Руководства, Инструкции, Бланки

Решение Заказчика Об Одностороннем Отказе От Исполнения Контракта Образец img-1

Решение Заказчика Об Одностороннем Отказе От Исполнения Контракта Образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1898 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Статья 95

Калькулятор процентов задолженности по ст. 395 ГК РФ
по новым правилам от 1 августа 2016 года (ставки ЦБ от 15 июля 2016 года) от команды Договор-Юрист.Ру

Калькулятор расчёта пени по оплате коммунальных услуг
по новым правилам от 1 января 2016 года от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 14.06.2016)

Калькулятор расчёта пени за капитальный ремонт
по новым правилам от 4 июля 2016 года от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 14.06.2016)

Вам задержали зарплату — Вы можете получить проценты
Калькулятор процентов задолженности по зарплате (ст. 236 ТК РФ) от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 14.06.2016)

Договор-Юрист.Ру Сообщество юристов России
кодексы и образцы договоров

Бесплатные юридические консультации:

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

Сравнить с редакцией статьи от

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

  • 1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
    • а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
    • б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учётом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
  • 2) если цена заключённого для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
  • 3) если цена заключённого для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • 4) если цена заключённого для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
  • 5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
    [инфо] (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
  • 6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
  • 7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

[о пункте] (п. 7 введён Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

1.1. В 2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
[о части] (часть 1.1 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 390-ФЗ)

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключённых заказчиком.
[инфо] (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ)

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
[инфо] (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трёх рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признаётся дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признаётся дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
[инфо] (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
[инфо] (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона.

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учётом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
[инфо] (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трёх рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признаётся дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
[инфо] (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

24. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

26. Информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

Комментарии к ст. 95 Документы О разделе «Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ)»

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции 44-ФЗ. Комментарии к статьям закона вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос ». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 95 44-ФЗ », вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.

Копирование материалов с сайта Договор-Юрист.Ру возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Бесплатные юридические консультации:

С-Петербург и ЛО:

по России: 8 800 333-45-16 доб. 498

Видео

Другие статьи

Расторжение государственного контракта \ Консультант Плюс

Расторжение государственного контракта

Подборка наиболее важных документов по запросу Расторжение государственного контракта (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты. Расторжение государственного контракта

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 02.06.2016)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 23.05.2016) Статья 533. Возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Расторжение государственного контракта

Вопрос: О расторжении госконтракта при ликвидации подрядчика.
(Письмо Минэкономразвития России от 09.11.2015 N Д28и-3292) Вопрос: О расторжении госконтракта при ликвидации подрядчика.

Формы документов. Расторжение государственного контракта

Форма: Исковое заявление поставщика в арбитражный суд о расторжении государственного контракта на поставку товара в связи с неисполнением заказчиком условий контракта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)

Форма: Исковое заявление подрядчика в арбитражный суд о расторжении государственного контракта на выполнение подрядных работ в связи с неисполнением заказчиком условий контракта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)

Одностороннее расторжение контракта по 44 ФЗ

Одностороннее расторжение контракта по 44 ФЗ

Заключение договора (или, контракта) между заказчиком и исполнителем несёт в себе цель досконально проработать определённый сценарий, по которому в дальнейшем будут взаимодействовать обе стороны. Он, в идеале, должен предусмотреть все мыслимые варианты развития событий, вплоть до возможности разрыва этого самого договора. Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает три способа расторжения договора.

Способы расторжения контракта по 44-ФЗ
  1. по взаимному соглашению обеих сторон;
  2. в результате судебного решения;
  3. а так же в случае отказа, в одностороннем порядке, выполнять условия заключённого соглашения.

Если в первых двух случаях, спорных моментов практически нет, то об одностороннем снятии с себя обязательств по контракту, стоит поговорить отдельно.

Особенности расторжения контракта по 44-ФЗ Пункт предусматривающий расторжение

Во первых, вышеупомянутый Федеральный Закон гласит, что для разрыва контракта в порядке одностороннего решения, необходимо, чтобы в тексте самого документа был пункт о возможности такого действия. Этот пункт распространяется на обе стороны договора в равной степени. Таким образом, невозможно прописать в контракте, к примеру, право отказаться от исполнения обязательств только стороне заказчика. И наоборот.

