Руководства, Инструкции, Бланки

Гост. Разработка Инструкций По Охране Труда img-1

Гост. Разработка Инструкций По Охране Труда

Рейтинг: 4.1/5.0 (1928 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Разработка инструкций по охране труда Блог по охране труда

Разработка инструкций по охране труда

В идеальном мире на разработку инструкций по охране труда бросаются лучшие силы руководителей подразделений. Но что делать, если составлять инструкции по охране труда придется вам, и вы не знаете с чего начать?

Разработка инструкций по охране труда требует определенного минимума знаний, для её правильного составления:
  • Инструкция по охране труда (далее ИОТ) — локальный нормативный акт, который устанавливает основные требования безопасного выполнения работ, на основе которого проводятся инструктажи по охране труда на рабочем месте. Требования ИОТ обязательны для исполнения работниками, несоблюдение ИОТ является нарушением трудовой дисциплины.
  • Об инструкциях по охране труда вы можете прочитать в Постановлении Минтруда РФ от 17.11.2002 №80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».
  • ИОТ составляются исходя из должности, профессии работника ИЛИ вида выполняемой работы.
  • Перед разработкой ИОТ должен быть составлен и утвержден работодателем Перечень профессий и видов работ, для которых эти ИОТ разрабатываются.
  • За основу своих ИОТ мы берем типовые отраслевые или межотраслевые инструкции, добавляем требования межотраслевых или отраслевых правил по охране труда, паспортов и руководств по эксплуатации оборудования, требования технологической документации своей организации.
  • ИОТ не должны противоречить государственным нормативным требованиям охраны труда.
А теперь более подробно о некоторых моментах.

Работа над ИОТ, в любом случае, начинается с изучения:

  1. штатного расписания
  2. документов, перечисленных в пункте 5,
  3. технологического процесса — для того, чтобы понять последовательность выполнения операций, выявить потенциальные опасности, которые могут возникнуть, при выполнении этих операций,
  4. безопасных методов и приемов работ и конструктивных особенностей оборудования, средств защиты — чтобы определить, на каком этапе технологического процесса работник может допустить ошибку, например, зайти в опасную зону, не применить требуемые средства защиты,
  5. материалов несчастных случаев, которые происходили ранее — чтобы выявить потенциальные опасности, исключить повторения ошибок.

Касаемо составления Перечня профессий и видов работ. Наша задача на данном этапе заключается в том, чтобы определить по штатному расписанию для кого, мы будем составлять ИОТ исходя из его должности, профессии, а для кого исходя из выполняемой работы. Как, например, здесь можно действовать: изучаем отраслевые и межотраслевые типовые ИОТ и выделяем, для каких наших должностей, специальностей (согласно штатного расписания) и видов работ, выполняемых у нас в организации, они существуют.
Также нужно понимать, что для офисных работников (секретарь, бухгалтер, специалист по работе с клиентами и т.д.), нет необходимости составлять ИОТ, сходя из их должности. Поскольку ИОТ для данной категории работников будут абсолютно одинаковыми, разумно составить ИОТ исходя из вида выполняемых работ (ИОТ при работе на персональном компьютере, ИОТ при работе с офисной техникой, ИОТ для сотрудников, имеющих разъездной характер работы и т.д.).

Для тех работников, которых вы включили в Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, также лучше иметь ИОТ, по которым их можно было бы проинструктировать. Вы можете, например, составить общую ИОТ для работников компании.
Если какое-то оборудование, инструмент используется-эксплуатируется работниками разных специальностей, то вполне логично составить на данное оборудование или инструмент отдельную инструкцию (ИОТ при работе на заточном станке, ИОТ при выполнении работ с приставных лестниц, стремянок, ИОТ при работе с ручным инструментов, ИОТ при работе с электроинструментом).
С Перечнем определились, утвердили у руководителя. Начинаем разработку.
Принцип построения всех ИОТ одинаков. Ваша ИОТ должна содержать следующие разделы:

При желании вы можете сделать введение к основному содержанию, где будут представлены ссылки на нормативные документы, использованные при разработке ИОТ, например:
«Настоящая Инструкция разработана на основании требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, Постановления Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации» №1/29 от 13.01.03г. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ Р М-007-98), Типовой инструкцией по охране труда для рабочих, выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы (ТИ Р М-001-2000)»

