Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Центробанка России img-1

Руководство Центробанка России

Рейтинг: 4.4/5.0 (1893 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Совет директоров Банка России, Совет директоров ЦБ РФ

Совет директоров Банка России

Совет директоров Банка России

Совет директоров Банка России – постоянно действующий коллегиальный орган Центрального банка. Члены совета директоров работают в Банке России на постоянной основе. При этом совет собирается на совместное заседание не реже одного раза в месяц. Проводит такие заседания председатель ЦБ .

- во взаимодействии с правительством РФ подготовка проекта и окончательного документа основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики для рассмотрения Национальным банковским советом. а также обеспечение их выполнения;

- утверждение годовой финансовой отчетности Банка России, рассмотрение заключения аудиторов и Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБ, подготовка этих документов для Национального банковского совета и Государственной думы;

- утверждение отчета о деятельности Банка России, подготовка анализа состояния российской экономики;

- рассмотрение и представление на утверждение в Национальный банковский совет предстоящих расходов ЦБ на очередной год с расчетами и обоснованиями;

- определение формы и размера оплаты труда сотрудников Банка России, включая председателя, его заместителей, а также самих членов совета директоров;

- принятие решений по ряду ключевых вопросов в рамках функций ЦБ: об изменении процентных ставок, об определении лимитов операций на открытом рынке, о применении прямых количественных ограничений, о выпуске банкнот и монеты нового образца и изъятии из обращения старого, о порядке формирования резервов кредитными организациями, об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов. о размещении облигаций Банка России и др.;

- внесение в Государственную думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;

- утверждение порядка работы совета директоров;

- представление в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;

- утверждение структуры ЦБ, положения о его структурных подразделениях и учреждениях, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Центробанка;

- определение в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;

- утверждение перечня должностей служащих Банка России;

- определение правил проведения операций для банковской системы, правил бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций;

- подготовка и представление на утверждение в Национальный банковский совет предложений по текущей деятельности Банка России. К таким вопросам относятся правила бухгалтерского учета и отчетности ЦБ, формирование провизии Банка России, порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении Центробанка, подготовка отчета о его расходах на содержание служащих, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды и др.;

- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России;

- выполнение других функций в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (статья 15) в совет директоров Банка России входят председатель ЦБ и 12 членов совета директоров, которые назначаются Государственной думой на четырехлетний срок по представлению председателя ЦБ, согласованному с президентом РФ. При этом члены совета директоров не могут быть депутатами Государственной думы или других законодательных (представительных) органов власти, членами Совета Федерации, государственными служащими, а также членами правительства.

Кроме того, им запрещено состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях, а также работать по совместительству, в т. ч. в других кредитных организациях, приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход, если это способно привести к конфликту интересов.

На осень 2013 года в совете директоров Банка России состоят: председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина (глава совета), ее первые заместители Георгий Лунтовский. Ксения Юдаева и Алексей Симановский. первый заместитель - руководитель Службы по финансовым рынкам Сергей Швецов и первый заместитель руководителя Службы по финансовым рынкам Владимир Чистюхин, заместитель председателя - директор сводного экономического департамента Надежда Иванова, заместители председателя Дмитрий Скобелкин и Михаил Сухов, советник председателя Банка России Сергей Игнатьев. начальник Московского главного территориального управления ЦБ Алексей Плякин и начальник Главного управления ЦБ по Санкт-Петербургу Надежда Савинская .

39 494 просмотра

Другие статьи

Центральный банк и его роль и функции в кредитной системе РФ

Центральный банк

Центральный банк — государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы.

Центральный банк — основное звено национальной кредитно-банковской системы.

Главная функция центрального банка — эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.

Цели деятельности Банка России:
  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы России;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):
  • Банк России является юридическим лицом .
  • Функционирует на основе принципа независимости. т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.
  • ЦБ РФ — особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
  • Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
  • Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
  • Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.
  • Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.
Функции центрального банка

Центральный банк РФ — это главный банк страны, наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк — всегда государственное учреждение, наделенное монопольным правом эмиссии банкнот.

Основные функции центрального банка:

1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.

Рис. 71. Денежно-кредитная политика центрального банка

Денежно-кредитная политика центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.

5. Банкир правительства — в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. Будучи банкиром правительства, центральный банк хранит на своих счетах средства госбюджета и госзаймов.

4. Банк банков. Поскольку центральный банк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, то звеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Центральный банк осуществляет руководство и контроль над всей кредитно-финансовой системой. Центральный банк устанавливает обязательные нормы резервов для коммерческих банков, выступает для последних кредитором последней инстанции. Кроме того, центральный банк осуществляет переучет векселей коммерческих банков.

5. Хранение золотого и валютного запаса страны .

6. Денежно-кредитное регулирование экономики .

