Руководства, Инструкции, Бланки

Образец План Финансового Оздоровления Предприятия img-1

Образец План Финансового Оздоровления Предприятия

Рейтинг: 4.0/5.0 (1738 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План финансового оздоровления предприятия - Студопедия

План финансового оздоровления предприятия

ТЕМА 11. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

11.1 План финансового оздоровления предприятия

11.2 Антикризисная маркетинговая стратегия

11.3 Антикризисная производственная стратегия

11.4 Антикризисная кадровая (управленческая) стратегия

11.5 Антикризисная финансовая стратегия

11.6 Финансовая реструктуризация как основной инструмент антикризисной финансовой стратегии предприятия

Основные понятия: план финансового оздоровления, бизнес-план, план внешнего управления, маркетинг, маркетинговая стратегия, производственная стратегия, кадровая стратегия, кадровая политика, кадровый потенциал, кадровый аудит, финансовая стратегия, реструктуризация, реструктуризация долга, реструктуризация капитала, реструктуризация предприятия, реформирование предприятия, реорганизация, наступательная концепция, оборонительная концепция, финансовая реструктуризация

План финансового оздоровления предприятия, по сути, является аналитическим форматом антикризисной стратегии предприятия, своего рода бизнес- планом.

Бизнес-план – это главный документ, определяющий основное направление деятельности предприятия. Он также является первичным документом для осуществления руководства предприятием.[101]

В случае финансового оздоровления он направлен на восстановление платёжеспособности и поддержание эффективной деятельности предприятия.

План финансового оздоровления предприятия базируется на выбранной стратегии. Его задача – определить основные направления работ и общую эффективность. Для потенциальных инвесторов такой бизнес-план служит ориентиром при выборе объектов инвестирования, для самих предприятий – основой для разработки более конкретных плановых документов: планов маркетинга, производственных планов, графиков работ и т.д.

На предприятиях, где введена процедура банкротства – внешнее управление – его называют планом внешнего управления .

Бизнес-план даёт доступ к инвестиционному процессу. Поэтому независимо от названия его потребуют в любом финансовом учреждении.

В зависимости от назначения бизнес-плана он может разрабатываться в следующих модификациях:

1) по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения и т. п.);

2) по предприятию, в том числе:

Ÿ новому или действующему;

Ÿ всему предприятию или производственному подразделению;

Ÿ развития или финансового оздоровления.

Для неплатёжеспособных предприятий бизнес-план финансового оздоровления должен составляться в обязательном порядке. Его разработка может оказаться полезной для российских предприятий, большинство из которых испытывают значительные трудности. Предприятия, имеющие реальные убытки, должны также составлять краткосрочный план чрезвычайных мероприятий.

Бизнес-план финансового оздоровления включает определение путей решения проблемы накопившейся задолженности и дальнейшего развития предприятия.

Бизнес-планы могут существенно различаться в зависимости от финансового состояния предприятия-должника. Исходя из сложившейся ситуации бизнес-план может предусматривать:

1. Реструктуризацию (рассрочку, отсрочку, списание и т.д.) накопленной задолженности. Предприятие при этом получает возможность нормально функционировать. Этот подход применяется в том случае, если задолженность возникла в связи с отдельными ошибочными решениями руководства предприятия или некоторыми негативными всплесками внешней среды, вероятность повторения которых оценивается как незначительная.

2. Переход на принципиально новую продукцию (перепрофилирование). В самой крайней форме это полная замена оборудования и перестройка пассивной части основных фондов, замена или переподготовка кадров, полная смена рынков сбыта и снабжения и т.п. т.е. полная замена всех элементов предпринимательства. Этот вариант, скорее всего, предполагает продажу предприятия новым собственникам.

План финансового оздоровления предприятия служит для:

1) выработки программы выживания и развития предприятия;

2) составления плана проведения реорганизационных процедур;

3) организации управления предприятием в условиях кризиса или перед его наступлением;

4) обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию финансовой поддержки.

Бизнес-план финансового оздоровления предприятия должен быть, прежде всего, ориентирован на нововведения (инновации).

