Руководства, Инструкции, Бланки

Доклад На Защиту Магистерской Диссертации Образец img-1

Доклад На Защиту Магистерской Диссертации Образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1907 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Доклад на защиту магистерской диссертации образец

4.3. Рекомендации по составлению доклада к защите магистерской диссертации

Магистрант должен подготовить доклад (до 15 минут), в котором четко и кратко излагаются основные положения магистерской диссертации. Текст выступления должен быть максимально приближен к тексту магистерской диссертации.Основу выступления составляют введение и заключение.

Доклад следует начинать с описания научной проблемы и обоснования актуальности избранной темы, обзора других научных работ по избранной проблеме,формулировки цели и задач работы. Надо указать, какие методы были использованы при исследовании рассматриваемой проблемы. Далее в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, по главам раскрывать основные выводы и результаты исследования.

Примерная структура доклада выпускника на защите:

Представление темы ВКР.

Предмет, объект исследования.

Цель и задачи работы.

Краткая характеристика исследуемого объекта.

Результаты анализа исследуемой проблемы и выводы по ним.

Основные положения, выносимые на защиту. Перспективность развития направления, в том числе и возможность внедрения (мероприятия по внедрению) либо результаты внедрения.

Общие выводы (Приложение 7).

Для защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) магистрант должен подготовить материал, отражающий основные вопросы доклада и его иллюстрирующий, предоставляемый каждому члену государственной аттестационной комиссии. Назначение данного материала - акцентировать внимание членов государственной аттестационной комиссии на результатах, полученных магистрантом при выполнении магистерской диссертации. Содержание материала должно быть органично связано с содержанием доклада. В нем представлены схемы, графики, диаграммы, таблицы и другие данные, характеризующие результаты выполненной научно-исследовательской работы.

Все материалы обязательно должны присутствовать в соответствующих разделах магистерской диссертации.

Если в процессе защиты магистерской диссертации выпускник использует компьютерную презентацию работы, демонстрируемые слайды исполняют роль демонстрационного материала.

4.4. Рекомендации по составлению компьютерной презентации магистерской диссертации с помощью пакета MicrosoftPowerPoint

В широком смысле слова презентация — это выступление, доклад, защита законченного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения и т.п.

Использование компьютерной презентации позволяет значительно повысить информативность и эффективность доклада при защите магистерской диссертации, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.

Основными принципами при составлении презентации являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).

Необходимо начать компьютерной презентации с заголовочного слайда и завершить итоговым. В заголовке приводится тема (название) и автор (Ф.И.О.), научный руководитель (Ф.И.О. ученая степень, ученое звание). В итоговом слайде уместно поблагодарить руководителя и всех, кто давал ценные консультации и рекомендации.

Основное требование — каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде не должно превышать 40.

Для оформления профессиональной КП можно использовать дизайн шаблонов (Формат — Применить оформление). Не следует увлекаться яркими шаблонами, информация на слайде должна быть контрастна фону, а фон не должен затенять содержимое слайда, если яркость проецирующего оборудования будет недостаточной.

Не следует злоупотреблять эффектами анимации. Оптимальной настройкой эффектов анимации является появление в первую очередь заголовка слайда, а затем — текста по абзацам. При этом если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране. Динамическая анимация эффективна тогда, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую вами. Настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые одновременно должны выполнять 3 различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости визуального преподнесения вами материала исследования. При подготовке слайдов следует помнить, что визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, а продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд.

Для настройки временного режима презентации используется меню Показ слайдов Режим настройки времени. Предварительно надо определить, сколько минут требуется на каждый слайд. Очень важно не торопиться при докладе и четко произносить слова. Презентация поможет вам провести доклад, но она не должна его заменить. Желательно подготовить к каждому слайду заметки по докладу. Ключевые слайды включаются в раздаточный материал.

Другие статьи

Советы по защите диссертации

Советы по защите диссертации

Защита диссертации - это заключительный этап долгого и трудоёмкого пути. Позади постоянные исправления по требованиям научного руководителя, публикации, рецензии, получены отзывы, суета.

Материалы отданы в диссертационный совет, осталось их предоставить в наиболее лучшем свете.

Чтобы быть наиболее эффективным требуется выполнить некоторые шаги.

  • Шаг 1: Изучение материала с полным прояснением слов.

Для того, чтобы наиболее содержательно сделать доклад по диссертации, нужно хорошее понимание материала. Для это нужно внимательно изучить полученный материал и получить полное понимание.

Часто может быть так, что изучив диссертационный материал - понимание не приходит. Тогда нужно внимательно поискать непонятые слова и термины, они обязательно есть и прояснить их со словарём или посмотреть значение в Wikipedia - свободной интернет энциклопедии и составить произвольные предложения, употребляя в предложении это слово.

