Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Коносамента На Русском Языке img-1

Образец Коносамента На Русском Языке

Рейтинг: 5.0/5.0 (1859 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Скачать образец коносамента

Коносамент образец бланк

Это документ, который призван зафиксировать факт правоотношений по внешней перевозке груза морем.

Выдается перевозчиком и является основным товарораспорядительным и информационным документом, который необходим для прохождения таможни товара при морской перевозке.

Им должна быть отражена суть сделки — передача груза для отправки его морским судом и обязательство по его вручению на месте прибытия получателю груза.

Данный документ должен иметьследующую структуру:

  • данные перевозчика: его реквизиты и адрес;
  • информация о месте погрузки: название порта и дата передачи груза;
  • данные грузополучателя, его реквизиты и адрес;
  • сведения о месте назначения, название порта выгрузки;
  • описание груза, его характеристик, количество, вес, все данные должны соответствовать действительности;
  • состояние груза, его упаковка;
  • размер морского фрахта, порядок его оплаты;
  • дата получения коносамента и место;
  • количество существующих оригиналов данного документа.

По своей форме данный документ может различаться на:

  • именной — содержит имя владельца и не может передаваться другому лицу;
  • на предъявителя;
  • ордерный — когда груз передается другому лицу путем передаточной записи на нем.

Чаще всего распространена последняя его форма. К нему так же могут быть приложены другие документы, которые необходимы для прохождения границы грузом, обязательное условие — это наличие страхового полиса.

При отправке товара морем могут быть использованы следующие виды коносаментов

  1. Долевой коносамент выписывается в тех случаях, когда грузополучателю по факту передается лишь часть груза, так какая-то часть распродается до ее передачи.
  2. Застрахованный коносамент — его применяют, когда груз отправляется в контейнерах и документ при этом всегда сопровождается страховым полисом.
  3. Линейный коносамент — выдается транспортной компанией, которая организует перевозки регулярным движением морского транспорта по расписанию.
  4. Коносамент с оговорками — используется, когда принимается груз с выявленными нарушениями в упаковке или в поврежденном виде.
  5. Местный коносамент — нужен для внутренней отчетности порта и не имеют товарораспорядительный характер.
  6. Прямой — покрывает прямой путь от порта загрузки до порта выгрузки.
  7. Сквозной — используется, когда груз подлежит передачи на другое судно в промежуточном пункте. При этом судна могут быть как одной компании перевозчика, так разных, имеющих между собой договоренности.

Ниже расположен типовой бланк и образец коносамента вариант которого можно скачать бесплатно.

Типовая форма и пример коносамента

Другие статьи

Образцы заполнения документов при транзитных грузоперевозках

Образцы заполнения документов
при транзитных грузоперевозках
Аэробил (Airwaybill)

Авианакладная с оригинальным номером, по которой груз перемещается воздушным путём.
Является основным документом при авиаперевозке. Требуется для получения груза, отправленного воздушным путем.
Если груз пришел без оригинала авианакладной, то получить его с таможни (или оформить транзит через ОАЭ) невозможно.
Образец авианакладной .

Коносамент (Bill of Lading)

Морская транспортная накладная с оригинальным номером, в сопровождении которой груз перемещается по морю.
Является основным документом при морской перевозке. Требуется для получения груза, отправленного морским путем.
Без оригинала этого документа никакие действия над морским грузом в ОАЭ не представляются возможным.
Образец коносамента .

Инвойс (Invoice)

Платёжный документ, составляемый поставщиком (продавцом) товара, в котором указывются

  • покупатель
  • полная номенклатура (наименования и кол-во) товара
  • дата и условия продажи
  • стоимость каждой единицы и полная стоимость товара.

Аналог российской счет-фактуры.

От суммы инвойса исчисляется пошлина, уплачиваемая нами в таможенные органы ОАЭ при ввозе груза в страну.
В случае, если груз прибыл в ОАЭ с копией инвойса ( читайте Примечание ниже ) таможня ОАЭ налагает штраф в размере 500 AED (136 USD). Без копии инвойса получение груза невозможно.
Образец инвойса .

Упаковочный лист (Packing list)

Документ (приложение к инвойсу) составляемый отправителем, в котором указаны объёмно-весовые и количественные характеристики товара по каждому месту груза (по каждой коробке).
Без оригинала упаковочного листа получение груза, отправленного контейнером невозможно.
Для груза отправленного по воздуху, как минимум, требуется копия упаковочного листа.
Образец упаковочного листа .

