Руководства, Инструкции, Бланки

Необыкновенный Концерт Сергей Образцов img-1

Необыкновенный Концерт Сергей Образцов

Рейтинг: 4.4/5.0 (1914 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

НЕСТАРЕЮЩИЙ - НЕОБЫКНОВЕННЫЙ КОНЦЕРТ - ТЕАТРА ОБРАЗЦОВА

LiveInternet LiveInternet

Актриса и жена режиссера =Тамара Макарова! Тамара Фёдоровна&n.

Хроника пикирующей страны +18 Генерал-лейтенант Николай Леонов с февраля по ав.

План воздушного замка. Сантехник Костя всё делает по чертежам. Это заболевание началось в детств.

К чему привел суд пигмеев над Сталиным? Читаю сейчас книгу Юрия Емельянова "Сталин перед суд.

Прекрасное далеко.Оперные певцы прошлого http://rebelwalls.pl/20.0.0.0/4604/cache/4604_e58b0dce12.

НЕСТАРЕЮЩИЙ "НЕОБЫКНОВЕННЫЙ КОНЦЕРТ" ТЕАТРА ОБРАЗЦОВА


Если вам приходилось посещать театр кукол им. С. Образцова в Москве, или хотя бы слышать о нём, то весьма вероятно вы знаете о «Необыкновенном концерте». Этот спектакль - визитная карточка театра. Вошел в Книгу рекордов Гиннеса, как самое популярное представление: девяносто стран мира и десять миллионов зрителей.

Еще в 1939 году Александр Введенский принёс в театр Образцова свою кукольную пьесу для взрослых «Концерт-варьете». Пьеса по просьбе Образцова была переработана для детей и представляла собой пародию на популярные концертные программы и исполнителей тех лет, а действующими лицами в ней были животные.

Однако постановку отложили, затем началась война, и пьеса Введенского так и осталась лежать в архиве театра. Работа над новым спектаклем началась весной 1944 года. Почти год продумывалась пьеса. Осенью 1945 года были готовы первые эскизы кукол, затем начались репетиции. Сценарий спектакля складывался постепенно по принципу театрального «капустника».

Спектакль составили как смешную пародию на стандартные приёмы и стереотипы множества эстрадных концертов того времени. Его так и назвали - «Обыкновенный концерт». Впервые он был показан в 1946 году.


«Через полтора года, как концерт полюбили, пошли зрители, рассказывал Борис Голдовский, историк театра, - вдруг в 48-м году спектакль закрыли. Во-первых, в необыкновенном «Обыкновенном концерте» нет ни одного положительного героя. Во-вторых, это клевета на нашу эстраду».

Тогда Сергей Образцов поменял название спектакля на «Необыкновенный концерт». А в качестве положительного героя стал выступать сам, взяв на себя роль ведущего концерта.

По настоянию чиновников из программы были изъяты ещё несколько номеров (пародия на «буржуазный» джаз, «трафаретная» обезличенная хоровая капелла, в которой узнавали хор Свешникова и пр.), и оставшихся пять-шесть кукольных номеров хватило лишь на одно (второе) отделение, которое было названо «Концерт кукол», а в первом отделении Образцов исполнял свой сольный концерт.

Но уже через полтора года Эдуард Апломбов - конферансье спектакля, вернулся на сцену. Его роль в разное время играли Семен Самодур, Евгений Сперанский и блистательный Зиновий Гердт. Они же были и авторами знаменитых реплик.

Всемирно известный конферансье Эдуарда Апломбов, этот нагловатый, но очаровательный тип объявлял номера концерта с необыкновенным юмором, от которых зал просто умирал от хохота.

В 1968 году в новой редакции спектакля возродился полный концерт. При этом Образцову удалось сохранить неизменной всю программу, в том числе блестящие реплики конферансье, которые произносил Зиновий Гердт, искрометный юмор и сатирические образы всех персонажей.

Спектакль представлял собой пародию на различные жанры искусства: хоровое пение, авангардная музыка, цирк, цыганские романсы, латиноамериканские (трио, исполнявшее песню «Ай-яй-яй, компанья», что, по словам ведущего, в переводе означает «Ой-ёй-ёй, коллектив»), а также французские (вымышленная певица Мари Жють - возможно, аллюзия на Мирей Матьё) песни.


«Необыкновенный концерт», не потеряв живой реакции, стал памятником ушедшей советской эстраде. О которой, иногда с горечью вспоминают какие-нибудь социально активные пенсионеры, которые, не теряя надежды на лучшее.

