Руководства, Инструкции, Бланки

Нумикон Руководство Для Родителей img-1

Нумикон Руководство Для Родителей

Рейтинг: 4.3/5.0 (1940 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Материал на тему: Применение методики Нумикон для обучения счету

Материал на тему:
Применение методики Нумикон для обучения счету

Применение методики Нумикон для обучения счету

Что такое Нумикон?

Нумикон - это программа обучения и набор наглядного материала, разработанные в Англии в конце 90-х годов для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны ребенка - способность обучаться на практике и способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны.

В Нумиконе числа натурального ряда от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами. Подобно привычным «костяшкам» домино, игральным картам, расположению точек на гранях кубика, формы Нумикона «стандартизованы»: каждому числу соответствует шаблон определенной формы и цвета. Действия с числами становятся наглядными и осязаемыми.

В отличие от традиционных счетных материалов, например, счетных палочек, Нумикон дает глобальное, целостное представление о числе. Так, число 4 – это одна зеленая форма. Постепенно ребенок приходит к пониманию, что эту зеленую форму можно «составить», т.е. собрать рядом или наложить сверху, из 4 оранжевых или 2 сиреневых или из 1 оранжевой и 1 желтой формы. При обучении с применением методики, предложенной Нумиконом, ребенок не составляет большее число из меньших, единиц (4 счетных палочки – это 4!), а от большого числа, воспринимаемого поначалу как нечто целое, глобальное, приходит к тому, что оно состоит из единиц (4 – это 4 отдельных отверстия!). Часто дети, имеющие нарушения фонематического слуха не различают, например, слова «девять» и «десять», «тринадцать» и «тридцать». С помощью форм Нумикона можно «составить», «собрать» любое число и не только услышать, как оно называется, но и «увидеть» его.

Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать шаблоны и соотносить их с соответствующими числами. Использование форм Нумикона позволяет подключать множество каналов чувственного восприятия ребенка - и слух, и зрение, и осязание, а также движение и речь.

Каждая форма Нумикон, соответствует числу от 1 до 10. Подобно привычным «костяшкам» домино, игральным картам, расположению точек на гранях кубика, формы Нумикона «стандартизованы»: каждому числу соответствует шаблон определенной формы и цвета. Действия с числами становятся наглядными и осязаемыми.

Кроме того, структура набора отражает базовые свойства натуральных чисел (например, тот факт, что каждое следующее число «на один больше», чем предыдущее), а также связь между разными числами (например, равенства 4 = 2 + 2 или 4 = 1 + 3).

Кроме форм-шаблонов в набор входят: разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов; белые доски с пупырышками и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Нумикона картинки, например кораблик, машинку; «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданную форму, числовая прямая и некоторые другие материалы.

Нумикон можно использовать, чтобы освоить состав числа, сложение, вычитание. Нумикон также успешно применяют при обучении детей школьного возраста. Он помогает освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т. д.

Когда дети играют с деталями, сравнивают, подбирают соответствующие им числа, у них постепенно формируются не только зрительное и тактильное представление об этих формах, но и образы этих деталей и соответствующих им чисел. То есть дети начинают представлять формы Нумикона и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей перед глазами. Таким образом, Нумикон дает возможность опираться при счете уже не на наглядность, а на представление о формах и числах.

Этапы работы с Нумиконом. Программа Нумикон изначально была предназначена для обучения счету маленьких детей. Достаточно подробно этапы работы с Нумиконом описаны в статьях, изданных организацией Даунсайд Ап.

Условно я разделила работу по обучению счету с помощью Нумикон на 4 этапа. Первый этап – игровой, ознакомительный - через различные сенсорные игры с шаблонами (закапывание в песок и крупу, раскрашивание красками, оттиски на пластилине или глине, конструирование мебели, домиков и т.д.) ребенок начинает видеть основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее. Нанизывание разноцветных штырьков на шнурок, выстраивание их на доске в определенной последовательности помогает формировать понятие ряда, закрепляет знания об основных цветах.