Примечание
Инвойсы и упаковочные листы должны быть обязательно на английском языке.
Документы, составленные на других языках, таможней ОАЭ не признаются.
Инвойс обязательно должен иметь уникальный номер, тип, дату и условия поставки (Incoterms 2000 ).
Инвойс должен быть на оригинальном фирменном бланке либо с синей печатью компании.
Печать обязательно должна быть на понятном местной таможне языке (английский или арабский).

Любое нарушение из вышеперечисленного приводит к тому, что инвойс не считается оригиналом.
Например, японский инвойс, составленный на английском языке, с печатью из иероглифов за документ не считается.
При получении груза, с таким инвойсом таможня считает его копией и взымает штраф в размере 500 AED (136 USD).

Сертификат происхождения (Certificate of Origin)

Документ, подтверждающий страну происхождения (изготовления) товара.
Выдается ппроизводителю (или покупателю) товара торгово-промышленной палатой страны производства.
С 2010 года входит в комплект необходимых документов.
В случае отсутствия сертификата таможня взымает штраф в размере 500 AED (136 USD).
Образец сертификата происхождения .

Инструкция по заполнению коносамента

Главная страница → Инструкция по заполнению коносамента

Правильно ли заполнен ваш коносамент?

Коносамент – это документ, который выдается перевозчиком груза грузовладельцу и который удостоверяет право собственности последнего на отгруженный товар. Корректное заполнение этого документа очень важно. Если при заполнении коносамента были допущены ошибки, процесс оформления вашего груза может затянуться. Поэтому, чтобы вы смогли вовремя получить ваш товар, заранее проверяйте корректность указанных данных в следующих полях:

Внешний вид коносамента. Нажмите на интересующее вас поле для получения справки

Обратите внимание, что все поля заполняются только на английском языке!

Отправитель (SHIPPER)

В данном поле указывается полное название и адрес компании-отправителя вашего груза в соответствии с договором.

Получатель (CONSIGNEE)

В данном поле указывается полное название и адрес компании-получателя груза, если груз был отправлен на юридическое лицо, или фамилия, имя, отчество и адрес получателя груза, если груз был отправлен на физическое лицо.

Уведомить (NOTIFY PARTY)

В данном поле указывается либо грузополучатель либо экспедитор (полное название компании с указанием адреса электронной почты, контактного лица и телефонного номера), которого компания-отправитель будет уведомлять о ходе перевозки. Обычно заполняется так же, как и поле «Consignee»: same as consignee.

Описание груза (DESCRIPTION OF GOOODS)

В данном поле указывается наименование груза, его масса и число мест. При необходимости могут быть указаны особые свойства перевозимого груза.

Возникли вопросы по заполнению коносамента?

Если у вас есть дополнительные вопросы по заполнению коносамента, обратитесь к нашим специалистам или специалистам наших партнеров, шиппинговой компании «R&D CO. LTD» по телефонам: +82 10 95 84 5007. Или через e-mail: rdkorcom@gmail.com

Образец коносамента на русском языке

Коносамент

Коносамент — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом. Коносамент удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Коносамент — (франц. connaissement), документ, содержащий условия договора морской перевозки. Наиболее распространён во внешней торговле. Выдаётся перевозчиком отправителю после приёма груза к перевозке, служит доказательством приёма груза и удостоверяет факт заключения договора. Коносамент является товарораспорядительным документом, предоставляющим его держателю право распоряжения грузом. Коносамент могут быть: именными, в них указывается определённый получатель, передача их осуществляется при помощи передаточной надписи — индоссамента или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования: ордерными (выдаются "приказу" отправителя или получателя), передача их также осуществляется посредством передаточной надписи; на предъявителя (передаётся посредством фактического вручения новому держателю К.).

В РФ порядок составления коносамента и его необходимые реквизиты установлены Кодексом торгового мореплавания РФ.

Коносамент - bill of lading - выполняет три основные функции:

  1. Является официальной квитанцией судовладельца (перевозчика), подтверждающей, что товары, которые предположительно находятся в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или, по крайней мере, получены под охрану судовладельца для цели отправки.
  2. Удостоверяет заключение договора морской перевозки, который фактически заключается до подписания коносамента, и повторяет в деталях его содержание.
  3. Является товарораспорядительным документом на товары, позволяющим покупателю распорядиться ими путем передаточной надписи и предоставления коносамента. Таким образом, коносамент предоставляет право собственности на товары.

