Руководства, Инструкции, Бланки

Образцы Написания Эссе По Обществознанию 10 Класс img-1

Образцы Написания Эссе По Обществознанию 10 Класс

Рейтинг: 5.0/5.0 (1832 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Is designed to prepare pupils of 10–11 classes focused on the preparation and delivery of the exam in social studies.

Keywords: course, exam, GEF, essays, universal educational actions

В настоящее время ЕГЭ по обществознанию является одним из самых массовых и востребованных у выпускников экзаменов по выбору: по его результатам осуществляется прием во многие вузы. Несмотря на достаточно сложившуюся методическую систему подготовки учащихся к выполнению тестовых заданий части А и Б, самой сложной остается часть С, требующая от учителя серьезной подготовительной работы. Как свидетельствует опыт педагогической практики, наибольшую трудность одиннадцатиклассники испытывают при выполнении задания 9(мини-сочинения) части С, которое в соответствии с государственным стандартом относится к заданиям высокого уровня сложности. Данное задание, предполагающее краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе), позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично ипоследовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Но как показывает анализ результатов ЕГЭ по данной форме контроля (выполнение задания С9), у многих учеников нет четкого понимания самого жанра эссе, его структуры и особенностей. Нередко недостатком эссе является неумение сформулировать и раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию, то есть, другими словами, недостаточно сформированы регулятивные иметапредметные УУД.

Возникают противоречия между:

– требованиями государственного стандарта к написанию эссе по курсу «Обществознание» и низким уровнем владения учащимися умений и навыков творческого письма;

– между необходимостью качественной подготовки учащихся 10–11 классов к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию и недостаточной разработанностью механизмов и модели обучения, отсутствием достаточной учебно-методической литературы, содержащей конкретный обучающий материал по заданию С9. Учителя-практики ощущают необходимость поиска новых технологий для разрешения этих противоречий. Таким образом, актуальностьпроблемы заключается в необходимости создания технологии обучения написанию обществоведческого эссе.

В целях решения проблемы повышения качества выполнения задания С9 (мини-сочинения) ЕГЭ по обществознанию нами обобщен и систематизирован опыт по формированию умений и навыков написания эссе по обществознанию у учащихся 10–11 классов в рамках факультативного курса, который способствует подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, углубляет теоретические знания по темам обществоведческого курса и в целом направлен на формирование универсальных учебных действий: логических, коммуникативных, метапредметных.

Новизна программы факультативного курса определяется созданием методической системы обучения навыкам и умениям написания обществоведческого мини — сочинения с использованием авторского учебного пособия, содержащим рекомендации по формированию умений и навыков написания эссе по обществознанию, развернутую памятку, а также образцы эссе по темам обществоведческого курса.

Данный курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Целью является качественная подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ.

  1. Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе;
  2. Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса с использованием собственной разработанной методики;
  3. Формирование теоретической базы для развития умений аргументированного обоснования социальных явлений и процессов; умений грамотной аргументации собственной позиции;
  4. Отработка умений оценивать эссе по таблице критериев.

Содержание программы факультатива включает теоретические и практические занятия.

Теоретические занятия(лекции) посвящены углубленному изучению тем обществоведческого курса, работе с дополнительной литературой, обществоведческими словарями с целью правильного отбора необходимого теоретического материала для написания эссе. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.

Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в умениях и навыках написания эссе по развернутой памятке и готовым образцам, размещенным в пособии.

В основе курса лежит модульно-блочный подход. Логика построения курса «от общего к частному» предполагает формирование теоретического мышления.

Содержание курса построено в следующей последовательности:

1) освоение учащимисяособенностей жанра эссе;

2) изучениерекомендаций по подготовке к написанию эссе;

3) знакомство с критериями оценивания обществоведческого эссе;

4) освоениеалгоритма написания эссе по обществознанию;

5) практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой;

6) практикумы по написанию эссе в соответствии с изученными правилами по разделам:

Особенностью проведения практикумов является наличие этапа обобщения теоретических знаний по изучаемому разделу;

7) итоговая работа «Пробное написание эссе по заданной теме».

Предлагаемый факультатив имеет практическую направленность, так как учащиеся:

– углубляют и совершенствуют знания по основным темам курса «Обществознание»;

– овладевают умениями и навыками написания эссе;

– учатся извлекать необходимую информацию из словарей и справочников;

– совершенствуют подготовку к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Процесс изучения факультатива направлен на формирование следующих универсальных умственных действий школьника:

– умение логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы;

– умение применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов;

– использование знаний в воображаемых жизненных ситуациях;

– владение основами речевой культуры.