В прежние годы концерты были вправду разнообразнее. Мог выйти Василий Лановой и прочитать что-нибудь из Пушкина. Обычно он читал: «Алина, сжальтесь надо мною, быть может, за грехи мои, мой ангел, я любви не стою. »

Обязательно был один какой-нибудь номер из классики, или балета Большого театра. Могла выйти Майя Михайловна Плисецкая и станцевать «Умирающего лебедя». Хазанов - в концерте ко Дню милиции. Его обычно выпускали даже в телевизионный эфир.


Конечно, эстрадный оркестр под управлением Юрия Силантьева. Цыгане обязательно.

В общем, все то, что так остроумно пародировали в «Необыкновенном концерте». Ну и, конечно, был конферансье, жанр и, можно сказать, сам тип, родившийся на заре прошлого века в подвалах кабаре, на небольших летних эстрадках в городских садах.


Что говорить, некоторые реплики ведущего Эдуарда Апломбова и участников концерта стали «крылатыми»:

«У рояля - то же, что было раньше».

«Дерзайте, маэстрочки, чтоб талантливо было, а я пойду немножко покурю».

«Ибо кто из нас не любит, придя домой после радостного трудового дня на службе, уединиться и попеть хором!»

Она (Мари Жють) поет о любви, только о любви в рамках культурного обмена. Ее тема - страдание, страдание не в смысле «я страдала, страданула», а в смысле «лямур-тужур-бонжур».

«Молодой, холостой, незарегистрированный».

«Шахерезада Степановна! - Я готова».

«Мы с вами живем в эпоху деревянных реек, стекла и бетона. Вот почему на этой сцене столько деревянных реек, вот почему в нашем юморе столько бетона».

«А ну, ходи веселей, курносенький!»

«Сидоров-Сидорини с огромным успехом пел в Милане, наискосок от Ла Скала».

«Дикие звери работают в изолированной от публики клетке, что обеспечивает им полную безопасность».

«Семен Иваныч, будьте любезны, дорогой, ликвидируйте рояльчик».

«Лишь тот, кто витамины пьет, до самой смерти доживет!»

«Конферансье. Слово это, к сожалению, до сих пор не русское, слово это зарубежное. Оттуда. Кстати, о Западе. Есть мнение, что Запад успешно загнивает. Но не будем на этом останавливаться, это, в конце концов, их нравы».

«Завершающее монкондо белиссимо сюсюрандо водобачкового инструмента».

- Если я не найду свой кумир, - Брошу мир и уйду в мо-нас-тыр! Девочки! - Что. - За мной! - Куда. - В монастыр.

А квинтет Вальдемара Кыша - это же шедевр водно - бочковой музыки. Ничего не напоминает?


Идут годы, подрастает уже четвертое поколение. Заглянешь в афишу театра кукол им. С.Образцова и радуешься - спектакль по-прежнему идет, несмотря на возраст, шутка ли - почти 70 лет.

Впереди два выходных. Посетите сайт театра им. С. Образцова (здесь). его Музей, или просто посмотрите и послушайте часы на здании театра. Они открывают сайт.

Еще лучше, соберитесь все вместе и посмотрите «Необыкновенный концерт». Посмеётесь от души. Хорошее настроение гарантируется! Здесь полная версия спектакля - фильм 1972 года.

Другие статьи

Кукольный театр Образцова: необыкновенный концерт

Кукольный театр Образцова: необыкновенный концерт

Центральный академический кукольный театр Образцова, не имеющий аналогов в мире, крупнейший представитель театрального кукольного искусства, расположен в Москве, на Садовой-Самотечной улице, в доме № 3, недалеко от станции метро "Цветной бульвар".

Основателем Московского театра кукол является Сергей Владимирович Образцов - выпускник художественного вуза "ВХУТЕМАС".

Создание кукольного театра

В 1920-м Сергей Образцов положил начало театральным кукольным выступлениям, собрав вокруг себя группу единомышленников и мастеров, умеющих создавать кукольные персонажи на высоком художественном уровне. Так появился кукольный театр Сергея Образцова. Первые спектакли носили характер детских постановок на сказочную тематику. Затем репертуар кукольных представлений расширился, разнообразие стало возможным с появлением новых кукол, которые создавал сам Образцов со своими помощниками. Иногда самодельных героев постановок приносили москвичи, а бывало, что привозили из-за границы приезжающие на гастроли в СССР друзья-актеры. Кукольный театр Образцова знали во всем мире, у него было много друзей и почитателей.

В творческую группу мастера старались попасть люди самых разных профессий. Специфика работы театра кукол требует и техников для разработки кинематических схем, по которым должны двигаться куклы, и профессиональных художников театральных костюмов, поскольку "актеры" должны быть одеты в наряды своего времени. Художникам-портретистам тоже находилось место в творческом коллективе театра Образцова. Многие спектакли требовали кукол с характерным выражением, и непростой задачей было придать лицу персонажа оптимальную мимическую маску, подходящую на все случаи, для всех эпизодов.

