Категория: Инструкции
Приведена новая Инструкция об обязательных нормативах банков.
Инструкция устанавливает числовые значения и методику расчета нормативов. Это делается в целях регулирования (ограничения) принимаемых банками рисков. Также устанавливается порядок надзора ЦБ РФ за соблюдением нормативов.
Инструкция касается нормативов достаточности собственных средств (капитала); использования данных активов для приобретения акций (долей) других юрлиц; ликвидности; кредитов; совокупной величины риска по инсайдерам, а также максимальных размеров банковских гарантий и поручительств, предоставленных участникам (акционерам), риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, крупных кредитных рисков.
Прочие нормативы устанавливаются иными нормативными актами ЦБ РФ. К таким нормативам относятся предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в его оплату; минимальный размер резервов, создаваемых под риски; величины валютного и процентного рисков; обязательные нормативы для банковских групп и небанковских кредитных организаций.
При расчете нормативов должны выполняться 2 требования.
Первое - если остатки на балансовых счетах и (или) их части не входят в перечень балансовых счетов и (или) кодов для расчета норматива и по экономическому содержанию относятся к рискам, регулируемым (ограничиваемым) последним, то банк включает эти счета (части) в расчет норматива.
Второе - если остатки на балансовых счетах и (или) их части, входящие в указанный перечень и предназначенные для покрытия (уменьшения) регулируемого нормативом риска, по экономическому содержанию риск не покрывают (не уменьшают), то банк такие счета (их части) в расчет норматива не включает.
ЦБ РФ может применять к банкам принудительные меры воздействия в случае несоблюдения норматива в совокупности за 6 и более операционных дней в течение любых 30 последовательных операционных дней.
Инструкция подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 1 января 2013 г.
С этой же даты прежняя инструкция утрачивает силу.
Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. N 139-И "Об обязательных нормативах банков"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2012 г.
Регистрационный N 26104
Настоящая Инструкция подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 1 января 2013 г.
Текст Инструкции опубликован в "Вестнике Банка России" от 21 декабря 2012 г. N 74
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указание Банка России от 29 июня 2016 г. N 4055-У
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания
Указание Банка России от 7 апреля 2016 г. N 3990-У
Указание Банка России от 30 ноября 2015 г. N 3855-У
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Указание Банка России от 1 сентября 2015 г. N 3764-У
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2015 г.
Указание Банка России от 18 июня 2015 г. N 3684-У
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"
Указание Банка России от 16 февраля 2015 г. N 3566-У
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"
Указание Банка России от 16 декабря 2014 г. N 3490-У (в редакции Указания Банка России от 24 декабря 2015 г. N 3910-У)
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г. за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу
См. будущую редакцию настоящей Инструкции
Текст настоящей Инструкции представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Указание Банка России от 18 декабря 2014 г. N 3497-У
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"
Указание Банка России от 25 ноября 2014 г. N 3452-У
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"
Указание Банка России от 30 сентября 2014 г. N 3401-У
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2014 г.
Указание Банка России от 30 мая 2014 г. N 3268-У
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"
Указание Банка России от 25 октября 2013 г. N 3097-У
Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!
Текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс
Банка России от 23.07.1998 N 159-Т "О порядке применения отдельных положений Указания Банка России от 25.12.97 N 101-У "О введении Инструкции "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" и об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам" и Инструкции Банка России от 30.06.97 N 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам"
в данный момент недоступен.
Вы можете сейчас
бесплатно получить текст
на электронную почту
Документ недоступен на сайте
Данный документ доступен в коммерческой версии системы КонсультантПлюс. Вы можете купить систему или заказать ее бесплатную демонстрацию .
Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. расположенный в Вашем городе/регионе.
Дополнительная информация к документу
Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.
На сайте возможность недоступна.
В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):
- указан период действия редакции
- можно найти редакцию на определённую дату
- можно сравнить редакции друг с другом
На сайте не представлены редакции документа
1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину, -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение, -
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
5. Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба, -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
6. Деяние, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
7. Деяние, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное в особо крупном размере, -
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Примечания. 1. Значительным ущербом в части пятой настоящей статьи признается ущерб в сумме, составляющей не менее десяти тысяч рублей.
2. Крупным размером в части шестой настоящей статьи признается стоимость имущества, превышающая три миллиона рублей.
3. Особо крупным размером в части седьмой настоящей статьи признается стоимость имущества, превышающая двенадцать миллионов рублей.