Согласно ст. 144 Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ в коносаменте указываются:

  1. Наименование перевозчика и место его нахождения;
  2. Наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
  3. Наименование отправителя и место его нахождения;
  4. Наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
  5. Наименование получателя, если он указан отправителем;
  6. Наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;
  7. Внешнее состояние груза и его упаковки;
  8. Фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
  9. Время и место выдачи коносамента;
  10. Число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
  11. Подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

После того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к данным, должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза.

В случае, если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент.

Перевозчик может удовлетворить требования отправителя к бортовому коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа при условии, если дополненный таким образом документ включает в себя все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте.

В случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.

В случае, если перевозчик или другое выдающее коносамент от его имени лицо не указывает в коносаменте внешнее состояние груза, считается, что в коносаменте указано хорошее внешнее состояние груза.

За исключением данных, в отношении которых внесена оговорка, допустимая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, коносамент удостоверяет, если не доказано иное, прием перевозчиком груза для перевозки, как он описан в коносаменте. Доказывание перевозчиком иного не допускается, если коносамент передан третьему лицу, которое, исходя из содержащегося в коносаменте описания груза, действовало добросовестно.

Коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя. Ордерный коносамент, не содержащий указания о его выдаче приказу отправителя или получателя, считается выданным приказу отправителя.

По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) коносамента, причем в каждом из них отмечается число имеющихся оригиналов коносамента. После выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента остальные его оригиналы теряют силу.

Коносамент передается с соблюдением следующих правил:

  • именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования;
  • ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям;
  • коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения.

Отправитель имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо передачи такого права получателю или третьему лицу. При передаче права распоряжения грузом получателю или третьему лицу отправитель обязан уведомить перевозчика об этом.

Отправитель имеет право потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выдачи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому получателю, который указан в перевозочном документе, при условии предъявления всех выданных отправителю оригиналов коносамента или предоставления соответствующего обеспечения и с соблюдением правил, установленных статьями 155 и 156 КТМ РФ.

Применяются следующие виды коносаментов:

  • Бортовой коносамент (shipped). Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он признает, что груз погружен на борт судна.
  • Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment).
  • Чистый коносамент (clean bill of lading )
  • Коносамент с оговоркой (claused)
  • Оборотный коносамент (negotiable). Коносамент
  • Именной коносамент
  • Коносамент на предъявителя
  • Линейный пароходный коносамент
  • Чартерный (фрахтовый) коносамент
  • Сквозной коносамент (through bill of lading)

Обычно коносамент - это типографским способом отпечатанный бланк, в который на пишущей машинке или на принтере вносятся вышеуказанные сведения. На обороте коносамента приводятся условия договора морской перевозки. Крупные судоходные компании имеют свои фирменные бланки.

Поскольку коносамент является товарораспорядительным документом и обладание им согласно торговому обычаю во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, вручение коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров.

Как правило, изготавливается три и более экземпляров коносамента с тем же содержанием и датой: для грузоотправителя или его экспедитора, для грузополучателя и для грузовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами и на них ставится штамп "Оригинал". В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала. Товарораспорядительным документом является обычно только один (первый) из оригиналов коносамента. Копии коносамента имеют штамп "Копия" или печатаются на бланках, отличного от оригинала цвета.

Если по одному из экземпляров коносамента товары выданы, то остальные теряют силу.

Только лицо, обладающее коносаментом, вправе претендовать на передачу ему товаров перевозчиком. Перевозчик не будет нести ответственности за неправильную доставку товаров, если вручит товары держателю первого оригинала коносамента, который ему представлен (при условии, что перевозчик не осведомлен о незаконности владения коносаментом). И даже истинный владелец не вправе претендовать на товары, если он не может предъявить коносамент.

По способу передачи права собственности на товары при помощи коносамента коносаменты различают на следующие виды.

Именной коносамент (straight bill of lading) - выписанный на определенного получателя с указанием его наименования и адреса. Он может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По такому коносаменту груз в порту назначения выдается получателю, указанному в коносаменте, или лицу, которому коносамент был передан в указанном порядке.

