Руководства, Инструкции, Бланки

Шушарджан С.в Руководство По Музыкотерапии img-1

Шушарджан С.в Руководство По Музыкотерапии

Рейтинг: 4.6/5.0 (1835 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА - VI Студенческий научный форум (15 февраля - 31 марта 2014 года)

Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбужденного, поддерживает в трудную минуту, настраивает на рабочий лад, отвлекает от горьких мыслей. Как говорил В.А. Сухомлинский, музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

Издавна известно положительное влияние музыки на человека. Так, античные философы - Пифагор, Аристотель, Платон - полагали, что музыка способна восстанавливать нарушенную болезнями первоначальную гармонию души; положительное влияние музыки на психофизическое самочувствие человека было исторически доказано в трудах древних врачей Индии и Китая, в исследованиях И. М. Догеля, И. Р. Торханова, В. М. Бехтерева.

Во второй половине 20 века интерес к воздействию музыки на организм человека возрос. Многие современные ученые обосновали влияние музыки на индивида: «Музыка способствует снижению утомляемости, улучшает реакцию, обостряет чувство времени, память и сосредоточенность». Многие исследователи отмечают лечебное влияние музыкального ритма на все системы и функции детского организма.

Таким образом, воздействие музыки на личность подробно исследовано различными психологами, музыкотерапевтами, медиками.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как: контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых. Карвасарский Б.Д дает следующее определение понятию «музыкотерапия»: психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Музыкотерапия направлена на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психосоматических, психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на коррекцию личностного развития, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, хлопки, постукивания и др. Музыкотерапия имеет ряд достоинств, таких как: безвредность, легкость и простота применения, возможность контроля. Также, музыкотерапия – это одно из важнейших методических средств, влияющих на психологическое здоровье ребенка.

И.В.Дубровина считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека [1]. О.В.Хухлаева, под формированием психологического здоровья понимает создание возможностей психологически здорового функционирования детей через организацию их жизнедеятельности. Так, автор формулирует условия становления психологического здоровья: наличие положительного фона настроения и обучение детей умению быть счастливыми [3]. По мнению И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой и других исследователей, психологическое здоровье следует целенаправленно формировать [1].

Музыкотерапия оказывает целительное воздействие на психологическое здоровье человека. При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности, сформировать чувства внутреннего покоя, радости, создать положительный эмоциональный фон. Слушание музыки развивает музыкальное восприятие ребенка, способствует развитию музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента.

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения ребенка используют: Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор». Для уменьшения раздражительности, нервного возбуждения используют: Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор». Для улучшения настроения: Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» — часть 3. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности используют: Чайковский «Шестая симфония» — часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1».

Также, огромное влияние на развитие ребенка оказывает пение. Пение – деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Исполняя песни, дети глубже чувствуют музыку, активнее выражают эмоции. Во время пения дети становятся менее напряженными, а настроение у них повышается.

При помощи музыкотерапии происходит становление музыкальной культуры ребенка, а через нее – нравственной, эстетической и духовной культуры. Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.

В процессе систематической работы, при использовании различных видов музыкальной деятельности (прослушивание музыки, хоровое пение, танцы, игры на музыкальных инструментах) происходит всестороннее развитие ребенка, обогащается его внутренний мир новыми музыкальными впечатлениями, осуществляется овладение различными музыкальными навыками.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что музыкотерапия- это важный компонент развития каждого ребенка, так как она приносит положительное, как в жизнь детей, так и во внутренний мир каждого. Музыка своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетаний передает бесконечную гамму чувств и настроений, оказывает целительное воздействие на психологическое здоровье каждого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков. - М. Академия, 2000. – 256 с. Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции/ Под. ред. А.С. Клюева. СПб. 2008.- 109 с. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников. - М. 2001. - 142 с. Шушарджан С.В. Руководство по музыкальной терапии. - М. Медицина, 2005. - 450 с.

Перейти к обсуждению работы

Другие статьи

Шушарджан руководство по музыкотерапии (3 mb)

Шушарджан руководство по музыкотерапии

6 Шушарджан руководство по музыкотерапии. Пион уклоняющийся (марьин корень). Спиртовые экстракты из корня более действенны. Настаивают 4 ст. Л. Травы пиона в 1/5 л водки 3–7 недели. Настойку пьют по 1ч. Л Шушарджан руководство по музыкотерапии. 3 раза в сутки за полчаса до еды – 30 дней, после двухнедельного перерыва лечение повторяют. Для спринцеваний разводят 5–5 ст. Л. В 1/1 л воды.

лечение менструальных нарушений. Известно, каким сильным заживляющим действием обладает сушеница болотная. Ею лечат желудочные и кишечные язвы, туберкулезные каверны и абсцессы в легких, женские болезни. Шейки матки, крепким отваром травы спринцуются при язвах и трещинах влагалища. Но замечено, Шушарджан руководство по музыкотерапии что масляные экстракты более действенны. Хороший эффект дает применение такой мази. 1 часть порошка травы смешивают с 11 частями свежего сливочного масла и меда. Масло и мед должны быть натуральными. Мазь на тампоне вводят во влагалище. Выдерживают сутки, затем кипятят 16мин на слабом огне. Таким масляным экстрактом пропитывают тампон и вводят глубоко во влагалище 1 раз в сутки. 1 по объему сок каланхоэ аптечного и мед, обильно пропитать смесью тампон и ввести во влагалище утром и на ночь при эрозии шейки матки, трещинах влагалища. Курс лечения – Шушарджан руководство по музыкотерапии 1 неделя.

