Руководства, Инструкции, Бланки

Профессиограмма Логопеда Образец img-1

Профессиограмма Логопеда Образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1861 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Личность логопеда как субъекта профессионального развития

Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Недооценка личностных качеств логопеда отрицательно сказывается на результатах его труда.
К задачам профессиональной деятельности логопеда относят такие:
• организация своевременного выявления речевых нарушений, проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи, осуществление углубленного психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи;
• проектирование и организация коррекционно-педагогического процесса с детьми с нарушениями речи в различных типах образовательных учреждений;


• планирование, организация и проведение логопедических занятий в различных типах учреждения образования, здравоохранения и социального обслуживания;
• консультирование лиц с нарушениями речи, родителей и педагогов детей с отклонениями в речевом развитии по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
• осуществление психолого-педагогической деятельности по профилактике отклонений в психофизическом развитии, речевых нарушений у детей и взрослых; предупреждение социальной дезадаптации лиц с нарушениями речи;
• осуществление просветительской деятельности, разработка методических материалов по вопросам коррекционно-педагогической работы с лицами с нарушениями речи;
• взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи, организация и осуществление управленческой деятельности учебного заведения;
• использование элементов научно-исследовательской деятельности, организация и осуществление процесса профессионального самообразования.
Признаками профессионализма логопеда является:
O понимание предназначения профессии, ее социальной значимости;
O овладение компонентами педагогической техники и мастерством;
O адекватное использование логопедических технологий, достижение высоких результатов в логопедической коррекции и их стабильность;
O осознанные, творческие действия в профессиональной среде, осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности;
O устойчивость к профессиональным перегрузкам, отсутствие усталости, симптомов «эмоционального сгорания»;
O отнесение себя к профессиональной общности.
Для профессионального общения логопеда должны быть характерны следующие качества:
v овладение деонтологическими нормами, культурой педагогического общения и этики, коммуникативной культурой;
v чуткость, деликатность, доброжелательность, терпимости, но и требовательность;
v умение слушать и понимать собеседников, а также мобилизовывать их внимание, поддерживать интерес к занятиям;
v коммуникабельность, компетентность профессиональной коммуникации (владение вербальными и невербальными средствами коммуникации);
v высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредотачиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить от одного вида деятельности к другому);
v высокий уровень развития логопедического творческого мышления;
v хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
v хороший слух (физический и фонематический);
v готовность к изменением, способность видеть недостатки в собственной работе и способы их преодоления;
v умение вызывать интерес к результатам своей профессиональной деятельность;
v чувство юмора;
v чувство интуиции;
v бескорыстность;
К качествам препятствующим эффективности профессиональной деятельности логопеда относят:
§ дефекты речи, слуха;
§ необщительности;
§ отсутствие склонности к работе с детьми;
§ эмоциональная неуравновешенность;
§ агрессивность;
§ ригидность мышления.
Сфера профессиональной личности логопеда должна включать позитивные индивидуальные качества:
u интерес к профессии, устойчивость профессиональной мотивации, продуманное профессиональное поведение;
u адекватная самооценка;
u гибкость вариативность мышления и речи, стремление к творчеству;
u принятие себя как профессионала, стремление к мастерству;
u непрерывное профессиональное самообразование, профессиональная обучаемость;
u преобладание эмоционально-положительного настроя и отношения к профессии, удовлетворенность работой.
Таким образом, среди качеств личности логопеда, необходимых для успешной реализации профессиональных задач, следует выделить гуманистическую направленность, социальную и нравственную зрелость, коммуникабельность, тактичность, искренность, справедливость, находчивость, наблюдательность, способность к эмоциональному воздействию, чувство юмора и другое.

