Категория: Инструкции
Руководство штаба гражданской обороны, организация эффективной деятельности штаба ГО.
Требования к опыту и квалификации:
Начальник штаба гражданской обороны относится к категории руководителей;
На должность начальника штаба гражданской обороны назначается лицо, имеющее высшее образование и соответствующую подготовку, а так же стаж работы на аналогичных должностях от 3-х лет.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность начальника (руководителя) отдела (штаба) гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (далее - Работник) ___"________".
1.2. Работник назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Работодателя.
1.3. Работник подчиняется непосредственно ________________________.
1.4. На должность Работника назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование, подготовку по специальной программе и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
1.5. Работник должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие, методические и нормативные документы, касающиеся вопросов ГО и ЧС;
- планы ГО организации и требования по повышению устойчивости функционирования организации;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- организацию и методику подготовки руководящего состава организации, гражданских организаций системы ГО и ЧС, обучения других работников;
- правила по охране труда, пожарной безопасности, ядерной и радиационной безопасности, производственной санитарии;
- требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
2.1.1. Осуществляет непосредственное руководство работой отдела (штаба) гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) и несет ответственность за выполнение комплекса организационных, инженерно-технических, медицинских и других специальных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления системы и сил ГО и ЧС организации к действиям в чрезвычайных условиях мирного и военного времени.
2.1.2. Осуществляет контроль за постоянной готовностью технических систем управления, оповещения и связи пунктов управления системы ГО и ЧС организации.
2.1.3. Организует оповещение и информирование персонала подразделений организации о чрезвычайных ситуациях. Организует проведение мероприятий инженерной, радиационной, химической и медицинской защиты работников в чрезвычайных условиях мирного и военного времени, подготовку к ведению спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2.1.4. Организует создание служб, гражданских организаций ГО и укомплектование их личным составом, средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной химической разведки и дозиметрического контроля.
2.1.5. Организует и контролирует подготовку и обучение по утвержденным программам личного состава органов управления системы ГО и ЧС всех уровней, гражданских организаций ГО, работников организации действиям в чрезвычайных ситуациях.
2.1.6. Организует обобщение и распространение передового опыта работы по вопросам ГО и ЧС и пожарной безопасности.
2.1.7. Участвует в планировании финансирования подготовки персонала формирований ГО и ЧС для выполнения мероприятий по ГО и ЧС.
2.1.8. Участвует в создании и использовании чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.1.9. Осуществляет контроль за накоплением, хранением, обновлением техники и имущества для целей ГО и ЧС.
2.1.10. Организует контроль за содержанием фонда защитных сооружений и ходом их строительства.
2.1.11. Участвует в разработке мер экономического, правового, организационного и социального характера, направленных на создание условий, способствующих предотвращению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий.
2.1.12. Проводит разъяснительную работу с общественностью и средствами массовой информации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.1.13. Организует и совершенствует системы взаимодействия с территориальными и ведомственными системами ГО и ЧС.
2.1.14. Контролирует содержание в постоянной готовности защищенных пунктов управления системы ГО и ЧС.
2.1.15. Организует подготовку документации по развертыванию и работе гражданских организаций системы ГО и ЧС в очагах поражения для ликвидации последствий применения современных средств поражения, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий и их взаимодействие с привлекаемыми силами ГО.
2.1.16. Организует сбор и обобщение информации о состоянии радиационной и химической обстановки, о привлекаемых силах и средствах при локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций для принятия управленческих решений руководством системы ГО и ЧС.
2.1.17. Организует совместно с подразделениями организации работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и оценке сложившейся обстановки при чрезвычайных ситуациях в организации.
2.1.18. Осуществляет контроль за постоянной готовностью технических систем управления, оповещения и связи пунктов управления системы ГО и ЧС.
2.1.19. Организует планирование и работу комиссии по чрезвычайным ситуациям в организации.
2.1.20. Контролирует готовность пожарной охраны организации.
