Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Охране Труда Это Локальный Нормативный Акт img-1

Инструкция По Охране Труда Это Локальный Нормативный Акт

Рейтинг: 4.4/5.0 (1922 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Локальные нормативные правовые акты


Главная | О нас | Обратная связь

Локальные нормативные правовые акты. Инструкции по охране труда

Локальные НПА представляют собой внутренние документы, регулирующие производственные отношения и производственную деятельность конкретных предприятий (например, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, стандарты предприятий, технологические регламенты и карты и т.д.).

Важнейшими локальными нормативными правовыми актами являются инструкции по охране труда. требования которых направлены на безопасное выполнение соответствующих работ. Постановлением Министерства труда и социальной защиты

Инструкции подготавливаются на основе стандартов безопасности труда, правил и норм безопасности и гигиены труда, соответствующих типовых отраслевых и межотраслевых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации заводов-изготовителей оборудования, а также на основе технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства.

Требования инструкций являются обязательными для работающих, а их невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

Работодатель обязан обеспечить всех работающих инструкциями по охране труда и организовать изучение их до начала выполнения трудовых обязанностей.

Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с перечнем, составленным службой охраны труда и утвержденным руководителем организации.

Разработка инструкций производится на основании приказов и распоряжений руководства предприятия, в которых указываются исполнители и сроки выполнения работ.

Инструкции подготавливаются руководителями цехов, участков, отделов, лабораторий и других подразделений предприятия о участием профсоюзов.

Руководство разработкой инструкций возлагается на руководителя организации или его заместителя, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда. В необходимых случаях руководитель предприятия привлекает к работе специалистов других подразделений.

Служба охраны труда предприятия осуществляет постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций, оказывает методическую помощь разработчикам, содействует обеспечению их необходимыми документами (правилами, стандартами, типовыми инструкциями и другими ТНПА).

При использовании типовых инструкций (без переработки) их необходимо переоформить, согласовать и утвердить в соответствии с установленным порядком.

Проект инструкции рассматривается службой охраны труда объектовой пожарной частью, медицинской службой и другими заинтересованными службами и подразделениями, а также профсоюзами предприятия.

После изучения поступивших замечаний и предложений разрабатывается окончательный вариант инструкции, который подписывается руководителем подразделения - разработчика инструкции и представляется на согласование в службу охраны труда, профсоюзному комитету, а также при необходимости другим заинтересованным подразделениям (по усмотрению службы охраны труда).

Утверждение инструкции осуществляется руководителем предприятия или его заместителем, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда, либо приказом. Инструкция вводится в действие с момента утверждения либо со дня, указанного в приказе. Инструкции должны быть введены в действие только после обучения работников и до внедрения соответствующего технологического процесса или ввода в эксплуатацию нового оборудования.

Каждой инструкции присваивается наименование и обозначение (регистрационный номер по предприятию). В наименовании указывается, для какой профессии или вида работ она предназначена (например, инструкция по охране труда для токаря, инструкция по охране труда при работе на высоте и т.п.).

Требования инструкции излагаются в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом условий, в которых выполняется эта работа.

Инструкция должна содержать следующие главы:

♦ Общие требования по охране труда;

♦ Требования по охране труда перед началом работы;

♦ Требования по охране труда при выполнении работы;

♦ Требования по охране труда в аварийных ситуациях;

♦ Требования по охране труда по окончании работы.

В необходимых случаях в инструкцию могут включаться дополнительные главы.

Текст инструкции должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Используемые в инструкций термины должны соответствовать общепринятой терминологий, а в случае применения специфических терминов приводят их определения с соответствующими пояснениями.

Инструкции подвергаются периодической проверке для определения их соответствия действующим требованиям охраны труда и решения вопроса о необходимости их пересмотра. Проверка инструкций проводится не реже одного раза в пять лет, а инструкций для профессий и работ с повышенной опасностью - не реже одного раза в три года. Если в течение указанных сроков условия труда на предприятии и требования документов, использованных при составлении инструкции, не изменились, то приказом по предприятию действие инструкции продлевается на следующий срок, о чем делается запись или ставится штамп «Срок действия продлен. Приказ от___ №___ » на первой странице инструкции.