Так приобретётся лучшее понимание. Дальше, перечитать текст снова. При этом внимательно следить, чтобы не пропускать новых непонятых слов, которые сразу же необходимо прояснять.

Когда материал понятен, переходим к шагу 2

  • Шаг 2: Тренировка излагать материал перед аудиторией.

Этот шаг выполняется поэтапно. На начальном этапе нужно найти кого-либо, кто будет просто сидеть и слушать речь тренинуемого, при этом ничего не комментировать, просто слушает.

Так репетировать до приобретения уверенности выступления перед одним человеком (который просто слушает)

Следующий этап - найти ещё одного человека и тоже попросить его не комментировать, а просто слушать. Смеяться с докладывающего эти люди не должны, а если всё таки такое происходить удалить смеющегося и найти другого человека на это место.

Так повысить количество людей до пяти слушающих, что соответствует приблизительному количеству диссертационной комиссии.

Следующий этап - "диссертационная комиссия" задаёт вопросы по теме доклада. Не слишком сложные, на которые можно ответить.

Следующий этап - "комиссия" задаёт вопросы на которые ответа тренируемый не знает, но при этом он должен пытаться ответить используя логику и выводя ответы из похожих данных.

Тренировка длится до полной уверенности выступающего. В процессе тренировки, тренер может объявлять "незачет" если тренируемый проявить явную неуверенность.

Когда первые 2 шага пройдены и скоро реальный доклад перед диссертационной комиссией, необходимо:

Не пытаться учить в последнюю ночь материалы, а спланировать так время, чтобы хорошо отдохнуть и выспаться. На утро нужно свежее сознание а не полуобморочный туман.

Желательно с утра сделать лёгкую зарядку.

Зарядка придаст свежести и сконцентрированности.

Не принимать бодрящих и стимулирующих напитков и препаратов.

Эти средства создают кажущийся эффект свежести и энергии, на самом деле они лишь выкачивают энергию и только усложнят ситуацию.

Не общаться с людьми, которые сильно боятся или как-то негативно настроены.

Это простое действие позволит выступающему сохранить своё драгоценное внимание на положительном результате.

При докладе желательно отвечать чётко, точно. Вести себя сдержанно.

Хорошую пользу послужит, если докладывающий будет ссылаться на какой-либо наглядный или иллюстрированный материал, это позволит комиссии понять лучше суть дела.

Соблюдая эти практические советы, можно достичь хороших результатов. Успехов!

Что необходимо сделать к предварительной защите

Полностью завершить написание диссертации, отпечатать ее «чистовой» текст (можно не брошюровать).

Перед предварительной защитой диссертацию необходимо представить для ознакомления двум рецензентам. Рецензенты должны иметь ученую степень не ниже кандидата наук. Цель рецензирования - выявить недостатки диссертации, после устранения которых, она может быть рекомендована к защите на Ученом Совете (на предзащите официально определяется в каком Совете состоится защита диссертации, и кто будут официальные оппоненты). На предварительной защите 1-2 экземпляра диссертации должны находится в аудитории, чтобы присутствующие могли с ней ознакомиться.

Подготовить иллюстрирующий материал: плакаты, слайды, раздаточный материал (таблицы, схемы, рисунки, выполненные на отдельных листах А4 в количестве, равном или чуть меньше количества присутствующих на предзащите).

Готовьте то, что планируете использовать на защите, хотя, возможно, что-то придется переделывать или дополнять.

Подготовить текст доклада и выучить его (или хотя бы основную часть, во время которой Вы демонстрируете плакаты, слайды и т.д.). Продумать, в какой последовательности и с какими словами Вы будете подходить к плакатам. Тщательно отрепетировать способы связи разных частей доклада, чтобы при переходе от плаката к плакату или от описания методик к результатам исследования Вы не терялись и не произносили что-то типа: «Ну. вот. » или «Э-э-э-э», или вовсе замолкали, лихорадочно роясь в бумажках.

Пригласить на предзащиту как можно большее число коллег с разных кафедр, которые будут задавать Вам вопросы, делать замечания, выступать с положительной (надеюсь!) оценкой работы. Протокол предзащиты - важный документ, который подшивается к личному делу, отправляемому в Москву в случае Вашей успешной защиты. Желательно присутствие на предзащите не менее 3-4 докторов наук по Вашей специальности.

Спокойно и даже с благодарностью относитесь к замечаниям на предзащите. Чем больше Вас покритикуют на предзащите, тем легче Вам будет на защите.

Предзащита обычно продолжается около 2 часов. За это время приглашенные гости и сотрудники кафедры утомляются. В знак благодарности за их внимание и терпение к Вам по окончании предварительной защиты диссертанты обычно устраивают небольшое «чаепитие».

