Руководства, Инструкции, Бланки

Элитарная Культура Следование Образцу img-1

Элитарная Культура Следование Образцу

Рейтинг: 4.3/5.0 (1876 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Массовая, народная и элитарная культура

Массовая, народная и элитарная культура. Признаки

Неотъемлемой частью нашей жизни является способ проведения досуга. Кто-то читает детективы и слушает поп-музыку, а кто-то посещает симфонические концерты и знакомится с творчеством писателей-классиков.

Элитарная культура, признаки которой будут перечислены ниже, относится ко второму способу удовлетворения эстетических и интеллектуальных потребностей. Помимо нее, существуют также культура массовая и культура народная. Они тоже обладают определенными признаками.

Несколько слов об иных видах культур

Массовая культура, например, рассчитана на подавляющую часть общества, на тех людей, мировосприятие которых не имеет никаких выдающихся черт. Как правило, это граждане со средним образованием, трудящиеся на производстве или в сфере услуг.

Народная культура не имеет точного портрета потребителя. Она просто является отражением устоявшихся традиций в конкретных общностях. Предпочтение народной культуры другим ее видам не может говорить об уровне интеллектуального развития.

Признаки «массовости» и «народности» были рассмотрены выше в общих чертах и лишь для того, чтобы была видна разница с обсуждаемым предметом. Элитарная культура, признаки которой довольно трудно охарактеризовать в двух словах, рассчитана на тот слой населения, который принято называть интеллигенцией. Об этом и других ее чертах более подробно будет рассказано ниже.

Элитарная культура. Признаки

Итак, уже было упомянуто о целевой аудитории. Интеллигенция – это, как правило, люди, трудящиеся в интеллектуальной сфере. К ним относятся учителя, ученые, работники музеев, библиотек, художники, писатели, композиторы и проч. Однако нельзя быть категоричными и заявлять, что офисный работник (например) не может являться ценителем шедевров элитарной культуры.

А что же это за шедевры? Часто они заслуженно называются классикой. Это литературные произведения, актуальность которых лишь усиливается по прошествии сотни, нескольких сотен лет. Это оперы, сонеты, симфонии, балет, театр, живопись великих художников и монументы талантливых скульпторов.

В целом, можно говорить о том, что обсуждаемый предмет создавался на протяжении многих веков. Элитарная культура, признаки которой мы освещаем, это во многом – творения наших предшественников. Однако говорить о том, что результаты духовной и интеллектуальной деятельности наших современников могут причисляться лишь к очередным «массовым безделушкам», тоже нельзя.

Это еще не все признаки элитарной культуры. Любопытно, что она обладает даже определенным девизом. Звучит он так: «Искусство ради искусства». И здесь сразу можно увидеть разницу с массовой (деньги превыше культурной ценности) и народной (облачение традиций, обычаев и взглядов определенной этнической общности в материальную, устную или письменную формы) культурами.

Элитарная культура. Примеры

  • Серьезная музыка (Бах, Моцарт, Шнитке, Чайковский и т. д.).
  • Высокоинтеллектуальная литература (Достоевский, Флобер, Улисс, Кафка, Шекспир и т. д.).
  • Изящные искусства (Микеланджело, Роден, Эйфель, Гропиус, да Винчи, Ван Гог и т. д.).

Видео

Другие статьи

Народная, массовая, элитарная культура

Народная, массовая, элитарная культура Содержание Введение 1. Народная культура 2. Элитарная культура 3. Массовая культура Заключение Список литературы Введение Культура - это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены. В зависимости от того, с какой точки зрения, по каким основаниям ее анализировать, можно выделять те или иные ее структурные элементы, различающиеся по характеру носителя, по результату, по видам деятельности, и т. д. которые могут сосуществовать, взаимодействовать, противостоять друг другу, менять свой статус. Структурируя культуру, исходя из ее носителя, выделим в качестве предмета анализа только некоторые ее разновидности: народная, элитарная, массовая культура. Поскольку на современном этапе они получают неоднозначное толкование, методическое пособие преследует цель помочь студентам разобраться в сложной современной культурной практике, весьма динамичной и противоречивой, а также в разноречивых точках зрения. В работе представлены исторически сложившиеся различные, подчас противоположные взгляды, теоретические обоснования, подходы, а также учитывается определенный социокультурный контекст, соотношение различных компонентов в культурном целом, их место в современной культурной практике. Итак, целью работы является рассмотрение разновидностей культуры, народной, массовой и элитарной. 1. Народная культура

Народная культура изучается разными научными дисциплинами: историей, филологией, этнографией, философией культуры, искусствознанием и др. В научной литературе обнаруживаются разные, неоднозначные подходы к данному явлению. Нередко она предстает как совокупность отдельных направлений, видов, жанров, даже объектов (народные керамические изделия, одежда, обряды, лубок и пр.). Часто ее пространство сужается, особенно в области искусствоведения, до художественного народного творчества, фольклора (народные песни, танцы, ремесла), а то и до словесной художественной традиции, относящейся к историческому прошлому (былины, предания, пословицы и пр.). При этом каждая научная дисциплина стремится сформировать свой предмет, свой круг интересов (например, в рамках этнографии, филологии и др.). В 1980-1990-е гг. складывается потребность в обобщенном представлении о культуре. Так, В.Н.Путилов в работе "Фольклор и народная культура" выводит фольклор за рамки искусства в достаточно широкий социальный контекст. Это обобщенное видение требует иного подхода, учитывающего этот контекст, т.е. культурологического.