Для регистрации ознакомления работников с инструкциями ИОТ может содержать лист ознакомления, в котором указывается дата, ФИО, должность работника, изучившего ИОТ.
Не бойтесь дополнять положения ИОТ поясняющими рисунками, фотографиями, данные добавления лишь облегчат понимание и усвоение ИОТ работниками. В качестве приложений к ИОТ, например, можно оформить таблицу знаков безопасности, используемые на определенном участке или схемы строповки грузов.

Последовательность изложения требований в ИОТ должна соответствовать последовательности технологического процесса. При этом ИОТ должна содержать только те требования безопасности, которые относятся к виду выполняемых работ или же к должности, профессии работника, для которого эта ИОТ предназначена.

Не нагружайте ИОТ общими фразами. Фразы должны быть четкими, предложения следует делать короткими. При этом если безопасность выполнения работ зависит от знания определенных норм (к примеру, предельной нормы переноски груза, допустимой высоты складирования различных грузов и т.п.), то нормы отражают в ИОТ в необходимом объеме.
Пункты разделов ИОТ нумеруют арабскими цифрами, то есть пункты раздела 1. Общие требования безопасности будут иметь нумерацию: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и т.д.

Касаемо оформления. Если в вашей организации не предъявляются определенные требования к локальной документации, то при оформлении ИОТ можно руководствоваться Методическим рекомендациям по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г.№ 80. Нумерацию инструкций производить следующим образом: ИОТ-001-2014, где 001-это присвоенный инструкции номер, 2014-год утверждения.

Пример оформления титульного листа инструкции по охране труда — приложение № 8 к Методическим рекомендациям по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г.№ 80.

На титульном листе указывается:

  • наименование организации,
  • дата утверждения, подпись, расшифровка подписи и должности утверждающего ИОТ,
  • дата согласования, подписи и расшифровки подписи и должности согласующего,
  • наименование и номер ИОТ.

Оборотная сторона обычно визируется разработчиками и другими заинтересованными лицами.

И напоследок, знайте, что ИОТ вводятся в действие со дня их утверждения приказом руководителя. В каждой организации должен быть утвержденный работодателем перечень действующих ИОТ. Утвержденные ИОТ регистрируются в журнале учета инструкций по охране труда, выдача ИОТ регистрируется в журнале учета выдачи инструкций по охране труда для работников. Формы журналов – приложения № 9, 10 к Методическим рекомендациям по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г.№ 80.

Видео

Другие статьи

Образец технологической инструкции - Вопросы по разработке инструкций и другой документации по охране труда - Форум инженеров по охране труда Беларуси

Коллеги предлагали вот такой вариант оформления технологической инструкции:

Это внутренний стандарт предприятия, не имеет юридической силы: ссылок на НПА у меня нет.

Технологическая инструкция - локальный нормативный акт, предназначенный для описания технологических процессов, методов и приемов, повторяющихся при изготовлении или ремонте изделий (составных частей), правил эксплуатации средств технологического оснащения.

У руководителя подразделения (службы, цеха, участка) должен храниться комплект действующих в подразделении (службе, цехе, участке) технологических инструкций по всем видам выполняемых работ данного подразделения.

Ответственность за обеспечение рабочих мест и участков технологическими инструкциями несут руководители подразделений (службы, цеха, участка). Местонахождение инструкций определяет руководитель подразделения (службы, цеха, участка).

Структура и содержание технологических инструкций

Технологические инструкции должны излагаться в следующей последовательности:

  • - вводная часть;
  • - содержание технологического процесса и его элементов;
  • - методы контроля;
  • - требования безопасности.

Во вводной части должны содержаться сведения о применяемом оборудовании (механизмах, приспособлениях, приборах), а также о его назначении, области и условиях применения (эксплуатации).

В разделе «Содержание технологического процесса» должны быть отражены последовательность выполнения работ, порядок включения (отключения) оборудования, порядок его обслуживания.

