Руководства, Инструкции, Бланки

Три Стиля Руководства img-1

Три Стиля Руководства

Рейтинг: 4.2/5.0 (1837 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Три стиля руководства

2.3. Стили руководства при командной работе

Как показывают результаты многочисленных исследований стилей лидерства, эффективность стиля руководства зависит от сложившейся ситуации. В качестве критериев при этом различные авторы указывают такие факторы, как характер взаимоотношений между подчиненными и руководителем, структурированность задачи, степень полномочий руководителя (Ф. Фидлер); личные качества подчиненных, воздействие внешней среды (Р. Хаус и Т. Митчел); зрелость исполнителей в отношении задачи (П. Херси и К. Бланшар); значение качества решения, информационная полнота, структурированность проблемы, значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного решения проблемы, поддержка автократичного стиля руководства, степень мотивации подчиненных, степень вероятности конфликта между подчиненными (В. Врум и Ф. Йеттон); личность руководителя, характерные особенности подчиненных, характер проблемы (Р. Танненбаум и У. Шмидт) и т.п.
Нельзя не отметить и тот факт, что в последнее время растет число сторонников «синтетической теории лидерства». Согласно этой теории воедино должны быть связаны три переменные - лидер, ситуация и группа, где лидер воздействует на группу и группа воздействует на лидера; лидер воздействует на ситуацию и ситуация воздействует на лидера; группа воздействует на ситуацию и ситуация воздействует на группу. Лидерство, таким образом, образуется как результат взаимодействия этих переменных (иногда добавляются и другие переменные, например, длительность существования группы и т.д.). Этот аспект очень важен в контексте развития командной работы.
Актуальность эффективного руководства командой неоднократно подтверждена и исследованиями, проводившимися в различных странах. Например, в табл.2.3.1 и 2.3.2 приведены подтверждающие этот тезис результаты исследования журнала ManagerSeminare среди членов команд [60].
Таблица 2.3.1
Результаты опроса членов команд по факторам, определяющим перспективность команды Факторы Число членов команды, отметивших указанный фактор как определяющий перспективность команды, % Регулярные совещания ко-манды 79 Ограничение команды мак-симум 10 участниками 66 Ориентированное на диалог управление 84 Обучение для всей команды 66 Обратная связь в диалоге с работниками 60 Таблица 2.3.2
Результаты опроса членов команд по факторам, снижающим эффективность команды
Факторы Число членов команды,
отметивших указанный фактор как снижающий эффективность команды, % Руководители не делают ясной 84 постановки задач Руководители допускают «под 76 коверные» конфликты Руководители слишком домини 68 руют Руководители не делают планов 55 на будущее Руководители мало поощряют 52 подчиненных
Непосредственно подходы к руководству командой можно изобразить в виде шкалы, на одном конце которой указана "авторитарность", а на противоположном - "участие" (рис.2.3.1). Хотя нельзя не отметить высокую степень размытости шкалы. Ученые выделяют различные подходы к ранжированию. Так, Е.С. Кузьмин, И.Н. Волков, Ю.Н. Емельянов выделяют пять стилей руководства (дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий, проблемно-организующий). И. Шипон и Т. Колларик - авторитарный, директивный, ситуационный, конформный, дезорганизующий. A.JT. Журавлев и В.Ф. Рубахин - ди-рективный, коллегиальный, либеральный, директивно-коллегиальный, директивно-либеральный, коллегиально-либеральный, смешанный [28]. В то же время Г. Юкл выделяет девятнадцать категорий поведения лидера [36].
Авторитар- Благосклонно- Консультативно- Участие
ный авторитарный демократиче
ский
>
Рис. 2.2.1. Подходы к руководству командой
Однако ни один из стилей не может гарантировать успеха в достижении.