Доклад на предварительной защите

Данное практическое руководство призвано помочь умным и способным, но растерянным молодым аспирантам, сориентировать их, рассказать в целом о том, с чем им придется столкнуться во время обучения. Оно не преследует целью рассказать все тонкости подготовки к самой защите диссертации, а также нюансы оформления документов. Тот, кто дошел до этапа подготовки документов, уже не пропадет. Но поскольку успешно закончившим аспирантуру, считается тот, кто прошел предварительную защиту, а люди на ней часто «вялятся», ниже приводятся некоторые советы, касающиеся самого доклада.

Учтите, что требования к докладам на предзащите и защите одинаковые.

Итак, к докладу на предварительной защите предъявляются те же требования, что и к докладу на официальной защите. Поэтому, постарайтесь, чтобы доклад на предварительной защите соответствовал всем этим требованиям - репетицию лучше проводить в условиях, близким к реальным.

На доклад отводится 20 минут, но присутствующие будут Вам признательны, если Вы сократите это время (хотя бы до 18 минут размеренно докладываемого материала).

Классическая схема доклада подразумевает изложение (краткое) актуальности темы, цели исследования (иногда и задач), гипотезы, положений, выносимых на защиту. Диссертанты, защищающиеся по педагогическим специальностям, часто приводят объект и предмет исследования. Описывается контингент испытуемых (если не докладывался объект), их количество, число проведенных измерений, рассчитанных показателей - это создает представление об объеме проведенных исследований. Коротко излагаются используемые методы (методики) (часто иллюстрируются), основные результаты работы (обычно иллюстрируются плакатами, слайдами и т.д.), заключение.

Выводы, как правило, не докладываются в целях экономии времени, поэтому на предзащите они могут входить в раздаточный материал, либо печатаются в нескольких экземплярах отдельно. На защите этого делать не нужно, так как к ее моменту должен быть готов автореферат, несколько экземпляров которого находятся в зале защиты. Любой присутствующий на защите имеет право знакомиться с авторефератом (а также задать вопрос диссертанту).

Доклад обычно оканчивается словами: «Выводы разрешите не зачитывать, так как они логично вытекают из нашего доклада. Доклад окончен. Спасибо за внимание».

Время доклада можно распределить следующим образом

Вступление - актуальность, цель, (иногда и задачи) исследования, гипотеза, положения выносимые на защиту (2-3 минуты).

Методы исследования - 1-2 минуты, а еще лучше просто проиллюстрировать методы плакатом или слайдом и сказать о них лишь несколько слов.

Результаты исследования - 12-13 минут.

Заключение - 1-2 минуты.

Иногда помимо актуальности работы докладчик излагает также ее научную новизну, теоретическую и практическую значимость. Вступительная часть доклада растягивается, занимая половину или даже большую часть времени. Такое происходит, в основном, в случаях, когда нечего сказать о результатах исследования. Присутствующие долго слушают, как же хороша представленная работа, как она актуальна, сколько в ней научной новизны (и как только люди жили без нее раньше!), а до ее сути дело так и не доходит. Если Вы уважаете себя и хотите произвести хорошее впечатление, не нужно хвалить свою работу, а нужно показать ее реальные результаты.

Говоря о себе, в докладе принято употреблять множественное число: «Мы провели исследование, мы получили данные и т.д.» Этим подчеркивается Ваша скромность, а также то, что Вы цените оказываемую Вам помощь.

Постарайтесь докладывать без бумажки (прочитать можно только цель, задачи, гипотезу, положения, выносимые на защиту) - это сформирует о Вас благоприятное впечатление аудитории, создаст представление, что работа выполнена Вами самостоятельно. Если Вы стоите возле плаката или слайда, бумажка в Ваших руках будет выглядеть несолидно. На защите наиболее верный способ докладывать без бумажки - выучить долад наизусть, причем, очень хорошо. В противном случае, вы непременно растеряетесь. Доклад на предзащите можно не вызубривать. В докладе должны быть логические паузы, чтобы мысли слушающих могли следовать за Вашими, ударения на наиболее значимых моментах (прорепетируйте, на каких). Во время выступления постарайтесь несколько раз посмотреть в глаза каждому из слушающих.

Вы вряд ли выступите с докладом блестяще, если не прорепетируете его 5-7 раз. Репетиции нужно проводить с плакатами (слайдами) или с тем материалом, который вы будете демонтрировать. В противном случае, даже если Вы выучили доклад, необходимость показать что-то на плакате может сбить Вас. Не смейтесь - подавляющее большинство диссертантов репетирует свои доклады.

По окончании доклада диссертанту задают вопросы. Наверняка есть такой вопрос, ответ на который поможет лучше преподнести Вашу работу. Можно написать этот вопрос на бумажке и договориться, чтобы Вам кто-нибудь его задал.