Понятие "народ" в русском и европейских языках - это с одной стороны - население, совокупность индивидов, с другой - общность людей, осознавших себя этническим или территориальным сообществом, социальным сословием, группой, иногда представляющим все общество, например, в какой-то решающий исторический момент (национально-освободительные войны, революции, восстановление страны и пр.), обладающим сходными (общими) представлениями, верованиями, идеалами.

Эта общность и выступает субъектом и носителем особой целостной культуры, отличной своим видением мира, способами его знаково-символического воплощения в тех иди иных формах фольклора и близких к фольклору направлениях культурной практики, которая часто восходит к древности. В далеком прошлом ее носителем было все сообщество (род, племя), позднее этнос (греч. ethnos - народ). С течением времени, в процессе социальной дифференциации (расслоения) сообщество приобретает более сложную, иерархическую структуру, выделяются особые группы, слои, классы, появляются представления о высших и низших слоях, народе и не-народе (например, жрецы, волхвы как носители сокровенного знания, вожди, племенная знать, феодальная и рабовладельческая аристократия), которые стали формировать в рамках общей культуры свои культурные варианты.

В классовых обществах к народу стали относить крестьянство и городские низы (ремесленников, мелких торговцев). В современных условиях общество в целом и народ неоднородны, поскольку включают в себя суб(под)культуры. Отнесение их к народу или противопоставление ему определяется идентификацией (отождествлением) с народом, принятием в основном ценностей, норм, обычаев, стереотипов поведения и т.д. При этом в народной традиционной культуре носитель выступает и как создатель и, условно говоря, потребитель. Здесь еще нет разделения на авторов, исполнителей, публику. Все сообщество (община) составляют среду, где создаются, используются, воспроизводятся, сохраняются, трансформируются, передаются из уст в уста, из рук в руки нормы, ценности, смыслы, способы деятельности и т.п.

В прошлом народная культура определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зерно, выгонять скот, убирать урожай, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и мн. др. В настоящее время, когда общество усложнилось, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики, народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры.

В народной культуре творчество анонимно, поскольку здесь не осознается личное авторство, и неизменно довлеет целевая установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. Этим образцом как бы "владеет" все сообщество, а индивид (сказитель, мастер-ремесленник), даже очень искусный, воспринимая унаследованные от предков образцы, эталоны, идентифицируется с сообществом, осознает свою принадлежность к культуре локуса, этноса, субэтноса.

В народной культуре механизм аккумуляции и непосредственной (изустной) передачи прошедшего коллективный "отбор" социально значимого опыта подкрепляется специфическими средствами. Таковы, как уже говорилось, высокая степень обобщения, стереотипизации коллективного опыта. Это необходимо для того, чтобы обеспечить накопление, воспроизводство, передачу и сохранение в памяти группы, рода, большого объема информации: знаний, представлений, норм, смыслов, а также культурных текстов, в которых они воплощены.

В ходе многовековой культурной практики такой опыт отливается в систему стереотипов, (типовых элементов, формул), т.е. устойчивых, повторяющихся структурно-смысловых единиц, образно-семантических комплексов, композиционно-содержательных схем, которые дополняются достаточно устойчивыми, стандартизированными правилами оперирования такими элементами, элементарными ячейками. Эти последние нередко уподобляют языковым компонентам, например, слову, словосочетанию.

Особенно явственно первичные формулы (ячейки) проявляются в наиболее древних пластах народной культуры. К ним можно отнести устоявшиеся, повторяющиеся и передающиеся потомкам действия, их последовательности, включенные в праздничные, обрядовые действа, повседневную жизнь, словесные, интонационно-мелодические комплексы, пластические, изобразительно-орнаментальные элементы и пр.

Подобного рода типовые элементы могут занимать половину и более всего текста, оставляя все же пространство для относительно свободного, в той или иной степени импровизационного построения текста (импровизационность от. лат. improvisare - внезапный, непредвиденный неожиданный). В ходе исполнения обычно импровизируются (изменяются) менее нормированные элементы текстов: словесных, интонационно-мелодических, пластических и пр. Если в специализированной (профессиональной) художественной деятельности импровизация является преднамеренным сочинением нового художественного текста непосредственно в процессе исполнения, то в народной культуре прошлого и настоящего она предстает как отклонения, произвольные или непроизвольные, подготовленные или случайные, от эталонного образца, которые не разрушают его. Это могут быть интонационно-мелодические распевы в многоголосных лирических песнях, словесные "пассажи" в обрядовых текстах, прибаутках ярмарочных "дедов", петрушечников, у современных рассказчиков анекдотов, баек, страшных историй, исполнителей песен и пр. В ярмарочных представлениях, в народной драме актеры должны на ходу реагировать на реплики зрителей, придумывать ответы на их вопросы. В народной культуре импровизация, как правило, ограничена типовыми рамками. Степень допустимых отклонений может колебаться в зависимости от особенностей жанра, состава участников, зрителей (слушателей).