  • изменение ставки учетного процента (учетная политика);
  • пересмотр норм обязательных резервов (резервная политика);
  • операции с валютой на открытом рынке (для поддержания курса национальной валюты);
  • рефинансирование национальной кредитной системы.
Основными функциями Центрального банка являются:
  • денежная эмиссия — выпуск в обращение национальных денежных знаков;
  • хранение государственных золото-валютных резервов;
  • ведение счетов правительства;
  • хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;
  • кредитование коммерческих банков;
  • контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций;
  • кредитно-денежное регулирование экономики.
Центральный банк РФ, структура, правовое положение

Центральный банк России — главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)», федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) », Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства. если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Целями деятельности Банка России являются:
  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России .

Банк России выполняет следующие функции:
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику ;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций. организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  • устанавливает правила проведения банковских операций ;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций ЦБ;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России подотчетен Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Нормативные акты Банка России

Центральный банк по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты. обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликовани я в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Центрального банка должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Центрального банка, устанавливающие:

  • курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • изменение процентных ставок ;
  • размер резервных требований;
  • размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • прямые количественные ограничения;
  • правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
  • порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Нормативные акты Центрального банка в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.

Нормативные акты ЦБ могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Центральный банк не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций. если иное не установлено федеральными законами.

ЦБ не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций. если они не обеспечивают деятельность ЦБ, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций. которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.

Взаимоотношения Центрального банка с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

Прибыль Банка России определяется, как разница между суммой доходов от предусмотренных ст. 46 федерального закона «О ЦБ РФ» банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением банком России своих функций, установленных ст. 4 настоящего федерального закона.

Национальный банковский совет

Национальный банковский совет — коллегиальный орган Центрального банка.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной думой из числа депутатов Государственной думы, трое — Президентом РФ, трое — Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Председатель Национального банковского совета осуществляет общее руководство его деятельностью, председательствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции выполняет заместитель, избираемый из числа членов Национального банковского совета большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в семь человек.

В компетенцию Национального банковского совета входит:
  • рассмотрение годового отчета ЦБ;
  • рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ;
  • рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • решение вопросов, связанных с участием БР в капиталах кредитных организаций;
  • назначение главного аудитора БР и рассмотрение его докладов;
  • ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности БР:
    • реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
    • банковского регулирования и банковского надзора;
    • реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
    • организации системы расчетов в РФ;
    • исполнения сметы расходов Банка России;
    • подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
  • внесение в Государственную думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности БР, его структурных подразделений и учреждений;
Председатель Банка России

Председатель Центрального банка назначается на должность Государственной думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Совет директоров

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров .

Члены Совета директоров назначаются Государственной думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя ЦБ или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Совета директоров.

Совет директоров выполняет следующие функции:
  • разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • утверждает годовую финансовую отчетность Центрального банка России;
  • утверждает отчет о деятельности Центрального банка России и готовит анализ состояния экономики РФ;
  • утверждает смету расходов Центрального банка;
  • утверждает структуру Банка России;
  • определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;
  • устанавливает правила проведения банковских операций и правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ
Совет директоров Центрального банка также принимает решения:
  • о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;
  • об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • о величине резервных требований;
  • об изменении процентных ставок Центрального банка;
  • об определении лимитов операций на открытом рынке;
  • об участии в международных организациях;
  • об участии (о членстве) ЦБ в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБ, его учреждений, организаций и служащих;
  • о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности ЦБ и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);
  • о применении прямых количественных ограничений;
  • о выпуске банкнот и монеты ЦБ нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБ старого образца;
  • о порядке формирования резервов кредитными организациями;

Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Председатель Центрального банка России:
  • действует от имени Центрального банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
  • председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя ЦБР является решающим;
  • подписывает нормативные акты ЦБ, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые ЦБ;
  • несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
  • обеспечивает реализацию функций Банка России.

Центральный банк образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Центрального банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка.

Центральный банк осуществляет денежную эмиссию, организует обращение денег и изъятие их из обращения, издает нормативные акты по вопросам порядка ведения кассовых операций, правил перевозки, хранения и инкассации наличных денег, управляет денежным обращением экономическими методами .

Взаимоотношения Центрального банка с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями определены действующими законами. С одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой страны, а с другой — он юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с кредитными организациями. Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Одновременно он — орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

  • Финансы
  • Массовое банкротство банков - результат сговора или некомпетентности руководителей Центробанка России? АПН

    Массовое банкротство банков - результат сговора или некомпетентности руководителей Центробанка России?

    Двойные стандарты в надзоре за деятельностью госорганизаций

    В чем схожесть и различия в деятельности Роскосмоса и Банка России? Этот, казалось бы, абсурдный вопрос возник у меня после недавнего запуска с космодрома «Восточный» ракеты-носителя «Союз-2.1а». Как известно, назначенный на 27 апреля запуск был отложен - в процессе предстартового автоматического контроля ракеты обнаружилась неисправность. Дефект, однако, относительно быстро устранили, и спустя сутки ракета доставила «прицепленные» к ней спутники в околоземное пространство. Происшедшее говорит о высокой надежности космического комплекса в целом и его компьютерной системы управления в частности, которая позволяет предотвращать катастрофы космических летательных аппаратов и значительно снижать риски развития опасных ситуаций.

