Руководства, Инструкции, Бланки

Эссе Образцы По Истории img-1

Эссе Образцы По Истории

Рейтинг: 4.1/5.0 (1914 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как написать эссе по истории

Как написать эссе по истории

Сев за эссе по истории, первым делом определитесь с темой. Возможно, что преподаватель уже дал вам тему, которая не пришлась по душе, по которой ничего не хочется писать. Но в любом случае, выбрали вы тему, или вам ее дал преподаватель, следующий этап в работе - поиск информации по имеющийся теме. Постарайтесь изучить её в мельчайших подробностях. Возможно, даже если изначально она не вызывала у вас симпатии, вы сможете придумать план ответа, а заодно запасётесь и фактическим материалом.

Затем найденную информацию необходимо упорядочить. Составьте план рассуждений, опираясь на причинно-следственные связи между событиями, о которых пойдёт речь в вашем эссе. Не пренебрегайте планом, как бы скучно это ни казалось: строгая схема, в зависимости от которой будет впоследствии строиться ваше эссе, поможет вам избежать алогичности в сочинении. Как правило, за нарушение логики в рассуждениях довольно часто снижают балл.

Перед тем как приступить к написанию эссе, продумайте также аргументы и контраргументы - "за" и "против", выражаясь проще. Продумайте их заранее, так как позже у вас не будет времени "соскальзывать" на пространные рассуждения. Выпишите их в столбик и кратко, в виде тезисов, а после, на бумаге, "обшейте" эти сухие аргументы "кружевом" своего красноречия. Но не забывайте: краткость сестра таланта, избегайте "воды".

План и список тезисов готовы, идеи в голове уже сформировались, можно доставать листок и писать. Когда возьмётесь за основной текст эссе, отдавайте предпочтение публицистическому стилю речи. Но лучше проконсультируйтесь с преподавателем: может быть, в вашем конкретном случае нужно склоняться к научному стилю. Главное - не "скатывайтесь" на разговорный стиль, как бы вам ни хотелось выражаться попроще, как в повседневной жизни. Это сразу умалит ваш опус в глазах проверяющего.

В конце эссе не забудьте чёткий, ясный вывод. Отсутствие вывода карается по всей строгости закона, подчас это самая важная часть в сочинении. Так что, изложив все аргументы pro et contra, не забудьте сделать из всех своих рассуждений достойный вывод. И не забудьте добавить собственное мнение, часто именно это и требуется от автора эссе - на основе исторической ситуации высказать собственное мнение. Обязательно свяжите его с фактическим содержанием сочинения.

Другие статьи

Историческое сочинение (эссе)

Историческое сочинение (эссе).

В помощь тем, кто сдает экзамены по истории России.

В заданиях ЕГЭ части С6 содержится следующий текст:

Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них

ОДНОГО и выполните задания.

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.).

Примерный алгоритм написания эссе

1 . Определите время жизни исторического деятеля:

-назовите время жизни /деятельности (годы, десятилетия века, период, годы правления) исторической личности;

-поясните, кто или что повлияло на становление личности, ее взглядов (очень кратко);

-охарактеризуйте исторические условия, в которых происходила деятельность исторической личности (кратко).

-сформулируйте направления, цели и задачи деятельности (возможно по сферам общественной жизни);

-назовите способы, методы, формы осуществления поставленных задач на каждом направлении (конкретные факты). Если необходимо, раскройте связи и противоречия личности — в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей;

-покажите итоги и результаты деятельности на каждом направлении (конкретные факты, можно по сферам общественной жизни).

3. Оценка результатов деятельности исторической личности:

-дайте обобщенную характеристику перечисленным результатам (по значимости этих результатов для страны, народа; по их влиянию на последующий ход событий и т.д.);

-назовите альтернативные оценки данного исторического персонажа, существующие в исторической науке;

-выразите свое отношение к результатам деятельности этого исторического деятеля (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков, возможна оценка с точки зрения общественного блага, позиций гуманизма или понимания прогресса).