Вариативность непосредственно передаваемых традиций присуща народной культуре прошлого и настоящего. Ибо здесь не существует буквального повторения (слово в слово, нота в ноту). Об этом немало написано. По сути дела любая динамическая саморазвивающаяся система представляет собой вариативный объект, "который изменяется и, изменяясь, остается самим собой". К таким саморегулирующимся, самовоспроизводящимся системам относится и народная культура, и вариативность (от лат. vario - видоизменять, разнообразить) является родовым ее качеством. В сознании традиционного мастера (исполнителя) хранятся и передаются другим не заученные наизусть тексты, образцы, но устоявшиеся стереотипы, структурно-смысловые единицы, способы оперирования ими. Следовательно, воссоздание целого (песни, анекдота, предания) происходит на основе традиционного механизма, т. е. посредством комбинирования, сопоставления, противопоставления различных типовых элементов непосредственно в ходе воспроизведения текста. Такое комбинирование, сочленение первичных "кирпичиков" осуществляется по-разному в разных ситуациях и зависит от многих причин: от условий воспроизведения (в узком кругу, для широкой аудитории, для записи и др.), внешних воздействий (состава слушателей, зрителей, участников действа), особенностей мастера (исполнителя). В результате каждый последующий акт воспроизведения образца дает не точную копию предыдущего, но его вариант.

Таким образом, традиционная народная культура прошлого и современные ее формы занимают свою социальную нишу, заполняя наиболее близкое и привычное для человека культурное пространство. Это обусловлено тем, что культурные тексты выполняют жизненно важные функции для сообщества, личности, культуры. Являясь органичной частью повседневной жизни человека, тексты могут способствовать формированию групповой солидарности, доверительному непосредственному общению коммуникации), получению информации, знаний, регулированию и нормированию поведения, осознанию принадлежности к своей социокультурной среде, идентификации с ней, вхождению в эту среду, в культуру, а также созданию условий для творческой самореализации, самоутверждения человека и т.д. При этом культурные тексты, как правило, выполняют не одну, а несколько функций (комплекс функций). Например, песни, традиционные и современные, могут способствовать сплочению поющих, обретению ими эмоционального контакта, единения в данной конкретной ситуации, а также творческой самоактуализации, осознанию своей причастности к тому или иному сообществу, среде. Причем, в том или ином комплексе функций может выделяться функциональная доминанта. Так, распространение информации, часто неформальной, явно доминирует в таком феномене, как слухи, толки, предания.

2. Элитарная культура

Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой. Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный), как производитель и потребитель этого типа культуры по отношению к обществу представляет собой с точки зрения как западных, так и отечественных социологов, культурологов высшие, привилегированные слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры *. Тем самым утверждается разделение общественной структуры на высших, привилегированных и низших, элиту и остальную массу. Определения элиты в разных социологических и культурологических теориях неоднозначно.

Выделение элитарного слоя имеет немалую историю. Уже Конфуций видел общество, состоящим из благородных мужей, т.е. меньшинства, и народ, нуждающийся в постоянном моральном воздействии и руководстве со стороны этих благородных. По сути дела на элитарных позициях стоял Платон. Римский сенатор Менений Агриппа большую часть населения относил к "тягловому скоту", для которого нужны погонщики, т.е. аристократы.

Очевидно с глубокой древности, когда в первобытной общине стало происходить разделение труда, отделение духовной деятельности от материальной, процессы расслоение по имущественному, статусному и пр. признакам, и стали выделяться (отчуждаться) не только категории богатых и бедных, но и людей наиболее значимых в каком-либо отношении - жрецы (волхвы, шаманы) как носители особого сокровенного знания, организаторы религиозно-ритуальных действ, вожди, родоплеменная знать. Но собственно элита формируется в классовом, рабовладельческом обществе, когда за счет труда рабов привилегированные слои (классы) освобождаются от изнурительного физического труда. Причем, в обществах разного типа наиболее значимые, элитные слои, составляющие меньшинство населения - это прежде всего, те, кто обладает реальной властью, подкрепленной силой оружия и закона, экономическим и финансовым могуществом, что позволяет им влиять на все другие сферы общественной жизни, в том числе социокультурные процессы (идеологию, образование, художественную практику и т.д.). Такова рабовладельческая, феодальная аристократия, (аристократия понимается как высший, привилегированный слой какого-либо класса, группы), высшее духовенство, купечество, промышленная, финансовая олигархия и др.

Элитарная культура формируется в рамках привилегированных в какой-либо сфере (в политике, коммерции, искусстве) слоев, общностей и включает, как и культура народная ценности, нормы, идеи, представления, знания, образ жизни и т. д. в знаково-символическом и материальном их выражении, а также способы практического их использования (см. Народная культура). Эта культура охватывает разные сферы социального пространства: политическую, экономическую, этико-правовую, художественно-эстетическую, религиозную и др. области общественной жизни. Ее можно рассматривать в разных масштабах.

В широком смысле элитарная культура может быть представлена достаточно обширной частью общенародной (общенациональной) культуры. В этом случае она имеет в ней глубинные корни, включая и народную культуру, в другом, узком смысле - заявляет о себе как о "суверенной", подчас противостоящей общенациональной культуре, в определенной мере изолированной от нее.

Примером элитарной культуры в широком смысле является рыцарская культура как феномен светской культуры Западно-европейского средневековья. Ее носитель - господствующее дворянско-военное сословие (рыцарство), в рамках которого сложились свои ценности, идеалы, свой кодекс чести (верность присяге, следование долгу, храбрость, великодушие, милосердие и пр.). Сформировались свои ритуалы, как, скажем, ритуал посвящения в рыцари (заключение договора с сеньором, присяга на верность, принятие обетов - на послушание, личное совершенство пр.), ритуализированное и театрализованное проведение турниров для прославление рыцарских доблестей. Складываются особые манеры, умение вести светскую беседу, играть на музыкальных инструментах, сочинять стихи, чаще всего посвященные даме сердца. Рыцарское музыкально-поэтическое творчество, взращенное на национальных языках и не чуждое народным музыкально-интонационным традициям, составило целое направление в мировой культуре, но, оно угасло с ослаблением и уходом данного сословия с исторической арены.