    Разветвленной компьютерной системой управления, охватывающей коммерческие банки по всей стране, располагает и российский Центробанк (ЦБ). Система предназначена для автоматического осуществления межбанковских денежных операций. Но с ее помощью можно также оперативно контролировать движение денежных средств коммерческих банков, чтобы не допускать хищений денег их клиентов и проведения незаконных операций, и тем самым не допускать катастроф банков. Однако функции надзора над банковской деятельностью и ее регулирования, предписанные Центробанку законодательно, как показано ниже, он выполняет далеко не полностью и использует свою систему управления неэффективно. В результате за последние 2,5 года лишились лицензий и обанкротились около 250 российских коммерческих банков – почти четверть общего количества, при этом их клиентов фактически обворовали на сумму свыше 1,5 трлн. рублей, и многие предприятия из-за потери своих средств закрылись.

    Президент страны Владимир Путин, присутствовавший на космодроме при запуске ракеты, за обнаруженный в ней дефект и перенос старта объявил выговор вице-премьеру Дмитрию Рогозину и главе Роскосмоса Игорю Комарову. Одновременно он почему-то внес представление о неполном служебном соответствии занимаемой должности Леонида Шалимова, генерального директора екатеринбургского НПО автоматики, которое разрабатывало и изготавливало ракету-носитель. И тут же поспешно назначенный «стрелочник» распоряжением Рогозина был отстранен от должности до завершения расследования причин происшедшего специально созданной комиссией. Однако Леонид Шалимов, оскорбленный не заслуженным им недоверием, дожидаться результатов проверки не стал и подал заявление об уходе, которое совет директоров предприятия 4 мая утвердил.

    Кадровое решение принималось скоропалительно, а значит – необъективно, так как принималось оно до начала работы комиссии, которой хватило всего два дня, чтобы 6 мая заявить о завершении расследования. Однако его результаты две недели почему-то не оглашали, и причина отказа запуска, указанная комиссией, меня, как инженера, не убедила. Следует заметить, что впервые запущенная с недостроенного космодрома ракета-носитель является новой, значительно усовершенствованной модификацией предшествующей модели. Таким образом, пуск новой ракеты фактически являлся экспериментальным, что несло в себе элементы риска. Неспроста к ракете «прицепили» три относительно недорогих спутника, содержавших исследовательскую аппаратуру двух ВУЗов. Как стало известно, один из спутников оказался дефектным.

    Но запуск даже давно апробированной ракеты-носителя тоже требует учета рисков возможных отказов. Поэтому ее предстартовый контроль при каждом запуске и вероятность обнаружения при этом сбоев, в том числе обусловленных ошибками при сборке ракеты на космодроме, является штатной ситуацией, предусмотренной соответствующим регламентом предстартовых работ. Их проведение позволяет предотвращать катастрофы, хотя и не всегда. К примеру, первый «Союз-2» на Байконуре запустили только с шестой попытки, много раз неудачно запускали «Булаву». Примеры с ракетами и другой техникой можно продолжить.

    Казалось бы, об этих специфических обстоятельствах, характерных при запуске любых сложных технических систем, должны были бы знать вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава Роскосмоса Игорь Комаров. Они должны были объяснить Владимиру Путину, что отложенный старт ракеты-носителя, тем более новой, ситуация хотя и неприятная, но штатная. Однако, ни тот, ни другой никогда не занимались инженерными разработками вообще, и в космической отрасли, тем более. Дмитрий Рогозин, по образованию журналист, много лет увлекался политической деятельностью, а в декабре 2013 г. его почему-то назначили вице-премьером правительства и поручили надзирать за ВПК и космосом. Игорь Комаров, экономист по образованию, много лет работал в разных банках на руководящих должностях, несколько лет был президентом АВТОВАЗа, чьи автомобили так и не стали конкурировать с зарубежными марками и их убыточное производство поддерживалось госдотациями покупателям. В марте 2014 года Комарова назначили главой… объединенной ракетно-космической корпорации, а в январе 2015 года он уже возглавил госкорпорацию «Роскосмос», хотя ни банки, ни автомобили в космос, вроде бы, еще не забрасывали и даже не собираются это делать.

    Полагаю, упомянутые руководители и предложили президенту страны приехать на «Восточный» поглядеть на первый пуск новой ракеты. Предложили, возможно, чтобы похвастать отнюдь не собственными достижениями. Однако объявление им выговоров представляется нелогичным, так как нелогично было назначать этих людей кураторами ВПК и космической отрасли, при том, что их образование и вся предшествовавшая деятельность не соответствовали ныне занимаемым должностям.

    Замечу, во времена Королева руководители партии и правительства, чтобы не вносить дополнительную нервозность в и без того напряженную обстановку на космодроме при подготовке к запуску в космос того или иного объекта, наблюдали за происходившим по телевидению. Это было гораздо удобней и наглядней.

