»; «Рекомендуемая форма рабочего документа аудитора, содержащего информацию о полученных устных разъяснениях», «Рекомендуемая форма письма аудитора с запросом на подтверждение определенной точки зрения».

Особое место в национальном стандарте аудита отведено вопросам документирования. В частности, говорится, что в рабочих документах должно быть раскрыто использование примененных аудитором

процедур и должны содержаться сведения о результатах, полученных как следствие применения данных процедур. Рабочие документы должны содержать следующую информацию:

• вопрос, с которым аудитор обратился за разъяснениями;

• краткое содержание полученных разъяснений;

• оценку аудитором убедительности доказательств, содержащихся в разъяснениях, в том числе с использованием подтверждений, полученных альтернативным способом;

• собственные выводы аудитора по поставленному вопросу с учетом полученных разъяснений.

Порядок передачи официального письма аудитору определяется соглашением между аудитором и руководством проверяемого экономического субъекта и может быть прописан в договоре на аудит. Если такой порядок не предусмотрен, он остается на усмотрение руководства проверяемого экономического субъекта. В любом случае при получении официального письма аудитор должен документально подтвердить факт его получения для руководства проверяемого экономического субъекта.

Заявления руководства экономического субъекта - Архив документов

Александр цыбульский пока в моногородах ситуация

Александр цыбульский пока в моногородах ситуация не стала кризисной, надо вводить. Кроме того, принимались отдельныезаконодательные акты, регламентирующие развитие. Тема 1. Предпосылки возникновения аудита и его место в системе контроля в российской. О порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации (с изменениями на 3 ноября.).

Исполнительная власть, органы исполнительной власти, органы исполнительной власти рф. О правовом положении иностранных граждан в российской федерации (с изменениями на 30.). Глава 1. Теоретико-методологические основы государственного управления 1.1. Об утверждении правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания утративший силу.

В приложении к данному мса приведен образец письма-заявления руководства (с оговоркой, что этот образец не является стандартным). Российским аналогом мса 580 является псад разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта. Общий порядок взаимодействия аудитора и проверяемого экономического субъекта по получению каких-либо разъяснений определяется федеральными стандартами аудиторской деятельности 23 заявления и разъяснения руководства аудируемого лица и 13. 3.5. Заявления руководства клиента 93. Б) при проведении совместной аудиторской проверки, в которой участвуют два и более аудитора в) при использовании результатов работы предыдущих аудиторов экономического субъекта.

Заявления руководства клиента - Студопедия

Заявления руководства клиента

Несет ответственность за ре­зультаты своей работы

Несет исключительную ответ­ственность за выраженное в аудиторском заключении мне­ние

При планировании аудиторской проверки внешний аудитор должен получить представление о деятельности внутреннего аудита. При эффективном внутреннем аудите можно изменить характер и сроки аудита, а также уменьшить объем внешних аудиторских про­цедур.

Внешний аудитор оценивает функции внутреннего аудита, если считает, что внутренний аудит имеет отношение к определенным участкам внешней проверки. Функции внутреннего аудита оценива­ются исходя из следующих критериев:

организационный статус службы внутреннего аудита. Внеш­ний аудитор оценивает влияние этого статуса на объектив­ность внутренних аудиторов. Внутренние аудиторы должны отчитываться перед вышестоящим руководством и независи­мы от линейного руководства. Внутренние аудиторы должны свободно общаться с внешним аудитором;

объем функций. Внешний аудитор оценивает характер и объем заданий, выполняемых внутренним аудитом. Он должен оп­ределить, следует ли руководствоваться рекомендациями внутреннего аудита;

техническая компетентность. Внешний аудитор оценивает политику найма и обучения внутренних аудиторов, их опыт и профессиональную компетентность;

должная профессиональная тщательность. Внешний аудитор оценивает процесс планирования и контроля внутренних проверок. Для этого анализируются соответствующие ауди­торские пособия, рабочие программы и рабочие документы.

При использовании работы внутреннего аудита следует опреде­лить сроки взаимодействия и условия координации совместной рабо­ты. Внешний аудитор должен рассмотреть предварительный план внутреннего аудита и обсудить его содержание. Это необходимо для согласования сроков работы, объема и уровня аудиторской провер­ки, предлагаемых методов формирования выборки и порядка доку­ментального оформления выполненной работы.

Взаимодействие внешнего аудитора с внутренними аудиторами должно быть эффективным. Для этого их встречи проходят через определенные интервалы времени и в течение всего периода про­верки. Внешний аудитор должен знать о всех важных фактах внут­ренней проверки, содержании внутренних аудиторских отчетов и получить доступ к ним. В свою очередь внешний аудитор должен информировать внутреннего аудитора о любых важных фактах внешней проверки, которые могут повлиять на работу внутреннего аудита.