Элитарная культура противоречива. С одной стороны в ней достаточно явственно выражается поиск нового, еще неизведанного, с другой - установка на консервация, сохранение уже известного, привычного. Поэтому, вероятно в науке, художественном творчестве новое добивается признания, преодолевая подчас немалые трудности. Элитарная культура, включая направления экспериментального, даже демонстративно нонконформистского характера, внесла свою лепту в обогащение идейно-теоретической, образно-содержательной канвы, в расширение спектра практических навыков, средств выражения, идеалов, образов, представлений, научных теорий, технических изобретений, философских, общественно-политических учений.

Элитарная культура, включая ее эзотерические (внутренние, тайные, предназначенные для посвященных) направления, входят в разные сферы культурной практики, выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических достижений, художественных произведений; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. На первый план в элитарной культуре выходит культуротворчесткая функция, функция самореализации, самоактуализации личности, эстетико-демонстрационная ( ее иногда называют выставочной).

3. Массовая культура

Массовая культура - порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связанная с формированием массового общества. Отношение к ней исследователей разного профиля - культурологов, социологов, философов и пр. неоднозначно. Одних она пугает и отталкивает своей агрессивностью и напором, отсутствием каких-либо морально-нравственных ограничений, других приводит в восторг, третьи проявляют индифферентность. Феномен массовой культуры понимается по-разному. Некоторые исследователи трактуют ее буквально, т.е. как культуру масс, создаваемую массами, тем самым отождествляют с народной культурой. Иногда ее рассматривают как профессиональную, институционализированную культуру, заменившую якобы окончательно ушедшее в прошлое традиционное народное творчество в его классическом (историческом) варианте. Есть точка зрения, согласно которой массовая культура предстает как всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры (в масштабах планеты), когда профессиональная (классическая), модернистская и пр. культурные ипостаси превращаются в субкультуры. Каждая из них заключена в своем ограниченном социокультурном пространстве и ориентирована на узкую аудиторию.

В массовой культуре тексты создаются специалистами-профессионалами (авторами) по специальному заказу, знающими свое ремесло, цели и требования заказчика, принявшими его условия. В качестве заказчика выступают властные структуры, коммерческие круги, владельцы СМИ и др. Ориентируются эти тексты на некую неопределенную (усредненную) аудиторию, на массового потребителя. В этих условиях формируются особые черты, характеризующие массовую культуру.

1. Стандартизация культурных текстов (представлений, образов, эталонов, технологий). Стандарты массовой культуры это не стереотипы народной культуры, типовые сюжетные схемы, словесные или интонационные формулы, сохраняющиеся в народной памяти, выступающие средством накопления, воссоздания, сохранения и передачи коллективной культурной информации в условиях ее устного бытования, о которых речь шла в первом разделе. Стандарты масскульта - это своего рода шаблоны, клише, многократно копируемые, тиражируемые. По ним "отливаются" тексты (киноленты, комиксы, популярные романы, детективные, любовные, фантастические, сувениры, украшения и пр.), предназначенные для массового потребления, а стандарт не нуждается в сотворчестве. По мнению заказчиков, менеджеров, посредников, тексты масскульта отвечают массовым вкусам и потребностям, заранее прогнозируемым и предназначаемым для широкого распространения.

2. Усредненность (гомогенизация), унификация. Тексты коммерческой массовой культуры ориентированы на "среднего" человека, "человека-массы", в котором нивелируются индивидуальные особенности. Образец один на всех. Отсюда упрощение, примитивизация культурной информации.

3. Тривиализация (trivialis - обычный, лишенный оигинальности), упрощение, нивелировка культурной информации. Масскульт всеяден и паразитирует на разных культурных реалиях: политических идеях и событиях, криминальных историях, искусстве академического типа, народной, элитарной культурах, его модернистских направлениях. Он переваривает все на свой лад и запускает на конвейер для массового потребления, создавая идолов для подражания ("звезд" кино, эстрады, спорта и пр.), стандарты поведения и мышления. Используются сюжетные схемы, музыкально-интонационные обороты, художественные приемы, технику исполнения. 4. Деиндивидуализация, дегуманизация. Человек является не целью, а средством, песчинкой в общей массе потребителей культурных текстов, для нее создаваемых, ему предлагаемых. В этом проявляется тенденция выработать из человека некий стандарт, если целенаправленно на него воздействовать, т. е. "одномерного человека" (Г.Лебон, Г.Маркузе).

5. Мифологизация, мифотворчество. В первобытном обществе миф был исторически сформированной первой формой познания мира и адаптации в нем. В современном мире миф целенаправленно создается, в т.ч. СМИ. внедряется в массовое сознание. Миф мирового масштаба - эксплуатация всех естественных и технических ресурсов во имя удовлетворения материальных потребностей человека, превалирующих над духовными, приведет к всеобщему благосостоянию и созданию наилучшего из миров. Пока мир оказался на грани экологической катастрофы. Мифом является и постулат об абсолютно равных для каждого человека возможностей достижения в странах Запада личного успеха, богатства, процветания, удачной карьеры.