С одной стороны, склонный к авторитарности стиль руководства может мешать поддержанию личных взаимоотношений в команде. Однако в обстановке кризиса или большого напряжения более приемлемым может оказаться именно этот стиль. Демократический подход может оказаться полезным, когда надо получить максимум возможного от исполнителей за счет дополнительной мотивации посредством участия в управлении. Особенно, по нашему мнению, это актуально при необходимости мобилизовать интеллектуальные ресурсы команды.
Профессор В.Н. Машков приводит данные, что в производственных бригадах с высокой производительностью, высоким ценностно- ориентационным единством эффективный стиль деятельности руководителя характеризуется как коллегиальный (демократический), а в бригадах с высокой производительностью, но низким ценностно- ориентационным единством - как директивный (авторитарный). В рабочих группах, сформировавшихся как коллектив и понимающих свои
задачи, наиболее эффективно демократическое руководство; если же коллектив еще не сложился, то успешней автократичное руководство.
Лидер команды, "инструктирующий" ее о том, что делать, использует в максимальной степени свой авторитет, не допуская даже минимального влияния на положение дел со стороны членов команды. Однако роль членов команды невозможно свести к нулю даже лидеру с авторитарным стилем руководства, так как, получив распоряжения, они обеспечивают их интерпретацию и реализацию. В команде всегда существует определенный допуск на ошибку или свободу коммуникаций. Аналогично авторитет командного лидера никогда не может быть равным нулю независимо от того, находится ли он в товарищеских отношениях с остальными. Авторитет такого лидера основывается на его мастерстве в распределении ответственности.
Таким образом, подход к руководству командой может варьироваться от "инструктирования" до "предоставления полной свободы", от использования власти в большей или меньшей степени до предоставления членам команды большей или меньшей свободы участия в принятии решений.
Дж. Ман и X. Симе в одной из своих работ предложили новую типологию лидерства. По их мнению, "наиболее адекватным лидером является тот, кто может руководить другими в таком направлении, чтобы они руководили сами собой». Их концепция лидерства ориентирована на такую его ценность, как повышение у подчиненных способности к саморуководству. Человек, способный к такого рода лидерству, был назван авторами «сверхлидером» [6]. Близкая позиция прослеживается и в работах Ф.М. Русинова, Л.Ф. Никулина и Л.В. Фаткина [43], А.И. Никитенко и Д. Д. Давыдовича [33].
По нашему мнению, при оценке наиболее эффективного стиля руководства командой следует учитывать следующие факторы:
какой стиль руководства ближе всего руководителю: командный лидер должен поддерживать типы поведения, ориентированные на решение задач или личные взаимоотношения, согласуя это с собственными наклонностями и компетентностью;
на какой стадии развития командных отношений находится коллектив;
какова природа команды: команды в зависимости от компетентности и наклонностей ее членов по-разному относятся к своему участию в принятии решений;
каков уровень власти руководителя: чем большей законной властью и ответственностью он наделен, тем в большей степени он может позволить себе авторитаризм, учитывая при этом компетентность членов команды;
насколько ясно поставлены задачи или понят проект: при наличии неопределенности в постановке задачи предпочтительнее демократический стиль руководства;
насколько велика степень влияния внешней среды: при жестко регламентированных сроках и методах строительства более приемлем автократичный стиль.
С другой стороны, для эффективного лидера характерно следующее:
следует высоким этическим стандартам;
умеет организовывать совещания команды;
заботиться об информированности команды;
вдохновляет членов команды;
заботится о клиентах;
увеличивает благосостояние членов команды;
поощряет обучение и самообучение членов команды;
предвидит изменения;
способен справиться с кризисом.
Сказанное выше подтверждают и результаты социологических исследований роли ведущих лидеров в бизнесе, проведенных крупнейшей в мире PR-компания Burson-Marsteller в 1997-1999 гг.

