Руководства, Инструкции, Бланки

Орм Опрос Бланк img-1

Орм Опрос Бланк

Рейтинг: 5.0/5.0 (1910 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Опрос: краткое содержание оперативно-розыскных мероприятий

Опрос: краткое содержание оперативно-розыскных мероприятий

Опрос – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в общении самостоятельно или через третьих лиц с опрашиваемым лицом.

Опрос может проводиться как самим оперативным сотрудником, так и третьим лицом по его поручению, как открыто, так и негласно.

К числу опрашиваемых, как правило, относятся:

а) лица, которые случайно могли стать свидетелями преступления и (или) которые сотрудничают с органами (таксисты, бармены, продавцы магазинов и т. д.);
б) лица из числа окружения интересуемого объекта (например, родственники, соседи по квартире, коллеги по работе);
в) лица, ранее совершавшие преступления и проживающие на исследуемом участке, и др.

Ограничений, связанных с местом проведения опроса, нет: он может проводиться как в служебном помещении, так и на улице, на месте происшествия и т. д. Опрос может осуществляться как при непосредственном общении с человеком, так и путем связи с ним по телефону, через Интернет и т. д.

Важно быть подготовленным к опросу – определить тип личности опрашиваемого, по возможности выбрать соответствующую обстановку, определить круг вопросов, которые будет уместно задать при встрече, а также тактику проведения опроса.

Поскольку опрашиваемое лицо, в отличие от его допроса, не несет ответственности за отказ от предоставления информации, оперативному сотруднику необходимо найти тот психологический «ключ» к опрашиваемому, который позволит получить нужную информацию.

Мероприятие может проводиться в форме беседы, в которой лишь вскользь затрагиваются интересующие оперативного сотрудника моменты (смещение акцента), с целью получить информацию от опрашиваемого, не подозревающего об истинной цели опроса.

При осуществлении опроса могут использоваться открыто или скрытно от опрашиваемого фиксирующая аппаратура (аудио – видеосъемка и др.). Согласие опрашиваемого на применение аппаратуры не требуется.

При проведении опроса в необходимых случаях желательно представить опрашиваемому средства, позволяющие освежить воспоминания, например образцы документов, книги с образцами татуировок. С согласия опрашиваемого можно применить гипноз.

Опрос может проводиться с применением полиграфа (детектора лжи). В процессе такого опроса контролируется проявление эмоций человека, страха, стресса, деятельность нервной системы и головного мозга, работа дыхательной системы, сердечнососудистой системы, оцениваются физиологические изменения в организме при эмоциональных нагрузках. О проведении опроса с применением полиграфа см. вопрос 16.

Результаты опроса могут быть оформлены справкой или рапортом оперативного сотрудника. При наличии к ним могут прикладываться объяснения и другие документы опрошенных. Данные документы имеют оперативное значение.
  • Опрос с применением полиграфа (общая характеристика)
  • Порядок проведения опроса с применением полиграфа

Другие статьи

Орм опрос бланк

15. ОПРОС: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОРМ

Опрос – ОРМ, заключающееся в общении самостоятельно или через третьих лиц с опрашиваемым лицом.

Опрос может проводиться как самим оперативным сотрудником, так и третьим лицом по его поручению, как открыто, так и негласно.

К числу опрашиваемых, как правило, относятся: а) лица, которые случайно могли стать свидетелями преступления и (или) которые сотрудничают с органами (таксисты, бармены, продавцы магазинов и т. д.); б) лица из числа окружения интересуемого объекта (например, родственники, соседи по квартире, коллеги по работе); в) лица, ранее совершавшие преступления и проживающие на исследуемом участке, и др.

Ограничений, связанных с местом проведения опроса, нет: он может проводиться как в служебном помещении, так и на улице, на месте происшествия и т. д. Опрос может осуществляться как при непосредственном общении с человеком, так и путем связи с ним по телефону, через Интернет и т. д.

Важно быть подготовленным к опросу – определить тип личности опрашиваемого, по возможности выбрать соответствующую обстановку, определить круг вопросов, которые будет уместно задать при встрече, а также тактику проведения опроса.