    Уволенный Леонид Шалимов, которому через несколько месяцев исполнится 70 лет, является крупнейшим специалистом в области разработок систем управления ракетных комплексов и космических аппаратов. Помимо инженерного, он получил еще и экономическое образование. Генеральным директором НПО автоматики его назначили в 1997 году. Это единственное место его работы, куда пришел он в 1970-м рядовым инженером и в отличие от своих кураторов прошел все ступени научно-производственной лестницы. Под его руководством разрабатывались системы управления баллистических ракет для подводных лодок, в том числе «Булавы», ракеты-носителя «Союз-2» всех модификаций, и систем управления ряда космических аппаратов. Так как возможное обнаружение ошибки при предстартовом контроле ракеты-носителя и перенос из-за этого ее запуска является ситуацией, предусмотренной соответствующим регламентом, то без выяснения всех обстоятельств происшедшего объявление о неполном служебном соответствии Леонида Шалимова занимаемой должности, выглядело, мягко говоря, тоже нелогичным. Следует учесть, что в разработке и изготовлении модифицированной ракеты-носителя «Союз-2.1а» участвовали и другие предприятия Роскосмоса.

    Изложенные подробности понадобились, чтобы ответить на поставленный выше вопрос, в чем схожесть и различия в деятельности Роскосмоса и Центробанка России, и показать, что общим для них, что далеко не исключительность, является некомпетентность руководителей и некомпетентный надзор за их деятельностью со стороны властей. Как отмечалось, эти организации располагают современными компьютерными системами управления. Но если предприятия Роскосмоса используют свои системы эффективно, предотвращая катастрофы космических ракет-носителей и аппаратов, то Центробанк использует свою систему весьма неэффективно. Вместе с тем ЦБ неполностью выполняет предписанные ему законодательно функции по надзору над деятельностью коммерческих банков, в результате чего они массово банкротятся.

    Если перенос старта ракеты-носителя на одни сутки не нанес стране какого-либо ощутимого экономического ущерба, то банкротства коммерческих банков по вине руководителей Центробанка привели к триллионным потерям средств сотен тысяч клиентов этих банков и немалым потерям государства. Но этим ущерб не исчерпывается.

    Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, следуя рекомендациям МВФ, претворила в жизнь ряд безграмотных и опасных для страны решений. Она отпустила в «свободное плавание» рубль на валютном рынке, в результате чего рубль существенно девальвировался. При этом существенно возросла ценовая инфляция, так как значительно подорожала импортная продукция, широко у нас используемая. Якобы для борьбы с ростом цен ЦБ значительно увеличил свою ставку по кредитам для коммерческих банков. Это привело к значительному удорожанию кредитов – до 15-40% годовых при средней рентабельности предприятий в 7-8%, кредиты для большинства предприятий стали недоступны, что привело к новому росту цен, снижению и без того небольшого объема промышленного производства и ВВП. Девальвация рубля одновременно нанесла значительный ущерб заемщикам валютных кредитов – частным и юридическим лицам, вследствие чего многие из них обанкротились, так как для возврата заимствований в валюте требуется теперь в несколько раз большая сумма в рублях.

    Перечисленными последствиями безграмотных решений руководства ЦБ и его председателя беды страны и населения не ограничиваются. Можно сказать, что во многом именно неконтролируемые действия Эльвиры Набиуллиной привели страну к экономическому кризису. Но в отличие от гендиректора НПО автоматики, невзирая на колоссальную вину Эльвиры Набиуллиной в провале государственной денежно-кредитной политики и банкротстве почти четверти банков страны, Президент России почему-то не объявил о ее несоответствии занимаемой должности. Несоответствии полном. Наоборот, он ее неоднократно хвалил.

    Между тем о несоответствии Эльвиры Набиуллиной ныне занимаемой должности свидетельствуют не только ее «достижения» на ниве Центробанка, но и предшествующая деятельность: она сменила много мест работы, не задерживаясь почти нигде больше года-двух лет, в банках почти не работала, если не считать недолгого пребывания в 1998 году заместителем председателя правления АК «Промторгбанк», а ее пребывание в Министерстве экономического развития на разных должностях, вплоть до министра, ничем замечательным не охарактеризовалось.

    О том, как банкротятся при ней коммерческие банки, подробно говорится ниже. Следует заметить, что банкротства банков и беды их клиентов в немалой степени обусловлены неосведомленностью большей части общества и власть предержащих о принципиальных аспектах банковской деятельности и их правовой безграмотностью в этой сфере. Поэтому некомпетентные действия руководителей Центробанка не встречают особого сопротивления.

