Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство По Аттестации Рабочих Мест Р 2.2.2006-05 img-1

Руководство По Аттестации Рабочих Мест Р 2.2.2006-05

Рейтинг: 4.6/5.0 (1904 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Скачать -05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса

Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора № 3 2005

Область и условия применения:

Настоящее "Руководство" включает гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническую классификацию условий труда по показателям вредности и опасности.
Руководство применяют с целью:
• контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;
• установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;
• создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;
• аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;
• составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;
• анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);
• расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой.
Документ предназначен для:
• органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при осуществлении контроля за выполнением санитарных правил и норм, гигиенических нормативов на рабочих местах и проведении социально-гигиенического мониторинга;
• организаций, аккредитованных на проведение работ по оценке условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда);
• центров профпатологии и медицины труда, медико-санитарных частей, поликлиник и других лечебно-профилактических учреждений, проводящих медицинское обслуживание работников;
• работодателей и работников для их информации об условиях труда на рабочих местах (при поступлении на работу и в процессе трудовой деятельности);
• органов социального и медицинского страхования.

  • Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство»
  • Р 2.2/2.6.1.1195-03 «Гигиенические критерии оценки условий труда и классификации рабочих мест при работах с источниками ионизирующих излучений»

1. Область применения и общие положения
2. Нормативные ссылки
3. Основные понятия, используемые в руководстве
4. Общие принципы гигиенической классификации условий труда
5. Гигиенические критерии и классификация условий труда при воздействии факторов рабочей среды и трудового процесса
6. Общие методические подходы к контролю факторов рабочей среды и трудового процесса
Приложение 1 (справочное) Вещества однонаправленного действия* с эффектом суммации
Приложение 2 (справочное) Перечень веществ опасных для развития острого отравления
Приложение 3 (справочное) Перечень веществ, продуктов и производственных процессов, канцерогенных для человека*
Приложение 4 (справочное) Перечень веществ, опасных для репродуктивного здоровья человека1)
Приложение 5 (справочное) Перечень аллергенов
Приложение 6 (справочное) Перечень веществ, для которых должно быть исключено вдыхание и попадание на кожу
Приложение 7 (рекомендуемое) Защита временем при работе во вредных условиях труда
Приложение 8 (справочное) Перечень федеральных нормативных и методических документов для контроля за вредными факторами рабочей среды и трудового процесса*
Приложение 9 (обязательное) Общие методические требования к организации и проведению контроля содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны
Приложение 10 (обязательное) Общие требования к контролю содержания микроорганизмов в воздухе рабочей зоны
Приложение 11 (справочное) Методы обработки результатов измерений акустических факторов
Приложение 12 (обязательное) Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений, оборудованных системами лучистого обогрева
Приложение 13 (справочное) Климатические регионы (пояса) России
Приложение 14 (обязательное) Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда при работах с источниками ионизирующего излучения*
Приложение 15 (обязательное) Методика оценки тяжести трудового процесса
Приложение 16 (обязательное) Методика оценки напряженности трудового процесса
Приложение 17 Примеры оценки условий труда по показателям микроклимата
Приложение 18 (справочное) Термины и определения

Видео

Другие статьи

Руководство по аттестации рабочих мест р 2.2.2006-05

Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Приказ Минэкономразвития России от 26.07.2016 N 472 "Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства экономического развития.

IV. Проведение аттестации руководителя

29. Решение о необходимости проведения аттестации руководителя принимается председателем Комиссии по представлению секретаря Комиссии и в течение 5 (пяти) рабочих дней направляется руководителю в виде уведомления.