Поскольку опрашиваемое лицо, в отличие от его допроса, не несет ответственности за отказ от предоставления информации, оперативному сотруднику необходимо найти тот психологический «ключ» к опрашиваемому, который позволит получить нужную информацию.

Мероприятие может проводиться в форме беседы, в которой лишь вскользь затрагиваются интересующие оперативного сотрудника моменты (смещение акцента), с целью получить информацию от опрашиваемого, не подозревающего об истинной цели опроса.

При осуществлении опроса могут использоваться открыто или скрытно от опрашиваемого фиксирующая аппаратура (аудио – видеосъемка и др.). Согласие опрашиваемого на применение аппаратуры не требуется.

При проведении опроса в необходимых случаях желательно представить опрашиваемому средства, позволяющие освежить воспоминания, например образцы документов, книги с образцами татуировок. С согласия опрашиваемого можно применить гипноз.

Опрос может проводиться с применением полиграфа (детектора лжи). В процессе такого опроса контролируется проявление эмоций человека, страха, стресса, деятельность нервной системы и головного мозга, работа дыхательной системы, сердечнососудистой системы, оцениваются физиологические изменения в организме при эмоциональных нагрузках. О проведении опроса с применением полиграфа см. вопрос 16.

Результаты опроса могут быть оформлены справкой или рапортом оперативного сотрудника. При наличии к ним могут прикладываться объяснения и другие документы опрошенных. Данные документы имеют оперативное значение.

Опрос как орм

Опрос как ОРМ. Виды опроса.

Опрос- получение необходимых сведений путем специальной беседы должностного лица оперативно-розыскного органа или по его поручению другого человека с опрашиваемым лицом с целью установления обстоятельств, получения информации необходимых для выполнения задач ОРД.

Ограничения проведения опроса:

1) опрос судей, прокуроров, адвокатов возможен только с их согласия или специального разрешения.

2) Опрос участников уголовного судопроизводства возможен только с разрешения (поручения) следователя или дознавателя в производстве, котором находится данное уголовное дело.

Гласный опрос без условия конфиденциальности оформляется объяснением опрашиваемого лица либо рапортом и справкой.

Негласный опрос – составляется рапорт или справка оперативного работника.

Данные опроса не могут быть использованы в качестве доказательств, а имеют только ориентирующее значение при расследовании уголовного дела.

Разновидности гласного опроса:

1. Опрос с использованием полиграфа,

2. Гипнорепродуктивный опрос.

Наведение справок как ОРМ.

Наведение справок – это собирание информации непосредственного изучения документов, а также направления запросов в любые органы предприятия, учреждения и организации которые располагают или могут располагать такой информацией.

Информация в большинстве случаев в дальнейшем может использоваться в процессе доказывания по уголовному делу. Наведение справок может осуществляться лично оперативным работником, либо по его поручению иными лицами имеющими допуск к интерпретации информации. Данное ОРМ может проводиться гласно и негласно. Если проводиться негласно информация оформляется рапортом или справкой опер.работника.

Сбор образцов для сравнительного исследования.

Сбор образцов для сравнительного исследования – это обнаружение и изъятие материальных объектов для последующего сравнительного исследования и идентификации с имеющимися аналогами, а также установление признаков преступной деятельности. Может производиться гласно, негласно и зашифровано самим опер.работником или лицами по его поручению (в некоторых случаях могут привлекаться специалисты).

1. Следы связанные с жизнедеятельностью человека.

3. Следы транспортных средств.

4. Похищенное имущество.

6. Полуфабрикаты, готовая продукция.

7. Предметы изъятые из гражданского оборота.

Результаты негласного и зашифрованного оформляются справкой или рапортом оперативного работника, к которым прилагаются в упакованном виде полученные образцы. Результаты гласного сбора оформляются актом (если данное ОРМ проводилось оперативным сотрудником) либо иными официальным документам. Полученные объекты упаковываются и опечатываются.

Наиболее распространенной формой гласного сбора образцов являются криминалистическая регистрация лиц, в подразделениях оперативно-розыскной информации.

Проверочная закупка как ОРМ.

Проверочная закупка – это осуществляемая в процессе ОРД мнимая сделка купли-продажи с лицом подозреваемым в противозаконной деятельности.