– развиваются регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность учащегося организовывать свою учебно — познавательную деятельность, проходя ее по этапам: от осознания цели — через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, к проведению коррекции.

– ученик способен применять обществоведческие знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать;

– ученик выражает собственные оценки и формулирует целостные внутренне непротиворечивые высказывания;

– познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Учащиеся включают в эссе термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной анализируемой проблемой, учатся корректно их использовать.

Учебно-тематический план факультативного курса

Особенности жанра эссе; значение термина в толковых словарях; виды эссе: философские, исторические, искусствоведческие, литературные, научные. Чтение и анализ разных видов эссе, выделение общих жанровых особенностей.

Тема 2.Рекомендации по подготовке к написанию эссе (1 ч.).

Объем работы, композиция эссе, стиль изложения, использование терминов, примеров. Работа с черновиком.

Тема 3. Критерии оценивания обществоведческого эссе (2ч.)

Таблица критериев ответа на задание С9; составление плана рецензии на эссе. Формирование умений рецензирования собственных и чужих работ.

Тема 4. Памятка для написания эссе по обществознанию (2 ч.)

Развернутая памятка для эссе; зачин, основная часть, заключение. Формулировка и раскрытие проблемы высказывания. Тренировочные упражнения на написание отдельных частей мини-сочинения.

Тема 5. Практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой (2 ч.).

Отбор и систематизация теоретического материала, терминологии, необходимых сведений об авторах высказываний; работа с электронной библиотекой Кирилла и Мефодия.

Тема 6. Написание эссе по разделу «Философия»(4 ч.).

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Философия».

Практические работы: написание эссе по высказываниям философского содержания.

Тема 7. Написание эссе по разделу «Социальная психология» (4 ч.).

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социальная психология».

Практические работы: написание эссе по тематике социальной психологии

Тема 8. Написание эссе по разделу «Экономика»(4 ч.)

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Экономика».

Практические работы: написание эссе по высказываниям экономического содержания.

Тема 9. Написание эссе по разделу «Социология» (4ч.)

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социология».

Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Социология»

Тема 10. Написание эссе по разделу «Политология» (4 ч.)

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Политология».

Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Политология»

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Правоведение».

Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Правоведение».

Практические работы: написание эссе по высказываниям обществоведческого курса.

Необходимыми условиями реализации изменений является наличие материально-технической базы для внедрения в процесс обучения технологии (достаточная обеспеченность учащихся учебными пособиями), а также определённый уровень научно-методической подготовки: владение учителем системой работы над формированием умения написания обществоведческого эссе.

На наш взгляд, использование предложенной технологии в рамках факультативного курса позволяет достигнуть качественного овладения содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями.

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный ресурс ww.KM.ru)
  2. Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики.- М. Школа — Пресс, 2000.
  3. Обществознание: учебник для учащихся 10 класс: базовый уровень; под редакцией Л. Н. Боголюбова.- 3-е изд. — М. Просвещение, 2007.
  4. Обществознание: учебник для учащихся 11 класс: базовый уровень; под редакцией Л. Н. Боголюбова.- 3-е изд. — М. Просвещение, 2007.
  5. Фомина С. А. Научись писать эссе по обществознанию. Подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию: учебное пособие — Самара: ООО «Офорт», 2011.
  6. Фомина С. А. Обществознание. 10–11 классы. Формирование умений написания эссе. Задания повышенной сложности — Волгоград: Учитель, 2015.
  7. Школьный словарь по обществознанию: 10–11: пособие для учащихся; под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова — 4-е изд.- М. Просвещение, 2007.
Похожие статьи

Другие статьи

Судебные шаблоны

Образец написания эссе по обществознанию егэ

Формула написания эссе в ЕГЭ по обществознанию

Совсем скоро наступит очень ответственный этап для выпускников. Это – сдача ЕГЭ. Не секрет, что на протяжении нескольких лет самым выбираемым предметом является обществознание. Такой выбор школьников не случаен, ведь результаты данного экзамена требуются во всех вузах страны и, практически, на всех факультетах.

Задание С 9 или написание эссе – вызывает у выпускников определённые трудности. К сожалению, не все понимают, что для успешного выполнения этой части ЕГЭ нужно знать и соблюдать структуру эссе.