(табл. 2.3.3).
Следует также учитывать, что на разных этапах становления группы эффективные лидеры команд проявляют себя по-разному.
Для четкой постановки и решения задач команды менеджеру необ-ходимо учитывать многообразие намерений (часто противоречивых), обеспечиваемых целями команды. Следует также подумать о дилеммах, связанных с целями, например о том, что они (цели) должны образовывать ясное, обозримое обрамление круга проблем, сохраняя при этом гибкость и изменчивость, необходимые для адаптации к меняющимся обстоятельствам. В то же время они должны быть вдохновляющими (будить воображение и давать стимул) и осуществимыми (обеспечивать себе поддержку и предохранять от деморализации из-за срыва). Цели
должны предусматривать возможность развития личности и команды в процессе выполнения задач организации.
Таблица 2.3.3
Что может ожидать компания от лидеров? (в % от числа опрошенных) Параметр Результат опроса, % Формирование долгосрочной стратегии 86 Краткосрочное планирование 40 Финансовые результаты 34 Корпоративная миссия и ценности 33 Продвижение новых товаров 25 Новшества в обслуживании клиентов 16 Административные предложения 16 Разницу между целями и подцелями не всегда легко определить. Цели обычно относятся к организационной стратегии и отражают долговременное направление для команды. Подцели помогают разделить эти цели на части, которые можно точно описать, измерить и достиг-нуть. Таким образом, подцели указывают пути осуществления стратегических целей.
Установление соответствующих целей команды служит связующим звеном между целями организации и индивидуальными целями. Следует помнить, что каждый член команды имеет свои личные намерения. Поэтому члены команды, подчинившиеся се целям, могут быть согласны с ними лишь в большей или меньшей степени. Они могут открыто не соглашаться с целями команды, но подчиняться им по каким-то личным причинам, например, испытывая нужду в деньгах или используя команду для удовлетворения своих карьерных амбиций в организации. Поэтому решающим политическим моментом в постановке целей и основной областью управления работой команды является предупреждение возможности конфликта или столкновения между командными и личными целями.
Стремления к достижению командных целей и стремления к активизации творчества команды могут быть:
1. Взаимоисключающими - творческий подход будет способствовать новому восприятию существующих целей, гарантировать их актуальность и осмысленность и поддерживать в руководителе посто-янную готовность доказывать их необходимость.
2. Источником потенциального конфликта для менеджера - акцент на творческом подходе может привести к установлению недостижимых целей, и руководитель может упустить из виду необходимые повседневные реалии, методы работы и процедуры; в целях необходимо совмещать элементы рутинной работы и фантазии.
Еще один способ помочь командам в решении их задач состоит в расширении степени автономии команд. В общих чертах это означает, что организация определяет требуемый конечный результат и наличные ресурсы, и в этих рамках команды могут варьировать степень свободы при распределении задач и степени ответственности. Автономия команд открывает радикально новые возможности для всех служащих и в зна-чительной мере заново формирует роль менеджера.
С другой стороны, управление командами создает новые возможности для повышения квалификации руководящих кадров. Оно позволяет сделать карьеру интегрированного предпринимателя в мире, все еще наполненном функциональными менеджерами. Функциональный менеджер "растет" в специализированном секторе; правда, с годами он продвигается в объединенное руководство фирмы, где входит в противоречие с другими по причине своего функционального одностороннего опыта, полученного в прошлом. В работе интегрированного менеджера с самого начала каждый должен иметь дело с межфункциональными задачами, то есть быть руководителем проекта или менеджером подразделения, что со временем позволяет ему естественным образом занять положение в высшем руководстве.
Существует и промежуточная форма, когда менеджеры в течение своей карьеры последовательно работают в различных функциональных секторах. Поэтому преимущества возникают у тех, кто со временем, занимая более высокое положение, уже непосредственно досконально знает различные функции, что позволяет лучше наблюдать за выполнением этих функций (не случайно одним из предпочтительных путей формирования эффективного менеджера считается карьера типа «змея» [18]). Недостаток же состоит в том, что эти люди не имеют никакого предыдущего опыта работы с ответственностью в различных сферах деятельности. Управление командами - идеальная ситуация для обучения менеджеров, где он лучше готовится к тому, чтобы со временем занять более высокое положение в компании.
Управление командами предъявляет большие требования к высшему менеджменту, причем не меньшие, чем к руководителям команд. Преимущество управления командами проявляется в том, что команды принимают на себя многие функциональные задачи высшего руководства, оставляя им время для выполнения задач, связанных со стратегией компании, для которой они и были фактически назначены. С другой стороны, следует ожидать, что ошибки будут неизбежны. Вмешательство же в проблемы команд должно быть ограничено. Управление командами нуждается в динамическом балансе между высшим руководством, средним управлением и функциональными менеджерами. В этом и состоит главная работа высшего руководства — сохранить баланс.
Главное условие реализации управления командами состоит в наличии желания высшего руководства осуществить действительную децентрализацию. Поэтому от руководства требуется, чтобы они определили для себя новую роль табл. 2.3.4 [11].
Таблица 2.3.4 Роль высших менеджеров в прошлом и будущем
В будущем
В прошлом
1
Определяют стратегию
Администраторы Специалисты
Неизвестность, замкнутость
Инструктируют Изолированы от персонала Далеки от конкретных проблем
Склонны к авторитаризму
Руководят процессом разработки
стратегии
Предприниматели
Источники мотивации и воодушевления персонала
Открытое всеохватывающее управление
Делегируют полномочия Способность к интеграции Ближе к рынкам, людям, продуктам
Харизматичны
1
Осуществляют тщательный сверхконтроль Проводят политику "разделяй и властвуй" Считают себя доминантной фигурой
Проницательны
Способствуют созданию духа сплоченности
Являются социальной фигурой
Командный подход, следовательно, требует подхода делегирования полномочий. Без радикальной переориентации традиционного стиля управления он обречен на неудачу. Это же может произойти только тогда, когда высшее руководство имеет достаточную уверенность в себе, чтобы осуществить децентрализацию.