До истечения сроков, указанных выше, инструкции пересматриваются в случаях:

♦ введения новых или внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты по охране труда;

♦ внедрения новой техники и технологии;

♦ возникновения аварийной ситуации или травмирования работников, вызвавших необходимость изменения инструкции;

♦ изменения технологического процесса или условий работы, а также при применении новых видов оборудования, материалов, аппаратуры и инструмента (в этом случае пересмотр инструкций производится до введения изменений).

Порядок оформления, согласования и утверждения пересмотренных инструкций такой же, как и для вновь разработанных.

Утвержденные инструкции регистрируются службой охраны труда предприятия в специальном журнале и выдаются руководителям подразделений под их личную роспись с регистрацией в журнале.

У руководителя подразделения должен храниться комплект действующих инструкций по охране труда по всем профессиям и видам работ в подразделении, а также перечень этих инструкций, утвержденный руководителем предприятия или его заместителем. У руководителя участка (мастера, прораба и т.д.) должен быть в наличии утвержденный перечень и комплект действующих инструкций для работников всех профессий и по всем видам выполняемых на данном участке работ.

Отмененные инструкции служба охраны труда предприятия изымает.

Инструкции выдаются работникам под роспись в личной карточке инструктажа, либо вывешиваются на рабочих местах и участках, либо хранятся в определенном месте, доступном для работника.

. 1.5 Организация государственного управления, надзор, и контроля за охраной труда. Общественный контроль

Государственное управление и контроль за охраной труда осуществляются Советом Министров Республики Беларусь через МТиСЗ, на которое распоряжением Правительства от 17.11.1993 г. № 1036 возложены эти вопросы.

Общий надзор и контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь, в том числе и законодательства по охране труда осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокуратурами, а также исполнительными органами власти на местах.

Кроме того, в соответствии со ст. 462 ТК надзор и контроль за исполнением нормативных правовых актов по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

В систему государственного надзора и контроля за охраной труда Республики Беларусь входят: Департамент государственной инспекции труда МТиСЗ; Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор) Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС); Департамент по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) МЧС; Государственный комитет по стандартизации (Белстандарт); Управление государственного энергетического надзора концерна «Белэнерго» (Госэнергонадзор); Департамент контроля и надзора за строительством Госстандарта Республики Беларусь и ГП «Главгосстройэкспериза»; Министерства архитектуры и строительства (Госстройнадзор); Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения (Саннадзор); Главное управление военизированной пожарной службы МЧС (Пожнадзор); Государственная экспертиза по условиям труда МТиСЗ; Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода (Гостехнадзор) и другие органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением трудоохранного законодательства в рамках компетенций, определенных Советом Министров Республики Беларусь в положениях об этих органах.

Департамент государственной инспекции труда (далее - Департамент) является государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и нормативных правовых актов по охране труда. Департамент возглавляет директор, который одновременно является Главным государственным инспектором труда Республики Беларусь.

Основными задачами Департамента являются:

♦ осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

♦ координация деятельности органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда;

♦ выявление и пресечение нарушений законодательства о труде;

♦ обобщение практики применения законодательства о труде и обеспечение единообразного его применения;

♦ содействие овладению работодателями и работающими знаниями законодательства о труде и др.

Департамент проверяет организацию работы по охране труда, проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве, выборочную экспертизу проектов строящихся, реконструируемых и эксплуатирующихся производственных объектов, дает заключения по проектам технических условий, стандартов, осуществляет предупредительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности, участвует в приемке законченных строительством или реконструкцией производств, а также в приемочных испытаниях опытных образцов технологического оборудования, машин, механизмов и т.д.

Государственным инспекторам труда предоставлено право беспрепятственно посещать предприятия в любое время, знакомиться с технической документацией, получать от должностных лиц объяснения, изымать и брать с собой для анализа образцы. В случае выявления нарушений государственные инспектора имеют право выдавать работодателю обязательные для исполнения предписания; приостанавливать или запрещать работу цехов, участков, оборудования; привлекать должностных лиц и работо-дателей к административной ответственности и др. Например, за нарушение правил по охране труда, повлекшее причинение телесных повреждений, инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом работодатель может привлекаться к уголовной ответственности или штрафу в размерах до 300 базовых величин в зависимости от степени виновности.