Типовая форма плана финансового оздоровления (бизнес-плана) предусматривает следующие разделы:

1. Общая характеристика предприятия.

2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

3. Анализ финансового состояния предприятия.

4. Мероприятия по восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

5. Рынок и конкуренция.

6. Деятельность в сфере маркетинга.

7. План производства.

8. Финансовый план.

Разработка первых трёх разделов плана производится в обычном порядке. Остальные разделы имеют особенности, что и обусловливает их более детальное рассмотрение.

План финансового оздоровления разрабатывается с учётом антикризисной стратегией предприятия, построенной на тесной увязке его функциональных стратегий:

1. Поведения предприятия на рынках товаров (маркетинговая стратегия).

2. Организации, структуры, объемов и ассортимента производства (производственная стратегия).

3. Способов привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов (финансовая стратегия).

4. Организации труда персонала и внутрифирменного управления (стратегия кадры/управление).

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Финансовое оздоровление предприятия - план и процедуры

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление — это процедура банкротства. направленная на восстановление платежеспособности предприятия должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

При финансовом оздоровлении должник в соответствии с графиком начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры ; одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению предприятия.

Ходатайство о введении финансового оздоровления

С ходатайством о введении финансового оздоровления к первому собранию кредиторов. не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания, имеют право обращаться — учредители предприятия должника, собственник имущества должника, уполномоченный государственный орган и третьи лица по согласованию с должником.

К решению об обращении с ходатайством прилагаются план финансового оздоровления предприятия (если ходатайствуют учредители, участники, собственник), график погашения задолженности, сведения об обеспечении исполнения обязательств и другие документы.

Последствия введения финансового оздоровления предприятия

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают такие последствия:

  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного законом о банкротстве;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований — кредиторов;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве ;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;
  • запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) предприятия должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  • запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
  • не допускается прекращение исполнения денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
  • не начисляются неустойка (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ . Срок начисления процентов определяется с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора или до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если такое погашение не произошло до открытия конкурсного производства.

Неустойка (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.

Требования кредиторов. предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов. удовлетворяются не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, если иное не предусмотрено законом о банкротстве.

Управление предприятием-должником в ходе финансового оздоровления

В ходе финансового оздоровления органы управления предприятия должника осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями.

Однако на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц, содержащего сведения о ненадлежащем исполнении руководителем предприятия-должника плана финансового оздоровления или о совершении им действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить руководителя предприятия-должника от должности.

Должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок:
  • в совершении, которых у должника имеется заинтересованность;
  • которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;
  • которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника;
  • которые влекут за собой возникновение новых обязательств должника в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:
  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности предприятия должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).
Административный управляющий

Административный управляющий утверждается арбитражным судом и действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения. или освобождения арбитражным судом.

Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего. При введении другой процедуры банкротства административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения соответственно внешнего или конкурсного управляющего.

План финансового оздоровления предприятия должника

План финансового оздоровления. подготовленный учредителями (участниками) предприятия должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления.

График погашения задолженности

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения процедуры финансового оздоровления.

График погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым согласно законодательству о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах. Графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов исходя из очередности, установленной законом о банкротстве .

Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. В этом случае на основании отчета должника о досрочном окончании процедуры финансового оздоровления арбитражный суд может вынести определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

В случае неисполнения должником графика погашения задолженности (непогашение задолженности в установленные сроки и (или) в установленных размерах) учредители (участники) предприятия должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, третьи лица, предоставившие обеспечение, не позднее чем через 14 дней с даты, предусмотренной графиком погашения задолженности, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении внесенных в график погашения задолженности изменений или погасить требования кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

Собрание кредиторов может принять решение о внесении изменений в график, после чего эти изменения утверждаются арбитражным судом. Также собрание кредиторов может отказать в утверждении изменений в графике погашения задолженности и обратиться в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении процедуры финансового оздоровления. В случае удовлетворения этого ходатайства арбитражным судом вводится процедура внешнего управления или конкурсного производства.

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления, должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления .

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:
  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность предприятия должника. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

В случае неисполнения должником графика погашения задолженности в течение более 5 дней административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, с требованием об исполнении должником обязательств согласно графику погашения задолженности.

Денежные средства, полученные в результате исполнения лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств, перечисляются на счет предприятия должника для расчетов с кредиторами.

В случае удовлетворения требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, требования этих лиц погашаются должником после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди.

Споры между лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, и административным управляющим, конкурсными кредиторами и уполномоченными органами разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве.

  • Правоведение
  • Скачать курсовую по теме Разработка плана финансового оздоровления предприятия

    Разработка плана финансового оздоровления предприятия

    Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

    Разработка плана финансового оздоровления предприятия. По дисциплине: Антикризисное управление Выполнил студент: Устюгов А. О.

    Екатеринбург 2009 Содержание Введение…. …1. Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации… ……2.

    Финансовое оздоровление предприятий… 7 Модели восстановления платежеспособности… …7 План финансового оздоровления… … 16 Заключение… …. …………24 Список литературы…. ……….

    26 Приложение…. ………. 27 Введение.

    В результате резкого обострения проблем неплатежей, долгов, несо¬стоятельности предприятий, хронической убыточности их производст¬венно-торговой деятельности в условиях формирующегося рынка в пер¬вой половине 90-х гг. закрепился термин «антикризисное управление». Он вошел в научный и практический оборот, фигурирует в названиях книг и учебных пособий, но вместе с тем не получил четкой трактовки.

    С одной стороны, антикризисное управление характеризуется как обобщен¬ное понятие, означающее новое направление управленческой науки, свя¬занное с изучением приемов и методов, позволяющих предотвратить бан¬кротство, с другой - оно трактуется как микроэкономический процесс, представляющий собой совокупность форм и методов реализации анти¬кризисных процедур применительно к конкретному предприятию. Важно различать «антикризисное регулирование», относящееся к государствен¬ным мерам в масштабах всей экономики, и «антикризисное управление», вырабатывающее способы преодоления убыточности отдельного пред¬приятия, т. е.

    самостоятельной хозяйственной единицы. В исследованиях по антикризисному управлению не выделяются от¬раслевые и региональные аспекты, проявляющиеся в специфике антикри¬зисных мер применительно к различным предприятиям и разным регио¬нам их расположения. В настоящее время проводимая в стране экономическая.

    Продолжение на след. странице

    3 Теоретическая часть. 4 Практическая часть. 9 Оценка финансового состояния предприятия. 9 Прочие доходы и расходы 12 Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами. 12 Оборачиваемость оборотных средств. 14 Ликвидность активов и платежеспособности предприятия.

    Глава 1. Основные функции управления 1.1 Функции управления предприятием их виды и содержание 1.2 Проблемы осуществления функций управления Глава 2 Анализ системы управления на примере ОАО У-УППО 2.1. Характеристика предприятия 2.2. Основные технико -

    Стр.3 I. Анализ финансового состояния. I.1. Анализ финансового состояния предприятия ОАО Х. Стр.6 I.2. Место и роль банкротства в Российской экономике. Стр.21 II. Механизм реализации банкротства в современной России. II.1. Экономическая сущность банкротства.

    Оценка Финансового Состояния Предприятия И ПУТИ ЕГО Оздоровления. Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования

    5ballov.qip.ru рекомендует:

    С приходом лета начался период, когда выпускники школ выбирают куда пойдут учиться дальше. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может рейтинг вузов на нашем сайте. Также в этом разделе представлена вся нужная для абитуриентов информация.

    Прежде, чем идти в выбранный вуз с документами, нужно сначала получить аттестат, который выдается после сдачи экзаменов. А подготовиться к ним можно в нашем разделе ЕГЭ. Там также представлены варианты за прошлые года.

    Для девятиклассников не менее важно окончание учебного года. Их также ждет государственная итоговая аттестация. Подготовиться к ней можно на нашем сайте в разделе ГИА. Главное помнить: самоподготовка - это путь к успешной сдаче.