    Краткий ликбез о банках и их деятельности

    Исторически банки возникли из ювелирных лавок. Их владельцы имели надежно охраняемые подвалы, поэтому люди стали отдавать им свои драгоценности на оплачиваемое хранение. Ювелиры взамен выдавали долговые расписки, по которым можно было получить эти ценности обратно. Так возникли депозиты (вклады) и банковские кредитные деньги в виде долговых расписок, которые можно было использовать в качестве средства платежа.
    Поначалу ювелирных дел мастера только хранили полученные ценности, зарабатывая на этом, и не выдавали кредитов. Если вся сумма депозитов хранится в банке и не ссужается кому-либо то такая ситуация называется 100%-м резервированием депозитов. Но если банк вклады только хранит в виде резервов и не выдает кредитов, то лишает себя прибыли. Постепенно выяснилось, что все клиенты не требуют одновременно вернуть свои вклады. Поэтому, чтобы существовать, банк должен рисковать и давать кредиты. Однако если банк выдает деньги вкладчиков кому-то взаймы и получает от этого прибыль, то при определенных условиях возникают проблемы с возвратом вкладов по первому требованию их владельцев. Чем больше сумма выданных кредитов, тем выше как прибыль, так и риски банкиров.

    Коммерческие банки выполняют два основных вида операций: пассивные – это действия по привлечению средств, в основном депозитов и кредитов, и активные - это действия банка по размещению на стороне имеющихся в его распоряжении собственных и привлеченных денежных средств в виде ссуд (кредитов), инвестиций и других заемных форм для получения доходов и прибыли, чтобы расплачиваться по долговым обязательствам. Кроме того, банки выполняют другие операции: расчетно-кассовые, доверительные (трастовые), межбанковские кредитные – по выдаче кредитов друг другу, и трансфертные – по переводу денег, а также операции с ценными бумагами, иностранной валютой и др.
    Активы банка – это различные виды размещения (финансовых вложений) банком собственных и привлеченных средств. Сюда входят выданные банком кредиты, наличные денежные средства, драгоценные металлы и камни, депозитные счета в других кредитных организациях и Банке России, вложения в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, имущественные активы (здания, земля, оборудование) и др. Банк размещает средства в виде тех или иных активов, чтобы получать доходы с прибылью и рассчитываться по своим обязательствам. Основные источники средств для образования активов - собственный капитал банка, средства на депозитах вкладчиков, свободные средства на расчетных счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, межбанковские кредиты, эмиссия облигаций банка и других долговых бумаг.

    Обязательства или долговые обязательствабанка – это привлеченные средства, ему не принадлежащие, но которые он может временно использовать в активных операциях. К ним относятся депозиты вкладчиков, временно свободные средства на расчетных счетах клиентов банка, а также заемные средства, полученные банком у других кредитных организаций и от реализации своих ценных долговых бумаг.

    Пассивы - финансовые ресурсы банка в виде совокупности его собственных средств и долговых обязательств.

    Платежеспособность банка означает, что сумма его активов не превышает суммы привлеченных средств – депозитов и вкладов, которые банк должен вернуть по первому требованию их владельцев. Если банк желает иметь 100%-ную платежеспособность, то не должен давать взаймы ничего из размещенных в нем средств. Таким образом устраняется всякий риск, но банк не получает никакой прибыли в виде процентов за предоставленную в кредит сумму и не имеет возможности оплачивать свои издержки.

    Ликвидностьбанка - способность в любой момент выдать любому количеству вкладчиков часть или всю сумму вкладов наличными деньгами. Если банк хранит все депозиты в виде денежных купюр, то обладает абсолютной ликвидностью. Но хранение наличных денег в отличие, например, от облигаций, не дает никакого дохода. Поэтому чем выше ликвидность банка, тем ниже его доход. Банк должен тщательно взвешивать издержки неликвидности, то есть потерю доверия клиентов, и издержки от неиспользования имеющихся средств.

    Основную часть дохода коммерческого банка составляет разница между процентами по выданным кредитам и процентами по депозитам (вкладам). Дополнительными источниками доходов банка могут быть комиссионные, взимаемые за предоставление различного вида услуг (расчетно-кассовых операций, трастовых, трансфертных и др.) и доходы по ценным бумагам. Часть доходов идет на оплату издержек банка, которые включают в себя заработную плату его работников, затраты на оборудование, аренду помещения и др. Оставшаяся после этих выплат сумма является прибылью банка, с нее начисляются дивиденды держателям акций банка, и часть может идти на расширение его деятельности.

    Основными источниками банковских фондов, которые могут быть предоставлены в кредит, являются депозиты до востребования - средства на текущих счетах юридических лиц, и сберегательные депозиты - вклады. Согласно многолетней статистике число клиентов, желающих снять деньги со своих счетов, примерно равно количеству клиентов, вкладывающих на свои счета деньги. Поэтому банкиры во всем мире давно оценили достаточный минимум ликвидности. Для его обеспечения ликвидные фонды банка ежедневно должны составлять примерно 10% от общей суммы размещенных в нем средств.