Ниже приведены факты из жизни и деятельности исторических личностей России, которые помогут выпускнику в написании

Историческое сочинение (эссе).

- согласно легенде три варяжских брата - Рюрик, Трувор и Синеус были приглашены новгородцами, кривичами и др. на Русь в 862 г.;

- Рюрик единовластно княжил в Новгороде 15 лет.

-скончался в 879 г. передав правление малолетнему сыну Игорю (соправитель Вещий Олег);

- является основателем династии Рюриковичей, правившей до конца ХVI в.

- правил около 30 лет, решительный, коварный и очень умный политик;

- в 882 г. объединил Новгородские земли с Киевом и как результат- возникновение Русского государства (Киевская Русь);

-важнейшей заботой для него было:

1) освобождение от власти Хазарского каганата;

2) подчинение Киеву еще не покоренных восточнославянских племен и обложение их данью;

3)защита рубежей государства от внешних врагов;

4) обеспечение выгодных условий для Руси в торговле с Византией.

- к исходу своей жизни Олег стал государственным деятелем международного масштаба;

- ему удалось поставить на колени Византийскую империю;

- придал княжеской власти авторитет и международный престиж;

- принял на себя титул великого князя, остальные русские князья стали его данниками- вассалами;

- умер, по легенде, от укуса змеи, находившейся в черепе его любимого коня.

- в 903 г. женился на псковитянке Ольге, которая приняла это имя от Олега, знак его дружбы к ней;

-в 913 г. усмирил восставших древлян, обложив их данью;

-при нем появились печенеги, и он успешно отражает их набеги на Русь.

- ему удалось предотвратить распад государства:

- заключил перемирие с печенегами;

-границы государства расширил за счет подчинения племен уличей и др.;

-совершил походы на Византию (война 941-945 гг.);

- осенью 945 г. отправился к древлянам в полюдье за данью и был убит. Во главе восстания стоял князь Мал.

- вошла в историю как хитрой (по преданию), святой (нарекла ее церковь), мудрой (история);

-подавила восстание древлян, подожгла Искоростень (отомстила за смерть мужа согласно обычаю);

- пыталась повысить престиж государства не военными походами, а умелой, мудрой дипломатией;

-в 955 г. приняла христианскую веру под именем Елены, веря в то, что престиж страны немыслим без веры;

-начало организации системы обложения налогами русских земель (ввела уроки - размер дани, все подвластные земли разделила на определенные административные единицы, определила места сбора дани – погосты);

- укрепила дипломатические отношения с Германией.

- князь- воин, перед нападением на врага предупреждал: «Иду на Вас!», перед боем обращался к воинам: «Мертвые сраму не имут»;

- в древних летописях его сравнивали с гепардом (смел, отважен, храбр);

-совершил ряд победоносных походов на Оку, Поволжье, Северный Кавказ, Балканы;

- в 965 г. разгромил хазаров, подчинил Киеву вятичей, обложив их данью;

- в 968 г. вторгся в Болгарию и сделал Переяславец своей столицей;

-война с Византией, начатая в 971 г. не принесла удачи: большие потери вынудили Святослава пойти на заключение мира;

- нападал на печенегов, но от них же сам и пострадал, был убит у порогов Днепра. Князь печенегов Куря, из черепа Святослава сделал чашу;

- имел трех сыновей, которые после смерти Святослава начали междоусобную войну за престол.

6. Владимир I Святой, Красное Солнышко (980- 1015 гг.):

- сын рабыни и Святослава, сложная и противоречивая натура, реформатор, креститель Руси, градостроитель, крупный государственный деятель;

- без колебания включился в борьбу за престол;

--пытался провести реформу языческой веры, создав Пантеон языческих богов в Киеве;

- 988 г. насильно крестил Русь. Сам со своей дружиной принял крещение в Херсонесе (под именем Василия);

- на месте капища была построена первая деревянная церковь на Руси – церковь Святого Василия;

- в Киеве был построен первый каменных храм на Руси, посвященный Богоматери, в народе Десятинная церковь (996 г.);

-организатор обороны русских земель от печенегов, построил линию обороны из укреплений;

- обращал внимание на развитие культуры и образования;

- преданный своей дружине и товарищам, щедрый к простым людям;

- полководец, но не был завоевателем;

- имел 12 сыновей, разделил земли на уделы, что послужило одной из причин междоусобной войны после его смерти.