9.1 ст. Сухих измельченных корней чистотела залить 1,7 стаканом крутого кипятка, настоять, укутав, 1ч, процедить. В сутки за 16мин до еды Принимать при эрозии шейки матки и других нарушениях целостности слизистого слоя влагалища по 1/4 стакана 5–4 раза. Одновременно спринцевать шейку матки 1/5 стакана настоя.

40г сухих измельченных цветков календулы и 1/4 л 70-ного спирта настоять в темном месте 4 недели. Разбавить кипяченой водой 1. 6. Делать спринцевания.

очищение женского организма для восстановления

очищение женского организма для восстановления менструального цикла

при помощи средств народной медицины и фитотерапии можно помочь организму освободиться от шлаков, снизить холестерин в крови и уменьшить количество откладываемого организмом жира.

1. Пустырник, трава – 2 части Шушарджан руководство по музыкотерапии. Сушеница, трава – 6 части. Трава – 1 части, багульник. Трава – 1 часть, хвощ полевой. Кора крушины – 1 часть. 3 Ст. Л. Измельченной смеси залить 520мл, процедить и добавить сок золотого уса – 6 л. Принимать по 1/4 стакана 4 раза в день после Шушарджан руководство по музыкотерапии еды. Применяется при ожирении.

Кукуруза, рыльца – 1 часть. Ревень, корень – 1 часть. Одуванчик лекарственный, корень – 1 часть. 1 Ст. Смеси и 1 стакан холодной кипяченой воды используют для приготовления отвара. Добавить сок золотого уса – 3ч.

Но если у ребенка за 8 температура, он не ест, не пьет и вообще никакой – то это не зубы… у ребенка зуб не больной, он нормальный, он просто растет Шушарджан руководство по музыкотерапии. Прорезывание зубов — это в принципе не повод много об этом разговаривать». По мнению комаровского, главное – знать основные правила прорезывании зубов:

отклонение от средних сроков прорезывания зубов на полгода в большую или меньшую сторону является нормой;

зубы имеют право появляться в не той последовательности, которая описана стоматологами;

на время, последовательность и скорость прорезывания нельзя оказать никакого влияния.

если помнить об этом, то исчезнут мнимые причины для беспокойства, и мама с папой смогут сосредоточиться на том, что действительно важно для их ребенка.

прорезывание зубов – этап, безусловно, важный в жизни каждого малыша. По времени он приблизительно совпадает с моментом, когда антитела, доставшиеся младенцу от мамы, заканчивают свое действие, а значит, кроха не застрахован от респираторной вирусной инфекции.

именно ее проявления так часто путают с симптомами прорезывания зубов. Чтобы в случае необходимости вовремя обратиться к врачу, важно наблюдать за младенцем, однако не стоит проявлять излишнего беспокойства, когда для этого нет никаких причин.

как понять что ты беременна. Восемь симптомов

как понять что ты беременна. Восемь симптомов

одного, как правило, недостаточно, но если вы обнаружили у себя все 7 симптомов - стоит задуматься.

это, разумеется, тот признак, на который мы прежде всего обращаем внимание. Если у вас регулярный цикл, задержка может стать серьезным поводом задуматься.

часто при этом отсутствие месячных сопровождается болями внизу живота, как если бы они у вас были. У многих женщин цикл нерегулярный, с другой стороны. А самое ужасное, что небольшие кровотечения в дни месячных возможны и при беременности. Так что полагаться только на этот признак никак нельзя.

увеличенная и чувствительная грудь

у вас появились болезненные ощущения в груди. Вам тесно в вашем обычном бюстгальтере, ореол сосков увеличился, потемнел и, она стала пышнее. Если так оно и есть, купите себе бюстгальтер подходящего размера - грудь в ближайшее время не уменьшится.

обычно вы деятельны и активны. Едва начав работать, но в последнее время все изменилось - вы устаете Шушарджан руководство по музыкотерапии. Весь день вы как сомнамбула и только и ждете возможности забраться под одеяло.

весьма характерное состояние для начала первого триместра беременности. Просто расслабьтесь и побольше отдыхайте.

в среднем, одна женщина из двух страдает приступами тошноты, связанными с беременностью. По утрам, еще не встав с кровати, вы чувствуете, что вас мутит.

и хотя утренняя тошнота - классический

и хотя утренняя тошнота - классический спутник беременности, вы можете испытывать ее не только по утрам. Изменив режим питания, снять неприятные симптомы можно. Попробуйте есть чаще и понемногу. Проконсультируйтесь с врачом.

внезапные приступы сильного голода, если приступы тошноты серьезно досаждают вам. Такова участь большинства женщин на первом этапе беременности.

вы наверняка также знаете о том, что беременные часто испытывают сильнейшее желание съесть какой-то определенный продукт, к которому прежде были равнодушны. А бывает и иначе - приходит неожиданное отвращение к привычной и даже любимой пище.

чувствительность к запахам

помимо изменений во вкусовых ощущениях, ждите сюрпризов от обоняния.

Запахам и вызывает частые приступы тошноты к запах свежего хлеба по утрам раздражает, ваши духи вам больше не нравятся, сама мысль о жареном цыпленке вызывает у вас отвращение.

именно эта гиперчувствительность. Впрочем, возможен и другой вариант развития событий - внезапная страсть к аромату жасмина или кофе.

вы начинаете плакать или смеяться без всякой видимой причины. Внезапные перемены настроения часто возникают у беременных женщин. Гормоны делают вас чрезмерно чувствительной.