Специализированные органы государственного надзора и контроля проводят специальный надзор по определенному кругу вопросов, а также за эксплуатацией отдельных наиболее опасных объектов и устройств.

В частности, Госпромнадзор ведет надзор в пределах полномочий, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 12.11.2007 г. № 565. Основными задачами данного департамента являются:

♦ осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и др.) функций в области промышленной и технической безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;

♦ предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасности Республики Беларусь;

♦ регулирование деятельности организаций по обеспечению безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов;

♦ выполнение иных задач по поручению МЧС.

В соответствии с задачами Госпромнадзор осуществляет в установленном порядке государственный надзор:

♦ за производствами и объектами, на которых возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров, пыли с воздухом и другими окислителями, веществ, склонных к взрывчатому превращению или разложению), а также производствами и объектами с вредными веществами;

♦ оборудованием и системами газоснабжения, магистральными газонефтепродуктопроводами, подземными хранилищами газа;

♦ металлургическими (сталеплавильными, литейными, трубными, прокатными) производствами;

♦ горными работами, в том числе проводимыми в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; подземными и гидротехническими сооружениями; работами по геологическому изучению недр (поиск и разведка месторождений полезных ископаемых), разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе добычей нефти и газа; переработкой минерального сырья;

♦ охраной недр и их рациональным использованием при добыче полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, в то подъемными сооружениями и машинами, паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давлением, трубопроводами пара и горячей воды, продукцией для потенциально опасных производств, объектов;

♦ перевозкой опасных грузов автомобильным, воздушным и речным транспортом;

♦ геолого-маркшейдерским обеспечением при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, использованием недр в целях, не связанных с добычей, в том числе при строительстве метрополитенов и тоннелей различного назначения и других подземных объектов;

♦ производством работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеприпасов;

♦ промышленными взрывчатыми материалами и пиротехническими изделиями, их разработкой, изготовлением, переработкой, использованием и реализацией, в том числе за взрывчатыми веществами, полученными в результате утилизации боеприпасов, транспортировкой взрывчатых материалов.

Госпромнадзору предоставлено право в пределах своей компетенции:

♦ проводить проверку поднадзорных организаций, производств, объектов;

♦ выдавать поднадзорным работодателям обязательные для исполнения указания и предписания об устранении нарушений, недостатков, в том числе о приостановке или запрещении работы оборудования, объектов, производств, цехов, изготовления поднадзорной продукции, технических устройств;

♦ опечатывать оборудование, технические устройства, объекты, транспортные средства, перевозящие опасные грузы, в случае несоблюдения правил и норм промышленной, технической безопасности охраны и рационального использования недр, безопасной перевозки опасных грузов;

♦ изымать выданные департаментом лицензии, разрешения, аттестаты аккредитации, свидетельства, отменять или приостанавливать действие сертификатов, лицензий, разрешений, если не выполняются требования безопасности, охраны и рацио-нального использования недр;

♦ привлекать в установленном законодательством порядке к административной ответственности должностных лиц и граждан за невыполнение или нарушение ими правил и норм безопасности, охраны и рационального использования недр;

♦ аккредитовывать в установленном порядке специализированные предприятия для выполнения экспертной оценки технического состояния поднадзорного оборудования, специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, боты по предупреждению аварий и производственного травматизма на поднадзорных объектах, производствах, осуществления подконтрольных видов деятельности;

♦ вносить представления руководителям республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь об отмене их решений, если они приняты в нарушение действующего законодательства, требований нормативно-технических до-кументов, а также об освобождении от занимаемых должностей лиц, систематически не выполняющих требования безопасности поднадзорных объектов и производств, охраны и рационального использования недр, безопасной перевозки опасных грузов.

Госпромнадзор выдает разрешения и специальные разрешения (лицензии) на осуществление опасных видов деятельности, а также проводит экспертизу промышленной, технической безопасности объектов, техническое расследование причин аварий, инцидентов и несчастных случаев, подлежащих специальному расследованию. Он также определяет требования к оформлению заключения экспертизы, в том числе деклараций промышленной безопасности.

Белстандарт проводит надзор и контроль за соблюдением ТР, ТКП, стандартов безопасности труда при проектировании и изготовлении продукции производственного назначения, а также за соблюдением установленных требований безопасности при экс-плуатации оборудования и ведении технологических процессов.