2.1.21. Участвует в работе межведомственных комиссий по организации пожарной охраны в организации.
2.1.22. Участвует в разработке и проведении мероприятий по подготовке организации к устойчивой работе в чрезвычайных условиях мирного и военного времени.
2.1.23. Осуществляет подготовку и представляет в установленном порядке отчетные данные о работе отдела (штаба) ГО и ЧС.
2.1.24. Обеспечивает выполнение персоналом требований правил по охране труда, ядерной, радиационной и пожарной безопасности, производственной санитарии, требований режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера.
3.1. Работник имеет право:
- на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- на предоставление ему рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
- на предоставление ему полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- на получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности, ознакомление с проектами решений руководства Организации, касающимися его деятельности;
- на взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности;
- представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.
3.2. Работник вправе требовать от Работодателя оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
4.1. Работник несет ответственность за:
4.1.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.1.2. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда.
Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.
4.1.2. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
4.1.3. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.
5.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
<*> Постановление Минтруда РФ от 31.12.2003 N 94 (ред. от 24.04.2008) "Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций атомной энергетики, промышленности и науки".
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ N __ НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1.1. Должность начальника штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (далее по тексту начальник штаба ГО и ЧС) относится к категории «Руководители».
1.2. Начальник штаба ГО и ЧС предприятия назначается и освобождается от должности директором предприятия.
1.3. На должность начальника штаба ГО и ЧС предприятия назначается лицо из числа военнослужащих, имеющее высшее образование и прошедшее обучение на курсах гражданской обороны.
1.4. Начальник штаба ГО и ЧС непосредственно подчиняется директору предприятия.
1.5. В случае временного отсутствия начальника штаба ГО и ЧС его обязанности исполняет другой работник, назначенный приказом директора предприятия.
1.6. Рабочим местом начальника штаба ГО и ЧС является кабинет в административном здании, оснащенный плакатами, учебными пособиями по ГО и другим оборудованием согласно табелю оснащения.
2. ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Основной задачей начальника штаба ГО и ЧС предприятия является организация работы по планированию и выполнению всех мероприятий, обеспечивающих постоянную готовность сил и средств ГО предприятия, использования их в чрезвычайных ситуациях, установления противопожарного режима на предприятии и Организация выполнения работы по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения.
2.2. Начальник штаба ГО и ЧС предприятия обязан:
2.2.1. Своевременно и качественно выполнять возложенные на него функции в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных актов, положений, инструкций.
2.2.2. Разрабатывать и представлять на утверждение начальнику ГО пред-приятия План мероприятий по ГО и ликвидации последствий ЧС, осуществляет контроль за его выполнением.
2.2.3. Совместно с начальниками служб ГО разрабатывать План гражданской Обороны, своевременно его корректировать и возглавлять работу по его выполне-нию.
2.2.4. Проверять наличие и реальность планов оповещения личного состава, входящего в нештатные формирования повышенной готовности, а также руководящего и командно-начальствующего состава.
2.2.5. Организовывать обучение работников предприятия способам и средствам защиты от воздействий, возникших в результате аварий, катастроф, стихий-ных бедствий.
2.2.6. Обеспечивать создание и обучение не военизированных формирований к действиям в очагах поражения.
2.2.7. Составлять установленную отчетность согласно табелю срочных Донесений.
2.2.8. Обеспечивать надзор за безопасной эксплуатацией оборудования, Помещений, ПРУ, приборов и механизмов.
2.2.9. При получении сигнала оповещения гражданской обороны выполнять Порядок действия по ним.
2.2.10. Организовать безопасное хранение и использование радиоактивных, ядовитых, взрывоопасных, легковоспламеняющихся веществ и материалов.
2.2.11. Немедленно сообщать директору предприятия о предпосылках возникновения ЧС техногенного происхождения и принимать срочные меры по их недопущению.
2.2.12. Организовывать и проводить работу по пропаганде вопросов ГО Среди работников предприятия.