6. Эстетизация ужасного, страшного, патологического. Масскультовские сюжеты (литературных, кино и телевизионных и т.д.) изобилуют кровавыми преступлениями, кровопролитными войнами, деяниями монстров (инопланетян, фантастических чудовищ, вампиров и пр.). С одной стороны это травмирует психику реципиента (зрителя, слушателя), с другой - формирует отношение к реальным ужасам как чему-то обыденному, привычному, снижает порог чувствительности. В американской прессе приводятся факты, когда в ряде штатов нарушителям правил уличного движения с целью устрашения показывали специальные фильмы, снятые по заказу полиции, где демонстрировались разбитые машины, изуродованные человеческие тела. Положительный воспитательный эффект не доказан, но психологи указывают на то, что подобные эксперименты способны довести зрителей до шокового состояния, при этом не исключают и другое, когда крайнее эмоциональное напряжение способно изменить модель восприятия и зрелище насилия, катастрофы, кровавой бойни может довести человека до потери самоконтроля и толкнуть на преступление.

7. Мода в массовой культуре как стимул изменений в культурных текстах, технологиях, а также роста потребления. Ее идеалы, вкусы, меняются с головокружительной быстротой, поскольку в массовой культуре в отличие от народной нет ориентации на традиции, на образец, освященный авторитетом предков. В известной мере она сама формирует моду, внося новации, делая "товар" более привлекательным потому побуждает заменять его новым. Мода руководствуется не столько интересами целесообразности, пользы, удобства, сколько получением высокой прибыли. Потребителю предлагаются новая одежда, автомобили, бытовая техника, новые украшения, новый дизайн для дома и пр. не потому, что прежние плохо выполняют свои функции или вышли из строя, но якобы "морально устарели".

Заключение

Культура современного общества сложна и многообразна. Если говорить только о художественной культуре, то здесь можно выделить различные пласты: "высокую" ("ученую") культуру академического плана, демократические и элитарные направления, универсальные массовые формы профессиональной культуры и народного творчества, народную культуру и собственно коммерческую массовую культуру. Человек, оказавшийся высоко урбанизированной, поликультурной среде должен найти свое место под солнцем, свое социально-культурное пространство. Массовая культура создает такое пространство (или его иллюзию), на первый взгляд уютное и комфортное, предоставляющее необходимую информацию, развлекающее, обеспечивающее отдых, психологическую разрядку.

Немало точек соприкосновения оказалось у массовой культуры с модернистскими, точнее постмодернистскими направлениями. например, поп-артом. Этот последний не просто смыкается, но и продолжает установки некоторых модернистских направлений, скажем, дадаизма, провозгласившего сближение искусства и жизни в виде использования в качестве произведений искусства бытовых предметов. Поп-арт продолжает заменять предметность на вещность, изображать не сущность, а вещи или представлять реальные вещи (коллажи, композиции, составленные из консервных банок, этикетов, обрывков реклам и т. д.). Поп-артовский тезис - "искусство - это и есть сама жизнь". На деле часто художники повторяют рекламные образцы. Вещи, реальному предмету придается роль произведения искусства посредством изменения статуса, перемещения их из повседневного обихода на выставку, в музей. Таким образом, массовая культура стремится не ограничить, а расширить сферу своего действия и текстовое пространство. В этом, по всей вероятности, одна из причин ее живучести.

Список литературы 1. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М. 2005. 385с. 2. Гуревич П.Г. Философия культуры. - М. 2004. 372с. 3. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. - М. 204. 388с. 4. Козлова Н.Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. // Общественные науки и современность. 2004. № 3. 5. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М. 1977 6. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М. 2008. 381с. 7. Народная культура в современных условиях. - 2007.415с. 8. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб. 2005. 340с. 9. Русские: Народная культура (история и современность). Т. 4. Общественный быт и праздничная культура. - М. 2007. 239с. 10. Сапрыкин В.А. Русская культура как самостоятельный, самобытный тип культуры. //Русская культура: ценности и архетип. - М. 2006. 439с. 11. Шестаков В.П. Мифология ХХ века. - М. 28. 354с. 12. Элита и этнос Средневековья. - М. 205. 359с. 13. Элитарное и массовое в русской художественной культуре. - М. 2006. 399с.

Элитарная культура следование образцу

/ 23545культорология

Этническая культура указывает прежде всего на социокультурные особенности людей. Национальная культура предполагает территориальное, экономическое и языковое объединение людей, имеющее сложную социальную структуру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры.

Поскольку нация охватывает общество, а общество стратификационно структурировано, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всехбольших групп, которых может небыть у этнической культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны. Но национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. У нее есть собственные специфические черты, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою национальную идентичность. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам (гимну, флагу государства) составляет содержание национальной культуры.

В отличие от этнической культуры, которая связывает людей генетически, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнородственными отношениями. Национальная культура развивается на основе письменности и образования, воплощается в литературе, искусстве, науке, философии, социально-политической и технологическом развитии. Ее средоточие – город ; она открыта переменам, впитывает достижения других культур и нивелирует локальные различия.

Этнос зависим от природной среды, усваивается с детства; его средоточиедеревня. Этнос тяготеет к замкнутости, с трудом привыкает к новому, стремясь к сохранению локальных особенностей быта, поведения и др.

27. Региональные культуры. Запад и Восток Север и Юг

В региональном отношении выделяются романская,тюркская, латиноамериканская и др. культуры.Региональная общность – категория менее определенная и не столь однородная, как, к примеру, национальная культура.

Региональные культуры представляют собой конгломерат различных культур, создаваемых несколькими народами, этот регион населяющими. Наличие сходных природных условий жизни в этом ареале и территориальные связи обеспечивают родство между культурами народов, обитающих друг с другом.

В раздел «Региональные культуры» А.С.Кармин и Е.С.Новикова включают не только известное противостояние Запада и Востока» но и о «Севере и Юге».