Госэнергонадзор является республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения и государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии. Кроме того, он проводит надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

Госстройнадзор осуществляет надзор за соблюдением ТКП, СНиП, СНБ, методических пособий и указаний, руководящих документов и других нормативных технических правовых актов как на стадии проектирования, так и при строительстве объектов хозяйственной деятельности. Госстройнадзор контролирует соблюдение установленного порядка расследования причин аварий и разрушений зданий, сооружений, а также участвует в работе комиссий по расследованию причин этих происшествии.

Саннадзор осуществляет государственный надзор за соблюдением работодателями, должностными лицами и гражданами санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил и норм в соответствии с Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Систему органов и учреждений, выполняющих эти функции, возглавляет заместитель Министра здравоохранения - Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь. На местах надзор проводится врачами-гигиенистами соответствующих территориальных центров гигиены и эпидемиологии и другими службами.

Система пожарной безопасности в республике состоит из комплекса социальных, организационных, научно-технических и правовых мер, а также сил и средств пожарной службы, направленных на предупреждение и ликвидацию пожаров.

Государственное управление в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Советом Министров, МЧС Республики Беларусь, местными исполнительными органами власти.

Систему органов государственного пожарного надзора возглавляет Главный государственный инспектор республики по пожарному надзору - первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям.

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Законом «О пожарной безопасности», другими НПА и ТНПА, а также на основании требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, действующих на территории республики.

Ведомственный контроль за состоянием пожарной безопасности на объектах осуществляют министерства, ведомства, другие органы государственного управления.

Государственная экспертиза условий труда контролирует правильность применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Ведомственный контроль за безопасностью производств проводится соответствующими министерствами, ведомствам концернами, в которых предусмотрены штатным расписали службы (отделы) охраны труда.

Важным элементом функционирования государственного механизма контроля за соблюдением норм охраны труда на рабочих местах является общественный контроль.

В соответствии со ст. 463 ТК и ст. 16 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» общественный контроль за соблюдением законодательства о труде возложен на проф. союзы. На предприятиях, в учреждениях и организациях, где отсутствуют профсоюзные организации, собранием трудового коллектива могут избираться уполномоченные по вопросам охраны труда.

Полномочия представителя профсоюза на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и порядок его проведения регламентируются Указом Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 г. № 240 и Инструкцией о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации (утверждена Постановлением МТиСЗ от 28.11.2008 г. № 179).

Координация деятельности вышеперечисленных органов возложена на Координационный совет органов государственного надзора и контроля и общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда при МТиСЗ.

Другие статьи

ЧТО ТАКОЕ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ?

СЗВ-М на единственного учредителя сдавать не нужно

Если компания не ведет хозяйственную деятельность, не имеет наемных работников, а с единственным учредителем, исполняющим обязанности руководителя, не заключен трудовой договор или ГПД, такая организация не обязана сдавать СЗВ-М.

Реестр субъектов малого и среднего бизнеса уже появился

На сайте Налоговой службы появился раздел Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Теперь «малышам» не нужно специально подтверждать свой статус для получения преференций.

6-НДФЛ: опубликована очередная подборка ответов на насущные вопросы

Налоговая служба ответила на ряд вопросов, связанных с заполнением формы 6-НДФЛ. На некоторые из них налоговики уже отвечали ранее, но есть и несколько свежих разъяснений.

6-НДФЛ: как отразить выплату премий

Работодатель, выплачивающий своим работникам помимо зарплаты еще и премии, должен удержать и уплатить в бюджет НДФЛ с премиальных сумм. Как правильно заполнить 6-НДФЛ по этим операциям, разъяснила Налоговая служба.

Больничный в 6-НДФЛ: новые разъяснения

Если пособие по временной нетрудоспособности начислено в одном отчетном периоде, а выплачено в другом, отражать такой переходящий больничный нужно в периоде выплаты.

Бухгалтер-кассир в отпуске: как передать его функции другому сотруднику

В случае, когда в компании временно отсутствует бухгалтер-кассир, его обязанности может исполнять другой работник бухгалтерии в порядке совмещения. Минтруд напомнил, как правильно это оформить.

Страховые взносы - 2017: новые формы отчетности уже разработаны

С 01.01.2017 года взносами на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование будет заниматься ФНС. В руках соцстраха останутся только взносы «на травматизм». В связи с этим налоговики и ФСС уже разработали новые формы расчетов.