Существует 2 вида проверочной закупки:

1. Предметов, веществ и продукции оборот которой запрещен или ограничен.

2. Вещей, объектов находящихся в свободном обороте.

В 1-м случае проводиться на основании постановления утвержденного руководителем органа осуществляющего ОРД. Все проверочные закупки производятся зашифровано. По результатам составляется акт или иные документы, которые направляются следователю для использования в доказывании по уголовному делу или для возбуждения уголовного дела.

Исследование предметов и документов.

Исследование предметов и документов – это не процессуальное криминалистичекое исследование предметов, документов полученных в результате проведения ОРМ (сбор образцов для сравнительного исследования. В основном проводиться до возбуждения уголовного дела с целью выявления признаков преступной деятельности со стороны преступных лиц.

Основание проведения – официальное письменное поручение органов осуществлящих ОРД. Проводиться в экспертных криминалистических подразделениях при правоохранительных органах, либо в других учреждениях. специалисты кторые могут провести необходимое исследование. При исследовании м.б. получена информация о назначении времени, месте изготовления, качественных характеристиках предметов, веществ, документов, о биологических объектах, их принадлежности и иных свойствах и характеристиках.

Результаты исследования не могут заменить собой производство судебной экспертизы и используются для решения вопроса возбуждения уголовного дела или проведения ряда других процессуальных действий.

Наблюдение как ОРМ.

Наблюдение – негласное слежение за действиями проверяемых лиц, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения путем визуального, электронного контроля, с целью получения информации о признаках преступления. Результаты оформляются рапортом, актом наблюдения, объяснениями иных участников наблюдения с приложением полученных фотографий, кинопленок, либо видеокассет. Могут передаваться следователю, в чьем производстве находиться уголовное дело. Результаты наблюдения могут служить поводами и основаниями для возбуждения уголовного дела, использоваться в доказывании преступной деятельности. Основания и порядок проведения регламентируется специальными ведомственными нормативными актами.

Отождествление личности как ОРМ.

Отождествление личности – это ОРМ направленное на установление лиц причастных к преступной деятельности находящиеся в розыске, являющиеся свидетелями (очевидцами) совершения преступления, заключаются в не процессуальном опознании личности по признакам внешности, голосу, запаху, другим данным, сохраняемое в тайне от опознаваемого.

Основные формы отождествления – опознание личности путем визуального сопоставления по имеющимися в правоохранительных органах фото и видео учета.

Отождествление может проводиться как в естественных условиях. Так и в искусственно создаваемых.

Объектами отождествления м.б. живые лица, трупы, обнаруженные бесхозные и изъятые у преступников предметы и вещи.

Результаты отождествления личности носят как правило ориентировочный характер для поиска доказательств и направлений расследования. Оформляется справкой или рапортом оперативного работника, а в случае отождествления личности трупа составляется акт опознание с участием 2 понятых.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Это не процессуальный оперативный осмотр указанных объектов, производиться в целях обнаружения следов преступления, орудий преступления, других предметов и доказательств, имеющих отношение к преступной деятельности, могущих помочь в розыске скрывшихся преступников. Может проводиться гласно, негласно и зашифровано. При гласном и зашифрованном осмотре необходимо согласие владельца на проведение такого осмотра, негласное обследование жилого помещения допускается только на основании судебного решения.

Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, пометка обнаруженных объектов с помощью специальных химических веществ и создания других условий для следообразования. Изъятие или замена обнаруженных предметов (при негласном обследовании) допускается в исключительных случаях с разрешения руководителя утвердившего постановление на проведение мероприятия. Справка в результатах такого мероприятия храниться в материалах дела оперативного учета. Документы по результатам гласного осмотра, оформленные надлежащим образом в дальнейшем могут приобщаться к материалам уголовного дела.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Это ОРМ проводимое на основании судебного решения отдельного оперативно-розыскного органа заключающееся в получении информации путем не гласного отбора и изучения почтовых отправлений, телеграфа и иных сообщений представляющих интерес для решения оперативно-розыскных задач. Три органа осуществляющие контроль:

Производится это действие только на основании судебного решения, регламентируется нормативный акт. Максимальный срок проведения этого ОРМ не более 6 месяцев. Материальные носители информации на основании постановления руководителя ОВД и с согласия исполнителя могут быть переданы лицу в чьем производстве находится уголовное дело, для использования в процессе доказывания.