Пародии

К 1930 году Сергей Образцов приобрел небывалую популярность, стал известным в Москве эстрадным артистом, он сумел создать программы в пародийном жанре, которые назывались "Романсы с куклами", а позже поставил несколько спектаклей-водевилей. Представления проходили на случайных площадках, тем не менее популярность кукловода Образцова и его спектаклей росла стремительными темпами.

Театр и профессорская деятельность

В 1931 году на волне всеобщего интереса к кукольным постановкам Сергей Образцов создал в Москве Центральный театр кукол, работающий уже на постоянной основе. Сергей Владимирович был режиссером-постановщиком спектаклей и художественным руководителем театра. В 1949 Образцов стал директором Московского ЦТК и оставался на этой должности в течение 43 лет, вплоть до своей смерти в 1992 году.

Кукольный театр им. Образцова - это уникальная структура, требующая постоянного творческого обновления, что представляет собой нескончаемый процесс. Несмотря на то что Сергей Образцов все свое время посвящал театру, он также успел поработать в кино, был сценаристом и режиссёром документальных фильмов. Кроме того, Сергей Владимирович занимался педагогической деятельностью. В 1973 году он стал профессором ГИТИСа и преподавал театральное искусство на протяжении многих лет.

Достижения мастера

В 1976-м Сергей Образцов был избран президентом Международного Союза кукольников, а в 1984-м стал его почетным президентом. С 1955 года Образцов являлся член-корреспондентом академии искусств города Берлина.

Кроме всего прочего, Сергей Владимирович за свою плодотворную жизнь собрал уникальную коллекцию экзотических кукол, которых он находил в разных уголках земного шара.

Переезд

В 1970 году кукольный театр Образцова получил новое помещение на Садово-Самотечной улице. Новый дом был подобран удачно - просторное фойе и большой зрительный зал для беспокойной детской публики подходили как нельзя лучше. На фасаде театра разместили часы кукольного театра Образцова, они считаются одной из самых главных достопримечательностей Москвы. По периметру циферблата расположены 12 домиков, их дверки поочередно открываются каждый час, а за ними оживают сказочные персонажи. Кукольный театр Образцова (фото представлены в статье) - это многообразный детский мир, каждое посещение которого для ребенка - незабываемый праздник.

Детский репертуар

Детских спектаклей кукольный театр Образцова создал более ста двадцати. А сколько раз они были сыграны за 80 лет, подсчитать невозможно. В репертуаре есть спектакли для самых маленьких зрителей - это веселые добрые сказки, в которых нет ничего пугающего. Есть постановки для детей постарше, в основном это тоже занимательные истории, но уже со смыслом.

Сотрудники

В настоящее время в труппу театра кукол входят 57 актеров, трое из них - народные артисты РФ, семнадцать - заслуженные. 37 лет - с 1945-го по 1982-й год - в театре проработал популярный артист театра и кино Гердт Зиновий Ефимович (кто не знает Паниковского из кинофильма "Золотой теленок", снятого в 1968 году по одноименному роману Ильфа и Петрова?). Зиновий Гердт сыграл немало ролей в ЦТК имени Образцова, однако самым звездным его персонажем был конферансье Эдуард Апломбов из спектакля "Необыкновенный концерт".

В репертуаре театра пять спектаклей для взрослых:

  • В 1941 году был поставлен спектакль "Ночь перед рождеством" по пьесе Е.В. Сперанского.
  • В 1946 году - "Необыкновенный концерт" по сценарию Александра Введенского.
  • В 1961 году - "Божественная комедия" по пьесе Исидора Штока.
  • В 1976 году - два спектакля: "Дон Жуан" - постановка В.Б. Ливанова, Г.Я. Бардина, З.Е. Гердта, а также "Ноев ковчег" по сценарию И.В. Штока.

Спектакли для взрослых

Самым популярным спектаклем для умудренной опытом публики считается "Необыкновенный концерт". Кукольный театр Образцова впервые представил его на суд зрителей в 1946 году. Это один из пяти спектаклей репертуара для взрослых, поставленный по пьесе Александра Введенского "Концерт-варьете". Первоначально пьесу адаптировали под спектакль для детей, действующими лицами в нем были животные. Затем спектакль был поставлен как сатирическая пародия для взрослых, высмеивающая шаблонные приемы эстрады. Эта работа пользовалась огромной популярностью. Слава о ней ходила не только по столице, но и по многим другим городам Союза.