Существует определённая формула написания очерка. Она называется ПОПС – формула, где

П – позиция. В чём выражается твоё собственное мнение? Правильно в данном элементе было бы начать такими словами: «Я считаю, что…»

О – обоснование. Аргумент в поддержание твоего суждения. «Потому, что…»

П – пример. Факты, которые подтверждают твой довод. «Например …».

С – следствие. Умозаключение. Обращение к одобрению твоей позиции или подтверждение заданной. «Поэтому…», «Таким образом…», «Подводя итог…».

Нужно помнить, что фактов должно быть не менее трёх. Они должны быть убедительно аргументированы и подкреплены теоретическим материалом, независимо согласен ли выпускник с позицией автора или у него на данную проблему есть собственное мнение.

Готовые эссе по обществознанию. Примеры написания эссе.

Эссе по обществознанию. Примеры написания С9.

Эссе по обществознанию

Готовые примеры эссе по обществознанию

Готовые примеры эссе. Эссе по обществознанию задание C9

Примеры (образцы) написания эссе на темы.

Пример эссе на тему:

Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того,

чтобы добиться нужных им всем законов. ( Ильин ).

Политическая партия - общественная организация, борющаяся за власть или за участие в осуществлении власти, целью которой, в конечном итоге, является занятие мест в парламенте и принятие законов,

определяющих политику страны.

Кроме борьбы за власть любая политическая партия выполняет и ряд других функций: выражение интересов определённых слоёв населения, подготовка и выдвижение политических кадров, участие в избирательных кампаниях, воспитание преданных членов, формирование политической культуры граждан.

Характерной чертой демократического государства является многопартийность. Партий может быть две, как в Англии или Америке, или множество, как в России. Это определяется традициями страны. Партии могут различаться по организационному принципу, по идеологии, по отношению к власти, по типу членства, по способу деятельности и по шкале политического спектра. Партия представляет собой союз единомышленников, который является носителем определённой идеологии и который нацелен на завоевание власти. Для того, чтобы выразить интересы как можно большего числа избирателей, партии образуют фракции. Опорой партии является электорат - избиратели, регулярно отдающие свои голоса за данную партию на выборах.

В результате выборов партия получает определённое число мест в парламенте страны. Чем больше мест в парламенте, тем больше возможности у партии оправдать доверие её избирателей, и повлиять на принятие законов в стране. Большую роль для избирателей играет личность лидера партии, ведь многие избиратели при голосовании ориентируются не только на программу партии, но и связывают свои ожидания с харизматичностью определённого лидера. Представители политических партий составляют политическую элиту страны - группу людей, обладающих влиянием, престижем, непосредственно участвующих в принятии решений, связанных с политической властью.

С крушением тоталитарного режима в СССР и отменой 6 статьи Конституции в РФ стала складываться многопартийность. В Конституции РФ 1993 года провозглашено идеологическое многообразие.

Современными политическими партиями России являются Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Патриоты России, Справедливая Россия, Правое дело, РОДП « Яблоко». Правящей партией является Единая Россия, которая на протяжении ряда лет принимает в парламенте законы, на мой взгляд, способствующие стабилизации государства и консолидации демократических общественных сил.

В нашем государстве запрещены экстремистские политические партии.

Я не являюсь пока членом какой-либо политической партии, но мне нравится программа партии «Единая Россия», поэтому я собираюсь поддерживать эту организацию на выборах.

Политическая партия, придя к власти, принимает нужные ей законы, но помогают прийти к власти партии рядовые избиратели, поэтому каждый должен занимать активную жизненную позицию.

Пример эссе на тему:

Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое. Л. Левинсон.

Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует.

От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения Л.Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд, такое понимание истории означает топтание на месте без продвижения вперед, постоянное повторение.

Время никогда не повернётся вспять, какие бы факторы ни способствовали регрессу. Человек всегда решит любую проблему и не допустит вымирания своего рода.

Конечно, в истории всегда были подъёмы и спады, и поэтому я считаю, что график человеческого прогресса – это стремящаяся вверх ломаная линия, в которой подъёмы преобладают по величине над спадами, но никак не прямая или круг. В этом можно убедиться, вспомнив некоторые исторические или жизненные факты.

В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед.

Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти.

В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине самого человека, т.е. связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают общение с машинами человеческому общению.