    В современных условиях банки функционируют в режиме частичного резервирования, когда определенная часть вкладов хранится в виде резерва, а остальная сумма может быть использована для предоставления кредитов. В прошлом норма резервирования, то есть доля вкладов, которую нельзя было выдавать в кредит, определялась эмпирически - методом проб и ошибок. В ХIХ веке из-за многочисленных банкротств банки стали осторожными - норму резервирования они устанавливали, как правило, равной 20%. В начале ХХ века в связи с нестабильностью банковской системы, частыми кризисами и банкротствами кредитных организаций нормирование обязательных банковских резервов взяли на себя центральные банки соответствующих стран, что дало возможность контролировать работу коммерческих банков.

    В последние три года обязательные резервы, депонированные коммерческими банками в Банке России, составляли 4,25-5,25% от их различных долговых обязательств, а платежеспособность банков поддерживается краткосрочными кредитами ЦБ. Приближение разницы между пассивами и активами (сальдо их баланса) к зарезервированной сумме свидетельствует о существенном снижении платежеспособности банка. Судя по массовым банкротствам банков, Центробанк плохо надзирал за их деятельностью, о чем подробно говорится ниже.

    Законодательно прописанные функции Банка России

    Согласно ст.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями его деятельности являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, а также обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы. Эти цели (см. указанные ниже пункты ст.4 закона) должны достигаться реализацией следующих функций, которые обязан выполнять ЦБ:

    4) он устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

    4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

    5) устанавливает правила проведения банковских операций;

    9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

    Согласно ст.4.1 упомянутого закона Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов. Чтобы выявлять и предотвращать конфликты интересов коммерческих банков и их клиентов, Центробанк согласно ст.3 закона о ЦБ должен осуществлять банковский надзор, а такженадзор и наблюдение в национальной платежной системе. Для этого он устанавливает правила проведения банковских операций и осуществления расчетов в Российской Федерации.

    Согласно п.1 ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, и согласно п.3 этой же статьи 35 никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Поэтому одной из основных целей выявления и предотвращения конфликтов интересов банков и их клиентов посредством надзора за банковской деятельностью и операциями в национальной платежной системе является сохранение средств клиентов банков – физических и юридических лиц. Для этого у Центробанка имеются все возможности – законодательные, технические, административные и организационные. В частности, административной мерой является упомянутое выше нормирование обязательных резервов.

    Помимо большого штата сотрудников центрального аппарата ЦБ и его Главных управлений в федеральных округах, которые непосредственно заняты организацией банковских и межбанковских операций и надзором за их проведением, в большинстве коммерческих банков присутствуют также уполномоченные представители ЦБ. Их назначают в соответствии со ст.76 ФЗ «О Банке России». С участием уполномоченных представителей проводятся плановые проверки коммерческих банков. Согласно Инструкции Банка России «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» (является подзаконным актом) эти представители имеют практически неограниченные полномочия. Они участвуют в заседаниях органов управления кредитной организации, в том числе принимающих решения по вопросам кредитования, управления активами и пассивами. Им предоставлены возможности оперативного контроля текущей деятельности поднадзорного банка и качества его кредитного портфеля, а также доступа в любое время ко всей первичной документации банка, а также к автоматизированным банковским и информационным системам, автономным компьютерным системам, отдельным компьютерам, системам видеонаблюдения и иным техническим средствам кредитной организации.

    В соответствии с п. 1.3. Инструкции основными целями проведения проверок кредитных организаций являются:

    - оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

    - оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации;

    - оценка рисков и качества активов, достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;

    - оценка качества управления кредитной организации, включая управление рисками и состояние внутреннего контроля;

    - оценка экономического положения, финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам ее кредиторов – физических и юридических лиц.

    Все межбанковские операции осуществляются расчетными центрами ЦБ через открытые там корреспондентские счета коммерческих банков с использованием единой компьютерной системы. При этом состояние счетов и содержание операций может и должно непрерывно контролироваться программными средствами системы. То, что Центробанк, располагая современными программно-техническими средствами компьютерного контроля над банковскими операциями, далеко не полностью выполнял комплекс предписанных ему законодательно функций по поддержанию стабильности и платежеспособности банковской системы, подтверждают банкротства российских банков, которые в последние два года стали массовыми.

    Еще в декабре 2013 г. председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, объясняя причины отзыва лицензии у «Мастер-Банка, заявила, что его руководители скрывали реальное состояние дел и предоставляли ЦБ недостоверную отчетность, а банк был вовлечен в обслуживание теневого сектора экономики. Спрашивается, а куда все это время, пока банк скрывал истинное состояние своих дел и представлял фальсифицированную отчетность, глядел Центробанк? Ведь известно это стало не вдруг, накануне отзыва лицензии, многочисленные сигналы приходили со стороны. Кроме того, в средних и крупных банках работают представители ЦБ, которые должны постоянно надзирать за их деятельностью. Чем же они были заняты?

    Еще до назначения Эльвиры Набиуллиной главой Центробанка правоохранительные органы на протяжении многих лет неоднократно оповещали ее предшественника, а ныне советника, С. М. Игнатьева, что многие коммерческие банки, в том числе «Мастер-Банк», незаконно обналичивают деньги заинтересованных в этом клиентов через подконтрольные фирмы-однодневки и финансово-кредитные организации. С каждой такой операции взималась комиссия до 7%. Случались и «внезапные» банкротства, того же «Межпромбанка», в результате которых сотни миллиардов рублей - средств банковских клиентов исчезали за рубежом.