4. Действие частей пятой - седьмой настоящей статьи распространяется на случаи преднамеренного неисполнения договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, когда сторонами договора являются индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
К классификационным критериям распределения задолженности по группам риска относится также категория заемщика. В соответствии с этим критерием всех заемщиков разделяют на инсайдеров и не инсайдеров. Следуя международной практике, Банк России в Инструкции от 1.10.97 года № 1 к категории инсайдеров относит физических лиц: членов Совета Директоров банка (Наблюдательного совета), лиц, выполняющих функции единоличного исполнительного органа, их заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, членов кредитного комитета, руководителей материнских обществ и других лиц, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита, а также руководителей дочерних обществ, родственников инсайдеров и лиц, ранее соответствовавших критериям, определенным для инсайдеров.
При оценке кредитного риска по учтенным векселям следует руководствоваться следующими принципами.
Во-первых, анализ финансового состояния векселедателя (по простому векселю) или акцептанта (по переводному векселю) должен осуществляться в обязательном порядке. Методика оценки финансового состояния векселедателя (по простому векселю) и акцептанта (по переводному векселю) должна быть закреплена в соответствующих внутренних документах банка. При разработке методики банк должен руководствоваться существующими отечественными и зарубежными методиками, а также использовать анализ собственного опыта проведения учетных операций. Кроме того, оценку финансового состояния заемщика можно осуществлять по методике, приведенной в Распоряжении Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.94 года, № 31-р.
Во-вторых, учтенные банком векселя, срок предъявления которых не наступил, а также векселя со сроком «до востребования» относятся к первой группе риска в случае, если не имеется оснований для отнесения их к более высокой группе риска по причинам финансового состояния заемщика. Данное положение основано на пункте 9 письма Центрального Банка России от 23.07.98 года № 159-Т.
В-третьих, векселя, не оплаченные в срок, классифицируются по группам риска в зависимости от продолжительности просрочки в оплате векселя и качества обеспечения векселя.
В-четвертых, к безнадежной задолженности следует относить задолженность, образовавшуюся в результате переоформления основного долга и/или процентов на основании договора об отступном, уступки права (требования), новации в векселя заемщика и/ или третьего лица.
В-пятых, не допускается отнесение банком к более низкой, чем это вытекает из формализованных критериев, ссудной задолженности, образовавшейся в результате переоформления ссуд или задолженности по уплате процентов на основании договора об отступном, уступки права (требования), новации в векселя заемщика и / или третьего лица.
Резерв по векселям формируется под основную сумму долга ежемесячно на отчетную дату в последний рабочий день отчетного месяца в валюте Российской Федерации отдельно по каждому учтенному векселю. Под основной суммой долга по векселям в целях формирования резерва на возможные потери по ссудам понимается покупная стоимость (цена приобретения) векселя.
Общая величина резерва должна ежемесячно уточняться (регулироваться) в зависимости от суммы фактической ссудной задолженности. Если величина рассчитанного резерва должна быть больше величины ранее созданного, то производится его доначисление до расчетной величины. В противном случае излишне созданный резерв подлежит восстановлению, то есть отнесению на доходы.
Трудно не согласиться с мнением, высказываемом в прессе, в частности, Л. Лариной, относительно необходимости совершенствования порядка создания и использования резерва на возможные потери по учтенным векселям. [80; 99] Такое совершенствование должно осуществляться по нескольким направлениям, а именно, необходим более либеральный подход к созданию резервов и гибкость при распределении задолженности по группам риска.
Целесообразность либерализации подхода к созданию резерва определяется низким уровнем просроченной задолженности по вложениям в учтенные векселя. Подобные тенденции свидетельствуют о грамотном управлении вложениями в учтенные векселя, прежде всего, качественной оценке риска посредством анализа финансового состояния векселедателя или акцептанта. Освобождение от создания резерва операций коммерческих банков по приобретению векселей первоклассных векселедателей или акцептантов со сроком погашения до 180 дней, как представляется, не повлечет серьезных отрицательных последствий для финансового состояния коммерческих банков, однако сделает более привлекательным размещение банковских ресурсов в реальный сектор экономики на указанные сроки посредством учета векселей хозяйствующих субъектов.
Для более гибкого распределения задолженности по группам риска целесообразно дифференцировать задолженность по учтенным векселям в зависимости от кредитной истории векселедателя (по простому векселю) или акцептанта (по переводному векселю). Для этого необходимо предоставить коммерческим банкам возможность разработки дополнительных формализованных критериев с учетом опыта конкретного банка. Дополнительные формализованные критерии могли бы в специальном порядке согласовываться с Банком России, для чего главному банку страны следовало бы разработать и внедрить в практику денежно-кредитного регулирования рекомендации по установлению подобных критериев, формализовать само понятие «хорошая кредитная история заемщика» и определить порядок согласования разработанных коммерческими банками формализованных критериев с органом банковского регулирования и надзора.