Ордерный коносамент (to-order bill of lading) - содержащий указание "приказу отправителя" или "приказу получателя". Он предполагает, что отправитель или получатель могут передать свои права третьему лицу путем проставления на коносаменте передаточной надписи (индоссамента) и вручения его этому лицу. В порту назначения по ордерному коносаменту груз будет выдан отправителю или получателю в зависимости от того чьему приказу он выдан, а при наличии в нем передаточных надписей (bill of lading made out to order and endorsed in blank) - лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью.

Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) - предполагает, что товар в порту назначения передается любому лицу - предъявителю коносамента. Такой коносамент передается путем простого вручения.

Коносаменты ордерные и на предъявителя являются оборотными (negotiable bill of lading). Благодаря оборотности они выполняют свою основную функцию - дают их держателю возможность распоряжаться товарами, пока они находятся в пути или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Коносамент становится оборотным лишь в том случае, если он был таким оформлен.

Если грузоотправитель намеревается получить оборотный коносамент, он указывает в коносаменте: "приказу имярек". Грузоотправитель, который желает получить необоротный коносамент, термин "приказу" не вписывает, а в соответствующем поле коносамента указывает получателя груза.

Оборотные коносаменты предпочтительнее в некоторых видах международной торговли, т.к. благодаря тому, что коносамент является оборотным, груз тоже фактически становится оборотным. Оборотная форма коносаментов обычно применяется при торговле зерном, нефтью и т.п. товаров, где коносаменты на товары в пути продаются и покупаются по цепочке договоров с оговоркой, по которым посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии. Как уже сказано выше, оборотные коносаменты используются и в случаях, когда покупатель намеревается или предполагает заложить коносаменты как дополнительное обеспечение в банк до прибытия товаров.

Однако, на практике чаще применяются необоротные коносаменты (non-negotiable bill of lading), применение которых предполагает, что получатель сам примет товары по прибытии судна. Даже необоротный коносамент действует как товарораспорядительный документ, т.к. только указанный в нем получатель вправе требовать выдачи товаров судовладельцем (если предъявит коносамент).

В зависимости от наличия оговорок о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают коносаменты "чистые" (clean bill of lading) и "с оговорками" (claused).

"Чистые" коносаменты не содержат дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки. Оговорка, не относящаяся к состоянию товаров при погрузке, но затрагивающая их дальнейшую судьбу и состояние при разгрузке, не делает коносамент коносаментом с оговорками.

Представление "чистого" коносамента является обязательным условием многих сделок в международной торговле. Банк может не принять коносамент с оговорками (пометками), если только в аккредитиве точно не указывается, какие из них допускаются.

В международной практике "чистый" коносамент часто выдается перевозчиком грузоотправителю в обмен на гарантийное письмо последнего. В международной практике различают также коносаменты бортовые (shipped on board bill of lading) и на принятый для погрузки груз (received for shipment). Если товары не перевозятся в контейнерах, коносаменты обычно являются бортовыми. На бортовых коносаментах указывается: "погружен в хорошем состоянии (кем) на борт теплохода (название)"; на коносаментах для отгрузки: "получен в хорошем состоянии от (кого) для отгрузки на борт теплохода (название)". Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он подтверждает, что груз погружен на борт судна. Если же он выдает коносамент для погрузки на борт судна, он лишь подтверждает, что товары доставлены под его охрану. Коносамент такого типа обычно используется, если товары подготовлены к отправке в контейнерах на заводе, на складе экспортера или на контейнерном терминале вне порта (например, на железнодорожной станции).

Коносаменты различаются также в зависимости от особенностей перевозки.

Рейсовый (линейный) коносамент (liner bill of lading) - применяется при перевозках товаров на судах, совершающих рейсы по расписанию, для которых в порту назначения имеется зарезервированный причал. Это коносамент для линейных, а не трамповых перевозок, когда судно не имеет постоянного маршрута и расписания рейсов.

Чартерный (фрахтовый) коносамент (chartered bill of lading) применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках. Чартер или чартер-партия (charter, charter-party) - это договор на перевозку груза трамповым судном. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).

Фрахтователь может заключить договор на перевозку товаров с третьим лицом. Коносамент, оформленный для такой перевозки, должен содержать указание "по чартер-партии", а договор на перевозку - ссылку на контракт о найме данного судна. Линейный коносамент содержит все существенные условия договора перевозки и третье лицо (например, индоссат или иной держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого коносамента. В чартерном коносаменте инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий чартер-партии с тем, чтобы они могли иметь эффект для грузополучателя или индоссата коносамента.