В разделе «Методы контроля» должны быть определены методы проверки параметров, показателей и норм, установленных в технологической инструкции.

При изложении требований к средствам контроля (испытаний, анализа, измерений, определений) приводят перечень применяемой аппаратуры (установок, приборов, приспособлений, инструмента) или основные технические характеристики аппаратуры (диапазон измерения, основная погрешность), необходимые для обеспечения контроля (испытаний, анализа, измерений, определений) с требуемой точностью, а также перечень материалов (реактивов) и данные об их свойствах.

В разделе «Требования безопасности» должны быть изложены:

  • - условия допуска работников к работе по соответствующей профессии или к выполнению соответствующего вида работ (возраст, пол, состояние здоровья, наличие соответствующей квалификации, проведение обучения, инструктажей и проверки знаний по вопросам охраны труда);
  • - проверка у работников знаний правил охраны туда, безопасных методов и приемов работ;
  • - требования по обеспечению средствами коллективной и индивидуальной защиты работников;
  • - требования к расположению и организации рабочих мест, оснащению их приспособлениями, необходимыми для выполнения заданных операций, выполнение инструкций по охране труда, допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах, сигнализации о пуске движущихся частей оборудования.

Основную часть технологической инструкции следует излагать в виде:

  • - текста;
  • - сочетания текста, графического материала (чертежей, схем, диаграмм) и таблиц.

Технологическая инструкция должна содержать нормы, правила, порядок, требования, методы (далее по тексту - требования), необходимые и достаточные для ее применения.

Текст технологической инструкции должен быть кратким, точным и не допускать различных толкований.

Устанавливаемые технологической инструкцией числовые значения величин должны быть заданы с допусками или указаны в виде наибольших и наименьших значений величин (не более, не менее).

Приводя наибольшие и наименьшие значения величин, следует применять словосочетание «должно быть не более (не менее)».

При изложении обязательных требований в тексте технологической инструкции следует применять слова «должен», «следует», «необходимо» и производные от них, допускается использовать повествовательную форму изложения текста, например, «излагают», «применяют», «указывают».

В технологической инструкции следует применять научно-технические термины и обозначения, установленные действующими нормативными документами и стандартами.

Термины и обозначения, которые не установлены в соответствующих нормативных документах и стандартах, следует приводить в справочном приложении к инструкции, давая при этом пояснения к ним, а в тексте делать соответствующие ссылки.

В тексте технологической инструкции не допускается:

  • - применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы);
  • - применять произвольные словообразования;
  • - заменять слова буквенными обозначениями. Замена слов в тексте технологической инструкции буквенными сокращениями (аббревиатурой) допускается при условии полной расшифровки аббревиатуры при ее первом применении.

Пересмотр и внесение изменений в технологические инструкции

Технологические инструкции должны пересматриваться и переутверждаться после реконструкции, технологического перевооружения и изменения технологического процесса до включения оборудования в работу и в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Типовые технологические инструкции подлежат отмене решением.

Технологические инструкции, разрабатываемые организациями, входящими в состав. отменяются приказом руководителя организации.

При разработке новой технологической инструкции следует указывать взамен какой инструкции она разработана.

Новые требования в технологические инструкции вводятся внесением изменений, т.е. частичным изменением их содержания (замена, исключение или добавление требований).

Разработка изменений к технологической инструкции, их согласование, представление на утверждение и утверждение должны проводиться в порядке, установленном для разработки технологической инструкции.

Иван Иванович 02 Апр 2013

Ну и нашел образец технологической инструкции, которая разработана на пищевую продукцию:

Кадровый портал КАДРОВИК

Корпоративный семинар «Система профессиональных стандартов: готовимся к применению»
Реестр принятых профессиональных стандартов, законодательная база. Подготовка организации к применению профессиональных стандартов. Кадровые технологии, зависящие от введения профессиональных стандартов. Требования к кадровому делопроизводству в условиях внедрения профстандартов. Порядок приведения в соответствие наименований должностей в компании с профстандартами и квалификационными справочниками, корректировка должностных инструкций. Рекрутмент. Процедура отказа в приеме на работу. Изменение системы оплаты труда. Корректировка штатного расписания. Процедура подтверждения квалификации. Повышение квалификации работника в соответствии с профессиональными стандартами. Организация обучения работника в случае несоответствия профстандарту. Порядок перевода работника на другую должность или расторжение трудового договора по результатам оценки.