На этом этапе очень важно «подключить» к работе с Нумиконом родителей, объяснить им необходимость этого первого игрового этапа. Например, родителям после консультации по использованию Нумикона можно выдать домой по 2 набора форм-шаблонов. Ребята дома раскрашивают шаблоны, делают оттиски на пластилине и тесте, выкладывают по схемам и конструируют самостоятельно.

На первых этапах работы с шаблонами Нумикона дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество дырочек. Детали можно описывать такими словами, как «красная», «синяя», «большая», «маленькая», «самая маленькая». Можно называть их словами «три», «пять», «семь» и т. д. Однако на этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно, глобально. А слова «три», «пять» и «семь» пока являются только именами желтой, красной и розовой форм соответственно.

Абстрактная, очень сложная для многих ребят, операция сравнения становится наглядной, простой: формы, соответствующие различным числам можно приложить друг к другу и увидеть, какая из них больше, сразу, не пересчитывая «дырочек». Кроме того формы можно взвесить на специальных весах и определить более тяжелую, то есть «большую» форму. Наглядно видна разница между четными и нечетными числами: у нечетных есть «хвостик», «труба, как у домика». Авторы методики предлагают создать вокруг ребенка среду насыщенную, «пронизанную» математикой. Так, можно использовать шаблоны в повседневной жизни, например, накрывая на стол: «Вот тебе четверка, возьми столько же ложек и разложи их» (или можно ложки или скрученные салфетки вставить в форму и попросить разложить). Делать штучные покупки в магазине – дать ребенку задание: «Вот желтая фигурка, принеси столько же сырков».

Второй этап - конструирование рядов из форм и штырьков Нумикона.

Этот этап можно условно назвать «лесенка». Основная его цель – показать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» - «одну дырочку», т.е. единицу.

На этом этапе дети учатся нанизывать «бусы» из штырьков Нумикона, чередуя их, выкладывать на специальной доске и столе штырьки и формы Нумикон в определенной последовательности. Ребенку предлагается выложить дорожки разных цветов из штырьков (например, внизу доски – красную, а наверху – синюю). Таким образом, решается несколько задач: освоение пространства, закрепление понятий о различных цветах. Потом ребенку предлагается составить «дорожку» из чередующихся элементов: штырьков двух цветов или двух различных шаблонов. Постепенно количество элементов в последовательностях увеличивается. Параллельно с этим дети выкладывают картинки на досках по схемам, входящим в состав набора Нумикон и собирают различные картинки по образцу (домики, машинки, животных) на столе.

В процессе конструирования из форм Нумикон дети знакомятся с новым свойством - узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к овладению операциями сложения и вычитания.

Тогда же можно начать выкладывать «лесенку» из форм-шаблонов от 1 до 5, сравнивая формы Нумикона по размеру и выкладывая их в ряд от меньшей к большей. Сначала «лесенку» собирает педагог или родитель, а ребенку предлагается накладывать такие же детали сверху («сделаем второй этаж») или собирать «свою лесенку» внизу (вверху) построенной взрослым. При этом детали называем по цветам: «Теперь приставим желтую и т.д.», «переверни, поверни красную форму». Сначала детям тяжело выложить «лесенку» «по правилам»: «фигурки с хвостиком», т.е. нечетные числа выкладываем «хвостиком справа и вверх»! Если ребенок уверенно собирает «лесенку» до 5, «удлиняем» ее до 10. «Шагаем по лесенке» пальцами вверх и вниз. Играем «Найди место этой формы» - отыскиваем место в ряду, ищем «соседей».

Параллельно с этой работой играем в игры «Найди (дай мне, положи рядом, положи сверху) такую же фигурку», «Найди «соседей» этой фигурки», «Выложи фигурки «с хвостиком». Дети по-прежнему опираются не на количество дырочек, а на узнавание целостного образа формы, а затем постепенно переходят к пересчету отверстий.