В результате уровень гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие, позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому – ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия.

Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом,

а движение вперёд и только вперёд.

Пример эссе на тему:

Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть. Ф.М.Достоевский.

Гуманность (гуманизм) – это человеколюбие, осознание собственной ценности и ценности другого человека.

Гуманизм подчеркивает именно человеческие качества личности, то, что отличает его от животного мира, а приобщает к сфере духовного.

«Человек стоит в центре мира», - вот девиз гуманистов Средневековья (именно там находятся истоки данного учения). В современном обществознании к гуманизму относят два направления: антропоцентризм и индивидуализм.

Представители гуманистических взглядов считают, что в природе человека изначально заложено доброе или, по крайней мере, нейтральное начало. Разрушительные силы в людях являются результатом неудовлетворенных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. И действительно, гуманизм родился на фоне материального благополучия итальянской знати и богемы (художников, писателей), когда их физиологические потребности были удовлетворены, люди чувствовали себя в безопасности. Тогда и возникло стремление к главному содержанию гуманизма (по Маслоу) - творческому преобразованию окружающего мира.

Очевидно, что учение Маслоу совпадает с мировоззрением великого русского писателя 19 века Федора Михайловича Достоевского. Я, как и Достоевский, не уверен в том, что после глобальной катастрофы человечество будет проповедовать идеалы гуманизма. Скорее всего, оно будет стремиться к выживанию.

Но в привычной жизни без глобальных потрясений ценности гуманизма нуждаются в пропаганде и защите.

Например, права второго поколения из Всеобщей декларации прав человека 1948 года, закрепляющие за человеком право на духовное совершенствование.

Многое, конечно, зависит в этом вопросе и от индивидуальных принципов каждого человека. Есть люди, которые на терпящем бедствие корабле спасают в первую очередь женщин и детей, а потом спасаются сами. Это личности с большой буквы. Они не смогут спокойно жить, если поступят иначе.

Вывод: чтобы не потерять самоуважение надо в любой ситуации оставаться человеком.

Пример эссе на тему:

Религия одна, но в сотне обличий. Б. Шоу.

Среди предложенных высказываний, я обратила внимание на слова Б.Шоу о том, что «Религия одна, но в сотне обличий». В осмыслении этого вопроса я солидарна с автором.

Дать точного определения религии невозможно. В науке таких формулировок существует множество.

Они зависят от мировоззрения (представления мира) учёных, которые их формируют.

Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «вера в Бога».

Слово «религия» буквально обозначает связывание, повторное обращение (к чему либо). Религию можно рассматривать с разных сторон: со стороны психологии человека, исторической, социальной, но определение этого понятия в решающей степени зависит от признания существования или несуществования высших сил,

то есть Бога и Богов.

Человек – существо духовное, поэтому очень важное место в его жизни занимает ера. Уже с древнейших времён человек обожествлял силы природы, растения и животных, окружающих его, веря, что через них высшие силы воздействуют на его жизнь. Магическое отношение к слову и движению заставляло человека стремиться к развитию своего эстетического (чувственного) восприятия.

Со временем человеческое общество развивалось, на смену язычеству (иноверчество) происходили более развитые формы верований. В мире бытует множество религий. Возникает вопрос: почему их много? И в кого верить?

Ответ на этот вопрос очевиден: люди различны, они живут в непохожих условиях и разных частях планеты, по-разному воспринимают окружающее. Так различны и их представления о Боге или Богах, о том, каким должен быть культ (религиозное почитание каких-либо предметов) многие положения разных верований, нормы нравственности и правила богослужения у разных народов в чём-то схожи. Я думаю это вызвано заимствованием культур народов друг у друга.

Если рассмотреть исторический путь человечества, то можно классифицировать религии на. родоплеменные древние верования, национально – государственные ( они составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций) и мировые ( вышедшие за пределы наций и государств, но имеющие огромное число последователей в мире).

Такими являются три религии: буддизм, ислам и христианство. Так же, верования можно разделить на монотеистические (вера в единого Бога) и политеистические ( поклонение множеству богов).

Делая вывод из вышеизложенного – вера всегда была нужна человеку как то духовное начало, которое позволяло ему подняться над обыденностью. Выбор веры должен быть свободным и сознательным для каждого человека, поскольку, как бы ни отличались между собой религии, все они – просто разные формы одного – возвышения человеческой души.