Для обеспечения развития отечественных производственных предприятий, остро нуждающихся в дешевых кредитных ресурсах, необходимо пересмотреть существующий порядок отнесения льготных кредитов, в том числе вексельных, ко второй группе риска, причем отменить положение Письма ЦБ РФ № 159-Т от 23.07.98 года, согласно которому подобная задолженность считается более рискованной и относится при прочих равных условиях ко второй группе риска даже при наличии качественного обеспечения.
Особое внимание Центральному Банку России следует уделить пересмотру подходов к обеспеченным ссудам, и, следовательно, к обеспеченной задолженности, приравненной к ссудной. Представляется явно недооцененными главным банком страны такие формы обеспечения возвратности ссуд, как поручительство и банковская гарантия. Современная практика складывается таким образом, что поручительства некоторых предприятий могут быть приравнены к поручительству Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации. В России существует множество предприятий, дорожащих своей деловой репутацией, и их поручительство вполне возможно рассматривать как стопроцентное обеспечение. Расширение числа субъектов, чье поручительство приравнивается к залогу в обеспечении задолженности, будет способствовать расширению кредитования предприятий.
В связи с этим целесообразно предложить Центральному Банку России определить критерии финансового состояния и деловой репутации предприятий, при соответствии которым наличие поручительства подобных предприятий делало бы ссудную и приравненную к ней задолженность обеспеченной.
В отношении банковской гарантии как способа обеспечения исполнения обязательства заемщика перед коммерческими банками Центральному Банку России было бы целесообразно также определить формализованные критерии, при соответствии которым банка-гаранта его обязательство перед банком-кредитором также рассматривались бы как качественное обеспечение задолженности, образовывающейся в результате учета векселя. При этом Банк России может либо опубликовывать списки подобных банков, включая в него, например, те коммерческие банки, которые по результатам банковского надзора отнесены к категории финансово стабильных, либо разработать рейтинговую систему оценки коммерческих банков и определить, какая группа банков, согласно рейтингу, может рассматриваться как группа первоклассных банков-гарантов, чьи обязательства по гарантированию возврата ссудной задолженности делали бы эту задолженность обеспеченной при расчете суммы резерва.
Для обеспечения более дифференцированного подхода к классификации ссудной и приравненной к ней задолженности в зависимости от финансового состояния векселедателя по простому векселю и акцептанта по переводному векселю, а также для определения первоклассных поручителей по указанной задолженности, наличие которых позволит считать такую задолженность обеспеченной, Банку России целесообразно не только развивать систему мониторинга предприятий, но и по образцу зарубежных центральных банков экономически развитых стран обеспечить коммерческим банкам доступность подобной информации.
Значительным препятствием расширения объемов кредитования коммерческими банками предприятий реального сектора, в том числе в форме учета векселей, до вступления в силу части 11 Налогового Кодекса Российской Федерации, являлся действовавший порядок налогообложения операций банков по формированию резервов, в соответствии с которым отчисления в резерв под все учтенные банком векселя производились за счет прибыли, то есть при расчете налога на прибыль суммы созданных резервов на возможные потери по учтенным векселям не уменьшали налогооблагаемую базу.
С введением в действие части 11 Налогового Кодекса Российской Федерации в 2002 году устранена дискриминация в налогообложении прибыли кредитных организаций и прочих предприятий, так как введена единая ставка налога на прибыль в размере 24 %. Тем не менее, положения главы 25 указанного документа обязывают коммерческие банки перейти с кассового метода исчисления налога на прибыль на метод начисления. В соответствии с методом начисления, проценты по учтенным векселям начинают облагаться налогом после выдачи кредита вне зависимости от сроков реального поступления средств в погашение процентов. Таким образом, коммерческие банки будут вынуждены платить налог с сумм не поступившей прибыли. В результате банки будут стремиться ограничить срок кредитования одним налоговым периодом, что является серьезной угрозой для российской промышленности, так как может изменить тенденцию увеличения долей совокупного вексельного портфеля с более длинными сроками до погашения векселей на векселя с меньшими сроками до погашения.
В этой связи представляется целесообразным более тесное сотрудничество Банка России и Министерства по Налогам и Сборам РФ в вопросах изменения действующего порядка налогообложения кредитных организаций, в частности, возвращение ранее использовавшегося кассового метода при расчете налога на прибыль. Такой порядок расчета позволит снизить риски возможных финансовых потерь (убытков) коммерческих банков от проведения операций учета векселей хозяйствующих субъектов. В случае сохранения метода начисления целесообразно дифференцировать относимую в расчетном периоде часть доходов от операции учета в зависимости от сроков до погашения векселя и в зависимости от эмитента анализируемого финансового инструмента.