Список литературы
1. Встовская С.В. Моя педагогическая философия // Логопед. – 2006. – № 5. – С. 109 – 110.
2. Голубева И.В. Профессия – учитель-логопед // Логопед. – 2006. – № 3. – С. 122 – 123.
3. Игнатьева С.А. Коммуникативная культура в структуре профессионализма учителя-логопеда // Практическая психология и логопедия. – 2004. – № 3 (10). – С. 70 – 74.
4. Игнатьева С.А. Коммуникативная культура учителялогопеда: Учебное пособие. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004.
5. Коммуникативная культура учителя: Программа изучения / Под ред. В.А. Сластенина, Н.Е. Мажара. – М. Прометей, 1993.
6. Настольная книга преподавателя / Авт-.сост. И.Н. Кузнецов. – Мн. Соврем. слово, 2005. – 544с. – С. 314 – 319 (8.1. Характеристика личностных качеств педагога влияющих на эффективность педагогической деятельности).
7. Образовательный стандарт Республики Беларусь для специальности – 1 – 03 03 05 Логопедия. Дополнительная специальность. – Мн. Министерство образования Республики Беларусь, 2008. – С. 8.
8. Романова Е.В. 99популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – 2-е изд. – СПб. Питер, 2004. – 464 с. – С. 110 – 113 (Профессиограмма «Дефектолог»).
9. Янданова Т.И. Психологический анализ самооценки учителя-дефектолога // Дефектолог. – 2001.- № 2. – С. 37 – 43.
10. Ястребова А.В. Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М. КогитоЦентр, 1996.

Источник Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов образовательного пространства: материалы областной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 76 с.

Другие статьи

Логопед - где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования”

Логопед

Как известно, идеальных людей не бывает, и у каждого из нас имеется хоть и небольшой, но недостаток: у кого-то проблемная кожа, кто-то страдает от лишнего веса или чрезмерной худобы, а для некоторых предметом недовольства является форма носа или цвет волос. Конечно же, большинство внешних недостатков можно если не исправить, то замаскировать с помощью косметики или одежды. Однако встречаются и такие недостатки, которые нельзя спрятать, с ними можно только бороться с помощью специалистов. К одним из таких недостатков относятся дефекты речи, избавиться от которых помогают логопеды.

Отметим, что в современном обществе профессия логопеда имеет особое значение, поскольку ее представители помогают нам лучше понимать друг друга. Ведь если человек не заикается или правильно выговаривает все буквы, то он не только свободнее себя чувствует во время общения с другими людьми, но и его гораздо легче понять. Кстати, если вы думаете, что стать логопедом может любой человек, то глубоко заблуждаетесь. И прочитав данную статью, в которой мы постараемся рассказать обо всех особенностях этой профессии, вы поймете почему.

Кто такой логопед?

Логопед – высококвалифицированный специалист, который изучает причины появления речевых дефектов (заикания, шепелявости, картавости, дисграфии, дислекции и т.д.), и с помощью специальных методик, методов и приемов помогают взрослым и детям избавиться от них.

Название профессии произошло от греческого logos (речь) и paideia (воспитание). То есть, судя по названию логопед занимается воспитанием речи – по сути, учит правильно говорить. Данная профессия не может похвастаться "богатым" прошлым: становление логопедии началось только в 17 веке, когда европейские педагоги начали разрабатывать методики по обучению детей с проблемами слуха. В привычно нам виде логопедия начала формироваться только в середине 20 века. Именно в этот период педагоги все чаще и чаще стали задумывать о том, что дефекты речи в большинстве своем скорее всего являются результатом психологических проблем, с которыми можно, и нужно бороться.

Именно поэтому современные логопеды владеют не только многочисленными методами и способами исправления дефектов речи, но и изучают основы психологии, которые помогают им выявить первопричины возникновения дефекта (если он не врожденный). Ну а поскольку речевые дефекты могут возникнуть в любом возрасте, а подход к лечению детей и взрослых разительно отличается друг от друга, логопедов сегодня принято разделять на специалистов для взрослых и специалистов для детей.

Естественно, "возрастное" разделение логопедов в основном сказывается только на подходе к "пациентам". Обязанности же всех логопедов приблизительно одинаковы. Это обследование человека и выявление структуры и степени выраженности дефекта речи, коррекция речевых дефектов, проведение мероприятий, направленных на формирование культуры речи, ведение отчетной документации, своевременное повышение квалификации и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать логопед?