30. В течение 10 (десяти) рабочих дней после получения уведомления о принятом в соответствии с пунктом 29 настоящего Порядка решении руководитель представляет секретарю Комиссии следующие материалы:

а) заявление руководителя с просьбой о проведении его аттестации Комиссией и рассмотрении его документов (с указанием прилагаемых документов);

б) заявление руководителя о согласии на проверку представленных сведений и обработку его персональных данных;

в) информацию о руководителе согласно прилагаемому рекомендованному образцу ( приложение к Порядку);

г) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за предыдущий год ( форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом N 460);

д) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (в соответствии с частью 1 статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации);

е) согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (подлежит представлению руководителем, замещающим или замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами, в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы, если отдельные функции государственного управления соответствующей образовательной организации входят (входили) в его должностные (служебные обязанности);

ж) отчет о своей деятельности в должности руководителя (не более 10-ти страниц), включая отчет о результатах выполнения программы развития образовательной организации (при наличии программы развития в образовательной организации), а также выписку из решения уполномоченного органа образовательной организации о результатах рассмотрения указанного отчета в период нахождения кандидата в должности руководителя;

з) заверенные копии трудовой книжки, документов об образовании и (или) квалификации, о наличии почетного звания, ученой степени, ученого звания;

и) список научных трудов (при наличии);

к) дополнительные документы по усмотрению руководителя.

31. Комиссия осуществляет анализ представленных материалов в отношении руководителя, в том числе проверяет его соответствие квалификационным требованиям к должности руководителя образовательной организации и (или) профессиональным стандартам, указанным в квалификационных справочниках.

32. Руководитель, документы и материалы по которому не поступили, поступили не в полном объеме, позднее установленных сроков или не соответствуют требованиям к документам и материалам, к аттестации не допускается.

33. Аттестация проводится с приглашением руководителя на заседание Комиссии. О месте, дате и времени проведения аттестации руководитель, подлежащий аттестации, уведомляется не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты проведения аттестации.

Руководитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае его неявки на заседание Комиссии без уважительной причины или отказа от аттестации.

Неявка руководителя на заседание Комиссии без уважительной причины или отказ от аттестации может являться основанием для переноса места, даты и времени проведения аттестации.

34. Аттестация руководителя осуществляется по результатам анализа представленных материалов и собеседования (при необходимости).

Решение о проведении собеседования принимается членами Комиссии по результатам анализа представленных материалов.

35. При проведении собеседования с руководителем Комиссия оценивает:

а) профессиональную компетенцию и знания основ управления образовательной организации и должностных обязанностей;

б) знания нормативных правовых актов в области образования;

в) эффективность и результативность работы, выполняемой руководителем.

36. По результатам аттестации руководителя Комиссия принимает одно из следующих решений:

а) о соответствии руководителя занимаемой должности;

б) о несоответствии руководителя занимаемой должности.

37. Решение Комиссии в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня оформления протокола направляется руководителю в виде выписки из протокола, заверенной секретарем Комиссии.

38. Решение Комиссии о несоответствии руководителя занимаемой должности может являться основанием для расторжения трудового договора с руководителем в соответствии с пунктом 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации <1>.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329.

Гигиенические нормативы условий труда

Гигиенические нормативы условий труда. Вредные условия труда

Классификация условий труда дана в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05», утвержденном Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29 июля 2005 года (далее – Руководство 2.2.2006-05).

Перечень тяжелых работ с вредными и опасными условиями труда для определенных категорий трудящихся установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 августа 2004 года №83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Также действуют отраслевые перечни, введенные в действие Постановлениями Правительства Российской Федерации, Постановлениями Минтруда Российской Федерации, Постановлениями Кабинета Министров СССР и другими.

Руководством 2.2.2006-05 установлены гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности.

Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-03 устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года №76 «О введении в действие ГН 2.2.5.1313-03» (вместе с «Гигиеническими нормативами «Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. ГН 2.2.5.1313-03») (далее – Гигиенические критерии).

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 24 декабря 2003 года №161 «О введении в действие ГН 2.2.5.1828-03» (вместе с «Гигиеническими нормативами «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Дополнение №1 к ГН 2.2.5.1314-03. ГН 2.2.5.1828-03») определены химические факторы производственной среды и ориентировочные безопасные уровни их воздействия в воздухе рабочей зоны.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны объектов хранения и уничтожения химического оружия установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 июня 2003 года №120 «О введении в действие ГН 2.2.5.1371-03».

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – это уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний либо отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы либо в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушений здоровья у сверхчувствительных людей.