Внешний аудитор обязан осуществить проверкуи оценку работы внутреннего аудита, если он намерен использовать ее результаты. Проверке подлежат следующие аспекты:

• выполнение работы аудиторами, имеющими соответствующее образование и профессиональные навыки;

• осуществление контроля и документального оформления ра­боты ассистентов;

• получение достаточных и уместных аудиторских доказа­тельств;

• соответствие подготовленных отчетов результатам выполнен­ной работы;

• анализ необычных вопросов, выявленных при внутреннем ау­дите.

Характер, сроки и объем проверки работы внутреннего аудита зависят от оценки аудиторского риска, существенности соответст­вующей сферы аудита и предварительной оценки внутреннего аудита. Такая проверка включает исследование уже проверенных внутрен­ним аудитором статей, других подобных статей и наблюдение за ра­ботой внутренних аудиторов.

Внешний аудитор должен документально оформить свои выво­ды по оценке работы внутреннего аудита.

Международный стандарт 620 «Использование работы эксперта»

применяется при привлечении к проверке эксперта и включает разделы: введение, определение необходимости использования ра­боты эксперта, оценка компетентности, объективности и работы эксперта.

Работа эксперта используется в качестве аудиторского доказа­тельства и должна соответствовать целям аудита.

В качестве эксперта привлекаются физическое лицо или фирма, обладающие специальными навыками, знаниями и опытом в ка­кой-либо области, отличной от бухгалтерского учета и аудита, на­пример актуарий, инженер.

Эксперта может привлечь экономический субъект, аудитор, на­емный работник субъекта, наемный работник аудитора.

Если аудитор привлекает эксперта, последний выступает в роли служащего-эксперта. Поэтому аудитор должен оценивать выводы и работу эксперта с точки зрения работы служащего.

Работа эксперта используется в следующих случаях:

• при оценке определенных видов активов (земли, зданий, сооружений, оборудования, предметов искусства и драгоценных
камней);

• при определении количества и физического состояния акти­вов (запасов природных ресурсов, подземных природных ре­сурсов и запасов нефти);

• при исчислении полезного срока эксплуатации сооружений и оборудования;

• при определении сумм с использованием специальных мето­дов (актуарная оценка);

• при определении объема выполненных и незавершенных строительных работ по контрактам;

• при подготовке юридических заключений по содержанию до­говоров, законов и нормативных актов.

Работа эксперта подтверждается аудиторскими доказательства­ми в виде отчетов, заключений, оценок и актов.

Однако эксперт привлекается к выполнению работ, связанных с аудитом, не всегда. Необходимостьпривлечения эксперта должен оценить аудитор. Для этой цели он учитывает:

• существенность статьи финансовой отчетности;

• риск искажения информации;

• количество и качество других аудиторских доказательств.
При использовании работы эксперта аудитору важно оценить

компетентность и объективность эксперта, объем и качество его ра­боты. Перечень аудиторских процедур при оценке работы эксперта приводится в табл. 3.12.

Содержание аудиторских процедур

Оценка профес­сиональной компетентности эксперта

Аудитор рассматривает: • профессиональную аттестацию или лицензирование экс­ перта; • членство в профессиональной организации; • опыт и репутацию в области экспертной деятельности

Оценка объек­тивности экс­перта

Аудитор оценивает риск наличия связи между субъектом и экспертом (например наличие финансовой или договорной зависимости) Если аудитор не уверен в объективности эксперта, он дол­жен обсудить этот факт с руководством организации и опре­делить вероятность получения достаточных и уместных дока­зательств относительно работы эксперта Аудитор вправе выполнить дополнительные аудиторские процедуры для сбора доказательств или пригласить другого эксперта

Оценка объема работы экспер­та

Объем работы эксперта должен отвечать целям аудита Аудитор может оценить полномочия эксперта, полученные в виде письменных инструкций от субъекта Инструкции касаются следующих вопросов: • цели и объема работы эксперта; • перечня вопросов, которые должны быть раскрыты в от­ чете эксперта; • степени доступа эксперта к документам; - конфиденциальности информации субъекта; • соответствия применяемых методов методам, использо­ ванным в предыдущие периоды

Оценка качест­ва работы экс­перта

Аудитор оценивает уместность использования работы экс­перта и рассматривает: • заключение эксперта с точки зрения подтверждения ут­ верждений, содержащихся в финансовой отчетности; • используемые экспертом первичные документы; • используемые методы; • результаты работы эксперта в отношении общего пред­ ставления аудитора о бизнесе клиента

Эксперт может не представить достаточные и уместные аудитор­ские доказательства. В этом случае аудитор может провести беседы с представителями субъекта и экспертом, выполнить дополнитель­ные аудиторские процедуры, пригласить другого эксперта или мо­дифицировать аудиторское заключение.