Дефекты речи зачастую становятся причиной различных комплексов, которые иногда могут проявляться в агрессии или депрессивном состоянии, поэтому в своей работе логопедам приходится проявлять чудеса терпения и выдержки. Кроме того, эффективно выполнять свои обязанности логопедам помогут такие личностные качества, как:

  • коммуникабельность;
  • доброжелательность;
  • стрессоустойчивость;
  • толерантность;
  • тактичность;
  • наблюдательность;
  • настойчивость;
  • способность быть убедительным.

Конечно же, все эти личностные качества не помогут, если логопед не будет иметь за плечами огромнейший багаж знаний. Причем не только в сфере логопедии (в том числе, владеть самыми современными методами и приемами коррекции того или иного дефекта речи), но и педагогики, анатомии, медицины и психологии. Ведь причиной проблемы речи могут быть как психологические, так и физиологические нарушения, и логопед должен не только выявить эту причину, но и порекомендовать человеку специалиста, сотрудничество с которым позволит полностью избавиться от дефекта (например, если проблема речи возникла из-за врожденного дефекта речевого аппарата, то избавиться от проблемы можно только с помощью хирургического вмешательства с последующей коррекцией речи).

Преимущества профессии логопеда

Не сложно догадаться, что основным преимуществом профессии логопед является ощущение собственно "полезности" и возможности помогать людям. Однако помимо "духовных" преимуществ эта профессия имеет и несколько "материальных". К последним можно отнести:

  • возможность ведения частной практики и формирования собственной ценовой политики, а значит получения высокого дохода и свободного графика работы;
  • большую "географию" трудоустройства – логопеды востребованы во многих организациях: это и школы, и детские сады, и поликлиники, и центры реабилитации и т.д.;
  • востребованность – услуги логопедов будут нужны всегда, поэтому эти специалисты никогда не останутся без работы;
  • продолжать работу логопедом можно ровно столько, сколько специалист готов и может работать (то есть, такого понятия, как пенсионный возраст у логопедов не существует).
Недостатки профессии логопеда

Но не стоит думать, что логопеды "катаются, как сыр в масле", и не имеют никаких проблем. Имеются в их работе и недостатки. Основным недостатком профессии логопед можно назвать огромные затраты эмоциональных и физических сил. Достаточно часто логопеду приходится выступать и в роли психотерапевта, готового не только выслушивать, но и сопереживать.

Еще одним явным недостатком этой профессии многие логопеды называют необходимость ведения огромного количества различной документации (особенно, если специалист трудится в госучреждении). При этом "бумажная" работа, как правило, не включена в основное рабочее время, из-за чего специалистам приходится тратить свое свободное время на "писанину".

Ну и самое главное, логопед никогда не может быть полностью уверен в успехе своей работы, поскольку очень многое зависит не только от уровня его профессионализма, но и от желания и работоспособности самого "пациента".

Где можно получить профессию логопеда?

Получить профессию логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии. Однако важно понимать, что выбор этой профессии означает готовность к процессу непрекращающегося обучения – постоянные повышения квалификации, мониторинг и изучение новейших методов и методик коррекции дефектов речи, самообразование по смежным направлениям (психология, медицина, педагогика, социология и т.д.).

Выбор учебного заведения во многом зависит от того, какие цели вы преследуете. Если вы выбрали профессию логопеда только потому, что вы гарантированно сможете трудоустроиться, то не имеет значения, какой именно ВУЗ вы выберете. Если же вы поставили перед собой задачу добиться больших успехов на профессиональном поприще, а выбор профессии сделан по велению души и сердца, то лучше всего отдать предпочтение ведущим ВУЗам, которые дают не только диплом, но и качественные знания.

К лучшим ВУЗам России. которые отлично зарекомендовали себя среди работодателей, сегодня относятся:

  • Московский педагогический государственный университет;
  • Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
  • Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга;
  • Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина.

Профессия логопед (чем занимается, как стать, заработная плата)

Профессия логопед

Суть профессия логопеда довольно проста — это исправление дикции у детей и взрослых, устранение ее недостатков, в том числе, заикания, картавости, шепелявости и т.д.

Такой специалист помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, массажа и прочих методов, улучшающих артикуляцию. В функции логопеда может входить работа со многими нарушениями речи, но как считают сами представители этой профессии, лучше концентрироваться на одном направлении. Скажем, выбрать лечение заикания или устранение дисграфии и дислексии (проблем письма и чтения).