2.2.13. Принимать меры к немедленному устранению причин и условий, Которые могут вызвать простой, аварию или иной ущерб, а при отсутствии возможности устранить эти причины своими силами незамедлительно ставить Об этом в известноcть директора предприятия, заведующего отделением или другое должностное лицо.
2.2.14. Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.
2.2.15. Проходить вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи, учебу по охране труда и ТБ, проверку знаний по охране труда.
2.2.16. Соблюдать правила и нормы ОТ, пожарной безопасности и производственной санитарии.
2.2.17. Останавливать работу машин, механизмов и другого оборудования, Если имеется угроза жизни и здоровью, и немедленно извещать об этом дирек-тора предприятия.
2.2.18. Выполнять требования нормативных актов об охране труда, инструкции, правила обращения с оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
2.2.19. Соблюдать обязанности по охране труда, предусмотренные коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.
2.2.20. Соблюдать правила охраны труда при работе согласно инструкции N
2.2.21. Проходить в установленные сроки предварительные и периодические медицинские осмотры (не реже 1 раза в год).
Должностная инструкция начальника штаба гражданской обороны - 2.4 out of 5 based on 7 votes
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность инженера по гражданской обороне _____________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения
1.2. Инженер по гражданской обороне (далее - инженер по ГО) является заместителем начальника штаба ГО и ЧС
_________________________________________________ по оперативной и боевой подготовке.
1.3. Инженер по ГО принимается на должность и увольняется с должности по приказу руководителя организации.
1.4. На должность Инженера по ГО принимается лицо с высшим профессиональным образованием (требований к стажу работы нет)
1.5. В административном порядке Инженер по ГО находится в подчинении руководителя организации и начальника штаба ГО и ЧС.
1.6. Инженер по ГО осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, по приказам, распоряжениями и указаниями руководства организации и управления по делам ГО и ЧС
________________________________________________, данной инструкцией и
(административная единица - район, город)
правилами внутреннего трудового распорядка.
2. Функциональные обязанности
Инженер по ГО обязан:
2.1. Разрабатывать документацию (распоряжения, приказы, инструкции пр.) по вопросам гражданской обороны организации.
2.2. Разрабатывать и корректировать план Гражданской обороны организации.
2.3. Организовать подготовку по вопросам Гражданской обороны работников организации.
2.4. Учитывать накопление и производить сбережение средств индивидуальной защиты, приборов дозиметрического контроля и разведки на складе организации.
2.5. Осуществлять проверки состояния ГО на объектах организации.
2.6. Организовать создание, подготовку и комплектование формирований Гражданской обороны в структурных подразделениях организации.
2.7. Своевременно доводить сведения до сотрудников организации новые документы,
Указания и требования по вопросам Гражданской обороны.
2.8. Контролирует содержание защитных сооружений Гражданской обороны
в структурных подразделениях организации.
2.9. Организовать при получении сигнала об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера оповещение руководящего состава и контроль привидения в готовность сотрудников организации (личного состава) защитных сооружений Гражданской обороны, имеющихся в структурных подразделениях организации.
2.10. При возникновении чрезвычайных ситуаций, проведении учений по
ГО в масштабе административного образования:
- участвовать в работе комиссии организации;
- обеспечивать комиссию и сотрудников необходимой документацией;
- организовать сбор данных об обстановке на объектах и в подразделениях организации;
- готовить решения начальника Гражданской обороны организации о проведении спасательных и восстановительных работ;
- представлять информацию и донесения в управление ГО ________________________.
2.11.Организовать контроль состояния взрыво-огнеопасных веществ, которые хранятся на объектах организации.
2.12. Планировать и организовывать проведение командно-штабных учений (тренировок) и иного характера учений по пожарной безопасности и Гражданской обороне.
2.13.Осуществлять контроль деятельности инженера по противопожарной безопасности организации.