Гигиенические нормативы установлены с учетом 8-часовой рабочей смены, а при большей длительности смены в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с учетом показателей здоровья работников (по данным периодических медицинских осмотров и другого), наличия жалоб на условия труда и обязательного соблюдения гигиенических нормативов.

Исходя из Гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Если на рабочем месте фактические значения уровней вредных факторов находятся в пределах оптимальных или допустимых величин, условия труда на этом рабочем месте соответствуют гигиеническим требованиям и относятся соответственно к 1 или 2 классу.

Оптимальными условиями труда (1 класс) - это условия, при наличии которых сохраняется здоровье работника, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для определения микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для иных факторов за оптимальные условия труда условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы или отсутствуют, или не превышают уровни, которые приняты в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) – это условия, характеризующиеся такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха либо к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Названные условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) – это условия труда, характеризующиеся присутствием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство (Руководством 2.2.2006-05).

Перечень вредных факторов

Вредные производственные факторы - это факторы среды и трудового процесса, которые могут вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Вредными производственными факторами могут быть:

1) химический фактор, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;

2) биологические факторы (патогенные микроорганизмы, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты);

3) шум на рабочих местах, производственная вибрация, ультразвук, инфразвук на рабочих местах;

4) микроклимат производственных помещений (температура воздуха, температура поверхностей ограждающих конструкций, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, интенсивность теплового облучения);

5) неионизирующие электромагнитные поля и излучения (электромагнитные поля, электростатические поля, электрические поля промышленной частоты, ОБУВ переменных магнитных полей, электромагнитные поля радиочастот);

6) ионизирующие излучения (радиационные);

7) световая среда (естественное и искусственное освещение);

8) тяжесть и напряженность труда (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве).

В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений, в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1) степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2) степень 3 класса (3.2) – это уровни вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для этих факторов органов и систем), появлению начальных признаков либо легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительного воздействия (часто после 15 и более лет);

3) степень 3 класса (3.3) – это условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, влияние которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии;

4) степень 3 класса (3.4) – это условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, характеризующиеся потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний, а также высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

Отнесение неблагоприятных условий труда к определенному классу и степени вредности и (или) опасности - 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 и 4 - проводится специализированными исследовательскими лабораториями, имеющими соответствующую аккредитацию, при аттестации рабочих мест организации по условиям труда.

Условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и относятся к 1 или 2 классу.

В случае если уровень хотя бы одного фактора превышает допустимую величину, то условия труда на таком рабочем месте, в зависимости от величины превышения и в соответствии с Руководством 2.2.2006-05, как по отдельному фактору, так и при их сочетании могут быть отнесены к 1 - 4 степеням 3 класса вредных либо 4 классу опасных условий труда.

Если одно вещество имеет несколько специфических эффектов (канцероген, аллерген и другое), оценка условий труда проводится по более высокой степени вредности.

Для установления класса условий труда превышение ПДК, ПДУ могут быть зарегистрированы в течение одной смены, если она типична для данного технологического процесса. При эпизодическом (в течение недели, месяца) воздействии на работника вредного фактора (типичном для данного технологического процесса, либо не типичном и не соответствующим функциональным обязанностям работника) его учет и оценка условий труда проводятся по эквивалентной экспозиции и/или максимальному уровню фактора, а в сложных случаях по согласованию с территориальным управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Общую оценку производственных факторов согласно пункту 5.11.3. Руководства 2.2.2006-05 устанавливают:

«- по наиболее высокому классу и степени вредности;

- в случае сочетанного действия 3 и более факторов, относящихся к классу 3.1, общая оценка условий труда соответствует классу 3.2;

- при сочетании 2 и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4 - условия труда оцениваются соответственно на одну степень выше».

Возможность негативного воздействия на работников вредных производственных факторов в процессе трудовой деятельности обусловила необходимость разработки и утверждения предельно допустимых уровней воздействия указанных факторов. Например, установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны; санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах; санитарные нормы вибрации рабочих мест и другие.