Кто такой логопед-дефектолог

Нарушения речи бывают не только у здоровых детей (без проблем со слухом, зрением и интеллектом). Есть отдельная категория — «тяжелые» дети, и с ними работают особые специалисты — логопеды-дефектологи. Они развивают не только артикуляцию, но и познавательную деятельность детей в целом — память, внимание, восприятие, мышление и многие другие способности и навыки.

Места работы

Как правило, должность логопеда предусмотрена в образовательных и медицинских учреждениях:

  • в детских садах;
  • в больницах и поликлиниках;
  • в специализированных центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции, где лечатся нарушения слуха и речи у детей.

Альтернативный вариант «трудоустройства» — открытие своего частного логопедического кабинета.

История профессии

Зачатки логопедии появились в Европе в XVII веке в рамках сурдопедагогики — отрасли, занимающейся проблемами глухих и слабослышащих детей. При наличии слуха речевые дисфункции лечить не стремились, считая их проблемой исключительно физического характера. Если же все-таки брались, то лечили только медицинскими способами.

Только с середины XX века проблемы артикуляции начали рассматривать с точки зрения психологии, что и привело к развитию логопедии как науки так и отдельной профессии.

Обязанности логопеда

Основные должностные обязанности логопеда можно свести к следующим:

  • осмотр клиентов и выявление особенностей их речевого развития;
  • постановка логопедического диагноза;
  • определение способов и методик лечения;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий по постановке речи;
  • разработка упражнений и «домашних заданий»;
  • оценка результатов обучения по итогам определенного периода времени.

Также логопед может заниматься ведением отчетной документации и разработкой методических пособий.

Требования к логопеду

Стандартные требования к логопеду таковы:

  • высшее логопедическое (или дефектологическое) образование;
  • опыт работы, в том числе по определенному направлению (с детьми, с взрослыми, с больными ДЦП, с пациентами неврологического профиля и т.д.).

В редких случаях от логопеда требуется и наличие авторской методики.

Образец резюме логопеда Как стать логопедом

Если вы решили стать логопедом, то необходимо получить высшее педагогическое образование по специальности «Логопедия» и квалификации «Учитель-логопед». В дополнении к этому необходим опыт практики. Его можно получить в государственных учреждениях, работая помощником или логопедом начального уровня.

Помимо образования и опыта потребуется ряд личностных качеств — любовь к детям, коммуникабельность, высокий уровень терпения и выдержки, умение нестандартно мыслить и находить подход к каждому ученику.

Зарплата логопеда

Заработная плата логопеда совсем невысока и находится в пределах от 15 и примерно до 60 тысяч рублей в месяц. В частных учреждениях столицы и крупных мегаполисов, обычно, предлагают очень приличные оклады.

Средняя зарплата логопеда составляет чуть более 20 000 рублей.

Еще один вариант заработка — открытие своего кабинета. Если логопеду получится выйти на взрослую аудиторию, часто выступающую перед публикой и нуждающуюся в чистой, красивой речи (представителей бизнеса, политики и масс-медиа), можно зарабатывать очень приличные деньги.

Профессия логопед

Профессия логопед

Профессия логопеда совмещает в себе профессию медика и педагога. Профессия логопеда направлена на работу с людьми, с различными дефектами речи: как ребенка, так и взрослого человека. Логопед может работать в медицинских, образовательных учреждениях, центрах развития, медико-психологических центрах.

Функциональные и должностные обязанности логопеда

Главная задача логопеда – помочь человеку избавиться от присущих ему комплексов речи. Логопед проводит диагностику речевых нарушений, проводит коррекционно-реабилитационную работу с детьми и взрослыми людьми с аномалиями речи, анализирует динамику развития речи детей. Логопед учит человека с дефектами речи правильному положению языка и губ при произношении определенных звуков, подбирает специальные тренировочные упражнения, скороговорки. Обычно работа с одним пациентом занимает около полугода или даже больше.