2.3. Стили руководства при командной работе
  1. Стили руководства
    . Руководитель наделен правом принимать решения. С одной стороны, он руководит производственным процессом, с другой стороны — людьми, осуществляющими этот процесс. Из этого фактора вытекает его повышенная моральная ответственность за состояние дел в фирме (на предприятии), профессиональный уровень и психологический климат коллектива. Способность главы фирмы или ее подразделения организовать
  2. Командная работа
    — знание и навыки построения команды, управления эффективностью и технологий командного вознаграждения.
  3. Определение потребности в командной работе.
    Для определения необходимости в командной работе можно использовать трёхуровневую модель командообразовний. Уровень А. Сплочённая рабочая группа. На уровне А - сплоченная рабочая группа, члены команды рассматривают себя членами одной рабочей группы, но их работа в основном не зависит от работы друг друга. Для такой группы характерно: наличие разделяемой цели; каждый чувствует себя принятым
  4. Тема 10. Методика руководства самостоятельной работой студентов.
    Развитие культуры учения как основа самостоятельной работы студента в вузе. Виды самостоятельной работы: чтение оригинальных философских текстов, подготовка к семинарским занятиям, написание рефератов, выступления с докладами на студенческих научных конференциях и т. п. Значение философского текста в преподавании философии; инициирование работы студента с оригинальными философскими текстами.
  5. 2.4.1. Командный режим работы с пакетом. Основные правила написания команд на языке пакета
    Команды, имена переменных, ключевые слова могут вводиться большими или маленькими буквами. Список последовательно расположенных в активном файле пере-менных можно задавать в тексте команды, пользуясь сокращением. Ключевые слова могут усекаться до первых трех символов. В метках переменных и значений учитывается регистр буквы. Команды могут начинаться с любой позиции и должны кончаться символом
  6. Список работ, защищенных под руководством В.В. Бабайцевой.
    Список работ, защищенных под руководством В.В.
  7. Карякин A.M. Командная работа: основы теории и практики / Иван. гос. энерг. ун-т. - Иваново,2003. - 136 с. 2003
    Анализируются основные направления развития теории и практики рабочих команд в России и за рубежом. Проведена классификация команд. Рассмотрены конкретные подходы и рекомендации по формированию
  8. 408. Какими правилами руководствуется арбитражный суд при решении вопроса о недействительности договора уступки требования?
    При решении вопроса о недействительности договора уступки требования арбитражный суд руководствуется общими правилами ГК о недействительности сделок с некоторыми следующими особенностями: а) Президиум ВАС РФ неоднократно подчеркивал, что всякий фигурирующий в деле договор цессии должен оцениваться судом с точки зрения его действительности, в частности – законности, всегда, в том числе и тогда,
  9. 306. Несет ли заказчик строительства ответственность за нарушения норм экологического законодательства и законодательства о безопасности строительных работ, допущенные подрядчиком при осуществлении работ?
    В соответствии со ст. 751 ГК подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Судебная практика придерживается мнения о том, что эта норма означает, в том числе, и то, что субъектом административной ответственности за нарушение экологического законодательства и
  10. 327. Каковы особенности оплаты выполненных исполнителем НИОКР при невозможности достижения результата научно-исследовательских работ либо невозможности продолжения опытно-конструкторских работ?
    Особенностью регулирования обязательств, возникающих в связи с исполнением договора на выполнение НИОКР, являются следующие положения закона: риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ несет заказчик (п. 3 ст. 769 ГК). Из этой нормы вытекают и ряд других принципиальных положений гл. 38 ГК. В
  11. Промышленная безопасность и охрана труда при строительно-монтажных и ремонтных работах Опасные факторы в зоне производства строительно-монтажных работ
    Посторонние лица, не имеющие прямого отношения к производству работ, на территорию строящегося объекта не допускаются. Однако каждый работник железнодорожного транспорта по производственной необходимости может оказаться на территории, где производятся строительно-монтажные или восстановительные работы. Поэтому необходимо знать источники опасности в зоне выполнения строительно-монтажных работ,
  12. 14.2 Командное строительство
    Эффективная деятельность организации предполагает кооперацию как внутри, так и между командами. Координация взаимодействий составляющих организацию групп является одной из основных обязанностей руководства компании. Такого рода деятельность в отношении, как отдельных команд, так и их объединений получила название командного строительства, в рамках которого члены групп периодически анализируют
  13. ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
    - по трудовому праву проверка соответствия рабочего или служащего поручаемой ему работе: может быть предусмотрена соглашением сторон при заключении трудового договора (контракта). Условие об испытании должно быть оговорено в приказе или распоряжении о приеме на работу (в противном случае считается, что работник принят без
  14. ЗАМЕТКИ О СОВЕЩАНИИ У НАЧАЛЬНИКАОТДЕЛА РУКОВОДСТВА ВОЕННО-МОРСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ ОТНОСИТЕЛЬНО ДЕЙСТВИЙ ГЕРМАНСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АГРЕССИИ ПРОТИВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. 30 ЯНВАРЯ 1941 г.
    Запись в журнале текущих боевых действий отдела руководства военно- морскими операциями, часть А, от 30.1.1941. [ 1 II. План использования военно-морского флота при ведении войны против России Решение поставленной задачи, несмотря на превосходство русских, возможно, но придется пойти на временное приостановление движения своих судов (транспортировки руды) по Балтийскому морю. а) Оборона побережья
  15. 1.1.4. Командные радиосистемы
    Командные радиосистемы [25] используются для управления передающими устройствами в системах передачи видео - аудио информации (для включения и выключения передатчика, для изменения мощности передатчика и т.д.), для управления различными электромеханическими устройствами и т.п. Наиболее важными характеристиками командных радиосистем являются: достоверность приема команд; помехозащищенность
  16. 3.1. Организационные мероприятия при проведении работ.
    Ответственность за обеспечение мер пожарной безопасности при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ возлагается на руководителей работ (мастера, бригадира, прораба, начальника участка, главного инженера), прошедших обучение по программе пожарно-технического минимума в специализированной организации и имеющих удостоверение установленного образца. Перед началом работ ее руководитель
  17. Командные инстанции сухопутных сил
    Группы армий и армии. Самым крупным боевым фор-мированием германских сухопутных сил была группа армий, в которую входили обычно две или несколько армий. Группой армий командовал фельдмаршал, реже — генерал-полковник. Армией командовал фельдмаршал, либо генерал-полковник, либо генерал рода войск. В начале войны группа армий обычно формировалась специально для использования в определенной кампании
  18. 4. ПРИ РАБОТЕ В КАДРЕ
    необходимо владеть определенными актерскими навыками: лицо, мимика, жесты, голос — все должно работать на основную идею сюжета или программы. Внешность должна быть нейтральной — и красавица, и чудовище одинаково не подходят для роли телеведущих, — но узнаваемой, запоминающейся. Хотя не все тележурналисты— «люди эфира». Можно успешно работать на телевидении и никогда не появляться в