-вошел в историю под прозвищем Мудрый, не обладал физической силой, был хромоногим, 4-й сын Владимира I, сумел пробиться на княжеский престол и сохранить его в течение 35 лет;

- градостроитель – построил новый «Ярославов город»;

- поборник образования, открывал школы, библиотеки;

- утвердил передачу княжеской власти по старшинству;

- женат был на дочери шведского короля;

-устраивал династические браки своих детей с целью укрепления авторитета Руси;

-положил начало созданию свода писаных законов на Руси «Русская правда»;

- утвердил в 1051 г митрополичью кафедру, и впервые был назначен русский священник;

- строил монастыри - Печерский монастырь (Киево-Печерская лавра);

- при нем Киев превратился в один из крупнейших центров христианского мира. Имелось множество церквей, 8 рынков, библиотеку, школы;

- разбил печенегов и на том месте в1037 г. был построен Софийский собор, в котором был похоронен под титулом «царя нашего» (впервые применен этот титул к русскому государю);

-его сыновья – Ярославовичи почти 20 лет жили, сохраняя завещание отца - блюсти единство земли Русской;

- совместное законотворчество Ярославовичей – создание в 1072 г. свод законов «Правда, Ярославичей».

- внук двух сильнейших монархов Европы - Киевского князя и императора Византии, увлекался охотой и чтением, был женат на дочери английского короля Гарольда - Гите.

- автор нескольких литературных произведений, в т.ч. «Поучение детям»;

- градостроитель, построил мост ч/з Днепр, основал город Владимир- Залесский на Клязьме;

- является родоначальником последующих киевских князей или «дома Мономаха»;

-сумел на время приостановить процесс распада Руси на уделы;

- высказывался против смертной казни кА наказания вообще;

- был милостив к мятежникам;

- реформатор, создал новую «Русскую Правду»- «Устав Владимира Всеволодовича»:

1) упорядочил долги, что ограничило произвол ростовщиков;

2) новые статьи облегчили участь рядовых крестьян.

- полководец, совершил ряд походов против половцев (крестовые походы);

- вошел в историю как собиратель и защитник Русских земель.

-старший сын Владимира Мономаха;

- стремился урегулировать отношения в княжеской семье - сохранил за братьями их владения;

-сажал на важнейшие государственные «столы» (Новгород, Смоленск и др.) своих сыновей;

-проводил активную политику против половцев, оттеснил их за Дон, Волгу, Урал и Закавказье;

-обезопасил северо- западные границы Руси - походы против чуди и литовских племен;

- в истории за него говорят следующие строки «много пота утер за Русскую землю»;

- был последним князем, которому удалось добиться относительного единства Руси, после го смерти на Руси наступает период политической раздробленности страны.

-властолюбив, энергичен, основательно укреплял Северо-Восточную Русь;

- градостроитель: основал города Дмитров, Переяславль- Залесский, Юрьев - Польский, заложил г. Москву;

- стал первым самостоятельным князем Залеской Руси;

- сделал Суздаль своей столицей, основав княжескую резиденцию недалеко от города, место, которое считалось святым;

- воевал с волжскими болгарами, соседями, мечтал о титуле «великого» князя, вступил в борьбу за Киевский престол;

- в 1155 г. захватил Киев и сел на трон;

- энергично поддерживал колонизацию неосвоенных земель, строил города, возводил церкви, монастыри;

- в 1157 г. был отравлен на пиру боярами, так как киевляне не любили его, считали чужаком.

- женат на дочери польского короля Болеслава- приказал убить сыновей своего старшего брата Владимира: Бориса и Глеба (церковь объявила их святыми);

- в борьбе за престол использовал печенегов, поляков;

- в 1019 г. состоялась битва на р. Альта, Святополк потерпел поражение, бежал;

- кончил свою жизнь в изгнании, за его злодеяния прозвали Окаянным.

