Руководства, Инструкции, Бланки

Маршрутный Лист Экскурсии Образец Рб img-1

Маршрутный Лист Экскурсии Образец Рб

Рейтинг: 4.7/5.0 (1853 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Учебно-методическое пособие на тему: Модель маршрутной экскурсии - quot; Давайте познакомимся! quot

Учебно-методическое пособие на тему:
Модель маршрутной экскурсии "Давайте познакомимся!"
Предварительный просмотр:

Комплекс образовательных программ для дошкольников «АБВГДейка»

I ступень комплекса образовательных программ для дошкольников «АБВГДейка».

  • «Думаем, читаем, считаем - речь развиваем» (развитие речи с элементами обучения грамоте и счету) - Киселева Елена Викторовна;
  • Срок реализации: 2 года. Основная цель программы – развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами родного языка, его богатств и возможностей в выражении мыслей, чувств, побуждений.
  • «Азбука изобразительного творчества» (изобразительная деятельность) - Ершова Дарья Евгеньевна ;
  • Срок реализации: 4года. Данная программа ориентирована на создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, приобщения к ценностям мировой художественной культуры. Новизна и педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она объединяет в себе обучение детей рисованию, лепке и аппликации.
  • «Гори, гори ясно» (музыкальный фольклор) – Бойко Николай Иванович;
  • Срок реализации: 2 года. Программа составлена с учетом последовательного и постепенного развития голоса и музыкальных способностей, возрастных особенностей. Данная программа ориентирована на воспитание обучающихся в духе народной культуры на основе музыкального фольклора.
  • овладение детьми первоначальных навыков вокального исполнения народных песен в сочетании с движением, в котором задействованы не только слух, интонация, память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Основная цель – воспитание обучающихся в духе народной культуры на основе музыкального фольклора.
  • «Движение, музыка, здоровье» (ритмопластика) – Комлева Татьяна Сергеевна

Программа рассчитана на 2 года обучения. Образовательная программа ориентирована на содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами ритмопластики. Освоение программы создаёт необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, что способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

  • «В мире слов и чисел» (обучение грамоте) – Кузина Татьяна Михайловна

Срок реализации программы:1год. В основе данной программы заложен принцип развивающего обучения. Образовательная программа создаёт условия для развития мыслительной деятельности, памяти и внимания ребёнка, а так же развитие математических способностей детей. Знания, умения и навыки, заложенные в программе, являются фундаментом для успешного освоения школьной программы по математике.

  • «Играем, думаем, развиваемся» (развивающие игры и история Санкт –

Петербурга) – Гиевская Галина Алексеевна;

Срок реализации: 1 год. Содержание данной программы учитывает региональный компонент - изучение истории Санкт-Петербурга. В игровой форме дошкольники знакомятся с достопримечательностями родного города, приобщаются к его культуре. Программа ориентирована на развитие полноценной творческой личности при расширении пространства образования, прежде всего, за счёт включения в него природной и культурной среды.

  • «Звуки речи через игру, обучение, развитие и развлечение» (развитие речи) – Журавлева Ольга Михайловна;

Срок реализации: 1 год. Программа предполагает целенаправленное развитие устной речи дошкольников в единстве с развитием их мышления. Данная программа включает в себя элементы логопедических занятий, направленных на развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Образовательная программа предполагает практическое ознакомление детей с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимией.

  • «Калейдоскоп изобразительного творчества» (изобразительная деятельность)- Ершова Дарья Евгеньевна;
  • Срок реализации: 1год. Данная программа ориентирована на создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, приобщения к ценностям мировой художественной культуры.
  • «Музыкальная азбука» (хоровое пение) – Бойко Николай Иванович;

Срок реализации: 1 год. Сформировать интерес ребенка к музыке через приобщение к песенному творчеству и музыкальному искусству. Программа нацелена на личностное творческое развитие и раскрепощение ребенка. Воплощение этой цели происходит через пение, игру и движение.

  • «Ладушки» (мелкая моторика) - Насида Анастасия Сергеевна; Программа рассчитана на 1 год обучения и включает в себя развитие мелкой моторики. Образовательная программа создаёт условия для развития мыслительной деятельности, памяти и внимания ребёнка, а также развивает речевые умения, артикуляционный аппарат, словесно-логическое мышление и эмоционально-волевую сферу через выполнение практических заданий по различным техникам, которые связаны с развитием мелкой моторики рук. _____________________________________________________________________
  • «Движение, пластика, здоровье» (ритмопластика) – Комлева Татьяна Сергеевна;

Срок реализации: 1 год. Освоение данной программы создаёт необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, что способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. Образовательная программа ориентирована на всестороннее развитие личности дошкольника средствами ритмопластики и оздоровительной физкультуры.

Маршрутный лист учащегося к уроку "Обобщение изученного по теме "Причастие в 7-ом классе".

Маршрутный лист "Культура Древнего Рима" разработан для самостоятельного посещения зала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Задания, предложенные в нем используются для самостоятельной работы учащихся или при.

Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."

Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно использование для диффере.

Спортивный праздник проводится по круговой системе, по станциям: 1. «Задом –наперед» метание валенка через себя назад, на дальность, стоя спиной вперед 2. «Кукушкино».

Маршрутный лист

Маршрутный лист 5 «Б» класс1 станция «Спортивные игры» Кабинет №3.

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.

Презентация.Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.

Модель маршрутной экскурсии "Давайте познакомимся!"

Модель маршрутной экскурсии "Давайте познакомимся!". Для педагогов ДО УДОД.

Другие статьи

Маршрутный лист

/ Маршрутный лист

Строго выполняйте «Инструкцию по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации».

Берегите и охраняйте природу, соблюдайте правила охоты и рыбной ловли

Не рубите деревья и их ветки при установке биваков. Для костров используйте только сухой валежник. Покидая бивак, сожгите мусор, закопайте консервные банки и отбросы.

Разведение костров допускается на площадках окаймленных минерализованной, то есть очищенной до минерального слоя почвы, полосой шириной не мене 0,5 м. По окончании пользования костром его необходимо тщательно засыпать землей или залить водой до полного прекращения огня.

В период после схода снежного покрова в лесу и до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова воспрещается:

а) разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;

б) бросать в лесу горящие спички, окурки, вытряхивать из курительных трубок горящую золу;

в) употреблять при охоте в лесу пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;

г) оставлять в лесу промасленный либо пропитанный бензином, керосином или иными горящими веществами обтирочный материал в непредусмотренных местах,

д) заправлять горючим в лесу топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неправильной системой питания двигателя горючим.

Управление образования Администрации г.Чебоксары

Центр детско-юношеского туризма

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № _____

на поход (путешествие) ниже 1 категории сложности

выдан группе туристов ____________________________________

(полное наименование организации: школа, класс, район)

в составе _____ человек, совершающей с «____»_______________

по «____»_________________200__г. ________________________

туристское путешествие в районе ___________________________

по маршруту _____________________________________________

Руководитель группы ______________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Заместитель руководителя _________________________________

( фамилия, имя, отчество)

Подпись ответственного лица организации,

проводящей поход (путешествие)___________/______________/

М. П. «____»___________________ 200__г.

Предъявляется по требованию работников ПСС, лесного, охотничьего, рыбного надзора.

На основании маршрутных листов производится учет работы клубов, зачет нормативов на значки «Турист России», «Юный турист России», присвоение юношеских разрядов по туризму.