После ответов на вопросы обычно кто-нибудь из профессоров желает высказаться и оценить в целом работу. Если Вы не уверены, что желающие найдутся, придется заранее договориться об этом с двумя-тремя профессорами, докторами наук (в крайнем случае - кандидатами). Выступления с высказываниями в адрес работы являются крайне желательным условием ВАКа. Каждый из выступающих должен в конце своей речи дать заключение о том, что в целом работа соответствует требованиям, предъявляемым ВАК к кандидатским диссертациям, и может быть рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата таких-то наук по такой-то специальности. Эти заключения (почти дословно) обязательно вносятся в протокол.

О соблюдении формальностей на защите позаботятся и без Вас, а вот на предзащите некоторые моменты лучше самому проконтролировать. Нужно найти человека, который будет вести протокол расширенного заседания кафедры, на котором проходит предзащита. В протоколе перечисляются присутствующие с указанием ученых степеней и званий, а также должностей. Далее он ведется по общепринятой форме (слушали. и т.д. постановили рекомендовать к защите. ). Лучше заранее посмотреть форму протокола, чтобы не упустить деталей. Попросите секретаря Ученого Совета или методиста аспирантуры показать Вам несколько примеров. После окончания предзащиты Вы будете переписывать протокол, назовете его «Выпиской из протокола заседания. » Это очень важный документ, который обязательно читают в ВАКе.

Маленькая хитрость, которую можно использовать на защите

Для создания о Вас блестящего впечатления, можно использовать маленькую хитрость. Ее мне поведал профессор психологии Г.Д. Горбунов - один из официальных оппонентов моей диссертации (проверила на собственном опыте - действует!). Эту хитрость имеет смысл использовать на защите, предзащита того не стоит.

Итак, наверняка Вам заранее известно, в какой аудитории будет проходить Ваша защита. В этой аудитории наверняка есть кафедра, возле которой диссертант начинает свой доклад. Еще до начала процедуры защиты, когда аудитория уже открыта, а члены Ученого Совета еще не собрались, положите на эту кафедру листы с текстом Вашего доклада, причем так, чтобы не перелистывать их потом.

Заранее (за день-два - чтобы наверняка) выучите наизусть первые несколько предложений доклада.

Когда Вам предоставят слово для краткого изложения материалов диссертации, выйдите к кафедре с пустыми руками, без каких-либо бумажек. Встаньте не за кафедру, а рядом с ней - чтобы все видели, что Вы ниоткуда ничего не можете читать. Начните доклад, смело глядя в глаза присутствующим (если глаза опустить, сногсшибательного эффекта может не получиться). Когда выученный Вами текст начнет подходить к концу, медленно переместитесь за кафедру. Дальше Вы уже можете опускать глаза и глядеть в Ваши бумажки, но периодически (и почаще) поднимайте взгляд. У членов Ученого Совета создастся впечатление, что Вы весь доклад делаете без бумажки.

Даже если кто-то из них потом и заметит, как Вы добились такого эффекта, благоприятного впечатления о Вас это не испортит.

ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ - Курс лекций научно-исследовательские методы и их анализ

ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ


После оформления уже написанной магистерской диссертации начинается про­цесс подготовки ее к защите, который включает:

1) предвари­тельное рассмотрение магистерской диссертации по месту ее выполнения (на кафедре «Политологии») (так называемая ее предзащита);

2) полное и окончательное оформление магистерской диссертации с учетом замечаний предзащиты, научного руководителя и рецензента;

3) подготовку магистранта к защите своей выпускной работы;

4) процедуру публичной ее защиты.

Публичная защита магистерской диссертации является завершающим этапом, поэтому от подготовки к нему зависит и оценка всей работы.


5.1. Предварительная защита


Когда магистерская диссертация закончена и соответствующим об­разом оформлена, она представляется к рассмотрению на за­седании кафедры (Политологии), т.е. той кафедры, которая является выпускающей, и при которой она была выполнена. Обычно такую процедуру на­зывают "предзащитой магистерской диссертации".

Предзащиты магистерских диссертаций обычно проводится за два месяца до официальной публичной защиты.

Участие на предзащите научного руководителя и магистранта выполнившего диссертацию является обязательны требованием. Неуважительное отсутствие магистранта на предзащите является основанием для его не допуска к публичной защите. Студент, пропустивший по уважительной причине предзащиту, может быть аттестован позднее на очередном заседании кафедры.

Сама процедура предзащиты проводится в следующей последова­тельности:

– предоставление магистранту слова для сообщения по теме диссертации;

– вопросы к магистранту по степени готовности диссертации, по ее содержанию, мето­дологии и методике научного исследования, оформлению работы, на которые ему необходимо ответить;

– ответы магистранта на замечания, предложения и пожела­ния членов кафедры;

– выступления присутствующих на заседании;

– подведение итогов дискуссии.

Затем принимается заключение по обсуждаемой диссертации, в котором обсуждается каждый пункт с уче­том высказанных на заседании замечаний и предложений.