Сообщение об ошибке 404:
Страница не найдена по адресу http://www.kadrovik.ru Извините, но запрошенной вами страницы, http://www.kadrovik.ru, не существует на сайте " кадровый портал КАДРОВИК.РУ "

Общие ошибки:
Наиболее часто встречающиеся ошибки при работе с сайтом кадровый портал КАДРОВИК.РУ:
  • Url заканчивается на .htm - все страницы на сайте "кадровый портал КАДРОВИК.РУ" заканчиваются на .php
  • Вы использовали СИМВОЛЫ ВЕРХНЕГО РЕГИСТРА - все имена на сайте используют нижний регистр

10 наиболее читаемых статей

Попробуйте перейти главную страницу: Вы может попробовать перейти на главную странизу сайта: кадровый портал КАДРОВИК.РУ И продолжить свой поиск оттуда.

© ВКК-Национальный союз кадровиков 2002-2016
Секретариат НСК тел. (495) 937 49 55
129164, Москва, а/я 23
e-mail: nsk@kadrovik.ru
При полном или частичном копировании материалов гиперссылка на страницу первоисточника обязательна.

веб-дизайн | оптимизация | продвижение

Время формирования страницы: 1472201151.2022 сек.

Разработка и соблюдение требований инструкций по охране труда

РАЗРАБОТКА И СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Важнейшим звеном в организации работы по охране труда в образовательном учреждении является разработка, утверждение и согласование инструкций по охране труда, которые определяют порядок и условия безопасного поведения работ и учебных занятий в образовательном заведении.

Наличие и соблюдение требований инструкций по охране труда (в дальнейшем «инструкция») способствует существенному снижению количества несчастных случаев в образовательных учреждениях.

Учитывая то, что инструкция является локальным нормативным актом, то ее наличие на каждом рабочем месте и у каждого работника является обязательным в соответствии с нормами законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда.

Порядок разработки, согласования, утверждения, проверки и пересмотра инструкций, их регистрации и учета установлен постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.02.2002г. №80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».

1. Общие требования к инструкциям

Инструкции разрабатываются на основе Отраслевых типовых инструкций по охране труда, разработанных Минобрнаукой России по согласованию с ЦК Профсоюза, требований ГОСТов, Правил и других нормативных актов по охране труда, с учетом конкретных условий труда на рабочих местах в образовательном учреждении.

Инструкции в образовательном учреждении должны разрабатываться:

- для работников отдельных профессий и должностей (учителей, воспитателей, лаборантов, слесарей и др.);

- на отдельные виды работ (при проведении занятий в кабинетах, спортивных залах, мастерских, использования технических средств обучения, на ремонтных работах и т.д.).

Разработку и утверждение инструкций обеспечивает работодатель (руководитель образовательного учреждения) после проведения предварительных консультаций с выборным профсоюзным органом (профсоюзным комитетом) и службой охраны труда, специалистом по охране труда (при их наличии), а в случае необходимости – с другими службами и должностными лицами, в том числе осуществляющими надзор и контроль за безопасным проведением работ (СЭС, Ростехнадзор, Госпожнадзор и др.).

Коллективный договор и соглашение по охране труда должны предусматривать принятие инструкций по согласованию с профсоюзным комитетом.

Инструкция утверждается руководителем образовательного учреждения (с указанием его должности, фамилии, инициалов и даты утверждения)) и согласовывается профсоюзным комитетом (с указанием номера протокола и даты заседания профкома по обсуждению данной инструкции). Примерный вид титульного листа инструкции Приложение 1.

Каждой инструкции должно быть присвоено наименование и номер ее регистрации. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии, должности или вида работ она предназначена.

Инструкция составляется в трех экземплярах и выдается под расписку исполнителю и его непосредственному руководителю. Оригинал инструкции находится у руководителя образовательного учреждения.

Инструкции для учащихся разрабатываются по каждому предмету, другим видам обучения и занятий, при изучении или проведении которых на них могут воздействовать опасные, вредные факторы.