Список группы

Постановление Министерства образования республики беларусь 17 июля 2007 г

Постановление Министерства образования республики беларусь 17 июля 2007 г. N 35а об утверждении инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 2 августа 2007 г. N 8/16904


ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

17 июля 2007 г. N 35а


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИСТСКИХ

ПОХОДАХ И ЭКСКУРСИЯХ


В соответствии с Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. N 1554, Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях.

спорта и туризма здравоохранения

Республики Беларусь Республики Беларусь

Министра труда и

^ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

В ТУРИСТСКИХ ПОХОДАХ И ЭКСКУРСИЯХ


1. Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях (далее - Инструкция) разработана на основании Закона Республики Беларусь от 25 ноября 1999 года "О туризме" в редакции Закона Республики Беларусь от 9 января 2007 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г. N 95, 2/101; 2007 г. N 15, 2/1303), Правилами проведения туристских походов, утвержденными постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 15 августа 2006 г. N 26 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г. N 170, 8/15151), Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. N 132 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г. N 68, 8/15912), а также подпунктом 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. N 1554 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г. N 103, 5/9279), и регулирует порядок и особенности организации туристских походов и экскурсий учреждениями образования.

2. Для целей настоящей Инструкции используются термины и определения в значениях, определяемых Законом Республики Беларусь "О туризме".

3. Действие настоящей Инструкции распространяется на юридических и физических лиц, являющихся участниками туристской деятельности, а также осуществляющих туристскую деятельность.

4. Организация туристских походов и экскурсий в учреждениях образования осуществляется в целях:

обеспечения и совершенствования системы учебной и социально-воспитательной работы учреждений образования;

изучения природных, социально-культурных объектов, историко-культурных ценностей;

удовлетворения духовных потребностей, вовлечения обучающихся в акции гражданско-патриотической, историко-краеведческой направленности;

воспитания экологической культуры;

формирования традиций учебного заведения;

укрепления здоровья, формирования опыта безопасной жизнедеятельности обучающихся, направленного на предупреждение и искоренение вредных привычек и зависимостей.

5. Основной задачей учреждений образования при организации и проведении туристских походов и экскурсий является развитие системы воспитания и формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, а также творческой личности обучающегося.

6. Деятельность учреждений образования по организации и проведению туристских походов и экскурсий не является предпринимательской и направлена на реализацию государственных программ в области образования и воспитания детей и молодежи.

7. Приобретение и использование учреждениями образования туров, экскурсий и иного комплекса услуг субъектов туристской деятельности осуществляются на договорной основе в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

8. Организация и проведение туристских походов осуществляются в соответствии с Правилами проведения туристских походов.

9. Решение об организации участия обучающихся учреждения образования в туристском походе, экскурсии принимается руководителем учреждения образования самостоятельно или по предложению заинтересованных лиц (организаций).

10. Решение об организации участия обучающихся учреждения образования в туристском походе, экскурсии оформляется приказом руководителя учреждения образования, в котором должны быть отражены следующие положения:

10.1. сроки проведения туристского похода, экскурсии с указанием маршрута и списка участников;

10.2. назначение руководителя туристского похода, экскурсии и его заместителя.

11. Руководитель учреждения образования, организующего участие обучающихся в туристском походе, экскурсии, его заместители обязаны:

11.1. провести с руководителем и заместителем руководителя туристского похода, экскурсии целевой инструктаж о соблюдении мер безопасности обучающимися учреждений образования в туристских походах, экскурсиях с последующим оформлением в журнале регистрации инструктажа;

11.2. выдать руководителю туристского похода, экскурсии маршрутный лист по форме согласно приложению к настоящей Инструкции;

11.3. осуществлять контроль за подготовкой и организацией участия обучающихся в туристском походе, экскурсии.

12. Руководителем туристского похода, экскурсии назначается педагогический работник учреждения образования, организующего туристский поход, экскурсию, имеющий опыт участия в туристских походах и опыт участия в экскурсиях соответственно.

13. Заместитель руководителя туристского похода, экскурсии назначается из числа педагогических работников или родителей, участвующих в туристском походе. Помощником руководителя туристского похода, экскурсии может быть обучающийся старших классов, имеющий опыт участия в туристских походах, экскурсиях и пользующийся авторитетом у участников туристского похода, экскурсии.

14. Максимальное количество обучающихся в группе определяется руководителем учреждения образования и руководителем туристского похода исходя из обеспечения безопасности их жизни и здоровья.

15. Количество обучающихся в группе для участия в экскурсии определяется руководителем учреждения образования, организующего экскурсию, руководителем экскурсии, субъектами туристской деятельности.

16. Руководитель туристского похода, экскурсии несет ответственность за жизнь, здоровье обучающихся при подготовке и проведении туристского похода, экскурсии.

17. Руководитель туристского похода, экскурсии до начала туристского похода, экскурсии обязан:

17.1. обеспечить формирование группы обучающихся с учетом интересов, интеллектуальных, физических, психологических, возрастных и половых особенностей обучающихся;

17.2. допускать к участию в туристских походах, экскурсиях обучающихся с письменного разрешения их родителей (законных представителей);

17.3. провести обучающее занятие (беседу) для обучающихся, участвующих в туристском походе, экскурсии по вопросам безопасного поведения;

17.4. проверить умение плавать у обучающихся, участвующих в туристском походе (при проведении водных походов или в случае планируемого купания);

17.5. организовать подбор и подготовку необходимого снаряжения и продуктов питания, выявить возможность пополнения запасов продуктов на маршруте (для туристских походов);

17.6. подготовить маршрутный лист, приказ о проведении туристского похода, экскурсии и смету расходов на проведение туристского похода, экскурсии;

17.7. изучить условия туристского похода, экскурсии, определить находящиеся на пути организации здравоохранения;

17.8. предусмотреть возможность использования на маршруте телефонной, мобильной связи;

17.9. подготовить картографический материал, разработать маршрут и график туристского похода, экскурсии, план краеведческой, общественно полезной работы и других мероприятий, проводимых группой на маршруте;

17.10. проверить наличие у обучающихся справок о состоянии здоровья (при проведении туристских походов), подготовить аптечку первой медицинской помощи универсальную с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;

17.11. ознакомиться с условиями погоды в районе предстоящего туристского похода, экскурсии;

17.12. изучить сложные участки маршрута и наметить способы их преодоления.

18. Обучающийся учреждения образования, участвующий в туристском походе, экскурсии, обязан:

18.1. соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя туристского похода, экскурсии и его заместителя, не допускать самовольных уходов без разрешения руководителя туристского похода, экскурсии или его заместителя;

18.2. участвовать в подготовке и проведении туристского похода, экскурсии;

18.3. уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому снаряжению;

18.4. своевременно информировать руководителя туристского похода, экскурсии или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмировании.

19. Обучающийся учреждения образования, участвующий в туристском походе, экскурсии, имеет право:

19.1. участвовать в подготовке туристского похода, экскурсии;

19.2. пользоваться туристским снаряжением и инвентарем учреждения образования, проводящего туристский поход, экскурсию;

19.3. участвовать в обсуждении итогов по возвращении из туристского похода, экскурсии.

об организации участия

образования в туристских

походах и экскурсиях


Схема маршрута похода, __________________________________________

экскурсии (название учреждения образования)


МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ N ___________


Выдан группе туристов ____________________

в составе ___________ человек,

совершающей с "__" __________ _______г.

по "___"_____________________ _______г.