Главное различие между линейными и чартерными коносаментами состоит в том, что банки, как правило, если только не имеют противоположных инструкций, отказываются акцептовать чартерный коносамент как действительное предложение по аккредитиву. Т.е. если иное не предусмотрено в аккредитиве, банки отклоняют документ, в котором указано, что он выставлен на условиях чартер-партии.

Коносаменты могут также быть прямыми и сквозными.

Прямые коносаменты применяются при перевозках от порта до порта.

Сквозные коносаменты (through bill of lading) используются, если морская перевозка составляет только часть общей перевозки и товары должны перевозиться разными наземными и морскими перевозчиками. В этом случае отправителю обычно удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками, которые должны перевозить груз на последующих стадиях перевозки. Сквозные коносаменты применяются также, когда сама морская перевозка разделена на отдельные стадии, которые осуществляют разные судовладельцы путем перегрузки. Сквозной коносамент типичен для современных контейнерных перевозок, когда товары перевозятся от места погрузки до места назначения в одних и тех же контейнерах, но на различных видах транспорта. Грузоотправитель заключает договор перевозки только с перевозчиком, который сквозной подписывает коносамент. Перевозчик (экспедитор) организует перегрузки с последующими перевозками. Товары считаются доставленными только последним из перевозчиков после передачи одной оригинальной части сквозного коносамента, которая подлежит передаче грузополучателю.

Если судоходная компания осуществляет комбинированные перевозки, она может выдать специальный контейнерный коносамент, который подпадает под действие правил Гаага-Висби. Все контейнерные коносаменты обычно являются не бортовыми (shipped on board), а погрузочными (received for shipment). Это связано с тем, что они зачастую принимаются к перевозке на контейнерных станциях вне порта. На обороте контейнерного коносамента указаны условия договора перевозки.

Если коносамент включает в себя страховой полис, он является застрахованным коносаментом (insured bill of lading).

Вместе с коносаментом активно используется счет-фактура или инвойс (invoice). Следует различать счет-фактуру, счет-проформу и предварительный счет. Счет-проформа (proforma invoice) содержит сведения о цене и стоимости товара, но не является расчетным документом, т.к. не содержит требования об уплате указанной в нем суммы. Поэтому, выполняя все остальные функции счета, он не выполняет главной функции счета как платежного документа. Счет-проформа может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар и наоборот. Обычно он выписывается на при поставках товаров на консигнацию, на выставки, аукционы, поставках давальческого сырья по договорам на переработку, поставках товаров в качестве дара или безвозмездной помощи (в этом случае может выписываться только для целей таможенной оценки).

Предварительный счет (preliminary invoice) выписывается, когда приемка товара производится в стране назначения или при частичных (дробных) поставках товара. Он содержит сведения о количестве и стоимости партии товара и подлежит оплате. После приемки товара или поставки всей партии выписывается счет-фактура, по которому производится окончательный расчет.

Образец коносамента на русском языке

Документы

Пассажирская таможенная декларация (ПТД)

Каждое физическое лицо, перемещая через границу РФ товары для личных, домашних и семейных нужд, наличные деньги и другие ценности, а также пересекая границу на а/м, должно эти товары или автомобиль задекларировать. По действующему таможенному законодательству, предметы в сопровождаемом багаже декларируются физическим лицом в устной форме, за исключением предметов, подлежащих декларированию в письменном виде путем заполнения бланка пассажирской таможенной декларации (ПТД). Физическое лицо вправе по своему желанию произвести декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, в письменной форме, с использованием ПТД.

Международная товарно-транспортная накладная (CMR) — это документ, регламентирующий договорные отношения, которые возникают в процессе международных перевозок грузов автомобильным транспортом. Наиболее широко используется при международных грузоперевозках. CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара.

Правовая база описываемого документа - Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ) или конвенция CMR. Была принята в 1956 году в Женеве и на данный момент насчитывает 55 стран-участниц (это практически все европейские государства, включая страны бывшего СССР). Может быть применена к любому договору международной перевозки грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция CMR (КДПГ)) применяется к договору грузоперевозки в случае, если он одновременно удовлетворяет четырем условиям:

  • за перевозку уплачивается вознаграждение;
  • места погрузки и отгрузки товара, оговоренные в договоре, находятся в различных государствах;
  • по крайней мере одно из этих государств присоединилось к Конвенции CMR;
  • перевозка осуществляется автотранспортом.