В 1968 году "Необыкновенный концерт" в новой редакции имел еще больший успех, был признан самым лучшим кукольным спектаклем в мировом масштабе, сыгран около 10 тысяч раз, благодаря чему вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

В спектакле "Божественная комедия", поставленном в 1961 году, Зиновий Гердт сыграл Адама. Автором пьесы был драматур Исидор Шток. К "Божественной комедии" Данте спектакль театра кукол Образцова не имеет никакого отношения. Сценарий постановки был написан по мотивам рисунков Жана Эффеля "Сотворение мира", где Бог старается навести порядок в раю, но у него это плохо получается. Еве и Адаму стало в раю скучно, они решили спуститься на землю. "Пусть там, внизу, будет нечего есть, зато можно делать все то, что захочется", - так считали они.

Еще один спектакль для взрослых - "Дон Жуан" - был поставлен в 1976 году как сатирический вариант зарубежного мюзикла. Авторы спектакля - художник-аниматор Г.Я. Бардин и известный киноактер В.Б. Ливанов. Мало кто знает, что Василий Ливанов - всеми любимый Шерлок Холмс - является еще и талантливым режиссером-мультипликатором. Постановка "Дон Жуан" нацелена на высмеивание театральной моды в искусстве. Сергей Образцов всегда считал, что истинное искусство не может следовать моде.

Как понять непонятное

Характерно, что спектакль "Дон Жуан" играется на языке "тарабарщины", когда слова перемешиваются в хаотичной последовательности, звучат иронично и непредсказуемо. Однако зритель каким-то непостижимым образом легко распознает смысл всей этой абракадабры. Создать диалоги персонажей на непонятно-понятном языке - это тоже своего рода искусство. Автором текстов к спектаклю "Дон Жуан" был Зиновий Гердт.

Одновременно с "Дон Жуаном" был поставлен спектакль "Ноев ковчег" по сценарию Исидора Штока. Архангел Михаил несколько раз докладывал Богу о бесчинствах, творимых людьми на земле. Бог с целью наведения порядка создал Всемирный потоп, который продолжался сорок дней и сорок ночей, но перед этим он собрал в деревянном ковчеге зверей "всех тварей по паре", праведника Ноя, его жену и трех сыновей с женами. Что из всего этого получилось, рассказывает спектакль.

"Москва, кукольный театр Образцова" - это словосочетание знакомо всем, кто интересуется театральным искусством. Основатель по сей день живет в созданных им незабываемых спектаклях для детей и взрослых.

Ваш домашний кинозал

Необыкновенный концерт. Кукольный спектакль. (1972)



Необыкновенный концерт — пародийно-сатирический спектакль театра кукол им. С.Образцова. Одноимённый фильм со спектаклем снят в 1972 году.

«Необыкновенный концерт» — это своего рода ревю. Здесь мы смеемся не над жанрами, а над такими артистами, которые своим дурным исполнением портят эти жанры, — говорил С. В. Образцов. Созданный выдающимся русским режиссером, «Необыкновенный концерт» и поныне является самым известным кукольным спектаклем ХХ века, уникальным явлением мирового сценического искусства. Премьера спектакля состоялась в 1946 году — и с этого момента началось его триумфальное шествие по всей планете. Все жанры эстрады — в блистательном пародийно-сатирическом спектакле Театра Кукол им. С. В. Образцова.

Название: Необыкновенный концерт
Год: 1972
Режиссер: Сергей Образцов
Жанры Фильма: комедия
В ролях снимались: Зиновий Гердт Александр Очеретянский Н. Дубко

Смотретькукольный спектакль Сергея Образцова «Необыкновенный концерт» онлайн


Крылатые фразы из спектакля "Необыкновенный концерт"

Некоторые реплики ведущего Эдуарда Апломбова и участников концерта стали «крылатыми»:

У рояля — то же, что было и раньше.
Дерзайте, маэстрочки, чтоб талантливо было, а я пойду немножко покурю.
Завершающее монкондо белиссимо сюсюррандо водобачкового инструмента.
В конце второй части возникает аллегро фуриозо барбаро - диковизжащий вопль домашнего существа.
Она (Мари Жють) поет о любви, только о любви в рамках культурного обмена. Ее тема — страдание, страдание не в смысле «я страдала, страданула», а в смысле «лямур-тужур-бонжур».
Шахерезада Степановна! — Я готова.
Мы с вами живем в эпоху деревянных реек, стекла и бетона. Вот почему на этой сцене столько деревянных реек, вот почему в нашем юморе столько бетона.
А ну, ходи веселей, курносенький! Молодой, холостой, незарегистрированный!
Семён Иванович, будьте любезны, уберите этот сумасшедший инструмент.
Сидоров-Сидорини с огромным успехом пел в Милане, наискосок от Ла Скала.
Дикие звери работают в изолированной от публики клетке, что обеспечивает им полную безопасность.
Семен Иваныч, будьте любезны, дорогой, ликвидируйте рояльчик.
Лишь тот, кто витамины пьет, до самой смерти доживет!
Ибо кто из нас не любит, придя домой после радостного трудового дня на службе, уединиться и попеть хором!
Конферансье. Слово это, к сожалению, до сих пор не русское, слово это зарубежное. Оттуда. Кстати, о Западе. С удовлетворением могу отметить, что Запад успешно загнивает. Но не будем на этом останавливаться, это, в конце концов, их нравы.
Если я не найду свой кумир, брошу мир и уйду в мо-нас-тыр! Девочки!