Особого рассмотрения требует многогранная проблема «Запад»- «Восток», выходящая за рамки темы региональных культур. Разделение это имеет многовековую традицию и на первый план ставит не географическое или территориальное положение, но характеристику методов познания мира, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. Западный мир объединен общей религией – христианством. В отношении особенностей образа жизни для человека западной культуры характерны: активное воздействие на мир, самостоятельная жизнь человека, ускоренный темп жизни. Философии европейцев присущи: идея бытия, стремление к точным формулировкам; для мудреца главное – владение даром слова. Европейская наука предполагает неуклонное ее развитие, нередко в ущерб природе. Для искусства характерно: утилитарность (картину можно выгодно продать), визуализм, индивидуализм, ценность авторского стиля. Этические установки включают: активность, «нормативную недостаточность», разнообразие и подвижность норм социального поведения, стремление к творчеству, расшатывание традиций, стремление двигаться вперед. В политической жизни наблюдается аналогичная динамика.

Особенности образа жизни Востока предполагают: самоизоляцию от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека силе природы. Философия Востока базируется на идее небытия; истинное знание выражается не в словах, а познается интуитивно («истинное знание» в буддизме, например). В науке Восток значительно отстает от Запада. Восточному искусству чужда утилитарность; оно символично, условно; для него характерен синтез разных видов искусства. Здесь отсутствует линейная перспектива, а личность творца анонимна. Этическим нормам запада Восток противопоставил созерцательность, консерватизм, аскетизм, строгость поведенческих регулятивов, почитание старших, уважение к обычаям и традициям, особое внимание уделяется церемониальным контактам. Для политической жизни характерна инерционность.

Оппозицию « Север-Юг» можно вкратце пояснить так:

Юг – социокультурный мир народов субтропического пояса – Азия, и Африка, Меланезия, Океания.

Север – живущие севернее народы, зона распространения западной культуры.

Негритюд – направление общественной мысли, утверждающее особую роль негритянской культуры в истории человечества. Характерные для культуры Юга черты первобытно-мифологической культуры рассматриваются как свидетельства превосходства африканской расы. В рамках данного направления негритянская культура – антипод культуры белых народов Севера. Но не надо забывать, что африканская культура обогатила искусство Европы, в особенности живопись, музыку и танец.

Жизнь в связи с природой для африканцев не «использование» природы, а «соучастие» в ее «жизни». Отношение к миру – чувственное, эмоциональное, интуитивное.

У Европейцев, напротив, природа – мир объектов, которыми необходимо овладеть, даже в ущерб самой природе. Познание мира происходит путем рационального мышления; наука абстрактна, обезличена.

В региональном отношении выделяют романскую,тюрскую, латиноамериканскую и др. культуры.Региональная общность – категория менее определенная и не столь однородная, как, к примеру, национальная культура.

28. Культурный архетип, менталитет и национальный характер

Концепция культурных архетипов основывается на идеях «Аналитической психологии» К.Г.Юнга, «Культурно-исторической теории» Л.С.Выготского, «символического интеракционизма» Дж.Г.Кули, представлениях о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей. Центральным моментом «Аналитической психологии» является положение о том, что помимо индивидуального подсознательного существует коллективное бессознательное как отражение опыта предыдущих поколений, воплощенногов архетипах - общечеловеческих первообразах. Эти архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов в «измененных состояниях сознания» человека – во сне, под действием непреодолимых жизненных препятствий, в ситуации внутреннего конфликта. В этом планеархетипы -это содержательно архаические образы и переживания, а функционально - это первичные формы адаптации человека к окружающему миру. Архетипы, имея архаический характер, проявляются в результате бессознательной деятельности в форме различного рода глубинных первообразов-символов. Поэтому архетипы, недоступные непосредственному наблюдению, раскрываются лишь косвенно - через проекцию на внешние объекты. Юнг считал, что в процессе индивидуализации личность интегрирует содержание (архетипы) коллективного бессознательного.

При взаимодействии индивидуально и коллективно-бессознательного проявляется принцип компенсации. Этнос как большая социальная общность представляет собой сложную систему, у которой в процессе филогенеза появляются свойства, какими не обладают составляющие ее элементы-индивиды. Эти свойства на уровне коллективно-бессознательного уравновешивают или возмещают «шероховатости» и «недостатки» индивидуально-бессознательного.

Культурный архетип - это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся изменению. Характерные черты культурного архетипа – устойчивость и неосознанность. Люди не рефлексируют по поводу собственного культурного архетипа, который «работает» на сохранение культурного генотипа народа.

Культурный архетип дает о себе знать во всех сферах жизнедеятельности человека, но более всего он проявляется в его повседневной жизни. При этом когда представляется ситуация, которая соответствует данному архетипу, он активизируется, - и развивается принудительность, которая, подобно силе инстинкта, прокладывает себе дорогу, вопреки разуму и воле. Именно поэтому культурный архетип рассматривают как «информацию, обладающую социально-управляющей ценностью».

Следует различать понятия культурного архетипа, менталитета и национального характера.

Менталитет-это совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей в процессе общения с себе подобными. Если культурные архетипы складываются «infactum» и носят неосознанный и устойчивый характер, то менталитет как осознанная на уровне повседневности система символов и смыслов - «postfactum», и поэтому обладает тенденцией к диверсификации. Менталитет как способ выражения знаний о мире и человеке в нем служит в повседневной жизни онтологическим и функциональным объяснением мира и значению человека в нем. Атрибутом менталитета выступает идентичность (за счет общности социальных условий, в которых формируется сознание), которая проявляется в способности людей наделять одинаковыми значениями одни и те же явления объективного и субъективного мира.