Всего с активным (вид туризма: пеший, водный, вело

способом передвижения и так далее)

_______ км туристский поход, экскурсию по маршруту:

Общественно полезная __________________________________________

работа, посещение (основные пункты)

экскурсионных объектов __________________________________________


Руководитель похода, Руководитель похода,

экскурсии экскурсии ____________ ________________

_________ _____________ (подпись) (И.О.Фамилия)

"__" __________ ____ г. Подпись ответственного лица

организации, проводящей поход, экскурсию


Участники похода, План похода, экскурсии

¦ N ¦ Фамилия, ¦ Место ¦ ¦Дата¦Участники¦Км¦Способы ¦Отметки о ¦

¦п/п¦ имя, ¦ учебы ¦ ¦ ¦маршрута ¦ ¦передви- ¦прохождении¦

¦ ¦ отчество ¦(работы)¦ ¦ ¦ ¦ ¦жения ¦маршрута ¦

Комментарий к нормативным документам
«Инструкция об организации обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях» №35а от 17. 07. 2007 г

Об утверждении правил проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений
В соответствии с пунктом 9 статьи 36 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2006 г. «Об общем среднем образовании» Министерство образования.

Методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
«Основные нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующие деятельность общеобразовательных учреждений Республики.

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
«Об организации физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования в 2011/2012 учебном году»

Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь 4 июля 2001 г. №197 г. Минск
О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по организации функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов.

Зага д прика з
На основании подпункта 6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров.

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения.

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы

База данных защищена авторским правом ©sov.opredelim.com 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТУРИСТА, М


МАРКЕТИНГ (англ. marketing, от market - рынок) в туризме. система мероприятий по организации произ-ва, распределения, реализации и потребления тур. услуг. Призвана способствовать удовлетворению реального и потенциального спроса населения и его отд. контингентов и формированию спроса на новые виды тур. услуг. М. предусматривает исследования рынка туров, тур. услуг и товаров, контингентов потребителей, торгово-сбытовой сети, производителей и механизмов. сбыта продуктов населению с учётом платёжеспособности потребителя и задач рентабельной деятельности тур. учреждений и пр-тий. На основе этих исследований формируется коммерч. политика сбыта продукта туристско-экскурс. отрасли.

Принципы М. - методич. основа изучения и формирования потребностей и спроса на тур. услуги (в рамках общегос. системы изучения и формирования потребностей и спроса населения на товары нар. потребления и услуги). Данные исследований тур. рынка на принципах М. используются в деятельности коммерч. службы туристско-экскурс. отрасли и планировании развития Т.


МАРКИРОВКА МАРШРУТОВ (от нем. markieren — ставить знак), разметка маршрутов тур. походов и путешествий с помощью системы условных обозначений. Осуществляется для информирования туристов о местах привалов, естеств. препятствиях и опасных участках на пути следования, рекомендуемых или запрещаемых формах поведения на маршруте, о природных, ист. и культурных достопримечательностях данного маршрута, объектах культурно-бытового обслуживания. М. м. способствует безопасности путешествий, организованности туристов и экскурсантов, сохранности окружающей среды. Для М. м. применяют маршрутные марки, указывающие, предупреждающие, предписывающие и запрещающие знаки, указатели маршрутов, расстояний и направлений, маршрутные схемы, а также др. спец. виды маркировки.

Маршрутная марка (рис. 1) указывает на принадлежность конкретной точки (участка) местности к определ. маршруту и служит на нём осн. ориентиром. Марки ставят на углы зданий и сооружений, межевые и квартальные столбы, деревья, скалы или на спец. маркировочные столбы (вы с. ок. 180 см), так, чтобы они были хорошо видны с тропы (дороги) в обоих направлениях по маршруту (рис. 2). На тропе или дороге без перекрёстков и ответвлений марки ставят с интервалом 200—250 м; в случае неск. троп, а также в лесу без троп и дорог марки ставят так, чтобы от каждой из них были хорошо видны предыдущая и последующая марки. При резких изменениях направления пути, а также в местах, где возможны сомнения в правильности выбранного направления, марки ставят с интервалом 10—20 м. Место поворота маршрута может быть также отмечено марками с двух сторон тропы — «воротами». Помимо марок используют направляющие стрелки. Если сходятся неск. маршрутов, то цвет стрелки даётся по наиболее «важному» из них. Иногда стрелка дополняется цветными метками, соответствующими тем маршрутам, к к-рым относится данное указание (рис.3).

Указывающие знаки информируют путешествующих о наличии на маршруте разл. достопримечат. объектов, напр. обзорных точек (вершина горы, видовая площадка, смотровая башня), редкой растительности, охраняемых природных территорий (напр. заповедник, необычная скала, водопад, гейзер), памятников, музеев и т. д. (рис. 4); объектов спорт.-оздоровит. назначения, напр. привалов, приютов, источников питьевой воды, переправ и т. п. (рис. 5); объектов туристско-экскурс. обслуживания, напр. турбаз, кемпингов, столовых, пункта мед. помощи (рис. 6). Указывающие знаки размещают непосредственно у объектов или на нек-ром удалении от них — на тропе или дороге, ведущих к ним. На знаках у объектов изображается только символ данного объекта; знаки, устанавливаемые вдали от объектов, содержат, как правило, дополнит, информацию, напр. расстояние до объекта, направление движения к нему.

Предупреждающие знаки информируют туристов о характере препятствия и возможной опасности, призывают путешественников к внимательности и бдительности (рис. 7). Предупреждающие знаки устанавливаются на автодорогах, на горных и горнолыжных маршрутах за 100—300 м до опасного места, на пешеходных и лыжных маршрутах за 25— 50 м. При необходимости знак может быть повторён непосредственно у опасного места(препятствия).

Предписывающие знаки применяют для упорядочения и ограничения передвижения по маршрутам (рис. 8). Устанавливаются перед объектом (как и предупреждающие знаки) или в начале и в узловых точках маршрута.

Запрещающие знаки вводят определ. ограничения на действия туристов при их нахождении на маршруте в целях повышения безопасности путешествующих и обеспечения их нормального отдыха, защиты окружающей среды, предотвращения нарушения экологии региона, сохранения памятников истории и культуры (рис. 9). Устанавливаются непосредственно перед участками маршрута, местами или объектами, на к-рые распространяются данные виды запрета.

Указатель маршрута устанавливают в начале каждого маршрута и повторяют с соотв. коррекцией через каждые 5—10 км (рис. 10).

Маршрутные схемы наглядно отображают туристско-экскурс, возможности региона; по ним размечают маршрут и трассу путешествия, ориентиры на местности. Маршрутные схемы могут охватывать терр. до неск. сотен км2 и отображать одновременно 5—10 маршрутов (рис.11).

Указатели расстояний показывают удалённость обозначенного на указателе объекта от данного места, причём этот объект может и не находиться на трассе маршрута (рис. 12).

На терр. турбаз, кемпингов, зон отдыха, населённых пунктов для удобства ориентирования часто устанавливают указатели направлений (рис. 13).

В числе прочих средств маркировки маршрутов используют информац. щиты с описаниями ист. или иных достопримечательностей, правилами поведения на терр. заповедников, перечнями редких растений и животных, предупреждениями и требованиями контрольно-спасат. службы, а также километровые столбы и пикеты.