    Говоря о «Мастер-банке», председатель ЦБ Эльвира Набиуллина открыто заявила: «Он не один такой» . Любопытно, когда об этом узнали? В интервью телеканалу «Россия 24», данному в декабре 2013 г. ее первый заместитель Алексей Симановский признался, что ЦБ десять лет (!?) уговаривал сменявших друг друга владельцев «Мастер-банка» придерживаться законов. Но ведь Центробанк – не церковное учреждение, его чиновники призваны не проповеди прихожанам читать, а повседневно контролировать и регулировать работу банков, заставляя их действовать в рамках законодательства в интересах своих клиентов и государства.

    С тех пор прошло более двух лет, а руководители ЦБ продолжают отрешенно сетовать на безобразия, творимые в регулируемой ими банковской системе. По сообщению РИА «Новости», выступая 12 марта этого года на российском экономическом и финансовом форуме в Швейцарии, заместитель председателя ЦБ Михаил Сухов заявил: «К большому сожалению, масштабы проблем, масштабы злоупотреблений руководителей и владельцев банков оказались существенными. Например, в 223 банках, у которых были отозваны лицензии на осуществление банковских операций, мы обнаружили превышение обязательств над активами на общую сумму 1,2 трлн. рублей. Вывод активов за рубеж недобросовестными управленцами банков продолжается. Наши аферисты вышли на международную арену.В восьми банках мы обнаружили вывод активов на общую сумму 120 млрд. рублей путем использования инструментов, связанных с иностранными активами».

    Михаил Сухов также сообщил, что из-за большого дефицита средств для страховых выплат по депозитным вкладам «объем привлеченных Агентством по страхованию вкладов кредитов для пополнения страхового фонда и на санацию банков в ближайшее время превысит один триллион рублей».

    Надо заметить, что не менее 70% похищенных банками средств принадлежали юридическим лицам, вследствие чего закрылись многие предприятия, люди лишились работы, а государство лишилось соответствующих налогов. Поэтому ущерб, нанесенный экономике страны и населению, учитывая также упущенную выгоду, которая могла быть получена при возврате похищенных активов и использовании соответствующих средств, намного превышает 1,2 трлн. рублей. Таким образом, речь идет о многолетнем невыполнении Центробанком функций надзора (контроля) над деятельностью коммерческих банков, предписанных ему законодательно. Нарушения в деятельности ЦБ, которые привели к банкротству множества банков, носят системный характер.

    Лукавые сожаления заместителя председателя ЦБ Михаила Сухова о масштабном воровстве активов в банках и демонстрация тем самым своей якобы отрешенности от этих противоправных действий проистекают из похожих друг на друга приказов Центробанка об отзывах банковских лицензий. Это наглядно видно на типичном примере деятельности и банкротства кредитной организации ООО «Внешнеэкономический промышленный банк» - «Внешпромбанк».

    Как расхищались деньги клиентов «Внешпромбанка»

    Приказом Центрального банка от 21 января 2016 г. который подписала его председатель Эльвира Набиуллина, у «Внешпромбанка» была отозвана лицензия, дававшая право на осуществление банковских операций. В сообщении пресс-службы ЦБ от 21 января 2016 года об этом в частности говорилось:

    Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принято Банком России в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России.

    Проведенный специалистами Банка России совместно с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» анализ финансового положения ООО «Внешпромбанк» установил превышение обязательств банка над его активами на сумму около 187,4 млрд. рублей.

    На протяжении длительного времени руководством ООО «Внешпромбанк» проводились разнообразные операции по выводу активов. Представляемая в Банк России отчетность не содержала достоверной информации о качестве и величине активов и обязательств банка. Руководством ООО «Внешпромбанк» была построена система фальсификации отчетности на базе первичных документов, в том числе выписок по корреспондентским счетам банков-нерезидентов, кредитных досье клиентов, операций по счетам клиентов.

    Имеющаяся информация позволяет предположить, что выведенные из банка активы могли быть инвестированы в объекты недвижимости, дорогостоящие транспортные средства, доли участия в коммерческих предприятиях, финансовые инструменты, а также иное имущество, которое юридически может находиться под контролем лиц, формально не имеющих отношения к ООО «Внешпромбанк». По предварительной информации, это имущество может находиться как в России, так и за рубежом, в том числе в Европе и США.

    Ввиду значительного дисбаланса между активами и обязательствами осуществление процедуры финансового оздоровления ООО «Внешпромбанк» с привлечением государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и его кредиторов на разумных экономических условиях не представлялось возможным. В сложившихся обстоятельствах Банк России на основании статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» исполнил обязанность по отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

    ООО «Внешпромбанк» — участник системы страхования вкладов. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций является страховым случаем, предусмотренным Федеральным законом № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в отношении обязательств банка по вкладам населения, определенным в установленном законодательством порядке. Указанным законом предусмотрена выплата страхового возмещения вкладчикам банка, в том числе индивидуальным предпринимателям, в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн. рублей в совокупности на одного вкладчика.