Квалификационные требования к логопеду

Логопед должен иметь высшее педагогическое образование. Логопед должен обладать глубокими знаниями в области психологии, педагогики, некоторых разделов медицины. Логопед должен обладать такими качествами как ответственность, сострадание, тактичность, терпение, нацеленность на результат, настойчивость, коммуникабельность и, конечно же, любить детей.

Карьера и зарплата логопеда

Заработная плата логопеда зависит от места, опыта работы. В государственных учреждениях логопед получает небольшую зарплату, в частных – в 1,5-2 раза больше. Более высокие доходы может принести работа в собственном частном логопедическом кабинете. Карьерный рост логопеда зависит от опыта и стажа работы, профессионализма, деловых качеств и целеустремленности: возможно присвоение различных категорий от второй к первой и затем высшей.

Профессиограмма логопеда образец - помогаем найти

Профессиограмма учителя-логопеда в специальном коррекционном

Профессиограмма учителя-логопеда в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Содержит документ формата doc. в специалистах-дефектологах и логопедах. Профессиограмма педагога это идеальная модель учителя, воспитателя, эталон, в котором представлены основные. Профессиограмма образец заполнения в 2014 году. Профессиограмма образец заполнения в 2014 году. Профессиограмма (пример) - слесарь механосборочных работ. Слесарь механосборочных работ работает в организациях машиностроения и металлообработки в.

Составить информационную профессиограмму какой-либо профессиональной деятельности субъекта труда, используя одну из схем профессиографирования. Пример профессиограммы предприниматель. Доминирующий способ мышления адаптация координация. Примеры профессиограмм. Проекты для владельцев бизнеса. Два пути организации выставки. Выставка мир климата практическое пособие, как стать первым. Профессиограммы по рабочим профессиям, востребованные при реализации инвестиционных проектов. Труд логопеда имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при.

Пример резюме логопеда образец. Кликни по картинке чтобы скачать резюме логопеда. Примеры и образцы резюме в алфавитном порядке. Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и. Прокурор с момента своего появления в суде должен быть образцом дисциплины. Профессия логопед. Чем занимается логопед. Обязанности и требования к логопеду.

Методические рекомендации по организации работы. Учителя-логопеда в доу. Составитель. Портфолио учителя-логопеда. Позволяет учитывать результаты. Образцы резюме. Профессия логопеда одна из тех специальностей, которые появились. Образцы документов логопеда, лексическая тема осень в подготовительной логопедической гр. Логопед. Описание профессии логопед специалист по исправлению речевых дефектов у.

Профессиограмма - Дефектолог

Профессиограмма
Дефектолог

Специалист, занимающийся педагогической работой с детьми с различными отклонениями в развитии.

Профессия включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.

А если эти нарушения в силу анатомо-физиологических причин полностью исправить невозможно — то организовать взаимодействие с ребенком таким образом, чтобы они оказывали как можно меньшее влияние на развитие других, сохранных функций, а также способствовать социальной адаптации своих подопечных.

На протяжении рабочего дня дефектолог проводит групповые развивающие занятия, количество которых предусмотрено программой обучения и воспитания детей с различными отклонениями, а также занимается с ними индивидуально. Рабочее место дефектолога — кабинет, в котором находится стационарная аппаратура и другое оборудование, необходимое для занятий.

Получить профессию можно в педагогических вузах на соответствующих факультетах (чаще всего они называются факультетами специальной педагогики и психологии; названия «дефектологический» или «коррекционный» в последнее время стараются не использовать из соображений политкорректности). Основы профессии можно приобрести также в педагогических училищах.

Педагог-дефектолог должен грамотно владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определенными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста, быть ответственным, целеустремленным и доброжелательным. Он должен иметь знания по педагогике и психологии, основам медицины, прекрасно понимать механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие и видеть возможности для их компенсации. Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость.

Он должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Для овладения профессией и дальнейшей работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система.

Медицинскими противопоказаниями являются нервные и психические заболевания, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные заболевания. Некоторые специальности предъявляют и дополнительные требования, например, основной инструмент сурдопедагога — это его артикуляционный аппарат и голос.