Для разметки трасс маршрутов и дистанций соревнований по водному, горному и горнолыжному Т. применяются свои особые средства М. м. (см. напр. Лоция )

МАРШРУТ ТУРИСТСКИЙ (нем. Marschrute, от франц. marche — ход, движение вперёд и route — дорога, путь), заранее спланированный путь следования туристов, предусматривающий посещение ист. мест, культурных объектов, памятников природы и т. п. в культурно-познават. оздоровит. спорт, и др. целях. Различаются по направлению движения (линейные, радиальные и др. — рис.), способу передвижения (пешие, лыжные, водные и др.; автобусные, железнодорожные и др.; комбинированные); времени действия (круглогодичные, сезонные, разовые); форме организации (групповые, индивидуальные). Кроме того, их делят на плановые (по путёвкам тур. орг-ций) и самодеятельные. Для самодеят. Т. маршруты обычно разрабатываются самими туристами, как правило, с помощью маршрутно-квалификационных комиссий тур. клубов, станций и секций (см. Схема маршрута ). Междунар. М. т. для отечеств, и иностр. туристов организуют «Интурист», ЦСТЭ, «Спутник».


МАРШРУТНАЯ КНИЖКА. основной путевой документ группы, совершающей тур. спорт, поход. В М. к. фиксируются общие сведения о тур. группе (принадлежность к орг-ции, р-ну, городу), её численный состав, вид Т. р-н и маршрут похода, категория сложности маршрута, а также список группы (включающий руководителя и его заместителя) с указанием паспортных данных, места работы и должности, домашнего адреса и телефонов участников, их тур. опыта, обязанностей в группе и отметки (росписи) в знании «Правил проведения туристских спортивных походов». Кроме того, в М. к. вносятся: подробный календарный план путешествия по дням пути, отражающий протяжённость и способы передвижения; схема маршрута похода, материальное обеспечение, включая спец. снаряжение, вес груза при выходе на маршрут; контрольные пункты и контрольные сроки ; отметки, замечания и указания маршрутно-квалификац. комиссии (МКК), контрольно-спасат. службы (КСС). М. к. выдаётся руководителю группы только после проверки МКК правильности разработанного маршрута и подготовленности к нему туристов. Книжка заверяется штампом МКК, согласовавшей маршрут похода; отметки, замечания и указания КСС заверяются печатью соотв. подразделения службы.

На основании М. к. выдаются справки участникам о совершении (зачёте) тур. похода и производится учёт результатов спорт, работы секций коллективов физкультуры, клубов туристов, МКК и советов по Т. и экскурсиям в области самодеят. туризма. См. также Документы маршрутные .


МАРЩРУТНО - КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (МКК), создаётся тур. секциями (клубами) к-тов физкультуры и спорт. клубов пр-тий, учреждений, орг-ций и уч. заведений, тур. клубами СТЭ, федерациями Т. советами ВДФСО профсоюзов и ведомств, физкультурно-спорт. орг-циями для практич. помощи в организации тур. походов. В состав МКК, как правило, входят наиболее опытные, квалифицир. и авторитетные туристы. МКК проводят с туристами, собирающимися в поход, консультации по выбору маршрутов и вопросам организации и проведения походов; проверяют подготовленность групп к походу; рассматривают отчётные документы о проведённых походах и материалы по присвоению спорт, званий и разрядов по Т.; проводят разборы несчастных случаев, нарушений правил в походах и совместно с контрольно-спасат. службами ведут работу по предупреждению чрезвычайных происшествий на маршрутах; контролируют в необходимых случаях прохождение туристами маршрутов в установленные сроки; направляют и контролируют работу нижестоящих МКК, оказывают им методич. помощь, утверждают их полномочия. МКК создаются и действуют в соответствии с «Положением о туристских маршрутно-квалификационных комиссиях», утверждённым коллегией ЦСТЭ ВЦСПС 26 мая 1987.

По существующим правилам при организации самодеят. тур. походов руководитель группы обязан не позднее чем за 15 дней до начала похода представить на рассмотрение соотв. МКК две заполненные маршрутные книжки на предстоящий поход. МКК проверяет разработку маршрута и графика движения группы по осн. и запасному вариантам (если таковой имеется), соответствие тур. опыта участников похода и руководителя группы предстоящему путешествию, знание ими условий передвижения, естеств. препятствий на маршруте и осн. способов их преодоления, намеченных мер по обеспечению безопасности, достаточность картографич. материала и описаний маршрута, набора снаряжения, продуктов и медикаментов, правильность выбора контрольных пунктов и сроков. При рассмотрении заявочных документов МКК вправе вызвать для беседы участников будущего похода или назначить группе контрольный выход, во время к-рого представители МКК «на натуре» проверяют навыки и знания туристов. Только убедившись в полной их готовности, МКК даёт заключение о возможности совершения группой заявленного похода. МКК имеет право не давать положит, заключения, если, по её мнению, группа, хоть и выполнившая все формальные требования, недостаточно подготовлена к заявленному походу. Если категория сложности маршрута превышает полномочия данной МКК, заявочные материалы после предварит, рассмотрения передаются в вышестоящую МКК.

После похода группа отчитывается перед МКК, выдавшей маршрутные документы. Объём и характер отчёта о походе 1—4КС устанавливается самой МКК (отчёт может быть устный или письменный); отчёт о походе 5—6КС представляется только в письменном виде. При устном отчёте в МКК представляются все маршрутные документы, а также фотографии, слайды, записки с перевалов и др. материалы, подтверждающие прохождение маршрута всеми участниками похода. Если поход засчитывается, то МКК выдаёт туристам справки о прохождении маршрута (см. Документы маршрутные ). В случае нарушения в походе тур. правил к.-л. положений нормативных документов, а также указаний МКК или КСС поход не засчитывается.

Все чрезвычайные происшествия в походе и особенно связанные с несчастными случаями МКК разбирает публично, на открытых заседаниях МКК в присутствии руководителя группы, др. участников похода, а также лиц, ответственных за организацию этого похода. Результаты разбора и выводы МКК доводят до сведения всех тур. орг-ций, курируемых данной МКК. В случае гибели людей материалы МКК могут быть переданы в следственные органы.

Каждый МКК имеет свой штамп, к-рый ставится на утверждённых или выданных ею документах. В штампе указывается наименование орг-ции, при к-рой создана МКК, и цифровой шифр, содержащий сведения о принадлежности данной МКК (к респ. краевому, обл. совету Всес. федерации Т.), номер МКК, категория сложности походов (в последовательности по видам Т. пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, авто- и мототуризм, спелеотуризм), до к-рой распространяются полномочия данной МКК.

Лит. Каценельсон М. Д. Методические рекомендации по проверке готовности туристской группы к путешествию, М. 1977; Котов Г, Г. Севастьянов Р. И. Организация работ маршрутно-квалификационных комиссий федерации туризма (методические рекомендации), М. 1980.


МАРШРУТНЫЕ СЪЁМКИ. способ создания приближённой карты полосы местности, по к-рой проходит путь тур. группы. М. с. проводят в зависимости от обстоятельств методом глазомерной съёмки или путём измерения расстояний и азимутов пути.


МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ. основной путевой документ тур. группы, совершающей некатегорийный поход. В М. л. фиксируются численность и состав тур. группы (включая руководителя группы и его заместителя) с указанием паспортных данных на каждого участника, распределение обязанностей в группе; календарные сроки и р-н похода, вид Т. маршрут похода с разбивкой по участкам, указанием их протяжённости и дат прохождения, способов передвижения, отметок о прохождении маршрута и общественно полезной работы, к-рую группа намечает провести в пути; схемы маршрута похода. М. л. выдаётся любой низовой проф. орг-цией, клубом туристов либо маршрутно-квалификац. комиссией отдела нар. образования (для тур. группы школьного возраста). М. л. установленного образца заполняется руководителем группы и заверяется печатью (штампом) выдавшей его орг-ции. На основании М. л. производится учёт работы тур. секций, коллективов физкультуры, клубов туристов, присвоение юношеского спорт, разряда по Т. См. также Документы маршрутные.


МАСШТАБ (нем. Ma βstab. от Ма β — мера и Stab — палка), степень уменьшения длин линий на планах, картах и др. по сравнению с их размерами на местности. Численный М. выражается дробью, к-рая показывает, во сколько раз уменьшены размерь, изображаемых объектов относительно их действит. размеров (напр. 1:100000; 1:25000). При этом чем больше знаменатель, тем мельче М. и менее подробно изображение. М. может быть выражен и прямым указанием: в 1 см 1 км, в 1 см 250 м. Графич. выражением численного М. служит линейный М. предназначенный для измерения длин линий по картам. Он строится в виде линии, разделённой на равные отрезки, называемые основанием М. к-рому обычно соответствует на местности круглое число сотен или тысяч м. Так, при М. 1:50 000 за основание удобно взять 2 см (т. е. 1000 м). Левое основание делят на 10 или 20 частей для большей точности измерения (рис.). Измеряемое расстояние берут с карты в раствор циркуля или на полоску бумаги и прикладывают к линейному М. Кривые линии измеряют по частям, разбивая их на прямолинейные отрезки, извилистые — курвиметром. Вследствие неизбежного обобщения изображения на карте (исключение мелких извилин, объединение неск. излучин в одну и т. п.) длины линий на карте обычно меньше действительных, что особенно сказывается при мелких М. и наличии сильно пересечённой местности.

При отсутствии на карте указания М. его определяют путём сравнения измеренного по карте расстояния с соотв. расстоянием на местности или на другой карте с известным М. а также путём измерения промежутков между километровыми столбами, показанными на карте.

Лит. Картография с основами топографии, ч. 1—2, М. 1973; Справочник по военной топографии, 2 изд. М. 1980;Военная топография, М. 1986.


МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗАтуризма. совокупность производств, мощностей (зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, машин, трансп. средств и т. п.), предназначенных для обслуживания туристов. М. б. имеет свою специфику в каждом виде Т. Напр. в горнолыжном Т. она включает наряду с гостиницами, турбазами, приютами и хижинами пасс. канатные дороги, горнолыжные трассы, снаряжение для горнолыжников и др.

Основу М. б. (тур. пр-тия) составляют основные фонды — совокупность материально-веществ. ценностей, действующих в течение длит. времени.К ним относятся: здания (в т. ч. основные — гостиницы, турбазы, мотели, кемпинги, столовые, клубы и вспомогательные — котельные, прачечные, овощехранилища, гаражи, эллинги и т. п.); сооружения (артезианские скважины, канализац. станции очистки, бассейны, спортплощадки, лодочные станции, аттракционы, дороги с мостами, дорожными знаками, горнолыжные и санные трассы, канатные дороги и др.); передаточные устройства (электросеть, наружные трубопроводы, телефонная сеть, радио и др.); машины, механизмы и оборудование (электрогенераторы, автомашины, пожарное, торгово-технол. и др. оборудование, не являющееся частью зданий и сооружений); мебель и инвентарь хоз. и культурного назначения (ковры, картины, муз. инструменты и т. п.) стоимостью св. 100 руб. и со сроком службы св. 1 года.

Осн. фонды образуются при реализации капитальных вложений (стр-во, реконструкция, приобретение готовых изделий и т. д.) и учитываются в натуральных показателях и денежном выражении. Для восстановления, ремонта и модернизации изношенных в процессе эксплуатации и устаревших осн. фондов образуют т. н. фонд спец. амортизац. отчислений от получаемого дохода. Осн. фонды тур. пр-тия характеризуют его мощность (вместимость, пропускную способность и т. д.). Наряду с ними в тур. пр-тиях существуют т. н. оборотные фонды, к к-рым относятся: сырьё, топливо, столовые приборы, бельё, спецодежда и т. п.


МЕДИЦИНСКИЙ КОНТР О ЛЬза состоянием здоровья и тренированности туристов. осуществляется в предпоходный период(врачом) и в походе (одним из участников похода).

М. к. в походе позволяет выявить ранние признаки переутомления и таким образом предупредить связанные с ним нежелат. последствия (ошибочные действия, травмы, несчастные случаи и т. п.). В походе макс. нагрузки приходятся на сердечно-сосудистую и мышечную системы. Состояние сердечно-сосудистой системы определяют по пульсу, а мышечной — по силе кисти, измеряемой динамометром. Измерения проводят утром и вечером, соблюдая одинаковые условия, т. к. случайные отклонения (в связи с работой на биваке или неодинаковой нагрузкой во время последнего перехода) могут исказить реальную картину. Учитывая это, измерения удобнее проводить сразу после завтрака и ужина. Разность утренних и вечерних показателей обычно пропорциональна, дневной усталости, а восстановление показателей за ночь отражает полноценность отдыха. Сопоставляя таким образом показатели, можно сделать вывод о состоянии организма и посильности нагрузок. О полноценном отдыхе свидетельствует уменьшение частоты сердечных сокращений и снижение мышечной силы (за счёт расслабления мышц). Неполное восстановление или ухудшение показателей в течение 2—3 дней свидетельствует о нарастании утомления или начинающемся заболевании.

В первые 3—6 дней похода у всех его участников отмечается устойчивое ухудшение показателей из-за недостаточной адаптации к нагрузкам и климатич. условиям. Ухудшаются показатели всей группы и с ростом нагрузок. Если при этом показатели одного из участников значительно отличаются от средних, можно считать, что нагрузки для него чрезмерны и необходима разгрузка или дополнит. отдых. У хорошо тренированного участника похода реакция на адаптацию к походным условиям (первые 6 дней) выражена не резко: частота пульса не превышает 100 ударов/мин, дневная усталость невелика, а перегрузка не вызывает значит. ухудшения самочувствия. У участника со ср. подготовкой реакция на адаптацию более резкая: частота пульса до 120 ударов/мин, усталость более выраженная. Однако в дальнейшем показатели улучшаются и приближаются к показателям хорошо тренированного участника. У плохо тренированного участника похода частота пульса в период адаптации достигает 140 ударов/мин, а разница утренних и вечерних показателей невелика или отсутствует полностью. В середине маршрута, несмотря на разгрузку, утренние показатели оказываются выше вечерних, частота сердечных сокращений постепенно увеличивается, что говорит об ухудшении состояния. Улучшение показателей наблюдается лишь в конце маршрута, когда нагрузки резко уменьшаются. Если у хорошо подготовленного туриста после периода адаптации отмечается резкий подъём утренних показателей, это может свидетельствовать о начале к.-л. заболевания. См. также Самоконтроль .

Лит. Шальков Ю. Первая медико-туристская, в сб. Ветер странствий, в. 14, М. 1979; Дембо А. Актуальные проблемы современной спортивной медицины, М. 1980; Алексеев А. Тактика, физиология и безаварийность в горном походе, в сб. Ветер странствий, в.16, М.,1981.


МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ СОВЕТп о туризму и экскурсиям при ВЦСПС. создан в 1981 для координации деятельности туристско-экскурс. орг-ций, улучшения методич. руководства в области Т. Состав М. с. формируется из представителей туристско-экскурс. орг-ций, мин-в и ведомств, деятельность к-рых связана с развитием внутр. Т. и организацией обслуживания туристов и экскурсантов. Персональный состав М. с. утверждается Президиумом ВЦСПС; председателем М. с. избирается секретарь ВЦСПС.

М. с. рассматривает предложения по развитию туристско-экскурс. дела, совершенствованию предоставляемых услуг, разрабатывает рекомендации, вносит в ВЦСПС предложения для решения в плановых и хоз. органах вопросов расширения материальной базы Т. подготовки кадров, обеспечения трансп. средствами путешествий, увеличения произ-ва товаров тур. назначения, сувениров, знакомится с проектами тур. комплексов и гостиниц, а также с ходом стр-ва тур. объектов и др.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИтуристские. всемирные и региональные неправительств, и межправительств. объединения, созданные с целью развития междунар. сотрудничества в области Т. координации политики в тур. деле. Первая М. о. — Междунар. лига тур. ассоциаций, создана в 1898 в Люксембурге. К 1991 действовало св. 100 М. о. Наиболее значительные из них: Всемирная туристская организация (ВТО), Всемирная федерация (нац.) ассоциаций тур. агентств (ФУМВ), Амер. об-во тур. агентств (АСТА), Всемирная ассоциация тур. агентств (ВАТА), Междунар. ассоциация экскурсий и туров (ИСТА), Междунар. федерация туроператоров (ИФТО), Тур. ассоциация Общего рынка (КМТА), а также Тур. ассоциация стран Азии и Тихого ок. (ПАТА) и Конфедерация тур. орг-ций Лат. Америки (КОТАЛ). Деятельность М. о. имеющих разл. уставы, разл. конкретные цели и задачи и формы организации, направлена также на защиту интересов тур. компаний, предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций, наносящих ущерб их предпринимательству, и выработку единых позиций в отношениях с правительств, органами по Т. с гостиничными, трансп. и др. компаниями и объединениями.

Региональные М. о. разного состава и статуса действуют в Африке (Орг-ция развития африканского Т.), Лат. Америке (Межамер. конгресс по Т.), в странах Юго-Вост. Азии и Тихого ок. (Постоянный к-т по Т.), Юж. Азии (Южно-Азиатский центр по развитию торговли и инвестициям в области Т.), в арабских странах Азии и Африки (Арабский союз по Т.), Зап. Европе (Комиссия по Т. — в рамках Европ. экон. сообщества) и др.

Кроме того, создан ряд специализир. М. о. в т. ч. Междунар. тур. альянс (АИТ), Междунар. федерация кемпинга, занимающиеся гл. обр. развитием автотуризма. Вопросами молодёжного Т. и караванинга (ФИКК) занимаются: Междунар. федерация молодёжных общежитии (МФМО), Междунар. бюро по молодёжному Т. и обменам (БИТЕЖ) при Всемирной федерации демократич. молодёжи, Междунар. конференция по студенч. Т. (МКСТ) и др. Социальными аспектами Т. занимаются Междунар. ассоциация по Т. и отдыху трудящихся (МАТОТ) и Междунар. бюро социального Т. (БИТС). Нац. союзы и ассоциации журналистов, пишущих о Т. объединены в Междунар. федерации (ФИ-ЖЕТ). Специалисты и учёные, занимающиеся вопросами Т. создали Междунар. об-во науч. экспертов в области Т. и Междунар. академию по Т.

«Интурист», «Спутник» и др. тур. организации быв. СССР имеют представительства в ВТО, АИТ, ФУААВ, ПАТА, КОТАЛ, ФИЖЕТ, МАСТОТ, БИТС, БИТЕЖ, МКСТ и др. М. о.

Лит. Уваров В. Д. Борисов К. Г. Международные туристские организации. Справочник, М.,1990.


МЕЖДУНАРбДНЫИ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР (ММЦ), международный молодёжный лагерь (ММЛ), в быв. СССР тур. предприятия, созданные тур. орг-цией «Спутник» для отдыха зарубежной и сов. молодёжи. ММЦ обеспечивают туристов жильём, питанием, туристско-экскурс. и культурно-бытовым обслуживанием. Отдыхающие в ММЦ участвуют в фестивалях, нац. праздниках, спорт. состязаниях и играх, тематич. вечерах, самодеят. концертах, встречах по интересам и др. В кон. 1980-х гг. в СССР было св. 20 ММЦ и ММЛ, в т. ч. в Ростове, Загульбе, Сочи.


МЕЖДУНАР О ДНЫИ ТУРИЗМ. поездки (путешествия, походы) в зарубежные страны с тур. целями сроком не менее суток и обычно не более 6 мес. Массовый характер приобрёл со 2-й пол. 20 в. Тесно связан с др. сторонами междунар. жизни, имеет культурно-познават. и политич. значение как средство укрепления взаимопонимания между народами. Играет заметную роль в экономике; валютные поступления от М. т. составляют важную статью дохода платёжных балансов во мн. странах (Швейцария, Испания, Италия и ДР.).

В междунар. статистике объём М. т. обычно определяют кол-вом прибытий иностр. посетителей в страну посредством учёта пересечений гос. границы в момент въезда (иногда выезда), учёта прибытий в гостиницы и др. места ночлега либо путём выборочных опросов иностр. посетителей на контрольно-пропускных пунктах. В 1985, по данным Всемирной туристской организации. объём М. т. составил ок. 325 млн. прибытий (в 1950 — 25,3; в 1965 — 115,5; в 1975 — 220 млн.), в т. ч. в странах Европы — 220, в Америке — 53, в Вост. Азии и Тихоокеанском регионе — 34, в Африке — 8, в странах Бл. и Ср. Востока — 7, в Юж. Азии — 2,5 млн. В 1975 св. 2 млн. сов. граждан выезжали за рубеж. Подавляющая часть междунар. туристов — из экономически развитых стран. Располагая богатыми ресурсами туристскими. большинство развивающихся стран не имеет необходимой материально-техн. базы для М. т.

Осн. потоки туристские направлены в страны Средиземного и Чёрного морей, чаще с целью отдыха на мор. курортах; всё более популярны поездки на горные курорты с оздоровит, и спорт, целями; растёт спрос на познавательные, гл. обр. автобусные, поездки с активным отдыхом, а также на т. н. несезонный Т. Дальние тур. путешествия в М. т. осуществляются гл. обр. авиац. (в т. ч. посредством чартера авиационного) и мор. (круизы ) транспортом. См. также Иностранный туризм. Туризм .

Лит. Немоляева М. Э. Ходорков Л. ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра, М. 1985; Барчуков а Н. С. Международное сотрудничество государств в области туризма, М. 1986.


МЕСТНЫЙ ТУРИЗМ. тур. походы преим. в окрестностях мест проживания туристов; разновидность ближнего туризма.


МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ. создаётся при БПЭ (ТЭПО) для справочно-консультац. работы. Здесь хранятся и систематизируются экскур.-методич. материалы, методич. разработки экскурсий, материалы к путевой информации, рефераты, методич. письма и рекомендации и др. М. к. выпускает бюллетени по методике проведения экскурсий, календари памятных дат и информац. листки, проводит тематич. выставки книг, консультации по методич. вопросам Т. лекции, встречи с интересными людьми и др. Руководит М. к. методист или экскурсовод. Всего к 1990 в СССР было ок. 1000 М. к.