всего за несколько минут эйфорическую радость сменит великая печаль. Успокойтесь, это временное явление. Хотя некоторые Шушарджан руководство по музыкотерапии женщины пребывают в таком состоянии почти все то время, что вынашивают ребенка. Мочеиспусканию

ну да, беременные женщины чаще обычного

ну да, беременные женщины чаще обычного бегают в туалет к что ж, пусть ваш любимый запасется терпением.

частые позывы. И даже если поначалу вес ребенка еще не ощущается, матка уже начинает давить на мочевой пузырь.

к 161. Симптомам стоит также добавить запоры и вздутие. Ешьте больше клетчатки и пейте достаточно, но не слишком много жидкости.

очень часто вопрос о наступлении беременности волнует женщину еще до того, как у нее должны начаться месячные. Только полное отсутствие секса может дать полную гарантию отсутствия беременности. Каждая женщина знает предположительную дату наступления менструации, но иногда менструальный цикл дает сбой и тогда беспокойства и волнения неизбежны.

если наступление месячных задерживается на пару дней, нужно ли в этом случае что-нибудь предпринимать. И можно ли на таких весьма ранних сроках узнать точно. Есть беременность или нет.

отсутствие менструации является явным признаком наступления беременности только в том случае, если менструальный цикл считается установившимся и регулярным. Но для начала, необходимо рассмотреть ситуации, при которых возможна задержка месячных. Во-первых, это могут быть нерегулярные ме­сячные. Обусловлено такое явление самой природой и зависит от ряда причин. Гормональный сбой, всевозможные недомогания, влияние окружающей среды и воздействие на организм различных лекарственных средств.

немногие знают, что даже перегрев на солнце способен отразится на сроке прихода месячных. Поэтому, стоит несколько дней подождать до того момента, как предпринимать дальнейшие действия, осо­бенно если во время занятия сексом ты предохранялась Шушарджан руководство по музыкотерапии. Вполне возможно, что долгожданная менструация придет через пару дней.

если же средствами контрацепции ты не пользовалась

если же средствами контрацепции ты не пользовалась, а ждать нет сил, то нужно просто купить тест. Это удобное и недорогое средство, которое помогает выявить беременность дома уже с первого дня задержки месячных.

В ее организме начинается выработка повышенного числа гормонов, которое можно выявить в моче на основании теста.

очень важно соблюдать руководства, которые прилагаются к тесту После того, как женщина забеременела. Потому что его достоверность, но и при использовании данного способа нельзя быть стопроцентно уверенным в результате. Производители данных тестов оценивают надежность результатов примерно в 79. Но при приеме определенных лекарственных средств тест может показать ложную беременность.

окончательно подтвердить отсутствие или наличие беременности сможет только врач-гинеколог, который на основе осмотра или данных анализов определит состояние женщины и определит объективный диаг­ноз. Врач также может посоветовать сделать ультразву­ковое обследование. Его проводят независимо от срока беременности без риска ее прерывания. Благодаря данному обследованию можно определить и внематочную беременность.

кроме перечисленных выше способов определения беременности на ранней стадии, любая из женщин у себя может найти признаки, говорящие об изменениях в ее организме, особенно если она раньше уже была беременна. Все эти признаки являются индивидуальными и зависят от особенностей организма женщины. К примеру, если ты за­метила, что стала раздражительнее, более эмоциональной, часто хочется спать и появились некоторые изменения в груди, то вполне вероятно, что это наступила беременность.

как узнать, что ты беременна в первые дни

как узнать, что ты беременна в первые дни после оплодотворения. Буквально через несколько дней у некоторых женщин усиливается аппетит, или, наоборот, появляется отвращение к еде. Возникает тошнота или рвота. Начинает тянуть к отдельным продуктам, появляется расстройства пищеварения или запоры, болит или кружится голова, отекают Шушарджан руководство по музыкотерапии ноги, иногда женщина падает в обморок. Эти симптомы со временем могут усиливаться или пропадать, также могут появляться новые. Плохой сон, боль в спине, пигментация кожи, повышение температуры тела, учащение пульса и другие.

случаи, когда организм усиленно сигнализирует о зачатии на ранних стадиях бе­ременности, очень редки. В собственном организме и ассоциировать эти изменения с беременностью Но большинство женщин загадочным образом могут почувствовать самые незначительные изменения. А лишь спровоцированными сомнениями и страхами, но эти предчувствия могут быть не обоснованными. Следовательно, нужно стараться реально оценивать факты наступления зачатия, обращать внимание на задержку менструальных выделений и, естественно, не паниковать.

как узнать, что ты беременна без теста и возможно ли это в принципе. Это вполне реально. В том, что есть беременность, а для того, чтобы узнать о возможном изменении гормонального фона Существует способ, проверенный не одним поколением женщин – это измерение базальной температуры и правильная расшифровка полученных данных.

прежде, чем измерять базальную температуру необходимо осознать тот факт, что это делается не для того, чтобы 90 удостоверится. В специальную таблицу, которая будет состоять из двух столбцов – x и y.

но если все же, необходимость измерять

но если все же, необходимость измерять базальную температуру заключается в том, чтобы узнать о беременности, необходимо совершать следующие действия Для этого базальную температуру необходимо начать измерять, когда начинается менструальный цикл, и ежедневно вносить записи. Во-первых, начинать измерять температуру нужно за два дня до того, как должны начаться критические дни. Это нужно по той простой причине, что менструальный цикл делится на два периода.

Первый период - до овуляции, он длиться меньше, нежели второй, на несколько дней.