Как пишут эссе по истории

Как пишут эссе по истории. Примерный план эссе по истории, темы

Этот жанр сейчас переживает очевидное возрастание своей популярности. Сейчас он востребован не только литераторами, но и также программой обучения в выпускных классах средней школы. Французское слово «эссе» в нашем языке имеет значение «опыт, попытка, очерк». И действительно, этот жанр предполагает безусловно глубокое знание автором такого произведения предмета своего исследования. Но, кроме знания, важна оригинальная мысль, притягательный стиль изложения.

Стилевые рекомендации в написании эссе

На вопрос, как пишут эссе по истории, следует отвечать, что все-таки преобладающим в них является академический стиль. Это важно – не понизить уровень изложения до разговорного языка. Тема эссе раскрывается при помощи изящно подобранных аргументов. (Об этом будет подробнее сказано далее в статье.) Важное значение имеет личность повествующего, его индивидуальное мнение о тех или иных событиях, впечатления, логика рассуждений. Поэтому академичность изложения должна быть не абсолютной, а допускающей творческое применение автором художественных средств.

Жанровые особенности эссе

Как следует понимать из вышесказанного, пересказ истории этим жанром отличается от того, что мы можем видеть в учебниках. Здесь не ощущается желание представить предмет изложения объемно и систематично. Эссе по истории имеет четко выраженную направленность на раскрытие определенного сюжета, эпизода истории. Автор должен представить свой оригинальный взгляд, стиль мышления, изложить весомые аргументы.

Какого объема должны быть эссе

Объем эссе не должно быть большим, соразмерным, например, с романом. Скорее, оно имеет компактный, ограниченный характер, хотя бы в силу освещения достаточно ограниченной темы. Ведь перед этим жанром стоит задача – осветить конкретный исторический сюжет, показать определенное видение роли отдельной личности. Обычно, в зависимости от замысла автора, оно соразмерно с рассказом или небольшой повестью. Объем – от нескольких до 20–30 страниц. Не существует единых рекомендаций о том, как пишут эссе по истории. Есть, как мы уже упоминали, лишь рекомендация придерживаться не разговорного, а академического стиля. Изложение сюжета может быть самым разнообразным и даже парадоксальным. Главное – другое: заставить историю «говорить», сделать ее «живой», пробудить эмоциональное внимание читателя к событиям «давно минувших дней». Следует подчеркнуть, что при этом субъективность автора находится в определенных границах: она не может противоречить реальным фактам и событиям.

Эссе по истории: как писать?

Многим из нас нравятся определенные сюжеты из истории. Они вызывают ассоциации и эмоции, позволяют гордиться своей страной. Как пишут эссе по истории?

Получив тему, произведите подборку материала к ней. Удостоверьтесь, что вы сможете ее изложить ярко и нестандартно. Если же собранный материал не позволяет этого сделать – тему лучше поменять. Составьте, исходя из вашей выборки, свой план рассуждений. Это – очень важно – жесткое следование выбранной логике.

Структурно эссе по истории начинаются со вступления, где сформулирован главный вопрос, определяющий направление изложения. Затем - основная часть, представляющая собой развернутый авторский ответ, отображающий его личную точку зрения на предложенную тему. Автору следует заранее предусмотреть аргументацию, все возможные «за» и «против». Они должны фигурировать в произведении. В основной части, на ее промежуточном этапе, дополнительно позиционируют краткий концентрированный ответ на вопрос, представленный во вступлении, а также – несколько предположительных подвыводов. Это – одна из жанровых особенностей. Заключение же представляет собой окончательную расшифровку подвыводов.