Инструкции не должны включать требования, противоречащие законодательным и иным нормативно-правовым актам, действующим в системе образования.

2. Содержание инструкций

Содержание инструкций для работников отдельных профессий, должностей и на отдельные виды работ должны содержать следующие разделы:

1. Общие требования охраны труда

2. Требования по охране труда перед началом работ

3. Требования по охране труда во время работы

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

5. Требования по охране труда по окончании работ

В разделе «Общие требования охраны труда» рекомендуется отражать:

- условия допуска лиц к самостоятельной работе по профессии или выполнению соответствующей работы (возраст, пол, состояние здоровья, проведение медицинских осмотров, инструктажей и т.п.);

- указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

- требования безопасности к рабочему месту;

- требования к выполнению режимов труда и отдыха;

- характеристики опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работника;

- обеспеченность для данной профессии спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

- требования по обеспечению пожарной безопасности;

- порядок уведомления администрации о случаях травмирования работников и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;

- указания по оказанию первой (доврачебной) помощи;

- правила личной гигиены, обязательные для работников при выполнении работы;

- ответственность работника за нарушение требований инструкций.

В разделе «Требования по охране труда перед началом работы» рекомендуется включать:

- порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;

- порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных мест и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;

- порядок проверки наличия и состояния исходных материалов (заготовок, полуфабрикатов);

- порядок приема и передачи смены;

- требования производственной санитарии.

В разделе «Требования по охране труда во время работы» рекомендуется предусматривать:

- способы и приемы безопасного выполнения работ, правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов;

- требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);

- правила безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;

- указания по безопасному содержанию рабочего места;

- основные виды отклонений от нормативного технологического режима и методы их устранения;

- действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

- требования к использованию средств защиты работников.

В разделе «Требования по охране труда в аварийных ситуациях» рекомендуется излагать:

- перечень возможных аварийных ситуаций;

- действия работников при возникновении аварийной ситуации, пожара или возгорания, которые могут привести к нежелательным последствиям;

- действия по оказанию первой помощи пострадавшим от несчастного случая, ожога, отравления и внезапного заболевания.

В разделе «Требования по охране труда по окончании работы»

- порядок безопасного отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры,

- порядок сдачи рабочего места;

- требование соблюдения личной гигиены;

- порядок извещения руководителя о всех недостатках, обнаруженных во время работы.

3. Изложение требований в инструкциях

Текст инструкций должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

Термины, применяемые в инструкциях, должны соответствовать терминологии, принятой в соответствующих законодательных актах, ГОСТах, технических регламентах, других документах по охране труда.

В тексте инструкций не должны быть использованы требования в форме запрета, а также применяться слова, подчеркивающие категоричность отдельных понятий (например, «строго», «безусловно», «особенно», «обязательно» и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени.

Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) допускается при условии их предшествующей расшифровки.

4. Проверка и пересмотр инструкций

Проверку и пересмотр инструкций для работников организует работодатель (руководитель учреждения). Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

Инструкции могут досрочно пересматриваться:

- при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

- при изменении условий труда работников;

- при внедрении новой техники;

- по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или федеральной инспекции труда.

Если в течение срока действия инструкции условия труда работника не изменились, то приказом (распоряжением) по образовательному учреждению и решением профсоюзного комитета действие инструкции продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставится штамп «Пересмотрено», дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).

5.Регистрация, размножение, учет и местонахождение инструкций

Утвержденные инструкции образовательного учреждения регистрируются в журнале учета инструкций по образовательному учреждению в соответствии с порядком, установленным Минтрудом России (приложение 3).

Зарегистрированные инструкции размножаются в необходимом количестве экземпляров для использовании в работе в виде односторонних листов (для вывешивания на рабочих или ученических местах), а в необходимых случаях отдельными брошюрами, сборниками.

Размножение инструкций организует администрация образовательного учреждения.

У руководителя учреждения должен постоянно храниться комплект действующих инструкций для всех профессий и по всем видам работ, а также утвержденный им перечень этих инструкций.