второй период – после овуляции, длится она в течение 14-15 дней. Если процесс овуляции произошел, во второй фазе базальная температура будет повышена, и будет колебаться в районе субфебрильной температуры. Тем ниже становится температура, чем ближе начало месячных.

Статья по музыке на тему: Статья - quot; Влияние музыки на здоровье человека - quot; Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Статья по музыке на тему:
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Предварительный просмотр:

Влияние музыки на здоровье человека

Порою мы не задумываемся о влиянии звука, пусть даже и музыкального, на здоровье ребёнка. И здесь очень важна работа музыкального руководителя с педагогами и руководителем дошкольного учреждения, с родителями детей, его посещающих, донесение до их разума и сердца новейших научных исследований в области влияния различных факторов окружающей среды на здоровье человека.

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государства!

Поднимая такой важный, особенно в наше сложное время, вопрос, невозможно не остановиться на данных, приведённых на первой международной научно-практической конференции «Музыка и здоровье-2009», конференции «Звук и музыка в нашей жизни» (2010 г.), которые прошли в Москве, а также данных исследований учёных Японии, США, России и Европы разных лет.

Звуковая среда – фактор благополучного человеческого существования?

Не секрет, что разумно регулируемая звуковая среда является важным условием благополучного человеческого существования. Мы не устаём повторять о влиянии вредных факторов на здоровье человека, а этих факторов день ото дня становится всё больше и больше. Это и экология, и продукты питания, и химические вещества, вибрации и т. д. Причём, если в отдельности они ещё не столь разрушительны для здоровья человека, то в совокупности их действие усугубляет свою губительную для человеческого организма работу.

Так по исследованиям российских учёных (Измеров Н. Ф. Суворов Г. А. Прокопенко Л. В. 2001 г.) фактор шума вызывает снижение сопротивляемости организма, при этом повышает восприимчивость человека к действию химических загрязнителей. Это приводит к резкому росту заболеваемости, в том числе и детской. Надо отметить, что звук оказывает воздействие на человека независимо от того, слышимые это или неслышимые для человеческого уха звуковые частоты. Мы подвергаемся шумовому воздействию постоянно. Это и воздействующие на жизненно важные процессы человеческого организма шумы, находящиеся на различных расстояниях, и музыкальные звуки различной громкости. По мнению учёных, особенно болезнетворны звуки повышенной громкости, а также ультра- и инфразвуки (звуки диапазона выше предела слышимости человека, т. е. с частотой звуковой волны свыше 20 КГц, и звуки диапазона ниже предела слышимости человека, т. е. с частотой звуковой волны менее 20 Гц). Причём, многие аспекты их пагубного влияния и сегодня недостаточно исследованы.

Данные официальной правительственной статистики на 2010 г. согласно заявлению Минсоцразвития, свидетельствуют о том, что 79% российских детей больны. Доля нервно-психических и психических расстройств в мире, по данным Х. Ремшмидт, увеличилась в 5 раз (теперь расстройства зафиксированы у каждого 150-го ребёнка планеты). А по данным Ю. А. Фесенко (НИИ экспериментальной медицины РАМН Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия». – СПб, 2007), 20% российских детей страдает пограничными формами психических расстройств, и их число год от года возрастает. Это в свою очередь грозит развитием более тяжёлых форм психических заболеваний в дальнейшем. По данным, приведённым кандидатом педагогических наук, доцентом ЛГУ им. А. С. Пушкина Т. С. Овчинниковой, из десяти новорождённых только один ребёнок является абсолютно здоровым, треть детей имеет различные микроорганические поражения и почти две трети детей – выраженную патологию.

Массовое распространение звукозаписывающих и звуковоспроизводящих технических устройств привело к повышению фактора акустического воздействия на человека. Часто он воздействует на нас в виде фона: в транспорте, на улице, в повседневной жизни, на работе, в быту. Между тем, имеется достаточное количество научных данных о том, что и музыкальные звуки при определённых условиях являются такими же «загрязняющими акустическую среду» факторами, как промышленный, транспортный и иной шум.

Мы даже не замечаем иногда, что музыка, пение, речь с телеэкранов и т. п. сопровождают каждое мгновение нашего бытия. А ведь фоновое звучание музыки и пения фиксируется нашим организмом и является дополнительным раздражителем слухового аппарата человека, его нервной системы и психики. Это может привести к снижению уровня слуха, особенно у детей.

Можно отметить всем известное, специально изученное и применяемое влияние такой музыки на людей в супермаркетах. Она блокирует системы контроля потенциального покупателя, способствуя увеличению продаж.

Бесконтрольное воздействие на организм и психику человека музыки не ограничивается акустическим раздражением, есть множество данных о формировании психосоматических расстройств, а в дальнейшем, утрате здоровья. Ведь музыкальный ритм, темп, тональность, параметры мелодий и другие характеристики музыкальных произведений воздействуют не только на эмоциональное состояние, но затрагивают нервную, эндокринную, сердечно-сосудистую системы. Такое воздействие приводит организм в состояние стресса.

Немного о механизмах воздействия музыки на человека

Формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью сложной функциональной системы. Влияние это может быть не только полезным, но и крайне негативным. Медико-биологические исследования выявили различные уровни отрицательных воздействий на организм человека: психоэмоциональный, соматический и клеточный. При этом отмечается, что негативное воздействие может идти как на сознательном, так и на подсознательном уровнях, а характер возникающих у слушателя реакций во многом зависит от конституциональных особенностей человека, его темперамента, общего состояния здоровья и носят сугубо индивидуальный характер.