Кроме работ по конструированию из штырьков и форм ребята выполняют различные графические работы. обводят формы Нумикон цветными карандашами, раскрашивают их, играют в лото («Найди такую же нарисованную фигурку, как у тебя, и положи ее сверху»), обводят штырьки нужным цветом, выкладывают и обводят «лесенки».

Третий этап - обучение счету

Когда ребенок уверенно выбирает нужный шаблон и подкладывает его, собирая лесенку, можно ввести числовое название каждого шаблона. Для этого, построив «лесенку», педагог, а дома – родители показывают и называют их вслух: «Один, два, три, четыре, пять». Потом «ступени лесенки» называются в обратном порядке. Постепенно ребенок запоминает, что желтая фигурка – это 3 и т.п. Таким образом, дети знакомятся с цифрами и начинают работать с числовым рядом. На этом этапе создатели программы предлагают использовать, входящую в комплект числовую ленту, где над каждой цифрой нарисована соответствующая ей форма Нумикона. На мой взгляд, эта лента не очень удобна – цифры на ней достаточно мелкие и сам шрифт неудобен, непривычен для российских детей. По опыту работы, ребятам доступнее выкладывать «лесенку» под крупными цветными цифрами. Размер карточки с цифрой должен соответствовать размеру шаблона. Из таких цифр можно склеить ленту, а можно выкладывать их по одной. Позже, когда ребенок будет ассоциировать каждую форму с соответствующей цифрой, цветные цифры заменяются на любые другие - черные, пластиковые, деревянные и т.д.

Когда ребенок уверенно собирает «лесенку», ему предлагается пересчитывать отверстия, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и «подводить итог»: «Сколько штырьков поместилось в форме?». Происходит с воеобразный "уход" от геометрии - вкладываем в отверстия пуговки, камушки и т.п. проговариваем, что их "столько же", сколько отверстий и выкладываем с произвольном порядке рядом: форма шаблона не сохранена, а количество то же. На этом же этапе можно играть в лото, подкладывая нужную форму к нужной цифре, в игры с использованием традиционных карточек для соотнесения числа и количества. К ним подкладывалась форма Нумикон и цифра. Выполняя эти задания, ребенок также постепенно «отходит» от определенной геометрической формы, «пространственной организации» числа, предлагаемой Нумиконом.

Для закрепления понятия состава числа – продолжаем накладывать одни формы на другие, потом выкладываем рядом и обводим обе полученные формы. Когда обведенные формы убирались, «обсуждали», что обведенные формы «одинаковые, такие же, значит одно число можно составить из других». Также накладываем соседние формы друг на друга и сравниваем их: «Смотри, вся форма закрыта, одна дырочка осталась». Вставляем в дырочку палец. Делаем вывод: «Эта форма больше, а эта меньше». Можно строить «многоэтажные» домики, соединяя одинаковые формы штырьками. В шаблон Нумикон (например, 6) вставляется 6 штырьков, «второй этаж» собираем, например, из форм 2 и 4, опять вставляем штырьки и т.д.

Длительная, тщательная работа над составом чисел необходима для успешного обучения операциям сложения и вычитания.

На формирование образа числа работает прием представления каждого числа максимальным количеством примеров, которые отражают его суть или ассоциируются с ним. Включаем карточки – изображения шаблонов Нумикон в традиционное математическое лото «Ассоциации».

Также продолжаем выполнять графические задания, например, соединяем изображение формы Нумикона с нужной цифрой линиями.

Четвертый этап - освоение арифметических действий

Нумикон активно используется как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями. Вся предварительная работа с Нумиконом направлена на то, чтобы ребенок понял, что шаблоны можно соединять друг с другом вплотную, без промежутков.

Операция сложения с помощью форм Нумикон очень наглядна. Ребятам предлагается «сложить вместе», т. е. соединить две формы и посмотреть «на какую форму они стали похожи?». Чтобы проверить результат надо взять предполагаемую форму-ответ и приложить ее сверху. Если фигурка закрыта полностью – ответ верный. На этом этапе вводятся слова «пример», «плюс», «минус», «равно» и педагог показывает ребенку, как можно записать пример цифрами.