5.2. Подготовка к защите


Примерно за неделю до дня защиты диссертации следует под­готовить все то, что потребуется соискателю в этом день, а именно:

1. Текст магистерской диссертации и одну его копию (ксерокопия);

2. Основные публикации по теме диссертации (не менее двух);

3. Текст выступления по защите магистерской диссертации в виде неболь­шого доклада (4-5 страниц печатного текста).

4. Таблицы, схемы, диаграммы и графики, взятые из текста магистерской диссертации и соответствующим образом подготовленные для демонстрации во время публичной защиты.

5. Слайды, презентации, кино-, фото- и видеоматериалы, компьютерные диски и т.п.

Первое и самое главное, с чего обычно начинается подго­товка магистранта к защите своей магистерской диссертации – это его работа над выступлением по результатам проведенного исследо­вания в форме доклада, призванного раскрыть существо и содержание работы.

Конкретно в структурном отношении доклад можно раз­делить на три части, состоящие из рубрик, каждая из которых представляет собой самостоятельный смысловой блок, хотя в целом они логически взаимосвязаны и представляют единство, которое совокупно характеризует содержание проведенного ис­следования.

Первая часть доклада в основных моментах повторяет вве­дение выпускной работы. Рубрики этой части соответствуют тем смыс­ловым аспектам, применительно к которым характеризуется ак­туальность выбранной темы, дается описание научной пробле­мы, а также формулировки цели выпускной работы. Здесь же не­обходимо указать методы, при помощи которых получен фак­тический материал выпускной работы, а также охарактеризовать ее состав и общую структуру.

После первой вводной части следует вторая, самая большая по объему часть, которая в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, характеризует каждую гла­ву выпускной работы. При этом особое внимание обра­щается на итоговые результаты. Отмечаются также критиче­ские сопоставления и оценки.

Заканчивается доклад заключительной частью, которая стро­ится по тексту заключения выпускной работы. Здесь целесообразно перечислить общие выводы из ее текста (не повторяя более частные обобщения, сделанные при характеристике глав основ­ной части) и собрать воедино основные рекомендации.

К тексту доклада могут быть приложены дополнительные материалы (схемы, таблицы, графики, диаграммы, слайды и т.п.), которые необходимы для доказательства выдвигаемых положений и обоснования сделанных выводов и предложенных рекомен­даций.

При подготовке к защите магистерской диссертации желательно еще раз внимательно перелистать весь текст выпускной квалификационной работы, если работа выполнена на иностранном языке, то и аннотации, сделать нужные пометки на их страницах, вложить в нужные места закладки.

Особое внимание следует обратить на аналитические таблицы, графики и схемы, содержащие в на­глядной и концентрированной форме наиболее значимые ре­зультаты проделанной студентом работы. Часть из таких ма­териалов желательно подготовить для демонстрации в зале публичной защиты. Они оформляются так, чтобы соискатель мог демонстрировать их без особых затруднений, и они были видны всем присутствующим в зале. Для этого, заранее до защиты необходимо установить и настроить соответствующее оборудование (компьютер, top-header и др.), а также развесить карты и таблицы, чтобы быть полностью готовым к защите.


5.3. Порядок и процедура публичной защиты


Защита магистерской диссертации происходит на заседании экзаменационной комиссии публично. Такая защита "должна носить характер науч­ной дискуссии и проходить в обстановке высокой требователь­ности, принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и прак­тического характера, содержащихся в выпускной работе.

Заблаговременно до дня защиты на доске объявлений кафедры вывешивается список студентов, которые будут проходить публичную защиту по определенным дням. Отсутствие магистранта в день защиты по веским неуважительным причинам является основанием для его снятия с дальнейшей публичной защиты или отложения защиты до осени.

В случае представления выпускной работы, написанной не на узбекском и рус­ском языках (заранее утвержденной решением кафедры), защита работы проводится на языке, на котором подготовлена впускная квалификационная работа. Не допускается защита на другом языке, чем та, на котором выполнена работа (Например, работа выполнена на русском, а магистрант хочет защититься на узбекском)

Рецензент и научный руководитель должны присутствовать на защите выпускной работы, если отсутствуют веские уважительные причины отсутствия. Разрешается проведение защиты в от­сутствие по уважительной причине только одного из них, давшего по работе свой письменный от­зыв. В этом случае на заседании экзаменационного совета пол­ностью оглашается отзыв отсутствующего научного руководителя или рецензента.

Заседание экзаменационной комиссии считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее двух третей его состава.

Решение экзаменационной комиссии, но вопросу присуждения степени бакалавра считается положительным, если за него про­голосовало не менее двух третей членов комиссии, участвовавших в заседании.

Заседание экзаменационной комиссии начинается с того, что председательствующий объявляет о защите выпускной квалификационной работы, оглашая ее название, фамилию, имя и отчество ее автора. При этом он указывает фамилии научного руководителя и рецензента.