Другие статьи

Три стиля руководства

5.3. Стиль и методы руководства малым предприятием

Как показывает опыт и научные исследования, модель поведения организации, морально-психологический климат в ней во многом зависят от руководителя, его опыта, способностей, деловых и личных качеств, стиля и методов руководства. Для предпринимательской организации необходимо, чтобы руководитель в своем лице соединял функции формального и неформального лидера. Для подчиненных он должен быть дипломатом, умеющим успешно вести переговоры с представителями других организаций; опытным менеджером, способным правильно определить стратегию развития организации, цели и тактику реализации принятых решений; искусным координатором распределения задач среди исполнителей и справедливым контролером их выполнения; опытным коммерсантом и финансистом, знающим тонкости бухгалтерского учета, сбыта и реализации продукции (или услуг); генератором идей; объективным судьей и экспертом; наставником и воспитателем, у которого можно получить совет и помощь; психологом, владеющим искусством общения, убеждения, диалога и, наконец, человеком, который готов принять на себя всю ответственность в случае предпринимательской деятельности.

Руководитель малого предприятия должен уметь самостоятельно решать целый ряд производственных проблем: определение стратегических целей и задач управления, разработка детальных планов для достижения этих целей, декомпозиция задач на конкретные операции, координация деятельности предприятия с другими компаниями и фирмами, постоянное совершенствование организационной структуры, оптимизация процедуры принятия управленческих решений, поиск наиболее эффективных стиля и методов управления, совершенствование мотивации действий сотрудников и др.

Чтобы быть одновременно формальным и неформальным лидером, руководитель обязан иметь авторитет у подчиненных. Чем выше авторитет, тем эффективнее осуществляется взаимодействие между руководителем и коллективом. Значение авторитетного воздействия руководителя на подчиненных не вызывает сомнений. Действия авторитетного руководителя воспринимаются другими как выражение необходимых норм взаимоотношений в коллективе, коренных интересов его членов. Авторитет основывается на знаниях, опыте, мировоззрении, моральных качествах личности. Руководитель малого предприятия может завоевать у своих сотрудников доверие только в том случае, если он пользуется уважением всех членов коллектива, не боится расширять их полномочия, справедливо оценивает их успехи, умеет правильно реагировать на критику.

Критериями авторитета являются компетентность, стиль руководства, выполнение функций и личные качества23. Для завоевания авторитета необходима позитивная реакция всех или большинства членов коллектива: на компетентность - доверие, на стиль руководства - одобрение, на выполнение функций - согласие, на личные качества — уважение. Авторитет руководителя в коллективе тем выше, чем больше соответствует его поведение ожиданиям подчиненных. Если руководитель обладает высоким авторитетом, он редко использует в своей работе метод принуждения — ему достаточно просьбы. Это служит залогом сплоченности коллектива и достижения им наивысшей эффективности. Если же у руководителя низкий авторитет, то он вынужден пользоваться единственным доступным ему методом воздействия — принуждением, что для менеджмента малого предприятия часто противопоказано.

Некоторые предприниматели считают, что для управления малым бизнесом вполне достаточно их жизненного опыта и что изучать специально теорию управления — лишняя трата времени. Они не подозревают, что наука управления — одна из сложнейших отраслей знания. Ведь наряду с процессами, которые поддаются количественным изменениям и которые можно определить на основе общих знаний (затраты ресурсов в натуральном стоимостном выражении, расход энергии и т. д.), есть и такие, что не поддаются объективной количественной оценке: эффективность методов воздействия на коллектив, воздействие моральных стимулов и системы мотивации на результаты труда, значение административного предвидения и прогнозирования, психологический климат и т. п. которые требуют специальных знаний. Например, одна из проблем, которую обязательно приходится решать руководителю малого бизнеса — выбор стиля руководства.

Стиль руководства. Существуют три классических стиля руководства — авторитарный, демократический и либеральный. Кроме того, имеется несколько концепций стиля руководства: Блей- ка—Моутона, Фидлера, Митчема-Хауса, Херси-Бланшара, Вру- ма—Йеттона. Для малого предприятия лучше всего подходит концепция Врума—Йеттона, которая в большей мере, чем другие, учитывает особенности предпринимательской организации. Согласно модели Врума—Йеттона существует пять стилей руководства в зависимости от того, в какой степени руководитель разрешает подчиненным участвовать в принятии решений: 1)

автократический — руководитель сам решает проблему или принимает решение, используя имеющуюся у него на данный момент информацию; 2)

автократически-информационный — руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем сам принимает решение. Роль подчиненных в принятии решений состоит в предоставлении информации, а не в поиске или оценке альтернативных решений; 3)

консультативный — руководитель излагает проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушивает их идеи и предложения, но не собирает их в одну группу. Затем принимает решение, которое отражает или не отражает мнение подчиненных; 4)

консультативно-групповой — руководитель излагает проблему группе подчиненных и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем он принимает решение, которое отражает или не отражает мнение подчиненных; 5)

полное участие — руководитель излагает проблему группе подчиненных, вместе с ними оценивает альтернативы и пытается достичь согласованного решения по окончательному варианту. Руководитель выступает в роли председателя. Он не пытается повлиять на группу i чтобы она приняла его решение.