Профессия в современной России очень востребована (впрочем, на самом деле это печальная тенденция — ведь она означает, что многие дети имеют серьезные отклонения в развитии). Дсфсктологи по окончании вуза могут пойти работать в дошкольные или школьные образовательные учреждения, а также в различные государственные или частные центры. Зарплата специалиста складывается из нескольких составляющих: стаж, квалификационная категория и уровень образования.

В среднем в государственных учреждениях зарплата ниже среднего уровня доходов в промышленности (хотя по сравнению с работниками обычных школ она выше на 25-30 %). Однако в последнее время появился большой спрос на дефектологов в частном порядке (индивидуальные занятия, оплачиваемые родителями). Это даст возможность дополнительного заработка.

Карьерный рост в профессии зависит от стажа работы, образования. В практической деятельности дефектолог может вырасти до методиста или заведующего (директора) учреждения — при условии значительного стажа, дополнительного образования и высоких результатов предшествующей работы. В научной сфере открывают дорогу вверх по карьерной лестнице обучение в аспирантуре и докторантуре.

Профессиограммы, похожие на «Дефектолог»:
Специалист по адаптивной физической культуре

Профессиограмма логопеда образец

А.С. КОНКИНА, Н.В. ЧЕРЕПКОВА СТАВРОПОЛЬ, СГУ ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ГРАНИ ПРОФЕССИИ

Логопед - специалист, занимающийся постановкой правильной устной речи, предупреждением и устранением ее дефектов. Исправление дефектов устной речи возможно в любом возрасте. В данной профессио-грамме рассмотрим профессию специалиста по детской логопедии. В настоящее время среди дошкольников с нарушениями в развитии самую многочисленную группу составляют дети с недостатками речевого развития разного характера и этиологии. Всесторонний анализ структуры речевой патологии представлен в многочисленных трудах И.Т. Власенко, Т.Н. Волковской, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усановой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мас-тюковой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Т.А. Фотековой. Однако научные исследования и наблюдения специалистов практиков (логопедов, психологов, воспитателей) в последнее десятилетие говорят о значительном усложнении структуры речевых нарушений. Нарушения речи рассматриваются в настоящее время как когнитивный дефект, который усугубляется нарушениями эмоционально-личностного развития. Наряду с системным недоразвитием речевой деятельности у данных детей выявляется общая эмоциональная незрелость, задержка развития вербального интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности. Изменение контингента воспитанников принципиально меняет подход к организации коррекционно-развивающего процесса с детьми с нарушениями речи. Повышение эффективности коррекционного воздействия предполагает: во-первых, разработку содержания и форм оказания психологической помощи детям и их родителям; во-вторых, разработку психологических аспектов деятельности логопеда. Психологические аспекты деятельности логопеда подразумевают получение теоретических знаний о психологических особенностях лиц с нарушениями речи, а также владение основами психодиагностической и психокоррекционной работы. При выборе методов коррекционно-логопедической работы логопед должен учитывать не только структуру дефекта, но и особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностного развития При оценке факторов, влияющих на развитие ребенка в целом и коммуникативно-личностное развитие в частности, особое внимание необходимо уделить роли семьи. Социальная ситуация развития ребенка тесно связана с особенностями родительско-детских отношений. В целом психическое и социальное развитие ребенка возможно лишь при гармоничных семейных отношениях. Недостаточность и неадекватность взаимодействия родителей с детьми в эмоциональном плане усугубляет дефект ребенка, искажает его личностное развитие и снижает возможности социально-приспособительных характеристик (В.В. Ткачева). Нарушения речи являются предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в диаде «ребенок-родители». Такая ситуация изменяет содержание деятельности логопеда. Психологическая компетентность необходима логопеду в различных видах его деятельности: при проведении обследования, определении структуры дефекта (так как необходимо диагностировать не только наличие речевых симптомов, но и неречевых, а также выявить сохранные функции); при отборе методов коррекционно-развивающего воздействия (так как недоразвитие познавательной сферы выступает сдерживающим фактором даже при правильно организованной коррекционно-логопедической работе); при выборе форм взаимодействия с ребенком и родителями (так как для достижения высокой эффективности работы логопеда необходимо не только установление эмоционально положительного контакта, но и сознательное, активное участие всех членов семьи в коррекционной работе); при взаимодействии со специалистами коррекционного образовательного учреждения (так как достижение реабилитации и социальной адаптации достигается благодаря деятельности различных специалистов). Т.Н.