При пересечении границ государств в накладной делаются соответствующие отметки, при доставке груза в указанное место грузополучатель расписывается в получении груза. При перевозках в страны дальнего зарубежья (или из них в Россию) основным товарно-транспортным документом является международная автомобильная накладная, на CMR должна стоять отметка российского таможенного органа "Товар вывезен", которая подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ. Если груз доставляется в страну — участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) или CMR-накладной. Для сотрудничества с Белоруссией используется преимущественно номерной бланк. Во всех остальных случаях возможно использование безномерного бланка (либо проставления любой, принятой в на предприятии, нумерации).

Грузовая авианакладная (Air Waybill) - документ, который выписывает грузоотправитель или уполномоченный агент в котором подтверждается наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика. Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. Авианакладная удостоверяет: заключение договора перевозки, принятие товара к перевозке и условия перевозки. В некоторых случаях, так как авианакладная содержит достаточно полную информацию о товаре, она может использоваться как таможенная декларация.

Грузовая авианакладная (AWB) имеет 11-значный номер, который используется для бронирования, проверки статуса грузоперевозки, и определения текущее местонахождение груза.Первые три цифры составляют префикс авиакомпании по IATA (например, префикс авиакомпании Turkish Airlines – 235), следующие 8 цифр – порядковый номер.

Грузовая авианакладная (AWB) представляет собой комплект, состоящий из 8-12 экземпляров (3 оригинала, с текстом договора на оборотной стороне, и копий). Оригиналы предназначены для перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Копии предназначены для перевозчика (или перевозчиков), аэропортов отправления и назначения при прохождении таможенного досмотра, транзитных аэропортов и уполномоченного агента.

Существует 2 вида авианакладных – основная (мастер) MAWB (Master Air Waybill) и домашняя HAWB (House Air Waybill). MAWB носит порядковый номер с префиксом авиакомпании и назначается самой авиакомпанией. В данной накладной указываются названия и адреса агентов тех стран, откуда отправляется груз и куда прибывает. HAWB носит порядковый номер с префиксом HAWB, который назначает сам агент. В данной накладной указывается вся информация об отправителе и получателе согласно приложенному инвойсу.

Авианакладная должна содержать наименование и полный адрес грузоотправителя, грузополучателя и агента, оформившего авианакладную. Указывается трехбуквенный код пункта назначения (код IATA аэропорта) либо трансфера при перевозке груза по сложному маршруту, наименование перевозчика, бронь, дата, валюта и тариф перевозки, ценность груза, сумма страхования, количество мест и вес.

Коносамент – это документ, который перевозчик выдает грузоотправителю, удостоверяя тем самым факт принятия груза к перевозке посредством морского транспорта. Перевозчик обязуется доставить полученный груз в пункт назначения, после чего выдает его законного обладателю коносамента. Коносамент — это документ стандартной формы, принятой в международной практике. Обычно это типографским способом отпечатанный бланк.

В англоязычной деловой документации коносамент обозначается как Bill Of Lading, BOL, B\L.

Коносамент одновременно выполняет несколько функций:

  • является распиской перевозчика в получении груза, при этом в нем описывается видимое состояние груза,
  • фактически коносамент является и товарно-транспортной накладной – документом, предназначенным для учета движения ТМЦ – товарно-материальных ценностей, если они перемещаются транспортными средствами.
  • коносамент подтверждает договор перевозки груза
  • является товарораспорядительным документом

При таможенном оформлении морской перевозки и проведении таможенного контроля в отношении товаров, перевозимых морским транспортом коносамент является одним из основных документов. Собственно коносамент является документом, удостоверяющим право собственности на перевезенный товар.

Наибольшее распространение коносамент получил при осуществлении международных морских перевозок. Однако в настоящее время коносамент может использоваться не только при перевозках водными видами транспорта (морским или речным), но другими транспортными средствами при осуществлении интермодальных перевозок.

Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений, без такого условия.

Правовыми актами, регулирующими вопросы выдачи и содержания коносамента, являются: Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1921 г. (Гаагские правила); Брюссельский протокол 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г. (Правил Гаага-Висби); Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила); Кодекс торгового мореплавания РФ от 31.03.99 г.