Поскольку применение каждого из стилей зависит от ситуации и решаемых проблем, Врум и Йетгон предложили модель «дерева решений» (рис. 5.1) и разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные — руководители»: •

значение качества принятия решения; •

наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия рационального решения; •

степень структурированности проблемы; •

значение согласия подчиненных с целями организации и их причастность к эффективному выполнению решения; •

определенная на основании прошлого опыта вероятность, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных; •

степень мотивации подчиненных к достижению целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы; •

степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы. Вопросы и ответы при оценке руководителем конкретной ситуации 1 2 3 4 5 6 7 Имеются ли Имеется ли Структуриро Является ли Если нужно Согласны ли Не чревато требования, достаточная вана ли согласие с принимать подчиненные ли выбран предъявляе информация, проблема? выбранным решение с целями ное решение мые к каче чтобы при решением самостоя организации, конфликтом ству решения нять качест существен тельно, есть достижению между под и позволяю венное ным для его ли уверен которых они чиненными? щие опреде решение? эффективно ность в том, должны лить степень го выполне что оно будет способство предпочти ния? поддержано вать, решив тельности подчиненны эту пробле одного реше ми? му? ния перед другим? / / / ч. N'. Рис. 5.1. Модель выбора стиля принятия решения руководителем (по Вруму-Йеттону)

Каждый критерий превращается в вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации. Вопросы приведены в верхней части рис. 5.1. Первые три вопроса относятся к качеству решения, а последние четыре — к факторам, ограничивающим согласие подчиненных. Чтобы определить, какой из пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель, начиная с левой стороны «дерева решений», отвечает на каждый вопрос. Таким образом, он находит критерий проблемы и, в конечном счете, принимает нужное решение. Если проанализировать все перечисленные выше стили, нетрудно заметить, что они отличаются друг от друга в основном степенью автократичности или демократичности в поведении руководителя. Судить вообще о преимуществах того и другого стиля руководства трудно и, наверное, неправильно. Например, в экстремальной ситуации даже демократический руководитель будет действовать жестко. В то же время спокойное течение событий может пробудить жесткого автократа к более «мягким» формам управления. Более того, практика показывает, что и при автократическом стиле управления, и при демократическом производительность труда может быть примерно одинаковой.

Таким образом, выбор того или иного стиля зависит: 1) от конкретной жизненной ситуации; 2) от того, какая ставится цель; 3) от деловых и личных качеств руководителя.

Для малого предприятия определяющим критерием является удовлетворенность работника своим трудом. Исследования К. Левина показали, что по этому критерию предпочтительней других стиль, ориентированный на демократичность. Интегрированным показателям при выборе стиля руководства играет то, насколько он способствует сохранению в коллективе нормального морально-психологического климата. При этом для малого предприятия наибольшую ценность играют следующие признаки: 1)

доверие и высокая требовательность членов организации друг к другу; 2)

доброжелательная и деловая критика; 3)

свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; 4)

отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для организации решения; 5)

достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; 6)

удовлетворенность сотрудников их принадлежностью к организации; 7)

высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, разрушения планов, всего того, что вызывает внутриличностный конфликт); 8)

принятие на себя ответственности за состояние дел в организации каждым ее членом.

Все эти признаки способствуют созданию в организации атмосферы, когда человек идет на работу, как на праздник. Однако на практике руководителю малого предприятия не всегда удается создать такую атмосферу в коллективе. Порой возникают разные ситуации, в том числе и конфликтные.

Конфликты. Известны четыре основных вида конфликтов — внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой. Внутриличностный конфликт имеет различные формы. Одна из них — ролевой конфликт, который возникает, когда человеку, например, даются противоречивые задания и от него требуются взаимоисключающие результаты. Другая форма внутриличностного конфликта — это противоречие между производственными требованиями и личностными потребностями и ценностями. Межличностный конфликт — самый распространенный. Он возникает, как правило, между людьми, имеющими различные черты характера, темперамент, взгляды на жизнь, цели и т. п.

Конфликт между личностью и группой возникает в основном, когда личность занимает позицию, которая находится в противоречии с позицией группы, когда член группы не соблюдает групповые нормы поведения или когда руководитель вынужден прибегать к дисциплинарным мерам, непопулярным у подчиненных. Причиной межгруппового конфликта чаще всего бывают различные подходы к проблемам, преданность группе и борьба за ресурсы. Например, отдел маркетинга, ориентированный на покупателя, требует улучшения качества продукции путем увеличения инвестиций, а производственный отдел, стремясь сохранить необходимое соотношение затрат и эффективности, выступает за уменьшение дополнительных капиталовложений. Между ними, естественно, рождается конфликт.

Поскольку конфликты бывают разные, то и причины у них разные. Основные из них можно свести к следующим: •

различия в системах ценностей; •

угроза статусу; • недостаток доверия; •

Распределение ресурсов. Здесь противоречия возникают потому, что, с одной стороны, ресурсы всегда ограниченны, с другой — психология человека такова, что он хочет получать больше, а не меньше. Столкновение возможностей и желаний ведет к конфликту.

Организационные изменения. Члены группы смотрят по разному на необходимость изменений в организации, на формы этих изменений, время их проведения и т.д. В результате появляются противоречия в отношениях личности и группы, группы и организации, которые могут стать источником конфликтов.

Как уже отмечалось, индивидуальные различия людей лежат в основе поведения человека в организации. Личностные расхождения могут стать причиной конфликта, но они же являются одним из условий результативности работы группы и организации.