Инженер по ГО вправе:
3.1. Представлять Начальнику штаба ГО и ЧС и руководителю организации предложения и расчеты по организации и проведению мероприятий противопожарной безопасности и Гражданской обороны, требующих немедленного решения.
3.2. Представлять организацию в других организациях по всем вопросам Гражданской обороны.
3.3. Получать от руководства и структурных подразделений организации информацию,
3.4. Запрещать проведение работ, которые проводятся с нарушениями правил противопожарной безопасности.
необходимую для выполнения возложенных обязанностей.
3.5. Осуществлять контроль правильности проведения мероприятий Гражданской обороны и противопожарной безопасности в структурных подразделениях организации.
3.6. Вносить руководству организации собственные предложения по наложению взыскания или поощрении работников организации по результатам выполнения требований Штаба ГО и ЧС и противопожарной безопасности.
3.7. Давать письменные распоряжения руководителям структурных подразделений организации, которые касаются соблюдения норм, правил и требований противопожарной безопасности.
Инженер по ГО ответственен:
4.1. За невыполнение или недолжное выполнение обязанностей согласно данной должностной инструкции.
4.2.Причинение своими действиями материального ущерба организации в порядке и пределах, которые установлены Трудовым законодательством РФ.
4.3.Правовые нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в установленных законодательством РФ рамках.
4.4.Отказ выполнять распоряжения Начальника штаба ГО и ЧС и руководителя организации.
4.5.Несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка организации.
4.6.Несоблюдение должностных инструкций, инструкций по охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности.
Режим работы инженера по ГО определяется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка, установленными в организации.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
В результате воздействия поражающих факторов при ЧС, может нарушится деятельность больниц, поликлиник, ЦГСЭН, СПК, аптек и аптечных складов, что может повлечь за собой не своевременное оказание медпомощи и тем самым возникновение не оправданных безвозвратные потери. Поэтому в режиме повседневном деятельности проводится подготовка, как всего здравоохранения в целом, так и самих учреждений здравоохранения и их персонала к работе в ЧС.
1 вопрос «Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в ЧС»
Устойчивость работы здравоохранения в ЧС достигается путем:
Устойчивость работы учреждений здравоохранения в экстремальной обстановке достигается:
1. Реализацией медико-технических требований (МТТ) при их размещении и строительстве (Инструкция МЗ).
МТТ подразделяются на общие и специальные требования.
Общие требования реализуются во всех проектах учреждений здр-ния.
Специальные требования – зависят от:
- природных факторов – сейсмичность, вечная мерзлота;
- вероятности КПА-АЭС, ХОО,
- типа учреждения (ЛПУ, СЭС, ССМП).
В соответствии с МТТ для некоторых категорий больниц при их планировке предусматривается:
Устойчивость работы ЛПУ в ЧС определяется также наличием:
2. Источников резервного аварийного освещения (подвижные электростанции, мощность 30 и более кВт).
Запас противогазов ГП - 5(7), респираторов, Аи – 2, ИПП, ППИ, йодистого калия (7 доз по 0, 125 на человека) создается больницей (аптекой) на весь персонал и на 10 % численности больных. СЗ со складов ГО получаются по особому распоряжению через пункты выдачи.
В каждой аптеке из специмущества и СИЗ должны быть:
- по 1 наим. на каждого сотрудника: АИ – 2; ППИ; ИПП; респираторы, ГП – 5А(7);
- по 1наим. на аптеку: носилки санитарные в комплекте с лямками по 2 шт. на каждые носилки); сумка СД (с набором медикаментов и перевязочных средств согласно описи).
При необходимости организуется изготовление сотрудниками и членами их семей простейших СЗ (ПТМ – 1 или ВПМ).
Соблюдение перечисленных требований во многом повысит устойчивость функционирования ЛПУ при возникновении любой ЧС.
2 вопрос: «Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в медицинском учреждении здравоохранения»
На всех объектах здравоохранения для предупреждения и ликвидации последствий ЧС выполняются общие мероприятия (общие задачи ) такие как:
Некоторым объектам здравоохранения определяются и специфические задачи, исходя из предназначения ЛПУ в системе здравоохранения и возложенных задач в ЧС.