Пример эссе на тему:

Свобода есть право на неравенство.

Свобода - это основная характеристика человеческого бытия, его суть. Как писал немецкий философ Гегель: «Свобода есть познанная необходимость». Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного общества. Но для того, чтобы понять всю ее значимость, необходимо обратиться к примерам из истории.

Закономерной чертой развития человечества является неравномерность распределения свободы между представителями различных сословий, слоев, классов, что порождает неравномерное распределение прав между людьми, и приводит к социальному и правовому неравенству. Даже в первобытном обществе были старейшины и вожди, отличавшиеся своими правами и обязанностями и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками. Самым ярким же примером, показывающим значение свободы для человека, является рабство - исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства труда являлся собственностью своего хозяина - рабовладельца. В истории России таким примером является крепостное право. Но каждая новая ступень общественного развития добавляет новые качества свободе и равенству людей, распространяя их на все более широкий круг субъектов.

В самом общем смысле слова свобода является возможностью выбора действия, не зависящего ни от какой внешней силы, поэтому она, как и многие социальные ценности, нуждается в праве. Право придает свободе социальное качество, при котором активность каждого человека согласуется с активностью других людей. Право является мерой свободы. Ведь ничем не ограниченная свобода порождает преступность: если человек совершил преступление и не подвергся за это никакому наказанию, он будет считать, что ему все дозволенно и станет совершать все новые и новые преступления. А как писал великий римский государственный деятель Луций Анней Сенека: «Щадя преступников, вредят честным людям». Но для борьбы с нарушениями закона, государству необходимо не только ужесточать наказания и приводить их в исполнение, но и развивать правосознание у своих граждан. Люди должны научиться уважать законы и считать своим долгом их соблюдать. А закон в свою очередь должен быть гуманным, справедливым, но и одновременно с этим, как говорил Шарль Монтескье, «похож на смерть, которая не щадит никого».

Но почему же тогда и в современном обществе, гарантирующем равноправие, существует проблема разного распределения свободы и как следствие появления неравенства ?

Причина этой проблемы на протяжении всей истории человечества остается одна и та же. Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. Различные социальные группы занимают разное положение в обществе, которое определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества, а в последствии и разным количеством правовой свободы. Социальная дифференциация - разделение общества на социальные группы была и есть главным препятствием на пути к становлению правового государство. И как показывает мировой опыт, на общественное развитие, в том числе и правовое, наибольшее влияние оказывают интересы не всех социальных групп, а только тех, которые находятся у власти: эксплуататорские классы и правящие элиты.

Свобода есть право на неравенство, ведь чем у человека больше возможностей, тем больше привилегий. И поэтому «свобода,- как писал О. Бисмарк,- это роскошь, которую не каждый может себе позволить.

Рекомендации Примеры ЭССЕ Темы ЭССЕ
  • «Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой)

  • «Имею право или обязан?»
  • «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).
  • «Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью» (Роберт Оуэн)
  • "Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие"
  • "Свобода есть право на неравенство"
  • "В нынешние времена – все политика" (С. Къеркегор)
  • «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т. Ойзерман)
  • "Бизнес - это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию." (М.Амстердам)
  • "Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть." (Ф.М.Достоевский) Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения

    В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.

    Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя. 5-ege.ru поможет вам в написании.

    Видео - как написать эссе по обществознанию

    Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.

    В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.

    Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

    Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

    1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
    2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
    3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
    4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
    5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
    6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
    7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
    8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
    9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя». а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
    10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
    11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…» ), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
    12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
    13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
    14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

    Примеры эссе на тему:

    Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

    Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

    Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

    Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.

    Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

    А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

    Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

    И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

    В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

    План эссе

    1) Четкое указание проблемы высказывания:

    «Избранное мною высказывание касается проблемы….»

    «Проблема данного высказывания заключается в….»

    2) Объяснение выбора темы ( в чем значимость или актуальность этой темы)

    «Всех волнует вопрос…»

    «АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»

    3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения

    4) Представление автора и его точки зрения

    «Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»

    5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ( СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)

    «Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»

    6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

    P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

    1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.

    Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.

    2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

    Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания. Сделать на основе этого вывод.

    Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.

    эссе по обществознанию егэ

    Готовы ли Вы узнать основные подходы к написанию эссе по обществознанию? Задание С9 считается одним из наиболее сложных в формате ЕГЭ. В тоже время это благодарное задание. За Ваши усилия Вы получите серьезные баллы.