ЧТО ТАКОЕ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ?

Локальный нормативный акт (ЛНА) - это внутренний документ организации-работодателя, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий правила поведения (права и обязанности) самой организации, всех или отдельных категорий ее работников в части, не урегулированной трудовым законодательством ст. 8 ТК РФ .

Частоту и периодичность изменения локальных нормативных актов определяет работодатель п. 1 Письма Роструда от 22.03.2012 N 428-6-1 .

Нормы ЛНА организации не могут противоречить закону, коллективному или трудовому договору. Если такое противоречие есть, то соответствующие нормы ЛНА не применяются.

ЛНА принимается руководителем организации в письменной форме в виде положения, порядка, инструкции и т.п. При наличии в организации профсоюза некоторые ЛНА могут приниматься руководителем организации только с учетом мнения профсоюза ст. 8 ТК РФ. К таким ЛНА относятся, например, правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков и положение об оплате труда ст. ст. 123. 135. 190 ТК РФ .

С любым ЛНА, непосредственно связанным с трудовой деятельностью работника, его надо ознакомить под роспись ст. 68 ТК РФ. Так любого работника надо ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда и должностной инструкцией для должности, на которую он принимается. При приеме на работу это надо сделать до подписания трудового договора Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4414-6 .

Но, например, если должность работника не предполагает командировок, знакомить его с положением о служебных командировках не надо. Также не требуется знакомить работника и со штатным расписанием, кроме случаев когда эта обязанность работодателя предусмотрена коллективным договором или другим ЛНА Письмо Роструда от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1 .

ЛНА вступает в силу либо со дня его принятия, либо с более поздней даты, указанной в самом ЛНА ст. 12 ТК РФ .

ЛНА прекращает действовать при наступлении любого из следующих событий ст. 12 ТК РФ :

- истечения срока действия ЛНА, указанного в самом ЛНА;

- отмены ЛНА работодателем (в том числе по предписанию госоргана) или судом;

- вступления в силу закона или коллективного договора, нормам которого противоречат нормы ЛНА. В этом случае прекращают действовать только те нормы ЛНА, которые противоречат вступившему в силу закону или коллективному договору.

Приказы (распоряжения) о приеме на работу, увольнении, выплате премий, материальной помощи и т.п. то есть документы, рассчитанные на однократное применение или касающиеся только одного работника, - это индивидуальные правовые акты (ИПА), которые ЛНА не являются. Вместе с тем некоторые ИПА руководитель организации тоже может принять только с учетом мнения профсоюза (при его наличии). Например, приказ об увольнении работника, являющегося членом профсоюза, в связи с сокращением численности или штата ст. 82 ТК РФ .

Подробнее о коллективном договоре и локальных нормативных актах читайте в Путеводителе по кадровым вопросам "Коллективный договор" >>>

Образцы типовых должностных и производственных инструкций работников вы найдете в Путеводителе по кадровым вопросам >>>

Издательство «Главная книга», © 2016. Сборник типовых ситуаций. 2016-05-27 .

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Как составить инструкцию по охране труда

Как составить инструкцию по охране труда

По состоянию на: 01.05.2007
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2007
Автор: Гущина Инна Александровна
Тема: Документы кадровой службы
Рубрика: Кадровое делопроизводство

Инструкция по охране труда - это локальный нормативный акт, регламентирующий основные требования безопасного выполнения работ, предназначенный для проведения инструктажей по охране труда на рабочих местах.

Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, за которое работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.

Так, согласно ст. 81 ТК РФ работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а именно нарушения требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

Ниже мы расскажем об основных требованиях к составлению и оформлению инструкций. Все оформившие подписку на комплект журналов "Справочник кадровика" и "Для кадровика: Нормативные акты" получат в подарок сборник инструкций по охране труда.

порядок разработки и утверждения инструкций

Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда, а также требования к их содержанию регламентируются Методическими рекомендациями по разработке государственных требований охраны труда, утв. постановлением Минтруда России от 17.12.02 № 80 (далее - Методические рекомендации).

Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников отдельных профессий (должностей), так и на отдельные виды работ. Инструкции для работников разрабатываются на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции, а при ее отсутствии - на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда, требований безопасности, изложенных в технической документации организации - изготовителя оборудования, с учетом конкретных условий производства.