Согласно пункту 5.11.6. Руководства 2.2.2006-05 по согласованию с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека условия труда могут быть оценены как менее вредные (на одну ступень, но не ниже класса 3.1) в следующих случаях:

«- при сокращении времени контакта с вредными факторами (защита временем) в соответствии с рекомендациями, приведенными в Прилож. 7, или разработанными специалистами территориальных органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, научных или учебных организаций гигиенического профиля;

Примечание: режимы труда и отдыха работников, подвергающихся воздействию вибрации, не изменяют класс условий труда.

- при использовании эффективных (имеющих сертификат соответствия) средств индивидуальной защиты.

Примечание: исключение составляет определение класса условий труда применительно к воздействию микроклиматических условий, где нормативы разработаны уже с учетом СИЗ».

Перечни тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается использование труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов.

Работа в условиях превышения гигиенических нормативов должна осуществляться с использованием СИЗ при административном контроле за их применением (включение в технологический регламент, правила внутреннего распорядка с мерами поощрения за их использование и (или) административными мерами наказания нарушителей).

В соответствии с пунктом 5.11.5. Руководства 2.2.2006-05 классы условий труда устанавливаются на основании фактически измеренных параметров факторов рабочей среды и трудового процесса. При превышении нормативных уровней этих факторов работодатель должен разработать комплекс мер по оздоровлению условий труда, который включает организационно-технические для устранения опасного фактора, а при невозможности устранения - снижение его уровня до безопасных пределов. В случае если в результате внедрения мер риск нарушения здоровья все-таки сохраняется, необходимо использовать меры по уменьшению времени его воздействия (защита временем).

В зависимости от условий производства, параметры вредных производственных факторов далеко не всегда соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Причинами этого являются: неудовлетворительное состояние основных производственных фондов, сокращение объемов капитального и профилактического ремонта, сокращение работ по внедрению новых технологий, снижение внимания к безопасности производства работ.

Опасные условия труда

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, чье воздействие в течение рабочей смены (либо ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Исходя из гигиенических критериев, установленных Руководством 2.2.2006-05, определяется класс вредности и опасности условий труда.

В группу с высоким уровнем профессионального риска отнесены категории работающих, которые подвергаются воздействию факторов, уровни которых превышают гигиенические стандарты класса 3.3. согласно Руководству 2.2.2006-05. Работа в таких условиях может привести к высокой частоте профессиональных, производственно обусловленных заболеваний, а также к возникновению тяжелых форм этих заболеваний. В эту группу входят подавляющее большинство профессий, перечисленных в Списке №1 на льготное пенсионное обеспечение: основные профессии горнорудных предприятий, черной и цветной металлургии и так далее.

Списки №1 и №2 – это списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Комитета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Люди, работающие в экстремальных условиях, на производствах, где уровни действующих факторов настолько велики, что могут вызвать внезапное резкое ухудшение здоровья, относятся к категории сверх высокого риска. Это работники, которые подвергаются воздействию высоких температур (металлургическое, коксохимическое производство), а также к этой группе относятся профессии, работа на которых проходит в необычной для человека среде (под землей, под водой, в воздухе).

Опасными являются условия труда и на опасных производственных объектах.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон «Об опасных производственных объектах»):

«Опасные производственные объекты - предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации» .

Источником повышенной опасности признается деятельность, которая отвечает двум признакам: создание повышенной вероятности причинения вреда для окружающих, невозможность полного контроля за ней со стороны человека.

Опасные производственные объекты сами по себе являются источником повышенной опасности, как для работающих на них людей, так и для окружающих. Источниками повышенной опасности на практике традиционно называют деятельность промышленных организаций, использование электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, строительство, эксплуатацию транспортных средств и другое.

Опасными производственными объектами согласно Приложению №1 к Закону «Об опасных производственных объектах» являются объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества, а также вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Воздействие вредных и опасных производственных факторов на работающих может стать причиной уменьшения продолжительности жизни, особенно в трудоспособном возрасте, раннего старения, увеличения смертности.

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) запрещена. Исключением является ликвидация аварий, проведение экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. Такие работы должны проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты со строгим соблюдением режимов, регламентированных для таких работ.