При выдаче модифицированного аудиторского заключения ау­дитор вправе сослаться на работу эксперта или изложить ее содер­жание. Эта ссылка в заключении дается как оговорка. Однако жела­тельно предварительно получить разрешение эксперта на такую ссылку.

Согласно международным требованиям при выдаче безусловно положительного аудиторского заключения аудитор не имеет права ссылаться на работу эксперта.

В процессе аудиторской проверки руководство субъекта может делать заявления, которые используются в качестве аудиторских до­казательств. Требования в отношении документального оформления заявлений и процедур их оценки приводятся в стандарте 580 «Заяв­ления руководства». Этот стандарт используется и в том случае, если руководство организации отказывается предоставить соответствую­щие заявления. Стандарт включает следующие параграфы: введе­ние, заявления руководства в качестве аудиторского доказательства, документальное оформление заявлений, действия аудитора в случае отказа руководства предоставить заявления.

Аудитор должен получить доказательства того, что руководство организации признает свою ответственность за достоверное пред­ставление финансовой отчетности. Эти доказательства могут быть получены из протоколов заседаний совета директоров или заверен­ной соответствующими подписями копии финансовой отчетности, а также из письменных заявлений руководства организации.

Письменные заявления от руководства получают по вопросам, которые являются существенными для финансовой отчетности. По­лучение письменных заявлений должно быть предусмотрено в том случае, если невозможно получить достаточные и уместные доказа­тельства при проведении аудиторских процедур. Стандарт устанав­ливает, что заявления могут быть получены в устной форме, но обя­зательно должны подтверждаться письменными заявлениями. Это необходимо для устранения недоразумений между руководством ор­ганизации и аудитором. Кроме того, письменные заявления являют­ся лучшим аудиторским доказательством, чем устные.

Запрашивая у руководства письменные заявления, аудитор огра­ничивает круг вопросов, которые вместе или по отдельности могут быть существенными для финансовой отчетности. Он поясняет ру­ководству, почему считает эти вопросы существенными.

На конкретный запрос руководство организации представляет аудитору множество заявлений. При их получении аудитору следует:

• получить аудиторские доказательства, подтверждающие заяв­ления руководства, из внутренних или внешних источников;

• оценить объективность заявлений и их соответствие прочей информации, полученной в процессе аудита;

• определить степень информированности лиц, предоставив­ших заявления по конкретным вопросам.

Необходимо отметить, что заявления руководства не могут заме­нить другие аудиторские доказательства, которые следует собрать аудитору. Если аудитор не может получить достаточные и уместные доказательства, которые являются существенными для финансовой отчетности, данный факт рассматривается как ограничение объема аудита. При этом аудитор должен быть уверен в том, что такие до­казательства существуют и должны быть доступны для проверки.

Заявления руководства могут противоречить другим аудитор­ским доказательствам. В этом случае аудитор должен изучить содержание противоречий и проанализировать достоверность заявлений руководства.

Заявления руководства являются рабочими документами ауди­тора. Кроме того, в качестве рабочих используются документы, под­тверждающие факт получения аудитором заявлений и содержащие краткие беседы с руководством.

Документальное оформление заявления руководства может иметь следующий вид:

• письма-заявления от руководства;

• письма аудитора, в котором излагается его понимание заявле­ний руководства и которое затем подтверждается руково­дством;

• соответствующих протоколов заседаний совета директоров или подписанного руководством экземпляра финансовой от­четности.

Письмо-заявление руководства должно содержать элементы, представленные в табл. 3.13.

Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта

8.2. Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта

См. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта», устанавливающее нормы, применяемые при получении и использовании разъяснений и сведений от руководства проверяемого экономического субъекта

Перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта для получения от него официального разъяснения аудитор должен иметь письменное доказательство, подтверждаюшее, что руководство экономического субъекта осознает свою ответственность за предоставление точной и полной бухгалтерской отчетности, подготовленной с учетом требований нормативных документов. Для этого можно включить соответствующие пункты договора на проведение аудита в письмо-обязательство, а также получить заявление, подписанное руководителями экономического субъекта, о том, что они осознают свою ответственность.

Разъяснения, получаемые аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, могут быть запрошены на разных этапах аудита, поэтому аудитор может получать разъяснения от руководства проверяемого субъекта по различным вопросам:

на этапе предварительного планирования аудита эти разъяснения могут быть использованы для подтверждения допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его СВК, а также получению оценок аудиторских рисков;

на этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур по существу такие разъяснения могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о надежности отдельных средств контроля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;

на этапе завершения аудита и составления аудиторского заключения такие разъяснения могут служить источником свидетельств о наличии существенных искажений бухгалтерской отчетности, а также свидетельств о возможном существовании неопределенных обязательств.

Аудитору следует иметь в виду, что руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту (желательно довести это до руководства официально).