Аргументация эссе по истории

Ответ на вопрос, как пишут эссе по истории, будет, конечно же, не полным без указания, как использовать в нем аргументацию. Суть этого жанра составляет доказательство истинности взглядов автора. Оно использует не только логические рассуждения. Также в нем фигурируют и ассоциации, связанные с существующими в обществе моральными нормами и порожденными ними чувствами, эмоциями людей. Используются общеизвестные логические термины: индукция (способ доказательства, предполагающий логику: от частного – к общему выводу); дедукции ( из общего умозаключения формулируется частный вывод); аналогии (сравнение логики прохождения двух исторических событий: эталонного и изучаемого, с последующей формулировкой выводов). Это всего лишь некоторые логические приемы, которые используются в эссе по истории. «Как писать доказательство его главного тезиса?» – этот вопрос предполагает многовариантность, в том числе и доказательство от противного, логическое опровержение, косвенное доказательство.

Планирование работы над эссе по истории

Вначале следует досконально изучить материал об исторической обстановке, в которой произошло формирование исторических личностей-фигурантов, подробности, обстоятельства и хронологию основных событий вашего эссе по истории. «Как писать о ходе исторических событий?» - спросите вы. Наиболее распространенное изложение – в хронологическом порядке. Его, как правило, рекомендуют для начинающих авторов. Говоря об исторических персонажах, следует представлять их личностные характеристики: на страже чьих интересов они стоят, какие взгляды на общество им присущи, способствовали ли лично они прогрессу или же наоборот. Сами темы эссе по истории зачастую содержат краткий намек на обосновываемый автором тезис.

Личность главного героя - важный элемент эссе

Что еще об историческом герое может прозвучать в таком сочинении? Его нравственный облик, предпочтения, интеллектуальный уровень, организаторские способности. Противоречива ли его личность? Каково ее значение: для улучшения качества жизни народа, для дальнейшего развития страны. Особо ценна в эссе – эмоциональная авторская нравственная характеристика его главных героев. Она должна логично исходить из общей нити повествования и быть самым выигрышным ее элементом с точки зрения влияния на читателя. Эссе по истории России поэтому очень часто посвящаются харизматичным историческим личностям, настоящим героям и видным государственным деятелям - Александру Невскому, Петру I, Александру Суворову.

Блестящие битвы двадцати-двадцатидвухлетнего князя Александра: Ледовое побоище и Невская битва послужили великому и святому делу - сохранению русской государственности, не в меньшей мере, чем его дипломатические успехи во взаимоотношениях с Золотой Ордой. Великое реформаторство, глубокое обостренное понимание важности прогресса, умение организовать и воодушевить людей отличало Петра Великого. Блестящий и героический Альпийский поход, удивительная битва при Рымнике и просто фантастическое взятие крепости Измаил прославили Россию и великого полководца Александра Суворова. Множество сюжетов, достойных эссе, содержит наша история.

Вывод

Рассматриваемый в статье жанр исторического эссе в настоящее время переживает свое возрождение. Он, воспитывая патриотизм, помогает взглянуть на яркие страницы истории свежим взглядом, заинтересовать историей своей страны широкий круг людей и особенно молодежь. А как известно, без прошлого нет и будущего. Важно помнить: кто мы и откуда, чтить и помнить своих великих земляков. Это – залог преемственности и того, что большие и важные дела, начатые нашими предшественниками, будут продолжены.

Как мы видим, план эссе по истории является, конечно же, необходимым элементом для его написания, но далеко не достаточным. Кроме него, для написание такого произведения важна стройная логика изложения, мощные неоспоримые документы в доказательстве и тонко донесенные до читателя основополагающие гражданские моральные принципы.

Учимся писать Эссе

Учимся писать Эссе

В связи с введением в 2006-2007 учебном году ЕГЭ во всех школах нашей страны, ученикам были предложены новые формы сдачи выпускных экзаменов. Теперь для успешной итоговой аттестации по русскому языку необходимо иметь не только теоретические знания по данному предмету, но и умение дать развернутый ответ в жанре эссе. Также все задания, которые предлагаются в части С - определить основную мысль текста, сделать языковой анализ и написать собственное сочинение-отклик на основную тему, - должны быть логично скомпонованы и композиционно правильно выстроены. Ведь отличие письменной речи от устной в том и состоит, что письменная речь всегда целенаправленна.