В организме на каждое изменение внешних условий возникает серия стереотипных приспособительных реакций, направленных на его защиту. Известный физиолог Ганс Селье определил их совокупность, как адаптационный (приспособительный) синдром, или стресс-реакции. Они всегда возникают автоматически, включая закреплённый ответ на определённый раздражитель. Нарушение системы адаптации в условиях стресса всегда ведёт к болезни. Связано это с тем, что эмоции от внешних раздражителей запускают химические процессы в организме. Что, в свою очередь, требует повышенных энергетических затрат и более интенсивной работы органов. И если стрессовая ситуация продолжительна, организм истощается, может возникнуть ряд психосоматических заболеваний.

Психосоматика (от греч. психо – душа и soma– тело). В широком смысле термин, принятый в медицине для обозначения такого подхода к объяснению болезней, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов в возникновении, течении и исходе соматических заболеваний. В механизме возникновения этих заболеваний («соматизации») особая роль отводится нарушениям в эндокринной системе. Основным методом лечения выступает психотерапия, цель которой заключается в установлении скрытых для самого пациента связей между его эмоциональными конфликтами и возникновением соматических симптомов.

Многолетние исследования доктора медицинских наук, действительного члена Петровской Академии наук и искусств, профессора С. В. Шушарджана подтверждают то, о чём писали древние мыслители, осознавая, что музыка влияет на здоровье и умы людей.

Самая древняя притча об излечении музыкой приведена в Ветхом Завете: Давид, играя на арфе, излечил Саула от депрессии. Величайшие учёные философы древности: Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на лечебную и профилактическую силу музыки.

Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX– начале XXвека. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова, И. М. Сеченова и др. содержатся данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, кровообращение, дыхание, газообмен. А экспериментальные исследования подтвердили, что изменения в центральной нервной системе приводят через работу желёз внутренней секреции к функциональным изменениям других органов и систем. Музыка влияет на выработку гормонов, играющих важную роль в эмоциональных реакциях всего спектра чувств.

Профессор С.В. Шушарджан, совместивший разностороннее образование: высшее медицинское и высшее музыкальное, являясь одним из немногих в мире людей, добившихся равного успеха в обеих специальностях (в качестве певца С. Шушарджан известен, как обладатель выдающегося баритона, в репертуаре которого 15 исполненных оперных партий, более 500 арий, романсов и песен, в то же время он пользуется заслуженным авторитетом как учёный и практикующий врач, специалист в области внутренних болезней и восстановительной медицины. Шушарджан является автором известных книг и учебных пособий, более 120 научных работ и изобретений в области рефлексотерапии, электроакупунктуры и психологии).

В своей работе «Руководство по музыкотерапии» С. Шушарджан остро ставит проблему деструктивного воздействия объективно вредной музыки, которая при прослушивании может не вызывать отчётливых отрицательных ощущений и даже нравится слушателю. Это некоторые виды поп- и рок-музыки.

Все процессы в природе происходят на основе обмена информацией. Человеческий организм также функционирует за счёт обменных процессов, которые осуществляются в результате обмена между клетками с помощью электромагнитных и акустических волн. При этом каждому органу нашего тела, как и каждой отдельной клетке, свойственна своя частота колебаний.

Когда собственные энергоинформационные излучения организма согласованы с внешними полями, организм работает нормально. При нарушении этой согласованности внешние поля могут попасть в резонанс с теми или иными клетками и органами. Они усиливают или ослабляют их излучение, что ведёт к изменению их физиологических функций и может вызвать резкое ухудшение или улучшение здоровья человека. Доктор тибетской медицины Лобсангу Рампе пишет: «Человеческий мозг – это масса вибраций с электрическими импульсами, исходящими из каждой его части. Человек издаёт музыкальные ноты, зависящие от степени его вибраций…». Каждый человек имеет свой базисный звук.

Здоровье и музыка. Звуковые наркотики

Исследования С. В. Шушарджана подтвердили, что негативное воздействие от длительного прослушивания неклассической музыки обусловлено не только повышенной громкостью (за безопасную для здоровья норму принят уровень громкости 80 дБ), но и временной и тональной структурой музыкальных произведений, «искусственным» тембральным составом музыкальных инструментов (музыкальных компьютеров), прослушиванием этнически (архетипически) чуждых ритмов и мелодий. Экспериментально установлено, что бой барабанов – тамтамов при громкости, превышающей 100 дБ, вызывает обморочное состояние у слушателей.

Английский рок-музыкант Дэвид Боуи определил рок как «всегда дьявольскую музыку», несущую с собой «разрушение не только интеллекта (оглупление), но и воздействие физиологическое, разрушающее «мелодию» функционирования организма».

Десятилетние исследования известного терапевта Адама Книста убедительно доказывают, что рок-музыка вызывает у постоянных слушателей озлобленность, истощение, нарциссизм, панику, расстройства пищеварения, гипертонию и другие изменения, вытекающие из уровня её шума. Но что гораздо страшнее – эту музыку можно сравнить с необычным наркотическим заболеванием. Как пишет Адам Книст: «Рок… это наркотик, отравляющий жизнь нашей молодёжи, более смертоносный, чем героин».

Если привести данные медицинских исследований, то можно признать: звуковой наркотик – не миф, а одна из отвратительных и опасных реальностей нашей современной жизни.

В 2006 году появилась программа I-Doser, позволяющая прослушивать файлы с определённым содержанием, которые подавались как звуки, которые вызывают эйфорическое состояние, сходное с эффектом от употребления «реальных» наркотиков.