    Согласно последнему опубликованному бухгалтерскому балансу «Внешпромбанка» от 1 октября 2015 г. его долговые обязательства составляли округленно 267,718 млрд. рублей. В них входили, в частности, вклады физических лиц в сумме 73,512 млрд. рублей, средства на расчетных счетах организаций - 213,194 млрд. рублей, и кредиты ЦБ - 21,586 млрд. рублей. Активы банка составляли 284,358 млрд. рублей, к которым по правилам бухгалтерской отчетности причислены также обязательные резервы в сумме около 1,488 млрд. рублей. При этом собственные средства банка составляли 16, 64 млрд. рублей. Таким образом, согласно последней отчетности сумма долговых обязательств и собственных средств «Внешпромбанка» была меньше суммы привлеченных банком средств на величину обязательного резерва, что не внушало тревоги.

    Однако спустя всего 1,5 месяца после того, как банк не исполнил кредитного обязательства по РЕПО – выкупа своих ценных бумаг на межбанковском рынке на сравнительно небольшую сумму - около 17 млрд. рублей, 16 декабря 2015 г. банк отключили от системы банковских электронных срочных платежей. После этого его вкладчики столкнулись с трудностями с получением своих средств. Спустя два дня, 18 декабря, ЦБ назначил во «Внешпромбанке» временную администрацию, а 22 декабря ввел на три месяца мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Это стало основанием для наступления страхового случая — вкладчики банка могли через две недели получить выплаты в пределе страховой суммы, то есть до 1,4 млн. рублей. Меры были приняты в связи с неудовлетворением банком требований кредиторов по денежным обязательствам в сроки, превышавшие семь дней с даты наступления их удовлетворения.

    Как заявили тогда в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), согласно отчетности «Внешпромбанка» на 1 октября 2015 г. объем страховых выплат физическим лицам банка оценивался в 46,4 млрд. рублей, за которыми могли обратиться примерно 74 тысячи вкладчиков. Количество счетов, средства на которых по состоянию на 1 октября 2015 г. превышали лимит страхового возмещения, составляло 5,8 тысячи, и под «страховку» не подпало почти 30 млрд. рублей. При этом клиенты банка, юридические лица, своих средств, превышавших 213 млрд. рублей, лишились полностью, так как надежды на возврат исчезнувших активов ничтожно малы. В упомянутом пресс-релизе ЦБ недвусмысленно было сказано, что местонахождение пропавших активов неизвестно.

    Поскольку «Внешпромбанк» по меркам ЦБ формально соответствовал критериям высокой надежности, то само АСВ держало там на депозите 850 млн. рублей. Держало вплоть до 10 декабря 2015 г. а через несколько дней банк отключили от системы платежей и назначили временную администрацию. Удивляться такой прозорливости чиновников АСВ и умению управлять рисками не приходится. АСВ тесно связано с Центробанком и можно предположить, что руководители Агентства - люди хорошо осведомленные в секретных задумках начальства банковского регулятора. Поэтому, используя инсайдерскую информацию, АСВ может спокойно и выгодно размещать свои средства в любых кредитных организациях, «надежность» которых для АСВ и ряда госкомпаний в ущерб прочим кредиторам оказывается абсолютной. Конечно же, абсолютна она и для самого ЦБ.

    Мораторий вместо отзыва лицензии у «Внешпромбанка» Центробанк ввел, несмотря на очевидную уже тогда невозможность его финансового оздоровления. Можно предположить, сделано это было для возврата «Внешпромбанком» кредита ЦБ, который с процентами превысил 22 млрд. рублей, что произошло в декабре 2015 г. и тоже в ущерб другим кредиторам. Краткосрочными кредитами Центробанк прикрывает «дыры» в капиталах банков и тем самым какое-то время поддерживает их платежеспособность. Хотя крупный кредит, выданный ЦБ «Внешпромбанку», уже 1 октября 2015 г. мог свидетельствовать о неладах в соотношении его обязательств и активов.

    Как отмечалось, в приказе, подписанном председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной, о причинах банкротства «Внешпромбанка» было сказано следующее:

    На протяжении длительного времени руководством ООО «Внешпромбанк» проводились разнообразные операции по выводу активов. Представляемая в Банк России отчетность не содержала достоверной информации о качестве и величине активов и обязательств банка. Руководством ООО «Внешпромбанк» была построена система фальсификации отчетности на базе первичных документов, в том числе выписок по корреспондентским счетам банков-нерезидентов, кредитных досье клиентов, операций по счетам клиентов.

    Излагая в приказах об отзывах лицензий почти одни и те же причины банкротств свыше 220 банков, в том числе «Внешпромбанка», руководство ЦБ фактически признавало, что систематически не выполняло должным образом своих обязанностей по контролю и регулированию деятельности коммерческих