    Последние запросы

    План финансового оздоровления предприятия

    План финансового оздоровления предприятия

    Типовая форма Плана финансового оздоровления предприятия, порядок согласования и методические рекомендации по составлению утверждены распоряжением ФУДН(б) от 15 декабря 1994 г. № 98-р. В этом плане содержатся аналитические таблицы расчета показателей неудовлетворительной структуры баланса, а также финансовых коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности. Оценка эффективности плана финансового оздоровления проводится на основе показателя чистой текущей стоимости NPV, внутренней нормы доходности IRR и дисконтированного срока окупаемости.

    Структура плана финансового оздоровления состоит из восьми разделов:

    1. Общая характеристика предприятия

    1.1. Полное и сокращенное наименование предприятия, код окпо.

    1.2. Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие.

    1.3. Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область, автономный округ и т. д. код СОАТО.

    1.4. Подчиненность предприятия — вышестоящий орган, код СООГУ.

    1.5. Вид деятельности (основной), код ОКВЭД.

    1.6. Организационно-правовая форма предприятия, код ОКОПФ.

    1.7. Форма собственности, код ОКФС:

    доля государства (субъекта Федерации) в капитале, %.

    1.8. Включено в государственный реестр Российской Федерации предприятий-монополистов:

    1.9. Банковские реквизиты.

    1.10. Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие.

    1.11. Организационная структура предприятия, дочерние компании.

    1.12. ФИО, телефоны, факсы администрации предприятия.

    1.13. Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия (возраст, образование и квалификация, предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы на предприятии).

    2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления

    2.1. Срок реализации плана.

    2.2. Сумма необходимых финансовых средств.

    2.3. Срок погашения государственной финансовой помощи-

    2.4. Финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, дисконтный (динамический) срок окупаемости проекта).

    2.5. Агент правительства, через которого осуществляется финансирование (наименование, реквизиты).

    3. Анализ финансового состояния предприятия

    3.1. Характеристика учетной политики предприятия.

    3.2. Сводная таблица финансовых показателей предприятия, анализ, выводы.

    4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности

    4.1. Перечень мероприятий, анализ, выводы.

    5. Рынок и конкуренция

    5.1. Описание отрасли и перспективы ее развития (с указанием основных групп потребителей).

    5.2. Рынки, на которые «нацелен» бизнес.

    5.2.1. Отличительные характеристики основных рынков и сегментов рынков.

    5.2.2. Размеры основных рынков.

    5.2.3. Проникновение на рынок.

    5.2.4. Ориентиры для цен и балансовой прибыли.

    5.2.5. Средства коммуникации.

    5.2.6. Цикл покупок потенциальных потребителей.

    5.2.7. Важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на основных рынках.

    5.2.8. Второстепенные рынки и их основные характеристики.

    5.3.1. Характеристика предприятий в части участия их на товарном рынке.

    5.3.2. Анализ, выводы.

    5.4. Законодательные ограничения.

    6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия

    6.1. Стратегия маркетинга.

    6.1.1. Стратегия проникновения на рынок.

    6.1.2. Стратегия роста.

    6.1.3. Каналы распределения.

    6.2. Стратегия осуществления продаж.

    6.2.1. Характеристика и анализ каналов сбыта.

    6.2.2. Объем сбыта продукции по каждому каналу.

    6.3. Продукты и услуги.

    6.3.1. Подробное описание продукта (услуги).

    6.3.2. Жизненный цикл продукта.

    6.3.3. Исследования и разработки.

    7. План производства

    7.1. Производственная программа предприятия.

    7.2. Планируемый объем продаж продукции.

    7.3. Потребность в основных фондах. Расчет потребности ¦ основных фондах осуществляется по каждому виду основных фондов, исходя из нормативов производительности.

    7.4. Расчет потребности в ресурсах на производственную программу.

    7.5. Расчет потребности в персонале и заработной платы.

    7.6. Смета расходов и калькуляция себестоимости (сводная).

    7.7. Потребность в дополнительных инвестициях. 8. Финансовый план

    8.1. Прогноз финансовых результатов.

    8.2. Потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования.

    8.3. Модель дисконтированных денежных потоков.

    8.4. Расчет коэффициента внутренней нормы прибыли IRR (ставки дисконта, при которой NPV принимает нулевое значение).