Законодателем в статье 147 ТК РФ введено понятие опасных условий труда на общих основаниях с тяжелыми, вредными и иными особыми условиями труда. При этом не указаны никакие ограничения на проведение работ в таких условиях. Такие работы допустимы только в исключительных случаях со строгим соблюдением правил, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Более подробно с вопросами, связанными с вредными и опасными условиями труда с учетом изменений, внесенных новой редакцией Трудового Кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Вредные условия труда. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Рекомендуйте статью коллегам:

Аттестации рабочих мест по условиям труда: правила и порядок проведения, основные документы

Аттестации рабочих мест по условиям труда: правила и порядок проведения, основные документы

Аттестация рабочих мест по условиям труда – обязательная процедура на всей территории Российской Федерации, поэтому время от времени кадровикам и руководству компании приходится вплотную заниматься этим процессом. Для того, чтобы провести аттестацию верно, нужно владеть информацией. Статья Ольги Минченко подробно рассказывает о том, какими правилами нужно руководствоваться, в какой последовательности организовать процесс аттестации, какие документы потребуются.

Аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время является обязательной процедурой для всех рабочих мест на территории Российской Федерации. Аттестация осуществляется аттестационной комиссией, создаваемой работодателем, с привлечением на платной основе специализированной аккредитованной организации. Максимальная периодичность проведения аттестации рабочего места установлена законодательно и составляет 5 лет.

Необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда закреплена в ст. 209, Глава 33, Раздел 5, Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).Трудовой Кодекс определяет аттестацию как оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и предписывает установление порядка ее проведения федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Порядок проведения аттестации закреплен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и в настоящее время претерпевает изменения. Ранее действовавшая редакция приказа (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда") утратила силу в связи с вступлением в действие приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Новая редакция приказа, устанавливающая порядок оказания государственной услуги, вступила в силу с 1 сентября 2011 г. Его эффективность пока сложно оценить из-за сравнительно небольшого срока, прошедшего с момента его внедрения.

Существует так же ряд документов, не относящихся напрямую к регулированию предоставления услуги аттестации. Однако они важны с точки зрения требований, предъявляемых при проведении аттестации и особенностей использования результатов аттестации. При проведении аттестации рабочих мест в качестве основополагающих документов используются:

ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация» (утв. постановлением Госстандата СССР от 27 октября 1989 г. N 3222)

ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»

СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»

СанПиН 2.6.1.1202-03 «Гигиенические требования к использованию закрытых радионуклидных источников ионизирующего излучения при геофизических работах на буровых скважинах»

СанПиН 2.2.4.1329-03 «Требования по защите персонала от воздействия импульсных электромагнитных полей»

СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 «Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)»

СанПиН 2.2 4.1294 03 «Санитарно-гигиенические нормы допустимых уровней ионизации воздуха»

РуководствоР 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.), Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрирован в Минюсте России 1 марта 2010 г. N 16530)

Руководство Р 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»

Анализ сведений о проведенной аттестации осуществляется Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации. Порядок организации формирования и анализа сведений о результатах аттестации рабочих мест регулируется Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25 августа 2008 г. N 166 «Об организации работы по реализации пункта 46 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 569»

Аккредитация организаций, привлекаемых работодателем к проведению аттестации, проводится Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Аккредитация организации осуществляется в уведомительном порядке и одним из ее принципов, закрепленных Приказом, является недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий к аккредитации. Однако Минздравсоцразвития России наделено правом отказа во внесении в реестр аккредитованных организаций по широкому перечню оснований. Для организаций, предполагающих проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, требуется предоставление широкого спектра различных видов сведений о деятельности организации, среди которых сведения о наличии соответствующих специалистов аттестующей организации, их образовании и стаже практической работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, сведения о наличии руководства по качеству измерительных и оценочных работ, сведения об аккредитованной испытательной лаборатории аттестующей организации, осуществляющей измерительные и оценочные работы. В случае, если представлен не полный комплект документов, требуемые сведения представлены не в полном объеме или параметры организации не соответствуют требованиям, установленным Правилами аккредитации, организации может быть отказано в аккредитации.