    Эссе по обществознанию может написать каждый!

    Ведь это то задание ЕГЭ по обществознанию, которое принесет Вам наибольшее число баллов. Например, если всего за весь выполненный тест ЕГЭ по обществознанию 2014 года Вы можете получить 60 первичных баллов, то сочинение может дать Вам 5, то есть до 10 баллов по шкале из 100 баллов ЕГЭ. Поэтому, если Вы готовитесь сдать ЕГЭ на высокий балл, вам не избежать этого задания.

    Что такое эссе по обществознанию?

    Это одно из наиболее сложных письменных заданий поля С ЕГЭ. Это сочинение-рассуждение, в котором на альтернативной теме Вы можете показать свое знание теории обществознания и понимание социальной практики. По сравнению с ЕГЭ 2013 года формулировка эссе не претерпела изменений. Обратимся к демо-версии ЕГЭ 2014:

    С9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания. полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия. а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

    Далее, мы видим пять предложенных на выбор тем эссе, в виде высказываний, относящихся к основным социальным наукам – философии, экономики, социологии и социальной философии, политологии и правоведения.

    Эссе проверяется по трем критериям. Напомним, что все задания поля С ЕГЭ проверяются экспертами – людьми.

    Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. То есть эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли.

    Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. То есть, в своем сочинении вы используете не собственные отвлеченные представления, а мыслите понятийным аппаратом, приводите термины.

    Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения. То есть, у Вас есть (!) точка зрения по поднятой автором проблеме (вы поняли проблему), и обосновали ее с помощью примеров из своей жизни, социальных фактов, информации СМИ, знаний из других предметов (здесь, прежде всего, помогают литература, история).

    Какие проблемы возникают при написании эссе на ЕГЭ?

    Их достаточно много:

    1. Нехватка времени. 9 заданий части С сами по себе требуют времени, обдумывания. А написать сочинение, затем переписать его на чистовик – это серьезный труд. Далеко не все выпускники справляются с предложенным регламентом ЕГЭ по обществознанию в 3,5 часа. Как справиться с этой проблемой? Необходимо иметь в запасе несколько шаблонов написания эссе и массу примеров, применимых во многих темах.

    2. Незнание теории, бытовой характер рассуждений. Для этого необходимо сформировать свой емкий понятийный аппарат. Здесь Вам поможет наш СЛОВАРЬ.

    3. Нехватка примеров из общественной жизни, социальной практики. Здесь можно посоветовать регулярно, 1 раз в день просматривать новости по телевидению, в интернете.

    4. Неумение построить план эссе. Для этого мы предложим Вам ряд шаблонов, применимых при подготовке к написанию эссе. Структура эссе может меняться, в задании не регламентируется количество слов, примеров. Также, изучая готовые эссе, Вы можете найти подходящий Вам план его написания.

    5. Написание эссе, не имеющего отношения к заданной теме. Так может произойти, если Вы заучили готовое эссе, и хотите написать его на ЕГЭ (?). Бывают и такие случаи. Конечно, база заданий ЕГЭ может предоставить Вам шанс, и Вам может попасться уже написанная тема. Но, рассчитывать на это не стоит. Другое дело, что чем больше эссе при подготовке Вы напишете сами, тем больше планов и готовых примеров у Вас останется для применения на реальном ЕГЭ.

    6. Поэтому, пишите эссе сами! Пишите 2-3 эссе неделю, показывайте их учителю, репетитору. Учитесь на своих ошибках.

    7. Мы готовы помочь Вам при подготовке к эссе по обществознанию. Мы не только готовы обсудить ВАШИ готовые эссе, но и представим Вам несколько подходов к написанию эссе, планов и шаблонов.

    Теперь приведем пример написания готового эссе для Вас, построим первый план!

    С9.3 Социология, социальная философия

    «Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев)

    Сразу выполняем первый критерий (К1). Дело в том, что если Вы не раскрываете смысл цитаты, или не обозначаете поднятую автором проблему, или делаете это неправильно, Ваше эссе просто не проверяется. За все сочинение Вы получите 0.

    «Смысл высказывания автора я вижу в том, что возможность и умение осознанной альтернативы социального поведения является главным в жизни человека».

    Мы просто переформулировали мысль автора. Выбор – альтернатива (синоним), человека – личности (тоже здесь аналогичный термин).