Инструкциями должны быть обеспечены все работники, руководители кабинетов, мастерских и других подразделений. По одному комплекту инструкций должны иметь профсоюзный комитет образовательного учреждения, уполномоченный по охране труда, комитет (комиссия) по охране труда.

Местонахождение инструкций для работников, перечня их и журнала учета выдачи инструкций (приложение 4) определяет руководитель образовательного учреждения с учетом обеспечения доступности удобства ознакомления с ними.

Инструкции могут быть выданы работникам на руки или вывешены на рабочих местах с учетом необходимости обеспечения простоты и удобства ознакомления с ними.

На основании Отраслевых типовых инструкций по охране труда в каждом образовательном учреждении разрабатываются инструкции по охране труда по видам работ и отдельным профессиям (должностям).

В качестве примера разработки Инструкции по охране труда для учителя (преподавателя) образовательного учреждения и Инструкции по охране труда при проведении опытов и практических занятий по химии приведены в приложениях 1 и 2.

Наименование образовательного учреждения

Председатель профкома Руководитель образовательного

образовательного учреждения учреждения

(инициалы, фамилия) (инициалы, фамилия)

Протокол заседания профкома Дата утверждения

с указанием номера и даты

Инструкция по охране труда

для учителя (преподавателя) образовательного учреждения

1.Общие требования безопасности

1.1.К работе в качестве учителя, преподавателя (далее - преподавателя) в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие специальное педагогическое образование, подтвержденное документом установленной формы (дипло­мом).

1.2.При поступление на работу в образовательное учреждение все работники должны пройти предварительный медицинский осмотр, при последующей работе медосмотры проводятся периодически в сроки, установленные Минздравом России.

1.3.С преподавателем должны быть проведены инструктажи по охране труда: вводный (при поступлении на работу), первичный на рабочем месте, повторный (не реже одного раза в 6 месяцев).

1.4.В случае необходимости (разовое выполнение заданий, не связанных с основной работой) - целевой инструктаж, а при изменении условий труда и нормативных правовых актов по охране труда, а также при несчастном случае - внеплановый инструктаж.

1.5.Перед допуском к самостоятельной работе преподаватель должен быть проинструктирован:

? по пожарной безопасности, в объеме инструкции по пожарной безопасности в образовательном учреждении. Преподаватель должен знать порядок содержания всей территории учреждения, зданий и отдельных помещений (в т.ч. эвакуационных путей), мероприятия по пожарной безопасности при проведении образовательного процесса, массовых мероприятий и т.п. Не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки по эвакуации людей из помещений при пожаре;

? по оказанию медицинской помощи в объеме инструкции по первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях. Преподаватель должен иметь практические навыки оказания первой доврачебной помощи, знать местонахождение аптечки с медикаментами и перевязочным материалом. Аптечка должна находиться в местах, недоступных для обучающихся.

1.6.Если при проведении занятий преподаватель использует электрооборудование (приборы, приспособления, устройства, станки, ПЭВМ), он должен пройти соответствующее обучение с последующей сдачей экзамена и присвоением квалификационной группы по электробезопасности не ниже III.

1.7.Преподаватель должен соблюдать установленный в образовательном учреждении режим труда и отдыха и требовать его соблюдения от обучающихся.

1.8.Преподаватель должен исключить нахождение в помещении для занятий любых предметов и растений (ядовитые, колючие), которые могут отрицательно сказаться на здоровье обучающихся.

1.9.При выполнении обязанностей на преподавателя действуют следующие опасные и вредные факторы:

? высокая концентрация внимания;

? нарушение микроклиматических условий в учебном помещении;

? длительные статические нагрузки.

1.10.Если в учебном процессе на преподавателя действуют негативные факторы, воздействие которых можно уменьшить только за счет средств индивидуальной защиты, они должны быть выданы преподавателю в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда в зависимости от характера воздействия и вида отрицательно воздействующего фактора.

1.11.Преподаватель должен оперативно извещать руководителя образовательного учреждения или дежурного администратора обо всех недостатках в обеспечении учебного процесса, влияющих отрицательно на здоровье обучающихся, а также повышающих вероятность аварийной ситуации в образовательном учреждении.