Согласно результатам обследования НИУ ВШЭ, проведенного в 2011 году, на 1 ноября 2011 года в России, было аккредитовано около 600-700 организаций. Таким, образом, в среднем в каждом субъекте Российской Федерации функционируют по 8 организаций, аккредитованных на право проведения аттестации рабочих мест.

Вместе с тем, в крупных регионах (Москва, Санкт-Петербург и др.) количество организаций существенно больше среднего по стране. В то же время в других регионах ощущается дефицит аккредитованных организаций.

Аккредитация организаций, имеющая своей целью повышение качества оказываемых услуг посредством установления минимальных требований к организациям, оказывающим услуги аттестации по факту приводит лишь к искусственному ограничению конкуренции на рынке оказания услуг аттестации, а в отдельных приводит к монополизации рынка. Эти факторы безусловно оказывают влияние на цену оказываемых услуг, и ведет к дополнительным издержкам получателей услуг. В то же время отсутствие понятных механизмов ответственности организаций, оказывающих услуги аттестации, не позволяет достигать первоначальной цели – улучшения качества условий труда.

Предусмотренные законодательством санкции в случае нарушения правил аттестации

Ответственность за проведение аттестации несет руководитель организации (работодателя). Согласно Федеральному закону от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена административная ответственность руководителей, а также самого юридического лица за невыполнение требований к условиям труда (п.4 ст.55 закона). Штраф — от 20 до 30 минимальных зарплат для руководителя и от 200 до 300 минимальных зарплат для организации.

В статье 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации за непроведение аттестации предусматривается ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда:

нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (в редакции Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Ответственность организаций, оказывающих услуги аттестации, не имеет законодательного закрепления. Взаимодействие работодателя и данной организации происходит в рамках гражданско-правового договора оказания услуг. При этом, в случае, если государственные органы в последствии выявляют и работодателя нарушения (не выявленные привлеченной организацией в ходе проведения аттестации) ответственность в полной мере ложится на работодателя.

В рамках услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда нельзя однозначно выделить перечень документов, требуемых от заявителя. Целесообразно представить несколько перечней документов, необходимых работодателю (заявителю) для проведения аттестации на разных этапах, а так же перечень документов, принимаемых аттестационной комиссией по итогам аттестации. Анализ данных, предоставленных компаниями-получателями услуги, а также нормативной базы, регламентирующей процедуру аттестации рабочих мест, позволяет выделить ряд основных документов, необходимых для получения услуги.

Для начала проведения аттестации работодатель должен иметь:

приказ работодателя о создании аттестационной комиссии с утвержденным составом аттестационной комиссии;

график проведения работ по аттестации, утвержденный приказом работодателя;

договор между работодателем и аттестующей организацией (аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация).

В процессе проведения аттестации работодатель должен предъявить представителю аттестующей организации документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация (перечень необходимых документов в Порядке проведения аттестации рабочих мест не установлен)

В процессе работы аттестационная комиссия формирует отчет об аттестации, включающий:

приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда

карты аттестации рабочего места по условиям труда,

сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда,

сводную таблицу классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам,

план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда

протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда

сведения об аттестующей организации,

протоколы заседаний аттестационной комиссии;

заключения по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

предписания должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

По итогам проведения аттестации работодатель принимает Приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации. Кроме того по итогам проведения аттестации работодатель должен передать в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации:

сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Согласно действующим нормам законодательства аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Законом установлена периодичность проведения аттестации любых рабочих мест – не более 5 лет, для вновь созданных рабочих мест срок проведения аттестации не должен превышать 60 дней.

Процедура проведения аттестации регулируется Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Аттестация может проводиться как в плановом, так и внеплановом порядке. Инициирующим фактором процедуры плановой аттестации является наступление срока проведения аттестации, установленного работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже 1 раза в 5 лет. При наступлении данного срока работодатель обращается в независимую по отношению к работодателю аккредитованную аттестующую организацию и заключает с ней гражданско-правовой договор на оказание услуг, после чего работодателем создается аттестационная комиссия во главе с представителем работодателя и включающая специалиста, осуществляющего функции по охране труда, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации и представителей выбранной аттестующей организации. Информация об аккредитации содержится в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, размещенном на сайте http://rao.rosminzdrav.ru/. Сведения на этот сайт поступают в течение десяти дней с момента вынесения решения об аккредитации аттестующей организации.