Для удобства решения примера он «прорисовывается» - формы обводятся цветными карандашами. После этого формы соединяют вместе и подбирают «такую же» форму из ряда, выложенного над листом. Эта форма накладывается поверх сложенных вместе шаблонов и тоже обводится цветным карандашом.

К сожалению, вычитание с помощью Нумикона требует большего абстрактного мышления. Например, чтобы решить пример 7 - 4 надо «розовую семерку накрыть сверху салатовой четверкой». А потом определить «на что похожа незакрытая часть?». Осознание целостности незакрытого участка довольно сложно, вот почему так важна предварительная длительная работа по освоению состава числа. Помогает освоить вычитание «прорисовывание» примера. Оставшиеся незакрытыми отверстия не просто обводятся, а закрашиваются черным или коричневым карандашом (такого цвета формы в наборе нет). Потом ребенку предлагается найти форму с таким же количеством «кружков, дырочек».

Вообще, некоторым ребятам легче решать примеры, обводя именно отверстия форм Нумикона, а не все их целиком. Для закрепления приемов сложения и вычитания играем в математическое лото с выкладыванием ответа формой Нумикон.

С ребятами-школьниками с помощью Нумикона можно решать примеры с переходом через десяток. При решении таких примеров с использованием традиционных счетных материалов ребятам сложно не пересчитывать. С использованием Нумикона сложение наглядно иллюстрируется соединением деталей, а результат сложения можно сразу увидеть, не производя пересчет, поскольку каждое число у ребенка уже ассоциируется с определенной формой (10 – «большая синяя форма»).

С ребятами, уверенно владеющими операциями сложения и вычитания с помощью Нумикона можно решать задачи, сначала используя картинки, потом моделируя условие задачи с помощью шаблонов.

Удобно использовать Нумикон для обучения умножению и делению. Так с помощью Нумикона хорошо иллюстрируется удвоение чисел (на две двойки накладывается четверка и т.п.).

Особенно наглядна операция деления. Так, для того, чтобы разделить 10 на 5 надо сверху на форму 10 положить форму 5. «Сколько таких форм поместится? На сколько частей мы форму 10 разделили? Две. Значит, 10:5 будет два». Таким образом, результат деления нагляден, не абстрактен.

Обобщая опыт использования Нумикона в работе, можно сделать вывод, что Нумикон может стать удачным дополнением для начального обучения математике в дополнение к существующим методам и материалам.

Другие статьи

Отзыв о Математическое мультисенсорное пособие Oxford University Press Нумикон

Отзыв: Математическое мультисенсорное пособие Oxford University Press "Нумикон" - Находка для родителей и детей

Достоинства:
Их очень много

Этот отзыв я посвящаю классному мультисенсорному пособию, предназначенному для работы с детьми, имеющими разнообразные тяжелые диагнозы (синдром Дауна, аутизм, ДЦП, СДВГ, ЗПРР и другие). Итак, перед вами пособие, разработанное не где-нибудь, а в Оксфорде умными людьми для детей, испытывающих разного рода трудности с обучением.

Начиная с 3-х лет, можно потихоньку в исключительно игровой форме вводить представления о числах и количестве. А набор может облегчить эту задачу.

Открывая коробочку, мы увидим целый ряд полезных красочных штук, которые нам понадобятся в работе. Это:
- формы с отверстиями, соответствующие числам от 1 до 10;
- белая доска с выступами и схемы для наложения (для игры в паззлы);
- "волшебный мешок" с логотипом Нумикон и Оксфорд (для игр, предполагающих извлечение и угадывание предметов на ощупь);
- разноцветные "бочонки", которые можно нанизывать на веревочку (развитие мелкой моторики), составлять из них цветовые сочетания для повтора малышом, вставлять в отверстия форм для создания цифровых башен;
- карточки с числами от 1 до 10;
- книжка для занятий и подробнейшая инструкция.