Прослушивание телефонных переговоров как ОРМ.

Это не гласное ОРМ осуществляются на основание судебного решения и проводимое отдельными оперативно розыскными органами(ФСБ,ОВД,ФСКН),путем применения специальных технических средств состоящих в контроле и записи телефонных переговоров физических лиц, представляющих оперативные интересы. Осуществляются на любых линиях связи, не зависимо от ведомственной принадлежности собственника. Это ОРМ осуществляется в отношении лиц подозреваемых в тяжких и особо тяжких преступлениях. Фонограммы, полученные в ходе ОРМ хранятся в опечатанном виде в условиях исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонним лицам. Срок действия вынесенный судьей исчисляется в сутках. Со дня вынесения постановления срок не может превышать 180 суток.

Снятие информации с технических каналов связи.

Это ОРМ заключается в перехвате с помощью специальных технических средств открытой (не зашифрованной) информации передаваемой проверенными лицами по техническим каналам связи. Это ОРМ осуществляется на основание судебного решения. Полученные носители информации могут быть в последствии предоставлены следователю для использования в процессе доказывания по уголовному делу. Результаты оформляется справкой, рапортом или актом.

Контрольная поставка - способ получения информации о признаках преступной деятельности путем установления контроля за поставкой, покупкой, продажей, перемещением предметов, веществ и продукций свободная реализация которых запрещена, либо оборот которых ограничен, а так же являются объектами или орудием преступного посягательства. Используются для борьбы с организованными преступными группами, при не законном обороте наркотиков и незаконном перемещении товаров через границу. Оформляются различными документами: рапорт, справкой, объяснительным актом контрольной поставки или иными носителями информации которые могут использоваться в процессе доказывания по уголовным делам.

Оперативный эксперимент-способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления противоправных намерений лиц обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Проводятся на основании постановления утвержденным руководителем органа осуществляющего ОРД, допускается только в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений (тяжких и особо тяжких). Условия проведения эксперимента не должны провоцировать лицо к совершению преступлений. Результат оформляется рапортом сотрудника оперативного подразделения, либо актом оперативного эксперимента. Приобщается к акту физического носителя информации полученной в результате использования специальных технических и иных средств, которые могут быть использованы в процессе доказывания.

Основания и условия проведения оперативно-розыскных

Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Принятие решения о производстве оперативно - розыскного мероприятия должно быть обоснованным.

Законными основаниями для их проведения могут быть изложенные в ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД обстоятельства:

наличие возбужденного уголовного дела;

сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

данные о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

данные о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Наиболее весомое, полное основание для начала проведения оперативно-розыскных мероприятий — наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело — оперативным работником, органом дознания, следователем или судом, и в чьем производстве оно находится. На практике нередко случается, что при производстве оперативно-розыскных мероприятий по одному уголовному делу выясняется причастность проверяемых лиц к другому преступлению, по факту которого уголовное дело еще не возбуждено. В этом случае оперативная информация должна расцениваться в соответствии с требованиями ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации как основание для возбуждения уголовного дела. Данная информация может быть оформлена либо рапортом оперативного сотрудника, либо справкой, составленной на имя непосредственного руководителя.

По возбужденным уголовным делам, находящимся в производстве следователя (дознавателя), оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как по поручению лица, производящего предварительное следствие, так и без такового. В последнем случае, как нам представляется, взаимоотношения между оперативным работником и следователем должны быть построены с норм Морально-этического кодекса оперативного работ, а именно: оперативный работник должен уведомить следователя о том, что по находящемуся в его производстве уголовному проводятся оперативно-розыскные мероприятия и, если позволяет ситуация, обозначить направления, где используются негласные методы работы. Целесообразность этой рекомендации, по мнению, — в ликвидации дублирования в работе оперативных и следственных аппаратов, которые нередко стремятся получить информацию об интересующем событии, лице, не согласовывая свои действия, дублируя друг друга, а зачастую — создавая дополнительные трудности.