— Что?!
— За мной!
— Куда?!
— В монастыр. (сцена из оперетки «Букет моей бабушки»)

Тем, кто это не смотрел — смотреть, обязательно!
Это историческое, классическое произведение мастеров кукольной сцены советской эпохи необходимо видеть. Когда-то этот спектакль показывали очень часто, а теперь, к сожалению, забыли. И зря.
Конечно же надо учесть, что в далёком 1972 году при советской-то власти этот спектакль имел определённый успех, несмотря на препоны чиновников. Не могу сказать, что его сейчас будет интересно и познавательно смотреть молодым, но тем, кто жил тогда — скорее всего, да. Ностальгия…

Образцов Сергей Владимирович

Образцов Сергей Владимирович.

В почтенной семье крупного учёного, профессора, Владимира Образцова возникло немалое огорчение и даже переполох, когда выяснилось, что любимый сын Сережа, вместо того, чтобы пойти по стопам отца, неожиданно потянулся к актерской профессии. Это было бы еще полбеды, поскольку он вышел на сцену всеми уважаемого Московского Художественного театра, но оказалось – о ужас! – что он одновременно стал эстрадным кукольником, чем-то вроде балаганного Петрушки. Чуть ли не ярмарочным скоморохом…

И кто мог предвидеть, что в будущем не станут говорить: «Знаете, Сергей Образцов – это сын известного ученого профессора Образцова», а скажут: «Вы знаете, профессор Образцов – это отец знаменитого кукольника Сергея Образцова».

В нынешнем году исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося театрального деятеля, создателя всенародно любимого театра кукол, Сергея Владимировича Образцова.

Театральный деятель, актёр и режиссёр.

Лауреат Государственной премии СССР (1946).

Народный артист СССР (1954).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1967).

Герой социалистического Труда (1971).

Президент Международного союза кукольников UNIMA (с 1976 года).

В 1918 году Сергей Образцов стал студентом Высших художественно-театральных мастерских ("Вхутемас"), через несколько лет поступил в Музыкальную Студию Московского Художественного театра и с 1922 года стал актёром МХАТа-2. А с середины 1930-х годов он становится известен как артист эстрады и создатель пародийного жанра "романсов с куклами".

В 1931 году Образцов создал уникальный театр кукол, и более шестидесяти лет являлся его бессменным руководителем.


Он много сделал для изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые работают в сотнях театров нашей страны и в десятках стран мира.

Но не только уникальным театром знаменит Сергей Образцов – он создатель жанра документального киномонолога, автор фильмов "Кинокамера обвиняет", "Удивительное рядом", "Невероятная правда" и "Кому он нужен, этот Васька".

Творческий путь Сергея Образцова был отмечен спектаклями, вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них были постановки "По щучьему велению", "Кот в сапогах", "Волшебная лампа Аладдина", "Король-Олень", "Весёлые медвежата", "Необыкновенный концерт, "Божественная комедия", "Дон Жуан" и многие другие спектакли.

Один из друзей Сергея Образцова, Андрей Гончаров, вспоминая о нём, называл Сергея Образцова «Кукольным волшебником».

«На мою долю выпала радость быть в дружеских отношениях с этим удивительным, уникальным, феноменально и многосторонне талантливым человеком…

За короткое время молодой актер МХАТа Сергей Образцов, завоевал огромный успех.

Он появлялся на концертах и праздничных вечерах с маленькой портативной ширмой, из-за которой забавные куклы в его искусных руках проделывали настоящие чудеса. Аудитория буквально стонала от хохота, когда эти куклы исполняли старинные романсы, оперные арии, всевозможные пародии и интермедии. Это было необычайно смешно, остроумно, талантливо.

Сергей Владимирович был не только кукольником. Он был артистом, певцом, художником, музыкантом, писателем, режиссером, общественным деятелем, строителем, архитектором, публицистом.

Чтобы сделать куклу участником сценического действия, Сергей Образцов придавал ей движение, голос, собственные интонации, характер. Невидимый зрительному залу, он чудесным образом сливался с куклой. Кукла начинала жить: двигаться, разговаривать, петь, сердиться, или смеяться. Она становилась доброй или злой, благородной или хвастливой, глупой или хитрой — становилась человеческим образом. Трудное и тонкое искусство «очеловечивания» куклы нашло в театре Образцова великолепных мастеров.