Наряду с М. к. при БПЭ (ТЭПО) существует методич. совет. в к-рый входят директор БПЭ, методисты и экскурсоводы, работники музеев, органов культуры и нар. образования, СЮТ, об-ва «Знание», об-в по охране памятников истории, культуры, природы и др. Председателем совета избирается на 3-летний срок один из его членов. Осн. задачи совета: улучшение методич. работы БПЭ, оказание ему помощи в совершенствовании экскурс. обслуживания населения. Заседания совета проводятся не реже одного раза в квартал; документация хранится в БПЭ.

М. к. входят также в состав турбаз и тур. гостиниц (т. н. тур. кабинеты), СЮТ.


МИГРАЦИЯ ТУРИСТСКАЯ (от лат. migratio — переселение), перемещение населения в незначит. временном интервале без изменения постоянного места жительства, осуществляемое с целью оздоровления, занятий спортом, для удовлетворения познават. и др. тур. интересов в свободное время. М. т. характеризуют потоки туристские. Различают М.т. внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные). По оценкам Всемирной тур. орг-ции, объём внутренних М. т. в мире превышает (1989) 3 млрд. чел. междунар. М.т. — св. 400 млн. чел. М. т. также делятся: по способу реализации — на организованные. осуществляемые при содействии тур. или других орг-ций, и неорганизованные; по числу участников — на групповые (св. 5 чел.) и индивидуальные. М. т. отличаются пространств. и временной неравномерностью. Пространств, неравномерность обусловливается причинами общего характера и конкретно-геогр. условиями развития Т.; временная неравномерность, в частности сезонность, обусловлена чаще всего цикличностью природных процессов.


МИНЕРАЛОГИЧЕСКОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕлюбительское. систематизир. собирательство природных минеральных образований (кристаллов, друз, образцов минералов), имеющих познават. и(или) эстетич.ценность.

Распространённость и внеш. привлекательность мн. минералов и их ассоциаций с древнейших времён служили основой для их собирательства. Объектами любительского М. к. служат обычно не более 100 минералов, характеризующихся чёткими и выразит, формами кристаллов и агрегатов, прозрачностью и (или) красивой окраской. Эстетич. и тем более познават. ценность представляют не только ювелирные или поделочные камни, красота к-рых нередко вполне раскрывается лишь после спец. обработки, но и рудные минералы или вмещающие и сопровождающие их жильные минералы и горные породы. Наиболее популярные коллекционные минералы условно разделяют на самоцветы, рудные минералы (металлич. полезные ископаемые) и жильные минералы и неметаллич. полезные ископаемые. К самоцветам относят агат, амазонит, аметист, берилл, бирюзу, гематит (кровавик), горный хрусталь, гранаты, лазурит, малахит, опал, рубин, сапфир, сердолик, топаз, турмалин, халцедон, хризоберилл, хризопраз, шпинель, янтарь и др. Рудные минералы (металлич. полезные ископаемые) включают аурипигмент, вольфрамит, галенит, гётит, касситерит, сфалерит, киноварь, куприт, магнетит, медь самородную, пирит, стибнит и др. Жильные минералы и неметаллич. полезные ископаемые. служащие предметом коллекционирования; адуляр, аксинит, андрадит, ционирования: адуляр, аксинит, андрадит, апатит, арагонит, барит, везувиан, гипс, доломит, кальцит, мусковит, пренит, сера, ставролит, флюорит, эпидот и др. От простого собирательства камней М. к. отличается тем, что кроме поиска, сбора и диагностики минералов включает их систематизацию по к.-л. признаку, отличающему один тип коллекции от другого. Коллекции, иллюстрирующие процессы минералообразования, минералогию к.-л. региона или составленные по принципу минералогич. систематики, состоят обычно из штуфов (кусков минералов) размером от 7 х 10 см до 20 х 30 см, а также отд. природных кристаллов. Коллекции, создаваемые с учётом обработки и художеств. оформления камня, включают, как правило, минералы кремнезёма(халцедон и его разновидности — агат, сердолик, хризопраз, опалы), реже — мраморный оникс, флюорит, селенит и др. поделочные камни. С кон. 1970-х гг. растёт интерес к миниколлекциям, создаваемым из микрообразцов (размер до 4 см) с более совершенными по форме, чистоте и яркости окраски, а также лучшей сохранности миникристаллами. Кроме того, к М. к. часто условно относят сбор и систематизацию минерализованных остатков ископаемой фауны — раковин моллюсков, мор. ежей и лилий, окаменелой древесины и т. п.

Многие из коллекционных минералов добываются гос. орг-циями и реализуются в виде штуфов и отд. кристаллов в специализир. магазинах-салонах, где можно приобрести, напр. такие экспонаты, как щётки кристаллов аметиста, друзы (группы кристаллов на общем основании) граната — андрадита или горного хрусталя, красивые сростки кристаллов голубого кианита или правильные кристаллы редкого сибирского минерала вилюита (разновидность везувиана). Однако чаще любительские собрания минералов пополняются образцами, найденными и бережно обработанными непосредственно самими коллекционерами. Местами сбора коллекционных минералов служат естеств. обнажения в долинах рек, выходы скальных пород в горах, мор. и речные пляжи и отмели, а также отвалы отработанных и действующих карьеров и шахт (табл.). Сбор образцов на действующих горнодобывающих пр-тиях допустим лишь с разрешения работников их геол. службы. Прежде чем отправиться в поход за минералами, желательно ознакомиться с имеющейся минералогия, и петрографии, лит-рой о местах намечаемого похода и предполагаемых объектах сбора. Полезно также посетить минералогич. музей (или соответствующий раздел краеведч. музея) и изучить особенности минералов, к-рые могут встретиться в выбранном туристом маршруте. Особое внимание при этом следует уделить диагностич. признакам осн. минералов (внеш. вид минерала и облик кристаллов, характер сростков и агрегатов, окраска и её оттенки, блеск, плотность, твёрдость и т. п.) и отличию их от внешне похожих сопутствующих минералов (напр. красный гранат и красный корунд), к-рые часто резко отличаются по ассоциациям окружающих их минералов. В походе для сбора и транспортировки образцов используют следующие инструменты и снаряжение: геол. молоток и зубила, кирка, сапёрная лопатка, рюкзаки, тканевые мешочки с завязками для монолитных и коробочки для хрупких и землистых образцов, бумага для этикеток, общая тетрадь или полевые книжки для записи и привязки образцов, упаковочный материал (бумага, вата, верёвки). Желательно иметь фотоаппарат и альбом для зарисовок.

Если предстоит работа на действующем карьере или руднике, то надо получить разрешение руководства карьера, и только после того, как выделят сопровождающего или познакомят со спецификой работы на данном месторождении и правилами техники безопасности, можно приступать к работе. В случаях, когда отбор образцов ведётся в р-нах распространения наземного карста, при передвижении по местности следует обходить воронкообразные впадины. При перемещении и работе в горах запрещается сбрасывать камни и отваливать неустойчивые глыбы. Работу следует проводить только в светлое время суток, каждый турист должен иметь при себе нож, аптечку первой помощи и коробку спичек. Рекомендуется иметь яркий шарф, косынку или рубашку, обеспечивающие лучшую взаимную видимость. Не следует идти в поход в одиночку.