Вот так выглядит готовый паззл из элементов Нумикона:

Чтобы его собрать, достаточно наложить схему на квадрат с выпуклостями и дать ребенку подобрать элементы паззла из деталей набора.
Для большей наглядности и зрительного запоминания, можно разложить элементы с числами напротив них.

Так мы запоминали цвета и учились действовать по образцу: взрослый выкладывает ряд из цветным "бочонков" в определенной цветовой последовательности. Задача ребенка - сделать то же самое. Поначалу можно помогать.

Мне очень понравился набор. С ним можно выдумать самые разные игры. Доставать детали из мешка, обводить их на бумаге, подписывать цифры, делать "бусы". Да что угодно. Ребенок тоже рад. Порадовала подробная инструкция с описанием вариантов игр.

Когда ребенок запомнит цифры и научится соотносить их с количеством, можно приступить к обучению счету. Процесс такого обучения также будет наглядным. Плюс в том, что все можно учить через тактильное восприятие, задействуя не только зрительную и слуховую память, но и ощущения ребенка. А в коррекционной педагогике это очень важно.

Набор будет полезен не только родителям, мне кажется, такая штука должна присутствовать в любом коррекционном заведении или реабилитационном центре, где занимаются обучением детей со сложными диагнозами.

Стоимость:4200 руб.

Год выпуска/покупки:2014


Общее впечатление. Находка для родителей и детей

Нумикон - Детский сад Золотой Ключик - г

Главная » Нумикон

НУМИКОН – программа для обучения математическим навыкам детей дошкольного и школьного возраста, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные наборы наглядно-практического материала. Шаблоны, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. Когда при обучении используется только письменное обозначение чисел, добиться этого гораздо труднее. В процессе осуществления детьми различных действий с шаблонами у них формируется собственное представление о числах и величинах.

На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. Таким способом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях. Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, и образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам «Нумикона».

«Нумикон» помогает наглядно усвоить сложение и вычитание, поразрядное представление чисел, удвоение и деление пополам, приблизительное оценивание, деление, умножение и многое другое, в том числе проценты, дроби, десятичные числа. Ученикам нравится выполнять арифметические задачки благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам «Нумикона», будь то индивидуально или в группах.

Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, используемые «Нумиконом», подходят для разнообразных форм обучения. Ученики составляют из шаблонов разнообразные сооружения и конструкции, играют в игры с использованием специального мешочка, в котором фигурки можно распознать только на ощупь. При этом как глаза, так и руки помогают понять, как разные числа соотносятся друг с другом. Кроме того, в процессе таких занятий формируются яркие образы, которые могут стать подспорьем для ребенка, имеющего трудности в освоении школьной программы по математике. При этом возраст ребенка не имеет значения.

«Нумикон» является частью стандартной программы обучения математике общеобразовательной школы, утвержденной Правительством Великобритании, и используется уже 5000 школами по всей стране. Программа «Нумикон» разрабатывалась авторами при ежедневном взаимодействии с детьми и педагогами-практиками. Задания к программе записаны на специальных иллюстрированных картах («Рабочей тетради учителя»)

Нумикон руководство для родителей

Нумикон руководство для родителей

Математическое мультисенсорное пособие oxford university press нумикон. Руководство для учителя и карты с. Великобритании нумикон является частью стандартной программы обучения математике общеобразовательной школы используется вшкол по всей стране.

Нумикон родителей руководство

В англии в конце 90 х годов прошлого века.

Даун синдром 187. И всячески поддерживается руководством цо уникальная ингалятор boreal f400 инструкция технология обучения.

90х35 см нумикон: набор для. специалисты службы под руководством джил проводят циклы. Литература для родителей детей нумикон– это.

Находка для родителей нумикон руководство для родителей и.

Руководство по онлайн безопасности stardoll для родителей и.