При раскрытии преступления, совершенного в условиях не очевидности, следователь обязан принять все меры к его раскрытию, а следовательно, задействовать возможности оперативных подразделений и в соответствии со ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обязан дать письменное отдельное поручение о принятии оперативно-розыскных мер по установлению преступника, что является формальным основанием для производства всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

Однако в случае отсутствия отдельного поручения оперативный работник вправе самостоятельно принимать решение о производстве необходимых оперативно-розыскных мероприятий. О ходе и результатах своей деятельности в этом случае оперативный работник уведомляет следователя по своей инициативе. Иными словами, активность и инициативность оперативного сотрудника не должны сковываться отсутствием документа, подписанного следователем и всецело зависеть от квалификации последнего, от его знаний о возможностях негласных методов раскрытия преступлений.

В этой связи необходимо остановиться на взаимоотношениях между оперативным работником и дознавателем. К подследственности органов дознания в последние годы дополнительно отнесены несколько десятков составов преступлений, по которым осуществляется дознание в полном объеме. Однако в УПК РФ до сих пор не предусмотрено право органов дознания давать письменные поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, хотя потребность в помощи оперативных подразделений в ходе дознания может возникнуть. На практике подобные проблемы решаются на уровне личных контактов, взаимоотношений между отдельными дознавателями и оперативными сотрудниками или их руководителями, то есть дознаватель в устной или письменной форме дает поручение оперативному сотруднику и в соответствующей форме получает отчет о проделанной работе. Считаем, что этот пробел в уголовно-процессуальном законе необходимо устранить и разрешить дознавателю (органу дознания), давать письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. До принятия этой поправки к закону сотрудникам органов дознания и оперативных подразделений необходимо руководствоваться положениями Морально-этического кодекса оперативного работника.

Коротко рассмотрим другие основания проведения оперативно - розыскных мероприятий.

Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, дающие законные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, могут содержаться как в источниках, перечисленных в ст. ст. 140 - 145 УПК РФ, так и в других, в частности, в конфиденциальных сообщениях. Эти сведения нередко скудны, содержат минимум информации о событии, носят ограниченный характер. Принятие решения, как правило, сопровождается дефицитом времени, противоречивостью информации, отсутствием достаточных сил и средств.

Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, могут содержаться в материалах, оформляемых следователем при объявлении лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, в розыск; в ориентировках органов внутренних дел, в розыскных заданиях, в конфиденциальной информации, а также в материалах уголовного дела, по которым заподозренное лицо еще не объявлено в розыск, но имеются объективные основания полагать о его причастности к совершенному преступлению.

Следующим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с п. З ст.7 Федерального Закона об ОРД являются указание прокурора и решение суда по делам, находящимся в их производстве. Однако, по мнению ряда ученых, это положение Федерального Закона об ОРД противоречит требованиям Уголовно-процессуального закона, согласно которому прокурор наделен правом дать указание следователю любого ведомства (МВД, ФСБ, органа налоговой полиции и т.п.) по находящемуся в его производстве уголовному делу, в том числе и о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому предлагаем привести в соответствие с уголовно-процессуальным законом положения " Закона об оперативно-розыскной деятельности " в части, касающейся полномочий прокурора о даче обязательных для исполнения указаний о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

Указания прокурора или решения суда не должны касаться места времени проведения негласных мероприятий, а также сил и средств, задействованных при их осуществлении. Все эти вопросы руководитель оперативного подразделения, на чье имя поступило указание прокурора или решение суда, решает самостоятельно.

Результаты выполнения оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по поручению следователя, дознавателя, по указанию прокурора или по решению суда, как правило, оформляются справкой оперативного работника, содержащей сведения, имеющих значение для раскрытия, расследования преступления или вынесения приговора по делу в суде.

По тем же основаниям, указанным в ст. 7 Федерального Закона об ОРД, проводятся оперативно - розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность на основании следующих правовых актов:

Закон Российской Федерации " О федеральных органах государственной безопасности'';

Закон Российской Федерации " Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы ";

Закон Российской Федерации " О внешней разведке ";

Закон Российской Федерации " О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц ";

Запросы перечисленных органов о проведении соответствующих оперативно-розыскных мероприятий оформляются в письменном виде и визируются руководителем органа внутренних дел соответствующего уровня. В запросе, как правило, должны быть указаны конкретные оперативно-розыскные мероприятия, которые надлежит провести. В случае необходимости вынесения постановления соответствующего должностного лица или решения суда для исполнения запроса, эти документы представляются инициатором в оперативное подразделение совместно с запросом.