Национальный характер– это генотип плюс культура .Генотип– это то, что человек получает от природы, через гены. а культура - это то, к чему человек приобщается в процессе социализации. Поэтому национальный характер, кроме неосознанных культурных архетипов, которые человек интериоризирует в процессе социализации, включает в себя наиболее повторяющиеся природные этнопсихологические черты индивидов.

29. Доминирующая культура, субкультура и контркультура

Каждое общество имеет некоторое сочетание основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

Эту совокупность принято называть доминирующей ( базовой, основной)культурой. Ее содержание составляют общечеловеческие символы, ценности и образцы поведения.

Часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих той или иной социальной или демографической группе, называется субкультурой.

Существование субкультур связано с тем, что никакое общество (как и никакая культура) не может быть абсолютно однородным.

Формирование субкультур происходит по этнографическим, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Субкультуры идентичны или близки базовой культуре, они отличаются от нее лишь некоторыми элементами или чертами культуры. Вместе с тем субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп.

В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, сохраняя при этом лояльность к основным ценностным установкам основной культуры. Субкультуры не ставят перед собой целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспосабливаются к ней.

Но в обществе нередко появляются элементы, которые находятся в оппозиции к господствующим образцам культуры или полностью их отрицают.

Такие социокультурные установки, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но и противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями, обозначаются понятием «контркультура». Этот термин появился в научной литературе во второй половинеXXв. Он был введен американским социологомТ. Роззаком который пытался объединить различные духовные явления, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен. Примерами контркультуры служат богема, движение хиппи, преступная среда.

На определенном этапе контркультурами были раннее христианство в Римской империи, воззрения религиозных различных сект в эпоху Средневековья, светская культура в эпоху Возрождения и т.д.

Возникновение контркультуры - явление достаточно распространенное. Контркультура, несмотря на враждебное к ней отношение со стороны доминирующей культуры, тем не менее воздействует на нее. Ее ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая под их влиянием начинает изменяться. Таким образом, контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.

30. Молодежная культура

Одной из субкультур является молодежнаякультура.

Эта культура складывается на основе специфических социальных и психологических черт, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим положением.

Молодежь формирует свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения и т.д. Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации. Ее социально-психологические истоки находятся в стремлении молодых людей к самоутверждению, самовыражению и самореализации.

В западной (а сегодня и отечественной) литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории конфликта поколений, отцов и детей.

Молодежная культура обычно создается самой молодежью. Молодежь является также ее носителем. По своему уровню молодежная культура нередко бывает не слишком высокой. Молодежная культура в той или иной степени противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти - высокой.

Но молодежная культура часто выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую.

Значительная часть современной культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов именно молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т.д.

Основные виды и формы молодежнойкультуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимаетмузыка. она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием.

В различное время особую популярность обрели такие ее жанры, как джаз, регги, диско, рэп, рок- и поп-музыка.

Элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, в целом внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т.д. Все элементы молодежной культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность из общей культуры и обособленность от нее.

Молодежная культура неоднородна, она охватывает различные группы молодежи - студенческую, творческую, рабочую, сельскую, разного рода маргиналов (в том числе и уголовников) и т.д.

Молодежная культура распадается на множество групп и течений. В разное время лидирующие позиции в молодежной культуре Запада занимали хиппи, панки, рокеры и т.д. Через пару десятилетий они появились и в крупных городах России.

На определенных исторических этапах молодежная культура может обрести форму контркультуры, оппозиционно настроенной доминирующей культуре.

31. Сельская и городская культура

Сельская культура имеет также названия: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Носителями этой культуры являются крестьяне. Л.Н. Коган выделяет следующие особенности сельской культуры: 1) неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года; 2) персонификация межличностных отношений (вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными); 3) плотный неформальный контроль за поведением каждого члена локальной общности; 4) особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом (обращение на «Вы» - городская черта); 5) в потоке информационного обмена ведущую роль играют местные-слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий; внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной (ср. рассказ В.Шукшина «Срезал»); 6) всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт, т.к. они редко покидают границы своей деревни; локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизни; 7) более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности; 8) уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды; 9) ограниченный культурный выбор ограничивает культурные запросы и культурный кругозор; 10) раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало иное отношение к физкультуре; мало занимаются дополнительными упражнениями для поддержания здоровья, в результате теряется организованная ритмика рабочего дня, способность рационально подходить к затратам времени, к своему здоровью.

Культурный лаг - разрыв в культурном уровне между городом и селом - в итоге достигает катастрофических размеров.

Городская культура (культура города, индустриальная, урбанизированная культура) - это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.

Общие черты городской культуры, отличающие ее от сельской: высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано иначе, чем на селе. Индивид в городе чувствует себя более свободным и раскованным благодаря тому, что имеет широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, музеи и театры, библиотеки, галереи, танцевальные залы), а также огромного количества незнакомых людей с которыми он, не боясь огласки, может вступить в общение.

Отличительная особенность городской культуры - одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками и возможность бесконтрольно заниматься сомнительными делами. Частые неявные перегрузки - также характерная черта городской жизни. Они вызываются более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, постоянным нахождением в толпе.

Длительная оторванность от живой природы тоже неблагоприятно воздействует на горожан. Городская среда насыщена гораздо большим числом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. В связи с этим в городах наблюдается массовое увлечение садово-огородническим движением, не свойственным для сельчан.