Различные системы ценностей. Известно, что каждый человек оценивает ту или иную ситуацию, исходя из своих представлений и нравственных установок. На этом основывается его позиция и поведение. А поскольку сколько людей, столько и мнений, неизбежны противоречия и столкновения.

Угроза статусу. Известно, что одной из причин объединения людей в группы является получение определенного статуса. Социальный статус личности в группе имеет для людей огромное значение. Угроза этому статусу со стороны других лиц вызывает у индивида стремление к сохранению своего лица и велика вероятность возникновения конфликта.

Дефицит доверия. Отношения в группе строятся, в том числе и на доверии друг к другу. Доверие помогает людям строить свои отношения, полагаясь на мнение и поступки других членов группы. Когда такое доверие пропадает, возникает возможность конфликта.

Проблемы коммуникации. Как у нас отмечалось, коммуникации играют важную роль в жизни группы или организации в целом. Если информация понимается неадекватно различными группами или членами одной группы, если она несет в себе взаимоисключающие требования, если в ней неточно определены работа, должностные обязанности и функции, то конфликт неизбежен.

Методы разрешения конфликтов. Специалисты по конфликтологии выделяют две категории методов разрешения конфликтов - структурные и межличностные. К структурным методам относятся: •

освоение общих целей (например, создание единых целевых программ для различных групп позволяет предотвратить межгрупповые конфликты); •

разъяснение требований. Этот метод направлен на то, чтобы предоставить каждому работнику исчерпывающую информацию о его правах, обязанностях и ответственности за групповое поведение; •

координация и интеграция. В основе этого метода лежит, во- первых, создание упорядоченной цепи команд, чтобы исключить возможность искажения управленческой информации по различным коммуникационным каналам («сверху вниз» и «снизу вверх»); во-вторых, использование таких средств координации и интеграции, как управленческая иерархия, связующие межфункциональные службы, совещания между подразделениями и т. д.; •

система награждений. Оказывая влияние на поведение людей с помощью вознаграждения, можно избежать таких дисфункциональных последствий конфликта, как неудовлетворенность работой, рост текучести кадров, ухудшение социально-психологического климата в коллективе; •

разделение конфликтующих сторон, сокращение или полное прекращение их контрактов (например, перевод работника из одного подразделения в другое или расформирование группы).

Основными межличностными методами разрешения конфликтов являются такие методы, как: •

приспособление (изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий); •

компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки); •

уклонение от конфликта (стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее); •

соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции); •

сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющего интересам всех сторон).

Известные конфликтологи Кеннет У. Томас и Ральф X. Клименн рекомендуют применять тот или иной метод в следующих ситуациях1. •

приспособление лучше всего подходит, когда существует необходимость сохранения хороших взаимоотношений с партнером либо когда предмет разногласий более важен для одной из сторон конфликта;

компромисс целесообразен в случаях, когда стороны имеют одинаково убедительные аргументы; когда надо принять срочное

1 Цит. по: Глумаков В. Н. Организационное поведение. М. Финстатинформ, 2002. С. 143.

решение, а времени нет; когда лучше получить, в конце концов, часть, чем потерять все и т. д.; •

уклонение от конфликта предпочтительнее, когда его причина несущественна или напряженность в отношениях достигла высокого накала и ощущается необходимость ее снять; •

соперничество желательно использовать при решении серьезных проблем, связанных с эффективностью работы группы или организации (при уверенности каждой стороны в своей правоте), либо когда нет иного выбора; •

сотрудничество бывает особенно эффективно в тех случаях, если надо найти общее решение и при этом каждый из подходов важен, либо когда необходима интеграция точек зрения партнеров.

Выбор той или иной стратегии разрешения конфликта зависит от стиля руководителя, его позиции. Степень вмешательства организация в конфликт, разумеется, определяется только после конкретного анализа причин, породивших конфликт. Тем не менее, установка руководителя на невмешательство воспринимается коллективом негативно. Подчиненные расценивают такую позицию либо как слабость, либо как равнодушие. Поэтому руководитель должен последовательно и решительно бороться с возникновением конфликтных ситуаций, предупреждать их, а если они случились, брать на себя ответственность за их разрешение, вносить в этот процесс элемент управляемости. И здесь важную роль играют тактичность, знание сильных и слабых сторон каждого члена организации, особенностей их характера, темперамента и других личных и деловых качеств.

Методы управления. Как уже отмечалось, стиль руководителя оказывает прямое влияние на методы, которые он использует в своей практической работе. Эти методы вытекают из его функций. Основными функциями руководителя являются административно-распорядительная и социально-воспитательная. Первая из них проявляется в умении руководителем эффективно организовать производство и создать необходимые условия работы для членов коллектива. Вторая функция основывается на отношении руководителя к делу, которое показывает пример коллективу, создает в нем благоприятный морально-психологический климат. Для реализации обеих функций существуют определенные группы методов. Их принято подразделять на: 1)

Экономические методы представляют собой взаимосвязанный комплекс экономических рычагов воздействия на работников.