Затем слово для сообщения основных результатов магистерской диссертации предо­ставляется самому студенту. Свое выступле­ние он строит на основе чтения (еще лучше пересказа) заранее подготовленных тезисов доклада, призванного показать высокий уровень теоретической подготовки его автора, его эрудицию и способность доступно изложить основные научные результаты проведенного исследования. При необходимости следует делать ссылки на текст выпускной работы, а также на допол­нительно подготовленные чертежи, таблицы и графики. Воз­можно также использование специально подготовленных слай­дов, кино- и видеороликов, плакатов, компьютерной техники.

Все материалы, выносимые на схемы и чертежи, должны оформляться так, чтобы магистрант мог демонстрировать их без особых затруднений, и они были видны всем присутствующим в зале.

Поскольку не только содержание текста доклада, но и ха­рактер его прочтения (или пересказа) и уверенность ответов на задаваемые вопросы в значительной мере определяют оцен­ку защиты, имеет смысл сообщить некоторые правила публич­ного выступления.

Особенно важно, чтобы речь магистранта была ясной, грам­матически точной, уверенной, что делает ее понятной и убе­дительной. Это вовсе не значит, что доклад готовится в ка­кой-то упрощенной форме, учитывая, что состав экзаменационной комиссии представлен учеными различных специальностей, которые иногда весьма далеки от тематики защищаемой выпускной работы. Наоборот, магистрант должен поставить себе задачу сделать доклад строго научным, хорошо аргументированным по содержанию. Тогда он будет понятен широкой аудитории спе­циалистов.

Речь магистранта должна быть не только ясной для пони­мания и уверенной, но и выразительной, которая зависит от темпа, громкости и интонации.

Совершенно недопустимо нарушение так называемых норм литературного произношения, в частности, употребление непра­вильных ударении в словах.

Можно дать несколько советов, помогающих магистранту чи­тать текст своего доклада:

– текст доклада должен быть напечатан крупными буквами, чтобы он был хорошо виден на расстоянии вытянутой руки;

– все цифры в тексте должны быть записаны только прописью, чтобы не пришлось считать нули;

– необходимо подчеркивать выделяемые слова;

– необходимо оставлять большие поля при печатании, чтобы можно бы­ло дополнить речь своими замечаниями;

– необхимо использовать простые слова и простые утвердительные пред­ложения, чтобы текст легко читался и чтобы не засматриваться в текст;

– нельзя перегружать текст подчиненными предложениями, опять таки чтобы долго не засматриваться в текст.

Следует учесть и такой вопрос, как выбор одежды, позы при выступлении с докладом, а также жестов, манер и других внешних форм поведения. Все это важно для студента. Из­вестная элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствует благоприятному впе­чатлению и расположению к нему со стороны членов экзаменационной комиссии, а также всех присутствующих на защите.

Магистрант делает свой доклад стоя на трибуне, обращая внимание при помощи деревянной, металлической или лазерной указки на какие-либо объекты, изобра­жаемые на плакатах, презентации, слайде или рисунках. В нужных случаях он сходит с трибуны, чтобы написать какие-либо формулы на доске, объ­яснить особенности слайда, карты или таблицы или в других случаях.

Время выступления магистранта ограничивается 7-12 минутами.

После выступления магистранта члены экзаменационной комиссии могут задать любые воп­росы по вопросам, затронутым в выпускной работе, методам иссле­дования, уточнить результаты и задать все те вопросы, которые их интересуют.

Отвечая на их вопросы, нужно касаться только существа дела. Магистранту следует проявлять скромность в оценке своих научных результатов и тактичность к задающим вопросы.

Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и записать. Желательно на заданный вопрос от­вечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может иск­лючить последующий.

После этого слово предоставляется рецензенту (оппоненту). Он может, как читать текст рецензии, так и выступать близко к тексту, однако следует учитывать то, что в выступлении должны обязательно прозвучать все замечания и пожелания, которые отражены в его письменной рецензии.

Последним выступает научный руководитель, который в своем выступлении обычно раскрывает отношение магистранта к работе над выпускным квалификационным исследованием, а также затрагивает другие вопросы, касающиеся его личности и достоинств.

После ответа на вопросы, замечания и пожелания членов комиссии, выступления рецензента и научного руководителя можно считать, что основная часть процедуры защиты магистерской диссертации за­кончена. Вторая часть заседания экзаменационной комиссии – это дискуссия по защищаемой выпускной работе.

В этой дискуссии могут принять участие, как члены комиссии, так и все присутствующие. Они могут давать как положитель­ную, так и отрицательную оценку выпускного исследо­вания с соответствующей аргументацией.

В ходе дискуссии дается качественная оценка проделанной студентом теоретической и практической работы, оце­нивается уровень его квалификации, отмечаются сильные и слабые стороны выпускной работы, высказы­ваются предложения и пожелания по использованию теорети­ческих и прикладных разработок студентом.