Звуковые наркотики (бинауральные стереоволны) – звук в цифровом формате, пульсирующие звуки, состоящие из определённого набора частот. Утверждается, что прослушивание этих звуковых файлов оказывает на мозг воздействие за счёт так называемых бинауральных ритмов, соответствующих частотам « мозговых волн », которые образуются при прослушивании с помощью стереонаушников специально подобранных звуковых сигналов для левого и правого уха слушателя. Предположительно цифровые наркотики синхронизируют волны мозга со звуком. Вследствие этого они оказывают влияние на психическое состояние. Первым, кто обосновал и сформулировал феномен бинауральных биений, стал немецкий учёный-экспериментатор Хайнрих Вильхельм Дофе (HeinrichWilhelmDove). Произошло это в далёком 1939 году. Термин «бинауральный» происходит от двух латинских слов: «auris» и «bini», что, соответственно, означает «ухо» и «пара».

По мнению доктора медицинских наук, профессора кафедры теоретической и прикладной психологии Тольяттинского госуниверситета Валерия Якунина, эффект воздействия этих звуковых волн на человека может быть губительным.

Исследования Дмитрия Мирошникова из Института экспериментальной медицины РАН Санкт-Петербурга показывают, что влияние бинауральных звуков приводит к сбою энцефалограммы, а это состояние, образно названное «пароксизмами», может привести к долгосрочным изменениям в работе мозга.

Ранее никто даже и не пытался выявить какую-либо зависимость между видом исполняемого музыкального произведения и последующим состоянием слушателей. А изменившееся состояние слушателей после воздействия музыки относили к переживаниям, т. е. к факторам эмоционального восприятия. Связано это с тем, что, не имея инструментальных средств определения степени благотворности или неприятия той или иной музыки, медицина вообще не принимала во внимание подобный фактор. Теперь же научно доказано, что бесконтрольное использование казалось бы обычных музыкальных произведений явилось одним из серьёзнейших факторов, изменяющих и часто нарушающих среду обитания человека.

Специалист по криминальной психиатрии, религиозный общественный деятель Жан-Поль Режимбаль обобщил все данные по разрушительному воздействию музыки на организм и психогенную организацию человека, наблюдая её постоянных слушателей:

изменение эмоциональный реакций, связанных со стремлением к неконтролируемому насилию;

рефлекторная утрата способности к сосредоточению;

заметное ослабление контроля над умственной деятельностью и волей, испытывающих действие подсознательных импульсов;

чувственное сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию и даже галлюцинации;

серьёзные нарушения памяти, мозговых функций и нервно-мускульной координации;

гипнотическое или каталептическое состояние, превращающее личность в тупицу или робота;

депрессивное состояние, доходящее до невроза и психоза, особенно при сочетании музыки с наркотиком;

склонность и преступлению и суициду (значительно усиливается при регулярном слушании «тяжёлого рока»);

самоизувечивание, особенно на больших сборищах;

необузданные порывы к разрушению, вандализму и мятежу после концертов и фестивалей рока.

Это согласуется с данными Центра когнитивной нейрофизиологии при Дортмундском колледже (Нью-Хэмпшир), где выяснилось, что музыка специфически воздействует на часть мозга (префронтальный кортекс), позволяющую человеку распознавать звуки и «переводить» их на язык эмоций, а в дальнейшем – на язык образов. В этой так называемой «зоне счастья» установлена связь с настроением человека, здесь регулируется деятельность вегетативной нервной системы, под контролем которой происходит сложный процесс регулирования всех внутренних процессов организма, а также осуществляется контроль над эмоциями.

По данным исследований С. В. Шушарджана, не менее вредна российская массовая «поп-культура», которая «пусть не столь агрессивна по форме выражения, как рок-музыка, но чрезвычайно безвкусна, примитивна, нахально-навязчива и страдает отсутствием мысли». К сожалению, она занимает огромную часть радио- и телеэфира, оглупляюще действует на личность, особенно детскую и подростковую, прививая антикультурные принципы поведения.

И, если говорить об общей дегенерации молодёжи, возрастающего числа случаев антисоциального поведения и жестокости, то обусловлено это именно засилием поп-культуры и масс-медиа. Многочисленные исследования учёных разных стран доказывают, что «навязчивые мелодии» популярной музыки зацикливают волны человеческого мозга. Классическая же музыка улучшает собственные колебания слушателей.

Исследования русского физиолога И. Р. Тарханова, продолженные нашими современниками Н.Н. Захаровой и В.М. Авдеевым, подтверждают, что рок-музыка перебивает биение человеческого сердца и рассогласовывает работу нервной системы и эндокринных желёз. А вот и животные и растения предпочитают гармоничную музыку. Во время экспериментов сотрудников музыкально-терапевтического общества Швеции акулы и дельфины собирались слушать музыку Баха со всего океанского побережья.

Как на нас влияют звуки

Неудивительно, что различные музыкальные инструменты по-разному влияют на самочувствие людей. Скрипка хорошо действует на меланхоликов и обладает общерасслабляющим действием; альт эффективен при нарушениях нервной системы и упадке сил; кларнет помогает выйти из подавленного состояния, нормализует сердечно-сосудистую систему; арфа помогает при истерии, а флейта благотворно влияет на печень и бронхолёгочную систему. Да и 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично увязаны с 12 системами нашего организма. При направленном действии музыки орган приходит в состояние максимальной вибрации, называемой резонансом. Поскольку музыка по своей природе явление физическое, волновое, звуковые сигналы, попадая в резонансную частоту, соответствующую физическим характеристикам того или иного органа, оказывает стимулирующее действие на него.

Всё это связано с существованием стабильных структурных элементов воды, которые могут иметь правильную шестигранную форму и под влиянием внешних воздействий могут изменять её.