В их основе лежат принципы создания условий, при которых хорошо работать выгодно. Одним из распространенных экономических методов является экономическое стимулирование. При использовании этого метода важна система оплаты труда. Она должна быть построена, во-первых, так, чтобы каждый член коллектива внимательно относился к запросам клиента. Если работник будет понимать, что его благополучие зависит от того, как ценят его труд (услуги) потребители, он обязательно будет хорошо работать. Во- вторых, в основе политики оплаты труда в предпринимательской организации должен лежать принцип более высокой оплаты персонала, чем у конкурентов, чтобы не было текучести кадров. Согласно мотивационной теории равенства в основе трудового поведения человека лежит стремление к справедливой оценке со стороны организации его усилий (по сравнению с оценкой усилий других сотрудников). Иными словами, люди озабочены, прежде всего, тем, объективно ли оценивается их труд, и на основе этого делают вывод о равенстве или неравенстве, соответственно корректируя или оставляя неизменным свое поведение.

Организационно-распорядительные (административные) методы представляют собой действия, продиктованные распоряжением или приказом. К ним относятся различные способы однозначного воздействия (например, объявление выговора тому или иному сотруднику или повышение его в должности). К этой группе методов можно отнести контроль как форму организационного воздействия. Как уже отмечалось, организация системы контроля на малом предприятии имеет свою особенность. Эта особенность заключается, прежде всего, в выборе типа контроля. Известно, что существуют два вида контроля: детальный, когда руководитель буквально следит за поведением работника в течение всего рабочего дня, и факторный, когда руководитель проверяет труд работника на основе определенных факторов, например по готовности выполнения либо по результатам за день, неделю и т. д. Для предпринимательской организации, естественно, приемлем последний тип контроля — факторный, который основан на доверии, делегировании полномочий работнику, принципе самоуправления организации.

Социально-психологические методы заключаются в создании таких отношений в коллективе, при которых выбор желательного руководителю поведения осуществляется добровольным подчинением в соответствии с ценностями и нормами коллектива. Среди таких методов для предпринимательской организации особое место занимают метод делегирования полномочий и метод мозговой атаки. Как уже отмечалось, суть метода делегирования полномочий состоит в передаче руководителям части возложенных на него обязанностей, прав и ответственности своим сотрудникам. Такой метод является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности. Однако все эти качества проявляются в определенных условиях. Следовательно, правомочен вопрос: когда можно говорить об эффективности применения такого метода. Эффективным метод делегирования полномочий может быть, если: •

подчиненные действительно знают и понимают, какие новые обязанности переданы им. Утвердительный ответ сотрудника на вопрос: «Все ли вам понятно?», — не всегда бывает правдивым. Сотрудник может заблуждаться, а может бояться признаться, что не все понял; •

сотрудник подготовлен к выполнению новых функций заблаговременно, есть уверенность в его способности выполнить задание, и обеспечено действие механизма стимулирования и мотивации; •

подчиненный не будет получать указаний от другого начальника через голову своего непосредственного руководителя; •

исполнитель знает свои права и обязанности без какой-либо неопределенности. Без выполнения этого условия исполнитель будет напоминать, по словам Норберта Винера, «евнуха в гареме идей, с которым обвенчан их султан»; •

исполнитель свободен в своих действия. Чем менее заметно участие руководителя в выборе путей реализации поставленных задач, тем лучше; •

исполнитель уверен в своем праве идти на продуманный риск и в праве совершения ошибок. Это важно и как способ борьбы с рутиной и косностью в деятельности аппарата управления; •

будут установлены конкретные цели и сроки выполнения задания; •

подчиненный будет правильно понимать необходимость контроля хода выполнения и давать объективную информацию об отклонении от плановых показателей; •

исполнитель понимает, что он не только имеет право принимать оперативные решения, но и обязан принимать их. Он должен знать, что не только может, но и обязан действовать, если этого требует ситуация, что ему придется отчитываться не только за свои решения, но и за бездействие. Особенно это положение важно при возникновении экстремальных ситуаций, в условиях кризиса, когда человеческий фактор приобретает особое значение. Метод мозговой атаки основан на гипотезе, позволяющей утверждать, что среди множества идей, высказанных экспертами, можно найти несколько рациональных. Период свободного, творческого генерирования идей, предложений и гипотез, относящихся к развитию какой-либо проблемы, четко отделен от этапа критической оценки полученной информации, а сама оценка должна высказываться в форме, стимулирующей дальнейшее творческое обсуждение рассматриваемых вопросов. Метод мозговой атаки целесообразно использовать в случаях, кода традиционные способы решения проблемы не дают эффективного результата. Он способствует развитию чувства нового, гибкости и динамичности мышления, способности абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, формирует навыки работы в коллективе и умение сосредоточиться на какой-либо узкой проблеме. Характерно, что участники обсуждения не обязательно должны быть специалистами по рассматриваемому вопросу. Однако желательно, чтобы они были людьми, понимающими суть проблемы, наделенными богатым воображением и не заинтересованными в заранее определенном варианте ее решения.

Перечисленные выше три группы методов управления (экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические) имеют свои формы воздействия на людей — принуждение, убеждение и просьбу. Все они имеют равное право на существование в деятельности руководителя организации. Наука и искусство менеджмента заключаются в том, чтобы знать, когда и какая из этих форм предпочтительнее, и в том, чтобы уметь эффективно пользоваться каждой.