    8.5. Определение дисконтного (динамического) срока окупаемости проекта.

    8.6. График погашения кредиторской задолженности, процентов и штрафов.

    8.7. Расчет точки безубыточности.

    8.8. Агрегированная форма прогнозного баланса.

    8.9. Расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами на основе агрегированной формы прогнозного баланса.

    Пример плана финансового оздоровления машиностроительного предприятия приведен в приложении 1.

    Модели оценки вероятности угрозы банкротства. Область их применения

    Мультипликативный дискриминантный анализ для прогнозирования вероятности банкротства в своих работах использовали такие зарубежные авторы, как Э. Альтман, Ю. Бригхем, Л. Га-пенски, Ч. Празанна и др.

    Мультипликативный дискриминантный анализ использует методологию, рассматривающую объединенное влияние нескольких переменных (в нашем случае — финансовых коэффициентов). Цель дискриминантного анализа — построение линии, делящей все компании на две группы: если точка расположена над линией, фирме, которой она соответствует, финансовые затруднения вплоть до банкротства в ближайшем будущем не грозят, и наоборот. Эта линия разграничения называется дискримипантной функцией, индекс Z.

    Дифференциальная функция обычно представляется в линейном виде:

    Если расчетные значения Z-счета меньше нуля, то угроза банкротства в течение ближайшего года для предприятия мала. 2. Четырехфакторная модель оценки угрозы банкротства

    где Z, — дифференциальный индекс (,Z,-счет);

    ai — коэффициент переменной i (i=l. n).

    Для диагностики угрозы банкротства с учетом российской специфики можно применять следующие факторные модели.

    1. Двухфакторная модель оценки угрозы банкротства

    Если расчетные значения Z-счета меньше нуля, то угроза банкротства в течение ближайшего года для предприятия мала.

    2. Четырехфакторная модель оценки угрозы банкротства

    Если Y> 1,425, то с 95%-ной вероятностью можно говорить о том, что в ближайший год банкротства не произойдет и с 79%-ной — не произойдет в течение 5 лет.

    3. Пятифакторная модель оценки угрозы банкротства Э. Альтмана. Существуют две разновидности модели Альтмана:

    оригинальная модель — разработана им в 1968 г. для предприятий, акции которых котировались на фондовом рынке США;

    усовершенствованная модель — разработана в 1983 г. для промышленных и непромышленных предприятий.

    Оригинальная модель имеет вид:

    В зависимости от полученного значения для Z-счета можно судить об угрозе банкротства (табл. 4.5).

    Пограничные значенияZ-счета

    Представленные модели оценки угрозы банкротства имеют место при прогнозировании банкротства с разной долей вероятности для различных по времени периодов (табл. 4.7).

    Двухфакториая модель банкротства констатирует наибольшую вероятность (74%) на период более двух лет, несмотря на то, что она отражает только финансовую устойчивость предприятия.

    Четырехфакторная модель также несет высокую долю вероятности угрозы банкротства на период более двух лет — 68%. В отличие от пятифакторных моделей, она делает акцент на операционной (текущей) деятельности предприятия.

    Степень достоверности моделей банкротства

    Оригинальная пятифакторная модель Э. Альтмана обладает высокой предсказательной вероятностью на ближайший год — 85%. Эту модель рекомендуется применять для крупных промышленных предприятий, чьи акции котируются на фондовой бирже.

    Усовершенствованная модель Э. Альтмана имеет высокую долю вероятности на ближайший год — 85%. Ее недостаток состоит в том, что она не учитывает всех внутренних источников финансирования. С поправкой на учет дополнительных факторов и адаптацию ее к российским стандартам бухгалтерской отчетности модель показывает наибольшую степень вероятности угрозы банкротства (88%) на ближайший год.