    Можно было использовать и иные шаблоны начала эссе, например:

    «Я поражаюсь глубине высказывания автора цитаты! Он считает, что…»

    Но, если Вы не уверенны, и письменные задания даются Вам не просто, применяйте для начала простые структуры.

    Далее, переходим к аргументации, она, как правило, занимает большую (до 60-70 %) часть работы.

    «Предлагаю Вам рассмотреть эту мысль и конкретизировать ее»

    Вы показываете, что будете аргументировать мысль.

    «Во-первых, что такое личность? Это активный субъект социальных связей и отношений, обладающий собственным мировоззрением. Он деятель, труженик. Яркими личностями были Наполеон, Эйнштейн, Чарли Чаплин».

    Этот план эссе – самый простой. Во-первых, во-вторых, в-третьих…

    Мы раскрываем определение, данное в цитате. То есть, показываем знание теории (начинаем выполнять К2). Приводим простые примеры. Понятно, что все великие персонажи истории – яркие личности. То есть, начинаем выполнять К3 – качество аргументации!

    «Во-вторых, выбирает человек постоянно, на протяжении всей жизни. С детства ребенок стоит пред выбором – помочь или нет, совершить добрый поступок, или остаться в стороне. В процессе социализации мы усваиваем нормы, требующие социально полезного поведения».

    Сохраняя структуру выбранного плана (это ценится), мы приводим абстрактный пример (из общественной жизни) – ребенок. Не забываем про терминологию – СОЦИАЛИЗАЦИЯ, НОРМЫ. Переходим на конкретику – МЫ. Показываем социальный оптимизм – пишем про пользу выбора личности!

    Переходим к конкретной аргументации:

    «В-третьих, можно вспомнить исторический пример. Гай Юлий Цезарь, римский полководец и политик, сделал один из важнейших выборов в истории и в своей жизни. Заявив: «Жребий брошен!», он перешел через Рубикон – границу римских владений, и введя армию в Рим, захватил единоличную власть. Рим стал империей».

    Мы показываем знание истории, собственную интеллектуальность (это ценится), приводим корректный пример.

    Теперь завершаем. Короткий итог, который венчает любой план такого творческого задания, как эссе:

    «Таким образом, каждый из нас решает, и это важнейшее качество личности. Лишенный возможности выбора, голоса человек, может потерять и право называться личностью, вернется в серую массу индивидов».

    Применяем вводный оборот ТАКИМ ОБРАЗОМ. Идем от противного, касаемся другого аспекта проблемы (это ценится). Не можешь выбирать – не личность (?!).

    Итак, вот наше эссе:

    Смысл высказывания автора я вижу в том, что возможность и умение осознанной альтернативы социального поведения является главным в жизни человека.

    Во-первых, что такое личность? Это активный субъект социальных связей и отношений, обладающий собственным мировоззрением. Он деятель, труженик. Яркими личностями были Наполеон, Эйнштейн, Чарли Чаплин.

    Во-вторых, выбирает человек постоянно, на протяжении всей жизни. С детства ребенок стоит пред выбором – помочь или нет, совершить добрый поступок, или остаться в стороне. В процессе социализации мы усваиваем нормы, требующие социально полезного поведения.

    В-третьих, можно вспомнить исторический пример. Гай Юлий Цезарь, римский полководец и политик, сделал один из важнейших выборов в истории и в своей жизни. Заявив: «Жребий брошен!», он перешел через Рубикон – границу римских владений, и введя армию в Рим, захватил единоличную власть. Рим стал империей.

    Таким образом, каждый из нас решает, и это важнейшее качество личности. Лишенный возможности выбора, голоса человек, может потерять и право называться личностью, вернется в серую массу индивидов.

    Какие правила написания эссе следует соблюдать?

    - Точно соблюдайте критерии написания эссе, эксперт проверяет эссе именно опираясь на них. При каждой возможности показывайте, что Вы их знаете и видите!

    - Не нужно длинных рассуждений! Мы написали 14 коротких предложений. Каждая мысль – с новой строки. Это визуально увеличивает эссе.

    - При каждой возможности давайте термин!

    - Используйте перифраз, говорите тоже самое другими словами.

    - Придерживайтесь выбранного в начале эссе плана.

    Итак, мы попробовали написать наше первое эссе, в дальнейшем мы предложим Вам другие планы эссе, шаблоны к их написанию. Ваши эссе мы готовы обсудить в комментариях здесь, а также в нашей группе