Подлинным триумфом был успех спектакля «Необыкновенный концерт ». Вначале он назывался «Обыкновенный концерт». В нём остроумно и справедливо высмеивались концертные штампы и весьма нередкая халтура. Но кто-то из высокопоставленных перестраховщиков в органах, которым было положено осуществлять всестороннюю бдительность, усмотрели в этом названии недопустимое «огульное охаивание» концертной деятельности Москонцерта. И «Обыкновенный концерт» было рекомендовано переименовать в «Необыкновенный», то есть нетипичный.

Театр Образцова имел огромный успех и за рубежом. Германия, Франция, Соединенные Штаты, Англия, Латинская Америка, Китай, Япония… Любопытно, что в каждой стране некоторые номера «Необыкновенного концерта» исполнялись на соответствующем языке.

Особенно преуспевал талантливейший Зиновий Гердт, с непревзойденным юмором исполнявший в «Необыкновенном концерте» роль конферансье".


Поговаривали, что у Образцова крутой нрав, что с ним трудно работать. Возможно, так и было. Но что предпочтительней в человеке: «крутой нрав», строгость и требовательность в работе или – равнодушная снисходительность, мягкотелость, приспособленчество. А Образцов был, может быть, и крут, но тверд и принципиален в своих нравственных позициях.

До старости лет Сергей Владимирович щедро отдавал созданному им великолепному театру свой неугасимый талант режиссера, художника, выдумщика, организатора.

Из воспоминаний ещё одного из друзей С ергея Образцова Бориса Ефимова.

«Он был обласкан жизнью – зрителями, читателями, Советской властью, в том числе лично Человеком с усами.

Любовью зрителей он очень дорожил.


Дорожил ли он любовью власти? И да и нет. Он был странным в этом отношении человеком. Искренне признавался в любви Октябрьской революции и тут же мог отмочить по поводу этой революции такое, что люди вокруг начинали испуганно оглядываться.

В конце июля – начале августа 1945 года под Берлином, в Потсдаме, встретились главы государств-союзников для решения судеб послевоенной Германии. По вечерам для их развлечения проводились концерты с участием выдающихся мастеров, в том числе советских. Сталин любил Образцова, поэтому позвали в Потсдам и Сергея Владимировича.

Одна из старейших музейных кукол Образцова, – Тяпа.

Один из этих VIP-концертов решили повторить на ступенях рейхстага. Образцов уже готовился к отбытию в гостиницу, когда к нему обратился немец-инвалид. Он поведал печальную историю о том, как 8 мая 1945 года, на глазах у его четырехлетней дочки погибла от шальной пули её мама. С тех пор девочка всех боится, почти не ест и не пьет, не разговаривает, забилась в угол. "… Может быть, господин Образцов согласится как-то помочь ей"?

Образцов, не раздумывая, согласился навестить сироту. Правда, чтобы увидеть девочку, Сергею Владимировичу пришлось спуститься в глубокое бомбоубежище, до предела заполненное женщинами, стариками и детьми. С трудом добрались до места в дальнем углу, где притаилась бедная девочка. Её дедушка попытался представить ей русского гостя, но в ответ она еще больше натянула на себя плед. Образцов попросил деда оставить внучку в покое, достал из сумки одну из самых знаменитых своих кукол – малыша по имени Тяпа – и тихо-тихо запел колыбельную песенку. В подвале все умолкли: никто не понимал, кто этот господин и что ему здесь нужно.

Между тем через какое-то время из-под пледа показалась голова девочки. Увидев куклу, она протянула к ней руки. Продолжая петь, Образцов сделал шаг навстречу ребенку. И вот они уже вместе держат «засыпающего» Тяпу. Сергей Владимирович осторожно, чтобы не нарушить «сон младенца», а главное, не спугнуть Грету, снимает куклу со своей руки, и она остается в объятиях девочки. Теперь она начинает петь свою колыбельную – вероятно, ту самую, с помощью которой еще совсем недавно мама укладывала ее спать. Девочке робко вторят другие голоса: эту песенку здесь знают многие.

Пение заканчивается, и в полной тишине неожиданно раздается какой-то странный звук, напоминающий птичьи трели. Оказывается, под пледом, помимо Греты, еще и канарейка в красивой клетке. Она тоже жертва только что завершившейся войны: во время бомбардировки лишилась одного глаза и несколько месяцев не издавала никаких звуков. И вот то ли знакомый голос Греты, то ли умиротворяющая мелодия заставила канарейку вновь запеть.