Разработка инструкции по охране труда для работников осуществляется на основании приказа работодателя и Перечня профессий и видов работ, для которых разрабатываются инструкции (Перечень определяется на основании штатного расписания организации). В инструкции должны быть указаны конкретные требования по безопасной эксплуатации оборудования, безопасному выполнению технологических процессов и по общим вопросам условий труда, определены безопасные методы и приемы труда, а также последовательность их выполнения.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются руководителями соответствующих структурных подразделений и утверждаются работодателем по согласованию с соответствующим профсоюзным или иным представительным органом.

Редакция провела опрос инспекторов по охране труда ГИТ разных регионов. Нас интересовала практика проверок: требуют ли они от работодателя наличия инструкций по охране труда для всех работающих без исключения или только для отдельных категорий, обращают ли внимание на содержание инструкций, а также каковы типичные нарушения в этой области.

Вот какие ответы были получены.

- Инструкции по охране труда должны быть по всем профессиям и по всем видам работ. Работодатель обязан обеспечить разработку инструкций и ознакомить с ними работника. Отсутствие инструкции - типичное и наказуемое нарушение, встречающееся на практике. Подобное нарушение зачастую допускается не только работодателями - юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями.

Если в результате проверки организации по соблюдению трудового законодательства по охране труда государственным инспектором труда выявлено нарушение в виде отсутствия инструкции по охране труда, то инспектор обязан выдать работодателю обязательное для исполнения предписание, составить соответствующий акт проверки. С момента выявления правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, на основании которого работодатель привлекается к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ по выданному постановлению о назначении административного наказания. Начальник отдела - главный
государственный инспектор труда
(по охране труда) в Республике Коми
Т. З. Сатдаров

- В пункте 2.1.4 постановления Минтруда и Минобразования России от 13.01.03 № 1 / 29 сказано, что работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа

на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем. Таким образом, для этой категории работников очевидно отсутствие инструкций по охране труда. При этом необходимо иметь в виду, что при проведении расследований несчастных случаев на производстве, за которые установлена уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ, проводится анализ документов, и инструкций в том числе, для определения лиц, допустивших нарушения требований охраны труда.

Очень часто инструкции по охране труда в точности копируют типовые инструкции, без учета специфики производственного оборудования, технологических процессов, сырья и материалов, используемых непосредственно на данном предприятии.

Несоответствие инструкций по охране труда соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам РФ либо их отсутствие может расцениваться как нарушение законодательства о труде и об охране труда, за которое работодатели (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели) и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ. Руководитель ГИТ - главный
государственный инспектор
труда в Тамбовской области
А. В. Артамонов

- Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с перечнем, который составляется специалистом по охране труда или лицом, на которое возложены эти обязанности, при участии руководителей структурных подразделений и специалистов организации. Перечень разрабатывается на основе утвержденного в организации штатного расписания и не включает в обязательном порядке всех работников организации. Инспектор при проверке обращает внимание на наличие перечней, утвержденных руководителем в соответствии со штатным расписанием. И. о. руководителя ГИТ в Москве
Г. И. Помогаев

- Отсутствие инструкции по охране труда является нарушением трудового законодательства, т. к. каждый работник в соответствии со ст. 219 ТК РФ имеет право на обучение безопасным методам и приемам ведения работ. При нарушении должностным лицом требований законодательства об охране труда госинспектор труда вправе привлекать его к административной ответственности. Заместитель руководителя
государственной инспекции
труда - заместитель
главного государственного
инспектора труда в Омской области
М. К. Сумерский

- В том случае если работа управленческого персонала (бухгалтер, секретарь, экономист и др.) связана с работой непосредственно на оборудовании, потребляющем электроэнергию, инструкции по охране труда для определенной должности не разрабатываются, а проводится инструктаж на рабочем месте по безопасным методам работы на ПЭВМ и других видах оргтехники по инструкциям, разработанным для определенного вида работ. Главный государственный инспектор
труда государственной инспекции
труда в Амурской области
А. И. Щеглов

Как видим, мнения инспекторов расходятся. При проверке ГИТ ответственному за охрану труда в организации (у индивидуального предпринимателя) могут предъявить требование представить инструкции для отдельных категорий трудящихся или для всех без исключения. Если во время последнего визита государственный инспектор проверял у вас наличие инструкций только для тех, кто работает с вредными и (или) опасными условиями труда, это не значит, что при следующей проверке другой инспектор не потребует составить инструкции по охране труда для всех работников. И он имеет на это право!