    4. Четырехфакторная модель R-счета. Учеными Иркутской государственной экономической академии предложена своя четырехфакторная модель прогноза риска банкротства <модельR-счета), которая внешне похожа на модель Э.Альтмана для предприятий, акции которых не котируются на бирже:

    Вероятность банкротства предприятия в соответствии со значением модели R определяется следующим образом (табл. 4.8):

    Минимальная (до 10)

    5. Метод credit-men, разработанный Ж. Депаляном (Франция) Финансовая ситуация на предприятии может быть охарактеризована с помощью пяти показателей:

    Для каждого коэффициента определяют его нормативное значение с учетом специфики отрасли, сравнивают с показателем на предприятии и вычисляют значение функции N:

    Если N = 100, то финансовая ситуация предприятия нормальная, если N > 100, то ситуация хорошая, если N < 100, то ситуация на предприятии вызывает беспокойство.

    6. Показатель платежеспособности Конана и Гольдера:

    Авторы дифференцировали вероятность задержки платежей в зависимости от значений показателя Z:

    Вероятность того, что предприятие задержит платежи, возрастает, если показатель Z менее - 0,25, низка, когда он превышает + 0,25. Между двумя этими значениями функция Z находится в зоне неведения.

    8. Методика прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей. Данная методика разработана учеными Казанского государственного технологического университета. Они предлагают деление всех предприятий по классам кредитоспособности. Расчет класса кредитоспособности связан с группировкой оборотных активов по степени их ликвидности.

    Особенности состояния оборотных средств на отечественных предприятиях снижают доверие к критериальным значениям коэффициентов платежеспособности (ликвидности и финансовой устойчивости), применяемым в мировой практике. Шкала критериальных (стандартных или нормальных) значений может быть построена на основе средних величин соответствующих коэффициентов, рассчитанных для предприятий одной отрасли.

    Распределение предприятий по классам кредитоспособности происходит на следующих основаниях:

    к первому классу кредитоспособности относятся предприятия, имеющие хорошее финансовое состояние (финансовые показатели выше среднеотраслевых, минимальный риск невозврата кредита);

    ко второму классу — предприятия с удовлетворительным финансовым состоянием (показателями на уровне среднеотраслевых, нормально допустимый риск невозврата кредита);

    к третьему классу —предприятия с неудовлетворительным финансовым состоянием, имеющие финансовые показатели на уровне ниже среднеотраслевых, повышенный риск непогашения кредита.

    Учеными Казанского государственного технологического университета были рассчитаны критериальные значения показателей для следующих отраслей: промышленность (машиностроение); торговля (оптовая и розничная); строительство и проектные организации; наука (научное обслуживание).

    В случае диверсификации предприятие отнесено к той группе, деятельность в которой занимает наибольший удельный вес. Критериальные значения показателей для отнесения предприятий различных отраслей к тому или иному классу кредитоспособности приведены в приложении 1.

    Образец план финансового оздоровления предприятия

    Структура плана финансового оздоровления (бизнес-плана) неплатежеспособной организации содержит основные элементы традиционного бизнес-плана и состоит из восьми разделов.

    В первом разделе плана финансового оздоровления приводится общая характеристика организации.

    Во втором разделе представлены краткие сведения по плану финансового оздоровления:
    • срок реализации плана;
    • суммы, условия предоставления и сроки погашения государственной финансовой помощи;
    • финансовые результаты реализации плана и др.
    Для планов финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий финансовыми результатами являются не привычные для планово-финансовых служб предприятий прибыль или рентабельность, а такие показатели как:
    • чистая текущая стоимость,
    • внутренняя норма рентабельности,
    • дисконтный срок окупаемости проекта.

    В третьем разделе приводится анализ финансового состояния предприятия, вскрываются причины его финансового неблагополучия.

    Четвертый раздел содержит:
    • перечень мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия,
    • оценку потребности в финансовых ресурсах и их реализацию,
    • аналитические обоснования перечисленных мероприятий и выводы.

    В пятом разделе должно содержаться описание и анализ товарных рынков, на которых «работает» и собирается «работать» предприятие.

    Шестой раздел посвящен описанию и обоснованию избранных стратегий маркетинга и продаж.

    В седьмом разделе плана раскрывается производственная программа предприятия, на основе которой определяется потребность предприятия в дополнительных ресурсах, в том числе и финансовых. Следует отметить, что для разработки данного раздела плана финансового оздоровления применяются традиционные методики, в частности, методики разработки промтехфинплана.