Прошло много лет. Образцов давал свой сольный концерт в Западном Берлине. По окончании выступления к нему подошла женщина средних лет и протянула небольшой букет цветов. Сергей Владимирович поблагодарил ее, а женщина спросила: «Вы меня не узнаете? Помните, в 1945 году инвалид пригласил вас к девочке с канарейкой в бомбоубежище?»

– Как же, – сразу вспомнил Образцов, – я подарил вам тогда своего любимого Тяпу.

– Тяпа жив до сих пор и, в отличие от меня, совсем не повзрослел, – не без кокетства заметила дама. – Только теперь он помогает мне укладывать спать мою внучку. "


О семье, традициях и театре рассказывает внучка Сергея Владимировича – Екатерина Образцова.

Екатерина Михайловна, а с чего вообще все началось?

– Первую куклу, ее звали Би-Бо-Бу, подарила ему его мама, купив в китайском магазинчике. Би-Бо-Бу был в цветастом халатике, и головка надевалась на палец.

Есть замечательный фильм, который называется "Би-Бо-Бу". Может быть, это словосочетание имеет какое-то особое значение?

– Вряд ли дедушка это знал, но кукла стала для него знаковой. Когда он учился во ВХУТЕМАСе, они с друзьями придумали мастерить кукол и продавать их, чтобы покупать продукты. Почему-то никто ничего не покупал, и тогда они стали показывать сценки.

Позже, в студии Немировича-Данченко, дедушка получил свою первую роль – должен был сыграть старика. Но роль никак не получалась. И вот он сделал куклу-старика для руки, стал репетировать с ней и, наконец, нашел манеры, голос - тот образ, которому подходили слова из роли.

А где он показывал своих кукол?

– Во время НЭПа было очень модное кабаре на Большой Молчановке, где выступали самые популярные артисты. Там можно было увидеть всякие артистические новации. Вход для творческой интеллигенции был бесплатным, остальные платили. Как-то его пригласили туда показать номер - поющих романсы кукол. Выступление прошло удачно, и постепенно, как он сам потом вспоминал, его имя стали писать в афише наравне со всеми, а до того писали просто "и др."

Сергей Владимирович возглавил собственный театр, когда ему было 30. Наверное, нужно было быть уже некоей фигурой, чтобы такое получить?

– К тому времени он уже стал очень известным, часто выступал и в Георгиевском зале Кремля вместе с Руслановой и Утесовым. Дали ему тогда маленькую комнатку при доме эстетического воспитания детей. Он набрал несколько человек, и они начали создавать свой первый спектакль, который назывался "Джим и доллар". Именно с него идет отсчет театра Образцова, с 1931 года.

Вокруг театра постепенно стали собираться известные актёры, такие как Евгений Сперанский, Семен Самодуров, Зиновий Гердт – все они в дальнейшем стали народными. Они вместе придумывали спектакли и делали кукол. Всю жизнь он был очень любознательным. Его интересовало буквально все: птички, рыбки, газонокосилка на даче – все, что попадало в поле его зрения.

Как вы думаете, в какой момент к театру Образцова и его руководителю пришла подлинно народная слава?

– Мне кажется, после войны со спектаклем "Необыкновенный концерт". Он, кстати, внесен в книгу рекордов Гиннесса как самый посещаемый в мире.

Театр, который сейчас существует, открылся в 70-е годы. Когда его планировали архитекторы, Образцов лично принимал участие в проектных разработках?

– Не просто принимал, он здесь каждый угол облизывал. Все его называли хозяином, и даже таблички на мужском и женском туалетах - петушок и курочка - он нарисовал лично сам.

То есть это такой его автограф. А кроме кукол были у него еще увлечения?

– Нравилось делать документальное кино. Его фильм "Кинокамера обвиняет", снятый в 70-е, мне кажется современнее, чем сейчас снимают о сегодняшних ужасах. Начинался он словами: "Упал дом, погиб один человек. Но если этот человек ваш сын или брат, вы же не скажете, что жертв мало?"

А самый знаменитый его фильм – "Кому он нужен, этот Васька?".

Есть идея смонтировать из дедушкиных картин новую ленту – "Образцов – назад в будущее". Мы собираемся показать и ретроспективу его документальных фильмов по телевидению.

Но документальное кино, книги - это все-таки было дело. А что радовало его душу?

– Коллекция механической игрушки, - он собирал музыкальные шкатулки и шарманки. На даче держал разных животных, интересовался их жизнью и привычками. Любил играть с собаками. Привез как-то сенбернару сани, пытался запрячь, ничего не вышло. Сенбернар никого возить не хотел. Потом была, как он ее назвал, московская не сторожевая. Все животные в доме становились тихими-тихими.