Для организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в медучреждении создается объектовая КЧС. которая возглавляется главным врачом или его зам. по лечебной работе.
Приказом начальника ГО объекта (главврача) создается орган управления - штаб ГО объекта. В его состав включаются основные руководящие работники, которым определяются функциональные обязанности.
Эти обязанности отрабатываются каждым должностным лицом штаба ГО объекта под руководством начштаба, подписываются исполнителем и начальником штаба и утверждаются начальником ГО объекта. Первый экземпляр документа хранится у начальника штаба, а второй - в рабочей папке должностного лица.
Органами управления здравоохранения, для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки больницы к работе в ЧС ее руководству выдается задание.
В нем кратко излагается прогнозируемая обстановка в границах административной территории при возникновении ЧС.
Исходя из этого в задании определяется:
Получив задание, начальник штаба готовит проект приказа по ЛУ, в соответствии с которым к работе привлекают весь состав штаба и персонал отделений, участвующий в ликвидации ЧС.
В режиме повседневной деятельности в больнице штабом по ГО ЧС разрабатывает:
В режиме повышенной готовности осуществляются:
В режиме чрезвычайной ситуации проводится:
Кроме этого в больнице планируется проведение мероприятий при угрозе возникновения ЧС непосредственно в границах территории больницы (при пожарах, взрывах, затоплениях, терактах и др.), на других близко расположенных к больнице объектах, транспортных магистралях и др.
3 вопрос «Организация работы больницы в ЧС»
Работа ЛУ в ЧС организуется в соответствии с планом работы ЛУ, разрабатываемого штабом ГО ЧС объекта на мирное время.
При возникновении ЧС больница в зависимости от складывающейся обстановки может решать две разные по содержанию задачи.
- Если больница подверглась воздействию поражающих факторов ЧС, то в первую очередь необходимо, прежде всего, обеспечить защиту больных, персонала, уникального оборудования, других материальных средств и, в зависимости от обстановки, приступить к оказанию медицинской помощи пораженным, в том числе и своему персоналу, а также больным
- Если больница не подверглась воздействию поражающих факторов ЧС. то она, приводит в готовность создаваемые на ее базе медформирования СМК, перепрофилирует коечную сеть некоторых отделений, обеспечивает прием пораженных и оказание им К и СМП.
Получив информацию об угрозе возникновения ЧС, ответственный дежурный по больнице задействует схему оповещения и сбор руководящего состава.
Одновременно в ЛПУ выполняются мероприятия, предусмотренных планом:
В соответствии с заданием и складывающейся обстановкой больница может развертываться по нескольким вариантам:
- для приема пораженных с механической травмой,
- для приема пораженных с механической травмой и ожогами,
- для приема пораженных АОХВ и др.
При поступлении пораженных в больнице проводится их сортировка. Для этого развертываются сортировочный пост (СП), сортировочная площадка, и приемно - сортировочное отделение.
СП выставляется при въезде в больницу на расстоянии зрительной и звуковой связи с приемным отделением. На нем работают фельдшер (медицинская сестра) и дозиметрист. Они ведут постоянное наблюдение за окружающей обстановкой и встречают транспорт с пораженными.
При первичном беглом осмотре выделяются ходячие и носилочные больные. При выходе из транспорта ходячих размещают в отведенном для этого месте отдельно от носилочных.
При сортировке выделяют подозрительных на инфекционное заболевание или явно больных и направляют их в инфекционный изолятор, пораженных в состоянии психомоторного возбуждения - в психоизолятор.
Личный состав СП использует СИЗ по обстановке. Пораженные, поступающие из зоны радиоактивного загрязнения, подвергаются дозиметрическому контролю. От СП транспорт направляется на сортировочную площадку (к приемному отделению) для выгрузки пораженных. При неблагоприятной погоде выгрузка осуществляется непосредственно в приемно-сортировочное помещение.