Порядок обращения аудитора к руководству может быть оговорен при заключении договора на аудиторскую проверку, а также в письме-обязательстве. Если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству экономического субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информации. Это могут быть устные и письменные обращения непосредственно к руководителю или его представителям как для получения информации от них самих, так и для их содействия в обращении аудитора непосредственно к руководителям низовых подразделении проверяемого экономического субъекта.

При любой форме обращения аудитор должен по возможности точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить или подтвердить, а также снабдить свой запрос пояснениями, которые сочтет необходимыми, и обязательно убедиться, что его запрос правильно понят.

Отказ руководства экономического субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственно повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение. Аудитор должен оценить степень влияния отказа руководства проверяемого экономического субъекта в даче разъяснений по конкретному вопросу на выводы, которые он сделает по результатам аудита. В существенных случаях отказ в предоставлении сведений по запросу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного (желательно, чтобы аудитор довел последнее обстоятельство до сведения руководства проверяемого экономического субъекта).

Аудитору следует оценить, насколько хорошо информированы лица, предоставившие ему разъяснения, поскольку эти разъяснения могут считаться надежными лишь в том случае, если предоставившие их лица занимают положение, позволяющее им обладать необходимой информацией.

В ряде случаев аудитор может подвергнуть сомнению компетентность лиц, предоставивших разъяснения, если они не обладают достаточной квалификацией для подтверждения предоставленной информации, - как правило, такие ситуации возникают, когда подтверждению подлежит информация, требующая определенных знаний в технических или иных областях, выходящих за рамки должностных обязанностей предоставившего разъяснения лица.

Разъяснения, предоставленные руководством проверяемого экономического субъекта, являются определенным источником аудиторских доказательств наряду с другими доступными аудитору источниками, поскольку могут быть получены аудитором применительно практически к любому разделу бухгалтерской отчетности. Аудитор должен использовать разъяснения, допуская их правдивость, пока не получит фактических данных, которые противоречили бы информации, содержащейся в данных разъяснениях.

При анализе сведений, полученных из разъяснений, аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм, сопоставляя их с информацией, полученной из других источников, и допуская со стороны руководителей экономического субъекта возможность преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности.

При сомнении в правильности информации аудитор может сопоставить информацию, полученную из различных источников, привлечь к работе независимого эксперта либо провести другие необходимые аудиторские процедуры.

Если аудитору не удалось получить достаточно альтернативных доказательств об информации, содержащейся в разъяснениях руководства проверяемого субъекта, а такая информация, по мнению аудитора, существенна, он может рассматривать такую ситуацию как ограничение объема аудита.

В случаях когда разъяснения подготовлены руководством проверяемого экономического субъекта по собственной инициативе, аудитор в дополнение к обычным проверкам компетентности и информированности источника разъяснений должен применить обычные процедуры проверки достоверности такой информации.

Иногда руководство проверяемого экономического субъекта является единственным источником информации по отдельному вопросу - в этом случае аудитор должен оценить убедительность полученных разъяснений, прежде чем сформулировать свое мнение.

Аудитору следует оценить важность разъяснений, полученных им от руководства в устной форме и зафиксированных им в рабочих документах. Если в результате анализа данных сведений аудитор пришел к выводу, что ряд разъяснений, полученных им в устной форме, весьма важен для формирования его мнения, такие разъяснения следует обобщить и представить руководству проверяемого экономического субъекта в виде самостоятельного письма, содержащего точку зрения аудитора по рассмотренным вопросам, и получить письменное подтверждение от руководства экономического субъекта о согласии с данной трактовкой. Если разъяснения, полученные аудитором от руководства, противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен выяснить причину этих противоречий и в необходимых случаях снизить степень доверия к остальной информации, представленной этим руководством.

В письменном виде должны быть представлены все разъяснения в отношении аспектов, признанных аудитором существенными для выражения им мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

Письменные разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта могут быть представлены аудитору в виде:

официального письма этого руководства с разъяснениями;

письма, подготовленного аудитором, содержащего точку зрения аудитора по определенным вопросам и согласие руководства проверяемого экономического субъекта с данной трактовкой;

официально заверенных копий бухгалтерской отчетности экономического субъекта, протоколов собрания советов директоров, общих собраний акционеров и других мероприятий проверяемого экономического субъекта, содержащих сведения о позиции руководства проверяемого экономического субъекта по определенным вопросам.

Копия письма аудитора с запросом руководству проверяемого экономического субъекта (с подтверждением получения) и официальное письмо в адрес аудиторской организации от руководства проверяемого субъекта с разъяснениями и подтверждениями подлежат включению в рабочую документацию аудитора.

Информация об устных разъяснениях, полученных аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, должна быть включена в рабочие документы аудитора. Содержание рабочих документов определяется аудитором самостоятельно, тем не менее рабочие документы должны подтверждать использование примененных аудитором процедур и содержать сведения о результатах, полученных как устно, так и письменно.