Задание открытого типа с развернутым ответом - это сочинение на основе предложенного текста. Оно проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

  • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
  • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
  • выражать и аргументировать собственное мнение;
  • последовательно и логично излагать свои мысли;
  • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • практической грамотности - оформления высказываний в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования и роста.

Зачастую ученики либо пересказывают текст, либо пытаются дать его полный лингвистический анализ. На самом деле надо понять основную мысль исходного текста, ведь именно от этого зависит раскрытие темы эссе. Выпускник также должен согласиться или не согласиться с мнением автора текста, привести ряд аргументов, доказывающих его позицию. В тексте сочинения должно быть место формулировке основной мысли исходного текста, анализ с объяснением использования этих языковых средств и объяснением того, как ученик понимает эти оттенки смысла. Должно найтись место и собственному мнению ученика, вступлению и заключению сочинения.

Уже не первый год ученики нашей школы занимаются проектной деятельностью.

Т. к. в объеме школьной программы не предусмотрено необходимое количество часов на изучение и отработку навыков по написанию эссе, я посоветовала своим ученикам для защиты проекта на «Ярмарке идей» выбрать тему «Как написать эссе» и вместе составить алгоритм написания части С. Ребята с интересом работали над этой темой, считая, что эта работа поможет им успешно сдать ЕГЭ по русскому языку.

В своей работе выпускники рассмотрели следующие вопросы:

  • История рождения литературного жанра эссе.
  • Определения эссе.
  • Особенности эссе как литературного жанра.
  • Разновидности эссе.
  • Подготовка к написанию эссе.
  • Структурная схема эссе.
  • Как написать эссе. Примеры эссе.
  • Памятка для учащихся при написании эссе.
  • Требования, предъявляемые к эссе.
  • Алгоритм написания эссе.
  1. Создать алгоритм написания эссе.
  2. Помочь выпускнику успешно сдать экзамены в форме ЕГЭ.

Вторичная цель: раскрыть свои индивидуальные особенности: способность самостоятельно мыслить, сопоставлять, сравнивать – готовность к написанию.

  • изучить жанр эссе;
  • показать, как можно выражать своё личное восприятие текста;
  • самостоятельно размышлять по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного;
  • развить читательскую и творческую активность.

Подготовительный этап к написанию эссе

  1. Внимательно прочтите текст, предлагаемый для написания эссе.
  2. Вспомните, что вы знаете об авторе.
  3. Найдите ключевые слова.
  4. Запишите объективные ключевые слова по группам.
  5. Отметьте стрелками связь или противопоставление объективных ключевых слов.
  6. Рядом с объективными запишите субъективные ключевые слова, отнеся их по смыслу.
  7. Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение.
  8. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?).
  9. Сформулируйте проблему текста в виде вопроса.
  10. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
  11. Подумайте, какие вы будете использовать литературные приемы, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
  12. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
  13. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
  14. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Алгоритм написания эссе:

  1. Формулировка проблемы исходного текста.
  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
  3. Отражение позиции автора исходного текста.
  4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
  5. Заключение.

Комментарии к алгоритму:

1. Формулировка проблемы исходного текста.

Экзаменуемый обязательно должен сформулировать одну из проблем исходного текста. Для этого он может ответить на следующие вопросы: О чем рассказывается в тексте? Какие вопросы рассматривает автор? Какие проблемы поднимает? Какие вопросы волнуют писателя? и т.д.

АНАЛИЗИРУЕТСЯ (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких-то) проблем; ДАЁТСЯ истолкование (чего); описание (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт (чего); ИЗЛАГАЕТСЯ история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создание (чего)); ИССЛЕДУЕТСЯ комплекс (каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость(чего от чего); применение (чего в чём)

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

В этой части сочинения излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть сочинения-рассуждения, в которой ученик показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему.

Комментарий может быть:

  • текстуальным, т. е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы;
  • концепционным, т.е. представить собственное мнение с опорой на предложенный текст.