    Восьмой раздел плана — финансовый план предприятия, включающий:
    • прогноз финансовых результатов, обоснование потребности в дополнительных инвестициях и источников финансирования,
    • модель дисконтированных денежных потоков
    • агрегированную форму прогнозного баланса предприятия.

    Перечисление и краткая характеристика разделов плана финансового оздоровления (бизнес-плана) неплатежеспособного предприятия (организации) дает представление о сложности задач, стоящих перед его разработчиками.

    Приступая к разработке плана финансового оздоровления. его создатели должны ознакомиться с методическими рекомендациями по его составлению .

    По нашему мнению, нецелесообразно в данной главе более подробно обсуждать форму типового плана финансового оздоровления (бизнес-плана) и методические рекомендации к его составлению.

    Сосредоточим внимание на практических аспектах разработки данного плана.

    Основная цель разработки плана финансового оздоровления как особого вида бизнес-плана заключается в восстановлении и (или) укреплении платежеспособности предприятия.

    Следовательно, необходимо уделить серьезное внимание проблемам взаимоотношений предприятия с его кредиторами и оценить риски банкротства, поскольку недостаточный учет данных рисков может поставить под сомнение саму возможность реализации плана финансового оздоровления во внесудебных процедурах.

    Однако при отсутствии бюджетных средств на финансовую помощь неплатежеспособным организациям, план финансового оздоровления (бизнес-план) уже не может рассматриваться в качестве инструмента привлечения дополнительного финансирования в виде государственной финансовой поддержки .

    План финансового оздоровления. как и любой другой бизнес-план, является и документом стратегического планирования, и руководством к действию. Поэтому план финансового оздоровления должен отражать реальную финансово-экономическую ситуацию на предприятии.

    Несмотря на то, что план финансового оздоровления разрабатывается в соответствии с типовыми формами, он должен в полной мере отражать специфику деятельности предприятия во всех сферах деятельности: производственной, сбытовой, финансовой, инвестиционной.

    План финансового оздоровления (бизнес-план) — документ, все разделы которого должны быть взаимоувязаны. Представленные в различных разделах расчеты не должны иметь расхождений. Поэтому бизнес-план — документ, разрабатываемый итераêтивно.

    Разработка плана финансового оздоровления начинается с проведения углубленного анализа финансового состояния предприятия. Желательно, чтобы период ретроспективного анализа составлял 2-3 года.

    Основной целью проведения данного анализа является не расчет представленных в методических рекомендациях показателей, а выявление внешних и внутренних причин, повлекших за собой ухудшение финансового положения предприятия. На основе проведенного анализа и сделанных выводов разработчики намечают основные пути восстановления платежеспособности предприятия за счет мобилизации внутренних ресурсов, а при их недостаточности — за счет привлечения заемных ресурсов. Таким образом формируется план мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

    Результаты расчетов, приведенных в соответствующем разделе плана финансового оздоровления, должны корреспондировать со сбытовой программой, планом производства и финансовым планом.

    Разделы, посвященные рынку и конкуренции, а также деятельности предприятия в сфере маркетинга, являются важнейшими разделами бизнес-плана. поскольку только поддержание объема продаж (сбыта) на определенном уровне способно обеспечить выживание предприятия в условиях жесткой конкуренции.

    При разработке данных разделов следует рассмотреть ряд вопросов, таких как:
    • определение спроса на выпускаемую продукцию или производимые работы, услуги (разумеется, платежеспособного, поскольку спроса неплатежеспособного просто не существует);
    • изучение рынка, определение возможностей данного товарного рынка и выделение на данном рынке собственного сегмента;
    • изучение воздействия конкуренции и других факторов, например, государственного регулирования;
    • прогнозирование объемов продаж и разработка стратегии маркетинга, которая может охватывать такие элементы как ценообразование, организацию сбыта продукции, рекламу, систему стимулирования продаж и др.

    Тщательная проработка обоснования объемов сбыта выпускаемой продукции является обязательной составляющей работы по определению перспектив хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Степень детальности проведения таких исследований во многом зависит как от специфики предприятия, так и от стоящих перед разработчиками задач.