1.12.Преподаватель может вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса для включения их в соглашение по охране труда.

1.13.Преподаватель должен немедленно сообщать руководителю образовательного учреждения о каждом несчастном случае с обучающимися и сотрудниками. При несчастных случаях первоочередные действия преподавателя должны быть направлены на оказание помощи пострадавшим и обеспечение безопасности обучающихся.

1.14.Преподаватель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.

1.15.Знание и выполнение требований инструкции является должностной обязанностью преподавателя, а их несоблюдение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой виды ответственности, установленные законодательством РФ (дисциплинарная, материальная, уголовная).

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1.При необходимости использования средств индивидуальной защиты преподаватель перед началом работы должен одеть полагающиеся средства индивидуальной защиты.

2.2.Перед началом занятий в учебном помещении преподаватель должен проверить, как организованы рабочие места для обучающихся, а именно соответствие нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучающихся.

2.3.Преподаватель должен проверить расстановку мебели в кабинете и её укомплектованность с точки зрения своей безопасности и безопасности обучающихся при проведении образовательного процесса.

2.4.Перед допуском обучающихся в помещение для занятий преподаватель должен внешним осмотром проверить корпуса и крышки электрических выключателей и розеток на отсутствие сколов и трещин, а также оголенных контактов проводов.

2.5.При необходимости использования оборудования, инструментов, приспособлений индивидуального пользования преподаватель должен проверить их исправность, наличие защитных средств, отсутствие травмоопасных признаков.

2.6.Если во время занятий обучающиеся должны использовать средства индивидуальной защиты (санитарную одежду), преподаватель обязан проследить за обязательным и правильным использованием.

2.7.Перед началом занятий по новому курсу, а также в начале нового учебного года преподаватель должен провести с обучающимися инструктаж по охране труда при проведении занятий. При проведении любых занятий преподаватель должен активно пропагандировать правильное отношение к вопросам безопасности жизнедеятельности (правила дорожного движения, поведения в быту, в общественных местах и т.п.) и охраны труда.

2.8.Преподаватель должен ознакомить обучающихся с правилами эксплуатации используемого в учебном процессе оборудования, инструментов, приспособлений, обращая особое внимание на охрану труда.

2.9.При любых нарушениях по охране труда в помещении для занятий преподаватель не должен приступать к работе с обучающимися до устранения выявленных недостатков, угрожающих жизни и здоровью обучающихся.

2.10.Преподаватель должен оперативно поставить в известность руководителя или соответствующие должностное лицо образовательного учреждения о причинах отмены занятий в кабинете.

3.Требования безопасности во время работы

3.1.Преподаватель должен контролировать обстановку во время занятий и обеспечить безопасное проведение образовательного процесса.

3.2.Запрещается проведение занятий, выполнение общественно-полезных работ (мытье, уборка) в помещениях, не принятых в эксплуатацию в установленном порядке.

3.3.Во время занятий в помещении (кабинете) должна выполняться только та работа, которая предусмотрена расписанием и планом занятий.

3.4.Все виды дополнительных занятий могут проводиться только с ведома руководителя или соответствующего должностного лица образовательного учреждения.

3.5.При проведении демонстрационных работ, лабораторных и практических занятий в помощь преподавателю должен быть назначен помощник (лаборант, ассистент, инженер). Функции помощника запрещается выполнять обучающемуся.

3.6.Преподавателю запрещается выполнять любые виды ремонтно-восстановительных работ на рабочем месте обучающегося или в помещении во время занятий. Ремонт должен выполнять специально подготовленный персонал учреждения (электромонтер, слесарь, электромеханик и др.).

3.7.При проведении занятий, во время которых возможно общее или местное загрязнение кожи обучающегося, преподаватель должен особенно тщательно соблюдать гигиену труда.

3.8.Если преподаватель или обучающийся во время занятий внезапно почувствовал себя нездоровым, преподавателем должны быть приняты экстренные меры:

? при нарушении здоровья обучающегося (головокружение, обморок, кровотечение из носа и др.) преподаватель должен оказать ему необходимую первую доврачебную помощь, вызвать медработника или проводить заболевшего в медпункт образовательного учреждения (лечебное учреждение);

? при внезапном ухудшении здоровья преподавателя поставить в известность через одного из обучающегося руководителя учреждения (или его представителя) о случившемся. Дальнейшие действия представителя администрации сводятся к оказанию помощи заболевшему преподавателю и руководству группой обучающихся в течение времени занятий.