Учитывая, что все важнейшие физиологические процессы организма человека протекают в водной среде, из которой на 70–80% он состоит (это и плазма крови человека, переносящая пищу и газы, неорганические соли и питательные вещества, всё, что необходимо клеткам человеческого организма), можно говорить о том, что мы, в какой-то мере, сами являемся одушевлённой водой. Именно поэтому метод контроля водной среды при исследовании влияния звука на здоровье человека оказался наиболее правильным.

Все мы являемся «одушевлённой водой»

Вода сама по себе является инертным растворителем, химически не изменяющимся под воздействием тех веществ, которые растворяет. Важно и то, что состав межклеточной жидкости организма человека по содержанию солей соответствует составу воды Мирового океана. По мнению учёных, этот состав остаётся практически неизменным с начала процесса эволюции, когда и зародилась клетка.

По материалам доктора биологических наук, профессора В. Зенина (Институт медико-биологических проблем РАН, ФГУ научный клинико-экспериментальный центр Традиционных методов диагностики и лечения Минздравсоцразвития РФ) выявлена природа полезного и вредного звукового воздействия на человека. Зенин (так же кандидат философских и химических наук, физик по образованию) проводил исследования в сотрудничестве с биофаком МГУ. Им было проведено более 500 опытов с разными людьми и выявлена зависимость состояния водной среды вообще и в человеческом организме от различного рода звуковых воздействий. Оказалось, что состояние воды меняется не только под воздействием различного рода полей, но и человеческого мышления. В зависимости от внутренних установок различных людей, вода изменяла свои свойства в ту или иную сторону. И удивительное благотворное воздействие на неё оказывала музыка Моцарта.

Музыки волшебной сила

В лаборатории Зенина при участии оркестра «Баян», руководимого народным артистом СССР, профессором А.И. Полетаевым, было исследовано воздействие 57-ми музыкальных произведений на состояние водной среды и, соответственно, на организм испытуемых. Было экспериментально доказано, что вода принимает эмоциональную информацию и подстраивает весь организм. Всё это связано с водной составляющей нашего организма.

Каждому из нас известно, что с незапамятных времён человек приписывал воде магические свойства. В «Поэтических воззрениях славян на природу» А.Н. Афанасьева собраны многочисленные обиходные обряды славян, связанные с водными источниками. В обычаях большинства народов погружение в воду имеет смысл не только физического, но и духовного очищения. В сказках различных героев оживляют живой водой, водная стихия помогает сказочным героям справляться с бедами. Наши сказки, былины, поверья и песни являются неиссякаемым источником народной мудрости, и новейшие исследования учёных показывают, что за этими на первый взгляд наивными поверьями могут открыться настоящие откровения, которые теперь с успехом применяются в народной, да и в официальной медицине.

Японский исследователь Масару Эмото (MasaruEmoto) приводит ещё более удивительные доказательства информационных свойств воды. За время работы он сделал более 10000 фотографий, некоторые из них опубликованы в его книгах «Послания воды» («TheMessagesfromWater» 1, 2 и «Waterknowstheanswer»).

Доктор Эмото использовал Анализатор Магнитного Резонанса (MRA) для нескольких функций, включая качественный анализ воды. Он заметил, что никакие два образца воды не образуют абсолютно похожих кристаллов, и что форма кристаллов отражает свойства воды.

Для получения фотографий микрокристаллов он помещал капельки воды в 100 чашек Петри и резко охлаждал в морозильнике в течение двух часов. Затем они помещались в специальный прибор, который состоит из холодильной камеры и микроскопа с подключённым к нему фотоаппаратом. При температуре –5 о С в тёмном поле микроскопа под увеличением в 200–500 раз рассматривались образцы и делались снимки наиболее характерных кристаллов. В лаборатории были исследованы образцы воды из различных водных источников всего мира. Вода подвергалась различным видам воздействия, таким, как музыка, изображения, электромагнитное излучение от телевизора, мысли одного человека и групп людей, молитвы, напечатанные и произнесённые слова. Эмото в течение нескольких часов «заставлял» дистиллированную воду «слушать» музыку Моцарта, Шуберта, Бетховена, а затем замораживал и фотографировал через очень сильный микроскоп. И всегда форма кристалла поражала своей красотой. Эти эксперименты позволяли утверждать, что на молекулярную структуру воды способны воздействовать и музыка, и слово, и мысль.

Так что есть красота?

Дальнейшая расшифровка структуры воды показала, что память воды – долговременная, и каждое последующее воздействие не стирает прежнюю информацию, а привносит в состояние воды что-то новое. Кристаллическая структура воды состоит из кластеров (большая группа молекул). Напряжённая плотная структура кластеров оптимальна для длительного сохранения информации. Более мелкие кластеры дольше хранят память воды, их создают положительные, красивые слова и фразы. Негативные же фразы и слова формируют крупные кластеры или вообще их не создают. Если есть слишком большие промежутки между кластерами, другая информация может легко проникнуть в эти участки и разрушить их целостность, таким образом стереть информацию. Доктор Эмото говорит, что всё существующее имеет вибрацию. Красивые слова имеют красивые, ясные вибрации. Напротив, отрицательные слова производят уродливые, несвязные колебания, которые не формируют группы. Масару Эмото предполагает, что если провести исследования, то можно найти большее число тяжких преступлений в тех областях, где люди чаще в общении используют сквернословие. Это имеет прямое отношение к текстам современной поп-музыки, о примитивности гармоний и ритмов её уже говорилось.