Состав комиссии и ее график работы утверждаются приказом работодателя. Аттестация включает в себя проведение оценки соответствия условий труда государственным нормативам охраны труда по трем направления:

на соответствие условий труда гигиеническим нормативам;

на травомоопасность рабочих мест;

на обеспеченность работниками специальной обувью, одеждой и другими средствами индивидуальной защиты;

Очередность оценки проводится в том же порядке, в котором они перечислены выше. Данная норма установлена Порядком.

По каждому из перечисленных направлений оценку осуществляют представители аттестующей организации путем инструментальных измерений и оценок уровня факторов производственной среды, а так же анализа документации.

Требования, проверяемые в рамках аттестации рабочих мест, установлены в различных санитарных и гигиенических правилах, утвержденных Роспотребнадзором. Например, измерение уровней факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005).

Данное Руководство применяется с целью:

контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;

установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;

создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;

аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;

составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;

анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);

расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой.

Исходя из степени отклонения уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Для каждого класса устанавливаются химические, биологические показатели, требования к шуму и микроклимату. Поэтому в зависимости от типа производства (химическое предприятие, офис и пр.) устанавливаются различные показатели. Существует набор параметров, измеряемых на всех без исключения рабочих местах (например, температура воздуха, влажность и пр.), а так же перечень параметров, измеряемых на специфических производствах (например, химические производства).

В этой связи объем работ, проводимых аккредитованной организацией в рамках аттестации рабочих мест, различен. Поэтому для каждой категории рабочих мест устанавливаются различные расценки оказания услуг по аттестации.

На основе проведенных оценок специалисты аттестующей организации определяют класс (подкласс) условий труда по гигиеническим нормативами травмоопасности, а так же обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. В отношении проверки ряда параметров существует дублирование с функциями Роспотребнадзора. Например, в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда по оценке гигиенических параметров производится замер температуры, влажности и скорости движения воздуха на рабочем месте. Эти замеры для каждого рабочего места необходимо производить согласно по СанПиН 2.2.4.548-96. В то же время данные параметры микроклимата могут проверяться территориальными органами Роспотребнадзора при проведении плановых и внеплановых проверок.

По итогам оценки всех направлений проводится комплексная оценка состоянии условий труда на рабочем месте. При соответствии положительной оценке всех трех факторов условий труда (рабочие места соответствуют гигиеническим нормативам, нетравмоопасны и все работники обеспечены СИЗ) рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». При выявлении несоответствия условий труда требованиям по одному из факторов рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации. По окончании аттестации работодатель издает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации и знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

По результатам аттестации работодатель разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. После проведения аттестации (в течение 10 дней) работодатель направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест.

В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; как правило, одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;

одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.

Сроки проведения аттестации рабочих мест в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно подлежать аттестации не реже одного раза в пять лет.

По результатам проведения аттестации рабочих мест аккредитованная организация осуществляет следующие процедуры:

подготовку карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;

подготовку ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда;

подготовку сводной ведомости рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труд;

подготовку плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

Об авторе:Родилась в 1986 году в городе Пскове. В 2008 году закончила факультет государственного и муниципального управления Высшей школы экономики. С 2006 года по настоящее время работает научным сотрудником в Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Специализируется на вопросах оказания государственных услуг на федеральном и региональном уровне и государственной службе. За последние годы принимала участие более чем в 20 научных проектах совместно с Администрацией Президента РФ, Министерством экономического развития РФ, а так же с органами исполнительной власти города Москвы.

Список использованных источников:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 25 августа 2008 г. N 166 «Об организации работы по реализации пункта 46 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 569»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

1. Согласно п. 6, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Однако проверить на практике, является ли привлекаемая организация независимой, весьма затруднительно.

научный сотрудник в Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