Пораженные, непрофильные для данного лечебного учреждения, не снимаются с машины, а эвакуируются дальше по назначению в соответствующее лечебное учреждение. При направлении пораженных в соответствующие отделения данной больницы устанавливается очередность с учетом их состояния и срочности выполнения лечебно-профилактических мероприятий.
При наличии загрязнения РВ выше допустимого уровня носилочным пораженным протирают влажными салфетками открытые участке кожи и при необходимости снимают верхнюю одежду (частичная специальная обработка). Ходячие моются под душем (полная санитарная обработка). В случае загрязнения АОХВ проводится санобработка с заменой одежды.
Носилочные на сортировочной площадке размещают рядами или веером на носилках, а при недостатке носилок - на подстилочном материале.
Медицинская сестра - диспетчер регулирует размещение пораженных на сортировочной площадке, в помещениях, последовательно заполняя их. Доставленных пораженных с политравмами перекладывают (только один раз!) с носилок на щит с пенопластовым матрацем, установленным на каталке. Все дальнейшие перемещения пораженных (в операционную, в ПИТ, рентгеновский кабинет и т.п.) целесообразно осуществлять только вместе со щитом.
После проведения медсортировки пораженные направляются в соответствующие функциональные отделения, где им оказывается медпомощь в полном объеме.
В приемно-сортировочном отделении пораженные (б) распределяются на следующие группы (после выделения пораженных и больных, нуждающихся в специальной обработке и в изоляции):
При перегрузке больницы или при необходимости дальнейшего оказания СМП и лечения пораженные переводятся в базовые ЛУ и в клиники территориального или регионального уровней.
4 вопрос «Эвакуация медицинских учреждений»
В ряде ЧС и особенно в период угрозы нападения противника большое значение приобретает организация перемещения ЛУ и аптечных учреждений из крупных городов в безопасные районы.
Эвакуация ЛПУ имеет целью: *защиту больных, персонала и членов их семей, личного состава медформирований, а также *защиту и сохранение медицинского и санитарно - хозяйственного имущества.
Своевременная эвакуация ЛПУ позволяет развернуть на территории вне района ЧС сеть больниц совместно с местными ЛПУ и обеспечить оказание К и СМП пораженным и необходимую медпомощь эвакуируемому и постоянно проживающему населению.
Эвакуация может осуществляться автомобильным, железнодорожным и водным транспортом.
Ответственным за эвакуацию ЛПУ является главный врач.
Для организации и осуществления эвакомероприятий приказом главного врача создается рабочий орган - объектовая эвакуационная комиссия.
- медицинский и обслуживающий персонал вместе с нетрудоспособными членами их семей,
- медимущество, твердый и мягкий инвентарь первой необходимости.
Для планирования эвакуационных мероприятий органы управления здравоохранением каждому ЛПУ выдают план-задание. в котором указывается:
- профиль развертываемого ЛУ и его задачи в районе размещения,
- перечень медформирований для работы вне больницы,
- конечный пункт эвакуации и маршрут следования,
- место размещения эвакуируемого учреждения, необходимое количество отведенных помещений.
- указываются данные о видах и количестве предоставляемого транспорта, и наименование организаций, выделяющих автотранспортные средства для эвакуации, с указанием сроков их прибытия.
Эвакуация больницы может быть частичной. когда эвакуируются только больные и персонал (при загрязнении территории АОХВ, если позволяет ситуация). Полная эвакуация включает эвакуацию персонала и матсредств.
При эвакуации ЛПУ железнодорожным и водным транспортом руководитель учреждения получает информацию о местах погрузки и разгрузки, на какое количество суток следует иметь запас продуктов питания для обеспечения эвакуируемых и размещенных в убежищах Н/Т больных.
При планировании эвакуации ЛУ штабом ГО объекта производится целый ряд расчетов.