Соответствие заявленным требованиям

Во вторых, на основании того же Федерального Закона, заказчик не просто – имеет право, а - обязан расторгнуть контракт в случае, если в процессе его выполнения будет обнаружено, что исполнитель не соответствует заявленным требованиям. Так же, это распространяется и на факт предоставления заведомо недостоверной информации одной из сторон.

Срок на устранение причин

В третьих, для того, чтобы контракт официально считался расторгнутым, нужно, чтобы прошло не менее десяти дней с даты, когда поставщик, или исполнитель получил соответствующее уведомление от заказчика. Если же за этот промежуток времени, исполнитель успеет исправить выявленные нарушения, Закон обязывает заказчика отозвать своё решение об одностороннем расторжении. Стоит отметить, что если выявляются повторные нарушения, то больше никаких отзывов не будет.

Противоречия расторжения контракта с ГК РФ

Однако, стоит выделить в этой истории один очень негативный момент: регламент Федерального Закона кардинальным образом разнится с другим важнейшим документом Российской Федерации – Гражданским Кодексом. Так вот, последний, не только разрешает отказ от контракта одной из сторон, основываясь на том, что противная сторона ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, но и позволяет расторгнуть договор вообще безо всякой на то, даже формальной, причины. В частности, это прямым текстом исходит из 717-й статьи Гражданского Кодекса. И, хотя Федеральный Закон технически даёт право на организацию заказчиком проведения специализированной независимой экспертизы, по результатам которой договор-таки можно односторонне аннулировать, но сформулировано это таким образом, что суды зачастую отказываются применять нормы этого закона, ссылаясь на явное противоречие Гражданскому Кодексу России.

Последствия расторжения договора для поставщика

И последнее. Правомочное расторжение контракта заказчиком, гарантирует для экс-исполнителя не только подпорченный имидж и «строгое порицание общественности», но и самый настоящий крест на деловой репутации и возможностях дальнейшей успешной деятельности. Дело в том, что в таком случае проштрафившаяся компания вносится в официальный реестр недобросовестных исполнителей (или поставщиков). Стоит ли говорить о том, что доступ к участию в мало-мальски серьёзных тендерах для такой организации будет закрыт навсегда.

Бесплатная шпаргалка для работы с 44-ФЗ

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Отказ заказчика от государственного (муниципального) контракта: основания, порядок, последствия: Специализированная организация «НСО»

Отказ заказчика от государственного (муниципального) контракта: основания, порядок, последствия

Еще в пору действия Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» законодателем были предусмотрены положения, согласно которым расторжение контракта стало возможным в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта. Вступивший в силу с «01» января 2015 года Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также – «Закон №44», «Закон о контрактной системе») без значительных изменений включил в себя ранее действовавшие нормы, посвященные правилам расторжения контракта в одностороннем порядке. Вместе с тем, до настоящего времени у заказчиков часто возникают вопросы практического применения положений Закона о контрактной системе об одностороннем расторжении контракта.

Итак, в силу положений части 9 статьи 95 Закона № 44 Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если это было предусмотрено контрактом. Таким образом, неотъемлемым условием возможности отказаться от контракта для Заказчика является наличие соответствующего права в тексте контракта. При этом, включая подобное право для себя в текст контракта, Заказчикам следует иметь в виду, что в силу части 19 статьи 95 Закона № 44 поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, предусматривая в тексте контракта право на расторжение контракта в одностороннем порядке для себя, Заказчик фактически наделяет сходным правом и исполнителя контракта даже в том случае, если право исполнителя на одностороннее расторжение контракта в контракте прямо не отражено.

Далее рассмотрим подробнее основания расторжения контракта.