Волковская отмечала психологический компонент деятельности логопеда и считала, что она может рассматриваться в рамках традиционных направлений практической психологии: психодиагностика (с позиций целостного подхода к изучению); психологическая коррекция (в рамках интеграции приемов психокоррекции в логопедические технологии); психологическое консультирование (при организации сотрудничества с родителями и персоналом образовательного учреждения). Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости логопсихологического воздействия на логопата. Наиболее полно эта концепция разработана и внедрена в практику коррекции заикания. Впервые логопсихотерапевтическое направление деятельности одного специалиста (логопсихотерапевта) было представлено в работах Ю.Б. Некрасовой. Оно представляет собой научно обоснованную систему логопедических и психокоррекционных воздействий, направленных на реабилитацию заикающихся. Современные знания о структуре дефекта различных речевых нарушений, о специфике психического и социального развития ребенка-логопата дают возможность говорить о изменении в подходах к коррекцион-но-логопедической деятельности. Основным специалистом, осуществляющим коррекционное воздействие на ребенка с речевой патологией, является логопед. Таким образом, можно выделить субъектно-деятельностные характеристики педагога: наличие дидактических, конструктивных, перцептивных, экс-пресивных, коммуникативных, организаторских способностей, т.е. иметь представление о существующей дидактической системе и подбирать дидактические материалы для обучения детей разных категорий; составлять планы конспекты занятий по данным разделам и проводить их; планировать работу учителя-дефектолога в специальных учреждениях; проводить режимные моменты, гуманистическая направленность, положительное отношение к педагогической деятельности, желание работать с детьми с детьми с ограниченными возможностями развития. Педагог должен обладать личными качествами, необходимыми для работы: любовь и уважение к детям с особыми образовательными потребностями, умение понять их запросы и интересы, требовательность и справедливость, доброжелательность и терпение. Педагог-дефектолог -это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества. Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребенку или взросло- му с ограниченными возможностями), и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники педагога-дефектолога, и к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами. Противопоказаниями к участию в профессиональной деятельности являются тяжелые психофизиологические и эмоциональные расстройства организма, а также низкий морально-нравственный уровень личности.