3. Отражение позиции автора исходного текста.

Выпускник должен правильно сформулировать авторскую позицию по прокомментированной проблеме, а также назвать языковые средства выразительности, помогающие автору выразить свои мысли, оценить употребление языковых средств с точки зрения мотивированности в контексте, т.е. объяснить их роль в тексте, и привести примеры их использования в анализируемом тексте.

Возможные опорные выражения:

Автор даёт оценку (чему)
Автор выявляет сущность (чего)
Автор излагает свой подход (к чему)
Автор исходит из того, что
Автор показывает собственное понимание (чего)
Автор считает правомерным (что)
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Приведенные примеры автор характеризует как
По мнению автора
Автор убедительно доказывает (что)
Определяя сущность и место (чего в чём), автор считает, что
Подчёркивая актуальность(чего), автор обращает внимание (на что)
По мнению автора, важное значение имеет (что)

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

Экзаменуемый должен выразить собственное мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с позицией автора (я согласен с мнением автора…, я разделяю точку зрения автора…, авторская позиция мне близка, вполне понятна…) и аргументировать свою позицию. Ученик может использовать следующие типы аргументов:

  • Факты
  • Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.)
  • Статистика (количественные показатели развития производства и общества)
  • Законы природы.
  • Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
  • Данные экспериментов и экспертиз.
  • Свидетельства очевидцев.
  • Конкретный пример, который берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае.
  • Литературный пример из общеизвестного произведения.
  • Предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).
  • Мнение известного человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.
  • Цитата из авторитетного источника.
  • Мнение специалиста, эксперта.
  • Мнение очевидцев.
  • Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Возможные опорные выражения:

Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…
По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…
Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором (чего)

В заключение учащийся должен подвести итог сказанному, сделать выводы.

Возможные опорные слова: в заключение хочется отметить (подчеркнуть, обратить внимание); итак; таким образом).

Алгоритм написания эссе

Историческое сочинение

Историческое сочинение. Пример выполненного задания 25 егэ по истории-2016г

Задание 25 (11 баллов)

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

В случае, когда исторические события явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов

Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов).

Оценивается от 0 до 2 баллов.

В случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса), выставляется 2 балла.

Если правильно указано одно событие (явление, процесс) — 1 балл.

Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то выставляется 0 баллов.

Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный период истории России.

Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2 балла.

Если правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 1 балл.

Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 3. Причинно-следственные связи.

Оценивается от 0 до 2 баллов.

В том случае, когда правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2 балла.

Если правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл.

Если причинно-следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно-следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 4. Историческая оценка событий .

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл.

Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0 баллов.

Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий .

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если при изложении корректно использованы исторические термины, понятия, то можно поставить 1 балл.

Если при изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы, то будет выставлен 0 баллов.

Критерий 6. Наличие фактических ошибок .

Оценивается от 0 до 2 баллов.

По данному критерию положительные баллы будут выставлены только в том случае, когда по критериям К1–К4 поставлено не менее 4 баллов.

При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтенные при выставлении баллов по критериям К1–К5.

Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то ставится 2 балла.

Если допущена одна фактическая ошибка — 1 балл. Если допущены две или более фактические ошибки — 0 баллов.

Критерий 7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.

Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала), то за него ставят 1 балл.

Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений — только 0 баллов.

Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.

Пример исторического сочинения

Приведем пример исторического сочинения по периоду 1645–1676 гг.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).

«1645–1676 гг. — это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов — Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».

В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).

В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.

«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство.

Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».

В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.

«Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.

Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».

В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.

«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».

В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно-следственные связи между событиями.

«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Оба события — и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа — были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».

В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.

«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода — 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г. Медный бунт 1662 г. первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец — Михаил Федорович.

Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, — но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».

С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия — не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», — утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».

В целом, эпоха Алексея Михайловича — это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».

В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.

• ___ (нужный период) — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.

• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.

• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.

• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.

• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.

• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.

• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.

• ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.

• С одной стороны, ___.

• Но, с другой стороны, ___.

• Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.

• Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.