    Обоснованный прогноз объемов продаж служит исходной точкой для разработки плана производства. На первом шаге разработчики должны убедиться в том, что предполагаемые объемы продаж при сложившихся на рынке ценах на выпускаемую предприятием продукцию не только обеспечивают достижение точки безубыточности, но гарантируют получение предприятием необходимых для его дальнейшего развития прибылей.

    В том случае, если данное условие не выполняется, следует изучить дополнительные возможности по расширению доли на рынка, а также наметить мероприятия по сокращению издержек производства.

    План производства. помимо необходимых расчетов, должен раскрывать общие подходы к производству, содержать характеристику основных технологических процессов, применяемых в производстве, характеристику материально-технической базы производства и основных видов используемого сырья, материалов, энергетических ресурсов, а также характеристику основных поставщиков.

    В данном разделе формулируются требования к трудовым ресурсам. При формировании сводной сметы расходов и калькуляции себестоимости необходимо учитывать результаты реализации мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции.

    Финансовый план разрабатывается на основе предыдущих разделов и служит для отражения ожидаемых финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому расчеты, приведенные в финансовом плане должны быть полностью увязаны с расчетами, представленными в остальных частях плана финансового оздоровления.

    Особое внимание следует уделить точности и обоснованности приводимых в разделе показателей, поскольку именно финансовый план не только тщательно изучается потенциальным кредитором (либо инвестором), но подвергается оценке с точки зрения достоверности приведенных расчетов.

    Практика показывает, что серьезные затруднения у разработчиков планов финансового оздоровления (бизнес-планов) вызывает выбор ставки дисконта.

    Эта проблема решается с помощью общих методических подходов, известных в теории оценки, и не имеет каких-либо особенностей. Разработчики плана финансового оздоровления предварительно должны изучить базовый курс оценки бизнеса и недвижимости либо привлечь для подготовки данного раздела соответствующих специалистов.

    Целью разработки и реализации плана финансового оздоровления является восстановление либо укрепление платежеспособности предприятия, при разработке финансового плана целесообразно дополнительно проработать графики погашения дебиторской и кредиторской задолженности.

    Разработка, анализ и постоянный контроль за выполнением графика погашения кредиторской задолженности (графика предстоящих платежей предприятия) имеет особое значение для успешной реализации плана финансового оздоровления в целом, поскольку задержка текущих платежей предприятием на срок, превышающий 3 месяца, резко увеличивает риски, связанные с возможностью обращения кредиторов в арбитражных суд и возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника.

    Только после того, как разработчики убедятся в полной взаимоувязке основных разделов плана финансового оздоровления. следует приступать к формированию первого и второго его разделов.

    В первом разделе помимо различной адресной информации, организационной структуры предприятия и характеристики его руководящих работников (их образовательный уровень, квалификация, стаж работы и т. д.), целесообразно дать сжатое описание основных направлений деятельности предприятия и его краткую характеристику.

    Только после того как план финансового оздоровления полностью сформирован, можно приступить к разработке раздела, содержащего краткое резюме. Наряду с количественными показателями, которые необходимо включить в данный раздел, желательно в очень лаконичной форме изложить основную концепцию бизнес-плана в целом.

    Ознакомление с типовой формой плана финансового оздоровления (бизнес-плана) и изучение подходов к его разработке могут представлять большой практический интерес в силу расширения сфер их применения.

    Такие планы составляются предприятиями не только в том случае, когда они ходатайствуют о предоставлении им бюджетных средств для восстановления платежеспособности. Данная типовая форма используется также для разработки проектов (планов) восстановления платежеспособности неплатежеспособными предприятиями за счет мобилизации их внутренних ресурсов, без привлечения средств государственной финансовой поддержки, когда используется рассмотренная схема формирования плана, за исключением проведения обоснованной потребности в финансовой помощи государства и возвратности предоставленных бюджетных средств.

    Кроме того, типовая форма использовалась и арбитражными управляющими для разработки планов внешнего управления имуществом должника (в терминах Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятия» 1992 г.). Однако планы внешнего управления имеют свою специфику, что необходимо учитывать, применяя для их разработки типовую форму плана финансового оздоровления.