Инвойс (Invoice) — в международной коммерческой практике документ, предоставляемый продавцом покупателю и содержащий перечень товаров, их количество и цену, по которой они будут поставлены покупателю, формальные особенности товара (цвет, вес, размер и т. д.), условия поставки и сведения об отправителе и получателе. Выписка инвойса свидетельствует о том, что (кроме случаев, когда поставка осуществляется по предоплате), у покупателя появляется обязанность оплаты товара в соответствии с указанными условиями.

Документ инвойс (invoice) соответствует документу счёт на оплату (commercial invoice) или счет-фактура (proforma invoice), применяемым в РФ.

Кроме своего основного назначения как документа, указывающего сумму причитающегося за товар платежа, инвойс может быть использован в качестве накладной, направляемой с товаром. По требованию таможенных органов во многих странах инвойс (счет-фактура) выписывается на установленных бланках, такие счета одновременно служат и сертификатом о происхождении товара или сочетаются с ним.

Книжка МДП (Carnet TIR) – документ таможенного транзита международного образца, предназначенный для упрощения проведения таможенного оформления грузов, перемещаемых в опломбированных контейнерах и кузовах автомобилей. Основное назначение книжки МДП заключается в обеспечении необходимых гарантий государствам транзита. Документ гарантирует этим государствам уплату таможенных платежей, в отношении которых существует риск неуплат.Предел гарантии по книжке МДП в настоящее время составляет 60000 евро, т.е сумма таможенных платежей за перевозимый товар не должна превышать эту величину. Покрывает автомобильные и мультимодальные перевозки грузов только между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП)» 1959 г. и 1975 г. Аббревиатура TIR возникла в соответствии с названием Конвенции на французском языке «Transport international routier» (в переводе на русский «Международные дорожные перевозки», сокращённо – МДП).

Книжка МДП представляет собой книжку с отрывными листами, отрываемыми при прохождении грузом очередной таможни. В каждой стране транзита оставляется по два экземпляра (на таможне прибытия в страну и на таможне убытия из страны) и по одному в стране прибытия и отправления груза. Может состоять из максимум 20 отрывных страниц, что позволяет осуществлять перевозку через максимум 10 стран (включая страну отправления и назначения). Широко используется при международных перевозках грузов по Европе, где транспортное средство с грузом пересекает территории нескольких стран.

Карнет АТА (ATA Carnet) - международный паспорт для временного ввоза товаров, который оформляет Торгово-промышленная палата для предъявления в таможню. Предназначен он для беспошлинного, упрощенного и ускоренного таможенного оформления временного ввоза товаров в связи с проведением выставок, ярмарок, семинаров, научных и образовательных конференций, концертов, а также перемещение через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других товаров. При использовании карнета АТА не надо в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей предоставлять в таможню различные залоги, депозиты, банковские гарантии, так как сам карнет АТА является такой международной финансовой гарантией. Документ действует в течение года, а при соответствующем оформлении он дает право посещать не одну, а несколько стран. Карнет АТА принимают в странах ЕС и более чем в 40 других странах по всему миру, с 2000 года - в России.

Декларация на товары (ДТ) - утверждена Решением Комиссии таможенного союза N 257 от 20 мая 2010 г. до вступления в силу 01.07.2010 Таможенного кодекса Таможенного союза именовалась грузовой таможенной декларацией - сокращенно ГТД - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии со ст. 180 Таможенного Кодекса Таможенного союза. Без предоставления декларации на товары таможня не принимает товары к таможенному оформлению для пропуска через границу.

Декларация на товары - общепризнанный в мировой практике документ. 99 стран мира использует его при внешне-экономической деятельности (ВЭД).

Декларация на товары представляется таможне в установленный законодательством срок, который колеблется от одного дня до двух недель, считая со дня прибытия товара на таможню. Декларация на товары содержит номер грузового документа, по которому товар принят на таможню (в портовых таможнях также наименование судна, на котором прибыл товар), тарифное наименование товара или ссылку на соответствующую статью таможенного тарифа, цену и стоимость партии товара. В декларации на товары дается также перечень обычно прилагаемых к ней документов (счет, отгрузочная спецификация, сертификат качества и т. д.).