В лаборатории доктора Эмото провели много экспериментов с целью найти то слово, которое сильнее всего очищает воду, и в результате обнаружили, что это не одно слово, а сочетание двух слов: «Любовь и Благодарность».

«В начале было Слово», – гласит первая строка Пролога Евангелия от Иоанна. Язык человеческого общения – не искусственное, а скорее естественное, природное образование. Из слов состоит наша речь – озвученная мысль. И именно силой мысли – образа рождены произведения музыки, ставшей классикой, музыки, несущей людям здоровье.

Джульетта Алвин, музыкальный терапевт, преподаватель Школы музыки и драмы Гильдхолла (GuildhallSchoolofMusicandDrama) в Лондоне, одна из первых успешно применивших музыку в работе с аутичными детьми, пишет: «…музыка есть пространство человеческого опыта, который влияет на мышление, тело и эмоции. Она способна изменить поведение слушателя и исполнителя. Музыка проникает в подсознание и может вызвать к жизни многое из того, что там скрыто».

  1. Кристалл дистиллированной воды, не подвергнутый никакому воздействию.
  2. Ключевая вода.
  3. Антарктический лёд.
  4. Так выглядит кристалл воды, прослушавшей «Пастораль» Бетховена.

5. Кристалл, образовавшийся после прослушивания тяжёлого металлического рока.

6. Кристалл после воздействия слов «Ты – дурак», очень похож на кристалл после действия тяжёлого рока.

9. Вода получила просьбу «Сделать это».

10. Вода получила приказ «Сделай это».

11. Слова «Ты надоел мне. Я убью тебя».

12. Вода получала электромагнитные излучения любви и благодарности.

13. Образец водопроводной воды Shinagava, Токио.

14. Тот же образец после того, как 500 инструкторов ХАДО по всей Японии одновременно послали добрые мысли ему.

15. Вода, взятая из озера Fujiwara, перед молитвой.

16. Кристалл воды после молитвы буддистского первосвященника Като.

17. Слова «Любовь и благодарность», произнесённые на английском языке.

18. Слова «Любовь и благодарность», произнесённые на японском языке.

19. Слова «Любовь и благодарность», произнесённые на немецком языке.

20. Левая: ромашка, правая: её соответственная кристаллизация воды.

21. Левая: укроп, правая: его соответственная кристаллизация воды.

Две фотографии о цветах имеют глубокое значение: после того, когда вода была под влиянием масла ромашки и укропа, её рисунки кристаллизации стали совсем одинаковыми с этими цветами. Под влиянием какого цветка находилась вода, такую внешнюю форму она и образует. Разве это не явление «полная информация»? Каждая маленькая частица носит образ целого и его полную информацию, это есть «полная информация».

Если мы сравним образцы 4,17, 18,19, то невозможно не заметить схожесть молекул воды после прослушивания классической музыки и добрых слов.

  1. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. – М. 1994.
  2. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии. – М. Медицина, 2005.
  3. Международная научно-практическая конференция «Музыка и здоровье-2009». Сборник докладов и тезисов. – М. 2009.
  4. Конференция «Звук и музыка в нашей жизни». Сборник докладов и тезисов. – М. 2010.
  5. Алвин Джульетта. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. Под ред. Уорик Эриел. – М. Теревинф, 2008.
  6. Голдман Джонатан. Семь секретов исцеления звуком. – М. 2009.
  7. Корниенко С. Химия эмоций. Источник: stkorn.livejournal.com
  8. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М. 1960.
  9. Эмото Масару. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда/Пер. с англ. – М. Издательский дом «София», 2005.
  10. Эмото Масару. Исцеление кристаллами воды. Попурри, 2008.
  11. Хомутов А.Е. Физиология ЦНС. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2006.
  12. М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, Л.П. Рубина. Анализ особенностей энцефалограммы у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. Т. 02.–2005.–№2.
  13. Бурдыкин Б. Космическая тайна воды. СПб. Питер, 2007.
  14. Ночь: Ритуалы, искусство, развлечения. Глубины темноты/Ред.-сост. Е.В. Дуков.–М. ЛЕНАНД, 2009.
  15. Захарова Н.Н. Авдеев В.М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки//Журн. высш. нерв. деят.–1982.–Т. 32. Вып. 5. – С. 915–929.

Татьяна Леонидовна КИРИЛИЧЕВА,

детский санаторий № 48, Москва,

дошкольный психолог, член координационного совета Национальной ассоциации музыкальных терапевтов РФ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Влияние классической музыки на здоровье человека"

Э то исследовательская работа учащейся 9 класса и учителя о влиянии классической музыки на здоровье человека, на состояние здоровья школьников.

Влияние классической музыки на здоровье человека.

Влияние классической музыки уже давно доказано учёными, существует огромное количество экспериментальных подтверждений, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека. При просл.

В статье говорится о влиянии музыки на здоровье человека. Данный материал может быть использован на родительских собраниях, классных часах.

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗУЧИВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ ПЕСЕН» Разработала учитель музыки: ДЁМИНА НАТАЛИЯ АНИСИМОВНА

Краткий обзор возможностей и рекомендации учителя. План и программа занятий сопровождается методическими указаниями, биографическими данными композиторов, анализом их творчества, теоретической р.

реферат "Влияние музыки на здоровье человека"

Как музыка влияет на здоровье человека. "Нам песня и строить и жить помогает".

«Влияние музыки на здоровый образ жизни человека».

Система работы по пропаганде здорового образа жизни.

проект по музыке. Влияние музыки на здоровье человека.

Выявить особенности влияния музыки на физическое здоровье человека.