А) Определяется численность врачей, среднего медицинского и обслуживающего персонала, подлежащего выделению в распоряжение органов управления здравоохранением (в медформирования, для мед. обеспечения эвакуации населения, для медобслуживания нетранспортабельных больных).
Б) Определяется число врачей и среднего мед и обслуживающего персонала, подлежащих эвакуации с ЛУ. Как правило, нетрудоспособные члены семей эвакуируются с учреждениями.
В) Выделение медработников для сопровождения транспортабельных больных и в оперативную группу, которая организуется в составе 3-4 чел. (врач, медсестра, член эвакокомиссии и др.). Оперативная группа создается для заблаговременного направления на место нового размещения ЛПУ с целью подготовки к приему прибывающих сотрудников ЛПУ.
2. Рассчитывается число больных по эвакуационным категориям, находящихся в больнице и дома («стационары на дому»).
Все больные, находящиеся на лечении в данном лечебном учреждении, по эвакуационному предназначению распределяются на три основные группы:
а) больные, не нуждающиеся в дальнейшем продолжении стационарного лечения и подлежащие выписке (около 50%); они после выписки самостоятельно следуют до места жительства, а затем, при необходимости, до СЭП откуда эвакуируются наравне с другим населением; при выписке их следует обеспечить медикаментами на 2-3 дня, так как в этот период из города эвакуируются поликлинические и аптечные учреждения;
б) транспортабельные больные. которые по состоянию здоровья не могут быть выписаны из больницы, но в состоянии без значительного ущерба для здоровья эвакуироваться с этим учреждением (около 40-45%);
в) нетранспортабельные больные, которые не способны без ущерба для здоровья перенести эвакуацию (около 5-10%). Эта группа больных должна быть оставлена в городе и укрыта в специально оборудованном убежище ЛУ (лечебном стационаре для нетранспортабельных больных);
Нетранспортабельность больных определяется «Перечнем неотложных форм и состояний, при которых больные не могут подлежать транспортировке», утвержденным Минздравом России.
Заблаговременно в каждом отделении ЛУ назначаются лица, ответственные за выписку больных, подготовку транспортабельных к эвакуации и перемещение нетранспортабельных в защитные сооружения.
Рекомендуется в истории болезни делать пометку: «эвакуируется с больницей» =Э=, «остается в больнице как нетранспортабельный» =Н=, подлежит выписке =В=. История болезни подписывается врачом, заместителем главного врача по медицинской части, а для нетранспортабельных, кроме того, заверяется круглой печатью больницы. Истории болезни следуют с больными. Больным, подлежащим выписке на амбулаторное лечение, помимо пометки в истории болезни «выписан на амбулаторное лечение», выдается на руки справка, в которую вносят краткие сведения о проведенных исследованиях и лечении.
3. Производится расчет и распределение, медицинского и санитарно-хозяйственного имущества (для обеспечения стационаров для нетранспортабельных больных, комплектования сумок (укладок) неотложной помощи, которые выдают медперсоналу для оказания медпомощи эвакуируемому населению на эвакопунктах, при сопровождении транспортабельных больных в пути следования.
Для расчета потребности транспортных средств необходимо определить тоннаж и объем имущества, подлежащего эвакуации с ЛУ.
При недостатке выделенного транспорта определяются порядок и последовательность эвакуации несколькими рейсами.
4. Проводится расчет количества помещений для размещения больных вне района ЧС (в загородной зоне) и потребность в помещениях для укрытия нетранспортабельных больных в лечебном стационаре для нетранспортабельных.
При проведении эвакуации инфекционных больниц соблюдается необходимый санитарно-эпидемиологический режим (больные эвакуируются на спецтранспорте согласно графику использования дорог, выделенных для их движения).
Эвакуация психбольниц и диспансеров, также имеет свои характерные особенности, что отражается в планах данных лечебных учреждений.
Заключительным этапом эвакуационных мероприятий является консервация здания и сдача его под охрану.
Ст. преподаватель кафедры МПЗ и МК А. Шабров