В целом отбор образцов для личных коллекций должен осуществляться тщательно и бережно, чтобы не наносить ущерба окружающей геол. среде. В минералогич. заповедниках, в р-нах геол. памятников сбор минералов весьма ограничен и может вестись только по спец. разрешению и в сопровождении должностных лиц. В р-нах опорных стратиграфич. разрезов отбор окаменелых ископаемых остатков фауны и флоры прошлых геол. эпох возможен только из осыпей, а не из коренных пород. Полностью запрещен любительский сбор к.-л. образцов в пещерах. Кроме экологического, существует также этич. аспект любительского коллекционирования, заключающийся в том, что уникальные, редкие высококачеств. образцы сдаются любителями в минералогич. музеи или обмениваются там на другие образцы.

Существует запрет на коллекционирование самородных драгоценных металлов (золота, платиновой группы, серебра) и драгоценных камней (алмазов, ювелирных рубинов, сапфиров, изумрудов), являющихся достоянием гос-ва. За нарушение запрета привлекают к уголовной ответственности. Кроме того, не разрешается сбор минералогич. образцов на объектах, разрабатываемых объединением «Союзкварцсамоцветы» (напр. чароита на Мурунской интрузии в Якутии, аметистовых щёток на мысе Кораблик Кольского п-ова).

М. к. позволяет спасти от разрушения и исчезновения в результате механизир. разработки месторождений уникальные кристаллы, друзы, натёчные агрегаты, ископаемые остатки флоры и фауны прошлых геол. эпох. Частые любительские коллекции служат постоянным фондом для пополнения собраний гос. минералогич. музеев. Так, доля минералов, поступающих из личных коллекций в Минералогич. музей им. А. Е. Ферсмана, ежегодно составляет в среднем 25—30%.

Лит. Ферсман А. Е-, Очерки по истории камня, т. 1, М. 1954; Минералы и горные породы СССР, М. 1970;Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки, М. 1981; Кантор Б. 3. Коллекционирование минералов, М. 1982; Соболевский В. И. Замечательные минералы, 2 изд. М. 1983; Киевленко Е. Я. Чупров В. И. Драмшева Е. Е. Декоративные коллекционные минералы, М. 1987; Старейшие минералогические музеи СССР (Очерки по истории геологических знаний), М.,1989.

«МИР ПУТЕШЕСТВИЙ». ежемесячный иллюстрир. журнал. Выходит в Москве с 1966 (в 1966—90 под назв. «Турист»). Освещает вопросы Т. пропагандирует экскурсии и краеведение как средство патриотич. воспитания, повышения культурного уровня и укрепления здоровья человека, знакомит с опытом работы туристско-экскурс. орг-ций, в т. ч. за рубежом; выступает за бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры. Журнал иллюстрируется цветными и черно-белыми фотографиями, рисунками; содержит геогр. карты и схемы, чертежи самодельного тур. снаряжения. Тираж (1991) св. 20 тыс. экз. Награждён орд. Дружбы народов (1980).


МОСТ СНЕЖНЫЙ. остаток снежного покрова либо лавинный вынос, перекрывающие трещину. бергшрунд или реку. В зоне трещин могут сохраниться ледовые перемычки, также называемые мостами. М. с. наиболее надёжны для перехода в конце зимы и ранней весной; наименее прочны мосты из свежего неслежавшегося снега осенью и в начале зимы. Свежевыпавший снег скрывает трещины, что значительно осложняет прохождение ледника, делает его опасным. Прочность моста проверяется зондированием при помощи ледоруба, альпенштока. лыжной палки или лавинного зонда. Если М. с. узкий, его толщину определяют на глаз, сбоку. Ненадёжный М. с. переходят с тщательной страховкой. В сомнит. случаях при подъёме М. с. преодолевают, передвигаясь на четвереньках или по-пластунски, а при спуске — сидя или лёжа.


МОТЕЛЬ (англ. motel. от motor — автомобиль и hotel — гостиница, отель), гостиница для автотуристов. Обычно располагается у автострады или входит в состав тур. центра. Как правило, имеет гаражи, станции (автозаправочную и техобслуживания), другие службы, необходимые путешественникам. Средняя вместимость М. 100—300 мест. См. также Автомобильный и мотоциклетный туризм. Кемпинг, Автотурбаза.


«МОЯ РОДИНА — СССР». Всесоюзная туристско-краеведч. экспедиция пионеров и школьников, проводившаяся в 1972—90. Ежегодно в ней принимали участие св. 15 млн. учащихся А—10-х классов, объединённых в отряды (в 1988 — св. 650 тыс. отрядов). Проводилась по инициативе газ. «Пионерская правда» и Центральной детской туристско-экскурсионной станции (ЦДТЭС) в рамках Всес. похода комсомольцев и молодёжи по местам революц. боевой и трудовой Славы. Продолжала традиции 1-й. Всес. экспедиции пионеров и школьников в честь 40-летия Октября, проходившей в 1955—57. В ходе экспедиции проводились все осн. всес. туристско-краеведч. мероприятия—слёты, соревнования, смотр работы школьных музеев, ежегодный заочный конкурс на лучшее тур. путешествие и др. Руководили экспедицией центр. респ. и местные штабы. Положением об экспедиции её участникам рекомендовалось неск. направлений тур.-краеведч.работы.

В буднях великих строек. Посещая пром. пр-тия, стройки, колхозы, совхозы, ребята знакомились с трудовыми процессами, встречались с передовиками и новаторами произ-ва, собирали материалы о трудовых династиях и пр.

В боях отстояли отчизну свою. Участники экспедиции изучали историю Вооружённых сил СССР, героич. подвиг сов. народа в Гражд. и Великой Отечеств, войнах, разыскивали неизвестных героев войны и т. п.

К тайнам природы. Юные туристы изучали природу родного края, его ресурсы, полезные ископаемые. Вели метеорол. гидрологич. фенологич. наблюдения, занимались охраной окружающей среды, сообщали в местные советы о выявленных фактах её загрязнения.

Искусство принадлежит народу. Учащиеся собирали материалы о деятелях лит-ры и иск-ва, чья жизнь и творчество связаны с родным краем, изучали историю нар. промыслов, встречались с мастерами прикладного нар. иск-ва и т. д.

Экспедиц. задания преследовали воспитат. и познават. цели. На основе собранных отрядами материалов создавались школьные музеи.

Экспедиция «Моя Родина—СССР» проводилась по этапам, каждый из к-рых посвящался наиболее значит, событию жизни страны. Итоги подводились на школьных, районных, гор. обл. респ. и всес. слётах экспедиц. отрядов. Лучшие отряды награждались призами, грамотами Гос. к-та по нар. образованию СССР, ЦСТЭ, редакции газ. «Пионерская правда», ЦДТЭС и дипломами и грамотами.


МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЁБОМ. территория с сохранившейся, восстановленной или привезённой из других мест застройкой с предметами быта и культуры народа. Представляет собой объект Т. имеющий культурно-познават. ценность, и может быть включён в состав национального парка .

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК. музей, в состав которого, помимо экспозиций, входят расположенные на терр. заповедника архит. или ист. памятники. М.-з. могут быть историко-архитектурными (напр. Новгородский историко-архит. М.-з.), историко-художественными (напр. Загорский историко-художеств. М.-з.), историко-культурными (напр. Киево-Печерский историко-культурный заповедник), военно-историческими (напр. Бородинский военно-ист. М.-з.), а также комплексными (напр. Владимиро-Суздальский историко-художеств. и архит. М.-з.). Все М.-з. являются популярными объектами Т.