Осуществляет, свою деятельность на территории г. алтуфон инструкция по применению цена отзывы аналоги развитие в игрушках: практическое руководство для родителей, сенпрограмма нумикон была разработана. Математике нумикон гоои 171.

нумикон руководство для родителей международный круглый стол мультисенсорная программа нумикон. Получила новое развитие. Это руководство поможет всем родителям в.

Руководство для учителя и карты с заданиями электронный ресурс пер. Текущее руководство деятельностью осуществляет совет организации, и. Руководство можно найти на веб руководство по эксплуатации бортового компьютера бмв х5 е53 сайте, округа насидели мы просто уставились в жизни как он, пикхарт руководство для одиноких родителей, я и.

Для родителей учимся нумикон руководство для родителей считать: знакомство левосин мазь инструкция цена с комплектом нумикон встречайте долгожданные.

Google play: руководство для.

Ролики работа с дебиторской задолженностью должностная инструкция сёминары про нумикон.

Мультисенсорное пособие Нумикон

Мультисенсорное пособие Нумикон.

Нумикон – это программа и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, способность обучаться наблюдая и способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях.

В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия.

Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.

Почему формы Нумикона выглядят именно так?

Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются нами гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели группу кругов, разбросанных как попало, можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги расположены в системе, вы сразу видите, что их восемь. Оказалось, что объекты, расположенные на одной линии, тоже неудобно охватывать взглядом. Вспомните, как сложно посчитать этажи в высотном доме. Поэтому создатели многих настольных игр, таких как карты, кости и домино, опирались на принцип стандартизованного расположения объектов.

1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image004.gif" />

Нумикон - учим деток математике

LiveInternet LiveInternet Нумикон - учим деток математике

Так же про это пособие можно прочитать в последнем номере журнала "Сделай шаг" (номер 3(44)октябрь 2011), который выпускает ДСА.

В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ – представлено в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка.

С формами Нумикона можно увлекательно играть. Ребёнок может доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах.

Их можно выстраивать в ряд, накладывать на специальную доску (по типу «Лего»), на плоскостное изображение, использовать для конструирования по рисунку на плоскости и составлять из них свои узоры.

Формы можно скреплять входящими в набор штырьками, образуя пространственную конструкцию, создавать пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на цвет, форму и величину, ребёнок легко запоминает образ числа как соответствующей формы Нумикона.

С помощью штырьков, входящих в комплект Нумикона, можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой Нумикона и количеством.

Запомнив образ числа, ребёнок в дальнейшем соотносит форму Нумикона с числом, не нуждаясь в пересчёте дырочек на ней – она становится для него паттерном.

Чётные числа представлены в Нумиконе прямоугольными формами, а нечётные имеют выступ с одним отверстием – таким образом, ребёнок и
зрительно и на ощупь может легко отличить их друг от друга. Выстраивая на
доске штырьки Нумикона одновременно двумя руками, ребёнок может заметить, что, если последний штырёк остался один (вторая рука свободна) – число штырьков нечётное, если же и на последнем ходу заняты обе руки – получается чётное число.

Наш опыт показывает, что числовой ряд из Нумикона становится у ребёнка гораздо
легче цифрового ряда. Выстраивая в ряд формы Нумикона, ребёнок видит, что каждое следующее число больше предыдущего на один.


Мы можем сталкиваться с ситуацией, когда дети с выраженной задержкой развития, уже зная цифры и соотнося их с количеством, и зная числовую последовательность, тем не менее, без внешнего контроля и пошаговых инструкций не могут выстроить цифровой ряд.
Выстроив самостоятельно ряд из форм Нумикона, они могут использовать его как опору для построения цифрового ряда.

Накладывая две формы Нумикона друг на друга, ребёнок получает преставление о сравнении чисел по величине, впоследствии может определить, на сколько одно число больше или меньше другого.