Мечтал дедушка завести таких птиц, которые бы никуда никогда не улетали. Он построил голубятню, и это было самым большим развлечением. И знал все про каждую птицу. Всегда в доме жили животные, и даже как-то поселились два крокодила. Их подарил в Америке сын Шаляпина, и они приехали оттуда маленькими в целлофановом пакете. Потом стали расти, и бассейн в театре рассчитан, кстати, именно на этих крокодилов. Но они и его переросли. И потом уже жили в большом бассейне во дворце пионеров.

А как был организован быт в семье?

– Как такового его не было или, скажем, он был незаметен. В пище все было очень просто, и никто вообще на это не обращал внимания. Любимой дедушкиной едой была гречневая каша с молоком. С возрастом у него обнаружили диабет, но он не замечал и не признавал своих болезней. Когда же это случилось, ему вдруг очень понравилось есть сладкое и конфеты.

Образцов и внучка.

Сергей Владимирович был очень занятым человеком. В какие моменты вы общались с ним и как это выглядело?

– Чаще вечерами. Все мои друзья, кстати, обожали встречи с дедушкой и долго потом вспоминали о них.

А по утрам дедушка говорил моей маме: "Наталочка, что-то у нас давно никого не было". – "Ну что ты, вчера же были люди", – отвечала мама. "Вот я и говорю – вчера были". Сергей Владимирович очень любил свой дом и всегда показывал и рассказывал гостям о своих любимых ценностях.

Екатерина Михайловна, а какое ваше первое воспоминание о дедушке?

– Был такой в семье праздник (раз в два месяца примерно), который назывался объезд родственников. Дедушка в один день заезжал ко всем, а потом они собирались вместе, а мне поручалось подготовить дом к приезду. Я вытирала пыль с пианино (мне доверяли) и очень этим гордилась.

А любил ли Сергей Владимирович пошалить и как?

– Как-то с мужем мы решили отметить Рождество, хотя такой традиции в семье не было. Надели костюмы, изображая ряженых. Только вышли на лестничную площадку, приезжает дедушка с концерта, на лацкане пиджака Звезда Героя. Тут же повязал платочек и пошел с нами. У каждой двери он пел колядки. Все обрадовались и включились в праздник, а мы получили много подарков и сладостей. Потом соседи собрались в нашей квартире, принесли, кто что мог, и устроили настоящее Рождество. Праздник стал традицией для жильцов нашего подъезда.

Екатерина Михайловна, а как праздновался день рождения Сергея Владимировича при жизни?

– Очень широко. Помню его 80-летие. В театре было огромное представление, называлось "День открытых дверей". Затем в ресторане "Националь" был устроен большущий прием для кукольников, которые приехали со всего мира поздравить. Поздно вечером домой были приглашены особо близкие друзья, среди которых англичанка, индианка, японка. Они к утру трогательно перемыли всю посуду.

Сергей Владимирович особенно никогда не готовил сюрпризов для гостей, но всегда были искрометные экспромты. То он сочинял новый номер и на руках (с куклами) тут же его показывал. То просил кого-то подыграть на пианино и пел, пел, кстати, очень хорошо и будучи в весьма почтенном возрасте.

А что в праздники было на столе?

– Что в какие годы бывало на столах у каждого из нас, то и у него было. Селедочку с картошкой очень все любили. Водка обязательно, он ее предпочитал и называл "утешительной". Бывало, спрашивал маму: "Наталочка, у нас не осталось ли, утешительной?" Но я никогда не видела его пьяным, каждый раз он знал, сколько может выпить.

А как получилось, что он избежал крайних сложностей в жизни?

– По семейным рассказам я знаю, что после войны был один очень страшный момент, когда стали ему сухари сушить. Известно и то, что Сталин очень любил его номер "Хабанера". Был эпизод, когда на концерте Сергей Владимирович уже сыграл этот номер, но Сталин пришел позже и потребовал повторения. И дедушке пришлось снова его показывать. Может быть, сыграла роль такая личная привязанность вождя. А может быть, куклам не придавалось особого значения, а кукольники считались людьми несерьезными.

В тяжелое сталинское время он, чуть ли не единственный, подписал письмо в защиту Мейерхольда. Дедушка отказался подписывать что-то против дискриминации негров в России, потому что у нас есть дискриминация евреев. Сейчас нам смешно, а тогда было не до смеха. Его просили также осудить Солженицына. И он нашел отличный ход – попросил прислать его произведения, которые были запрещены. А как можно сказать, что Солженицын плохой писатель, если ничего не читал?

– Был какой-то эпизод общения с дедушкой, который стал для вас самым значительным?

– Друзья всегда говорили мне: что же ты не записываешь? А зачем? Дедушка - он всегда под рукой. Он же всегда будет.

Сергей Образцов скончался 8 мая 1992 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

По материалам chtoby-pomnili.com