В соответствии с положениями ч. 15 ст. 95 Закона №44 Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Это единственный случай, когда заказчик обязан принять решение об отказе от исполнения контракта, при этом поскольку речь идет о его обязанности расторгнуть контракт, а не о его праве, то такое расторжение должно быть осуществлено вне зависимости от того, предусмотрено ли контрактом право заказчика на расторжение контракта или нет.В иных случаях отказ от контракта является правом заказчика, а не обязанностью, и осуществляется по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Уместным было бы отметить, что действующее гражданское законодательство содержит две разновидности одностороннего расторжения контракта, а именно: расторжение контракта не обусловленное поведением контрагента и расторжение контракта обусловленное поведением контрагента.

К первой разновидности мы отнесем случаи, когда гражданское законодательство предоставляет заказчику право отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке вне зависимости от наличия со стороны исполнителя фактов нарушения положений контракта. Так, статья 717 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – «ГК РФ») наделяет Заказчика по договору подряда правом отказаться от исполнения такого договора в любое время до сдачи результата работы, оплатив выполненные работы пропорционально установленной стоимости.

Кроме того, п.1 ст. 782 ГК РФ наделяет заказчика правом в любое время расторгнуть договор возмездного оказания услуг (как до, так и в процессе оказания услуги) при условии оплаты контрагенту фактически понесенных расходов

Вторая разновидность одностороннего расторжения контракта включает в себя случаи, когда отказ от договора обусловлено наступлением определенного события, с которым закон или договор связывают право на отказ от исполнения договора. Так, в соответствии с положениями п. 1,2 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Что касается договора подряда, то в соответствии с положениями п. 2,3 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда, а также потребовать возмещения убытков. При этом, в силу статьи 783 общие положения о договоре подряда, установленные в п.2,3 статьи 715 ГК РФ применяются и к договору возмездного оказания услуг.

В связи с указанным выше возникает вопрос, имеет ли право заказчик отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке в любое время немотивированно, т.е. вне зависимости от того, допустил ли исполнитель нарушение требований контракта или действующего законодательства о порядке исполнения контракта.

Думается, что заказчик не наделен таким правом. Так, в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Таким образом, причиной одностороннего расторжения контракта Заказчиком может служить только нарушение исполнителем условий контракта, что позволяет сделать вывод о том, что ст. 717 и п. 1 ст. 782 ГК РФ применительно к правоотношениям, возникающим по поводу исполнения государственного контракта, не применимы.

Отметим, что часто причиной для отказа от контракта является вывод заказчика о нарушении исполнителем условий о качестве поставленных товаров (работ, услуг). При этом подтверждением обоснованности вывода о правомерности принятия решения о расторжении контракта Заказчиком могут послужить результаты экспертизы выполненных работ, оказанных услуг или поставленных товаров, подготовленные путем привлечения экспертов (выбор экспертов или экспертной организации при этом должен осуществляться в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ), подтверждающие нарушения условий контракта исполнителем. Право привлечь экспертов поставленных товаров, работ или услуг прямо закреплено частью 10 статьи 95 Закона № 44. Проведение экспертизы результатов исполнения контракта независимым экспертом считаем желательным и потому, что обоснование расторжения контракта возлагается по общему правилу на лицо, расторгающее контракт, и в силу крайней неблагоприятности для исполнителя последствий расторжения с ним контракта Заказчиком в одностороннем порядке стоит исходить из того, что решение о расторжении контракта в перспективе будет оцениваться судом. При этом суды далеко не всегда оставляют решение заказчика о расторжении контракта в силе.

Порядок расторжения контракта подробно описан в ч. 12-14 ст. 95 Закона о контрактной системе. Исходя из указанных норм права, одностороннее расторжение контракта оформляется в виде документа, содержащего указание на расторгаемый договор, позволяющее его однозначно идентифицировать, а также основание расторжения контракта.

Не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта, такое решение размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).

Датой надлежащего уведомления исполнителя о расторжении контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Как уже отмечалось ранее, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Таким образом, решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта вступает в силу по истечении 10 дней со дня надлежащего уведомления контрагента.

В соответствии с ч. 26 ст. 95 Закона № 44 сведения о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта.