3.9.Преподаватель должен применять меры дисциплинарного воздействия на обучающихся, которые сознательно нарушают правила безопасного поведения во время занятий.

3.10.Преподаватель должен доводить до сведения руководителя учреждения о всех недостатках в обеспечении охраны труда преподавателей и обучающихся, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма человека (заниженность освещенности, несоответствие пускорегулирующей аппаратуры люминесцентных ламп, травмоопасность и др.)

4.Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При любых признаках предаварийной ситуации (запах жженой изоляции, дым, крики обучающихся, запах газа и др.) преподаватель должен оценить возникшую обстановку.

4.2. Преподаватель в предаварийной ситуации должен обеспечить безопасность обучающихся и оказание им необходимой помощи. Преподаватель должен проверить наличие обучающихся по списку в месте сбора, если пришлось покинуть помещение для занятий.

4.3. О предаварийной ситуации (аварийной ситуации) обязательно поставить в известность руководителя учреждения или представителя администрации.

4.4. В условиях развивающейся аварийной ситуации преподаватель должен правильным поведением исключить возникновение паники среди обучающихся и сотрудников.

4.5. Действовать в аварийной ситуации нужно по указаниям руководителя учреждения (или его представителя) с обязательным соблюдением мер личной безопасности.

4.6. Эвакуировать обучающихся из здания следует быстро, но без паники и суеты, не допускать встречных и пересекающихся потоков людей

4.7. Покидая помещение, отключить все электроприборы и оборудование, выключить свет, плотно закрыть двери, окна, форточки.

4.8. Действия преподавателя при пожаре должны соответствовать инструкции по пожарной безопасности в образовательном учреждении.

4.9. Преподаватель должен уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в аварийной ситуации. Приемы и способы оказания первой доврачебной помощи должны соответствовать изложенным в инструкции по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончаний занятий внимательно осмотреть помещение.

5.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать журнал, тетради, наглядные пособия и др. материалы в установленное место.

5.3. Обратить внимание на электрооборудование и электропроводку в помещении (наличие травмоопасных факторов). Закрыть окна, форточки, выключить свет.

5.4. Если при проведении занятий в течение дня преподаватель заметил какие-либо нарушения по охране труда, обязательно сообщить о них руководителю образовательного учреждения или представителю администрации.

5.5. В санитарной комнате вымыть руки с использованием нейтральных моющих средств. При проведении занятий, связанных с общим загрязнением кожи (автодело, уроки труда и др.), рекомендуется по возможности принять душ.

Наименование образовательного учреждения

Председатель профкома Руководитель образовательного

образовательного учреждения учреждения

Инструкцияпоохранетруда для слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования (утв. Минтрудом РФ 13 мая 2004 г.)

отбора содержания основного общего образования, разработкитребований к его усвоению и организации образовательного. изучение обучающимися правил поохранетруда. 3.11.Осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций ) поохранетруда. 3.12.Ведёт.

. о порядке обучения и проверки знаний об охранетруда руководителей и специалистов системы Министерства общего.

организует разработку и периодический пересмотр не реже 1 раза в 5 лет инструкцийпоохранетруда. а также разделов требований. процесса; -осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций ) поохранетруда. 9. Преподаватель-организатор основ.

. распорядительных и регламентных документов системы управления охранойтруда строительной организации руководящий документ мдс.

предприятий и инструкцияхпоохранетруда )? Тема 1.5. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением государственных нормативных требованийпоохранетруда. Ответственность.

Межотраслевые правила поохранетруда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов пот рм-007-98

постоянный контроль за своевременной разработкой. проверкой и пересмотром инструкцийпоохранетруда. оказывать разработчикам (подразделениям) методическую. с соблюдениемтребований ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.010, ГОСТ 12.3.020, правил поохранетруда.