При вынесении постановления о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляющих уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, оперативные работники при проведении оперативно-розыскных мероприятий обязаны ставить в известность защищаемых лиц о проводимых мероприятиях. Причем, если такие мероприятия ограничивают конституционные права защищаемых лиц (например, прослушивание телефонных переговоров), то они проводятся только после получения письменного согласия на это со стороны лица, безопасность которого осуществляется.

Свои особенности имеет исполнение запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Оперативно-розыскные мероприятия по ним могут проводиться, как правило, только в тех случаях, когда не требуется судебного решения.

При необходимости ограничения конституционных прав граждан по запросам, поступившим из данных органов, заказчик или исполнитель обязан получить решение судьи по месту проведения мероприятия.

Несколько упрощенный порядок взаимоотношений между правоохранительными органами и в том числе оперативными подразделениями, имеется между Россией и Республикой Беларусь на основании Межгосударственной программы совместных мер с организованной преступностью и иными видами преступлений на территории государств - участников СНГ на период до 2000 года.

Помимо этого, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе также собирать данные, необходимые для принятия некоторых решений, в частности о допуске к сведениям составляющим государственную тайну, о выдаче разрешений, а частную детективную и охранную деятельность и др.

Тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий зависит от складывающейся ситуации, опыта оперативного работника, наличия необходимых сил и средств, дефицита времени и множества других факторов, существенно влияющих на выбор как самого оперативно-розыскного мероприятия, так и тактики его проведения.

Зачастую оперативный работник не только действует в той ситуации, но и умышленно, целенаправленно создает для себя условия, позволяющие более эффективно проученные мероприятия. Поэтому для проверяемых (разрабатываемых) лиц умышленно создают определенные препятствия, затрудняющие их привычный, повседневный ритм жизни, вынуждающие совершать непродуманные действия, зафиксировать которые возможно в ходе проводимого мероприятия. Так, с целью продолжения общения с лицом, находящимся вместе с проверяемым в транспортном средстве, организуют " транспортную пробку " и фиксируют содержание диалога с помощью специальных технических средств. В подобных проблемных ситуациях проверяемые и разрабатываемые вынуждены искать способы и пути преодоления преград, в которых либо срываются их преступные планы, либо появляются возможности успешного решения задач предстоящей оперативной проверки и разработки.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий

Проведение оперативно-розыскных мероприятий

15. Получение компьютерной информации.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

ГАРАНТ:

См. Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891 об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств

О взаимодействии предприятий связи с органами, осуществляющими ОРД, см.:

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи",

постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538

приказ Минсвязи РФ от 10 июня 2003 г. N 77 "О работах по внедрению технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации",

Соглашение между Минсвязи РФ и ФСБ РФ от 20-22 января 1997 г.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке. устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент ФСБ РФ по предоставлению государственной услуги по принятию решений о возможности ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, утвержденный приказом ФСБ РФ от 1 ноября 2012 г. N 549

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ часть вторая статьи 7 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8

8. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:

1) государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

2) государственных должностей субъектов Российской Федерации;

3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

4) должностей федеральной государственной службы;

5) должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;

6) должностей муниципальной службы;

7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

2. О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.

3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.

4. О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части первой статьи 9 настоящего Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. N 12-П

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. При наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судьи, указанного в абзаце третьем пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий на основании решения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя, принятого по результатам рассмотрения ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд.

Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок их рассмотрения, и незамедлительно. Судья (суд) не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Статья 10. Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 - 6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке. предусмотренном ведомственными нормативными актами.

ГАРАНТ:

См. Временную инструкцию о порядке представления оперативными подразделениями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд, утвержденную приказом ФСКН России от 12 мая 2006 г. N 147

Результаты оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, учитываются при решении вопроса об их допуске к указанным видам деятельности.

ГАРАНТ:

См. комментарий к статье 11 настоящего Федерального Закона