Для сельской культуры характерно триединство (места работы, места жительства и места отдыха), а для городской культуры характерна обратная тенденция. Жители города живут в так называемых «спальных районах» (на окраине), в то время как большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.

32. Массовая культура

Массовой культурой называют совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, представляемая большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации.

Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Предпосылками этого стали постепенное повышение статуса урбанизированной жизни и расширение демократических институтов - более широкое вхождение простых людей в активную гражданскую жизнь.

Огромную роль в ее формировании сыграло распространение всеобщей грамотности. Новые технические средства: полиграфия, кинематограф, видео, телевидение, Интернет значительно увеличили возможности распространения массовой культуры.

Через механизмы массовой культуры современный человек получает практически всю информацию, необходимую для жизнедеятельности, - о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми и т.д. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование - все это также затронуто сферой влияния массовой культуры.

Массовая культура становится средством стимуляции потребления (любой продукт становится ценным, если становится предметом массового спроса), для чего активно используется реклама, на которую тратятся огромные средства.

Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые не требуют специальной подготовки аудитории.Массовая культура направлена прежде всего не на созерцательное, а на эмоциональное восприятие. Такая односторонность привела к ряду негативных сторон массовой культуры. Долгое время, оценивая массовую культуру, критики говорилио ее низкопробности, пошлости, ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публики. Негативную реакцию вызывает и ныне ориентация массовой культуры на потребление, а не на творчество.

Но массовая культура имеет также много положительных сторон. Ее главным достижением является распространение всеобщей грамотности населения, доступность культурных ценностей большинству людей. Общий уровень современной массовой культуры все время возрастает, намечен подъем и общеморального ее уровня.

Ныне массовая культура - способ существования современной культуры. Массовая культура задает новые формы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования сознанием людей, их интересами и потребностями.

33. Элитарная культура

Выделение в составе культуры элитарной ее части исходит из концепции элитизма (по Р.Михельсу, Г. Моске, В. Парето и др.), согласно которой необходимой составной частью любой социальной структуры является правящее меньшинство - элита (от фр.elite - «лучшее»). Она обладает монополией на принятие решений относительно содержания и распределения ценностей в обществе.

Элитарная теория отрицает равенство, исходит из того, что в любом обществе, социальной структуре обязательно имеются ведущие и ведомые силы. С усложнением условий управления обществом роль элит только возрастает.

В интересах элит создается и элитарная, или высокая культура, призванная обслуживать потребности правящего меньшинства.

Создаваемая профессиональными творцами по заказу, она, как правило, опирается на высокие образцы классики во всех видах искусства и опережает уровень, доступный восприятию простых людей. Элитарная культура включает в себя изящное искусство, классическую музыку, литературу и др.

Типичным проявлением элитарной культуры являются теория и практика чистого искусства, или искусства для искусства – практика, жестоко караемая правящим режимом СССР.

Элитарная культура ценит особое авторское видение действительности. Она не боится создавать новые культурно-эстетические формы, ей далеко не чуждо экспериментирование в литературе, музыке, живописи, архитектуре и др.

Элитарная культура трудна для понимания неподготовленного человека. Она рассчитана на высокообразованных людей. Круг ее потребителей - критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Т.е. те, кого раньше называли «элитой общества», откуда и возникло само это понятие. Ныне термин «элита» приобрел совершенно иное значение и более всего употребляется в политологии.

Элитарная культура, связанная с наиболее способной частью общества, обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры. Но элитные группы часто высокомерно относятся к социальному окружению, не способному, по их мнению, понять то или иное произведение искусства. Как правило, для этого в рамках элитарной культуры формируется особый стиль жизни, по уровню комфортабельности и замкнутости значительно превосходящий стандарты, доступные обычным людям.

При всей своей изысканности и рафинированности элитарная культура не свободна от пороков, которые представляются следствием поражения ее ценностей. Ее автономность обрела самодовлеющее значение, повредила внутреннее культурное единство.

Но в последнее время границы между элитарной и другими формами культуры стали размываться. Благодаря современным информационно-техническим возможностям произведения элитарной культуры становятся доступными более широким слоям населения. Многие художественные приемы и идеи элитарного искусства, перестав быть новаторством, пополняют багаж культуры в целом.

34. Традиционная и современная культуры

Традиционная культура - это культура, делающая в своем развитии акцент не на изменения, а на сохранение установившегося культурного порядка.

Отличительной чертой традиционной культуры является неуклонное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения - обычаям, обрядам, ритуалам, традициям. Эти образцы усваиваются с детства от старших, которые выступают как хранители накопленного жизненного опыта. Традиционной культуре присущ высокий уровень нормативности, которая охватывает все стороны жизни людей. Огромную силу в данных культурах имеет общественное мнение. Возможности проявления индивидуальных начал в традиционной культуре минимальны.

Попытки творчества, направленные к обновлению традиционных норм жизни и деятельности в традиционной культуре, не одобряются. Этот тип культуры сориентирован на сохранение самобытности, культурного своеобразия, поэтому традиционные общества могут веками оставаться практически неизменными.

Традиционная культура доиндустриальна и, как правило, бесписьменна; основной род занятий в ней - сельское хозяйство. Традиционная культура органично взаимодействует с природой, едина с ней.

Часто наряду с термином «традиционная культура» используется понятие «примитивнаякультура ». Однако отождествлять традиционную культуру с примитивным началом неверно. По авторитетному мнениюК. Леви-Строса, человек традиционного общества по своим духовно-физическим характеристикам не уступает представителям современной культуры. Его интеллектуальные ресурсы столь же богаты и разнообразны.