Отметим также, что ч. 12 ст.95 Закона о контрактной системе наделяет Заказчика правом направить уведомление о расторжении контракта почтой заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Вместе с тем, рекомендуем Заказчикам пользоваться доставкой уведомления нарочным, уведомлением телеграммой или по почте ценным письмом с описью вложения, поскольку при использовании иных способов уведомления в суде бывает затруднительно подтвердить факт уведомления Заказчиком контрагента о расторжении контракта.

Что касается последствий одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, считаем необходимым отметить следующее.

Общие правила о последствиях расторжения договора предусмотрены статьей 453 ГК РФ. Так, в соответствии с указанной статьей, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента расторжения договора. Исполнитель контракта не вправе требовать возвращения того, что было исполнено им по обязательству до момента расторжения контракта.

Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

Вместе с тем, статья 453 ГК РФ содержит не исчерпывающий перечень последствий, которые может порождать расторжение контракта. Как следует из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах», последствия расторжения договора, отличные от предусмотренных законом, могут быть установлены соглашением сторон. Таким образом, контракт может содержать дополнительные по отношению к указанным в статье 453 ГК РФ последствия расторжения контракта, которые однако должны соответствовать постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах».

По смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.).

Вместе с тем условия контракта, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения контракта (например, гарантийные обязательства в отношении товаров или работ по расторгнутому впоследствии контракту; соглашения о подсудности и т.п.) либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после расторжения (например, об условиях возврата предмета аренды после расторжения контракта, о порядке возврата уплаченного аванса и т.п.), сохраняют свое действие и после расторжения контракта (впрочем, иное может быть установлено контрактом).

По смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.).

Таким образом, неустойка, установленная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности, начисляется до даты прекращения этого обязательства, то есть до даты расторжения контракта.

В заключение отметим также, что в соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона № 44 информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков. Правила направления сведений в Федеральную антимонопольную службу России о включении сведений об исполнителе контракта, с которым был расторгнут контракт в одностороннем порядке, в реестр недобросовестных поставщиков подробно описаны в Приказе ФАС России от 27 августа 2007 г. № 267 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках».

А.В. Удалихин,директор ООО «НСО»

Примечание: статья была опубликована в еженедельнике «Аукционный вестник» (№ 252 (07.202) пятница, 31 июля 2015 г.), а также в журнале "Госзаказ в вопросах и ответах" (№ 9. подписано в печать 31.07.2015).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта образец

Вопрос - ответ

Добрый день! Мы расторгаем контракт в одностороннем порядке. Направили уведомление о расторжении в одностороннем порядке 15 января. Сегодня последний день расторгнуть на сайте. Напишите какие наши действия, как их отправить в реестр недобросовестных? Я как понимаю я на площадке расторгаю и на сайте Закупки.гов.ру.
Анна Владимировна, архив.

Анна Владимировна, из представленной Вами информации я понял, что речь идет о ситуации, предусмотренной ч.12 ст.95 Федерального закона «О контрактной системе» №44-ФЗ: «решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте»…

Относительно действий: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещается на официальном сайте путем внесения изменений в сведения контракта с типом <Изменение сведений>. При этом в состав прикрепленных к контракту файлов должен быть добавлен файл с отсканированным решением заказчика.

На сайте электронной площадки каких-либо документов опубликовывать не нужно.

Далее следует дождаться даты уведомления получения поставщиком (подрядчиком) решения об одностороннем отказе. Если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушение условий контракта устранено, то решение об отказе отменяется. Если не устранено, то решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика.

Само по себе добавление организации в реестр недобросовестных поставщиков не предусмотрено. Это делает ФАС по обращению заказчика. Ч.6 ст.104 Федерального закона «О контрактной системе» №44-ФЗ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Таким образом, сейчас необходимо дождаться надлежащего уведомления поставщика об отказе, выждать 10 дней, убедиться, что нарушения не устранены, после чего, направить в территориальное УФАС документы, предусмотренные ч.3 ст.104 Федерального закона «О контрактной системе» №44-ФЗ. Сотрудники УФАС, рассмотрев документы, уже примут решение о том добавлять ли в реестр данного участника.


Подпишитесь на самые актуальные ответы экспертов в наших группах Вконтакте и Одноклассниках.

Напишите свой комментарий: