Руководства, Инструкции, Бланки

Должностная Инструкция Фельдшера-лаборанта Кдл img-1

Должностная Инструкция Фельдшера-лаборанта Кдл

Рейтинг: 4.9/5.0 (1663 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Фельдшер-лаборант - Должностная инструкция фельдшера-лаборанта

Должностные инструкции

I. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность фельдшера-лаборанта _____________________ (далее – «предприятие»).

1.2. На должность фельдшера-лаборанта назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование и прошедшее подготовку по специальности "Лабораторная диагностика" или "Лабораторное дело".

1.3. Назначение на должность фельдшера-лаборанта и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения здравоохранения.

1.4. Фельдшер-лаборант подчиняется непосредственно _____________________

(заведующему отделением, заместителю главного врача)

1.5. Фельдшер-лаборант должен знать:

- законы Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;

- действующие нормативно - методические документы, регламентирующие деятельность медицинских учреждений;

- основы лабораторного дела;

- морфологию яиц и паразитов основных видов гельминтов, паразитов крови и их этапы развития, а также мезотемов и макрофагов, гонококков, стрептобациллы и трихомонад, бледной спирохеты;

- методы забора биологического материала;

- правила дезинфекции отработанного материала;

- режим работы с возбудителями, как по инфекционным заболеваниям, так и по карантинным;

- лабораторную аппаратуру и правила ее эксплуатации;

- методы приготовления реактивов и растворов для проведения исследований;

- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты;

- основы трудового законодательства Российской Федерации

- правила внутреннего трудового распорядка.

1.6. Во время отсутствия фельдшера-лаборанта (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности в установленном порядке исполняет назначаемое лицо, несущее полную ответственность за их надлежащее исполнение.

II. Должностные обязанности

2.1. Проводит макро- и микроскопическое исследование биологического материала крови, спинномозговой жидкости, желудочного содержимого, выпотных жидкостей, а также гельминто-овоскопическое исследование, при этом используя, методы и технику бактериологических и серологических исследований.

2.2. Своевременно и квалифицированно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения

2.3. Соблюдает правила внутреннего распорядка.

2.4. Соблюдает правила требования охраны труда, производственной санитарии и техники безопасности

Фельдшер-лаборант имеет право:

3.1. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности.

3.2. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.3. Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств.

3.4. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории.

3.5. Принимать участие в работе совещаний, научно-практических конференций и секций по вопросам, относящимся к своей профессиональной деятельности.

3.6. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации

Фельдшер-лаборант несет ответственность:

4.1. За надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией

4.2. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.

4.3. За обеспечение соблюдения подчиненными ему работниками своих обязанностей.

4.4. За несоблюдение правил внутреннего порядка и правил техники безопасности.

За совершенные в процессе проведения лечебных мероприятий правонарушения или бездействие; за ошибки в процессе осуществления своей деятельности, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни пациента; а также за нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов фельдшер-лаборант может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Видео

Другие статьи

Должностная инструкция фельдшера-лаборанта

Должностная инструкция фельдшера-лаборанта 1. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность фельдшера-лаборанта.

2. На должность фельдшера-лаборанта назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование и соответствующую подготовку по специальности "Лабораторная диагностика" или "Лабораторное дело".

3. Фельдшер-лаборант должен знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения; основы лабораторного дела; методы забора биологического материала, морфологию яиц и паразитов основных видов гельминтов, элементов крови на всех этапах развития от гемоцитобластов до зрелых форм, паразитов крови, основных клеточных элементов-лейкоцитов, мезотемов и макрофагов, гонококков, бледной спирохеты, стрептобациллы и трихомонад; режим работы с возбудителями инфекционных заболеваний по своему профилю, а также по карантинным заболеваниям; методы приготовления реактивов и растворов для проведения исследований; правила дезинфекции отработанного материала; лабораторную аппаратуру и правила ее эксплуатации; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4. Фельдшер-лаборант назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Фельдшер-лаборант непосредственно подчиняется руководителю своего структурного подразделения (лаборатории), а при его отсутствии руководителю учреждения или его заместителю.

2. Должностные обязанности

Проводит самостоятельно макро- и микроскопическое исследование биологического материала крови, желудочного содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, исследование отделяемого биологического материала, гельминто-овоскопическое исследование, использует методы и технику бактериологических и серологических исследований. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. Систематически повышает свою квалификацию.

3. Права

Фельдшер-лаборант имеет право:

1. вносить предложения руководству учреждения по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, в т.ч. по вопросам организации и условий своей трудовой деятельности;

2. контролировать работу подчиненных сотрудников (при их наличии), отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству учреждения по их поощрению или наложению взысканий;

3. запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

4. принимать участие в научно-практических конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;

5. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;

6. повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.

Фельдшер-лаборант пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4. Ответственность

Фельдшер-лаборант несет ответственность за:

1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

2. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

3. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;

4. своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;

5. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;

6. обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей подчиненными ему работниками (при их наличии);

7. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов фельдшер-лаборант может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Еще Интересное

Должностная инструкция фельдшера-лаборанта (медицинского лабораторного техника)

Должностная инструкция фельдшера-лаборанта (медицинского лабораторного техника)

1.1. Фельдшер-лаборант относится к категории специалистов.

1.3. Фельдшер-лаборант должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

- методы забора биологического материала, морфологию: яиц и паразитов основных видов гельминтов, элементов крови на всех этапах развития от гемоцитобластов до зрелых форм, паразитов крови, основных клеточных элементов - лейкоцитов, мезотемов и макрофагов, гонококков, бледной спирохеты, стрептобациллы и трихомонад;

- инфекционные заболевания по своему профилю, а также по карантинным заболеваниям;

- методы приготовления реактивов и растворов для проведения исследований;

- правила дезинфекции отработанного материала;

- правила эксплуатации лабораторной аппаратуры;

- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;

- значение стерилизации в профилактике внутрибольничных инфекций, ее организацию в медицинских организациях;

- основы здорового образа жизни;

- основы общей гигиены и производственной санитарии;

- влияние биологических факторов на результаты исследований;

- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностических лабораториях;

- организацию работы в клинико-диагностических лабораториях;

- психологию профессионального общения;

- основы медицины катастроф;

- основы трудового законодательства;

- Правила внутреннего трудового распорядка медицинской организации (учреждения);

- правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.4. Фельдшер-лаборант в своей деятельности руководствуется:

- настоящей должностной инструкцией;

1.6. В период отсутствия фельдшера-лаборанта (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Фельдшер-лаборант относится к четвертому квалификационному уровню профессионально-квалификационной группы "Средний медицинский и фармацевтический персонал" (Приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526) <1>.

<1> Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.

2. Функции

2.1. Проведение исследований, обеспечение точности и надежности результатов анализов.

2.2. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в медицинской организации (учреждении).

3. Должностные обязанности

Фельдшер-лаборант исполняет следующие обязанности:

3.1. Проводит самостоятельно химические макро- и микроскопическое исследования биологического материала крови, желудочного содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, исследование отделяемого, гельминтно-овоскопическое исследование, используя методы исследования геморрагического синдрома, технику бактериологических и серологических исследований.

3.2. Проводит контроль качества выполняемых исследований, обеспечивает точность и надежность анализов.

3.3. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.

3.4. Выполняет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в медицинской организации, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов с целью предупреждения возможного заражения при взятии крови (гепатит, ВИЧ-инфекция).

3.5. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

4. Права

Фельдшер-лаборант имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства медицинской организации (учреждения).

4.2. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.

4.3. Запрашивать и получать от работников других структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.5. Требовать от руководства медицинской организации (учреждения) оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.

5. Ответственность

5.1. Фельдшер-лаборант привлекается к ответственности:

- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

- за нарушение Устава (Положения) медицинской организации (учреждения);

- за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

- за причинение ущерба медицинской организации (учреждению) - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

Должностная инструкция фельдшера-лаборанта (медицинский лабораторный техник) (Кабанов О

Должностная инструкция фельдшера-лаборанта (медицинский лабораторный техник) (Кабанов О.М. 2010)


Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 16.12.2010.

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель "_____________________"
________________ (_________________)
(подпись) (Ф.И.О.)
"___"________ ___ г.
М.П.
"___"________ ___ г. N ___
_________________________________
(наименование организации)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
фельдшера-лаборанта (медицинский лабораторный техник)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные
обязанности, права и ответственность фельдшера-лаборанта (медицинский
лабораторный техник) (далее - Работник) ___________________________.
(наименование организации)
1.2. Работник назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя _________________________.
1.3. Работник подчиняется непосредственно _______________________.
1.4. Требования к квалификации:
Среднее профессиональное образование по специальности "Лабораторная диагностика" и сертификат специалиста по специальности "Лабораторная диагностика", "Гистология", "Лабораторное дело", "Судебно-медицинская экспертиза" без предъявления требований к стажу работы.
1.5. Работник в своей деятельности руководствуется:
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- приказами и распоряжениями руководителя организации;
- настоящей должностной инструкцией.
1.6. Работник должен знать:
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
- методы забора биологического материала, морфологию: яиц и паразитов основных видов гельминтов, элементов крови на всех этапах развития от гемоцитобластов до зрелых форм, паразитов крови, основных клеточных элементов - лейкоцитов, мезотемов и макрофагов, гонококков, бледной спирохеты, стрептобациллы и трихомонад;
- инфекционные заболевания по своему профилю, а также по карантинным заболеваниям;
- методы приготовления реактивов и растворов для проведения исследований;
- правила дезинфекции отработанного материала;
- правила эксплуатации лабораторной аппаратуры; причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
- значение стерилизации в профилактике внутрибольничных инфекций, ее организацию в медицинских организациях;
- основы здорового образа жизни; основы общей гигиены и производственной санитарии;
- основы микробиологии; влияние биологических факторов на результаты исследований;
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностических лабораториях;
- организацию работы в клинико-диагностических лабораториях; медицинскую этику;
- психологию профессионального общения;
- основы медицины катастроф;
- основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.7. При отсутствии Работника его функции выполняет ____________.
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Работник:
2.1. Проводит самостоятельно химические макро- и микроскопическое исследования биологического материала крови, желудочного содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, исследование отделяемого, гельминтно-овоскопическое исследование, используя методы исследования геморрагического синдрома, технику бактериологических и серологических исследований.
2.2. Проводит контроль качества выполняемых исследований, обеспечивает точность и надежность анализов. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.
2.3. Выполняет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в медицинской организации, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов с целью предупреждения возможного заражения при взятии крови (гепатит, ВИЧ-инфекция).
2.4. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.
3. ПРАВА РАБОТНИКА
Работник имеет право на:
3.1. Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
3.2. Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
3.3. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
3.4. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.
3.5. Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
3.6. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
3.7. Объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.
3.8. Участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и коллективным договором формах.
3.9. Ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.
3.10. Защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.
3.11. Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
3.12. Возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
3.13. Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
3.14. Получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности.
3.15. Взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
Работник вправе:
3.16. Давать подчиненным работникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.17. Контролировать выполнение плановых заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий, работу подчиненных работников.
3.18. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих обязанностей.
3.19. Знакомиться с проектами решений руководителя организации, касающимися деятельности Работника.
3.20. Вносить предложения руководителю организации по вопросам своей деятельности.
3.21. Получать служебную информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.
4. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА
Работник обязан:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и должностной инструкцией;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
- незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Работник несет ответственность:
5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
6. УСЛОВИЯ И ОЦЕНКА РАБОТЫ
6.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.
6.2. Оценка работы:
- регулярная - осуществляется непосредственным руководителем в процессе исполнения Работником трудовых функций;
- ____________________________________________________________________.
(указать порядок и основания для иных видов оценки работы)
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010 N 18247).

Непосредственный
руководитель ___________________ _____________________
(подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник юридического отдела
(юрисконсульт) ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
"___"________ ___ г.

С инструкцией ознакомлен: ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
"___"________ ___ г.

Должностная инструкция фельдшера-лаборанта (медицинского лабораторного техника) (примерная форма), Инструкция (форма) от 13 апреля 2016 года

Должностная инструкция фельдшера-лаборанта (медицинского лабораторного техника) (примерная форма)

Должностная инструкция
фельдшера-лаборанта (медицинского лабораторного техника)

__________________________
(наименование работодателя)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник) (далее - "Работник") относится к специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) Работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в "________ " (далее - "Работодатель").

1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.

1.4. Работник подчиняется непосредственно ________ .

1.5. Работник должен знать:

законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; методы забора биологического материала, морфологию: яиц и паразитов основных видов гельминтов, элементов крови на всех этапах развития от гемоцитобластов до зрелых форм, паразитов крови, основных клеточных элементов - лейкоцитов, мезотемов и макрофагов, гонококков, бледной спирохеты, стрептобациллы и трихомонад; инфекционные заболевания по своему профилю, а также по карантинным заболеваниям; методы приготовления реактивов и растворов для проведения исследований; правила дезинфекции отработанного материала; правила эксплуатации лабораторной аппаратуры; причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; значение стерилизации в профилактике внутрибольничных инфекций, ее организацию в медицинских организациях; основы здорового образа жизни; основы общей гигиены и производственной санитарии; основы микробиологии; влияние биологических факторов на результаты исследований; основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностических лабораториях; организацию работы в клинико-диагностических лабораториях; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы медицины катастроф; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

проводит самостоятельно химические макро- и микроскопическое исследования биологического материала крови, желудочного содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, исследование отделяемого, гельминтно-овоскопическое исследование, используя методы исследования геморрагического синдрома, технику бактериологических и серологических исследований;

проводит контроль качества выполняемых исследований, обеспечивает точность и надежность анализов. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию;

выполняет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в медицинской организации, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов с целью предупреждения возможного заражения при взятии крови (гепатит, ВИЧ-инфекция);

оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Должностная инструкция фельдшера-лаборанта (медицинского лабораторного техника) (примерная форма)

1 2 2 обязанности лаборанта

textarchive. ru

Затраты времени сотрудника лаборатории на взятие крови (включая регистрацию), а также регистрацию и обработку венозной крови (получение сыворотки, плазмы) даются отдельно. Время переходов (переездов) для взятия материала для исследования учитывается по фактическим затратам.

Внедрение новых методик, а также наиболее сложные и ответственные исследования выполняет врач-лаборант. Однако высококвалифицированным лаборантам может быть поручено выполнение многих видов лабораторных исследований.

Ответственным за распределением функциональных обязанностей является заведующий лабораторией. Распределение функциональных обязанностей персонала лаборатории отражается в должностных инструкциях.

Наряду с внутрилабораторной организацией труда все большее значение приобретает организация взаимоотношений лабораторий с клиническими отделениями, применение технических средств связи, упорядочение назначений анализов на основе согласованных лабораторных тестов, дифференциально-диагностических программ, проведение клинико-лабораторных конференций и т.п.

1.2.2. Обязанности лаборанта

на должность лаборанта назначают специалиста со средним медицинским образованием, который имеет навыки выполнения лабораторных исследований;

назначение и увольнение лаборанта со средним медицинским образованием осуществляет главный врач медицинского учреждения согласно с действующим законодательством;

лаборант подчиняется непосредственно заведующему лаборатории, врачу-лаборанту, или старшему лаборанту, которые контролируют его работу, производственная нагрузка, согласно с которой лаборант составляет индивидуальный план работы. Руководствуясь составленным планом, он последовательно, старательно и точно выполняет задания;

в работе лаборант пользуется должностной инструкцией и такими указами МОЗ Украины: от 16.04.75 г. № 380, от 01.04.72 г. №290, от 05.10.74 г. № 960, от 01.11.79 р. № 1175, от 23.04.85 г. № 545, от 12.07.89 г. № 408.

Основные обязанности.Лаборант обязан:

готовить свое рабочее место, необходимую посуду, реактивы и красители для проведения исследований;

помогать врачу-лаборанту в проведении всех видов анализов и самостоятельно проводить основные виды исследований (определение физико-химических свойств исследуемого материала, подсчет форменных элементов крови, постановка серологических реакций и др), принимать участие в проведении контроля качества;

проводить определение показателей с применением аппаратуры, следить за рабочим состоянием;

организовывать процесс работы путем группирования однотипных исследований, выполнять их в строгой последовательности, рационально использовать свое время;

обеспечивать санитарно-протиэпидемический режим в лаборатории;

вести установленную документацию;

систематически работать над повышением уровня теоретических знаний и профессиональной квалификации;

следовать правилам медицинской этики и деонтологии.

Права. Лаборант имеет право:

выдвигать требования к руководителю лаборатории относительно условий работы для обеспечения четкого выполнения служебных обязанностей;

требовать от посетителей лаборатории придерживаться правил внутреннего распорядка;

контролировать работу младшего медицинского персонала;

повышать свою квалификацию на рабочем месте или на курсах повышения квалификации в установленном порядке.

Ответственность. Лаборант несет ответственность за:

качество и своевременность выполнения исследований;

выполнение должностных обязанностей;

соблюдение правил охраны труда и техники безопасности.

Оценка работы. Оценку работы фельдшера-лаборанта дают руководитель лаборатории, врач-лаборант, администрация лечебного учреждения, общественные организации на основании учета и объема выполненной работы, выполнения правил внутреннего режима, трудовой дисциплины, морально-этических норм. Виды персональной ответственности устанавливает закон.

Состав помещений и их площадь определяется утвержденными строительными нормами и правилами в зависимости от количества анализов, выполняемых лабораторией в день. Для каждого сотрудника, занимающегося ежедневно обработкой образцов, нужен рабочий стол длиной 3-5 м.

Помещения лаборатории делят на основные и вспомогательные. В основных помещениях размещаются рабочие места для выполнения исследований, лабораторная техника и аппаратура. Во вспомогательных – производится регистрация, подготовка и предварительная обработка материала для исследования, мытье и сушка лабораторной посуды, приготовление реактивов, питательных сред. В крупных лабораториях выделяются отдельные помещения или рабочие места для различных групп анализов.

Для проведения лабораторных исследований в клинико-диагностической лаборатории надо иметь отдельную комнату или рабочие место для:

забора материала с пораженного участка кожи при кожных заболеваниях;

определение физико-химических показателей крови;

общеклинического исследования (мочи, желудочного содержимого, желчи, мокроты, спинномозговой жидкости, серозной жидкости, выделений из половых органов);

Рабочие места должны быть обеспечены всем необходимым для проведения объема работы согласно с табелем оснащения лаборатории. Количество комнат определяется объемом работы лаборатории и характером исследований, которые приводят в ней.

1.2.4. Санитарно-протиэпидемический режим в клинико-диагностической лаборатории

Санитарно-протиэпидемический режим – это комплекс организационных, санитарно-профилактических и протиэпидемических мероприятий, которые предотвращают возникновение внутрибольничной инфекции.

Санитарно-протиэпидемический режим включает в себя требования относительно санитарного состояния лаборатории, внутреннего оснащения, освещения, отопления, вентиляции.

Рабочие места должны быть хорошо освещены лампами дневного света.

Лаборатория должна быть обеспечена вытяжной вентиляцией, вытяжными шкафами, специальной лабораторной мебелью, посудой, аппаратурой и оборудованием.

Основными элементами комплекса мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-гигиенического режима, является проведение дезинфекции, строгое соблюдение требований асептики и стерилизации.

В лаборатории дважды в день проводят влажную уборку с применением дезинфицирующих растворов (0,5% раствор хлорной извести, 1% раствор хлорамина), а при необходимости – текущая уборка. Один раз в неделю проводят генеральную уборку (мытье и дезинфекцию стен, пола, оснащения). Для уборки выделяют специальный маркировальный инвентарь, которой хранится отдельно. После уборки тряпки, щетки дезинфицируют в течении 1 часа в 1% растворе хлорамина.

1.2.5. Охрана труда и техника безопасности

Лаборант работает согласно установленному в лаборатории режиму работы. Он должен помнить о том, что исследуемый материал может быть заразным, поэтому лаборант должен работать в спецодежде, резиновых рукавицах, пользоваться пипеткам-дозаторами или резиновыми грушами. Строго придерживаться инструкций и приказов:

на рабочем месте должно быть только то, что необходимо для проведения данного объема работы;

хранить концентрированные кислоты, щелочи остро пахнущие, легковоспламеняющиеся и отравляющие вещества и работать с ними согласно инструкциям;

электроприборы должны быть в рабочем состоянии, заземлены, во время пользования ими додерживаться инструкций. Если возникает поломка, вызвать мастера.

Во время работы в лаборатории необходимо придерживаться правил работы с нагревательными приборами, отравляющими и легковоспламеняющими реактивами, защищать одежду и тело от химических реактивов, особенно беречь глаза. Для этого необходимо применять такие индивидуальные средства защиты:

медицинский халат, платок или шапочку, резиновый фартук, резиновые перчатки, защитные очки;

в лаборатории должен быть огнетушитель, небольшой запас песка, совок;

на всех емкостях с реактивами – этикетки с названиями реактивов;

особенно осторожно нужно обращаться во время работы с отравляющими легковоспламеняющимися веществами, концентрированными кислотами, щелочами;

с легковоспламеняющимися реактивами (эфир, ацетон и др.) нужно работать, далеко от огня и работающего нагревательного прибора;

щелочи нельзя выливать в раковину концентрированные кислоты, основы, отравляющие вещества с сильным запахом, хромовую смесь и др.;

электронагревательные приборы нужно ставить на изолированный шар (асбест, метлахские плитки);

перед включением в сеть электронагревательных приборов необходимо проверить надежность заземления, исправность розетки, штепселя, электрошнура, при неисправности вызвать электрика. Пользоваться электрооснащением студентам разрешается только после тщательного инструктажа и под присмотром преподавателя. В случае пожара необходимо выключить электрооснащение и осуществлять мероприятия по гашению огня, а при необходимости звонить в пожарную часть;

необходимо знать правила оказания первой медицинской помощи, лаборатория должна быть должным образом оснащена.

Исследуемый материал приходит в лабораторию с направлением, в котором записано:

возраст (особенно ребенка), пол;

название отделения и номер палаты или кабинета:

Лабораторию создано согласно с указом №_________ от_________

Дата начала работы_________________________________________

Производственная нагрузка__________(количество анализов за год)

б) материально-техническая база;

в) учет выполняемых лабораторных исследований;

г) состав и квалификация персонала;

д) оснащенность средствами измерения;

е) оснащенность дополнительным оборудованием;

э) внутри- и межлабораторный контроль качества;

ж) справка о результатах внутрилабораторного контроля качества.

2. Подготовка больного к общеклиническим исследованиям

К проведению лабораторных исследований больных готовят средние медицинские работники стационаров и поликлиник. Для правильной подготовки больного и транспортировки материала лечебные учреждения должны быть достаточно оснащены. В кабинетах для забора материала, манипуляционных и процедурных кабинетах необходимо иметь наборы лабораторного и хозяйственного оборудования: штативы (пластиковые и металлические) для пробирок, специальные контейнеры, термосы или ящики для транспортировки. Также нужно иметь набор сухих химически чистых пробирок, в частности силиконовых или пластмасовых, с определенным количеством антикоагулянта для стабилизации крови. В практике применяют широкогорлые банки по 200 мл, большие мерные банки для собирания мочи, серозной жидкости, широкогорлые банки по 50 мл для собирания кала, стеклянные плевательницы с крышками или стерильные закрытые банки для мокроты, стерильные пробирки с пробками для всех видов бактериологических анализов. Кроме того, должно быть достаточное количество предметного стекла для взятия мазков с пунктатов или отпечатков биопсийного материала.

На результаты исследований определенное влияние имеет физиологическое состояние организма, то есть факторы, которые формируют параметры внутренней среды, или нормальные величины показателей. Поэтому нужно учитывать условия, в которых пребывает больной, и стремиться их стандартизировать: материал брать рано утром натощак в одинаковом положении тела, учитывать прием лекарственных препаратов, рентгенологические исследования и др.

Этапы проведения лабораторных исследований в клинико-диагностической лаборатории

1. Подготовка рабочего места.

Для каждой методики или анализа должно быть организовано рабочее место со всеми необходимыми для выполнения данного объема работы:

рабочие растворы реактивов с этикетками, на которых указано название реактива;

штатив с пробирками, в которых находятся пипетки или пипетки-дозаторы для рабочих растворов;

штатив с пробирками, в которых лаборант проводит исследование;

предметное и покровное стекло, другое лабораторное оснащение, которые используют на подготовительном этапе;

инструкция по проведению данного исследования, утверждена административной особой лечебного учреждения;

лаборант проводит группирование однотипных исследований согласно с направлениями, маркировку исследуемого материала, направлений, лабораторной посуды, выписывает бланки анализов.

2. Выполнение лаборантом исследования согласно с инструкцией.

3. Обработка рабочего места, лабораторной посуды, лабораторного оборудования проводят согласно с указом МОЗ Украины №408.

4. Занесение результатов исследований в бланки анализов, регистрационные журналы или компьютер.

Правила медицинской этики и деонтологии во время работы в клинико-диагностической лаборатории

Условием успешной работы фельдшера-лаборанта является любовь к своей профессии, профессии медицинского работника. Целью его работы является помощь врачу в постановке диагноза, поэтому фельдшер-лаборант должен владеть не только профессиональными знаниями и умением по клинической лабораторной диагностики, но и вопросами медицинской этики и деонтологии.

Наука о медицинской этике – это наука о роли моральных качеств медицинского работника, о высокогуманном отношении к человеку. Основные этические нормы, которые формулировались в процессе оказания медицинской помощи больным, было обобщено и сформулировано учеными-врачами разных эпох. Так в древнеиндийской книге «Аюрведа» находим достаточно четкий портрет врача: «Он должен иметь чистое, сочувствующее сердце, спокойный темперамент, быть правдивым, выделяться знаниями и порядочностью, постоянным стремлением делать добро».

Первые научные обобщения научного опыта лечения и правил поведения возле кровати больного находим в работах Гиппократа. В «Клятве» Гиппократа четкое сформулированы обязанности врача: «Честно и добросовестно служить больному, быть искренним, удерживаться от причинения ему какого-либо вреда».

Во время общения с больным необходимо помнить, что он по складу своего мышления, глубине переживаниий, силе психоэмоционального напряжения, отношению к себе и к окружающим отличается от здорового человека. Особенно длительная болезнь для многих людей является тяжелой травмой, которая сама по себе ухудшает самочувствие, физическое состояние, а так же причиняет серьезные нарушения в психоэмоциональной сфере. Все мысли больного, который доверяет медикам свое здоровье, а иногда и жизнь, направлены на то, чтобы как можно скорее получить квалифицированную медицинскую помощь. Больной должен быть уверен в высоком профессионализме специалистов, а так же в их порядочности, доброте и сочувствии. И поэтому с древней поры общество предъявляло высокие требования к моральным качествам людей, которые занимались медицинской деятельностью.

Науку, которая занимается профессиональными обязанностями медицинских работников, называют медицинской деонтологией. Медики должны постоянно бороться за физическое и психическое здоровье человека, проводить профилактическую и санитарно-просветительную работу, хранить врачебную тайну, оказывать медицинскую помощь независимо от национальной и расовой принадлежности, политического и религиозного мировоззрения.

Основой деонтологии являются административно-регламинтирующие формы (приказы, инструкции) поведения, профессиональных обязанностей в организации лечебно-диагностического процесса. После завершения образования в медицинском университете молодые врачи дают клятву врача Украины, так называемую «Клятву Гиппократу». Выпускники медицинских училищ и колледжей дают торжественное обещание – клятву Флоренс Найтингейл.(основательницы всемирного медсестринства):

Перед Богом и перед лицом собрания

я торжественно обещаю честно жить и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

Я никогда сознательно не дам и не назначу лекарство, которое может причинить вред.

Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии.

Я буду хранить в тайне всю информацию, которая оказалась в моем распоряжении

во время работы с пациентами их родственниками.

Я буду самоотверженно помогать врачу в его работе

и посвящу себя неусыпной заботе о

благополучии всех порученных моим заботам.

Медработник должен быть собранным, спокойным, уравновешенным, не нервничать. В случае ухудшения состояния здоровья больного не паниковать. Надо помнить, что невнимательность, злость подрывают авторитет медработников. Большое значение для создания доброжелательной атмосферы в лечебном учреждении имеет внешний вид медперсонала. Спецодежда должна быть чистой и аккуратной, косметикой нужно пользоваться умеренно.

Важной обязанностью медработника является сохранение профессиональной тайны. Фельдшер-лаборант не имеет права информировать больного о результатах лабораторных исследований.

Неэтично в присутствии больного обсуждать и критиковать профессиональный уровень врачей и других медработников. В процессе работы фельдшер-лаборант общается с больными и их родственниками. Необходимо создавать благоприятный микроклимат с оптимистическим настроением. Больных необходимо ограждать от неблагоприятных сообщений, которые могут их разволновать, привести в возбужденное или угнетенное состояние. Всеми доступными средствами следует поддерживать бодрое настроение, отвлекать от мыслей о заболевании.

Основой взаимоотношений фельдшера-лаборанта и врача является субординация, означающая служебную подчиненность младшего по должности старшему. Фельдшер-лаборант должен выполнять лабораторные исследования и докладывать о результатах.

В отношениях с младшим медперсоналом фельдшер-лаборант должен быть тактичным, замечания (по надобности) делать корректно.

Для обеспечения условий по поддержанию правил деонтологии, установлению приятных отношений с больными, медработники должны иметь четкую картину его психологического состояния. Во время болезни возникает эмоциональная реакция больного на факт заболевания: страх, тревога, депрессия. Проблемы больного занимают особое место в его сознании. У людей слабовольных заболевания могут привести к развитию состояния депрессии, а у людей сильной воли – к принятию решений, направленных на борьбу с болезнью. Больной должен адекватно относится к ней, сотрудничать с медперсоналом, поставить цель – выздоровление. Поведение больного необходимо подчинять достижению цели лечения.

Сирийский врач Абу-ль-Фарадж говорил: «Нас трое – ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вы будете вдвоем, а я останусь один – вы меня победите. Если ты будешь со мной, болезнь будет одна – мы ее победим»

Варианты неадекватного отношения к болезни:

отрицательное (игнорирование факта заболевания, влияния фактора риска);

недооценка важности болезни;

ипохондрическое отношение (неоправданный страх за состояние здоровья и жизни);

утилитарное (получение выгоды от болезни, материальной или моральной);

Отрицательное влияние на психику, эмоции и поведение больного могут оказывать больничная обстановка, особенно если нарушен гигиеничный или больничный режим, нарушение норм этики и эстетики. Пациент из разных источников может получить информацию о своей болезни, что часто его дезинформирует, становиться причиной сомнений относительно правильности лечения. Во время госпитализации необходимо учитывать совместимость пациентов. Нарушить психологический покой больного может ятрогения – его болезненное состояние, обусловленное деятельностью медработников. Отвечая на вопросы больного относительно его недомогания, медработник должен помнить, что ответы могут привести к развитию фобий (например, канцерофобий – страха заболеть раком). Документы, которые отражают результаты лабораторных исследований. должны быть недоступны больным.

Фельдшер-лаборант работает в лечебных учреждениях, в которых обследуют и лечат пациентов разного возраста, поэтому он должен знать особенности характера, психики, темперамента. Больничная обстановка негативно влияет на психику, эмоции и поведение людей разного возраста, особенно ребенка. В условиях стационара дети чувствуют себя одинокими среди незнакомых людей, страдают от нехватки внимания, ласки. Дети не умеют формулировать жалобы. На отдельные симптомы (болевой), вид крови они реагируют достаточно бурно. У детей дошкольного возраста отсутствует осознание болезни в целом. Даже при легком течении болезни у детей появляются симптомы раздражительности и т. п. В период болезни ярко проявляются недостатки в воспитании ребенка, его эгоизм, несдержанность, привередливость, требовательность относительно удовлетворения своих пожеланий. Это объясняется тем, что у больного ребенка ослабевают тормозные процессы в коре головного мозга, развивается эмоциональная нестойкость, несдержанность в поведении, слабый контроль разума над чувствами. Обычно на помощь детям приходят родители и медперсонал. У большинства детей одной из причин отрицательных эмоциональных реакций является чувство страха перед возможной болью и непонятными им медицинскими манипуляциями. Необходимо помочь ребенку преодолеть страх.

Во время работы с пациентами старшего возраста фельдшеру-лаборанту нужно учитывать их возрастные особенности. Психологической доминантой данной категории больных является осознание приближения смерти, проходящей жизни. Люди старшего возраста особенно чувствительны к наименьшим недостаткам в работе медперсонала, очень впечатлительные, ценят доброту, нуждаются во внимании к себе. Необходимо помнить, что в таком возрасте пониженные физиологические функции организма: зрение, слух, ухудшается память, сужаются жизненные интересы. У них часто отсутствует мотивация выздоровления, причиной неизлечимости болезни является возраст.

Чувство тревоги и страха возникают у больных перед незнакомыми процедурами. Накануне процедуры больного необходимо убедить в необходимости ее проведения. Манипуляции необходимо проводить в условиях относительного комфорта в назначенный день и час, нельзя откладывать их, потому что больной к ним готовился. Отрицательное влияние на больного оказывают окровавленные инструменты, тампоны, ватные шарики, поэтому их надо своевременно убирать.

Общество традиционно выдвигало высокие требования к морали медицинских работников. Профессиональная этика учит их усваивать нормы соответственного отношения к пациентам и друг к другу. Одной из особенностей медицинской профессии является то, что деятельность медицинского работника регламентируется юридически.