Затем председатель комиссии подводит итоги защиты и пред­лагает поставить работу на голосование. Решение комиссии счита­ется положительным, если за него проголосовало не менее двух третей членов комиссии, которые при­сутствовали на заседании комиссии и принимали участие в об­суждении выпускной работы.

После этого председатель комиссии объявляет об оценки за работы и защиту в целом и о том, что защитившемуся магистранту присуждается сте­пень бакалавра по соответствующему направлению, по которому он обучался – бакалавр международных отношений или бакалавр международной политологии.


Подготовка магистерской диссертации – сложный творческий процесс. По­нятно, что в одном пособии невозможно рассмотреть с одинаковой полнотой все его стороны, чему-то неизбежно приходится от­дать предпочтение. В соответствии с этим в данном пособии ос­новным объектом рассмотрения стали преимущественно вопро­сы, связанные с подготовкой и оформлением выпускной квалификационной работы, ибо эти вопросы являются наиболее проблемными для студентов. Именно им было уделено наиболь­шее внимание.

В этой связи уместно задать себе вопрос: есть ли смысл затрачивать столько усилий для овладения тонкостями научной работы? Ответ может быть только утвердительный, ибо прак­тика вуза подтверждает тот факт, что если магистрант не разобрался в основах научного творчества, то ему при­ходится постоянно "спотыкаться" в дальнейшей научной и исследовательской деятельности.

Читая данное пособие, следует помнить, что она не содержит го­товых рецептов на все случаи научного творчества. Все даю­щиеся в ней советы и рекомендации являются наиболее об­щими, требующими индивидуальной корректировки в соответ­ствии с характером и тематической направленностью выполня­емой выпускной работы.

Выпускные работы, как известно, пишутся по-разному. Одни студенты исходят из чисто практических соображений, потому что надо получить степень бакалавра, и работают над выпускной квалификационной работой только для этого. Они берут тему, какую попало, лишь бы "защититься". Другие рассматривают выпускную квалификационную работу как возмож­ность реализовать задуманную идею, которую они вына­шивали, к которому стремились, которого хотят в дальнейшем развить на уровне магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Такие люди обычно начинают с небольшой выпускной работы, которая постепенно развивается и, в конце концов, оформляется в виде полноценной докторской диссертации. Именно для таких студентов и предназначено данное пособие. Именно для них авторы стремились обобщить накопленный опыт научной работы в области подготовки выпускных работ и постарались передать его.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. – М. 1984.

Бурдин К.С. Веселов П.В. Как оформить научную рабо­ту. – М. Высшая школа, 1973.

Гречихин Л.А. Здоров И.Г. Информационные издания: Ти­пология и основные особенности подготовки. – М. Книга, 1988.

Демидова Л.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. – М. Русский язык, 1991.

Диссертация ва авторефератларни расмийлаштириш ?оидаларини тасди?лаш тў?рисидаги Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Ма?камаси ?узуридаги Олий аттестация комиссияси Раёсатининг ?арори. 2004 йил 26 июлдан кучга кирган // Ўзбекистон Республикаси ?онун ?ужжатлари тўплами. – 2004. – №28, июл. – 56-68 б.

Логика научного исследования. – М. Наука, 1965.

Магистерлик диссертацисини тайёрлаш бўйича услубий кўрсатмалар / Тузувчи: Т.ф.н. Б.Т. ?иёсов. – Т. ТошДШИ, 2002.

Олий таълим. Меъёрий ?ужжатлар тўплами. / Тузувчилар: Ш. А. Аюпов, Б. Х. Рахимов ва бош?. – Т. Шар?. 2003.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – 3-е изд. испр. – М. Высш. школа, 1984.

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М. Мысль, 1974.

Свинцов В.И. Логические основы редактирования текста. – М. Книга, 1972.

Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений. – 2-е доп. – М. Высш. школа, 1984.

Сокращение русских слов и словосочетаний в библиогра­фическом описании. – М. 1981.

Сокращение слов и словосочетаний на иностранных евро­пейских языках в библиографическом описании произведений печати. – М. 1978.

Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы


МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ


В 221200 – Международные отношения

(Подпись)Работу выполнил - магистрант IV курса отделения «Международные отношения» англо-арабской группы А.А. Алиев.

(Подпись)Научный руководитель – доктор политологических наук, профессор В.В. Валиев.

(Подпись)Рецензент – кандидат политических наук, доцент Г.Г. Ганиев.

Образец оформления оглавления выпускной квалификационной работы

Рекомендации по подготовке презентации и доклада для защиты магистерской диссертации - Студопедия

Рекомендации по подготовке презентации и доклада для защиты магистерской диссертации

16.1 Защита магистерской диссертации включает в себя доклад студента, его ответы на вопросы членов комиссии и заключительное слово студента, содержащее в том числе ответ на недостатки работы, высказанные членами ГАК во время защиты.

16.2 Доклад студента должен сопровождаться презентационными материалами, предназначенными для всеобщего просмотра (презентация Microsoft PowerPoint, слайды).