Корректировка декларации на товары (КДТ-1 и КДТ-2)

28 июля 2011 года вступил в силу приказ Федеральной таможенной службы от 12 мая 2011 г. № 976 "О форме заявления таможенному органу уточненных сведений о товарах, заявленных в периодической таможенной декларации", в котором приведены форма корректировки декларации на товары (КДТ1) и дополнительный лист к ней (КДТ2). Они применяются для заявления таможенному органу уточненных сведений о товарах, обозначенных в периодической таможенной декларации.

Как гласит приказ, если уточняются сведения об 1 товаре, то применяется КДТ1, если о 2 и более (заявленных в 1 декларации) - КДТ1 и КДТ2. Декларацию можно печатать на стандартных, сброшюрованных бланках КДТ1 и КДТ2, изготовленных типографским способом, либо на обыкновенных листах формата А4. Но при этом форма бланка должна быть в соответствии с нормативными актами Комиссии таможенного союза.

Приказ ФТС России, ранее определявший форму заявления таможенному органу уточненных свед0ений о товарах, обозначенных в периодической таможенной декларации (от 13 декабря 2010 г. N 2407), признан утратившим силу.

Декларация таможенной стоимости (ДТС-1, ДТС-2, ДТС-3, ДТС-4)

является обязательным приложением к грузовой таможенной декларации (ГТД), которая сейчас называется декларацией на товары (ДТ), сюда вносятся таможенная стоимость товара, с указанием метода ее расчета.

ГТД (ДТ) без ДТС не имеет юридической силы, к ДТС прилагаются следующие документы:

  • договор на поставку, приобретение товаров;
  • расчетно-платежные документы;
  • учредительные документы

Все они необходимы для подтверждения стоимости товара и факта его приобретения. Только в случае представления всего комплекса документов таможенный орган заверяет ГТД (ДТ).

В ряде случаев необходимость в представлении ДТС и сопутствующих документов отпадает. Такое происходит, если:

  • проводится одноразовая поставка товаров, суммарная стоимость которых не превышает 5 тысяч долларов США;
  • заявленный таможенный режим исключается необходимость в таможенном обслуживании товара на территории таможенного союза;
  • товары ввозятся физическими лицами для личных нужд, без использования их в коммерческой деятельности;
  • ввозятся товары, включенные в список товаров, на которые не уплачиваются таможенные сборы и пошлины

Корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1 и КТС-2)

Таможенная стоимость определяется по правилам, установленным в Законе «О таможенном тарифе» 21 мая 1993 г. № 5003-I.

По общему правилу, в таможенную стоимость включаются все расходы, которые понес импортер в связи с приобретением и доставкой на таможенную территорию России иностранных товаров. Разумеется, заявленная таможенная стоимость должна быть подтверждена документами, которыми обычно сопровождаются сделки соответствующего вида.

Однако у таможенных органов имеются различные контрольные величины для проверки таможенной стоимости большинства видов товаров. И, как показывает практика работы таможенных органов, в случае заявления таможенной стоимости ниже соответствующего показателя, заявленная стоимость не будет принята, какими бы документами она ни подтверждалась.

Отказ таможенного органа в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости и называется корректировкой таможенной стоимости.

Корректировка таможенной стоимости (КТС) товаров осуществляется в соответствии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости товаров:

  • по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров;
  • по результатам проведения дополнительной проверки и таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе в связи с рассмотрением мотивированного письменного обращения декларанта (таможенного представителя) в случае если им после выпуска товаров обнаружено, что декларантом (таможенным представителем) заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (статья 68 Кодекса).

Корректировка таможенной стоимости товаров включает в себя:

  • расчет величины скорректированной таможенной стоимости товаров, который производится в декларации таможенной стоимости (далее - ДТС), оформляемой в установленном порядке;
  • отражение скорректированной величины таможенной стоимости товаров и пересчет таможенных пошлин, налогов в форме корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (далее - КТС), приведенной в приложении № 1 к Порядку.

При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров заполнение ДТС является обязательным.

Транзитная декларация (ТД)

В соответствии с положениями статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации, подача которой осуществляется при декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Упомянутая ТД, представляется таможенному органу отправления на партию товаров, под которой понимаются товары, перевозимые от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу. На основании статьи 182 ТК ТС в качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, содержащие сведения, установленные в упомянутой статье. В качестве транзитной декларации также могут использоваться документы, предусмотренные международными договорами государств - членов ТС, в частности, книжка МДП, предусмотренная Таможенной конвенцией о перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года, и прилагаемые к ней документы.