А.С. КОНКИНА, Н.В. ЧЕРЕПКОВА СТАВРОПОЛЬ, СГУ ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ГРАНИ ПРОФЕССИИ
  1. Н.В. ЧЕРЕПКОВА, И.А. ХЛЮСТОВА СТАВРОПОЛЬ, СГУ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
    Кризис (от греч. Krisis - решение, поворотный пункт, исход) - является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. Следовательно, с одной стороны, кризис - необходимая часть жизни индивида и общества, человечества в целом как организма. Кризис - это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив,
  2. С.А. ИЛЬЯДИС, Н.В. ЧЕРЕПКОВА СТАВРОПОЛЬ, СГУ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
    На исходе XX столетия произошло громадное количество бедствий и катастроф, мир буквально захлестывает эпидемия террористических актов. Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпывающего определения. Представляется, что недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особенностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие, как,
  3. Н.В. ЧЕРЕПКОВА, Е.А. МИНАЕВА СТАВРОПОЛЬ, СГУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕЛОВЕКОМ
    По определению Ф.Е. Василюка, кризисная ситуация - это ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних не-обходимостей своей жизни. В настоящее время мы часто оказываемся в кризисных ситуациях частного или общественного характера. К кризисным ситуациям частного (личного) характера относятся постоянные конфликты в семье, потеря работы, физическое, психологическое
  4. Д.С. БАЛЯН СТАВРОПОЛЬ, ГОУ ВПО «СГУ» ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
    Введение новых информационных технологий, компьютеризация труда и жизни человека повлекли за собой изменение традиционных представлений о профессиональных деятельностях, профессионалах и профессионализме. Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается
  5. Т.А. НЕЧИТАЙЛО СТАВРОПОЛЬ, СГУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    Современная социокультурная ситуация требует от личности больших резервов самообладания и саморегуляции. И в частности, речь в данном случае может идти о центральном механизме саморегуляции - феномене самоэффективности как важном факторе профессионального развития. Профессиональное развитие - это процесс, в результате которого человеку удается сохранить качество и уровень своих профессиональных
  6. 1. Понятия «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «модель специалиста», «формула профессий»
    Современному психологу-практику и профконсультанту важно понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессиограмм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятельному выделению и описанию особенностей профессий,
  7. 4.1. Понятия: "профессиограмма", "психограмма", "модуль профессии", "модель специалиста", "формула профессий"
    Для современного психолога-практика и профконсультанта важно понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессиограмм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятельному выделению и описанию особенностей
  8. Грани интеллекта
    Грани
  9. ГРАНИ НЕРЕАЛЬНОГО
    ГРАНИ
  10. ПРОФЕССИЯ. ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИИ. МОДУЛЬ ПРОФЕССИИ
    Подход к профессионализму в труде будет различен в зависимости от содержания труда в разных профессиях. В ходе развития общества и появления разделения труда возникли профессии. Профессии - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.
  11. ПСИХИАТРИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    ПСИХИАТРИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ГРАНИ
  12. Калягин В.А. СОВРЕМЕННАЯ ЛОГОПЕДИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ТОЧКИ РОСТА
    Логопедия формально является самой молодой из спецпедагогик, но со столь долгой историей своего развития, что определить его начало весьма затруднительно. Ее отношения с другими родственными дисциплинами можно определить как своеобразное неслиянное единство. Имея свой особый предмет, она невольно с завидным постоянством оказывается на соседних территориях. С одной стороны, ей принадлежит обширная
  13. 2. Профессиографирование и профессиограммы
    Процесс изучения отдельной профессии традиционно называется профессиографированием. Название неточное, так как проблема состоит не только в описании профессионального поведения или его результатов, но и в анализе своеобразия психики человека — субъекта труда. Итоговое описание профессии называется термином «профессиограмма». Профессии изучают не только психологи, но и экономисты, географы,
  14. 9.2. ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА
    Целенаправленное изучение тех или иных аспектов труда людей, подлежащих рационализации и оптимизации, предполагает изначальное получение комплексного знания о профессии в целом, необходимое для решения разных научно-практических задач. Оптимальная интеграция знания о профессии как сложном социальном явлении обеспечивается при выделении субъекта как ее системообразующего фактора. Эмпирическое
  15. 4.5. "Формула профессии". Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации
    • Сама "Формула профессий" рассматривается как основа построения "Схемы анализа профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности (см. Климов, 1990): o типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - З;
  16. 5. «Формула профессий». Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации
    Сама «формула профессий» рассматривается как основа пс строения «Схемы анализа профессий». В традиционной «формул профессий» выделяются следующие обобщенные характеристш позволяющие в закодированном виде представлять разные прс фессии и специальности [7]: 1) типы профессий выделяются по предмету труда: природаП; техника — Т; человек — Ч; знаковые системы — 3; художственный образ — X; 2)
  17. 4.6. "Формула профессии". Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации
    • Изучение профессиональной деятельности связывается со следующими традиционными трудностями: o изучение профессии предполагает длительную и систематическую работу, требующую значительных временных и организационных затрат; o возникают проблемы, связанные с выделением достаточно полной и, одновременно, компактной системы критериев (параметров) изучения профессии; o проблемы, связанные с
  18. УДК 37.015.А.М. КОЛЫШКО ВЛИЯНИЕ САМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ НА ГЛУБИНУ И ПОЛНОТУ ПОНИМАНИЯ ИМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
    Представлены результаты эмпирического исследования влияния самоот- ношенияучителя на понимание им межличностных отношений в системе «учитель-ученик». Установлено, что степень зрелости и эмоциональный тон отношения учителя к себе как к личности влияют на глубину и полноту понимания им межличностных отношений с учениками. Выявлено, что наиболее многогранно осмысливают ситуацию учителя с развитым
  19. МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА. ПРОФЕССИОГРАММА. ПСИХОГРАММА
    Человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реализующего свои цели в труде, далее в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов; иногда человек развивается и дальше, становясь творцом, новатором в