Общая продолжительность доклада не может превышать 30 минут.

16.3 Количество слайдов должно быть не менее 10 штук. Информация со слайдов оформляется в листы раздаточного материала (краткий реферат на 2-3 страницы), которые распечатываются в 5 экземплярах и во время защиты раздаются членам ГАК для более детального изучения информации, представленной на слайдах презентации.

16.4 Первый слайд является титулом презентации и включает информацию о названии Вуза и кафедры, теме диссертации, авторе и научном руководителе диссертации.

В слайдах обязательно должны быть отражены сл. данные:

·название темы диссертации, ФИО магистранта и научного руководителя;

·описание предметной области;

·концептуальная модель данных предметной области;

·результаты проделанной работы.

Переход по слайдам осуществляется только вручную.

Каждый слайд должен содержать:

б) изобразительную часть;

в) пояснительный текст (при необходимости).

16.5 Наименование слайда должно быть дано в виде заголовка в верхней средней части. Заголовок слайда должен быть кратким и соответствовать содержанию плаката. Изобразительная часть слайда должна иметь данные, поясняющие содержание слайда.

Доклад на защите диссертационного исследования

ДОКЛАД СОИСКАТЕЛЯ НА ЗАЩИТЕ

Проверьте диссертацию, автореферат или статью на плагиат! Недовольны результатом? Закажите повышение уникальности текста на бирже рерайтинга!

Доклад соискателя на защите диссертации

Каждый соискатель должен помнить, что присуждение ученой степени происходит по результатам публичной защиты диссертации. То есть мало написать диссер, его надо еще и защитить. Именно поэтому доклад (речь на защите) является одним из ключевых моментов защиты диссертации…

Несмотря на то, что структура доклада схожа с авторефератом диссертации, читая или декламируя свой доклад на защите, необходимо помнить, что это не автореферат. Структура доклада может быть следующей:
1. Напоминание присутствующим о своей персоне, теме работы и специальности.
2. Обоснование актуальности работы.
3. Определение цели и задач исследования.
4. Отметить объект, предмет, область исследования.
5. Указать количество источников и литературы, которые были использованы при написании диссера.
6. Изложение основных положений диссертации, выносимых на защиту. При изложении основных положений диссертационного исследования следует сформулировать их как можно более лаконично и предельно просто, чтобы было понятно каждому члену совета. При этом нужно помнить, что в диссертационном совете, как правило, сидят специалисты не только по вашей специальности. Также необходимо выделить свою роль как исследователя и новатора, сумевшего предложить новый и оптимальный подход среди существующих.
7. Покажите, как на практике подтвердились положения, выносимые на защиту, отметьте примеры успешной апробации работы. Также необходимо выделить теоретическую и практическую значимость исследования.
8. Выделите возможные перспективные темы для дальнейшего исследования по результатам диссертационного труда.
9. Поблагодарите научного руководителя и всех ученых, оказавших Вам поддержку в работе над диссертацией.
10. Поблагодарите присутствующих за внимание.

При устном докладе можно также использовать наглядные раздаточные пособия, стенд или аудиовизуальные средства презентации (например, PowerPoint). Однако, учитывая тот факт, что соискателю выделяется 10-15 минут на изложение своего доклада, то не следует злоупотреблять временем и вниманием членов диссовета. Поэтому рисунки, схемы и графики должны способствовать лучшему пониманию речи докладчика, а не отвлекать внимание слушателей.

Речь на защите – читать или декламировать?

Многие соискатели учёной степени кандидата наук никак не могут решить накануне защиты диссертации. что лучше: зачитать свою речь перед диссертационным советом с бумажки или продемонстрировать перед членами диссовета своё ораторское искусство?

Если диссертант – хороший оратор / ярый участник научных конференций / юрист-практик / педагог-преподаватель (нужное подчеркнуть), и у него есть опыт выступления перед «камерными» (компактными) аудиториями, то можно попробовать изобразить из себя «Цицерона». А если соискатель – «зеленый аспирант». или «бэк-офисный» работник (не вылезающий из закутков конторы), то лучше не экспериментировать с ораторским «мастерством».

В любом случае, вначале необходимо составить хороший, годный спич для защиты, «протестировать» его на друзьях, родственниках или домашних жЫвотных. Затем рекомендуется сходить на пару защит диссертаций и разузнать, как «академики» из диссовета относятся к чтению диссертантом доклада «с бумажки». И если «начитка» неприемлема, то можно выбрать «комбинированный» вариант: зачитать с бумажки наиболее сложные, «теоретические» абзацы и положения доклада, а всё остальное рассказать «вживую». лишь изредка подсматривая в распечатку текста. При этом сами странички текста лучше всего разместить в прилично выглядящую папку, чтоб не позориться перед публикой, выступая, как Задорнов, с клочками бумажки…

Удачи на защите!