Мнение экспертов редакции: инструкции по охране труда должны быть составлены для всех работников, т. к. Трудовой кодекс РФ не предусматривает каких-либо исключений.

На оборотной стороне инструкции оформляются следующие визы: разработчика инструкции, руководителя службы охраны труда, заинтересованных лиц (главного механика, главного энергетика, главного технолога и т. д.).

Инструкция для работников вводится в действие начиная со дня ее утверждения.

Каждой инструкции присваивается наименование и номер. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена.

продление и пересмотр инструкций

Пересмотр инструкций по охране труда для работников должен производиться не реже одного раза в 5 лет. Эта норма установлена Методическими рекомендациями. Если в течение срока действия инструкции условия труда не изменились, то приказом работодателя ее действие продлевается на следующий срок. Форма приказа приведена в приложении 1.

На первой странице продленной инструкции по охране труда ставятся:

    текущая дата; штамп "Пересмотрено"; подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции, наименование его должности и расшифровка подписи; указывается срок продления инструкции.

Инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно в следующих случаях:

    при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологии; по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральных надзоров России.

Специалист по охране труда (или иное лицо, ответственное за охрану труда) организации осуществляет контроль за своевременной разработкой, проверкой, пересмотром и утверждением инструкций по охране труда для работников.

Инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы:
1. Общие требования охраны труда.
2. Требования охраны труда перед началом работы.
3. Требования охраны труда во время работы.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
5. Требования охраны труда по окончании работы.

В раздел "Общие требования охраны труда " рекомендуется включать:

    условия допуска работников к самостоятельной работе по соответствующей профессии или к выполнению соответствующего вида работ (возраст, пол, состояние здоровья, проведение инструктажей и т. п.); указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; требования по выполнению режимов труда и отдыха; перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы; перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием обозначений государственных, отраслевых стандартов или технических условий на них; требования по обеспечению пожаро - и взрывобезопасности; порядок уведомления работодателя о случаях травмирования работника, о неисправности оборудования, приспособлений и инструмента; указания по оказанию первой (доврачебной) помощи; правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

В раздел "Требования охраны труда перед началом работы " рекомендуется включать:

    порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты; порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т. п.; порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты); порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.

В раздел "Требования охраны труда во время работы " рекомендуется включать:

    способы и приемы безопасного выполнения работ, использования технологического оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов; требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты); указания по безопасному содержанию рабочего места; действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций; требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.

В раздел "Требования охраны труда в аварийных ситуациях " рекомендуется включать:

    перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании.

В раздел "Требования охраны труда по окончании работ " рекомендуется включать:

    порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры; порядок уборки отходов, образующихся в ходе производственной деятельности; требования соблюдения личной гигиены; порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

ознакомление работников с инструкциями и их учет

У каждого руководителя структурного подразделения организации должен храниться комплект действующих в подразделении инструкций по охране труда для работников данного подразделения. Местонахождение инструкций определяет руководитель структурного подразделения с тем, чтобы была обеспечена доступность и удобство ознакомления с ними.

Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах, они также могут храниться в ином месте, доступном для работников.

Учет инструкций по охране труда для работников осуществляется службой охраны труда (специалистом по охране труда либо иным лицом, ответственным за охрану труда) организации.

Примерные формы Журнала учета инструкций по охране труда для работников и Журнала учета выдачи инструкций по охране труда для работников предложены Методическими рекомендациями. Журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны лицом, ответственным за их ведение, и скреплены печатью организации.

Образец титульного листа инструкции по охране труда для работников приведен в приложении 2, Журнала учета инструкций по охране труда для работников - в приложении 3. Журнала учета выдачи инструкций по охране труда для работников - в приложении 4.

Пример приказа о продлении срока действия инструкции по охране труда

Пример титульного листа инструкции по охране труда для работников

Примерная форма Журнала учета инструкций по охране труда для работников