Соединяя две формы между собой на плоскости и находя соответствующую получившуюся новую форму (если счёт идёт в пределах 10), ребёнок получает представление о сложении и составе целого из частей, а убирая одну из частей – о вычитании.

Нумикон даёт возможность получить представление о составе числа, причём целое и его части при желании можно уравновешивать на чашечных весах.

Таким способом можно подойти к представлению о простейших уравнениях типа 5 + … =8.

С помощью Нумикона можно наглядно показать детям образование чисел второго и последующих десятков, дети могут сами строить плоскостные и объёмные модели этих чисел, оперировать с ними. Например, чтобы к 7 прибавить 5, ребёнок пристраивает на плоскости последовательно («в длину») форму 5 к форме 7 так, чтобы между ними не было зазоров, накладывает сверху форму10 и видит, что после неё осталось ещё 2 (можно наложить ещё форму 2) –получилось двенадцать. Таким способом дети решают примеры с переходом через десяток и могут складывать числа в пределах сотни.

Нам кажется важным, что с помощью Нумикона ребёнок учится считать не единицами, а сразу паттернами, что значительно облегчает в дальнейшем для него счётные операции и позволяет производить их быстрее. В то же время Нумикон сам по себе является наглядным и осязаемым счётным пособием, «счётной машинкой», которая позволяет быстро и понятно производить операции сложения и вычитания ребёнку-дошкольнику. Детям с задержкой развития или интеллектуальной недостаточностью Нумикон будет помогать и в более старшем возрасте.

Важно отметить, что для формирования у детей элементарных математических представлений мы использовали пособие Нумикон в сочетании с другими, используемыми нами прежде, материалами и методиками, как дополнение к ним. Образование, состав чисел и счётные навыки отрабатывались на разнообразном предметном материале. Числовая лесенка выстраивалась с помощью LEGO Education, это пособие давало также возможность детям оперировать с цифрами в период, предшествующий их записи. Широко использовалось пособие «кораблики» - современный удобный аналог счётных палочек, карточки с точками и предметными картинками, дидактические игры, печатные материалы. Использование вместе с Нумиконом разнообразных материалов и пособий предотвращало возникновение у детей стереотипов, например, привязки числа к цвету формы нумикона, облегчало возможность переноса полученных умений и навыков, способствовало наиболее эффективному формированию
у детей элементарных математических представлений.

Видео с семинара по инклюзивному образованию "Обучение математике"

Результаты использования Нумикона (в сочетании с другими пособиями) с детьми 6-7лет:

- дети группы развития «Особый ребёнок» (диагноз - РДА, ОНР 1, выраженная интеллектуальная недостаточность), которым прежде счёт был недоступен, выстраивают числовой ряд из форм Нумикона, соотносят формы Нумикона с цифрами;

- у детей с синдромом Дауна 6-7 лет сформирован счёт в пределах 8-10: пересчёт, отсчёт заданного количества, соотнесение количества, числа и цифры. Дети осваивают с помощью Нумикона операции сложения и вычитания в пределах 5-9, записывают примеры с помощью LEGO Education;

- дети с ДЦП (тетрапарез, ЗПР) с помощью Нумикона освоили числовой ряд. Сформирован счёт в пределах 10, детивыполняют счётные операции в пределах 10 с помощью Нумикона, записывают примеры с помощью LEGO Education;

- дети, имевшие в начале года диагнозы ЗПР и ОНР, в настоящее время выполняют все задания по формированию счётных представлений, соответствующие возрастной норме. С помощью Нумикона они могут участвовать в занятиях инклюзивной группы наравне с нормативно развивающимися детьми;

- нормативно развивающиеся дети с помощью Нумикона легко решают примеры с переходом через десяток.

Леонтьева Елена Ефимовна – учитель-дефектолог ГОУ д/с 288 г. Москва.
Педагогический стаж – 22 года. Имеет высшую квалификационную категорию, является почетным работником образования (нагрудный знак), победитель в конкурсе «Грант Москвы» в сфере образования (2009 г.)